Мона лиза стиль картины: 7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Содержание

Мона Лиза или Джоконда Картина Леонардо да Винчи

Искусство Италии 15 и 16-го веков
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной.

Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах – в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека).

В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы – ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, – эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства.

Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.

Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.

«Мона Лиза», Леонардо да Винчи

  • Год создания: 1503-1506 
  • Техника живописи:  масло на дереве 
  • Жанр: портрет
  • Стиль:живопись эпохи Возрождения 
  • Выставка: Лувр в Париже

«Мона Лиза» является наиболее знаменитой картиной  Леонардо да Винчи. Этот итальянский живописец эпохи Возрождения создавал свою работу в течение почти трех лет, если быть точнее, между 1503 и 1506 годами. «Мона Лиза» была написана в технике маслом на деревянной основе размером 77 х 53 см и имеет линейную перспективу. Сегодня вы можете увидеть это произведение искусства в Лувре.

Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушка Лиза Джерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена ​​в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка, изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними, и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.

Интригующая улыбка Джоконды уже давно является предметом многочисленных дискуссий и до сих пор не известно, что художник имел в виду, изображая девушку именно так. Гипотезы говорят, что за этой улыбкой Моны Лизы скрываются  благословенные, божественные качества  девушки или выражения гордости или древней гармонии. Неопределенность и двусмысленность этой работы свидетельствует о универсальности художника. Зритель может позволить себе любую интерпретацию данного полотна.

Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает  цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также связано с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.

Характерной особенностью этой картины является то, что с какого бы ракурса не  любоваться на портрет Мона Лизы, она всегда будет смотреть прямо на нас. Кроме того, да Винчи использовал технику обмана чувства видения, используя тени, отбрасываемые скулами. Благодаря чему улыбка Мона Лизы становится все более очевидной, когда мы смотрим на ее глаза и практически исчезает после того как мы посмотрим прямо на рот.

«Мона Лиза» была источником вдохновения для многих художников более поздних эпох, в том числе Марселя Дюшана, Фернана Леже, и Энди Уорхола.

 

Техника Леонардо да Винчи раскрыта. Мона Лиза слой за слоем

По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Изображение Джоконды состоит приблизительно из 30 слоев жидкой, почти прозрачной масляной краски. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Однако уже сейчас его исследования удостоились чести находиться рядом с полотнами великого Леонардо да Винчи. Музей Uffizi во Флоренции разместил рядом с шедеврами мастера 6 таблиц Франка, на которых поэтапно описано, как да Винчи писал глаз Моны Лизы, и две воссозданные им картины Леонардо.

Известно, что композиция «Моны Лизы» построена на «золотых треугольниках». Эти треугольники в свою очередь являются кусками правильного звездчатого пятиугольника. Но исследователи не видят в этом никаких тайных смыслов, они скорее склонны объяснять выразительность Джоконды техникой пространственной перспективы.

Этой техникой да Винчи воспользовался одним из первых, он сделал фон картины неясным, слегка затуманенным, тем самым увеличив акцент на очертаниях переднего плана.

Разгадки Джоконды

Уникальные приемы позволили да Винчи создать настолько живой портрет женщины, что люди, глядя на него,  по-разному воспринимают ее чувства. Грустит она или улыбается? Ученым удалось разгадать эту загадку. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83% счастливая, на 9% — испытывающая чувство отвращения, на 6% — полная страха и на 2% — злая. Программа проанализировала основные черты лица, изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций.

Если верить биографу Леонардо да Винчи Джорджо Вазари, неудивительно, что у Моны Лизы преобладают положительные эмоции: «Так как Мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной».

Менее романтичные специалисты в области живописи утверждают, что объяснение загадочной улыбки банально — у женщины просто сбриты брови. Если брови подрисовать, то пропадет и весь ее неповторимый образ.

Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета утверждает, что Леонардо использовал в своей картине законы человеческой физиологии. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже — тени. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: «Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением».

Кто такая Мона Лиза?

Версий существует масса. Самая правдоподобная из них – моделью для картины была Лиза Жерардини, вторая супруга флорентийского торговца шелком Франческо дель Джиокондо и мать пятерых детей. На момент написания картины (около 1503-1506 г.г.) девушке было по разным сведениям от 24 до 30 лет. Именно из-за фамилии мужа картина теперь известна под двумя названиями.

По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Моделью для картины поработала весьма известная в то время куртизанка герцогиня Катерина Сфорцо. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Герцогиня была незаконнорожденной дочерью правителя Милана — легендарного героя итальянского Возрождения герцога Сфорца и скандально прославилась своей распущенностью: с 15 лет она трижды была замужем и родила 11 детей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Версия эта подкрепляется портретом двадцатипятилетней герцогини удивительно похожей на Мону Лизу.

Часто можно слышать версию о том, что за моделью для своего шедевра Леонардо да Винчи далеко не ходил, а просто написал автопортрет в женской одежде. Эту версию сложно отвергнуть, ведь очевидная схожесть между Джокондой и более поздним автопортретом мастера есть. Более того, это сходство подтвердил компьютерный анализ  основных антропометрических показателей.

Самая скандальная версия затрагивает личную жизнь мастера. Некоторые ученые утверждают, что моделью для картины послужил ученик и помощник да Винчи Джиана Джакомо, который находился рядом с ним в течение 26 лет и, возможно, был его любовником. В пользу этой версии приводят тот факт, что Леонардо оставил эту картину ему в наследство, когда скончался в 1519 году.

Две картины – две модели

Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Неопределенность в  названии картины вызвала массу предположений относительно ее подлинности. Существует версия, что картины на самом деле две. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Более того, Рафаэль, побывав в мастерской художника, сделал набросок с еще незавершенной картины. На эскизе оказалась всем известная женщина, по обеим сторонам от которой расположились греческие колонны. Кроме того, по свидетельствам современников, картина была больше и делалась на заказ как раз для мужа Моны Лизы Франческо дель Джиокондо. Автор передал незаконченную картину в руки заказчика, и она хранилась в семейном архиве на протяжении многих веков.

Однако в Лувре выставлено совершенно иное полотно. Оно меньше по размеру (всего 77 на 53 сантиметра) и выглядит вполне законченным без колонн. Так вот по мнению историков, на луврской картине изображена любовница Джулияно Медичи — Констанца Д’Авалос. Именно эту картину художник привез с собой во Францию в 1516 году. Он держал ее в своей комнате в поместье под городом Амбуаз вплоть до самой смерти. Оттуда картина в 1517 г. попала в коллекцию короля Франциска I. Именно эта картина  называется «Мона Лиза».

На настоящей картине «Джоконда» изображена жена продавца шелка Франциско дель Джиокондо и, быть может, тайная любовница Леонардо. По мнению историков, подлинное полотно, полностью отвечающее описанию современников, было случайно куплено известным британским антикваром в 1914 г. на вещевом рынке английского города Бас за несколько гиней и до 1962 года находилось в Лондоне, пока не было куплено синдикатом швейцарских банкиров.

Похищение Джоконды

Скептики утверждают, что уникальную славу Джоконда завоевала не красивыми глазами и загадочной  улыбкой. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский живописец Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года похитил картину из Лувра. Мотивом такого неразумного поступка оказалась вовсе не страсть к наживе, а патриотическое желание вернуть итальянскую жемчужину на родину.  Картина действительно была найдена в Италии, но спустя лишь два года, в течение которых, портрет находился на первых полосах всех газет и журналов. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.

Загадки Леонардо

Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, справа налево, переворачивая буквы в зеркальном отображении. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. Леонардо не подписывал своих произведений, но оставлял на них опознавательные знаки — взлетающую птицу. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки.

Биография художника

Леонардо получил свою фамилию благодаря городку Винчи к западу от Флоренции, где, предположительно родился 15 апреля 1452 года. Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, поэтому получил основательное образование в чтении, письме и счете. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика, изобретателя механизмов, музыканта. Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело; кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо. Поэтому неудивительно, что в 1516 Франциск I, хорошо осведомленный о разнообразных талантах Леонардо, пригласил его ко двору, который тогда располагался в замке Амбуаз в долине Луары. Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи может быть признана первой 3D-картиной

Леонардо да Винчи может стать первым художником, создавшим картину с 3D-эффектом, утверждают ученые. «Газета.Ru» вспоминает загадки и гипотезы, связанные с самой знаменитой картиной художника.

Самая известная картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (или «Джоконда»), которая сейчас выставлена в Лувре, возможно, была частью эксперимента художника с объемным изображением, сообщает Discovery. Чтобы это доказать, ученые изучили саму картину и ее близкую копию в музее Прадо в Мадриде. Если про луврскую картину сомнений нет — она принадлежит кисти великого художника, то полотно в Прадо, возможно, писал и не сам Леонардо, а один из его учеников.

Тем не менее немецкие ученые Клаус Кристиан Карбон из Университета Бамберга и Вера Хесслингер из Университета Майнца

сравнили две картины и обнаружили, что различий между ними очень мало и сводятся они в основном к разнице в отображении перспективы. Иначе говоря, обе картины как будто писали художники, находящиеся рядом и видящие натурщицу под немного разным углом.

Компьютерный анализ двух полотен показал, что расстояние между углами зрения обоих художников составили всего 69 мм, что примерно соответствует расстоянию между глазами человека. Если мы посмотрим на мир сначала одним глазом, потом другим, картины окажутся немного разными, пишут ученые, наш мозг обрабатывает две картинки и соединяет их в одну — трехмерную. Вот примерно то же самое сделал Леонардо да Винчи с «Джокондой»: по мнению ученых из Германии, он написал две картины так, как видят его глаза по отдельности.

close

100%

Ученые просто соединили два полотна и получили 3D-картинку с объемной Моной Лизой.

С «Джокондой» Леонардо да Винчи связано много загадок, мистификаций и всевозможных научных исследований. Недавно, например, снова выясняли, кто же именно изображен на картине в Лувре в образе «Моны Лизы». Идей на этот счет много.

Начиная с XVI века, которым датируется полотно, никто не сомневался, что картина — это портрет мадонны (моны) Лизы, жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Об этом сообщает Джорджо Вазари, биограф и почти что современник Леонардо да Винчи. Он достаточно точно и в красках описал картину и то, в каких условиях художник ее писал. Но поскольку сам Вазари в своем описании ссылается на первого анонимного биографа Леонардо, современные ученые не склонны полностью доверять его словам. Так, есть версии, что на картине могут быть изображены дочь миланского герцога Галеаццо Сфорца, Изабелла Арагонская, девушка с портрета да Винчи «Дама с горностаем», герцогиня Констанца д’Авалос по прозвищу Gioconda, то есть Веселая, мать кардинала Ипполито Медичи, мать самого художника или просто идеальный образ женщины.

По одной из гипотез, Леонардо да Винчи нарисовал собственный автопортрет (это вроде бы подтвердил компьютерный антропометрический анализ) или же некоего юношу в женской одежде, например своего ученика Салаи.

Кстати, именно Салаи и унаследовал картину после смерти художника.

Современные достижения науки, возможно, позволят поставить точку в нелегком деле определения, кто же она, загадочная Джоконда.

close

100%

Ученые собираются сделать анализ ДНК из фамильного склепа Франческо дель Джокондо и найти останки той самой мадонны Лизы, чтобы понять, действительно ли она изображена на картине да Винчи.

Другая группа загадок связана с лицом женщины на картине и, в частности, с ее улыбкой. Так, например, долгое время ученые не могли понять, почему у Джоконды нет ни бровей, ни ресниц, а темные пятна в уголках глаз и на подбородке позволяли даже предполагать, что натурщица страдала избытком холестерина в организме. Однако французский исследователь Паскаль Котте, который изобрел мультиспектральную фотокамеру и сделал множество снимков «Моны Лизы» в разных цветовых спектрах, доказал, что брови и ресницы художник рисовал, но со временем масло и лак на картине выцвели, а пятна на лице — результат повреждения лакового покрытия.

Еще Котте выяснил, что изначально улыбка Джоконды была более четкой и выразительной.

До сих пор не очень понятно, как Леонардо да Винчи добился такой многозначительной улыбки на лице Моны Лизы.

Вероятно, дело в его уникальной технике сфумато, когда художник писал свои картины мельчайшими мазками в доли миллиметра, используя практически прозрачную жидкую краску и, скорее всего, лупу.

Технику да Винчи разгадал художник и реставратор Жан Франк. Благодаря такой манере письма художник добивался эффекта прозрачности, многослойности и взаимопроникновения различных фактур и предметов на картинах. Возможно, именно поэтому улыбка женщины столь загадочна.

Впрочем, по данным других исследований, проведенных с помощью компьютерного анализа, Джоконда на 83% счастлива, на 9% испытывает отвращение, на 6% боится и на 2% злится. Что неудивительно, когда о тебе говорят уже 500 лет.

Описание картины Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда) 👍

На картине представленной в виде прямоугольного формата видно изображение женщины в темной одежде. которая находится в положении вполоборота. Они сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается на пдлокотник кресла, а другая находится сверху первой.

Женщина изображена лицом к зрителю. Лежащие волосы женщины разделены пробором и представлены зрителю в виде гладких и плоских, отчетливо видимых сквозь лежащую на них прозрачную вуаль. Платье на девушке зеленого цвета с тонкими сборками и рукавами

желтого цвета в кладках. Голова находится в слегка подвернутом положении.

Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.

Нижняя часть картины обрезает другую половину ее тела, и в результате портрет получился поясным. В раннем времени картина могла иметь более широкие размеры и могла вместить пару боковых колонн лоджии, от которых на сегодняшний день осталась лишь пара баз колонн, xbm фрагменты отчетливо наблюдаются на краях парапета. Лоджия ведет к пустынной дикой местности в присутствии извилистых потоков и озер, которые окружены множеством снежных гор, которые видны позади всех фигур.

Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне прекрасного пейзажа, и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно увеличенной фигуры с просматривающейся вдалеке большой горы и ландшафтом придает образу присутствие необыкновенного величия.

Кроме того этому образу посодействовало наличие контраста в виде повышенного пластической осязательности персонажа и его плавного силуэта в присутствии уходящего в туманную даль, похожего на пейзаж с присутствием причудливых скал и выдающихся среди них водных протоков.

Портрет ”Джоконды” по праву успел заслужить звание самого лучшего образца относящегося к портретному жанру эпохи итальянского Высокого Ренессанса.

10 известных реплик на Мона Лизу. Влияние Мона Лизы на искусство

Самая известная картина в мире была написана Леонардо да Винчи между 1503 и 1519 годами, когда Леонардо жил во Флоренции. Теперь картина висит в Лувре под пуленепробиваемым стеклом и является объектом паломничества. Таинственность и недоказанная идентичность модели сделали эту картину источником постоянного изучения и увлечения. «Мона Лиза», наряду с «Девушкой с жемчужной сережкой» Вермеера, стала самой копируемой картиной в истории. Cуществует как минимум дюжина реплик на Джоконду, которые были созданы учениками самого мастера. Можно найти и тысячи других Джоконд — карикатурных, нелепых, ироничных. Чего только стоят Мона Лиза в стиле «Симпсонов» или Джоконда из конструктора Lego. Здесь мы рассмотрим самые известные реплики на Джоконду последних десятилетий.

Казимир Малевич, «Композиция с Мона Лизой», 1914

Малевич стал первым в 20 веке, который использовал образ Мона Лизы в своем коллаже. В нем он издевательски пренебрег культовым статусом картины. На «Композиции с Мона Лизой» он просто взял и перечеркнул лицо Джоконды красным крестом.

Казимир Малевич, «Композиция с Мона Лизой», 1914 Источник: www.wikimedia.org

Малевич, на тот момент работавший в жанрах импрессионизма и кубизма, начал экспериментировать с кубизмом. Его интересовала в первую очередь абсурдность изображения, и в каждую из работ он добавлял один или несколько резко контрастирующих элементов. В «Композиции с Мона Лизой» этими элементами выступают перечеркнутая картина Леонардо, как символ старого искусства, газетная вырезка и надпись «Частичное затмение».

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q., 1919

Именно Дюшан начал огромную волну эксплуатации знаменитого образа в 20 веке. Он в откровенно школьном стиле карандашом нарисовал на репродукции усы и козлиную бородку. Глубокие глаза женщины и ее округлое лицо не противоречат эту акту насилия Дюшана. Борода и усы кажутся завершением образа. Дюшан заявил, что Мона Лиза стала мужчиной. И не женщиной, замаскированной под мужчину, а самым настоящим мужчиной. Название L.H.O.O.Q. («Elle a chaud au cul» с французского переводится как «у нее горячая задница») также заявляет о том, что это уже не просто пародия, а настоящая атака на Мона Лизу как икону культуры массового потребления.

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q., 1919 Источник: www.wikimedia.org

Работа L.H.O.O.Q. нашла множество подражателей среди дадаистов и сюрреалистов. Это непочтительное отношение к самой известной из культовых картин выразило на самом деле презрение дадаистов в целом к искусству прошлого. Под лейтмотив только что окончившейся Первой мировой войны, огромных перемен и переоценки ценностей эта дерзкая выходка, своеобразная фрейдистская шутка явилась очень кстати.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930

Мона Лиза Леже — одно из самых экспериментальных полотен художника. Он многие годы экспериментировал с композицией: убирал фрагменты картин, играл с ними вне перспективы, экспериментировал с ракурсами и цветом. Влияние сюрреализма здесь очевидно. Изображенные объекты не имеют поддержки, а словно плавают в космосе. Влияние сюрреализма проявляется и в причудливом сопоставлении предметов, отсутствии отношения друг другу. Что касается изображения Мона Лизы — так он вовсе обесценивает ее образ. Для него это не культовый образ, а просто очередной растиражированный элемент поп-культуры. Делая на этом акцент, Леже помещает образ женщины на задний план, перекрывая ее изображение связкой ключей.

Фернан Леже, «Мона Лиза с ключами», 1930 Источник: www.lotprive.com

Леже создал множество картин, на которых изобразил ключи, и однажды сказал об этой картине: «В один день, нарисовав связку ключей, я спросил себя, какой элемент в мире меньше всего связан со связкой ключей, и я ответил себе: человеческое лицо. Я вышел на улицу и увидел в витрине портрет Моны Лизы… Я не знаю контраста острее, чем между связкой ключей и Моной Лизой».

Сальвадор Дали, «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954

Дали в этом фотомонтаже в сотрудничестве с известным портретным фотографом Филиппом Халсманом Дали пародирует L.H.O.O.Q. Марселя Дюшана. Это примечательно, ведь пародия Дюшана действительно также породила множество пародий на пародию. Таким образом, в «Автопортрете в образе Моны Лизы» встретились две визитные карточки — самое известное произведение Да Винчи и легендарные усы Дали. В том же 1954 году «Автопортрет…» вышел в совместной книге Халсмана и Дали «Усы Дали», в которой представлено 36 видов усов художника.

Сальвадор Дали, «Автопортрет в образе Моны Лизы», 1954 Источник: www.charming-face.ru

Фернандо Ботеро, «Мона Лиза в двенадцать лет», 1959 и «Мона Лиза», 1963

Этот колумбийский художник славится своими «толстыми фигурами» — стилем, который он разработал, когда начал экспериментировать с размерами и пропорциями в 1950-х годах. Ботеро начал свою карьеру, копируя многие знаменитые картины. В том числе он создал две известные реминисценции на Джоконду — в 1959 и 1963 годах. Мону Лизу образца 1963 года он, не изменяя своему стилю, создал гиперболически огромной. Это и есть его почерк. Но здесь, в изображении Моны Лизы, этот его прием оказался как нельзя кстати. Надутая фигура Джоконды будто символизирует чувство собственной важности модели. Ботеро создал образ, который так далек от той деликатной и загадочной «Моны Лизы» из Лувра, что почти читается как пародия.

Фернандо Ботеро, «Мона Лиза в двенадцать лет», 1959 Источник: www.dianov-art.ru Фернандо Ботеро, «Мона Лиза», 1963 Источник: magritte-rene.livejournal.com

Рене Магритт, «Джоконда», 1960

Мона Лиза Магритта, пожалуй, является одной из самых оригинальных. На этом полотне бесполезно искать лицо Моны Лизы. Эта работа — замечательный пример зрелой живописи художника. Она объединяет некоторые из самых любимых элементов художника: занавес, колокол и небо, все они изображены на нейтральном фоне. В композиции преобладают монументальные шторы, при помощи которых Магритт иллюстрирует сопоставление противоположностей — парадокс скрытия и раскрытия, а также контраст между естественным и искусственным, между внутренним и внешним. Магритт ставит под сомнение то значение, которое мы привыкли приписывать привычным объектам и явлениям, в частности — легендарной картине Да Винчи.

Рене Магритт, «Джоконда», 1960 Источник: www.artinvestment.ru

Энди Уорхол, «Цветная Мона Лиза», 1963

Энди Уорхол тоже целился именно в сам статус знаменитой картины в своей сериграфии 1963 года. Вообще Энди Уорхол с огромным удовольствием и активно эксплуатировал образ Мона Лизы. Эксперименты над «Джокондой» у Уорхола начались работой под названием «Двойная Мона Лиза», продолжились сериграфией «Четыре Мона Лизы», но и на четырех он решил не останавливаться. В конечном итоге художник повторил изображение 30 раз. Эту версию Уорхол назвал «Тридцать лучше, чем одна».

Энди Уорхол, «Цветная Мона Лиза», 1963 Источник: www.christies.com

Роберт Раушенберг, «Пневмония Лиза», 1982

Под этим мистическим и игривым названием Раушенберг создал коллаж с четырьмя изображениями Мона Лизы. Это многосложный коллаж с использованием множества материалов: здесь и фольга, и текстиль, и карандашный рисунок. Тем самым он показывает, что можно использовать изображения, не копируя его, а помещая его в необычный контекст и балансируя на грани между репродукцией и уникальным произведением.

Роберт Раушенберг, «Пневмония Лиза», 1982 Источник: www.blogspot.com

Сам Раушенберг так высказался о «Джоконде» Да Винчи: «Очень скоро картина превратилась в факсимиле. Она стала настолько узнаваемой, что ее можно распознать, не глядя не нее».

Софи Матисс, «Мона Лиза (Вернусь через 5 минут)», 1997

Правнучка Анри Матисса и приемная внучка Марселя Дюшана Софи прибегла к приему, который мы рассмотрели ранее в работе Рене Магритта. Она также вовсе исключила непосредственный образ Джоконды из произведения. Все, что мы видим — это лишь фон, который сам по себе уже интересен и является объектом анализа. Джоконда была здесь, но отошла — такова задумка Софи. Пейзаж — это некое сказочное, воображаемое место с огненной рекой и мистическим ландшафтом. Произведение погружает зрителя в себя и заставляет задуматься о таких понятиях как место и время, бытие и небытие. Постепенно начинаешь верить, что Мона Лиза была вот здесь и сейчас буквально недавно, но мы опоздали.

Софи Матисс, «Мона Лиза (Вернусь через 5 минут)», 1997 Источник: www.fragrantica.ru

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008

Этот норвежский граффити художник, чьи ранние работы принимали за Бэнкси, всегда работает на грани юмора и трагедии, его холсты — это заборы и заброшки крупнейших городов мира, кисти — баллончики с краской. Произведения этого художника не претендуют на вечность: как и любое граффити они подвергаются опасности каждый день. А самого художника обвиняют в вандализме. Этот художник и сам себя называет себя Кинжалом (Dolk в переводе с норвежского «нож», «кинжал»). В работе «Последняя Мона» Лундгрен вместо реального кинжала, правда, он использует в качестве деструктивного элемента валик и алую краску, тем самым показывая, что ничто не вечно.

Долк Лундгрен, «Последняя Мона», 2008 Источник: www.rise-gallery.co.uk

Некоторые реплики на Мона Лизу в других видах искусства

«Джоконда» вдохновила Макса фон Шиллингса на создание в 1915 году одноименной оперы. Портрет Леонардо являлся вдохновением для песни Mona Lisa американского лирика Рэя Эванса: «Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?// Или лишь холодное и одинокое, одинокое произведение искусства?» Песня была записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), позже перезаписана его дочерью Натали, а также многими другими. Было снято множество фильмов, в частности «Мона Лиза» (1986) и написано несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и книга канадской писательницы Рэйчел Уайетт «Мона Лиза» (1999). Роман аргентинского писателя Мартина Капарроса Valfierno (2004) описывает период из жизни человека, который руководил кражей Моны Лизы в 1911 году из Лувра.

Декоративно—прикладное искусство, рекламная индустрия просто поглотили шедевр Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонтики и многие другие предметы домашнего обихода несут ее томный образ. Портрет Мона Лизы воспроизводится при помощи всего на свете: от масла и баллончиков с краской до использованных автобусных билетов и кофейных зерен.

Загадка картины «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

   Наверное, в мире нет более известного полотна, чем «Мона Лиза». Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ. «Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»


   Считается, что картина — это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 — 1505 годы. Создал полотно великий Леонардо да Винчи. Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

   Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в Лувре, где ей отведен специальный зал, носящий ее имя. Привез ее во Францию сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы


   Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

   Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы. Она — только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины — Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая». Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

   Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн («Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта»).

   Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина — это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи — Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).

   Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична — правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста — цифры.

Просто картина или шедевр


   Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

   Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину. Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.

   Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

   Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.

Период искусства эпохи Возрождения — История искусства

Мы все знаем, что такое Ренессанс, верно? Микеланджело, Леонардо, Рафаэль и компания создали потрясающие картины и скульптуры, которыми мы продолжаем восхищаться много веков спустя, и так далее, и тому подобное. (Надеюсь, вы сейчас киваете головой и думаете: «Да, да, пожалуйста, продолжайте!») Хотя это были жизненно важные художники, и их коллективная работа — это то, что обычно приходит на ум, когда слышишь слово «Ренессанс», как это часто бывает в жизни, все не так просто.

Ренессанс (слово, которое буквально означает «рожденный заново») — это название, которое мы дали периоду западной истории, когда возрождались искусства, столь важные в классических культурах. Искусству было довольно трудно оставаться важным в средние века, учитывая всю территориальную борьбу, которая происходила по всей Европе. Людям, жившим тогда, было достаточно, чтобы просто выяснить, как остаться в благосклонности того, кто ими правил, в то время как правители были озабочены сохранением или расширением контроля.За исключением Римско-католической церкви, ни у кого не оставалось ни времени, ни мыслей, чтобы посвятить себя роскоши искусства.

Поэтому неудивительно, что «Возрождение» не имело четкой даты начала, началось сначала в тех областях, которые имели самый высокий относительный уровень политической стабильности, и распространилось не как лесной пожар, а в виде ряда различные фазы, которые произошли между годами c. 1150 г. и ок. 1600.

Каковы были различные фазы Возрождения?

В интересах экономии времени давайте разобьем эту тему на четыре широкие категории.

Предварительное (или «Прото») Возрождение началось в северном анклаве современной Италии где-то около 1150 года или около того. Это не представляло, по крайней мере изначально, дикого расхождения с любым другим средневековым искусством. Что делало Проторенессанс важным, так это то, что область, в которой он начался, была достаточно стабильной, чтобы позволить исследованиям в искусстве развиваться .

Итальянское искусство пятнадцатого века , часто (и не безосновательно) называемое «Ранним Возрождением» , обычно означает художественные события во Флорентийской республике между 1417 и 1494 годами.(Кстати, это не означает, что ничего не происходило до 1417 года. Исследования эпохи Проторенессанса распространились и охватили художников по всей северной Италии.) Флоренция была местом, по ряду факторов, где эпоха Возрождения действительно закрепилась и закрепилась. застрявший.

Итальянское искусство шестнадцатого века — это категория, содержащая три отдельные темы. То, что мы сейчас называем «Высоким Возрождением», было относительно коротким периодом, длившимся примерно с 1495 по 1527 год.) «Поздний ренессанс» имел место между 1527 и 1600 годами (опять же, это приблизительная таблица времени) и включал в себя художественную школу, известную как Маньеризм . Кроме того, Ренессанс процветал в Венеции , области настолько уникальной (и в высшей степени незаинтересованной в маньеризме), что художественная «школа» была названа в ее честь.

Североевропейское Возрождение

Ренессанс в Северной Европе изо всех сил пытался появиться на свет, в основном из-за мертвой хватки готического искусства, сохранявшейся на протяжении веков, и того факта, что этот географический регион медленнее обретал политическую стабильность, чем северная Италия.Тем не менее, Ренессанс здесь имел место, начиная примерно с середины четырнадцатого века и продолжаясь до движения барокко (около 1600 г.).

Теперь давайте исследуем эти «Ренессансы», чтобы получить представление о том, какие художники что делали (и почему нас это все еще волнует), а также изучить новые техники, средства и термины, которые пришли от каждого из них. Вы можете следовать за любым из слов с гиперссылками (они выделены синим цветом и подчеркнуты) в этой статье, чтобы перейти к той части эпохи Возрождения, которая вас больше всего интересует.

Мона Лиза, Леонардо да Винчи: анализ, интерпретация

Подробнее Анализ Мона Лиза

На портрете изображен сидящий человек прямо и боком в кресле, ее лицо и грудь слегка повернуты к зрителю: поза, происходящая от образа «пирамиды», используемого для изобразить сидящую Мадонну. Ее левая рука удобно лежит на подлокотнике стула и сжата рукой ее правой руки, которая пересекает ее фронт.Слегка защитное положение ее рук, а также подлокотник, создает ощущение дистанции между сидящим и зрителем.

Фоновый пейзаж за натурщиком был создан с использованием воздушной перспективы, с ее дымчато-голубым и неясным определенная точка схода. Это придает композиции значительную глубину, хотя его детали показывают явный дисбаланс между (более высоким) каменистым горизонтом вправо, по сравнению с (нижними) равнинами, простирающимися далеко на осталось.Этот дисбаланс добавляет немного сюрреалистической атмосферы картине.

Еще одна слегка сюрреалистичная особенность Мона Лиза — это отсутствие у нее бровей и ресниц. Это не было преднамеренный поступок художницы, так как сканы свидетельствуют о том, что изначально она дали оба. Возможно, что цвет пигмент, используемый для этих черт лица, с тех пор выцвел или был непреднамеренно удаляются во время чистки.

Мона Лиза — пример вклада Леонардо к искусству масляной живописи, а именно его мастерство сфумато .Этот живописная техника предполагает плавный, почти незаметный переход от одного цвета к другому с помощью сверхтонких тональных градаций. На протяжении всей картины видно, что использование Леонардо сфумато особенно видно в мягком контуре лица Лизы Герардини вокруг глаз и рот. Это была техника масляной живописи, которую он уже демонстрировал с большим успехом в Дева Скал (1483-5).

Общее впечатление от Моны Портрет Лизы — это портрет великой безмятежности, обогащенный определенной атмосферой. тайны. Спокойствие исходит от приглушенной цветовой гаммы, успокаивающего сфумато тональность и гармония, создаваемая пирамидальной формой натурщика. поза и сдержанная драпировка. Загадка связана с рядом факторов: во-первых, ее загадочная полуулыбка; во-вторых, ее взгляд, направленный на право зрителя; ее руки, у которых какая-то нереальная, безжизненная качество — почти как если бы они принадлежали другому телу.

Создано одним из величайших Старых Мастера истории искусства, Мона Лиза — прекрасный пример эстетики Высокого Возрождения начала чинквеченто , и стал безошибочной иконой западной культуры: факт, признанный Марсель Дюшан (1887-1968), отец современного искусства, в своей пародии под названием L.H.O.O.Q.

Стиль Моны Лизы: реальная ценность старого мастера

Посетите Лувр в любой день, и вы станете свидетелями очень своеобразного культурного явления в галереях European Paintings.Именно здесь, в комнате 711, толпы посетителей собираются, как это было на протяжении десятилетий, чтобы встать перед одной панелью: Леонардо да Винчи портрет Лизы Герардини , жены флорентийского торговца тканями, иначе известная как Мона Лиза . Многие, кажется, сбиты с толку, обнаружив, что размышляют над маленькой темной картиной 500-летней давности из-за деревянного барьера, когда их толкает толпа из сотен человек. Они остаются на несколько секунд, делают селфи, а затем идут дальше.

Рядом выставлены шедевры Тициана и Тинторетто . Не за горами даже пять других картин Леонардо, некоторые лучше, чем Мона Лиза . Но решимость туристов воздать должное этой работе больше, чем всем остальным, имеет мало общего с ее художественными достоинствами.

Так почему же они приходят? В основном потому, что она колоссально известна. В 1911 году портрет был украден итальянским националистом и увезен во Флоренцию, его изображение бесконечно воспроизводилось в газетах, пока два года спустя его не нашли.Улыбчивая, загадочная соблазнительница была пародирована Марселем Дюшаном и сюрреалистами, переработана Энди Уорхолом и воспринята рекламной индустрией; каждая последующая итерация ее образа увеличивала ее известность и подпитывала новые ассигнования — бесконечная петля обратной связи, которая превратила ее из простой картины в культурный мем за десятилетия до появления Интернета. Совсем недавно она появилась в видео для Beyoncé и Jay-Z Apeshit , которое было снято в Лувре и начинается и заканчивается парой, стоящей в одиночестве перед портретом Леонардо (во время печати). , видео было просмотрено более 111 миллионов раз на Youtube).

Мона Лиза Слава наделила ее почти трансцендентной силой. «Эта картина — предмет паломничества», — говорит Гейл Декстер Лорд , соучредитель консалтинговой фирмы Lord Cultural Resources, которая сравнивает потоки туристов, привлеченных к портрету Леонардо, со средневековыми христианами, которые путешествовали по Европе, чтобы посетить соборы, в которых жили кости, части тела и одежды святых. Они сделали это, потому что верили, что вид или прикосновение к святому предмету приблизит их к Богу, очистит их душу, ускорит их путешествие на небеса или вылечит их болезнь.

Осознают они это или нет, но люди, которые сегодня посещают Мону Лизу , находятся в своего рода современном художественном паломничестве. Они думают, что простое знакомство с картиной «принесет им какое-то культурное достижение», — говорит Лорд. «Они могут вернуться домой и сказать:« Я видел ее ». В этом визите, несомненно, есть духовное качество». Для Лорда путешествие, чтобы увидеть картину, если не реальное стояние перед ней, может быть удовлетворением основной человеческой потребности в квази-сакральном опыте в то время, когда универсальная вера была захвачена потребительством.

Сравнение с паломничеством подходит как нельзя лучше. Подобно тому, как реликвии хранились в тщательно продуманных, иногда украшенных драгоценностями контейнерах, «Мона Лиза » — единственная картина в коллекции Лувра, насчитывающая около 6000 экземпляров, которая выставлена ​​в собственном защитном реликварии — специально сконструированном ящике с климат-контролем, установленном в бетоне и фасад защищен пуленепробиваемым стеклом. И точно так же, как реликвии обогащали средневековые соборы, Моны Лизы приносят доход Лувру, согласно собственным удивительным подсчетам музея.

В апреле во французскую прессу просочились цифры доклада, подготовленного музеем для Министерства культуры. Анализ был предназначен для решительного опровержения предложений, неоднократно сделанных министром культуры Франсуазой Ниссен , о том, что Мона Лиза должна быть отправлена ​​в «большое турне» по французским региональным музеям для борьбы с «культурной сегрегацией». В отчете утверждалось, что снятие портрета Леонардо со стен музея всего на три месяца обойдется учреждению в ошеломляющую 35 миллионов евро.Из них 2 миллиона евро пойдут на страхование картины во время ее путешествий; до 3 млн евро на создание новой мобильной витрины с климат-контролем для работы; и 5 млн евро на упаковку и транспортировку. Однако самым откровенным из всех было раскрытие информации о том, что без Моны Лизы , выставленных на обозрение в течение трех месяцев, Лувр потерял 13 миллионов евро на входных билетах и ​​еще 7,5 миллионов евро на расходы в своих магазинах и ресторанах — примерно 228 000 в день — потому что девять из 10 посетителей, очевидно, приходят в музей, чтобы увидеть портрет Леонардо, сообщил Лувр правительству.Неясно, где будут понесены окончательные убытки в размере 4,5 млн евро; французская пресса, сообщившая об утечке данных, не пролила на это света.

Если предположить, что эти цифры не преувеличены (музей отказался их обсуждать), то Мона Лиза приносит Лувру значительный доход при минимальных вложениях. Картина была слегка очищена в 1952 году, но больше двух столетий не реставрировалась. Она не застрахована, поэтому музею ничего не стоит в виде премий (по большей части крупные музеи в Европе, финансируемые государством, не страхуют свои коллекции, «в основном из соображений стоимости», — говорит Адам Придо , директор брокерской компании по страхованию произведений искусства Hallett Independent , но и потому, что национальные коллекции принадлежат государству, а государство, как правило, «не страхует себя», объясняет Придо.) Мона Лиза не была отправлена ​​​​взаймы с тех пор, как она совершила поездку по Японии в 1974 году, поэтому Лувр не понес никаких расходов, связанных с такой поездкой. Вместо этого ее оставляют почти нетронутой в защитном ящике, за исключением ритуального осмотра раз в год в присутствии директора музея, сотрудников и ученых, и теперь она считается слишком хрупкой, чтобы ее можно было переместить — ее хрупкость — настоящая причина. Лувр не хочет ее одолжить.

Мона Лиза Леонардо да Винчи

Мона Лиза
Художник Леонардо да Винчи
Год с.1503–1519 90 157
Средний Тополь, масло
Местоположение Музей Лувр, Париж
Размеры 30 дюймов × 21 дюйм
77 см × 53 см

Мона Лиза , возможно, самое известное произведение живописи во всем мире. Она была написана Леонардо да Винчи, знаменитым итальянским художником, между 1504 и 1519 годами и является заказом на половину тела для женщины по имени Лиза Герардини.Ее муж Франческо Дель Джокондо запросил работу Да Винчи сразу после начала века. Это, пожалуй, самое изученное произведение искусства из когда-либо известных. Выражение лица модели вызывало споры на протяжении веков, поскольку ее лицо остается в значительной степени загадочным на портрете. Первоначально заказанный в Италии, теперь он находится дома во Французской Республике и выставлен в Лувре в Париже.

Фон


Работу запросил муж субъекта, Франческо Дель Джокондо.Лиза была из известной семьи, известной во всей Тоскане и Флоренции, и была замужем за Франческо Дель Джокондо, который был очень богатым торговцем шелком. Работа заключалась в том, чтобы отпраздновать завершение строительства их дома, а также празднование рождения их второго сына. Только в 2005 году личность Моны Лизы была полностью понята, хотя годы спекуляций позволили предположить истинную личность субъекта картины.

Леонардо да Винчи

Мона Лиза известна по целому ряду причин.Одной из причин популярности картины, безусловно, является сам художник. Леонардо да Винчи, пожалуй, самый узнаваемый художник в мире. Да Винчи был не только художником, но и ученым, изобретателем и врачом. Его изучение человеческой формы началось с изучения реальных человеческих трупов.

Из-за его способности изучать настоящую форму человека, он мог рисовать и раскрашивать ее точнее, чем любой другой художник того времени. В то время как Мона Лиза может считаться величайшим произведением искусства всех времен, да Винчи был известен больше своей способностью рисовать, чем рисовать.В настоящее время существует лишь несколько картин да Винчи, в основном из-за его в значительной степени экспериментального стиля искусства и его привычки откладывать на потом. Среди его самых известных набросков — Витрувианский человек, которого очень хорошо знает любой, кто когда-либо изучал анатомию, биологию человека или искусство.

Но наиболее заметно Да Винчи был известен на протяжении веков как ученый и изобретатель. Среди его идей были примитивный вертолет и танк. Некоторые из его наиболее заметных картин включают в себя Мону Лизу , конечно же, а также Тайная вечеря.Он использовал множество различных поверхностей для рисования, что объясняет многие его неудачи (и многие его успехи) как художника. Многие из его картин имеют библейский характер, но по мере того, как его талант и известность росли, ему все чаще заказывали портреты.

Применяемые методы

Мона Лиза — это картина маслом с поверхностью из тополя. Это необычно тем, что большинство картин заказываются маслом на холсте, но панель из тополя является частью того, что приписало картине известность.Из-за носителя, использованного для изображения, Мона Лиза сохранилась в течение шести столетий, ни разу не реставрировавшись — черта, очень необычная, если учесть временной период произведения.

Хотя большая часть произведений искусства эпохи Возрождения изображает библейские сцены, именно стиль и техника картин этого периода отличают их от других эпох искусства. Анатомически правильные черты лица — одна из отличительных черт этого периода истории искусства, а «Мона Лиза » выделяется среди великих картин деталями рук, глаз и губ.Да Винчи использовал технику затенения уголков ее губ, а также уголков ее глаз, что придает ей чрезвычайно реалистичный вид и веселый вид. Ее портрет таков, что для наблюдателя они стоят прямо перед Лизой дель Джокондо, а подлокотники ее кресла служат барьером между наблюдателем и героем картины.

Да Винчи также создал фон с видами с высоты птичьего полета и красивым пейзажем, но приглушенным из-за яркой легкости лица и рук модели.Техника, которую да Винчи использовал при написании картины, не оставила после себя видимых следов кисти, что, как говорили, заставило любого мастера-художника пасть духом. Это действительно шедевр.

Кража

Мона Лиза исчезла из Лувра во Франции в 1911 году. Пабло Пикассо был в первоначальном списке подозреваемых, допрошенных и заключенных в тюрьму за кражу, но позже он был реабилитирован. В течение двух лет шедевр считался навсегда утерянным. Однако в 1913 году итальянский патриот Винченцо Перуджа был арестован за кражу знаменитой картины, а оригинальное произведение искусства было возвращено в Лувр в Париже.Перуджа в то время был сотрудником Лувра и считал, что картина принадлежала Италии. В течение двух лет он держал знаменитое произведение искусства в своей квартире, но его обнаружили, когда он пытался продать его галерее во Флоренции, Италия.

Вандализм

На протяжении веков знаменитая картина также выдерживала попытки вандализма. Первый акт вандализма произошел в 1956 году, когда кто-то облил нижнюю часть кислотой, серьезно повредив неподвластный времени шедевр.В том же году другой вандал бросил в работу камень, сняв обломок краски возле ее локтя. Позже его закрасили. После этого произведение было помещено под пуленепробиваемое стекло, чтобы защитить картину от дальнейших попыток вандализма и уничтожения.

Эта картина уже давно карикатурно изображается в карикатурах, тиражируется по всему миру и изучается как учеными, так и любителями искусства. Картина является самым широко признанным произведением искусства во всем мире.Комиссия Франческо дель Джокондо использовала такие точные детали, чтобы придать невероятно реалистичный вид предмету картины. Это произведение искусства эпохи Возрождения полностью изменило технику и стиль живописи и почитается во всем мире как величайший шедевр всех времен.

Техники живописи, использованные в «Моне Лизе»

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи — одно из самых известных произведений западного искусства. Обаятельная улыбка Моны и ее невероятный реализм веками интриговали любителей искусства и критиков, и практически каждый художник-портретист со времен да Винчи изучал картину, чтобы понять его подход к живописи.Леонардо использовал множество различных техник масляной живописи, чтобы завершить это мастерское произведение искусства, некоторые из которых он усовершенствовал до такой степени, которой не достиг ни один художник.

Подмалевок Verdaccio

Verdaccio — это стиль подмалевка, при котором тональные значения устанавливаются в монохромном зеленовато-сером оттенке перед нанесением дополнительных цветов. Verdaccio особенно эффективен для создания реалистичных телесных тонов в масляной живописи, так как он захватывает появление вен под кожей и прохладные тени, когда позже покрывается прозрачными красными и земляными тонами.Известно, что Леонардо да Винчи использовал вердаччо в своих работах, что можно увидеть в частично законченных картинах, таких как «Поклонение волхвов».

Сфумато

Сфумато, итальянский термин, переводится как «исчез или испарился». В отличие от флорентийской школы художников, которые сильно обрисовывали свои предметы, да Винчи усовершенствовал технику размытия и смягчения краев, сделав их практически незаметными. Такой подход повышает реалистичность изображения, поскольку лицо Моны плавно изгибается и плавно переходит в ее мягкие волосы, а ее плечи плавно округляются, чтобы исчезнуть на заднем плане.Для достижения этого эффекта да Винчи выбрал единую палитру полутоновых цветов и избегал самых светлых красок для ярких черт лица. При сильном смешивании картина предстает перед зрителем как бы из-за облака дыма.

Остекление

Остекление было еще одной техникой, помимо выбора тональной палитры, с помощью которой Леонардо да Винчи добивался своих эффектов сфумато и реализма. Остекление — это нанесение нескольких тонких прозрачных слоев краски на уже окрашенную поверхность.Остекление позволяет художнику добиться чрезвычайно тонких вариаций цвета и оттенка без резких краев и мазков, отвлекающих от внешнего вида реализма. Ученые, изучающие «Мону Лизу», обнаружили до 30 слоев глазури на участках ее кожи, толщина некоторых из которых составляет всего несколько микрометров. Использование нескольких глазурей также помогает добавить глубины фону и затененным областям картины.

Светотень

Леонардо да Винчи приписывают введение идеи светотени в мир искусства.Светотень описывается как использование света и тени для определения трехмерных форм, где тон и значение преобладают над цветом и оттенком. Он считал, что нужно одевать свои фигуры в одежду светлых тонов, чтобы они выделялись на более темном фоне, создавая разнообразие ярких и затененных форм. Леонардо достиг единства тона, удерживая каждый цветной объект в ограниченном диапазоне значений, в отличие от других художников, которые меняли оттенок и контраст. Более поздние художники, такие как Караваджо, довели светотень до крайности для драматического эффекта, но да Винчи тщательно использовал эту технику, чтобы усилить свой тонкий реализм.

Есть ли скрытый рисунок под «Моной Лизой»? | Умные новости

15-летнее исследование сканов, сделанных в 2004 году, выявило невидимые детали, в том числе шпильку. Паскаль Котте

Известная своими дымчатыми глазами и насмешливой улыбкой, Мона Лиза является одной из самых известных картин в мире. Теперь, после более внимательного изучения любимого шедевра эпохи Возрождения, исследователи обнаружили доказательства того, что Леонардо да Винчи действительно полагался на рисунок углем, чтобы передать загадочные черты натурщика.

Как сообщает Сара Касконе для artnet News , ученый Паскаль Котт, подробно изложивший свои выводы в недавнем выпуске Journal of Cultural Heritage , начал изучать Мону Лизу в 2004 году, когда Лувр попросил его оцифровать ее. со своей мультиспектральной камерой высокого разрешения Lumiere Technology. Затем Колетт использовала метод послойного усиления, который позволяет ученым усиливать слабые инфракрасные сигналы и раскрывать новые подробности о картинах, обнаруживать следы скрытого подрисунка.

В итоге Колетт сделала более 1650 сканированных фотографий. Он провел последние 15 лет, анализируя эти данные с помощью соавтора Лайонела Симонота, физика из Университета Пуатье.

«Эти открытия увеличивают и увеличивают тайну создания [ Моны Лизы ]», — говорит Котте Express Джош Сондерс . «[В] конце концов мы понимаем, что это работа очень долгого «творческого акта», который охватывает более десяти лет и состоит из нескольких этапов.

Новый анализ предполагает, что Леонардо использовал технику под названием spolvero , которая позволила ему переносить эскизы с бумаги на холст с помощью угольной пыли, чтобы нарисовать Мону Лизу .

Мона Лиза — одна из самых известных картин в мире. Общественное достояние через Wikimedia Commons

В беседе с artnet News Котт говорит: «Сполверо на лбу и на руке выдает полную недорисовку.

Леонардо, вероятно, создал Мону Лизу между 1503 и 1519 годами, когда он жил во Флоренции, согласно Британской энциклопедии. Хотя точная личность субъекта остается неясной, многие искусствоведы считают, что это Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Другие предполагают, что Мона Лиза может быть более аллегорической фигурой. По словам Котте, присутствие в небе над головой Моны Лизы арфы может указывать на то, что модель является аллегорией справедливости или добра.

«Эта шпилька в небе справа от головы Моны Лизы не может принадлежать портрету человека, потому что во Флоренции в то время это было не в моде. Люди должны были быть одеты определенным образом, чтобы обозначить их профессию и благородство, уважая цвета», — рассказывает Котте Express . «У Моны Лизы не может быть таких волос, это было невозможно в то время во Флоренции».

Любители искусства со всего мира часто обращают внимание на дымчатый, сказочный вид картины.Леонардо добился этого эффекта с помощью различных техник рисования, в том числе сфумато или тонких штриховок, которые создают плавные переходы между светом и тенью.

Мона Лиза также известна своим захватывающим взглядом; ее глаза, кажется, следуют за зрителями, когда они перемещаются по комнате. Новое открытие Котте может помочь объяснить этот эффект: как отмечает Тесса Соломон для ARTnews , метки spolvero указывают на то, что Леонардо, возможно, изменил позу своего объекта и заставил ее смотреть более прямо на зрителя.

Миллионы людей посещают Mona Lisa каждый год. Фото Педро Фиузы / NurPhoto через Getty Images

Это не первый случай, когда Котте идентифицировал скрытые особенности под поверхностью Моны Лизы . В 2015 году ученый попал в заголовки газет, заявив, что Леонардо нарисовал то, что мы видим сегодня, поверх более раннего портрета совершенно другой женщины.

Но многие критики и ученые возражали против этой интерпретации: вместо этого историк искусства Мартин Кемп сказал Ройе Никха в интервью BBC News, что детали, обнаруженные с помощью технологии Cotte’s Lumiere, вероятно, являются отражением «непрерывного процесса эволюции.

Джонатан Джонс из Хранитель поддержал оценку Кемпа, предположив, что Леонардо работал над картиной на протяжении всей своей жизни, добавляя детали по мере развития своей художественной философии.

«Конечно, он не сделал ничего настолько банального, как нарисовал кого-то другого поверх своего портрета флорентийской женщины», — возразил Джонс. «То, что он сделал, было гораздо более захватывающим. Он работал над этим портретом до тех пор, пока лицо реального человека не превратилось в миф».

Изобразительное искусство История искусства Искусство встречается с наукой Художники Классные находки Леонардо да Винчи Художники Картина Ренессанс

Рекомендуемые видео

Скрытый рисунок лежит под «Моной Лизой», показаны новые изображения со сверхвысоким разрешением

Новое высокотехнологичное исследование Моны Лизы Леонардо да Винчи предполагает, что мастер эпохи Возрождения создал картину, используя ранее неизвестный подготовительный эскиз.

Слабые следы подрисовки углем, видимые благодаря мультиспектральному анализу, свидетельствуют о технике spolvero  , при которой художник прокалывает крошечные отверстия по контурам рисунка и с помощью угольной пыли переносит рисунок на холст.

Открытие, опубликованное ученым Паскалем Коттом в журнале Journal of Cultural Heritage , готовилось более 15 лет. В 2004 году Лувр разрешил Котту сделать фотографические сканы Моны Лизы , и за прошедшие полтора десятилетия он неустанно изучал более 1650 полученных изображений.

«Лувр пригласил меня, потому что я изобретатель новой высокочувствительной мультиспектральной камеры с очень высоким разрешением», — сказал Котте в электронном письме Artnet News.

Сканы Моны Лизы Леонардо да Винчи раскрывают скрытые секреты, в том числе рисунок сполверо. Фото предоставлено Паскалем Котте.

С помощью своей камеры с технологией Lumiere Technology новаторский «метод послойного усиления» Котте способен обнаруживать свет, отраженный на 13 длинах волн, опираясь на работу инфракрасной фотографии, которая ранее играла важную роль в том, чтобы сделать видимыми невооруженным глазом детали, скрытые под поверхностью. рисование.

Котте смог обнаружить основные линии угля в более светлых областях картины, используя комбинацию фотографии в ближнем инфракрасном диапазоне и инфракрасной рефлектографии.

Леонардо да Винчи, Мона Лиза (1503–1517). Предоставлено Лувром, через Wikipedia Commons.

«Оптическая система позволяет нам видеть очень мелкие детали, а высокая чувствительность обеспечивает очень сильное усиление слабого сигнала», — добавил Котте. « сполверо на лбу и на руке выдает полную подрисовку.

Это первый раз, когда spolvero  был замечен на знаменитой картине, что вызывает удивительную возможность того, что где-то там все еще может существовать бумажный рисунок Моны Лизы , сделанный рукой Леонардо, и что на нем будет изображение немного другая поза, как видно из рисунка, художник внес коррективы в окончательную композицию.

Леонардо да Винчи Мона Лиза (1503–1517) во время фотографирования в Лувре с помощью камеры Lumiere Technology.

Мона лиза стиль картины: 7 тайн знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх