Sony alpha a7r ii обзор: Обзор системной полнокадровой камеры Sony α7R II, часть 1: знакомство и лабораторные испытания

Содержание

Обзор системной полнокадровой камеры Sony α7R II, часть 2: двухлетний практикум по фотосъемке

Камера, которая потрясла мир

— Именно так, перефразируя Джона Рида, высказалась по поводу Sony α7R II мой добрый друг и талантливый фотограф из Германии Эллен Альтхайнц. Вскоре после анонса этой камеры начался исход фотоэнтузиастов и фотопрофессионалов из стана «зеркальщиков». Многие знакомые мне фотожурналисты перешли в своей работе к Sony α7R II: Дон Смит из Мэнло-Парка (Калифорния, США) и Пол Хайт из Абингдона (Великобритания), более двух десятков лет до этого остававшиеся приверженцами Canon, а также Ив Калин из Марселя (Франция) и Андреас Хофф из Франкфурта-на-Майне (Германия), выбравшие себе в спутники Nikon еще в эпоху аналоговой фотографии.

Sony α7R II с объективом Sony Zeiss Sonnar T* 35mm F2.8 ZA. Модель — Светлана Иващук

Я тоже постепенно ушел от своей предыдущей зеркальной системы, с которой проработал более 15 лет, но это произошло несколько ранее, поскольку в перспективах «полнокадрового беззеркалья» меня убедили еще Sony α7R и Sony α7S. А наша сегодняшняя героиня лишь укрепила в уверенности, что к «зеркалу» я по доброй воле уже не вернусь, и заставила избавиться от лежавших без работы оптики и причиндалов для той самой прежней системы.

Почему α7R II и вообще полнокадровые «беззеркалки» Sony?

Решающими предпосылками для смены системы в моем случае стали следующие:

Размеры и вес. Меня стали тяготить 6-8 кг оптики и причиндалов (не считая штатив), которые приходилось носить на себе во времена использования зеркальных камер.

Nikon D810 с объективом Nikon AF-S Nikkor 14-24mm F2.8D EG, батареей, картой памяти и шейным ремнем = 1879 г Sony α7R II с объективом Sony FE 12-24mm F4 G, батареей, картой памяти и шейным ремнем = 1213 г

В приведенном выше примере комплект оборудования для пейзажной работы оказывается легче почти на 700 г, и выигрыш на стороне Nikon остается лишь в одной дополнительной ступени светосилы. Конечно, если добавить пятикилограммовый штатив, эта разница несколько стирается 🙂

«Видишь то, что получится». Электронный видоискатель отображает не то, что станет совсем темным при сильном диафрагмировании, а то, что «видит» сенсор.

Широкий выбор «несистемной» оптики. Отсутствие зеркала влечет за собой уменьшение рабочего отрезка камеры (расстояния от задней линзы до сенсора (матрицы). Поэтому «все в гости будут к нам» — с «беззеркалками» Sony можно использовать объективы почти для любых других систем, в том числе дальномерных Leica-M и Contax G, которые нельзя установить ни на одну зеркальную камеру.

С объективом Voigtländer Ultra Wide Heliar 12mm F5.6 VM
для байонета Leica-M
С объективом Leica Summarit-M 75mm F2.5
для байонета Leica-M

Плюс полная

поддержка оптики «большой» системы Sony A, для которой выпущено множество объективов с отличным рисунком и неповторимым цветом Minolta (при наличии адаптера Sony LA-EA4). К тому же эта система — единственная, для которой Zeiss делает свои объективы с автофокусом — знаменитую четверку шедевров:

  • Sony Carl Zeiss Distagon T* 24mm f/2.0 ZA SSM
  • Sony Carl Zeiss Planar T* 50mm f/1.4 ZA SSM
  • Sony Carl Zeiss Planar T* 85 mm f/ 1.4 ZA
  • Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm f/1.8 ZA
Объективы для «большой» системы Sony A на беззеркальной Sony α7R II: слева (впереди) — Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm f/1.8 ZA, присоединенный при помощи адаптера LA-EA4, содержащего в себе полупрозрачное зеркало и кольцевой фокусировочный мотор; справа (сзади) — Sigma 50mm F1.4 DG HSM Art, смонтированный при посредстве адаптера LA-EA3 без мотора и зеркала, но с электронным управлением

Поддержка работы на уровне электроники (запись Exif и управление диафрагмой) и автофокуса с оптикой Canon EF и Nikon F (с автофокусными адаптерами Metabones, Techart, Commlite, Sigma).

Помощь при ручной фокусировке в виде фокус-пикинга (выделения цветом зон в области резкости) и увеличение масштаба изображения для точного наведения на резкость.

Не могу не сказать, что по-настоящему Sony α7R II раскрывает себя даже не с «родными» объективами Sony FE (хотя почти все они очень удачные), а именно с «несистемными» оптическими инструментами.

С объективом Carl Zeiss С Sonnar 50mm F1.5 ZM (для Leica-M) С объективом Voigtländer Nokton 50mm F1.1 VM (для Leica-M) С объективом Canon FD 50mm F1.2L

Общие впечатления

Появления Sony α7R II я ждал с нетерпением и довольно долго. Анонс камеры состоялся 10 июня 2015 года, но в продаже у официальных дилеров она довольно долго не появлялась. 8 сентября я был по делам в Минске, поздним вечером на мой мобильный поступил звонок из Москвы от сотрудника интернет-магазина. Он сообщил, что мне готовы привезти Sony α7R II. Вернувшись через день домой, я 10 сентября уже вскрывал ее упаковку. Так началась более чем двухлетняя история этой камеры в моей фотобиографии.

В комплекте поставки обнаружились: камера с крышкой на байонет, объемистое из-за обилия языковых версий руководство по эксплуатации, шейный ремень, источник питания для зарядки батареи внутри камеры (привычный для системы Sony E) и кабель Micro-USB. Очевидно, стремясь подчеркнуть класс новой камеры, возросший до профессионального, производитель кладет в коробку не одну батарею, а две и добавляет второе (автономное) зарядное устройство с набором вилок для электрических розеток разных стран мира.

Камера в руках
С Sony Zeiss Sonnar T* 35mm F2.8 ZA, выпущенным в первых рядах оптики для Sony α7R вскоре после ее анонса. Он и поныне остается одним из самых компактных автофокусных объективов для камер 7-й серии. С неавтофокусным Voigtländer Nokton Classic 40mm f1.4 VM (байонет Leica M) и «безымянным» китайским геликоидным адаптером, позволяющим уменьшить минимальную дистанцию фокусировки, значительную у объективов Leica-M.

Камера — столь же незаменимый и так же горячо любимый инструмент для фотографа, как скрипка — для музыканта, и между ними много общего; с той разницей, что музыкальный инструмент воспроизводит, а фотографический — воспринимает. К тому же в камере любые технические новшества задают тон игре и «звучат» намного громче. Нужно сказать, что в моем отношении к фотографии всегда было что-то от мира высокой гармонии, и я всерьез воображал, будто это немая музыка небесных сфер, а мое занятие — что-то вроде беззвучного соло на любимом инструменте. Удобство в обращении с Sony α7R II несказанно улучшилось. В моей руке эта камера лежит примерно так же, как скрипка на плече влюбленного в нее музыканта. Видоискатель стал заметно больше, а наглазник окуляра — намного комфортнее. Правый мизинец свисает так же, не находя опоры, как и у других полнокадровых «беззеркалок» Sony.

Кнопка включения камеры перебралась на правильное место. Теперь она располагается на ручке, в передний край которой врезали колесо управления. Переключатель выбора режимов оснастили фиксатором, без нажатия на который колесо теперь не повернешь, и правильно сделали. Правда, я и раньше ни разу случайно не сдвинул его в другое положение, но мало ли что бывает… В общем, с точки зрения пользователя традиционных зеркальных систем, Sony α7R II приобрела более привычную эргономику.

Отсек для карты памяти расположен там же, где и раньше. Случается, что он самопроизвольно открывается, когда я перехватываю камеру пальцами рабочей (правой) руки. Хорошо, что при этом камера не включает тревогу и не прекращает снимать. Возможность использовать вторую флеш-карту, как это принято в профессиональных камерах других систем, не добавили, зато — не очень понятно зачем — изменили положение SD-карты в корпусе: у «старших сестер» она устанавливалась в слот спереди назад, а теперь — справа налево. На мой взгляд, от этого ничего не изменилось, а вот выработанному ранее автоматизму вредит.

Замок крышки батарейного отсека теперь ориентирован иначе и требует большего усилия для открытия. Это я приветствую, потому что часто задеваю замок пальцами; раньше от этого крышка сразу открывалась, а теперь — нет.

На беду свою, старая «хворь» беззеркальной системы Sony прогрессирует — я имею в виду неадекватность батареи потребностям камер. Sony α7R II стала расходовать энергию еще быстрее, чем ее предшественница; при включенном дисплее процент заряда снижается буквально на глазах.

Уже через несколько месяцев работы меня перестал устраивать «фирменный» наглазник: если солнце светит справа или справа-сверху, он не спасает, и я начинаю испытывать серьезные неудобства при визировании. Но довольно быстро на eBay и в магазине Amazon появились отличные резиновые наглазники сторонних производителей.

Резиновый наглазник DJJ сделан удачно.
(На Sony α7R II c Mitakon Speedmaster Pro II 50mm F0.95.)

Особенности съемки

Высокие ISO

До появления Sony α7R II в мире была только одна камера с хорошей переносимостью высоких ISO — опять-таки «беззеркалка» и опять-таки Sony, модель α7S. Но вторая модель в линейке α7R оказалась способной на многое. Покажу здесь и сейчас, сразу.

Снимок, представленный ниже, сделан сентябрьской ночью, в глухом предрассветном мраке (около 4:40 утра) в каменистой пустыне Мохаве, на территории предприятия по разработке полезных ископаемых Сирлс Валли Минералз (Searles Valley Minerals) в городке Trona (округ Сан-Бернардино, Калифорния, США).

Sony α7R II с объективом Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 ZA при f/1,8; 1/60 c; ISO 2500

Этим фото я даю понять, что сюжет снят, во-первых, с рук, без штатива, во-вторых, при достаточно высоком значении эквивалентной светочувствительности, и в-третьих, на максимальном раскрытии диафрагмы (разумеется, это уже не камера, а объектив). Результат — а это можно видеть при рассматривании фото в масштабе 1:1 — доказывает, что даже в том случае, когда ситуация исключает использование штатива, не стоит, сожалея, убирать камеру в сумку — лучше сделайте снимок, и он вполне может удовлетворить по качеству.

Кстати, приведу пример панорамы, снятой там же и тогда же. Нет, это не внутрикамерная работа — при таковой файлы RAW (ARW) не сохраняются, остается лишь результирующий JPEG (а я люблю, когда RAW остаются). В тот раз я сделал с рук четыре горизонтальных кадра, а потом, уже по возвращении, «сшил» их с использованием Kolor Autopano Giga 4.4.

Объектив Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 ZA при f/1,8; 1/60 c; ISO 2500. Панорама из четырех горизонтальных кадров

Теперь проверим возможности Sony α7R II при съемке другого сюжета, при более высоком ISO. Это интерьер площадки ArtiHall в Москве. Я использовал здесь внутрикамерный «шумодав» при средних показателях его нагрузки.

С объективом Voigtländer Ultra Wide Heliar 12mm F5.6 VM при f/5,6; 1/30 c; ISO 6400

Как хотите, но даже в масштабе 1:1 я не могу различить шумовых артефактов. Конечно, можно посетовать на то, что детализация несколько снижена, но в этой сцене мелкие детали не составляют сути (важны крупные пятна света), поэтому с такими недостатками легко мириться.

А вот еще один пример, совсем свежий. Это парадная лестница ресторана High Light в Нью-Йорке, снятая с рук 24 октября 2017 г. на максимуме разрешенного ISO (этот запрет выставляется в меню).

С объективом Sony FE 12-24mm F4 G при 12 мм; f/4; 1/30 с; ISO 12800 (экспокоррекция при съемке +2 EV)

Шум, конечно, заметен, но только при разглядывании в масштабе 1:1 и там, где его наличие ничего не решает. К тому же сама структура «шумовых эффектов» благоприятствует сюжету, поскольку артефакты в своем подавляющем большинстве монохромные и достаточно мягкие, не контрастные, без четкой очерченности их границ и потому не создающие негативного впечатления.

А вот, пожалуй, самый «нельстивый» для камеры пример — в том смысле, что «шумовые эффекты» здесь неприкрытые. Это угол 9-й авеню и 13-й улицы в Нью-Йорке в 4 часа утра местного времени. Снято через оконное стекло гостиничного номера на 10-м этаже. Я специально не использовал штатив, чтобы проиллюстрировать возможность съемки и таких сюжетов с рук. Баланс белого откорректирован при постобработке «по вкусу».

С объективом Sony FE 12-24mm F4 G при 12 мм; f/4; 1/15 с; ISO 12800

Артефакты зашумленности хорошо заметны, особенно на ночном небе. Но давайте всё же помнить, что это ISO 12800. Будем снисходительны: много ли камер могут похвастать таким результатом при столь высоком значении эквивалентной светочувствительности?

Теперь о том, какие возможности предлагает нам сенсор Sony α7R II при обработке фотографий. Я имею в виду возможность корректировать экспозицию, ослаблять света и выявлять детали в тенях. Снимок ниже сделан со штатива в древней пещерной церкви подземного города Ачик-Сарай (Гюзельюрт, Каппадокия, Центральная Анатолия) объективом Voigtländer Hyper Wide Heliar 10mm F5.6 VE при f/11; 1/5 с; ISO 100. Умышленно допущена недодержка −2 EV, чтобы не потерять детали в ярких светах. В ходе постобработки в Adobe Camera RAW использован профиль объектива и введена коррекция экспозиции, ослабление светов и просветление теней.

Исходный снимок без коррекции Коррекция: экспозиция +5 EV; света −80; тени +50; белые +15; затемнение +50

В ходе «проявки» я увеличил экспозицию на целых пять ступеней. И что же? Конечно, шумы возросли, но их уровень остается вполне терпимым, и большинство шумовых артефактов — монохромные, цветных единицы. При таком подходе мне удалось «законсервировать» детали в светах, которые неизбежно были бы уничтожены при установке правильной экспозиции, а тем более при передержке в +2 EV, которую полагалось ввести по классическим правилам фотографии — вот соответствующая иллюстрация. Снято тем же, там же и тогда же при f/11; 30 c; ISO 100 (передержка +2 EV). Предпринята попытка извлечь детали в зоне пересвета путем ослабления светов.

Исходный снимок без коррекции Коррекция: света −80

Детали в зоне пересвета отсутствуют, взять их неоткуда. Выходит, что я был прав, не используя экспокоррекцию и понадеявшись на возможности постобработки.

Конечно, есть еще спасительный вариант HDR (High Dynamic Range, то есть широкий динамический диапазон). Чтобы выровнять контраст сцены и выявить детали как в светах, так и в тенях, нужно сделать несколько кадров с изменением экспозиции в сторону уменьшения и увеличения, например +2 EV, +1 EV, 0 EV (нормальная экспозиция), −1 EV, −2 EV, а затем «сшить» их в специальной программе. Однако в динамичных сюжетах это начисто исключается: все, что движется, успевает переместиться, и мы получаем малопривлекательную картинку с «тенями» и «призраками» в разных местах кадра, контуры которых смазаны, двоятся и троятся и т. д. Поэтому возможности коррекции фото при постобработке не имеют альтернативы, а мы убедились в том, что эти возможности очень широки.

Для полноты картины я все же приведу пример HDR, благо сюжет для того и снимался. Итак, 5 кадров, сделанных со штатива при f/11, но разных значениях выдержки, и результирующий вариант в виде их склейки в приложении Photomatix 6.0.1, которое я предпочитаю использовать в большинстве подобных ситуаций.

По мотивам исследования возможностей работы на высоких ISO я позволю себе заключить следующее:

  1. Переносимость высоких значений светочувствительности у Sony α7R II просто небывалая. ISO вплоть до 3200 практически не оказывает негативного влияния на картинку. Во многих случаях можно использовать ISO 6400, а в отдельных ситуациях — даже ISO 12800.
  2. В ходе постобработки можно без особых ограничений увеличивать экспозицию на +4/+5 EV, причем увеличение шума при этом будет меньше, чем вызванное подъемом ISO на соответствующее число ступеней при съемке.
Цветность и баланс белого

Цветопередача у Sony α7R II значительно улучшилась по сравнению с предшественницей. Ниже друг рядом с другом стоят два фото, снятых последовательно при помощи Sony α7R и Sony α7R II с объективом Sony FE 28mm F2 при максимальном раскрытии; 1/45 c; ISO 3200.

Sony α7R Sony α7R II

На снимках видно, что предшественница нашей героини прямо-таки пасует перед действительностью со своим балансом белого и даже не пытается довести его до сколько-нибудь приемлемого состояния. А вот автоматика Sony α7R II прекрасно оценила, что именно должно быть белым в кадре, и постаралась на славу. Замечу, что дальнейшее «вытравливание» желтизны неизбежно привело бы к появлению синей окраски на белых досках забора и фонарях.

Автоматический баланс белого ведет себя очень достойно в большинстве съемочных ситуаций, поэтому потребность менять что-либо вручную возникает чаще по соображениям вкуса фотографа, чем по реальной необходимости. Вот три сцены, снятые при совершенно разных условиях освещения.

Купол храма Спаса на Крови. Санкт-Петербург. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16-35mm F4 ZA OSS при 16 мм; F4; 1/15 c; ISO 400 Площадь Армии ночью. Куско, Перу. Voigtländer Ultron 21mm F1.8 VM (для Leica-M, с адаптером) при F4; 1/20 c; ISO 800 У Адмиралтейской набережной. Санкт-Петербург. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16-35mm F4 ZA OSS при 21 мм; F4; 1/15 c; ISO 160

Как видим, автоматика выставляет цветность достаточно правильно. Можно, конечно, придраться к некоторому «подтягиванию» синих тонов, но это необходимость, поскольку во всех трех сюжетах преобладает желтизна искусственного освещения.

Кстати, ночные снимки, закаты и рассветы удаются сенсору практически безупречно. Вот три примера работы автоматики в этих сложных условиях.

Москва-Сити. Вид с набережной Тараса Шевченко. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16-35mm F4 ZA OSS при 16 мм; F8; 8 c; ISO 100 (экспокоррекция +1 EV) Ночная прогулка на теплоходике по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Фонтанка. Voigtländer Nokton 50mm F1.1 при F1,1; 1/60 c; ISO 2500 Рассвет над горами Манти — Ла Саль. Моав, Юта, США. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16-35mm F4 ZA OSS при 19 мм; F5,6; 1/200 c; ISO 100

Конечно, можно без конца к чему-нибудь придираться: тут много синевы, здесь появилась зелень и т. д. Но я хочу показать, что в большинстве случаев результаты приемлемые, достаточно выверенные, а коль скоро захочется что-то изменить — так на то и существует постобработка.

На практике очень важно и то, как автомат работает с цветностью кожи и вообще управляется с портретами. Приведу три фото, сделанных в разных условиях освещения.

Светодиодная лампа белого света. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/60 c; ISO 800 Газоразрядная лампа белого света. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/30 c; ISO 500 Рассеянный дневной свет из окон. Sony FE 70-300mmm F4.5-5.6 G OSS при F5,6; 1/30 c; ISO 1600

Я бы немного подправил цветность вслед за автоматом лишь в третьем случае (правое фото). Как ни странно, это должна была быть самая несложная ситуация (дневной свет), но здесь откуда-то взялись зеленоватые тона (вероятно, автоматика хотела пригасить лиловые оттенки).

Контраст, тональность и цвета

В таких тонкостях, как контраст, «пластика», тональные градиенты, цветовые вариации и прочее в том же духе нет ни четких критериев оценки, ни количественных показателей «удачности» воспроизведения. Здесь все измеряется только ощущениями: нравится — не нравится. Поэтому прошу меня извинить, что я говорю «нравится» и просто показываю примеры.

Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/250 c; ISO 100 Sony Carl Zeiss Planar T* 85mm F1.4 ZA при F1,7; 1/160 c; ISO 100 Voigtländer Heliar Classic 75mm F1.8 при F2; 1/750 c; ISO 100

А пейзажная работа — это то, для чего, собственно, и создавалась камера с таким разрешением сенсора.

Каньон в каньоне. Моав, Юта, США. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F2,8; 1/3000 c; ISO 100 Священная долина инков. Писак, Перу. Sony Zeiss Vario-Tessar T* 16-35mm F4 ZA OSS при 30 мм; F5,6; 1/125 c; ISO 100 Долина Замков. Ла-Саль, Юта, США. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F2; 1/4000 c; ISO 100

Впрочем, фотосъемка животных — тоже очень достойное занятие для Sony α7R II. И справляется она с этим достаточно хорошо.

Лемур. Монастырский зоопарк. Бангкок, Таиланд. Sony Carl Zeiss Sonnar T* 135mm F1.8 ZA при F1,8; 1/125 c; ISO 640 Морские котики. Острова Байестас. Паракас, Перу. Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS при F6,3; 1/125 c; ISO 100 Верблюд. Петра, Ма’ан, Иордания. Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/250 c; ISO 100

В заключение по поводу градаций и прочего хочется заметить, что работа камеры с цветом очень аккуратная. Совсем недавно некоторые задачи в цифровых камерах решались скверно: моноцвет (чаще всего синий) «переливался» через заполняемые им площади и окрашивал соседние регионы, в которых надлежало быть другим цветам. Бороться с этим было крайне сложно, и единственным действенным методом оставалась прямая правка картинки вручную. У Sony α7R II тут все на высоте.

Sigma 35mm F1.4 DG HSM Art с адаптером LA-EA3; F1,4; 1/60 c; ISO 1600 Sony Zeiss Sonnar T* 55mm F1.8 при F1,8; 1/45 c; ISO 100 Sigma 35mm F1.4 DG HSM Art с адаптером LA-EA3; F1,4; 1/30 c; ISO 400

Моноцвета стоят по своим местам и никуда не дрейфуют. Получив «заряд бодрости и оптимизма», перейдем теперь к некоторым спорным моментам нашей героини.

Автоматическая экспонометрия

Если ситуация типичная и несложная, то экспонометр работает безукоризненно. Но иногда случаются сюрпризы: какой режим экспозамера ни выбирай, камера допускает недодержку от ½ EV до 1½ EV. Это связано, очевидно, с тем, что автоматика пытается сберечь света от «выбивания» и законсервировать детали изображения, которые можно было бы извлечь оттуда. Вот примеры снимков форта «Император Александр I», он же Чумный (Кронштадт):

Правильно с точки зрения автомата. Получилась недодержка в одну ступень Правильно с моей точки зрения. При съемке ввел экспокоррекцию +1 EV

Вот еще, тоже при достаточно высоком контрасте сцены. Это сквер у гостиницы «Radisson Украина».

Правильно с точки зрения автомата. Получилась недодержка в одну ступень Правильно с моей точки зрения. При съемке ввел экспокоррекцию +1 EV

На самом деле, я привел эти примеры не для того, чтобы бросить тень на компетентность камеры, а скорее для того, чтобы дать понять, что камера предпочитает беречь света (и правильно делает, кстати). И к тому же, зачем нам нужны руки и голова, если все на свете доверять автоматике?

Автофокус

Работа системы автоматической фокусировки (АФ) вызывала большое количество нареканий у предшественницы нашей героини, то есть у Sony α7R. Во втором поколении АФ стал намного увереннее, четче и заметно быстрее, особенно с «родной» оптикой. Однако полностью удовлетвориться качеством его работы все-таки не удается. Ниже я поместил серию из четырех кадров, снятых в режиме следящего автофокуса по широкой центральной зоне. Это была попытка запечатлеть работу замечательного актера Дмитрия Гусева в студии во время киносъемки.

Все кадры сделаны при помощи объектива Zeiss Batis 85mm F1.8 (он оснащен встроенным оптическим стабилизатором изображения) при максимальном раскрытии, выдержке 1/200 с, ISO 100. В этой серии приемлемым можно считать лишь последний, четвертый снимок (справа внизу). На остальных определяется заметный «недолет» автофокуса.

На практике это означает, что доверять следящей системе можно лишь с серьезными оговорками. Поэтому я в подавляющем большинстве ситуаций использую не непрерывную АФ, а однократную, с раздельным наведением на объект перед каждым спуском затвора. В таком режиме результаты намного стабильнее. Вот как это было использовано при съемке пеликанов на островах Байестас в национальном заповеднике округа Паракас, Перу, в апреле 2016 г. (везде ISO 100).

Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS при 195 мм; F6,3; 1/1250 c Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS при 195 мм; F6,3; 1/1250 c
Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS при 135 мм; F6,3; 1/1600 c Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS при 135 мм; F6,3; 1/1250 c

Я использовал компактный, легкий и недорогой объектив Sony E 55-210mm F4.5-6.3 OSS (с оптической стабилизацией), который предназначается для линейки Sony NEX и более поздних моделей с сенсорами APS-C (α5xxx и α6xxx). Многие любители весьма нелестно его характеризуют из-за невысокой, по их мнению, резкости, малоприятного рендеринга цвета и пр. Меня же в походной ситуации он вполне устраивал. Интервал между отдельными кадрами составил 1,5-2 с — примерно столько уходило на перекомпоновку кадра с вращением кольца трансфокатора и перефокусировку в однокадровом режиме. Я ничего не удалял и не добавлял в этой серии. На мой взгляд, АФ отработал выше всяких похвал. Однако это, что называется, «поддавки», так как дистанция фокусировки огромная (практически бесконечность). А что происходит на расстоянии в несколько метров?

Покажу серию портретов венценосного журавля, сделанных в океанариуме «Крокус-Сити» (Мякинино, Москва) в феврале 2017 г. при помощи объектива Sony FE 70-300mm F4.5-5.6 G OSS при минимальном изменении фокусного расстояния (от 270 до 300 мм), с максимальным раскрытием на этих фокусных (F5,6) и выдержках от 1/100 до 1/125 с. Фокусировка производилась по левому глазу птицы. Дабы не загромождать и без того сложную структуру материала, я не стану приводить подписи к каждому из снимков. Интересующиеся подробностями могут найти их в данных Exif, которые полностью сохранены.

Чтобы не переливать из пустого в порожнее, позволю себе сразу представить счет: восемь резких снимков против четырех нерезких. Это означает успех в ⅔ случаев, или (округленно) 67%.

Разумеется, в такой доле «выхода годных» при однокадровой фокусировке виновата не только (и быть может, не столько) система АФ, но и время моей собственной реакции, а также скорость ответа привода объектива, поэтому валить все на автоматику просто стыдно. Практический вывод, сделанный чуть выше, подтверждается: нужно не лениться делать дубли и резервировать побольше кадров.

Выявленные недостатки отнюдь не закрывают Sony α7R II дорогу в репортажную фотографию, и доказательством тому может быть моя собственная практика (я уже два года снимаю при помощи этой камеры репортажи), но процент брака АФ, особенно в следящем режиме, значителен, и это следует учитывать при работе: в тех случаях, когда за традиционную «зеркалку» можно не волноваться, нашу подопечную следует подстраховать от неудачи, причем не на один-два кадра, а на четыре-пять, а то и больше.

Видео

Камера снимает клипы в стандарте 4K с записью логов. Качество картинки высокое и вполне может использоваться даже в профессиональной работе. Стабилизация изображения работает неплохо, но при существенной тряске, например в автомобиле, сильно не выручает. Вот примеры видео, снятых на дорогах Нью-Йорка:

Ниже сюжеты с большими перепадами яркостей. Снято у затонувшего города Кекова (Турция). Плавание на кораблике, капитан Мустафа:

Рассвет над Древней Коммагеной. Гора Немрут. Адыяман, Турция:

Итог

Sony α7R II отличается высочайшим качеством изображения с прекрасной передачей больших перепадов яркости, мелких деталей в светах и тенях, тонких нюансов светотени и цвета. При этом камера хорошо переносит высокие значения эквивалентной светочувствительности, и «рабочим» можно считать ISO 6400.

Автоматический баланс белого прекрасно справляется со своими задачами в большинстве типичных случаев и даже в условиях сложного смешанного освещения.

Автоматическая экспонометрия часто допускает недодержку, но это превентивная мера, призванная избежать пересветов и сохранить детали в зонах высокой яркости. Тем не менее, подразумевается, что фотограф станет регулярно использовать экспокоррекцию снимаемой сцены при помощи ручных установок.

Автоматическая фокусировка в следящем режиме работает недостаточно уверенно, и для получения стабильного результата следует больше полагаться на однокадровую, при которой «выход годных» составляет не менее ⅔, но все же заставляет позаботиться о резервировании кадров в виде дополнительных дублей.

Потенциал камеры по-настоящему раскрывают не только «родная» оптика Sony FE, но и близкородственные автофокусные объективы Zeiss и Minolta AF для Sony A/Minolta и «приемыши» из стана других систем, в том числе дальномерных Leica-M и Contax G/G2.

Когда этот материал уже готовился к публикации, производитель анонсировал камеру следующего, третьего поколения — Sony α7R III.

Судя по предварительно полученным сведениям, новинка оснащена тем же самым сенсором, что и Sony α7R II, поэтому все сказанное мною по поводу качества изображения Sony α7R II в полной мере применимо и к ней. Что же касается нововведений — скорострельность 10 кадров/с, улучшенный, более быстрый автофокус и усовершенствованная система внутрикамерной стабилизации изображения, а также новые батареи с повышенным ресурсом — я это всячески приветствую, буду рад оценить в практической работе и поделиться своими впечатлениями с читателями, если, конечно, удастся заняться этим вплотную.

Авторский альбом фотографий, снятых за два года с помощью камеры Sony α7R II, можно посмотреть здесь: Sony α7R II (ILCE-7RM2)

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор фотокамеры Sony α7R II:

Наш видеообзор фотокамеры Sony α7R II можно также посмотреть на iXBT.Video

Обзор Sony A7R II | [ПРО]ФОТО

Содержание страницы

Sony A7R II является 42 мегапиксельной полнокадровой беззеркальной камерой со встроеным в матрицу пятиосевым стабилизатором изображения. В камере установлен первый и пока единственный в мире 35-мм BSI CMOS сенсор. Вкупе с гибридной системой фокусировки и съемкой видео в 4К, камера является довольно мощным инструментом в руках фотографа. Этот аппарат — пятый в линейке полнокадровых камер Sony а7, и второй с индексом R (высокое разрешение).

Фотокамера относится к беззеркальным камерам с байонетом Sony E-mount, в которую входят цифровые камеры Sony зеркального и беззеркального сегмента с 2010 года. На беззеркальные камеры можно установить старую оптику практически любого типа резьбы\байонета через соответствующий переходник. Читать статью о переходниках.

Основные характеристики

Основными характеристиками Sony A7R II являются

  • 42MP полнокадровый сенсор BSI CMOS
  • 399+25 точек гибридного автофокуса (25 точек определения контраста)
  • 5-осевая стабилизация изображения
  • Съемка видео в 4К
  • Система профилей, включающая как стандартную Rec-709, так и S-log2 гамма-кривые
  • Корпус из магниевого сплава
  • OLED-видоискатель с увеличением 0,7х и 2.36 миллионов пикселей
  • Высокая скорость автофокусировки с любыми объективами
  • Серийная съемка 5 кадров в секунду
  • Влагонепроницаемый корпус
  • Электронный затвор и беззвучная съемка
  • Отсутствие фильтра нижних частот
  • Четырехкратный цифровой зум
  • Дистанционное управление
  • 10 настраиваемых кнопок управления
  • Настраиваемое Auto ISO

Все это содружество находится под управлением процессора Bionz X.

Описание и применение

Внешность Sony A7R II очень похожа на модель A7 II, не смотря на увеличенные габариты и вес. Увеличение веса камере сыграло на пользу, и она в руках ощущается не такой игрушечной. На верхней панели располагаются диски селектора, в которые с ходу бывает сложно попасть. Одним диском переключаются режимы работы (оснащен блокировкой), другим — вводится экспокоррекция. Третий находится на уровне ниже, и по большому счету располагается на задней панели. А четвертый… на передней стороне рукояти. Эти диски многофункциональны (никонисты, вероятно, оценят).

Кнопка спуска затвора Sony A7R II имеет плавный ход, и располагается на передней части рукояти, под углом. На тыльной стороне расположена многофункциональная панель, трехдюймовый откидной IPS ЖК-экран, переключатель автофокуса и блокировки экспозиции. Некторые кнопки (10) перепрограммируются через меню, причем возможностей — вагон и маленькая тележка. Разъем карты памяти спрятан на правой стороне, под откидывающейся крышкой. Поддерживаются карты как Memory Stick, так и SD. Разрешение OLED-видоискателя порядка 2,36 миллионов точек с увеличением 0,78. Покрытие кадра стопроцентное.

Сенсор Sony A7R II (далее)

В Sony A7R II установлен BSI CMOS сенсор (технология матриц с тыловой подсветкой, применявшаяся ранее в мобильной технике). Технология позволяет размещать светочувствительный слой ближе к поверхности, а также обеспечивает лучшую чувствительность благодаря медной подложке. Матрица обладает разрешением 42 мегапикселя, что на фоне Canon 5DS (R) выглядит, конечно менее впечатляюще.

Однако, учитывая то, что верхний потолок сенсора сони порядка 102400, разница в количестве мегапикселей матрицы, нивелируется качеством самой картинки. Короче говоря, Canon отдыхает. Да и если честно, то сорок два мегапикселя это очень много, — не каждый будет использовать матрицу на полную. Отличное качество детализации по достоинству оценят пейзажисты, а также любители кропнуть готовое изображение.

В добавок, 42 мегапикселя сможет покрыть не каждая оптика. Отлично справляться с задачей будут объективы Sony FE. Их уже на рынке немало. У Canon 5DS (R), например, с этим не так все просто. Система стабилизации матрицы механическая, пятиосевая. Стабилизатор в тушке — весьма неплохо, — можно использовать неродные объективы. Впервые технология была применена в Sony A7.

Выигрыш экспозиции на практике с таким стабилизатором — две-три ступени (2,3-2,7 EV). Очень неплохо для полнокадровой матрицы. Ресурс электронно-механического затвора — порядка 250000 срабатываний, если работа ведется чисто в режиме механического затвора. Система фокусировки использует 399 точек определения фазы, и 24 точки определения контраста. Автофокус цепкий, даже в режиме слежения за объектом.

Скорость серийной съемки Sony A7R II — 5 RAW, JPEG — бесконечно. Чувствительность матрицы варьируется в пределах от ISO 100 до 102400 (расширенное), причем, на максимальном значении, шумов даже меньше, чем у 5D Mark II на ISO 3200. Шумы Sony A7R II проявляются еще на ISO3200, но не влияют на качество картинки кардинальным образом вплоть до 51200. Емкость аккумулятора небольшая, 290-320 кадров. Компенсируется это приятной мелочью — возможностью работы от ноутбука\блока питания. При чем, включенная камера не расходует и не заряжает батарею, а использует внешнее питание. Зарядка АКБ производится при отключенной камере. Давняя фишка Sony.

Видеосъемка Sony A7R II поддерживает режимы 4K UHD, как полноразмерного, так и кропнутого формата (APS-C). Причем, дискретизация немного избыточна даже для кропнутого режима, что должно по умолчанию давать отличное качество изображения. Для видеографов в камере предусмотрено все — и разъем наушников\микрофона, и профили записи, и помощники фокусировки (зебра, focus-peaking), мониторинг фокуса и экспозиции на лету, сохранение временного кода.

Да, все это есть уже изначально, без танцев с бубном (например, в Canon большая часть программных функций приобретается отдельной прошивкой). Формат съемки видео — Sony XAVC S (поддерживается также AVCHD, MP4). XAVC S 4K позволяет вести съемку с частотой в 24 или 30 кадров, 100 или 60 мегабит\с. В HD можно снимать 1080p 60, 30 или 24 кадра\с, а в 720p даже со скоростью 120 кадров в секунду (КАРЛ!). Для съемки в 4K требуется карта класса UHS.

Вместо эпилога

Для Sony приоритетным бизнесом является изготовление матриц. Скорее всего, подобные матрицы мы сможем увидеть и на других аппаратах (Nikon). Не смотря на это, аппарат неплохой, и до конца 15-середины 16 года будет оригинальным в своем роде. Sony A7R II подойдет как для съемки видео, так и для фотографов с высокими требованиями планки качества. Отличные возможности при съемке спортивных мероприятий, высокая светочувствительность и большой парк объективов Sony FE (Carl Zeiss) не позволит скучать без дела.

Переходники для фотоаппаратов и объективов

Комментарии можно оставлять без регистрации и смс

Навигация по записям

Обзор и характеристики Sony Alpha A7R

Обзор Sony Alpha A7R


Выпущен 13 февраля 2014, Sony Alpha A7R имеет 36 Мпикс, относится к беззеркальным фотоаппаратам с Full frame (35.9 x 24 мм) CMOS сенсором.

Sony Alpha A7R заменил Sony A7R II. По ссылке ниже есть сравнительный обзор Alpha A7R с Sony A7R II: