Негатив пленка: Фотоплёнка — Википедия – Чем отличается слайдовая пленка от позитивной?: pavel_kosenko — LiveJournal

Чем отличается слайдовая пленка от позитивной?: pavel_kosenko — LiveJournal

Фотографы привыкли называть позитивные пленки слайдами и наоборот. Однако благодаря кино (и, конечно, Кодаку) это не совсем одно и то же. А точнее, совсем не одно и то же.

Позитивы и слайды схожи тем, что на обеих пленках в итоге появляется позитивное изображение. Но способы его получения принципиально разные. Чтобы это лучше понять, потребуется внести немного ясности насчет того, какие вообще бывают пленки. Итак:

negative films
Пленки для съемки негативного изображения, требующие дальнейшей обработки. Это пленки, с которыми фотографы чаще всего имеют дело — Kodak Color Plus 200, Kodak Portra 400, Fujicolor C200 и т.д. В кино это пленки Kodak Vision3 250D, Kodak Vision3 500T и т.д.


reversal films
Пленки для съемки сразу позитивного изображения. В фотографии такие пленки принято называть слайдами. Типичные слайдовые пленки — Kodak Ektachrome E100, Fujicolor Velvia 50 и т.д. В кино иногда тоже иногда снимают сразу на слайд, в частности на Kodak Ektachrome 100D.

duplicating films
Технические (по своей сути слайдовые) пленки для получения дубликата (то есть прямого) изображения. Или позитив -> позитив, или негатив -> негатив. Задача таких пленок получить 1:1 копию оригинала. Это необходимо для промежуточных этапов работы с пленкой в кино.

intermediate films
Технические (по своей сути негативные) пленки для получения обратного изображения. Или негатив -> позитив, или позитив -> негатив. Используются на промежуточных этапах работы с пленкой в кино.

positive films
Технические пленки для итоговой (не промежуточной) печати негатив -> позитив. Раньше примение таких пленок было шире, в том числе и для внутренних промежуточных этапов, но сейчас они используются только для печати. По сути это негативные пленки, на которых формируется позитивное изображение.

***

В мире фотографии обычно отсутствуют промежуточные этапы печати с пленку на пленку, так как печать ведется с оригинала на бумагу (или через гибридный процесс с участием цифровых технологий). Поэтому фотографические понятия «слайдовой» и «позитивной» пленки смешались между собой. В этом нет ничего страшного, так как в каждой области формируется своя терминология. Но все же, фотографам стоит помнить о том, что они снимают на слайд, а не на позитив.

Из современных слайдовых (то есть reversal) фотопленок наиболее распространены Fijchrome Velvia 50, Fujichrome Velvia 100, Fujichrome Provia 100F, а также Kodak Ektachrome E100, производство которой Кодак восстановил в 2017 году.

Подписывайтесь на мой канал в Телеграме. Я в других соцсетях — Instagram, Facebook, Вконтакте, Youtube.

ЦВЕТНАЯ ФОТОПЛЕНКА. Теория - pr.8BY10

Виды и строение

При выборе цветной фотопленки старайтесь учитывать два основных фактора. Во-первых, необходимо решить, что именно вам нужно — диапозитивы или отпечатки, а, может быть, то и другое. Во-вторых, освещение, при котором вы собираетесь фотографировать. Для дневного и искусственного освещения следует пользоваться разными видами пленки.

На современной цветной фотопленке делают либо цветные диапозитивы (слайды), либо цветные негативы (для цветных отпечатков). Для черно-белых отпечатков с них пригодны оба вида пленки. С негативов можно получать слайды, со слайдов — отпечатки.

Цветная диапозитивная пленка

Диапозитивная пленка, которую называют также обращаемой, обрабатывается так, что позитивное изображение образуется прямо на пленке, находящейся в фотоаппарате. Диапозитивы проецируют на экран или рассматривают с помощью диаскопа. Такие цветные диапозитивные пленки, как «Эктахром» и «Агфахром», вы можете обрабатывать самостоятельно. «Кодахром» имеет особое химическое строение, и значит, обрабатывать ее должны изготовители.

У цветной диапозитивной фотопленки есть несколько преимуществ. Для самостоятельной обработки не требуется лаборатория и специальное оборудование. Цветные диапозитивы можно просматривать в затемненной комнате с помощью хорошего проектора, они не знают себе равных по четкости передачи деталей, яркости и цветовой точности.

Цветная негативная фотопленка

Все виды цветной негативной пленки обрабатывают в домашних условиях по менее сложной схеме, чем диапозитивную, и получают изображение в негативных тонах и дополнительных («противоположных») цветах. Как и черно-белый негатив, это промежуточная форма, с которой получают позитивные отпечатки на фотобумаге, для чего необходима лаборатория. Оборудование потребуется в основном то же, что и при черно-белой печати.

В отличие от цветной диапозитивной пленки изображение на негативах можно осветлять или затемнять при печати и корректировать по цвету с помощью светофильтров. Цветные отпечатки — это удобная форма получения фотоснимков, с одного н

Кинонегатив — Википедия

Кинонегати́в — негативная киноплёнка, предназначенная для получения негативного кинематографического изображения, которое используется для последующей печати фильмокопий или контратипов. Термин также используется для названия получаемого на негативной киноплёнке негатива фильма.

В отличие от фильмокопии, содержащей изображение и совмещённую фонограмму, кинонегатив содержит только изображение, полутона которого обратны объекту съёмки

[1]. То есть, более светлые детали объекта отображаются более тёмными (плотными) участками изображения. Цвета объекта съёмки на цветном негативе отображаются дополнительными цветами. Для получения позитивного изображения с кинонегатива необходима печать на позитивной киноплёнке при помощи кинокопировального аппарата.

Формат кинонегатива зависит от применяемого киносъёмочного аппарата и может быть как 16-мм, 35-мм, так и 65-мм. В последнем случае на плёнке получается негатив для печати 70-мм кинофильмов. От формата кинонегатива прежде всего зависит качество изображения и его информационная ёмкость. Кинонегатив может быть чёрно-белым и цветным[2]. В узкоплёночном кинематографе чаще всего использовалась обращаемая 8 или 16-мм киноплёнка, после лабораторной обработки дающая готовое изображение, и не требующая дорогостоящей печати позитива.

Советские стандарты предусматривали применение в негативной киноплёнке 35-мм такой же перфорации, как и в позитивной, но с «коротким» шагом 4,74 мм для предотвращения проскальзывания при контактной печати

[3]. В капиталистических странах для негативной киноплёнки предусматривался другой стандарт перфорации Bell&Howell (BH-1866), с уменьшенной высотой отверстий. В настоящее время этот стандарт стал международным в связи с прекращением выпуска советской киноплёнки[4].

Кинонегатив представляет собой уникальный материал, изготовление которого связано с большими затратами, поэтому он хранится со всеми мерами предосторожности[5]. С оригинального негатива печатается ограниченное количество фильмокопий, предназначенных, главным образом, для просмотра съёмочной группой и приёмной комиссией, показа в кинотеатрах первого экрана и на кинофестивалях. Основные прокатные тиражи печатаются с дубль-негативов, получаемых при помощи контратипирования.

Оригинальный негатив фильма, как правило, имеет множество склеек, разное по плотности и цветопередаче изображение и боковые просечки на границе сцен для управления световым паспортом[5]. Поэтому при печати с оригинального негатива нужна специальная технология, исключающая повреждение киноплёнки и её эмульсионного слоя. Для такой печати применяются кинокопировальные аппараты малой производительности. Монтаж фильма осуществляется по рабочему позитиву, специально напечатанному для этого. После утверждения фильма на основе смонтированного рабочего позитива в соответствии с футажными номерами производят монтаж негатива

[6]. Такая технология сводит к минимуму возможность повреждения негатива. При мастеринге оптических видеодисков наилучший результат возможен в случае сканирования оригинального негатива фильма из-за его наибольшей информационной ёмкости по сравнению с промежуточными контратипами и фильмокопиями. Негатив имеет наибольшую разрешающую способность, наиболее широкий диапазон передаваемых яркостей и наименьшее количество механических повреждений. Однако, на практике считается более удобным сканирование «лаванды», не имеющей склеек и выровненной по плотности и цветопередаче[7][8].

В СССР выпускалось множество сортов[9] негативной киноплёнки, как цветной, так и чёрно-белой[2]. Основными производителями киноплёнки были три химико-фотографических предприятия: шосткинская «Свема» (первоначально — «Фабрика киноплёнки №3»), «фабрика киноплёнки №5» в Переславле-Залесском и казанская «Тасма» («Фабрика киноплёнки №8»). В таблице приведены характеристики основных сортов негативных киноплёнок, выпускавшихся в СССР

[10].

Советские негативные киноплёнки
Марка Тип Назначение S, ед. ГОСТ Цветовой баланс, К Цветочувствительность Гамма Разрешение,
лин/мм
Широта
А чёрно-белая Съёмка на натуре 45 Панхром 0,7 65 1,8
Б чёрно-белая Съёмка в павильоне 130 Панхром 0,75 65 1,8
А-2 чёрно-белая Хроникальная съёмка 250 Изопанхром 0,9 70 1,5
КН-1 чёрно-белая Комбинированные съёмки 11 Панхром 0,65 135 1,7
КН-2 чёрно-белая
Съёмка на натуре
32 Панхром 0,65 100 1,6
КН-3 чёрно-белая Съёмка в павильоне 90 Изопанхром 0,65 80 1,5
КН-4С чёрно-белая Хроникальная съёмка 350 Изопанхром 0,9 70 1,4
ДС-4 цветная Съёмка на натуре 45 5600K 0,65 100 1,1
ДС-5М цветная Съёмка на натуре 32 5500K 0,65 58 1,05
ЛН-7 цветная Съёмка в павильоне 65 3200K 0,65 63 1,5
ЛН-8 цветная Съёмка в павильоне 100 3200K 0,65 1,5

Импортные киноплёнки в отечественном кинопроизводстве[править | править код]

В начале 1970-х годов в технологии производства цветных негативных киноплёнок наметилось значительное отставание от иностранных производителей, наладивших выпуск высококачественных киноплёнок с гидрофобными («защищёнными») цветообразующими компонентами и дополнительными DIR-соединениями (англ. Development Inhibitor Releasing)

[11][12][13]. Организовать выпуск отечественных киноплёнок (например, разработанной в начале 1980-х годов «ЛН-9») по таким технологиям не удалось. Качество цветопередачи и светочувствительность советских киноплёнок сильно уступали импортным, поэтому съёмочные группы кинофильмов, считавшихся приоритетными, получали для съёмок импортную киноплёнку[14]. Например, для съёмок фильма Андрея Тарковского «Солярис» Госкино выделило 40 000 погонных метров киноплёнки «Eastman Kodak Color Negative Film 5254»[15]. Фильм «Белый Бим Чёрное ухо» также полностью снимался на негативную киноплёнку Kodak, позволив уменьшить интенсивность операторского освещения, мешающего собаке[16]. Вместо оплаты киноплёнки валютой часто практиковался «культурный бартер», когда взаимозачёт производился гастролями в США советских коллективов классической музыки
[17]
.

Большие масштабы советских закупок, к 1986 году достигших миллиона погонных метров в год[12], заставили некоторых производителей выпускать большие партии негативной киноплёнки с перфорацией, соответствующей стандартам СССР, отличающимся от западных[4]. В 1980-х годах получение импортной плёнки, покупаемой централизованно за валюту, считалось вопросом престижа и успешности режиссёра фильма. Даже при наличии импортной плёнки большая часть фильма снималась, чаще всего, на отечественный кинонегатив, за исключением наиболее ответственных сцен. После перестройки отечественная промышленность, выпускавшая киноплёнку, была перепрофилирована для других химических производств, а выпуск плёнок прекращён[2]. В настоящее время для съёмки кинофильмов по плёночной технологии используются негативные киноплёнки иностранного производства, преимущественно Kodak и Fuji[18][19].

Современные 35-мм негативные киноплёнки[20]
Марка Тип Назначение Светочувствительность, ISO Цветовой баланс, К
KODAK Vision2 50D Color Negative Film 5201 Цветная Съёмка на натуре 50 5600
KODAK VISION3 500T Color Negative Film 5219 Цветная Съёмка в павильоне 500 3200
EASTMAN DOUBLE-X Negative Film 5222 Чёрно-белая Съёмка в павильоне 200
Fujicolor negative film ETERNA Vivid 160 8543 Цветная Съёмка в павильоне 160 3200
Fujicolor negative film F-64D 8522 Цветная Съёмка на натуре 64 5600
ORWO Universal-Negativfilm UN 54 Чёрно-белая Съёмка на натуре 100

Кинонегатив мог применяться не только в кинематографе. В профессиональной фотожурналистике и бытовой фотографии 35-мм чёрно-белая негативная киноплёнка часто использовалась вместо негативной фотоплёнки, ввиду сходства фотографических и геометрических характеристик. У советских фотожурналистов наибольшей популярностью пользовался кинонегатив «А-2», обладавший высокой светочувствительностью. В настоящее время некоторые фотографы, занимающиеся чёрно-белой плёночной фотографией, используют киноплёнки «EASTMAN PLUS-X Negative Film 5231» и «EASTMAN DOUBLE-X Negative Film 5222», лабораторная обработка которых не отличается от обработки обычных фотоплёнок. Цветные негативные киноплёнки Kodak и Fuji в фотографии используются крайне редко, поскольку обрабатываются по процессу ECN-2, доступному только на киностудиях. Некоторые фотолюбители проявляют их по стандартному процессу C-41, рассчитанному на цветные негативные фотоплёнки с последующим самостоятельным удалением сажевого слоя[источник не указан 1093 дня].

Источники[править | править код]

  1. ↑ Глоссарий кинематографических терминов, 2007, с. 199.
  2. 1 2 3 А. Кириллов, Л. Коновалов. Киноплёнки и их обработка (рус.) // Техника и технологии кино : журнал. — 2007. Архивировано 10 мая 2012 года.
  3. ↑ Кинопроекционная техника, 1966, с. 35.
  4. 1 2 Леонид Коновалов. Форматы кадра (рус.). Кинофотопроцессы. Коновалов (18 ноября 2011). Дата обращения 19 мая 2012. Архивировано 10 сентября 2012 года.
  5. 1 2 Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 189.
  6. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 159.
  7. ↑ Традиционная оптическая технология фильмопроизводства, 2007, с. 165.
  8. Борис Пинский. Виктор РАБИНКОВ: У НАШИХ ФИЛЬМОВ НЕ БЫВАЕТ СТАРТОВЫХ ПРОДАЖ. НА НИХ ЕСТЬ ПОСТОЯННЫЙ СПРОС (рус.). Статьи. журнал «Кинопроцесс» (март 2007). Дата обращения 14 февраля 2015.
  9. Б. С. Жук. кинопромышленность (рус.). БСЭ. Дата обращения 19 мая 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  10. ↑ Гордийчук, 1979, с. 377.
  11. ↑ Техника кино и телевидения, 1983, с. 5.
  12. 1 2 Дефицит киноплёнки становится все более острым (рус.) (недоступная ссылка). Хроника. Энциклопедия отечественного кино (1 марта 1990). Дата обращения 19 сентября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
  13. А. В. Редько. Галогенсеребряная и цифровая фотография: современное состояние, тенденции, перспективы развития и применения (рус.). Научные статьи. Официальный сайт профессора Редько. Дата обращения 16 февраля 2016.
  14. ↑ Chromatic Cinema, 2010, с. 80.
  15. ↑ Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы, 2012, с. 363.
  16. ↑ Белый Бим Чёрное ухо (рус.) (недоступная ссылка). Жизнь четвероногих. Клуб «4 лапы» (27 января 2014). Дата обращения 1 июня 2014. Архивировано 2 июня 2014 года.
  17. ↑ Техника кино и телевидения, 2008.
  18. Николай Майоров. Цвет советского кино (рус.). Киноведческие записки. Дата обращения 16 сентября 2015.
  19. ↑ Camera films (англ.). Kodak. Дата обращения 19 мая 2012. Архивировано 7 сентября 2012 года.
  20. ↑ Современные киноплёнки для фильмопроизводства, 2010.
  • З. К. Авербух, Г. М. Кузьянц, Р. Г. Микаэлян, В. А. Москинов. Перспективы и направления совершенствования цветных киноплёнок (рус.) // «Техника кино и телевидения» : журнал. — 1983. — № 10. — С. 3—9. — ISSN 0040-2249.
  • Сим. Р. Барбанель, Сол. Р. Барбанель, И. К. Качурин, Н. М. Королёв, А. В. Соломоник, М. В. Цивкин. Глава III. Киноплёнка и фильмокопия // Кинопроекционная техника / С. М. Проворнов. — 2-е изд.. — М.: «Искусство», 1966. — С. 27—50. — 636 с. Архивная копия от 13 ноября 2014 на Wayback Machine
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 376—392. — 440 с.
  • Е. А. Иофис. Глава VII. Позитивный процесс // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 175—230. — 300 с.
  • Фильм Андрея Тарковского «Солярис»: Материалы и документы. Сб. / Сост. Д. А. Салынский. — М.: Астрея, 2012. — 416 с. — ISBN 978-5-903311-20-0.

2.141 Цветовые системы. История вопроса (часть 84)

Тема лекции: Фотография. Плёночная фотография. Фотоплёнка. Фотобумага. Негатив. Позитив.

Источник Википедия

Плёночная фотография - фотографический способ получения статичного изображения объекта, использующий получение и хранение информации в аналоговой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса.

В плёночной фотографии применяются различные светочувствительные материалы - фотоплёнка (на гибкой прозрачной основе), фотобумага (на гибкой непрозрачной основе), фотопластинки (на твёрдой основе). Принципиального значения для фотографического процесса вид подложки не имеет.

Фотоплёнка

Источник Википедия

Фотоплёнка - фотоматериал на гибкой прозрачной основе (в отличие от жёстких фотопластинок на стеклянной основе и фотобумаги на непрозрачной основе), представляющий собой лист пластика (лавсан, нитрат или ацетат целлюлозы), на который нанесена фотоэмульсия, содержащая зерна галогенидов серебра, определяющие светочувствительность, контраст и оптическое разрешение фотоплёнки. После воздействия света (или других форм электромагнитного излучения, например рентгеновского) на фотоплёнке формируется скрытое изображение. С помощью химических реакций получают видимое изображение.

Фотоэмульсия - конгломерат зёрен галогенидов серебра и защитного коллоида, в основном фотографической желатины.

Фотографическая эмульсия представляет собой при температуре выше 40 °C вязкую жидкость, которая с понижением температуры превращается в студень. Она наносится на стекло, целлулоидную пленку и бумагу в виде тонкого слоя, который после высушивания образует светочувствительный слой фотоматериала.

Другие слои фотоплёнки:

1) Подложка - основа фотоматериала, служащая носителем эмульсионных слоёв.

На раннем этапе развития фототехники и кинематографа подложка киноплёнки изготавливалась из горючей нитроцеллюлозы, обладавшей наилучшими прочностными характеристиками из тогда существовавших прозрачных гибких пластиков.

Сейчас в кино- и фотоплёнке применяется прозрачный негорючий материал - триацетат целлюлозы толщиной 0.12-0.15 мм, а также более прочный негорючий материал полиэтилентерефталат (лавсан), толщиной около 0.06 мм. Подложка чёрно-белых негативных плёнок обычно дополнительно окрашивается в серый или фиолетовый цвет для уменьшения ореолов отражения.

2) Подслой. Этим слоем покрывают подложку фотоплёнки перед тем, как нанести светочувствиельную эмульсию. Предназначен для обеспечения необходимой прочности сцепления эмульсии с подложкой. Состоит из задубленной желатины и имеет толщину около 1 мкм. Прозрачен, бесцветен и химически инертен по отношению к всем компонентам светочувствительного слоя. На негативных плёнках его иногда делают окрашенным, тем самым заставляя его исполнять роль противоореольного слоя.

3) Противоскручивающий слой, также называется контрслой - наносится на обратную сторону подложки, состоит из желатины. Препятствует скручиванию плёнки при сушке. Может быть окрашен, и тем самым выполнять одновременно роль противоореольного слоя.

4) Противоореольный слой фотоматериала предназначен для устранения связанных с отражением и преломлением света в подложке фотоплёнки ореолов вокруг изображения ярких предметов и при съёмке против света. Состоит из желатины с добавлением веществ, поглощающих свет (красители, серое коллоидное серебро). В процессе фотохимической обработки противоореольные слои обесцвечиваются.

Цветные фотоплёнки и фотобумаги обычно имеют слой с коллоидным серебром. У фотоплёнок противоореольный и противоскручивающий слой совмещены и наносятся на обратную сторону подложки.

Дополнительно противоореольную функцию может исполнять окрашенная подложка плёнки и дополнительный мелкозернистый низкочувствительный слой, наносимый под основным высокочувствительным в чёрно-белой фотоэмульсии.

Источник

Строение черно-белой фотопленки: 1 - основа; 2 - подслой; 3 - эмульсионный слой; 4 - противоореольный слой

Строение цветной фотопленки: 1 - синечувствительный слой; 2 - желтый (фильтровый) слой; 3 - зеленочувствительный слой; 4 - красночувствительный слой; 5 - зеленый противоореольный слой; 6 - основа.

Классификация

Фотоплёнка делится на три большие группы:

1) Негативная. На плёнке этого типа изображение инвертировано, то есть наиболее светлым участкам сцены соответствуют наиболее тёмные участки негатива, на цветной плёнке инвертированы также цвета. Окончательное изображение получается на фотобумаге при печати.

2) Обращаемая, или слайдовая. Эта плёнка не предназначена для последующей фотопечати, изображение просматривается напрямую на проекторе или через лупу. Слайдовая плёнка также широко применялась в полиграфии благодаря меньшим потерям цветопередачи. Обращаемая фотоплёнка также бывает чёрно-белой, однако эта разновидность не получила широкого распространения.

3) Позитивная. Позволяет создавать диафильмы и слайды путём контактной или проекционной печати с негатива. Обладает низкой чувствительностью, но также и низкой зернистостью и высокой разрешающей способностью. Широко применяется в кино для создания фильмокопий, но в собственно фотографии используется редко.

Обращаемая и позитивная плёнки предназначены для получения конечного изображения, в отличие от негативной, изображение на которой - лишь промежуточная стадия фотографического процесса. Поэтому обращаемая и позитивная плёнки по сравнению с негативной обычно характеризуются меньшей плотностью вуали, отсутствием маскирующих слоёв и особым устройством или полным отсутствием противоореольного слоя.

В отдельных случаях для получения специальных эффектов может также использоваться кросспроцесс, когда негативная плёнка обрабатывается как обращаемая или наоборот.

Кросспроцесс или кросспроцессинг - проявка одного типа плёнки по процессу другого. Чаще всего таким образом проявляют негативную цветную плёнку (процесс C41) как обращаемую цветную слайдовую плёнку (процесс E6) и наоборот.

Фотоплёнка бывает чёрно-белой или цветной:

1) В чёрно-белой фотоплёнке есть обычно один слой серебряных солей. При попадании света и дальнейшей химической обработке соли серебра превращаются в металлическое серебро - на плёнке образуются тёмные области, соответствующие светлым областям на отпечатке.

Существует специальная монохромная плёнка, она обрабатывается по классическому цветному процессу, но формирует чёрно-белое изображение, а не цветное.

2) Цветная плёнка использует как минимум три слоя. Окрашивающие, адсорбирующие вещества, взаимодействуя с кристаллами серебряных солей, делают кристаллы чувствительными к различным участками спектра. Этот способ изменения спектральной чувствительности называется сенсибилизацией. Чувствительный только к синему, обычно несенсибилизированный, слой расположен сверху. Так как все остальные слои, помимо "своих" диапазонов спектра, чувствительны и к синему, их отделяет жёлтый светофильтрующий слой. Далее идут зелёный и красный. В процессе экспонирования в кристаллах галогенидов серебра образуются скопления атомов металлического серебра, точно так же, как у чёрно-белой плёнки. Впоследствии это металлическое серебро служит для проявления цветных красителей (пропорционально количеству серебра), далее снова превращается в соли и вымывается в процессе отбелки и фиксирования, так что изображение в цветной плёнке формируется цветными красителями. Современные фотоплёнки, такие как Kodacolor II, имеют до 12 слоёв эмульсии и содержат более чем 20 различных веществ в каждом слое.

Размеры фотопленки

Плёнка различается по размеру:

Бывает перфорированной шириной 16 и 35 мм, неперфорированной рулонной шириной 61,5 мм и плоской (листовой).

Наиболее распространена фотоплёнка шириной 35 мм (по формату совпадает с киноплёнкой той же ширины). Формат кадра 24×36 мм; встречаются также форматы 18×24 мм, 24×24 мм, 24×30 мм и др.

Неперфорированная фотоплёнка шириной 61,5 мм ("средний формат") используется в профессиональной фотосъёмке. Формат кадра может быть 4,5×6 см, 6×6 см, 6×7 см, 6×8 см, и 6×9 см.

Advanced Photo System - фотоплёнка шириной 24 мм.

Листовая фотоплёнка выпускается в виде листов формата 9×12 см, 4"×5", 13×18 см, 18×24 см и др. Применяется в фотокамерах большого формата.

Чувствительность фотоплёнки

Чувствительность фотоплёнки определяется свойствами фотоэмульсионного слоя. Измеряется в единицах ISO(ASA), градусах DIN или ГОСТ. Бóльшая чувствительность позволяет снимать при меньших выдержках, однако имеет и свои недостатки: повышается зернистость изображения. Иногда возможно применение push и pull обработки, когда фотоплёнка проявляется при специальных условиях, которые искусственно "задним числом" соответственно повышают или понижают чувствительность плёнки.

Плёнка специального назначения

Существуют фотоплёнки для специального применения. Например, чувствительные в невидимом для глаза ультрафиолетовом или инфракрасном диапазоне. Плёнки, чувствительные к рентгеновскому излучению, применяются в медицине. Для нужд микрофильмирования применяются специальные сверхконтрастные плёнки.

Фотобумага

Источник Википедия

Фотобумага - непрозрачный гибкий материал, предназначенный для получения позитивного фотографического изображения.

В зависимости от фотографического процесса фотобумагой могут называть светочувствительный материал либо специальную бумагу для печати фотографий на принтере.

Фотобумага - светочувствительный материал

Фотобумага для использования в классическом фотографическом процессе покрыта светочувствительной эмульсией.

Фотобумагу, как правило, экспонируют с негатива (фотоплёнка, фотопластинка), используя фотоувеличитель, либо при помощи контактной печати. Под действием света в эмульсии происходят химические реакции, образуется скрытое изображение, преобразуемое в видимое при дальнейшей химической обработке (проявка, фиксирование).

Эффективная чувствительность фотобумаги в десятки раз меньше фотоплёнки и составляет обычно единицы и доли единиц ГОСТ. Типичные выдержки при печати - секунды и минуты, в то время как при экспозиции фотопленки - десятые и сотые доли секунды.

Классификация фотобумаги

Фотобумага может быть предназначена как для цветной, так и для черно-белой фотографии.

Типы фотопроцесса

По отношению фотографического процесса к схеме "пленка-отпечаток" бумага делится на типы:

1) Негативная-позитивная - большинство современных фотобумаг, на которых изображение получается при печати с негатива;

2) Позитивная-позитивная - и пленка и бумага - позитивы, например, при печати со слайда по процессу Ilfochrome;

3) Позитивная-позитивная - пленка позитивная и выполняет функцию бумаги, как в процессе "Polaroid".

Типы подложки

1) Баритовая (FB - англ. fiber-based). Подложкой для такой фотобумаги служит тонкая бумага (плотность 120—135 г/м2), полукартон (180 г/м2) или картон(240 г/м2), изготовленные при соблюдении определённых требований чистоты, отсутстивя механических включений, сернистых соединений и других. Подложку покрывают тонким слоем сульфата бария (эта процедура называется "баритаж"). Среди выпускаемых в настоящее время фотобумаг баритовыми бывают только черно-белые.

2) Пластиковая (RC - англ. resin-coated). Бумажный слой в такой фотобумаге заключен в два слоя полиэтилена. Она удобней в обращении, не имеет тенденции к сворачиванию во время сушки и не требует глянцевания. Выпускаются цветные и черно-белые пластиковые фотобумаги.

3) Полиэстеровая. Этот материал в основном применяется как подложка для современный цветных фотобумаг.

4) Калька - полупрозрачный тонкий гибкий материал, покрытый высококонтрастной светочувствительной эмульсией. Фотокалька предназначена для получения промежуточного негатива методом контактной или рефлексной печати.

Виды эмульсии черно-белых фотобумаг:

1) хлорсеребряная;

2) бромсеребряные;

3) хлоробромосеребряная.

Бумага для чёрно-белой печати выпускается как с постоянным, так и с переменным контрастом. Бумага постоянного контраста делится на мягкую, нормальные, контрастные и особо контрастные бумаги. По стандарту в СССР она маркировалась от № 1 до № 7 по возрастанию контрастности.

Бумага с переменным контрастом предназначена для мультиконтрастной печати, ее контрастность регулируется светофильтрами. В связи с более широким распространением мультиконтрастной бумаги, бумага с постоянным контрастом встречается значительно реже.

Фактура поверхности

Фотобумага выпускается матовая, глянцевая и тиснёная. Зеркального блеска (глянца) на поверхности фотобумаги достигают глянцеванием оной, обычно после окончания фотохимической обработки.

Негатив

Источник Википедия

Негатив (лат. negativus - отрицательный), в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки, в котором почернения фотографические обратны яркостям деталей объекта: чем ярче деталь, тем большим почернением она воспроизведена; в цветной - изображение объекта съёмки, образованное красителями, цвета которых дополнительны к цветам его деталей: жёлтые - к синим, пурпурные - к зелёным, голубые - к красным и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение).

Фото взято отсюда, там же много интересного про плёнку.

Цветной позитив и негатив

Негатив - промежуточное изображение объекта в двухступенном процессе, используемое для получения позитива (см. Негативный процесс). В некоторых случаях негатив может быть окончательным изображением, например при регистрации спектров в спектральном анализе. Качество негатива оценивают по оптической плотности почернения, контрастности, зернистости и др. Для цветных негативов, кроме того, важна сбалансированность цветов, то есть согласование цветных изображений. Нормальным считается такой негатив, печатание с которого обеспечивает получение правдоподобного позитива с хорошо различимыми деталями.

Позитив

Источник Википедия

В фотографии под позитивом понимают конечный продукт фотографического процесса.

Фотографический процесс разбивается на два этапа :

1) Негативный процесс:

При открывании затвора фотоаппарата свет от освещённого объекта проецируется на фотоплёнку (или фотопластинку) и засвечивает определённые участки на фотоплёнке (фотопластинке).

Фотоплёнка (фотопластинка) проявляется, то есть подвергается химической обработке. В результате на фотоплёнке (фотопластинке) образуется негативное изображение сфотографированного объекта.

Негативное изображение - это изображение, в котором все цвета (в цветной фотографии) или переходы белого в чёрный (в чёрно-белой фотографии) инвертированы.

2) Позитивный процесс:

Негативное изображение с фотоплёнки, с помощью проходящего сквозь фотоплёнку (фотопластинку) света, проецируется на фотобумагу.

На фотобумаге формируется позитивное изображение (позитив). В чёрно-белой фотографии, под тёмными участками на негативе, через которые проходит мало света, формируются не засвеченные участки на фотобумаге и наоборот, под светлыми участками фотоплёнки, - засвеченные участки. В цветной фотографии происходит инверсия цветов. В процессе проявления фотобумаги засвеченные участки становятся тёмными, а не засвеченные - светлыми.

На позитивном изображении (на позитиве), полученном на фотобумаге, цвета или чёрно-белые переходы, соответствуют сфотографированному реальному объекту. С одного негатива можно сделать любое количество позитивных изображений (фотографий).

В случае диафильма речь идёт о фотоплёнке, на которой формируется позитивное изображение (позитив). С помощью диапроектора изображение с диафильма проецируется на экран. На экране формируется позитивное изображение. Тёмным участкам на диафильме соответствуют тёмные участки на экране и наоборот.

Негатив (фото) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Позитив и негатив. A — цветной позитив. B — цветной негатив. C — чёрно-белый позитив. D — чёрно-белый негатив. Чёрно-белые негативные фотоплёнки фирмы Тасма, СССР, 1980-е годы.

Негати́в (лат. negativus — отрицательный), в чёрно-белой фотографии и кинематографии образованное зёрнами металлического серебра изображение объекта съёмки, в котором относительное распределение яркостей при рассматривании в проходящем свете обратно яркостям деталей объекта съёмки[1][П 1]. Другими словами, распределение оптических плотностей негатива соответствует распределению яркостей объекта. В цветных фотопроцессах изображение объекта съёмки формируется красителями, цвета которых дополнительны к цветам объекта съёмки[1]. Например, синие предметы на цветном негативе выглядят жёлтыми, зелёные — пурпурными, а красные — голубыми и так далее (см. Дополнительные цвета, Цветоделение). Оптические плотности при этом также обратны объекту съёмки. Термин «негатив» применительно к процессу калотипии изобрёл Джон Гершель в XIX веке[2][3].

Негатив — промежуточное изображение объекта в негативно-позитивном процессе, используемое для получения позитива[4]. Впервые такая технология появилась в процессе, под названием калотипия, изобретённом Ф. Тальботом в 1835 году. В некоторых случаях негатив может быть конечным изображением, например, в спектральном анализе, астрофотографии или рентгенографии. Качество негатива оценивают по точности передачи градаций яркости объекта съёмки, а также по фотографической широте и зернистости. Для цветных негативов, кроме того, важна сбалансированность цветов, то есть согласование цветоделённых изображений. Нормальным считается такой негатив, печатание с которого обеспечивает получение качественного позитива с хорошо различимыми деталями и широким диапазоном градаций серого.

Негатив пригоден для тиражирования позитивов. С фотографического негатива возможно получение неограниченного количества позитивных отпечатков. Тиражеустойчивость кинонегатива ограничена, поскольку при печати он транспортируется лентопротяжным механизмом кинокопировального аппарата и изнашивается. Поэтому, для получения больших тиражей фильмокопий с оригинального негатива печатается несколько дубльнегативов[5]. Отклонения оптической плотности и цветопередачи негатива в результате ошибок экспонирования могут в сравнительно широких пределах корректироваться при печати, давая нормальный позитив. При обращаемом и одноступенном фотопроцессах, сразу дающих позитивное изображение в единственном экземпляре, отклонения практически неустранимы.

  1. ↑ При рассматривании в отражённом свете изображение на негативе может выглядеть позитивным
  1. 1 2 Фотокинотехника, 1981, с. 208.
  2. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 24.
  3. ↑ Великое противостояние, 2004, с. 214.
  4. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 6.
  5. ↑ Основы кинотехники, 1965, с. 205.
  • Е. М. Голдовский. Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 208. — 447 с.
  • Владимир Левашов. Лекция 1. Предыстория и открытие медиума // Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — С. 11—28. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Фомин А. В. Глава I. Фотоаппараты // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 5—49. — 256 с. — 50 000 экз.
  • Коллектив авторов. Марс. Великое противостояние / О. В. Салецкая. — М.,: Физматлит, 2004. — С. 214. — 224 с. — ISBN 5-9221-0454-3.

Обращаемые фотоматериалы — Википедия

Обраща́емые фотоматериа́лы — светочувствительные материалы (фотоплёнка, киноплёнка, фотобумага), позволяющие после лабораторной обработки получать готовое позитивное изображение непосредственно на материале, на который проводилась съёмка, в отличие от негативно-позитивного процесса, требующего печати позитива на другом фотоматериале[1]. В старых советских источниках употребляется термин обратимые фотоматериалы.

Отрезок проявленной цветной обращаемой фотоплёнки

Процесс обращения был изобретён практически сразу после появления первых желатиносеребряных фотоматериалов. Позитивное изображение могло быть получено на любом негативном материале, если отложить процесс фиксирования. Восстановленное металлическое серебро при этом отбеливается, а оставшийся в эмульсии галогенид серебра засвечивается и проявляется вторично, образуя оптические плотности в тенях изображения. Технология получила распространение среди кинолюбителей, упрощая и удешевляя производство фильмов, однако наиболее важную роль сыграла в цветной фотографии.

Первым массовым цветным фотопроцессом был автохромный, запатентованный братьями Люмьер в 1907 году и также основанный на обращении чёрно-белых фотопластинок с нанесённым крахмальным цветоделительным растром[2][3]. Для кинематографа, требующего фотоматериал на гибкой подложке, был разработан вариант автохромного процесса «Дюфайколор» с линейными растрами. До середины 1930-х годов автохром и лентикулярные киноплёнки оставались единственными коммерческими технологиями цветной фотографии, пока не появились многослойные плёнки, первые из которых также были обращаемыми. Первым успеха добился венгерский учёный Бела Гаспар, запатентовавший в 1933 году фотоматериал под торговым названием «Гаспарколор». Цветное позитивное изображение получалось в многослойной плёнке химическим обесцвечиванием азокрасителей, уже добавленных в зонально-чувствительные эмульсионные слои в процессе изготовления[4]. Однако, низкая светочувствительность позволяла использовать такую плёнку только в кинематографе для печати фильмокопий с чёрно-белых цветоделённых негативов. В дальнейшем технология получила коммерческий успех в фотоматериалах типа Ilfochrome. Первая цветная обращаемая плёнка Kodachrome, пригодная для съёмки, была выпущена в 1935 году американской компанией Eastman Kodak[5]. Практически одновременно в Германии появился Agfacolor, также пригодный для получения цветного позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, использованном для съёмки.

Agfa, в отличие от Kodachrome с переносом диффундирующих красителей из проявителя, была первым хромогенным фотоматериалом. Она содержала цветообразующие компоненты непосредственно в светочувствительных слоях, что существенно упрощало лабораторную обработку. Благодаря отсутствию стадии промежуточного копирования, обращаемые плёнки были непревзойдённым по качеству источником журнальных иллюстраций вплоть до появления цифровой фотографии в конце 1990-х — начале 2000-х годов. А с развитием массового кинолюбительства в конце 1940-х годов обращаемые киноплёнки заняли своё прочное место в любительских кинокамерах вплоть до их вытеснения видеокамерами.

Цветной слайд на плёнке «Kodachrome» в фирменной рамке

Обращаемые кино- и фотоплёнки широко применялись до начала 1990-х годов в любительском кинематографе, телевидении и в полиграфии для получения высококачественных цветных фотографий. Также в фотолюбительской практике широкое распространение получило создание слайд-шоу из отдельных слайдов, изготовляемых на обращаемой фотоплёнке. Обращаемые фотобумаги использовались для фотопечати непосредственно с позитива, позволяя сразу же получать позитивное изображение. Из-за сложности лабораторной обработки обращаемые фотобумаги широкого распространения не получили.

Обращаемыми являются некоторые сорта контратипных плёнок, позволяющие получать дубльнегатив непосредственно с оригинального негатива фильма. Такие плёнки сокращают количество промежуточных копий при тиражировании кинокартин, повышая качество изображения, и активно использовались некоторое время в классической «оптической» технологии кинопроизводства. В дальнейшем от них отказались в пользу двухступенчатого контратипирования[6].

Обращаемые фотоматериалы бывают цветными и чёрно-белыми и позволяют получать изображение более высокого качества, чем в традиционном негативно-позитивном процессе. Особенно это касается цветных плёнок вследствие однократного цветоделения в процессе получения изображения, по сравнению с двукратным в традиционной цветной фотографии[7]. До появления цифровой фотографии слайды на цветной обращаемой плёнке были единственным источником высококачественного цветного изображения для полиграфии.

Единственный и существенный недостаток обращаемых фотоматериалов — возможность получения слайда или фильма в единственном экземпляре. Получение копий возможно путём последовательной печати промежуточного негатива и дубльпозитива, или на специальной обращаемой плёнке, например ORWOCHROM UD-1 или UD-2[8]. Для фотоаппаратов выпускались специальные приставки для копирования слайдов, которые включали фокусировочный мех и держатель оригинала с молочным светорассеивателем. Печать копии с обращаемой киноплёнки требовала кинокопировального аппарата и велась через подложку для получения прямого изображения[9].

Свойство обращаемых киноплёнок быть готовыми к немедленному просмотру нашло широкое применение на телевидении при съёмке новостных репортажей. Несмотря на бо́льшую продолжительность лабораторной обработки, обращаемые киноплёнки исключали процесс сушки негатива и печати, позволяя сократить время между съёмкой и показом сюжета в эфире телекинопроектором. По этой же причине обращаемая киноплёнка часто использовалась в кинорегистраторах видеосигнала. В практике кинолюбителей применение обращаемой киноплёнки позволяло многократно удешевить получение готового фильма по сравнению с профессиональным кинематографом, требующим для получения позитивного изображения кинокопировальный аппарат и последующую лабораторную обработку позитивной киноплёнки.

Традиционный негативно-позитивный фотопроцесс предусматривает получение в результате съёмки негативного изображения на негативном фотоматериале, с последующим получением позитивного изображения на позитивном при помощи контактной или оптической[* 1] печати. В кинематографе для печати применяются кинокопировальные аппараты, слишком дорогостоящие для любительского кино. Поэтому, обращаемая киноплёнка, позволяющая получать фильм непосредственно на носителе и требующая однократной проявки, к середине 1950-х годов полностью вытеснила негативно-позитивный процесс из любительского кино. Недостаток — в любительских условиях получалась только одна копия фильма (т. н. «уникат»[10]).

В 1990-е годы в связи с широким распространением любительских и профессиональных видеокамер и видеомагнитофонов выпуск обращаемых киноплёнок был существенно сокращён. С появлением цифровой фотографии в начале 2000-х был практически свёрнут выпуск обращаемых фотоплёнок. 22 июня 2009 года Kodak объявил о прекращении выпуска самой известной плёнки Kodachrome, ссылаясь на снижение спроса[11]. В настоящее время обращаемые киноплёнки ограниченно используются при производстве видеоклипов, телерекламы и в малобюджетном независимом кинематографе[12].

Обращаемые фотоматериалы отличаются от негативных более высоким коэффициентом контрастности, равным 1, по сравнению с 0,65 — 0,8 у негативных материалов. Это вызвано необходимостью передачи диапазона яркостей объекта съёмки без искажений. Позитивные фотоматериалы обладают более высоким коэффициентом контрастности, равным 1,5 — 2, необходимым для получения нормального изображения с относительно малоконтрастного негатива. В отличие от обращаемого процесса, негативно-позитивный обладает бо́льшей фотографической широтой и позволяет исправлять в процессе печати ошибки экспозиции и цветопередачи, допущенные во время съёмки. Изображение, получаемое на обращаемой плёнке, практически не поддается исправлению, поэтому при съёмке требования к точности экспонометрии и измерения цветовой температуры источников освещения многократно возрастают. Ещё одна особенность обращаемых фотоматериалов заключается в более мелкой зернистости по сравнению с негативными плёнками той же светочувствительности[13].

Практически любой обращаемый фотоматериал можно обработать по негативному процессу[* 2][14], получая негатив. В отличие от негатива, получаемого на негативной плёнке, такой негатив обеспечивает после печати более контрастное и насыщенное изображение со слегка искажёнными цветами вследствие несоответствия фотографических характеристик фотоэмульсии. Такой способ обработки цветной обращаемой плёнки получил название «кросспроцесс» и использовался некоторыми фотографами в качестве художественного приёма. С таким же успехом возможна обработка негативных и позитивных фотоматериалов по обращаемому процессу, однако, получаемое в результате изображение будет иметь непривычный контраст, делающий фильм или слайд непригодными.

Цветные обращаемые плёнки, в отличие от цветных негативных, дают готовое цветное изображение и не допускают цветовой коррекции в процессе печати. Поэтому при профессиональной съёмке на цветную обращаемую плёнку необходимо точное соблюдение цветовой температуры источников освещения, которая должна совпадать с цветовым балансом плёнки. В противном случае для получения качественного изображения необходимо применение конверсионных светофильтров, изменяющих спектральный состав света[15][16]. Цветные обращаемые плёнки выпускаются для двух основных типов освещения — «дневные» — сбалансированные для цветовой температуры 5600 K и «вечерние» — предназначенные для съёмки при лампах накаливания с цветовой температурой 3200 K. Отечественные плёнки для дневного света в обозначении имели индекс «Д», для ламп накаливания — «Л» или «ЛН». Западная система обозначений для «вечерних» плёнок предусматривала индекс «T» (англ. tungsten), «дневные» никак не обозначались. Цветные негативные плёнки в большинстве случаев сбалансированы для промежуточной цветовой температуры 4500 K вследствие возможности коррекции цвета при печати.

В отличие от цветных негативных киноплёнок, обращаемые не имели никаких масок или окрашивающих слоёв. Подложка всех обращаемых фотоматериалов изготавливалась особо прозрачной, в отличие от негативных плёнок, допускающих использование основы, обладающей оптической плотностью или окрашенной.

Ассортимент обращаемых фотокиноплёнок[править | править код]

Цветная обращаемая фотоплёнка ЦО-90Л для ламп накаливания («Свема») и ORWOCHROM UT-21 Цветная обращаемая фотоплёнка 135-36 ORWOCHROM UT-16, ORWOCHROM UT-18 и ORWOCHROM UT-21 Кассета «Super-8» с цветной обращаемой киноплёнкой «Kodak Ektachrome 160» Цветная обращаемая фотоплёнка «Kodak Elite Chrome» 100 ед. ASA, обрабатывается по процессу Е-6

В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов «Свема» (г. Шостка) и «Тасма» (г. Казань) выпускались киноплёнки следующих форматов:

Зарубежные производители выпускали аналогичный ассортимент форматов фотокинопленок, и кроме того, листовую обращаемую фотоплёнку размером до 8×10 дюймов для крупноформатных камер. Для изготовления фотоотпечатков со слайдов выпускалась обращаемая фотобумага.

В СССР выпускались различные сорта обращаемой киноплёнки, отличавшиеся по светочувствительности и цветовому балансу. Наиболее известными были любительские чёрно-белые плёнки ОЧ-45 светочувствительностью 45 ед. ГОСТ, ОЧ-90 90 ед. ГОСТ и ОЧ-180 180 ед. ГОСТ. Для телевидения выпускались профессиональные обращаемые киноплёнки ОЧТ-45, ОЧТ-180 и ОЧТ-В[17]. Для печати дубликатов с позитива, полученного на обращаемой киноплёнке, выпускалась ортохроматическая обращаемая плёнка ОЧТ-Н[10]. За счёт низкой чувствительности в 3 ед. ГОСТ, она имела мелкое зерно и хорошо передавала детали оригинала.

Также выпускались цветные обращаемые плёнки ЦО-22Д, ЦО-32Д и ЦО-65. Для телевидения выпускались высокочувствительные сорта киноплёнок ЦО-Т-90Л, ЦО-Т-180Л и ЦО-Т-22Д для съёмки при лампах накаливания и дневном свете[17]. После перехода с 1987 года на ГОСТ 10691-84 чёрно-белая обращаемая фотокиноплёнка стала именоваться ОЧ-50, ОЧ-100 и ОЧ-200 соответственно[* 3], освоен выпуск цветной обращаемой кинофотоплёнки ЦО-50Д.

Большую популярность у советских фотолюбителей имели цветные обращаемые фотоплёнки ORWOCHROM производства фирмы ORWO (Германская Демократическая Республика). Наибольшую известность имели сорта UT-18 и UT-23, наиболее массово поставлявшиеся в СССР[18]. Эти плёнки обладали более стабильными характеристиками, чем отечественные и превосходили их по качеству цветопередачи.

В Чехословакии в 1980-е годы выпускались цветные обращаемые фотокиноплёнки FOMACHROM D-18 и FOMACHROM D-20 светочувствительностью 18 и 20 DIN (64 и 80 ед. ASA соответственно) и наборы для их обработки «FOMACHROM-SET» (фирма Foma)[18]. Рецептура растворов и режим обработки чехословацких фотокиноплёнок незначительно отличался от советских и немецких[19].

В профессиональной фотожурналистике и издательском деле применялись импортные цветные обращаемые фотоплёнки западного производства, покупаемые централизованно за валюту и распределявшиеся через издательства. В отличие от фотоматериалов, выпускавшихся в странах советского блока, в таких плёнках использовались гидрофобные цветообразующие компоненты и качество цветопередачи значительно превосходило отечественные аналоги, непригодные для профессиональной полиграфии. Приобрести такую плёнку можно было также на чёрном рынке по значительно завышенной цене. Самая известная обращаемая фотоплёнка конца 1980-х — Kodak Ektachrome 64.

Отечественным производителям так и не удалось наладить производство цветных фотоматериалов с гидрофобными цветообразующими компонентами, поэтому в 1990-е годы производство советских и восточногерманских цветных обращаемых кинофотоплёнок «ЦО» и «ORWOCHROM» прекращено, их вытеснили более современные плёнки, обрабатываемые по процессу E-6 — фирмы Eastman Kodak и других зарубежных фирм (Konica, Fujifilm, Agfa, Polaroid).

Процесс образования позитивного изображения[править | править код]

Принцип получения позитивного изображения непосредственно на фотоматериале, на который производится съёмка, состоит в первоначальном получении в фотослое негативного изображения, которое затем отбеливается без растворения оставшегося галогенида серебра (фиксирования). Оставшийся галогенид засвечивается и также проявляется, образуя оптические плотности, обратные отбелённому негативному изображению, то есть — позитив. Отличие чёрно-белого обращаемого процесса от цветного состоит в том, что в чёрно-белом оба проявления — и первое, и второе — чёрно-белые. В цветном обращаемом процессе второе проявление — цветное. При первом проявлении цветообразующие компоненты не дают красителей. Проявляется только металлическое серебро, образуя чёрно-белое негативное изображение во всех слоях многослойной плёнки. Красители образуются только при втором — цветном проявлении. После растворения серебра в результате отбеливания, во всех слоях остаются только красители, образуя цветное позитивное изображение, соответствующее по цвету и распределению яркостей объекту съёмки.

Для обработки отечественных обращаемых фотоматериалов и плёнок, выпускавшихся в странах СЭВ, применялась следующая последовательность процессов:

В результате экспонирования в светочувстительном слое, содержащем галогениды серебра, создаётся скрытое изображение

Чёрно-белый обращаемый процесс[править | править код]

  • Первое проявление — из экспонированных галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, образуется негативное изображение;
  • Отбеливание — растворяется металлическое серебро, полученное при первом проявлении, оставляя в эмульсии неэкспонированный галогенид серебра;
  • Осветление — из эмульсионного слоя удаляются продукты взаимодействия отбеливающего раствора с металлическим серебром и остатки отбеливающего раствора;
  • Засветка («обращение») — свет экспонирует оставшиеся в эмульсионном слое галогениды серебра;
  • Второе проявление — из оставшегося галогенида серебра восстанавливается металлическое серебро, образующее позитивное изображение;
  • Фиксирование — из эмульсии удаляются непроявленные остатки галогенида серебра;

Обработка чёрно-белых обращаемых фотокиноплёнок «ОЧ»

Стадии обработки Продолжительность, мин. Температура растворов в ° C
1 Первое проявление 6-12
(указано на упаковке)
20±0,5
2 Промывка 10 15±5
3 Отбеливание 7 19±1
4 Вторая промывка 5 15±5
5 Осветление 7 19±1
6 Третья промывка 5 15±5
7 Засветка 1-4 Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания
8 Второе проявление 6 19±1
9 Четвёртая промывка 1 15±5
10 Фиксирование 5 17±2
11 Окончательная промывка 20 15±5
12 Сушка

Цветной обращаемый процесс[править | править код]

  • Чёрно-белое проявление — во всех слоях цветного многослойного материала из экспонированных при съёмке галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, образуя чёрно-белое цветоделённое изображение;
  • Стоп-ванна — процесс чёрно-белого проявления тормозится, позволяя начать экспонирование оставшегося в эмульсии галогенида серебра;
  • Засветка («обращение») — неэкспонированные при съёмке галогениды серебра во всех слоях экспонируются светом ламп накаливания;
  • Цветное проявление — из непроявленных при чёрно-белом проявлении галогенидов серебра восстанавливается металлическое серебро, одновременно образуя во всех слоях соответствующие красители. В результате получается цветное позитивное изображение, состоящее из красителей и полностью восстанавливается все металлическое серебро в фотослое;
  • Промывка — длительная промывка, удаляющая из эмульсии остатки цветного проявителя и продукты его окисления;
  • Отбеливание — растворение всего проявленного металлического серебра;
  • Фиксирование — удаление из эмульсии непроявленных остатков галогенидов серебра;

Обработка цветных обращаемых фотокиноплёнок «ЦО»

Стадии обработки Продолжительность, мин. Температура растворов в ° C
1 Чёрно-белое проявление 7-11
(указано на упаковке)
25±0,3
2 Промывка 2 15±3
3 Останавливающая ванна 2-3 20±1
4 Вторая промывка 5 15±3
5 Засветка 2-3 Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания
6 Цветное проявление 8-12
(указано на упаковке)
25±0,3
7 Третья промывка 20 15±3
8 Отбеливание 5 20±1
9 Четвёртая промывка 5 15±3
10 Фиксирование 5 20±1
11 Окончательная промывка 15 15±3
12 Сушка

Обработка цветных обращаемых фотокиноплёнок FOMACHROM D-18 и FOMACHROM D-20

Стадии обработки Продолжительность, мин. Температура растворов в ° C
1 Чёрно-белое проявление 19 20±0,25
2 Промывка 0,25 14-20
3 Останавливающая ванна 3 18-20
4 Вторая промывка 10 14-20
5 Засветка 3 Облучение фотокиноплёнки светом электрической лампы накаливания
6 Цветное проявление 14 20±0,25
7 Третья промывка 20 14-20
8 Отбеливание 8 18-20
9 Четвёртая промывка 5 14-20
10 Фиксирование 5 18-20
11 Окончательная промывка 15 14-20
12 Сушка

Как чёрно-белый, так и цветной обращаемые процессы занимали по времени значительно больше негативного и позитивного — как правило, более часа. Они требовали повышенной тщательности соблюдения температурных режимов и длительности каждой стадии. Однако, более высокое качество изображения и исключение процесса печати делали обращаемый процесс во многих случаях предпочтительным. Наибольшей точности для чёрно-белых и цветных плёнок требовал процесс первого проявления, от которого зависит оптическая плотность и цветопередача получаемого позитива. Второе проявление, как правило, влияло на получаемое изображения в значительно меньшей степени, поскольку восстанавливало только оставшееся в слое серебро и образовывало краситель. Описанные процессы применялись для обработки советских и восточногерманских обращаемых фотоматериалов и могли незначительно отличаться от процессов обработки западных плёнок, обрабатываемых по процессу E-6.

Первый чёрно-белый проявитель в цветном и чёрно-белом процессах, как правило, соответствовал по рецептуре чёрно-белым метол-гидрохиноновым негативным проявителям. Второй чёрно-белый проявитель соответствовал позитивному проявителю для фотобумаги, обеспечивая контрастное мелкозернистое изображение. В качестве отбеливающего вещества при чёрно-белом обращаемом процессе использовался двухромовокислый калий, в отличие от цветного процесса, использовавшего железосинеродистый калий.

Для обработки советских чёрно-белых обращаемых фотокиноплёнок в домашних условиях в розничную продажу поступали наборы химикатов (расфасованные реактивы с инструкцией по растворению).

Для обработки советских цветных обращаемых кинофотоплёнок продавались наборы химикатов «ЦО» и модифицированные наборы «ЦОК», «ЦОК-2». Для обработки цветных обращаемых кинофотоплёнок фирмы ORWO в продажу поступали «фирменные» наборы «Диахром», полностью совместимые с советскими плёнками «ЦО» (и наоборот). В СССР в продаже были наборы венгерского производства, предназначенные для цветных обращаемых фотокиноплёнок «ORWOCHROM» и «ЦО». Не рекомендовалось в одном двухспиральном бачке совместно обрабатывать плёнку «ЦО» и «ORWOCHROM» — продолжительность некоторых стадий немного отличалась.

Набор химикатов для обработки чёрно-белых обращаемых кинофотоплёнок ОЧ-45, ОЧ-90 и ОЧ-180

Первый проявляющий раствор

  • Метол 2,0 г
  • Гидрохинон 14,0 г
  • Сульфит натрия безводный 25,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Углекислый калий (поташ) 40,0 г
  • Сульфат натрия безводный 10,0 г
  • Едкий натрий 2,0 г
  • Роданистый калий 2,5 г
  • Вода до 1 литра

Отбеливающий раствор

  • Двухромовокислый калий (хромпик) 5,0 г
  • Серная кислота уд. вес 1,84 5 мл.
  • Вода до 1 литра

Осветляющий раствор

  • Сульфит натрия безводный 50,0 г
  • Вода до 1 литра

Второй проявляющий раствор

  • Метол 5,0 г
  • Гидрохинон 6,0 г
  • Сульфит натрия безводный 40,0 г
  • Углекислый калий (поташ) 40,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Вода до 1 литра

Фиксирующий раствор

  • Тиосульфат натрия кристаллический 200,0 г
  • Метабисульфит калия 40,0 г
  • Вода до 1 литра

Набор химикатов для обработки цветных обращаемых кинофотоплёнок ЦО-22Д, ЦО-32Д и ЦО-65

Чёрно-белый проявляющий раствор

  • Двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты 2,0 г
  • Натрий тетраборнокислый (бура) 15,0 г
  • Сульфит натрия безводный 40,0 г
  • Гидрохинон 4,5 г
  • Фенидон 0,25 г
  • Углекислый калий (поташ) 20,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Роданистый калий 2,5 г
  • Иодид калия 0,01 г
  • Вода до 1 литра

Останавливающий раствор

  • Ацетат натрия 15,0 г
  • Уксусная кислота 80 % - 25 мл.
  • Вода до 1 литра

или

  • Квасцы алюмокалиевые 20,0 г
  • Вода до 1 литра

Цветной проявляющий раствор

  • Двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты 2,0 г
  • Гидроксиламин сернокислый 1,2 г
  • Парааминодиэтиланилинсульфат 4,0 г
  • Углекислый калий (поташ) 75,0 г
  • Сульфит натрия безводный 2,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Вода до 1 литра

Отбеливающий раствор

  • Калий железосинеродистый 100,0 г
  • Бромистый калий 35,0 г
  • Калий фосфорнокислый однозамещённый 5,8 г
  • Натрий фосфорнокислый двузамещённый 4,3 г
  • Вода до 1 литра

Фиксирующий раствор

  • Тиосульфат натрия кристаллический 160,0 г
  • Сульфат аммония 80,0 г
  • Вода до 1 литра

Набор химикатов «FOMACHROM-SET» для обработки цветных обращаемых кинофотоплёнок FOMACHROM D

Чёрно-белый проявляющий раствор

  • Двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты 2,0 г
  • Метол 3,0 г
  • Сульфит натрия безводный 50,0 г
  • Гидрохинон 6,0 г
  • Углекислый калий (поташ) 40,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Роданистый калий 2,5 г
  • Иодид калия 1 % раствор 6,0 мл
  • Вода до 1 литра

Останавливающий раствор

  • Квасцы алюмокалиевые 20,0 г
  • Вода до 1 литра

Цветной проявляющий раствор

  • Двунатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты 2,0 г
  • Гидроксиламин сернокислый 1,2 г
  • Парааминодиэтиланилинсульфат 5,0 г
  • Углекислый калий (поташ) 75,0 г
  • Сульфит натрия безводный 5,0 г
  • Бромистый калий 2,0 г
  • Вода до 1 литра

Отбеливающий раствор

  • Калий железосинеродистый 100,0 г
  • Бромистый калий 25,0 г
  • Калий фосфорнокислый однозамещённый 12,0 г
  • Уксусная кислота 80 % 25,0 мл
  • Вода до 1 литра

Фиксирующий раствор

  • Тиосульфат натрия кристаллический 200,0 г
  • Вода до 1 литра
  1. ↑ Например, с помощью фотоувеличителя.
  2. ↑ В качестве негативных киноплёнки «ОЧ» использоваться не могли, так как их противоореольный слой удаляется только в отбеливающем растворе в процессе проявления с обращением.
  3. ↑ Чёрно-белая обращаемая 35-мм перфорированная фотоплёнка поступала в розничную продажу только со светочувствительностью 45 и 50 ед. ГОСТ (ОЧ-45 и ОЧ-50 соответственно)
  1. ↑ С. М. Проворнов «Кинопроекционная техника» Часть 1, стр. 45 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 2 мая 2012. Архивировано 5 марта 2016 года.
  2. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 403.
  3. ↑ Сделай сам, 1991, с. 1.
  4. ↑ Редько, 1990, с. 213.
  5. ↑ Редько, 1990, с. 210.
  6. ↑ Современные киноплёнки для фильмопроизводства, 2010, с. 9.
  7. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 100.
  8. ↑ Советское фото, 1990, с. 42.
  9. ↑ Кинофотопроцессы и материалы, 1980, с. 169.
  10. 1 2 Обращаемая киноплёнка для изготовления дубликатов с черно-белых позитивов, проявленных с обращением (рус.). Сделано в СССР. Радиотехника и электроника. Дата обращения 23 июля 2012.
  11. ↑ Компания Kodak сняла с производства легендарную фотоплёнку (неопр.). lenta.ru (22 июня 2009). Дата обращения 18 ноября 2011.
  12. ↑ Типы и форматы киноплёнки, 2007, с. 44.
  13. ↑ Техника кино и телевидения, 1970, с. 18.
  14. ↑ Советское фото, 1986, с. 44.
  15. ↑ Фотография: Техника и искусство, 1986, с. 102.
  16. ↑ Сделай сам, 1991, с. 18.
  17. 1 2 Гордийчук, 1979, с. 384.
  18. 1 2 Сделай сам, 1991, с. 14.
  19. ↑ Советское фото, 1981, с. 41.
  • И. Б. Гордийчук, В. Г. Пелль. Справочник кинооператора / Н. Н. Жердецкая. — М.,: «Искусство», 1979. — С. 379—380. — 440 с.
  • Ю. Журба, В. Дратинская. Негативное изображение на обращаемых фотоматериалах (рус.) // Советское фото : журнал. — 1986. — № 10. — С. 44. — ISSN 0371-4284.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 403. — 447 с.
  • Н. Кудряшов. Лабораторная обработка узкой киноплёнки // Как самому снять и показать кинофильм. — 1-е изд. — М.: Госкиноиздат, 1952. — С. 177. — 252 с.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. Раздел третий. Фотоматериалы // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 90—122. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. В. Редько. Основы чёрно-белых и цветных фотопроцессов / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1990. — 256 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-00390-6.

Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях

Старые фотоплёнки, они как чемодан без ручки – и нести неудобно, и выбросить жалко. Можно, конечно, их отнести в любую фотостудию, и напечатать. Но это долго и затратно. Тем более, печатать и хранить фотографии в наш цифровой век, это не очень хорошая затея – они имеют неприятное свойство выцветать и царапаться. Проще перевести их в цифровой вид, и сохранить на флешке или жёстком диске. И посмотреть, когда захочется. В сегодняшнем мастер классе, хочу поведать, как оцифровать фотографии с проявленных фотоплёнок в домашних условиях. Дело это быстрое, и весьма интересное. А главное, не понадобится никакого профессионального и дорого оборудования. Из техники понадобится только мобильный телефон с хорошей фотокамерой, который имеется у каждого, и каким-нибудь простеньким фоторедактором.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях

Понадобится


  • Коробочка без крышки, примерно 20×15×8см. (Д.Ш.В)
  • Два куска плотного картона, по площади чуть большего размера, чем дно коробочки.
  • Кусок белого или матового тонкого пластика.
  • Мобильный телефон, с хорошей камерой и фоторедактором.
  • Линейка.
  • Ножницы.
  • Канцелярский нож.
  • Простой карандаш.
  • Небольшая лампа, или фонарик.

Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях

Оцифровка фотоплёнки


Для начала, при помощи линейки, нужно замерить длину и ширину одного кадра.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Затем простым карандашом переносим эти параметры на один из листов картона. По центру. Вырезаем получившийся прямоугольник.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Повторяем ту же процедуру со вторым листом картона.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Далее, по бокам вырезанного прямоугольного окошка, с отступом по сантиметру, делаем надрезы, чуть длиннее, чем ширина окошка. От этого надреза, ещё на сантиметр дальше, делаем второй такой же надрез. Повторяем с другой стороны окошка. Должно получиться вот так:
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Теперь нужно вырезать рассеиватель света от фонарика, из матового или белого пластика. Замеряем ширину надрезов по бокам оконца, и вырезаем такой же ширины пластиковую ленту, длиной примерно в 8-10 сантиметров.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Вставляем пластиковую ленту в первые, от оконца, надрезы. Вот так:
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Далее продеваем в надрезы фотоплёнку, поверх пластиковой ленты, как показано на снимке.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Убираем со стола всё лишнее, что может помешать, ставим коробочку, кладём внутрь фонарик, включаем его, и устанавливаем сверху конструкцию с продетой в неё фотоплёнкой.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Кладём сверху второй лист картона, так, чтобы сошлись окошки. Это нужно для того, чтобы лишний свет не бил в камеру, во время съёмки. Теперь ищем интересующий Вас кадр и, с помощью макросъемки, фотографируем его.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Получилось изображение в негативе. Настала очередь поработать с фоторедактором. Открываем получившуюся фотку в соответствующем приложении, выбираем нужный нам фрагмент, и обрезаем его. Вот так:
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Далее, открываем в приложении фильтры, находим действие "инвертировать цвета" или "негатив" и жмём на него. И наша фотография тут же приобретает естественные цвета.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Корректируем контрастность, яркость и насыщенность, и сохраняем в память аппарата.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
Получилась довольно сносная и разборчивая цифровая фотография.
Как просто оцифровать фотоплёнку в домашних условиях
И это ещё с учётом того, что я фотографировал при дневном свете, что, несомненно, не лучшим образом сказывается на качестве конечного результата. Лучше, конечно, делать это в полумраке, или темноте, тогда и изображение будет чётче. Ну и не может не сказаться на результате состояние самой плёнки. У меня она лежала ещё с начала 90-х годов. Да ещё и без защитной тубы. Просто валялась в коробке с барахлом. Если у Вас плёнка не заезжена, и хранилась надлежащим образом, то и результат, опять же, выйдет намного лучше. Вот так, буквально за несколько минут, можно получить цифровой вариант изображения со старой фотоплёнки. Это, конечно, не профессиональная оцифровка, но всё же, результат тоже неплох.

Смотрите видео


Негатив пленка: Фотоплёнка — Википедия – Чем отличается слайдовая пленка от позитивной?: pavel_kosenko — LiveJournal

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх