Краткая история фотографии
История всегда полна драматизма, особенно история изобретателей и первопроходцев, история великих изобретений. Она фиксирует факт рождения новой идеи только один раз, здесь все как в жизни: «потому что в этой драме, будь ты шут или король, дважды роли не играют, только раз играют роль».
Кто изобрёл фотографию? — 1822 г., Жозеф Нисефор Ньепс (француз, 1765 — 1833) — идея записи изображения с помощью света принадлежит только ему и, кроме того, он технически доказал правильность своих интуитивных соображений. Требовать от пионера-одиночки чего-то большего просто немыслимо. Кто изобрёл звукозапись? — 1877 г., Томас Алва Эдисон (американец, 1847 — 1931) — и это навсегда так! На смену фонографу Эдисона пришёл граммофон, затем патефон, магнитофон, современные цифровые технологии, но сама идея записи звука — это идея Эдисона. А теперь, никак не умаляя заслугу Эдисона, всё же отметим, что рождение идеи записи изображения зафиксировано на 55 лет раньше, чем рождение идеи записи звука. Некоторые историки называют несколько изобретателей фотографии, но это некорректно. Правила игры определены, идея Ньепса оказалась весьма плодотворной и, кроме того, случилось так, что она имеет несколько независимых технических решений. Но это были уже другие изобретения, развивающие и утверждающие первоначальную идею Ньепса. Разумеется, заслуга этих изобретателей также огромна. Изобретения Ньепса и Эдисона явились прологом к изобретению кинематографа (братья Люмьер, Франция, 1895). Кроме того, с лёгкой руки Ньепса изобретатели чаще стали задавать себе вопрос: а что ещё можно записать? В итоге кроме записи звука и кино мы знаем рентгенограмму, кардиограмму, ультразвуковую картину живой ткани, энцефалограмму, рентгеновский и гамма- томографы и др.
КАМЕРА-ОБСКУРА
Природа раскрывает свои тайны только тогда, когда перед ней поставлен правильный вопрос, или, как говорят физики, поставлена задача. И вот, оказывается, что и сама правильная постановка задачи нередко является сложнейшей проблемой, а нет задачи, нет и её решения. «Как, почему мы видим окружающий нас мир?» — этот вопрос возникал у человечества с незапамятных времён. Известны и первые попытки ответа на него.
Древнегреческий философ Эмпедокл из Агригента ( 490 — 430 гг. до н э.) полагал, что зрение обусловлено столкновением особых частиц, вылетающих из глаза наблюдателя, с поверхностью наблюдаемого предмета. С этим был согласен и Платон ( 427 — 347 гг. до н. э.), но, почему мы видим предмет только в присутствии света и не видим его в темноте? — и Платон поясняет:
«Внутри нас обитает особо чистый огонь и его-то и заставили боги изливаться гладкими и плотными частицами через глаза. Эти частицы, сливаясь со светом дня, образуют особое тело, которое благодаря своей однородности претерпевают всё, что с ними случится, и движения эти передаются уже всему (световому) телу, доходя до души».
Видимо он имел в виду, что такие частицы эффективны только при их смешивании с «родственным им светом дня».
Демокрит Абдерский (Фракия, 470 или 460 гг. до н. э.), напротив, полагал, что зрение обусловлено падением на поверхность глаза мелких атомов, исходящих от «светящегося предмета».
Итак, налицо упомянутая выше постановка задачи — явное противоречие двух теорий зрительного процесса (из глаза или в глаз?), а такие противоречия не повисают в воздухе навсегда, рано или поздно находится отчаянная голова, которая порой вопреки всем устоявшимся понятиям совершает радикальный прорыв в понимании сути дела.
Следующий, решающий шаг, сделал Абу Али Ибн-аль-Хайсам из Басры (Ирак, 965 — 1039 гг. н. э.). Он подошёл к вопросу чисто опытным путём, как сегодня говорят, чисто экспериментально. Его постановка задачи звучит примерно так. Пропустим лучи от наблюдаемого предмета через маленькое отверстие. Для этого возьмём «чёрный ящик» и проделаем в передней его стенке небольшое отверстие, подобное зрачку глаза, а заднюю стенку сделаем из полупрозрачного материала, например, завесим её тонкой белой тканью — полупрозрачным экраном.
Тогда, если прав Платон, то лучи будут смешиваться и на экране не возникнет чёткого изображения. Если же прав Демокрит, то лучи, исходящие от различных участков предмета, смешиваться не будут, и на экране появится отчётливое изображение предмета. Прав оказался Демокрит.
После опытов Абу Али из Басры прошли сотни лет, пока в Европе появился такой же «чёрный ящик» — камера обскура (тёмная комната) и стало понятно, что в ней наблюдаются отчётливые изображения. Итак, прав оказался Демокрит и сегодня не просто понять, почему Платон предпочёл более сложное объяснение.
Роджер Бэкон В это время в Европе (13 век н.э.) всюду шли «учёные» споры о том, сколько чертей может уместиться на острие иглы и прочие подобные церковные диспуты, в это же время инквизиция получила официальное право добиваться признания в ереси при помощи пыток.
Тогда, высказать ересь, т.е. утверждение «неприятное» для церкви, означало не просто потерять всё, в том числе и жизнь, но потерять её мучительнейшим образом, под весёлые крики «тупой беccмысленной толпы» и, кроме того, покрыть позором всю свою семью, включая потомков.
Однако именно тогда и нашлась такая отчаянная голова, монах-францисканец, Роджер Бэкон из Оксфорда (англичанин, 1214 — 1292), который во весь голос заявил, что ключами к постижению истины являются не слепая вера в церковные догматы, а научный опыт и разум: «математика — дверь и ключ к науке. Она укажет, почему светят звёзды, как возникают приливы и отливы, почему в зеркалах можно видеть изображение».
Бэкон, профессор из Оксфорда, свободно владел греческим и арабским языками, он прочёл «Оптику» Абу Али из Басры, это он впервые в своём «Опус Майус» поведал о камере-обскуре.
Трагическая судьба Роджера Бэкона — это особая глава в истории науки, ужас испытывали все, кто только с ней соприкасался, и лишь через 320 лет после смерти Бэкона был, наконец, издан его «Опус Майус» (Большой труд). Теперь камера-обскура стала весьма заметным событием в европейской культуре. Уже Леонардо да Винчи (1452 — 1519) считает «вполне допустимым» перерисовывание предметов с помощью камеры-обскуры через «стёкла, прозрачные бумаги или вуали», такое перерисовывание было вполне позволительно, «если художник талантлив» и… «для того, чтобы избавиться в некоторой степени от труда и не пропустить какой-либо детали в истинном подражании предмету».
И невольно возникает вопрос: а «Мона Лиза», а… не «допустимое» ли она дитя камеры-обскуры? — и нет в этом вопросе ничего предосудительного, поскольку от призрачного мерцания на экране обскуры до этого таинственного шедевра — «дистанция огромного размера».
М.В. Ломоносов (1711 — 1765) также настоятельно рекомендует своим сотрудникам пользоваться камерой-обскурой для изображения самых различных лабораторных устройств. Со временем камера-обскура, этот прообраз фотоаппарата, находит множество самых разнообразных применений от наблюдения солнечного затмения и до одурачивания «чудесами» верующих и легковерных всё той же вездесущей церковью.
Прибор, между тем, претерпел несколько положительных усовершенствований: в 1812 г. У.Волластон из Кембриджа (1766 — 1828) опубликовал важное сообщение о применении в камере-обскуре положительного мениска — вогнуто-выпуклой линзы; в 1816 г. Н. Ньепс улучшил камеру-обскуру, применяя камеры ящичного типа с простой сферической линзой; для увеличения резкости, он изобрел ирисовую диафрагму. Ну, казалось бы, — вот он, фотоаппарат, но нет, все далеко, далеко не так просто…
БРАТЬЯ НЬЕПС
В 1800-1801 гг. французы, братья Клод и Нисефор Ньепсы из Шалон-сюр-Сон решают заняться изобретательством, имея в виду изобретение двигателя внутреннего сгорания, а также изобретение гелиографии, т.е. способа получения изображения с помощью света. Оба брата были очень талантливы, имели страстное желание добиться успеха, феноменальную работоспособность и не жалели ни времени, ни средств, что в некоторой степени компенсировало их недостаточную теоретическую подготовку (домашнее духовное воспитание). Такие «мелочи» первопроходцев не останавливают. Интуитивная идея замены силы пара некоторым топливом, сжигаемым непосредственно в цилиндре, оказалась весьма плодотворной, но двигатель рождался в тяжёлой конкурентной борьбе с успешным внедрением паровой машины Уатта. Тем не менее им удалось построить небольшое действующее судно в Сен-Лу, затем судно на реке Сона и, наконец, небольшой катер в Берси под Парижем.
В 1815 г. братья Ньепс получили патент на четырёхтактный двигатель, который работал на смеси угольной пыли с нефтью и тем самым опередили самого Рудольфа Дизеля почти на 75 лет. Затем они нашли, что наиболее эффективным искомым топливом является нефть, но эти идеи и работы опередили своё время и ТОГДА не нашли должной поддержки. После ряда технических и финансовых неудач в 1827 г. Клод умирает в Лондоне и Нисефор Ньепс один продолжает работу над изобретением гелиографии. Одним из полезных применений камеры-обскуры была технология гравюры, которая появилась в начале 15 века. В конце 18 века технология гравюры освоила офорт, т.е. способ, при котором медную доску сначала покрывают особым светочувствительным лаком, а затем помещают её на место экрана в камеру-обскуру. После достаточно длительной «выдержки» выполняют травление медной пластины и обнаруживается, что под действием света изменяется скорость травления лака, так что он лучше предохраняет от травления более освещённые участки изображения (видимо, результат фотополимеризации). Результирующий рельеф поверхности уже содержит желанное (негативное) изображение будущей гравюры. Кроме того, сотрудник женевской библиотеки Жан Сенебье обнаружил, что асфальт хорошо растворяется в скипидаре, но после выдержки на свету он утрачивает это свойство.
Нисефор Ньепс хорошо знаком с технологией гравюры и пытается использовать в качестве светочувствительного вещества асфальт, который входит в состав лака, используемого в гравюре. Работая методом проб и ошибок после шести лет непрерывного поиска он, наконец, в 1922 г. находит, что «сирийский асфальт следует растворить в лавандовом масле» и покрывает этим составом серебрянную пластинку. Впервые появляются понятия о проявлении и промывке изображения после воздействия света (проявить смесью нефти и лавандового масла, а затем хорошо промыть водой). В письме брату от 1824 г. читаем: «Я добился получения такого снимка, которого желал. Изображения предметов получаются с удивительной ясностью и точностью, вплоть до мельчайших деталей со всеми тончайшими оттенками». Так как этот отпечаток почти бесцветен, то отчётливо судить об эффекте можно только глядя на пластинку под углом. Тогда изображение делается видимым, благодаря теням и отражению света. Это производит «почти магическое впечатление». Однако понятие о закреплении изображения ещё не появилось. Фотография рождалась практически на одном энтузиазме самоучек и без участия официальной науки.
НЬЕПС И ДАГЕР
Несколькими годами ранее талантливый художник-декоратор и энергичный предприниматель Жак Луи Дагер открывает в Париже театр нового типа, свою знаменитую «Диараму». Новизна техники декораций в «Диараме» заключалась в том, что картины декораций были написаны (самим Дагером) на тонком полупрозрачном материале и поочерёдно менялись и освещались специальными прожекторами. Великолепное качество декораций и удачно подобранный репертуар нового театра обеспечили громадный успех этого предприятия, в том числе и финансовый.
Однако самому Дагеру, человеку с творческим началом, было слишком утомительно ежедневно выполнять большой объём стереотипной работы, связанной с постоянным копированием изображений через камеру-обскуру. У него появилась идея о закреплении светового изображения, получаемого в камере-обскуре, т.е. идея фотографии.
Начиная с 1826 г. Жак Луи Дагер организует в своём театре тайную лабораторию по разработке своего способа фотографии, и прилагает значительные усилия для решения этой задачи, но в таких делах необходим опыт профессионала, которым художник не обладает. Встреча почти разорившегося Ньепса с довольно состоятельным Дагером была как-бы предопределена и в 1829 г. они подписывают договор о совместном проекте под названием «Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагером».
В это время Нисефору Ньепсу уже исполнилось 64 года, Дагер же моложе своего компаньона более, чем на 20 лет. Интенсивные совместные поиски, проверка, может быть, десятков гипотез и, наконец, изобретатели натыкаются на йод, в который Ньепс не очень-то верит, поскольку уже делал опыты с галогенидами серебра и хорошо знает, что подобное изображение необратимо чернеет при извлечении пластинки на свет!
Это, пожалуй, самый драматический момент в сотрудничестве Ньепса и Дагера. Они не читают научной литературы и просто не знают, что ещё в 1818 г. английский астроном Джон Гершель обнаружил свойство гипосульфита прекращать почернение на свету иодистого серебра (закрепление изображения!).
Нисефор Ньепс скончался в 1833 г. Согласно договору между Ньепсом и Дагером, продолжателем и наследником дела отца оставался сын Ньепса, Исидор Ньепс, но молодой человек любит только развлечения, он продаёт оставшуюся часть родового имения и всё чаще занимает в долг у Дагера. Дагер же торопится, его чутьё подсказывает, что существуют не только успешные решения задачи, но также и незримые, пока ещё, конкуренты.
ФОКС ТАЛБОТ
И они действительно существуют! Это англичанин Фокс Талбот, профессиональный исследователь из Кембриджа, который сразу же использовал для фотографии (термин Ф. Талбота!) весьма чувствительный к свету нитрат серебра. Он также знает, что почернение хлорида серебра на свету отлично блокируется аммиаком. Спустя только два года после начала работы (против 20-летних хаотических поисков Ньепса и Дагера) в 1835 г. он получает великолепный негатив на стекле и фотографию своего дома (выдержка ~ 2 часа). Фотография, негатив, позитив, закрепление — это термины, которые впервые использовал Ф.Талбот.
Но, достигнув этого успеха, Талбот вдруг прекращает занятия фотографией и начинает заниматься классической историей. Однако единственная фотография Талбота хорошо известна в истории, как первое изображение высокого качества. Кроме Талбота, в этом вопросе отлично могли бы разобраться англичане Гемфри Дэви (химик и физик, учитель Фарадея), специалист по фотографии на керамике Томас Веджвурт, астроном Джон Гершель и другие.
Наконец, Дагер вернулся к опытам с иодидом серебра и открыл способ фиксации светового изображения. Продолжая разрабатывать идею применения «гелиографии» для выполнения стереотипных работ в своей Диараме, он использует металлический лист, пластину размером 216×164 см, покрывает её тонким слоем серебра и помещает в ящик, на дне которого был насыпан порошок йода. Через небольшое время пары йода за счёт образования светочувствительного йодида серебра окрашивали серебряный слой пластины в красивый розовый цвет.
После экспозиции в камере-обскуре выполнялось проявление. Для этого в другой ящик помещалась подогреваемая на спиртовке ванночка со ртутью и проявляемая пластина. Пары ртути оседали на светлых участках пластины и проявляли изображение (позитив).
Качество таких изображений было очень хорошим. Астроном Джон Гершель, увидев «гелио-гравюры» Дагера в 1839 г., воскликнул: «Это чудо. Рисунки Талбота — детская игра.» 27 сентября 1835 г. во французской газете Л’Артист читаем: «Дагер нашёл, как говорят, способ получать в камере-обскуре на изготовленной им пластинке изображение.
Таким образом, портрет, пейзаж или любой вид, проектируемый на эту пластину в обычной камере-обскуре, оставляет на ней свой отпечаток в свете и тени и является наиболее совершенной из всех картин. Препарат, нанесённый на это изображение, сохраняет его бесконечно». Сенсация, шум был необычайный, об этом открытии писали все газеты того времени, с такой скоростью и с такой эффективностью, пожалуй, никогда не распространялась никакая эпидемия.
В 1838 году на улицах Парижа то там, то тут появляются светонепроницаемые палатки, переносные лаборатории г-на Дагера, где он получал великолепные фотографии исторических архитектурных памятников Парижа. Талантливый предприниматель и незаурядный актёр, Дагер обставлял все свои работы с необычайной таинственностью, и вокруг этих палаток всегда шумела любопытная толпа.
Но для самого Дагера уже была очевидна несостоятельность его надежд на организацию коммерческого предприятия на этой основе. Весь процесс «дагеротипии» можно было выполнять только непосредственно после экспозиции, его нельзя было никак засекретить и, следовательно, «приватизировать». Любой желающий, выполнив эту работу единожды, мог повторять её сколь угодно раз, уже без участия изобретателя и передавать свой опыт кому угодно.
Однако, таким же свойством доброты обладает и солнце, которое светит для всех одинаково, и музыка, которая звучит для всех. Ну что такое небольшая коммерческая неудача по сравнению с таким подарком всему человечеству! После открытия Дагера число исследователей и число усовершенствований и открытий в фотографии нарастает лавинообразно. Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы Ф. Физо, А. Клоде, венгр Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие. Период дагерротипии просуществовал недолго.
Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие.
Уже в конце 40-х годов XIX века изобретатель из семьи Ньепсов — Ньепс де Сен-Виктор заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра. В 1851 году англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом.
Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. В 1861 г. английский физик, автор уравнений классической электродинамики Джеймс Клерк Максвелл (1831 – 1879) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода.
В 1873 г. Г. Форель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы.
В 1889 г. Д. Истмен (основатель фирмы «Кодак») наладил производство целлулоидных пленок.
В 1904 г. появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер».
По материалам сайта www.proza.ru
История одной фотографии — Look At Me
За любой известной фотографией скрывается не менее интересная история её создания…
Дали и кошки
Эта удивительная фотография была сделана в 1948 году, когда не было фотошопа и цифровых технологий. Часто эту фотографию называют Дали и кошки, хотя в действительности она называется Dali Atomicus, и снята она была родоначальником сюрреализма в фотографии, Филлипом Халсманом, который поддерживал теплые и дружественные отношения с Дали в течение 30 лет.
То, что сейчас в фотографии можно сделать несколькими несложными движениями мышки в фотошопе, в то время требовало неимоверных усилий. На съемку одного этого кадра было потрачено более 6 часов! Мольберт и картина были подвешены на леске за потолок, стул на переднем плане держала жена фотографа и еще двое ассистентов подкидывали кошек и выплескивали ведро воды – и так 28 раз!
После каждого кадра Филлипп Халсман отправлялся проявлять пленку и оценив полученное, принимался за следующий кадр. На счет “три!” бросают кошек и выливают воду, на счет “четыре!” Дали прыгает. Дали прыгнул слишком поздно – переснять! Ассистенты вытирают пол и примиряют кошек. В кадре засветилась ассистентка – переснять! Вода попала на Дали, а не на кошек — переснять!
И только по прошествии 6 часов съемки получился этот великолепный кадр, а все участники действия были уставшими и измотанными, все за исключением кошек)
Гнев Черчилля
Шла Вторая Мировая война, Лондон регулярно бомбили, в такие периоды каждый народ нуждается в сильном, уверенном в себе, лидере. Именно тогда и появился портрет Черчилля, который был растиражирован на тысячах открыток и вошел почти в каждый английский дом. Этот портрет передает решительность, неустрашимость и благородный гнев премьер-министра – вот почему он так пришелся по душе англичанам.
Фотографу Юсуфу Каршу удалось не только поймать, но и невольно создать эти эмоции на лице Черчилля. Дело в том, что портрет был сделан во время визита премьер – министра в Канаду, и у Карша было всего несколько минут для съемки.
Когда Черчиллю сказали о необходимости задержаться возле фотографа, он выразил свое неудовольствие, но пошел… и вот все готово, но Каршу очень мешала в кадре сигара, с которой, как известно, Уинстон Черчилль не расставался. Тогда Карш резко подошел к премьеру, вырвал у него из губ сигару, вернулся к фотоаппарату и смог запечатлеть гнев лидера Великобритании в одном единственном кадре.
Львиный логотип
Этот логотип смело можно отнести к одному из самых известных. Еще бы, ведь американская компания Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) создала столько замечательных фильмов, известных практически повсеместно. Рычащий лев стал, по сути, не просто логотипом компании, но и всего Голливуда.На самом деле львов было много. Они периодически сменяли друг друга, но большинство зрителей это не замечало — лев он и есть лев. Но история логотипа MGM куда интересней, нежели история самой компании. Некоторые из этих львов стали по настоящему известными, история сохранила их имена. Другим повезло меньше, логотипы с их изображением использовались реже или параллельно с основными.
Впервые лев, окруженный кинопленкой с девизом «Аrs gratia artis» («Искусство ради искусства»), появился в 1916 году на логотипе свежеобразованной компании Goldwyn Pictures Corporation. Этот лев (читай логотип) вошел в историю как «The Original Leo the Lion». Он также известен и как «The Silent Lion», «Молчаливый Лев» — кино в те годы было еще немым. Автором логотипа стал художник Ховард Дитц (Howard Dietz). В Сети можно найти несколько мнений, относительно того, почему был выбран именно лев. Кто считает, что лев был символом любимой футбольной команды Ховарда, другие склоняются к мнению, что причина выбора в символичности данного животного. Однако, доподлинно причина вряд ли кому известна. Как бы то ни было, но этот, самый первый лев имеет к самой MGM лишь косвенное отношение.
В 1923 году Goldwyn Pictures объединяется с Metro Pictures Corp., образуя Metro-Goldwyn Pictures Corporation. На год живого льва заменила статуя, вошедшая в историю как «The Lion Statue».
В атаку
Эта фотография была сделана 12 июля 1942 года, западнее Ворошиловграда фронтовым корреспондент М. В. Альпертом. Это пожалуй один из самых известных фотоснимков Великой Отечественной: командир с пистолетом в поднятой руке поднимает бойцов в атаку.На снимке — младший политрук Алексей Гордеевич Ерёменко (до войны — председатель колхоза), погибший через несколько минут после выполнения фотографии…
Вот рассказ очевидцев:
«… А было это утром 12 июля. На нас обрушился шквальный артогонь. Первую атаку мы отбили. Но во время второй дрогнул правый фланг дивизии. Бойцы начали отходить. Мы были оглохшие, ослепшие, у многих текла из ушей кровь — полопали барабанные перепонки! Я получил приказ комдива восстановить положение, остановить солдат, ибо ситуация создалась критическая. Бегом бросился навстречу отступающим. И тут увидел Еременко. Он тоже бежал наперерез бойцам. «Стой! Стой!» — кричал он. Мы залегли. Собрали вокруг себя людей. Немного нас было, горстка. Но Еременко решил контратаковать, чтобы восстановить положение. Такое не забывается. Он поднялся во весь рост, закричал, бросился в атаку. Мы ворвались в траншеи, завязалась рукопашная. Дрались прикладами, штыками. Фашисты дрогнули, побежали. Вскоре в одной из траншей я увидел Еременко. Он медленно падал. Я побежал к нему и понял, что в помощи младший политрук уже не нуждается
А вот рассказ самого фотокорреспондента:
» … Этот снимок я сделал приблизительно в середине лета сорок второго года под Ворошиловградом. Для съемок облюбовал окопчик, отрытый чуть впереди обороны. Фашисты готовились к атаке. Помню, сначала налетели самолеты. Потом ударила артиллерия, и вражеская пехота пошла в атаку. Разгорелся жестокий бой. Я увидел, что невдалеке поднялся во весь рост офицер. Только я успел нажать спуск камеры, как осколком разбило объектив. Думал, пленка пропала. .. Кто был тот офицер? Когда я возился с разбитым фотоаппаратом, по цепи пронеслось: «Комбата убили», я был уверен, что речь идет об этом офицере. Ведь он первым бросился под вражеские пули. Потому я и назвал фотографию «Комбат» … «
В аду
Снимок, сделанный британским фотографом Ником Утом 8 июня 1972 года с голой вьетнамской девочкой, бегущей по дороге и кричащей о помощи, стал одним из самых ярких снимков за период вьетнамской войны.
В июне 1972 года команда британских журналистов освещала военные действия во Вьетнаме для телеканала ITN. Крис Уэйн и его съемочная группа 8 июня прибыли в деревню Чангбанг для нового репортажа. Накануне сюда пробрались северные вьетнамцы, которые готовились к контратаке. К полудню в небе появились старые вьетнамские бомбардировщики.
В это время жители деревни спрятались в храме, где, как им казалось, будет безопасно. Однако вскоре самолеты начали сбрасывать бомбы и все вокруг запылало. «Меня обуял ужас, я побежала от огня. Я увидела брата и кузину. Мы бежали. Моя одежда горела» — вспоминает Ким Фук.
Съемочная команда находилась неподалеку от этого места, и вскоре увидела детей, бегущих по дороге. Они не издавали ни звука, пока не увидели взрослых. Девочка кричала и махала руками. В это время вьетнамский фотограф Ник Ут сделал снимок.
Крис Уэйн остановил бегущую девочку и начал обливать ее водой. «У нас кончалась пленка, и мой оператор, теперь уже покойный великий Алан Доунс, был недоволен тем, что я просил его тратить бесценную пленку на съемки ужасных сцен, которые были слишком жуткими для показа в эфире, — говорит журналист. — А я считал, что нам нужно рассказывать обо всем как есть, и, к чести телекомпании, ITN продемонстрировала эти кадры» — рассказывает Крис Уэйн.
Афганская Джоконда
В июне 1985 года на обложке National Geographic была опубликована фотография неизвестной 13 летней девочки из Афганистана. В комментариях было сказано, что фото сделано в лагере беженцев в Насир Баг (Nasir Bagh), Пакистан, куда девочка попала после гибели своих родных. Её семья пробиралась через горы в лагерь, но по дороге была замечена советскими вертолетами и попала под обстрел.
Автор фото Стив Маккьюри (Steve McCurry).
Стива Маккьюри постоянно просили прокомментировать путешествие в Пакистан и фотографию девочки. Самое известное его высказывание: «Этот портрет для меня соединил душевные раны девочки, ее судьбу, вообще всю ситуацию при которой человек вынужден сняться с места и жить в лагере беженцев за сотни миль от своего дома …»
Нападение
То, что происходит на этой фотографии – интересно и страшно одновременно. Дело в том, что сейчас Вы смотрите на последние секунды жизни одного бабуина. Буквально после того, как фотограф Джон Доминис (John Dominis) сделал этот кадр, леопард растерзал беднягу…
Джон Доминис: «В середине 1960-х я получил задание от LIFE сделать фоторепортаж, посвященный африканским кошкам. Я и до этого часто снимал животных и даже считал себя экспертом в этом деле. Я отправился в Ботсвану, чтобы сфотографировать леопарда в процессе охоты на бабуинов. (Бабуины – одни из самых агрессивных обезьян. Леопарды убивают каждый год тысячи бабуинов, и если бы не они, то бабуины стали бы во многих районах серьезной проблемой. Они с легкостью нападают на скот и даже на людей. – Creative Journal) Местные охотники поймали одного резвого леопарда и поместили его в фургон. Мы двинулись в пустыню, в поисках рассадника бабуинов. И вот, мы на месте, вокруг нас три-четыре десятка диких обезьян. Они настроены очень агрессивно, не зная пока, что в фургоне у нас их злейший враг. Охотник выпускает его, и бабуины в ужасе бросаются в рассыпную или залезают на немногочисленные деревья. Все, кроме одного. Он – то ли смельчак, то ли самоубийца, но он остался лицом к лицу со своим убийцей. Я щелкал каждый миг, каждую секунду этого противостояния. Оно было недолгим, около минуты. Через пару секунд, после того, как я сделал этот кадр, леопард совершил точный прыжок и впился зубами в горло бабуина.»
Связи
Этот снимок фотограф Майкл Мауни (Michael Mauney) сделал в американском городе Седербург (шт. Висконсин) в 1969 году, где делал репортаж о местной католической школе. Однажды, после очередной вечерней службы, священник начал объяснять подросткам азы полового воспитания с точки зрения католической церкви.
Он говорил: «Вы должны решить для себя, что для вас хорошо, а что плохо. Есть церковь и она говорит «Делай так!», она говорит «Люби и будь близок только с той, которую ты избрал на небесах!», она говорит «Не живи во грехе!» и «Береги девственность для будущего мужа, не опозорь свою семью!». После этих слов юноша по имени Гордон (капитан школьной команды по баскетболу) хитро переглянулся с рядом сидящей девушкой. Оба покраснели. Фотограф понял, что это момент истины и нажал на спуск. Истина в том, что для этих двух ни о какой девственности и речи быть не могло. Видимо они напару прогуляли тот день, когда «церковь говорила».
Рабочий-антифашист
Это случилось в фашистской Германии в 1936 году, когда толпа народа собралась в Гамбурге посмотреть спуск на воду военно-морского учебного корабля, во время которого толпа активно салютовала и кричала «Sieg Heil!». Среди них был один, который отказался выполнять фашистское приветствие. В 1991 году одна девушка, увидев эту фотографию в одной из германских газет, узнала в этом человеке своего отца, Августа Ландмессера, рабочего того самого гамбургского судостроительного завода Blohm + Voss.
У Ландмессера, очевидно, были свои личные причины не салютовать.
Предположительно, он являлся членом НСДАП с 1931 по 1935 годы, однако позднее был исключен из партии в связи с женитьбой на еврейке по имени Ирма Эклер. После того, как у них родились две дочери, Августа посадили в тюрьму по обвинению в «осквернении нации». Полагают, что Ирма была так же арестована гестаповцами и посажена в тюрьму Фульсбюттель в Гамбурге. Их детей разлучили.
Ландмассера амнистировали в 1941-м, после чего отправили на войну. Позднее он числился пропавшим без вести, а затем объявили, что на самом деле он погиб. В 1996 году одна из его дочерей, Ирэн, написала историю своей семьи на немецком языке, рассказав о том, как жестоко их разлучили.
Жаркий поцелуй
Робер Дуано сделал эту фотографию в 1950 году, получив заказ от журнала «Life», и она принесла фотографу мировую известность, стала символом любвеобильного Парижа, молодости и любви. Поцелуй Дуано только кажется абсолютно случайным, подсмотренным и умело схваченным фотографом – отсутствие стройной композиции кадра, общая обстановка и смаз кадра выдают его за вполне реальное мгновение жизни.
Журнал «Life» опубликовал фото Робера Дуано вместе с несколькими другими фотографиями поцелуев на улицах Парижа, a негатив и отпечатки фотографии были переведны в архив, где и пролежали более 30 лет…
Эта фотография стала всемирно известной лишь в 1986 году, когда она была напечатана на постере. ”Поцелуй…” Робера Дуано был распечатан на 2.5 миллионах открытках, 500 тыс. плакатов и еще на календарях, занавесях, фотоальбомах – повсюду. Не удивительно, что одна эта фотография принесла Робер Дуано больше дохода, чем все остальные фотографии!
Однако, известность имеет и обратную сторону медали. После такого фурора Дуано получал сотни писем людей, представлявшихся героями этой фотографии и требовавших компенсации, при этом дело доходило даже до суда. Так, одна пара в 1988г. подала иск на фотографа и с требованием выплатить 90,000 долл. в качестве гонорара. Робер Дуано выиграл, однако ему пришлось признаться, что это фото постановочное. По словам фотографа, он бы не осмелился фотографировать целующихся на улице, потому что “такие парочки редко бывают “узаконенными”.
По материалам сообщества «История одной фотографии».
Каково ваше сообщение? Сюжетная фотография
Главная » Уроки фотографии для начинающих » Что вы хотите сказать? Сюжетная фотография
по Darlene Hildebrandt | Последнее обновление:
На местном уровне я провожу занятия по фотографии путешествий и часто спрашиваю своих учеников, чему они научились или что они вынесли из занятий. Ответ, который я получил от одного из них, заставил меня почувствовать себя очень хорошо, что мое сообщение было доставлено. Он сказал, что записал:
Каково мое намерение?
Это как раз наша сегодняшняя тема. Зачем ты сделал фото? Что вы увидели, что хотели передать другим, увидевшим ваше изображение?
Когда вы замедлитесь и начнете задавать себе такие вопросы, вы также, вероятно, обнаружите, что фотографии, которые вы создаете, имеют больше смысла и больше нравятся другим людям.
Здесь есть история или сообщение? Что это такое?Получение «вау» реакции на ваши фотографии
Хотели бы вы, чтобы люди «получили» ваши изображения, увидели то, что вы видели, и, возможно, предложили вам «вау» или два? Есть несколько ключей к получению такой реакции, давайте посмотрим:
- есть точка для создания фотографии, зачем вы ее делаете?
- что ты ЧУВСТВУЕШЬ когда фотографируешь? Используйте все свои чувства: что вы обоняете, слышите, видите, чувствуете и пробуете, если это применимо в данный момент?
- каково ваше сообщение , какую историю вы хотите рассказать?
- Что вас привлекает в , чтобы сделать это изображение?
- что вы хотите, чтобы зритель понял и получил, когда он смотрит на ваше изображение
Наверное, я догадываюсь, о чем вы сейчас думаете. Что-то вроде «о, нет, теперь я должен правильно разобраться со всеми техническими вещами, диафрагмой, выдержкой и т. д. — И я должен думать о своих чувствах?!» Я близко? Я понимаю, что это много, особенно если вы еще новичок в фотографии и больше интересуетесь основами фотографии. Но поверьте мне в этом, даже если вам придется на какое-то время перевести камеру в режим «Программный» или «Авто» и сосредоточиться на этом. . .
Подумайте, ПОЧЕМУ, когда вы фотографируете
Я также не раз слышал от своих учеников, что их фотографии были лучше до того, как они начали изучать настройки камеры и больше снимать в ручном режиме – вы тоже можете это сказать? Так что плохого в том, чтобы сделать шаг назад и на некоторое время сосредоточиться на другой части фотографии — эстетической стороне!
Великолепная фотография — это баланс техники и искусства!
Вам нужно разработать обе части этого уравнения. Лучшие в своей области создают рассказывающие фотографии, которые одновременно технически безупречны и достаточно интересны, чтобы привлечь зрителя к своим изображениям.
Часть первая – техническая. Да, вы захотите освоить технические вещи, чтобы это было для вас второй натурой, и вы могли изменять настройки, не сверяясь с руководством и даже не отрывая камеру от глаз. В идеале вы хотите добраться туда, где это вторая натура, и вы почти не думаете о настройках, вы просто делаете это. Это приходит только с практикой и знакомством с камерой.
Часть вторая – художественная. Это тоже нужно развивать. Смотреть на вещи по-новому и думать о том, ПОЧЕМУ вы фотографируете, — это часть развития ваших художественных способностей. Некоторые люди считают, что такие таланты передаются по наследству, и они либо есть, либо нет. Я считаю, что творчеству можно научиться и развить его, и, как и в первой части выше, оно приходит только с практикой. Когда мы вырастаем и становимся взрослыми, мы часто теряем связь со своей творческой стороной, но она есть, если вы хотите раскрыть ее.
Взгляните на два изображения танцоров ниже. Оба технически хорошо сделаны, вы согласны? Они в фокусе и хорошо экспонированы. Но какой из двух рассказывает больше истории? У кого больше чувств? Какой из них дает вам лучшее представление о том, о чем я думал, и о моих намерениях, когда я взял его?
План действий на эту неделю
Вы, наверное, уже знаете, что я скажу, верно?
Выйдите и сфотографируйте что-нибудь, но на этой неделе выходите с большим намерением. Притормозите, сделайте паузу во время съемки и подумайте о причинах, по которым вы это делаете. Фотография — это путешествие, используйте все свои чувства и постарайтесь запечатлеть это в своем снимке.
Тогда – поделитесь с нами здесь и расскажите о своем опыте. Вы заметили разницу в полученных фотографиях, когда снимали намеренно? Вы использовали автоматические настройки и позволили технике отойти на второй план и сосредоточиться на художественном? Если да, то как это чувствовалось? На ваш взгляд, он был успешным? Самое главное, вы уже получили какие-нибудь «вау» комментарии?
Во-вторых, какие истории, если таковые имеются, вы видите на изображениях в этой статье? Я хотел бы услышать, что вы видите и что вы получаете из моих фотографий, и насколько близко это соответствует моим намерениям, когда я их делал.
До следующего раза, продолжайте стрелять!
Cheers,
О Дарлин Хильдебрандт
Дарлин — педагог, которая учит начинающих любителей и любителей улучшать свои навыки с помощью своих статей на сайте Digital Photo Mentor, своего курса фотографии для начинающих и частных уроков. Чтобы помочь вам на любом уровне, на котором вы находитесь, у нее есть два мини-курса по электронной почте. Подпишитесь на ее бесплатный мини-курс по электронной почте для начинающих или портретной фотографии. Или получить оба, бесплатно!
Digital Photo Mentor является участником партнерской программы Amazon Services LLC, партнерской рекламной программы, предназначенной для предоставления сайтам средств для получения платы за рекламу за счет рекламы и ссылок на продукты на Amazon. Как партнер Amazon Associate Digital Photo Mentor зарабатывает на соответствующих покупках.
Уведомляет ли Instagram, когда вы делаете скриншот?
- Instagram уведомляет о скриншотах для режима «Исчезновение» и исчезающих фотографиях в приватных DM.
- Уведомления не отправляются для скриншотов историй, постов или роликов в Instagram.
- Чтобы не быть обнаруженным для снимка экрана, откройте Instagram в веб-браузере или включите режим полета.
Создание снимка экрана (или запись экрана) истории, поста или даже ролика в Instagram обычно не уведомляет создателя.
Есть несколько исключений: когда вы делаете скриншот разговора, созданного в режиме «Исчезновение», или скриншот исчезающего фото или видео, Instagram уведомляет отправителя сообщения.
Вот все, что вам нужно знать о создании скриншотов или записи экрана в Instagram.
Уведомляет ли Instagram при создании скриншота истории?Хотя раньше Instagram уведомлял создателя о скриншотах сторис, теперь он этого не делает. Вполне возможно, что политика уведомлений о снимках экрана в Instagram может снова измениться, поэтому рекомендуется перепроверить.
Если для вас важно, чтобы никто тайно не сделал скриншот вашего поста без вашего разрешения, вы можете скрыть свою историю в инстаграме от определенных людей, чтобы у них не было возможности ее увидеть или сделать снимок экрана.
Уведомляет ли Instagram, когда делает снимок экрана?Как и в случае с историями, Instagram не отправляет уведомление, когда вы делаете скриншот чьей-то публикации.
Когда Instagram уведомляет о том, что сделан снимок экрана?Instagram будет уведомлять вас только о снимке экрана сообщения в режиме «Исчезновение» или об исчезновении фото или видео, отправленных в приватной ветке DM. Instagram не уведомляет о скриншотах для историй, постов, роликов, постоянных личных сообщений или любого другого контента в приложении.
Если вы сделаете снимок экрана в режиме «Исчезновение», в диалоге появится сообщение «[ваше имя пользователя] сделал снимок экрана».
Если вы попытаетесь сделать скриншот разговора в режиме «Исчезновение», внутри чата появится уведомление. Дэйв Джонсон/ИнсайдерЕсли вы сделаете скриншот исчезающего фото или видео, рядом с ним появится маленький кружок как для вас, так и для другого человека.
Небольшой заштрихованный круг появляется рядом с исчезающим изображением в Instagram. Дэйв Джонсон/ИнсайдерЕсли вы хотите сохранить изображение или видео без скриншота, вы можете добавить его в закладки. Найдите сообщение, содержащее изображение, а затем нажмите значок Закладка . Позже вы сможете найти его, коснувшись трехстрочного меню и выбрав Saved .
Совет: Если вы не видите уведомления о снимках экрана, которые, по вашему мнению, были сделаны, проверьте наш список способов исправить уведомления Instagram, когда они не работают должным образом.
Что нужно знать о скриншотах в прямых сообщениях InstagramИсчезающее фото или видео — это фото или видео, которые вы снимаете с помощью камеры в окне сообщения Instagram.
Сообщение «исчезает», потому что другой пользователь может просмотреть его только один раз (или дважды, если вы разрешили воспроизведение). Instagram уведомит вас, если кто-то сделает скриншот исчезающего DM.
Подсказка: С другой стороны, когда вы отправляете кому-то фото или видео из фотопленки вашего телефона, это сообщение не исчезает, и поэтому вы не будете уведомлены, если кто-то сделает снимок экрана.
Вы также можете делать скриншоты другого контента в прямом чате — например, отдельных сообщений, истории разговоров и сообщений, пересылаемых туда и обратно — без уведомления другого человека.
Как избежать обнаружения снимка экрана InstagramХотя эти методы позволяют избежать уведомления о снимке экрана, вы никогда не должны использовать или делиться чьими-либо изображениями, конфиденциальным контентом или личной информацией без их согласия.
- Откройте Instagram в веб-браузере: Если вы войдете в Instagram в веб-браузере на своем компьютере и перейдете к своим личным сообщениям, вы можете сделать скриншот исчезающего фото или видео без ведома человека. Instagram не уведомляет о снимках экрана, сделанных в веб-браузере.
- Переведите телефон в авиарежим: Если сделать скриншот исчезающего фото или видео, когда ваш телефон находится в авиарежиме, другая сторона не будет уведомлена о снимке экрана.
- Использовать другую камеру или устройство: Конечно, вы также можете сделать снимок экрана с помощью другого устройства, хотя это может не дать наилучшего качества.
Дэйв Джонсон
Внештатный писатель
Дэйв Джонсон — журналист, пишущий о потребительских технологиях и о том, как индустрия трансформирует спекулятивный мир научной фантастики в современную реальную жизнь. Дэйв вырос в Нью-Джерси, прежде чем поступить в ВВС, чтобы управлять спутниками, преподавать космические операции и планировать космические запуски. Затем он провел восемь лет в качестве руководителя отдела контента в группе Windows в Microsoft. Как фотограф Дэйв фотографировал волков в их естественной среде обитания; он также инструктор по подводному плаванию и соведущий нескольких подкастов. Дэйв является автором более двух десятков книг и участвовал во многих сайтах и публикациях, включая CNET, Forbes, PC World, How To Geek и Insider.