История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.
История фотографии в России
8 октября 2011
Текст:Петр Ангарский
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. В небольшой статье невозможно назвать все имена и события, столь значимые для истории отечественной фотографии. Можно лишь с помощью отдельных штрихов указать путь, по которому шло ее развитие. Но перед этим, наверное, стоит упомянуть о нескольких фактах, без которых фотографии не было бы вообще.
Знакомство России с искусством фотографии состоялось в 1839 году. Член-корреспондент Академии наук России И. Гамель отправился в Англию для изучения метода калотипии. Оттуда он выслал в Академию наук подробное описание метода и несколько фотоснимков. В архиве Академии наук до сих пор хранятся 12 калотипов и на некоторых имеется подпись самого Талбота. Из Англии Гамель едет во Францию, где знакомится с Жаком Дагером и под его руководством лично выполняет несколько снимков. Для Академии наук Гамель приобретает аппаратуру и принадлежности для изготовления фотоснимков. В сентябре 1841 года Академия наук получила от Гамеля фотографию женской фигуры, которая, по его словам, была первым в мире фотоснимком, выполненным в Париже с живого человека.
В России благодаря непрерывной работе ученых и изобретателей искусство фотографии развивалось стремительно. На рубеже XIX — XX вв. русские фотографы полноправно участвовали в международных выставках и салонах, состояли членами международных фотографических обществ. При этом их работы получали самые престижные премии и награды.
Первым русским мастером, овладевшим методами калотипии и дагеротипии, стал московский гравер и изобретатель Алексей Греков. В июне 1840 года он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Это позволяло получать резкие фотографии, в то время как другие фотографы терпели неудачу — выдержка при фотосъемке на солнце длилась 23 мин, а в пасмурную погоду достигала 45 мин. В апреле 1841 года Греков выпустил в свет брошюру «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут».
Им был разработан способ повышения долговечности дагеротипного изображения на серебряной пластине при помощи гальванопластики. Кроме того, Греков первым в мире предложил с помощью той же гальванопластики наносить слой серебра на медные или латунные пластинки, что сделало дагеротипию более дешевой и доступной большему числу людей.
Следующим человеком, внесшим большой вклад в развитие русской фотосъемки, стал Сергей Левицкий. Первые фотографии были сделаны им на Кавказе. Его дагеротипы с изображениями Пятигорска и Кисловодска были отправлены на международную выставку в Париж, где получили золотую медаль. В 1847 году Левицкий для удобства наводки на фокус и облегчения фотокамеры начал использовать меха. Он же первым предложил изображать объект фотосъемки на фотографии в двух позах, иногда даже в разной одежде. Например, снимаемый человек разговаривал с самим собой, пожимая себе руку, или играл на пианино и слушал свою игру. Он также одним из первых фотографов в Европе ввел декоративные сменные фоны. Кроме того, Левицкий предложил ретушировать негативы для уничтожения или уменьшения технических недостатков. Для повышения технического уровня в области дагеротипии Левицкий в 1845 году уезжает в Италию. Там он снимает виды Рима и портреты русских художников, проживающих в Италии. По возвращении на родину он становится профессиональным фотографом и 22 октября 1849 года в Петербурге, напротив Казанского собора, открывает дагеротипную мастерскую под названием «Светопись». В 1867 году Левицкий открывает в Петербурге фотоателье, в котором была собрана богатейшая галерея портретов выдающихся русских писателей, художников и общественных деятелей. Здесь мастер проводил опыты по применению в портретной фотографии электрического света и по сочетанию солнечного света с электрическим.
Цесаревна Мария Федоровна с сыном Ники. Сергей Левицкий.
Групповой портрет русских писателей. Сергей Левицкий 1856 г.
Портрет Д.И. Менделеева. Сергей Левицкий. С-Петербург, апрель 1861 г.
Еще одним ярким мастером фотографии, стоящим наравне с Левицким, в 1850-е гг. был Андрей Деньер, выпускник Академии художеств, открывший в 1851 году в Петербурге «Дагеротипное заведение художника Деньера». Он первым создал альбом, в который вошли фотопортреты известных деятелей русской культуры: путешественников, ученых, врачей, артистов, писателей.
Андрей Деньер (1820-1892). Санкт-Петербург.
Поэтесса Зинаида Гиппиус. Санкт-Петербург. Андрей Деньер.
В 1887 году в России появился «Фотографический вестник» — первый журнал, посвященный вопросам фотографии. Идея его создания принадлежала почетному члену Императорского Русского Технического общества Павлу Ольхину. В этом журнале Ольхин помещал не только теоретические выкладки, но и практические рецепты, химические составы и методы обработки фотоматериалов. Все данные, попадавшие на страницы журнала, тщательно проверялись, так как в то время появилось множество шарлатанов, спекулировавших на огромном интересе к фотографии.
В 80-х гг. XIX столетия появляется жанр публицистического фоторепортажа. Его основоположником в России стал Максим Дмитриев, открывший в 1886 году свою мастерскую в Нижнем Новгороде. Наиболее известными являются его «Волжская коллекция», в которой представлены фотографии Волги, снятые от истоков до устья в среднем через каждые четыре версты, и альбом «Неурожайные 1891–92 годы в Нижегородской губернии». Он также создал альбом Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года и фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина.
Максим Дмитриев (1858-1948)
Максим Дмитриев. Типы старообрядцев. Шарпанский скит в Семеновском уезде 1897 г.
Последние годы XIX столетия явились периодом широкого применения фотографии в науке и технике. В связи с этим необходимо упомянуть имя Евгения Буринского — основоположника русской судебной фотографии, с 1894 года — сотрудника Российской Академии наук.
Возглавив в Академии наук лабораторию по восстановлению древних письмен, он разработал уникальный метод выявления угасших текстов, состоящий в многоступенчатом повышении утерянного контраста на документе. В 1843 году при раскопках московского Кремля были найдены 40 документов, относящихся к XIII веку, написанных на сыромятных кусках кожи, на которых специалисты Академии так и не смогли обнаружить ни одной буквы. Оригинальная научная работа, проведенная Буринским по восстановлению «цветоделительным» способом «древних письмен», произвела в научной среде сенсацию.
Евгений Буринский (1849-1912)
Климент Аркадьевич Тимирязев был не только крупным ученым, но и фотохудожником, прекрасно владевшим техникой передачи красоты природы на фотографическом снимке. За серию совершенных и великолепных диапозитивов, на которых изображены растения и природа, он был удостоен серебряных медалей в 1895 году на Московской фотографической выставке, а годом позже — на Нижегородской всероссийской промышленной выставке. Кроме этого, Тимирязев, несомненно, являлся крупным мастером ландшафтной фотографии в России.
Климент Тимирязев (1843 — 1920)
Говоря о технических достижениях в области фотографии в России до 1917 года, можно назвать десятки имен русских изобретателей, получивших патенты на оригинальные фотографические приборы и материалы. Например, в 1854 году И. Александровский изобрел стереофотоаппарат. Подполковник российской армии И. Филипенко в 1885 году сконструировал фотоаппарат и устройство для проявления фотопластин на свету, которые помещались в небольшом чемодане. В 1894 году фотограф Н. Яновский изобрел фотографический аппарат, позволяющий представить движущийся объект в виде серии моментальных фотографий, отражающих отдельные фазы движения.
Особенно важным стало применение фотографии в военных целях. Возникновение воздушного фотографирования в России относится к 18 мая 1886 года, когда поручик русской армии А. Кованько в свободном полете воздушного шара произвел фотосъемку с высоты 800 метров в районе Петербурга. Были сконструированы аэрофотоаппараты с объективами, имеющими фокусные расстояния от 21 до 100 см, которые с успехом были применены во время русско-японской войны для уточнения топографических карт. Чуть позже, в 1890 году лейтенант русской армии Н. Апостоли для целей морской фоторазведки сконструировал двухобъективную фотокамеру, верхняя часть которой позволяла осуществлять наводку на резкость по матовому стеклу, а визирование проводилось во время фотосъемки нижней частью фотокамеры. Обе части камеры имели одинаковые фотообъективы, которые были взаимосвязаны между собой кремальерным устройством.
Многие русские фотографы-изобретатели стремились расширить возможности фотографии как вида искусства. В связи с этим необходимо вспомнить Ивана Болдырева. Изучая законы оптики и испытывая различные комбинации стекол, Болдырев достиг большого успеха. Во время поездки в Крым он испытал свой короткофокусный фотообъектив, позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу, и получил хорошие результаты, о чем и сообщил фотографическому отделу Русского технического общества.
По рекомендации этого отдела фотообъектив Болдырева в 1878 году был испытан в фотоателье фотографа А. Деньера и показал удивительный результат. Однако чиновники отказали изобретателю в отправке «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж. Потерпев неудачу при внедрении в практику своего короткофокусного фотообъектива, Болдырев занялся разработкой гибкой прозрачной «смоловидной» пленки взамен бьющегося стекла, которое являлось основой для фотопластин. Это изобретение демонстрировалось на Всероссийской промышленной выставке в 1882 году, но эксперты, представлявшие бюрократическую верхушку, не заметили его. Кроме того, Болдырев в 1889 году сконструировал точнодействующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже». С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора И. Болдырев достиг заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов.
Фотографии из «Донского альбома» Ивана Болдырева.
Среди фотографов-художников начала XX века выделялся своими жанровыми снимками на темы крестьянской жизни Сергей Лобовиков. Будучи участником многочисленных международных выставок, он удостоился наград на Всемирной выставке в Париже, первой Международной выставке фотографии в Петербурге, Дрезденской выставке (1909), в Будапеште (1910), на Гамбургской фотовыставке. Фотомастер был членом-корреспондентом Дрезденского общества развития фотографии, а в 1910 году стал почетным членом Лондонского фотографического салона.
Сергей Лобовиков (1870-1941)
Домовница. Сергей Лобовиков.
Портрет отца Ф. И. Шаляпина. Сергей Лобовиков.
В первом десятилетии прошлого века большой вклад в русскую портретную и жанровую фотографию внесли многие известные и талантливые фотографы: К. Даутендей, В. Каррик, К. Бергамаско, К. Шапиро, М. Панов, Д. Никитин, А. Бунте, М. Ревенский, И. Хмелевский, Н. Чарушкин, А. Карелин, С. Соловьев, Н. Барщевский, А. Трапани, С. Лобинов, К. Булла, Н. Свищов-Паола, М. Наппельбаум и др. В начале XX века в работах фотомастеров все еще заметно влияние живописи. Подтверждением этому служит необычайная популярность в России так называемых «крашенок» (раскрашенных фотографий). Раскраска проводилась вручную с помощью кисти и красок. Она приближала фотографии к любимому народом жанру портретной миниатюры.
Пример раскрашенной фотографии. Федецкий Альфред Константинович (1857-1902).
В советское время раскрашивание черно-белых фотографий приобрело определенный смысл. Раскраска, предназначенная для тиражирования, становилась идеологическим инструментом. Ярким примером этому служит «Портрет И.В. Сталина» (фотограф И.Шагин, художник В. Семенов, после 1945 года). Этот портрет был широко известен во всем мире, в СССР он расходился миллионными тиражами. Везде он аннотировался как фотография, но именно живопись художника, сгладившая оспины лица «вождя народов», придавшая ему здоровый румянец и золотистый «божественный» оттенок кожи, формировала образ. Но зритель доверял фотографии, фотографическая основа рождала уверенность в правдивости изображения.
Портрет Сталина. 1952 г. Фотограф Иван Шагин, художник Виктор Семенов
Изготовление крашенок стало своеобразным бизнесом для провинциальных фотографов, которые переснимали старые маленькие фотографии на большой формат и раскрашивали их анилиновыми красителями, удовлетворяя желание заказчиков превратить разрозненные портреты родственников в семейный пантеон. В этих крашенках образ распадался на две составляющие, документальную основу, часто очень неважного качества, и анилиновую розово-голубую идиллию, напоминающую по колориту церковные росписи XIX века.
В конце 1930-х гг. российская фотография оказалась в том же плачевном положении, что и вся российская культура. Железный занавес наглухо изолировал ее от международной художественной жизни, а внутри страны социально поощряем был лишь соцреалистический фоторепортаж, призванный обслуживать тоталитарную государственную систему. Расцвет «искусства» ретуши фотографии совпал с уходом со сцены всех основных направлений русской художественной фотографии.
Современная российская фотография — понятие непростое. Если фотография советского периода 1970–1980-х гг. еще поддается систематизированному анализу (чаще всего в тесной связи с социальной атмосферой в стране тех лет), то фотография сегодняшних дней до сих пор практически никак не позиционировалась. Между тем, вторая половина 1990-х гг. является очень важным периодом фотографической ситуации в России.
На это время в жизни страны приходятся перемены, напрямую на ней сказавшиеся: прорыв в отечественное культурное пространство «либеральных ценностей» через современное западное искусство, кинематограф, телевидение, глянцевые журналы. Появилась возможность сравнивать, выбирать и делать выводы.
Петр Ангарский
http://www.connect.ru/article.asp?id=3405
История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию.
___________________________
Читайте также:
Ольга Родионова — модель Ньютона и Лашапеля.
История развития фотографии (1604 — 1991 гг.) timeline
Эти законы позже положили начало теории линз, следуя которой итальянский физик Галилео Галилей изобрел первый телескоп для наблюдения за небесными телами. Принцип преломления лучей был установлен, но сохранять полученные изображения на отпечатках ещё могли.
В ней падающий свет обрабатывался асфальтовым лаком (аналог битума) на поверхности из стекла. При помощи асфальтового лака изображение приобретало форму и становилось видимым. Таким образом впервые в истории развития фотографии и всего человечества картину создавал не художник, а падающие лучи света в преломлении.
При помощи камеры-обскура Ньепса смог с помощью негатива улучшить качества фотоизображений. После появления этого новшества снимки стало возможным копировать. Тальбот сделал свою первую фотографию, на котором было изображено его собственное окно с четко просматриваемой оконной решеткой. Позже он написал доклад, в котором называл художественное фото миром прекрасного, так Тальбот заложил в историю фотографии один из будущих принципов печати фотографий.
Принцип работы этого фотоаппарата заключался в следующем, на штатив закреплялся крупный ящик с непрониаемой для света крышкой сверху, но через которую была возможность вести наблюдение. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал формировалось изображение.
В будущем, название «Kodak» стало брэндом крупной компании. Самое интересное, что название не имеет сильной смысловой нагрузки, все напросто Истман решил придумать слово, которое начинается и заканчивается на одну и ту же букву.
Эти пластины позже стали основоположниками будущего цветной фотографии.
Это дало возможность получать небольшие негативы и печатать крупные изображения лишь интересующих снимков. Спустя 2 года фотоаппараты фирмы «Leica» вышли в массовое производство.
Но еще длительное время при печати их необходимо было отдавать на доработку после проявки где уже накладывались цветные компоненты во время проявки.
Всего лишь нужно было подождать несколько минут, чтобы на пустом отпечатке появились контуры изображений, а затем проступала целиком цветная фотография хорошего качества. Еще последующие 30 лет универсальные фотоаппараты Polaroid станут занимать ведущие места в истории фото, чтобы уступить эпохе цифровой фотографии.
Позднее к 80-м годам фотоаппараты начали снабжаться ж/к панелями, которые показывали пользователю программные установки и режимы фотокамеры. Эра цифровой техники только начиналась.
Снятое видео сохранялось на гибком перезаписывающемся флоппи-диске, который можно было много раз стирать для новой записи.
Фотокамера обладала 16Mb внутренней памяти.
История зарубежного телевидения
Средства получения видеоинформации
История CorelDRAW
Я жевачка Бабл Блю
История развития хранения информации
История компьютерных игр
Хронология развития криминалистики
История компьютерных игр
Mercedes-Benz. История компании
История создания MERCEDES-BENZ
Книгопечатание в Европе
История зарубежного телевидения_Артёмова
Эволюция детских игрушек
Эпоха НТР — работа команды Три плюс Один
История зарубежного телевидения
Развитие «Информационного общества» в мире
Развитие компьютерной графики
История зарубежного телевидения
Эволюция робототехники
История создания компьютерных игр
компьютерные игры
Телевидение
История компьютерных игр
История Kodak
История развития ОС MS-DOS
История развития автомобильного транспорта
История Игр
Человекоподобные роботы)
Модный дом Prada
Компания Nintendo
Развитие топливных элементов
Лучшие книги об истории и влиянии фотографии
Несколько лет назад я изучал фотографию в Цюрихском университете искусств. С того времени я до сих пор дорожу информацией об истории фотографии, которую мне дали. И множество дискуссий о значении и влиянии среды, которые у нас будут. Если вас это тоже интересует, вот книги, которые нам рекомендовали во время учебы. Они действительно дали мне прекрасную перспективу и обзор этой увлекательной визуальной формы искусства.
Столетия достижений в области химии и оптики, включая изобретение камеры-обскуры, подготовили почву для первой в мире фотографии.
В 1826 году французский ученый Жозеф Нисефор Ньепс сделал эту фотографию под названием Вид из окна в Ле Гра, в загородном доме своей семьи.
С тех пор фотографический процесс стал быстро улучшаться. Сначала фотография использовалась в основном для записи экзотических пейзажей и портретов.
Только в 1940-х годах фотография официально считалась формой искусства в Соединенных Штатах. Мнение, которое вскоре разделили искусствоведы всего мира.
В основном это американский фотограф и арт-промоутер Альфред Стиглиц, муж известной художницы Джорджии О’Киф, которому приписывают признание фотографии как вида искусства.
Затем, с развитием технологий и времени, фотография стала средством, которое завладело все большим количеством аспектов нашей повседневной жизни. В настоящее время мы даже не можем представить себе мир без фотографии.
На протяжении многих лет это также побуждало философов и художников к более глубоким размышлениям о том, что фотография значит для нас, и как ее можно использовать и злоупотреблять для передачи сообщения.
Если вы хотите узнать больше об истории фотографии, а также о философских дискуссиях, связанных с ней, я настоятельно рекомендую все эти книги:
1. История фотографии – Бомонт Ньюхолл задняя крышка:
«История фотографии давно признана классическим вкладом в изучение искусства фотографии. Бомонт Ньюхолл создал самую деликатную и тщательную историю медиума, показанную глазами тех фотографов, которые сформировали наше видение и понимание нашего общества с помощью фотографии».
«Используя более двухсот иллюстраций работ крупных фотографов, таких как Хилл и Адамсон, О’Салливан, Кэмерон, Атже, Эмерсон, Стиглиц, Уэстон, Адамс, Ланге и Эванс, автор представляет увлекательное, всестороннее исследование значимые тенденции и события в среде с момента появления первых фотографий в 1939».
2. О фотографии — Сьюзан Зонтаг
О фотографии — это сборник эссе Сьюзен Зонтаг 1977 года. Первоначально она появилась в виде серии эссе в New York Review of Books в период с 1973 по 1977 год. Зонтаг приводит множество примеров современной фотографии. Среди них она сравнивает работу Дайан Арбус с документальной фотографией эпохи депрессии, созданной по заказу Управления безопасности ферм.
3. Camera Lucida – Ролан Барт
Camera Lucida (французский язык: la chambre claire) – это короткая книга, опубликованная в 1980 году французским литературным теоретиком и философом Роланом Бартом. Это одновременно исследование природы и сущности фотографии и восхваление покойной матери Барта. В книге исследуется воздействие фотографии на зрителя (в отличие от фотографа, а также от фотографируемого объекта, который Барт называет «спектром»).
4. Краткая история фотографии – Вальтер Беньямин
В своем эссе «Краткая история фотографии» (1931) Вальтер Беньямин не стремился вести хронику развития фотографии. Скорее, он размышлял о важных последствиях изобретения фотографии для мировой культуры: «Примерно в то же время, когда формировалась технология воспроизведения, менялась концепция великих произведений. Их уже нельзя рассматривать как произведения отдельных людей. Они стали собирательными образами, настолько мощными, что способность их ассимилировать связана с условием уменьшения их в размерах».
5. Произведение искусства в эпоху механического воспроизведения – Вальтер Беньямин
Произведение искусства в век механического воспроизведения (1935) Вальтера Беньямина – это эссе культурной критики, в котором предлагается и объясняется что механическое воспроизведение обесценивает ауру (уникальность) произведения искусства. Что в эпоху механического воспроизводства и отсутствия традиционной и ритуальной ценности производство искусства будет по своей сути основано на политической практике. Написано во время нацистского режима (1933–1945) в Германии эссе Беньямина представляет теорию искусства, которая «полезна для формулирования революционных требований в политике искусства» в обществе массовой культуры.
6. Фотография: история культуры – Мэри Уорнер Мариен
На задней обложке:
«Охватывает всю историю медиума, от его раннего развития до современной практики, и дает целенаправленное понимание культурного контексты, в которых жили и работали фотографы, это остается всеохватывающим исследованием».
«Мэри Уорнер Мариен обсуждает фотографию с действительно глобальной точки зрения и рассматривает обширную коллекцию изображений через призму искусства, науки, путешествий, войны, моды, средств массовой информации и отдельных фотографов».
«Помимо установленного канона Европы и Соединенных Штатов, также включены ключевые работы из Латинской Америки, Африки, Индии, России, Китая и Японии. Обсуждаются профессиональные фотографы, любители и художественные фотографы: поля «Портрет» посвящены выдвижению на первый план важных личностей, а поля «Фокус» посвящены конкретным культурным дебатам».
«Эта незаменимая книга, представляющая собой богатый и яркий рассказ об истории фотографии в существенном культурном контексте, показывает, как фотография определяла, формировала и обостряла наше восприятие мира».
Другие работы Лайама Кленка:
Прославление природы и культурного наследия: искусство земли Андорры
Краткая история движения ленд-арт / земное искусство
Присоединяйтесь к театру
Искусство Жизнь, чтобы получить доступ к неограниченному количеству статей, наш глобальный карьерный центр , дискуссионные форумы и руководство по ресурсам для профессионального развития. Ваши инвестиции помогут нам продолжать налаживать связи по всему миру в сфере живых развлечений и создавать это сообщество для профессионалов отрасли. Узнайте больше о наших планах подписки.Любите писать или хотите что-то сказать? Станьте участником Театра
Искусство Жизнь. Присоединяйтесь к нашему сообществу лидеров отрасли, занимающихся артистическими, творческими и техническими должностями по всему миру. Посетите нашу страницу CONTRIBUTE, чтобы узнать больше или отправить статью.Хронология истории фотографии Гарварда
1826 : Нисефор Ньепс делает первую сохранившуюся фотографию.
1839 : В Париже объявлено об изобретении дагерротипа Луи Жаком Манде Дагером
Первый публично объявленный фотографический процесс, дагерротип, позволил получить уникальные и изысканно детализированные изображения. Гарвардский ботаник Аса Грей собрал дагерротипы своих коллег, в том числе этот портрет своего наставника Джона Торри.
Подпись к изображению: фотограф неизвестен, 9 лет0009 Джон Торри , ок. 1840 г., дагерротип на четверть пластины, Asa Gray Papers и Daguerrotypes в Гарварде. Предоставлено архивами Grey Herbarium.
1839 : Уильям Генри Фокс Талбот публикует свой фотографический процесс в «Некоторых отчетах об искусстве фотогеничного рисунка».
1841 : Уильям Генри Фокс Талбот представляет калотип, дальнейшее усовершенствование своего процесса преобразования негатива в позитив.
Процесс калотипии значительно повысил фотографическую чувствительность негатива и сократил необходимое время экспозиции в камере до секунд.
Подпись к изображению: Уильям Генри Фокс Талбот (1800-1877, Великобритания), Витрина модистки , до января 1844 года, отпечаток на соленой бумаге с калотипного негатива. Предоставлено Гарвардским художественным музеем.
1842 : Сэр Джон Гершель изобретает процесс цианотипии
Подпись к изображению: фотограф неизвестен, Menu du 2 Mars , ок. 1880 г., цианотипия на карточке Виктории, коллекция Эдварда Бэнгса Дрю. Предоставлено Гарвардской библиотекой Йенчинга.
1847 : Студия Саутворта и Хоуза создает дагерротипы, сделанные в Массачусетской больнице общего профиля, ранних операций с использованием эфира в качестве анестезии в Массачусетской больнице общего профиля.
Ранняя медицинская фотография включала документирование операций и видов патологии.
Подпись к изображению: Саутворт и Хоуз (работал в 1843-1861, американец), Ранняя операция с использованием эфира , 1847, дагерротип с цельной пластиной, Дагерротипы в Гарварде. Предоставлено Гарвардским художественным музеем, предоставлено архивами и специальными коллекциями Массачусетской больницы общего профиля.
1848 : Братья Лангенхейм из Филадельфии представили первый слайд для фотофонаря.
Расширяя полезность фотографии и делая ее пригодной для развлекательных и образовательных целей, слайды с фонарями просуществовали до 1950-х годов.
Подпись к изображению: Глисон, Герберт Венделл (1855-1937, американец), Цветущие яблони (Malus) вдоль Форест-Хиллз-роуд , Дендрарий Арнольда, ок. 1925 г., раскрашенная вручную горка для фонаря. Предоставлено садоводческой библиотекой Arnold Arboretum.
1849 : сэр Дэвид Брюстер, изобретатель калейдоскопа в 1816 году, разрабатывает линзовый стереоскоп, который позволяет легко просматривать стереографические фотографии через ручное устройство.
Стереограммы, сделанные из двух почти идентичных изображений, соединенных вместе для создания иллюзии единого трехмерного изображения, стали популярным развлечением в салонах с 1850-х по 19-е годы XIX века. 20 с. Этот формат также имел полезные приложения для искусства и науки.
Подпись к изображению: Александр Гарднер (1821-1882, шотландец), солдат Конфедерации, который после ранения дотащился до небольшого оврага на склоне холма, где и умер , 1862, альбуминовый отпечаток на стереографической подставке. Предоставлено библиотекой Гарвардской школы права.
1850 : Луи Дезире Бланкар-Эврар объявляет о методе создания альбуминовых отпечатков
Фотографы с готовностью приняли новую бумагу для печати Бланкар-Эврар. В 1866 году British Quarterly Review подсчитал, что только в Англии шесть миллионов яичных белков ежегодно использовались для производства альбумина для мелования бумаги.
Подпись к изображению: Фрэнсис Фрит (1822-1898, британец), Суэц, 1857 г., альбуминовый отпечаток, пластина 28 в Каир, Синай, Иерусалим и пирамиды Египта: серия из шестидесяти фотографических видов Фрэнсиса Фрита.
Предоставлено Гарвардской библиотекой изящных искусств, специальные коллекции.
1851 : Фредерик Скотт Арчер представляет процесс мокрого коллодия.
Требующий меньше времени для экспонирования и менее дорогой, чем дагерротипы, процесс коллодия с мокрой пластиной обеспечивает более высокий уровень детализации и четкости. Он оставался доминирующим процессом негативного стекла в Соединенных Штатах, пока в 1880-х годах его не заменил процесс с использованием сухих желатиновых пластин.
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, Авария на мосту Мерримак-Стрит, Ньюберипорт, Массачусетс, Восточная железная дорога , 1873 год, мокрый негатив из коллодиевого стекла, Коллекция железнодорожных фотографий и эфемеров Гарри Чика. Предоставлено библиотекой Бейкера, Гарвардской школой бизнеса, исторические коллекции.
1852 : Джон Адамс Уиппл снимает дагерротипы луны с помощью телескопа обсерватории Гарвардского колледжа, одного из крупнейших телескопов в мире в то время.
Среди первых успешных наблюдений Луны через телескоп дагерротипы Джона Адамса Уиппла открыли эру астрономической фотографии.
Подпись к изображению: Джон Адамс Уиппл (1822-1891, американец), Вид на Луну , 1852, дагерротип на четверть пластины, Дагерротипы в Гарварде. Предоставлено библиотекой обсерватории Гарвардского колледжа.
1854 : Джеймс Энсон Каттинг из Бостона впервые публикует термин амбротип в своем патенте 1854 года на «Улучшенный процесс фотографирования на стекле».
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, Man at Niagara Fall s, 1858, амбротипия из цельной пластины, Коллекция ранних фотографий Харрисона Д. Хорблита. Предоставлено библиотекой Хоутона, Департамент печати и графики.
1854 : Формат визитной карточки популяризируется Андре-Адольфом-Эженом Дисдери из Парижа, студии которого покровительствовала элитная клиентура, включая императора Наполеона III.
К 1870-м годам визитные карточки составлялись миллионами по всему миру и часто собирались в альбомы для домашнего просмотра. По размеру визитная карточка, похожая на обычную визитную карточку того периода, состояла из фотографии, обычно альбуминовой печати, наклеенной на карточку размером примерно 4 x 2,5 дюйма (10 x 6 см).
Подпись к изображению: Андре Адольф Эжен Дисдери (1819-1889, французский), Шарль Луи Наполеон Бонапарт (1808-1873), император Наполеон III, 1859? Библиотека: Cartes de Visite. Предоставлено Гарвардской библиотекой изящных искусств, специальные коллекции.
1856 : процесс tintype запатентован в США американским ученым, фотографом и астрономом Гамильтоном Смитом.
Также известный как ферротип, тинтайп был недорогой альтернативой дагерротипу. Часто сделанные странствующими уличными фотографами и почти всегда использовавшиеся для портретной фотографии, тинтайпы были популярны в Америке до начала 20 века.
Подпись к изображению: Майрон Х. Кимбалл (американец), Мужчина в соломенной шляпе , между 1857 и 1859 годами, раскрашенная вручную жестяная машинка из латунного мата, Коллекция ранней фотографии Харрисона Д. Хорблита. Предоставлено библиотекой Хоутона, Департамент печати и графики.
1863 : Феличе Беато, один из первых военных фотографов и фотожурналистов, прибывает в Йокогаму, Япония.
Через восемь лет после фотографирования Крымской войны Феличе Беато открыла студию в Иокогаме. Его работы оказали большое влияние на японскую сувенирную фотографию, или Йокогама сясин, и он стал одним из самых известных западных фотографов в Японии.
Подпись к изображению: Беато, Феличе (1832–1909, итало-британец), Японское барахло , 1867?, Альбуминовый отпечаток в альбоме, Ранняя фотография Японии. Предоставлено Гарвардской библиотекой изящных искусств, специальные коллекции.
1866 : Кабинетные фотографии представлены в США.
Фотографии в кабинете постепенно вытеснили по популярности визитные карточки. Часто это были студийные портреты, на обороте которых был отпечаток фотографа. Формат кабинетной карты размером примерно 6,5 x 4,25 дюйма (16,5 x 10,5 см) был популярен до начала века.
Подпись к изображению: Теодор С. Марсо (1860-1922, американец), Маргарет Уорд Эллис, возраст около 8 лет , ок. 1888 г., альбуминовый оттиск на карточке шкафа. Предоставлено Домом-музеем генерала Артемаса Уорда.
1869 : Пикториалистское движение процветало как стиль фотографии с конца 1860-х до начала 1900-х годов.
Кэролайн Хаскинс Гурри управляла фотостудией в Гонолулу и добилась признания за свои портреты гавайских детей смешанной расы в стиле пикториализма.
Подпись к изображению: Кэролайн Хаскинс Гурри (1878-1927, американка), Ткач , между 1905 и 1909 годами, тонированная серебряно-желатиновая печать, чистые и смешанные гавайцы. Предоставлено библиотекой Tozzer.
1874 : Серебряно-желатиновая бумага становится коммерчески доступной.
Широкое использование серебряно-желатиновой бумаги в 1890s сделали его самым распространенным процессом черно-белой фотопечати 20-го века.
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, Маргарет Вессел Пирсол и друзья в Ruggles Point , ок. 1908 г., серебряно-желатиновая печать, Anne Murray Morgan Papers. Предоставлено архивом колледжа Рэдклифф.
1877 : Эдверд Мейбридж разрабатывает быстродействующий затвор и приступает к изучению движений человека и животных.
Подпись к изображению: Эдверд Мейбридж (1830–1904, британец), , передвижение животных, , 1887, коллотип. Предоставлено Гарвардским художественным музеем.
1885 : французский криминолог и антрополог Альфонс Бертильон представляет современную фотокамеру.
Работая в парижской префектуре полиции, Бертильон включил стандартизированные фотографические портреты в обширные файлы, которые он создал для выявления преступников. Его система вскоре была принята полицией Великобритании, Европы и США.
Подпись к изображению: Офис главного юрисконсульта армии США по военным преступлениям, Гюнтер Небелун г, 1947?, Серебряно-желатиновая печать, Дело 3 военного трибунала Управления правительства США по Германии (OMGUS) [Нюрнбергского процесса] Коллекция фотографий. Предоставлено библиотекой Гарвардской школы права.
1888 : Джордж Истман продает корпусную камеру Kodak № 1 под слоганом: «Вы нажимаете кнопку, мы делаем все остальное».
1897 : Компания JB Millet из Бостона публикует издание Япония: описание и иллюстрации, сделанные японцами , иллюстрирующее многотомный набор, содержащий примерно миллион оригинальных фотографий.
Дж. Б. Милле был одним из последних издателей, проиллюстрировавших книгу оригинальными фотографиями. Вместо того, чтобы использовать более быстрые и менее дорогие фотомеханические процессы, издатель поручил студии японского фотографа Тамамура Кодзабуро изготовить раскрашенные вручную альбуминовые отпечатки для своего шедевра по истории и культуре Японии.
Подпись к изображению: Тамамура Кодзабуро (1856-1923?, Японец), Торговец с тележкой, полной бамбуковых корзин, мётел и других товаров , ок. 1894 г., раскрашенная вручную альбуминовая печать, Япония: описания и иллюстрации японцев, Imperial Edition, Volume XII. Предоставлено Гарвардской библиотекой изящных искусств, специальные коллекции.
1898 : Alta-Vista представляет первую серийную американскую панорамную камеру.
Первые панорамные фотографии появились еще в 1845 году, но Alta-Vista и Kodak Panoram № 4, представленные в 1899 году, позволяли любителям делать небольшие панорамы размером не более 12 дюймов с использованием рулонной пленки и без штатива.
Подпись к изображению: Джордж Ф. Слейд-младший (1874-1955, американец), Lake Sunapee, NH , ок. 1900 г., серебряно-желатиновый отпечаток на картонной оправе, Коллекция фотографий Джорджа Августа Гарднера. Предоставлено Научной библиотекой Кэбота.
1900 : Eastman Kodak представляет камеру Brownie по розничной цене один доллар.
Возможно, самая популярная камера 20-го века, простая в использовании и недорогая Kodak Brownie значительно расширила рынок любительской фотографии, что привело к появлению поколений фотографов, которые часто собирали свои фотографии в альбомы.
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, Теодор Рузвельт стоит над трупом медведя в окружении собак , 1905 год, серебряно-желатиновый отпечаток в альбоме C.E. Emery Souvenir Kodak Album об охоте президента Рузвельта на медведя в Колорадо. Предоставлено коллекцией Теодора Рузвельта, библиотека Гарвардского колледжа.
1903 : Изобретение самолета братьями Райт произвело революцию в аэрофотосъемке.
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, аэрофотоснимок Гарвардского стадиона и его окрестностей , 1907 год, серебряно-желатиновый отпечаток. Предоставлено архивом Гарвардского университета.
1906 : JP Morgan финансирует Эдварда Кертиса для документирования традиционной культуры североамериканских индейцев.
Проект Кертиса состоял из 20 томов, каждый из которых сопровождался портфолио крупноформатных фотогравюр. Первый том «Североамериканских индейцев» вышел в 19 году.07, а в 1930 году были наконец опубликованы последние два тома, завершившие почти тридцатилетнюю работу. Всего было напечатано 272 комплекта.
Подпись к изображению: Эдвард Шериф Кертис (1868-1952, американец), Охотник на морских выдр , 1915, фотогравюра. Предоставлено Гарвардским художественным музеем.
1907 : во Франции братья Люмьер внедряют процесс автохромирования.
Автохром, первый коммерческий цветной процесс, стал популярным среди фотографов-любителей и оставался доступным до конца 1930-х годов.
Подпись к изображению: Джордж Генри Сили (1880-1955, американец), Натюрморт с тканью, вазой и глиняной посудой , 1908?, автохром. Предоставлено Гарвардским художественным музеем.
1924 : Сюрреалистическая фотография представлена в публикации Андре Бретона Манифест сюрреализма
Уэльский фотограф Ангус МакБин использовал такие приемы, как фотомонтаж, чтобы создать этот сюрреалистический портрет Одри Хепберн.
Подпись к изображению: Ангус МакБин (1904-1990, валлийский), Одри Хепберн , 1950, серебряно-желатиновый отпечаток. Фотографии Ангуса Макбина. Предоставлено Гарвардской театральной коллекцией.
1925 : Leica I становится первой практичной и коммерчески успешной 35-мм камерой
Подпись к изображению: Мильман Пэрри (1902–1935, американец) или Альберт Бейтс Лорд (1912–1991, американец) (снято 35-мм камерой Leica), , на дороге Призрен-Скопье, Македония, «Цыганская гадалка», между 1933 и 1935 гг., серебряно-желатиновая печать. Предоставлено собранием устной литературы Милмана Пэрри, библиотека Уайденера.
1934 : выставка Национального альянса искусства и промышленности в Нью-Йорке представляет рекламные и промышленные фотографии в обстановке изобразительного искусства.
К 1930-м годам фотография стала предпочтительным средством для большей части печатной рекламы, и новое поколение фотографов применило модернистский подход к своей коммерческой работе.
Подпись к изображению: Джон Пол Пеннебейкер (1903–1953, американец), Sealed Power поршневые кольца , ок. 1930 г., серебряно-желатиновая печать, 1934 г. Собрание выставок Национального союза искусства и промышленности. Предоставлено Историческими коллекциями библиотеки Бейкера, Гарвардская школа бизнеса.
1935 : Eastman Kodak представляет Kodachrome, первую цветную прозрачную пленку.
Подпись к изображению: Фотограф неизвестен, Собака сидит на скале на фоне моря , 1947 год, отпечаток Кодахром, Документы Присциллы Дьюи Хоутон. Предоставлено Библиотекой Шлезингера по истории женщин в Америке, Институт Рэдклиффа.
1936 : Life Генри Люса, первый полностью фотографический американский новостной журнал, появляется в газетных киосках.
Подпись к изображению: Маргарет Бурк-Уайт (1904-1971, американка), фотограф журнала «Life» Маргарет Бурк-Уайт стоит с аэрофотоаппаратом перед бомбардировщиком «Летающая крепость» в Алжире, автопортрет , 1943 год, серебряно-желатиновая печать . Предоставлено Гарвардским художественным музеем.
1940 : Нью-Йоркский музей современного искусства открывает первый отдел фотографии в художественном музее и назначает Бомонта Ньюхолла директором.
1942 : Eastman Kodak разрабатывает процесс Kodacolor для изготовления цветных отпечатков с цветных негативов.
Подпись к изображению: Пол Чайлд (1902-1994, американец) Предоставлено Библиотекой Шлезингера по истории женщин в Америке, Институт Рэдклиффа.
1947 : Эдвин Лэнд представляет первую камеру моментальной печати Polaroid Land Camera Model 95, которая производит отпечатки примерно за 60 секунд.
Подпись к изображению: Неизвестный фотограф, Лилиан Гренекер, и неизвестный мужчина, сидящий в помещении, в парадной одежде , 1950 год, фотография, сделанная полароидом, Документы Лилиан Луизы Лидман Гренекер. Предоставлено Библиотекой Шлезингера по истории женщин в Америке, Институт Рэдклиффа.
1949 : Международный музей фотографии открывается в доме Джорджа Истмана в Рочестере, штат Нью-Йорк.
1955 : Эдвард Стайхен курирует выставку «Семья человека» в Нью-Йоркском музее современного искусства.
1962 : National Geographic , пионер печатных цветных фотографий, становится первым крупным американским периодическим изданием, опубликовавшим выпуск со всеми цветными фотографиями.
Подпись к изображению: Гордон В. Гаан (1945–1984, американец) (снято по заданию Национального географического общества), Ричард Лики верхом на верблюде, рядом идет мужчина с фотоаппаратом, озеро Рудольф, Кения , 1969, прозрачная пленка Ektachrome (35 формат слайдов мм), фотографии и статьи Гордона Уорда Гаана. Предоставлено Гарвардской библиотекой изящных искусств, специальные коллекции.
История развития фотографии: История фотографии в России. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.