Ультрафиолетовая фотография — жанр, который сравнительно мало используется фотографами, несмотря на то, что снимки получаются захватывающими и неординарными. Почему такое происходит? Осмелимся предположить, что просто фотографы, незнакомые с тонкостями процесса, заранее пугаются сложностей и необходимости дополнительных инвестиций в оборудование для ультрафиолетовой фотографии. А зря! Канадский макрофотограф ©Don Komarechka не только изучает УФ-фотографию для себя, но и с воодушевлением делится своими знаниями со всеми, кто заинтересован. Большая часть УФ-фотографии вращается вокруг мира, который мы обычно не замечаем из-за его обыденности. Попытка посмотреть на простые предметы сквозь «невидимую призму» помогает получить прекрасные образы — новые и необыкновенно занимательные своей диковиностью. Использование УФ-света, который находится вне спектра, воспринимаемого человеком, — отличный способ начать исследования и войти в мир ультрафиолетовой фотографии. Существует два типа ультрафиолетовой фотографии — УФ-отражения и УФ-флуоресценции. При съемке методом ультрафиолетового отражения используется источник, который содержит ультрафиолетовый свет (например, солнце или источник света полного спектра). При этом ультрафиолет собирается и попадает на датчик камеры. Чтобы это было возможно, требуется модификация камеры, аналогичная такой, как делается для инфракрасной фотографии, только на другом конце спектра. При съемке методом УФ-отражения на фотоснимках можно получить скрытые на цветках узоры, которые способны видеть только насекомые. Например, в виде эффектных «посадочных полос» из пыльцы для привлечения опылителей. Посмотрите, как отличаются фотографии, сделанные обычным способом и с помощью УФ-отражения. Нижняя часть — видимый свет, а сверху — инфракрасное изображение того же цветка герберы. Хотя обычное монохромное изображение, безусловно, интересно, но флуоресцирование цветка (крупный план) превратило картинку в волшебную для восприятия. УФ-флуоресценция не требует модификации камеры. Следует просто уделять пристальное внимание тому, чтобы только УФ-луч попадал на объект. Если что-то в кадре флуоресцирует, видимый свет будет «отскакивать» назад к камере. Интересное наблюдение: почти все в природе флуоресцирует в т ой или иной степени. Возможно, вы слышали о насекомых, которые светятся под ультрафиолетом. Но если обеспечить достаточно света только для УФ-луча, то «засветиться» может все. В данном методе ключевым фактором является интенсивность светового потока. И он должен быть чистым», так как даже частичное попадание в объектив видимого спектра загрязнит результаты. Так выглядит установка для УФ-съемки. Каждая из этих накамерных вспышек Yongnuo 685 была модифицирована для вывода исключительно ультрафиолетового излучения, и процесс этот занял всего около пяти минут. Как модифицировать вспышку для УФ-съемки Вам необходимо разобрать вспышку. ВНИМАНИЕ! Вспышка — это высоковольтное оборудование, которое вы открываете на свой страх и риск. Удалите два куска пластика, которые находятся перед ксеноновой вспышкой. Они управляют лучом света, но также блокируют УФ-излучение. Есть два винта и несколько зажимов под резиновыми вставками по бокам вспышки. После того, как вы их уберете, а вспышка будет снова собрана, потребуется отфильтровать свет до УФ-излучения. Используйте комбинацию из двух 77-миллиметровых фильтров и получите потрясающие результаты. Например, каждый из двух фильтров Hoya U340 и MidOpt BP365 дает очень небольшую утечку света видимого спектра; один красного цвета, другой — фиолетового. Вместе они перекрывают друг друга и блокируют волны видимого спектра. Некоторые цветы или насекомые совершенно неинтересны, как объекты съемки, так как они не слишком флуоресцируют по сравнению с другими. Насекомые могут отражать УФ-излучение. Например, как эта цикада. Но когда вы сфотографируете ту же самую цикаду в темной комнате и отсечете весь видимый спектр света, прозрачные крылышки засияют фантастическим синим. . То же самое будет с некоторыми видами стрекоз, хотя большинство насекомых с меньшими размерами крыльев вряд ли получатся такими сказочными на фотографиях. Ключевым моментом УФ-фотографии является постоянное экспериментирование. И об этом следует помнить! Теги:идеи, макросъемка |
Невидимая фотография / Хабр
Знакомые часто интересуются: зачем я занимаюсь невидимой фотографией? Инфракрасной, ультрафиолетовой, тепловой. Неужели там есть что-то интересное?
Поскольку лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то вот вам небольшая демка. С 15-ю предметами. Здесь они в видимом спектре, а дальше мы на них посмотрим в других диапазонах:
[Видимый свет, 400-750 нм. F/6.3, 1/2500 сек, ISO 200, стеклянная 35-мм линза Nikkor. Снято на модифицированный Nikon D90 с удалёнными внутренними ИК/УФ фильтрами через светофильтр видимого света Kolari Vision Hot Mirror UV/IR Cut filter.]
Номерами обозначены:
1. Ультрафиолетовая лампа (диапазон UV-A)
2. Серебряный слиток
3. Американская одноцентовая монета, покрытая медью
4. Родиевое кольцо
5. Рюмка с белым вином
6. Разделочная доска, предположительно из ПВХ
7. Трава (на заднем плане)
8. Рюмка с красным вином
9. Кусок чёрного полиэтиленового мусорного мешка
10. Клочок бумаги с нанесённой на него полоской антизагарного крема
11. Включённый диодный фонарик
12. Карандаш
13. Пластинка кремния толщиной 0.8 мм
15. «Сердечко» из то ли селенита, то ли дымчатого кварца
Освещение — солнце.
Готовы? Поехали!
Ультрафиолетовый мир
[Ультрафиолет 350-400 нм. F/6.3, 1/5 сек, ISO 3200, стеклянная 35-мм линза Nikkor (что и определило нижнюю границу). Снято на модифицированный Nikon D90 с удалёнными внутренними ИК/УФ фильтрами. Фильтр Kolari Vision UV Ultraviolet Bandpass Transmission.]
Что изменилось? [Видимая картинка продублирована для облегчения сравнения]
1. Весьма ожидаемо, УФ лампа стала ярче.
3. А вот медь потемнела. Она, как известно, плохо отражает в УФ.
5. Белое вино стало… чёрным. Да, виноградное вино почти непрозрачно в ближнем ультрафиолете. С персиковым вином этот номер не проходит.
6. Разделочная доска потемнела катастрофически. А все царапины и порезы на ней ярко проступили.
7. Трава тоже потемнела. В синем и УФ это характерно для всей растительности. Что представляло некоторую трудность для ранних фотографов, работавших с ортохроматической плёнкой.
10. Антизагарный крем. Его видно! Вот ещё применение: перед выходом на пляж фотографироваться в УФ и обнаруживать пробелы в антизагарном покрытии.
11. А что случилось с диодным фонариком? Нет, я его не выключал. Просто он в УФ не светит. Вероятно, это ещё одна из причин, по которой музеи с картинами стараются переходить на диодное освещение. Ибо от ультрафиолета краски иногда выцветают.
12. Карандаш, точнее жёлтая краска на нём, тоже потемнела.
14. Пламя свечи еле-еле заметно. Чего и следовало ожидать: температурка не та, чтобы всерьёз сиять в ультрафиолете.

Дальше?
Ближний инфракрас, 750-900 нм
[Ближний ИК, 750-900 нм. F/6.3, 1/2500 сек, ISO 1600, стеклянная 35-мм линза Nikkor. Снято на модифицированный Nikon D90 с удалёнными внутренними ИК/УФ фильтрами. Фильтр B+W #093 (87C).]
Что интересного наблюдается здесь?
1. Ультрафиолетовая лампа полностью заблокирована. Как и ожидалось.
2. Серебро почему-то потемнело, хотя должно здорово отражать в ИК. Почему? Потому что в слитке мы видим отражение неба. Состоящее в основном из голубого видимого света. Фильтр его подавил. Кто снимал в ближнем ИК, знает, насколько почти чёрным может казаться небо в этом диапазоне.
4. Однако вот относительная яркость родия по сравнению с медью или серебром упала. Потому что он действительно хуже отражает ближний ИК (см. Figure 5)

7. Трава драматически посветлела. Что, опять же, свойственно практически любой растительности в этом диапазоне.
11. Диодный фонарик молчит.
14. А вот свеча светит, и светит ярко. Ну, понятно, при её-то температурах большая часть излучения приходится не на видимый свет.
15. А камушек-сердечко? Стал прозрачен, как простое стекло.
Продолжим.
Опять ближний ИК, но уже немного подальше: 1000-1050 нм.
Чтобы увидеть этот диапазон, я взял обычный светофильтр, вынул стекло, и вставил три пластинки кремния общей толщиной 2.4 мм. Вот так выглядит изделие:
А вот так — результат его применения:
[Ближний ИК, 1000-1050 нм. F/6.3, 1/4 сек, ISO 3200, стеклянная 35-мм линза Nikkor. Снято на модифицированный Nikon D90 с удалёнными внутренними ИК/УФ фильтрами. Фильтр: 2.4 мм кремния .]
Картинка в целом похожа на предыдущую. Но имеются занятные отличия:
13. Кремниевая пластинка стала прозрачной. Сквозь неё прекрасно всё видно. Примерно вот так:
14. Пламя свечи стало ещё ярче.
И нет, металл не потемнел. Это просто виньетирование от несовершенства фильтра.
Продолжим.
Тепловой диапазон 6-14 мкм
По меркам этого кадра, все предыдущие сделаны практически на одной длине волны. Здесь же мы увеличиваем её сразу в десяток раз. В этом диапазоне светят предметы комнатной температуры, в том числе человеческое тело. Много интересного можно увидеть в тепле, но краткости ради ограничимся рамками демки.
Поскольку снималось со слегка другой точки, и в чуток разных композициях, привожу два кадра:
[Тепловой диапазон, 6-14 мкм. Камера SeekThermal CompactPRO. Параметры съёмки, к сожалению, в exif-е отсутствуют. На слух экспозиция около 1/10 секунды]
Что наблюдается?
5. Рюмки, как и любое стекло, в тепле непрозрачны. Зато видно, что их содержимое лишь недавно из холодильника.
9. Можно видеть сквозь чёрный полиэтилен! Это лучше различимо на нижнем кадре, где сквозь пластик отчётливо проступают нижняя часть стакана и карандаш.
10. Занятно, но на бумаге опять проступил антизагарный крем. Вероятно, из-за хорошего поглощения УФ он нагрелся сильнее бумаги и теперь отдаёт эту энергию в тепле.
11. Диодный фонарик светит, но почти не греет. В общем, хороший фонарик.
13. Кремниевая пластинка по-прежнему прозрачна.
14. А свеча ярка настолько, что просто пересвечена. Из-за чего, увы, на картинке это даже не сразу различимо.
А теперь — бонусный материал!
Комбинируем
Назначаем ультрафиолетовому свету синий канал, инфракрасу 750-800 нм — зелёный, а микрометровому — красный. И складываем всё вместе:
Многое тут же становится понятнее и яснее:
- Синие предметы ярки либо прозрачны в ультрафиолете.
- Жёлтые и зелёные, наоборот, в УФ отражают плохо, но ярки в ближнем ИК.
- А вот красные прозрачны или ярки вблизи 1 микрометра.
Всем спасибо и хорошего дня!
Статью можно скачать и сохранить в PDF (запасной миррор).
Как делать ультрафиолетовую фотографию
Поделиться:
Ультрафиолетовая фотография — это интересный фотографический метод получения изображений с использованием света ультрафиолетового спектра. Снимки, сделанные таким образом, могут иметь художественное значение, но их также можно использовать в дерматологии или криминалистике, поскольку ультрафиолетовые изображения выявляют ухудшение состояния и повреждения различных структур (например, кожи), не видимых в видимом свете. Эти изображения также могут выявить скрытые узоры в цветах, которые могут видеть только насекомые, что может выглядеть потрясающе на макросъемке.
Чтобы узнать об основах ультрафиолетовой фотографии, читайте дальше!
Фото Beo BeyondКак работает ультрафиолетовая фотография
Как мы все знаем, люди не могут видеть ультрафиолетовый свет. Мы можем видеть только так называемый «видимый свет» — его длина волны находится в диапазоне от 400 до 750 нанометров. Из-за этого нам нужна УФ-фотография, чтобы визуализировать любую длину волны ниже 400 нм. Полоса УФ-излучения простирается от 1 до 400 нм, но УФ-фотография захватывает только ближний УФ-диапазон, длина волны которого составляет от 200 до 380 нанометров.
Существует два способа использования УФ-излучения в фотографии: отраженное УФ-излучение и флуоресценция, индуцированная УФ-излучением.
В случае отраженного УФ камера фиксирует лучи, отраженные определенным объектом. Когда дело доходит до флуоресценции, вызванной УФ-излучением, объект поглощает энергию УФ-излучения и излучает флуоресцентный свет, который можно зафиксировать с помощью камеры.
Фото Келси ДодиУФ-фотография в отраженном свете
Для того, чтобы сделать возможной фотосъемку в отраженном УФ-излучении, объект съемки должен быть освещен непосредственно лампами, излучающими УФ-излучение, или солнечным светом. Вы также должны разместить на объективе УФ-фильтр, потому что этот фильтр пропускает ультрафиолетовый свет, но блокирует весь видимый и инфракрасный свет. Также очень важно, чтобы ваш УФ-фильтр не пропускал инфракрасное излучение. Эти утечки могут легко скрыть детали изображений, которые были бы сохранены, если бы фильтр полностью блокировал инфракрасные волны.
Большинство типов линз пропускают длинноволновое УФ-излучение, но поглощают все остальные УФ-излучения (350 нм и ниже). Из-за этой проблемы лучше всего использовать специально разработанные линзы для УФ-фотографии — эти линзы имеют элементы из плавленого кварца или кварца и флюорита. Хорошим примером специального УФ-объектива является Nikon UV-105.
Существуют также популярные объективы с УФ-излучением:
- Nikon 35mm F/2.5 Series E
- Optomax 35mm F/3.5
- Nikon AF 50mm F/1.8D
- Yongnuo 50mm F/1.8
- Nikon EL 105mm F/5.6
Когда дело доходит до цифровых камер, способных снимать в отраженном УФ-излучении, вы можете использовать, например, немодифицированные Nikon D70 или D40, но есть много других камер, которые можно отличный выбор, если вы удалите их внутренний УФ- и ИК-блокирующий фильтр.
Существует также цифровая камера Fujifilm FinePix IS Pro, разработанная специально для ультрафиолетовой и инфракрасной фотографии.
Фото PlatelickerУФ-индуцированная флуоресцентная фотография
В фотографии, основанной на флуоресценции, используется то же ультрафиолетовое излучение, что и в отраженной УФ-фотографии. Однако в этом случае фильтр, используемый на линзе, должен поглощать или блокировать весь ультрафиолетовый и инфракрасный свет и пропускать только видимый свет.
УФ-индуцированная флуоресцентная фотография должна выполняться в темной комнате на черном фоне. Фотографу следует носить темную одежду для получения наилучших результатов, так как различные ткани могут светиться в ультрафиолете. Имейте в виду, что для этого типа УФ-фотографии можно использовать любую камеру или объектив, поскольку захватываются только видимые длины волн.
Многие природные объекты и вещества флуоресцируют в ультрафиолетовом свете, например, горные породы и минералы, грибы и бактериальные культуры, лишайники, растения и даже ткани и жидкости организма.
Баланс белого и ложные цвета в УФ-фотографии
Поскольку УФ-изображения фиксируют излучение, которое не находится в видимом диапазоне, вы фактически не можете подобрать для них правильный баланс белого. Это дает вам пространство для экспериментов и творчества — вы можете сходить с ума в постобработке!
Также полезно знать, что камеры, объективы и пропускающие УФ-фильтры, записывающие широкий УФ-спектр, как правило, дают ряд ложных цветов, не связанных с реальными цветами объекта. Изображения цветов часто дают эти ложные ультрафиолетовые цвета, и они могут быть очень привлекательными с художественной точки зрения. Однако, если ваш объектив пропускает только самые длинные волны ультрафиолетового излучения, ваши фотографии будут иметь монохроматический фиолетовый цвет независимо от объекта.
Фото Пита МураУФ-фильтры
Современные фильтры для УФ-фотографии можно разделить на три типа.
Фильтры сэндвич-типа изготавливаются путем соединения различных типов ионного стекла, что позволяет пропускать ультрафиолетовое излучение и в то же время блокировать прохождение инфракрасного излучения. Эти фильтры обычно отображают более низкую контрастность и разрешение изображения по сравнению с другими типами фильтров.
Комбинированные диэлектрические и ионные фильтры являются наиболее полезными типами фильтров для УФ-фотографии, они имеют один слой ионного стекла и различные типы покрытий с обеих сторон.
Также существуют интерференционные фильтры – в них используются диэлектрические покрытия на подложке из плавленого кварца, пропускающего УФ.
Если говорить о наиболее известных УФ-фильтрах, обратите внимание на следующие:
- Schuler UV
- Baader U
- Astrodon Uvenus
- Asahi Spectra XRR0340
История ультрафиолетовой фотографии и ее применения довольно интересна.
Этот тип фотографии использовался в качестве доказательства в суде еще в 1934 году. Фотографии, сделанные с помощью ультрафиолетового излучения, могут показать синяки или шрамы, которые не видны на поверхности кожи, потому что они уже зажили. Из-за этого такие фотографии могут быть идеальным доказательством физического насилия даже после того, как видимые раны зажили.
УФ-фотографии показывают не только синяки и шрамы, но и солнечные повреждения в виде пятнистой пигментации. Темные пятна на УФ-фотографиях указывают на повреждение солнечными лучами, а более темные и крупные пятна указывают на большее повреждение. Это чрезвычайно полезно в дерматологии.
Кроме того, ультрафиолетовая фотография может использоваться для обнаружения поддельных документов.
Photo by SpiggetЧтобы узнать больше об ультрафиолетовой фотографии (а также об инфракрасной и рентгеновской фотографии), перейдите по ссылкам ниже.
Дополнительная литература:
- 4 Сумасшедшие техники фотографии, о которых вы, вероятно, не знали
- Начало работы с УФ-фотографией
- Ультрафиолетовая фотография и зрение насекомых
- Как снимать в инфракрасном диапазоне
- Рентгеновская фотография: необычный тип съемки крупным планом
- Что, если бы мы могли видеть все длины световых волн?
Начало работы с УФ-фотографией
1.

Ультрафиолетовая фотография (УФ-фотография) — это новый способ получения уникальных изображений путем фотографирования в ближнем ультрафиолетовом диапазоне, ниже 380 нм. Эта часть электромагнитного спектра невидима для человеческого глаза. Датчики камеры могут быть чувствительны к этому после их модификации. То же самое и с инфракрасной фотографией.
Ультрафиолет воздействует на окружающую среду совсем иначе, чем инфракрасный. мы можем использовать УФ-фотографию для художественной фотографии (макросъемка, портрет, пейзаж), а также для аналитической фотографии (дерматологический и судебный анализ).
2. Что мне нужно для УФ-фотографии?
– Камера:
Ультрафиолетовая фотография требует некоторых модификаций камеры, таких как инфракрасная фотография. Единственный способ сделать камеру чувствительной к ультрафиолетовому спектру — это преобразовать камеру в режим преобразования полного спектра. За счет того, что при использовании соответствующих светофильтров позволит делать как ультрафиолетовую, так и инфракрасную фотосъемку.
Если у вас уже есть полноспектральная камера, то вам не потребуется никаких дополнительных модификаций для съемки в ультрафиолете.
– Фильтр:
Необходимость в камере полного спектра подразумевает использование фильтра, надеваемого на переднюю часть объектива. Пропускающий ультрафиолетовый полосовой фильтр производства Kolari Vision обеспечивает наилучшее решение с точки зрения покрытия, чистоты диаграммы пропускания и построения, предлагая хорошо контрастные и детализированные изображения.
– Линзы:
Передний элемент современных линз имеет анти-УФ покрытие. Из-за этого для ультрафиолетовой фотографии требуются специальные линзы, пропускающие ультрафиолетовый свет через свои оптические элементы. Лучшие линзы с УФ-излучением и самые дорогие: кварцевые линзы. Эти линзы изготовлены из кварца и предназначены для научных целей. К счастью, существуют гораздо менее дорогие решения с линзами с небольшим количеством (или вообще без) анти-УФ-покрытием и небольшим количеством оптических элементов. Мы можем разделить эти линзы на 3 категории:
- Объективы начального уровня
- Старые линзы
- Увеличивающие линзы
– Освещение:
Освещение для УФ-фотографии может быть очень сложным. Наиболее надежным источником освещения для УФ-фотографий является сильный прямой солнечный свет. Если вы снимаете в помещении, вам понадобится специальный источник УФ-излучения, о котором мы расскажем в нашей статье здесь. В этой статье рассматривается ряд вариантов, включая наш светодиодный УФ-фонарик, а также нашу мультиспектральную вспышку KV-FL1, которые являются отличным решением для съемки в ультрафиолетовом свете, когда солнечный свет невозможен:
- Прямой солнечный свет
- Светодиодный УФ-фонарик
- УФ-вспышка
3. Как сделать УФ-фотографию?
Фокусировка и композиция:
Используйте модифицированную камеру с возможностью просмотра в реальном времени , чтобы компоновать снимки и фокусироваться на объектах, как при съемке в инфракрасном диапазоне. В режиме live view вы можете напрямую компоновать и фокусироваться благодаря чувствительности датчика к ультрафиолетовому излучению.
Если ваша модифицированная камера не поддерживает просмотр в реальном времени, вам необходимо выполнить следующие действия:
- Снимите полосовой фильтр, пропускающий УФ-излучение, с объектива
- Скомпонуйте кадр и сфокусируйтесь на объекте в видимом свете
- Отключить автофокусировку объектива
- Наденьте полосовой пропускающий УФ-фильтр
- Стрелять
Некоторые объективы с УФ-излучением имеют смещение фокуса в ультрафиолетовом диапазоне по сравнению с видимым. Используя этот метод, вам придется учитывать этот параметр.
Внимание! Информация по безопасности: НИКОГДА не смотрите в видоискатель, если на объектив надет УФ-фильтр. Это может серьезно повредить ваш глаз. Кроме того, НИКОГДА не смотрите через полосовой УФ-фильтр.
Баланс белого:
Перед съемкой мы должны использовать шкалу серого, чтобы получить идеальный баланс белого. Таким образом, датчик будет откалиброван, чтобы обеспечить идеальный оттенок и контраст без цветового оттенка. Не забывайте снимать в RAW!
4. Как обработать УФ-фотографию?
Базовая обработка:
Ультрафиолетовая фотография не требует продвинутых навыков цифровой обработки. Достаточно простого баланса белого, сделанного на серой диаграмме. Таким образом, вы получите тонкий фиолетово-синий оттенок на ваших предметах.
Таким образом, вы также можете сделать классическую черно-белую обработку, чтобы избежать этого оттенка. Это даст эффект серебра и специфическое распределение контраста.
Усовершенствованная обработка:
Для статических объектов можно смешивать видимые и ультрафиолетовые снимки, чтобы смешать ультрафиолетовый контраст с видимыми цветами. Эта техника работает только со статическими предметами. Вы должны сделать 2 одинаковых снимка вашего объекта. Один снимок в ультрафиолете и один классический в видимом свете (с горячим зеркальным фильтром).