Чему современные фотографы могут научиться у Александра Родченко
В Центре фотографии им. братьев Люмьер открылась выставка фотографий Александра Родченко из коллекции фонда Still Art. «Афиша Daily» попросила внука и правнучку главного фотографа русского авангарда выбрать любимые работы на экспозиции и рассказать, какие приемы у Родченко могут подсмотреть современные фотографы сто лет спустя.
Екатерина Лаврентьева
Правнучка Александра Родченко, искусствовед, художник-иллюстратор, доцент МГХПА им. С.Г.Строганова, выступала сокуратором выставок А.Родченко (Норильск, Краснодар)
Александр Родченко, один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры и дизайна, начал фотографировать в 1924 году и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. Его фотографии становятся источником вдохновения для современных фотографов, дизайнеров и художников, а экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства.
Александр Родченко
Фотографии Родченко уникальны своей системой координат и манерой видения. Он использовал съемку с непривычного ракурса, который сразу же стали называть «родченковским», диагональное построение композиции, задающее динамику и ритмичность кадра, крупный план, превращавший привычные вещи в абстрактные структуры, двойную экспозицию, точно чувствовал природу света и тени как материала для построения фотографического пространства.
Кредо Родченко — «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи».
«Фотография — запись фактов и стенография, — напишет он в заметке, опубликованной в журнале «Красное студенчество». «Снимайте свой быт, фиксируйте настоящее» — в этих простых словах заложено прежде всего отношение к действительности: исследовательское, любознательное, призывающее документировать время. И фотография есть один из способов проживания жизни — не впустую, но откликаясь на моменты, которые случаются рядом. Взгляд фотографа способен происходящее организовать, срежиссировать, «упаковать» в рамку кадра так, что каждая деталь станет особенной, наделённой смыслом. «Мы не видим то, на что смотрим», сокрушался Родченко. И именно эта абсолютная ясность и точность взгляда была для него приоритетным. На ней выстроена и идея ракурса, и жажда эксперимента, и его учебная программа по фотографии, где был предусмотрен особый пункт — зачет по поведению во время съемки.
Поэтому, обращаясь к современности, к «фотографии в эпоху миллионов снимков», следует вспомнить о зоркости и внутренней собранности, чуткости и настройке зрения, которые формируются в том числе и опытом мастеров прошлого.
Александр Лаврентьев
Куратор выставки, внук Александра Родченко, советский и российский искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. С.Г.Строганова
Коллекционер [русского авангарда Георгий] Костаки называл Родченко Великим экспериментатором. И он был прав, потому что Родченко был в постоянном поиске, своеобразной разведке искусства.
Его интересовала наука, его интересовал поиск элементов искусства, его интересовала техника и ее проявления в быту. Он проектировал мебель, светильники, одежду и ткани, основал школу дизайна. С 1924 года Родченко стал заниматься фотографией и даже кино: у него был маленький киноаппарат Sept, который он привез в 1925 году из Парижа, где оформлял советский раздел на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности.
Александр Родченко и его супруга Варвара Степанова были художниками-изобретателями. Именно это ценят и современные художники — интерес Родченко ко всему новому, свободу работы на стыке разных жанров и видов искусства. Его можно считать мультимедиахудожником. Искусство фотографии позволило ему раскрыть современное видение мира. Как говорил когда‑то Виктор Шкловский, соратник Родченко по группе ЛЕФ, лидером которой был Владимир Маяковский, Родченко учил видеть мир «утренними глазами».
Фотографика и двойная экспозиция
Художник Александр Шевченко, 1924
Сейчас в Строгановке я даю студентам первого курса задания по фотографике на многократную экспозицию и движение — то, с чем экспериментировал в 1924 году Александр Родченко, снимая своего коллегу, живописца Александра Шевченко, также преподававшего в то время в легендарном ВХУТЕМАСе, школе авангардной архитектуры, дизайна и искусства. Родченко экспериментирует с двойной экспозицией, которая напоминает монтажный переход в кинематографе. Возникает эффект движения на статичном снимке, как в стоп-кадрах кино.
Двойная экспозиция подчеркивала прозрачность и тонкость фотоизображения. Возникла аналогия с техникой кинематографического наплыва — проекционного монтажа. И хотя изобразительные возможности этого приема были безграничны, Родченко почти не пользовался им, предпочитая монтаж открытый, — с помощью ножниц и клея. А может быть, он считал, что такой прием не работает на выявление подлинной оптической и конструктивной сущности фотографии.
Диагональная композиция
Девушка с лейкой, 1934
На этом снимке изображена Евгения Лемберг, дочь кинооператора Александра Лемберга, который работал и со знаменитым Дзигой Вертовым над хроникальными фильмами. Евгения училась фотографии, пробовала снимать как фоторепортер, Родченко помогал ей проявлять пленки и печатать снимки для выставок. Лемберг была ученицей Родченко, влюбленной в своего учителя.
Снимок «Девушка с лейкой» уникален светотеневым рисунком и точно выверенной диагональной композицией. Кажется, что пространство, в котором находится фигура, соткано из света и тени. Светотеневой рисунок обволакивает все. И удивительно спокойная, созерцательная поза девушки в модном в те годы светлом берете.
Я люблю показывать на лекциях по фотокомпозиции варианты этого снимка. На одном модель стоит, на другом — сидит и видна чуть с другого поворота. Иногда показываю зеркально перевернутый кадр для того, чтобы слушатели увидели, как радикально меняется композиция и ее смысл. Фигура девушки в белом платье начинает неудержимо соскальзывать с лавочки, вместо того чтобы прочно занимать место зрительного центра фотографии.
Рядом на той же пленке на соседнем кадре можно увидеть решетчатый павильон из брусков, снятый общим планом. Вполне возможно, что Родченко и Лемберг ждали поезда или автобуса и в этот момент, как это всегда бывало с Родченко, он увидел свой будущий снимок. Какая‑то сила всегда его вела, мощный внутренний импульс приводил к рождению необычных работ, необычных кадров из самой обыденной ситуации.
Необычные ракурсы
Сбор на демонстрацию, 1928
«Художник возвышается над толпой: это он всегда пишет свои группы с какого‑нибудь возвышенного места. Его точка зрения всегда находится выше толпы. Для того, чтобы видеть несколько планов», — записал Родченко в своей рукописи «О композиции». Он постоянно вел какие‑нибудь курсы для фотографов в 1930-е и 1940-е годы — то на курсах «Союзфото», то для фоторепортеров ТАСС.
Повышение точки съемки дает более глубокую, раскрытую перспективу. Но Родченко выбирает еще более радикальный фрагмент — взгляд в вертикальной плоскости, прямо под собой. Эта тема еще не была так подробно разработана в фотоискусстве, как другие привычные точки съемки.
«Сбор на демонстрацию» снят фотоаппаратом лейка. Жильцы дома смотрят вниз с балкона на построение спортсменов, идущих на демонстрацию. Фотоаппарат Родченко смотрит на все это целиком. Его взгляд как бы удваивается — он наблюдает за наблюдающими.
О фотографиях Родченко поэт Николай Асеев написал целый очерк «О новом взгляде на мир», опубликованный в газете «Вечерняя Москва» в августе 1926 года. «Это новая форма видения, новая, не бывшая доныне в распоряжении человека, возможность ощущать предметы в их точном ракурсе, совершенно видоизменяющем все представления о пропорциях и соотношениях. Это поправка к зрительному восприятию, притупившемуся и притертому в обычном обзоре предметов в упор, с постоянного их обычного места».
Черные и белые линии
Лестница, 1929
Черный и белый — основные цвета, которые Родченко использовал в живописи и графике. Это его лабораторное пространство, поле эксперимента. Он мог сделать графику при помощи чертежных инструментов, используя всего один цвет — черной туши.
В его фотографиях всегда богатая гамма серых оттенков. Даже свою автобиографию он назвал «Черное и белое». Это поэтическая сказка о мальчике, который родился в театре и всю жизнь мечтал строить фантастические декорации, здания, создавать картины, сияющие неведомыми цветами и блещущие светом. Но потом пришел к фотографии. Он любил свой фотоаппарат лейку, потому что в ней был белый блестящий металл и черная матовая поверхность корпуса.
Одна из самых известных фотографий Родченко — «Лестница». На снимке фигура женщины с ребенком как бы преодолевает мощное ритмическое поле черно-белых полос ступеней. Диагональная композиция кадра усилила конструктивно-графическое впечатление от снимка.
Подробнее на Афише
Профайл на легенду советской фотографии Александра Родченко – спорт и футбол в стиле конструктивизма
Истории
Революционер искусства.
Александр Родченко — суперзвезда русского авангарда, яркий представитель конструктивизма и вообще универсальный мастер.
Он оставил след в живописи, заложил принципы советского дизайна, работал декоратором в театре и кино, разрабатывал мебель и костюмы, занимался фотомонтажом (есть даже работа, посвященная футболу). Но достижения в области фотографии — отдельная история.
В жанре фотографии Родченко — мировой бренд. Его работы есть в главном музее современного искусства (MOMA в Нью-Йорке) и вообще по всему миру.
Фотографию Родченко «Девушка с лейкой» в 2018-м купили на аукционе «Сотбис» за 519 тысяч долларов. Альберт Уотсон, автор популярного черно-белого снимка Стива Джобса, признавался, что вдохновлялся работами Родченко. Его принципы впитал и легендарный спортивный фотограф Лев Бородулин.
Родченко пришел в фотографию в 33 года. Его отличали две главные фишки
Молодой Родченко занимался живописью и топил за пролетариат, до революции 1917-го он презирал буржуазию и их вкусы в искусстве, говорил, что их (его, Малевича, Татлина) — творцов нового — не понимают.
После революции Родченко начал работать на власть — делать плакаты, писать лозунги, организовывать профсоюзы художников. Вместе с коллегами он установил шрифт для лозунгов и, как сам отмечал, революционизировал художественную молодежь. «Лучшие сейчас советские художники учились у нас: Дейнека, Вильямс, Шлепянов, Шестаков, Гончаров, Тышлер, Лабас и другие», — отмечал Александр в записках.
Родченко называл себя представителем конструктивизма — авангардистского направления, которое характеризуется строгостью, геометризмом и лаконичностью форм. Идеи конструктивизма он отражал на полотнах, изображая беспредметные геометрические композиции разных цветов, составленные из плоскостей, кругов и линий.
Александр Родченко. Композиция № 47. 1917 год
В начале двадцатых он ушел из живописи, поставив жирную точку триптихом из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий). Все ради того, чтобы образовать группу художников‑конструктивистов и заниматься производственным искусством. То есть соединить искусство с трудом, а произведенные этим трудом предметы — с повседневной жизнью. Сделать искусство утилитарным.
Фотографией Родченко увлекся в 1924 году, когда ему было 33. «Техника захватила, и я начал эксперименты, не выходя из дому. Так появилась серия «Стекло и свет» и балконы, снятые снизу-вверх и наоборот», — объяснял он.
И в этом тезисе Родченко раскрыл одну из главных фишек — ракурсы. Под ракурсами имеется в виду точка зрения — «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Вокруг этого вопроса постоянно возникали споры: а приемлемы ли перспективные искажения фото, стоит ли отклоняться от привычных норм? Но Родченко было все равно: «Я утверждал новую точку съемки и право на эксперимент. Боролся с рутиной и с закостенелыми формами узкопрофессиональной, цеховой фотографии».
Александр Родченко. «Лестница». 1930 год
Родченко, сам того не понимая, внедрил в фотографию принципы конструктивизма. На многих его снимках читается геометричность. Ракурсный снимок подчиняет симметрии фигуру человека или голову, но структурно‑геометрические средства усиливают его выразительность.
Вторая фишка — диагональ. Хороший пример — «Лестница», где лесенки располагаются по диагонали. Диагональная композиция дает снимку больше динамики, усиливает ощущение, что девушка с ребенком поднимается по ступенькам. Диагональ — это линия, а четкие и лаконичные линии — один из главных инструментов конструктивизма.
Александр Родченко. «Пионер-трубач». 1930 год
Родченко творил революционные вещи в фотографии, поэтому его мощно критиковали: обвиняли в формализме (когда главное значение отдается форме в отрыве от содержания) и нежелании перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии. Претензия прилетела за фото «Пионер-трубач», мол, мальчик выглядит неподобающе. Да и вообще, в ракурсной съемке часто видели доминирование эффекта над информативностью.
Но Родченко придерживался других взглядов: он считал, что новатор всегда меняется и находится в поиске, поэтому не может быть формалистом. Формалист — это подражатель, подхватывающий принцип и использующий его. Родченко стремился показывать предмет со всех сторон и таких точек, с которых его не привыкли видеть («Пионер-трубач» — отличный пример).
Родченко втянулся в спорт со временем. В СССР был культ физкультуры
В 20-30-х годах Александр построил карьеру как фоторепортер, работал в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «30 дней», «Радиослушатель», «Прожектор», «Смена», «Книга и революция», «За рубежом», «Борьба классов», «Коммунистическая молодежь» и других. В этот период начал делать и спортивные репортажи.
«Я увлекся спортивной съемкой в 1932-м. Снимал для стадиона «Динамо» и делал там сменные фотовыставки. Снимки помещал в газете «Вечерняя Москва», — вспоминал Родченко.
Практически все десятилетие он делал репортажи с физкультурных парадов и мероприятий по всем видам спорта (от фехтования до футбола).
Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935 год
Важно заметить, что культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии, он служил пропагандой коммунистического строя. С этой целью строили стадионы, спортзалы, делали агитплакаты, проводили парады и спартакиады. Ценилась хорошая физическая форма, на производствах выделялось время для гимнастики, а молодежь боролась за значок ГТО.
Александр Родченко. «Спортобщество «Динамо». 1935 г
Даже спортивные репортажи Родченко делать не протокольно. Обратите внимание, как он заснял спортивную колонну. На фото есть фирменный ракурс «сверху-вниз», дающий более раскрытую перспективу. Плюс фирменная диагональ, добавляющая динамики. Композиция смотрится органично, несмотря на банальную тематику.
В спортивных фото своя специфика. Акцент с ракурсов смещается на само действие в кадре, на динамику событий, эмоции. Поэтому спортивные кадры Родченко критиковали реже, но иногда все же разносили.
В 1934 году, а выставке появились три фото Родченко из серии «Прыжок в воду». Вверху висел снимок, на котором изображен сгруппировавшийся пловец, как бы улетающий в небо. Ниже — снимок спортсмена, летящего над водой по дуге. И самом низу — фото прыгающего в воду пловца, инструктора Астафьева.
За последний снимок Родченко раскритиковали, утверждая, что фотография убита «физиологической деталью». Потом выяснилось, что критиковавшему снимок автору не понравились волосатые ноги спортсмена.
Александр Родченко. «Прыжок в воду». 1932 (1934) год
Получилось уникально, Родченко удалось составить рассказ из фото, где каждый снимок стал частью целого.
Еще Родченко критиковали за снимок «Физкультурники» («Дорогу женщине»). Александр непопсово заснял две шеренги: его привлек момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.
Александр Родченко. «Физкультурники»
Фотограф Федор Кислов в рецензии написал, что Родченко показал то, чего не стоило: «Физкультурники стоят нестройно, расхлябанно. В таких снимках нужно уметь показать дух коллективной спайки, дисциплину».
В работах Родченко можно увидеть общую черту — кадр компонуется с геометрическим уклоном (да-да, влияние конструктивизма). Обратите внимание на следующую серию фото.
Александр Родченко. «Значок ГТО». 1936 год
Александр Родченко. «Ритмическая гимнастика». 1936 год
Постепенно складывается канон сюжетов для определенных моментов соревнования — прыжок вратаря, финиш гонки. Родченко тоже делал такие фото.
Вот спортсмен успешно преодолевает преграду.
Фирменный ракурс «снизу-вверх».
***
Любимой игрой Родченко был футбол, что отразилось в его творчестве. Его увлечение поддерживала жена Варвара Степанова, она даже проектировала контрастную форму (и не одну) для футболистов.
Любовь к футболу Родченко отразил в нескольких рисунках.
Александр Родченко. «Футбол». 1937 год. Бумага, акварель
Александр Родченко. «Футбол». 1940 год. Станковая графика
Путь в фотографию Родченко начинал с фотомонтажа — он первым в СССР начал иллюстрировать книги о оформлять обложки с помощью этого приема. Он делал фотомонтаж к поэме своего друга Владимира Маяковского «Про это».
Но самый яркий фотомонтаж в карьере Родченко связан с футболом. И называется «Политический футбол», выпущенный к первому в истории чемпионату мира в 1930 году.
Александр Родченко. «Политический футбол». 1930 год. Коллаж
Фотомонтаж показывает не красоту игры, а британских полицейских в футбольной форме, которые противостоят футболистом. За ситуацией якобы следят болельщики, а полицейский по центру напоминает рефери. Родченко изобразил футбол как битву пролетариата и буржуазии.
Богдан Баёв
автор Sports.ru
Мультимедиа Арт Музей, Москва | Выставки | Александр Родченко
Александр Михайлович Родченко (1891–1956) — один из величайших представителей актуального искусства прошлого столетия, родоначальник беспредметной живописи, главный инженер конструктивизма, пионер советской фотографии, уже при жизни ставший её классиком. Один из лучших русских фотографов-экспериментаторов середины 20-го века положивший основу многим направления в фотоискусстве. На сегодняшний день, Родченко — самый популярный русский фотограф, востребованный на Западе, чьи шедевры с успехом выставляются и закупаются крупнейшими мировыми музеями — MoMa (Нью-Йорк, США), Музей Людвига (Кёльн, Германия), Фотомузей Винтертура (Швейцария), Музей истории г. Вены (Австрия), Русский музей (Россия) и многие другие. Направление в фотоискусстве, созданное А. Роденко подарило русской фотографии многих известных фотографов 30-х, таких как: Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Марк Альперт.
Московский Дом фотографии в течение 10 лет ежегодно проводил выставки Родченко, по кусочкам открывая его архив, сканирование негативов заняло 4 года. В 2004-м году Дом фотографии вручил Родченко премию за вклад в культуру — при жизни он не получил ни одной награды. Премия была передана наследникам Родченко, удивительной семье, которая работает как научно-исследовательский институт, и благодаря которой мы вообще сегодня имеем представление о русской фотографии 20–40-х годов. Наследники решили, что истратят премию на выпуск монографии о Родченко, презентация которой состоится на открытии выставки.
Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма.
Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом. Именно в это время, в 1924 году, Александр Родченко, уже сложившийся и известный художник, поставивший в центр своей эстетики лозунг «Мы обязаны экспериментировать», вторгается в фотографию. Результатом этого вторжения оказываются не только созданные им шедевры, вошедшие в классику мировой и российской фотографии, но и изменение представлений о природе фотографии и роли фотографа.
В фотографию вносится проектное мышление. Она оказывается не только отражением действительности, но и становится способом визуальной презентации динамических мыслительных конструкций.Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии. Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства).
Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма. Кстати, во всей истории русской фотографии первой половины ХХ века Александр Родченко — единственный, кто благодаря своим печатным статьям и дневниковым записям, оставил уникальные свидетельства художественной рефлексии фотографа-мыслителя, осуществлявшего свое творчество сознательно.
Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…».
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, его внук Александр Лаврентьев и его семья — небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. А еще они посвятили эту жизнь сохранению наследия Александра Родченко и служению фотографии. Благодаря им работы Родченко заново узнал мир и его страна. Если бы не было этой семьи, возможно, не появился бы и первый фотографический музей в России — Московский Дом фотографии. В доме Родченко, вместе с семьей Родченко мы открывали и изучали историю русской фотографии, которую нельзя представить без Александра Родченко.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»
Русский авангард ХХ века — явление уникальное не только в российской, но и мировой культуре. Ослепительная энергия созидания, наработанная художниками этой великой эпохи до сих пор питает современную художественную культуру и каждого из нас, соприкасающегося с арт-продукцией эпохи русского модернизма. Александр Родченко, безусловно, был одним из главных генераторов творческих идей этого времени. Живопись, дизайн, театр, кино, полиграфия, фотография… — все области художественной культуры, в которые вторгался могучий талант этого очень красивого и очень сильного человека, претерпевали трансформацию, повсюду он открывал принципиально новые пути.
Начало 1920-х годов — «эпоха промежутка», пользуясь термином Виктора Шкловского, одного из лучших критиков и теоретиков того времени, момент, когда — пусть на короткое время, пусть иллюзорно — возник резонанс между художественным и социальным экспериментом.
Родченко внедрил в фотографию идеологию конструктивизма, разработал методический инструментарий ее реализации. Открытые им приемы стремительно тиражировались. Их использовали как его ученики и единомышленники, так и эстетические и политические оппоненты. Однако само по себе использование «метода Родченко», включавшего открытую им диагональную композицию, ракурсную съемку и др. приемы, не гарантировало автоматически художественного масштаба фотографии.
Практика Родченко-фотографа оказалась замешанной не только и не столько на формальных приемах, за которые его беспощадно критиковали уже с конца 1920-х годов, сколько на глубокой внутренней романтике, присущей ему еще в студенческие годы (достаточно вспомнить его удивительные письма-сказки, которые он писал Варваре Степановой в первые годы их знакомства). Это романтическое начало, заложенное в детстве, проведенном за кулисами театра, где работал его отец, трансформировалось в мощное утопическое мышление Родченко-конструктивиста, верившего в возможность позитивного преображения мира и человека. В 1920-е годы Родченко в каждой новой фотографической серии ставит новые задачи и создает манифесты о том, какой должна стать фотография и жизнь, преображенная конструктивистским художественным началом. В 1930-е, особенно в конце 1930-х, измученный критикой и травлей, он пытается анализировать и жизнь, и художественную практику, в том числе собственную, эволюция которой во многом определила сложившуюся позже эстетику социалистического реализма.Устав от непрерывных революционных преобразований, создавших реальность, далекую от идеалов, вдохновлявших ранний период его творчества, 12 февраля 1943 года он отмечает в дневнике: «Искусство — это служение народу, а народ ведут кто куда. А мне хочется вести народ к искусству, а не искусством вести куда-то. Рано родился я или поздно? Надо отделить искусство от политики…«2
Александру Родченко, преданному друзьями и учениками, пережившему гонения и лишенному возможности работать и зарабатывать на жизнь, участвовать в выставках, исключенному из Союза художников, тяжело болевшему в последние годы жизни, повезло. У него была семья: друг и соратник Варвара Степанова, дочь Варвара Родченко, ее муж Николай Лаврентьев, внук Александр Лаврентьев и его семья. Небольшой, но очень сплоченный клан, заряженный творческой энергией. Как и для Александра Родченко, творчество стало главным в их жизни. Работы Родченко заново узнал мир и его страна. С Александром Родченко мы открываем и изучаем историю русской фотографии, которую нельзя представить без его работ.
Ольга Свиблова, директор музея «Московский Дом фотографии»
1 Александр Родченко. Опыты будущего. М., 1996, с. 199-200.
2 Александр Родченко. — Там же, с. 282.
Александр Родченко — 1920-е-1930-е годы — Галерея Наиля Александра
История русского конструктивизма во многом обязана вкладу художника и теоретика Александра Родченко (1891-1956). Особенно плодовитый в 1920-х годах после русской революции, Родченко был глубоко убежден в объединении эстетики, политики и повседневной жизни. Он работал в СМИ — создавал рекламу с использованием смелого формалистического визуального языка, фотографии, отражающие новый философский подход художника к восприятию, и политически окрашенный театральный дизайн для самого радикального театрального режиссера Москвы Всеволода Мейерхольда.
Александр Родченко родился в 1891 году в Санкт-Петербурге. В 14 лет он с семьей переехал в Казань, где поступил в Казанское художественное училище. Здесь он познакомился с художницей Варварой Степановой, на которой женится и будет работать до конца жизни. В 1914 году супруги переехали в Москву, где Родченко поступил на графическое отделение Строгановского училища прикладного искусства. В следующие полвека эстетическая практика Родченко будет быстро развиваться; в то время как он считает одним из своих самых ранних источников вдохновения театральные рисунки в стиле модерн Мир Искусства , к 1915 году Родченко заработал место в московских футуристических кругах. В 1916 году экспонировал свои работы на выставке футуристов Магазин в Москве, организованной Владимиром Татлиным. В течение следующих нескольких лет на Родченко сильно повлияли супрематические произведения Казимира Малевича, который отказался от фигуративного представления в своих новаторских картинах плоских цветовых плоскостей, таких как Черный квадрат. В 1918 году Родченко создал вдохновленную Малевичем серию беспредметных картин, изображающих округлые формы на холсте, которые передавали ощущения динамизма, движения и полета. Его серия «Необъективные картины» также проложит путь к его будущему вкладу в область конструктивизма.
Дискуссии в ИНХУКе (Институте художественной культуры) в 1920 году, в которых участвовали Варвара Степанова, Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Любовь Попова, Владимир Штеренберг и другие, послужили катализатором серьезной приверженности Родченко конструктивизму. Художники и теоретики ИНХУК работали над тем, чтобы прийти к единому мнению об определяющих характеристиках конструктивизма и о том, как лучше всего применить их к искусству и культуре зарождающегося советского общества. Хотя произведения этого периода эстетически напоминают беспредметные картины Малевича, они социально обоснованы, и художники считали, что их работы вызовут у их зрителей большевистское мировоззрение. Осенью 1920 октября Родченко начал преподавать принципы конструктивизма на курсах «Конструирование» и «Графическое построение плоскости» во ВХУТЕМАСе (Высшие государственные художественно-технические мастерские) в Москве. Во время учебы в школе Родченко отвернулся от своей абстрактной беспредметной работы и начал изучать области коллажа и фотографии.
В 1923 году Родченко объединился с самыми экспериментальными теоретиками-конструктивистами, художниками и дизайнерами того периода, чтобы основать журнал Левый фронт искусств (ЛЕФ) . В статьях, произведениях искусства и стихах авторы исследовали способы, которыми искусство может выражать большевистские идеи через формалистические принципы и продвигать новую социалистическую культуру. Родченко оформлял обложки сначала с помощью фотомонтажа, а в последующие годы с помощью фотографии. Одним из самых успешных проектов Родченко, появившихся в ЛЕФ , стал фотоколлаж 1923 года, который он специально разработал для сопровождения текста стихотворения Владимира Маяковского «Про это» («Об этом»). Маяковский написал стихотворение своей музе и возлюбленной Лили Брик. Для проекта Родченко наклеил портрет Лили Брик, смотрящей прямо в камеру пронзительным взглядом, поверх голубого гуашевого заголовка. На других страницах снимки двух влюблённых сочетаются с часто неожиданными или шутливыми сопоставлениями: сопровождая строчку «и снова / стены горящей степи / звенеть и звенеть в ухе двухшагом», Родченко наклеил лицо Лили Брик на фоне образов вестернов. декаданс, такой как фокстротная пара, виски и сигары.
«Про Это» было одним из многих совместных проектов Маяковского и Родченко в графической работе, которые особенно плодотворно работали в области рекламы. В 1923 году государственное рекламное агентство «Моссельпром» наняло этот дуэт для создания плакатов, рекламирующих спонсируемые государством предметы домашнего обихода, такие как столовое масло и хлеб. В каждом из этих плакатов лозунг создал Маяковский, а коллаж — Родченко. Их сотрудничество распространилось даже на книгопечатание: примерно в 1924 году Родченко создал серию портретов Маяковского и включил их в коллаж для задней обложки книги Маяковского 9.0005 Разговор с мытарем о поэзии . В коллаже кажется, будто голова Маяковского превратилась в Землю, а вокруг него причудливо летают самолеты.
Созданные Родченко в 1924 году портреты Маяковского и других, таких как теоретик Осип Брик и Варвара Степанова, сыграли важную роль в его будущих экспериментах в области фотографии. Это были его самые первые однокадровые фотографии. С помощью фотографии Родченко адаптировал свое формальное художественное образование к сфере журналистики. В 1925, в течение года после своих первых портретов Родченко был нанят в качестве фотокорреспондента для самых известных фотожурналов и газет Советского Союза, среди которых « Огоньек», «Экран Рабочей Газеты » и « Тридста Дней ». В основном занимаясь фотографией, Родченко продолжал вводить новшества в области графического дизайна, в первую очередь благодаря таким произведениям искусства, как плакат 1924 года для фильма « Киноглаз » и плакат 1925 года для фильма « Броненосец Потемкин».
Событием, отмечающим 1925 год для Александра Родченко, стала его четырехмесячная поездка в Париж. Родченко вместе с Давидом Штеренбергом, Константином Мельниковым и другими участвовали в парижской выставке Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, в павильонах которой представлены работы зарубежных художников, а также архитектура, графический дизайн и реклама. Родченко представил модель рабочего клуба, состоящую из общего стола, книжного стенда, освещения и плакатов, которая продемонстрировала эффективное использование пространства, а также идеалы организации и производительности. Во время поездки в Париж Родченко также приобрел легкую 35-мм камеру Sept, которая позволяла ему делать фотографии с разных ракурсов и точек зрения, что имело решающее значение для определения его эстетической философии. Несмотря на эти успехи, Родченко выражал свой глубокий скептицизм в отношении парижской жизни и культуры в почти ежедневных письмах, которые он писал Варваре Степановой. Некоторые из этих писем были опубликованы в издании Новый левый фронт искусств (Новые ЛЕФ), , действовавший с 1927 по 1928 год, для которого часто писал Родченко.
Вернувшись из Парижа со своей легкой 35-мм камерой, Родченко начал серьезно экспериментировать с перспективами, углами и ролью камеры в переосмыслении восприятия. В своей фотосессии 1925 года «Дом на Мясницкой улице» Родченко сфотографировал свой жилой дом как с высоты птичьего полета, так и с высоты птичьего полета. Статья Родченко «Направление современной фотографии» за 19 августа.28 выпуск Новые ЛЕФ , объясняет философию своей эстетической практики. Он писал, что «для того, чтобы научить человека видеть со всех точек зрения, необходимо фотографировать обычные, хорошо известные предметы с совершенно неожиданных точек зрения и в неожиданных положениях, а также фотографировать новые предметы с различных точек зрения, создавая тем самым полное впечатление объект . . . Мы не видим то, на что смотрим. Мы не видим чудесных ракурсов — ракурсов и расположения объектов». (Родченко, Experiments for the Future, стр. 211-12.) Родченко полагал, что его необычная манера запечатления мира может также раскрыть понимание структур, управляющих реальностью, и стимулировать общественное сознание. Его фотографии на Мясницкой улице будут опубликованы в журнале «Советское кино » в следующем году.
Участие Родченко в выставке 1928 года Десять лет советской фотографии отражает его новаторский подход к области фотографии. Фотографии подавались на конкурсной основе, в категориях жюри были художественная фотография, документальная фотография и раздел науки и техники. Родченко прислал шесть фотографий, в том числе «Мать» и «Двор Вхутемаса, вид сверху» — но в категории фотожурналистики. Это решение отражало его «конструктивистскую позицию, которая отвергала художественную, пикториалистскую фотографию в пользу технологической, утилитарной среды» (Вольф, «Контекст ранней советской фотожурналистики», 8). тем не менее Родченко был удостоен премии за изобретение нового жанра «технической фотографии» — смеси документальной и художественной фотографии.
В том же году Альфред Х. Барр-младший, будущий директор-основатель Музея современного искусства, посетил Москву в рамках модернистского турне по Европе. Глубоко интересуясь русским конструктивизмом, Барр посетил Родченко и его жену Варвару Степанову. Осенью 1928 года в статье для издания Transition Барр писал о членах ЛЕФ, включая Родченко, «их дух рациональный, материалистический; их программа агрессивно утилитарна. Они презирают слово «эстетический» и избегают богемного значения слова «художественный». Теоретически для них романтический индивидуализм вызывает отвращение». Барр вернется в Соединенные Штаты с впечатляющим количеством работ Родченко и его жены, которые войдут в будущую постоянную коллекцию МоМА и помогут укрепить их наследие в истории международного модернизма.
После визита Барра Родченко еще больше утвердил свои позиции одного из лидеров авангардной фотографии, став директором фотоотдела группы «Октябрь». В его состав входили Б. Игнатович (впоследствии занявший пост директора), Б. Богдан, Л. Бать, А. Шишкин, А. Штеренберг, Е. Лангман, Г. Йосса, Л. Смирнов и др. Группа разделяла цель повышения качества фотожурналистики и поощрения экспериментов в фотографии. Родченко оставался директором до 19 лет.32 высылки; Партия полностью распустила организацию в течение следующих нескольких месяцев на фоне их усилий по ликвидации независимых художественных организаций.
В течение следующего десятилетия Родченко попал в немилость партийных чиновников — хотя он продолжал создавать фотографии и создавать графические материалы для различных изданий, в первую очередь «СССР на стройке» . Изданный на международном уровне и переведенный на английский, французский и немецкий языки, СССР в строительстве был разработан Родченко, Эль Лисицкий и Варвара Степанова. Родченко сотрудничал со своей женой во многих выпусках журнала, таких как 1935 выпуск о Казахстане и парашютном спорте, выпуск 1936 года о ввозе леса, выпуск 1938 года о канале Москва-Волга и выпуск 1940 года о Маяковском.
Во время непродолжительной эвакуации в 1941 году из-за Великой Отечественной войны Родченко и его семья благополучно вернулись в Москву в сентябре 1942 года. Он продолжал работать над графическим дизайном, фотографией и театральными декорациями до своей смерти в 1956 году.
Процитированные работы :
Лаврентьев Александр. Александр Родченко: Эксперименты на будущее: дневники, очерки, письма и другие сочинения. Нью-Йорк: Музей современного искусства, 2005.
Вольф, Эрика. «Контекст советской фотожурналистики, 1923-1932 гг.». Журнал Зиммерли, 2004 г., вып. 2. стр. 106-117
Барр-младший, Альфред Х. «ЛЕФ» и советское искусство». Переход, осень 1928 г., вып. 14, стр. 267-270
Александр Родченко. От фонда Still Art Foundation…
Опубликовано 12 декабря 2019 г. — Автор: Центр фотографии имени братьев Люмьер
24 января — 5 апреля 2020 года
Центр фотографии имени братьев Люмьер представляет выставку фотографий выдающихся Русский художник-авангардист Александр Родченко из собрания фонда Still Art Foundation, созданного Еленой и Михаилом Карисаловыми. В экспозицию войдут работы Родченко разных лет, начиная с первых фотоопытов XIX20-х до конца 1930-х гг. На выставке будут представлены портреты друзей Родченко — художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинематографистов, сотрудников журналов «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», в том числе знакомый портрет Лили Брик, использованный в рекламном плакате Ленинградского отдела Госиздата ( Госиздат), несколько фотографий Владимира Маяковского с первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой улице (1924 г. ) и знаменитая фотография Осипа Брика, где одна из линз в его очках заменена на логотип LEFlogo. семейные портреты: матери Родченко, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные Балконы (1925), «Пожарная лестница» (1925), «Лестница» (1929), а также «Пионер с трубой» (1930) и «Пионерка» (1930).
Пионер с трубой 1930 © Александр Родченко
Куратором выставки станет внук Родченко Александр Лаврентьев. является ведущим специалистом своей работы. На выставке будут представлены 58 серебряно-желатиновых оттисков из двух альбомов музейной портфельной серии, изданных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Фотографии, вошедшие в портфолио и представленные на выставку фондом Still Art Foundation, были напечатаны Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с его оригинальных негативов.
Портрет матери художника 1924 © Александр Родченко
Александр Михайлович Родченко (1891-1956), один из лидеров русской авангардист, новатор в области живописи, скульптуры и книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал заниматься фотографией в 1924 году. Его экспериментальный подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определили развитие фотографии на десятилетия вперед. Использование таких приемов, как съемка с необычного ракурса (крайние точки обзора сверху или снизу), что сразу стало называться родченковским; диагональное построение композиций, определяющее динамику и ритм фотографии; детальные и крупные планы; использование двойной экспозиции и тонкая работа с черно-белыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить привычную вещь в, казалось бы, невиданную ранее конструкцию, изменить привычный взгляд человека на мир, расширить возможности видеть вещи.
Fire Escape 1925 © Alexander Rodchenko
The Poet Vladimir Mayakovsky 1924 © Alexander Rodchenko
Girl with leica 1934 © Alexander Rodchenko
The critic Osip Brik 1924 © Alexander Rodchenko
The Poet Владимир Маяковский 1924 © Александр Родченко
Все о выставке
Будьте в курсе с приемом заявок, сроками и другими новостями о выставках, галереях, публикациях и специальных мероприятиях.
Избранные книги
Люди Кони-Айленда: 50 лет, 1970-2020
Харви Штейн
Издатель: Шиффер
2022 | 208 страниц
Кони-Айленд — всемирно известная американская икона, сказочная страна прошлого с развивающимся настоящим и неуемным оптимизмом в отношении будущего. Это демократичное развлечение, в котором собираются люди из всех слоев общества и мест.
Такого нет больше нигде, и в этом его привлекательность. Вот 170 вызывающих воспоминания черно-белых снимков, сделанных выдающимся фотографом Харви Стайном в 1970 до 2020 года одновременно оглядываются назад во времени, давая современный взгляд на людей и деятельность этой «Ривьеры бедняков». Изображения передают чудо и близость Кони-Айленда. Не было опубликовано ни одной фотокниги, в которой задокументирован 50-летний период известного места, снятого одним фотографом. Пребывание на Кони-Айленде похоже на переход в другое общество, а не просто на дневное развлечение.
Все о Харви Стайне
Глория Бейкер Файнштейн: Надеюсь, вы найдете то, что ищете
Глория Бейкер Файнштейн
Издатель: Yellow Bird Press
2022 | 96 страниц
«Надеюсь, вы найдете то, что ищете» 96 страниц, в том числе 55 ч/б дуотонов в твердом переплете Очерки Дугласа Бизли, Джулиана Андерсона и Глории Бейкер Файнштейн Стихи Ким Стаффорд, бывшего поэта-лауреата штата Орегон напечатано в Verona Libri в Вероне, Италия опубликовано Yellow Bird Press
Гарри Грюйарт: Между мирами
Гарри Груярт
Издатель : Thames & Hudson
2023 | 144 страницы
В этой книге удостоенного наград фотографа Magnum Гарри Грюярта собраны его самые кинематографические изображения на сегодняшний день.
Мастер насыщенной цветом атмосферы, Гарри Грюярт более сорока лет бродил по миру в поисках идеального света. Его интуитивное и физическое отношение к местам погружает зрителя в мир, который заимствован из кинематографической вселенной и вселенной художника. «Хорошая фотография — это фотография, которая многое говорит о месте и моменте, когда она была сделана», — говорит Грюйарт. Пространство — его сложность, то, как мы его воспринимаем, его пластичность — является основным компонентом изображений Грюйарта, как будто двойственность между цветом и пространством растворяется, чтобы создать произведение, в котором единственное, что имеет значение, — это удовольствие от восприятия. погружение.
Гарри Грюйарт: «Между мирами» растворяет границы между внешним и внутренним пространством, закрытым миром и миром, который открыт для других. В магазинах, кафе, платформах метро и гостиничных номерах в Европе, на Ближнем Востоке, в Соединенных Штатах и Африке с 1970-х годов до наших дней Грюйарт использует самую суть визуального письма: светящуюся алхимию, приостановленную во времени. Коллекция из семидесяти пяти изображений, которые соединяют одну область с другой, эта книга показывает, что помимо того, что он замечательный колорист, изображения Груйарта также отражают видение мира фотографом.
Все о Гарри Грюйарте
Всемирная история женщин-фотографов
Люс Лебар, Мари Робер
Издатель: Thames & Hudson
2022 | 504 страницы
Великолепно иллюстрированная история, рассказывающая о работах трехсот женщин-фотографов со всего мира, от изобретения медиа до наших дней.
С момента изобретения камеры женщины-фотографы были ключевыми новаторами в этой области и членами всех основных движений фотографии. Это художники, которые никогда не переставали документировать, задавать вопросы и преобразовывать мир, разрушая социальные границы, бросая вызов гендерным ролям и выражая свое воображение и сексуальность.
Чтобы отразить разнообразие этого глобального массива работ, авторы Люс Лебар и Мари Робер пригласили 160 женщин-писателей со всего мира внести свой вклад в этот смелый и прекрасно иллюстрированный манифест.
Книга «Всемирная история женщин-фотографов», охватывающая период с 1850 года по сегодняшний день и включающая изображения Хелен Левитт, Кэрри Мэй Уимс, Ханны Хёх, Сары Мун, Евы Арнольд и Ширин Нешат, среди многих других, является бесценным справочным пособием.
Тебе нравится печенье? 🍪 Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте, показывать вам персонализированный контент и анализировать трафик нашего веб-сайта. Узнать больше
Александр Родченко: русский конструктивист | Пример бесплатного эссе
Содержание
Введение
Предшественник конструктивизма и его взгляды
Знакомство с Александром Родченко как фотографом
9017
Рассмотрение Родченко об искусстве
РОДЧЕНко изобретение: LEICA
Работы Родченко
FOUTNOTES
5- . Может показаться, что фотография сочетает в себе черты всех вышеперечисленных направлений в искусстве и интегрирует их все, создавая изображения разных объектов. Многие художники перешли от разных видов искусства к фотографии. Фотография сочетает в себе видение эстетики живописца, возможность построения картины архитектора и возможность отсекать ненужные углы и элементы скульптора. Одним из представителей такого направления в искусстве, а именно фотографии, был Александр Родченко. Он не мог посвятить свою жизнь ни живописи, ни другим видам искусства, кроме фотографии, в силу некоторых особенностей этих искусств, которые его не удовлетворяли. Решив стать фотографом, Александр Родченко попытался создать какие-то новые правила фотографии, которые могли бы служить людям и при этом оставаться искусством. Одним из основных направлений статьи является Александр Родченко и его фотографии, которые являются составной частью конструктивистской идеи в движении фотографии, зародившемся в 19 веке.20 с; являясь одним из основоположников конструктивизма, Родченко был одним из величайших фотографов своего времени, использовавшим причудливые ракурсы и неожиданные цветовые решения при создании шедевров, свои фотографии с целью разрушить традиционное понимание искусства и заставить людей воспринимать его шире. и более инновационный.
Мы напишем
эссе на заказ
специально для вас
всего за $16,05 $11/страница308 сертифицированных авторов онлайн
Подробнее
Предшественник конструктивизма и его взглядов
Натурализм и пикториализм — два течения в фотографии, предшествовавшие конструктивизму. Натурализм с его естественным направлением повлиял на живописность, развивавшуюся с 1888 по 1912 год, и в это время натуралистическое направление исчезло. Основной идеей натурализма было изображение предметов, не подкрепленных никакими технологиями. Появление пикториализма стало своеобразным переломом в понимании фотографии. Пикториализм был сосредоточен на цветах платины, бихромата камеди или фотогравюры в сочетании с черным и белым. Одним из главных акцентов этого направления стала документальная фотография. Тем не менее, пейзажи также были популярны. 1 Пикториализм открыл двери конструктивизму и его пониманию фотографии.
Великие мыслители конструктивистского движения боролись против декоративного и традиционного искусства с мотивом создания новых утилитарных и практических форм. Их согласие было поставлено на анализ произведения объективно; движение было посвящено новаторским идеям внешней эстетики формы с упором на функциональные и структурные аспекты. Конструктивисты сделали акцент на использовании материалов, показав, как манипулировать ими для создания желаемых форм. Родченко был женат на Варваре Стефановой, и они вместе опубликовали предложение или Манифест о продуктивизме под названием «Программа Первой рабочей группы конструктивистов». 2 В манифесте есть одно примечательное заявление, в котором говорилось об уничтожении искусства и пожелания долгого существования технологии. Они вместе приняли технологию и боролись против общественной полезности искусства и, следовательно, утверждали, что искусство должно служить принципу. Они предлагали, чтобы искусство будущего было конструкционистским. Главную мысль манифеста можно сформулировать в следующих строках: «Долой искусство, если оно есть выход из бессмысленной жизни! Не для искусства, которое воспроизводит внешний мир, украшая его декоративной мантией, а для конструктивного искусства, отражающего наш образ жизни». 3
Кроме того, манифест был направлен на то, чтобы представить читателю важную для конструктивистов информацию, которую они хотели донести до аудитории. Авторы сосредоточили свое внимание в основном на идеологических аспектах, а не на методах, которые могут помочь достичь основной идеи конструктивизма. Манифест призывал к экспериментам в искусстве с главной целью – найти себя. 4
Знакомство с Александром Родченко как фотографом
Российский строитель, Александр Родченко был художником, художником, скульптором, фотографом, дизайнером, графиком. Он был одним из основоположников русского конструктивизма. Он родился в Санкт-Петербурге 5 декабря 1891 года. Родченко был известен своей многогранностью, и поэтому он был признан одним из самых разносторонних художников-конструкторов и продуктивнистов после русской революции. В основном он занимался живописью и графическим дизайном, а затем переключился на фотографию и фотомонтаж. Фотография Родченко была противоположна художественной или изобразительной живописи; он приветствовал социальное общество и официально был изобретательным и оригинальным. Большая тяга к аналитическим документальным фотосериям подтолкнула и увлекла его к созданию снимков, свободных от привычных ракурсов и обыденности. 5 Необычные ракурсы и расположение тени на фотографиях Александра Родченко сделали его популярным во всем мире.
Александр Родченко был первым, кто осмелился возвысить фотографию до уровня искусства. Будучи довольно ограниченным в помощи, без технологических новшеств и научных знаний, доступных пока, фотограф сумел изобрести что-то новое и прославился даже больше, чем те, кто имеет такие возможности в наши дни. Фотоаппарат и воображение — все, что было у Александра Родченко. Тем не менее, его новаторское видение искусства, его яркое и в то же время странное восприятие действительности позволили нам насладиться работой, сделанной много лет назад.
Александр Родченко работал дизайнером, создавая одежду, мебель, различные графические изделия, такие как обложки книг, подписи к фильмам и постеры для различных медиа компаний. Дальнейшие работы Александра Родченко состояли из экспериментов с фотографией и съёмки разных радикальных ракурсов, исключая порядковые и типовые композиции. Русский конструктивист окончил Казанское художественное училище в 1911 году. Получив образование в области живописи, он продолжил в ней свое призвание. Родченко находился под сильным влиянием творческих мыслителей; поэтому он и сегодня признан одним из основоположников конструктивизма. Он отказался от рисования из-за субъективности; он также был против живописной эстетики. 6 Эстетика для Родченко – это нечто иное, что нельзя было создать специально и с помощью бумаги и карандаша. Марголин как-то сказал, что Родченко «привнес в фотомонтаж элемент реализма фактичности». 7 То же самое касалось фотографии. Казалось, фотографии Александра Родченко снова и снова оживали при взгляде на них.
Получите
100% оригинал статьи
на любую тему
всего за
3 часаПодробнее
Рассмотрение Родченко искусства
Родченко сделал карьеру в фотографии в 1921 году. Его ранние работы были больше посвящены живописи, и они отличались от фотографии. Фотография была более техническим и механическим процессом создания изображений. Это включало множество процессов; фотографии были проявлены, экспонированы и, следовательно, подвергнуты некоторым химическим процессам. Родченко освоил акт фотографии с привычной для него формой запечатления предметов. Его цитируют: «Нужно сделать несколько разных снимков предмета, с разных точек зрения и в разных ситуациях, как если бы вы рассматривали его кругом, а не смотрели в одну и ту же замочную скважину снова и снова». 8 Александр Родченко считал, что примитивные или традиционные формы фотографии удерживают зрителя далеко от понимания их сюжетов. Для конкретности можно подчеркнуть, что «Родченко выступал за расширение того, как фотография определяет реальность». 9 Родченко также верил в модернизм, дизайн и архитектуру. Его более ранние фотографии были основаны на конструктивистском движении, пока в 1930-х годах он не начал создавать для Красной армии проекты, которые несли социалистический или реалистический посыл.
Было несколько причин, по которым Родченко решил перейти от живописи к фотографии. Одной из основных причин перехода к фотографии стало соображение художника о «смерти живописи». 10 Представленный в 1921 году триптих был одним из знаков решения художника (рис. 6). Это произведение искусства «Чистый красный цвет, чистый желтый цвет и чистый синий цвет» 11 посвящено конкретному событию в истории советского искусства. Картина весьма символична для Александра Родченко, так как о триптихе он как-то сказал: «Я довел картину до логического завершения и выставил три полотна: красное, синее и желтое. Я утверждал: все кончено». 12 Создается впечатление, что триптих как бы попрощался с живописью вообще. Новая эпоха открыла свои двери на пути к искусству, фотографии и монтажу в направлении конструктивизма, с его особенностями и спецификой, где немалую роль сыграл Александр Родченко.
Изобретение Родченко: Leica
Лестница — одна из фотографий, созданных Родченко, которая показывает сферу его интересов (рис. 1). Линейная сетка, созданная тенью, как показано на этом снимке, является одной из особенностей его фотографии. Можно подчеркнуть, что конструктивистская линейная структура была тем элементом, который ему нравился, и через него он хотел что-то выразить. Частями этой конструктивистской линейной структуры считаются различные здания, воздушные провода или взгляды и отбрасываемые ими тени. Картина Лестницы не простые и не четкие; камера манипулирует композицией, и камера даже контролирует объект. Фотограф умело использовал противопоставление черного и белого, подкрепляя его словами о том, что «чтобы воспитать в человеке новую тоску, привычные бытовые предметы надо показывать ему с совершенно неожиданных ракурсов и в неожиданных ситуациях; новые предметы следует изображать с разных сторон, чтобы дать полное впечатление о предмете». 13
В 1925 году оригинальная Leica была представлена миру на Лейпцигской ярмарке 1925 года. Родченко очень стремился к модернизации и технологиям, поэтому он адаптировал использование Leica. Leica as была лучшей камерой, существовавшей в то время. Она внесла изменения в ход фотографии, поскольку никакая другая камера формально не сделала того же, что могла бы. Россия могла увидеть Leica в мае 1927 года на презентации Советского Фото. 14 Leica была популярна и помогла создать ряд захватывающих снимков (рис. 2).
Камера Leica сделала шаг на большой сцене популярности, и ее успех был связан с тем фактом, что русский художник, ставший фотографом, Александр Родченко начал использовать камеру. Он хотел рассказать о новой революционной камере и ее эффективности. Он хотел, чтобы люди четко отметили формат новой камеры. Его официальные фотографии не были отождествлены с типом используемой камеры, но в случае с Leica он хотел доказать свою точку зрения. Есть фотография, которая идентифицирует Родченко и его инновацию — камеру Leica (рис. 3).
Рассматривая имя Родченко в советское время, мы склонны видеть, что его описывали как самого известного советского фотографа, пользовавшегося Leica. Leica оказала большое влияние на его карьеру фотографа и художника. Несомненно, он был самым известным фотографом, когда дело дошло до использования Leica с его фотомонтажами, документальными фотографиями, портретами и многими другими работами. В 1920-е годы он сделал серию фотографий уличных торговцев, в том числе одну замечательную уличную фотографию торговцев на одной из улиц Москвы. Многие писатели склонны признавать эту картину тем, что объектив Родченко захватывает город, оживленную и искрящуюся уличную торговлю, суету и движение. При съемке фотографий Родченко его больше привлекали выражения и жесты испытуемых. Он хотел бы, чтобы его испытуемые принимали какую-то позу, не обычную фотографической. Этот поступок отличал его от многих фотографов и, бесспорно, сделал лучшим в своем роде. 15
В работах Родченко всегда были какие-то необычные фотографические аспекты. Его объекты всегда были запечатлены со странных ракурсов и высот. Его техника не соответствовала развивающимся концепциям соцреализма, и, следовательно, его критиковали за отказ от идеологического содержания его фотографий. Однако он был лучшим, первым новатором в советской фотографии, он много сделал для популяризации 35-мм фотографии. Родченко — один из советских фотографов, которым удалось попасть в американские печатные коллекции. Работы этого великого фотографа выставлялись в Музее современного искусства, а также в Библиотеке Конгресса. 16 Нетрудно понять, что по виду сделанных Родченко фотографий его работы предназначались для изданий, рекламы, журналов, афиш, обложек книг.
Мы напишем заказные
сочинения
специально для вас
!Получите свою первую бумагу с
СКИДКА 15%Подробнее
Работы Родченко
Уоррен однажды сказал, что «прямая фотография Родченко стремилась запечатлеть объективную реальность, состоящую из повседневных предметов». 17 Учитывая его работы, с этим невозможно не согласиться. Природа создает фотографии, а фотограф просто рисует их, запечатлевая в памяти людей. Значимость работ Александра Родченко невероятна, поскольку они поражают своим творчеством и новаторством. Стиль, который использует фотограф, странен и абсолютно отличается от того, что люди привыкли считать.
Однако для полного и лучшего понимания стиля, предназначения и тематики фотографии Родченко будет приведен всеобъемлющий пример русского конструктивизма в отношении работ Родченко. Первое, что следует сделать, — это рассмотреть сообщение, которое великий конструктивист Александр Родченко хотел донести до аудитории. Творчество русского художника в основном ориентировалось на более ранние работы Родченко по отношению к недекоративным. За основу анализа можно взять некоторые различимые характеристики творчества Родченко. Берутся и используются многие приемы и манера фотографирования Родченко, а именно использование неоновых огней в качестве указателя при оформлении плаката на входе. Сочетание темных и белых цветов было одной из заметных особенностей фотографии Родченко.
Здесь необходимо обсудить некоторые фотографии, сделанные Александром Родченко. Его работы замечательны. Они были и остаются настолько известными, что даже если кто-то не знаком с ним, он должен был видеть хотя бы одну его работу. Он написал много книг, одна была посвящена фотомонтажу советского авангарда. Многие фотографы того времени находились под влиянием его работ. Работы Родченко первого десятилетия включены во многие фотомонтажи по всему миру. Хейворд узнала великоросса и по тому, что в своем фотомонтаже использовала его фотографии. Во всем мире многие люди склонны использовать его работы для обложек книг, плакатов и иллюстраций к книгам. В связи с этим один шотландский художник скопировал его работу для обложки своего дебютного альбома. Знакомство произведений Александра Родченко заключалось в том, что его произведения были широко известны своим напряженным уровнем ракурсов. Удивительно то, как фотограф снимал свои объекты, странно или крест-накрест, выше или ниже своих объектов, а также захват своих объектов под странными углами (рис. 4). В наши дни такой вид съемки со странных ракурсов все-таки называют ракурсами Родченко. 18
Вышла серия работ великого фотографа, посвященная Лили Брик (рис. 7). Она была его моделью, когда он работал в Правлении госиздатов Ленинградского отделения. Лили Брик была любовницей Родченко до того, как он женился на Ваваре Степановой, своей подруге. Этот инцидент вызвал большую тревогу, и поэтому автор Владимир Маякойский написал книгу, в которой поэтически описывает разлуку Родченко с Лили Брик. 19 В картине Лили Брик отражена основная идея авторского осмысления искусства, ставшая возможной после монтажа черно-белая фотография на розовом фоне.
Говоря о фотомонтажах Родченко, нельзя не упомянуть авторскую уникальность. Несмотря на то, что его проекты сейчас выглядят устаревшими, они по-прежнему имеют большое значение, когда речь идет о фотомонтаже. Известный журнал «Левый художник» (ЛЕФ), ныне именуемый «Нови ЛЕФ», использовал обложки известных произведений Родченко под редакцией его коллеги Осипа Брика. Можно увидеть 29 величайших работ фотографа, являющихся образцами его моросящих монтажей (рис. 5). 20
Характеризуя стиль Родченко в фотографии, следует отметить один снимок, который следует подчеркнуть, когда речь идет о работах, сфотографированных сзади, и фотографиях, изображающих компоненты косого ракурса. На фото Девушка изображена женщина, сфотографированная сзади под косым углом.
Еще одна фотография заслуживает нашего внимания и выделяется среди работ фотографа (рис. 4). Он использует пространство на этой фотографии, тем самым показывая свое хорошее знание переполнения своих фотографий, когда он фотографирует небо как «важный элемент, и Родченко, кажется, наполняет свои фотографии космической энергией». 21 Работы Родченко завораживают и полны энергии. Большинство из них представляют собой изображения его прежней и существующей жизни. Сила и актуальность его фотографий не покидают и сегодня, и многие его работы собраны в различных музеях мира.
Возвращаясь к первым работам художников, важно отметить, что Александр Родченко начинал свою карьеру фотографа с портретов. На рис. 8 изображено несколько работ, относящихся к раннему периоду творчества фотографа. Эти портреты сняты с людей родченковского круга, «поэтов-авангардистов, писателей, критиков и других литераторов». 22 Тем не менее, даже глядя на эти первые работы, можно уловить новаторское и впечатляющее видение фотографа, его иное отношение к фотографии в целом. Даже создавая портреты, где кажется довольно сложным быть новаторским, Родченко старался представить в них свою индивидуальность, подчеркивая личные приемы фотосъемки.
Нужен
100% оригинальная бумага
написана с нуля
профессионалом
специально для вас?308 сертифицированных авторов онлайн
Подробнее
Можно констатировать, что Александр Родченко был борцом «за новую культуру» 23 и «передавал силу этого усилия в своем мощном портрете, в котором обнаруживается качество независимости». 24 Учитывая фотографии, сделанные с необычных ракурсов и следуя впечатляющим и завораживающим линиям тени, основная идея фотографии становится более понятной. В частности, можно подумать, что странные ракурсы и глубокая тень на фото могут просто испортить фокус снимка и сместить на задний план центральный фокус фотографии. Еще бы, методика, называемая углом Родченко, 25 выделяет только сфотографированные объекты.
Работы Родченко были направлены на разные идеи и видения, было великое множество разных фокусов, на которых фотограф останавливал свое внимание. Тем не менее, одной из главных тем его произведений, и он лично об этом говорил, был политический и социальный посыл, который он хотел донести до аудитории. Тем не менее, политический и социальный посыл заключался «не только в том, чтобы убежать от мрачной рутины повседневной жизни» 26 , но и в борьбе с традиционным миропониманием и его разрушении. Главной целью конструктивистов, и Александра Родченко в их числе, было понимание мира через иную форму, через абсолютно новую форму.
В заключение можно сказать, что между живописью Александра Родченко и его работами в области дизайна и фотографии существует широкий мост. Отказавшись от живописи в то время, когда считал ее умирающей, он перешел к конструктивизму, став одним из его основоположников. Александр Родченко с женой Варварой Стефановой написали манифест под названием «Программа Первой рабочей группы конструктивистов». Кроме того, вклад фотографа в эту область удивителен. Его фотографии в основном являются результатом созданных им выразительных работ. Это из-за его экспериментов в работе с углами и попыток определить свой предмет или изобразить его с личной точки зрения непредсказуемой ситуации или положения. Представляя черно-белые работы, автор хотел подчеркнуть саму картину и сделать это не цветом, а ракурсом. Лежание теней на фотографиях фотографа завораживает. Он был одним из первых, кому удалось добиться выразительности за счет неожиданного оттенка и необычного ракурса. Будучи частью конструктивистского движения, Родченко хотел разрушить традиционное восприятие и понимание искусства и создать новое, совершенно иное видение всего мира, без скучного традиционного изложения.
Рисунок 1. ЛестницаРисунок 2. Девушка с LeicaРисунок 3. Александр РодченкоРисунок 4. Здание МоссельпромаРисунок 5. Стена из 29 фотомонтажных конструкций Александра РодченкоРисунок 6. Чистый красный цвет, Чистый желтый цвет, Чистый синий цветРисунок 7. Лили БрикРисунок 8.Библиография
Линн Уоррен, Энциклопедия фотографии 20-го века (Нью-Йорк: CRC Press, 2006), 708.
Чарльз Харрисон и Пол Вуд, Искусство в теории, 1900-2000: антология меняющихся идей (Нью-Йорк: Wiley-Blackwell, 2003), 341.
Питер Ноевер и другие, ред. Будущее — наша единственная цель , (Нью-Йорк: Престель, 1991), 30. , 2003), 342.
Герберт Спенсер и Рик Пойнор, Пионеры современной типографики (Cambridge: MIT Press, 2004), 135.
Виктор Марголин, Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохой-Надь, 1917–1946 (Чикаго: University of Chicago Press, 1998), 11.
Виктор Марголин, Борьба за утопию: Родченко, Лисицкий, Мохой-Надь, 1917–1946 (Чикаго: University of Chicago Press, 1998), 214.
Дэвид Эллиот и Александр Лаврентьев, Родченко, Александр: Работы на бумаге 1914-1920 (Нью-Йорк: Southeby’s, 1995), 105-106.
Селим Омарович Хан-Магомедов и Вьери Киличи, Родченко: полное собрание сочинений (Кембридж: MIT Press, 1987), 294.
Арифа Акбар, «На пустом месте: русский конструктивист поздно дебютирует в Тейт», The Independent, 2009.
Там же.
Там же.
Серж Лемуан, Александр Родченко: Фотография (Париж: Centre National De La Photographie, 1987), 65.
Оскар Фрике, «Коммуна Дзержинского: рождение советской индустрии 35-мм фотоаппаратов». История фотографии 3, вып. 2 (1979): 135-155.
Оскар Фрике, «Коммуна Дзержинского: рождение советской индустрии 35-мм фотоаппаратов». История фотографии 3, вып. 2 (1979): 136–140.
Оскар Фрике, «Коммуна Дзержинского: рождение советской индустрии 35-мм фотоаппаратов». История фотографии 3, вып. 2 (1979): 137.
Линн Уоррен, Энциклопедия фотографии 20-го века (Нью-Йорк: CRC Press, 2006), 7.
Ричард Мосс, «Революция Родченко в фотографии в галерее Хейворд», Культура 24 , 2008. Интернет.
Там же.
Там же.
Ричард Мосс, «Революция Родченко в фотографии в галерее Хейворд», Culture 24, 2008.
Родченко фотографии: Страница не найдена