Роберт дуано фотограф: Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист

Содержание

Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист

Фотографируя, я не оставляю упорных попыток остановить убегающее время. Наверное, это безумие

Р. Дуано

Робер, или, как по-английски звучит его имя, Роберт Дуано (©Robert Doisneau) — фотограф-парадокс. Его величие не оспаривают ни профессионалы, ни широкая аудитория, но его работы невозможно отнести ни к одному из существующих стилей. На протяжении карьеры он приближался к авангарду и сюрреализму, интересовался пиктореалистическим направлением и, безусловно, был мастером «городского ироничного репортажа». При огромном и разнообразном наследии он не создал собственную фотошколу и, наверное, так и останется единственным и неповторимым мастером со своей французско-эксцентричной манерой.

«Поцелуй у Отель-де-Виль» и остальные снимки фотографа — гимн радости жизни

Дуано всю жизнь работал на улицах городов (в том числе своего любимого Парижа) и умел изображать повседневную суету так, что она становилась лиричной и очень личной. Ярчайший тому пример — его знаменитый снимок Le baiser de l’hôtel de ville, на котором изображена слившаяся в поцелуе юная пара. Сделанное в 1950 году фото — один из символов города, но, по забавному стечению обстоятельств, оно постановочное. Автор умел чувствовать настроение улиц так, что без труда воспроизвел его с помощью двух молодых актеров — Франсуаз Дельбарт и Жака Карто. Фотограф увидел, как они целовались на улице, но не стал их снимать, чтобы не мешать влюбленным. Позже, однако, он подошел к паре, сказал, что он увидел очаровательную картину и попросил поцеловаться еще раз — на камеру.

Как вспоминают сами «виновники мероприятия», Дуано вел себя мило и располагающе, без всякого нажима и они с удовольствием прислушались к его просьбе, позируя рядом с Отель-де-Виль. Фото опубликовал журнал Life, а для Франсуаз Робер прислал снимок с автографом. В 2005 году его продали на аукционе коллекционеру из Швейцарии за 155000 евро.

Фотограф очень не любил это фото. Из-за него он несколько раз попадал в суд, отбиваясь от претензий моделей, но он лично заработал на нем боле полумиллиона долларов. После того, как в 1986 году фото перепечатали в виде постера, изображение стало парижским символом. Однако, эта растиражированная на плакатах, марках и футболках работа, хоть и выдающаяся — не единственная удача Дуано.

За несколько десятилетий творческой деятельности фотограф выпустил более 20 фотосборников. В них он на разные лады воспевал моменты, составляющие повседневную жизнь. Быть может, это обаяние и чувство юмора Дуано накладывают отпечаток на его работы, но все они объединены легкостью, игривой иронией и истинным гуманизмом. Реальность со всеми ее тяготами, контрастами и несовершенствами представлена у Дуано забавной, порой эксцентричной, неожиданной, но не отталкивающей. Поэтому Робер, как и Эдуар Буба или Вилли Рони — настоящий французский гуманист.

От начала творческой карьеры до заслуг и званий

Дуано — рыцарь Ордена Почетного легиона. Звание ему присвоили в 1984 году, но и раньше, и позже его стиль, одновременно скромный и яркий, приносил ему титулы и признание общественности. Поклонники и журналисты именовали Робера поэтом городских улиц и окраин, мастером фотографии в истинно французском духе. Дуано ставят в один ряд с великими фотохудожниками, повлиявшими на его манеру — Анри Картье-Брессоном и Эженом Атже. Кто бы мог представить себе такую славу, глядя на восемнадцатилетнего юношу, который бродил по улицам с примитивной камерой.

Робер родился в середине апреля 1912 года в парижском пригороде — как говорил он сам, одном из самых убогих районов города. Его мать умерла от чахотки, когда мальчику было всего семь лет, и вторая жена отца не смогла ее заменить. Может, поэтому в творческом наследии так много сюжетов посвящено детям, беспечально играющим на улицах подальше от взрослых. Дуано относился к маленьким моделям с уважением и серьезностью, его именем даже назвали несколько французских начальных школ.

После окончания средней школы юноша решил стать литографом и поступил в художественно-ремесленное училище Этьенн изучать гравюру и печатное дело. Дуано быстро понял, что профессия уходит в прошлое, стал делать первые шаги в изобразительном искусстве, графике и взял в руки камеру. Робер подрабатывал в студии, занимавшейся изготовлением ярлыков для фармацевтической отрасли. Когда в ней открылась фотомастерская, Дуано перешел в нее работать.

В начале карьеры у молодого человека была только простая камера, снимавшая на длинной выдержке, а сам он был слишком застенчивым. Поэтому первой «фотомоделью» для него была груда кирпичных обломков, а затем — афиши, здания и другие объекты, которые помогли Дуано научиться чувствовать пропорции и формы. Он стал мастерски «жонглировать» ассоциациями, закладывая в фотографии многоуровневый смысл.

Становление и взлет «певца парижских улиц»

Научившись работать с неподвижными объектами, Робер начал снимать детей и взрослых, а с 1934 года стал профессиональным промышленным фотографом и сотрудничал с концерном Renault. За несколько лет до этого события молодой автор познакомился с Виньо, сильно повлиявшим на Дуано. Уже известный скульптор и художник пригласил Робера быть его фотоассистентом, научил его светописи и познакомил с творчеством Брассе и Картеша.

В 1932 году молодой фотограф создал свой первый репортаж — на одном из блошиных рынков Парижа. После того, как серию опубликовали в «Эксельсиоре», Дуано стал по-настоящему профессионально работать с камерой.

После призыва в армию на год, а затем увольнения из Renault в 1939 году из-за откровенного саботажа скучной и нетворческой «поденщины» Робер переехал в южный пригород столицы. Всего через год началась война, в которой фотограф активно участвовал — сначала в ополчении, а затем в рядах парижского Сопротивления. Вспомнив о ремесле гравера, он печатал открытки (а заодно и подпольные листовки).

После войны работы в Париже оказалось очень много, и Дуано вернулся к профессии независимого фотографа. Еще в 1949 году он получил первый контракт с Vogue, некоторое время сотрудничал с агентством ADEP. Его члены, Р.Капа и А.Картье-Брессон впоследствии пригласили фотографа стать участником Магнума, но Робер отказался. Он слишком любил Париж и не хотел часто уезжать хоть и в интересные, но командировки.

Робер Дуано много десятилетий прожил в Жантилли, южном предместье столицы, и делал свои фотографии на улицах родного города. Умер он апрельским днем 1994 года в Париже. Похоронили фотографа в его родном и любимом городе, рядом с женой.

Робер Дуано оставил после себя снимки, глядя на которые люди невольно улыбаются, проникаются духом человечности и учатся видеть в обыденных вещах истинное чудо искусства.

 

 

Фотограф Робер Дуано. Часть 1. Дети на фотографиях: humus — LiveJournal

На днях узнал о существовании превосходного французского фотографа. За несколько дней нашел пару сотен чудесных снимков в отличном качестве. Так что тем, кому не нравится, придется поскучать еще пару суббот.
Робер Дуано (фр. Robert Doisneau, 14 апреля 1912 — 1 апреля 1994) — французский фотограф, мастер гуманистической французской фотографии. За свою долгую жизнь Робер Дуано так и не вписался ни в один из стилей, не создал никакой творческой школы. Дуано сближался с сюрреалистами, авангардистами, пробовал себя даже в пикториализме. Наиболее известен его кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» (Le baiser de l’hôtel de ville), где изображена пара, целующаяся на фоне парижской ратуши. В 1984 г. получил звание рыцаря Ордена Почетного легиона.
Дуано прославился благодаря своей особенной манере изображать жизнь любимого города — скромной, при этом игривой и ироничной, выхватывающей из ежедневной суеты забавные совпадения, контрастные неожиданности, а иногда и эксцентричные выходки. На его творчество, вероятно, повлияли мастера своего времени Андре Кертес, Эжен Атже и Анри Картье-Брессон. Более чем 20 сборников демонстрируют нам работы, изображающие непосредственность реальной жизни, со всеми ее странностями и огрехами.
О, эти сокровища каждодневной жизни. Нет такого режиссера, который мог бы устроить сценки, равные тем, что подбрасывает нам улица.
Важное место в работах фотографа занимает уличная культура детства. Раз за разом он возвращается к теме детей, играющих на улицах, вдали от неусыпного контроля взрослых. Уважение и серьезность сквозят в этих кадрах; не зря несколько начальных школ были впоследствии названы именем фотографа.

1934. Братья, улица Доктора Лесэна

1934. Мальчик с самокатом

1934. Папа-самолет

1935

1936. Межев

1936. Пьер и Мишель на склоне Альп

1943. Очередь в оккупированном Париже

1944. Сгоревший автомобиль

1944. Собирают уголь

1945. Ребенок-бабочка. Сен-Дени

1945. Рю Марселлен Бертело

1946. Иври

1947. Столяр на улице Сент-Луис

1947. У витрины

1950. Акробатика на скамейке

1953

1954. Умный ребенок в школьном дворе

1955. Домашнее задание

1956

1956

1956

1956. Зуб

1956. Школьное радио

1956. Школьные часы

1957.

1957. Дети площади Эбер, Париж

1957. Дом из картона

1957. Парижский Багет

1958. Ребенок и голубка

1959. На улице Буффон

1961. Уроки езды на велосипеде

1971. Трое детей в парке Монсо

1978. Школьники на улице Риволи в Париже

1981. Летний дождь

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Без подписи

Жак Превер с дочерью

Как отец так и сын

Корабль девочек

Маскировка

Полигон

Прыжки на Марсовом поле

Ребенок, кошка и голубь

Три подружки

Фонтан

Хоровод на Сен-Сере


Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Робер Дуано

p>Дуано все еще работает у Виньо, когда в «Эксельсиоре» выходит его первый репортаж — серия о «блошином рынке». Спустя некоторое время Дуано призван на военную службу и вынужден ненадолго оставить свою профессиональную деятельность.
По окончании службы Дуано не смог вернуться к работе у Виньо, который в то время переживал серьезные финансовые трудности. Благодаря своему давнишнему другу Люсьену Шоффару Дуано устраивается на работу в рекламное бюро заводов «Рено». Здесь фотограф проработает 5 лет с 1934 по 1939 годы. За это время его материальное положение упрочится и несмотря на юный возраст (всего лишь 22 года) он женится на некоей Пьеретте, мечтая создать крепкую и гармоничную семью, которой ему всегда так недоставало. Он, которому так близки по духу праздность, бродяжничество, необязательность, вынужден теперь приноравливаться к принудительному распорядку заводской жизни однообразие механических операций, продуктивность, отсчет времени… Из этой жизни художник выносит чувство солидарности и уважения по отношению к тем, кто зарабатывает себе на хлеб физическим трудом, чувство сопричастности к рабочему классу. Общественный характер его теперешней жизни смывает застенчивость, заводской порядок развивает воображение фотографа . Дуано овладевает навыками в постановке студийного освещения. Но условия работы остаются трудными «…у нас были такие же камеры, как у Атже, а это значит 20 кг на спине… совершенно устаревшая техника. Придя на место съемки, ты пытаешься сфотографировать автомобили в движении, стараясь занять устойчивое положение, словно моряк, кидающий якорь, и в тот момент, когда фокус наконец наведен, ты слышишь сигнал клаксона, предупреждающий о том, что нужно уступить дорогу и уйти в сторону».

Становится понятно, почему каждую свободную от работы минуту Дуано, тонкий знаток «укромных парижских уголков», посвящает прогулкам по городу, собирая фотографический улов, который станет затем основой для Блеза Сандрара в их совместной работе, посвященной жизни парижских пригородов. И хотя некоторые снимки, выполненные в эти годы, все еще несут в себе отпечаток элементов, свойственных фотографии начала века и близких к творчеству Атже, в остальном все более чувствуется то визуальное дерзновение, которое теперь постоянно присутствует в работах Дуано, утверждающее бескомпромиссность социальных идей. Работы фотографа — это гимн детству, где его участники — дети асфальта и бетона, хрупкие силуэты, раздавленные городом или заводом, готовым поглотить их жизненную энергию, дети, проживающие последние дни своего детства в погоне за ускользающей чистотой. Застенчивость Дуано не позволяет ему подойти к ним, встав лицом к лицу, — он наблюдает за ними украдкой, издалека. Но через какое-то время в стремлении придать изображению наибольшую правдивость, Дуано осмеливается наконец приблизиться к своим моделям. Так, например, он уговаривает заводских работниц позировать ему рядом с автомобилями «Рено». Диалог между фотографом и его моделями, кем бы они ни были, становится с этого момента более глубоким и доверительным, придавая творчеству фотографа чувство сопричастности и грусти, которое назовут затем «чувством человечности».

То что Дуано удалось, как и некоторым его собратьям по фотографии, сочинить эту кантату во славу человека, во многом стало возможным благодаря тому, что этот временной промежуток между двумя мировыми войнами стал периодом расцвета выдающихся талантов в области журналистики и издательской деятельности (Шарля Териада, Люсьена Вогеля, Максимилиана Вокса, Шарля Пеньо и других), позволившим взрасти таланту целого поколения фотографов, одновременно изменяя их социальный статус. Некоторые из них — Брассай, Ман Рэй или Дора Маар, — разделяя творческие искания сюрреалистов, подпадали под их эстетическую зависимость. Взаимное влияние поэтов, писателей, художников, фотографов становилось все более полным и глубоким. Привычным стало появление их совместных работ на страницах «Минотавра», «Бифура» или «Художественных дневников», среди которых находили свое отражение экспериментальные искания фотографов (рэйограммы Ман Рэя, эффекты соляризации Табара, коллажи Доры Маар), в которых каждый задавался вопросом о банальности сюжета, мистерии теней, необузданности мечты, и где особенно яростно находило отрицание отражение реальности как единственной задачи фотографии. В этом они отчетливо дистанцировались от таких фотографов, как Кертез, Крулл, Зубер или Дуано, которые, «выйдя» из Бохауса или испытавши на себе влияние русского конструктивизма, ждали от объективов своих фотоаппаратов прежде всего точности восприятия, где тщательность становилась неоспоримым достоинством.

В 20-е годы прогресс в области гелиогравюры, вера в нового человека, способного сделать этот мир лучше, и стремление людей к тому, что находится выше их собственного окружения, становятся толчком к появлению новых высокохудожественных журналов, как «Vu», «Voila», «Art et Medecine» во Франции, «Life» и «Harper’s Bazaar» в США. После войны вновь появляются в печати такие издания, как «Paris-Match», «Vogue» и другие. Все они публикуют репортажи целой плеяды выдающихся фотографов, работающих либо по заказу, либо как свободные художники, перепродающих затем свои работы журналам и издательствам, в чем им активно помогают представляющие их агентства (Alliance Photo, Magnum, Rado, в дальнейшем Rapho, и другие). В этом контексте нового времени Дуано чувствует себя стесненным студийными рамками, мечтая о независимости и работе над самыми разными темами.

К моменту начала Второй мировой войны Дуано увольняют с завода «Рено». Фотограф переживает фашистскую оккупацию в Париже он практически ничего не снимает фотопленка чрезвычайно дорога и ее практически невозможно достать, периодические издания большей частью запрещены, а повседневная жизнь полна тягот и лишений. Темами его творчества в этот период становятся человеческая беда, угнетение и одиночество. Дуано изготавливает фальшивые документы для участников Сопротивления, а летом 44-го делает впечатляющий фоторепортаж о борьбе героев Сопротивления против фашистов.

После освобождения французская и зарубежная пресса, в частности американская, заново обретают свойственную им прежде динамику, вызывая оживление в среде фотоагентств и фотографов. Последние часто выполняют государственные заказы предприятий, работающих на осуществление плана Маршалла. Огромная потребность в фотографических изображениях требует их постоянного пополнения, и Дуано наряду с прочими оказывается вовлеченным в эту стремительную гонку, выполняя многочисленные репортажи, понемногу оставляя территорию личного восприятия в попытке охватить весь мир. То новое, что появляется в фотографическом стиле в послевоенный период, это — первые попытки постановочной фотографии, где постановка выполняется на основе предварительных наблюдений. Дуано стремится воссоздать в этих фотографиях то отношение и ту атмосферу, что несет в себе тайна, превращая обыденность повседневности в «социальную фантастику», и это в какой-то мере сближает его с сюрреалистами.

Благодаря свойственному Дуано ощущению момента, умению распознать неподражаемость жеста и способность воспроизвести сцену жизни как целостный фильм, Дуано получает заказ от арт-директора «Vogue» Мишеля де Брюнофф, который видит в фотографе способность придать журналу живость и динамизм. Дуано практически не работает в студийных условиях, а выполняет фотосъемку моделей на улицах, в нейтральном окружении, чтобы затем перенестись в кипение ночной светской жизни. Дуано чувствует себя чужим в этом мире и признается в одном из интервью «Весь этот искусственный мир мне скучен. Я ничего не смыслю в модных коллекциях и во время показов всегда смотрю на часы. Я знаю, что завтра ко мне в студию придет манекенщица. Ну и что мне делать с этим красивым платьем и хорошеньким личиком» Дуано не стал возобновлять свой контракт с «Vogue». Этика Дуано в его собственном личностном понимании не приняла того подхода, какой требовался журналу, заинтересованному прежде всего в постановочных работах, выполняемых в нужном ему окружении. Дуано отказался от дальнейшего сотрудничества с «Vogue», и журнал передал свой заказ Ирвину Пенну.

50-е годы — время, наиболее полно отразившее мастерство художника, чья широчайшая творческая палитра искрится юмором, передает талант рассказчика, отводит место двусмысленности, останавливает и фиксирует движение, выстраивает целые эпизоды. Это работы Дуано-поэта, Дуано-кинематографиста, Дуано-юмориста, Дуано-режиссера. Однако уже 60-е годы, время триумфального шествия телевидения и того общества, которое в 1968 году будет искать свои идеалы на мостовых Латинского квартала, станут паузой в творчестве фотографа. Самолет уничтожил существовавшие ранее расстояния и в какой-то мере размыл культурные различия о другом уже не мечтают, но к нему реально прикасаются и делают вид, что понимают. Развитие телевидения оставляет журналы невостребованными. Время чтения и наблюдения уходит, уступая место всеобщему потреблению. Какое же место будет отведено «трем секундам вечности», этим мгновениям человеческой памяти.

Как бы желая предотвратить свой злой рок, фотография во Франции стремится укрепиться 1969 году в Арле проходят первые Международные фотографические встречи, которые являются напоминанием о том, что фотография является частью культуры, и одновременно задаются вопросом о причинах наступающего забвения. Участники этого движения, будь то частные галереи (Agathe Gaillard в Париже) или общественные (Chateau d’Eau в Тулузе), выступают в защиту фотографического искусства, названного философом Пьером Берью не искусством, но «средством». Испытывая огромное давление со стороны художественных кругов США и в частности под влиянием Сюзан Зонтаг, историки, писатели (Мишель Турнье) и философы (Ролан Барт) формулируют свое отношение к истории, природе и предназначении фотографии и ее взаимосвязи с другими видами искусства.

Позднее, в 1975 году, Франция, убежденная в ценности огромного фотографического наследия и существовании выдающихся талантов в области фотографического искусства, начинает проводить целенаправленную политику в области развития фотографии, выстроенную по трем основным направлениям сохранение фотографического наследия, распространение и развитие фотографического искусства. Создаются фотографические институты (национальный центр фотографии, национальная школа фотографии), в музеях открываются специализированные фотографические отделы. В числе первых таких музеев, формирующих крупнейшие фотографические коллекции и организующих фотографические выставки — Национальный музей современного искусства и Музей д’Орсей. Одновременно быстрыми темпами широкое распространение получают программы размещения у фотографов государственных заказов, как, например, заказ Управления по территориальному благоустройству и региональному ландшафту Франции, когда благоустройство территорий становится приоритетной задачей. Дуано принимает предложение о фотосъемке пригородов, и на протяжении двух последующих лет (1984–1985) получает возможность сравнить свою прошлую мечту с настоящей действительностью видение художника полно пессимизма — его разбитый идеал лежит в основе фотографической серии, отражающей наполненную горечью действительность.

Пригород изменился, изменился и сам художник его фотографии, обезличенные отсутствием персонажей, часто выполнены в цвете, автор более не нашептывает грустных историй, а полный разочарований и обманутых надежд скорее признает «надменный архитектор увидит в этих выполненных под определенным углом фотографиях, что созданное им — глупо. Не надо, чтобы это выглядело злобно, язвительно или зловеще, но пусть это смотрится странным, как те потоки, что преображают до неузнаваемости лица на фасадах здний… В этом и заключается моя роль — показать абсурдность этих огромных конструкций, куда человек возвращается лишь затем, чтобы недолго передохнуть, прежде чем снова отправиться на работу». Чтобы смягчить чувство горечи, Дуано вновь отправляется на свою прогулку по Парижу, где спутником и гидом по близким его сердцу местам становится Сабин Азема, его модель, которую он фотографировал на съемках фильма Тавернье «Воскресенье в деревне».

Широко чествуемый музеями и галереями, прессой и издательским сообществом, уделявшим фотографу огромное внимание и посвятившим ему и его творчеству более 40 книг за последние двадцать лет, Дуано испытывал удивление от огромного интереса, проявляемого по отношению к его творчеству. Поскольку Дуано ставил уважение к человеку выше, чем уважение к техническим достижениям, его называли «человечным фотографом». Это высказывание правдиво, но оно не характеризует его в полной мере. Дуано говорил, что пересекся с авангардом случайно и был вписан в современные эстетические направления по ошибке он признавал влияние конструктивизма формальная строгость форм, визуальная смелость и интерес к промышленным объектам он знал, что обязан советскому кинематографу своим вкусом к противопоставлению планов («Ночной автобус»), их столкновению и взаимопроникновению («Камин мадам Люсьен»), он позаимствовал у сюрреалистов коллаж («Жильцы»), фотомонтаж и промежуточные пространства между жизнью и умиранием, между реальностью и вымыслом, между разумом и безумием. Современные художники, оспаривающие объективность фотографии, выводят на сцену свою собственную реальность, тогда как Дуано, будучи их предшественником, своим творчеством создал истории вечные («Поцелуй на площади Отель де Вилль»).

Аньес де Гувьон Сен-Сир

О творчестве французского фотографа Робера Дуано по материалам лекции Артёма Берковича

Автор: Александра Петкау

5

Мне нравится!

На прошлой неделе в Центре фотографии «Март» состоялась лекция «Париж Робера Дуано» куратора Артёма Берковича в рамках лектория о современной фотографии, который еженедельно проходит по четвергам. Раскрываем основные тезисы образовательной встречи в форме ответов на два главных вопроса: «Кто повлиял на творчество Дуано?» и «В чем особенность его снимков?».

Французский фотограф Робер Дуано, 1983 год

Наверное, у каждого в жизни были лекции, на которых приходилось сидеть, поглядывая на часы: в такие моменты кажется, что время тянется бесконечно, оратор не дает никакой ценной информации, визуальный ряд слабо поддерживает рассказ. К сожалению, с подобным нередко сталкиваешься на образовательных встречах, но это был кардинально не тот случай.

Лекция куратора Центра фотографии «Март» Артёма Берковича представила собой пример лекции «для души / самообразования», потому что в ней был выдержан баланс информативности (без сложной терминологии) и развлекательных историй (без опущения до вульгарной простоты). Каждый слушатель мог унести с собой знание о ключевых чертах творчества фотографа, а не только поверхностные суждения о французской фотографии XX века.

Куратор Центра фотографии «Март» Артём Беркович

Образовательная встреча была приурочена к новой выставке «Метаморфозы», на которой представлены произведения современных художников по мотивам знаменитых фотографий. В качестве объекта фототворцами осмысливаются и произведения Робера Дуано. Предлагаем конспект ответов на два главных вопроса, сформулированных в ходе лекции.

Робер Дуано – кто повлиял на его творчество?

Фотограф редко вырастает на голой почве: разбросанные зерна дают богатый всход. Имена Эжена Атже, Марселя Бови, Брассая вписаны в историю фотографии, их снимки представляют оригинальный взгляд на Париж. Робер Дуано не пытался копировать их авторскую манеру, он, оттолкнувшись от увиденного, дал свое прочтение улицам Парижа и всему тому, что на них происходит. Каким же видели столицу Франции его предшественники?

Эжена Атже можно сравнить с екатеринбургским художником Евгением Малахиным, больше известным под псевдонимом «Старик Букашкин». Они воплощают собой особый тип художников-нестяжателей. Коммерческая карьера не интересовала их, амбиции зиждились не на почве общественного признания. Несмотря на это, информацию об их творчестве сейчас можно найти в любых справочниках по истории фотографии.

Фотография Эжена Атже

Париж XX века невозможно представить без фотографий Эжена Атже. Если о его творчестве сказать коротко, то он создавал картографической каталог, структурированный по типам уличных торговцев, улиц, окон, памятников Парижа. Он не был принципиальным новатором, но его фотографии всегда отличались эмоциональностью. В свой поздний период творчества он перестал фотографировать людей на улице, его снимки фиксировали безлюдные улицы, но в них все равно была красота, на фоне безжизненности сияла эмоция. Его, прежде всего, интересовали неприметные городские объекты, но сняты они были композиционно интересно: в них была тонкая игра со светом, тенями, отражениями.

Фотография Марселя Бови

Другой фотограф эпохи – Марсель Бови – известен фотографиями ночного Парижа. Художник смотрит на город глазами романтика. Как Фридерик Шопен был мастер ноктюрна, так и Марсель Бови видел Париж в поэтическом, лирическом свете. При этом не нужно думать, что его камера искала только идеальный Париж – на снимках Бови запечатлены и клошары, и проститутки, и Мулен Руж.

Фотография Брассая

Если Марселя Бови интересовала французская ночь как самостоятельный объект, то для Брассая – другой важной персоны французского бомонда – был важен герой в этой ночи.  Брассай стал знаменит благодаря книге «Ночной Париж», в этом фотоальбоме можно увидеть настоящие ночные истории – на снимках запечатлены люди, которым некуда деваться, бандиты и влюбленные парочки. Он не был тем, кто наблюдает исподтишка, он снимал людей открыто, со многими из своих героев дружил.

У Брассая на первый план выходит мотив отражения. У Оскара Уайльда есть примечательный герой Дориан Грей, на снимках Брассая тоже виден момент раздвоения, момент демонстрации подлинности. На его фотографиях мы считываем персонажа с двойным дном, мы не знаем истории, но перед нами сюжет для небольшого рассказа, как у Чехова.

Робер Дуано понимал, что его герой – другой. Он хотел видеть человека веселым, доброжелательным, что вполне объяснимо: сам фотограф пережил Вторую мировую войну и познал пропасть, разрушенность мира. Своей работой он старался создать другое сообщение. Ночной Париж, герои улиц, художественные средства фотографии – все это было им переосмыслено. Робер Дуано стал мастером гуманистической фотографии.

Робер Дуано – в чем особенность его метода?

Одной из самых известных фотографий Робера Дуано стал «Поцелуй у здания муниципалитета». Снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». Во-первых, он интересен композиционно, так как повторяет скульптуру Огюста Родена «Поцелуй», во-вторых, смыслами – фотография стала манифестом свободы в те годы. Кажется, что влюбленным нет дела до прохожих и самого фотографа.

Фотография Робера Дуано «Поцелуй у здания муниципалитета»,1950 год

Отсутствие стройной композиции кадра, небольшой смаз ракурса – кажется, что у фотографа был удачный день, он смог ухватить сценку из жизни, которая «дышит» эмоцией. Между тем, «Поцелуй у здания муниципалитета» является постановочным кадром, но имеет ли это значение?

А вот другая знаменитая работа фотографа, где он показывает себя мастером ловушки. Сложно сказать, случаен кадр или нет, но в фотографии читается история. Перед нами Париж, но 1950-х годов, может ли мужчина пройти мимо такой картины в витрине? Ответ читается в снимке.

Одна из фотографий Робера Дуано серии «Взгляд искоса», 1948 год

Характерной чертой его творчества является юмор. Глядя на героев, зритель видит комичность ситуации, но не сатиру, не скабрезность.

Его метод заключался в том, чтобы создавать свой мир на фотографии, не нарушая правды жизни.

Фотография Робера Дуано

Париж в фотографиях Дуано – не помпезный город, а душевный, особенный для него. Обычные прохожие, непосредственность детей, тихая жизнь Парижа – в этом он видел очарование.

Чехов говорил: «русский человек любит вспоминать, но не любит жить». Это очень точное высказывание для фотографии. При жизни Дуано его фотографии были не особо нужны, разве что, когда он создавал их для рекламы, сейчас же они стали воспоминаниями, сквозь которые видны истории, которые так и хочется постичь.

Следующая лекция куратора Центра фотографии «Март» Артёма Берковича состоится 13 сентября в 19:00 и будет посвящена фотографу Брюсу Дэвидсону, который всю свою жизнь снимал Нью-Йорк и его жителей.

поделились
в соцсетях

Комментарии пользователей сайта

Оставьте комментарий

Новости: Не «Поцелуем» единым… Выставка Робера Дуано в МАММ — Эксперт

В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии – 2015» в МАММ проходит выставка «Красота повседневности». На ней представлены более ста произведений культового французского фотографа Робера Дуано, который справедливо считается одним из величайших мастеров XX века. Широкой публике он наиболее известен благодаря своим ироничным зарисовкам на тему парижской жизни, и, конечно, как автор знаменитого и бесконечно тиражируемого «Поцелуя на площади Отель де Виль». В свое время эта работа наделала немало шума и даже навредила репутации автора. Напомним: в конце 80-х одна из пар, утверждавших, что на снимке запечатлены именно они, подала иск с требованием выплатить немалую компенсацию. Дело фотограф выиграл, но был вынужден признаться, что кадр постановочный. Дуано даже говорил, что не решился бы вот так просто снимать целующихся на улице. Эту легендарную работу, как и другие его классические произведения, можно увидеть на выставке.

Дуано считается мастером французской гуманистической фотографии. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова называет его «фотографом взаимоотношений», очень емкое и подходящее определение. Дуано как никто другой умел заметить и блестяще передать в своих снимках ту самую «красоту повседневности», поймать и сохранить при помощи камеры мимолетную прелесть мгновения. Счастье, радость, изумление, ожидание, вопрос, диалог, поцелуй… Весь спектр человеческих переживаний зритель встретит в работах Дуано.

Снимки Дуано пропитаны тончайшим юмором и иронией, в хорошем смысле этого слова; мягкой и деликатной иронией автора, который с большой симпатией относится к своим персонажам. В его работах нет ни тени эксцентричности или намерения шокировать зрителя. Дуано про жизнь, обычную, будничную; ту, с который каждый из нас сталкивается ежедневно. Зачастую мы считаем, что в ней нет ничего интересного и заслуживающего минимального внимания, но фотограф дает нам понять, что это совсем не так. Даже в самых обычных днях можно найти свою красоту и поэзию. Робер Дуано не просто снимает жанровые зарисовки, он придает им законченную форму, создавая великолепные композиционные решения посредством городской среды и ее обитателей.

Важное место в творчестве фотографа занимает тема детства – маленькие персонажи удаются ему особенно хорошо. Дуано снимает их на улицах жизнерадостными и резвящимися, во время школьного урока, озадаченными учебой и с нетерпением ожидающими звонка. При этом дети совершенно не выглядят позирующими, создается впечатление, что они даже не замечают фотографа и его камеру. Очевидно, что Дуано умел и считал важным налаживать с ними контакт. К своим юным моделям фотограф относится со всей серьезность и уважением, это видно на многих снимках. Автор пытается изучить и понять их мир, на который смотрит с неподдельным интересом и без тени снисходительности взрослого. Возможно, отчасти и потому что самому Дуано близка эта легкость восприятия. Он смотрит на мир глазами исследователя, стремящегося постоянно искать, находить и делать, пусть незначительные, но открытия.

При этом биографию фотографа сложно назвать выдающейся, в ней мало примечательного. Родился Робер Дуано в 1912 году в пригороде Парижа, там же провел всю жизнь, там же и умер в 1994. Мастер литографии по профессии, начинал он в штатным фотографом в автомобильном концерне Рено. Во время Второй мировой войны снимал героев Движения сопротивления, в 1944 – Шарля де Голля в освобожденном Париже на фоне триумфальной арки. В 1949 Дуано подписал контракт с Vogue, а спустя три года начал карьеру независимого фотографа. Во второй половине XX века он уже является одним из ведущих мастеров французской гуманистической фотографии. Интересно, что за свою долгую жизнь, в том числе и творческую, Робер Дуано так и не стал приверженцем какого-то определенного направления, хотя и сближался с авангардистами, сюрреалистами, даже пробовал себя в пикториализме. Не состоял он и в легендарном агентстве «Магнум фото», созданным его коллегой Анри Картье-Брессоном с целью распространения репортажных кадров в печати. Но снимал Дуано постоянно, как ни странно, он любил экспериментировать, пробовать новое – ракурсы, объекты съемки, сюжеты, способы подачи. Подобные кадры, отличающиеся от его традиционных городских зарисовок, также можно увидеть на выставке.

В заключение несколько слов о цветных работах мастера, которые также представлены в МАММ. На первый взгляд может показаться, что они выбиваются из общей концепции экспозиции и совсем не в стиле Дуано. Но если присмотреться, то все встает на свои места. По сути это та же «Красота повседневности», только на американский манер, те же будничные зарисовки, только не парижские. Сами изображения, конечно, очень отличаются, что опять же логично, ведь это другая жизнь. В Америке Дуано открывает для себя совершенно иной мир, для изображения которого ему требуются новые средства. В результате появляется цвет, но остается все та же любимая мастером повседневность и ее красота.

ФотоТелеграф » Париж в объективе легендарного фотографа Робера Дуано

Робер Дуано (Robert Doisneau) был одним из самых талантливых и знаменитых фотографов 20-го столетия. Предлагаем вам ознакомиться с небольшой подборкой, вероятно, его самых лучших работ, которые расскажут вам о том, каким был Париж в середине прошлого века.

«Поцелуй у Отель-де-Виль» (The Kiss at the Town Hall), 1950 год.
Самый знаменитый снимок фотографа Робера Дуано «Поцелуй у Отель-де-Виль», ставший символом возрождения былого образа Парижа, как города любви, в годы, последовавшие за военной оккупацией.

«Хлеб Пикассо» («Les Pains de Picasso»), 1952 год.
Робер Дуано создал портреты многих знаменитых парижских писателей, художников и дизайнеров, в том числе Коко Шанель, Кристиана Диора, Жака Превера, Жоржа Брака и одного из величайших художников 20 столетия Пабло Пикассо, которого вы видите на этом снимке. Помимо картин Пикассо, здесь Вы можете посмотреть картины картины Сальвадора Дали.

«Le Violoncelle Sous La Pluie», 1957 год.
В 1950-60-х годах Робер Дуано много раз фотографировал своего друга, виолончелиста Мориса Баке (Maurice Baquet). Робер пытался передать его страсть к музыке оригинальным образом. Он изображал виолончель, как неотъемлемую часть жизни музыканта, а не как инструмент для воспроизведения звуков. На этом снимке Баке трогательно заботится о своей виолончели, совершенно не думая о себе.

«Косой взгляд» («The Sidelong Glance»), 1948 год.
Изюминкой этой фотографии является скошенный взгляд мужчины. В 1980-х годах этот снимок раскритиковала феминистка Гризельда Поллок, назвав его прекрасным примером того, как роль женщины в искусстве обесценивается из-за склонности мужчин видеть в ней лишь объект плотских утех.

«Сады на Марсовом поле» («Les Jardins du Champs de Mars»), 1944 год.
На этом снимке мы видим сразу два излюбленных объекта фотосъёмки Робера Дуано: Эйфелеву башню и играющих детей. Этим снимком фотограф пытался показать, что, несмотря на то, что общество часто пытается задвинуть детей подальше, целый город служит площадкой для их игр, а значит, принадлежит им.

«Женщины в масках» («Femmes Masquées»), 1951 год.
Эта фотография женщин на маскараде послужила напоминанием о том, что в середине 20 столетия всё ещё продолжает существовать класс буржуазии fin-de-siècle. В то время, как город модернизировался и приспосабливался к послевоенным реалиям, небольшая часть общества застряла в прошлом и продолжала посещать балы, как в конце 19-го столетия.

«Волшебник объектива» Робер Дуано

Робер Дуано (Robert Doisneau) – один из наиболее талантливых французских фотографов, который прославился, прежде всего, благодаря своим фотографиям весеннего, романтического Парижа. Его награждали такими яркими прозвищами, как «поэт рабочего класса Парижа», «Мастер гуманистической фотографии» или «волшебник объектива», ведь только ему удавалось запечатлеть на снимках настроение полное любви и пробуждающейся радости.

Родился будущий мастер гуманистической фотографии в одном из пригородов Парижа в 1912 году. Когда мальчику было восемь лет, от туберкулеза умерла его мать, а позднее отец Робера женился во второй раз. Это не могло не найти отражение в душе подрастающего мальчишки и, по мнению многих критиков, оказало большое влияние на всю его дальнейшую судьбу, включая творчество. Окончив среднюю школу с далеко не самыми лучшими оценками, Робер Дуано поступил в художественно-ремесленное училище. Здесь он впервые познакомился с изобразительным искусством. Впрочем, целью тринадцатилетнего мальчика была учеба на гравера-литографа – уже отмиравшую в ту пору профессию. Впоследствии Дуано сожалел о потраченном на образование времени, однако именно в этом училище у него проявился интерес к художественному творчеству, он начал развивать в себе чувство композиции и формы. Уроки в школе часто дополнялись вечерними занятиями живописью.

Получив долгожданный диплом гравера-литографа в 1929 году, Робер Дуано сразу же устроился на работу в студию графического искусства Ульмана, где занялся оформлением рекламной продукции, в том числе изготовлением разнообразных этикеток и наклеек для фармацевтических компаний. С открытием фотографической мастерской он перешел туда и быстро взял фотокамеру в свои руки. Робер начинал постигать азы фотографии с того, что просто шатался по городу с фотоаппаратом и снимал различные неподвижные объекты, вроде рекламных афиш или изгородей. Позднее он писал: «Мне было тогда лет восемнадцать, и оборудование, которым я располагал, не позволяло мне снимать движущиеся объекты». Первой его фотографией стал снимок простой груды кирпичей, он так и называется – «Кирпичная куча».

В 1931 году состоялось важное знакомство, предопределившее всю последующую судьбу молодого французского фотографа. Робер Дуано познакомился с известным скульптором Андре Виньо и практически сразу устроился в его студию ассистентом. Именно в студии Виньо, который, к слову сказать, сам был весьма незаурядной личностью и разносторонним человеком, он вошел в круг представителей авангардного искусства того времени. Помимо занятий в студии, где можно было многому научиться, Дуано берется за штудирование философских книг, произведений классической и современной литературы. Одновременно он изучает авангардные течения в искусстве и знакомится с фотоработами таких мастеров, как Эжен Атже и Брассай. Эти яркие и оригинальные фотографии позволяют молодому человеку по-другому посмотреть на кажущийся совершенно незатейливым мир парижских предместий.

В 1932 году Дуано решает стать независимым фотографом, его первой работой становится серия фотографий о «блошином рынке», которая благодаря стараниям все того же Андре Виньо публикуется в газете «Эксельсиор». На первых порах он не решается подойти на улице Парижа к незнакомому человеку, остановить прохожего, заговорить с ним и попросить о том, чтобы сделать кадр. На улицах Робер старается снимать незаметно от окружающих, фотографируя исключительно издали. Впоследствии он признавался в своей нерешительности и страхе заговорить с незнакомыми людьми: «Годы прошли, прежде чем я преодолел это. Я понял, что люди, которых фотографирую, такие же, как я сам. Я один из них, и они прекрасно это понимают». Его карьера фотографа прервалась призывом во французскую армию, откуда после года службы он демобилизовался.

Молодому человеку вновь пришлось искать работу, поскольку в этот период Андре Виньо, испытывавший серьезные финансовые трудности и сменивший область деятельности на кинематограф, уже ничем не мог помочь своему приятелю. В итоге, Дуано устроился промышленным фотографом на завод Рено в западной части Парижа. Однако такая работа с однотипными сюжетами и строгой дисциплиной, присущей крупным предприятиям, ему явно пришлась не по душе. В то же время промышленная фотография помогла Роберу хорошо заработать – он вскоре смог обзавестись семьей и приобрести жилье в южном пригороде Парижа, где, кстати, ему будет суждено прожить всю оставшуюся жизнь.

Сам Дуано говорил: «непослушание мне представляется жизненно важной функцией и должен сказать, что эта черта не принесла мне слишком много неприятностей». Именно за это «непослушание», а точнее за нарушения трудовой дисциплины, его уволили с завода Рено. С этого момента Дуано вновь становится свободным, независимым фотографом, начав сотрудничество с Шарлем Радо, основателем агентства «Рафо». Последний помогает талантливому французу в поиске заказных съемок и продаже фотографий.

Но разразилась Вторая мировая война, и Робер Дуано был призван в армию. Правда, уже в феврале 1940 года его освободили от военной службы по болезни. Он отправился в Париж, где в течение четырех лет перебивался случайными заработками, то снимая ювелирные украшения для рекламы, то самостоятельно изготавливая и продавая почтовые открытки. В этот период он редко выходил с фотокамерой на улицы Парижа, но, все же, до наших пор сохранились несколько его работ, повествующих о жизни в оккупированной французской столице. Например, снимок «Упавшая лошадь» 1942 года, получивший широкую известность. Во время Второй мировой войны Дуано помогал Движению сопротивления. Здесь весьма кстати пришлось его образование литографа – Робер делал фальшивые паспорта и удостоверения личности для участников сопротивления, беглых узников концентрационных лагерей и коммунистов.

После освобождения Парижа спрос на услуги Робера Дуано существенно возрос, ведь фотографов во французской столице в 1944 году от силы насчитывалось всего человек пятнадцать – двадцать. В это же время вновь стали издаваться французские журналы и газеты, которым, разумеется, требовались интересные кадры и фотографии. «Было ужасно много работы, и я испытывал неутолимую жажду работы!» — так вспоминал об этом периоде выдающийся французский фотограф.

После войны ему удалось поработать в агентстве «ADEP» с такими мастерами, как Анри Картье-Брессон и Роберт Капа. Ему даже предлагали вступить в знаменитое агентство «Magnum Photos», но Дуано отказался, поскольку не хотел провести всю свою жизнь в нескончаемых разъездах. В конце 40-х годов он стал сотрудничать с журналом Vogue, а с 1952 года Робер начал работать над самостоятельными фотографическими проектами, посвятив себя полностью так называемой гуманистической фотографии.

Стиль Робера Дуано в фотографии – это снимки повседневной жизни обычных людей. Он снимал во время своих прогулок по окрестностям Парижа, руководствуясь, в первую очередь, интуицией. Робер отмечал следующее: «Чтобы фотографировать, ты должен стать мягким как губка, готовая впитать в себя любой нюанс. Моя работа — как работа актера. Я должен залезть в шкуру человека, которого снимаю. И людям нравятся мои фотографии, потому что в них они видят то, что сами бы увидели раньше, если бы хоть немного замедлили свой бег».

Дуано получил широкую известность благодаря созданному им фотографическому образу Парижа 40 — 50-х годов. С помощью какого-то невероятного чутья он умело выхватывал из ежедневной суеты французской столицы ироничные или романтические сюжеты, интересные совпадения и контрастные неожиданности. Сам автор, впрочем, надеялся не на свой талант, а скорее на вмешательство высших сил: «Это очень по-детски, но в то же время это почти как акт веры. Мы находим место подходящие на роль заднего плана и ожидаем чудо».

Много раз он устраивал засады напротив церкви Святого Павла и в большинстве случаев уходил оттуда ни с чем. Впрочем, на парижских улицах удача улыбалась Роберу Дуано гораздо чаще, чем многим другим фотографам. Он твердо был убежден в том, что «чудеса повседневной жизни невероятно увлекательны, и ни одному режиссеру не под силу выстроить такую сцену, свидетелем которой можно совершенно неожиданно стать на улице».

Фотографии французского мастера также пронизаны юмором и шутками. Его ранние работы даже критиковали за излишнюю фривольность и анекдотичность. Как бы то ни было, он никогда не переходил грань между шуткой и сортирным юмором. В работах Дуано часто проскальзывает тема уличной культуры детства – на его фотографиях можно увидеть детей, играющих на улицах, вдали от взрослых. Примечательно, что впоследствии несколько начальных школа в Париже были названы именем фотографа.

Пожалуй, самая знаменитая фотография Робера Дуано – это «Поцелуй у Отель-де-Виль». На этом снимке изображена пара, целующаяся на фоне здания парижского муниципалитета. Легендарный снимок был сделан в 1950 году по заказу журнала «Life». От него так и веет романтическим настроением, весной и молодостью. Кажется, что кадр получился абсолютно случайным – влюбленные поглощены друг другом и, как будто, совершенно не замечают присутствие фотографа. О том, что снимок не постановочный, говорит общая спонтанность сцены, эмоциональность и некоторая неряшливость композиции. Но правда состоит в том, что кадр «Поцелуй у Отель-де-Виль» на самом деле постановочный. Для создания этого снимка Дуано попросил попозировать своих друзей — молодую модель Франсуазу Борне и актера Жака Карто. Благодаря своему мастерству и таланту он сумел создать по-настоящему «живую», эмоциональную фотографию.

Этот снимок стал одним из символов Парижа 50-х годов. Тут нужно отметить, что о постановочном характере снимка стало известно только в начале 90-х годов, незадолго до смерти самого автора. После того, как кадр опубликовали в журнале «Life», нашлось немало людей, кто якобы узнал себя целующимся на этой фотографии. Несколько раз дело даже доходило до суда – некоторые, особо активные люди требовали от фотографа компенсацию. В ходе одного из таких судебных заседаний в начале 90-х годов РоберДуано вынужден был признаться в том, что это был постановочный кадр, и одновременно разгласить имена тех, кто в действительно запечатлен в кадре.

Эта история несколько подпортила репутацию Робера Дуано как честного и искреннего фотографа-документалиста. Впрочем, фотография «Поцелуй у Отель-де-Виль» принесла мастеру не только огромную известность, но и серьезный материальный достаток. Достаточно сказать, что на ней Дуано заработал больше, чем на всех других фотографиях вместе взятых. За несколько десятилетий фотография поцелуя разошлась на двух с половиной миллионах открытках, на полумиллионе плакатов, а также на огромном количестве маек, почтовых марок и даже постельном белье. Однако сам фотограф не любил этот снимок и говорил о нем исключительно в пренебрежительных тонах: «Это поверхностная карточка, такие обычно продаются легко как дешевые проститутки».

Робер Дуано ушел из жизни в 1994 году в Париже. В настоящее время его фотографии входят в постоянные экспозиции крупнейших музеев и художественных галерей по всему миру. О творчестве замечательного французского фотографа до сих пор пишутся очерки и книги. При желании на его снимках и сегодня можно разглядеть ту невероятную доброту и любовь к окружающим людям, которая всегда отличала Робера Дуано в повседневной жизни и фотографическом творчестве.

C творчеством Робера Дуано можно ознакомиться на официальном сайте фотографа.

Роберт Дуано | Биография и произведения искусства

Ранняя жизнь

Робер Дуано родился в Жантийи, Валь-де-Марн, пригород Парижа, Франция, 14 апреля 1912 года. Отец Дуано погиб на действительной службе во время Первой мировой войны, когда его сыну было всего четыре года. Его мать умерла, когда ему было семь лет, и впоследствии его воспитывала нелюбящая тетя. В возрасте тринадцати лет Дуано поступил в школу L’École Estienne в Шантийи, изучая гравюру и литографию. По окончании учебы он счел свою степень бесполезной, поскольку торговля шла на убыль.

В 1930 году он увлекся фотографией как хобби и стал бродить по улицам Парижа, записывая повседневную жизнь. Сообщается, что он был настолько застенчивым, что начал фотографировать булыжники, прежде чем перейти к фотографии детей, а затем набрался смелости и начал фотографировать взрослых. В 1931 году он стал ассистентом оператора скульптора и фотографа Андре Виньо. В том же году он продал свою первую фотографию газете L’Excelsior . Однако его опыт работы в студии Виньо был прерван предстоящей военной службой.

Карьера фотографа

В 1934 году Дуано нашел работу рекламного фотографа на заводе Renault в Булонь-Бийанкур, и именно там он получил формальное образование в области фотографии. Он был призван на Вторую мировую войну в 1939 году, сражаясь сначала в армии, а затем в составе Сопротивления. На протяжении всей войны он использовал свои навыки гравера для подделки паспортов и документов, удостоверяющих личность, а также фотографировал Париж на этапах оккупации и освобождения.Когда в 1944 году Париж был официально освобожден, он был одним из немногих тамошних фотографов и сделал множество уже известных снимков эйфорических парижан.

Некоторые из самых запоминающихся работ Дуано были созданы после окончания войны, когда он начал продавать свои работы журналу LIFE и другим международным журналам. Дуано получил признание благодаря своим послевоенным фотографиям, когда он использовал камеру Leica на улицах Парижа, чтобы запечатлеть гуманистические композиции. Пожалуй, его самая известная фотография — Le Baiser de L’hotel de Ville (Поцелуй у ратуши), явно откровенное изображение пары, которая крадет быстрый поцелуй на оживленных улицах Парижа.В 1946 году он присоединился к французскому фотоагентству Rapho и остался с ними, несмотря на то, что Анри Картье-Брессон попросил его присоединиться к фотоагентству Magnum в 1947 году. Он чувствовал, что его корни и родина в Париже были важнее международных заданий или достижений.

В 1950-х годах Дуано стал активным участником Группы XV, организации фотографов, посвятившей себя совершенствованию как артистизма, так и технических аспектов фотографии. Между 1949 и 1956 годами Дуано опубликовал шесть книг по уличной фотографии, демонстрируя свои скромные, игривые и ироничные изображения забавных сопоставлений, обнаруженных на парижских улицах.Однако интерес к его работам угас с 1960-х годов, когда французы потеряли вкус к его особому стилю. Однако он продолжал работать и в течение следующих нескольких десятилетий создавал рекламные работы и портреты знаменитостей. Он провел большую часть своей жизни в Монруже, Париж, и умер там 1 апреля 1994 года, оставив после себя 450 000 негативов.

Фотограф Роберт Дуано | Все о фото


Роберт Дуано родился в апреле 1912 года в семье среднего достатка в пригороде Парижа (Жантильи). Он начал проявлять неумеренный интерес к искусству в очень раннем возрасте.Роберт Дуано потерял родителей в раннем возрасте, и его воспитывала нелюбящая тетя. В 14 лет он поступил в Ecole Estienne, ремесленную школу, которую окончил в 1929 году с дипломами по гравюре и литографии. Год спустя он начал работать в Atelier Ullmann в качестве рекламного фотографа. В 1931 году Робер Дуано встретил свою будущую жену Пьеретт Шомезон, от которой у него будет трое детей, а также начал работать ассистентом модернистского фотографа Андре Виньо. Андр Виньо познакомит Роберта Дуано с новой объективностью в фотографии.В 1932 году Роберт Дуано продал свой первый фоторепортаж журналу Excelsior. В 1934 году производитель автомобилей Renault нанял Роберта Дуано в качестве промышленного фотографа на фабрику в Булонь-Бийанкур. Его уволили в 1939 году, так как он постоянно опаздывал. Без работы Роберт Дуано стал фотографом-фрилансером, пытаясь зарабатывать на жизнь рекламой, гравировкой и производством открыток. Незадолго до Второй мировой войны Роберта Дуано нанял Чарльз Радо, основатель агентства Rapho. Его первый фоторепортаж о гребле на каноэ в Дордони был внезапно прерван объявлением войны.Призванный во французскую армию в качестве солдата и фотографа, он был освобожден от службы в 1940 году. До конца войны он использовал свои навыки для подделки паспортов и удостоверений личности для французского Сопротивления.

После войны Роберт Дуано стал фотографом-фрилансером и вернулся в агентство Rapho (1946). Вероятно, именно в это время и зародилось взаимовлияние с Жаком-Анри Лартигом. Он начал создавать многочисленные фоторепортажи на самые разные темы: парижские новости, популярный Париж, зарубежные страны (СССР, США…). Некоторые из его рассказов будут опубликованы в престижных журналах LIFE, PARIS MATCH, REALITES …

В 1947 году Роберт Дуано встретил Роберта Жиро, с которым его ждет дружба и плодотворное сотрудничество на всю жизнь. Дуано издаст более 30 альбомов, таких как La Banlieue de Paris (Пригород Парижа, Seghers 1949) с текстами, написанными французским писателем Блезом Сендраром. С 1948 по 1953 год Роберт Дуано также работал в журнале Vogue в качестве модного фотографа. В то же время он присоединился к Группе XV и вместе с Рене Жаком, Вилли Ронисом и Пьером Джаханом участвовал в продвижении фотографии и сохранении ее наследия.В 1950 году Роберт Дуано создал свою самую узнаваемую работу — «Le Baiser de lHtel de Ville for Life». Хотя самые известные работы Дуано датируются 1950-ми годами, а интерес к журналам в старом стиле в Европе в начале 1970-х годов снижался, Дуано продолжал выпускать детские книги, рекламные фотографии и портреты знаменитостей.

Его талант фотографа неоднократно вознаграждался:
Премия Kodak 1947 г.
Лауреат премии Ньепса 1956 г.
В 1960 году состоялась его первая персональная выставка в Чикаго (Музей современного искусства)
. В 1975 году он — почетный гость les Rencontres dArles
. Гран-при Национальной фотографии 1983 г.,
Лауреат Бальзаковской премии 1986
В 1991 году Королевское фотографическое общество наградило Роберта Дуано Почетной стипендией (HonFRPS)

Роберт Дуано умер в 1994 году, через шесть месяцев после его жены.Он похоронен рядом с ней в Raizeux.

Роберт Дуано | Галерея Майкла Хоппена

Роберт Дуано был выдающимся рассказчиком. Его фотографии, хорошо знакомые с законами и линиями фотографического общения, стали синонимом образа жизни, который мы все теперь принимаем как «французский». Кто не может вспомнить образ двух влюбленных, проходящих мимо Hôtel de Ville в страстных объятиях, или культовый образ Пикассо, сидящего за своим столом для завтрака, его руки чудесным образом превратились в булочки!


«Чудеса повседневной жизни волнуют; ни один кинорежиссер не может устроить неожиданное, что вы встретите на улице.«

— Роберт Дуано


Дуано был увлечен своим родным городом; люди парижских улиц, нетипичные пивные … Фактически, как однажды сказал Брюс Бернар, «вся человеческая жизнь» или, скорее, «вся парижская жизнь». Он был постоянным фигурантом всех собраний и мероприятий в своем родном городе, будь то толпа французских детей, раздирающих асфальт, чтобы устроить баррикады против неизбежного немецкого вторжения, или простая свадьба с женихом и невестой, бредущими в город. пивной бар, чтобы провести их прием.Кто бы мог забыть его серию «взгляд-косой», собрание забавных изображений парижан, изумленно смотрящих на картину обнаженной женщины в окне художественной галереи Роми: возможно, оригинальная скрытая камера. Эта серия была полностью опубликована в Picture Post и теперь является фольклором в откровенной фотографии.

Дуано все больше интересовался возможностями фотографии как больше, чем повествовательный инструмент: в изменении визуального воздействия фотографии с помощью методов без помощи компьютера, просто используя свою небольшую темную комнату для манипулирования изображениями, например, многократных снимков на бумаге.Последняя крупная выставка Роберта Дуано в Великобритании проходила в Музее современного искусства в Оксфорде, который он посетил незадолго до своей смерти в 1994 году. Эта ретроспектива твердо поставила его на место: как мастера повествовательной и уличной фотографии, по праву поставив его на место. на том же уровне, что и Вилли Ронис, Анри Картье-Брессон и Буба.

Рассказ Роберта Дуано, «поборника гуманистической фотографии»

Робер Дуано известен одним из самых романтичных образов 20-го века, Le baiser de l’hôtel de ville (Поцелуй отеля Hôtel de Ville ).Но его работы выходят далеко за рамки этой культовой фотографии, они полны юмора и души. В этом видео Мартин Канински из YFM Street Photography расскажет вам историю Роберта Дуано, который считался чемпионом гуманистической фотографии.

Дуано родился 14 апреля 1912 года во Франции. Оба его родителя умерли, когда он был очень молод, поэтому его воспитывала тетя. Он познакомился с искусством примерно в 13 лет, но начал заниматься любительской фотографией в 16 лет.Сообщается, что он был настолько застенчивым, что начал с фотографирования булыжников.

Проработав несколько раз в качестве фотографа, в 1934 году Дуано начал работать на автомобильном заводе Renault в Булонь-Бийанкур. Мне кажется интересным, что, как сообщается, его уволили из-за того, что он постоянно опаздывал (вероятно, потому, что я понимаю). Много лет спустя он сказал, что годы работы в Renault ознаменовали «начало его карьеры фотографа и конец его молодости».

Дуано работал с агентством Rapho, делая для них уличные фотографии.Он участвовал во Второй мировой войне и как солдат, и как фотограф. Он служил в армии с начала войны до 1940 года. Но до конца войны он использовал свои навыки для подделки паспортов и документов, удостоверяющих личность, для французского Сопротивления.

После войны Дуано вернулся к фотографии-фрилансеру, и в этот период были сделаны его самые запоминающиеся снимки. Он продавал фотографии Life и другим журналам, и он получил приглашение от Анри Картье-Брессона присоединиться к Magnum Photos, однако он отказался от него и вернулся в агентство Rapho в 1946 году, оставаясь с ними на протяжении всей своей карьеры.

Образы Дуано часто были юмористическими и ироничными. Однако он никогда не высмеивал своих подданных. Он говорил: «Я фотографирую не жизнь, как она есть, а жизнь такой, какой мне бы хотелось». На мой взгляд, его образы отражают его личность или, по крайней мере, то, что мы о нем знаем. Его застенчивость — это то, о чем часто говорят, и я почти чувствую это через его изображения. Застенчивость Дуано привела нас к его самой известной фотографии — Kiss от Hôtel de Ville .

Поцелуй показывает парочку, целующуюся на оживленной улице в Париже.Дуано снял его в 1950 году. Хотя кажется, что это был момент, замеченный и запечатленный в одно мгновение, на самом деле это было постановкой. Дуано обнародовал это в 1992 году, когда фотография подала на него в суд. На него подали в суд Джин и Дениз Лаверни, которые утверждали, что он сфотографировал их без их разрешения. Дуано сказал, что на фото не они, потому что целующаяся пара на самом деле дала ему разрешение.

Но причем тут застенчивость? Дело в том, что Дуано заметил на улице целующуюся пару, но он был слишком застенчив, чтобы сфотографировать их в этот интимный момент.Позже он подошел к ним и попросил повторить поцелуй, и они согласились. В 1992 году Дуано сказал: «Я бы никогда не осмелился фотографировать таких людей. Любители, целующиеся на улице, эти пары редко бывают законными ».

За свою карьеру Дуано опубликовал десятки книг, его работы выставлялись на многих выставках, и он получил множество наград за свои работы. Он умер в 1994 году и был похоронен на кладбище в Рэзё рядом со своей женой Пьереттой.

[Роберт Дуано — «Борец за гуманистическую фотографию» | YFM Street Photography; кредитов изображений: Bracha L.Эттингер / Wikimedia Commons ]

Роберт Дуано: Жизнь фотографа (9780789200204): Гамильтон, Питер: Книги

Роберт Дуано: жизнь фотографа «» охватывает знаменитые работы французского фотографа, известного своей фотографией 1950 года « Le Baiser de le Hotel de Ville ». Этот часто воспроизводимый портрет привлекательной пары, застывшей в объятиях, в то время как вокруг них кружится жизнь парижского города, является архетипическим символом романтики. Довольно удивительно узнать, что Дуано нанимал молодых актеров для всего своего сериала о поцелуях; тем не менее, момент, несомненно, верный.Может быть, это его начало в рекламе или его работа в моде для Vogue , которые делают его изображения равными части реальной жизни и театра.

Дуано (1912–1994) всю жизнь записывал жизнь во Франции. Благодаря сочетанию фотожурналистики и искусства он запечатлел ночные клубы, рабочие пригороды Парижа, национальные памятники, свадьбы и знаменитых людей, таких как Пикассо. Некоторые из самых захватывающих изображений — это бойцы сопротивления в разгар оккупации — молодые люди в штатском, спортивной куртке и все такое, стоящие с автоматами за самодельными баррикадами.К сотням картинок прилагаются подробные главы, в которых обсуждаются различные периоды жизни и творчества Дуано. С детства, во время войны и до его увлечения banlieues (пригород), хорошо проработанный текст дает неоценимое представление о практике этого влиятельного фотографа. — Дж. П. Коэн

В этой первой официальной биографии французского фотографа Робера Дуано (1912-94) многие из его фотографий воспроизводятся впервые.Дуано не любил путешествовать; он находил свои изображения в основном на своем собственном «заднем дворе», в пригороде, определяющем близлежащие окраины и пригороды Парижа, особенно в Монруж, где он прожил со своей женой более 60 лет (она умерла за шесть месяцев до него) до своей смерти в апреле. 1994. В работе автору помогали двое его детей. Фотография была попыткой Дуано достичь бессмертия, «отказом от полного исчезновения». В ожидании подходящего момента он записал тысячи обычных людей, делающих обычные и необычные вещи в своей повседневной жизни.Дуано объяснил свои мотивы: «А лучше, не правда ли, пролить свет на тех людей, которые никогда не находятся в центре внимания?» Гамильтон (Doisneau: Retrospecive, St. Martin’s Pr., 1993) прослеживает модернистское влияние на Дуано, особенно в иллюстрированных журналах, таких как Vu, Regards и Match, популяризирующих «гуманистическую» фотографию, и включает главу о технике. Эта важная книга с ее превосходными репродукциями должна быть добавлена ​​во все коллекции фотографий.? Кэтлин Коллинз, Архив Нью-Йоркского транспортного музея, Бруклин,
Copyright 1996 Reed Business Information, Inc.-94) не говорил ни на каком другом языке и никогда не фотографировал за пределами Франции. Считая себя новоявленным Атже, обладающим гораздо более тонким чувством юмора, он бродил по улицам Парижа и его рабочих пригородов в поисках забавных или просто человеческих моментов, которые ему нравились. Его самая известная картина, на которой изображена молодая пара, целующаяся на улице, содержит в себе сумму его интересов к удовольствиям, городу и общечеловеческим эмоциям. Коммунист в своих симпатиях, Дуано никогда не был открыто политическим в своей работе; действительно, он начал свою карьеру, работая в промышленном гиганте Renault.Вскоре он стал внештатным сотрудником и высоко ценил свободу идти своим путем. Он никогда не имел и не хотел специальности, но большая часть его лучших работ — документальный социальный фильм, посвященный простому французскому языку. Он также занимался модной фотографией и портретами и даже выпускал детские книги, используя своих дочерей в качестве моделей. Длинная, обильно иллюстрированная и авторизованная биография Гамильтона дает впечатляюще полный взгляд на жизнь теплого и восхитительного фотографа середины века. Гретхен Гарнер

Обзор

Это прекрасный пример того, как должна быть представлена ​​биография фотографа.- The Picture Professional, выпуск 2, 1998 г.

От издателя

Окончательный сборник о жизни и творчестве Робера Дуано, французского фотографа, который запечатлел настроение и характер Парижа, когда город вступил в современную эпоху.

С задней обложки

Роберт Дуано — первая доступная официальная биография, в которой содержится подробный подробный рассказ о жизни французского фотографа, запечатлевшего улицы и ускользающие пространства Парижа, когда город вступил в современную эпоху.Опираясь не только на ранее не публиковавшиеся архивы Дуано, но и на разговоры с фотографом в последние годы его жизни, эта книга исследует каждый аспект работы Дуано, включая используемые им техники. Подчеркиваются его периоды, связанные с зарождением фотожурналистики в 1930-е годы; с гуманистическим соцреализмом 1940-1950-х годов; а также с монтажом и арт-брютом 1960-х годов. Фотографии, сделанные Дуано в одиночку и во время работы для Vogue, Life и других известных журналов, показывают, как сметается знакомое — тема, актуальная для горожан повсюду.

Об авторе

Питер Гамильтон, который живет в Оксфорде, Англия, — социолог и иногда фотограф. Он часто пишет о фотографии для журналов и газет, включая The Sunday Times и The British Journal of Photography. В 1992 году он был куратором крупной ретроспективы Дуано в Музее современного искусства в Оксфорде.

фотограф-гуманист, любивший Париж

Влюбленные останавливаются перед террасой кафе.Его правая рука сжимает ее плечо. Их прически и одежда, а также старинные автомобили на улице Риволи позади них датируют сцену Парижем после Второй мировой войны. Это неподвижность в море движения, торопливых прохожих и машин. Равнодушный мужчина в костюме, очках и берете их игнорирует. Как и в скульптуре Родена, мужчина напряжён, его мускулы напрягаются. Женщина почти безвольно бросается в его объятия.

Роберт Дуано заказал «Le Baiser de l’Hôtel de Ville» для журнала Life в 1950 году.Воспроизведенный на бесчисленных открытках, календарях, настольных дневниках и плакатах, он стал одним из самых известных изображений 20-го века.

Le Baiser de l’Hotel de Ville, 1950 год.

Картина олицетворяет гуманистическую школу фотографии, зародившуюся во Франции в 1930-х годах, прерванную Второй мировой войной и возродившуюся, чтобы показать невзгоды послевоенного существования, а также его маленькие радости и удовольствия. Его основателями были Дуано, Анри Картье-Брессон и Вилли Ронис.Марк Рибу и Брассай, родившийся в Венгрии, были видными членами.

Фотографы-гуманисты предпочитали черно-белое цветному, «человечки» — дворянству. Они гордились своей многопрофильностью и поддерживали тесные дружеские отношения с другими художниками. Дуано сфотографировал Жоржа Брака и Альберто Джакометти в их мастерских, а Пикассо за своим кухонным столом в Валлорисе, с визуальной шуткой о буханках хлеба в форме пальцев на месте рук художника.

«Poetic notations»

Doisneau написал свои собственные подписи, которые он назвал «поэтическими нотами». В 1949 году он попросил франко-швейцарского писателя Блеза Сендрара написать текст для La Banlieue de Paris , первой из 30 фотокниг Дуано. Его восемь разделов, озаглавленные «Дети», «Любовь», «Фоны», «Воскресенье и праздничные дни», «Свободное время», «Работа», «Конечная остановка» и «Жилье», составляют список любимых тем Дуано.

Больше, чем любой другой фотограф, Дуано ассоциируется с мощеными улицами и старыми оцинкованными барами Парижа. Он обыскивал бедные кварталы в поисках моментов изящества, мужчины, играющего на трубе на складном стуле под цветущим деревом, женихов и невест на грязных улицах и празднования в бистро рабочего класса. Он изображает детей, которые стремятся добраться до места назначения или играют в вечные игры. Пара в центре La Dernière Valse du 14 juillet, Париж 1949 освещает пустынную ночную улицу волшебным присутствием.

Мадемуазель Анита, 1951 год. La Dernière Valse du 14 июля, Париж, 1949 г. Альберто Джакометти в ателье сына, Париж, декабрь 1957 г. Французский фотограф Робер Дуано, сделанный Брахей Эттингером в своей студии в Монруж, 1992 год.

Многие картины Дуано не могли быть сняты в современной Франции, потому что никого нельзя фотографировать на публике без разрешения, а субъекты сохраняют за собой законные права на свои изображения.В преклонном возрасте Дуано был расстроен двумя судебными исками от истцов с требованием уплаты за то, что он был изображен в Baiser de l’Hôtel de Ville . Одна пара не смогла доказать, что они были на фото. Франсуаза Борне, которая была студенткой театра, когда позировала для фотографии, потеряла свой костюм на том основании, что ее лицо невозможно было опознать.

Дуано оставил около 450 000 негативов, когда он умер в 1994 году. Его дочери выбрали 150 фотографий для ретроспективы, которая проходила в Музее Икселя, недалеко от Брюсселя, осенью и зимой 2017–2018 годов.Двуязычный каталог, изданный Racine / Lannoo, представляет собой сборник поэтического реализма Дуано.

«Я не собирался создавать объем работ. Я просто хотел оставить память о маленьком мире, который я любил », — сказал Дуано.

Каждое изображение Дуано рассказывает историю. Mademoiselle Anita (1951) могло появиться прямо из песни Эдит Пиаф.Девушка смотрит вниз, сидя за угловым столиком в бистро. На ней жемчужная нить и платье с глубоким вырезом, ее губы изгибаются в малейшей улыбке. Когда он попросил разрешения сфотографировать ее, Дуано сказал: «Она обнажила плечи, сбросив свою куртку-болеро, так что было очевидно, что она была счастлива сделать это … Она надеялась на танцовщицу, вместо этого она получила фотографа. И с того дня в 1951 году Анита застыла во времени ».

Палм-Спрингс, США, январь 1960 г.Женщины и мужчины в бассейне

Дуано впервые поехал в Соединенные Штаты в 1960 году по заданию журнала Fortune для фотографирования полей для гольфа. Он подготовил беззаботное этнографическое исследование детской площадки в пустыне Палм-Спрингс. Его разноцветные изображения спортивных автомобилей, мотелей, бассейнов и загорающих матрон были заново открыты в 2007 году и занимают видное место в каталоге Ixelles. Фотографии Палм-Спрингс, кажется, происходят с планеты и эпохи, далекой от Парижа.В них все выдумано.

Отец Дуано был геодезистом и женился на дочери фабриканта. Как и Картье-Брессон, Дуано стыдился быть буржуа. Он и его жена Пьеретт провели свою супружескую жизнь в рабочем пригороде Монруж.

Предательство

После ужасов, совершенных нацистами, все, что отдаленно правое крыло, было отвергнуто.После войны Дуано работал в коммунистическом еженедельнике Action , затем два года в оппозиционном Vogue , прежде чем он присоединился к профсоюзному журналу La Vie Ouvrière . Дуано сказал, что было ошибкой и классовым предательством потратить время на то, что он назвал «фотографиями баронесс».

Слово «культовый» стало клише много лет назад, но « Baiser de l’Hotel de Ville » Дуано, наряду с классическим произведением Роберта Капы «Гражданская война в Испании» «Падающий солдат » (1936), является одним из, пожалуй, дюжины действительно знаковых. образы прошлого века.

Les Pains de Picasso, Валлорис, 1952 год.

Какими бы разными они ни были, обе фотографии вызвали разногласия. Дуано открыто признал, что поставил Baiser . Хотя Капа отрицал это, есть доказательства того, что его умирающий республиканский солдат был сфальсифицирован. Даже в наш век фотошопа и фейковых новостей зрители все еще хотят верить, что смотрят на правду. Фотографы проводят этическое различие между работами с целью иллюстрации, которые они считают оправданными при ретушировании, и новостями, которые не должны подвергаться коррекции.

Если сегодня снимаются знаковые кадры, они, вероятно, теряются в огромном объеме наводнения. Смартфон сделал каждого фотографом и наводнил наш мир селфи.

Наследие Дуано и фотографов-гуманистов сохранилось. Его oeuvre напоминает нам, насколько изменился наш мир, и формирует нежную коллективную память об очаровательном и романтичном Париже, черно-белом памятнике тому, что Дуано назвал «маленьким миром, который я любил».

ВОЗ | Роберт Дуано

ВОЗ / Роберт Дуано

Роберт Дуано родился в 1912 году в Жантийи, Франция. С 1926 по 1929 год изучал литографию в Ecole Estienne в Париже. Он работал литографом, прежде чем открыл для себя фотографию в 1930 году. В 1934 году он начал работать фотографом в Renault. Когда в 1939 году разразилась Вторая мировая война, г-н Дуано служил в пехоте французской армии.Он присоединился к французскому Сопротивлению в 1940 году.

После войны г-н Дуано работал в нескольких газетах и ​​журналах во Франции. В 1949 году он опубликовал La banlieue de Paris , в котором запечатлелся меняющийся ландшафт парижских пригородов. Его работы входят в число самых узнаваемых французских фотографов. Он получил премию Kodak в 1947 году, премию Ньепса в 1956 году, Grand Prix National de la Photographie в 1983 году, а в 1984 году он стал кавалером Французского легиона.Робер Дуано умер в 1994 году во Франции.

Г-н Дуано создал две фотоистории для ВОЗ. Его День из жизни парижского офисного служащего последовал за молодой матерью, работающей в центральном офисе французского управления социального обеспечения. Он также подготовил рассказ о сельском здравоохранении во Франции, в котором задокументировал работу сельского врача.

Роберт дуано фотограф: Робер Дуано — ироничный, наблюдательный, лиричный и великий фотограф-гуманист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх