Недоэкспонированное фото: Осветляем недоэкспонированные фотографии

Содержание

Осветляем недоэкспонированные фотографии

Давайте посмотрим правде в глаза, на сегодняшний день снимать  на цифровые камеры семью или места, приковывающие взгляд, стало очень легко и процесс приносит нам только удовольствие. Нет никакой необходимости беспокоиться об испорченной пленке, потому что карта памяти в цифровом фотоаппарате позволяет вмещать умопомрачительное количество снимков. Нам остается только наводить фокус и жать на кнопку спуска затвора так часто, как мы того сами захотим.

Но что делать, если эти фотографии не оправдали ваших ожиданий и получились не такими качественными, как вам того хотелось бы? Представьте себе, что вы сделали потрясающий снимок и второй такой возможности у вас не предвидится, но он испорчен неправильно выставленной экспозицией? Он может быть недоэкспонированным и смотреться мрачно и скучно или, напротив, может выйти настолько ярким, что некоторые детали окажутся засвеченными. Профессионалы в таком случае пользуются корректирующими слоями Levels и Curves. Но если вы хотите “спасти” фотографию для себя, то зачем так усложнять процесс?

Благодаря возможностям Photoshop вы можете решить проблему экспозиции в считанные секунды, используя функцию режимов наложения и корректирующие слои.

Посмотрите, как это легко и быстро. Эту фотографию я сделал во время путешествия на Ниагарский водопад. Был пасмурный и облачный день, но на этом недоэкспонированном снимке все выглядит даже хуже, чем было на самом деле.

Исходное недоэкспонированное изображение.

Скажу еще раз, что если бы эта фотография мне была необходима в профессиональных целях, то я бы  приложил некоторые усилия и сделал правильную тоновую коррекцию, используя Кривые и Уровни, но мне просто хочется, чтобы эта фотография была ярче.

Шаг 1. Добавьте корректирующий слой Levels (Уровни)

Для этого кликните по иконке создания нового корректирующего слоя, расположенного в нижней части панели слоев.

В появившемся списке выберете Levels. По сути, для этой техники вы можете использовать любой представленный здесь корректирующий слой, но мы выберем слой, который используется при обработке наиболее часто.

Если вы работаете в CS3 или еще более ранних версиях, то тогда перед вами появится диалоговое окно с гистограммой и другими настройками. Не задумывайтесь о настройках, просто нажмите Ok и закройте диалоговое окно. Все, что нам нужно – это изменить сам слой.

Теперь, после создания корректирующего слоя вы видите, как новый слой Levels 1 возник поверх слоя с вашим исходным изображением Background.

Шаг 2. Измените режим наложения слоя на Screen

На этом этапе всё, что нам нужно, чтобы сделать изображение ярче и светлее – это перевести режим наложения слоя с Normal на Screen. Вы найдете эту опцию в левом верхнем углу панели слоев:

Режим наложения Screen не единственный режим, который позволяет делать фотографии светлее. Самое главное, что этот эффект, как вы увидели, очень легко создать за пару простых шагов. Теперь мы можем заметить положительные изменения: появилось больше деталей в теневых областях, возьмем в качестве примера лес, который изначально был почти черным.

Шаг 3. Продублируйте корректирующий слой Levels (опционально)

Если ваше фото после этих манипуляций все равно останется недостаточно ярким, то просто продублируйте слой Levels. Для этого активируйте слой, кликнув по нему мышкой, и перетащите его на иконку, расположенную на панели слоев:

Отпустите кнопку мыши, когда рука со слоем окажется на иконке, обозначающей Новый слой. Программа сделает копию слоя с созданным эффектом. Заметьте, что копия уже переведена в режим наложения Screen (Экран), поэтому менять ничего не надо.

Теперь, когда мы создали два корректирующих слоя в режиме наложения Screen, фотография стала еще ярче и еще больше деталей мы можем увидеть в теневых зонах изображения.

Шаг 4. Уменьшите непрозрачность слоя, если это необходимо

Может случиться, что два таких слоя для вашего изображения окажутся слишком эффективными и сделают фотографию слишком яркой. Для того чтобы чуть уменьшить воздействие верхнего слоя измените значение Opacity (Непрозрачность). По умолчанию непрозрачность выставляется автоматически на 100%. Для своего изображения я уменьшу это значение до 70%, а вы должны отталкиваться от вида уже своей фотографии.

Ну вот и всё! Уложившись в пару минут, мы смогли буквально спасти недоэкспонированную фотографию, сделав ее ярче и светлее. Но имейте в виду, что эта техника лишь выводит детали в теневых участках изображения, поэтому если снимок недоэкспонирован настолько, что тени представляют собой зоны черного цвета, то этот прием фотографию, увы, спасти не сможет.

Давайте посмотрим на До и После:

Кстати говоря, аналогичным методом можно вытягивать переэкспонированные снимки, но используя уже режим наложения Multiply.

Автор: Steve Patterson

Недоэкспонирование и переэкспонирование в фотографии

Узнайте, как исправлять слишком яркие или слишком темные изображения.

В фотографии изображения, которые темнее реальной композиции, называются недоэкспонированными, а те, которые светлее, — переэкспонированными. Иногда фотографы недоэкспонируют или переэкспонируют изображения в художественных целях. В целом, недоэкспонирование и переэкспонирование — распространенные ошибки, которые делают фотографы при съемке.

Как исправить недоэкспонированное изображение.

Когда вы делаете снимок идеально освещенной композиции в помещении, а на фотографии получаете мрачную пещеру, это по-настоящему разочаровывает. Вот несколько советов, как сделать фотографии более светлыми.

  • Откройте диафрагму. Если уменьшить число f, в камеру будет попадать больше света, и изображение станет светлее.
  • Увеличьте выдержку. Как и в случае уменьшения числа f , увеличение выдержки приводит к тому, что в камеру будет попадать больше света.
  • Увеличьте чувствительность по ISO. Чем больше значение чувствительности по ISO, тем больше чувствительность матрицы камеры к свету.

Как исправить переэкспонированное изображение.

Переэкспонирование случается часто, особенно при съемке на улице. Наши глаза великолепно и быстро адаптируются к яркому солнечному свету, но камеры не так хорошо делают это. Вот как немного уменьшить количество света, если снимки получаются переэкспонированными.

  • Закройте диафрагму. Выше мы говорили, что, уменьшив число f , можно увеличить количество света, попадающего в камеру. Соответственно, если увеличить число f, в камеру будет попадать меньше света.
  • Уменьшите выдержку. Чем короче выдержка, тем меньшее время свет освещает матрицу камеры.
  • Уменьшите чувствительность по ISO. Если уменьшить этот параметр, матрица камеры будет менее чувствительна к свету. Если ваши снимки слишком светлые, попробуйте уменьшить чувствительность по ISO.

Получите советы по фотографии, предназначенные для фотографов с любым уровнем навыков. Узнайте, как с помощью Adobe Photoshop и Lightroom сделать ваши снимки светлее или темнее.

Как мгновенно осветлить недодержанные изображения с помощью Photoshop

В этом уроке мы узнаем, как мгновенно осветлить недоэкспонированное изображение с помощью Photoshop, используя всего лишь простой корректирующий слой и режим наложения слоев! Я буду использовать

Photoshop CC здесь, но это руководство также совместимо с Photoshop CS6 . Если вы используете CS5 или более раннюю версию, попробуйте оригинальную версию этого руководства.

Современные цифровые фотоаппараты, смартфоны и другие устройства делают снимки семьи, друзей и всего, что бросается в глаза, одновременно легкими и приятными. Пока на карте памяти камеры или во внутренней памяти устройства остается место, мы можем снимать столько фотографий, сколько захотим, просто ради удовольствия!

Но что нам делать, если эти фотографии, которые мы сделали для развлечения, получаются не так хорошо, как мы надеялись? Что если в конце дня мы получим изображение, которое нам действительно нравится, но оно страдает от неудачной проблемы с экспозицией? Он может казаться слишком темным ( недоэкспонированный ) или слишком ярким ( переэкспонированный ).

Если вы разбираетесь в Photoshop, вы знаете, что для коррекции тона профессионального уровня можно использовать настройку уровней или кривых. Но если это просто фотография, которую вы сделали для развлечения, вам может быть все равно, что она выглядит

профессионально . Вы можете просто хотеть, чтобы это выглядело лучше . Должен быть способ исправить простые проблемы с экспозицией в Photoshop без особых хлопот, верно?

Вы правы! Фактически, как мы узнаем в этом и следующем уроках, Photoshop позволяет легко устранить незначительные проблемы с экспозицией за считанные секунды! Все, что нам нужно, это корректирующий слой и режим наложения слоев. В этом первом уроке мы узнаем, как быстро осветлить недодержанное изображение. В следующем уроке мы узнаем, как затемнить передержанное изображение. Самое замечательное, что шаги в обоих уроках практически одинаковы. На самом деле, как мы увидим, единственная реальная разница в том, какой режим смешивания нам нужен!

Во-первых, давайте узнаем, как быстро осветлить недодержанное изображение. Вот фотография, которую я снял во время поездки на Ниагарский водопад. Это был облачный, мрачный день для начала, но поскольку это изображение недоэкспонировано, оно выглядит еще темнее, чем было на самом деле:

Оригинальное недоэкспонированное изображение. Фото предоставлено Стивом Паттерсоном.

Опять же, если бы эта фотография имела для меня большее значение, я бы приложил усилия, чтобы сделать правильную тональную коррекцию с помощью уровней, кривых или даже Camera Raw. Но так как это всего лишь туристический снимок, я просто хочу, чтобы он выглядел ярче при минимальных усилиях. Итак, начнем!

Как исправить недодержанную фотографию

Шаг 1: Добавить корректирующий слой

С изображением, недавно открытым в Photoshop, если мы посмотрим на нашу панель Layers, мы увидим изображение, находящееся на фоновом слое, в настоящее время единственный слой в документе:

Панель «Слои», показывающая фотографию на фоновом слое.

Чтобы быстро осветлить изображение, мы добавим корректирующий слой Levels. Нажмите на значок « Новый заливочный или корректирующий слой» в нижней части панели «Слои»:

Нажав на значок «Новый слой заливки» или «Корректирующий слой».

Затем выберите Уровни из появившегося списка:

Выбор корректирующего слоя Levels.

Ничего еще не произойдет с изображением, но если мы снова посмотрим на панель «Слои», то теперь мы увидим наш корректирующий слой «Уровни» с именем «Уровни 1», расположенный над фотографией на слое фона:

Photoshop добавляет корректирующий слой Levels над фоновым слоем.

Шаг 2: Измените режим смешивания корректирующего слоя на «Screen»

Элементы управления и параметры корректирующего слоя «Уровни» отображаются на панели « Свойства» в Photoshop. Но для этой техники вам не нужно ничего знать о том, как работает корректировка изображения уровней, поэтому мы не будем использовать ни одну из этих опций.

Вместо этого, чтобы осветлить изображение, все, что нам нужно сделать, это изменить режим наложения для корректирующего слоя «Уровни». Вы найдете опцию Blend Mode в левом верхнем углу панели Layers. По умолчанию режим смешивания установлен на Normal. Нажмите на слово «Normal» и измените режим смешивания на Screen :

Изменение режима наложения корректирующего слоя на «Экран».

Вы можете узнать все о режиме наложения экрана, а также о других режимах наложения Photoshop, в нашем учебном пособии «Пять основных режимов наложения для редактирования фотографий». Но вкратце, режим наложения «Экран» — это группа режимов наложения, которые осветляют изображение, и просто изменив режим наложения корректирующего слоя на «Экран», темная фотография теперь выглядит ярче:

Режим наложения экрана мгновенно осветляет недодержанное изображение.

Чтобы было легче увидеть разницу, вот разделенное изображение. Оригинальная версия слева; яркая версия справа:

Сравнение оригинальной (слева) и светлой (справа) версий.

Шаг 3: Дублируйте корректирующий слой Levels (необязательно)

Если вы обнаружите, что ваша фотография все еще недостаточно яркая, вы можете легко сделать ее еще ярче, дублируя корректирующий слой Levels. Чтобы дублировать его, нажмите на корректирующий слой «Уровни» и, удерживая нажатой кнопку мыши, перетащите корректирующий слой вниз на значок « Новый слой» в нижней части панели «Слои» (это значок непосредственно слева от корзины). :

Перетащите корректирующий слой на значок «Новый слой».

Когда вы отпустите кнопку мыши, Photoshop создаст копию корректирующего слоя «Уровни» и поместит его над оригиналом. Обратите внимание, что копия уже установлена ​​в режим смешивания экрана, поэтому нет необходимости менять ее самостоятельно:

Добавлен второй корректирующий слой.

Теперь у нас есть два корректирующих слоя Levels, оба из которых настроены на режим смешивания экрана, объединяя усилия, чтобы сделать наше изображение ярче. С таким ярким освещением мое изображение выглядит слишком ярким. Части неба и водопады выглядят размытыми:

Второй корректирующий слой, установленный на Экран, делает изображение еще ярче.

Шаг 4: уменьшите непрозрачность корректирующего слоя, если это необходимо

Чтобы вернуть часть яркости, все, что нам нужно сделать, это уменьшить непрозрачность верхнего корректирующего слоя. Вы найдете параметр «Непрозрачность» в правом верхнем углу панели «Слои», прямо напротив параметра «Режим наложения».

По умолчанию непрозрачность установлена ​​на 100%. Следите за своим изображением при уменьшении значения непрозрачности, пока уровень яркости не будет выглядеть хорошо. В моем случае я снизу его до 25% . Мой первоначальный корректирующий слой Levels по-прежнему имеет непрозрачность 100%, но теперь мой второй корректирующий слой добавляет только дополнительные 25% яркости:

Уменьшение непрозрачности корректирующего слоя для точной настройки яркости.

И вот как выглядит мое изображение после снижения непрозрачности. Обратите внимание, что большая часть размытых деталей на небе и в водопадах была восстановлена:

Результат после снижения непрозрачности корректирующего слоя.

Шаг 5: Добавьте слой регулировки вибрации (необязательно)

На данный момент мы закончили осветление изображения. Но одна вещь, которую вы можете сделать в качестве последнего шага, это повысить насыщенность цвета. Причина в том, что увеличение яркости иногда может сделать цвета тусклыми и нуждающимися в небольшой помощи.

Чтобы быстро усилить цвета, мы можем использовать один из корректирующих слоев Photoshop Vibrance. Еще раз щелкните значок « Новый заливочный слой» или «Корректирующий слой» в нижней части панели «Слои»:

Нажав на значок «Новый слой заливки» или «Корректирующий слой».

Затем выберите корректирующий слой Vibrance из списка:

Выбор корректирующего слоя Vibrance.

Photoshop добавляет корректирующий слой «Вибрация» с именем «Вибрация 1» над другими слоями на панели «Слои»:

Слой регулировки вибрации появляется в верхней части стека слоев.

Как и в случае с корректирующим слоем «Уровни», элементы управления для корректирующего слоя «Вибрация» появляются на панели « Свойства» в Photoshop, и на этот раз нам действительно нужно их использовать. Это нормально, хотя, потому что элементы управления очень просты.

Там два ползунка; ползунок вибрации вверху и ползунок насыщенности под ним. Оба ползунка влияют на насыщенность цвета. Разница между ними заключается в том, что ползунок Vibrance будет усиливать менее насыщенные цвета больше, чем цвета, которые уже насыщены. Ползунку Насыщенности, с другой стороны, все равно, насколько насыщенными являются цвета. Это повысит их всех одинаково.

В большинстве случаев вам нужен слайдер Vibrance, но вы можете также использовать слайдер Saturation, чтобы выручить его. Начните с перемещения ползунка Vibrance вправо, чтобы усилить цвет в менее насыщенных областях. Затем, если изображение все еще выглядит тусклым, перетащите ползунок «Насыщенность» вправо, чтобы увеличить общую насыщенность цвета.

Точные значения, которые вам нужны, будут зависеть от вашего изображения, поэтому, как всегда, следите за ним при экспериментировании с ползунками. В моем случае на изображении много серого, но чтобы выделить больше зеленого на листьях, а также немного синего в воде и в облаках, я начну с увеличения значения Vibrance до +40., Затем я увеличу значение насыщенности до +20 :

Повышение насыщенности цвета с помощью ползунков регулировки вибрации.

И вот результат. С этим изображением разница невелика, и если продвинуть насыщенность намного дальше, то все будет выглядеть неестественно. Тем не менее, корректирующий слой Vibrance все еще был способен выявить больше того небольшого цвета, с которого можно было начать:

Результат после применения корректирующего слоя Vibrance.

До и после

Наконец, давайте сравним наши результаты с оригинальной версией изображения. Нам понадобится способ отключить все наши корректирующие слои, чтобы мы могли просматривать только исходное изображение на фоновом слое. Для этого воспользуемся небольшим удобным трюком.

Нажмите и удерживайте клавишу Alt

(Победа) / Option (Mac) на клавиатуре и щелкните значок видимости фонового слоя (глазное яблоко) на панели «Слои»:


Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите значок видимости фонового слоя.

Это временно отключает все слои, кроме фонового, позволяя нам увидеть наше исходное изображение:

При отключенных корректирующих слоях появляется оригинальное изображение.

Когда вы посмотрите на панель «Слои», вы заметите, что все значки видимости для корректирующих слоев отключены. Чтобы снова включить их, еще раз нажмите и удерживайте нажатой клавишу Alt (Win) / Option (Mac) и нажмите тот же значок видимости для фонового слоя:

Снова удерживая Alt (Win) / Option (Mac), одновременно нажимая значок видимости фонового слоя.

Это мгновенно снова включает все корректирующие слои, позволяя нам просматривать более яркую версию нашего изображения:

Конечный результат.

И там у нас это есть! Добавив всего пару корректирующих слоев Levels, оба из которых были настроены на режим смешивания экрана, мы смогли быстро и легко осветлить недодержанное изображение. И, чтобы компенсировать увеличение яркости, мы использовали корректирующий слой Vibrance, чтобы выделить больше исходного цвета изображения.

В следующем уроке мы узнаем, как мы можем использовать почти такие же шаги, чтобы мгновенно затемнить передержанное изображение! Или посмотрите наш раздел «Ретушь фотографий», чтобы узнать больше о редактировании изображений! И не забывайте, что все наши учебники доступны для скачивания в виде удобных, высококачественных PDF-файлов!

Исправление темного (недодержанного) фото с помощью режимов наложения

Всем привет. В этом уроке я покажу вам, как Photoshop позволяет легко исправить незначительные проблемы экспозиции в считанные секунды с помощью корректирующих слоев и режимов наложения слоя! Вы узнаете, как быстро осветлить недодержанные изображения с помощью режима наложения “Экран” (Screen).

Давайте рассмотрим, как быстро исправить недодержанное изображение. Для примера возьмем фотографию Ниагарского водопада. Это темное, явно недоэкспонированное изображение, где все детали выглядят темнее, чем есть на самом деле, деревья, к примеру, получились практически черными:

Оригинальное недоэкспонированное изображение.

Повторяюсь, если это фото имело для меня большее значение, я бы приложил усилия, чтобы сделать правильную тональную коррекцию при помощи “Уровней” или “Кривых”, но в этом случае я просто хочу исправить (сделать ярче) это изображение с минимальными усилиями и как можно быстрее. Давайте начнем!

Откройте фотографию в Photoshop и добавьте к фоновому слою новый корректирующий слой “Уровни” (Levels).

Photoshop добавил над фоновым слоем корректирующий слой “Уровни”.

Шаг 2: Изменение режима наложения корректирующего слоя на “Экран” (Screen)

Для увеличения яркости изображения на данный момент, все, что нам нужно сделать – это изменить режим наложения корректирующего слоя с нормального на “Экран” (Screen). Вы найдете опцию изменения режима наложения в верхнем левом углу панели слоев:

Измените режима наложения корректирующего слоя на “Экран” (Screen).

Режим наложения “Экран” (Screen) является одним из нескольких осветляющих изображение режимов, следовательно, добавление корректирующего слоя “Уровни” и изменение его режима наложения на Screen сделает фото ярче. Теперь мы можем увидеть больше деталей в темных областях, особенно в деревьях, которые были изначально почти черные:

Недоэкспонированное фото стало ярче с использованием режима наложения корректирующего слоя “Экран”. Этот режим наложения значительно оживил недодержанное изображение.

Шаг 3: Дублируем корректирующий слой Levels (необязательно)

Если вы обнаружите, что ваша фотография пока ещё не достаточно яркая, просто дублируйте корректирующий слой “Уровни”, нажав в панели слоёв на него левой клавишей мыши и затем нажав комбинацию клавиш Ctrl+J. Копия корректирующего слоя появится над оригиналом:

Дублирование корректирующего слоя

Теперь, с добавлением двух корректирующих слоев в режиме наложения “Экран”, изображение выглядит еще ярче, с гораздо более подробными видимыми деталями в темных областях:

Вид изображения после добавления второго корректирующего слоя режиме “Экран”

Шаг 4: Уменьшение непрозрачности второго корректирующего слоя, если есть такая необходимость

После добавления второго корректирующего слоев “Уровни” вы можете обнаружить, что изображение стало слишком ярким. Для того, чтобы несколько снизить яркость, просто уменьшите значение непрозрачности верхнего корректирующего слоя. Опция Непрозрачность расположена прямо напротив опции режимов наложения в верхней части панели слоев. По умолчанию установлено значение непрозрачности 100%. У себя я собираюсь снизить непрозрачность примерно до 70% , но это значение зависит от каждого конкретного изображения:

Уменьшение непрозрачности корректирующего слоя для точной подстройки яркости.

Собственно, всё готово, подведём итог. Добавив всего пару корректирующих слоев “Уровни” в режиме наложения “Экран”, мы смогли быстро и легко осветлить тёмное изображение. Однако, имейте в виду, что этот метод будет выявлять детали в темных областях фотографии только в том случае, если эти детали имеются. Но если изображение недодержано так сильно, что тёмные области не содержат ничего, кроме сплошного черного цвета, вы можете использовать эту технику, чтобы сделать изображение ярче в целом, но детали в тёмных областях выявлены не будут., т.к. они отсутствуют изначально.

Фото до…

Фото после…

На этом у меня все. До скорого!

Подписывайтесь на канал @phtgr, чтоб не пропускать новые интересные уроки.

Что такое экспозиция | [ПРО]ФОТО

Содержание страницы

Экспозиция — это совокупность параметров, рассчитывающих количество света, которое получит светоматериал фотоаппарата в процессе последующей своей засветки.

Съемочная экспозиция

Термин «экспозиция» зачастую применяется и к самому процессу экспонирования (например: «двойная экспозиция», «многократная экспозиция»). Корректная съемочная экспозиция выбирается для того, чтобы получить нормально сэкспонированное изображение, и рассчитывается как произведение освещенности на время воздействия.

Освещенность фотоматериала контролируется диафрагмой объектива, а время воздействия — скоростью срабатывания затвора. Величина съемочной экспозиции может высчитываться как вручную фотографом (сложнее), так и в полу- и автоматических режимах камеры. Для облегчения ручного определения параметров принято использовать экпонометрическое устройство (обычно встроено в камеру) или, в случае его отсутствия, калькулятор экспозиции.

В современных камерах установлены датчики экспозамера, а в прошивке камеры зашита программа вычисления экспозиции. При вычислении экспозиции автоматикой камеры учитываются такие параметры, как:

  • текущая светочувствительность установленного фотоматериала
  • установленная выдержка
  • диафрагма
  • величина освещенности объекта (яркость)
  • величина освещенности фона за объектом (зависит от параметра экспозамера)
  • фокусное расстояние объектива
  • расстояние до объекта
  • параметр экспозамера (точка, по кадру, определенная область)

и некоторые другие.

Фокусное расстояние объектива и расстояние до объекта учитывается, если объектив камеры сообщает эти данные. Для правки программного решения камеры возможно введение экспокоррекции вручную. Программные автоматы типа Эликон-автофокус не имеют такой возможности.

Взаимозаменяемость параметров

Как видно из диаграммы, одну и туже освещенность матрицы можно получить различным парным сочетанием остальных параметров (экспопары) — увеличение выдержки на одну ступень с одновременным закрытием на такое же значение диафрагмы, не изменит экспозицию. Это свойство называется законом взаимозаместимости (закон Бунзена-Роско) и используется как для ручной коррекции, так и для написания программы для автоматических режимов камеры при ее разработке.

Exposure Value (Ev)

— уровень экспозиции, экспозиционное число. EV 1 соответствует при ISO 100 экспопаре 1с и F 1.4 (выдержка 1 секунда, диафрагма 1.4). Каждое последующее целое число EV соответствует удвоению экспозиции. EV 2 соответствует экспопаре 2с и F 1.4 или экспопаре 1с и F 2.0

Правильная экспозиция — залог успеха

Применение экспозиции. Малая экспозиция приводит к получению темного изображения (недодержка, недоэкспонированное изображение), а слишком большая экспозиция приводит к засветке получаемого изображения (передержка, переэкспонированное изображение).

Экспозиция: недодержка, нормальная и передержка

При больших промахах в параметрах экспозиции, последующая постобработка изображения мало чем поможет — «потеря» данных в пересвеченых или недосвеченных участках фатальна. Но тут, скорее, не потеря данных, а их недополучение, или переизбыток в случае переэкспонированного кадра.

Серьезные отклонения экспозиции «вытянуть» не получится

Экспозиция освещенности

Величина экспозиции освещенности применяется для определения условий освещенности объектов и в -2 EV эквивалентна съемке в отраженном свете от полной Луны. Canon 6D способен фокусироваться при -3 EV, что примерно равно освещению от ясного ночного неба без Луны. Величина экспозиция освещенности объекта определяется люксметрами, но об этом, как-нибудь в другой раз.

Курсы для фотографа:

Переходники для фотоаппаратов и объективов
Иногда я покупаю фототехнику СССР и не только. Свое предложение можете написать мне. Помочь проекту: 5469 1200 1062 4624. Комментарии можно оставлять без регистрации и смс

Навигация по записям

Должен ли я снимать недодержанные фотографии?

При недоэкспонировании треть остановки не причинит вам большого вреда. Две трети это не здорово, но не так уж плохо. Целая остановка означает, что вы удваиваете свой шум. Две остановки, и вы в четыре раза. Так что недоэкспонирование отнюдь не «бесплатно», но есть его оценки.

При передержке любая сумма начнет обрезаться. Будет ли это очень вредно, будет зависеть от предмета, но это, как правило, более вредно для вашего изображения, чем шум недодержки.

Теперь на ваши вопросы.

  • Что мне делать? Должен ли я сделать это таким образом, или это зависит от обстоятельств (например, если у меня достаточно времени, чтобы проверить правильность воздействия и т. Д.). Или лучше попытаться научиться «угадывать» правильные настройки (я много потерплю неудачу, но тоже многому научусь)?

Нет, не недооценивать. Цель выставить правильно. Если вы не уверены, правильно ли вы выставили экспозицию, то лучше недоэкспонировать немного, чем переэкспонировать немного, это правда, хотя это все равно не даст таких же результатов, как правильное экспонирование. Если у вас есть возможность попробовать еще раз, если вы допустили ошибку, лучше стремиться к правильному разоблачению и повторите попытку позже, если вы его не получите.

  • Чем ты занимаешься? Как вы подходите к съемке?

Я пытаюсь получить это место. Я проверяю дисплей на ЖК-дисплее и могу проверить гистограмму RGB, и если я недооцениваю или переэкспонирую, я беру другую. Конечно, это не роскошь, если вы занимаетесь фотожурналистикой или чем-то подобным, когда вы не можете повторить попытку.

  • Как недодержка влияет на динамический диапазон фотографий? Эффективно ли снижает контраст?

Недоэкспонирование уменьшает динамический диапазон, удаляя некоторый диапазон в самых темных областях, таких как тени. Так что недоэкспонирование на одну остановку уменьшает ваш динамический диапазон на одну остановку (т.е. на половину). Минимальный уровень шума повышается, поэтому потеря в динамическом диапазоне выражается как увеличение шума в самых темных частях изображения, скрывая часть диапазона, который в противном случае показал бы детали с темными тенями.

Я бы не сказал, что это уменьшает «контраст» как таковой. Это действительно уменьшает динамический диапазон — то есть относительное расстояние между самой темной и самой светлой деталями, которые вы можете воспроизвести, не затеняя их шумом. Но я бы не назвал это главным образом влиянием на контраст — в зависимости от того, как вы используете слово «контраст».

Урок 4. Экспозиция и гистограмма

Экспозиция


 

Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда фотограф запечатлел прекрасный сюжет, а потом оказывается, что снимок безвозвратно угроблен неправильной экспозицией. Способов экспозиционно угробить снимок множество. Это и пере- или недосвеченный кадр, и зашумленная картинка, и потерянные цвета, полутона, детали, и смазанный основной объект или, наоборот, «окаменевшая» вода водопада, напрочь утратившая динамику… Перечень можно продолжить. А причина указанных проблем одна – неправильная экспозиция снимка, т.е. неправильно подобранные параметры съемки: диафрагма, выдержка, ИСО.

 

Прежде чем мы приступим к разбору функциональной составляющей предмета, я бы хотел заострить ваше внимание на том, что для творческого фотографа экспозиция существует в двух ипостасях:

 

1) Экспозиция как технический инструмент – это «правильная» плотность снимка в целом (не пересвечен и не недосвечен), яркость/контраст, проработка деталей, минимальны или отсутствуют потери в светах/тенях и т.д. В этом случае фотограф решает задачу, как правильно выбрать параметры съемки для получения технически безупречного снимка.

 

2) Экспозиция как инструмент творчества – применение т.н. «высокого» и «низкого ключа», намеренное использование пересветов или потерь в тенях, усиление контраста, использование коротких или длинных выдержек для усиления эффекта и т.п.

 

Несколько примеров художественного применения инструментов экспозиции.

 

Рис. 1. «Недоэкспонированное» фото? Нет, это стиль «низкий ключ», когда снимок делается в темных тонах.

 

Рис. 2. Пересвеченый кадр? Нет, это снимок в «высоком ключе», когда на фото присутствуют в основном светлые тона.

 

А вот примеры использования коротких и длинных выдержек:

 

Рис. 3. Пример короткой выдержки (1).

 

Рис. 4. Пример короткой выдержки (2).

 

Рис.5. Пример того, как длинная выдержка меняет картинку.

 

Рис. 6. Еще пример длинной выдержки.

 

Как невозможно стать легкоатлетом, не научившись ходить, так и мы сегодня начнем знакомство с экспозицией с ее технической стороны. То есть, сначала поймем, что же такое экспозиция, из чего она состоит и как все делать «правильно», чтобы снимок в принципе получился вменяемым. А затем лишь слегка приоткроем завес, скрывающий секреты творческой экспозиции.

 

Что и как замеряет камера, определяя экспозицию сцены (важно прочесть).

 

Экспопара и «треугольник экспозиции»


 

Ни для кого, наверное, не секрет, что экспозиция при съемке определяется диафрагмой и выдержкой. Первая дозирует свет, проходящий через объектив, а вторая – время, на которое открывается матрица или пленка для экспонирования. Все просто. Нужно лишь верно установить диафрагму и выдержку – то есть выбрать экспопару.

 

Экспопар, обеспечивающих корректную экспозицию сцены, есть целое множество, но фотограф выбирает именно ту, которая решает поставленную им творческую задачу. Например, фотограф может увеличить диафрагм, уменьшая выдержку, чтобы добиться красивого размытия фона при съемке портрета. Или наоборот, поджать диафрагму до F/8…11, чтобы увеличить ГРИП при съемке пейзажа. Тогда все три плана – передний, средний и задний будут в фокусе.

 

А вот пример подбора экспопары с такой выдержкой, чтобы вода на снимке была и динамичной, и не чрезмерно смазанной (средний кадр):

 

Рис. 7. Съемка водопада с разными выдержками.

 

Когда же нам не хватает освещенности и мы не можем выбрать необходимую экспопару, тогда приходится увеличивать ИСО. Сзвязку диафрагма-выдержка-ИСО называют «треугольник» экспозиции.

 

Подробнее:

Введение в экспозицию (читаем!)

Треугольник экспозиции (читаем!)

 

Несколько «секретов» о выборе экспозиции:

 

1. Не стоит использовать диафрагмы с числом выше F/11…16 (например, F/22 и более). В противном случае снижается детализация фото из-за усиления дифракционных явлений.

 

2. Увеличивать ИСО нужно с осторожность и только в случаях, когда действительно недостаточно света. 

 

Современные камеры (выпуска не ранее 2008 г.) в условиях недостаточной освещенности позволяют использовать ИСО до значения 800 без риска получения заметного шума (на экране). Это при условии, что фотограф выбрал корректную экспозицию и не вытягивал тени в редакторе.

 

Для печати фото в мини-лабе размером 15х10 или 20х15 см ИСО можно поднимать до 1600 (иногда и более при правильной экспозиции).

 

3. Для ярких и контрастных сцен при анализе правильности выбора экспозиции по экранчику фотоаппарата используйте режим просмотра «Засветка». Мигающие зоны покажут вам засвеченные участки с потерянной информацией. В случае появления пересветов следует ввести небольшую отрицательную экспокоррекцию.

 

4. При малейшей возможности используйте штатив. Тогда диапазон выбора экспопары станет значительно шире, а необходимость увеличения ИСО может отпасть сама собой.

 

5. Для корректного экспозамера сложно-освещенной или контрастной сцены используйте кнопку AE-Lock, фиксируя АЕ по объекту съемки. Для этого требуется назначить данной кнопке функцию AE-Lock (не AF-Lock) в меню аппарата. (Читайте мануал аппарата).

 

6. Снимайте в RAW и учитесь обрабатывать фото – только тогда вы сможете использовать всю мощь зеркальной фотокамеры.

 

Гистограмма

 

Процитируем Википедию: «Это график распределения полутонов изображения, в котором по горизонтальной оси представлена яркость, а по вертикали — относительное число пикселов с данным значением яркости».

 

Я скажу более простыми словами.

Гистограмма НЕ показывает нам, насколько правильно экспонирован снимок. Она не знает, что такое «правильно». Гистограмма лишь иллюстрирует распределение пикселов различных яркостей по снимку. На ней мы можем увидеть, куда «сдвинуто» в целом наше изображение – в света или в тени, сможем оуенить его контраст, а также узнать, что творится в светах, в тенях и в полутонах. Тени на гистограмме расположены слева, а справа – света. В центре – полутона. Если мы сфотографируеи серое пятно, то на гистограмме увидим столбик (если пятно строго однородное) или узкую горку в центре графика.

 

Горизонтальная ось гистограммы разделена на 256 уровней яркости – от 0 до 255. Кстати, именно отсюда и появилось название инструмента «Уровни», представляющего собой гистограмму с регуляторами. Самый левый уровень гистограммы имеет значение «ноль» и представляет из себя самый черный в мире цвет. Это начало потерь в тенях. Самый правый уровень со значением 255 – это самый-самый белый, с которого начинаются потери в светах.

 

Рис. 8. Инструмент «Уровни» с гистограммой изображения.

 

На рис. 3 обозначены: цифрой «1» – зона теней, цифрой «2» – зона светов, а цифрой «3» – зона полутонов.

 

Пик справа на гистограмме (тонкая вертикальная палочка с самого краю) обозначает потери в светах. Обычно так выглядят блики на стекле, метале, на воде и т.д.

 

Вертикальная ось гистограммы не градуирована никак. Она просто показывает некое неопределенное количество точек по каждому из яркостных уровней, иллюстрируя только пропорциональное их распределение во всем динамическом диапазоне снимка.

 

Вот хорошая иллюстрация того, как гистограмма отображает распределение яркостей по снимку:

 

Рис. 9. Распределение уровней яркости фото на гистограмме.

 

Читаем материал о том, как пользоваться гистограммой (кликабельно и обязательно к прочтению).

 

Главный совет по работе с гистограммой при съемке – это обязательно соотносить ее с изображением на экране аппарата. Иначе нам трудно будет понять, пересвечен кадр или нет, или что за пик справа (слева) на гистограммме – вредный это пересвет или он украшает наше фото? Только соотнося гистограмму с фото мы поймем, что ее сдвиг вправо при съемке зимой на солнце – это не пересвеченное фото, а нормальная экспозиция яркого зимнего сюжета. И наоборот, гистограмма может выручить нас, когда фото нам кажется вполне нормальным только потому, что на экранчике мы не заметили «потерянного» неба. Гистограмма же четко отреагирует большой обрезанной горкой (или большим пиком) справа.

 

Еще важные материаллы о гистограмме:

Читаем также монументальный и очень полезный  материал  об экспозиции и гистограмме (обязательно).

 

Заключение


 

Хочется напомнить о творческой составляющей фотопроцесса, огромной частью которого является экспозиция. Все, что вы прочитали выше – это важная и нужная информация. Но Господь Бог дал нам душу, которая всегда находится в творческом поиске, которая хочет идти к прекрасному своим путем, иногда напролом, сквозь писанные не очень правила и устои. Не бойтесь экспериментировать и нарушать каноны. Они придуманы для новичков и для ремесленников средней руки. Мы же с вами – творцы, а потому вечно недовольны собой и мечтаем о прекрасном. Ищите, чувствуйте и ошибайтесь, совершенствуясь каждый день. В конце этого абзаца еще одна ссылка – на материал о том, что понятие «правильно» и «хорошо» – это не аксиома. Все очень и очень относительно…

 

Читаем, мотаем на ус! (очень рекомендую)

 

Дерзайте и удачи!

 

4 Веские причины намеренно недоэкспонировать свои фотографии

Поговорите с тремя разными фотографами о «правильных» методах экспозиции, и вы, вероятно, получите три разных ответа.

Это потому, что предпочтения в стрельбе довольно индивидуальны.

Когда мы освоим ручной режим и сможем относительно легко снимать в различных условиях, мы учимся немного «нарушать правила» для достижения определенной эстетики.

Некоторым фотографам нравится ETTR (экспозиция вправо) или переэкспонирование ровно настолько, чтобы избежать размытия каких-либо бликов.Они говорят, что этот метод дает больше информации о тонах и максимизирует качество изображения. Слегка переэкспонированные фотографии также кажутся воздушными, неземными, что может быть довольно мило.

Другие фотографы, в том числе и я, вместо этого предпочитают намеренно недоэкспонировать свои снимки. Ни один из методов не является неправильным, и дела могут быть сделаны с обеих сторон. Ни один из методов не является универсальным для всех условий съемки, поэтому я полагаю, что большинство фотографов достаточно потренировались с обоими, независимо от того, хотят они этого или нет.

Лично я считаю, что небольшое недоэкспонирование моих изображений, когда это возможно, дает лучшие результаты. И вот почему…

1. Недодержка сохраняет более яркие детали фона и повышает контрастность.

Матрица современной камеры сохраняет невероятное количество информации, особенно при съемке в формате RAW и при более низких значениях ISO.

В то время как слишком большая недоэкспонирование может привести к ненужному шуму, уменьшение его на одну ступень (или даже две) не испортит изображение.Наоборот, это поможет вам сохранить некоторые яркие детали фона и убережет вас от пересветов.

Вообще говоря, тени гораздо легче восстановить при постобработке, чем светлые участки. Как только основные моменты исчезнут, вы потеряете эти данные навсегда, так что эти действительно красивые голубые небеса и пушистые белые облака почти исчезнут.

Однако слегка недоэкспонированный объект можно довольно легко исправить с помощью простой кисти и/или радиального фильтра, увеличивая тени и белые участки до тех пор, пока вы не получите нужный результат.Наши камеры невероятно эффективны, когда дело доходит до восстановления теней. Когда вам нужно, вы можете немного раздвинуть их границы!

Более 40 удивительных экспериментальных фотографий, намеренно недоэкспонированных

Спасибо всем фотографам, которые поделились своими лучшими снимками, демонстрирующими творческое использование недодержки в конкурсе экспериментальных фотографий с недодержкой, и получили шанс выиграть быстросъемный двойной плечевой ремень Caden Professional, штатив Koolehaoda из магниевого алюминия и Fujifilm Instax Mini 8 Instant. Пленочная камера, портативный карманный прожектор со светодиодной подсветкой, водонепроницаемая сумка для камеры BESTEK и многое другое.

Особая благодарность другу и профессиональному фотографу Майклу Шейнблюму за сотрудничество в качестве приглашенного судьи. Майкл Шейнблюм — 24-летний фотограф-пейзажист и кинорежиссер из Сан-Франциско, Калифорния. Он работал с такими компаниями, как Nike, Disney, BMW и Jeep, а также был представлен National Geographic, Vice, The Weather Channel и Wired Magazine. Обладая страстью к фотографии и искусству в очень юном возрасте, Майкл стремится создавать уникальные образы, которые отражают не только то, что он видел в определенный момент, но и то, что он чувствовал в этот момент.

«Раннее утро в лесу». Автор: Аарронралстон Макдональд

«Закат в Рейне» от strOOp

«Мельница» Кимшоу

«Утренний туман» от JeffIsabelle1

«Рокер» от kennylerosejr

«Нарцисс» Хофхаузера

«Spurn_Point_East_Yorkshire_UK_77» от gilesrrocholl

«Закат на Мертвом море» от danskinner

«Спокойной ночи» marcogabbuggiani

«Темная ночь» olivierlw

«DSC03842» Эллисон КарриБолье

«Маршрут неизвестен» Майкла Хиггинса

«Вход» Питера Хардина

«IMG_6530» Стефани Стаффорд_Фотог

«Выстрел № 6» Мэттдингли

«туманное утро» от xxxxxxxxxxxxx

«Столбцы и тени» от jvcron

«Étable sans lumière.» от Карлродриг

«Пыхтел» от Стивенвантуйл

«Птенец восточного сапсана на закате» от TKFranzen

«В свет». автор АаронМ

«Время футбола» от GayleLucci

«Темная лошадка» от SLRChick

«Ловля рыбы нахлыстом в свете раннего утра» от philipdrispin

«Девушка на закате» Эммизеттергрен

«Фейерверк» от WWWest

«Чёрно-белый рассвет» от tcoble

«Свеча» от семы

«Вниз по кроличьей норе» от alexmoldovan

«Чувствую себя маленьким…. но способен на великие дела!» АлессандроДеЛука

«Счастливая Матильда» Ленашлмерсндергаардангиони

«Викинги» Террибулл

«Новые туфли» от ronsmith

«Бездна» jasongerard

«Туман над Рид-Крик» от VirginiaDan

«Поздний ночной урожай» Эриккрисуэлл

«lough swilly» от bernardward

«Шоколадные мечты» от derekgalon

Недоэкспонируйте изображения | Streetbounty

Технологии камер развиваются очень быстро.Датчики способны упаковывать все больше и больше мегапикселей, и в целом качество, кажется, значительно улучшается. Даже в более низких ценовых сегментах Вы можете приобрести камеры, которые легко производят отпечатки галерейного качества, которые Вы можете печатать очень большими размерами.

Тем не менее, есть одна проблема, с которой до сих пор сталкиваются цифровые камеры, а именно динамический диапазон и риск обрезки светлых участков. Обрезка бликов просто означает, что части изображения переэкспонированы и что никакой информации больше нет.

Как выглядят пересветы и что можно сделать, чтобы их предотвратить?

Я покажу вам одну технику, которую я использую, чтобы лучше использовать цифровой датчик и сохранить больше информации.

Фотография экспонирована «правильно», но небо полностью засвечено

Риски переэкспонирования изображений

Обычно, когда я нахожусь в Берлине, погода довольно скучная и не очень интересная. Конечно, летом иногда может быть видно солнце, но даже в этом случае контраст очень ограничен большую часть времени.

Путешествуя по Юго-Восточной Азии, я сталкивался со многими ситуациями, где контраст был гораздо более резким. Останавливался ли я в маленькой деревне возле горы или посещал слоновий заповедник. Это своего рода «экстремальные» ситуации для камеры, и разница в освещении огромна.

В слоновьем заповеднике в Чиангмае джунгли отбрасывают очень сильную тень, а деревья хорошо защищают от солнца. Тем не менее, на заднем плане все еще есть солнце, сияющее сквозь листья, и это заставит нас выбирать, будем ли мы экспонировать, чтобы объект был хорошо виден, или чтобы блики не были обрезаны.

Ограничения динамического диапазона

Всякий раз, когда вы находитесь в такой ситуации, когда вы очень хотите показать все изображения и не иметь областей отсечения, вам приходится идти на жертвы. Иногда я не против темных объектов, и это основа силуэтной фотографии. В других случаях я хочу снимать на фоне неба или солнца и при этом иметь возможность очень четко видеть объект.

Детали на небе и даже на солнце видны, передний план полностью темный, хотя

Когда вы выставляете экспозицию автоматически, камера обычно выбирает правильную экспозицию объекта.Существуют различные способы экспозиции, и вы также можете использовать точечное измерение в определенной точке, но в целом, если вы следуете автоматической экспозиции, вы переэкспонируете светлые участки.

Цифровые датчики хороши во многих отношениях, но когда дело доходит до улавливания слишком большого количества света, они действительно блекнут. Даже небольшая передержка может привести к потере информации. Нам не следует беспокоиться о том, что экспозиция не соответствует 100%. Поскольку мы можем восстановить экспозицию при постобработке, небольшая передержка или недодержка — это не конец света.

Однако, когда блики немного переэкспонированы и это приводит к отсечению областей, даже постобработка не даст вам эту информацию. Эти участки навсегда останутся без информации и на итоговой картинке будут выглядеть не очень приятно.

Таким образом, вместо голубого неба с множеством деталей вы просто получите очень яркую область, где не видно ни одной детали.

Сильные стороны формата RAW

Хотя формат изображения RAW может не очень хорошо работать при проверке на светлых участках, он очень эффективен при попытке восстановить информацию из темных областей.

В то время как информация в светлых участках может быть легко потеряна, а изображения очень «хрупки» в этом отношении, тени и темные области дают нам гораздо больше свободы. Даже в областях, которые кажутся абсолютно черными, будет информация, которую Вы можете использовать и постобработать изображение для восстановления этой информации.

В Lightroom вы можете восстановить эти черные как смоль области, чтобы они выглядели нормально, и качество изображения не сильно пострадало. Конечно, в процессе восстановления будут генерироваться шумы и хотя качество изображения в редактируемых областях может быть не идеальным, Вы все же можете восстановить информацию и получить результат, где все области заполнены деталями.

Чтение гистограммы

Гистограмма — очень полезный инструмент, который показывает распределение света. Слева вы найдете темные области, а справа — светлые области. Гистограмма действительно помогает Вам оценить, есть ли на Вашем снимке «проблемные» области. Например, когда вы видите распределение с сильным выбросом вправо, это указывает на то, что ваше изображение переэкспонировано и есть области отсечения.

Когда вы редактируете свои изображения в Lightroom, у гистограммы есть небольшая функция, которая может даже показать вам области отсечения.Слева и справа есть стрелки, и при нажатии они помечают области без информации красным цветом.

Если вы не можете щелкнуть стрелку, это хороший знак, поскольку это означает, что ни одна область не имеет функций отсечения.

Недостаточная экспозиция изображения

Как можно предотвратить обрезание областей теперь, когда вы знаете, как определить проблемные области?

Как Вы уже знаете, камере гораздо легче обрабатывать области, которые слишком темные, в отличие от областей, которые слишком яркие.Чтобы использовать эту характеристику, Вы можете намеренно недоэкспонировать изображение. Использование автоматического режима может быть немного сложным, но есть несколько способов заставить камеру недоэкспонировать изображение.

Первый вариант — использовать точечный замер и использовать для замера самую яркую точку на изображении. В большинстве случаев это будет означать, что Вы используете солнце в качестве индикатора правильных настроек. Камера отрегулирует настройки так, чтобы солнце или небо не были слишком яркими.В то же время это приведет к недоэкспонированию большей части изображения.

В качестве альтернативы можно использовать зональный замер, но одновременно использовать компенсацию экспозиции. Большинство камер способны компенсировать до трех стопов. Это может означать, что вы измеряете, как привыкли, и используете компенсацию экспозиции, чтобы избежать обрезки изображения.

Тем не менее, автоматический режим далек от совершенства. Особенно, когда вы фотографируете в сложных условиях освещения, камера не справится с этим очень разумно.Даже при замере по солнцу солнце будет обрезать, а другие блики могут быть слишком яркими.

Поэтому я предпочитаю использовать ручной режим, так как он дает мне полный контроль над сценой. С автоматическим режимом тоже есть проблема, приходится прибивать фокус и экспозамер одновременно. В сочетании это может стать проблемой, и использование ручного режима для достижения правильной экспозиции определенно рекомендуется с моей стороны.

Как выглядит недоэкспонированное изображение?

Временами теория может показаться сложной, а мою технику становится намного легче понять, если посмотреть на реальные результаты.

Здесь Вы можете увидеть исходное изображение, которое я снял на плантации чая в Индонезии, и насколько оно было недоэкспонировано. Поначалу может показаться, что это могут быть только темные области и что изображение могло быть полным провалом. Но если вы продолжите и правильно примените постобработку, вы сможете очень легко восстановить тени.

Все, что вам нужно сделать на следующем шаге, это увеличить общую экспозицию до оптимального уровня светлых участков. Если вы не очень сильно недоэкспонируете, изображение также может быть хорошо экспонировано, и все, что вам нужно сделать, это поднять тени.

Существует множество различных способов восстановления изображения, и не только тени должны быть подняты, но и черные могут быть увеличены. В итоге Вы получите результат, близкий к идеально экспонированному изображению, и на снимке не будет обрезанных областей.

Заключительные замечания по технике недодержки

Эту технику легко использовать, если у вас нет другого доступного оборудования. В идеале, вы могли бы также использовать вспышку, чтобы сделать передний план ярче, но на открытом пространстве вам понадобится очень мощная вспышка, и часто это будет выглядеть очень неестественно.

Фотографируя горняков на горе Иджен, я применил вспышку, потому что чувствовал, что это еще больше подчеркнет разрушительный характер местности. Но если Ваша цель создать очень естественные образы, то вспышка не всегда может быть применима.

Для фотографий я использовал Fuji X100F, и с вашей камерой вы можете столкнуться с разными ощущениями. Поэтому я могу говорить только о X100F, где недоэкспонирование дало мне отличные результаты. Каждый сенсор уникален, и, возможно, ваша камера имеет более широкий динамический диапазон, где блики не становятся такой проблемой очень быстро.

Также качество изображения не идеальное и если у Вас есть возможность, Вы должны всегда выставлять изображение, чтобы оно было правильным в Ваших глазах. Недоэкспонирование полезно для меня только тогда, когда я фотографирую в ситуациях с резким контрастом.

У вас есть разные способы справляться с трудными световыми ситуациями? Было бы интересно услышать, как Вы используете свое снаряжение с максимальным потенциалом.

Как исправить недоэкспонированные фотографии: быстро и бесплатно до профессионального уровня

Хотели бы вы знать, как исправить недоэкспонированные фотографии?

Это случается с каждым в какой-то момент.

Вы делаете этот идеальный снимок, а затем переходите к следующему, не проверяя, что из этого получилось.

Когда вы откроете его позже, вы поймете, что он слишком темный или недоэкспонированный.

Может показаться, что это конец истории, но это не обязательно. Потому что есть способы исправить недоэкспонированные фотографии!

Читайте дальше, чтобы узнать о профессиональных исправлениях с помощью Adobe Lightroom или Photoshop, а также об очень простых исправлениях с помощью бесплатных инструментов, которые, возможно, уже есть на вашем компьютере или телефоне!

Раскрытие информации: некоторые ссылки ниже могут быть партнерскими ссылками, что означает, что я могу получить комиссию, если вы решите совершить покупку.

Почему мои фотографии темные?

Прежде чем говорить о том, как исправить недоэкспонированные фотографии, давайте задумаемся, почему это произошло вообще.

Вот некоторые из наиболее распространенных причин.

Объект, освещенный сзади

При съемке случайных снимков вы часто сталкиваетесь с ситуацией, когда объект съемки стоит спиной к самому яркому источнику света.

Но это отличный выстрел! Или воспоминание, которое нужно сохранить. Так что все равно сфоткай.

Когда вы позже проверите, ваш друг представляет собой почти черный силуэт, и никто, кроме вас, даже не знает, кто это.

Не беспокойтесь. Легко исправить!

Я исправил тот, что ниже, прямо в приложении Instagram. Очень просто!

Руководство по этому исправлению находится ближе к концу этой статьи.

Резкие тени

Лучше избегать съемки при сильном солнечном свете, так как части изображения будут слишком яркими, а другие — в тени.

Неправильные настройки камеры

Возможно, вы немного торопитесь и забыли изменить экспозицию или выбрали не ту экспозицию.

Если вы использовали вспышку, возможно, она не сработала в нужный момент или была выбрана неправильная настройка.

А еще есть режим замера. В этой ситуации, если на изображении есть очень темные участки или очень светлые светлые области, датчики камеры могут давать неверные показания.

Вот почему так важно научиться исправлять недоэкспонированные фотографии!

Как исправить слишком темное изображение?

Есть несколько способов исправить слишком темное и недоэкспонированное изображение.Точный маршрут, который вы выберете, зависит от программного обеспечения, которое вы используете, и от того, насколько серьезна проблема.

Давайте посмотрим, как решить проблему в лучших фоторедакторах, чтобы привести несколько примеров.

Прежде чем приступить к редактированию темных фотографий, необходимо задать три вопроса:

  • Все изображение темное?
  • Просто некоторые части фотографии слишком темные?
  • Или это комбинация обоих?

Они помогут вам выбрать, какой маршрут вам нужно выбрать при редактировании фотографии.

Наше руководство начинается с профессионального инструмента Adobe Lightroom непосредственно ниже.

Предпочитаете Фотошоп? Перейдите, чтобы узнать, как исправить недоэкспонированные фотографии в Photoshop.

Пользователи PicMonkey могут научиться исправлять фотографии с помощью PicMonkey.

Если эти инструменты выше вашей головы (или бюджета!), вы можете сразу перейти к быстрым и простым исправлениям фотографий.

Как исправить недоэкспонированную фотографию в Adobe Lightroom

Для начала, если вы хотите осветлить темную фотографию в Adobe Lightroom, вы можете использовать ползунок экспозиции.

Переместите вправо, чтобы осветлить всю фотографию.

Если вы просто хотите осветлить часть фотографии, есть несколько вариантов, с которыми можно это сделать.

Ползунки базовой панели: тени и черные

Ползунки теней и черного наиболее эффективны для осветления частей недоэкспонированного изображения.

При перемещении вправо светлые и светлые области не затрагиваются.

Кривая тонов

Кривая тонов хороша, если у вас есть представление о том, какой диапазон тонов вам нужно настроить.

Допустим, яркость требуется в средних тонах, затем просто щелкните по середине и перетащите вверх, чтобы кривая слегка изогнулась.

Это немного сложнее первого варианта, но его стоит попробовать. Вы всегда можете отменить действие, если оно покажется вам неправильным!

Ползунок яркости (на панели Lightroom HSL)

Настройки яркости помогают сделать определенные цвета на фотографии ярче.

Опять же, вам нужно иметь представление о том, какой цвет вы хотите настроить. Но вы всегда можете протестировать разные, чтобы увидеть, что работает.

Просто следите за яркими областями, поскольку это также влияет на них и может сделать их немного странными.

Инструменты для настройки выбранной локальной области

Есть несколько инструментов, позволяющих выбрать и настроить локальную область. Примеры:

  • Градуированный фильтр: осветлит участок с одной стороны.
  • Радиальный фильтр: идеален для осветления лиц.
  • Корректирующая кисть: отлично подходит для осветления (осветления) определенных частей с помощью «кисти» на экране.

Попробуйте их, если хотите осветлить конкретную область.

Узнайте больше из наших бесплатных руководств по Adobe Lightroom для начинающих.

Как исправить недоэкспонированные фотографии в Adobe Photoshop

Как и в случае с Lightroom, в Photoshop существует несколько способов исправить недоэкспонированные фотографии.

Вы найдете их в меню «Изображение» > «Коррекция», как показано ниже, или с помощью корректирующего слоя.

Яркость/Контрастность

Первый вариант — перейти в Изображение > Настройка > Яркость/Контрастность или использовать корректирующий слой.

Это хороший простой способ обработки слишком темного изображения.

Яркость регулирует средние тона, оставляя только самые темные и самые светлые области.

Возможно, вам придется немного отрегулировать контрастность, чтобы компенсировать это после использования.

Экспозиция

Следующая настройка экспозиции — может показаться, что она предназначена только для экспозиции. но это не так.

Вы можете использовать его для увеличения или уменьшения значений тона в изображении.

Это означает, что светлые области станут светлее, а темные области также станут светлее.Или темнее, если вы используете его таким образом.

Лучше всего подходит для файлов RAW и для исправления ошибок камеры. Или просто внести совсем небольшие коррективы.

Shadows/Highlights

В Photoshop перейдите в Image > Adjustments > Shadow/Highlights или создайте корректирующий слой.

Теперь вы можете использовать ползунок «Тени», чтобы осветлить самые темные части изображения.

Ползунок Highlights затемнит самые светлые части изображения. Попробуйте оба, чтобы увидеть, помогут ли они исправить фотографию.

Уровни

В то время как первые три параметра позволяют изменять фотографию в зависимости от того, что вы видите, следующие используют гистограмму.

С помощью уровней можно управлять диапазоном тонов и цветами изображения.

Он открывается с помощью CTRL+L (Cmd + L на Mac) или как корректирующий слой.

Гистограмма с тремя ползунками под ней.

Для осветления темных фотографий лучше всего использовать средний ползунок, поскольку он регулирует средние тона.

Вы также можете использовать правый ползунок для регулировки более ярких частей изображения, если они отображаются как недоэкспонированные.

Кривые

Наконец, есть кривые, которые работают аналогично уровням, но имеют более точное управление.

Это то, что чаще всего используется профессиональными фотографами, которым необходимо внести мельчайшие коррективы в свои фотографии.

Открывается с помощью CTRL+M (Cmd+M) или корректирующего слоя.

Опять же, он использует гистограмму и диагональную линию для изменения фотографии.

Не уверены, хотите ли вы использовать Photoshop или Lightroom для редактирования фотографий? Adobe предлагает их оба по одной низкой цене .


Как исправить недоэкспонированную фотографию в PicMonkey

PicMonkey — отличный инструмент для графического дизайна, а также включает некоторые первоклассные возможности редактирования фотографий. Сюда входят настройки, которые работают для корректировки недоэкспонированных фотографий.

Во-первых, вы можете справиться с недоэкспонированными изображениями с помощью параметра «Автоматическая настройка экспозиции».

Перейдите на вкладку «Правки» на левой панели инструментов и выберите «Экспозиция».

Щелкните Автонастройка экспозиции, чтобы осветлить фотографию.

Затем вы можете использовать такие настройки, как Яркость, Свет, Тени и Контраст, для дальнейшей настройки фотографии.

В приведенном ниже видеоролике Берил Энн Янг показывает, как спасти недоэкспонированную фотографию из стопки одноразовых фотографий, отрегулировав экспозицию в PicMonkey.

Престо! Сохранено еще одно фото — менее чем за минуту.

Получить PicMonkey здесь.

Быстрое исправление недоэкспонированных фотографий

Несмотря на то, что 3 варианта выше относятся к профессиональному программному обеспечению для редактирования фотографий, есть также несколько вариантов быстрого и простого исправления.

Приложение «Фото для Mac»

Если у вас есть iPhone или компьютер Mac, вы можете использовать приложение «Фотографии», чтобы внести некоторые основные настройки.Честно говоря, я часто использую это, так как я уже в приложении просматриваю свои фотографии!

В приложении есть параметры для настройки светлых, цветных или черно-белых точек.

Также есть простая кнопка автокоррекции одним нажатием! Проверьте это и посмотрите, как получится ваша фотография. Иногда это все, что вам нужно.

Вы также можете настроить баланс белого, кривые или уровни аналогично Photoshop для более сложных исправлений.

Microsoft Picture Manager

Пользователи Windows имеют Picture Manager на своем устройстве.Это позволяет настроить яркость и контрастность фотографии.

Он не всегда доступен на новых устройствах, поэтому вам может понадобиться один из других вариантов.

Canva

Canva отлично подходит практически для любых задач графического дизайна, но редактирование фотографий не является его сильной стороной.

Однако, если вы уже являетесь пользователем Canva, вы можете улучшить изображения с помощью нескольких настроек внутри приложения.

Вы можете сделать изображения светлее с помощью ползунка яркости.

Просто нажмите кнопку «Редактировать изображение» над фотографией в дизайне, и появятся настройки редактирования.

Вы также можете настроить контрастность и насыщенность, если они выглядят так, как им это нужно.

Кроме того, есть фильтры, которые можно попробовать, если вы просто не можете заставить изображение выглядеть так, как вы хотите.

Попробуйте Canva здесь.


Можно ли исправить недоэкспонированные фотографии в Instagram?

Если вы начнете добавлять свою фотографию в Instagram и обнаружите, что она недоэкспонирована, вы можете использовать встроенные в приложение функции редактирования. Они действительно помогают!

После загрузки фотографии вы можете нажать «Далее», затем «Изменить» в нижней части экрана.

Существуют такие функции, как «Настройка», «Яркость» и «Контрастность», которые могут помочь осветлить темную фотографию.

Вы также можете отрегулировать теплоту фотографии, чтобы изменить оттенок цвета.

Свет и тени работают на ярких и темных участках.

Наконец, вы можете повысить резкость фотографий, чтобы сделать их более четкими.

Вот пошаговая инструкция того, как я кардинально изменил недоэкспонированную фотографию моей дочери. Следуйте вместе с изображениями. Вы можете изменить настройки, используемые на некоторых этапах, но это даст вам хорошую отправную точку.

Вы всегда можете вернуться и отменить или изменить что-либо, вплоть до публикации (или сохранения) изображения.

Если вы хотите сохранить свое изображение с более высоким разрешением, чем размер изображения в Instagram, равный 1080 пикселей в ширину, убедитесь, что в ваших настройках включен параметр «Сохранить исходные фотографии».

1 | Откройте фото  в Instagram. Ниже вы увидите оригинальный снимок.

2 | Отрегулируйте кадрирование . Отличное место для вашего объекта — одна из точек пересечения сетки с использованием правила третей.

Просто коснитесь и сдвиньте фотографию в желаемое положение.

3 | Добавьте повышающий фильтр : я считаю, что это лучший способ повысить экспозицию.

4 | Add Lux ​​ : для БОЛЬШИНСТВА фотографий он добавляет детали как в тенях, так и в светлых участках. Если вы думаете, что это ухудшит вашу фотографию, пропустите это!

5 | Добавить тепло : Тени обычно очень «крутые». Попробуйте добавить теплоту +50.

6 | Открытые тени : насколько сильно зависит от того, насколько сильно затенено ваше фото.Я завел!

7 | Добавьте насыщенность . Теперь ваши цвета блеклые, поэтому добавьте немного яркости с помощью параметра «Насыщенность». Даже +10 поможет!

8 | Sharpen : я всегда увеличиваю резкость своих фотографий, если только это не портрет лица, где резкость может подчеркнуть нежелательные линии и пятна.

Вот использовал 100%! Посмотрите, что выглядит лучше всего для вас.

Вы также можете узнать, как использовать инструмент структуры Instagram для добавления деталей.

Вы можете прикрепить инфографику в конце этой статьи к Pinterest в качестве напоминания об этих шагах.

Не избавляйтесь от темных фотографий

Как видите, существует множество способов редактирования фотографий, даже если они получаются недоэкспонированными.

Так что не отказывайтесь от слишком темных фотографий. Вместо этого потратьте немного времени на их исправление.

Но следите за камерой и настройками. Избегайте этих распространенных ошибок, чтобы вам не приходилось много редактировать.

Для моментов, которые вы не можете, теперь вы знаете, как исправить недоэкспонированные фотографии!


Спасение недоэкспонированных фотографий — Академия f64

Наверняка я никогда не получаю все правильно в камере.Чаще всего я переэкспонирован или недоэкспонирован. У меня не всегда получается сфокусироваться, и я редко вижу прямой горизонт. Другие фотографы и подписчики блога, кажется, думают, что мои кадры ступают по воде, потому что они видят только мой ролик с лучшими моментами. Правда в том, что я такой же, как и любой другой фотограф. У меня нет сверхчеловеческих способностей, чтобы сделать каждый кадр потрясающим вне камеры, и за это я очень благодарен за RAW-файл!

Во время мастер-класса в Кэннон-Бич с Shutter Click Adventures в октябре мы увидели великолепный закат над океаном.Я был между своей камерой и прыгал по всему пляжу, чтобы никто не нуждался в помощи, чтобы запечатлеть сцену перед нами. Я был рассеян, в хорошем смысле, конечно, и не обращал внимания на свои экспозиции. Я воспринял свои навыки как должное и вместо того, чтобы убедиться, что все экспозиции были хорошими, прежде чем изменить композицию камеры, я продолжал снимать. Когда я позже просматривал свои изображения, моя карта памяти была заполнена фотографиями с плохой экспозицией для переднего плана и переэкспонированными для неба. К счастью, у меня была пара недоэкспонированных 10 стопов ND с длинной выдержкой в миксе, чтобы помочь мне, потому что даже самая лучшая программа тональной компрессии HDR не могла помочь с компрессией тона, которую я получал в небе.

Исправление недоэкспонированных фотографий

Формат RAW имеет такой большой динамический диапазон в файле, что даже некоторые из худших недоэкспонированных фотографий можно исправить с помощью небольшой настройки. По этой причине я предпочитаю экспозицию влево или в сторону недоэкспонированной части спектра экспозиции, особенно при съемке заката. Закат обычно не является моим фокусом, но он является «Лучшей актрисой второго плана», и по этой причине помогает слегка недоэкспонировать фотографию, чтобы у вас было достаточно места на закатном небе.Элементы переднего плана могут казаться темными, но их можно воскресить.

Огромный океанский закат всегда доставляет вам неприятности в кадре. Есть способы смягчить эту неприятность. Один из способов — использовать градуированный фильтр нейтральной плотности, который поможет получить ровную экспозицию. Градиентный фильтр, который у меня есть, идет от 2 ступеней до 0 ступеней, что делает его похожим на градиентный фильтр в Photoshop. Это позволяет вам экспонировать передний план, сохраняя при этом весь этот приятный цвет на закате, недоэкспонируя его на 2 градуированных ступени.Я забыл свою в квартире, которую мы арендовали для поездки, так что я был там СОЛНЕЧНЫМ.

Другой способ смягчить проблемы с закатом – экспонировать закаты слева от спектра экспозиции. На фотографии, которую мы будем обсуждать в уроке, передний план был недоэкспонирован примерно на 3-4 ступени, а фон был переэкспонирован примерно на 1,5-2 ступени. Это не проблема для Adobe Camera Raw или Lightroom. Поэтому вместо того, чтобы выбрасывать эти кадры, взгляните на этот урок и воскресите некоторые из этих изображений.Это не сложно, просто нужно знать, какие ползунки настраивать.


 

 

Нравится стиль этого урока? Вы ПОЛЮБИТЕ HDR Insider! Полноформатные рабочие процессы HDR, критические анализы и многое другое!


 [hcshort id=”9″]

 

f.64 Academy и f.64 Elite — детища Блейка Рудиса. Хотя он фотограф-пейзажист, он больше всего увлечен постобработкой изображений в Photoshop и наставничеством других.

Для Блейка это не столько искусство, сколько процесс. Он глубоко погружается в сложные темы и делает их легкими для понимания благодаря своему нестандартному мышлению.

Как исправить недоэкспонированную фотографию

31 октября 2013 г.

Мартин Ивнинг (Martin Evening) — рекламный фотограф из Лондона, известный эксперт в области фотографии и цифровых изображений. Как успешный фотограф, Мартин хорошо известен в Лондоне своими работами в области моды и красоты, за которые он получил несколько наград.В 2008 году он был занесен в Зал славы Photoshop NAPP.

В прежние времена, если вы недоэкспонировали пленку, вам приходилось делать то, что называлось «обработкой толчком» на стадии проявления, чтобы осветлить прозрачность, достаточную для просмотра, или создать негатив, который можно было бы печатать достаточно хорошо. При использовании цифровых технологий экспозиция камеры очень важна, так как вы не всегда имеете ту же степень широты экспозиции, что и при использовании пленочных эмульсий. Несмотря на это, все еще можно провести удивительную спасательную работу с неправильно экспонированными изображениями.

С помощью фотографии, которую вы видите здесь, я хотел показать, как обработка изображений Process 2012 в Adobe Camera Raw (которая включена в последние версии Photoshop и Photoshop Elements) может использоваться для значительного осветления темного оригинального снимка. Я выбрал эту фотографию, которая является частью последовательности экспонирования в брекетинге, чтобы показать, сколько деталей можно восстановить из сильно недоэкспонированного изображения.

Однако это относится только к необработанным изображениям. Если у вас сильно недоэкспонированный JPEG, вы мало что можете сделать.Даже в случае необработанных файлов то, насколько успешно вы сможете восстановить недоэкспонированную фотографию, будет зависеть от качества сенсора. За последние пять лет или около того сенсорная технология в зеркальных фотокамерах значительно улучшила работу с шумом. Со старыми камерами, скажем, десятилетней давности, характерный шум в датчике будет проблемой.

Как исправить недоэкспонированную фотографию — шаг за шагом

1. Как видите, фотография, которую я выбрал для работы, очень недоэкспонирована.На печати он может даже показаться почти полностью черным, но вы должны разглядеть некоторые детали. Чтобы следующие шаги работали, было важно, чтобы эта фотография была сделана в необработанном режиме.

2. Первый шаг — использовать ползунок «Экспозиция» в Camera Raw, чтобы осветлить изображение. Этому фото потребовалась очень большая настройка экспозиции +3,8 EV, чтобы получить осветленную версию, показанную здесь.

3. Изображение теперь выглядит намного ярче, но ему не хватает контраста.Я использовал ползунок Contrast, чтобы немного увеличить общую контрастность, установив его на +27.

4. Хотя сейчас я улучшил контраст, тени стали больше забиваться. Чтобы решить эту проблему, я использовал ползунок «Тени», чтобы применить настройку осветления к теневым областям, и использовал ползунки «Белый» и «Черный», чтобы точно настроить конечные точки и помочь еще больше расширить тона.

5. На этом шаге я установил ползунок «Четкость» на +25, что помогло добавить фотографии больше контраста средних тонов.Это подчеркивало детали скал на расстоянии, но не нарушало тонкий тональный контраст, который я установил глобально.

6. Недостатком использования указанных выше основных ползунков для осветления изображения является усиление любого шума, присутствующего в оригинале. Чтобы бороться с этим, я отрегулировал ползунки Noise Reduction, как показано здесь, чтобы уменьшить как яркость, так и цветовой шум.

7. С таким изображением, где я применил сильное шумоподавление, было неизбежно, что удаление шума приведет к смягчению фотографии.Уловка, которую я здесь изучил, заключается в том, чтобы перейти на панель «Эффекты» и добавить небольшое количество зерна, отрегулировав ползунок «Количество зерна» и установив «Размер» на небольшое значение.

8. После удаления шумов и добавления небольшого количества зернистости необходимо было провести тонкую настройку резкости. На этом этапе я применил относительно высокую степень резкости с высокой настройкой детализации, но также поднял ползунок маскирования, чтобы предотвратить чрезмерную резкость гладких областей изображения, что в противном случае могло бы сделать шумовые артефакты более очевидными.

9. Шумоподавление, которое было применено к изображению глобально, не было полностью эффективным, что можно увидеть в теневых областях в нижней части изображения. Здесь я выбрал кисть «Корректировка» в Camera Raw и, установив для ползунка «Шум» значение +100, закрасил области теней, чтобы применить дополнительное локализованное шумоподавление на основе настроек, использованных в шаге 6.

Посетите веб-сайт Мартина http://www.martinevening.com/

Лучший способ исправить недоэкспонированные фотографии на открытом воздухе в Lightroom (ВИДЕО)

Нередко получаются недоэкспонированные фотографии при съемке на улице в условиях сложного освещения с широким диапазоном тонов.Некоторые фотографы пытаются реабилитировать темные изображения с помощью редактирования HDR, но это часто сложно и может привести к неудовлетворительным результатам.

В приведенном ниже видео вы узнаете об альтернативном подходе к работе с одним изображением, который легко и предсказуемым образом преобразует недоэкспонированные изображения в идеально сбалансированные снимки. Этот метод использует большой динамический диапазон современных камер.

Немецкий фотограф Кристиан Морле из Phlog Photography проведет вас через свой любимый процесс, фиксируя пейзажное изображение с длинной выдержкой, которое намного темнее, чем ему хотелось бы.Как вы увидите, его метод позволяет ему восстанавливать детали в тенях, добавляя к фотографии общий теплый тон для вида заката.

Морле всегда редактирует изображения в определенном порядке, и он начинает с нескольких основных корректировок общей сцены, после того как объясняет, почему кадр получился таким недоэкспонированным. Сначала он использует вертикальный ползунок Lightroom, чтобы выпрямить и обрезать фотографию.

Другие глобальные настройки включают восстановление теней, настройку баланса белого путем повышения цветовой температуры и увеличение экспозиции.Он также добавляет немного текстуры, ясности и яркости для более чистого и четкого вида.

На данный момент изображение выглядит намного лучше, и пришло время применить несколько локальных настроек. Он добавляет линейный градиент, чтобы еще больше осветлить передний план и придать ему больше структуры. Радиальный градиент добавляет немного свечения яркому пятну на горизонте.

После небольшого повышения резкости и нескольких дополнительных локальных корректировок пришло время для цветокоррекции снимка. Морле наглядно демонстрирует, как это делается.Последний шаг — открытие изображения в Photoshop, чтобы быстро закончить работу.

Вы можете найти больше интересных видео на канале Морле на YouTube, так что отправляйтесь туда после просмотра видео. И обязательно ознакомьтесь с учебным пособием, которое мы разместили у другого эксперта по редактированию, в котором объясняется, как использовать инструмент Lightroom «Версии», чтобы сэкономить время, быстро создавая различные варианты одного и того же изображения.

.
Недоэкспонированное фото: Осветляем недоэкспонированные фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх