Когда в Кургане появились первые фотоателье? — 23 июля 2022
Самое знаменитое здание фотосалона — дом купца Кочешева
Фото: ГАУК «Курганское областное музейное объединение»
Поделиться
В июле фотографы отмечали свой профессиональный праздник. 12 июля считается Днем святой Вероники, образ и деяния которой послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. В этом выпуске исторических заметок заведующая музеем истории города Кургана Татьяна Васильева расскажет о первых фотоателье, которые появились в нашем городе.
Появились они очень давно, примерно в 60-х годах XIX века. В марте 1868 года мещанином Иваном Григорьевичем Кропаниным была открыта первая в Кургане светописная мастерская (фотография), но затея была не очень удачная, и дело пришлось свернуть.
В октябре 1882 года саратовскому поселенцу Карлу Егоровичу Руди было разрешено открыть и содержать фотографическое заведение в нашем городе.
23 мая 1888 года германскому подданному Альберту Баху также разрешили открыть свое фотоателье.
В следующем году открывается еще две фотографии тобольского мещанина Шмуля Вишняка и курганского мещанина Дмитрия Прокопьевича Панкратьева.
В апреле 1913 года пензенский мещанин Владимир Алексеевич Карташов открыл свое фотоателье при электротеатре «Прогресс».
Реклама фотоателье
Фото: ГАУК «Курганское областное музейное объединение»
Поделиться
Но самым известным стал, конечно, фотографический салон, который в сентябре 1891 года открыл курганский купец Алексей Иванович Кочешев. Первоначально он снимал помещение у своих родственников — братьев Меньшиковых. Но позднее выстроил прекрасное здание в самом центре города.
Просторный современный павильон новой американской системы располагался на втором этаже двухэтажного здания на углу Дворянской и Думского переулка. Высокая стеклянная крыша над помещением салона позволяла использовать естественное дневное освещение. Кроме работы в стационарной фотографии, Кочешев много фотографировал по уезду.
Живописные «Кочешевские картины» крестьянского быта были удостоены серебряной медали Курганской сельскохозяйственной выставки 1895 года.
В 1919 году здание фотографии национализировали, а сам Алексей Иванович вместе с семьёй переехал в Новониколаевск.
Татьяна Васильева
Заведующая музеем истории города Кургана
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Другие статьи автора
«Елки украшали конфетами, шишками, орехами и свечами»: как Курган готовился к Новому году век назад?
11 декабря 2022, 00:00
Как Курган готовился к зимним праздникам век назад?
03 декабря 2022, 00:00
Какие необычные случаи были в работе пожарных в Кургане прошлого века?
26 ноября 2022, 00:00
все статьи автора
Станьте автором колонки.
Почитайте рекомендации и напишите нам!
ИсторияФотоФотографияФотосалон
- ЛАЙК2
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ1
Читать все комментарии
Гость
Войти
держатели для головы, прячущаяся мать и другие забытые приемы
В сороковые годы XIX века появились первые фотоателье. Это было только начало – вскоре любой человек, даже не имеющий возможности заказать портрет у художника, мог получить свое собственное изображение или фото своей семьи. Увы, жизнь распорядилась так, что ни Пушкин, ни Лермонтов у фотографа не побывали и не оставили после себя снимков. Но разглядывая фотокарточки тех, кто жил в позапрошлом столетии, можно увидеть любопытные детали.
О первых фото – без улыбки
Не вдаваясь в тонкости получения первых фотографий, следует отметить самое важное для «модели» того времени: речь об очень долгой выдержке. Настолько долгой, что первые годы снимки делали для целей географии, фотографируя неподвижные объекты вроде египетских пирамид или городских ландшафтов. Дагерротипный портрет требовал от человека нескольких минут полной неподвижности. Позже, с изобретением так называемого мокрого коллодионного процесса, выдержка стала намного короче, но все равно, чтобы фото не получилось смазанным, приходилось «замирать» на 10 – 30 секунд.
Фотографы могли использовать специальное приспособление. чтобы зафиксировать голову клиента. Источник: pinterest.com
Фотографы размещали своих клиентов в креслах с высокой спинкой и подголовником либо же использовали специальное приспособление – держатель, фиксатор для головы. Стоит отметить, что для качественного снимка требовалось и хорошее освещение. Фотостудию некоторые шутники в связи с этим сравнивали с комнатой пыток. К тому же, перед объективом не принято было улыбаться, главным образом из-за тех же ограничений по выдержке: улыбку долго не удержать, а значит, фото получится нечетким.
Улыбки на фото XIX века встречаются нечасто
Была и другая причина «серьезности»: фотопортрет долгое время воспринимался как обычный, просто более доступный, в отличие от посещения студии живописца. Поэтому к фотографированию подходили настолько же ответственно и торжественно, ведь и на холсте улыбку зафиксировать непросто и большинство лиц на портретах сохраняют серьезный вид. «Скажите cheeeeeese» – явление относительно новое, и в XIX веке такое не практиковалось.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Мода на траур в викторианской Англии: Как появилась и кому это было выгодно
Фото с детьми: хитрости позапрошлого века
Была, правда, категория клиентов фотоателье, которых не так просто было убедить хранить серьезность: речь о детях, которых, конечно же, тоже приводили фотографировать. В позапрошлом столетии прибегали к двум способам справиться с излишней детской активностью – оба довольно жуткие. Первый заключался просто-напросто в том, что перед ответственным мероприятием с участием фотографа малыш получал немного лауданума, опиума.
Второй связан с отдельным жанром в истории фотографии – «Спрятанная мать». Речь о снимках, на которых вроде бы запечатлены только дети, но, если присмотреться, можно увидеть фигуру или руки матери: например, кресло, в котором «сидит» ребенок, на самом деле – не мебель, а покрытая драпировками женщина, которая держит своего малыша на коленях. На некоторых фото мама просто отворачивает голову – так, чтобы не было видно ее лица. Интересно, что на таких фотографиях рассматривают в первую очередь то, что почти не видно, а не находящееся в центре внимания фотографа.
Детей придерживали или даже держали на руках матери, скрытые от фотографа драпировками
Причины, по которым именно так выстраивалась композиция в кадре в те времена, точно не известна. Возможно, все сводится к чисто практическому объяснению: зафиксировать ребенка на нужный для получения четкого снимка период времени может только мама, которая и делает это, стараясь остаться незамеченной, поскольку главный персонаж на фото предполагается один. Трудно сказать, только ли в этом объяснение. Есть версии и другие, вплоть до мистических; предполагается также, что таким своеобразным способом женщины избегали параллели с образом мадонны с младенцем.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Серия уникальных ретро фотографий, сделанных в США в первой половине XX века
Фотографии с «спрятанной матерью» до наших дней дошли в не самом лучшем состоянии: по всей вероятности, их часто носили при себе, то есть снимки эти были особенно дороги владельцам, которые не ограничивались обычным размещением фото в домашнем альбоме. Отдельный вариант снимка этого жанра – «посмертный портрет», post mortem, впрочем, в этом случае фотограф чаще снимал все семейство — и ушедшего, чей образ хотели сохранить, и живых.
Кто мог себе позволить фотографирование
Среди фотографов нередко встречались и женщины – эта работа была одной из немногих, что считались достойными представительниц среднего класса. И клиентами фотографа становились представители того же среднего класса: портрет кистью художника по-прежнему оставался роскошью, в отличие от посещения фотостудии. Но, впрочем, и фотографирование в XIX веке событием рядовым назвать было трудно: к нему готовились, ради него специально собирали всю семью вместе, даже заказывали или покупали наряды.
Примеры фото с тантамаресками
У мещан, дворян, купцов в домах обязательно были большие групповые снимки – они размещались в рамах в гостиных или в будуарах. Могли фотографироваться как всей семьей – включая, кстати, и животных, так и группой сослуживцев. Одинокий же клиент фотостудии мог рассчитывать и на некоторое творчество со стороны фотографа: например, создавался коллаж, в котором изображение лица заказчика вклеивалось в некий рисунок из журнала и который после редактирования вновь переснимался на фотоаппарат.
Те, кто мог позволить себе фотографию, могли и проявить фантазию при очередном визите в фотоателье
Распространенным вариантом сделать веселую фотографию были тантамарески, стенды для фотографирования с отверстиями для лица, которые и в наши дни используются для создания фото (обычно во время каких-либо развлекательных мероприятий). В XIX веке тантамарески устанавливали не только на пленэре, но и в студии, они могли использоваться и одновременно с фоном. На картоне или фанере рисовали лодку, театральную ложу, какую-то смешную фигуру, а позже – автомобили, самолеты. Зачем? Чтобы получилась какая-то история, чтобы было кому ее показать и рассказать.
А вот несколько редких исторических фотографий, на которых запечатлены известные люди и знаковые события
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Нравится
Фотопутешествие по Российской Империи. Ранние русские фотоальбомы. Коллекция принтов. Национальная библиотека России. Фотографии
Изобретение фотографии в середине XIX века предложило новый способ создания правдивых психологических образов и жанровых сцен. Фотография может показывать точную правду и при этом оставаться произведением искусства. Работы русских фотографов составляют обширную фотогалерею, запечатлевшую обширную Российскую империю. На фотографиях изображены леса, реки, горы и другие ландшафты, местные жители и архитектура, а также сцены из жизни деревень и городов.
Фотографии начали поступать в Императорскую публичную библиотеку (ныне Российская национальная библиотека) в середине 1850-х гг. В 1856 г. выдающиеся петербургские фотографы С. Левицкий и А. Шпаковский передали в дар Библиотеке портреты деятелей русской культуры. В 1885 году известный искусствовед В. Стасов подготовил каталог Фотографических и фототипических коллекций Императорской публичной библиотеки . В то время Библиотека уже насчитывала огромное количество фотографий. В. Стасов дал подробное описание наиболее редких и ценных предметов.
Фотография успешно использовалась учеными-исследователями и путешественниками при археологических раскопках и архитектурно-реставрационных работах.
В 1858 году Императорское географическое общество наградило малой золотой медалью Михаила Тулинова (1823-1889) за съемку Воронежской области и прилагаемый фотоальбом национальных типов и костюмов. В 1867 г. Петр Пятницкий (?-1882) изготовил Фотоколлекцию Древних Церквей и Типов Славян Европейской Турции , отвечая на общественный интерес к балканским славянам, которые тогда боролись против турецкого владычества. В альбоме из 80 прекрасных фотографий представлены пейзажи и религиозные сооружения, а также индивидуальные и групповые портреты славян Боснии и Герцеговины.
В 1865 году Андрей Денье (1820-1892), выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств, ежемесячно издавал Альбом фотографических портретов Их Величеств и Знаменитых Русских . Помимо портретов, в каждом выпуске есть фотографии, изображающие различные национальные типы России. Иногда это студийные снимки самого Денье — например, в мартовском номере есть группа самоедов. Иногда Денье использовал работы других мастеров: картина Джигиты на восточном берегу Черного моря в январском номере снято фотокорреспондентами Генштаба Кавказской Армии.
Шотландско-русский художник и фотограф Уильям Кэррик (1827-1878) делал очень удачные фотокопии картин, а также студийные снимки. Но он сделал себе имя как пионер русской фотографии с натуры. Каррик начал в 1860-х годах с серии «Уличные виды Петербурга и его предместий». Затем он посетил Новгородскую губернию, Финляндию и между 1871 и 1875 годами Поволжье. Он делал естественные фотографии людей, без позирования.
Стасов высоко оценил Туркестанский альбом , уникальный по огромной широте и размаху тем. Это издание крайне редкое, потому что было выпущено всего шесть экземпляров. Критик отмечает, что «ни одна другая часть нашей страны не была показана в такой исключительной полноте». Альбом состоит из четырех частей: археологической (т. 1, т. 2), этнографической (т. 3, т. 4), торговой (т. 5) и исторической (т. 6). Альбом дает яркое представление о регионе Центральной Азии. На изображениях изображены люди разных национальностей, их обычаи, обряды, празднества, игры и развлечения, ремесла и т. д.
Конечно, один фотограф не мог осуществить такой грандиозный проект в очень суровых условиях и в такой короткий срок. Снимки делались группой фотографов под руководством востоковеда А. Куна в течение двух лет. Работа закончена в 1872 году. Большинство фотографий принадлежат ташкентскому фотографу Н. Нехорошеву и военному фотографу поручику Г. Кривцову , снимавшим в основном виды и жителей Хивы и Коканда.
Особое внимание Стасова привлекает монументальное пятитомник Амур, Восточная Сибирь, Западная Сибирь и Урал , изданный Риккером в 1870-х гг. Она составлена из произведений разных мастеров. Стасов был впечатлен завораживающими пейзажами и прекрасными панорамными видами далеких городов. Фотографии дают «неиссякаемое богатство новых образов, совершенно незнакомых не только Европе, но и россиянам». Этнические фотографии также необычайно интересны и разнообразны. Сюжеты включают в основном людей в традиционных костюмах, с детьми, собаками, оленями, инструментами, рядом с их жилищами.
Дополнением к этому уникальному альбому является трехтомник Альбом Приамурья и Уссурийского края (Дальний Восток), выполненный местным фотографом В. Ланиным в 1875-187 гг. Третий том под названием Types and Figures, состоит из изображений жителей материковой части Юго-Восточной Сибири и острова Сахалин.
Автору другого альбома, в отличие от В. Ланина, не пришлось ни ездить с поисковыми отрядами в северный лес, ни идти по следам военных экспедиций, как Туркестан Альбом фотографов. Фото из серии Виды и виды 2-го Донского округа произведены Иваном Болдыревым (1850 — после 1917) на его родине. Изображения дают великолепное представление о повседневной жизни донских деревень, запечатлев внешний вид казаков, сцены военной службы и т. д. том 3 ) справедливо охарактеризован Стасовым как шедевр как в художественном, так и в техническом отношении. В нем представлено более 200 ракурсов и портретов, сделанных во многих уголках России фотографом французского происхождения Жаном Раулем. Было выпущено всего несколько полных копий альбома. Их распределяли среди королевских особ или крупных учреждений. Альбом, доступный в настоящее время в нашей библиотеке, изначально предназначался для датского короля Кристиана IX.
В 1878 году в Библиотеку поступил Альбом русских костюмов в подарок от бывшего министра внутренних дел Л. Макова. Уникальный альбом содержит 532 фотографии, собранные по всей России. Изображения способствовали разработке самой популярной военной формы с введением воинской повинности. Результатом стала не только большая коллекция мужских костюмов России, но и галерея мужских портретов коренных народов нашей необъятной страны. Эти фотографии – образцы лучших работ многочисленных фотоателье, известных мастеров: киевлян фотографировали Кордыш Иосиф (1824-1878 или 1896), Карелин Андрей (1837-1906) работал в Нижегородской губернии, Краевский М. — в Одессе, Хмелевский Иосиф (1849-1924) — в Виннице
В конце 1880-х — 1900-х годах фонд этнографических изображений пополнился значительным количеством фотографий. Достаточно упомянуть коллекцию из 87 крупноформатных фотографий Типы народов Востока (1890-е гг.), на которой изображены жители среднеазиатского региона, снимки народных праздников, религиозных обрядов, сцены обучения детей и т. д.
Восьмитомная фотоколлекция Дмитрия Ермакова (1845 или 1846-1916) — настоящая энциклопедия жизни на Кавказе. В 1870 году фотограф отправил свои виды турецкой Армении в Географическое общество в Санкт-Петербурге. Каталог фотографических видов и видов Кавказа, Персии, Европейской и Азиатской Турции , изданный в Тбилиси в 1896 году, содержал огромный список из восемнадцати тысяч фотографий. Любое изображение в каталоге было доступно для покупки.
В 1890-е годы член Русского фотографического общества в Москве Алексей Завадский выпустил альбом Виды Малороссии . Этот же регион (ныне Украина) изображен в Альбоме Малороссии , созданном в 1895 году Иосифом Кордышем .
Еще на заре фотографии талантливые любители начали конкурировать с профессионалами. Особенно интересен с этой точки зрения номер 9.0011 Альбом видов и видов Западной Сибири ( Алтайский альбом ), высоко оцененный Стасовым в его каталоге. Фотографии сделаны одной из первых женщин-фотографов Лидией Полторацкой , завоевавшей серебряную медаль РГО.
Многие исследователи, участники экспедиций и военные развивали навыки фотографа, обучаясь работе с фотоаппаратом. Не все любители смогли выйти на профессиональный уровень, но без их образов картина многонациональной России была бы неполной. Например, лейтенант 9.0011 Григорий Кривцов создал замечательный альбом под названием Виды и виды Хивинского ханства (1873), несмотря на суровые условия, в которых он жил и действовал. Фотографии не очень хорошо сохранились, но до сих пор представляют большую ценность для географов, этнографов и археологов.
Писатель и этнограф Михаил Круковский (1865-1936) представлен его фотохроникой двух этнографических съемок: в Беларусь в 1898 г. и на север Олонецкой губернии в 189 г.9. Коллекция Виды и виды Северо-Западной Монголии подготовлена в 1879 г. Александром Адриановым (1854-1920) во время экспедиции РГО. В библиотечный каталог также включены материалы по Енисею Петра Островских (1870-1940) , путешествовавших по крупнейшей из крупных сибирских рек в 1894 и 1897 годах.
Русское географическое общество активно привлекало студентов. Об этом свидетельствуют два альбома студента СПбГУ В. Костко , документирующие его поездку в Могилевскую область, сделанные в 1903 и 1904 годах по заданию Общества.
Многие российские фотографии экспонировались на всероссийских и зарубежных выставках и привлекли к себе самое пристальное внимание культурной общественности. Например, современники отмечали, что русский отдел пользовался большим успехом на Парижской международной географической выставке 1875 года. Этнограф В Майков пишет в своем отчете: десять раз, прося разрешения читать, делать выписки, делать снимки с рисунков, фотографий и карт. Десяток художников целыми днями в течение двух месяцев просматривали этнографические альбомы, из которых срисовывали разные портреты». Туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман поручил Туркестанский Альбом , награжден дипломом с отличием на выставке. Ж. Рауль , А. Карелин , И. Болдырев , Л. Полторацкая и другие в разное время удостоены множества высоких наград.
Таким образом, на основе растущего интереса к этнографической фотографии Публичная библиотека сформировала и продолжает пополнять обширную коллекцию этнографических изображений.
На фото: Ельцинские годы
Фотогалереи
Спустя три десятилетия после инаугурации Бориса Ельцина в качестве первого президента России снимки, сделанные его личными фотографами, дают захватывающий взгляд на президентство Ельцина и Россию в 1990-е годы.
1 Президента России Бориса Ельцина встречают традиционным подношением хлеба-соли во время визита в Красноярск в июле 1994 года.
2 Ельцин (справа) сидит с американским президентом Биллом Клинтоном в Гайд-парке, Нью-Йорк, 19 октября.95.
3
Ельцин обедает с Минтимером Шаймиевым, президентом Татарстана, август 1994 года.
Эти снимки были сделаны официальными ельцинскими фотографами между 10 июля 1991 года, днем начала президентства Ельцина, и 31 декабря 1999 года, когда Ельцин передал власть Владимиру Путину.
Фотографии — лишь некоторые из тысяч изображений, хранящихся в архиве
«Президентский центр Бориса Ельцина» — музейно-культурного центра, открытого в Екатеринбурге в 2015 году. 4
Ельцин с президентом ЮАР Нельсоном Манделой в Нью-Йорке во время празднования 50-летия Организации Объединенных Наций в октябре 1995 года. Ельцин потерял два пальца на левой руке в 11-летнем возрасте после того, как украл две ручные гранаты со склада и попытался разбить один молотком.
5 Ельцин позирует с группой моряков на юге России весной 1995 года.
6 Ельцин наносит макияж перед телеобращением в Кремле 19 августа.95.
7
Королева Англии Елизавета II беседует с президентом России во время своего визита в Россию в октябре 1994 года. Эта поездка стала первым визитом британского монарха в Россию после того, как отношения между двумя странами были испорчены убийством большевиками в 1918 году царя Николая II. и его семья. Русский царь приходился двоюродным братом деду королевы Елизаветы.
8 Ельцин слушает прямую трансляцию выступления премьер-министра Великобритании Джона Мейджора в Лондоне 19 сентября.94 во время официального визита президента России.
9
Ельцина встречают в татарстанской области России в мае 1994 года с тортом в форме башен кремля в Москве и Казани, столице Татарстана.
10 Королева Англии Елизавета II разговаривает с русским мужчиной во время прогулки с Ельциным по Красной площади в Москве 19 октября.94.
11 Президент Узбекистана Ислам Каримов встречается с Ельциным в Москве в марте 1995 года.
12 Ельцин носит традиционную одежду, подогнанную местными жителями во время поездки в город Кызыл на юге России, июнь 1994 года.
13 Ельцин на прогулке с президентом США Биллом Клинтоном в Неаполе, Италия, июль 1994 года.
14 Ельцин и Клинтон перед огромной Царь-пушкой в Кремле, январь 1994 года.
15 Зрители сидят на деревьях, чтобы посмотреть выступление Ельцина в Брянской области России, 19 января.92.
16
Ельцин и премьер-министр Японии Рютаро Хасимото (слева) на борту лодки с другими официальными лицами на реке Енисей в ноябре 1997 года. Справа от Ельцина частично виден Борис Немцов, убитый в 2015 году у стен Кремля.
17 Внушительный макет блюд представлен в сентябре 1997 года во время поездки в Орловскую область России.
18 Ельцин и король Швеции Карл XVI Густав проходят через почетный караул в Стокгольме, 19 декабря.97.
19 Ельцин приветствует Викторию, кронпринцессу Швеции, во время своего визита в страну в 1997 году.
20 Встреча президентов Беларуси Александра Лукашенко, Казахстана Нурсултана Назарбаева, Кыргызстана Аскара Акаева и Ельцина (слева направо) в Москве в октябре 1997 года.
21 Ельцин машет толпе во время открытия выставочного комплекса «Манеж» в Москве в сентябре 1997 года.
22 Ельцин отдыхает за игрой в бильярд во время отпуска в Карелии, 19 июля.97.
23
Ельцин с женой Наиной Ельциной в Кремле в 1997 году.
24
Мировые лидеры, включая британца Тони Блэра, президента США Билла Клинтона и канцлера Германии Гельмута Коля, позируют фотографу на крыше дома в Денвере во время встречи G8 в июне 1997 года.