Лучшие выставки Фотобиеннале-2022 в Мультимедиа Арт Музее в Москве, которые нельзя пропустить
T
КУЛЬТУРА•ИСКУССТВО
Фотобиеннале-
2022
Текст: Мария Бессмертная
Весной 1996 года — 26 лет назад — в Москве прошла Первая международная «Фотобиеннале», после чего в ноябре появился первый в России музей фотографии и современного искусства — Московский Дом фотографии/МАММ. По воспоминаниям директора музея Ольги Свибловой, идея открыть новый музей в 1990-х была более чем авантюрной — всем было, мягко говоря, не до искусства. Однако МАММ доказал обратное: за это время он показал более 2,5 тысячи выставок и стал одним из самых посещаемых музеев не только России, но и Европы. The Blueprint рассказывает, какие выставки нынешней биеннале точно нельзя пропускать.
Игорь Мухин
Москва — Париж — Вена
Мухин, живой классик отечественной фотографии, для МАММ человек, мягко говоря, не случайный. Многолетний преподаватель Школы фотографии им. Родченко, он не раз выставлялся в музее. В юбилейный год МАММ показывает его три классические серии: «Москва» (1996–2000), «Париж» (1999–2000) и «Вена» (2002). Последняя, кстати, впервые выставляется в Москве. Мухин, получивший известность благодаря фотографиям перестроечной богемы (среди его героев были Цой, БГ, Петр Мамонов и Александр Башлачев), всегда любил снимать молодежь. В 1999 году Министерство культуры Франции, ценившее его московские хроники, решило, что парижская молодежь заслуживает не меньшего: Мухин получил министерский грант и поехал снимать улицы города во время празднований в честь наступления нового века. В 2002-м подключилась и австрийская столица, куда Мухин приехал по приглашению Урсулы Кринцингер, создательницы одной из важнейших венских галерей современного искусства Krinzinger.
Памяти Светланы Рословой и МАММлюди
Две «домашние» для музея выставки, в центре которых — сообщество, сложившееся вокруг МАММ и благодаря которому музей стал одним из самых посещаемых и любимых в стране. «Памяти Светланы Рословой» — это фотографии музея смотрительницы МАММ и создательницы блога о нем «Выставочные люди» (среди его читателей были, например, выставлявшиеся в МАММ Паруйр Давтян и Сэнди Скогланд). Рослова стала жертвой эпидемии коронавируса, и выставка ее фотографий в юбилейный для музея год приобретает дополнительное символическое значение — это память о тех, без кого его просто не было бы. «МАММлюди» продолжает эту линию. Выставка собрана из фотографий, сделанных посетителями музея и собранных под одноименным хештегом. Среди них также — фотографии студентов Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко — структурного подразделения МАММ и одной из старейших школ современного искусства в стране. Она в этом году отмечает пятнадцатилетний юбилей.
Леонид Тишков
Ближе луны только звезды
Леонид Тишков, классик второй волны российского неофициального искусства, писатель, издатель (в основном — товарищей по советскому нонконформизму) и художник, в начале 2000-х сделал инсталляцию по мотивам картины Рене Магритта «16 сентября 1956 года» со светящейся луной в кроне дерева. Светящаяся луна Тишкова с тех пор объездила весь мир, появляясь то в Арктике, то рядом с собором Парижской Богоматери, то в Японии. В центре выставки — документация этого проекта. Параллельно показывают еще три серии: «Дома-скитальцы», «Машина желаний» и «Переселение людей в космос». Романтичные, по-хорошему литературоцентричные и эскапистские работы Тишкова в современных реалиях приобретают еще одно важное качество. Они, снятые в каждой стране при участии местных художников и фотографов, по-настоящему космополитичны. И выставка в МАММ очередное, но сейчас совсем не лишнее напоминание о том, какой вред может нанести художественному процессу изоляция.
Валерий Юрлов
Было — стало
Выставка одного из самых загадочных советских шестидесятников, который всю жизнь отказывался вступать в какие-либо группы или художественные сообщества и в истории искусства так и остался на собственных условиях. После гремевших на весь Союз оттепельных выставок Пабло Пикассо, Пьера Сулажа и Жана Фотрие Юрлов без обиняков говорил: «Когда я впервые увидел работы Пикассо и Поллока, мне показалось, что я все уже до них знал и придумал». В случае с Юрловым это не поза, как может показаться, а четкое понимание художником своей генеалогии. Абстракционист Юрлов — один из самых последовательных продолжателей традиций советского авангарда, который учился у Павла Захарова и Андрея Гончарова. «Было — стало» в МАММ — это демонстрация самой знаменитой серии работ Юрлова, в которой он нашел свою идеальную метафору, вынесенную в название. В своих работах Юрлов фиксирует различные состояния объектов: надкушенные и свежие яблоки, целые и разбитые бутылки, деформированные и правильные геометрические фигуры и так далее. Эта серия — его многолетний диалог с философом и теологом Николаем Кузанским, который в XV веке писал о противоположных сущностях, из которых состоит природа всех вещей.
Дмитрий Булин
Codex rescriptus
Персональная выставка фотографа и режиссера Дмитрия Булина, который в прошлом году стал первым победителем грантовой программы фонда Still Art по поддержке и популяризации современной fashion-фотографии. Название Codex rescriptus — в переводе с греческого «палимпсест» (то есть рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении) — готовит зрителя к тому, что Булин работает в первую очередь с историческим материалом. В трех сериях, которые показывают в МАММ, он представляет новую интерпретацию классических изображений Северного и Итальянского Возрождения. В последней работе, снятой специально к выставке, он, впрочем, работает с современным материалом. В серии «Красота за 5 долларов» он на моделях снимает довольно безумные приспособления для улучшения внешнего вида, купленные на AliExpress. И делает это в стилистике классических голливудских портретов, таким образом весьма остроумно продолжая разговор о том, на что способны люди в погоне за скулами как у Марлен Дитрих.
Дмитрий Булин. Портрет мужчины в красном тюрбане. Из серии «Венера 2.0». 2018
Габриэле Галимберти
Мой личный динозавр и Домашняя аптека
Галимберти, прошлогодний лауреат премии World Press Photo за лучший портрет, к жанру относится фанатично. Его фотографические серии, почти все из которых снимаются на протяжении многих лет, — не просто портреты, а весьма наглядные социологические исследования. Своих героев Галимберти окружает причудливо собранными композициями из их же вещей. В случае «Домашней аптеки» это, собственно, лекарства, которыми пользуются его герои. Над проектом Галимберти работал с 2016 по 2020 год и снимал его в разных частях света, объехав десятки стран: Францию, Италию, США, Индию, Колумбию, Коста-Рику и Японию. Серия — часть более масштабного проекта под названием «Таблетки счастья», в котором Галимберти и трое его коллег-фотографов (Паоло Вудс, Арно Робер и Эдоардо Делиль) документируют, как люди с помощью лекарств пытаются управлять своей жизнью. В случае «Динозавров» у зрителей есть возможность посмотреть на интерьеры весьма состоятельных людей в Китае, Франции и Америке, которые — вы не поверите — действительно украшают свои дома настоящими скелетами доисторических животных.

Московское время — Выставки
Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»!13 июля — 26 ноября 2022 годаРесторан «Яр» — один из самых известных ресторанов старой Москвы. А сколько их еще было! Таких же известных, чьи названия до сих пор на слуху, и менее популярных, но не менее интересных с точки зрения развития в столице трактирного дела. Обо этом ресторанном разнообразии и рассказывает наша выставка, подготовленная фондом совместно с коллекционером Натальей Титовой.
Московские меценаты и благотворители в парке «Сокольники»21 августа 2020 — 28 февраля 2021 года
Фонд «Московское время» представляет уличную выставку «Московские меценаты и благотворители», расположенную на эстраде «Ротонда».
Выставка посвящена благотворительной деятельности московских предпринимателей и промышленников конца XIX – начала XX века. Не пытаясь объять необъятное, устроители ограничились иллюстрацией деятельности нескольких известнейших московских фамилий благотворителей и меценатов.
Москва забытая в арт-пространстве ArtNelly20 августа — 20 октября 2020 года
Прогуливаясь по Большой Полянке, обратите внимание на новое место культурного притяжения – галерею ArtNelly. Это уникальное арт-пространство открылось кураторской выставкой фонда «Московское время». До 20 октября вы можете в комфортной обстановке полюбоваться фотографиями дореволюционной Москвы, полистать и приобрести наши издания. Галерея работает с 12:00 до 21:00. Вход со 2-го Спасоналивковского переулка.
Династии московских меценатов и благотворителей в ЦДХ21 апреля — 6 мая 2018 года
Выставка, посвященная благотворительной деятельности московских предпринимателей и промышленников конца XIX – начала XX веков. На выставке будут представлены истории знаменитых династий, старинные и современные фотографии построенных меценатами зданий и учреждений.
Москва в фотографиях А.А. Губарева в Музее Москвы5 октября — 15 декабря 2017 года
Музей Москвы, Государственный исторический музей и фонд развития культуры и образования «Московское время»представляют выставку «Москва в фотографиях А.А. Губарева. 1912–1914». С 5 октября по 15 декабря в Музее Москвы будет открыта выставка, на которой впервые покажут работы Александра Губарева — фотографа, снимавшего Москву в начале XX века.
«Москва в офортах и фотографиях» в «Доме на Брестской»27 сентября — 19 октября 2016 года

«Вокруг Провиантских. Хамовники» в Музее Москвы15 марта — 15 мая 2016 года
В Музее Москвы прошла выставка «Вокруг Провиантских. Хамовники», на которой зрителя мог совершить путешествие по Хамовникам конца XIX – начала XX века. Также можно было сравнить старинные фотографии с современными видами исторического района Москвы, сделанными, по возможности, с тех же точек съемки. Парные фотографии были дополнены исторической информацией и иллюстрациями.
Прогулки по Москвев Усадьбе Влахернское-Кузьминки4 октября 2014 — 12 апреля 2015 года
Приглашаем вас посетить выставку «Прогулки по Москве». Экспозиция состоит из фотографий из альбомов Э.В. Готье-Дюфайе, сделанных с 1912 по 1915 годы, и современных снимков города, выполненных в 2004-2013 годы, с тех же точек съемки. Выставка организована совместно с Музеем русской усадебной культуры «Усадьба князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки».
Москва Готье-Дюфайе: город сто лет назадв Музее Москвы25 января — 10 апреля 2014 года
Фонд «Московское время» и «Музей Москвы» представляют большую выставку «Москва Готье-Дюфайе: город сто лет назад», посвященную столетнему юбилею полномасштабной фотосъемки улиц, переулков и площадей Москвы, выполненной Эмилием Владимировичем Готье-Дюфайе в 1912–1915 годах. Всего на выставке экспонируется более 250 пар фотографий старой и современной Москвы. Экспозиция выстроена по территориальному принципу. Для удобства зрителей даются фрагменты карты Москвы и сопроводительные комментарии составителей выставки.
Московская панорама в ЦДХ10 декабря 2011 — 7 января 2012 года
В ЦДХ на Крымском валу фонд «Московское время» представил фотовыставку «Московская панорама», составленную по материалам одноименной двухтомной книги-альбома. Выставка знакомила зрителей с историей усадеб и домов, церквей и монастырей, набережных и мостов Москвы-реки, а также известных городских местностей.
Москва 1930-х в фотографиях и детских рисунках
в Детском Центре «Мусейон»
Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» предлагает вниманию зрителей выставку, на которой представлены фотографии Москвы 1920–1960-х годов, современные виды города (из коллекции фонда «Московское время»), а также детские рисунки 1930-х годов из уникальной коллекции Института художественного образования. Экспозиция посвящена советской довоенной Москве, предлагая своеобразный репортаж из того далекого времени. Фотографии и рисунки, сгруппированные в отдельные тематические блоки, рассказывают о жизни города, стремительно меняющего свой облик.
Московское времяв Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына7 сентября — 30 октября 2009 года
В доме русского зарубежья им. Александра Солженицына проходит выставка «Московское время», в основе которой фотографии Москвы 1913–1914 гг. ) в сопоставлении с современными снимками, выполненными, по возможности, с тех же точек съемки.
Москва советская и несоветскаяв Музее современной истории России3 декабря — 21 декабря 2008 года
Выставка «Москва советская и несоветская»успешно прошла в Музее современной истории России (бывший Музей революции). Основу выставки составляли фотографии Москвы 1920-1960-х и 2004-2008-х годов. Снимки советского периода, выполненные известнейшими мастерами, предоставлены агентством «ФотоСоюз».
Московское время в Тель-Авиве7 октября — 21 октября 2008 года
В Тель-Авиве, в Российском культурном центре, проходила выставка фонда «Московское время», где были представлены парные фотографии 80-х годов XIX века и начала XXI века. Всего было экспонировано порядка 60 видов Москвы из Найденовских альбомов в сравнении с современными снимками, а также фотографии московских типажей.
На память будущему… Московское времяв Фотоцентре на Гоголевском бульваре20 декабря 2005 — 2 февраля 2006 года
«На память будущему… Московское время» — название выставки, прошедшей в декабре 2005 гг. в Фотоцентре на Гоголевском бульваре. Экспозиция составлена на основе совершенно нового материала. В ее основе – репродукции листов из так называемых «найденовских альбомов», на которых запечатлена Москва последней четверти XIX века.
Музеи Московского Кремля: — Фотовыставка из собрания Музеев Московского Кремля
- Шапка Мономаха
Первая половина 14 века (?)
Крест и оклад из камней – Москва, 17 век (?) - Корона Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского)
Россия, Санкт-Петербург, 1799
Якоб-Давид Дюваль
Принадлежал Императору Павлу I JPG» data-sub-html=»<h5>Easter Egg ‘Tercentenary of the House of Romanov’</h5><p><p>St. Petersburg, 1913<br />Firm of Carl Fabergé</p></p>»> Яйцо пасхальное «Трехсотлетие Дома Романовых» - Coronation Dress
Russia, 1724
Belonged to Empress Catherine I -
Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin
- Throne
Western Europe
XVI – начало XVII в. - Орден с портретом царя Петра I
Россия, Мастерские Московского Кремля Москва, начало 18 в.
Turkey, 17th century
Belonged to Tsar Mikhail Romanov- Crystal Cup
Turkey, 17th century
- Mountain-shaped Perfume Burner
Hamburg, first half of the 17th century
JPG» data-sub-html=»<h5>Powder Flask</h5><p><p>Russia, mid 18th century<br />Belonged to Empress Elizabeth</p></p>»> Пороховница - Блюдо
Германия, Нюрнберг, 1535-1569
Москва Спасская башня Кремля
Annunciation Cathedral and Faceted Chamber of the Moscow Kremlin
JPG» data-sub-html=»<h5>Tsar Cannon</h5><p></p>»>- Helmet «Jericho Cap»
Turkey, 17th century
- Shield
Iran, 16th century
Ивановская площадь Московского Кремля
St. Petersburg, 1913
Firm of Carl Fabergé
Россия, середина 18 века
Принадлежала императрице Елизавете
Tsar Cannon
PrevNext
29 мая 2017- 31 августа 2017
0004 Изборск, Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск»
Организаторы Музеи Московского Кремля
Выставка фотографий из собрания Музеев Московского Кремля в Государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтный музей под открытым небом «Изборск» организован в рамках Международной конференции «Диалог Форт Росс», которая стартовала в США в 2012 году. На этот раз она проводится в России. Крепость Форт-Росс и музей под открытым небом «Изборск» — города-побратимы; поэтому музей был выбран для проведения конференции и выставки.
Фотографии представлены в нескольких разделах музея в соответствии с темой, таким образом, каждая тема представлена в отдельном выставочном пространстве.
На первом этаже Усадьбы купца Белянина выставлены фотографии посольских даров – свидетельство международных контактов, непосредственно связанных с пограничным городом Изборском. Традиция преподносить подарки государю была общепринятой международной практикой, широко распространенной в средневековье и раннем Новом времени. Посольские дары обычно включали в себя лучшие образцы парадного европейского серебра, конскую сбрую, ценное оружие и доспехи. Русские цари получали произведения искусства из экзотических материалов, стильные центральные и настольные украшения, а также предметы роскоши.
На втором этаже загородного дома находятся дагерротипы произведений искусства Оружейной палаты, выполненные в сложной технике — амбротипии.
В экспозиции представлены фотографии подлинных шедевров – государственных регалий из собрания Музеев Кремля. Здесь представлены изображения знаменитой и древнейшей короны – Шапки Мономаха, парадных предметов, а также уникальные произведения Дома Фаберже, коронационные платья и троны.
На стене Изборской крепости размещена экспозиция, посвященная парадному оружию и доспехам и воинской славе. Коллекция Оружейной палаты считается одной из самых известных «исторических оружейных палат» в мире. Основу экспозиции составили два исторических комплекса: Государева Большая Оружейная Сокровищница – коллекция оружия и доспехов русских царей XVI–XVII вв., и Императорская Рюст-камера (от нем. Rüstkammer ) — коллекция парадного и охотничьего оружия и доспехов российских императоров 18 — начала 19 века. Представлены фотографии экспонатов уникальной коллекции Российских Императорских наград, являющихся свидетельством героических событий отечественной истории.
В Музее истории города Печоры хранятся фотографии пейзажей Московского Кремля разных времен года.
Данная фотовыставка является важнейшим культурным событием не только Псковской области, но и Северо-Западного федерального округа России в целом. Он продолжает традицию экспонирования экспонатов Музеев Московского Кремля в городах России и ближнего зарубежья, работая в партнерстве с ПАО «Транснефть».
вверх
Выставки | Русское географическое общество
С момента своего основания Русское географическое общество занимается организацией разноплановых выставочных проектов.
Павильон России стал первой крупной географической выставкой РГО. Она была организована Русским географическим обществом на Международной географической выставке в рамках II Международного геологического конгресса (МГК) в Париже в 1875 г.
Мемориальная квартира Семенова-Тян-Шанского
В 1892 году этнограф, почетный член Общества Дмитрий Анучин организовал первую в России географическую выставку в Историческом музее Москвы. Его экспонаты впоследствии легли в основу коллекции университетского географического музея. Русское географическое общество также сыграло большую роль в открытии в 1951 году Музея географии МГУ имени М.В. Ломоносова. Основателем музея стал Юрий Константинович Ефремов, ученый секретарь Московского отделения, почетный член ГО СССР. и председатель его первого управления.
Когда у Общества появилось собственное здание в Санкт-Петербурге, наконец-то появилась возможность выставлять там образцы, привезенные из экспедиций, а также организовывать тематические и юбилейные выставки для представления богатого архива РГО. Первая выставка состоялась через несколько месяцев после открытия здания, в начале 1910 года: Петр Козлов представил находки из экспедиции в «черный город» Хара-Хото. Такие выставки часто проходят в штаб-квартире Русского географического общества вплоть до настоящего времени.
Двустволка «Перде» с футляром из личного фонда Николая Пржевальского. Фото: Андрей Стрельников
В советское время Общество продолжало участвовать в выставках достижений народного хозяйства, исторических выставках и фотовыставках.
После реорганизации в 2009 году выставочная деятельность РГО вышла на новый уровень. Так, организация приняла участие в ряде крупных фотоконкурсов и выставок, став организатором или соорганизатором некоторых из них.
С 2015 года Русское географическое общество проводит ежегодный фотоконкурс «Самая красивая страна». Работы финалистов и победителей конкурса экспонируются в России и за рубежом.
Самая красивая страна. Арбат. Москва. Фото: Андрей Стрельников
Среди выставок, организованных Обществом, — экспозиция, посвященная истории Константиновской медали, высшей награды Русского географического общества, проект «Географы к Великой Победе», выставка рисунков и полевые заметки известного путешественника Николая Миклухо-Маклая, экспозиция, рассказывающая о жизни ученого Петра Семенова-Тян-Шанского, тематический поезд в Московском метрополитене, посвященный 170-летию РГО, выставка «Вулканы Камчатки» фотовыставка и другие проекты, направленные на популяризацию природного и историко-культурного наследия этой страны.