Как правильно фотографировать?
Чтобы ваши работы были представлены на страницах журнала, пришлите в редакцию 1–3 фотографии размером 10×15 см. На конверте обязательно сделайте пометку «Фотокритика». На оборотной стороне каждого снимка укажите свои фамилию, имя, отчество и место жительства. Следует также указать технические параметры: марки фотокамеры и объектива, экспозицию (выдержку, диафрагму), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Обязательно придумайте к своим фотографиям название. Присланные работы не возвращаются.
Annа Rifma
«Память»
Свои работы вы можете прислать и по электронной почте: [email protected] (10×15 см, разрешение не ниже 250 dpi).
Анализ фотографии в разделе «Фотокритика» ведется по четырем критериям.
Жанр фотографии
Фотографические жанры весьма разнообразны, при этом каждый имеет свои особенности композиционного и светового решения. Поэтому для анализа вашей фотографии определение жанра необходимо. Очень важно и название вашей фотоработы, ведь в названии прочитываются авторский замысел и отношение автора к тому, что изображено на фотоснимке.
Композиция фотокадра
Понятие «композиция» имеет множество разнообразных определений. В Кратком словаре терминов изобразительного искусства композиция определяется как «структура, взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй. Целенаправленным единством композиции художник выражает содержание своего замысла, делает этот замысел доходчивым и впечатляющим…».
Фотограф, стремящийся сделать интересную, творческую фотоработу, а не просто проэкспонировать фотоматериал, должен хорошо понимать и разбираться в законах и правилах фотокомпозиции.
Выдающийся фотомастер Анри Картье-Брессон считал, что «фотографу необходимо постоянно заботиться о композиции, однако в момент съемки она улавливается не иначе как интуитивно, так как ты захвачен усколь-зающим мгновением или сдвигами соотношений».
Освещение
Известно, что слово «фотография» в буквальном переводе означает «светопись». Без освещения нельзя сделать ни одного фотоснимка. Опытный фотограф, подобно живописцу, пишет светом свою фотокартину. Световой поток в его руках, словно кисть в руках художника, создает изображение на светочувствительном фотоматериале или цифровой матрице.
Техническое качество
Недостаточная резкость, неточная цветопередача, плохая проработка в тенях или светах могут значительно снизить впечатление от вашего снимка. Какую бы оригинальную фотоработу вы ни сделали, не забывайте о ее техническом качестве.
Рубрика «Фотокритика» посвящена критическому анализу фотографий, присланных в адрес редакции нашими читателями.
Текст: Преподаватель отделения «Техника и искусство фотографии» Московского политехнического колледжа имени Моссовета Юрков Юрий Владимирович
Терентьева А. А., Тихонова А. С.
«Осенний натюрморт»Жанр фотографии
Фотоснимок относится к постановочному натюрморту.
Композиция фотокадра
Композиция натюрморта центровзвешенная. Букет цветов — главный композиционный элемент — размещен в центре. Слева расположена тыква, которая своими размерами и ярко-желтым цветовым тоном, пожалуй, слишком перегружает левую часть кадра. В правой части имеется большое темное пятно незаполненного пространства. Темная «дыра» имеется и в самом букете — прямо по центру. Эти темные пустоты оставляют ощущение не до конца продуманной и незавершенной композиции. Возможно, это произошло из-за того, что изначально было выбрано вертикальное кадрирование, которое в данном случае не совсем оправдано. Высота букета цветов не столь значительна, чтобы избирать вертикальное построение кадра. Верхняя и нижняя части снимка остались незаполненными.
Освещение
Для освещения натюрморта применена простая схема освещения. С помощью софт-бокса имитируется свет от окна. Используется один источник рисующего света, и в качестве заполняющего света — экран-отражатель.
Техническое качество
Техническое качество фотоснимка очень хорошее.
РезюмеНесмотря на композиционные просчеты, настроение — ощущение осени — натюрморт все-таки передает. Оценка «хорошо».
Огненович М. М.
«Фонарь»
Жанр фотографии
Фотоработу можно отнести к жанру найденного натюрморта. Этот жанр требует от фотографа умения видеть и искать необычное и интересное в самом обычном, малопримечательном.
Композиция фотокадра
Особенность этого жанра в том, что композиция создается не фотографом, а самим временем, и не мгновенно, а за длительный период. Задача фотографа сводится к точному кадрированию. Необходимо так очертить границу кадрового пространства, чтобы в него не попало ничего лишнего и в то же время не исключить из картины, созданной временем, что-то важное.
Освещение
Освещение светотональное. Пространство фотографии равномерно освещается рассеянным светом, не изменяя композицию.
Техническое качество
Фотоснимок имеет отличное техническое качество.
РезюмеФотография заслуживает отличной оценки.
Карташова Е. А.
«Портрет»Жанр фотографии
Фотография относится к жанру фотопортрета, снятого в интерьере, т. е. в помещении. Такой вид портрета не всегда предполагает показ самого интерьера. Крупный масштаб портретного изображения позволяет исключить из кадра окружающее пространство. Особенно эффектно такие портреты смотрятся на темном фоне.
Композиция фотокадра
Перед нами бюстовый портрет. Лицо портретируемого находится в классическом полуобороте. Фигура расположена по правилу ведущего плеча.
Освещение
Использовано естественное освещение. Свет проникает в помещение через окно, находящееся сбоку от портретируемого. Такое освещение можно назвать светотональным. Его формирует широкий направленно-рассеянный световой поток. Посмотрите, как постепенно, плавно осуществляется переход от светлых тонов к темным. Четкой границы между ними нет. Такое освещение в студии можно создать с помощью большого софт-бокса. Называют его прописным вариантом теневого полуоборота.
К недостаткам освещения следует отнести отсутствие заполняющего света. Легкое, совсем слабое заполнение здесь не помешало бы. Оно позволило бы подсветить темные участки изображения и не дало бы им слиться с фоном.
Техническое качество
Отличное техническое качество черно-белого изображения.
РезюмеОтличная оценка. Вам удалось не только справиться с освещением и композицией, но и создать образ портретируемого, что чрезвычайно важно для фотопортрета. Данная работа показывает, что портрет можно сделать художественным не только в студии, но и буквально, что называется, «на коленках», не используя дорогостоящего осветительного оборудования. Все зависит от желания и стремления.
Виталий
«Зимнее утро»Жанр фотографии
Фотоснимок относится к жанру пейзажа.
Композиция фотокадра
При фотосъемке вертикальных объектов не всегда следует применять вертикальное кадрирование. Избранная вертикальная организация кадра слишком сузила пространство. Крест получился прижатым вплотную к границе кадра, ландшафт представлен слишком фрагментарно. Для фотографии с таким образным названием пространство необходимо, поэтому фотоснимку больше подошло бы горизонтальное кадрирование и, возможно, более общий план с сохранением неуравновешенной композиции. Кроме того, из кадра лучше было исключить провода.
Освещение
Контровое освещение отлично проработало фактуру снега и придало фотографии золотистый цвет.
Техническое качество
Качество фотоснимка хорошее.
РезюмеКомпозиция кадра не до конца продумана. Оценка «удовлетворительно».
Емелина-Баринова Е. Б.
«Лужа»
Жанр фотографии
Работа относится к жанру зимнего пейзажа.
Композиция фотокадра
Кадр скомпонован таким образом, что в нем имеются три горизонтальные линии, делящие фотоснимок на почти равные части. Для целостности композиции это не очень хорошо. Такое в пейзаже встречается довольно часто. По крайней мере, одна линия — линия горизонта — в ландшафтном пейзаже присутствует всегда. По возможности следует избегать симметричного деления кадрового пространства. Возможно, в данном случае стоило несколько уменьшить присутствие в фотоснимке переднего плана — заснеженного берега. И включить в кадр больше неба и воздушной дымки над водой.
Композиция данной фотографии интересна наличием в ней обратной тональной перспективы. Известно, что одной из закономерностей тональной перспективы является то, что дали кажутся более светлыми, чем передний план, находящийся в непосредственной близости к точке съемки. Когда передний план светлый, а дальний более темный, то можно говорить об обратной тональной перспективе.
При рассматривании фотоснимка с обратной тональной перспективой создается ощущение движения дальнего темного плана навстречу зрителю и, наоборот, светлого переднего плана — в глубину кадра. Фотография приобретает внутреннюю динамику.
Освещение
Пространство кадра освещено золотистыми лучами восходящего солнца, которые определяют цветовой тон фотографии.
Техническое качество
Техническое качество фотографии замечаний не вызывает.
РезюмеОценка «отлично». Очень красивая пейзажная работа!
Костылева С. С.
«Профильный портрет»
Жанр фотографии
Фоторабота относится к жанру студийного фотопортрета.
Композиция фотокадра
Лицо портретируемой находится в классическом профильном положении. По масштабу изображения это головной портрет. Применено горизонтальное кадрирование, что совершенно оправдано. Это позволило полностью показать в кадре прическу девушки и оставить по направлению ее взгляда достаточно места. Вертикальное кадрирование при таком крупном масштабе портретного изображения было бы невозможно.
Освещение
Для освещения профильного фотопортрета существуют несколько схем. Подробно о них было рассказано в журнале «Фото&техника» № 1 (32), весна, 2009, в рубрике «Фотокритика».
Использованный вид освещения — переднедиагональное, и для профильного портрета не применяется. Связано это с тем, что такое освещение делает профиль плоским. Фактура и объемы лица на фотоснимке отсутствуют.
К недостаткам освещения следует отнести и отсутствие моделирующего света. У девушки красивая прическа, и она полностью включена в кадр, но из-за отсутствия подсветки волос почти не видна.
Техническое качество
В целом техническое качество хорошее, за исключением пересветов на лице.
РезюмеИз-за непродуманного освещения в полной мере красоту профильного портрета раскрыть не удалось. Оценка «удовлетворительно».
Чехаров Д.
«Портрет»
Жанр фотографии
Фоторабота относится к жанру портрета, снятого на натуре.
Композиция фотокадра
Героиня фотоснимка расположена в центре кадра. Создана центровзвешенная композиция при горизонтальном кадрировании. Проблема такой компоновки фотоснимка — в необходимости заполнения симметричных левой и правой частей кадра. Здесь левая часть заполнена ветвями дерева, а правая, такая же по площади, осталась пустой. В результате левая часть оказалась перегруженной и перевесила правую. Гармоничная композиция не получилась из-за центральной компоновки. Между тем, стоило сместить портретируемую из центра кадра влево и по минимуму показать в кадре листья. А в правой части дать больше «воздуха». Композиция сразу же преобразилась бы и стала более интересной и гармоничной.
К недостатку композиции следует отнести и положение руки: кисть руки не видна, потому что скрыта листвой. Смотрится это не очень красиво.
Освещение
Освещение светотональное, мягкое, бестеневое.
Техническое качество
Очень хорошее техническое качество.
РезюмеРабота заслуживает хорошей оценки.
Маланичева А.
«Двое»Жанр фотографии
Фоторабота относится к жанру городского пейзажа.
Композиция фотокадра
Композиция построена на совмещении переднего и дальнего планов. Визуально дальний план приближен к переднему, а средний практически отсутствует. Такой эффект возникает из-за удаленной точки фотосъемки. Его ошибочно приписывают свойству длиннофокусной оптики.
Действительно, данный фотоснимок сделан длиннофокусным объективом, но все дело — в удаленности точки съемки. Просто для фотосъемки с дальней точки как нельзя лучше подходит длиннофокусный объектив. А пространство что длиннофокусный, что штатный объективы передают одинаково.
Освещение
Фотосъемка велась в солнечную погоду. Освещение светотеневое. Из-за разности освещения переднего и дальнего планов в кадре имеется тональная перспектива, которая образована за счет того, что передний план более темный, чем дальний. Это придает фотоснимку некоторый объем и глубину.
Техническое качество
Фотография имеет отличное техническое качество.
РезюмеИнтересная работа! Отличная оценка.
Анализ фотографического изображения
Анализ фотографического изображения
9 октября 2011
Текст:Ираклий Шанидзе, Александр Повшенко
Анализ — от греч. analysis — разложение, расчленение, процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета или отношений между предметами на части; Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «Анализ» часто служит синонимом исследования вообще как в естественных, так и в общественных науках.
В лекции “Хорошая и плохая фотография” мы уже касались вопроса критериев оценки фотоизображения. Сейчас пришло время поговорить об этом более подробно. Умение анализировать и беспристрастно оценивать свои и чужие фотографии — это одно из важнейших профессиональных качеств фотографа. Будучи первым и, в идеале, самым строгим критиком собственных работ, фотограф должен представить на суд зрителя фотографии, не только совершенные в техническом плане, но и эмоционально яркие, наиболее соответствующие конкретной ситуации. Совершенно очевидно, что для качественного выполнения такой непростой работы нужны определенные знания, умения и навыки. Более того, анализ фотографии развивает фотографическое мышление и способствует росту мастерства, поскольку анализ и синтез это, «две стороны одной медали». Ну и конечно, важно понимать, что целое это, практически всегда, не просто сумма частей, а некое количество взаимоувязанных элементов, в совокупности рождающих новое качество. Именно это качество и отличает настоящую фотографию от простого фотоснимка. Занимаясь анализом фотографического изображения, мы будем рассматривать разные части и стороны изображения, но особенно тщательно – оценивать, то самое качество, которое присуще именно целому – настоящей фотографии.
Теперь о главном – предварительный анализ. Бессмысленно анализировать фотографию просто так, то есть в отрыве от цели ее создания и назначения! Попробуйте ответить на вопрос – что лучше – автобус, грузовик, легковой автомобиль или мотоцикл? Тут же возникает встречный вопрос – для чего? Надо сказать, совершенно правильно возникает. С музыкальным или литературным произведением ситуация аналогичная – можно сравнивать песню со скрипичным концертом, либо эссе с детективом, но пытаться определить, что лучше, в отрыве от контекста и, извините, от конкретного потребителя – совершенно бессмысленно. В полной мере это относится и к фотографии – глупо и дико говорить о достоинствах или недостатках, предварительно не определившись с позиционированием. Отсюда следует простой вывод: чтобы анализ фотографии имел смысл, нужно обязательно соотносить результат с целью его получения.
Воспользуемся самой простой, интуитивно понятной, классификацией по традиционной рыночной схеме – ответим на вопросы:
— для кого,
— о чем,
— зачем.
Для кого?
Ответ на этот вопрос многое определяет. Для начала, отделим общее от частного, то есть фотографии, сделанные для узкого круга друзей или родственников от фотографий для широкой зрительской аудитории. В общем смысле, это деление зрителей на тех, кто «в теме» и тех, кто не знаком с контекстом изображенного на фотографии. Согласитесь, фотография внука, для дедушки с бабушкой, гораздо интереснее самых качественных, абстрактных фотошедевров. Фото как документальное средство, в узкосемейном смысле имеет полное право на жизнь. Более того, абсолютное большинство фотографий делается именно как «фото на память». Конечно же, хорошо когда в семейном альбоме или на стене жилища присутствуют профессиональные снимки, сделанные с высоким качеством, композиционно выверенные и интересные по содержанию. Однако, важнее другое – решающее значение имеет сам факт отражения, известных узкому кругу персонажей, в важных жизненных ситуациях и, конечно то, насколько эти персонажи нравятся «себе любимым». Увлекаясь высокохудожественными, творческими изысканиями, не забывайте о своих близких, чтобы не получился «сапожник без сапог». Близкие люди самая благодарная аудитория.
С фотографиями «на заказ» несколько другая ситуация, они могут предназначаться и для узкого круга и для широкой аудитории. Как правило, выполняя такую работу, нелишне уточнить – для кого делаются фотографии? Главная задача, в этом случае, обеспечить максимальное соответствие требованиям и ожиданиям заказчика, причем, всегда с высочайшим техническим качеством. Зачастую, на то чтобы понять чего хочет клиент, уходит сил и времени больше, чем на выполнение самой работы, но иначе никак нельзя.
Переходим к самому интересному – творчество и самовыражение. Часто фотолюбители говорят о том, что они снимают исключительно для себя – это самообман или лукавство. Всякому творцу нужна аудитория и признание этой аудитории! Значит, занимаясь творчеством, фотограф работает на незнакомую ему аудиторию, которую стремится «завоевать», заинтересовать своими мыслями и фото-образами. Отсюда основное требование – фотографии должны быть привлекательны, интересны и содержательно понятны широкому кругу незнакомых людей. Такие фотографии должны «цеплять» своей формой и содержанием людей оторванных от контекста изображения.
О чем?
На эту тему мы уже неоднократно говорили, поэтому не станем особенно углубляться. Однако, обратим ваше внимание на то, что идея и содержание фотографии должны соответствовать аудитории, месту и времени. Для анализа фотографии по этому критерию, как ни странно, удобно использовать жанровую классификацию: репортаж, пейзаж, макро, монокль, натюрморт, эротика, портрет… Коль уж так сложилось, что форма задает весьма определенные рамки содержания, будем этим пользоваться. Определив жанр, мы в значительной степени даем ответ на вопрос о чем фотография. Понятно, что жанры могут смешиваться, например, фото обнаженной девушки купающейся на фоне морского пейзажа, в закатных лучах, будет относиться и к эротике, и к пейзажу. Также точно и ответ на вопрос «о чем?» будет смешанным – о красоте женского тела и величии природы, о гармонии и скоротечности бытия…
Зачем?
Вопрос кажется простым и не очень связанным с темой анализа фотографии, но, только на первый взгляд. Ответ на этот вопрос, пожалуй, самая непростая и, в то же время, самая важная часть предварительного анализа. Если по отношению к семейному «фото на память» ответ на вопрос «зачем?» лежит на поверхности, то в остальных случаях, он требует серьезной проработки. Один, в общем, весьма продвинутый фотолюбитель на вопрос: «Зачем ты сделал эту пейзажную серию?», совершенно серьезно ответил: «Чтобы все увидели, какой я офигительный фотограф». Стремление к признанию и востребованности – нормально, естественно и имеет полное право на жизнь, но подход «хочу, чтобы зрителю нравилось то, что нравится мне», изначально неправильный и проигрышный. Очевидно, правильнее был бы ответ типа: «Чтобы показать красоту природы тех мест, в которых мне довелось побывать, поделиться теми чувствами, которые испытал». Учитывая, что фотография это эмоционально-образное сообщение, уместна формулировка – зачем зрителю это сообщение? Если ответ на этот вопрос понятен и автору и зрителю – значит, фотография удалась.
Где и как будут представлены фотографии? Еще два дополнительных вопроса, которые имеют значение на этапе предварительного анализа, но они больше относятся к стадии обработки и подготовки фотографии к печати. Да простят нас сторонники так называемой «чистой фотографии», но допечатная обработка, подготовка к печати и сама печать имеют очень большое значение. Все мы знаем, что с одного и того же негатива можно отпечатать весьма разные фотографии. Не случайно наибольшую ценность имею именно винтажи – фото-отпечатки выполненные лично автором, то есть в полной мере отвечающие авторскому видению. Цифровизация внесла свой вклад, и теперь с одного и того же цифрового негатива, на разных, хорошо откалиброванных фотопринтерах, можно получать совершенно идентичные отпечатки. Более того, процесс стал контролируемым – на экране монитора можно увидеть почти то же самое, что получится на отпечатке. Вопросу подготовки изображения к печати у нас будет посвящен целый курс, поэтому сейчас, мы ограничимся простым замечанием – правильная обработка фотографии может кардинально улучшить ее восприятие зрителем. В не меньшей степени нужно учитывать формат и способ отображения. Есть фотографии, которые хороши в любом формате без изменений, но в большинстве случаев, приходится несколько менять контраст и насыщенность изображения. Некоторые фотографии смотрятся только в большом формате, а иные, например панорамы – совершенно не полиграфичны. С некоторой долей условности, можно классифицировать форматы и размещение следующим образом:
1. фотоотпечатки малого формата (10х15 см и менее) – в фотоальбоме
2. фотографии экранного разрешения – для показа в электронном виде
3. журнальный формат (А3-А4) – для полиграфии
4. галерейный формат (А2-А3) – для выставочной экспозиции или в интерьере
5. широкоформатная печать высокого разрешения – для выставочной экспозиции или в интерьере
6. баннерная печать низкого разрешения (наружная реклама)
Кроме размеров, имеет значение так же субстрат, то есть, то, на чём напечатан окончательный результат. Галереи, например, до сих пор не очень охотно берут цифровые отпечатки, поэтому большинство чёрно-белых фотографий в галереях напечатаны традиционным способом: фотоувеличителем на галогенсеребрянной фотобумаге. Фотографии, предназначенные для типографской печати, требуют специальной подготовки, учитывающей специфику процесса типографского цветоделения и растровой печати. Электронное представление накладывает на фотографию дополнительные требования по совместимости и четкости – изображение должно выглядеть одинаково хорошо на любом мониторе (лучше, конечно, на правильно откалиброванном).
Перейдем, наконец, непосредственно к анализу фотографии. Выделим четыре вида:
— технический анализ,
— эмоциональный анализ,
— семантический анализ,
— композиционный анализ.
ТЕХНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Этот вид анализа наиболее объективен. Как бы вы не были эмоционально привязаны к снятому Вами портрету, если глаза на нём нерезкие, убедить себя и окружающих в обратном не получится. Существует достаточно устойчивый набор критериев технического качества, которому изображение должно удовлетворять: резкость/нерезкость, экспозиция, (яркость, контрастность, провалы, пересветы), цветовой баланс, насыщенность, детализация.
Резкость — первый критерий технического качества, вернее, баланс резкости и нерезкости в кадре. Рассмотрим основные причины нерезкости.
1. Точность фокусировки: на фотографии всегда есть элементы, представляющие особую важность. Они, как правило, должны быть резкими. Если Вы видите, что резкость не там, где надо, а рядом, перед Вами брак.
2. Правильный выбор глубины резкости: малая глубина резкости — это красивый художественный приём, но с ним нужно обращаться осторожно. Например, если на двойном портрете одно лицо в резкости, а другое слегка расплывчато — это брак.
3. “Шевелёнка” она же «смаз» – эти задорные словечки настолько прочно вошли в лексикон фотографов, что давно перешли в разряд терминов. Шевелёнка это смазывание в результате движения в момент экспозиции. Двигаться могут фотографируемые объекты, фотоаппарат, либо и то, и другое одновременно. Разумеется, чем длиннее выдержка, тем больше вероятности получить смазанную фотографию. Смаз, как и небольшая глубина резкости, может быть эффективным художественным приёмом, но, чаще всего, его наличие — плохие новости для фотографа.
4. Масштаб изображения: бывает так, что контрольный отпечаток размером 9х12 см выглядят вполне сносно, но стоит увеличить фотографию до размеров журнального листа, как оказывается, что резкости явно не хватает. Чем больше масштаб изображения, тем строже требования к резкости исходного негатива, слайда, или цифрового файла, потому что резкость определяется четкостью разделения тонов разной плотности. На маленьком изображении, линия может казаться вполне резкой, но, при увеличении, становится видно, что это не чёткая граница между чёрным и белым, а серая полоса, в которой тон меняется градиентно от черного к белому.
Фото 1.
Рассмотрим следующий пример (Фото 1):
Перед Вами технически сложная и достаточно профессионально выполненная фотография. По большинству технических критериев, она почти безукоризненна, за исключением резкости. Посмотрите внимательно на циферблат: сегмент от восьми до четырех часов идеально резок, но цифры V, VI и VII слегка расплывчаты. В принципе, резкости там вполне достаточно для печати на четверть страницы, но для полностраничной рекламы эта фотография непригодна. В данном случае, проблема возникла из-за недостаточной глубины резкости, что при таком увеличении не редкость.
Фото 2. «Старый добрый спорткар». NIKON D70s, 1/60s, f/18, 138 мм»
В этом примере «Старый добрый спорткар» вы видите смазывание, не только допустимое, но и полезное. В результате съемки «с проводкой» движущийся автомобиль получился резким, а неподвижная часть изображения – смазана. Такой прием создает иллюзию движения, скорости.
Экспозиция — второй критерий технического качества. Идеально экспонированный кадр передаёт максимальный тональный диапазон, то есть, детали зарегистрированы как в тенях, так и в светах. Кроме этого, тональное наполнение узнаваемых объектов выглядит естественным, то есть, белое выглядит белым, черное — черным, загорелая кожа — загорелой, а каштановые волосы не светлее и не темнее, чем в жизни. В традиционной фотографии, определение правильности экспозиции отпечатка было делом достаточно субьективным, поскольку способность различать детали в тенях и светах зависит от остроты зрения. Цифровая же фотография даёт возможность объективной оценки экспозиции при помощи гистограммы, представляющей распределение тонов изображения. Этого вопроса мы уже касались в материалах вводного курса и знаем, что понимание основных характеристик гистограммы необходимо для оценки правильности экспозиции.
Бывает так, что световые условия не позволяют запечатлеть все детали. Это происходит в том случае, если освещение слишком контрастно, и нет возможности его модифицировать. В таком случае, кадр экспонируется по теням, либо по светам, в зависимости от того, какой частью тонального спектра можно пожертвовать. В этом случае, отсутствие деталей в одной из частей гистограммы не будет техническим браком. Следует отличать контрастность освещения от контраста фотографии. Контраст отпечатка зависит не только от условий освещения, но и от способа допечатной подготовки, выбора фотоматериалов, режима проявления. Если фотография слишком контрастна, она бедна деталями (что иногда может быть сделано преднамеренно), а если контраст низок, то отпечаток кажется “вялым”, невыразительным.
Даже если резкость и экспозиция безошибочны, есть две причины, по которым фотография может оказаться технически несостоятельной: характер свето-теневого рисунка и композиция. Тема композиции настолько объёмна, что ей будет посвящен отдельный курс, а элементы анализа свето-теневого рисунка мы обсудим.
Характер свето-теневого рисунка это глубина и объемность изображения, иначе говоря — способность создавать иллюзию трёхмерности. Вернёмся к часам на Рис. 1. Обратите внимание на то, как освещено левое верхнее ушко оправы. В отличии от остальных трёх, оно кажется совершенно плоским, лишенным объёма. Произошло это потому, что свет отразился от плоскости точно в объектив – получился практически блик.
Кроме того, следует обращать внимание на то, насколько уместна степень жесткости освещения, реализованная в данном изображении. Жесткий свет, сам по себе, не может быть техническим браком, но его применение чаще ведёт к ошибкам, чем в случае мягкого света, потому что с ним гораздо сложнее обращаться. Например, на Фото 3, неправильная постановка жесткого рисующего источника привела к двум серьёзным проблемам: левый глаз оказался в тени, и тень от носа пересекла губы.
Фото 3. «Засмущал». Неизвестный фотограф.
В принципе, нельзя сказать, что это стопроцентно недопустимо, но в данной ситуации, результат был бы гораздо лучше, если бы источник света был расположен значительно ниже. Кроме того, из-за слишком высокого контраста, кожа на кистях рук, на лбу и под глазами практически выбелена. Как Вы можете обратить внимание, фотографии не достаёт резкости, но, при таком размере изображения, это заметно только при внимательном рассмотрении, в то время, как ошибки в освещении бросаются в глаза, независимо от формата.
Цветовой баланс и насыщенность это цветовые характеристики, влияющие на восприятие фотографии. В пленочной фотографии нужно было аккуратно использовать пленки для дневного света и для искусственного освещения, но даже при этом, в процессе печати применялась цветокоррекция, для обеспечения естественности оттенков. У разных производителей фотопленки были свои особенности – Кодак желтил, Фуджи зеленила, а Коника придавала синеватый оттенок. Наверное поэтому, в портрете был наиболее популярен Кодак. Цифровая фотография позволила в процессе съемки менять баланс белого, подстраиваясь под спектральную составляющую светового потока конкретных условий. Более того, любой фоторедактор позволяет изменить цветовой баланс и насыщенность цвета в фотографии. Этим нужно правильно пользоваться. Сравните фотографии – «Дождливый закат» (Фото 4) и «Baloon Fiesta» (Фото 5) – совершенно очевидно, что цветовой баланс и насыщенность здесь оправданно различаются.
Фото 4. «Дождливый закат». Canon EOS 5D, Canon EF 28-300 f/3.5-5.6 L IS USM
Фото 5. «Baloon Fiesta». Canon EOS 5D, Canon EF 28-300 f/3.5-5.6 L IS USM
Наконец последний пункт – детализация – она же микро-резкость и зернистость, а в цифровой фотографии – шумы. Бытует мнение, что высокая детализация и отсутствие зерна, или шумов — это непреложные критерии качества изображения. На самом деле, не всё так просто. Например, в классической пейзажной фотографии, в съёмке архитектуры, или в криминалистике, детализация чрезвычайно важна, а в женском портрете она, как правило, нежелательна. Поэтому фотографы-портретисты нередко прибегают к разным хитростям и уловкам, позволяющим избавиться от таких неприятностей, как поры, пигментные пятна и мелкие шрамы. В некоторых видах художественной фотографии от чёткого изображения вообще стараются уйти, чтобы перенести основную эмоциональную нагрузку на тональность и свето-теневой рисунок. Поэтому, оценивая детализацию и “чистоту” (отсутствие шума), нужно принимать во внимание, какую задачу ставил перед собой фотограф. При этом, важно помнить, что острота зрения у всех разная, но ориентироваться нужно на «островидящих», значит, если у фотографа зрение не стопроцентное, стоит надеть очки.
СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
«Жизнь подражает Искусству в гораздо большей степени, чем Искусство подражает Жизни.»
Оскар Уайльд
Фотография, как мы уже не раз говорили, это не просто изображение. Её вполне можно рассматривать, как язык общения, дающий фотографу возможность, при помощи визуальных образов, выразить свои чувства, поделиться переживаниями. Поэтому, смысловое содержание снимка и изящество, с которым оно раскрывается с помощью визуальных метафор, вполне можно считать критериями качества.
Анализируя смысловое содержание снимка, задайте себе вопрос — “Что автор хотел сказать?” — а потом, — “а получилось ли?” Хочу напомнить, что хорошая фотография обязательно оперирует общими понятиями: портретист изображает не глаза, а взгляд, пейзажист показывает не восход, а свежесть раннего утра, и т.д. Важно, что неопределённость, или многозначность сюжета не является недостатком. Предлагая различные интерпретации, автор даёт возможность каждому зрителю додумать сюжет по-своему. При этом, содержание должно быть настолько очевидным, чтобы зритель не потерял интереса в процессе “разгадывания” скрытого смысла, но не настолько прямолинейным, чтобы это не выглядело так, будто автор снисходительно упрощает повествование, потому что зритель не в состоянии осилить более интеллектуальную форму изложения. То же самое можно сказать и по поводу подачи материала: чрезмерная простота грозит примитивностью, а вычурность — заумью. Фотография на Рис. 5 — пример эффективного использования лаконичной подачи в раскрытии довольно сложной темы, допускающей несколько различных трактовок.
Семантический анализ наиболее тесно связан с предварительным анализом, поскольку речь идет о содержании, нужно снова вернуться к вопросу — на кого это самое содержание ориентировано. Важно понять насколько изображение апеллирует к общепонятным, общечеловеческим ценностям. Иногда полезно показать фото разным людям и спросить что они видят, какие ассоциации рождаются, какие чувства будит фотография. Задавайте и конкретные вопросы: о чем фото, что главное в кадре, какие отношения между элементами изображения, насколько оно уравновешено и устойчиво. Если из десяти зрителей, хотя бы пять ответили одинаково, значит фотография будет понятна широкой аудитории.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
«На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя. »
Оскар Уайльд
Из всех видов анализа, эмоциональный, пожалуй, самый важный. При этом, он наименее формализуем и наиболее субъективен. Эмоциональное восприятие практически моментально, поэтому часто, даже не всматриваясь в изображение, мы уже формируем первоначальное мнение о нём. Критерии очень просты: нравится, не нравится, оставляет равнодушным. Последний, пожалуй, самый неблагоприятный. Если фотография не трогает, то она не запоминается, у зрителя не возникает желания к ней вернуться. С другой стороны, если фотография активно не нравится, стоит разобраться, плохо ли это. Здесь имеет смысл воспользоваться критерием уместности. Когда негативная эмоциональная окраска изображения способствует правильной интерпретации семантического (смыслового) компонента, её можно считать вполне приемлемой. На этом этапе, нет смысла задумываться, почему изображение вызывает те, или иные эмоции. Главное — это прислушаться к своим ощущениям, попытаться понять, изменила ли фотография Ваше настроение и уместно ли это изменение содержанию и авторскому замыслу. Подсознательное ощущение того, что в фотографии всё “сложилось” говорит о том, что в ней присутствует гармония между эмоциональным и семантическим компонентами. Зачастую, визуальная гармония делает изображение настолько приятным для восприятия, что этому не могут воспрепятствовать даже очевидные технические проблемы.
Анализируя фотографию с эмоциональной точки зрения, нужно попытаться отделить истинно подсознательные эмоции, вызываемые только изображением, от личных переживаний, особенно, если это касается ваших собственных работ. Например, портрет бывшей возлюбленной, которая Вас бросила, вряд ли будет радовать, хотя, объективно, он может быть очень неплохим. Или же наоборот, ничем не примечательная фотография скамейки в парке может вызывать бурю чувств, если на этой скамейке Вы впервые поцеловались. При этом, заметьте, по-настоящему разделить эти чувства с Вами может только один человек. Реакция остальных зависит исключительно от объективных критериев.
Важно понимать, что нередко определённый эмоциональный настрой фотографии создаётся нарушением тех, или иных технических норм: неправильной экспозицией, кадрированием, компоновкой кадра. Поэтому, на этапе эмоционального анализа, любые технические решения нужно рассматривать только в контексте уместности их эмоционального воздействия. Кроме того, нужно помнить, что в силу моментальности эмоционального восприятия, зритель начинает воспринимать смысловое содержание, уже находясь под воздействием вызванных фотографией эмоций. Таким образом, восприятие эмоционального и семантического компонента происходят в комплексе, и анализировать их по отдельности достаточно сложно. Вообще говоря, для получения правильного результата, анализ фотографии должен осуществляться одновременно по всем критериям. При этом, нужно стараться оставаться максимально беспристрастным, не позволяя личному отношению к событиям на фотографии, или к её автору, влиять на оценку.
Остался не рассмотренным композиционный анализ, но, во-первых, композиции будет посвящен отдельный курс, а во-вторых, анализом композиции и композиционным строительством мы занимаемся и будем заниматься постоянно. Поэтому в данной лекции мы его отдельно не рассматриываем.
ОШИБКИ ФОТОГРАФА
Давайте теперь немного повторимся, а заодно свяжем теорию с практикой. Ошибки фотографа и, как следствие, недостатки фотографии можно условно разделить на три группы:
— Технические
— Композиционные
— Содержательные
– технические ошибки: четкость, резкость, насыщенность, контрастность… Основная причина подобных ошибок это недостаток профессионализма или элементарная неаккуратность – неправильно выбранная глубина резкости (ГРИП), некорректная экспозиция, отсутствие резкости там, где она необходима (плохая фокусировка, шевеленка), нарушенный цветовой баланс… такие ошибки видны сразу и, вообще говоря, легко устранимы. За исключением случаев невозможности выбора места и времени а, следовательно – световых условий… объективно непригодные (крайне сложные) для съемки световые условия. Например, существующие на отдельных участках кадра чрезмерный динамический диапазон или наоборот – чрезвычайно тонкие тональные переходы, которые неспособна адекватно зафиксировать камера;
– композиционные ошибки: неуравновешенность, невыразительность, отсутствие динамики и (или) перспективы, «замусоренность», потеря многоплановости… Эта группа сложнее – ошибки видны не все, не всегда, порой не сразу и причины здесь разнообразны. Во-первых, это объективная невозможность выбрать правильное время суток, точку съемки и ракурс, дающие возможность «выстроить кадр». Во-вторых, — субъективная неспособность (порой, простая лень) фотографа правильного скомпоновать кадр (скадрировать) из-за недостаточно развитого чувства композиции и неумения пользоваться элементами и средствами композиции для выразительного построения кадра. В-третьих – элементарная невнимательность – фотограф может не заметить какую-то деталь, наличие которой разрушает композицию, или придаёт изображению нежелательную двусмысленность. Зритель может быть в большей степени невнимателен, но обязательно заметит именно эту «неприятную» деталь. В-четвертых – самое сложное – недостаток опыта и воображения для того, чтобы понять как, преобразуется четырехмерная реальность, при переходе в фотографическую плоскость и как при этом изменится образ, столь явно «читаемый» в момент съемки;
— содержательные – самое важное – отсутствие мыслей и субъективизм – в среде живописцев бытует пословица: “Мы пишем то, что видим, а видим то, что знаем”. Личный жизненный опыт заставляет нас обращать больше внимания на вещи, наиболее близкие и понятные или субъективно интересные. Поэтому, какие-то структурные и смысловые детали в фотографии могут остаться незамеченными или «недооцененными», а какие-то, напротив – будут гиперболизированы. Кроме того, в процессе создания фотографии, автор неизбежно становится свидетелем, или участником событий, вызывающих эмоциональную реакцию – это часть личного опыта непосредственно связанная с частью содержания, которая могла не попасть в фотографию, но ассоциативно воспринимается автором. Таким образом, как мы уже не раз говорили, фотограф и зритель смотрят на фотографию по-разному и видят в ней разное.
_______________________
Читайте также:
Свадебная фотография: новые тенденции
Композиция и зрительная гармония
Способы манипулирования вниманием зрителя
Анализ изображений — Фотография
Анализ изображений
При анализе фотографий следует использовать как можно больше ключевых слов. Вам не нужно писать обо всем, что указано ниже, так как некоторые аспекты не имеют значения.
Основные факты
Как называется фотография?
Кто взял?
Когда это было сделано?
Каковы ваши первые впечатления от фотографии? Например. Мне это нравится/не нравится, потому что…
Как вы думаете, почему фотограф сделал это изображение? Например. продавать/рекламировать что-л.
Визуальные элементы делают пометки:
Экспозиция — изображение слишком яркое (переэкспонированное) или слишком темное (недоэкспонированное) постройки прямоугольной формы.
Текстура – Как бы выглядело изображение, если бы вы прикоснулись к нему, например. Фотография имеет шероховатую/гладкую/шелковистую текстуру.
Цвет – Есть ли на изображении основной цвет? Например. изображение имеет синий оттенок, который придает фотографии ощущение прохлады.
Глубина резкости – см. простое руководство по фотографии мистера Кауарда, чтобы понять это.
Скорость затвора . Чтобы понять это, см. простое руководство по фотографии от мистера Кауарда.
Контекст
Где это было взято? Например. на улице или в студии/ днем/ ночью
Что еще происходило в это время? (например, исторические события, другие работы фотографа, технические инновации,
Ваш ответ
Что вам нравится/не нравится в фотографии и почему?
Фотография удачная?
Дополнительные примечания
Возможно, следует учитывать период времени, для которого эта фотография актуальна.
Эта фотография похожа на другую работу фотографа? Как это сравнить?
Свободный пример… | Ограниченный пример… |
|
|
|
Вот пример анализа фотографии студента… | На этой картинке мне очень нравится, как верхняя часть головы девушки обрезана так, что ее лицо и рука обрамляют картинку. Мне также Эмоция на лице девушки очень хорошо сочетается с черно-белым эффектом, потому что выглядит очень напряженно и серьезно. Черный В фотошопе я немного увеличил контраст, чтобы детали волос и лица были более четкими. Я не хотел сильно увеличивать до 100% на третьем слое. После этого я использовал ластик на коже, и, поскольку второй слой все еще был в размытии по Гауссу, кожа стала гладкой, а глаза стали больше выделяться на фоне остального лица. Затем я сгладил изображение. Эта фотография моя любимая из всех фотографий в этом проекте, потому что мне нравится, что это необычный ракурс, но все еще простая, но |
Изучение фотографий (обучение в Гетти)
Анализ фотографий
Упражнения в этой учебной программе основаны на трех методах визуального анализа: описание, отражение и формальный анализ. Эти методы обеспечивают структуру для просмотра, анализа и написания фотографий, которая едина для всей учебной программы. В целях объяснения методов визуального анализа в этом разделе используется метод Александра Гарднера 9.0164 Lincoln on Battlefield of Antietam, Maryland , но те же методы можно применить к анализу любого изображения.
Линкольн на поле битвы при Антиетаме, штат Мэриленд , Александр Гарднер, 2 октября 1862 года | ||
Описание
Первым этапом визуального анализа является описание .
Описание изображения — полезная техника для внимательного рассмотрения изображения и поглощения его деталей. Описания должны оставаться объективными, обсуждая то, что можно увидеть, не делая выводов о значении фотографии. Например, глядя на Линкольна на поле битвы при Антиетаме, штат Мэриленд , было бы уместно сказать: «Высокий мужчина в середине одет в черный костюм», но было бы неуместно сказать: «Высокий мужчина в средний одет так, как будто идет на похороны». Такого рода субъективные комментарии следует оставить для отражение сечение. Описание может начинаться где угодно, но обычно проще всего начать с обсуждения предмета. Например, описание этого изображения может начинаться с основного утверждения: «На этом черно-белом изображении трое мужчин стоят перед палаткой». После того, как вы изложили тему, просто уточните, что вы видите: «Человек в середине — самый высокий, он стоит с опущенными руками по бокам, одет в строгий черный костюм с бабочкой и в высокой шляпе-дымоходе.Отражение
Этот раздел должен быть посвящен эмоциям и интерпретациям, которые изображение вызывает у зрителя. Разные зрители будут реагировать на одно и то же изображение по-разному, поэтому неправильных ответов не бывает. Знание исторического контекста изображения может быть очень важным для построения рефлексивных реакций. Для этого изображения важно знать, что битва при Антиетаме была одним из самых кровавых и жестоких сражений Гражданской войны. Соответствующие комментарии для этого типа анализа включают следующее: «Тон Линкольн на поле битвы при Антиетаме, Мэриленд кажется очень мрачным. Мрачные выражения лиц мужчин в сочетании с бесплодной травой и редкими деревьями создают общее впечатление смерти и умирания. Есть также чувство одиночества в фигуре президента Линкольна.
Хотя он стоит рядом с двумя мужчинами, он кажется полностью изолированным. Он не отвечает на камеру; вместо зрительного контакта он смотрит куда-то вдаль, усиливая чувство изоляции.»Формальный анализ
После внимательного изучения изображения и рассмотрения его эмоциональных и интерпретационных свойств следующим шагом является формальный анализ. Каждый урок в этом учебном плане включает ссылки на описания элементов и принципов искусства, которые можно использовать в качестве руководства при формальном анализе. «Элементы искусства» являются строительными блоками для достижения «принципов искусства». Очень хорошо начать формальный анализ с определения того, какие элементы представлены наиболее ярко. На картине Линкольна сразу бросаются в глаза очень четкие линии и геометрические формы. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что эти линии и формы обрамляют и направляют взгляд зрителя к центральному объекту, президенту Линкольну. Например, обратите внимание на то, как все линии на изображении привлекают внимание к фигуре президента.