Приемы фотосъемки: 5 Понятие, виды, приемы и методы криминалистической фотографии

Содержание

Самые эффектные приемы фотосъемки

Фотосъемка – это отличный способ самовыражения, но не каждая фотография может претендовать на статус шедевра. Фотография должна отражать суть, она должна иметь особую глубину, которая не видна обычно человеку. В каждом таком фото есть то нечто, которое позволяет остановиться взгляду, задуматься. Не случайно, фотография становится одним из видов искусства. 

Многое зависит от практики, а также от вашего стиля фотографировать. Именно ваше видение мира вы передаете через снимки, и чем профессиональнее фотограф, тем больше он может донести через свою работу. В этой статье пойдет речь о нестандартных приемах фотосъемки.

Несколько советов для начинающих фотографов

  1. Измените угол. Сделайте фотографию под другим углом, с другой стороны. Не так, как это привыкли видеть люди обычно. 

    Этот очень простой прием поможет получить самые интересные снимки. Вам нужно лишь наклониться или наоборот забраться на возвышенность, чтобы сделать фото. Большинство людей видят мир “на уровне глаз”, вы можете открыть для них новые грани видения мира, лишь изменив угол съемки. Фотограф в Дубае может заинтересовать вас тут bestphotographerdubai.com. Попробуйте встать очень близко – и вот вы уже “заглянули в душу” вашей модели:


    Вы можете даже сфотографировать снизу вверх или даже в лежачем положении. Или найдите ту точку съемки, при которой объект будет выглядеть необычно, но не перестарайтесь, так как можно исказить до неузнаваемости. Например, если вы фотографируете здание, то большинство людей привыкло видеть его фасадный вид, попробуйте показать им вид сзади.


    Манипулируя только углом съемки, можно получить непревзойденный эффект, люди будут останавливать свои взгляды на вашей фотографии, чтобы увидеть привычный объект с другой стороны, а вы будете знать, что сделали уникальную фотографию!
  2. Пытайтесь “сломать” композицию. Существуют определенные правила композиции: правила третей, золотого сечения и другие. Они помогут вам составить гармоничный снимок. Но иногда нужно уметь разрушать все правила, чтобы не было безумно скучно, устанавливайте свои правила игры, так вы найдете свой стиль. Неполное заполнение кадра (лишь одной из его сторон) или когда на фотографии больше фона, чем “положено”, может оставить совершенно другие впечатления от фото и вызвать эмоции.


    Даже групповые портреты в одну линии, снятые под необычным углом, добавят вашей фотографии выразительности и создадут эффект непринужденности.
    Плоскости, прямые линии могут тоже получиться интересно, если вы уйдете от обыденности, вы должны хотя бы попробовать, что из этого получиться! Фотограф обязан постоянно экспериментировать!


    И, как вы можете заметить, что добавляя в построение композиции что-то новое, вы можете добиться отличных результатов. Не бойтесь нарушать даже несколько принципов композиции!
  3. Игры с тенями.


    Если вы начинающий фотограф, то вам будет полезно делать снимки на рассвете. так вы получите интересные сведения о том, как влияет уровень освещенности и угол света на качество снимка. В это время легче увидеть предметы, и не стоит сильно беспокоиться об излишней затемнённости объекта. Вы можете добавить тени для создания собственного авторского стиля.


    Помимо простого добавления глубины, тени могут играть и роль фокусировки внимания. С помощью умелого использования теней – вы обратите внимание зрителя на других частях кадра. На фотографии выше при помощи теней добавляется ощущение тайны на простом снимке человека, который ждет автобус на остановке. Иногда тени могут выступать даже в качестве основного объекта:

    Интересно игры с тенями смотрятся на черно-белых фотографиях, но вы можете использовать их и на цветных снимках.
  4. Добавьте размытие

    Большую часть времени мы пытаемся бороться с размытыми снимками, устраняя технические проблемы и боремся за четкость фотографии при помощи специальной обработки. Но иногда смазанность фото позволяет получить интересный эффект. На фотографии с велосипедистом размытие добавляет эффект движения, который трудно представить без некоторой смазанности на фото.
     
    Зум взрыв (зум блюр, или zoom blur) поможет вам добиться эффекта падения. Техника подразумевает изменение масштаба в то время, как фиксируется сам снимок, т.е. во время срабатывания затвора фотокамеры. Это займет много усилий, чтобы получить его, но результаты могут быть очень крутыми.

    Еще одна из интересных техник – это размытие фона с помощью эффекта боке.
  5. Сделайте акцент на цвете

    Вам может показаться захватывающим включение большого количество цветов в ваш снимок, но попробуйте ограничиться лишь 2-3 основными цветами, и вы увидите новые горизонты восприятия. 
    Если же вы хотите подойти к вопросу творчески, то при помощи несложного редактирования вы можете добиться выделение объекта цветом.

    Вы можете пойти и другим путем – отображение различных оттенков одного цвета в кадре может визуально увеличить пространство, как на фото ниже:

Заключение

Это основные пять советов для получения уникальных снимков. А какие секреты фотографии есть у вас? Поделитесь ими в комментариях.

Автор: Dann Albright

В статье использованы фотографии:  wayfarer life via Shutterstock.com, antoniodiaz via Shutterstock.com, Syed Abdul Khaliq via flickr, Lutz Koch via flickr, Jayel Aheram via flickr, Kyle Post via flickr, Neil Moralee via flickr, tiz via flickr, jankie via flickr, blurAZ via Shutterstock.com, PrinceOfLove via Shutterstock.com, Joe Penniston via flickr, Dima Sobko via Shutterstock.com, Plbmak via flickr, Alfonso via flickr.

Пять приемов семейной фотосъемки, которые стоит попробовать уже сегодня

Для трэвел-блогера Кати Гаскелл нет ничего лучше путешествий по всему миру в кругу семьи и создания особенных фотографий. Катя с мужем и тремя детьми недавно вернулись в Великобританию после 12 лет жизни за рубежом — в Австралии, Индии и Мексике. Все это время она фотографировала приключения их семьи и публиковала их в блоге под названием Globetotting, используя для съемки смартфон за 400–550 фунтов стерлингов, а также делилась фотографиями в Instagram, где на ее профиль подписано 16,4 тыс. человек.

Ее дети росли на четырех разных континентах — Алфи (ему сейчас 11) родился в Сиднее, Тесс (9 лет) — в Дели, а Сэм (4 года) — в Мехико. «Я очень люблю путешествовать всей семьей и верю, что путешествия могут многому научить нас», — говорит она. Фотографии — это значимая составляющая их жизни. «Мне действительно нравится делать фотографии как для работы, так и для семейного архива, где я храню наши моменты семейной жизни и путешествий.

С самого начала ведения блога Globetotting я фотографировала только на телефон, — говорит Катя. — Но я хотела создавать более качественные фотографии и поняла, что у камеры телефона есть свой предел».

Кате требуются возможности зумирования, которые не может обеспечить встроенная камера телефона, и более высокое разрешение снимков, чтобы она могла обрезать их, а также создавать печатные версии различного формата. «Каждый год я создаю фотоальбом за текущий год, но иногда качество фотографий с телефона слишком низкое, и я не могу включить те или иные снимки в этот альбом».

Теперь, после возвращения в Лондон, Катя работает над новыми способами фотосъемки своих родных. Она приобрела камеру Canon EOS M50, а также объективы Canon EF-M 15-45mm f/3.5-6.3 IS STM и Canon EF-M 32mm f/1.4 STM, и теперь осваивает ручные настройки, такие как глубина резкости и выдержка.

«В Canon EOS M50 мне больше всего нравится ее портативность, — говорит блогер. — Я могу повесить ее на плечо и отправиться на прогулку. Но даже при настолько маленьком корпусе она позволяет использовать разные объективы для различных ситуаций. Это значительно облегчает процесс съемки детей, когда мы выбираемся куда-нибудь всей семьей».

Специальные приёмы фотографии

Как держать фотоаппарат

Я попрошу вас отнестись к этой теме со всей возможной серьёзностью, поскольку невероятное количество замечательных во всех прочих отношениях любительских снимков бывает непоправимо испорчено именно шевелёнкой, причина которой – в неумении правильно держать фотоаппарат.

Безопасная выдержка при съёмке с рук

Формула для расчёта максимальной допустимой выдержки при съёмке с рук, учитывающая размер пикселя матрицы и физиологические особенности фотографа.

Фильтры

Зачем нужны светофильтры и как ими правильно пользоваться.

Смена объектива

Как менять объективы в полевых условиях. Пошаговая инструкция.

Чистка объектива

Время от времени объективы приходится чистить – с этим необходимо смириться. Не нуждается в чистке только тот объектив, которым никогда не пользуются. Впрочем, ничего сложного в чистке объективов нет – это рутинная процедура, доступная любому чистоплотному фотолюбителю.

Чистка матрицы

Пыль на матрице является общей проблемой всех цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой. В воздухе всегда находится определённое количество пыли, и когда вы меняете объективы, эта пыль неизбежно проникает внутрь фотоаппарата, оседая, помимо всего прочего, и на его матрице.

Штативы

Консервативные фотографы по старинке используют штатив чуть ли не для каждого кадра, в то время как фотографы-либералы штативов не признают, считают их анахронизмом и даже гордятся такой своей принципиальностью. Кто же прав? Похоже, что обе крайности конфликтуют со здравым смыслом.

Оптический стабилизатор. Нюансы использования IS и VR

Иногда VR и IS бывают полезны, но зачастую от их использования лучше отказаться. Эта статья научит вас не доверять оптической стабилизации сверх должной меры.

Как пользоваться автофокусом

Практические приёмы использования автофокуса. Режимы работы и прочие параметры.

Фокусировка задней кнопкой

Как включить, настроить и использовать фокусировку задней кнопкой (back-button focusing). Фокус-ловушка.

Как пользоваться вспышкой

Фотовспышка – один из тех фотографических аксессуаров, которые обычно используются фотолюбителями категорически неправильно, но при этом весьма охотно. Меж тем, при грамотном использовании вспышка может оказать неоценимую помощь фотографу.

Студийные вспышки

Для работы в своей домашней студии я использую студийные вспышки, т.е. вспышки большой мощности, питающиеся от сети, а не от батареек. Обычно мне хватает трёх, а иногда и двух вспышек, однако у фотографов, специализирующихся сугубо на студийной съёмке, число вспышек, освещающих ту или иную сцену, может достигать десятка.

Макросъёмка

Под словом «макрофотография» обычно понимают снимки, сделанные в достаточно большом, но всё-таки не микроскопическом масштабе, т.е. примерно от 1:10 до 1:1. Снимки, масштаб которых превышает 1:1, относят уже к микрофотографии, а всё, что меньше 1:10, считается просто крупным планом.

Предметная съёмка

В настоящей статье я не ставлю себе задачу осветить все без исключения нюансы предметной съёмки во всём её многообразии. Скорее, я стремлюсь помочь начинающему фотографу, который впервые задумывается о предметной съёмке (в коммерческих или же в каких-то иных целях), но не знает, как к ней подступиться.

Съёмка звёздного неба

У многих людей, любующихся звёздным небом в ясную ночь, возникает желание сфотографировать увиденное зрелище. К сожалению, далеко не всегда эти попытки увенчиваются успехом, тем более что человеку, привыкшему фотографировать исключительно днём при избытке света, зачастую вообще непонятно с какой стороны подступиться к съёмке в столь, казалось бы, неблагоприятных условиях. Тем не менее, получить красивый ночной снимок с насыщенными цветами, хорошо различимыми созвездиями и белесой полосой Млечного Пути, пересекающей небосклон, проще, чем это может поначалу показаться, и в настоящей статье я постараюсь по возможности доступно осветить практическую сторону вопроса.

Телеконвертеры

Несколько слов о телеконвертерах, о том, зачем они нужны, и о том, почему они бывают нужны крайне редко.

Дальномер своими руками

Перевод статьи Edward J. Ramaley «An Interesting Distance Meter», опубликованной в журнале «American Photography» за февраль 1939 г.

Собираясь в поход

Неумолимый закон пейзажной фотографии таков, что чем красивее пейзаж, тем сложнее до него добраться, и от фотографа, вознамерившегося запечатлеть небывалые виды, могут неожиданно потребоваться навыки, весьма отдалённо связанные непосредственно с фотографией.

 

Перейти к полному списку статей


Приёмы и методы фотосъёмки на месте происшествия.

Фотосъемка места происшествия производится с целью фиксации обстановки места происшествия, имеющихся на нем предметов, обнаруженных следов, орудий преступления и трупа. Ее рекомендуется производить из разных точек.

При осмотре места происшествия обычно осуществляют фотосъемки:

— ориентирующую;

— обзорную;

— узловую;

-детальную.

Ориентирующая фотосъемка:

Основная цель ориентирующей фотосъемки места происшествия заключается в показе расположения места происшествия. Место происшествия фотографируется с окружающей обстановкой. Такая съемка производится в основном с удаленных точек или панорамным способом. Ориентирующая съемка охватывает место производства следственного действия с окружающей местностью, ориентирует место производства следственного действия по его расположению. На ориентирующем снимке должны быть представлены улица, строения, окружающие дом, где имело место происшествие, дороги (возможные пути прихода и ухода преступников) и т. д. Такая съемка производится преимущественно со значительно удаленных точек, расположенных выше снимаемого плана (балкон противоположного дома, площадка на крыше и т. п.). При этом могут быть применены широкоугольные (короткофокусные) объективы, панорамный способ съемки.

Панорамная съемка представляет собой такой вид съемки, при котором итоговая фотография составляется из частей (последовательно запечатленных кадров). Панорамная фотосъемка используется при необходимости фиксации высоких или длинных сооружений, участков местности, отдельных больших объектов, которые не помещаются в единый крупный план. Панорамная съемка выполняется круговым или линейным способом.

Основными требованиями к панорамному виду съемки являются следующие:

— каждый кадр панорамной съемки должен захватывать 10-15% изображения, отобразившегося на предыдущем кадре;

— должна соблюдаться нижняя линия кадра;

— панораму составляют 2 – 3 кадра;

— все кадры должны быть сделаны в одном масштабе;

— все снимки должны быть сделаны с одной и той же выдержкой;

— при проявке и печати всех кадров панорамы должны использоваться одинаковые условия, реактивы, расходные материалы;

— для всех фотографий панорамы должен быть выдержан единый масштаб.

Обзорная фотосъемка:

Обзорная съемка — это съемка самого места производства следственного действия без окружающей обстановки, в первоначальном виде, без каких-либо изменений, носимых в ходе следственного действия. В зависимости от операторских возможностей эта съемка может быть произведена с одной или нескольких точек, с разных сторон с наиболее полным охватом фиксируемой обстановки.

Узловая фотосъемка:

При узловой фотосъемки крупным планом фиксируются отдельные наиболее важные участки («узлы») места производства следственного действия или иные участки, на которых по каким-либо причинам фиксируется внимание участников следственного действия (труп, взломанная дверь, место обнаружения следов и т.д.). Снимки этого вида фотосъемки должны быть сделаны таким образом, чтобы на них было видно расположение фиксируемого участка на месте производства следственного действия.

Детальная фотосъемка:

Детальная фотосъемка фиксирует изолированно от обстановки отдельные мелкие детали, объекты, следы (окурки, гильзы, следы рук, обуви и т.д.). Поскольку такие предметы, детали, следы чаще всего имеют небольшие размеры, съемка их производится в крупном масштабе (с применением удлинительных колец) и с масштабной линейкой в целях определения при необходимости действительного размера натуры. Для удобства съемки объекты ее могут изыматься с места обнаружения, располагаться на более подходящем, контрастирующем фоне, с подбором наиболее эффективного освещения.

 

 

Сигналетическая фотография.

Опознавательной (сигналетической)называется фотография, которая предназначена для фиксации внешности человека с целью его регистрации, розыска и отождествления.

Сигналетическая (фр. — приметоописательная) съемка была разработана в 80-х годах XIX века французским криминалистом А. Бертильоном и составляла наряду с антропометрией и словесным портретом систему регистрации преступников-рецидивистов. В России она начала использоваться в конце 1906 года. Сигналетическая съемка сегодня широко применяется криминалистическими подразделениями различных стран.

По правилам опознавательной съемки фотографируются:

1)арестованные и осужденные за совершение преступлений — для проверки их личности на предварительном следствии, в период судебного разбирательства, в местах отбывания наказания, а также для розыска в случае побега;

2)задержанные по подозрению в совершении некоторых видов преступлений (например мошенничества) — для учета этих лиц с целью последующего предъявления фотоснимков для опознания потерпевшим;

3)неопознанные трупы — с целью установления личности погибших.

Опознаваемое лицо фотографируют по правилам опознавательной съемки анфас и в правый профиль без головного убора. При наличии характерных примет с левой стороны лица дополнительно делают съемку левого профиля. При опознавательной съемке ушные раковины снимаемого должны быть видны полностью, а голова занимать такое положение, при котором воображаемая горизонтальная линия, проходящая через наружные углы глаз, должна примерно совпадать с границей между верхней и средней третями каждой из ушных раковин.

Для устранения перспективных искажений при фотографировании головы фотоаппарат должен находиться на уровне глаз фотографируемого; при съемке по пояс — на уровне подбородка; при фотографировании в полный рост — на уровне пояса.

При необходимости установления личности в дальнейшей оперативной работе делают также съемку левого профиля и левого полупрофиля. Масштаб изображения на фотоснимках должен быть 1:7. Во избежание уничтожения или изменения идентификационных признаков сигналетические снимки на ретушируются.

Для предъявления снимков потерпевшим или свидетелям фотографируемое лицо изображается в том виде, в каком было на момент задержания (в головном уборе, очках, верхней одежде и т.д.).

Правила сигналетической съемки распространяются и на фотографическую фиксацию внешности погибших в случае обнаружения неопознанных трупов (имеются в виду трупы с сохранившимися наружными покровами лица). Такая съемка производится, как правило, в моргах. При фотографировании трупа практикуется изготовление 5 снимков: анфас, правый и левый профили, правый и левый полупрофили. Перед съемкой производится туалет головы трупа — лицо моют, волосы причесывают и т.п. Особые приметы внешней анатомии погибшего и его одежды фотографируются с масштабом. Кроме того, труп фотографируют в одежде и обнаженным.

 

20. Фотосъёмка: требования к оформлению и доказательственное значение её результатов

Фотосъемка при проведении освидетельствования жи­вых лиц преследует цель зафиксировать на их теле следы преступления, особые при­меты, татуировки и т.д. При этом следует руководствоваться общими правилами де­тальной съемки. Для повышения контрастности и наглядности фиксируемых примет и следов могут быть использованы светофильтры и цветные фотоматериалы. Проводя подобную съемку, следует соблюдать нормы этики. Не допускается съемка полно­стью обнаженного тела – фотографируются только его отдельные участки.

Фотосъемка при проведении обыска проводится в целях запечатления обстановки, процесса и результатов этого следственного действия. При об­наружении в ходе обыска искомых объектов фотографируются последовательно: ме­сто их обнаружения, процесс изъятия из укрытия или тайника, их общий вид и инди­видуальные признаки. Масштаб изображения определяется с учетом величины сни­маемых объектов. При необходимости используются цветные фотоматериалы. Обяза­тельно фотографируются предметы, которые нельзя хранить при уголовном деле: бо­еприпасы, взрывчатые вещества, ядохимикаты, валюта и т.п.

Фотосъемка при предъявлении для опознания имеет своей целью наглядную фиксацию объектов опознания (живых лиц, животных, отдельных предметов, участков местности и т.п.), процесса и результатов этого следственного действия. Объекты опознания фотографируются сначала все вместе крупным планом. Опознанный объект снимается отдельно по правилам детальной или, если опознава­лось лицо, сигналетической съемки.

В случаях, когда опознающий обратил внимание на особые приметы опознанно­го лица (татуировку, шрамы, родимые пятна и т. п.), они указываются на фотоснимке стрелками, а при необходимости фотографируются отдельно.

Фотосъемка при проведении следственного экспери­мента преследует цель запечатлеть наиболее важные этапы и результаты опытов, проводимых в рамках этого следственного действия. Вид и задачи эксперимента обу­словливают особенности фотосъемки. Например, если для его проведения требуется реконструкция обстановки места проверяемого события, то фотосъемка осуществля­ется дважды – до и после реконструкции; если эксперимент проводится для установ­ления возможности увидеть на определенном расстоянии, то на обзорном снимке должны быть запечатлены места расположения группы, проверяющей такую возмож­ность и контролирующей объект, который требуется увидеть; если проверяется воз­можность проникновения преступника в помещение через пролом, форточку, то фо­тосъемка производится последовательно с наружной и внутренней сторон помещения и т.д. Полученные при этом фотоснимки систематизируются соответственно этапам эксперимента и проводимых опытов.

Фотосъемка при проверке показаний на месте осуществ­ляется в целях фиксации маршрута движения участников этого следственного дейст­вия и обстановки, указанной лицом, чьи показания проверяются. По маршруту дви­жения, как правило, осуществляется обзорная фотосъемка – сзади или сбоку по ходу участников следственного действия. Если проверка показаний проводится на месте происшествия, то фотосъемку необходимо осуществлять с тех же точек, что и при осмотре места происшествия. Данное правило следует соблюдать при проверке показаний нескольких лиц на одном и том же месте. Это повышает наглядность фото­снимков, усиливает их доказательственное значение.

Изготовление и оформление фототаблиц. Фотоснимки, отра­жающие процесс и результаты следственных действий, оформляются в виде фототаб­лиц, которые прилагаются к протоколам. Их назначение – наглядно и последователь­но показать факты, выявленные в результате следственных действий. Фототаблицы изготавливаются лицом, производившим фотосъемку, с соблюдением следующих общих правил:

— снимки в фототаблице располагаются в порядке, соответствующем последовательности описания в протоколе запечатленных на них фактов (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные). При проведении сложных следственных действий, на­пример, с применением узлового метода осмотра места происшествия, неоднократно повторяющихся опытов следственного эксперимента и т.п., в фототаблице после об­щих ориентирующих и обзорных снимков размещаются узловые и детальные снимки каждого фрагмента следственного действия. Все снимки в фототаблице имеют еди­ную, последовательную нумерацию;

— надписи под снимками должны раскрывать их содержание, конкретизировать объект и место съемки. Например, в фототаблице к протоколу осмотра места происшествия по краже из квартиры надписи под снимками выполняются следующим об­разом:

«Фото №1. Участок ул. Вишневой, где в доме №10 (указ.1), в подъезде №3 (указ.2) совершена кража из квартиры №75».

«Фото №2. Дом № 10 по ул. Вишневой. Вил со стороны подъезда №3».

«Фото №3. Входная дверь квартиры №75 со следами взлома (указ.1)».

«Фото №4. Следы излома на входной двери и стояке ее коробки квартиры №75» и т.д.

Указывать в надписях методы, виды съемки (панорамная, ориентирующая и т.п.) нецелесообразно, если это не несет дополнительной информации;

— снимки в фототаблице должны быть взаимосвязаны. Объект на детальном снимке фиксируется на узловом; обстановка, отраженная на узловом снимке, показывается на обзорном. При этом на ориентирующих и обзорных снимках стрелками ука­зываются места расположения объектов, зафиксированных на узловых и детальных снимках. Стрелки-указатели нумеруются, а в надписях под снимками поясняется, на что они указывают;

— снимки рекомендуется изготавливать форматом 13х18см за исключением ориентирующих (фрагментов панорамных) и детальных, которые могут быть и меньшего формата. Их наклеивают на стандартные бланки фототаблиц или на листы плот­ной бумаги, используя любой клей, кроме силикатного (от него со временем портится изображение). Пояснительные надписи делаются на пишущей машинке до наклейки снимков. Каждый снимок скрепляется оттиском печати так, чтобы часть его была отображена на бланке фототаблицы. Фототаблица, вне зависимости от количества снимков, имеет единый заголовок, например «Фототаблица – приложение к протоко­лу осмотра места происшествия по факту кражи из квартиры №75 дома №10 по ул. Вишневой, совершенной 17 марта 1995г.». Фототаблица подписывается лицом, ее изготовившим, и следователем. На последнем листе фототаблицы наклеивается конверт, в который помещаются негативы, а при необходимости – контрольные фото­снимки. Конверт опечатывается.

4. Судебно-исследовательская фотография.

Судебно-исследовательская фотография находит довольно широкое применение при проведении экспертиз и предварительных исследований. С ее помощью решают­ся следующие задачи:

— фиксация объектов исследования или их фрагментов со значительным увеличением, что позволяет более выразительно и наглядно показать их частные признаки;

— выявление и фиксация слабовидимых или невидимых невооруженным глазом признаков исследуемых объектов.

Полученные при этом фотоснимки, кроме того, используются для иллюстрации процесса и результатов экспертиз и исследований.

Судебно-фотографические исследования проводят с использованием специаль­ных методов: микро- и макрофотосъемки, контрастирующей и цветоделительной фотосъемки, фотографирования в невидимой зоне спектра (в инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских лучах), в том числе с использованием эффекта люминесцен­ции и др. При проведении экспертиз и исследований широко применяются и методы запечатлевающей фотографии (фотосъемка общего вида исследуемых объектов, изго­товление фоторепродукций исследуемых документов и т. д.).

Микрофотосъемка, как следует из ее названия, осуществляется с ис­пользованием микроскопа. Микрофотосъемкой фиксируются признаки, детали иссле­дуемого объекта с увеличением свыше 10 Крат, т.е. практически неразличимые не­вооруженным глазом. Этот метод применяется при исследовании микротрасс, микро­частиц, волокон и других микрообъектов. С его помощью решаются идентификаци­онные и диагностические задачи.

Для микрофотосъемки используются фотоаппаратура, микроскоп и средства освещения. Фотокамера с помощью специальной муфты присоединяется к микроскопу. В экспертной практике, в зависимости от объектов исследования, для этого используются биологические, металлографические, текстильные и другие микроскопы. При этом нередко применяются специальные микрофотонасадки типа МФН-1, МФН-2, МФН-3, которые устанавливаются на тубус микроскопа. Они снабжены затвором со спусковым тросиком, матовым стеклом для наводки на резкость и специальной тру­бой с диоптрийным механизмом для визуального наблюдения. Некоторые системы микроскопов конструктивно соединены с фотокамерой и представляют собой макроустановки, например, МИМ-5, МИМ-6, МКУ-16, «Ультрафот» и др. Значительное распространение в экспертной практике получили специально разработанные для криминалистических исследований и фотосъемки сравнительные микроскопы типа МСК-1, МСК-2, МС-51 и др.

При микрофотосъемке очень важно правильно подобрать освещение объекта съемки. Оно может быть косопадающим, вертикальным, рассеянным, но в любом случае должно обеспечивать оптимальную контрастность деталей снимаемого объек­та. Для этого используются специальные осветители.

Микрофотосъемка осуществляется с использованием негативных светочувствительных материалов, обладающих высокой разрешающей способностью, например, фотопленки типа «Микрат», «Макро» и т.п. Если микрофотосъемка проводится в не­видимой зоне спектра, используются специальные фотопластинки, чувствительные к определенной длине волны.

Контрастирующая и цветоразделительная фотосъемка применяется для выявления и фиксации слабовидимых, вытравленных, угасших, за­литых, стертых текстов, трудноразличимых следов рук, обуви, орудий взлома, следов выстрела, изображений на выцветших фотоснимках и т.д. При этом используется в основном обычная фотоаппаратура, но с применением специально разработанных способов освещения и приемов съемки, а также обработки фотоматериалов.

Контрастирующая фотосъемка позволяет изменить (увеличить или уменьшить) контраст объекта съемки и его фотографического изображения. При этом под контрастом понимается отношение яркостей самых светлых и самых темных элементов объекта съемки. Изменение контраста достигается в процессе съемки и по­следующей обработки фотопленки и фотобумаги (первичное усиление контраста), а также путем дополнительной обработки негативных фотографических изображений (вторичное усиление контраста).

Для контрастирующей съемки используется высококонтрастный, обладающий достаточной разрешающей способностью негативный материал. Это репродукционно-штриховые, особо контрастные и сверхконтрастные фотопластинки, фототехниче­ские пленки (ФТ-22, ФТ-31, ФТ-32), а также фотопленки, коэффициент контрастно­сти которых не менее трех (МЗ-3, «Микрат-900»).

При контрастирующей съемке важное значение имеет освещение. Для этого используются специальные осветители и различные приемы освещения (боковое или косонаправленное, вертикальное или прямое, рассеянное или диффузное, освещение в проходящем свете), которые выбираются с учетом особенностей объекта съемки.

Боковое освещение применяется для усиления контраста при съемке следов деталей оружия на стреляных пулях и гильзах, следов скольжения орудий взлома на металлических поверхностях, следов подчистки на документе и т.п.

Вертикальное освещение обеспечивает усиление контраста фото­графического изображения за счет неодинакового отражения светового потока дета­лями и фоном снимаемого объекта. Например, потожировые следы пальцев рук отра­жают вертикально падающий свет рассеянно, а полированная поверхность, на кото­рой имеются такие следы, зеркально. В результате на фотоснимке следы получаются темными на светлом фоне.

Рассеянное освещение позволяет усиливать контраст объектов съем­ки с незначительными, относительно плавными углублениями или выступами. При этом световой поток направляют на объект съемки через рассеивающие экраны, на­пример, на рефлектор импульсной лампы-вспышки накладывают несколько слоев марли или направляют ее свет на стену либо потолок.

Съемка в проходящем свете позволяет усилить контраст фотографиче­ского изображения следов и их деталей на прозрачных и полупрозрачных объектах. Контраст при этом достигается за счет неодинакового пропускания света, например, стеклом и потожировым веществом оставленного на нем следа пальца. Источник ос­вещения располагается за объектом съемки таким образом, чтобы основной световой поток не попадал в объектив фотоаппарата.

Контраст фотографического изображения может быть усилен при проявлении негативных материалов в контрастно работающих проявителях, путем использования для изготовления снимков контрастной и особоконтрастной фотобумаги типа «Унибром», «Фотобром», «Новобром» и т.п.

Относительно несложным, но достаточно эффективным способом усиления контраста является контратипирование. Последовательно, контактным спо­собом на контрастных фотоматериалах изготавливаются копии (контратипы) фото­изображения. С исходного негатива изготавливается позитивное изображение перво­го поколения, которое вновь фотографируется – получается негатив второго поколе­ния и т.д. С последнего негатива снимок печатается на контрастной фотобумаге и проявляется в контрастно работающем проявителе.

Цветоразделительная фотосъемка позволяет усилить на фото­графическом изображении яркость (оптическую плотность) цветовых различий дета­лей объекта съемки. Такая фотосъемка широко применяется для восстановления за­литых красителями текстов, установления фактов дописки или исправления текстов документов, дифференциации красителей, обнаружения следов близкого выстрела. Она основана на физических законах воспроизведения всего спектра видимых цветов с помощью трех основных: синего, красного, желтого. Предмет (его детали) воспринимается в определенном цвете только потому, что им отражаются соответствующие лучи, а все другие поглощаются. Соотношение цветов при фотосъемке может регулироваться с помощью светофильтров. Их цвет должен в наибольшей мере соответство­вать цвету фона снимаемого объекта. При этом его детали другого цвета проявляются более контрастно.

Фотосъемка в невидимой зоне спектра имеет ряд разновидностей.

Фотосъемка в инфракрасных лучах широко применяется в криминалистике для исследования следов близкого выстрела, документов и т.п. объ­ектов. При этом используются фотоматериалы, сенсибилизированные к инфракрас­ной зоне спектра типа «Инфра-740», «Инфра-880». Различают два способа фотосъем­ки в инфракрасных лучах: в отраженных и инфракрасной люминесценции.

Фотосъемка в отраженных инфракрасных лучах выполняется на репродукцион­ных установках, внутренние части фотокамер, которых покрыты красителями, содержащими углеродистые соединения (не пропускающие инфракрасные излучения). Для выделения инфракрасных лучей из общего светового потока применяют светофильт­ры ИКС (инфракрасное стекло) и КС (красное стекло).

Фотосъемка инфракрасной люминесценции предполагает освещение объекта видимым светом с исключением из него инфракрасного излучения. Для этого используются светофильтры СЗС (сине-зеленое стекло). Видимый свет возбуждает инфра­красное свечение – невидимую люминесценцию, которая и фиксируется путем фото­съемки в специальных боксах, непроницаемых для видимого света.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах проводится для вы­явления вытравленных, выцветших и угасших текстов, выполненных железно-галовыми или симпатическими чернилами, для дифференциации стекла, изделий из него, а также драгоценностей из прозрачных минералов, следов горюче-смазочных материа­лов, крови, слюны и других выделений человеческого организма. При этом съемка производится как в отраженных ультрафиолетовых лучах, так и возбуждаемой ими люминесценции.

Для фотосъемки в отраженных ультрафиолетовых лучах фотокамера оборудует­ся кварцевым объективом, используются ртутно-кварцевые или люминесцентные источники освещения и светофильтры УФС (фиолетовое стекло), позволяющие выделить определенный участок ультрафиолетовых лучей. При этом используются обыч­ные несенсибилизированные контрастные фотоматериалы, имеющие большую разрешающую способность, например, диапозитивные пластинки, фототехнические пленки, пленки типа «Микрат». Объекты съемки не рекомендуется прижимать стек­лом, а также использовать стекло для крепления фотоматериала в кассете фотокамеры.

Фотосъемка люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовыми лучами, выполняется любой фотокамерой с обычным объективом. Объект съемки освещается ультрафиолетовыми лучами – перед источником освещения устанавливается светофильтр типа УФС. Поток ультрафиолетовых лучей возбуждает на объекте съемки свечение люминесценции. На их пути (перед объективом или за ним) устанавливается заградительный светофильтр типа ВС, ЖС и т.п., который пропускает свет люминесценции и инфракрасные лучи, но задерживает ультрафиолетовые лучи. Фотосъемка проводится с использованием высокочувствительных, сенсибилизированных к цвету люминесценции фотоматериалах.

Фотосъемка в рентгеновских, гамма- и бета лучах осуществляется без фотоаппарата, с использованием специальных установок, которые генерируют названные, обладающие большой проникающей способностью лучи. Специальная кассета заряжается рентгеновской пленкой. На нее укладывается объект съемки (замок, пистолет и т.п.). Излучатель соответствующих лучей устанавливается над кассетой с объектом съемки на расстоянии 20-70 см. При облучении объекта съемки происходит экспонирование рентгенопленки, на которой получается негатив­ное, теневое изображение всех, в том числе и скрытых, внутренних частей снимаемо­го объекта. Экспонированная рентгенопленка обрабатывается в специальных раство­рах по методике, рекомендованной заводом-изготовителем.

5. Применение видеозаписи при проведении следственных действий.

Развитие методов и средств видеозаписи предопределило их широкое использо­вание во всех сферах жизни общества, в том числе в криминалистике – в целях рас­крытия и расследования преступлений. Видеозапись имеет явные преимущества пе­ред киносъемкой и фотосъемкой. Она значительно проще, технологичней, дешевле. Получаемые материалы не требуют лабораторной обработки, а их качество контроли­руются по мере выполнения видеозаписи. Кроме того, видеозапись позволяет син­хронно фиксировать изображение и звук.

Как и фотосъемка, видеозапись используется в качестве дополнительного сред­ства фиксации процесса и результатов следственных действий. Она проводится, когда требуется зафиксировать такие действия в динамике, с особенностями поведения их участников или необходимо наглядно показать значительную по площади, сложную и разнообразную обстановку, например место происшествия.

Тактические особенности следственных действий и решаемых при этом задач предопределяют виды видеозаписи (ориентирующая, обзорная, узловая, детальная) и методы (панорамная, опознавательная и т.п.), которые в основном остаются теми же, что и при фотосъемке.

Требование объективного отражения действительности не допускает проведе­ния видеозаписи по заранее разработанному сценарию или с применением комбини­рованных методов. Однако это не исключает планирования самого следственного действия с учетом особенностей осуществления видеозаписи. В плане (как правило, письменном) указываются фрагменты следственного действия, объекты, подлежащие фиксации, места нахождения оператора с видеокамерой, масштабы и последователь­ность осуществления видеозаписи.

В начале видеозаписи следователь представляется (называет свои звание, долж­ность, фамилию), а затем поясняет, какое следственное действие, по какому уголов­ному делу проводится с применением видеозаписи. Затем он представляет всех уча­стников следственного действия (фиксируются крупным планом), называет дату, вре­мя, место видеозаписи и кем она производится. После этого фиксируется процесс и результаты собственно следственного действия.

Наиболее эффективно применение видеозаписи при проведении:

— осмотра места происшествия, особенно по пожарам, транспортным катастро­фам, когда требуется оперативная фиксация всей возможной информации об обста­новке;

— обыска – для фиксации мест оборудования тайников, способов сокрытия цен­ностей и орудий преступлений;

— следственного эксперимента – для запечатления опытных действий и их ре­зультатов;

— допроса, очной ставки, особенно с участием переводчиков и др.

Заключительная часть видеозаписи, где все участники следственного действия должны подтвердить правильность зафиксированного, зачастую проводится в поме­щении после просмотра ее результатов.

Таким образом, я раскрыл все преимущества и недостатки того или иного метода съемки, выявив тем самым положительные и отрицательные стороны. Мы можем увидеть, что оба вида съемки необходимы в различных ситуациях и не могут быть заменены друг другом, т.к. имеют особые свойства и качества в той или иной ситуации.

 

Виды, методы и частные приемы запечатлевающей фотографии. — Студопедия

Тема № 4 «Криминалистическая фотография и видеозапись»

Понятие, система и значение криминалистической фотографии

(Слайд) Криминалистическая фотография — это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему методов, приемов и видов фотосъемки, применяемых при производстве следственных и оперативно-розыскных действий с целью раскрытия и предупреждения преступлений, т.е. предмет ее изучения — фотографические методы и приемы, используемые для обнаружения, фиксации и исследования объектов, имеющих криминалистическое значение по делу.

В зависимости от целей судебную фотографию условно делят на два раздела: запечатлевающую и исследовательскую.

(слайд)Запечатлевающая фотография — применяется следователем, оперативными работниками и судом для запечатления материальных следов преступления, фиксации признаков внешности преступников, запечатления хода следственных действий, оперативных мероприятий и их результатов.

(слайд)Исследовательская фотография применяется при производстве криминалистических экспертиз и предварительных исследований, с целью выявления невидимых и слабовидимых признаков, совокупность которых служит основанием для заключения эксперта о доказательственных фактах запечатления признаков с целью облегчения их сравнения и иллюстрирования заключений.


Объектами съемки в оперативной запечатлевающей фотографии является: места происшествий, трупы, следы преступления и преступника, предметы вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления.

Объектами исследовательской фотографии служат вещественные доказательства, подвергаемые криминалистической экспертизе, сравни0тельные образцы и материалы, используемые также при производстве экспертиз.

В зависимости от объекта съемки определяются различные виды фотосъемки: фотосъемка трасологических следов, фотосъемка предметов, документов, веществ, фотосъемка живых лиц, фотосъемка трупа человека, фотосъемка животных, фотосъемка помещений, участков местности, фотосъемка отдельных моментов следственных и судебных действий.

По сфере деятельности и субъектом применения фотосъемки криминалистическая фотография делится на три разновидности:

оперативно- розыскную

судебно- исследовательскую

экспертную (исследовательскую)

В ходе оперативно- розыскной деятельности применяется как обычная, так и специальная аппаратура – для негласной съемки.

Результаты оперативной фотосъемки при условии их должного процессуального оформления могут быть, использованы в качестве доказательств.

Производство следственных действий как правило, сопровождается фотосъемкой.


Фотоизображения следов и других объектов- носителей криминалистической информации дополняют описание их в протоколе, дают наглядное представление об обстановке, с которой столкнулся следователь.

Результаты фотосъемки оформляются в виде фототаблицы приложений к протоколам следственных действий и выступают не только в качестве иллюстрации свойств и признаков объектов, положенных в основу заключения, но и в качестве инструмента выявления, анализа и сравнительного исследования этих свойств и признаков.

Виды, методы и частные приемы запечатлевающей фотографии.

(слайд)Метод криминалистической фотографии — это совокупность правил и рекомендаций по выбору фотоаппаратуры, материалов, условий съемки и обработки экспонированных светочувствительных слоев.

(слайд)Панорамный метод — это метод получения фотосъемки с изменением обычного соотношения между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину. Методом панорамной съемки в большинстве случаев фиксируют участки местности, имеющие значительную протяженность, удлиненные объекты. В следственной практике этот метод съемки применяется с целью запечатления предметов обстановки, окружающей место происшествия, а также помещений с находящимися в них следами преступлений. Панорамная съемка производится обычной камерой, либо аппаратом специальной конструкции. В первом случае объект фотографируется по частям, а затем снимки частей монтируются в один общий снимок. Во втором случае применяется специальный фотоаппарат, например «Горизонт», объектив которого во время съемки может поворачиваться на 120, что позволяет увеличить общий угол изображения.


Панорамная съемка по частям с помощью обычного фотоаппарата осуществляется 2 способами: линейным и круговым.

При линейной панораме объекты фотографируются по частям, аппарат последовательно перемещают в нескольких точек расположенных на линии, параллельной объектам съемки.

При круговой панораме объекты также фотографируются по частям, но с последующим поворачиванием фотоаппарата на штативе вокруг вертикальной оси. Если штатива нет, съемку производят с рук.

Измерительная фотосъемка несет повышенную информацию, позволяет получить количественные данные о признаках сфотографированных объектов. Измерительным методом можно выполнить любой вид съемки, но чаще всего его применяют при обзорной, узловой и детальной съемке на открытой местности и в помещениях. Данный метод выполняется тремя способами:

Технические приемы в студийной фотосъемке: скользящее освещение и отраженный свет

Когда фотограф работает в студии, то в подавляющем большинстве случаев он ставит свет, исходя из задачи и с учетом множества факторов, таких как условия студии, имеющееся освещение, типаж модели и тому подобное. Творческие съемки дают фотографам колоссальную возможность экспериментировать, поскольку задачу в таких случаях вы ставите себе сами, не будучи стесненными какими-либо рамками, что часто бывает при съемке коммерции. В этой статье в качестве примера мы рассмотрим пару не совсем привычных вашему взгляду портретов. Все они являются фантазийными, и когда речь заходит об освещении в подобных съемках, то отправной точкой всегда является образ, который важно правильно прочитать и с помощью света создать в кадре нужное настроение.

Пример 1. Этнические мотивы.

Представленные ниже примеры были сняты в рамках теста цифровой среднеформатной камеры Hasselblad X1D-50c. Этнический образ был выбран для съемки не случайно. Интересное сочетание цвета, текстур, авторских украшений — все это смотрится очень интересно, а подобные образы отлично выглядят на камерах с высокой детализацией. Когда перед вами такой навороченный образ, то в фотографии хочется рассматривать его вплоть до мельчайших деталей.  Для этого можно поставить в кадр большой октобокс и сфотографировать модель, например, следующим образом:

© Александр Хохлов

Однако подобное освещение в кадре меня не очень устраивает. Образу явно недостает акцентов, поскольку из-за обилия цветов и фактур взгляд хаотично прыгает по кадру. Лицо модели выглядит слишком плоским и от этого широким, поэтому его явно хочется заузить. Но самое главное — в кадре не хватает драмы и атмосферы, и чтобы исправить ситуацию я решил прибегнуть к радикальной смене характера освещения:

© Александр Хохлов

Если сравнивать два приведенных выше примера, то вы увидите между ними кардинальную разницу, которая получилась благодаря смене освещения в кадре. Давайте разберемся, что изменилось. Во-первых, в новой схеме применялась другая светоформирующая насадка. Вместо октобокса я использовал серебристую портретную тарелку с сотами, которая позволила создать акцентированное, более жесткое и контрастное освещение. Соты сфокусировали световой пучок, создав в кадре необходимые мне акценты — на лице модели и массивном украшении. Портретная тарелка была подвешена вертикально вниз перед лицом модели практически под нулевым углом. Подобное освещение называется скользящим, оно позволяет больше выявить фактуру объекта, чего мне и хотелось добиться при съемке этого портрета. Как видите, в обоих примерах был использован всего один источник света, но разница в светоформирующих насадках, а также в расположении источника света относительно модели сделали обе фотографии абсолютно противоположными по восприятию.

Пример 2. Воздушное бьюти.

Примеру, который вы увидите ниже, уже несколько лет, но мне до сих пор нравится эта эффектная фотография. При съемке кадра мне хотелось немного выйти за рамки привычного бьюти, добавить цвета и объема, создать “дискотечную” атмосферу с легким уклоном в ретро. Вместо привычного многим направленного рисующего света я использовал переотражение: над головой модели под углом 45 градусов был закреплен небольшой серебристый отражатель, вплотную к которому был установлен моноблок с рефлектором и теплым конверсионным фильтром. При синхронизации свет моноблока бил в отражатель, после чего, отразившись, попадал на лицо модели. Это позволило получить равномерный свет на лице модели, без ярких световых пятен (“хотспотов”). Для данного рисунка это было важно, поскольку визажист при съемке использовал тени с глиттером (блестками), которые очень капризно себя ведут при направленном освещении, хаотично выбиваясь в белые точки. Благодаря мягкому переотражению этот эффект был нивелирован.

© Александр Хохлов

Цвет в кадре создавался за счет использования контрового источника света — моноблока с рефлектором, на котором был закреплен фиолетовый цветной фильтр. Чтобы привести оба источника к одинаковой цветовой температуре, баланс белого при съемке был выставлен вручную на 3200К. На источнике контрового света была отключена светоловушка, поэтому слева рисовал исключительно пилот. Для дополнительного художественного эффекта я использовал длинную выдержку примерно в 1 с и во время экспонирования шевелил камерой, чтобы создать в кадре видимые цветные следы, которые образовывались от света, отраженного от украшений на шее и лице модели.

Для решения задачи с дополнительным объемом и эффектом дискотеки я обмазал защитный фильтр объектива гелем для волос, в результате чего и получил крупные красивые блики на переднем плане, имитирующие эффект засветки.

Автор статьи и фотографий: амбассадор Hensel, фотограф Александр Хохлов;
Макияж: Наталья Павлова, Анна Захожая;
Модели: Анжелика Конте, Юлия Кулик.

comments powered by HyperComments

Освещение в дентальной фотографии. Приемы художественной съемки

 

Виктор Щербаков

врач-стоматолог, клиника эстетической стоматологии Royal-Dent (Москва)

Интерес врачей к теме дентальной фотосъемки становится все более выраженным. Многие стоматологи, перед тем как приобрести собственный фотокомплект, хотят узнать о том, на что их камера будет способна: «Смогу ли я получать фотографии, как в красивых журналах?», «Будут ли зубы на моих снимках смотреться правдоподобно и привлекательно?»

Как правило, перед покупкой оценивается количество мегапикселей, размер матрицы, качество объектива. Все это достаточно важные аспекты, на которые, безусловно, нужно обращать внимание, однако есть один главный секрет для получения действительно качественных фотографий, который многие люди упускают из виду, — свет.

Человек может обладать самой дорогой камерой в мире, но без понимания основных принципов правильной постановки света он, скорее всего, будет разочарован несоответствием ожидаемого качества изображения и полученного результата.

Однако, если знать о том, какие аксессуары и оборудование используются в фотографии для передачи освещения и владеть техникой их использования, можно создавать потрясающие изображения с помощью камеры самых скромных возможностей.

Современная стоматология немыслима без фотографии. Ремесло фотосъемки столь тесно вплелось в практику врачей, занимающихся различными видами эстетической реабилитации, что теперь она сопровождает практически каждый клинический случай.

И это неудивительно. В наше время в связи со стремительным усложнением методов стоматологического лечения и все возрастающей потребностью в сложных эстетических преобразованиях улыбки фотография приобретает все большее значение. Она используется для формирования профессионального портфолио, в качестве способа коммуникации между доктором и пациентом, а также между членами врачебной команды; в качестве основного средства мотивации пациентов и т. д.

Фотосъемка в стоматологии стала настолько специфична, сложна и многозадачна, что ее можно смело выделить в отдельный жанр. Имя этому жанру — дентальная фотография. Она объединяет в себе принципы макро- и микросъемки, предметной съемки, портретного фотографирования и к настоящему моменту обзавелась целым набором специального оборудования и аксессуаров, позволяющих наиболее эффективно осуществлять фоторегистрацию в сложных условиях полости рта.

Для того чтобы успешно работать в жанре дентальной съемки, необходимо иметь общие представления о принципах фотографирования и о технической изнанке происходящих процессов. Анализируя используемое в фотографии оборудование, мы поймем, что процесс фотосъемки базируется на работе трех основных технических узлов: фотоаппарата, объектива и вспышки.
Фотоаппарат — это, по сути, устройство для запоминания света и основной орган управления процессом фотосъемки. Главным элементом фотоаппарата является светочувствительный сенсор (матрица), который фиксирует падающий на него свет.

Объектив представляет собой определенную оптическую среду, которая позволяет фокусировать свет на матрице фотоаппарата. В дентальной фотографии используются специальные макрообъективы для того, чтобы получать изображение в необходимом масштабе.
Третьим и самым важным техническим узлом фотографии является вспышка. Она позволяет заполнить объект съемки необходимым количеством света. На этом элементе мы остановимся более подробно.

Свет имеет первостепенное значение в фотографии: именно свет, отраженный от различных объектов и попавший на матрицу камеры, в итоге становится фотографией. Жанр дентальной съемки предполагает работу на больших степенях увеличения, расстояние от передней линзы объектива до зубов при этом очень небольшое — всего 15—30 см. В дентальной фотографии, как и во всякой макросъемке, для увеличения глубины резкости приходится устанавливать высокие значения апертуры (f 20—32), что приводит к максимальному закрытию диафрагмы объектива. В таких условиях свету очень сложно проникнуть через объектив на матрицу. Используя постоянное (потоковое) освещение, которое дают лампы и светильники в нашем кабинете, мы неизбежно будем получать слишком темные кадры.

Поэтому приходится использовать вспышки.
В отличие от источников постоянного света, вспышки дают короткий, но очень мощный световой импульс. Вспышка позволяет получать направленный, контролируемый свет необходимой интенсивности, для того чтобы нужным образом освещать предмет съемки.
В дентальной фотографии существует 5 уровней сложности освещения с использованием различных типов вспышек и дополнительных аксессуаров по работе со светом.

Первый — кольцевая вспышка (рис. 1). Наиболее простой и незамысловатый вариант освещения в макросъемке. За счет того, что импульсные лампы кольцевой вспышки располагаются вокруг передней линзы объектива в форме круга, можно получать хорошее заполнение светом при любом, даже самом большом масштабе съемки. Кольцевая вспышка проста в управлении и позволяет легко получать достаточно хорошие результаты (рис. 2). Также она незаменима при регистрации окклюзионных фотографий, выполняемых через зеркало (протоколирование клинических случаев лечения жевательных зубов, фотографии всей зубной дуги и т. д.) (рис. 3).

 

 

Рис. 1. Кольцевая вспышка.


Рис. 2. Макросъемка с кольцевой вспышкой.


Рис. 3. Окклюзионные фотографии с кольцевой вспышкой.

Основные недостатки кольцевой вспышки — резкое бестеневое освещение с формированием ярких бликов в форме кольца на поверхности зуба. Объекты под кольцевой вспышкой чаще всего получаются плоскими и невыразительными. Недостатки кольцевой вспышки особенно остро обнаруживают себя при съемке передних зубов.

Ко второму уровню освещения в дентальной фотографии относятся так называемые биполярные вспышки (рис. 4). Эти устройства оснащены парными излучателями, которые крепятся непосредственно к переднему краю макрообъектива и управляются одним контрольным блоком. Головки вспышек, как правило, могут наклоняться под разными углами к объекту съемки. Такой тип освещения позволяет получать более привлекательную форму бликов, располагающихся на боковых гранях зубов, не закрывая собой важные детали (рис. 5).

Рис. 4. Биполярная вспышка.


Рис. 5. Фото с биполярной вспышкой.

Недостаток биполярной вспышки — резкий свет, приводящий к формированию неестественно ярких бликов. Кроме того, у двухламповых систем есть также ограничение по максимальному масштабу съемки: при слишком близком расположении макрообъектива к поверхности снимаемого объекта света от вспышек может оказаться недостаточно. При протоколировании жевательных зубов в крупном масштабе одна из ламп биполярной вспышки может попасть в мертвую зону (за щеку, ретрактор или платок коффердама), что не позволит получить кадр достаточного уровня освещенности.

Освещение третьего уровня сложности представляет собой модифицированную версию биполярной вспышки, излучатели которой крепятся на специальном подвижном кронштейне (рис. 6). Это позволяет более свободно конфигурировать положение импульсных ламп относительно объекта съемки. Кроме того, на вспышки можно установить специальные модификаторы света, которые позволят смягчить его яркость и соответствующим образом получить более привлекательную форму бликов на зубах. К таким аксессуарам относятся баунсеры и мини-диффузоры (рис. 7).

Принцип работы баунсера заключается в том, что свет вспышки, падая на белую поверхность отражателя, частично рассеивается, ослабевает и становится более мягким. Мини-диффузоры пропускают прямой поток света через полотно матовой ткани, что тоже приводит к смягчению блика (рис. 8).

Рис. 6. Модифицированная версия биполярной вспышки с подвижным кронштейном.


Рис. 8. Фото с применением мини-диффузора.

Такой вариант освещения обладает потенциалом не только для стандартного фотопротоколирования, но и для получения художественных фотографий.

Недостаток биполярной вспышки на кронштейне — прежде всего то, что свобода пространственного позиционирования импульсных ламп ограничена мерой подвижности кронштейна. Такая система будет удобной для получения отличных снимков в традиционных ракурсах при относительно простых конфигурациях освещения. Однако для тех, кто захочет пойти дальше, ее возможностей будет уже недостаточно.

Четвертый уровень сложности света в дентальной съемке, который открывает широкие возможности для художественного фотографирования и конфигурирования самых сложных схем освещения, — дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами (рис. 9).

Рис. 9. Дистанционная биполярная система с мини-софтбоксами.

В качестве источников света для этой системы предлагается использование накамерных вспышек с поворотной головкой. Обычная мощность таких вспышек для дентальной съемки избыточна, поэтому следует уменьшить параметр интенсивности светового импульса до 1/8—1/16 от максимального.
Для соединения вспышек с фотоаппаратом можно использовать дистанционные радиосинхронизаторы, которые обеспечивают точную высокоскоростную синхронизацию (около 1/300 с) на расстоянии до 100 метров, либо воспользоваться встроенным механизмом дистанционного управления, имеющимся в некоторых современных камерах.

В некоторых случаях дистанционный тип соединения, скорее, не позволяет использовать режим автоматического замера экспозиции TTL, поэтому настройки мощности вспышек необходимо ставить вручную.
Отсутствие кронштейна у такой системы позволяет достигнуть максимальной степени свободы, однако при этом возникает необходимость в обязательной помощи ассистента для позиционирования вспышек в нужном положении.
Важным элементом системы являются софтбоксы. Именно эти аксессуары позволяют получать наиболее привлекательную, художественную картинку с красивой формой бликов на зубах (рис. 10).

Рис. 10. Фото с применением софтбокса.

Несколько слов о софтбоксах.
Одна из главных задач фотографа и художника заключается в том, чтобы изучить природу света. Иногда свет бывает жестким и дает при этом сильный контраст (прямой солнечный свет / вспышка), а в некоторых случаях свет мягкий и рассеянный (освещение в пасмурный день, дневной свет, падающий из окна).

Софтбоксы были разработаны для того, чтобы смягчить жесткое освещение от небольших источников света (лампы, вспышки) и снизить контраст отображения теней и «световых пятен». Как результат, эти модификаторы света помогают создать мягкое, естественное освещение для съемки как людей, так и объектов, например зубов (рис. 11).

Рис. 11. Принцип работы софтбокса.

Принцип работы софтбокса таков: вспышка излучателя отражается от серебристых внутренних стен, проходит через внутреннюю перегородку, а затем через передний экран для рассеивания света. Именно в результате того, что диффузия импульса проходит через два рассеивающих полотна, получается мягкий, ровный свет. Соответствующим образом меняется и форма блика. Для этой версии освещения лучше всего подходят небольшие софтбоксы размером примерно 25 на 25 см.

Среди недостатков системы 4-го уровня отсутствие автоматического TTL-контроля, необходимость ручной настройки мощности вспышек, обязательное участие ассистента, а также невозможность съемки окклюзионных фотографий через зеркало — специфика данной системы делает ее для этого слишком неудобной.

Последним, и наиболее творчески перспективным, является пятый уровень освещения — биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами (рис. 12).

Рис. 12. Биполярные вспышки на стойках с большими софтбоксами.

В качестве излучателей могут быть использованы студийные импульсные лампы, питающиеся от сети, либо те же накамерные вспышки, что и на 4-м уровне. Главным отличием такой системы является то, что для съемки используются более крупные софтбоксы (50*50 см и больше). Учитывая немалые габариты таких модификаторов света, ассистенту будет неудобно держать их в руках, поэтому лучше всего закрепить их на специальных стойках.

Большие софтбоксы позволяют получить еще более мягкий и рассеянный свет, оставляя на зубах приятные, живые блики. За счет большего расстояния между внутренним и внешним рассеивающим экраном такие модификаторы дают более чистый световой поток и равномерно яркие световые пятна на поверхности объектов. Отражение крупного софтбокса на эмали, реставрационном материале или десне дает возможность передать не только оптическую структуру и цвет изображения, но и его объем, текстуру, рельеф (рис. 13).

Рис. 13. Фото с применением больших софтбоксов.

Хотя вкусы у разных фотографов различаются, большинство согласится с тем, что, когда речь идет об осветительных приборах, действует правило: чем больше, тем лучше.
Недостатком системы пятого уровня является, прежде всего, громоздкость, которая не позволяет достаточно свободно манипулировать положением вспышек. Если для съемки используются студийные импульсные лампы, это добавит дополнительных проводов для подключения их к сети. В системе 5-го уровня, точно так же, как и в 4-й, нет возможности делать съемку в режиме автоматического контроля экспозиции TTL.

Однако, несмотря на все недостатки, только система 4-го и 5-го уровней обладает потенциалом для получения по-настоящему высокохудожественных фотографий. То качество снимков, которое обеспечивает применение модификаторов света, стоит любых неудобств.

Для того чтобы успешно использовать системы освещения 4-го и 5-го уровней, необходимо знать общие принципы работы с софтбоксами.
Чем больше размер источника света, тем больше след-отражение и мягче свет.
На следующих двух фотографиях показаны схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров. Рядом приведены примеры того, как меняется изображение (рис. 14—15, 16—17).

Рис. 14. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.


Рис. 15. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.


Рис. 16. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.


Рис. 17. Схемы освещения с использованием софтбоксов разных размеров и изменения в фото.

Чем ближе источник света, тем больше его отражение.

Многие полагают, что, если отодвинуть софтбокс дальше от объекта, свет получится мягче и более рассеянный. На самом деле источник света становится меньше и, следовательно, выше контраст, тем самым нарушается основное правило использования софтбокса.
Применяя софтбокс для съемки, важно помнить: чем ближе к объекту вы его поместите, тем мягче будет освещение (рис. 18—19, 20—21).

Чем больше угол падения света на зубы, тем больше контрастных теней.
Если софтбоксы расположены фронтально к лицу пациента, свет от них будет заполнять всю полость рта, практически не оставляя теней. Изображение в таком случае получится слишком мягким и светлым (рис. 22, 23). Если вспышку расположить сагиттально под большим углом к поверхности, световые пятна сместятся на боковые грани зубов и наиболее выступающие детали рельефа. Тени при этом станут более контрастными. При такой конфигурации расположения вспышек лучше просматривается текстура поверхности (рис. 24, 25).

 

Изменяя схему расположения источников освещения, мы можем получать картинку того качества, которое нам нужно, подчеркивать именно те детали снимаемого объекта, которые мы хотим показать в наиболее выгодном свете.

Художественная фотография

Несмотря на существующие мнения о том, что главной и единственной целью стоматологической фотографии должна являться передача достоверной информации о внешнем виде и состоянии органов полости рта, несмотря на то что некоторые специалисты склонны сводить суть дентальной съемки к сухому фотопротоколированию, интерес все большего числа врачей обращается в сторону художественной дентальной фотографии.

Художественная фотография переступает через ограничения, превращаясь из способа отражения клинической действительности в настоящее искусство. Главное отличие художественной съемки — ее место в нашей стоматологической жизни. Такие фотоснимки делаются для того, чтобы выложить их на специализированных интернет-площадках для демонстрации своего профессионального уровня; для публикаций в печатных изданиях; для обложек журналов; в качестве материала для учебных программ и т. д.

Тем, кто увлечен фотографией и стремится улучшить качество своих снимков, следует знать, что для создания подобных работ не требуется какой-то сверхдорогой профессиональной техники. Все, что необходимо, — это понимание особенностей поведения света. Нужно знать, каким именно способом можно добиться требуемого освещения, как следует расположить источник света относительно объекта съемки и какой при этом выбрать ракурс.
В художественной фотографии допустимы приемы, находящиеся за пределами классической дентальной съемки. Основным инструментом все так же остается софтбокс.

Контровое освещение

Ко́нтровый свет — освещение в фотографии, при котором источник света располагается позади объекта съемки на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта. Источник необязательно должен находиться ровно позади объекта, он может быть чуть сверху или сбоку, но он всегда сзади. С помощью контрового освещения можно наиболее детально передавать фактуру поверхности зуба и его микрорельеф (рис. 26—39).

Главное правило успешного освоения фотоискусства — как можно больше практиковаться и экспериментировать. Не следует предаваться косности, нужно всегда быть открытым для свободного творчества. Процесс фотографирования невероятно интересен, ведь при малейших изменениях положения вспышек или головы пациента кадры выглядят уже по-иному. Иногда случайное стечение обстоятельств приводит к получению самых незабываемых кадров.

Чтобы находить интересные объекты для дентальной съемки, не нужно дожидаться появления какого-то уникального клинического случая. Эстетику часто можно увидеть в самых обыденных вещах: интересный микрорельеф на зубе, трещины на стершемся режущем крае, нестандартные эмалевые формации жевательных бугров и т. д. Если каждый стоматолог научится видеть прекрасное сквозь пелену рутины, тогда все мы начнем относиться к своей работе по-особенному. И главным инструментом на пути познания эстетики является фотография!

 

 Источник: dentalmagazine.ru

 

 

Похожие статьи:


V. Landon Blatter
Определение позиции режущего края верхних зубов при помощи дентальной фотографии