5 способов, о которых вы вряд ли задумывались
Когда вы думаете о таком классическом понятии как пейзажная фотография, вероятнее всего, вы представляете себе высокие горы или спокойные морские пейзажи. Но что вы будете делать, если эти места недоступны … или может быть, вы просто хотите сфотографировать что-то другое?
В этой статье, Nikon3100.ru предлагает пять простых способов, которыми вы сможете воспользоваться, чтобы получить что-то новое и креативное.
Если вы воспользуетесь любым из нижеперечисленных советов, не забудьте поделиться вашей фотографией с нами, на нашей стене в Вконтакте!
1. Снимайте местные пейзажи
Есть много очень хороших причин, чтобы начать фотографировать местные пейзажи, а не тратить время на путешествия и испытывать удачу, получив в конце практические тоже самое, что было у вас под носом.
Мы все должны отдыхать от фотографических «норм», и в этом нет ничего плохого. Но вознаградит ли это вас великими образами, о которых вы мечтали?
Фото-поездки вдаль от дома — это отличный способ для подзарядки “творческих батарей” и вы сможете получить бесценный опыт, но в области фотографии, это означает, что вы играете в очень азартную игру.
Без знания местности и в зависимости от неблагоприятных погодных условий вы можете вернуться домой с пустыми руками.
В то время как, концентрируясь на вашем родном месте, вы получаете гораздо больше шансов оказаться в нужном месте в нужное время и, следовательно, спекулируя лучшими условиями.
Главный совет
Многие фотографии показываю то, какие глубокие знания в пейзаже вы хотите показать.
Это гораздо легче будет сделать в родной местности, чем вдали от дома. Вы будете иметь лучшее представление о том, когда цветут цветы и деревья, какой угол солнца в течение всего года и какое лучшее время дня для посещения того или иного места.
2. Рассказывают ли ваши фотографии историю?
Хорошая пейзажная фотография немного напоминает хорошую историю. Она нуждается в начале, середине и конце.
Ландшафт должен состоять из трех компонентов — передний план, золотая середина и фона. Это правило может помочь вам сделать ваши изображения более эффектными.
Конечно, не все изображения попадают под этот упрощенный вид композиции, но в большинстве случаев, вы не проиграете, если будете следовать этому правилу. Это также очень хороший способ, «построить» свои фотографии в направлении спереди назад.
Построив свои изображения данным методом, вы инстинктивно начнете “сочинять” свои фотографии. Конечным результатом будет фотография, на которой объект переднего плана тесно связан с фоном.
Один из способов сделать — это придать сильный акцент переднему плану, а затем скомпоновать снимок. Таким образом, глаз переходит на что-то интересное в середине фотографии и на ее фон.
С другой стороны, самым важным объектом картины может быть фон, и в этом случае передний план должен вызывать долю интереса, но не должен сбивать внимание с себя.
Главный совет
Такой подход к композиции, как правило, работает лучше при использовании широкоугольного объектива. Это делается для того, чтобы достаточно хорошо отобразить передний план фотографии, а также ее фон.
Только будьте осторожны, чтобы не фотографировать слишком широким углом. Изменив перспективу, вы очень сильно снизите значимость фоновых объектов.
3. Используйте боковое освещение, чтобы придать глубину изображениям
Использование бокового освещения, добавит ощущений глубины вашим пейзажным изображениям. Этот способ является одним из лучших для создания теней и выявления формы объектов.
Новичкам в фотографии мы часто говорим, чтобы они фотографировали с солнцем, которое светит за их плечом. Но когда дело доходит до пейзажной фотографии — это не лучшее решение.
Проблема в том, что переднее освещение делает пейзаж очень плоским и двумерным. В этом случае, тени появляются позади объекта и следовательно, они скрыты от камеры.
Если вы просто переставите камеру таким образом, чтобы солнечный свет падал сбоку, то создадите все условия к появлению объемного пейзажа.
Теперь тени падают по всему кадру, они помогают выявить форму объектов в пределах пейзажа и помогают создать иллюзию глубины в конечной фотографии.
Главный совет
Чем ниже будет положение солнца на небе, тем больше будет теней. Следовательно, получиться раскрыть больше особенностей вашего пейзажа.
Как правило, лучшее время, для съемки пейзажей, когда ваша собственная тень длиннее вашего роста, т.е. постарайтесь избежать полуденного солнца и фотографировать рано утром или в конце дня.
Об этом времени, которое называется «Золотой час» в фотографии, вы можете прочитать более подробно на нашем сайте.
4. Дайте погоде шанс
Голубое и чистое небо хорошо подойдет для принятия солнечных ванн. Но если вы хотите придать вашему пейзажу некую драму, то мы вам советуем не лениться и отправляться снимать во время дождя.
Погода часто является решающим фактором, когда дело доходит до пейзажной фотографии и пока синие небеса приятные и умиротворенные, они не будут будоражить мир.
Нет, драма, вот, что вам нужно. Большие, задумчивые небеса, полные намерений или пронзительные лучи солнечного света, сияющие сквозь дождевые облака.
Чтобы запечатлеть такие захватывающие моменты, вы должны быть готовы к многочисленным неудачам, а также быть готовыми к отличной возможности хорошенько промокнуть.
Солнце может взойти только на несколько мгновений, так что вы должны быть во всеоружии, с необходимыми настройками вашей камеры и готовыми к съемке.
Очень часто требуется подолгу ждать и вы можете быть вознаграждены только в единичных случаях.
Зато эти моменты никогда больше не повторятся, и только вы будете обладать этим волшебным снимком.
Главный совет
Умение читать облака поможет вам спланировать свои фотографии. Посмотрите на чистое небо на западном горизонте, солнце иногда выбирается из-за облаков на минутку — другую до заката.
Ветреные или ливневые дни также очень хороши для переходного света, в это время облака движутся постоянно, позволяя солнечному свету просачиваться через узкие зазоры.
5. Исключите небо
Хорошее небо может играть большую роль в пейзажной фотографии, но если небо не представляет никакого интереса, то не стесняйтесь его вырезать.
Небольшое, безоблачное, голубое небо более-менее приемлемо, но если оно равномерное, бледно-серого цвета, как правило, лучшим вариантом будет полностью его исключить.
Вам просто нужно заново оценить свои возможности. Лесные интерьеры, водопады и прибрежные сцены, все они действительно хорошо выглядят в пасмурную погоду. В большинстве случаев, намного лучшие результаты получаются при съемке в мягком свете, чем при ярком солнечном.
Это происходит из-за того, что при работе в пасмурную погоду, уровень контрастности значительно ниже. Он позволяет сохранить в подробностях, как темные, так и светлые участки изображения.
Главный совет
Используйте все преимущества съемки в пасмурную погоду. Установите длинную выдержку, чтобы запечатлеть движущуюся воду в качестве творческого размытия.
Вы получите насыщенные цвета путем установки поляризационного фильтра, который уберет поверхностные блики с воды и листвы.
Поляризатор также снизит свет, достигающего датчика. Это означает, что вы сможете снимать на более длительных значениях экспозиций.
Все изображения от Mark Hamblin.
nikon3100.ru
10 секретов пейзажной фотографии — 3Pulse.com
Известнейший американский фотограф Ансель Адамс, который прославился на весь мир своими черно-белыми пейзажными снимками, как-то сказал: «Пейзажная фотография — это главная проверка для фотографа и частенько — главное его разочарование.» И это, пожалуй, чистая правда. Как часто мы, замечая красивый вид, считаем, что достаточно лишь просто начать на кнопку спуска, запечатлеть увиденное — и получится шедевр. Однако, шедевра чаще всего не получается, потому что в пейзажному фотографу не достаточно быть просто зеркалом для природы, ему надо научиться выражать себя через пейзаж.
Фотограф Деклан О’Нейл поделился своими 10 секретами создания выразительных пейзажных фотографий.
1. Что вы можете сказать о пейзаже с помощью фотографии?
Чтобы прочитать и понять пейзаж, нужно время. Надо просто стоять и наблюдать, как свет меняет контуры и формы. По мере движения солнца леса и реки освещаются каждую минуту абсолютно по-новому и порой полностью преображаются. Свет создает в пейзаже свое настроение и свою эмоцию. Пейзаж можно сравнить с огромным холстом, на котором свет рисует свою сложную и удивительную картину.
В данном случае, фотография — это запечатление того, как свет преображает пейзаж. Поэтому решение о том, что фотографировать, и какую композицию выстраивать, должно быть продиктовано вопросом: «Говорит ли эта фотография что-то о свете и пейзаже?» Этот простой вопрос помогает отвергнуть множество проигрышных и пустых композиций и выбрать ту самую — идеальную.
2. Научитесь рано вставать!
Если у меня есть выбор между рассветом и закатом, я всегда выбираю рассвет. Я ничего не имею против закатных фотографий, но мне кажется, что сложно добавить что-то новое и оригинальное к тем тысячам закатных снимков, которые я уже успел повидать. Рассветный же свет, напротив, всегда приподносит сюрпризы! Очень сложно предугадать, что же именно вы получите, пока вы стоите и ждете в предрассветной темноте.
Это чем-то похоже на фотографирование диких животных — потому что с равной вероятностью вы можете получить тот снимок, о котором всегда мечтали, или не получить ничего. Рассветный свет может оказаться абсолютно разным — от дымчатого розового до теплого желтого.
Следите за прогнозами погоды — потому что, если вам посчастливилось жить в областях с холодными ночами и ясным небом, иногда можно поймать удивительные эффекты облачности и дымки, которые непременно рассеятся к тому времени, когда весь остальной мир проснется.
3. Несовершенство — это хорошо.
Одна из основных сложностей пейзажной фотографии в том, что вам приходится сталкиваться с огромным динамическим диапазоном. При этом становится очень сложно контролировать баланс освещенности в кадре. ND-фильтры иногда помогают, но часто оказываются неудобными или неподходящими для конкретного места и времени. Иногда приходится и вовсе отказываться от съемки из-за слишком большого динамического диапозона.
Можно, конечно, использовать HDR-технологии, но они чаще всего выдают себя и могут нарушить целостность и честность снимка. Многие снимки можно сбалансировать по свету при обработке на компьютере. Однако, иногда фотография только выигрывает от невозможности запечатлеть весь динамический диапазон. Скорее всего, такую фотографию не примут к участию на различных конкурсах и наверняка в ней будут участки, из которых невозможно будет вычленить хоть какие-то детали. Возможно, технически фотография получится очень бедной, но черный силуэт на светлом фоне очень часто невообразимо притягивает к себе внимание и как будто призывает рассмотреть себя повнимательнее. Иногда надо отказываться от возможности запечатлеть идеально освещенный снимок, чтобы привлечь внимание к потенциалу самого объекта съемки.
4. Оглянитесь назад!
Так просто — увидеть выигрышный снимок и забыть оглядеться по сторонам. Наблюдая закат или рассвет, люди обычно устремляют свои объективы в сторону солнца и снова делают тысячи снимков, миллионы которых они уже видели у своих друзей или в интернете. Однако, часто достаточно всего лишь обернуться назад, чтобы увидеть что-то абсолютно новое и всеми упущенное! Ведь вместо того, чтобы фотографировать встающее или заходящее солнце, можно запечатлеть то, что оно в этот момент освещает.
Очевидный снимок — не всегда самый лучший. Учитесь смотреть внимательнее.
5. Используйте программное обеспечение для планирования.
Существует множество программ, которые могут помочь вам при съемке на природе. Пожалуй, одна из наиболее полезные из них — The Photographers Ephemeris. Вкратце, она позволяет вам выбрать любое место на планете — и показывает, в каком месте будет находится солнце в любой день и в любое конкретное время. Таким образом, вы можете выбрать лучший день и время для съемки в определенном месте и выбрать конкретную точку съемки с наиболее выигрышным освещением. Если вы серьезно подходите к пейзажной фотографии, вам просто необходим этот инструмент.
Другой инструмент, который может очень вам помочь — это карта рельефа местности. Хорошая карта поможет вам предугадать, как выглядит пейзаж, и даст хоть какое-то представление о том, что попадет в поле вашего зрения. Умение разбираться в этих детальных топографических картах поможет вам сэкономить массу времени и не колесить по округе в поисках той самой — идеальной точки съемки!
6. Оборудование не так важно.
Лучшая аппаратура не гарантирует вам лучшие снимки, так же как лучшая ручка не позволит вам автоматически написать тот самый великий роман, о котором вы всегда мечтали. Аппаратура — это лишь устройство, которое позволяет вам донести до других то, что есть у вас в голове. Если у вас есть свой взгляд и если вам есть, что сказать, (см. пункт 1) — то вы можете использовать все, что угодно, от смартфона до Nikon D800.
Помните, что именно вы выстраиваете композицию вашего будущего снимка, а камера всего лишь запечатлевает его. Большее количество мегапикселей или более быстрый объектив никогда не помогут вам сделать композицию более выразительной и наполненной.
7. Не старайтесь «рисовать» пейзаж с помощью камеры.
В интернете последнее время все более модными становятся фотографии, прошедшие сильнейшую пост-обработку или созданные с использованием ND-фильтров, которые делают воду похожей на гладкий шелк. Почему бы не позволить природе естественно выражать себя? Поверьте, она прекрасно это умеет и без применения всяческих фильтров. То же самое касается и пост-обработки. Если использовать ее умеренно, она помогает подчеркнуть естественную красоту природы, если переусердствовать — мы уже начинаем менять пейзаж и рисовать его совсем не таким, какой он был на самом деле.
Настоящие фотографии всегда оставляют свой след в нашем сознании и подсознании. Вот почему сильно «отфотошопленные», идеализированные изображения пейзажей часто оставляют нас равнодушными. Они рассказывают выдуманную, а не реальную историю. Мы сразу замечаем фальш оранжевого неба и перенасыщенного цвета травы. Фотографии могут быть метафорами, но они должны быть метафорами, появляющимися в голове зрителя, а не в воображении фотографа.
Если вам все же хочется донести свое видение того, как выглядел пейзаж — возможно, вам стоит попробовать себя в рисовании?
8. Плохая погода — это хорошая погода.
Облачность и дождь — не самые вдохновляющие погодные условия, однако они несут с собой возможности гораздо более интересные, чем любой безоблачный день. Необходимо запастись терпением и оптимизмом, чтобы целый день ходить с камерой под дождем, но чаще всего вас будет ждать награда. Если внимательно смотреть по сторонам, вы непременно найдете удивительные кадры, созданные именно облаками и дождем!
9. Возвращайтесь на точки прошлых съемок.
Удача играет огромную роль в создании идеального снимка. Если вам удалось найти место с отличным потенциалом для фотографии, продолжайте возвращаться на него снова и снова — и вам практически наверняка удастся значительно улучшить изначальный кадр.
Малейшие перемены в погоде, свете, времени года и даже в вашем настроении заставят один и тот же пейзаж все время рассказывать все новые и новые истории!
10. Не слушайте ничьих советов!
Поиск своего собственного фотографического видения включает в себя в том числе и осознанный выбор, к каким советам прислушиваться, а какие пропускать мимо ушей.
Например, общепризнанная истина гласит, что при съемке пейзажа надо постараться включить какой-то интересный объект на передний план фотографии. Эта идея, по-видимому, базируется на представлении о том, что пейзаж слишком скучен сам по себе и нуждается в человеке или, например, жующей траву корове, которые бы смогли привлечь к себе внимание зрителя.
Если вы хотите включить в композицию снимка некий объект, который станет как бы посредником между зрителем и пейзажем, он тоже должен своим присутствием рассказывать свою собственную историю. Он не должен находиться там просто ради того, чтобы там что-то находилось.
Все, что было сказано выше, можно резюмировать всего в паре предложений. Решите, что интересует и задевает вас в пейзаже больше всего, а затем скомпонуйте и обработайте вашу фотографию так, чтобы пейзаж сам смог разговаривать со зрителем, рассказывая ему свою собственную историю. И помните, что самые лучшие фотографии — это те, которые нарушают правила.
Источник: Digital Photography School
Любите фотографировать и путешествовать? Узнайте, как находить дешевое жилье по всему миру!
3pulse.com
Советы по созданию композиции в фотографиях природы от знаменитого Яна Планта
Что делает фотографию запоминающейся? Есть ли какие-то секреты, как сделать не просто хороший, а поистине великолепный снимок? Многим, наверняка, сразу же в голову приходят такие варианты как свет, настроение, удачный момент и оригинальный объект съемки. Все они в чем-то отражают истинное положение дел, но все-таки, не до конца. Что бы фотография была по-настоящему потрясающей, все эти компоненты должны быть собраны вместе. Композиция – это сочетание и удачного момента и света и красивых форм объекта съемки, именно удачная композиция, сочетая в себе все элементы делающие фотографию потрясающей.
1. Научитесь мыслить абстрактно
Фотограф должен научиться мыслить абстрактно о композиции. Постарайтесь не думать о том, что буквально представляет собой объект, если вы мыслите абстрактно, то вы не будете воспринимать водопады, горы, деревья и т. д., такими какие они есть, вы будете воспринимать их по формам, которые они образуют. Вас заинтересует их положение в пространстве, цвет, расположение элементов, и отношение к положению других объектов в кадре. Умение смотреть на вещи абстрактно очень важно, и это ваш первый шаг с созданию оригинальных и запоминающихся фотографий.
2. Не бойтесь двигаться
Ансель Адамс (Ansel Adams) однажды сказал: «Хороший фотограф знает, где стоять». Тщательно изучите местность, в которой будете фотографировать, постарайтесь найти интересные места и сюжеты для будущих снимков. Не ленитесь и не бойтесь прогуляться подольше, оглядывайтесь по сторонам, изменяйте свой угол зрения, что бы заметить что-то действительно стоящее. Если вы хотите сделать уникальный и неповторимый снимок с оригинальной композицией не ленитесь ходить и искать тот самый снимок. Периодически прицеливайтесь камерой на разные объекты, меняйте фокусировку и положение, так как, не всегда просто осматриваясь вокруг себя можно увидеть хороший ракурс.
3. Используйте интересные формы и создавайте смелые композиции
Простые формы, такие как треугольник, круг, линии, изгибы и зигзаги привлекают внимание зрителя, в таких фотографиях достаточно простая, но смелая композиция. Иногда форма может стать основой для самой композиции, в то время как в других случаях это может быть просто оригинальный фон, делающий фотографию более сложной.
4. Создание глубины в фотографии
Манипуляции с размером объекта могут помочь создать глубину в ваши фотографиях, и привлечь взгляд зрителя на сюжет кадра. Есть даже специальная техника, суть которой состоит в том, что бы создать оптический обман, делая так, что объект кажется, более заметным и броским чем есть на самом деле. Обычно это достигается при съемке с использованием широкоугольного объектива, который увеличивает размер более отдаленного объекта. Таким образом, вы можете добиться потрясающих результатов, создавая динамические визуальные связи между ближними и дальними объектами.
5. Направьте внимание зрителя
Ведущие элементы полезны для привлечения внимания зрителя на фото. Ведущие линий, которые простираются от переднего плана к фону особенно мощные. Таким образом, изогнутые линии рек заставляют глаза зрителя блуждать по кадру, следуя за линиями, в то время как треугольный камень может сфокусировать взгляд и остановить его. Несколько визуальных элементов, расположенных должным образом, способны заставить зрителя путешествовать по кадру, внимательно рассматривая изображение.
6. Визуальные повторения привлекают взгляд
Людей, естественно, привлекают интересные формы. Используйте повторяющиеся формы и цвета, чтобы зритель не мог оторваться от просмотра вашей фотографии. Такие изображения притягивают и не отпускают до тех пор, пока вы хорошенько не изучите и не рассмотрите его.
7. Пустое пространство
Не полагайтесь только на объекты при создании композиции. Пустое пространство может дать тоже потрясающий эффект. Например, пустое пространство с одной стороны композиции, может балансировать другую, противоположную сторону фотографию, насыщенную объектами и формами.
8. Объект съемки
Старайтесь привлечь внимание зрителя вглубь сцены, сконцентрировав его внимание только на самом важном объекте, не добавляйте в композицию лишние, броские компоненты. Чаще всего, важным объектом кадра является деревья, природные арки или какие-то оригинальные архитектурные формы. Иногда, следует добавить в композицию дополняющий элемент, которые не отвлекает, но подчеркивает красоту объекта съемки.
9. Динамика в фотографии
Динамичные изображения выглядят гораздо интереснее и привлекательнее для зрителя. Постарайтесь создать кадр, в котором зритель чувствует движение, такой кадр, несомненно, запомнится и привлечет к себе внимание. Объединяйте противоположные элементы, расставляя верные акценты. Ищите вокруг себя линии которые идут противоположно друг другу, или же наоборот стремятся к одной точке, так создается энергия и динамика фотографии, способная не оставить никого равнодушным. Но помните и о балансе, создавая динамику на своих изображениях.
10. Отправная точка на фотографии
Предоставьте очевидные точки отсчета для зрителей, точки с которых начнется их осмотр фотографии. Гораздо интереснее смотреть на фотографию, когда твой взгляд притягивает к определенной точки, с которой ты начинаешь осматривать весь снимок. Визуальные якоря простые, но убедительные элементы, которые обычно размещаются на переднем плане изображения, обеспечивая столь необходимую точку отсчета. Лучшие визуальные якоря приводят взгляд вглубь сцены, а затем притягивают его обратно на якорь. Такая композиция завораживает зрителя, притягивает к фотографии, и не дает возможности оторваться от просмотра данного изображения.
Об авторе
Ян Плант является очень знаменитым профессиональным фотографом природы, писателем и авантюристом. Его работы появлялись в многочисленных книгах и календарях, и он часто публикуется в ведущих журналах, включая такие фотожурналы как Photographer, Popular Photography, и Landscape Photography. Он также является автором ряда книг и цифровых учебников по обработке видео. Вы можете просмотреть его работы на официальном личном сайте фотографа, который находится по адресу www.ianplant.com.
cameralabs.org
История пейзажной фотографии | fotoadvice.ru
Пейзажная фотография является самым первым видом фотографии, который стал доступен человеку. Все началось в 1826 году. Француз Жозеф Нисефор Ньепс долгое время экспериментировал с различными материалами в надежде получить фотографическое изображение.
Уже разочаровавшись в своих опытах, он в последний раз взял пластину из олова и покрыл ее тонким слоем асфальтовой смеси. Установив ее в камере – обскуре, установил свой аппарат на подоконник и направил его во двор.
Экспонирование длилось в течение всего дня и вечером, когда ученый вынул пластину, то заметил на ней темные и белые участки, сформировавшие изображение. Промыв пластину лавандовым маслом Ньепс получил первое в мире изображение пейзажа, полученное фотографическим способом.
Снимок 1. Снимок, сделанный Ньепсом в 1826 году
Эволюция пейзажной фотографии
С этого года начинается развитие пейзажной фотографии. Она получила широкое распространение как среди профессионалов, так и среди любителей. За это время были разработаны самые различные фотографические процессы, благодаря которым сегодня мы имеем возможность увидеть снимки, сделанные несколько веков назад.
Несмотря на то, что Ньепс стал пионером фотографии, первый практический метод фотографирования появился только после его смерти. Его разработчиком стал Луи-Жака Манде Дагера – ученик Ньепса.
Он изобрел дагеротипию. Дагеротипы – это небольшие четкие изображения на пластинах из серебра, которые обычно устанавливались в футляры в форме книги с отделкой из бархата.
Технология дагеротипии была довольно продолжительным процессом и крайне вредным для здоровья фотографа, так как при проявлении изображения фотографу приходилось работать с парами йода, а при закреплении – с парами ртути.
Кроме того, материал основы изображения отражал свет, что затрудняло просмотр изображения. Также данный способ не позволял производить тиражирование изображений. Тем не менее, несмотря на недостатки, этот способ просуществовал вплоть до 1840 года, когда разработали объектив с относительным отверстием 1:3,6.
Следующей технологией фотографического процесса в пейзажной фотографии стала калотипия. Ее изобретателем стал англичанин Вильям Генри Фокс Тальбот. Именно его можно считать родоначальником фотографии в том виде, в котором она просуществовала до появления цифровых технологий.
Суть технологии калотипии заключалась в получении промежуточного негатива, с которого впоследствии можно было бы делать неограниченное количество копий. Снимки, полученные по данной технологии, отличались мягкостью рисунка, были слегка размыты по краям и напоминали рисунки, выполненные углем, поэтому данная технология особенно подходила для пейзажной фотографии.
Снимок 2. В калотипии использовался бумажный негатив. Изображение получалось мягким и идеально подходило для пейзажной фотографии.
Позднее появились и другие фотопроцессы, но применение мокроколлоидного способа, предложенного в 1850 году Фредериком Скоттом Арчером, позволило фотографии сделать большой рывок.
Снимок 3. Две пейзажные фотографии, сделанные Д. Гейлом, который одним из последних отказался от мокроколлоидного способа.
Несмотря на трудоемкость процесса, данная технология позволила перейти от мокрых пластинок к сухим, а затем в 1885 году к первым катушечным пленкам. С этого момента катушечные пленки прочно заняли свои позиции вплоть до 1982 года, кода фирма «Кодак» разработала светочувствительный плоский диск, на котором миниатюрные изображения располагались по окружности.
Катушечные пленки, впоследствии, стали обладать большей чувствительностью, меньшими форматами и возросло их качество. Пленка размером 35-мм стала универсальной как среди любителей, так и среди профессиональных фотографов. Этот формат просуществовал до появления цифровых технологий в фотографии. Хотя некоторые фотографы — профессионалы ее используют и в настоящее время.
P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!
С этой статьей так же читают:
fotoadvice.ru
Пейзаж. Композиция и свет в пейзаже.
Пейзаж. Композиция и свет в пейзаже.
Пейзаж – это развернутая картина природы. Казалось бы, что может быть проще, чем сфотографировать понравившийся вид. Тем не менее, несколько полезных правил построения пейзажа пригодятся вам для создания фотографий высокого класса.
Рис.1
Рис. 2
Основой построения эффектного пейзажа являются нерушимые правила композиции. И здесь нам пригодится «закон трети». Мысленно разделите кадр воображаемыми горизонтальными линиями. Всегда располагайте линию горизонта таким образом, чтобы она пересекала пейзаж на высоте одной трети от общей высоты кадра. (рис. 1,2)
Исключения могут быть в том случае, если вы, например, хотите подчеркнуть симметричность композиции как на Рис.3 (море и небо).
Рис.3
В пейзаже большое значение имеет «главный герой». Им может быть дерево, интересное здание или группа зданий, необычной формы облако, яхта или что-то иное. Разместить главного героя следует на пересечении 3-х вертикальных и 3-х горизонтальных линий по правилу третей.
Рис. 4
Многоплановость – одна из главных характеристик хорошего снимка. Добиться эффекта пространственной глубины в кадре сложно, но это и есть высший пилотаж. Здесь вам пригодится знание принципа перспективы (рис. 5).
Рис. 5
Используйте широкоугольный объектив, он поможет вам создать эффект третьего измерения. Но при этом помните о заполнении переднего плана. В пейзажной фотографии центром композиции почти всегда является линия горизонта. Незаполненные участки переднего плана оборачиваются композиционными «дырами» . Цветок, ветка дерева, ворота и подобные малозначительные на первый взгляд элементы композиции могут скомпенсировать пустоту переднего плана.
Рис. 6
Рис. 7
Практика: нижняя точка часто является наиболее удачной при съемках пейзажа. Скучный травяной газон на переднем плане может быть оживлен неожиданным цветком. Груда живописных валунов станет подходящим толчком для движения взгляда зрителя вдоль извилистой тропинки вглубь кадра к живописной возвышенности («главному герою») как на рис. 6,7.
Помните, что человек не смотрит на ваше изображение застывшим взглядом. Взгляд двигается по очевидным или незримым линиям, которыми связаны между собой отдельные элементы композиции. Если этими линиями являются диагонали – ваш пейзаж приобретет динамизм и станет гораздо интереснее. Естественного появления в кадре диагоналей можно добиться удачным выбором точки съемки. При этом левая диагональ всегда более выразительна, чем правая. Одиночная диагональ производит наибольший эффект, если она расположена под углом 45 градусов к линии горизонта (или к нижнему обрезу кадра).
Рис. 8
Сходящиеся диагональные линии, как известно, являются основой принципа перспективы (рис. 9).
Рис. 9
Практика: когда в кадре оказываются два равновеликих объекта, выбирайте такую точку съемки, с которой один из них будет казаться мельче другого. Это позволит создать иллюзию многоплановости изображения.
Рис. 10
Необычный ракурс для пейзажа так же возможен, как и для любого другого жанра фотографии. Вид сверху избавит вас от попадания в кадр неба или линии горизонта. Зато у вас наверняка не будет проблем с выбором нужной выдержки при чересчур ярком солнце (рис. 11).
Рис.11
Преимущества низкой точки съемки в том, что в кадре размер предмета на переднем плане оптически увеличивается. Это особенно важно в тех случаях, когда вы хотите сделать натюрморт с пейзажем на заднем плане. Используйте широкоугольный объектив, благодаря которому в кадре возникнет глубокая перспектива, но даже отдаленные предметы останутся в фокусе.
Фотография – это свет. При съемке панорамных ландшафтов фотографу всегда приходится дожидаться появления в просветах между облаками естественного прожектора, который ярко осветит нужный участок пространства в кадре. Тут самое главное –запастись терпением, хотя и навык улавливать малейшие перемены погоды тоже не помешает. Вряд ли стоит снимать пейзаж в дождливую или пасмурную погоду. Но как только начнет проясняться, в прогалинах между туч просвечивает солнце. Постарайтесь поймать солнечный луч, достаточный для освещения пейзажа.
Рис. 12
Именно в таких условиях контраст между ярким солнцем и мрачными тучами может быть особенно выразительным. Немаловажным фактором удачной натурной съемки может стать даже прошедший дождь, который очистил воздух от пыльной взвеси, разогнал атмосферную дымку и существенно улучшил видимость.
Рис. 13
Понимание природы света и его способности превращать даже самый скучный вид в потрясающее живописное полотно – фундаментальный навык серьезного фотографа. Наиболее эффектные пейзажи получаются на рассвете и на закате.
Рис. 14
Солнце дает боковой свет, высокий контраст и глубокие тени делают пространство более выразительным.
Если вы снимаете в ясный солнечный день, красивые белые облака могут оживить картину природы как на рис. 15-16
Рис. 15
Рис. 16
Если вы решили стать фотографом-пейзажистом , приготовьтесь к путешествиям. Вашим верным другом будет штатив. И чем тяжелее он будет, тем более удачными будут снимки.
Пейзажи бывают разными: горными и равнинными, сельскими и городскими, морскими или лесными. Пейзажи можно снимать в любое время года, в любое время суток и практически при любой погоде.
Наиболее красивыми получаются пейзажи, в которых есть вода. Будь то быстрая горная речка, водопад или безбрежная гладь океана – такие ландшафты всегда привлекают внимание зрителя своей красотой (рис. 17-18).
рис.17
рис.18
Практика: используйте штатив и снимайте на длинной выдержке для эффектной съемки движения воды (рис .19).
Рис. 19
Источник: konelska-studio.com.ua
www.takefoto.ru
Искусство композиции в пейзаже
Подумайте о пейзажной фотографии как о пазле с множеством различных кусочков, стоящих вашего внимания. Если вы сложите все кусочки в верном порядке, вы получите цельную, структурированную картинку, которая имеет смысл и хорошо выглядит. Но если вы сложите их кое-как, конечный результат будет представлять собой хаотичную массу форм, цветов и деталей, в которых трудно будет разобраться.
Это, в двух словах, все о композиции – систематизация элементов сцены в видоискателе вашей камеры таким образом, чтобы они формировали картинку, на которую интересно смотреть; чтобы она удерживала внимание зрителя и завлекала его взгляд в путешествие по кадру непосредственно с переднего плана к отдаленному заднему.
Каждый раз, когда вы подносите камеру к глазам, вы формируете композицию изображения – каждое решение вопроса, откуда стоит снимать, основано на сознательном или подсознательном выборе того, что вы хотите включить в изображение. Проблема состоит в том, что многие фотографы тратят недостаточно времени на обдумывание композиции перед съемкой, и в 9 случаях из 10 конечный результат получается несбалансированным и совершенно не вдохновляющим.
Зачастую основной объект расположен слишком далеко и затерян в море пустого пространства, или же в кадре присутствуют раздражающие помехи. Многие изображения не имеют очевидной начальной точки, так что зритель бесцельно блуждает взглядом вокруг, а недостаток ощущения глубины или масштаба делает такие снимки плоскими, как пресловутый блин.
Художник – одна из ипостастей фотографа, когда дело доходит до композиции снимка, поскольку если сцена перед вами не идеальна, вы можете поменять местами элементы в кадре, пока она таковой не станет. Мы просто должны принять то, что мы имеем, и сделать из этого лучшее, на что мы способны.
К счастью, это не настолько сложно, как кажется, поскольку благодаря использованию различных объективов, внимательному выбору точки съемки и размышлениям о том, какую часть сцены вы хотите зафиксировать на пленке, всегда возможно сформировать удачную композицию. Существует также множество «правил» построения композиции и устройств, которые могут помочь вам получить более интересные картинки, и чем больше вы снимаете, тем лучше становится ваше естественное чувство композиции – пока это не превратится в интуитивное действие, каковым становится управление машиной, когда вы достаточно долго за рулем.
Шаг 1. Создайте интересный передний план
Живописные изображения зачастую могут обрести драматический эффект просто при помощи включения чего-либо в непосредственный передний план. Не только потому, что это поможет создать эффект глубины и масштаба, что по сути жизненно необходимо, но также потому, что он усилит всю композицию кадра, связав разные элементы сцены и обеспечит ясную «точку входа» в кадр – движение взгляда в стандартных форматах изображений обычно начинается снизу. Для интересного переднего плана может быть использовано все что угодно: стены, реки, скалы, живые изгороди и деревья, заборы, дороги, тропки, клумбы и т.д.
Широкоугольные объективы бесценны для выделения переднего плана. Путем приближения 24мм или 28мм объектива вы можете акцентировать все внимание зрителя даже на мелких деталях, а также усилить перспективу для создания отличной композиции с кажущимся большим передним планом и растворяющейся в удалении остальной частью сцены. Широкоугольные объективы также обладают дополнительным преимуществом в увеличении глубины резкости. При съемке на f/16 или f/22 все получится резко, кроме того, что находится меньше, чем в метре перед камерой и в бесконечности.
Шаг 2. Используйте правило третей
Это старейшее и надежно проверенное правило, которое используется художниками и фотографами для создания визуально сбалансированного изображения.
Представьте, что вы снимаете пейзаж с фермерским домиком на отшибе или одиноким деревом посреди поля в качестве основной точки фокуса. Большинство фотографов поместит этот объект в центре кадра – что может сработать в некоторых ситуациях. Однако в общем случае вы получите более приятный баланс, если используете правило третей. Чтобы это сделать, разделите изображение в видоискателе вашей камеры воображаемой решеткой, используя две горизонтальные и две вертикальные линии. Точка фокуса в таком случае должна находиться на одной из четырех точек пересечения этих линий, или рядом с ними.
Правило третей также может быть использовано для помощи в размещении горизонта. Очень заманчиво придерживаться центра кадра, но если только вы не снимаете симметричную сцену, такую как отражение объекта в озере, результат будет выглядеть статично и безжизненно.
Гораздо лучше расположить горизонт на 1/3 от верха или низа фотографии, так вы сможете акцентировать внимание на земле или небе. Чтобы было легче этого достичь, мысленно разделите изображение в видоискателе на трети двумя горизонтальными линиями, а затем компонуйте кадр так, чтобы горизонт попал на одну из них.
Вам никогда не стоит специально подгонять фотографию, чтобы она соответствовала правилу третей, но при аккуратном использовании оно может хорошо работать, и, в конце концов, вы обнаружите, что естественным образом делите сцену на трети, чтобы определить расположение важных элементов.
Шаг 3 . Эффективно используйте линии
Линии просто не могут быть проигнорированы, когда речь идет о добавлении глубины и динамики в изображение. Они не только создают сильное чувство направления, но также ведут глаз через сцену, так, чтобы он воспринимал все, что попадается по пути.
Если вы всмотритесь внимательно в окружающее при съемке пейзажа, вы обнаружите, что линии появляются везде: дороги, реки, перила, аллеи, дорожная разметка, телеграфные столбы и железнодорожные пути, пересекающие сельскую местность, вытянувшиеся вечерние тени и так далее. Все это и многое другое может быть использовано для усиления композиции ваших фотографий.
Горизонтальные линии разделяют сцену на слои и производят успокаивающий эффект, гармонируя с горизонтом. Глаз обычно движется слева направо и равномерно вверх через сцену.
Вертикальные линии гораздо более активны, так что они придают фотографии напряжение и четкое ощущение вертикального направления – подумайте о возвышающихся стволах хвойных деревьев, стремящихся к небу.
Диагональные линии более энергичны, поскольку они сильно контрастируют с горизонтальными и вертикальными элементами и ведут глаз через всю сцену. Предполагая перспективу, они также добавляют глубину. Линии, проведенные от нижнего левого угла к верхнему правому, работают лучше, потому что это естественный путь движения взгляда.
Сходящиеся линии, образованные дорогами, межами, аллеями и железнодорожными путями, идеальны для создания эффекта глубины, масштаба и перспективы, благодаря тому, что они направлены к горизонту и приближаются друг к другу с увеличением расстояния. Чтобы извлечь все из этого эффекта, смотрите прямо вниз на линии и используйте широкоугольный объектив, чтобы усилить перспективу. Включение в кадр точки схождения линий – «исчезающей точки» — также хорошая идея, поскольку это позволяет привести композицию к удовлетворительному завершению.
Наконец, линиям не обязательно быть прямыми, чтобы хорошо работать на композицию. Восхитительные кривые извилистой реки будут вести взгляд через сцену так же эффективно, как и прямой, как стрела, канал.
Шаг 4. Используйте ваши ноги.
Покойный фотожурналист Роберт Капа обычно говорил: «Если фотография недостаточно хороша, значит, вы недостаточно близко подошли». Он рассуждал в основном о войне и конфликте, конечно, но для съемки пейзажа его слова все еще верны.
Многие фотографы, кажется, патологически боятся подходить близко к объекту, вне зависимости от того, что это за объект. Они видят что-то интересное, щелкают, позабыв обо всем на свете, а потом удивляются, почему на финальном изображении достаточно места, чтобы провести через него танк «Чифтен».
Итак, когда в следующий раз вы соберетесь снять пейзаж, остановитесь на секунду, еще разок посмотрите вокруг на композицию и спросите себя, нельзя ли ее улучшить, пройдя дальше, подобравшись поближе к интересной точке на переднем плане или поискав что-то более подходящее для его заполнения. Вы будете поражены тому, какое влияние это может оказать.
Пока вы не устали, стоит осмотреться вокруг вашего объекта. Этот пейзаж может смотреться гораздо лучше с площадки с краю дороги – и это известный факт, что некоторые из самых ошеломительных точек обзора в Великобритании расположены близко к дорогам – но что если вы также зайдете за угол или подниметесь на холм позади вас? Факт состоит в том, что вы вряд ли получите лучший кадр с первой точки, которую вам удалось найти, но пока вы не приложите усилия к исследованию вашего объекта под разными углами, вы никогда не узнаете об альтернативных вариантах.
Иногда небольшая смена точки съемки – это все, что нужно для полного преображения композиции. Прогулка на несколько метров в любом направлении может подарить вам куда более чистый вид, избавиться от нежелательных помех или обеспечить интересный передний план.
Высота, с которой вы снимаете, также нуждается в рассмотрении. Большинство фотографов снимают любой кадр, держа камеру на уровне глаз, но если присесть на колени или забраться на барьер, можно получить радикально иной вид той же самой сцены. Многие профессионалы даже носят с собой лесенку для этой цели (спросите Чарли Вэйта), так они могут немного приподняться и увидеть гораздо большую часть той сцены, которую стараются снять.
Использование ваших ног – жизненно важная часть композиции изображения, так что никогда не бойтесь износить немного вашу кожаную обувь.
Шаг 5. Выбирайте правильный формат
Хотя это естественно — снимать пейзажи, держа камеру ориентированной горизонтально в «пейзажном» формате, поворот фотоаппарата на бок также может полностью изменить композицию.
Вертикально ориентированные изображения выглядят гораздо более энергично, потому что взгляд вынужден проходить через большее расстояние от низа к вершине кадра. Вы также можете усилить вертикальные линии и высоты, чтобы сделать снимок более напряженным и волнующим, или снять реки и дороги, ускользающие вдаль. Горизонтальный формат гораздо более спокойный для взгляда, потому что он предполагает уравновешенность и сам подражает горизонту – вот почему пейзажные фотографы обычно предпочитают использовать его.
Шаг 6. Эффективно используйте обрамление
Использование искусственных или природных особенностей для составления ваших кадров – прекрасный путь усилить всю композицию, избежав раздражающих деталей и привлечь внимание к вашему главному объекту.
Все, что угодно, может быть использовано как обрамление: арки, проходы окон и дверей, дыра в стене, просвет в густой листве или между деревьями, нависающие ветви, мосты, даже игра теней.
Чтобы использовать «рамки» наилучшим образом, вы в обычном случае обнаружите, что широкоугольные объективы работают лучше, позволяя вам включить обрамление без замутнения сцены вдали. Минимально откройте отверстие диафрагмы на вашем объективе, установив такое значение как f/11 или f/16, если вы хотите, чтобы обрамление получилось резким. Альтернативный вариант – размойте его путем широкого раскрытия диафрагмы и тщательной фокусировки на вашем главном объекте.
Если «рамка» бросает на вас тень, выйдите из нее, чтобы снять показания экспонометра, иначе главная сцена будет «пересвечена». В условиях яркого освещения «рамка» зафиксируется на снимке как силуэт, что может выглядеть сногсшибательно.
Шаг 7. Нарушьте правила
В этой статье мы рассмотрели многочисленные руководящие принципы и правила, которые могут быть применены для улучшения композиции ваших изображений. Однако, поскольку это всего лишь ориентиры, они и должны использоваться таким образом.
Актерам часто говорят выучить их роли, чтобы потом забыть их и начать импровизировать. Ровно то же самое можно сказать про композицию. Когда вы узнали, как работают эти правила, вы можете счастливо оставить их в своем подсознании и следовать своим инстинктам.
Зачастую вы получите гораздо лучшее изображение, умышленно нарушив правила – расположив горизонт по центру кадра или оставив в центре ваш главный объект. Вещь, которую стоит помнить, что бы вы ни делали – убедитесь, что у вас есть причина поступить именно так. Но самое важное – делайте это хорошо.
Автор статьи: Lee Frost
photo-monster.ru
15 способов сделать незабываемые пейзажные фотографии
Для многих фотографов пейзажи – предмет страсти, но умение делать их по-настоящему захватывающими – это искусство. Для того, чтобы помочь вам научиться делать подобные удивительные фотографии, мы дадим несколько советов, которые вы сможете с легкостью применить в своей работе.
Будьте терпеливы
Иногда для того, чтобы сделать идеальный снимок, нужно подождать несколько минут (или часов). Свет меняется на протяжении всего дня, и поэтому, если вам хочется поймать восход или закат солнца, то придется приехать на место съемки задолго до того, как свет будет выглядеть так, как вам нужно. В такие моменты вам нужно лишь набраться терпения и ждать.
Создавайте силуэты
Иногда небо выглядит настолько красивым, что силуэты – самый удачный выбор. Может также получится так, что перед вами сцена, где небо выглядит скучно, но очертания того, что вы пытаетесь сфотографировать, выделяются на фоне всего остального. В обоих случаях, лучший выбор – это сконцентрировать свое внимание на создании силуэтов.
Подключите воображение
Иногда может получится так, что погода будет иметь совершенно отличные от ваших планы на один и тот же день. Для того, чтобы не расстраиваться и не терять время зря, вам стоит научиться видеть альтернативные возможности: например, если вы планировали сфотографировать горы, но облака закрыли вам весь вид, то вы можете обратить свое внимание на цветы и поснимать немного в режиме макросъемки. Результат может получиться настолько удивительным, что станет приятным сюрпризом даже для вас.
Или если то, что вам хотелось запечатлеть, получается скучнее, чем планировалось, вы снова можете обратить свое внимание на окружение. В итоге, вы сможете не просто получить удивительные изображения, но и научитесь быть более чуткими и внимательными к своему окружению.
Ищите многослойность
Лучшие пейзажные фотографии имеют глубину, которая может быть выражена в виде сильного переднего плана с красивым задним фоном или горного вида с наслоенными друг на друга туманными склонами.
Оживите фотографию движением
С помощью нейтральных фильтров вы можете сделать так, что ваши фотографии будут выглядеть совершенно по-новому. При желании, вы можете создать ощущение слегка смазанного движения облаков и других подвижных объектов или смягчить воду настолько, что ее текстура скорее будет напоминать сладкую вату.
Ищите закономерность
Симметрия может быть лучшим другом фотографа, когда дело касается пейзажной фотографии. При необходимости, слегка сбалансировав все элементы, вы можете получить удивительный результат.
Фотографируйте вертикально
Из-за привычки вы можете использовать горизонтальную съемку даже тогда, когда вертикальная была бы намного более удачным выбором. Не спешите с этим, дайте себе время и обучитесь паре техник вертикальной фотографии. Вы поймете, что для того, чтобы получить хорошие снимки, нужно не бояться пробовать новое и менять время от времени свои взгляды на вещи.
Делайте солнце “звездным”
Если вы снимаете пейзажи, то, скорее всего, у вас уже стоит маленькая апертура, вроде f/11 или f/16. Когда вы снимаете, направив объектив на солнце или другой точечный свет, такая апертура дает источнику света «звездный» вид. Чем ниже апертура, тем более “звездным” будет выглядеть результат. (И напротив, если апертура широкая, такая как f/2.8 или f/4, то источник света будет выглядеть мягче). Но не стоит забывать, что то, как ярко будет гореть ваша “звезда”, еще и зависит от качества вашей линзы. Если линза дешёвая, пластиковая, изображение может получиться не таким чистым, как с профессиональной линзой.
Подключайте в пейзажи людей
Если вы снимаете в популярных туристических местах, то вам не избежать появления людей в кадре. Вместо того, чтобы беспокоиться по этому поводу, вам стоит научиться наслаждаться такими моментами и плыть по течению. Иногда люди только лишь дополняют пейзаж и добавляют изображению немного масштаба. Но если вам все-таки не захочется видеть их в своем конечном результате, вы всегда можете воспользоваться фотошопом, чтобы убрать их.
Думайте минималистично
Перспектива заполнить экран всеми возможными объектами может казаться очень соблазнительной. Но, как известно, чем меньше деталей, тем лучше. Другими словами, на вашем изображении может быть очень много неба с небольшим участком земли или просто огромное пустое пространство, но фотография все равно будет выглядеть очень эффектно.
Ищите интересные объекты
Всем изображениям нужно иметь что-то вроде изюминки, и пейзажи – не исключение. Даже наоборот, в пейзажной фотографии намного важнее иметь что-то такое, за что глазу было бы легко зацепиться, а иначе зритель просто пропустит ваше изображение. Объектом, на который будет направлен основной фокус, может быть здание, скульптура, дерево, булыжник, камень или даже небольшой силуэт.
Обратите внимание на передний план
То, что действительно может сделать вашу работу особенной – это красиво и правильно организованный передний план. Так вы сможете задать правильную атмосферу и придадите изображению глубины.
Обратите внимание на небо
Другой элемент, на который стоит обратить свое внимание – это небо. Хорошие пейзажи имеют в основном какой-то один основной фокус – это или передний план, или небо. Без подобного подхода конечный вариант редко выглядит гармонично. Поэтому, если у вас на фотографии получается скучное небо, не отдавайте ему слишком много места, лучше сохраните линию горизонта в первой трети изображения. Но если ваше небо выглядит богато, насыщенно и текстурно, то можете расположить горизонт ниже. Работу над повышением насыщенности неба стоит производить уже после того, как съемка закончена (например, добавив поляризующий фильтр, вы сделаете его намного контрастнее).
Работайте с линиями
Одним из первых вопросов, который стоит задать себе взявшись за работу над пейзажем – это “Как я могу заинтересовать зрителя?” На этот вопрос нет одного ответа, но самый простой и эффективный способ– это использовать линии, которые точно заставят вашего зрителя обратить свое внимание на изображение. Линии делают фотографию многослойной и могут даже стать фокусом пейзажного изображения, делая его намного привлекательнее.
Подумайте о горизонте
Этот пункт может казаться чем-то очевидным, но перед началом работы обязательно следите за горизонтом. Задайте себе следующие вопросы:
- Прямой ли он? – вы всегда можете выровнять изображение во время редакции, но вам будет намного проще, если вы сразу сделаете все так, как надо.
- Где горизонт находится композиционно? – общепринятыми линиями горизонта считаются третьи линии как сверху, так и снизу. Так изображение смотрится гармоничнее, чем когда линия горизонта находится посередине. Конечно, правила существуют, чтобы их нарушать, но вы точно не проиграете, если воспользуйтесь этой старой “мудростью”.
Пейзажная фотография может казаться очень непростой, но вы видите, что, приложив немного усилий, вы обязательно получите достойный результат. Надеемся, что вы воспользуетесь этими небольшими советами в своей работе и вскоре создадите что-то по-настоящему стоящее.
Мы рекомендуем:
Как эффективно использовать линии в фотографии
8 советов, которые помогут освоить минимализм в фотографии
150 крутых видео для творческих людей
Использование фотографии в веб-дизайне. Основные тренды 2015
say-hi.me