Ман рэй фотографии: Ман Рэй: художник-загадка, фотограф, дизайнер

ман рэй, man ray, фотограф, художник

«Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать», — так с немного пренебрежительным оттенком говорил Ман Рэй (1890-1976) о фотографии, но именно она и сделала его знаменитым. Он всячески пытался бунтовать против механических средств искусства, открывая всё новые и новые техники и изобразительные методы.

История в будущем знаменитого фотографа, художника и кинорежиссёра началась в 1897 году, когда семья Эммануэля Радницкого эмигрировала из Российской империи в Соединённые Штаты и поселилась в одном из районов Нью-Йорка – Бруклине. Мальчику тогда было 7 лет. Но только через 15 лет семья решилась взять себе фамилию Рэй во избежание антисемитских выпадов. Тогда же Эммануэль и выбрал себе имя Ман. И вскоре этому имени было суждено прославиться в качестве одного из самых влиятельных  деятелей искусства ХХ века.

Конечно, для Ман Рэя путь в искусстве начался с живописи, в которой он немало экспериментировал, пробуя себя в абстракционизме, кубизме, футуризме и дадаизме. Он стал первым художником, который применил в работе распылитель краски – аэрограф. И это средство рисования стало пользоваться немалой популярностью с его подачи. Но вскоре в его жизнь ворвалась фотография, хотя и достаточно обыденным образом. Использовать фотоаппарат для того, чтобы снимать свои работы, посоветовал молодому художнику известный фотограф, меценат искусства и владелец галереи «291» в Нью-Йорке Альфред Стиглиц. Именно он стал главным наставником для Ман Рэя в фотографии. Так, для него открылся новый вид искусства, хотя и от других он не отказывался. Ман Рэй продолжал писать полотна и создавать объекты «ready-made» наряду со знаменитым мастером дадаизма Марселем Дюшаном. Позже, его произведение «Объект для уничтожения» стало культовым творением дадаизма. Однако, после не слишком удачной попытки вместе с Дюшаном создать периодическое издание, посвящённое американскому дадизму, Ман Рэй решил изменить жизнь радикально. Он переехал в Париж в 1921 г., бросив напоследок острую фразу: «Дада не может жить в Нью-Йорке!»

В Европе Ман Рэй присоединился к отборным кругам авангардного искусства, сведя знакомство с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Тристаном Тцара, Андре Бретоном, Полем Элюаром и многими другими. И выставки его пользовались популярностью, привлекая немало посетителей, но работы не имели коммерческого успеха.  В итоге, Ман Рэй был вынужден обратиться к фотографии как средству заработка, предлагая свои услуги друзьям-художникам. Он фотографировал их за работой и после неё, делал снимки их жён, детей, любовниц, приятелей и клиентов. Постепенно слава фотографа распространилась на весь Париж и даже за его пределы. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно и престижно. Но поистине значимым событием для фотографа была встреча с королевой парижской богемы – Кики де Монпарнас, которая стала для него моделью, музой и любовницей. Именно она позировала Ман Рэю для одной из наиболее знаменитых его работ – «Скрипка Энгра». Это было одно из наиболее ранних и уникальных произведений в жанре сюр-фотографии.

20-е годы для Ман Рэя стали периодом непрекращающихся экспериментов, целью которых было запечатление образа, сохраняющего некоторую двойственность освещённого объекта. И именно свет стал главным материалом и темой его творчества. Так, с помощью  счастливого стечения обстоятельств, ним были открыты методы рэйографии и соляризации, которые придавали его работам почти мистическое звучание. Уникальность рэйографов заключалась ещё и в том, что они создавались без помощи камеры. Объекты размещались на поверхности неэкспонированной плёнки, которая затем освещалась краткой вспышкой. В результате кадры давали хорошо очерченные белые формы на тёмном фоне. А эффекта соляризации фотограф добивался благодаря повторной экспозиции негатива, трансформируя очертания предметов и лица людей.

Но в своей работе Ман Рэй не ограничивался лишь авангардной фотографией, а и считался одним из лучших фотографов для модных журналов, среди которых были Harperʹs Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair.

Тем не менее, мастер был огорчён, что в Европе и Америке его знали преимущественно как фотографа, не отдавая должного его прочим художественным талантам. Из-за этого Ман Рэй на долгие годы забросил фотографию. Занимаясь в основном живописью и скульптурой, он делал лишь редкие исключения для фотоискусства. Несколько изменилась ситуация лишь когда в 1961 г. он получил золотую медаль Венецианского Фотобиеннале и позднее  провёл выставки в Париже и Лос-Анджелесе.

Ман Рэй в своём творчестве всегда вёл бесконечную игру различных форм, жанров и материалов, где фотография проникала в живопись и наоборот. Но при этом он говорил, что главной его целью была «не имитация одного художественного языка посредством другого, а стирание граней как между высоким и низким искусством, так и между различными медиа».

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии

Богема в кадре // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр

Он сделал самые известные снимки Фриды Кало и Коко Шанель. Ему позировали Пикассо, Стравинский и Хемингуэй. Да что там – фотограф Ман Рэй превращал в шедевр даже утюг.

«Он фотографирует людей прямо в нашем номере. И должна вам сказать, что в этой простой и маленькой комнатке у него перебывала вся аристократия и самые известные на сегодня люди», – писала в своих незатейливых мемуарах натурщица Алиса Прен, известная среди художников просто как Кики с Монпарнаса.

Она была абсолютно права. Помните фото Коко Шанель – в черном платье, шляпке и с нитью жемчуга на груди? Это работа Мана Рэя. Ему также удалось отснять портреты Игоря Стравинского, Пабло Пикассо и Эрнеста Хемингуэя. Это он создавал рискованные для начала XX века фотографии с обнаженной сюрреалисткой Мерет Оппенгейм. И это его пригласили эксклюзивно запечатлеть Марселя Пруста на смертном одре. «Во время сеансов человек оголялся, делился сокровенным, стеснялся, – рассказывал о съемках сам фотограф. – Я чувствовал себя доктором, но странно, что многие приходили в студию на вершине славы, уверенные, что они – лучшие, а не больные. Я чувствовал странную силу».

Эту «дьявольскую» силу чувствовали и другие. «Вечером я лежу, вытянувшись на постели, – записывала в своем дневнике Кики с Монпарнаса, – а он все еще работает в темноте. Мне видно его лицо, освещенное красной лампочкой: он похож на дьявола во плоти, и я, как на иголках, не могу дождаться, когда он закончит».

Кики с Монпарнаса в итоге прожила с фотографом Маном Рэем шесть лет. Она была известна и без него – ее чувственную красоту любили, например, такие еврейские художники, как Хаим Сутин и Амадео Модильяни. Но все же именно Ман Рэй увековечил ее в истории: она позировала для одних из самых знаменитых его фотографий под названием «Черное и белое» и «Скрипка Энгра». И к той, и к другой есть множество отсылок в современном искусстве. Фотография «Чёрное и белое», например, была в 1999 году основой для рекламной кампании аромата от Жана-Поля Готье.

«Я восхищена его творчеством, – говорила Кики с Монпарнаса. – Он делает очень красивые фотографии. Самое большое впечатление на меня производит фотография маркизы Казати, выполненная сквозь стеклянную чашу с водой и листьями. Маркиза чуть шевельнулась, и это произвело удивительный эффект».

Нестандартным подходом к процессу фотосъемки и непрекращающимися экспериментами с новыми техниками – этим действительно был славен Ман Рэй. «Героями» его фотографий становились порой самые банальные предметы. Например, утюг, который он заприметил в скобяной лавке, приделал к нему ряд гвоздей – «чтобы сделать максимально бесполезным» – и так сотворил одну из самых известных фоторабот XX века под названием «Подарок».

Он также был одним из первых, кто начал вовсю применять метод соляризации, при котором на снимке создается эффект присутствия одновременно и позитивного, и негативного изображения.

А еще – придумал свой собственный метод съемки, где фотокамера была вовсе не нужна! Предметы накладывались на фотобумагу, засвечивались – и так получалась уникальная авангардная картина, совмещающая и абстракцию, и все-таки какое-то изображение реальности. При всем при этом он сам никогда не считал себя фотографом. «Я был живописцем. Я занялся фотографией с одной целью – чтобы иметь снимки своих картин», – объяснял Ман Рэй.

Он родился в 1890 году в семье портного Мейлаха Рудницкого, за несколько лет до этого переехавшего вместе со своей женой Маней в Филадельфию, штат Пенсильвания, из Ковенской губернии, которая тогда являлась частью Российской империи, а сейчас почти полностью принадлежит Литве. Назвали мальчика при рождении Эдуардом – он сменит это имя через 22 года уже в Нью-Йорке – то ли из-за антисемитских нападок, то ли всерьез увлекшись творчеством и решив, что псевдоним необходим.

Дело в том, что как раз на те годы – 1908–1912-й – пришлась учеба Мана Рэя в Лиге студентов-художников Нью-Йорка.

Отец Мана, кстати, выбор сына не одобрил – тому пришлось съехать из родительского дома и начать зарабатывать самому. Но именно это и определило его судьбу. Ман Рэй поселился в съемной квартире неподалеку от галереи знаменитого фотографа Альфреда Стиглица – там он впервые познакомился с передовыми на тот момент идеями европейского искусства. Подрабатывать же он начал в издательствах, специализирующихся на атласах и энциклопедиях. «В итоге я получил прекрасную техническую подготовку, – вспоминал потом Ман Рэй. – Мне нужно было уметь рисовать все что угодно – от анатомического строения человеческого тела до внутреннего устройства машин. Так я стал экспертом-рисовальщиком».

Вскоре юноша устроился оформителем в журнал «Мать Земля», выпускаемый знаменитой анархисткой Эммой Гольдман. Он стал автором многочисленных карикатур и обложек журнала, а заодно плотно влился в среду культурной и политической богемы. В 1913 году он познакомился с французским художником Марселем Дюшаном, стоявшим у истоков дадаизма и сюрреализма. Авангардное полотно Дюшана под названием «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» настолько потрясло Мана Рэя, что он приложил все усилия, чтобы представить эту картину публике. Но без толку – гениальный рисунок, состоящий из кубистских лучей, который вскоре признают эталоном модернизма, – везде отвергли.

Однако это сблизило Рэя и Дюшана. Вскоре именно Дюшан вдохновил Рэя на первую персональную выставку – она состоялась в Нью-Йорке в 1915 году. А в 1920 году друзья по жизни и искусству выпустили первый и единственный номер журнала «Дада в Нью-Йорке» – и устроили по этому поводу еще одну выставку, полностью проигнорированную как публикой, так и прессой.

«Дада не может жить в Нью-Йорке. Весь Нью-Йорк – дада, и он не потерпит конкуренции», – написал после этого Ман Рэй и уехал в 1921 году в Париж. Здесь он сначала тоже участвовал в выставках – например, в знаменитой выставке сюрреалистов в Париже в 1925 году, но вскоре полностью переключился на фотографию. И, как уже говорилось, крайне в этом преуспел. Его работы появлялись на обложках Vogue, Vanity Fair и Harper’s Bazaar, свои рекламные кампании ему доверяли такие бренды, как Chanel, Lanvin и Schiaparelli.

Помимо Кики с Монпарнаса и маркизы Казати, было у Мана Рэя еще несколько любимых моделей. Одна из них – натурщица Мария Бенц. Фотограф был влюблен в ее магическую красоту – и стремился познакомить с ней всех своих друзей. Так Бенц – благодаря Ману Рэю – начала с позирования для картин Пикассо, а вскоре вышла замуж за поэта Поля Элюара. Поэт посвятил жене цикл стихотворений «Легкая» – и в качестве иллюстраций он выбрал фотографии Мана Рэя.

Еще одной женщиной в первый парижский период жизни Мана Рэя стала нью-йоркская модель Ли Миллер. Засветившись в нескольких скандальных рекламных кампаниях, девушка в 1929 году переехала в Париж – и отправилась прямиком к Ману Рэю, фотографиями которого она всегда восхищалась. Тот работал с ней сначала как с моделью, но постепенно превратил девушку в своего ассистента – и щедро делился с ней всем накопленным опытом. Это пошло Ли Миллер на пользу – вернувшись через три года в Нью-Йорк, она открыла собственную фотостудию и впоследствии стала одним из самых талантливых фотографов века. А вот Ман Рэй ее отъезд, говорят, воспринимал чуть ли не как предательство – и крепко переживал.

Впрочем, через несколько лет и ему пришлось покинуть Париж: на Европу надвигалась волна нацизма. Мысль о Нью-Йорке фотографу была противна – вернувшись в Штаты, он поселился в Лос-Анджелесе. Но уже через несколько лет он называл «красивой тюрьмой» и Калифорнию. На этот раз у него в Америке был бешеный успех – его выставляли и дорого продавали лучшие местные галереи. Но он только и мечтал, что вернуться в любимый Париж.

Скрасила эти годы тоски по Парижу его давняя подруга по Бронксу модель Жюльет Браунер. Они поженились, когда ей было 29 лет, а знаменитому фотографу – уже за 50. Почти все десять лет в Калифорнии он фотографировал только жену. Уже после смерти фотографа в 1976 году будет издан альбом работ Мана Рэя под названием «Пятьдесят лиц Жюльет».

Последние 25 лет жизни, кстати, Ман Рэй все же прожил в Париже. Он вернулся туда с Жюльет, был уже не так творчески активен, избегал всего, что связано с фотографией, немного рисовал, но в основном занимался лишь написанием автобиографии. По словам друзей и приятелей, был крайне счастлив.

В 1976 году его похоронили на Монпарнасе. Через 15 лет к нему присоединилась и Жюльет. Надпись на их надгробном камне гласит: «Снова вместе». Их дочь Анна руководит фондом имени Мана Рэя, пишет о знаменитом отце воспоминания – и не дает галереям, музеям и публике забыть о его творчестве.

Tэги: МАН РЭЙ ЕВРЕИ США ФОТОГРАФИЯ ХАИМ СУТИН АМАДЕО МОДИЛЬЯНИ КУЛЬТУРА ЖИВОПИСЬ МОДА КОКО ШАНЕЛЬ

фотографий MAN RAY | Галерея Westwood

Карьера Ман Рэя отличается успехом, которого он добился как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Побывав в центре американского модернизма в 1910-х годах, он поселился в Париже в 20-х и 30-х годах. В конце 40-х он вернулся в США и продолжал работать в Нью-Йорке и Калифорнии до своей смерти в 1976 году. , гравюры и даже стихи. Однако Ман Рэя больше всего помнят как выдающегося фотографа-сюрреалиста, который применил и популяризировал идеи движения. Фотографии, которые он сделал во время двух мировых войн, в частности новаторские снимки без камеры, которые он назвал «Рейографы», остаются знаковыми произведениями того периода. Ман Рэй игнорировал традиционное превосходство живописи над фотографией и с удовольствием перемещался между разными формами искусства. Для него фотография часто работала в промежутке между искусством и жизнью; он не только документировал объекты, никогда не имевшие самостоятельной жизни вне фотографии, но и запечатлевал деятельность своих друзей-авангардистов, интегрировавших искусство в свою повседневную жизнь.


Ман Рэй (1890-1976) родился Эммануэлем Радницким в семье русско-еврейских иммигрантов в Филадельфии. Его отец-портной и мать-швея перевезли семью в Бруклин, штат Нью-Йорк, где он провел большую часть своего детства. После того, как его семья сменила фамилию на Рэй, его собственное имя превратилось в Мэн Рэй после того, как он сократил свое прозвище Мэнни. В старшей школе Рэй изучил методы архитектуры и инженерии, но также преуспел в своих художественных классах. Позже он отказался от стипендии, чтобы изучать архитектуру, и начал свою карьеру художника.

MAN RAY

Портрет художницы Хелен Флек Сейфферт, 1924 г. ADAGP, Париж

 

Художник Хелен Флек познакомилась с Леопольдом Сейффертом, когда они оба были студентами Пенсильванской академии. Происходя из шотландской семьи, она стала художником-пейзажистом-модернистом под влиянием друга-художника Артура Карлеса. Она также несколько раз работала моделью для Карлеса, в том числе для картины «Женщина в белом».20, в настоящее время находится в коллекции Музея Хиршхорна и Сада скульптур. В 1924 году Хелен Флек Зейферт владела домом в Санлисе, Франция, где была сделана эта фотография. Она и Леопольд дружили с многочисленными членами американского сообщества «эмигрантов»; фотография была сделана в тот же период, когда Леопольд Сейфферт изобразил ее на картине «Моя семья», которая в настоящее время находится в коллекции Бруклинского художественного музея.

MAN RAY

Портрет Питера Сейфферта, 19 лет24

винтажная серебряно-желатиновая печать, подписанная

8,75 x 5,75 дюймов

© 2021 Man Ray Trust / Artists Rights Society (ARS), Нью-Йорк / ADAGP, Париж

Питер Сейфферт (1917–2003) был учителем, писателем и художником. Его родители, Хелен Флек Сейфферт и Леопольд Сейфферт, оба были художниками. В тот же период, когда была сделана эта фотография, Питер Зейфферт был изображен на картине своего отца «Моя семья», находящейся в настоящее время в коллекции Бруклинского художественного музея. Фотография Ман Рэя подчеркивает особенности объекта в мечтательной обстановке; он был сделан во времена Петра, когда он учился в швейцарской школе-интернате «Шатеньри», и когда семья владела домом в Санлисе, Франция.

Кем был Ман Рэй? Узнайте об этом фотографе-авангарде

Начало 20 века было захватывающим временем для авангардного искусства. После импрессионизма стало расцветать все больше и больше движений, возглавляемых художниками-новаторами с оригинальными идеями об эстетике. Двумя наиболее знаковыми движениями, родившимися в 1900-х годах, были

Дада и Сюрреализм . Первый считал себя «антиискусством», основанным на случайности, тогда как второй пытался передать нереалистичный сюжет в реалистическом стиле. Один из самых важных художников, который связывает эти два периода воедино, — Ман Рэй .

Художник американского происхождения начинал как живописец, но быстро отказался от традиционного искусства, когда открыл для себя дадаизм. Это стало отправной точкой для Рэя, который погрузился в авангардное искусство и переехал в Париж, чтобы присоединиться к другим творческим единомышленникам. За это время он стал пионером в фотографии, создавая сюрреалистические портреты и фотограммы.

Не боясь экспериментировать, его творчество раздвинуло границы как старых, так и новых медиа.

Прокрутите вниз, чтобы узнать больше о Ман Рэе и его авангардной фотографии.

 

Кем был Ман Рэй?

Карл Ван Вехтен, Ман Рэй в Париже, 1934 г. (Фото: Библиотека Конгресса через Викисклад, общественное достояние)

 

 

Ман Рэй (1890–1976) был художником-авангардистом и фотографом, участвовавшим в движениях Дада и Сюрреализма. Первоначально их звали Эммануэль Радницкий, но семья официально сменила фамилию на Рэй, когда художник был молод, чтобы избежать дискриминации за то, что они русские еврейские иммигранты.

Рэй проявлял творческий талант в ранние годы и несколько лет работал техническим иллюстратором после окончания средней школы. Он надеялся стать профессиональным художником и практиковал различные стили. Затем, в 1913 году, он подружился с пионером дадаизма, Марселем Дюшаном . Эта встреча послужила толчком для интереса Рэя к авангарду, и он быстро отказался от традиционной живописи, чтобы заняться другими формами искусства, в первую очередь фотографией.

 

Ман Рэй и дадаизм

Слева: Ман Рэй, «Абажур», 1920 г. (Фото: живые аукционисты через Wikimedia Commons, PD-US)
Справа: Ман Рэй, «Дар», оригинал 1921 г., отредактированная копия 1972 г. ))

Рэй был ключевым членом дадаистского движения . Его дружба с Дюшаном породила новые идеи философии и эстетики искусства. Он начал создавать реди-мейд скульптуры — обычные предметы, которые художник каким-то образом модифицировал, — и абстрактные рисунки. После того, как Рэй и Дюшан опубликовали первый и единственный номер Нью-Йорк Дада В 1920 году Рэй понял, что Дада не может конкурировать с Нью-Йорком, и переехал в Париж.

Ман Рэй, «Вешалка для пальто», 1920 г. (Фото: Центр Помпиду через Wikimedia Commons, PD-US)

Живя на Монпарнасе (квартал художников Парижа), Рэй почувствовал вдохновение для дальнейшего развития своей творческой практики и начал экспериментировать с фотографией. Некоторыми из его самых известных работ этого периода были фотограммы , которые на самом деле вообще не используют камеру, а вместо этого создаются художником, помещающим нужные объекты прямо на поверхность фотобумаги и подвергающим ее воздействию источника света. . Рэй назвал свои творения «рейографами» в честь себя.

 

Ман Рэй и сюрреализм

Ман Рэй, «Нуар и Бланш», 1926 г. (Фото: Christie’s через Wikimedia Commons, PD-US)

Рэй оставался в Париже 20 лет. За это время зарекомендовал себя как ведущий фотограф-портретист. На его портретах запечатлены такие известные художники, как Сальвадор Дали и Пабло Пикассо. В дополнение к этим изображениям Рэй экспериментировал с художественной фотографией с элементами сюрреализма. В частности, художник пытался сочетает реальное с нереальным в своих изображениях, часто сопоставляя реальные женские модели с объектами его очарования и используя различные фотографические эффекты.

«Я фотографирую то, что не хочу рисовать, то, что уже существует», — сказал Рэй.

Ман Рэй, «Скрипка Энгра», 1924

В 1925 году он представил одну из своих самых знаковых работ под названием Violon d’Ingres на первой выставке сюрреалистов. На этой черно-белой фотографии изображена обнаженная женская фигура (Кики де Монпарнас) с двумя эфами скрипки, нарисованными на ее спине. Модель была его тогдашней возлюбленной и любовницей. Композиция его изображения вдохновлена ​​​​картиной французского художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра под названием 9.0092 Купальщица Вальпинсона , на которой фигуристая женщина в аналогичной позе. Название, le violon d’Ingres , на самом деле является расхожей поговоркой на французском языке, которая переводится как хобби . Для Энгра его хобби была скрипка; для Рэя его «хобби» была женщина.

Другой фрагмент, Стеклянные слезы , выглядит как кадр из фильма с крупным планом глаз женщины, с ее лица капают округлые слезы. Рэй поместил настоящие стеклянные бусины на лицо фотомодели, чтобы создать поразительный эффект.

Ман Рэй, «Стеклянные слезы», 1934

 

Наследие Ман Рэя

Ман Рэй, «Вуаль», 1930

Наследие Рэя как новаторского художника было омрачено коллегой-дадаистом и сюрреалистом Дюшаном.

Ман рэй фотографии: Ман Рэй: художник-загадка, фотограф, дизайнер

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх