Брассай фотограф: «Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него» — Российское фото

«Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него» — Российское фото

Брассай:
«Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него»

15 января 2015
Фото:Брассай (Дьюла Халаш)

«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата — когда он поймет в чем его истинное призвание — намного важнее первой», — эта потрясающая фраза принадлежит венгерскому и французскому фотографу, одному из основоположников жанра уличной фотографии, скульптору и художнику Брассаю. О нем мы сегодня и поговорим.


Настоящее имя фотографа (1899-1984) — Дьюла Халаш. Псевдоним «Брассай» обязан имени трансильванского города Брассо, в котором и родился знаменитый фотограф.

С самой юности жизнь Брассая была связана с изобразительным искусством: в 1920-х годов он изучал искусство в Берлине, а в 1924 перебрался в Париж, бывший в то время центром культуры.

Здесь он познакомился с Генри Миллером, Жаком Превером, Леоном-Полем Фаргом.

Можно сказать, что в фотографию Брассай пришел случайно.

Художественная деятельность не обеспечивала его необходимым доходом, и, взяв подработку в качестве журналиста, он занялся подготовкой репортажей для газет.

Его материалы были посвящены самым разным событиям: от спортивных состязаний до художественных выставок. Для одного из репортажей ему понадобились фотографии, и по совету своего земляка Андре Кертеса Брассай берет в руки фотокамеру. Примечательно, что в то время Брассай не считал фотографию видом искусства.

Но как только Брассай сделал свой первый снимок… его мнение о фотографии кардинально изменилось. Недолго думая, он начинает экспериментировать. Снимает Париж туманными ночами при свете фонарей и автомобильных фар. Брассай стал первым фотографом, попробовавшим ночную съемку.

Париж Брассая — это совершенно иной, непривычный в искусстве образ. Это бедные кварталы, которые населяют одинокие бродяги, завсегдатаи дешевых баров и женщины легкого поведения. Тем не менее, герои Брассая — искренние и красивые люди.

Относясь к каждому своему герою с неподдельным уважением, Брассай говорил: «Цель искусства — возвысить людей до такого уровня, до которого они бы не смогли дойти другим путем».

В 1933 году в свет вышла книга Брассая «Ночной Париж», которая снискала невероятную популярность и принесла славу автору. Мастерское использование скудного ночного городского освещения навсегда покорило сердца зрителей.

Помимо уличной фотографии, Брассай занимался портретной съемкой. В его портфолио мы видим портреты многих знаменитостей: Пикассо, Дали, Матисса, Альберто Джакометти, Анри Мишо, Жан Жене и др. С 1932 года Брассай часто снимал произведения Пикассо, создав фотолетопись его творчества. Говорят, Пикассо видел в Брассае исключительно художника и считал, что в его лице мир потерял великого портретиста.

Он всегда снимал только то, что было интересно ему самому. «Если объект съемки не притягивает вас, не вызывает у вас особых чувств, вы можете сделать прекрасную «картинку», но только не «фотографию», — еще одна его крылатая фраза.

В годы Второй мировой войны Брассай выпустил несколько альбомов. После войны он путешествовал как сотрудник журнала «Harpers Bazaar». Издал книги прозы «История Марии» (1949), «Слова, повисшие в воздухе» (1977), альбомы и мемуарные книги «Скульптуры Пикассо» (1948), «Праздник в Севилье» (1954), «Граффити Брассая» (1961), «Разговоры с Пикассо» (1964), «Неизвестный Париж 1930-х» (1976), «Генри Миллер» (1975), «Художники моей жизни» (1982), монографию о воздействии фотоискусства на творчество Пруста (изд.

 1997).

«Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него. Только плохой фотограф реализует один шанс из ста, тогда как хороший использует все», — говорил Брассай, добиваясь успеха и в фотографии, и в изобразительном искусстве в целом.

В 1974 году Брассаю было присуждено звание кавалера Ордена искусств и литературы, в 1976 году — Ордена Почётного легиона. В 1978 году он стал обладателем Большой национальной премии по фотографии.

До сих пор в крупнейших галереях мира организуются ретроспективные выставки Брассая. И до сих пор его мудрая фраза: «Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы — а это самое важное» вдохновляет начинающих авторов, заставляя их искать свой собственный уникальный стиль.

Брассаи — легенда фотодокументалистики ХХ века

Франко-венгерский фотограф и художник Брассаи (©Brassaï) — один из ярчайших представителей «городской» фотодокументалистики, оказавший огромное влияние на репортажную съемку ХХ века. Родившийся на юго-востоке Трансильвании Дьюла Халас (так фотографа звали на самом деле) одним из первых обратился к теме ночной жизни в мегаполисе. Он искусно использовал уличные фонари, освещенные окна кафе и автомобильные фары, как источники драматичных фотоэффектов.

Несмотря на богатый и разнообразный архив, в котором были портреты всемирно известных художников, писателей и знаменитостей, автор прославился, прежде всего, фотографиями, сделанными в переулках и на площадях Парижа. Там Брассаи снимал «изнанку» жизни — бездомных клошаров, уличных гадалок и карманников, работниц борделей и завсегдатаев бистро с неизменной рюмкой в руке. Показывая жизнь «городского дна», он подавал снимки не как назидание, а как несколько романтизированный застывший образ, воплощавший истинные эмоции и наводивший на размышления.

Вклад Брассаи в фотоискусство схож с влиянием Анри Тулуз-Лотрека на живопись. Фотограф называл неординарного художника одним из главных источников своего вдохновения. Как и Тулуз-Лотрек Брассаи всегда привносил нотку человечности в портреты своих неоднозначных моделей. Любовь к ночному городу, отраженная в наиболее известных работах фотографа, помогает современному зрителю тоже проникнуться красотой парижских улиц, окутанных туманом, зыбким очарованием горящих витрин и парков под дождем.

Особенности стиля Брассаи — точнейшее психологическое портретирование и передача эмоций на снимке

Брассаи был разносторонне одаренным автором — он много и успешно рисовал, занимался скульптурой, писал прозу и даже стал режиссером. За фильм, снятый в 1955 году, он получил один из призов Каннского фестиваля, но среди современников и потомков Брассаи знаменит, прежде всего, своими психологическими фотопортретами.

Брассаи не делал особой разницы между позирующими людьми, одинаково талантливо снимая Пабло Пикассо, Матисса, крупных политических деятелей или проституток, ожидающих клиентов в кафе.  

Кроме канонических фотографий известных (и неизвестных) людей, автор знаменит своими фотоснимками города. Он помногу снимал кошек, которых очень любил, цветы в садах, граффити и рисунки на стенах заводов, домов и общественных туалетов. Даже камни в его объективе становились необычными и интересными объектами.

Очень значим вклад фотографа в искусство ночной уличной съемки. Коллеги и современники Брассаи предпочитали работать днем или на рассвете (как, к примеру, Э.Атже). Венгерский же фотограф сумел раскрыть потенциал искусственного уличного освещения. Свет автомобильных фар, пробивающийся сквозь сырой парижский туман, газовые фонари на мосту помогали ему создавать фотокартины, напоминавшие иллюстрации к романам Ремарка.

 

Чтобы делать оригинальные и новаторские фотографии, Брассаи пришлось разработать собственные методы съемки ночью. Он помещал камеру под деревьями и в тени крыш, защищая ее от прямого света, менял фотопластины под черным балахоном с особыми рукавами, который сконструировал лично. Из-за небезопасной магниевой вспышки страдал не только фотограф, но и одежда его моделей, среди которых были не только «настоящие» жители Парижа, но и друзья фотографа, специально позирующие ему.

Брассаи нередко обвиняли в постановочности его фотокартин, но искусственность эта была обусловлена, скорее, необходимостью. Для съемки в полумраке в 20-40 годы ХХ века нужна была выдержка до десяти минут, и фотографу приходилось просить моделей позировать ему (например, лежа в кровати) и платить за такую неподвижность.

Никто бы не позволил Брассаи снять настоящих посетителей борделя, и он привлекал к своей работе друзей и ассистентов, игравших роль клиентов или посетителей кафе для сексуальных меньшинств. Были среди моделей и истинные представители «незащищенных социальных слоев», и в работе фотограф часто сталкивался с нешуточной опасностью. Его несколько раз грабили на улице, обчищали карманы, но чаще всего Брассаи удавалось договориться и вовремя поймать неожиданный кадр.

На большинстве фотографий автора модели позировали в одиночестве. Брассаи практически не делал групповых снимков, но умел раскрыть личность человека во всей ее глубине. За это его любили другие талантливые художники — в особенности Пикассо и Дали, которых он снимал несколько десятилетий подряд. Фотографу, родившемуся в маленьком городке Брассо в Австро-Венгрии (от этого названия и произошел псевдоним автора), хорошо удавалось и раскрывать психологию знаменитых живописцев, и снимать парочки, целующиеся на улице.

Художественное образование — фундамент стиля

Во многом особенности стиля Брассаи обусловлены его классическим живописным образованием. Родившись в 1899 году в венгерско-армянской семье, он учился в художественной академии в Будапеште, а затем — в берлинской академической школе. После возвращения из армии (молодого человека мобилизовали на Первую мировую войну) он писал картины в жанре ню, портреты, занимался графикой и скульптурой.

Переехав в 1920 году в Берлин, будущий фотограф стал работать газетным журналистом и помногу общаться с художниками и писателями из так называемого венгерского круга. Многие из них эмигрировали в середине 20-х годов в Париж, как и сам Брассаи. Художник и журналист, тогда еще не задумывавшийся о карьере фотографа, уехал во французскую столицу в 1924 году. Он взял псевдоним, заменивший труднопроизносимое имя, и поселился на Монпарнасе. Еще в детстве, прожив год в Париже (там его отец преподавал в Сорбонне), и читая книги Пруста, он выучил французский язык.

Брассаи близко общался с писателями, среди которых были Генри Миллер и Жак Превер, дружил с венгерскими фотографами. Андре Кертес посоветовал ему самостоятельно иллюстрировать снимками свои заметки, чтобы сэкономить на фоторепортере. Так Брассаи стал фотографировать выставки, спортивные соревнования и городские пейзажи, принесшие ему славу.

«Ночные» снимки и всемирное признание

 

Выпущенный в 1932 году фотоальбом «Ночной Париж» сделал автора знаменитым. В поисках сюжетов для него фотограф посещал бары, знакомился с разношерстной публикой, которую снимал, в том числе «для себя». С того же времени Брассаи начинает многолетнее сотрудничество с Пикассо, для которого создал практически жизнеописание в фотографиях, и Сальвадором Дали, считавшим фотографа гением. Успешного молодого венгра с импозантной внешностью активно приглашали в высшие круги, он снимал интеллектуалов, балетных прим и видных писателей. Одновременно со «статусной» работой для светского Life и Harper’s Bazaar Брассаи публиковался в авангардных журналах и основал вместе с Ч.Радо парижское агентство Rapho.

Очередная мировая война вынудила фотографа на время прекратить деятельность. На фотосъемку были наложены ограничения, к тому же Брассаи оставался подданным Румынии и его могли забрать на фронт. Вернувшись после отъезда в Париж, он был вынужден жить с фальшивыми документами, как многие эмигранты в то время. Получить французское гражданство ему удалось только в 1949 году, после женитьбы на француженке вдвое моложе его.

После войны Брассаи уже был всемирно известным фотографом, много путешествовал по заданиям Harper’s Bazaar. Его первая личная выставка в нью-йоркском музее МОМА прошла в 1948 году, а за год до этого он сделал знаменитые фотодекорации к балету на либретто Ж.Превера. Однако, с 50-х годов Брассаи начал отходить от фотоискусства, снимал только интересных ему людей и пейзажи. За свои работы он в 70-е годы получил орден искусств и литературы, Большую парижскую фотопремию и стал кавалером Почетного легиона.

После смерти Брассаи в 1984 году центр Помпиду получил от вдовы фотографа большую часть архива (однако, лучшие работы она продала с аукциона в середине 2000-х). Сегодня масштабные выставки фотографий Брассаи можно посетить в Париже, Москве и многих других городах мира. Интерес к творчеству фотографа не ослабевает, и зрители могут в полной мере насладиться его работами, ставшими классикой фотодокументалистики ХХ века.

Брассаи (Дьюла Халас) | Международный зал славы фотографии

О
По правде говоря, увидев Брассая с его чуть навыкате глазами, постоянно мечущимися туда-сюда, всегда начеку, можно подумать, что ему больше ничего и не нужно, чтобы запечатлеть богатство и разнообразие мира.
Его друг Генри Миллер назвал его «живым глазом». Именно ненасытное любопытство этого глаза и мозга, являющегося продолжением сетчатки, сделало его самым совершенным художником и свидетелем своего времени.

Дьюла Халас, ныне известный как Брассай, родился в 1899 году в Брассо, в Трансильвании, части Румынии, которая в то время принадлежала Венгрии. Он принял имя «Брасай» в честь своего родного города в 1925 году. Его отец был профессором французской литературы в Университете Брассо. В возрасте пяти лет Брассай открыл для себя Париж, когда его отец взял годичный творческий отпуск. Уже тогда Брассай прозрел. На авеню дю Буа я часто наблюдал за скачущими на лошадях мужчинами и женщинами, спортивными командами и первыми автомобилями. На Марсовом поле я увидел Буффало Билла и его гигантский цирк с ковбоями, индейцами, буйволами и венгерскими чикосами. В Театре дю Шатле я был очарован фантастическим спектаклем под названием «Том Питт» и присутствовал на церемонии приветствия Альфонсо XIII в Париже.

Яркие зрительные воспоминания, подобные этим, когда-нибудь вдохновят мальчика записывать и делиться своим личным видением мира посредством рисования, письма, а затем и фотографии, а в 1917 лет он поступил в классы Академии изящных искусств в Будапеште.

Его мечта побывать и, возможно, пожить в Париже однажды была разрушена Первой мировой войной. Служа в австро-венгерской армии, он был переведен в Берлин. А после 1918 года во Францию ​​не пускали граждан ранее враждебных стран. Находясь в Берлине, он поступил в Академическую высшую школу, Академию изящных искусств в Берлине-Шарлоттенбурге, а также работал в бесплатных школах. Изучение таких искусств, как живопись, театр, литература и музыка, поглотило Брассаи. Там же он познакомился и познакомился с другими художниками, такими как Мохой-Надь, Кандинский, Кокошка, Жан Пуни и Ларионов. Не было до 1924, что мечта Брассая жить и работать в Париже осуществилась.

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕЙ МИССИИ

Поделитесь историей со всем миром на IPHF.

Стать членом

Первой работой Брассаи в Париже был журналист. Среди событий, которые он освещал, было прибытие королевы Румынии на матч по регби, показы французских мод или даже описание собачьего кладбища на острове посреди Сены. Брассаи однажды сказал, что я работал журналистом, чтобы зарабатывать на жизнь; Есть и положительная сторона таланта к журналистике: вам все интересно — вы хороший наблюдатель и можете запечатлеть все, что интересно или кажется интересным. Хотя он зарабатывал на жизнь журналистикой, Брассаи продолжал заниматься другими художественными талантами, такими как живопись, скульптура и рисунок. Фотография вошла в жизнь Брассаи, когда в XIX веке был основан художественный журнал «Минотавр».30 с. Его попросили сфотографировать мастерские некоторых художников. Во время работы с Минотавром Брассай познакомился с сюрреалистами Сальвадором Дали и Полем Элюаром. Кроме того, его работа на художественном обозрении включала фотографии обнаженных тел и бюстов, которые напоминали его рисунок, живопись и скульптуру.

У Брассаи также был опыт знакомства и дружбы с Пабло Пикассо во время его пребывания в Париже. Их первый совместный опыт произошел, когда Пикассо отвез Брассаи на своей Hispano-Suiza в Буагелуп, чтобы сфотографировать его скульптуры. На следующий день живописец пригласил его пойти с ним и его семьей в цирк Медрано. Беседы с Пикассо были написаны Брассаи в результате их тесной дружбы. Пикассо, исторически не известный тем, что читал книги о себе, однажды сказал: если вы действительно хотите узнать меня, прочтите эту книгу.

К настоящему времени имя и работа Брассая стали настолько известны и уважаемы, что его искали почти все. Harper’s Bazaar попросил Брассая сфотографировать Кармель Сноу и Алексея Бродовича, а также Боннара, Брака, Джакометти и Ле Корбюзье. Его также отправляли в Грецию, Турцию, Марокко, Арктику, Сицилию, Бразилию, США, Англию и Ирландию. Он фотографировал сутенеров в Бастилии, граффити и ночной Париж. Таким образом, он сделал нас чувствительными к истине не только о людях, но и о вещах и даже материалах.

Мало того, что Брассай помогает нам лучше понять живых существ и косную материю, он также, кажется, проник в тайну света и ночи.

Свет и ночь, Брассай смог уловить суть увиденного таким образом, что все те, кто просматривал его изображения, могли и продолжают видеть то же, что и он. Вдохновленный Андре Кертешем, который фотографировал Сену ночью с получасовой выдержкой, Брассай купил камеру Voigtlander 6,5 x 9 см с объективом Heliar f/4,5. Его главная техническая проблема с ночной съемкой заключалась в свете уличных фонарей. Огни, сфотографированные ночью, превратились в меловые белые пятна, слишком резко контрастирующие с чернотой ночи. Были разработаны некоторые эмульсии, противодействующие ореолу, но Брассай не чувствовал, что они воссоздают его видение. Он научился избегать ореолов, используя элементы «декорации» — стены, деревья, мосты — для маскировки уличных фонарей, по возможности преобразовывая прямое освещение в непрямое. Фотосъемка в туманную дождливую погоду показала себя лучше всего, создавая атмосферу, которая поглощала или отражала свет и ослабляла чрезмерные контрасты.

Брассай отправлялся в самые пустынные районы улиц. Чтобы измерить время затвора, я курил сигареты — Gauloise для определенного света, Boyard, если было темнее. Патрульные полицейские недоумевали, какое преступление я совершаю. Они никогда не видели, чтобы кто-то фотографировал ночью, и не зря. Чтобы очистить себя, я всегда носил с собой какие-то отпечатки, чтобы показать их. Я заметил, что полицейские очень интересуются фотографией. Так они сразу стали дружелюбнее. Угрюмые, экспрессионистские фотографии — результат ночной работы Брассая. Помимо уличной фотографии, Брассай запечатлел резкие, раскрывающие образы ночных людей. Знаменитая книга Paris de nuit («Ночной Париж») была опубликована в 1919 г.33 с текстом Поля Морана и фотографиями Брассая. Затем последовали другие книги, такие как «Величие природы Генри Миллера» («Генри Миллер в натуральную величину»), «Генри Миллер rocher heureux» («Генри Миллер, Счастливая скала»), «Le Paris secret des annees 30» и «Les Artistes de ma vie» («Тайный Париж тридцатых», Художники в моей жизни). Персональных и групповых выставок, в которых участвовал Брассай, множество. В Музее современного искусства широко представлены его работы, в том числе знаменитая выставка «Семья человека». Он получил золотую медаль на биеннале фотографии в Венеции в 1919 году.57, а в 1966 году он был удостоен премии журнала Американского общества фотографов. Он получил медаль города Арля и первую национальную Гран-при по фотографии в Париже. Он вдохновил будущих художников, таких как Дайан Арбус, которая сказала, что Брассай научил меня кое-чему о неясности, потому что в течение многих лет я был привязан к ясности. В последнее время меня поразило, как я действительно люблю то, что не могу увидеть на фотографии. В Брассаи, в Билле Брандте есть элемент настоящей физической тьмы, и очень волнующе снова увидеть тьму.

Провокационный характер изображений Брассаи сделал Брассаи художником и фотографом, которым он был. Его изображения обладают вневременностью, необходимой для того, чтобы продолжать очаровывать современную аудиторию.

7 июля 1984 года Брассаи умер в Ницце. Похоронен на кладбище Монпарнас. Брассай был занесен в Международный зал славы и музей фотографии в 1979 году.32

Брассай (1899-1984) родился Дьюла Халас в Брассо, венгерской части Румынии, и после иммиграции в Париж в 1924 году сменил имя на Брассай и начал работать журналистом. Он занялся фотографией в 1929 году и за несколько лет стал одним из самых известных фотографов Франции. Уникальный летописец Парижа двадцатых и тридцатых годов, Генри Миллер назвал его «глазом Парижа».

 

За исключением перерыва во время Второй мировой войны, Брассай работал внештатным фотографом журнала и автором публикаций, в том числе Minotaure , Verve, Coronet , Picture Post и Harper’s Bazaar . В конце 1960-х он продолжал работать с Harper’s Bazaar , много путешествуя по заданию. Многие из его фотографий, сделанных в Англии, Испании, США и Бразилии, публиковались в журнальных статьях еще при его жизни, но сегодня практически неизвестны.

 

Художник был удостоен первой Гран-при National de la Photographie в Париже (1978), кавалер ордена искусств и литературы (1974 г.) и кавалер ордена Почетного легиона (1976 г.). На момент своей смерти в 1984 году Брассай опубликовал 17 книг и сотни статей, а также провел многочисленные выставки своих фотографий, скульптур и рисунков. Его фильм «Tant qu’il aura des betes» 1955 года получил приз за самый оригинальный фильм на Каннском кинофестивале 1956 года.

Граффити, 1949 
Серебряно-желатиновый оттиск; печатный 1970-е
12 х 8 3/4 дюйма

Пара д’Ами, 1932
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано позже
11 х 8 1/4 дюйма

Market Porter, Les Halles, 1939
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано позже
13 5/8 x 10 1/4 дюйма

Francais, Reveillez-Vous!, c. 1946
Серебряно-желатиновая печать
11 7/8 х 9 1/8 дюйма

Пон-Нёф, около 1934 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1950 г.
11 3/4 х 8 1/2 дюйма

Fille De Joie, Rue Quincampoix, 1931
Серебряно-желатиновый оттиск; печатный 1950-е
11 7/8 х 9 дюймов

La Rue Quincampoix et ses Hotels De Passe, c.1932
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1955 г.
19 х 14 1/4 дюйма

Профессор Луи Димье, член Института, на набережной Вольтера, Париж, около 1932 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1953 г.
11 1/2 х 9 дюймов

Бал-мюзет, 1932 г.
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1973 г.
1 3/4 х 9 3/8 дюйма

Торжественный вечер у Максима, 1949 год
Серебряно-желатиновый оттиск; напечатано около 1973 г.

Брассай фотограф: «Шанс есть всегда — и каждый из нас надеется на него» — Российское фото

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх