Эжен атже фотографии: Эжен Атже — 26 произведений

«Документы утонченного восприятия» Эжена Атже — Российское фото

«Документы утонченного восприятия»
Эжена Атже

12 февраля 2015
Фото:Эжен Атже
Текст:Екатерина Елизарова

12 февраля 1857 года родился талантливый французский фотограф Эжен Атже. Именно ему принадлежит известнейшая фраза: «Хорошая фотография — как хорошая собака: немая, но красноречивая».


Эжен Атже (1857–1927) родился в небогатой семье ремесленников и, в пять лет оставшись без родителей, воспитывался бабушкой и дедом. В 1879 году он поступил в Консерваторию драматического искусства, а в 1885 году был принят в труппу передвижного театра.

Но его мечтам об актерской карьере не суждено было сбыться: Эжен заболел и получил тяжелые осложнения на связки. Тогда Атже приступил к занятиям живописью и графикой, а вскоре к ним добавилась и фотография. С 1888 года он уже не расставался с камерой, регулярно снимая повседневную жизнь Парижа. Гостями его мастерской были многие известные художники: Брак, Дерен, Утрилло, Кислинг, Фужита. Любопытно, что Атже никогда не называл себя фотографом, только автором-продюсером, а свои снимки — документами. Ему было интересно запечатлевать образы старого города, показывать величие его архитектуры и улиц.

По воспоминаниям современников, Эжен Атже ходил со своей громоздкой крупноформатной камерой по улицам Парижа и снимал каждый его уголок. В портфолио фотографа можно найти и жанровые сценки, герои которых — в основном представители низших социальных слоев.

Фигура фотографа в старой потертой одежде и черное покрывало, которое он накидывал на себя и камеру при съемке, стали своего рода достопримечательностью города. Парижане прозвали его папашей Атже.

На протяжении всей жизни мастера его материальные условия жизни оставались крайне скудными, особенно в годы Первой мировой войны. Руководство Парижского архива заказало у него серию документальных фотографий исторических зданий и средневековых статуй, но и это не улучшило положения Эжена Атже.

Лишь в конце жизни Ман Рэй открыл широкой публике творчество Атже. Его работы стали публиковать, а в 1927 году Музей исторических памятников Парижа приобрел 8 000 негативов фотографа. Атже умер 4 августа 1927 года больным и непризнанным, оставив более 10 000 снимков, которые сегодня стали украшением ведущих музеев мира.

Работы Эжена Атже вдохновили многих талантливых фотографов XX века, в том числе и Анри-Картье Брессона.

— Я познакомился со снимками Атже, фотографа с трагической судьбой, и они произвели на меня настолько сильное впечатление, что, наверное, под их влиянием я и купил свой первый фотоаппарат, — вспоминал он.

— Его будут помнить как историка города, настоящего романтика, влюбленного в Париж, как Бальзака от фотографии, из чьих работ мы можем сплести огромный гобелен французской культуры, — говорила Беренис Эббот, купившая архив Атже после его смерти.

— Фотографии Атже — это непосредственные и эмоционально чистые записи редкого и утонченного восприятия, которые представляют, может быть, самую раннюю форму чистого искусства фотографии, — отзывался о его творчестве Ансель Адамс.

Эжен Атже

Эжен Атже, мало кому известный при жизни, через сорок лет после смерти признан фотографом, величайшим из когда-либо живших на земле. Но фотографию он  выбрал вовсе не из любви к искусству, меньше всего думая о себе, как о художнике. Фотография  для него была, прежде всего, источником надежного, хоть и небольшого, заработка, а главное, независимости и свободы.

В 1898 году, в сорок лет, попробовав себя в разных качествах и профессиях (матроса, актера, художника, путешественника) Эжен Атже покупает фотокамеру и, не имея специальной подготовки, самоучка и дилетант, становится фотографом-профессионалом, сделавшим более десяти тысяч изображений, запечатлевших призрачный Париж, медленно погружающийся в прошлое.

Фотограф сразу определился со своими «клиентами» — уходящая городская натура старого Парижа и его окрестностей. Увлеченный французской литературой XIX века, Эжен стремится сохранить Париж прошлого, который он знал по книгам,  сохранить отпечаток времени на камне, железе, деревьях прежде, чем они будут уничтожены окончательно.

Rue Валетт. Пантеон. 1925

Он снимает длинными планами, с разных точек зрения, в разное время, создавая свой неподвижный мир, бросающий вызов времени. Медленно и методично в течение тридцати лет он снимает квартал за кварталом, улицы, парки, дверные проемы, аркады, фасады, дома, дворы, витрины, экипажи, лестничные пролеты, детали интерьеров старого Парижа, строго их каталогизируя и придумывая собственную систему нумерации.

Закоулки, особнячки, замки, маленькие магазинчики и кабаре, отживающие уличные профессии шарманщиков, старьевщиков, мелких продавцов, пригороды и окрестности Парижа с его удивительными парками, а в конце жизни – крючковатые деревья, олицетворяющие его собственную, тоже уходящую в прошлое, жизнь.

Атже преследует единственную цель – заархивировать, успеть задокументировать то, что уже завтра исчезнет навсегда. И хотя он часто возвращается на прежние места, но только затем, чтобы запечатлеть происходящие там  перемены.

Парк Сен-Клу. 1921-22

Даже свою старую камеру, самодельную, с треножником он никогда не менял, хотя в двадцатых годах уже мог купить  новую. Но на все предложения отвечал: «Я думаю медленнее, чем она снимает», и отказывался. Как-то другой фотохудожник Билл Брандт сказал: «Любая фотография, сделанная фотохудожником, в какой-то степени автопортрет – все дело в его индивидуальности».

Это в полной мере относится к Эжену Атже.  Верность прошлому, несуетливость, методичность, особый взгляд на старину сделали Париж и его окрестности под  фотокамерой Атже похожими на сказочный сон, легенду, мечту, выросшую из реальности, но туда не вернувшуюся. Именно это привлекало сюрреалистов в его снимках.

Впервые фотографии Эжена были опубликованные Ман Рэем за год до смерти фотографа, а настоящая слава пришла к нему уже после смерти. Когда Атже скончался, Беренис Эбботт, помощница Ман Рэя, на собранные с помощью друзей деньги приобрела полторы тысячи негативов и восемь тысяч отпечатков его фотографий, а следующие сорок лет посвятила продвижению работ мастера в США.

Торговец абажурами, 1899-1900

В 1964 году Эббот выпустит книгу «Мир Атже», а в 1968 отдаст всю свою коллекцию фотографий мастера в Музей современного искусства Нью-Йорка, который с тех пор начинает регулярный показ его фотографий. В 1968 Беренис Эббот скажет:

его «будут вспоминать как историка-урбаниста, истинного романтика, влюбленного в Париж, Бальзака камеры, из творчества которого мы можем сплести огромный гобелен французской цивилизации».

На снимках Эжена Атже нет взрывных эмоций, как у Анри Картье-Брессона или  раннего Ричарда Аведона; в них покой и тишина, словно все происходит во сне. Его стиль очень схож со стилем Йозефа Судека: та же поэтичность образов, молчаливость, тишина, отсутствие людей, которые если и появляются, то больше напоминают призраков.

Трианон [Pavillon Francais] 1923-24

И та же любовь к съемкам в ранние часы или в вечерних сумерках, когда еще не рассеялся утренний туман, а вечерний свет еще не окончательно погрузил город в ночное безмолвие. Многие сравнивают Эжена Атже с

Анри Руссо

, художником-примитивистом, хотя это не совсем справедливо, т.к. снимки фотохудожника только на первый взгляд кажутся примитивными и наивными.

Миф о наивности Атже возник почти сразу после его смерти, и получил распространение благодаря монпарнасскому  поэту Пьеру Макорлану, написавшему в 1930-м году введение к первой книге фотографий Эжена. Позднее оно было перепечатано в американской прессе.

Статья Беренис Эббот о том, что мастер был глубоко интеллигентным, изощренным в артистизме человеком и настоящим художником, оказалась гласом вопиющего в пустыне. Он был услышан только в конце шестидесятых годов.

Нотр-Дам. 1925

Дело в том, что фотограф сознательно уходил от художественной и живописной риторики, пустое пространство и статичность изображений — это знаки и символы, создающие ностальгическую тревожность и странность существования, сближающие его с сюрреализмом и экзистенциализмом.

Но по мере того, как искусство Эжена Атже начинает становиться предметом анализа, он постепенно приобретает репутацию фотографа, который так ловко умел прятать свою руку и индивидуальность, что зритель был уверен, что их просто нет. Критики и зрители воспринимали его фотографии просто как окна, через которые предмет входит в фотографию помимо фотографа.

Но под этим поверхностным взглядом лежит стиль настолько тонкий и глубокий, что никому до сих пор не удалось его повторить. Уникальность мастерства Атже заключается в его бережном отношении к своему предмету, в максимальном приближении фотографии к зеркалу, потому что чем ближе к зеркалу, тем больше тайны, тем более она неуловима и неописуема: ее магию можно только почувствовать.

Hotel Des Archeveques де Лион, Рю Сент-Андре-де-Arts, 58. 1900

Стиль Эжена Атже не оставался одним и тем же на протяжении трех десятилетий, постепенно  эволюционируя от максимальной объективности ко все большему проявлению личностного отношения к увиденному. Особенно это заметно, если сравнивать ранние и поздние его фотографии. Первые сделаны, как правило, в полдень, когда почти отсутствуеют тени.

Свет здесь не играет никакой роли, он бесстрастен. Это фотографии, сделанные в первые четыре года (1898-1902): «Торговец абажурами», «Старьевщик», «Шарманщик» и другие. В поздних фотографиях свет становится фактором настроения. Мастер перестает фотографировать объекты в полдень, переместив время съемок на раннее утро и ранний вечер, когда все находится в легкой дымке тумана.

Все чаще на снимках появляются тени, становясь преобладающими в поздних фотографиях (Парк Сен-Клу, Парк Со). Изменение отношения к свету и тени являются примером явного смещения акцентов Эжена Атже в сторону субъективности. (Окончание здесь)

Тина Гай

coded by nessus

This entry was posted in Великие имена and tagged Фотография, художники. Bookmark the permalink.

Эжен Атже (1857–1927) | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Хотя Эжен Атже изучал драму в Париже в середине 1870-х годов и несколько лет после этого был странствующим актером, театральная чувствительность Эжена Атже нашла свое лучшее выражение в более обдуманной, созерцательной и чисто визуальной форме искусства. В конце 1880-х он начал фотографировать все, что было нужно художникам в качестве моделей для их работ, а к 1898 году он открыл практику в Париже. Он стал одержим созданием того, что он скромно называл «документами» города и его окрестностей, а также составлением визуального сборника архитектуры, ландшафта и артефактов, которые отличают французскую культуру и ее историю. За исключением краткой попытки запечатлеть уличную жизнь в начале своей карьеры, Атже редко фотографировал людей, предпочитая сами улицы, а также сады, дворы и другие области, которые составляли культурную сцену.

К концу своей жизни Атже накопил архив из более чем 8000 негативов, которые он разделил на такие категории, как «Парижские интерьеры», «Транспортные средства в Париже» и « Petits Métiers » (торговля и профессии). В то время как его основная клиентура менялась, Атже продолжал посещать ателье и кафе художников до конца своей жизни, продавая свои картины тем, кто наиболее способен увидеть их внутреннюю ценность.

В 1920-х годах Ман Рэй и сюрреалисты провозгласили Атже своими фотографиями витрин, в которых отражение улицы сочеталось с предметами для продажи, а также изображениями мест, которые казались театральными сценами, чреватыми неизбежным действием. Его проницательные наблюдения за моментами, когда сегодняшнее дорожное движение пересекается с извечными заботами общества, далеко за пределами сюрреалистических кругов продемонстрировали, как фотография может кратко и выразительно описывать культурные ценности, вездесущие и почти такие же невидимые, как воздух.


Цитата

Отдел фотографии. «Эжен Атже (1857–1927)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/atgt/hd_atgt. htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительное чтение

Жарковски, Джон и Мария Моррис Хамбург. Работа Атже . 4 тт. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1981–85.

Дополнительные эссе Департамента фотографии
  • Отдел фотографий. «Фотография и гражданская война 1861–1865 гг.». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Анри Картье-Брессон (1908–2004)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Ранние фотографы американского Запада: 1860–70-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотография и сюрреализм». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Томас Икинс (1844–181916): Фотография, 1880–90-е годы». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Уокер Эванс (1903–1975)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Ранняя документальная фотография». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотография в Баухаузе». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Дагеррейская эпоха и ранняя американская фотография на бумаге, 1839–1860». (октябрь 2004 г. )
  • Отдел фотографий. «Новое видение фотографии». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Пол Стрэнд (1890–1976)». (октябрь 2004 г.)
  • Отдел фотографий. «Фотожурналистика и фотопресса в Германии». (октябрь 2004 г.)

Эжен Атже — 162 произведения искусства, биографии и выставки на Artsy

1,3 тыс. подписчиков

биографии

Благодаря Беренис Эбботт, Эжен Атже посмертно признан одним из выдающихся фотографов раннего Нового времени, чьи работы служат чутко наблюдаемым свидетельством Старый Париж, его жители и окрестности. Срок его службы соответствовал …

Посмотреть все прошедшие выставки и ярмарочные стенды

Обзор

Работы на продажу (28)

Auction Results

Featured Works

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

  • Artist Name

    Artwork Title

    Partner

Career Highlights

Solo show at крупное учреждение

Пример названия выставки и еще 10

Групповая выставка в крупном учреждении

Музей образцов искусства (пример) и еще 33

Собран крупной организацией

Пример и еще 5

Достижения

Активный вторичный рынок

Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

Высокий аукционный рекорд

85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

Художественные партии

Продажа работ из вашей коллекции

Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

Submit Now

Iconic Collections

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    От 500 долларов

  • Работы на бумаге

    От 500 долларов

  • Работы на бумаге

    От 500 долларов

  • 9 Работы на бумаге0003

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

  • Works on Paper

    From $500

Works For Sale

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Название художника

    Название искусства

    Партнер

  • Имя художника

    Искусство

    Партнер

  • И НЕЧА Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

Статьи

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Artist

    Location

  • Some Художник

    Местоположение

  • Некоторый Художник

    Местоположение

  • Некий Художник

    Местоположение

Родственные художники

  • Имя исполнителя

    Национальность, р.

    Эжен атже фотографии: Эжен Атже — 26 произведений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх