Фотограф — Фотография Бурлацкого
Миша Бурлацкий родился в Москве в 1958 году в семье оперного певца. В 1961 году Алексея Бурлацкого пригласили в город Горький, где Миша прожил пока еще бОльшую часть его жизни. Он служил в армии, работал сторожем, слесарем, художником-оформителем, учился в университете, писал стихи, занимался графическим дизайном, снимал рекламное видео на ТВ, но всегда находился рядом с фотографами. В 1980 он, вместе с фотографом Сергеем Потаповым, сделал свой первый плакат для горьковской рок-группы «Движение», с которой потом провел много лет в качестве ответственного за визуальную часть. Самостоятельно фотографировать Миша начал в 2005 года, а уже в 2006 стал членом Союза фотохудожников России. В 2008 году в галерее «Фотолофт» на Винзаводе с успехом прошла его персональная выставка «Недоморфозы».
В 2009 Миша осваивает мокро-коллодионный процесс и в 2010 переезжает из Москвы в Санкт-Петербург, где организует свой частный «Фотокабинет на Пестеля 13».
Помимо студийной работы Миша предпринимает так называемые «амброэкспедиции».
В 2010 году он побывал в Израиле, где частично повторил маршрут англичанина Френсиса Фритта, сделавшего первые фотографии Святой земли. В 2013 году появилась серия мокро-коллодионных фотографий «Бахчисарай и его окрестности». В 2015 Мишей была сделана серия фотографий типов Поволжья в Нижегородском архитектурно-историческом музее-заповеднике «Щелоковский хутор». Летом 2016 фотограф-амбротипист вместе с сотрудниками музея побывал в Тоншаевском районе Нижегородской области, где снял обряды местных марийцев.
Персональные выставки:
«Недоморфозы», галерея «Фотолофт», Москва, 2008
«Сёстры», Галерея классической фотографии, Москва, 2014
«Бахчисарай и его окрестности», штаб-квартира Русского географического общества, СПб, 2015
«Silverbrothers», галерея «Artoffoto», СПБ, 2016
«Обаяние ушедшего», штаб-квартира Русского географического общества, СПб, 2016
«Обаяние ушедшего», пространство «Кинофактура», Нижний Новгород, 2016
«Связь времен: на пути к Северному потоку – 2», Объединенный музей-заповедник, Выборг, 2016
Коллективные выставки:
«Альтернативные путешествия во времени и пространстве», штаб-квартира Русского географического общества, СПб, 2013
«Приглашение к счастью», ДК «Громов», СПБ, 2017
Публикации:
«Фотомастерская», Россия, июль 2008
«DPWorld», Китай, июнь 2009
«Prophotos. ru», Россия, июнь 2011
«Blurmagazine», Хорватия, октябрь 2013
Бортовой журнал авиакомпании «Победа», Россия, январь 2016
Работы Миши Бурлацкого находятся в частных коллекциях и галереях России и Европы, а также в музее Российской фотографии (г. Коломна)
Миша Бурлацкий и его ФотокабинетЪ
В старом-престаром доме на Пестеля, 13 располагается ФотокабинетЪ Миши Бурлацкого. ФотокабинетЪ — это фотостудия 19 века. Из современного здесь только искусственный свет. Миша Бурлацкий делает снимки по методу 1851 года, используя старинную фототехнику. Такая технология называется «амбротипия»: получение серебряного изображения на стекле с использованием коллоидной эмульсии.
Как проходит съемка в старинном стиле?
Мы пришли сюда с «моделью» — руководителем информационного отдела Синагоги Мойше Трескуновым. Смутно я надеялась на выходе увидеть портрет раввина, книгочея и мудреца. Что получилось на самом деле? Об этом ниже, а пока Миша Бурлацкий расскажет, как проходит съемка.
Проявлять фото нужно быстро, пока светочувствительный слой эмульсии не высох. Поэтому кадр готовится заранее, еще до того, как негатив заряжен в камеру. Нужно выставить кадр, поставить свет и предварительно навестись на резкость.
Идем в лабораторию, берем стекло, льем на него эмульсию и опускаем на три минуты в раствор нитрата серебра.
Затем мы возвращаемся в студию и фотографируемся.
Снова идем в лабораторию. Тут происходит проявка…
…и фиксация
Отфиксированное изображение промывается проточной водой.
После того как стекло высохнет, оно сканируется и лакируется сандараковым лаком.
Заключительный этап — оформление в рамку. Рамка клеймится авторским клеймом, после чего в нее вставляется «сэндвич» из негатива, черной бархатной бумаги, на фоне которой негатив становится позитивом в отраженном свете, и картонки с логотипом студии.
Немножечко о Мише
Глядя на мастерские снимки и прекрасно оборудованный кабинет, думаешь, что Миша занимается фотографией всю свою жизнь. Но нет — только последние несколько лет. А до этого Миша был поэтом.
— Как же вы так резко развернули свою жизнь?
— Стихи закончились. Пришлось заняться фотографией! Закончатся фотографии — займусь чем-нибудь еще.
Амбротипией Миша увлекся в 2009 году после семинара Алексея Алексеева.
Мишины фотографии-инсценировки немного напоминают стихи — постмодернистские, с множеством смысловых пластов. В качестве модели зачастую выступает он сам — тут помогает природный артистизм и на редкость пластичное лицо. А иногда для кадров позируют друзья.
В технике амбротипии можно сделать пейзаж…
…И натюрморт. На фото — телефон с трубкой-гантелей, один из множества забавных предметов, украшающих студию.
Графический талант Миши проявился еще давно — в начале 80-х. Он начал работать с группой «Горизонт», исполнявшей арт-рок. Миша занимался визуальным оформлением ансамбля — от логотипов до пластинок.
Сам Миша музыкантом стать не захотел, несмотря на дар, который он унаследовал от отца, некогда певшего в детском хоре при синагоге во Владимире-Волынском.
Кстати, о синагогах: в петербургской Миша еще не бывал ни разу, только проезжал мимо на велосипеде. А в московской давным-давно был — общался со свахой.
— Я сказал ей: мне нужна такая длинная и тощая. И тогда сваха, низенькая, пухлая дама, величаво поднялась из-за стола — во весь свой полутораметровый рост, погрозила пальцем и укоризненно сказала:
— Миша… О чем вы говорите? Вы таки пришли в синагогу!
…Был у Миши и фотопроект, связанный с Израилем, про страну трех религий. Героем, объединяющим снимки в один сюжет, стал Пьеро. Миша лазал по иерусалимским холмам со своей старинной фотокамерой. К сожалению, в полной мере проект не был воплощен — не хватило средств.
Амброэкспедиция, 2010 г. «Я повторил путь Френсиса Фритта, — рассказывает Миша. — Ровно 150 лет назад этот человек организовал одну из первых фотоэкспедиций на Ближний Восток. Он снимал в течение трех лет, и в результате европейцы смогли увидеть первые фотодокументы святых мест»
Миша признается в том, что он совсем не бизнесмен:
— Есть те, кто заработают на чем угодно. Лично я знаю дворника, который так поставил дело, что зарабатывает бешеные деньги. Я же этого вообще не умею. Бывает, ко мне обращаются желающие сделать фото на паспорт. Я всех их отправляю в фотоателье по соседству.
Что у нас получилось
Тем временем снимок Мойше Трескунова готов, и он производит неожиданное впечатление.
— Посмотри! Это же лицо сапожника из еврейского местечка!.. Такого доброго и немного хитрого. А ты знаешь, я вполне вижу себя таким!
— А ты помнишь, что в роду у тебя были Сандлеры? (Сандлер в переводе с идиша — обувной мастер).
Мы поняли, что Фотокабинете вместе со снимком проявляется истинная сущность человека. Тут-то и понимаешь смысл слова «Амбротипия»: оно происходит от греческого ambrotos: вечный.
— Такая фотография отличается от современной, — поясняет Миша. Я использую очень мощный свет, так как у мокро-коллодионных негативов низкая чувствительность. Изображения черно-белые, а значит, цвет не отвлекает от сути. И еще, чтобы кадр получился, нужно замереть. И за счет этого человек оказывается вне ситуации, он погружен сам в себя в себя. Для меня такое фото — это правда.
По словам Миши, амбротипия несет на себе отпечаток личности не только модели, но и мастера:
— Сейчас аппаратуру делают поточно, для массового рынка. Получается безликая штамповка. Фотограф может только нажимать на кнопку. А с этими старыми камерами все по-другому. Они были созданы до появления массовых технологий. И поэтому работать с ними ты можешь, только если ты мастер. Создавая снимки, ты проявляешь свою индивидуальность.
Ну а напоследок покажем вам видеосюжет Михаила Фатеева о своем визите в «ФотокабинетЪ». В ролике использована музыка ансамбля Shpil Клезмер Бэнд.
Анна Бродоцкая
Фотокабинет располагается по адресу: ул. Пестеля, д. 13-15
Работает ежедневно с 14:00 до 22:00 по предварительной договоренности
+7 (921) 552 17 82
[email protected]
http://www. photocabinet.ru/ru/
МОБ by Areg Balayan | Додхо
Последние 11 лет я живу в Степанакерте, столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, с женой и двумя детьми.
2 апреля 2016 года вновь начался военный конфликт, который оживил республику.
В тот же день меня призвали рядовым в Армию обороны Карабаха и разместили на самой дальней заставе. В тот день я «умер»: умер как человек, как фотограф, как гражданин… Я смирился с мыслью, что больше не буду существовать в этом мире. Я превратился в крошечное пятнышко… почти ничего.
Сначала я почти не думал о доме; Я почти забыл об этом. Это был единственный способ не сойти с ума. Я должен был защитить этот аванпост и выжить. Период. И тогда я нашел выход из этой бесчеловечной ситуации, может быть, единственный выход: я начал жить ради своих младших соратников, 18-летних срочников. Это тот момент, когда я пришел в себя… маленькое пятнышко, которым я стал, начало расти. У меня не было выбора между винтовкой и фотоаппаратом — я должен был держать автомат Калашникова. И все же я сделал фотографии. Эти изображения рассказывают о моем путешествии от фотографа к бойцу и снова к фотографу.
МОБ | Арег Балаян
Об Ареге Балаяне
Арег Балаян родился в Ереване, Армения, в 1980 году. Учился на отделении графики Игитянского художественного института. Отслужив два года в армянской армии, он поступил в Армянскую сельскохозяйственную академию и окончил ее в 2005 году. В том же году он переехал в Степанакерт, столицу непризнанной Нагорно-Карабахской республики, и начал работать внештатным фотографом в различных учреждениях, таких как ООН, ЮНИДО, YMCA, Armenia Fund, USC Shoah Foundation в Лос-Анджелесе и другие. Фотографии, которые Балаян сделал для финансируемого ПРООН проекта «Укрепление национального потенциала по обеспечению готовности к стихийным бедствиям и снижению рисков», были опубликованы в двуязычном фотоальбоме «VOX POPULI».
С момента создания агентства PAN Photo в 2009 году Арег Балаян был штатным фотографом и менеджером карабахского бюро PAN. По многочисленным заданиям для PAN Балаян делал снимки, которые позже были опубликованы Reuters, Al Jazzera, Daily Mail, Cbc.com, Eurasian.net, Fox News и другими изданиями.
МОБ., последняя история Балаяна, экспонируется до 1 марта 2017 года в ереванской библиотеке Мирзояна под кураторством Карена Мирзояна, грантополучателя Фонда Магнум 2010 и бывшего стипендиата МФ по правам человека. Он представляет собой экзистенциальное путешествие через войну и брошенность человека, как его видит фотограф, превратившийся в комбатанта, а затем снова фотографирующий. Призван рядовым в Армию обороны Карабаха и размещен на самой дальней заставе 2 апреля 2016 года, когда вновь начался замороженный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Балаян, по его словам, «умер»: он принял идею своего небытия в этом мире. И тогда он нашел выход из этой нечеловеческой ситуации, «может быть, единственный выход», напоминает он, — жить ради своих младших соратников, 18-летних срочников. В этот момент он пришел в себя — и начал фотографировать.