Стиль нуар что это такое – 📌 Нуар — это… 🎓 Что такое Нуар?

Содержание

📌 Нуар — это… 🎓 Что такое Нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

Литература

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Стиль нуар

Давайте представим, что вас пригласили на вечеринку в стиле нуар. Вы пытаетесь тщетно вспоминать, что же это такое. Желание пойти на вечеринку столь велико, что вам все равно придется изучить этот стиль.

Образ в стиле нуар

Нуар зародился в США в середине 20-го века. В то время в стране царила преступность, и режиссеры стали отражать пессимизм, которым, как им тогда казалось, охвачена вся Америка, в черно-белых фильмах. Сюжет всегда был детективным. Кстати, фильмы того времени не подразумевали классический американский «хэппи энд». Циничное и хладнокровное отношение к чужим судьбам легло в основу фильмов.

Образ женщины в стиле нуар несколько пересекается с образом женщины-вамп. Возможно, так вам будет легче представить свой будущий образ. Стиль нуар в одежде отражает саму сущность понятия – темное, пессимистичное, отрицательное, циничное. Мужчинам достаточно надеть черные классические брюки, белую рубашку и жилет. Уместным будет дополнить образ плазом и черной шляпой.

Стоит отметить, что образ девушки в стиле нуар, в первую очередь создает соответствующий макияж, открытое лицо и глаза. Поэтому нужно отказаться от темных больших очков. Макияж должен быть выполнен в стиле 40-50-х годов прошлого века.

Платья в стиле нуар нужно подбирать с осторожностью, дабы не исказить весь образ. Одежду нужно подбирать простого кроя, без излишеств, в меру строгую. Платье должно быть черное, и дополнено минимальным количеством аксессуаров. Достаточно ниточки жемчуга или какого-либо другого камня на шее.

Фотосессия в стиле нуар

Если вы хотите организовать фотосессию в этом стиле, то вам понадобятся соответствующие наряды, доллары или их имитация, оружие. Курение, конечно, вредит здоровью, но для достижения полного образа можно подержать в руке сигарету в мундштуке. Если в кадре будет запечатлен ретро-автомобиль, то будет беспроигрышный и очень правдоподобный вариант.

Фотографии в стиле нуар должны быть черно-белые. Хотя небольшие вкрапления красного цвета ничуть не помешают. Тут уж все зависит от профессионализма фотографа. Вы можете имитировать перестрелку, бандитские разборки или «деловую» беседу за круглым столом. Попробуйте обыграть животрепещущий момент, когда человеку остается жить буквально несколько секунд. Тут точно потребуется хорошее актерское мастерство.

Если вас привлекает этот стиль, но вы все еще имеете смутное представление о нем, то просмотрите пару-тройку американских фильмов 40-50-х годов, и вам все станет понятно.

 

womanadvice.ru

Что такое «Нуар»? Или в тёмном-тёмном городе

Что такое «Нуар»?

Всем тёмный и мрачный, раздающийся словно эхо, привет. Сомневаюсь, что большинство из читающих эту статью увлечено черно-белыми фильмами 40-х годов. Уж слишком специфический «продукт» — на любителя и ценителя. Но как всем известно, что всё новое-это хорошо забытое старое. Поэтому, я хочу вам рассказать историю такого замечательного и стильного жанра, как нуар. Кто знает, возможно этот жанр «заберёт в свою атмосферу» ещё пару десятков, а то и сотен человек. А какой же нуар без соответствующей музыки, в данном случае песни? Я тут подобрал одну композицию из одного крутого сериала, тоже сделанный под нуар (ну точнее под Нео-нуар). Понеслась!!!



Начало зарождения

Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году впервые употребил этот термин французский критик Нико Франк . Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке. Определённо, этот термин относится к фильмам, снятые в Голливуде в военный и послевоенный периоды. Вообще в то время шли большие споры насчёт нуара, ведь одни критики считали его жанром, а другие- стилем. Были споры и о том, что в нуаре есть место не только детективам и криминальным фильмам, а также вестернам и комедиям. «Комедия в жанре нуар – вообще в голове не укладывается».

Изобразительный образ нуара настолько мощен и выразителен, что его нельзя спутать с другими фильмами.

А знаменитый режиссёр Си́дни Ирвин По́ллак говорил про нуар следующее: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».
Лично я считаю, что нуар не ограничивается лишь одним стилем, ведь это особый период, совмещающий в себе множество фактов американской истории 40-х годов.
Такую теорию о нуаре придумал не я, а теоретик кино, сценарист и режиссёр Пол Шрейдер (или Шредер). Я просто поддерживаю его точку мнения. Ибо как он говорит: «Нуар- это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер считал, что для нуара характерны только 40-е и 50 –е годы, а также фильмы по этому жанру должны быть сняты только в Голливуде. Истоком этого жанра он считал Вторую Мировую Войну. Но со временем нуар обретёт совершенно новые формы стиля, но о них позже.

Начало активности жанра и его характерные особенности. Постепенное «взросление» жанра.

Давайте не будем забывать, что в нуаре запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. Здесь вообще отсутствуют такие понятия, как «добро» и «наивность». Многие действующие протагонисты- это скорее антигерои, думающие исключительно о себе и преследующие только личные мотивы. Они с лёгкостью переступают закон и их не интересуют принятые нормы морали.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуара»:
1) Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены появляются крайне редко.
2) В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло. Дабы передать душевные волнения или напряжённое состояние героя, используется специальный ракурс, названный «голландским углом».
3) Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень.
4) «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не суета, погони, потасовки (экшн).
5) Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.
6) Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
7) Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
8) Также возможно наличие зимней погоды и сильного снежного бурана во время темноты.

Лучше не идите в преступники, а то вот такие крутые парни вас «прихлопнут», не моргнув и глазом. Если что, данная игра называется Blues and Bullets. Она классная, рекомендую.

Принято считать, что именно фильм «Мальтийский сокол» и главный герой картины Сэм Спейд, сыгранный великолепным Хамфри Богартом, внесли в нуар все характерные особенности, которые мы обычно привыкли видеть в данном жанре. Его-то и считают первым нуарным фильмом.

Данный фильм, снятый в 1941 году режиссёром Джоном Хьюстоном по одноимённому роману Сэ́мюэла Дэ́шилла Хэ́ммета имел ошеломительный успех. В 1942 году «Мальтийский сокол» номинировался на премию «Оскар» в трёх категориях — лучший фильм, лучший сценарий (Джон Хьюстон), лучший актёр второго плана (Сидни Гринстрит). В 1989 году фильм одним из первых вошёл в Национальный реестр фильмов, учреждённый в США годом ранее.
А главного героя Сэма Спейда вообще считают «отцом прародителем» всех крутых детективов. Дальние отголоски влияния образа Спейда на детективный жанр проявляются даже у более современных персонажей видеоигр, в том числе широко известного Макса Пейна.
«У Спейда нет прототипа. Он скорее — идеал для множества частных детективов с которыми мне доводилось работать, вобравший в себя все лучшие их качества, и как некоторым из них могло показаться — даже в чём-то на них походивший, разумеется в лучшие их годы» — говорил Сэ́мюэл Дэ́шилл Хэ́ммет.

Скажите большое спасибо вот этому парню с сигаретой во рту. Это всё старина Сэм.

Хотя и в некоторых фильмах 1941 года уже были видны некоторые зарождающиеся элементы стиля в нуаре. Например в фильме «Гражданин Кейн» режиссёр Орсон Уэллс впервые применил абсолютно новаторские для того времени приёмы – флэшбеки, ломанную форму изложения, необычные операторские ходы. Хотя данный фильм сложно назвать нуаром, но именно Орсон заложил в «Гражданин Кейн» будущие нуаровские эффекты, которые потом Уэллс отразит в своих следующих фильмах как «Леди из Шанхая» (1947) и «Печать зла» (1958).

Ну а теперь поговорим о фильме, который считается не только достойным образцом нуара, а также одним из лучших кинокартин Голливуда. На экраны в 1944 году выходит «Двойная страховка» от режиссёра Билли Уайлдера.

Здесь присутствуют все самые главные элементы нуара – роковая женщина, старый и жадный муж этой самой красотки, и соблазнённый дамочкой главный герой, которого ей удаётся склонить к преступлению. Уайлдер снял фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице. И по сочетанию цинизма и пессимизма такому протагонисту ещё не было аналогов. Фильм был снят по мотивам одноимённой повести писателя Джеймса Кейна.
Ещё в 1935 году были попытки экранизировать данную повесть, но тогда цензоры кодекса Хейса (этакий этический и моральный кодекс Голливуда) запретили съёмки, посчитав историю слишком аморальной. Но в 1944 году, когда данный фильм вышел во всей красе, «Двойная страховка» стала шедевром и подняла планку нуара на новый уровень. Фильм выдвигался на «Оскар» по семи номинациям, но не взял ни одной. Ныне стабильно фигурирует в списке лучших фильмов IMDb. (в середине первой сотни).

Мужчины, будьте крайне внимательны с женщинами.

Также стоит отметить такой фильм, как «Убийцы» (1946) от режиссёра Роберта Сиодмака. Данный фильм снят по мотивам одноимённого рассказа писателя Эрнеста Хемингуэя.
Несмотря на то, что название фильма совпадает с названием короткого рассказа Хемингуэя, в действительности только первые двадцать минут напрямую связаны с ним. Всё последующее действие — абсолютно оригинальный сценарий на тему «почему события первых двадцати минут могли произойти». Структурно это один из самых сложных нуаров, состоящий из 11 флешбеков. Главные роли исполняют Берт Ланкастер и Ава Гарднер.

Кадр из данного фильма выглядит весьма привлекательно.

Также достоин внимания фильм «Мёртв по прибытии» (1950) от режиссёра Рудольфа Мате, известного по кинокартине в жанре пеплум «300 спартанцев» 1962 года. Данный фильм находится в общественном достоянии, то есть не смотря на то, что права на данную кинокартину уже истекли, этот фильм могут свободно распространять все без ограничений. По данной киноленте уже снято несколько ремейков, из которых мне хотелось бы отметить ужаснейший перезапуск «Мертв по прибытии» (1988). Козлы, запороли честь такой классной кинокартины.

В данном фильме заложен очень глубокий посыл: смерть человека является не результатом его осознанного поведения, а скорее она наступает из-за случайных событий и не контролируемых им обстоятельств. Главный герой переполнен мыслью о близкой смерти, он бегает по улицам мегаполиса и натыкается на людей, которым нет до этого никакого дела. Девочка играет с шаром, влюблённая парочка гуляет по улице, за спиной «ходячего трупа» — стойка с журналами «Жизнь». Главную роль исполняет Эдмонд О’Брайен.

Также рекомендую к просмотру фильм Билли Уайлдера «Бульвар Сансет», рассказывающий историю трагедии о забытых «звёздах» Голливуда. Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Билли Уайлдера, «лучшей кинокартины в истории о «подводных камнях» Голливуда и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён, например, по версии IMDb.

Ну и наконец также рекомендую фильм в жанре мелодрама-нуар «Гильда» (1946) от режиссёра Чарльза Видора. Здесь рассказывается история про парня, работающего на хозяина казино, и жену босса по имени Гильда, которую играет Ри́та Хе́йворт. В отличии от многих других нуаров, здесь местами действия выступают танцевальные залы ресторанов, апартаменты богатых казино и роскошных гостиниц. В 2013 году фильм был включён Национальный реестр фильмов США. И именно в данном фильме актриса Ри́та Хе́йворт, находившаяся тогда на волне популярности в 40-е годы, исполнила свою коронную роль.

Прежде чем переходить к следующему пункту, я скажу о фильмах, достойных упоминания.
1) Стеклянный ключ (1942).
2) Почтальон всегда звонит дважды (1946).
3) Чёрный ангел (1946).
4) Крайний срок- на рассвете. ( 1946).
5) Тень сомнения (1942).

Более современный нуар, или Нео-нуар.

Для начала начнём с того, что Нео-нуар — это обозначение новой нуарной волны, которая появилась на американских экранах где-то в первой половине 1970-х годов на фоне политического скандала США, проходившего с 1972 по 1974 года. Данный скандал получил название Уотергейтский скандал. К тому же, на данную нуарную волну очень сильно повлияла Вьетнамская война, где американцы понесли огромную неудачу. Иногда термин распространяют и на цветные фильмы с элементами нуара, которые снимались в более поздний период (пост-нуар). Данная эпоха 70-х годов очень сильно изменила нуар.
Ведь в то время фильмы в жанре Нео-нуар поднимали такие острые темы, как тотальная коррупция, семейное насилие, бесправие, инцест (половая связь между родственниками). Такие фильмы приходят к более мрачным выводам, чем фильмы 1940-х. Герои Нео-нуара оказываются заложниками собственной принципиальности и старомодного кодекса чести, который не востребован беспорядочно устроенным обществом сегодняшнего дня.
А сейчас я хотел бы рассказать об одном персонаже, характерного как для эпохи классического, а также для более современного нуара. Знакомьтесь, детектив Филип Марлоу.

Сначала я расскажу немного об этом персонаже. Филип Марлоу — вымышленный частный детектив из Лос-Анджелеса, который является героем рассказов и романов в стиле «нуар старой школы» писателя Рэймонда Чандлера. В своё время Марлоу играли такие актёры, как Хамфри БогартГлубокий сон» (1946)), Роберт МонтгомериЛеди в озере» (1947)), Дик ПауэллУбийство, моя милая» (1944)), Роберт МитчемПрощай, моя красавица» (1975)), Эллиотт ГулдДолгое прощание» (1973)), Джеймс ГарнерМарлоу» (1969)) и Джеймс КаанПудл Спрингс» (1998)).
Вы обратили внимание на даты выхода этих фильмов? Из этого можно сделать вывод, что старина Филип подвергся этакой «культурной трансформации». Никого не напоминает?

Джеймс, отстань. Не тебя сегодня обсуждаем.

Джеймс, да хорош тебе. Ух, Бонд, появляется везде из ниоткуда.

Ну вернёмся к Филипу Марлоу. Детектив в большинстве романов представлен как потрёпанный жизнью циник, который с пессимизмом наблюдает за нравственным разложением американского общества и царящей в нём коррупцией. Он не колеблясь порой прибегает к насилию. Несмотря на резкость и частое употребление бурбона, Филип — персонаж положительный. Чандлер как-то заметил, что Марлоу смог бы соблазнить герцогиню, но он бы не притронулся к девственнице. Долг для него превыше всего, на Филипа не действуют чары роковых соблазнительниц нуарного мира, таких как Кармен Стернвуд из фильма «Глубокий сон».

Кадр из фильма «Глубокий сон».

Однако стоит отметить, что в «Долгом прощании» Роберта Олтмена (1973) предпринята попытка «деконструкции» этой культовой фигуры. Немного запутавшийся детектив просыпается в «хипповой» Калифорнии начала 1970-х. В данном фильме Марлоу представлен то ли импотентом, то ли асексуальным. В отличие от всех окружающих мужчин, он не испытывает никакого интереса к полуголым девицам, которые круглосуточно красиво проходят перед его окнами. Он единственный из персонажей, кто не состоит ни с кем в любовной связи. Бессилие Марлоу подчёркнуто его неспособностью разобраться с собственным котом и встречающимися ему на протяжении всего фильма собаками.
«Этот частный детектив настолько частный, что он, кажется, всё время разговаривает сам с собой, непрестанно комментируя свои действия, как бы стараясь убедить себя в собственном существовании — несмотря на почти полное безразличие окружающего мира ко всему, что он говорит и делает» — говорят корреспонденты The New York Times.

И это похоже на нуар?

«Долгое прощание» был враждебно встречен прессой. Журнал TIME писал, что это пощёчина всем любителям Филиппа Марлоу и «чёрного» жанра: «любопытно наблюдать, как Олтмен стебётся над тем уровнем мастерства, до которого ему еще расти и расти».

Но сейчас мы обсудим фильм, который действительно является настоящим Нео-нуарным детективом. Это «Китайский квартал» (1974) от режиссёра Романа Полански.

Седьмой по счету фильм Романа Полански и двадцать пятый в карьере исполнителя главной роли, Джека Николсона. Фильм делали не дебютанты, а профессионалы с большим опытом работы. Один только сценарий «Китайского квартала» писался более десяти месяцев, а потом было ещё несколько месяцев съёмок. Лос-анджелесский частный детектив Джейк Гиттес нанят состоятельной молодой девушкой Эвелин Малрей для расследования небольшого, но очень подозрительного дела. В ходе своей работы упорный сыщик оказывается втянутым в крупные махинации по спекуляции земельными участками и водой.
Снова классическое построение сюжета: одинокий коп с «кольтом» в кармане противостоит не просто злодею, а целому заговору. Также стоит отметить сложную и запутанную интригу: множество ложных сюжетных линий, второстепенных персонажей и внимания к незначительным деталям. Несмотря на все эти качества, «Китайский квартал» затягивает в пучину порока с самых первых кадров и не отпускает до финальных титров. Фильм получил довольно солидные награды, среди которых премия «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, а также «Золотой глобус» и премия «BAFTA». В 1990 году вышел сиквел «Два Джейка», поставленный Джеком Николсоном. Но к сожалению, сиквел встретили довольно прохладно. Я очень рекомендую вам посмотреть «Китайский квартал», просто классная картина.

А теперь поговорим о фильме, который в своё время просто «снёс башню» своей атмосферой. Это именно тот фильм, который провалился в прокате, но через несколько лет он получил статус культового, и учёные признали его лучшим научно-фантастическим кинопроизведением в истории. И конечно же, это «Бегущий по лезвию» от великолепного режиссёра Ридли Скотта.

Работа над данным фильмом не просто шла, она «кипела». Все декорации были построены вручную, компьютерной графикой в фильме даже и не «пахло«. Люди снимали всё во время настоящего дождя, как они сами признавались, что стояли словно в реке. Все были на нервах. Даже исполнитель главной роли Харрисон Форд чуть не подрался с Ридли Скоттом. Чтобы хоть как-то успокоиться, команда носила майки с надписью «Уилл Роджерс никогда не встречался с Ридли Скоттом». Художником и дизайнером в данном фильме работал известнейший Сид Мид, а музыка греческого музыканта Вангелиса просто пробивала до мурашек.

Такого вы нигде не встретите.

Данный фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две — оригинальная с счастливой концовкой (1982) и режиссёрская с открытым финалом (1992). Версия 1982 года, к сожалению, была плохо принята критиками и провалилась в прокате. А версия 1992 года взяла и «выстрелила» на полную катушку. Также стоит отметить, что кинокартина создавалась по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Сюжет здесь строился вокруг детектива Рика Дэкарда, которому поручено убить четырёх сбежавших репликантов. Здесь нет ни намёка на что-то хорошее. Тёмно-неоновая и дождливая атмосфера, а также тяжёлые состояния персонажей дают нам это понять. А открытую концовку, которая заставляет порассуждать, я вообще считаю шедевром всего кинематографа. Кстати, открытый финал также использовал Кристофер Нолан в своём фильме «Начало».
Если вы не смотрели данный фильм, я вам всем сочувствую. Ведь это кинокартина является эталоном в жанре Нео-нуар и киберпанк. И не то что эталоном, это самый первый фильм в жанре киберпанк. А в 1997 году вышла не менее крутая одноимённая игра, по которой я уже делал обзор. Кстати, актёр Харрисон Форд опирался на образ Марлоу при работе над ролью Рика Дэкарда.

Также я хотел бы упомянуть сиквел, который будет называться «Бегущий по лезвию 2049». Картина должна выйти 6 октября 2017 года.
Теперь на очереди фильм «Мертвец» (1995) от режиссёра Джима Джа́рмуша. В главной роли всеми известный Джонни Депп

Это один из самых странных и неочевидных примеров нуара, в котором нет почти ничего из описанных признаков направления. Здесь нет больших и шумных городов, широкоугольных камер, фирменных «голландских углов» и соблазнительных женщин. И всё же фильм Джима Джармуша снят по всем канонам жанра. Режиссёр вложил в уста персонажей именно то мировоззрение, которое характерно для героев нуара: они полны негодования, но готовы к тотальному поражению. Философский вестерн в стиле «нуар» производит неизгладимое впечатление на зрителей своей атмосферой и тягучим ритмом повествования. Несмотря на то, что все в фильме гоняются друг за другом с пистолетами и всё действие строится по принципу «Ну, погоди!», трудно найти более гармоничный и успокаивающий фильм в американском кинематографе последних 20 лет. Кстати, многие операторы используют для «чёрно-белых съёмок» одноцветную плёнку, однако в данном случае Джармуш настоял на использовании киноплёнки с конкретными оттенками, которые были ему нужны именно для работы над «Мертвецом».
Следующий на очереди будет очень жёсткий фильм «Семь» (1995) от режиссёра Дэвида Финчера. В главных ролях: Брэд Питт и Морган Фримен.

Дэвид Финчер сделал жестокое кино, как бы отдавая дань классическим представителям жанра «нуар». Сюжет прост: в городе происходят загадочные убийства. Расследование поручено детективу Миллсу и детективу Сомерсет. Каждая жертва никак не связана с другими, и вычислить серийного убийцу практически невозможно. Конечно, если он сам этого не захочет. Преступник оставляет рядом с каждой жертвой «ключ» к разгадке мотива преступления. Таким ключом становятся семь слов, которые соответствуют семи смертным грехам.

Одна из первых работ Дэвида Финчера оказалась столь же стильной, сколь и сильной. В пространстве этого фильма зрителю никак не удаётся найти хоть одного достойного героя. Но всё же есть один светлый персонаж- это супруга одного из детективов, однако создатели фильма не оставляют нам никаких иллюзий по поводу её дальнейшей судьбы. Всё это вкупе сделало фильм одним из лучших образцов пост-нуара.

Следующим фильмом является «Человек, которого не было», (2001 год) от режиссёров братьев Коэнов. В главной роли- Билли Боб Торнтон.

Американских режиссёров, братьев Джоэла и Итана Коэнов, в мире кинематографа ценят за умение перевоплощаться. Они, как хамелеоны, постоянно принимают окраску того предмета, рядом с которым находятся в данный момент. Когда они снимали комедию про битника, то у зрителя складывалось полное ощущение, что они и сами такие же. В картине «Человек, которого не было» братья замахнулись не просто на один из видов нуара, а сделали немыслимое: они сняли пародию на пост-нуар. Так искусно играть с формой и жанрами могут только очень талантливые люди.
Забавно, что фильм был показан зрителю именно в серой гамме, хотя изначально был снят цветным. Действие картины разворачивается в 1949 году, в небольшом городе Санта-Роза, в Калифорнии. Повествование ведётся от лица Эда Крейна, вечно меланхоличного и печального мужчины лет 40, работающего в цирюльне. В одно хмурое утро он получает предложение от незнакомца изменить всю свою жизнь. Учитывая, что Эду терять особо нечего, он соглашается.

Теперь «Город грехов» (2005) сразу от нескольких режиссёров: Роберта Родригеса, Френка Миллера и Квентина Тарантино.

Режиссёр Роберт Родригес всё делает фанатично. Каждый его фильм настолько энергично погружает зрителя в воображаемый мир автора, что это напоминает ребёнка, который убежден, играя в машинки, что действительно находиться на настоящей гонке. Бэйсин Сити — город, который нельзя назвать гостеприимным. Им правят коррумпированные чиновники и мафия. Оставаться порядочным человеком в этом городе невозможно. В фильме, основанном на комиксах, главными героями стали самые обычные люди, у которых нет никаких суперспособностей. Зато у них есть злоба, отчаянье и жажда мести.

Ох, как я люблю эту серо-красную палитру цветов.

Роберт Родригес увлекает зрителей не просто посмотреть, что же такое Город грехов, но и стать участниками сюрреалистичного ( совмещающего сон и реальность) карнавала, действие которого развивается в стиле нуар.

Следующий идёт «Дзифт» (2009) от болгарского режиссёра Явора Гырдева. Главную роль исполнил Захари Бахаров.

Болгарский фильм «Дзифт» является одним из самых типичных представителей Нео-нуара. Картина рассказывает о событиях, которые произошли всего за одну ночь с парнем по кличке Моль. Он вышел из тюрьмы, в которой провёл 15 лет по ложному обвинению. Теперь он хочет найти бриллиант, ради которого всё это время терпел тюремную жизнь. Он совсем чужой в этом изменившемся и умчавшемся вперёд мире. Но Моль стремится к своей цели, как мотылек к огню.

До сих пор критики и историки кино спорят, как в Болгарии, где почти не развита киноиндустрия, мог появиться такой точный, стилистически выверенный фильм. Важно понимать, что режиссёр снимал не просто кино, которое ему нравится, а следовал жёстким рамкам жанра, которому более семидесяти лет. Оператор снимал картину на три типа камер: действие, которое происходит в шестидесятых, снято на 35 мм; сцены, которые происходят до тюрьмы, — на 16 мм, а видения главного героя — на 8 мм.

Ну и наконец-то мой любимый на данный момент сериал «Настоящий детектив»(2014-15 год), создателем которого является Ник Пиццолатто.

Ну наконец- то мы до него и дошли. Ведь именно этот сериал меня вдохновил на создание обзора про жанр нуар. На данный момент снято два сезона.
Актёры, играющие в первом сезоне: Мэттью Макконахи, Вуди Харрельсон и Мишель Монаган.
Актёры, играющие во втором сезоне: Колин Фаррелл, Рэйчел Макадамс, Тейлор Китч, Вин Вон и Келли Райлли.
Возможно вы догадались, что истории в каждом сезоне разные и персонажи там тоже различные.
Если в первом сезоне была рассказана история двух детективов, расследующих жестокое и странное убийство женщины в луизианских топях, то во втором сезоне показано, как целая группа людей ведёт расследование по поводу убийства чиновника городской администрации.
Однако формы повествования обоих сезонов во многом схожи. Не стану спойлерить, но скажу, что расследование какого-либо дела может охватывать несколько временных промежутков, где в каждом промежутке могут выясняться какие-либо подробности старого дела. Здесь вы не встретите положительных персонажей, у каждого свои личные тайны и скелеты в шкафу. Персонажи и диалоги в данном сериале просто потрясающие, особенно мне запали в душу протагонисты Макконахи из первого сезона и Фаррелла из второго. Я бы мог рассказать о характерах героев, но лучше проанализируйте их сами, так интересней.
Режиссёром первого сезона выступил Кэри Фукунага. Во втором сезоне Фукунага выступил в качестве исполнительного продюсера, а режиссёров там было несколько, но мне хотелось бы отметить Джереми Подесву, известного по сериалам «Игра престолов» и «Подпольная империя». Композитором данного сериала является Ти-Бо́ун Бёрнетт.
Первый сезон сериала получил очень восторженные отзывы от критиков, однако второй восприняли чуть менее прохладно, но он всё равно хорош. Безумно жду третий сезон.

Вердикт

Вот мы и прошлись по самому интересному, мрачному и стильному жанру. Но давайте не будем забывать о том, что нуар есть не только в кинематографе. Это еще и жанр книг, комиксов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим»? Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.

Поскольку по фильмам мы прошлись, я напишу небольшой список игр в жанре нуар, в которые должен поиграть каждый.
1) Серия Max Payne.
2) L.A. Noire.
3) Blade runner (1997)
4) Blues and Bullets
5) The Saboteur, хотя она только по стилистике напоминает нуар.
6) Post Mortem
7) The Wolf Among Us
8) Heavy rain, но если у вас нет консоли, то можно смело глянуть на YouTube, как это сделал я. Ведь это же интерактивное кино.

stopgame.ru

📌 Фильм нуар — это… 🎓 Что такое Фильм нуар?

У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)

Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]

Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.

Подходы к определению фильма-нуар

Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].

Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре)

Происхождение термина

Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.

Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Художественные особенности «чёрного фильма»

Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
  • В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
  • Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
  • Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
  • Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
  • Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
  • Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Фильмы нуар

Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)

  • «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
  • «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
  • «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
  • «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
  • «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
  • «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
  • «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
  • «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
  • «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
  • «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
  • «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
  • «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
  • «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
  • «Заворожённый» Альфреда Хичкока
  • «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
  • «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
  • «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
  • «Тёмный город» Уильяма Дитерле
  • «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
  • «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]

Фильмы-нуар других стран

Нео-нуар

Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):

Пародии на нуар

Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:

Литература

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Нуар в кино, определение и особенности жанра

«Неудачный день. И неделя. И месяц. И год. И жизнь. Будь она проклята» © Чарльз Буковски, роман «Макулатура»

После длительного перерыва я решил, что стоит продолжить разговаривать о жанрах. Да, это не самые читаемые статьи на craftkino, но я уверен, рано или поздно они пригодятся тем, кто решит как следует разобраться во всем, что касается жанровых направлений. Особенно учитывая тот факт, что на настоящий момент времени практически не существует систематизированных русскоязычных материалов по данной теме.

Сегодня речь пойдёт о втором жанре, в котором я ориентируюсь также хорошо, как в вестерне. Меня интересует жанр нуар. Именно поэтому вас в начале статьи встретила столь безысходная цитата. Чуть ниже я объясню, почему она мною использована.

Что такое нуар?

Название жанра происходит от французского словосочетания film noir («черный фильм»). Однако все это энциклопедические сведения. Их вы узнаете из любой статьи в интернете. Особенно учитывая, насколько модной стала нуар-эстетика в последнее время. Но оболочка – это еще не всё. Мы постараемся проникнуть в суть явления. В свою очередь, я постараюсь излагать мысли таким образом, чтобы сведения можно было практически применить при разработке вашего сценария и/или фильма.

Что есть нуар в первую очередь? Здесь нам и помогает цитата из «Макулатуры», потому как она отражает взгляды на мир большинства героев нуара. Нуар — это настроение. Поэтому первое, что стоит понимать при разработке такого проекта — форма настолько же важна, как содержание, а то и важнее (в большинстве случаев). Каковы особенности этой формы? В чем прелесть стиля?

Вся свистопляска началась с «Мальтийского сокола» в 1941-м году, поставленного по роману Дэшила Хэммета. И первый же фильм-нуар тут же задал практически все сюжетные стереотипы жанра.

«Мальтийский сокол» погружал нас в атмосферу мрачного мегаполиса. Почти все действие происходило ночью, в отелях и конторах. Сюжет был закручен сверх нормы, что отличало историю от обыкновенного детектива. Картина буквально ломилась от зашкаливающего количества хлёстких диалогов. Главный герой, частный детектив Спэйд — прожжённый циник, обладающий весьма сомнительными моральными ориентирами. И, конечно же, присутствовала роковая женщина, которую на самом деле интересуют только деньги.

Позже Билли Уайлдер «Двойной страховкой», «Бульваром Сансет» и «Тузом в рукаве» дополнил возможный арсенал намеренно вычурным закадровым текстом и прыжками во времени (первые два фильма начинаются с конца, а затем рассказывают, как до этого дошло).

Также его фильмы показали, что сюжет совсем не обязательно должен вращаться вокруг гангстеров, полицейских и частных детективов.

Героем может быть кто угодно: например, страховой агент, журналист или сценарист (как в вышеуказанных нуарах Уайлдера).

Нуар, его особенности

Итак, если проанализировать подавляющее число кинокартин, можно выделить следующие элементы нуара.

  • Мрачность атмосферы. Ночь, обилие теней, контрасты, дым, туман, дождь или все вместе.
  • История разворачивается в местах, где теоретически могут твориться тёмные или незаконные дела (гостиницы, офисы, казино, бордели, бары, тюрьмы и т.д.)
  • Герой в большинстве своём циник (Хэмфри Богарт из «Мальтийского сокола» задал настоящую тенденцию) и не против замарать руки ради своих, как правило корыстных целей.
  • Положительные персонажи отсутствуют, как таковые. У всех есть своя гнильца.
  • Бойкие диалоги, напоминающие перестрелку.
  • Вторичность сюжета, а также его запутанность, что часто отражает психологическое состояние героя.
  • Присутствие образа роковой женщины.

Я полагаю, что сценаристу требуется понимать разницу между детективной историей и фильмом в жанре нуар. В детективе для вас главное — ответить на вопрос «Что же произошло?» (Кто убил? Кто украл? и пр.).

Нуару, по большому счету, на всё это плевать. В классическом фильме «Глубокий сон», например, по ходу сюжета пропал целый персонаж, и как известно, даже сам автор сценария не помнил, куда он его подевал. Стал фильм от этого хуже? Как ни парадоксально, нет!

В нуар-фильме главное — это характеры и стиль. Сюжетно он отвечает на вопрос «До какого дна упадёт герой, и сможет ли он с него подняться?». Если вы делаете нуар, и там при этом нет ярких личностей, а также все недостаточно манерно, можете быть уверены, картина будет неудачной.

Также стоит заметить, что для нуар-фильма характерен пессимизм. Соответственно, если вы вдруг решили в нуаре рассказать жизнерадостную историю — забудьте. Я не знаю ни одного хорошего светящегося оптимизмом нуара. Лучше выберете другое эстетическое направление.

Разумеется, мои наблюдения о жанре не являются законом. Тем более, в современном кино чистый нуар практически нигде не встречается. Начиная с 70-х годов многие режиссеры и сценаристы намеренно искажают или играют с постулатами нуара (так появился термин «нео-нуар», и это тема отдельного материала). Но чтобы преобразовывать, неплохо бы хорошо ориентироваться в основах.

Лично я очарован и нуаром, и его прямыми наследниками с самого первого момента, когда соприкоснулся с этой стилистикой.

Надеюсь, среди читателей также найдутся свои поклонники жанра, и может быть, мы ещё почитаем пару захватывающих сценариев или посмотрим несколько фильмов в жанре нуар.

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист
Мой профиль в социальной сети ВКонтакте

craftkino.ru

Что такое стиль нуар в одежде?

Нуар (от фр. noir — «черно-белое кино») — стиль, пришедший в мир моды из гангстерских фильмов США 40-х годов. Истории в стиле нуар — это загадочные и таинственные детективные сюжеты. Их герои — отчаянные преступники и их роковые подруги, попадающие в передряги. Современная интерпретация жанра — приключения супергероя Бэтмена.

Великолепная игра голливудских актеров возвела в культ сексапильных героинь детективной драмы. В нуарах сыграли почти все кинодивы того времени. Особо хочется отметить Лорен Бэколл: ее провокационно изогнутые брови сводили с ума мужчин тех времен.

Популярность актрисы не угасла до сих пор. В 2010 году модный дом Dior создал коллекцию весна-лето в стиле нуар в память о дружбе Лорен Бэккол и Кристиана Диора. Карли Клосс, которая в то время была начинающей моделью, открыла показ этой коллекции и приняла участие в съемке, примерив образ девушки гангстера из 40-х.

Актриса Лорен Бэколл

Топ-модель Карли Клосс для Dior

Если хотите повторить образ роковой красотки, то вам нужна укладка «голливудские волны», красная помада, четко акцентированные брови и матовый тон. Одежда девушки гангстера — женственные вещи в стиле слинки. 

Любуемся модными образами в стиле нуар от Dior:

Автор текста: Алиса Ерзина

Изучаем лица современной моды:

  • Расскажите друзьям:

www.yapokupayu.ru

Нуар как жанр — Долго и счастливо — LiveJournal

Нуар – не такой простой жанр, как может показаться. Чтобы тебе было легче его нащупать, мы написали, как представляем его для игры.

Что такое нуар вообще?

Это в большей степени термин кино, применяемый к голливудским криминальным драмам 1940-х — 1950-х годов, в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерная для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны. Затем нуар широко вошел в традицию кинематографа и художественной литературы и зажил своей жизнью.

Что общего есть в большинстве произведений, какие стереотипные сюжетные элементы можно выделить? Ощущение разочарованности происходящим, отчаяние, победа зла над надеждой, власть сильных, тотальная коррупция, насилие и несправедливость.

Весьма часто протаонист с самого начала является антигероем, т.е. подчёркнуто лишён традиционных героических черт или даже обладает отрицательными чертами, характерными для злодеев. Традиционную мораль ему может заменять некий кодекс поведения крутого парня. А оправданием поступков служит “волчья жизнь” вокруг и то, что определенную грань он все еще не переступил.

Иногда главный герой выступает в начале как положительный (или нейтральный) персонаж, надломленный, но не сломавшийся рыцарь, или просто человек, который не успел еще разочароваться и отчаяться. В процессе часто его идеи, мысли, ценности меняются, вплоть до противоположности – он также может стать антигероем. Если же главный герой до конца стоит на своем, то конец истории для него всегда трагичен, нередко – смертелен.

На нашей игре многие герои в своем прошлом переживали разочарования и предательства, мечта большинства горожан разбита. Это ставит тебя скорее в позицию антигероя, хотя и иные варианты возможны.

В нуаре практически всегда присутствует персонаж-трикстер, который в самый ответственный момент совершает что-то неожиданное и предает главного героя или же ставит его в сложную ситуацию. Часто это образ “роковой любви” – персонажа, который в начале выступает в роли страдающего героя, просящего о помощи и достойного любви, но история развивается, и роковая красотка будет первой на очереди, кто всадит нож в спину герою в своих корыстных интересах. Трикстером может быть и лучший друг персонажа, и т.д. – то есть, в нуаре всегда происходит предательство! Герой всегда сталкивается с обманом, продолжает жить в полном недоверии к миру, подозревая в дальнейшем всех и вся. Его ценности всегда подвергаются испытаниям.

Злодей в нуаре это тот, чьи практические интересы разошлись с интересами героя. Злодей не обладает инфернальными чертами, но он всегда сильный человек, знающий, чего хочет, не стесняющийся в средствах и не знающий жалости.

В нуаре присутствует и внешний мир – это серая масса, которая стеной противостоит благим (или просто личным) ценностям и действиям главного героя. Мир равнодушен, циничен, жесток, несправедлив. Мир часто представляет собой коррумпированных полицейских, судей, жестоких мафиози, сильных мира сего, действующих всегда в своих личных интересах и часто аморально, антиобщественно. Это и журналисты, которые могут действовать так же подло. Это и страховщики, это и просто равнодушная толпа, которая питается сплетнями и трагедиями других. (На игре, не стесняйся побыть для других частью серой массы — уколоть при случае, наплевать на чужие проблемы; отказать, надавить, пройти мимо)

Нуар – это почти всегда лихо закрученный детектив. Это расследование и поиск.  А значит, герой ходит и тщательно собирает информацию, активно общается с другими персонажами, ищет разгадку и пытается докопаться до истины. Часто профессии главных героев – полицейские, детективы, журналисты, писатели или просто разнорабочие, которые много путешествуют в поисках лучшей жизни и оказываются в новых для себя обстоятельствах. Либо наоборот, вскрываются новые подробности прошлого, которые открывают текущие события в новом свете (на игре — через ретроспективы).

Нуар – это драма. Причем драма всегда с трагическим концом. Это расплата главного героя за то, что он когда-то принял решение хоть как-то взаимодействовать с этим несовершенным обществом. Возможно, из благих побуждений, пытаясь что-то изменить или спасти, возможно, поддавшись своей страсти, возможно, желая просто заработать денег. Герой всегда наказан, а систему не победить. Часто это приводит к тому, что герой сходит с ума или теряет моральные ориентиры и становится антигероем. Но в конце герой выносит свои “уроки” и может рассказать об этом окружающим (например, произнести монолог, обличающий систему и несправедливый мир).

Про нуарную стилистику

Нуар – от французского Noir (черный). «Film noir» – «черный фильм». Прежде всего это определенного рода образ подачи главных персонажей. Но и одновременно – описание пространства.

Вот некоторые черты “картинки” нуара. Просто чтобы у тебя было ощущение жанра:

  • Нуар — мир монохрома. Краски – контрастные, черно-белые.

  • Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены высоко контрастны.

  • Преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло.

  • Освещение не выделяет героя среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.

  • «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание от диалога к диалогу.

  • Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр.

  • Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.

Чтобы прочувствовать нуар, рекомендуем тебе посмотреть несколько самых ярких фильмов в этом стиле.

  • Мальтийский сокол — фильм-родоначальник жанра.  Сокол — древняя реликвия, оставленная госпитальерами в подарок Карлу V и с тех пор ставшая неуловимой, хотя ловцов на нее масса, поскольку сделан он из чистого золота да еще с инкрустированными драгоценными камнями. В общем, стоит баснословных денег. И вот по воле милой, но роковой женщины в охоту за соколом включается частный детектив из Сан-Франциско Сэм. И тут же появляется два трупа, а вслед за ними и еще один. В фильме есть практически все от классики – детектив, романтический герой, роковая красотка, расплата, трупы и т.д.

  • Двойная страховка — Классический фильм, поставленный в повествовательной манере «монолога мертвеца». Смертельно раненный страховой агент едет через весь город в свою контору. Там он надиктовывает служебную записку, признаваясь в убийстве и махинации со страховыми полисами. Разумеется, “ищите женщину”. Один из самых ярких образов роковой красавицы в истории кино.

  • Китайский квартал — Джек Николсон исполняет роль частного детектива Джейка Гиттеса из довоенного Лос-Анджелеса. Гиттес принимает предложение загадочной богатой красавицы заняться расследованием обстоятельств тайного романа на стороне её мужа-инженера. Согласившись на это дело, Гиттес не подозревал, что окажется в центре тайных скандалов, беспредела, коррупции и скрытых махинаций, правда о которых всплывёт однажды ночью вместе с телом несчастного инженера… Что смотреть? Стиль! Герой как классический рыцарь. Ошибочный выбор героя и расплата за него.  Классическая коррумпированная и жестокая система.

  • Почтальон звонит дважды – ранняя версия, 40х годов. Смотреть – именно особенности системы – коррупция, равнодушие, двойные стандарты. Расплата для героев, меняющихся в процессе фильма

  • Сансет Бульвар – Прекрасный, но длинный фильм, если осилишь. Внутреннее разрушение героя.

  • Таксист – герой, становящийся антигероем. Общая стилистика нуарного Нью-Йорка.

  • Настоящий детектив – 1 и 2 сезон. Общая атмосфера безысходности, страдающие люди, романтические главные герои, выборы и расплаты

  • Леди из Шанхая – классический детектив, роковая красотка

  • Классика нуара – для самых пытких. Целуй меня насмерть, Печать Зла, Мертв по прибытии.

tales-noir.livejournal.com

Стиль нуар что это такое – 📌 Нуар — это… 🎓 Что такое Нуар?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Пролистать наверх