Сол Лейтер — художник и пионер цветной фотографии
Сол Лейтер (Saul Leiter) — художник и пионер цветной фотографии. Его снимки — это фото абстракции, которые отражают любовь фотографа к живописи, просроченной плёнке, блуру и «самобытной» композиции. Из-за удивительной скромности и боязни славы Сол показал свои цветные снимки лишь в возрасте 77 лет, когда испытал финансовые трудности.
Сол Лейтер: биография
Автор портрета: Alan PorterИз Питсбурга в Нью-Йорк
Сол родился в 1923 году в семье ортодоксальных евреев. Его отец был раввином и желал, чтобы сыновья следовали по его стопам. Вместе с братьями Сол с 12 лет изучал теологию и в итоге поступил в духовную школу.
Примерно в это же время он увлёкся живописью. Конфликт с отцом начался после покупки первых тюбиков краски. Живописью, на его взгляд, занимались только неудачники с сомнительным образом жизни. В 23 года, после очередной ссоры с отцом, Сол собрал чемодан и сбежал из дома в Нью-Йорк. Всю оставшуюся жизнь братья считали фотографа «чудиком», а отец так и не смог простить сына.
Из живописца в фотографы
В Нью-Йорке Сол Лейтер знакомится с художником-абстракционистом Ричардом Пузетт-Дартом (Richard Pousette-Dart) и фотографом Юджином Смитом (Eugene Smith). Именно они «заразили» его фотографическим искусством и сильно повлияли на стиль: Юджин подарил будущему фотографу 33 мм камеру Contax, а Ричард увлёк Сола в мир абстрактного экспрессионизма.
Шёл 1949 год. Как и все в то время, Сол фотографировал на чёрно-белую плёнку, но его стиль резко контрастировал с остальными фотографами. Он снимал с непривычных ракурсов, фотографировал сквозь запотевшие стёкла, любил игру теней, отражений и силуэтов. Туман, дождь и снегопад были его лучшими помощниками, которые превращали фотографию в абстрактное изображение.
«В фотографии мне нравится двусмысленность. Когда зритель не уверен, что именно он видит… Я ценю именно этот момент замешательства».
В 1953 году некоторые снимки Сола попали на выставку «Always the Young Stranger» (рус. Вечно молодой незнакомец) в Нью-Йоркском музее современного искусства. На его работы обратили внимание журналы Esquire, Vogue и Harper’s Bazaar. Чтобы заработать на жизнь, Сол согласился фотографировать для этих изданий. Без особых успехов так он проработал следующие 20 лет. Несмотря на известность журналов самого фотографа мало кто знал.
От чёрно-белой к цветной фотографии
В 1950-ых цветной плёнкой не пользовались по двум причинам. Во-первых, она была дорогой. Во-вторых, цветные фотографии ассоциировались с рекламными яркими изображениями, поэтому использовать цветную плёнку считалось моветоном.
Rain, 1950-1960 Newspaper Kiosk, 1955 Snow, 1960 Don’t walk, 1952Сол чувствовал, что цветом можно сказать больше. Поэтому купил просроченную плёнку и пошёл фотографировать улицы Нью-Йорка. Фотографировал он, правда, только для себя. Цветные снимки Лейтер почти не распечатывал. Лишь изредка показывал друзьям через проектор.
Дефекты на снимках из-за испорченной плёнки делали работы Сола еще более абстрактными. Более того, фотограф наносил мазки краски на плёнку и дополнительно раскрашивал некоторые распечатанные снимки, чтобы они были чем-то средним между фотографией и живописью.
От фэшн фотографии к уличной
Уличная фотография зародилась в 1950-ых годах и сразу стала прибыльной сферой для фотографов. Большие суммы и популярность получали эмоциональные снимки о нищете, убогости и депрессии послевоенного времени. Неудивительно, что большинство фотографов стремились запечатлеть Нью-Йорк именно таким.
Harlem, 1960 Man in Straw Hat, 1955«Некоторые фотографы думают, что, снимая человеческие страдания, они решают серьезные проблемы. Я не думаю, что нищета глубже, чем счастье».
Сол никогда не мечтал о популярности и больших деньгах. Поэтому в противовес остальным, он искал красоту в повседневной жизни и приятных для глаз цветах. Фотографа не интересовал сюжет. Его работы поэтичны: неясные фигуры, преломленный свет и легкая, завораживающая недосказанность. Свои снимки продать Лейтер даже не пытался. Они были только для него и друзей. На жизнь он продолжал зарабатывать съёмками для журналов.
«Работа в модных журналах для меня была исключительно источником заработков. Надо было платить аренду, электричество, как-то жить. Но иногда идеи, которые рождались во время фэшн-съемки, впоследствии пригодились для моих любительских занятий фотографией» — говорил Сол.
Limousine, 1958От неизвестности к славе
В 1993 году галерист Говард Гринберг (Howard Greenberg) первый раз заметил в музее несколько чёрно-белый работ Лейтера. Через 5 лет они случайно пересеклись на одном из мероприятий. Говард спросил Сола нет ли у него каких-нибудь ещё работ. Вскоре Гринберг получил несколько ящиков с непроявленной плёнкой. Позже Говард вспоминал: «Чтобы отнести плёнки на проявку, я буквально сдувал с них слои пыли. Оказалось, что их никто не трогал почти 50 лет!»
Вскрытые ящики и неохотное «да» Сола на публикацию снимков повлекли за собой международные выставки, 3 книги о фотографе, биографический фильм и новое поколение фанатов. На пике славы 75-летний Сол по привычке жил скромно. Своей главной амбицией он называл оплаченные счета, а единственным желанием — чтобы во время готовки любимой пасты всегда находился в шкафчике подходящий соус. Умер фотограф в 2013 году в возрасте 89 лет.
Taxi, 19575 правил Сола Лайтера
Когда фотография «заставляет» посмотреть на себя дважды — это яркий признак хорошего снимка. Что касается работ Сола, то вы посмотрите на них трижды. Его работы — это загадочные истории, в которые хочется погрузиться и узнать больше.
1. Фотографировать сквозь
Снимая сквозь окно, листья деревьев, дырку в заборе или даже сквозь толпу, при этом фокусируясь на одном предмете, мы будто украдкой следим за жизнью города или отдельного объекта. Это любимый «трюк» Лейтера, который разжигает интерес и любопытство у смотрящего на фотографию.
2. Играть с фокусом
Сол часто фотографировал вне фокуса главные объекты на фотографии, а второстепенные вещи наоборот снимал в фокусе. Такие фотографии кажутся неправильными, но при этом на них невозможно посмотреть лишь мельком. Они будто магнитят взгляд и заставляют порассматривать себя подольше.
3 Использовать разные объективы
Сол любил использовать неподходящие для съёмки объективы для того, чтобы бросать себе вызов и в итоге получать неожиданные и интересные снимки. Такой метод он «подглядел» у Пикасо. Художник однажды признался, что если хочет использовать какой-то цвет и не находит его под рукой, то он берёт максимально противоположный.
4 Экспериментировать с форматами
В середине прошлого века фотографы отдавали предпочтение горизонтальным форматам. Сол же и здесь привнёс своё видение. Лейтер почти всегда снимал вертикально. Такой формат напоминал ему о японской живописи, поклонником которой он являлся с детства. Позже это стало одним из отличительных знаков его работ.
5 Обрабатывать фотографию
Сол никогда не пользовался редакторами, но некоторые фотографии он буквально обрабатывал вручную, используя гуашь. Фотограф специально оставлял пятна краски на плёнке и добавлял цвета распечатанным снимкам.
Книги и фильмы о Соле
В книги попали фотографии, картины и скетчи, которые Сол Лейтер сам принёс в издательства. До сих пор в его квартире находится более тысячи нераспечатанных плёнок, судьбу которых должна решить его семья.
Saul Leiter Retrospective — почти 300 страниц работ фотографа. В книге вы найдёте его первые чёрно-белые и цветные снимки, фэшн фотографии, нюдовые работы, которые Сол Лейтер дополнительно раскрашивал гуашью. Помимо этого вы познакомитесь с его картинами и скетчами.
Saul Leiter: Early Color — первая и самая успешная книга с цветными фотографиями Сола.
Saul Leiter — книга от издательства Steidl, которое известно лучшим качеством печати. Если вы хотите посмотреть на работы Сола в идеальном качестве, тогда эта книга для вас.
Saul Leiter (Photofile) — лучшие работы Сола и их критика в книге, которая поместится в карман.
In no great hurry (рус. Без особой спешки) — документальный фильм о жизни фотографа с ним самим в главной роли. В фильме Сол Лейтер делится 13-ю жизненными уроками.
Extras (рус. дополнительно) — 7 коротких видеороликов с рассуждениями Сола о жизни. Видео можно посмотреть только после оплаты фильма на официальном сайте.
Если вам интересны биографии фотографов или абстрактное фотоискусство, читайте наши статьи:
— Биография Андреаса Гурски — самого дорогого фотографа современности
— Фотопроект Бернарда Ланга: рыбные фермы как абстрактное искусство
— Фотопроект Зака Секлера: абстрактные пейзажи Исландии
Следите за нами в социальных сетях, чтобы не пропускать новые материалы: Вконтакте, Facebook, Telegram — @loskomagazine, Instagram. Если вы цените свой и чужой труд, то всегда можете поддержать нас финансово на Boosty.
Сол Лейтер (Saul Leiter) — уличный фотограф с мировым именем
«Должен признаться, я очень уважаю определённые представления о красоте, хотя для кого-то эта идея старомодна. Некоторые фотографы считают, что, снимая человеческие страдания, они решают серьёзные проблемы. Я не думаю, что в страданиях больше глубины, чем в счастье», – Сол Лейтер.
Сол Лейтер (Saul Leiter) родился в 1923 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и по настоянию отца готовился стать раввином. Но уже в подростковом возрасте потянулся к искусству и занялся живописью. В 1946 году переехал в Нью-Йорк, намереваясь стать художником. Дружба с профессиональным фотографом Уильямом Юджином Смитом и представителем школы абстрактного экспрессионизма Ричардом Пусетт-Дартом подтолкнула его к фотографическому искусству. Хотя от живописи он не отказался.
В конце 1940-х годов полумифическое понятие «нью-йоркский уличный фотограф» только зарождалось, а главной и наиболее глубокомысленной считалась чёрно-белая фотография. Но Сол Лейтер был среди пионеров цветной съёмки и его взгляд художника ему в этом помогал.
Мне странно, что кто-то верит в то, что значение имеет только лишь чёрно-белое. Это просто нелепость. История искусства – это история цвета. Наскальные рисунки имели цвет… но в определённых кругах всегда витала идея, что форма важнее, что излишек цвета плох, так как рассеивает вашу сосредоточенность.
Хотя в 1953 году Эдвард Штайхен выставил цветные фотографии Сола Лейтера в Музее современного искусства, в течение сорока лет они оставались практически неизвестными. Он никогда не гнался за славой. «Чтобы построить карьеру и быть успешным, нужно наполниться решимостью. Нужно быть амбициозным. А я предпочитаю пить кофе, слушать музыку и рисовать по своему желанию», – говорил Лейтер.
Фотокамера для него была дополнительным способом наблюдать за событиями и интерпретировать действительность. Из манхэттенского водоворота Лейтер сколачивал уникальную городскую пастораль с самыми неожиданными обстоятельствами. Фотограф умер в 2013 году в Нью-Йорке, не растеряв веру в современную фотографию.
Мне не нужно принижать работу современной фотографии. Я часто вижу то, что мне нравится, и чем восхищаюсь. Я сам занимаюсь цифровой фотографией. Некоторые люди моего поколения решили, что прошлое лучше настоящего. Сомневаюсь, что это правда. Не хочу я быть одним из тех людей, которые говорят, что миру конец.
Смотрите также:
- 100 цветных снимков для вдохновения от мастеров фотографии
- Уличные снимки ироничного британского фотографа Мартина Парра
- Улыбнуться и прослезиться: честные фотографии Александра Петросяна
- Гениальные фотографии пионера фотожурналистики Курта Хаттона
- Легендарный мировой фотограф Стив Маккарри (Steve McCurry) и его работы
- Шедевры от мастеров уличной фотографии: реальная жизнь в каждом снимке (87 фото)
Телеграм
Фонд Сола Лейтера — фотограф и художник
Американский художник Сол Лейтер (1923–2013) увлекся живописью и фотографией еще подростком в Питтсбурге. После того, как он переехал в Нью-Йорк в 1946 году, его дальновидное воображение и неустанная преданность художественной практике подтолкнули его к тому, чтобы стать одним из знаковых фотографов середины двадцатого века. Врожденное чувство любопытства сделало его пожизненным учеником всех видов искусства, и он сохранял свой дух исследования и спонтанности на протяжении всей своей долгой карьеры, как в своих модных образах, так и в своих личных работах.
Биография
Многочисленные черно-белые работы Лейтера, большую часть которых он напечатал сам, демонстрируют не менее смелый композиционный стиль, часто переключающий фокус с переднего плана на задний и играющий с динамикой теней и отражений. Подобно цветным фотографиям Лейтера, эти изображения вызывают интригу и эмоции из повседневной жизни. «Подарок фотографа зрителю — это иногда красота незамеченного обыденного», — сказал Лейтер.
Черно-белый
Хотя Лейтер известен прежде всего своими фотографиями, он называл живопись своей первой любовью. Он сохранил пожизненную привычку ежедневно рисовать и создал тысячи красочных работ на бумаге, большинство из которых абстрактные, с использованием красок на водной основе. Среди его основных влияний были японские художники по дереву и французские импрессионисты, такие как Боннар и Вюйар. «Фотография — это поиск вещей, — сказал Лейтер. «Живопись бывает разной. Речь идет о том, чтобы что-то сделать».
КАРТИНЫ
Фонд Сола Лейтера, основанный в 2014 году, ведет архив произведений искусства Лейтера и осуществляет деятельность по продвижению фотографии через образовательные программы, лекции, выставки, книги, лицензирование и другие средства массовой информации. Основная цель — каталогизировать работы, оставленные Лейтером, которые включают в себя десятки тысяч отпечатков, слайдов, негативов и картин.
Фонд Сола Лейтера
SLF для вручения
Невидимый Разговор в ICP в Нью-ЙоркеПодробнее →
Uniqlo выпускает футболки Saul Leiter по всему миру
Подробнее →
Невидимый Сол Лейтер раскрывает новые открытия из архива цветных слайдов
Подробнее →
Сол Лейтер Книга выпущена в Южной Корее
Подробнее →
цветных фотографий — Фонд Сола Лейтера
Посмотреть в полном размере
Автобус, 1954
Посмотреть в полном размере
Навес, 1958 г.
Посмотреть в полном размере
Синяя юбка, 1950-е годы
Посмотреть в полном размере
Нога на Эль, 1954
Посмотреть в полном размере
Головы граффити, 1950
Посмотреть в полном размере
Трещины, 1957
Посмотреть в полном размере
Ресторан Сан-Карло, 1952
Посмотреть в полном размере
Париж, 1959
Посмотреть в полном размере
Семена, 1954
Посмотреть в полном размере
Стрижка, 1956 год
Посмотреть в полном размере
Такси, 1957
Посмотреть в полном размере
Зеркала, гр. 1962
Посмотреть в полном размере
У Танагра, 1954 год
Посмотреть в полном размере
Телефонный звонок, 1957
Посмотреть в полном размере
Трубы, гр. 1960
Посмотреть в полном размере
Красный занавес, 1956 год
Посмотреть в полном размере
Снег, 1970
Посмотреть в полном размере
Висячие бабочки, 1960-е
Посмотреть в полном размере
Гарлем, 1960
Посмотреть в полном размере
Harper’s Bazaar, февраль 1959 г.