Можно ли фотографировать в музеях?
Жизнь возвращается в привычное русло, и по всей стране открываются музеи, выставки, арт-пространства. Соскучившиеся по культурному досугу посетители хотят не только посмотреть экспозиции, но и запечатлеть самые выдающиеся экспонаты на фотоаппарат или телефон. Однако… нередко сталкиваются с запретом сделать это или требованием купить отдельный билет на съемку. Насколько правомерны такие ограничения и в каком случае в музеях можно снимать? Давайте разберемся!
Беречь, а не делать бизнес
Работа музеев регламентируется двумя законами: «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
В них нет прямого указания на то, что музеи могут взимать плату за фотографии экспонатов и интерьера. Однако есть пункт, предписывающий охранять вверенные музеям фонды, поэтому запрет на снимки со вспышкой – правомерен. Также правомерны другие ограничения, направленные на сохранение произведений искусства: запрет подходить близко, прикасаться к экспонатам, передвигать их и т.
Запрет на фотографии со вспышкой – правомерен и законен.
Но это не означает, что фотографировать вообще нельзя! Каждый гражданин Российской Федерации имеет право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (Конституция, статья 29). Фотографии можно считать одним из методов такого сбора информации. Естественно, это правило не распространяется на сведения, которые являются государственной, коммерческой, служебной или иной тайной. Фотографировать в музеях можно, но есть некоторые нюансы.
Фотографировать в музеях можно для личного архива, а не получения выгоды!
Свободно фотографировать можно в том случае, если эти фотографии для личного использования. А вот если подразумевается извлечение выгоды, музеи могут взимать плату.
Если вы хотите создать серию открыток, магнитов, плакатов на основе снимков, сделанных в музее, то необходимо получить разрешение на такого рода съемку и оплатить ее.
Для извлечения прибыли фотографии можно использовать только с разрешения музея (статья 53 Гражданского кодекса).
Конечно, в этом случае закон нужно соблюдать. Впрочем, и в интересах посетителя, потому что музей может пойти навстречу и организовать более благоприятные условия для фотографирования (выставленный свет, точки доступа, отсутствие преград и других людей рядом и т. д.).
Правда ли, что нельзя фотографировать новые экспонаты?
Есть аспект, на который требуется обратить внимание. Зачастую запрет на съемку экспозиций с «новыми» произведениями искусства объясняют действующими авторскими правами. Действительно, если со смерти автора произведения прошло меньше 70 лет, то объект еще не считается общественным достоянием.
Однако и здесь не все так однозначно. В Гражданском кодексе (п. 1, ст. 1276) говорится, что объект искусства фотографировать можно в том случае, если он выставлен «в месте, открытом для свободного посещения». А музеи именно к таковым и относятся. Соответственно, даже в случае с современным искусством вы можете делать фотографии, но, естественно, при условии, что не будете использовать эти снимки для получения прибыли.
Александр Борисов
заместитель руководителя Роскачества
– В подавляющем большинстве случаев фотографировать в музеях можно без дополнительной платы. На практике многие посетители предпочитают не вступать в конфликт с администрацией, если та вводит какие-либо ограничения. Однако если вы столкнулись с запретом и хотели бы все же оставить снимки для личного архива, сошлитесь на соответствующие пункты в законодательстве. Зачастую вежливого напоминания о ваших правах оказывается достаточно для того, чтобы избежать конфликта и получить желаемое.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Фотосъемка в музее : почему одни запрещают, другие разрешают, а третьи зарабатывают на этом деньги?
Поскольку Музей Ван Гога вновь ввел запрет на фотосъемку, не стоит удивляться тому, что посетители с камерами оказались в замешательстве.
В крупнейших музеях мира отношение к посетителям, фотографирующим работы в экспозиции, сильно отличается. Сегодня публика оказалась в замешательстве из-за разных правил, установленных в музеях, даже в одном и том же городе. Хотя большинство музеев разрешают производить съемку для личного пользования в своих постоянных экспозициях, фотокамеры теперь обвинили в том, что они являются причиной «вспышек гнева» у других посетителей. Считается, что они провоцируют напряженность между теми, кто просто наслаждается искусством, и теми, кто его фотографирует. Так, амстердамский Музей Ван Гога в январе вновь ввел запрет на фотосъемку в личных целях якобы из-за того, что она вызывает раздражение у окружающих. В мае прошлого года съемка впервые была разрешена по многочисленным просьбам тех, кто надеялся сделать фотографии работ Ван Гога. Однако музей в год посещает 1,4 млн человек (88% из них туристы), в результате чего его относительно тесные залы всегда переполнены.
Разрешение на съемку привело к постоянным конфликтам между теми, кто хотел бы иметь свободное пространство для своей камеры, и теми, кто желал просто любоваться картинами.
Многие посетители стремятся непременно сфотографировать своих спутников или самих себя (модные сейчас «селфи», автопортреты, сделанные на телефон).
Некоторые из работ, висящих в постоянной экспозиции музея, предоставлены во временное пользование, и большинство из них нельзя фотографировать. Когда в прошлом году лондонская Национальная галерея на время дала музею Подсолнухи (1888), на этикетке поместили знак «съемка запрещена». Однако посетители или не замечали его, или предпочитали игнорировать, а смотрители не всегда могли помешать им фотографировать. Теперь Музей Ван Гога разрешает съемку только в тех местах, где нет никаких произведений искусства, например в центральном атриуме.
Еще около десяти лет назад фотосъемка в музеях обычно была запрещена, потому что тогдашние камеры, как правило, требовали использования вспышки в закрытом помещении. Широкое производство цифровыхфотоаппаратов (в том числе тех, что встроены в смартфоны), способных давать хорошее изображение при слабом освещении, способствовало нынешней путанице в правилах.
Музеи хотят, чтобы посетители любовались экспонатами и делились бы снимками с друзьями, но такой подход может нарушать музейный порядок, если множество людей начнут щелкать своими мобильными телефонами и планшетами вокруг популярных изведений. Мы изучили правила десяти музеев мира, на которые влияет и количество посетителей (см. врезку). Только три из них запрещают фотосъемку. Остальные семь, где она разрешена в личных целях, не позволяют использовать при съемке вспышку или штатив. Запрещено фотографирование нестойких к свету работ на бумаге и на временных выставках (где многие экспонаты предоставлены в пользование).
Независимо от характера установленных правил надзор за их соблюдением вызывает напряжение у сотрудников музеев и отвлекает их от основной роли — защиты коллекции. В Лондоне, например, многие посетители с трудом понимают, почему нельзя использовать фотокамеры в Национальной галерее, но можно в галереях Тейт Модерн и Тейт Бритен. Или, находясь в постоянной экспозиции той же Тейт, многие не могут прочесть написанный мелким шрифтом запрет фотографировать работы, предоставленные другими организациями на временные выставки.
Кроме того, галерея Тейт в разделе «Коллекция» на своем сайте не воспроизводит многие собственные работы XX и XXI веков из-за «ограничений по авторскому праву». Однако посетители регулярно фотографируют именно эти картины и выкладывают снимки в социальные сети.
Недавно в Фэрфилдском университете в США было проведено исследование психологии посетителя музеев. Психолог Линда Хенкель доказала, что те, кто снимают в музеях, помнят меньше работ и их деталей, чем те, кто только смотрел на них. «Когда вы нажимаете на кнопку затвора, вы посылаете сигнал своему мозгу, говорящий ему: «Я только что поручил это дело внешнему исполнителю, и камера будет помнить это для меня». Фотографии — это трофеи. Вы хотите показать людям, где вы были, вместо того чтобы сказать себе: «Это важно, я хочу это запомнить», — объясняет Хенкель.
Что касается российских музеев, то Государственная Дума планирует внести поправки в статью 36 закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» и разрешить посетителям свободно фотографировать экспонаты в личных целях. Сейчас проводить съемку в отечественных музеях можно только с разрешения дирекции.
Подписаться на новости
Советы по фотосъемке в музее | Советы по фотографированию в путешествиях
Поднимите свои фотографии в путешествиях на новый уровень!
Аттила Кун
Когда вы отправляетесь в отпуск, скорее всего, вы посетите местные музеи, чтобы узнать больше об этом районе. В музеях могут храниться картины, скульптуры, животные или исторические предметы. Наиболее важным соображением является освещение, так как внутренняя среда имеет свой собственный набор фотографических проблем. Вот несколько советов о том, как улучшить изображения в помещении.
1
Прежде чем начать
В музеях обычно строго регламентируется, кто и где может фотографировать. Могут быть ограничения на использование флэш-памяти и ограничения на определенные дисплеи, например специальные выпуски и редкие статьи. Тем не менее, в большинстве музеев вам разрешат сфотографировать архитектуру здания и фойе снаружи. Выберите большую диафрагму (f/2,8 – f/4), чтобы пропустить достаточно света, и используйте штатив или монопод, чтобы справиться с длинной выдержкой, если вспышка не разрешена.
2
Съемка при слабом освещении
В музеях обычно тусклый свет, поскольку это более эстетично, и многие музейные экспонаты со временем могут испортиться под воздействием яркого света и вспышки фотокамеры. Поэтому вам нужно настроить камеру соответствующим образом. Поднимите ISO как минимум до 400. Если вспышка не разрешена, используйте максимально возможную диафрагму, чтобы вы могли держать камеру в руках и использовать относительно короткую выдержку. При фотографировании реальных экспозиций нельзя использовать штативы, поскольку они могут заблокировать возможность просмотра работы другими людьми.
3
Избегайте стеклянных отражений
Многие выставки проводятся за стеклом, особенно артефакты и драгоценные картины. Есть много вещей, которые вы можете сделать, чтобы избежать отражений. Никогда не используйте вспышку. В витринах надевайте линзу прямо на стекло без зазора, если это разрешено. Таким образом, вы избавляетесь от любых отражающих свойств стекла, но НЕОБХОДИМО предварительно протереть его, чтобы удалить отпечатки пальцев. Если вы можете использовать поляризационный фильтр; это уменьшит отражения. Возможно, вам придется увеличить значение ISO, так как многие артефакты возникают в условиях очень низкой освещенности; ISO 1600 более чем достаточно.
4
Обращайте внимание на детали
Не бойтесь приближаться к объектам, чтобы получить драматический эффект. Если вы можете приблизиться к объекту, вы можете использовать макрообъектив, чтобы выделить детали. Если вы находитесь далеко, используйте зум-объектив, чтобы приблизиться. Используйте большую диафрагму от f/1,8 до f/4,0 и выдержку 1/100 секунды, если вы используете вспышку, 1/60 секунды и медленнее, если вы не можете. Статуи неодушевленные, но вы можете оживить их, приблизив черты лица.
5
Захват потолка
Архитектура некоторых музеев столь же невероятна, как и произведения искусства. Поскольку эта богато украшенная архитектура обычно находится в фойе, вам может быть разрешено использовать штатив. Поверните камеру вверх, чтобы она была обращена к потолку, и постарайтесь не использовать вспышку. Увеличьте значение ISO до 400 или даже выше, чтобы камера могла справляться с небольшим освещением, и выберите АВТО без вспышки, чтобы увидеть, какие настройки выбирает ваша камера. Используйте автоспуск камеры или спусковой тросик, чтобы избежать размытия.
S
Рекомендуемые настройки
Как правило, музеи — это места, где можно расслабиться, и в зависимости от правил и положений музея вам придется соответствующим образом изменить свои настройки. Как правило, вам не разрешат использовать штатив или вспышку. Поэтому используйте максимально широкую диафрагму, если вам нужно пропустить больше света. Увеличьте ISO, если ваша камера дает вам скорость, которую вы не можете удержать вручную; до 3200, если ваша камера предлагает это, но помните, что готовое изображение будет более зернистым.
E
Рекомендуемое оборудование
В некоторых случаях вам понадобится стандартный объектив и телеобъектив. Объектив с широкой апертурой — отличный выбор. Например, объективы хорошего качества 50 мм имеют ширину до f/1,2. Моноподы — отличный способ получить поддержку, не мешая людям. Поляризационный фильтр полезен, если вы хотите фотографировать на фоне стекла, как и салфетки для очистки стекла. Выбирая сумку для фотоаппарата, не забудьте выбрать ту, которую легко открыть и которая позволяет быстро показать все ваше оборудование, потому что музеи, скорее всего, захотят проверить содержимое вашей сумки.
C
Заключение
Музеи являются важной частью многих отпусков, так почему бы не записывать свои посещения. Не забудьте также сфотографировать снаружи; архитектура обычно впечатляет. Не забывайте быть незаметным и никому не мешать во время фотосъемки. При тщательном планировании у вас будет памятный набор изображений, которым вы сможете поделиться, когда вернетесь домой.
Аттила Кун
Аттила — основатель и главный редактор Exposure Guide. Он заядлый фотограф, графический дизайнер, ди-джей в спальне и преданный поклонник Mac. Аттила получил свою первую зеркальную камеру Canon 10D еще в 2003 году, и с тех пор он увлекся фотографией.
Почему во многих музеях и исторических местах запрещено фотографировать?
Вы когда-нибудь вытаскивали камеру или телефон в музее или историческом месте и вдруг обнаруживали, что сотрудник говорит вам «никаких фотографий»?
Недавно я был в Лондоне, и это неоднократно случалось в таких местах, как Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец и парламент.
Политика отказа от фотографий не ограничивается только Англией, это явление во всем мире. Посетители не могут фотографировать в таких местах, как Сикстинская капелла в Риме, музей Ван Гога в Амстердаме или в доме Томаса Джефферсона в Монтичелло.
Некоторые крупные художественные музеи, такие как Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Бостонский музей изящных искусств, изменили свою политику и теперь разрешают фотографировать часть своих постоянных коллекций. Тем не менее, они, как правило, запрещают фотографировать на специальных выставках, которые часто являются основной причиной, по которой люди их посещают.
Что дает?
Я решил разобраться в причинах — в основном финансовых — того, что музеи ограничивают доступ к фотографиям. В процессе я убедился, что музеям пора найти творческие способы удовлетворить желание людей запечатлеть воспоминания, сохраняя при этом финансирование своих коллекций.
Почему запрет является проблемой
Запреты на фотографию блокируют наше невероятное желание визуально записывать нашу жизнь. Приблизительная оценка потока изображений, загружаемых в Интернет, предполагает, что мы делаем и делимся примерно одним триллионом цифровых изображений каждый год. Среди самых популярных загружаемых изображений — селфи, сделанные на фоне известных объектов, мест и памятников.
Смартфоны и очки с фотоаппаратом делают документирование нашей жизни проще, чем когда-либо, а сталкиваться с запретами на фото — еще более неприятно. Раздражает, что многие места, где запрещена фотография, продают репродукции в своих сувенирных магазинах. Они также размещают на своих веб-сайтах блестящие фотографии в высоком разрешении тех самых произведений искусства, которые публике не разрешается фотографировать.
Общение с сотрудниками музея и изучение статей, дискуссий, блогов и дебатов позволяет выявить пять причин запрета, каждая из которых в первую очередь сводится к деньгам.
Пять причин
Во-первых, считается, что вспышки фотокамер, излучающие яркий свет, портят картины и патину хрупких предметов. Устранение вспышек, даже непреднамеренных, сохраняет картины в первозданном виде и снижает дорогостоящие затраты на реставрацию.
Однако исследования Мартина Эванса из Кембриджского университета по оценке вреда, наносимого фотографией со вспышкой, показывают, что «использование электронных вспышек населением представляет незначительную опасность для большинства музейных экспонатов».
Во-вторых, устранение камер улучшает впечатления посетителей. Посетители, которым нравится музей, с большей вероятностью вернутся, присоединятся к нему в качестве членов и порекомендуют музей друзьям. Трудно наслаждаться картиной, когда люди толпятся впереди, позируя для селфи с помощью палок, которые иногда бьют как по картине, так и по другим посетителям.
Люди, останавливающиеся, чтобы сфотографироваться, также создают узкие места и пробки. Обеспечение того, чтобы больше людей могли посещать безопасно и получать хорошие впечатления, увеличивает доход.
Это также снижает расходы на страхование музеев, поскольку некоторые фотографы прикладывают неимоверные усилия, например, висят на балконе, чтобы сделать правильный снимок. Снижение вероятности травм удешевляет содержание музея.
В-третьих, предотвращение фотографирования гарантирует, что сувенирный магазин сохранит монополию на продажу изображений. Если фотографировать внутри музея или исторического места запрещено, то книги, плакаты и открытки из сувенирного магазина являются единственным законным источником высококачественных изображений известной картины, статуи или комнаты.
В-четвертых, считается, что запрет на фотографии повышает безопасность, не позволяя ворам или террористам визуально фиксировать и определять слабые места в системах сигнализации и камерах наблюдения. Хотя крупных краж произведений искусства относительно немного, те, которые случаются, попадают в заголовки новостей.
Однако можно утверждать, что загрузка цифровых фотографий в Интернет скорее повысит безопасность музея, чем нарушит ее. Чем чаще картину или предмет узнают, тем сложнее продать после кражи. Широкое распространение изображений в Интернете означает, что фотографирование должно поощряться, а не запрещаться, чтобы уменьшить кражи.
Пятая указанная причина заключается в том, что фотографирование часто нарушает защиту авторских прав. Авторское право предназначено для защиты авторов, композиторов и художников. Когда он применяется, он гарантирует, что создателям платят в любое время, когда кто-то хочет «воспроизвести работу в копиях».
Авторские права обычно действуют в течение жизни художника плюс 70 лет. Это означает, что подавляющее большинство музейных коллекций произведений искусства эпохи Возрождения, греческих статуй и картин импрессионистов потеряли свои авторские права много лет назад.
Авторское право в большей степени относится к современным произведениям искусства, особенно когда произведение передано в аренду музею. Музеи не владеют авторскими правами на заимствованные картины или скульптуры, поскольку они принадлежат владельцу или оригинальному художнику. Однако сегодня относительно легко проверить, продается ли изображение в Интернете или используется ли оно в несанкционированных коммерческих целях, чтобы гарантировать, что правообладатель получит причитающееся ему.
Личные фотографии, загруженные для частного просмотра, не наносят вреда художникам. Повышение узнаваемости картины или предметных фотографий может даже увеличить реальную ценность для правообладателей.
Опасности селфи? Томас Уайт/ReutersЧто делать?
Музеи и исторические места часто имеют коллекции, которые стоят миллионы. Некоторые содержат произведения искусства, которые так сложно оценить, что люди просто называют их «бесценными».
Эти же учреждения, однако, часто испытывают постоянную нехватку наличных средств. Они постоянно стремятся увеличить доходы и сократить расходы. Один из методов, который некоторые места использовали для достижения этих целей, — запрет фотографировать часть или всю свою коллекцию. Запрет важен, потому что для типичного американского художественного музея магазин является еще более важным источником дохода, чем входные билеты, занятия, специальные выставочные сборы и кафе.
Музеи, запрещающие фотографирование, ведут безнадежную битву, поскольку высококачественные камеры становятся все меньше и удобнее. Одежда и очки от таких компаний, как Snapchat и Google, означают, что крошечные шпионские камеры больше не относятся к области научной фантастики.
Каким образом некоторые музеи могут получать больший доход и при этом удовлетворять наше желание фотографировать? Одна простая модель, которую я впервые увидел в Музее естественной истории в Руанде, — это взимание платы за фотосъемку.