Пионер цветной фотографии в России С. М. Прокудин-Горский
Русский фотограф, химик, изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ, Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) считается пионером в области цветной фотографии в России. За свою жизнь сделал более 4000 фотографий в разных точках мира, но лишь часть его коллекции дошла до наших дней.
(Фото: С. М. Прокудин-Горский. По реке Королисцкали (Каролисцкали), Грузия)
Сергей Михайлович родился 18(30) августа 1863 года в Покровском уезде Владимирской губернии. Учился в Александровском лицее, но не закончил, слушал лекции по естественному разделу на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, был слушателем Императорской Военно-медицинской академии. Изучал живопись в Императорской академии художеств.
В 1989 году женится на Анне Александровне Лавровой, дочери известного металловеда, генерал-майора артиллерии Александра Степановича Лаврова. Затем входит в состав Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, директором которых является Александр Лавров. Становится членом первого химико-технологического отдела Императорского Русского Технического Общества. После этого увлекается фотографией и в 1989г. становится членом фотографического отдела ИРТО. Публикует свои работы по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». Он открывает в Петербурге «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую». Позже в ней будет находиться лаборатория и редакция журнала “Фотограф-любитель”, в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.
(Фото: Журнал “Фотограф Любитель”)
В 1902 г. Сергей Михайлович, под руководством Адольфа Мите, изучает метод цветоделения, в лаборатории Высшей технической школы в Шарлоттенбурге близ Берлина.
В это время Мите создает свою модель камеры для цветной съемки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране. В этом же году на заседании V отдела ИРТО Прокудин-Горский делает доклад о создании цветных диапозитивов по методу Мите. А впоследствии создает и патентует свой сенсибилизатор, который выводит цветную фотографию на новый уровень. Суть технологии получения цветных фотографий заключалась в том, что съемка велась по очереди через три цветных светофильтра-синего, красного и зеленого цвета, после этого, три полученных черно-белых негатива проектировались на экран и таким образом получалось цветное изображение. Сложность такого метода была в том, что не всем удавалось получить полноценное отображение красного цвета при достаточно коротких выдержках. А состав запатентованного, Сергеем Михайловичем, сенсибилизатора повышал равномерность светочувствительности бромосеребряной пластины ко всему видимому спектру, исключая удлинение выдержки за красным светофильтром. В то время не всем фотографам удавалось получить отображение красного спектра на коротких выдержках.
Германские фирмы «Гёрц» и «Бермполь» делают для Прокудина-Горского специальное оборудование для цветной съемки и проекции изображений, по чертежам А. Мите. Так как при съемке с обычных фотоаппаратов, возникали бы сложности с перезарядкой кассет, увеличивая риск смещения между экспозициями, а раздельные негативы затрудняли бы последующее совмещение частичных изображений.
(Фото: Камера и кассеты доктора А. Мите)
Зимой 1905 года Сергей Михайлович, в Петербурге и Москве демонстрирует свои первые слайды, публика была в восторге от увиденного. Это стало началом эры цветной фотографии в России.
В своем первом путешествие, Прокудин-Горский снимает дагестанские горы, южные красоты Черноморского побережья (Гагры и Новый Афон).
(Фото: Побережье, Гагры)
(Фото: Аул Гуниб, Дагестан)
Весной 1905 г. он отправляется с фотографическим проектом по России, заключив договор с Общиной Святой Евгении (петербургский Красный Крест), с целью издать полученные снимки на первых цветных открытках. Однако этот проект постигла неудача, связанная с революционной обстановкой, и Община не в состоянии оплатить его работу и почти весь отснятый материал исчезает.
Прокудин Горский В 1906-1908 гг. участвует в научных конгрессах, занимается преподавательской и издательской работой, редактирует журнал «Фотограф-любитель».
В 1906 делает серию цветных снимков Италии.
(Фото слева направо: Монастырь Сан Франческо, Фьезоле, Италия; на острове Капри, Италия)
(Фото слева направо: Лугано, Швейцария)
С экспедицией Русского географического общества в декабре 1906-январе 1907 гг.
отправляется в Туркестан, фотографирует старинные памятники и колоритные места.
(Фото слева направо: Женщина в национальном костюме; Семья близ Байрамали)
(Фото слева направо: Мечеть и мавзолей Юсуфа Хамадани, древний город Мерв; Мерв. Мавзолей султана Санджара)
Посещает в ясную поляну, и делает там свой известный цветной снимок Льва Толстого.
(Фото: Лев Толстой)
Сергей Михайлович все чаще показывает свои фотографии на вечерах в высшем обществе. Императрица Мария Федоровна приглашает его на виллу Романовых в пригороде Копенгагена. Впоследствии он лично встречается с Императором Николаем 2.
В 1909 году по поручению Николая 2, отправляется в экспедицию, чтобы заснять различные стороны жизни всех областей Российской империи. В его распоряжение поступил специально оборудованный железнодорожный вагон. Ему выдали документы дававшее доступ во все места империи, и было предписано чиновникам помогать ему. Сам Прокудин-Горский хотел показывать свои снимки в каждом училище, просвещая тем самым подрастающее поколение. Этот новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».
В этой экспедиции он побывал в Костроме и Ярославской губернии, заснял места вокруг Бородино, Волгу от самых истоков до Нижнего Новгорода, южную часть Урала
Закаспийскую область и Туркестан. Фотографирует Кавказ, Рязань, Суздаль, строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. Однако и этот проект не был завершен — средства закончились, а коллекцию государство так и не выкупило.
(Фото слева направо: С. М. Прокудин-Горский с двумя мужчинами, Карелия; Пинкус Карлинский, 84 года. 66 лет служит смотрителем на Черниговском шлюзе)
(Фото слева направо: На реке Оредеж, Ленинградская область; Ласточкино гнездо, Крым)
(Фото слева направо: Грузинка; Бухарский эмир, Узбекистан)
Совместно с Сергеем Олимпиевичем Максимовичем занимается созданием цветного кинематографа. Так же в его коллекции есть фотопортреты великого русского певца Федора Шаляпина, в образе Мефистофеля и Бориса Годунова.
(Фото: Федор Шаляпин)
Его последняя фото экспедиция состоялась В 1916 году, в которой он сделал снимки участка Мурманской железной дороги, лагеря австро-германских военнопленных.
(Фото: На дрезине рядом с Петрозаводском на Мурманской железной дороге)
После революции 1917 года судьба фотографа следующим образом. Знания Прокудина-Горского в цветной печати, были востребованы новой властью. В августе 1918г. он отправляется в Норвегию за проекционным оборудованием для низших школ. Но так там и остался, поняв, что дальнейшая его работа в области цветной фотографии на родине не возможна.
Из Норвегии он перебирается в Англию, потому что Норвегия, по словам фотографа, не приспособлена для научно-технических работ, а затем во Францию. Ту да же переехала вся его семья. Ему удается организовать вывоз своей коллекции из России. В 1932 г. Коллекция снимков переходит в собственность его сыновей, Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.
До 1936 г. Прокудин-Горский выступает с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрирует свои снимки.
27 сентября 1944г. Сергей Михайлович Прокудин-Горский скончался в «Русском доме» на окраине Парижа.
Его многочисленную коллекцию снимков в 1948 году наследники продали Библиотеке Конгресса США.
В 2001 г. Его снимки были отсканированы и выложены на сайте библиотеки Конгресса США. Благодаря чему у нас есть уникальная возможность увидеть историю уклада жизни людей XX-го столетия во всех его красках.
Родился пионер цветной фотографии в России Сергей Прокудин-Горский
Главная
/ День в истории
/ Родился пионер цветной фотографии в России Сергей Прокудин-Горский
Автопортрет Сергея Прокудина-Горского.
Фото: wikimedia.org
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 30 августа 1863 г. в фамильном имении во Владимирской области. Он был незаурядной и одаренной личностью: учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, в Императорской Военно-медицинской академии, брал уроки живописи в Академии художеств и занимался игрой на скрипке.
В 1898 г. Прокудин-Горский стал членом фотографического отдела Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) и опубликовал первые работы по техническим аспектам фотографии. В том же году он выступил с демонстрацией снимков, сделанных с картин художников XVII-XVIII вв., написанных маслом.
Своё первое путешествие с целью цветной фотосъемки он совершил осенью 1903 г. на Карельский перешеек. Уже в апреле 1904 г. Прокудин-Горский отправился в труднодоступный Дагестан. Важным этапом для него стала поездка в Туркестан зимой 1906-1907 гг. для съемки солнечного затмения. Затмение запечатлеть не удалось, но зато Прокудин-Горский смог запечатлеть старинные памятники Бухары и Самарканда, а также местных жителей.
3 мая 1909 г. состоялась встреча Прокудина-Горского с Николаем II. Пораженный цветными снимками, император предоставил фотографу необходимые средства и разрешение снимать в любом месте страны. Уже через несколько дней после этой встречи Прокудин-Горский отправился по Мариинскому водному пути от Санкт-Петербурга до реки Волги. Осенью того же года он совершил съемку северной части промышленного Урала. На следующий год Прокудин-Горский путешествовал по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода.
Весной и осенью 1911 г. фотограф дважды посещает Закаспийскую область и Туркестан, где впервые в истории опробовал цветную киносъемку. С марта по сентябрь 1912 г. Прокудин-Горский совершил две фотоэкспедиции в Закавказье. Также он фотографировал места от Малоярославца до Вильно к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г.
С началом Первой мировой войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент и обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков. Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию по только что отстроенному южному участку Мурманской железной дороги.
После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский продолжал вести активную деятельность в России. Он вошел в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрировал свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Наркома просвещения РСФСР. Интересно, что со вступительным словом перед этим показом выступил сам нарком просвещения А.В. Луначарский.
В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркома просвещения отправился в командировку в Норвегию. Из-за начавшейся гражданской войны он не смог вернуться обратно, поэтому в сентябре 1919 г. Прокудин-Горский перебрался из Норвегии в Англию, где продолжил работу по созданию цветного кино. С 1921 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в середине 1920-х гг. из СССР перебрались члены его семьи.
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский 27 сентября 1944 г. на окраине Парижа вскоре после освобождения города союзниками. Он был похоронен на русском эмигрантском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Его коллекция была продана наследниками в 1948 г. Библиотеку Конгресса США, а в 2001 г. все эти снимки были опубликованы.
Источник: https://www.prokudin-gorsky.org.
Редкая фотография Российской Империи 1910-х Сияние Яркими Цветами
Почти непостижимо, что эти цветные фотографии были сделаны в Российской Империи сто лет назад, еще до начала Первой мировой войны! Такие ранние годы, как 1909-1915 годы, годы, когда были сделаны эти снимки, глубоко запечатлелись в нашем воображении как мир черного и белого. Поэтому эти редкие снимки профессионального фотографа и химика Сергея Прокудина-Горского (1863-1944) вызывают у нас благоговейный трепет.
Фотографии сделаны специализированной камерой в три кадра: один в красном фильтре, один в зеленом и один в синем. Все три отфильтрованных черно-белых фотографии затем накладываются друг на друга и проецируются как диапозитивы («слайды») с теми же фильтрами на экран, таким образом восстанавливая весь диапазон цветов, очень близких к истинным цветам сфотографированных объектов. Прокудин-Горский был пионером этой трехкрасочной техники, очень сложной и дорогой в то время.
Царь Николай II очень любил ранние работы Прокудина-Горского и даже заказал ему путешествие по южной и центральной России, чтобы сделать цветные фотографии ее природы, городов и людей. Однако после Октябрьской революции он бежал из России и увез с собой негативы, которые были куплены Библиотекой Конгресса США в 1948 году и опубликованы только в 1980 году.
Армянка в национальном костюме позирует Прокудину-Горскому на склоне холма близ Артвина (в современной Турции)
Общий вид Николаевского собора с юго-запада в Можайске в 1911 г.

Группа еврейских детей с учителем в Самарканде (на территории современного Узбекистана), ок. 1910
Стрелочник позирует на Транссибирской магистрали у города Усть-Катав на реке Юрюзань в 1910 году
Собака отдыхает на берегу озера Линдозеро в 1910 году. Из альбома «Виды вдоль Мурманская железная дорога, Российская империя»
Сартская женщина в пурде в Самарканде, Узбекистан, ок. 1910 г. До русской революции 1917 г. сартами называли узбеков, проживающих в Казахстане. ок. 1910
Общий вид Сухуми, Абхазии и ее залива, вид примерно в 1910 году с Чернявской горы
Русские дети сидят на склоне холма возле церкви и колокольни у Белого озера, в России, 1909
Генераторы произведены в Будапеште, Венгрия, в энергозале гидроэлектростанции в Иолотане (Элотен), Туркменистан, на реке Мургаб, ок. 1910
Мужчина и женщина позируют в Дагестане, ок. 1910
На реке Сим пастушок.

Кочевые киргизы в Голодной степи на территории современных Узбекистана и Казахстана, ок. 1910
Исфандияр Юрджи Бахадур, хан российского протектората Хорезм (Хива, ныне часть современного Узбекистана), портрет в полный рост, сидит на открытом воздухе, ок. 1910
Мальчик опирается на деревянный столб ворот в 1910 г. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя»
Группа женщин в Дагестане, ок. 1910
Водовоз в Самарканде (современный Узбекистан), ок. 1910
Прокудин-Горский едет на дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге вдоль Онежского озера под Петрозаводском в 1910 г.
Крестьяне на уборке сена в 1909 г. Империя»
Укладка бетона шлюза плотины, 1912 год. Рабочие и прорабы позируют фотографу на фоне подготовки к заливке фундамента шлюзовой плотины через Оку в районе Белоомута
Грузинка позирует фотографу, ок.

Васильки на ржаном поле, 1909 г. Из альбома «Виды Мариинского канала и речной системы, Российская империя»
Автопортрет на реке Каролицхали, ок. 1910. Прокудин-Горский в костюме и шляпе сидит на камне у реки Каролицхали, в горах Кавказа, недалеко от морского порта Батуми на восточном побережье Черного моря.
Часовня на месте основания города Белозерска в древности, фото 1909
Мальчик сидит во дворе мечети Тилля-Кари в Самарканде, современный Узбекистан, ок. 1910
Литье художественного литья (Каслинский металлургический завод), 1910 г. Из альбома «Виды Уральских гор, обзор промзоны, Российская империя»
Женщина сидит в спокойном месте на Река Сим, часть водораздела Волги в 1910 г.
Общий вид Артвина (ныне в Турции) из местечка Свет, ок. 1910
Общий вид пристани Межевой Утки, 1912
Жизнь и творчество пионера отечественной цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского — на сайте Президентской библиотеки исполнится 152 года со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского, создателя первых в России цветных фотографий.

Сергей Прокудин-Горский принадлежал к старинному дворянскому роду, первое упоминание о котором встречается в летописном писании Куликовской битвы. Родился 18 (30) августа 1863 года в родовом имении Фуниковых Горок во Владимирской области.
«Артистичность образной натуры удачно сочеталась в С. М. Прокудине-Горском с аналитическим складом ума, темпераментом общественного деятеля и, что особенно редко встречается у русских дворян, практической деловой хваткой», — отмечает ведущий российский эксперт по работа фотографа Светланы Гараниной в статье С. М. Прокудина-Горского: о выпуске материалов из семейного архива, представленной на сайте Президентской библиотеки.
Будучи личностью компульсивной, будущий пионер отечественной цветной фотографии не был выпускником школы, но был известен в кругах Санкт-Петербургской консерватории и Академии художеств, изучал химию в лаборатории Д. И. Менделеева. Позже усовершенствовал учебу в Германии, где занялся изучением цветопередачи. Сам Прокудин-Горский цитировал: «Как хорош был сделан снимок, но его ровный, монотонный колорит не может вполне соответствовать ожиданиям человека. Взгляните на самый неинтересный пейзаж в природе, а еще голубое небо, облака, немного зелени — все это дало ему жизнь». Этими словами он начинает статью «Фотография в естественных цветах», опубликованную в журнале «Фотолюбитель» (дословно: фотограф-любитель) в начале прошлого века. В ней он подробно описывает весь процесс получения цветного изображения от теоретических знаний «что есть свет» до практических — как сделать раствор, и какую бумагу использовать.
Помимо научно-технической атмосферы Прокудин-Горский завоевал известность среди широкой публики: «В начале XX века петербуржцы, идя по Большой Подьяческой улице, останавливались у дома № 22, чтобы наслаждайтесь работами, выставленными в витрине. Вывеска у входа поясняла, что здесь находится «Художественно-фотомеханическое ателье С. М. Прокудина-Горского». В 1905 году к мастерской была присоединена типография. Именно здесь цветные фотографии с натуры превращались в принты и расходились в виде открыток и «настенных росписей», — рассказывает Светлана Гаранина в другой статье о Прокудине-Горском. Начало цветной фотографии в России, электронная копия которой также представлена на сайте Президентской библиотеки.
Судьбоносное событие, давшее толчок к созданию знаменитой коллекции, произошло в мае 1908 года. Выставка и вечер, посвященный достижениям русских фотографов, были устроены в Академии Художеств, где демонстрировался экранный цвет проекции Прокудина-Горского стали центральным элементом программы. После этого мастеру предложили показать свои работы Николаю II, который также увлекается фотографией.
Об этом визите в Царское Село подробно рассказывает документальный фильм «Цвет времени», размещенный на сайте Президентской библиотеки. Создатели фильма цитируют самого Прокудина-Горского: «В антракте, когда подавали чай с безалкогольными напитками, Государь вышел из группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я буду делать дальше с этим чудесным работай. Я изложил ему свои взгляды на различные приложения, которые могли бы иметь мое произведение, и добавил: «Вашему величеству, может быть, было бы также интересно видеть время от времени настоящую Россию и ее древние памятники, а также красоту и разнообразную природу нашего Великая страна.»
Высочайшим указом капитану был пожалован специальный вагон-лаборатория, для работы на водных путях ему был дан корабль с командой, и повозка для трудных дорог. Кроме того, документы, выданные царской канцелярией, обеспечивали экспедиции доступ во все уголки России.
Прокудин-Горский хотел захватить огромную страну от Балтийского моря до Тихого океана, но амбициозным планам помешала Первая мировая война и последовавшие за ней события. Тем не менее фотограф снимал Крым, Урал, Сибирь, путешествуя по Волге и Оке, по Дагестану, Финляндии и Средней Азии. Как отмечают создатели другого документального фильма из фондов Президентской библиотеки «Россия в красках», Прокудин-Горский мечтал, чтобы его труд стал основой новой науки — «Отечествоведения» (изучение родного края) и как доказательство привожу слова самого мастера: «Во время публичных, красочных показов на большом экране я увидел, как сильно такая цветопроекция воздействует на публику, хотя и привыкшую к разным интересным зрелищам. И мысль об использовании моих картин для знакомства с нашей огромной и чрезвычайно разнообразной родиной, Россией, окончательно засела в моей голове».
Несмотря на незавершенность этого проекта, мечта «видного деятеля русской фотографии», как называет его С. М. Лавров в статье «Фотолюбитель». Сергей Михайлович Прокудин-Горский, сбылось. Сегодня его произведения находятся в открытом доступе на интернет-ресурсе Президентской библиотеки. Они представляют собой уникальную историко-культурную ценность, позволяя каждому увидеть Россию начала XX века в цвете, но более того — повернуть время вспять — фотографии помогают реставраторам вернуть то, что было безвозвратно утеряно.