Брессон фотограф: Анри Картье-Брессон. Уличный фотограф

Анри Картье-Брессон и его решающий момент

Решающий момент в фотографии – это умение снять сюжет на пике напряжения эмоций, чтобы передать их зрителю через снимок. 22 августа 1908 года на свет появился человек, который прославился как непревзойденный мастер такой съемки, и звали его Анри Картье-Брессон.

Он любил фотографировать ничего не подозревающих о съемке людей; умел выбрать удачный момент, передающий всю гамму эмоций случайных моделей.

Henri Cartier-Bresson

Будущий гений родился в семье состоятельных промышленников, занимающихся производством ниток. С самого детства проявлял интерес к живописи и любил рисовать. Настоящую страсть к искусству мальчику привил его дядя, который был художником. Он давал племяннику уроки живописи, это произвело на Картье-Брессона сильное впечатление. Дядя фотографа умер в 1915 году, но тот, не забыв уроков, более семи лет пробыл учеником у живописца Андре Лота.

Дебют Картье-Брессона в роли фотографа

Камера у Анри Картье-Брессона была с детства, но использовал он ее нечасто, в основном, снимая свой досуг на летних каникулах. Настоящий интерес к фотосъемке проснулся в нем, когда, путешествуя по Африке, молодой человек увидел снимок Мартина Мункачи. На нем были запечатлены три темнокожих мальчишки, которые прыгали в озеро Танганьика. Анри Картье-Брессон был поражен красотой и динамикой этого снимка. Он был так очарован увиденной работой, что сразу же купил «настоящую» фотокамеру, представляющую собой покрытую воском деревянную коробку, которая работала с пластинами 9×12 см.

Первые сделанные фотографом снимки не впечатляли. На них были проблемы с контрастом и резкостью, порой изображения вообще не было видно. Камера позволяла снимать только неподвижные объекты, сильно ограничивая возможности собственного применения. Будущий гений не стал отчаиваться – он продолжал работать и радовался любой фотографии, на которой хоть что-то было видно.

Спустя год, под воздействием жаркого и влажного климата Африки, камера начала плесневеть. Фотопластинки пришли в негодность, а сам Картье-Брессон отправился домой на лечение из-за серьезной болезни. В этом время и случилось важное для него событие – знакомство с фотоаппаратом Leica, который был достаточно компактным и позволял снимать объекты в движении. С этого и начался путь мастера в «настоящую фотографию».

Первое время фотограф целыми днями ходил по городу, снимал все, что происходило вокруг. После выздоровления Анри Картье-Брессон снова стал путешествовать по миру. В 1937 году он женился на Ратне Мохини. Именно в этот период у фотографа стал формироваться свой собственный стиль, названный позднее «решающим моментом».

 

 

Становление Картье-Брессона, как профессионала

Период превращения талантливого любителя в признанного профессионала у Анри Картье-Брессона совпал с началом Второй мировой войны. Фотограф воевал в звании капрала и во время вторжение нацистов во Францию был взят в плен. Он был в плену полтора года, предпринял несколько попыток побега, и только третья увенчалась успехом.

Вернувшись в Париж, Картье-Брессон стал членом Сопротивления, продолжал фотографировать, несмотря на риск быть арестованным. После войны фонограф снял фильм «Возвращение», в котором рассказывалось о возвращении пленных французов на родину. Всемирно известный снимок того периода – освобожденный узник концлагеря Дессау.

В 1947 год Картье-Брессон принял участие в создании организации Magnum, которая объединяла талантливых фотографов со всего мира. Планета была «разделена» на сферы влияния, и французскому фотографу «досталась» Азия. Более десяти лет мастер посвятил работе в Индии и Китае, стал за это время очень популярным во всем мире.

Творчество Анри Картье-Брессона после получения всемирной известности

Максимальной популярности Картье-Брессон достиг в пятидесятые годы прошлого столетия.  Он выставлялся во многих странах Европы, Азии и Америки, его снимки размещали известные издания. Этому немало поспособствовали визиты мастера в СССР в 1954 и 1972 годах.

Из снимков, сделанных за период пребывания в стране, был составлен альбом «Москвичи», который выставлялся во многих западных городах.

Эти работы сыграли очень важную роль в изменении имиджа СССР – на них обычные люди: веселые и грустные, занятые своими делами или отдыхающие, но при этом совершенно простые. Миф о русском человеке с винтовкой в руках и в обнимку с медведем был окончательно развенчан.

Фотограф продуктивно поработал до начала семидесятых годов, а затем практически все внимание стал уделять графике. Он брал в руки камеру только для того, чтобы снять портрет или запечатлеть особенно интересный сюжет.

Парадоксально, но искусство фотографии, вознесшее его на вершину мировой славы, Картье-Брессон поставил ниже, чем живопись. Он использовал камеру, как инструмент, который может только зафиксировать занятный момент, и не видел в этом никакого искусства. По словам гения фотографии, он вовсе не хотел заниматься режиссурой постановочных сюжетов, ему достаточно было того, что происходило вокруг.

Анри Картье-Брессон остаток жизни провел, занимаясь по-настоящему любимым делом – живописью. Скончался гений фотографии 2 августа 2004 года, в маленьком городке Иль сюр ля Сорг (Франция).

Индивидуальный стиль в работе

Картье-Брессон был известен своим методом «невидимой съемки» – многие его модели даже не подозревали о том, что их фотографируют. Мастерство невидимки оттачивалось не зря. Мастер любил показывать правду в чистом виде. Когда человек знает, что его снимают, естественное поведение заменяется игрой и позированием, а такие снимки получаются искусственными и неискренними. Фотограф даже маскировался, заклеивая блестящие части своей камеры черной пленкой, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание.

Умение сделать снимок в самый напряженный момент сделало Картье-Брессона гением стрит-фотографии. Большинство его работ излучают эмоции, многие из них можно долго рассматривать, испытывая самые разнообразные смешанные чувства.

Вся работа мастера фотографии была построена на утверждении, что лучший момент для спуска затвора бывает только один. Если его упустить, то больше он не вернется, поэтому нужно всегда держать камеру наготове. Благодаря постоянному следованию этому принципу гений создал тысячи работ, которые принесли ему известность и прививают художественный вкус многим фотографам по всему миру.

Вим Вендерс, Энни Лейбовиц и другие знаменитости переосмысляют работы Картье-Брессона

ВыставкиВенеция Италия

№84

Материал из газеты

В Палаццо Грасси на выставке «Анри Картье-Брессон. Большая игра» представляют взгляд на наследие фотографа через оптику звездных кураторов

Том Сеймур

22.09.2020

Анри Картье-Брессон. «Дессау, Германия, май 1945 г.». 1973. Серебряно-желатиновая печать.

Фото: Fondation Henri Cartier-Bresson/Magnum Photo

В 1972 году в Хьюстоне коллекционеры фотографии Джон и Доминик де Менил попросили Анри Картье-Брессона собрать свою «Большую игру» — группу работ, которые великий французский фотограф, автор метода «решающий момент», считал своим «избранным». В подборку вошли и фотографии, вдохновленные творчеством монпарнасских художников-сюрреалистов, и случайные уличные сценки.

Оригинальная подборка французского фотографа экспонируется в венецианском Палаццо Грасси. Выставка стала возможной благодаря сотрудничеству Коллекции Франсуа Пино и Национальной библиотеки Франции при поддержке Фонда Анри Картье-Брессона, между собраниями которых разделены 385 произведений, изначально отобранных автором по просьбе де Менилов. «Сама по себе идея впервые в истории объединить на европейской выставке все произведения из этой выдающейся подборки была невероятно захватывающей», — говорит Мартен Бетено, директор Коллекции Пино.

Анри Картье-Брессон. «Симиан-ла-Ротонда, Франция, 1969 г.». 1973. Серебряно-желатиновая печать.

Фото: Fondation Henri Cartier-Bresson/Magnum Photo

Однако экспозиция не ограничивается демонстрацией архивов покойного фотографа. Посетителей ждет нечто гораздо более захватывающее и современное, поскольку куратор выставки Матье Юмери предложил пятерым видным деятелям создать собственные уникальные интерпретации творчества Картье-Брессона. Сокураторами Юмери стали миллиардер, бизнесмен, коллекционер и владелец музея Франсуа Пино, фотограф Энни Лейбовиц, кинорежиссер Вим Вендерс, писатель Хавьер Серкас и искусствовед Сильви Обена.

Юмери поручил кураторам выбрать из 385 фотографий по 50 штук и выдал им карт-бланш на интерпретацию их подборок без каких-либо тематических или хронологических ограничений. Это позволило, как отмечает Бетено, «создать совершенно новую „Большую игру“, и не просто новую, а такую, которая приумножает способы видеть творчество мастера».

Анри Картье-Брессон. «Лурд, Франция, 1958 г.». 1973. Серебряно-желатиновая печать.

Фото: Fondation Henri Cartier-Bresson/Magnum Photo

Звезда американской портретной фотографии Энни Лейбовиц вспоминает, что открыла для себя творчество мэтра в юности, еще студенткой Института искусств Сан-Франциско, благодаря книге «Мир Анри Картье-Брессона», которая как раз тогда только что вышла из печати. Лейбовиц пишет в каталоге выставки: «Увидев работы Картье-Брессона, я захотела стать фотографом. Мысль о том, что фотограф может путешествовать по миру с камерой наперевес, смотреть, как живут другие люди, сделать смотрение своей миссией — и что это может быть твоя жизнь, — это была потрясающая, волнующая мысль». Лейбовиц вспоминает, как она разглядывала в книге две знаменитые фотографии Картье-Брессона: портрет французского художника Анри Матисса в окружении его белых голубей и тщательно выстроенную композицию, изображающую веселый пикник на высоком берегу французской реки. Обе вошли в ее подборку. Она называет Картье-Брессона «интуитивным мастером композиции».

Германский кинорежиссер и фотограф Вим Вендерс использовал в качестве источника вдохновения свою единственную встречу с Картье-Брессоном, состоявшуюся в Париже в конце 1980-х. «Когда все начали расходиться, он предложил подвезти меня до гостиницы. Внезапно мы оказались вдвоем в его маленьком автомобиле, только он и я, — пишет Вендерс. — Я смотрел на него. Он казался таким прозрачным, мягким и добрым, а еще немного хрупким». Они промолчали всю поездку: Вендерс так и не смог преодолеть смущение. «Почему я не спросил его ни о чем? — пишет режиссер. — Молчаливый силуэт за рулем автомобиля до сих пор встает у меня перед глазами, когда я смотрю на его фотографии. Но его лицо не ответит на мой вопрос. Теперь уже ничто не сделает этого, кроме его фотографий».

Палаццо Грасси, Венеция
Анри Картье-Брессон. Большая игра
До 20 марта 2021

Подписаться на новости

Анри Картье-Брессон

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете

Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска

28.02.2023

Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво

Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова

21.03.2023

Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia

Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта

03.03.2023

Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве

Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись

14. 03.2023

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

02.03.2023

Храм чистоты превратился в храм искусства

Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства

06.03.2023

Фотография Анри Картье-Брессона : NPR

Фотография Анри Картье-Брессона Анри Картье-Брессон, один из величайших фотографов мира, отложил камеру почти 30 лет назад после того, как запечатлел некоторые из величайших произведений 20-го века. исторические моменты и фигуры. Сьюзан Стэмберг из NPR посещает 94-летнюю легенду в Париже, где проходит ретроспектива. Смотрите его фото в сети.

Арт Дизайн

Утренний выпуск

Фотография Анри Картье-Брессона

Париж. Мост Искусств. 1946. Жан-Поль Сартр (слева) с архитектором Жаном Пуйоном.

Copyright Анри Картье-Брессон/Magnum Photos скрыть заголовок

» Увеличить.

переключить заголовок

Copyright Анри Картье-Брессон/Magnum Photos

Анри Картье-Брессон © Рейтер НьюМедиа Инк. /КОРБИС скрыть заголовок

переключить заголовок

© Рейтер НьюМедиа Инк./КОРБИС

Индия. 1950. Тамил Наду. Мадура. Copyright Анри Картье-Брессон / Magnum Photos скрыть заголовок

» Увеличить.

переключить заголовок

Copyright Анри Картье-Брессон / Magnum Photos

Анри Картье-Брессон, отец-основатель фотожурналистики и один из величайших фотографов всех времен, профессионально отложил свою Leica в 1975 году после 45-летней карьеры фотографа. «Я никогда не думаю о фотографии», — сказал он корреспонденту NPR Сьюзен Стэмберг во время недавнего визита в свою парижскую квартиру. «Меня это не интересует».

«Мгновенный рисунок», — говорит он о фотографии. Фактически, 94-летний Картье-Брессон начинал как художник, и теперь он больше рисует, чем снимает. На стенах его квартиры нет ни одной фотографии. «Только несколько рисунков и картин — а на дальней стене — большая картина маслом Матисса», которого он знал, — говорит Штамберг.

Джон Моррис, его друг и бывший фоторедактор журнала Life , говорит, что Картье-Брессон никогда не обсуждал свое решение уйти. «Если бы он это сделал, я бы сказал, что вы сошли с ума, если отказались от фотографии, потому что остальная часть 20-го века была потеряна для его камеры».

Штамберг описывает то, что нашла его камера: «Индийский ребенок в 1947 году, истощенные ребра младенца повторяют линии колеса ближайшей телеги; Шанхай, 1949 год, толпа людей, отчаянно пытающихся продать свое золото до того, как их настигнет революция Мао Цзэдуна.

Москва, 1954 — покрытые пылью мужчины и женщины делают перерыв, чтобы потанцевать, прежде чем вернуться к своей изнурительной работе на стройке. Решающие моменты…»

Жена Картье-Брессона, фотограф Мартина Франк, говорит, что ее муж всегда знал, где быть. «Я думаю, у Анри была врожденная интуиция того, что происходит в мире и что важно. Я имею в виду, вы были в Индии, когда Ганди был убит. Вы были в Китае, когда пришли коммунисты… Вы были в России в нужное время.»

Моррис, который был исполнительным редактором Magnum, фотоагентства, основанного Картье-Брессоном в 1947 году, говорит, что фотограф обладал интеллектом, образованием и чувством истории. «Это идет от сердца. У него отличное человеческое восприятие. Он понимает детей, он понимает старушек, и он знает, какие моменты важны с точки зрения человека».

Ретроспектива Картье-Брессона демонстрируется в Национальной библиотеке в Париже до 27 июля.0087 Тет-а-тет в Национальной портретной галерее в Вашингтоне.

26 февраля 2003 г.: Сьюзан Стэмберг представляет американского фотографа Маргарет Бурк-Уайт.

Прочитайте статью Washington Post Magazine об Анри Картье-Брессоне — и просмотрите большую коллекцию его портретов — в связи с выставкой Tête à Tête 1999–2000 годов.

Посмотреть онлайн-выставку Картье-Брессона во Французской национальной библиотеке (текст на французском языке).

См. 1931 фотография венгра Мартина Мункачи, которая побудила Картье-Брессона заняться фотографией.

Прочитайте онлайн-биографию Картье-Брессона на сайте about.com.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Анри Картье-Брессон (1908–2004) | Эссе | Метрополитен-музей

Анри Картье-Брессон, сын богатого торговца текстилем, изучал живопись в академии Андре Лота на Монпарнасе в 1927 году и вскоре после этого вошел в богемный мир парижского авангарда. В 19В 31 год он начал использовать камеру и делать фотографии, раскрывающие влияние кубизма и сюрреализма — смелые, плоские плоскости, коллажные композиции и пространственная двусмысленность, — а также близость к изгоям общества и закоулкам, где они жили и работали.

. В течение года он освоил миниатюрную 35-миллиметровую камеру Leica и начал путешествовать по Италии, Испании, Марокко и Мексике, разрабатывая то, что стало одной из отличительных черт фотографического стиля двадцатого века. Хотя на него повлияли такие фотографы, как Эжен Атже и Андре Кертес (189 г.4–1985), его фотографическое слияние формы и содержания было новаторским. В своей эпохальной монографии 1952 года «Решающий момент » он определил свою философию: «Для меня фотография — это одновременное признание за доли секунды значения события, а также точной организации форм, которые это событие — его надлежащее выражение».

Картье-Брессон был призван во французскую армию в 1940 году. Он попал в плен к немцам, но с третьей попытки бежал и присоединился к французскому Сопротивлению. В 19В 46 году он участвовал в подготовке «посмертной» выставки своих работ, организованной Музеем современного искусства в Нью-Йорке, ошибочно полагая, что он погиб на войне. В следующем году он вместе с Робертом Капой (1913–1954), Дэвидом «Чимом» Сеймуром (1911–1956) и другими основал фотоагентство «Магнум» и провел следующие двадцать лет в командировках, документируя великие потрясения в Индии и Китае. а также поездки в Советский Союз, Кубу, Канаду, Японию и Мексику. Он покинул Магнум в 1966 и посвятил себя прежде всего живописи и рисунку.


Цитата

Отдел фотографии. «Анри Картье-Брессон (1908–2004)». В г. Хайльбрунн Хронология истории искусств г. . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/cabr/hd_cabr.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Картье-Брессон, Анри. Взгляд разума: сочинения о фотографии и фотографах . Миллертон, Нью-Йорк: Aperture, 1999.

.

Галасси, Питер. Анри Картье-Брессон: Ранние работы . Каталог выставки. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1987.

.
Дополнительные эссе Департамента фотографии
  • Отдел фотографий. «Фотография и гражданская война 1861–1865 гг.». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий.
    «Ранние фотографы американского Запада: 1860–70-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Эжен Атже (1857–1927)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотография и сюрреализм». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Томас Икинс (1844–1916): фотография, 1880–90-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Уокер Эванс (1903–1975)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Ранняя документальная фотография». (октябрь 2004 г.
    Брессон фотограф: Анри Картье-Брессон. Уличный фотограф

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх