ман рэй, man ray, фотограф, художник
«Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать», — так с немного пренебрежительным оттенком говорил Ман Рэй (1890-1976) о фотографии, но именно она и сделала его знаменитым. Он всячески пытался бунтовать против механических средств искусства, открывая всё новые и новые техники и изобразительные методы.
История в будущем знаменитого фотографа, художника и кинорежиссёра началась в 1897 году, когда семья Эммануэля Радницкого эмигрировала из Российской империи в Соединённые Штаты и поселилась в одном из районов Нью-Йорка – Бруклине. Мальчику тогда было 7 лет. Но только через 15 лет семья решилась взять себе фамилию Рэй во избежание антисемитских выпадов. Тогда же Эммануэль и выбрал себе имя Ман. И вскоре этому имени было суждено прославиться в качестве одного из самых влиятельных деятелей искусства ХХ века.
Конечно, для Ман Рэя путь в искусстве начался с живописи, в которой он немало экспериментировал, пробуя себя в абстракционизме, кубизме, футуризме и дадаизме. Он стал первым художником, который применил в работе распылитель краски – аэрограф. И это средство рисования стало пользоваться немалой популярностью с его подачи. Но вскоре в его жизнь ворвалась фотография, хотя и достаточно обыденным образом. Использовать фотоаппарат для того, чтобы снимать свои работы, посоветовал молодому художнику известный фотограф, меценат искусства и владелец галереи «291» в Нью-Йорке Альфред Стиглиц. Именно он стал главным наставником для Ман Рэя в фотографии. Так, для него открылся новый вид искусства, хотя и от других он не отказывался. Ман Рэй продолжал писать полотна и создавать объекты «ready-made» наряду со знаменитым мастером дадаизма Марселем Дюшаном. Позже, его произведение «Объект для уничтожения» стало культовым творением дадаизма. Однако, после не слишком удачной попытки вместе с Дюшаном создать периодическое издание, посвящённое американскому дадизму, Ман Рэй решил изменить жизнь радикально. Он переехал в Париж в 1921 г., бросив напоследок острую фразу: «Дада не может жить в Нью-Йорке!»
В Европе Ман Рэй присоединился к отборным кругам авангардного искусства, сведя знакомство с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Тристаном Тцара, Андре Бретоном, Полем Элюаром и многими другими. И выставки его пользовались популярностью, привлекая немало посетителей, но работы не имели коммерческого успеха. В итоге, Ман Рэй был вынужден обратиться к фотографии как средству заработка, предлагая свои услуги друзьям-художникам. Он фотографировал их за работой и после неё, делал снимки их жён, детей, любовниц, приятелей и клиентов. Постепенно слава фотографа распространилась на весь Париж и даже за его пределы. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно и престижно. Но поистине значимым событием для фотографа была встреча с королевой парижской богемы – Кики де Монпарнас, которая стала для него моделью, музой и любовницей. Именно она позировала Ман Рэю для одной из наиболее знаменитых его работ – «Скрипка Энгра». Это было одно из наиболее ранних и уникальных произведений в жанре сюр-фотографии.
20-е годы для Ман Рэя стали периодом непрекращающихся экспериментов, целью которых было запечатление образа, сохраняющего некоторую двойственность освещённого объекта. И именно свет стал главным материалом и темой его творчества. Так, с помощью счастливого стечения обстоятельств, ним были открыты методы рэйографии и соляризации, которые придавали его работам почти мистическое звучание. Уникальность рэйографов заключалась ещё и в том, что они создавались без помощи камеры. Объекты размещались на поверхности неэкспонированной плёнки, которая затем освещалась краткой вспышкой. В результате кадры давали хорошо очерченные белые формы на тёмном фоне. А эффекта соляризации фотограф добивался благодаря повторной экспозиции негатива, трансформируя очертания предметов и лица людей.
Но в своей работе Ман Рэй не ограничивался лишь авангардной фотографией, а и считался одним из лучших фотографов для модных журналов, среди которых были Harperʹs Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair.
Тем не менее, мастер был огорчён, что в Европе и Америке его знали преимущественно как фотографа, не отдавая должного его прочим художественным талантам. Из-за этого Ман Рэй на долгие годы забросил фотографию. Занимаясь в основном живописью и скульптурой, он делал лишь редкие исключения для фотоискусства. Несколько изменилась ситуация лишь когда в 1961 г. он получил золотую медаль Венецианского Фотобиеннале и позднее провёл выставки в Париже и Лос-Анджелесе.
Ман Рэй в своём творчестве всегда вёл бесконечную игру различных форм, жанров и материалов, где фотография проникала в живопись и наоборот. Но при этом он говорил, что главной его целью была «не имитация одного художественного языка посредством другого, а стирание граней как между высоким и низким искусством, так и между различными медиа».
Автор статьи: Нонна Довбыш
Комментарии
Автопортрет Ман Рэя в перспективе и в ракурсе
Книги
№81
Материал из газеты
Повествуя о себе, знаменитый сюрреалист не только подробно описывает свои работы, но и в мельчайших деталях дает увлекательную панораму эпохи
Валерий Леденев
20.03.2020
Ман Рэй. «Черное и белое». 1926.
Фото: MAN RAY TRUST
Автобиография Ман Рэя (1890–1976), фотографа и художника, близкого к дада и сюрреалистам, увидела свет в 1963 году и не переиздавалась до конца 1990-х. Ее русский перевод впервые опубликован в издательстве «Клаудберри» вслед за воспоминаниями Надара, похожими на сборник авантюрно-мистической прозы, и Роберта Капы, писавшего о Второй мировой войне.
В ряду мемуарных публикаций, относящихся к первой половине ХХ века, «Автопортрет» выделяется тем, что сочетает в себе субъективное и историческое измерения. Книга пестрит фактами из истории модернизма, ман-рэевские трактовки которых, что удивительно, не отличаются от принятых искусствоведами, а также случаями из частной жизни художника и его окружения. Все это ловко перемешано на 500 страницах и способно увлечь читателей с самыми разными запросами и ожиданиями.
При этом Ман Рэй признается, что выстроить целостную канву истории не входило в его задачи, и факты он порой излагает частично и по верхам. Не упоминая дат, перепрыгивая через десятилетия и, увы, упуская подробности, о которых хотелось бы узнать именно от него. Например, как его имя Эммануэль Радницкий сократилось до емкого Ман Рэй. Зато описывает посещение Арсенальной выставки — Armory Show (1913), открывшей Америке европейский модернизм, рассказывает историю «Фонтана» Марселя Дюшана, не принятого как экспонат на Салон независимых (1917), а еще комментирует экспозицию Международной сюрреалистической выставки в Париже (1938) со множеством решений, не уступавших современным кураторским практикам.
Ман Рэй. Автопортрет. СПб.: Клаудберри, 2020. 504 с.
Почти половина книги посвящена встречам с людьми: писателями, художниками, богемой тех лет. Портретная галерея Ман Рэя — панорама характеров, местами гоголевского типа. Он восхищается всеми, о ком пишет, отзывается о них с уважением и ценит их работы. Однако наделяет героев долей странности, представляя их как талантливых, но часто нелепых чудаков. Бранкузи — романтичный затворник, живущий взаперти в мастерской в самом центре Парижа, стилизовавший себя под дикаря и страдающий перфекционизмом во всем. Дюшан — молчаливый нонконформист, замкнутый эрудит, увлеченный шахматами больше, чем миром вокруг, и ради очередной партии манкирующий супругой в первую брачную ночь. Пикабиа — талантливый неумеха, не вписывающийся в действительность и не умеющий нравиться людям.
По-настоящему объемно автор передает атмосферу и быт времени: затхлый и консервативный Нью-Йорк начала века; бушующий Париж эпохи кубизма и сюрреализма; жизнь Франции, поделенной нацистами на оккупированную и неоккупированную зоны, откуда ему чудом удается бежать; послевоенный Голливуд, где он на время обосновался, и особенности нравов его обитателей. В этих пассажах Ман Рэй не гнушается самыми мелкими деталями и дает возможность буквально подышать воздухом того времени.
Чего Ман Рэй не замечает, так это возникновения нового витка современности, связанного с американским модернизмом в лице Поллока со товарищи. Об их существовании он, кажется, не подозревает и живет мыслями о Париже, куда все-таки возвращается после войны.
Факты, им сообщаемые, не всегда полны, но справедлива ли такая критика в адрес книги, главным героем которой остается сам художник (это определение ему намного ближе, чем фотограф)? На ее страницах он подробно описывает свои картины и задумки к ним: живопись для него важнее фотографии, по поводу которой он жалуется, что коммерческие заказы отвлекают от занятий искусством, хотя и позволяют безбедно существовать. Подробно пересказывает сюжеты фильмов, снятых им и его друзьями в период увлечения кино, историю возникновения и содержание работ в технике соляризации и рэйограммы, сделавших его известным. Наконец, излагает содержание собственных статей, мало кому сегодня известных и посвященных по большей части борьбе с предрассудками вокруг современного искусства.
Текст, написанный Ман Рэем как художником, воскрешает в памяти десятки изображений. И после прочтения автобиографии остается ощущение, что побывал на виртуальной выставке, которую никогда не видел в реальности.
Подписаться на новости
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Находки в Тоскане меняют представления об истории
Обнаруженные в древнеримских термах бронзовые скульптуры тесно связаны с этрусской цивилизацией. Археологические раскопки близ города Сан-Кашано-деи-Баньи позволили по-новому взглянуть на культурные и политические процессы в античную эпоху
10.04.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Светоносным кирпичам дарят вторую жизнь
В Государственном музее архитектуры имени А.В.Щусева инициировали возрождение технологии изготовления стеклянных кирпичей Фальконье, популярных на рубеже XIX–XX веков
07.04.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24. 03.2023
В Рейксмузеуме попытались понять, в чем очарование картин Яна Вермеера
Успех монографической выставки великого голландца в амстердамском музее был предопределен. Кураторам впервые удалось собрать под одной крышей рекордное число работ художника и раскрыть некоторые секреты его мастерства
31.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Man Ray — 592 Работы, биографии и выставки на Artsy
12k подписчиков
Bio
Man Ray был ключевой фигурой дадаизма и сюрреализма, одним из немногих американцев, связанных с обоими движениями. Родившийся Эммануэль Радницкий, художник взял себе псевдоним в 1909 году, и, хотя он также работал в области живописи, скульптуры, видео и …
Избранные работы
Название художника
Название искусства
Партнер
Имя художника
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Титул искусства
Партнер
КОРИЯЦИЯ
SOLO SHOSIS ATARITIO далее
Групповая выставка в крупном учреждении
Музей образцов искусства (пример) и еще 33
Собрано крупным учреждением
Пример и еще 5
Достижения
Активный вторичный рынок
Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.
Рекорд аукциона
85,0 млн долларов США, Phillips, 2022
Художественные партии
Продажа работ из вашей коллекции
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works On Paper
от 500 долл. США
Works On Paper
от 500 долл. США
Работа на бумаге
от 500 долл. США
Works на бумаге
от 500
Works на бумаге
от 500
.
от 500 долл. США
Работа на бумаге
от 500 долл. США
Работа на бумаге
от 500 долл. США
Работа на бумаге
из 500 долл. США
.0003
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works For Sale
Artist Name
Artwork Title
Partner
Artist Name
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Название художника
Титул работы
Партнер
Название художника
Название произведения
Партнер
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Location
Some Artist
Местоположение
Некоторые исполнители
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р.
9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Художественные репродукции и фотографии Man Ray
Введение
В середине 1920-х годов в США активно обсуждалась роль фотографии. Был поставлен вопрос, может ли фотография быть чем-то большим, чем просто техническим средством для более точного воспроизведения реальности. До сих пор фотография пользовалась преимущественно научным, а вовсе не художественным приемом. Именно в этот момент Ман Рэй, переехавший в Париж в 1921 года начал использовать фотографию в радикально сюрреалистическом ключе. Для Ман Рэя фотография всегда была чем-то большим, чем просто техническим репродукционным материалом, хотя он впервые познакомился с ней как таковой. В ней он открыл многослойные, художественные выразительные средства. Важно добавить, что изначально он был художником, рисовальщиком и художником по объектам, которым он оставался до конца своей жизни, хотя фотография заняла видное место в его творчестве. Европейский авангард и их ультрасовременные техники презентации очаровывали его вместе с Марселем Дюшаном еще до отъезда из Нью-Йорка. Опытный во всех технических вопросах и счастливый попробовать что-то новое, он работал с аэрографом и раздражал нью-йоркский мир искусства картинами, которые больше нельзя было классифицировать.


Стефан Рейснер
Био
27. 08. 1890 Родился как Эммануэль Рудницкий в Филадельфии, Пенсильвания, США
1897 Переезд в Вильямсбург, Бруклин, США
1908 г. Изучение искусства в Национальной академии дизайна и Лиге студентов-художников, Нью-Йорк, США
1913 Вышла замуж за бельгийского поэта Адона Лакруа.

. 1919 Развод
1920 Основание Société Anonyme Inc. с помощью Марселя Дюшана и Кэтрин Дрейер, Ассоциации продвижения современного искусства в Америке
1921 Публикация New York Dada с Марселем Дюшаном
1921 Переезд в Париж, Hôtel des Ecoles, Монпарнас, Франция
1922 Первые портретные работы, в том числе Пикассо, Жорж Брак, Хуан Гри, Анри Матисс и др.
1922 Первая собственная студия, Париж, Франция
1922 г. Первые встречи с Кики де Монпарнас, моделью, музой и партнершей
1930 г. Начало сотрудничества с Vogue и Harper’s Bazaar
1932 Возвращение в Нью-Йорк
1934 г. Первая встреча с Мерет Оппенгейм
г. 1940 — 1951 Американский изгнанник
1946 Свадьба Джульет Браун
1951 Возвращение в свою студию в Париже после изгнания, Франция
1976 Умер в возрасте 86 лет в Париже, Франция.0003
Награды
Золотая медаль за фотографию, Биеннале, Венеция, Италия
Коллекции
Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
Музей Людвига, Кельн, Германия
Коллекция Музея Орсе, Париж, США
Государственный музей, Амстердам, Нидерланды
Международный центр фотографии, Нью-Йорк, США
Галерея Тейт, Лондон, США
Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам, Нидерланды
Fonds Regional d’Art Contemporain (FRAC) Bourgogne, Дижон, Франция
Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия
Выставки
1974 Ман Рэй Изобретатель – Художник – Поэт, Культурный центр, Нью-Йорк, США
1973 Combattimento per un´Immagine, Galleria Civica d´Arte Moderna, Турин, Италия
1971 Autour du Bain Turc d´Ingres, Лувр, Париж, Франция
1964 Le Surréalisme, Галерея Шарпантье, Париж, Франция
Дада, Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
1958 Дада, Dokumente einer Bewegung, Kunstverein, Дюссельдорф, Германия
1951 Абстрактные картины и скульптуры в Америке, Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
1948 Картины и скульптуры директоров Société 1920–1948, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США
1944 г. «Образы шахмат» , Галерея Жюльена Леви, Нью-Йорк, США 9.0373
1938 Международная выставка сюрреализма, Галерея изящных искусств, Париж, Франция
1936 Objets surréalistes, Galerie Charles Ratton, Париж, Франция
Galerie des Cahiers d`Arts, Париж, Франция
1934 Лунд, Хамфрис и Ко, Лондон, Англия
1933 Exposition des Surréalistes, Galerie Pierre Colle, Париж, Франция
1933 г. Выставка зарубежной фотографии, Центр искусств, Нью-Йорк, США
1932 Выставка сюрреалистов, Галерея Жюльена Леви, Нью-Йорк, США
1931 Фотографии де Ман Рея, Канны, Франция
1929 Фотографические композиции, Центр искусств, Чикаго, США
1925 Галерея Гольц, Мюнхен, Германия
1925 г. Художник-сюрреалист, Galerie Pierre, Париж, Франция
1922 Салон Независимых, Париж, Франция
1920 Выставка картин американских модернистов, Загородный музей истории, науки и искусства, Лос-Анджелес, США
1919 Галерея Daniel, Нью-Йорк, США
1916 г.
