Смысловой центр фотографии – Смысловой и изобразительный центр кадра

Содержание

Как акцентировать внимание зрителя на смысловом центре фотоснимка – ФотоКто

Фото 1.

На «Фото 1» зритель сразу находит смысловой и зрительный центры кадра, они совпадают – это  девушка. Она – ключ к раскрытию содержания фотографии. Ее восхищенный взгляд переводит взгляд зрителя на молодого человека, от которого зритель вновь возвращается к девушке, следуя за его взглядом. И мы видим влюбленную пару, их молчаливый диалог. Они прекрасно выделяются из фона, благодаря световому акценту на девушке и наоборот темной тональности молодого человека на фоне яркой листвы. А контровой свет обрисовывает их контуры, отделяя их от дальнего нерезкого плана.

Смысловой центр фотоснимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел, тема заложенная автором в фотоснимок. Со смыслового центра начинается разворачивание темы фотографии зрителем во времени и в пространстве кадра. Это ключ для понимания замысла фотографа зрителем.

Зрительный центр фотоснимка – это та часть фотографии, которая в первую очередь привлекает внимание зрителя. Первая задача фотографа – так скомпоновать материал, вошедший в кадр, так построить композицию фотоснимка, чтоб смысловой и зрительный центры фотографии совпали.

Таким образом, прежде чем нажать на спусковую кнопку фотоаппарата, фотографу необходимо успеть оценить общую ситуацию и выделить ту часть окружающего мира, которая должна попасть в кадр. Более того фотограф должен расчленить попадающую в плоскость кадра картину на элементы и оценить каждый составляющий элемент. Они отнюдь не равнозначны, эти элементы. Одни образуют центр сюжета, другие характеризуют обстановку, среду, третьи важны как изобразительные элементы, а четвертые являются помехой и вовсе не должны попадать в кадр. Конечно, у фотографа не всегда есть время на размышления и отбор материала, в этих случаях только навыки, опыт, быстрая реакция и острота мышления фотографа позволяют мгновенно найти правильное решение.

Очень часто начинающие фотографы допускают грубую ошибку – не умеют выделить смысловой центр фотоснимка. Рассмотрим фотографию «Фото 2». Подобные снимки мы встречаем десятками в практике начинающих фотолюбителей. Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Тихий городской уголок, деревья покрытые инеем, свежий белый снег… Хорошо, красиво! А на снимке все выглядит как-то неинтересно, скучно. Внешняя схожесть есть, а впечатления не осталось. В чем дело? Отсутствует зрительный центр, в кадре множество мелких подробностей, которые заполняют кадр, но не несут никакой смысловой нагрузки. Рисунок снимка делается запутанным, сюжет размазанным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому, что на снимке ни что не привлекает внимание, нет ударения, акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета. Все части кадра оказываются равнозначными. Глаз зрителя вряд ли задержится на такой фотографии.

fotokto.ru

Акцентируем внимание на смысловом центре фотографии

Фотография — это творение фотографа, реализация его творческого потенциала. При съемке фотограф решает много задач: на чем сделать акцент, как подчеркнуть ключевые фигуры, какие элементы должны войти в снимок, а какие лучше оставить за его границами, и многие другие.

Одной из важнейших проблем является выделение ключевого момента кадра. Фотограф должен сделать акцент на объекте съемки, выделить его из окружения, но чтобы при этом он гармонично смотрелся в этом окружении.

Один из классических примеров съемки портрета демонстрирует отделение объектов съемки от фона при помощи ГРИП. Это сохраняет естественные цвета и формы объектов, но всё, что не является важным в кадре, становится размытым. Очень важно помнить про свет. Яркие световые или контрастные участки приковывают взгляд зрителя. Это тоже стоит использовать для расстановки акцентов. Также к смысловому центру кадра могут вести кривые линии или взгляд человека.

Перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора, фотограф должен оценить много факторов, влияющих на конечный результат. Мы сейчас не будем говорить о технической составляющей (выдержка, диафрагма, ISO, баланс белого, и т.д.). Важно правильно творчески скомпоновать кадр. Глядя на кадр, его нужно разложить на составляющие и каждую составляющую проанализировать. Это важно, так как некоторые элементы подчеркивают обстановку, создают атмосферу, другие создают нужные формы и очертания, третьи привносят незначительные творческие изменения в кадр, а четвертые портят кадр, не вписываясь в него. Самое главное правильно оценивать влияние элементов и стараться исключить те, которые в кадре не должны находиться.

Если в кадре не выделен смысловой центр, то снимок становится не интересным. Он может иметь исключительное качество, передавать атмосферу, цвета, обстановку, но не запомнится зрителю, так как в нем не будет элемента, который является главным героем снимка, его ключом Множество мелких элементов, в произвольном порядке расположенных по всей плоскости кадра создают ощущение хаоса. Такие снимки могут иметь свою красоту, но не будут нести ни какой творческой ценности. Это просто кадр с информацией, но не произведение искусства.

Какие бывают приёмы выделения смыслового центра?

Укрупнение — это расположение объекта съемки в кадре таким образом, чтобы он занимал большую часть пространства кадра. Остальные элементы, располагающиеся вокруг, становятся не значительны. Такой приём достигается съемкой с близкого расстояния, использованием длиннофокусных объективов или кадрированием снимков в графическом редакторе.

Разномасштабность — Главные и второстепенные элементы находятся на разном плане. Основные впереди, а второстепенные вдалеке. Такие кадры могут охватывать большое пространство, главное, чтобы основные объекты съемки были на переднем плане.

Контраст — это отделение объекта от фона при помощи цвета или света. Светлые объекты на темном фоне отчетливо выделяются. Это можно реализовать путем правильной постановки освещения или при помощи съемки на темном фоне.

Отделение объекта съемки от фона насыщенностью цветов. К примеру, яркая одежда будет выгодно выделяться на сером фоне. Это сделает нужный акцент и сконцентрирует внимание зрителя на ключевом элементе кадра.

Акцент светом — это обрисовка объекта контровым светом или солнечный блик на объекте съемки или просто более интенсивное подсвечивание объекта съемки, чем фона.

ГРИП — отделение объекта съемки от фона глубиной резко изображаемого пространства. Модель должна быть максимально резкой, а фон размытым. Это сконцентрирует внимание именно на модели.

Мало кто станет рассматривать замыленый фон.

Линии — это способ, использующий линии, чаще всего диагональные/наклонные, к объекту съемки.

Центр кадра — если композиция кадра строится таким образом, что возможности использовать описанные выше приёмы нет, то можно объект съемки расположить просто в центре кадра. Взгляд зрителя невольно зацепится за объект съемки, если не будет других акцентов.

Чаще всего, в кадре сочетается несколько приёмов, что приводит к увеличению отделения объекта съемки. Выше были рассмотрены примеры снимков, которые имели четко сформированные объекты в акценте, но такое бывает не всегда. Акцент может делаться и на объекты, которые своим видом привносят дисбаланс, но при этом снимок всё равно смотрится законченным и целостным. 

Не стоит беспрекословно следовать правилам акцентирования внимания. Это не закон, которого нужно безоговорочно слушаться, а всего лишь один из видов реализации творческого потенциала.

www.takefoto.ru

Смысловой центр кадра | fotoadvice.ru

Смысловой центр кадра, что это такое и как его выбрать? Данный вопрос очень актуален для начинающих фотографов. Кадр представляет из себя обычный прямоугольник. Если в основании лежит меньшая сторона, то кадр имеет вертикальный формат, если большая сторона, то кадр – горизонтальный.

Фотограф должен хорошо знать и понимать особенности заполнения кадра разного формата. Как мы уже знаем, композиция кадра определяется самим фотографом во время проведения съемки по видоискателю.

Бывают случаи, когда фотограф не имеет возможности как следует продумать размещение объектов в рамках кадра. В этом случае приходится прибегать к операции кадрирования во время обработки отснятого материала.

В ряде учебных пособий по фотографии приводятся рекомендации снимать высокие объекты на вертикально расположенный кадр, а объекты, развернутые в ширину, на горизонтально расположенный кадр. На практике в ряде случаев подобные правила приходится нарушать.

Что такое смысловой центр кадра

Положение кадра очень сильно зависит от выбранной темы, от того, что в данном снимке должно является главным, составляющим смысловой центр кадра.

Смысловой центр кадра – это объект или группа объектов, определяющих содержание снимка, выражающих его идею.

Фотограф во время съемки решает, какой объект в кадре должен стать самым важным и уже исходя из этого строит тот или иной кадр. Смысловой центр кадра в хорошем снимке привлекает к себе взгляд зрителя, т. е. является одновременно и смысловым и зрительным центром кадра.

Ошибки в выборе смыслового центра кадра

У начинающих фотографов очень часто смысловым центром кадра может оказаться любой второстепенный объект, например, ветви дерева на первом плане, какой-нибудь объект вдали и т. п. А самый важный объект, выражающий основную идею снимка, оказывается на второстепенном месте.

Взглянем еще раз на фотографию «В детском парке». Внимание зрителя привлекает большая урна – она выступает в качестве зрительного центра кадра, она перекрывает идущую по аллее группу детей, которая в свою очередь должна являться смысловым центром кадра.

смысловой центр кадра

В детском парке. Исходный вариант

Таким образом, мы видим, что снимок сделан непродуманно. Его тема выражена неверно. Можно данный снимок значительно улучшить, если правильно провести кадрирование снимка. Для этого правую сторону снимка кадрируем так, чтобы в кадр попала часть урны. Верхнюю часть тоже кадрируем. В результате зрительный центр кадра совпадет со смысловым центром кадра и снимок от такого преобразования только выиграет.

смысловой центр кадра

Фотография после кадрирования

Следующей типичной ошибкой начинающих фотографов является расположение объекта съемки строго по центру снимка, примерно на пересечении диагоналей воображаемого прямоугольника. Такое расположение главного объекта или группы объектов в кадре совершенно не является выгодной позицией.

Гораздо интереснее снимок будет выглядеть, если расположить объект на расстоянии 1/3 от края кадра. Вспомните правило третей.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

С этой статьей так же читают:

fotoadvice.ru

Смысловой и изобразительный центр кадра. Основы композиции в фотографии

Смысловой и изобразительный центр кадра

Рассматривая проблему кадрирования снимка мы неоднократно касались другой важной стороны композиционного решения кадра — получения изобразительного акцента на главном объекте изображения, который должен доминировать, привлекать внимание зрителя прежде всего.

Пожалуй, не будет ошибочным утверждение, что композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра. А это значит, что в любых условиях — в спокойной обстановке фотоателье или в жестком временном режиме событийной съемки — необходимо оценить как общую ситуацию, так и смысловую и композиционную значимость каждого элемента сюжета. Эти элементы далеко не равнозначны для фотографа. Одни из них образуют центр сюжета; другие характеризуют обстановку, среду; третьи имеют значение изобразительное, необходимы для разработки рисунка кадра; четвертые вообще не нужны — попадая в кадр, они становятся лишь помехой и потому должны остаться за его пределами. Но поначалу все внимание следует отдать главному из них, являющемуся смысловым центром снимка.

При работе над портретом, пейзажем, натюрмортом фотограф имеет время подумать над этой проблемой и даже практически проверить различные варианты композиции. Событийная съемка, фоторепортаж, жанровая тематика практически не дают возможности для длительных размышлений. Только профессиональные навыки, опыт, острота и своеобразие творческого мышления фотографа позволяют ему буквально мгновенно найти правильное решение — обозначить в кадре его смысловой центр, сделав его центром зрительным.

В различных жанрах меняются условия и обстоятельства съемки, становится иной методика композиционного творчества, но первичная задача остается неизменной; как сказано выше, прежде всего нужно ограничить материал известными пространственными пределами и найти смысловой центр картины, сформировать его на снимке, усилить, подчеркнуть с помощью особого акцента, помогающего зрителю сосредоточить внимание именно на ведущем элементе сюжета и композиционного рисунка кадра.

Задача, казалось бы, совершенно ясная. Но вместе с тем очень часто серьезным недостатком снимка становится ошибка именно этого типа — одинаково четкое изображение всего материала, попавшего в поле зрения объектива. Кадр начинает пестреть множеством мельчайших подробностей, рисунок снимка делается запутанным, перегруженным деталями. И глаз зрителя, рассматривающего снимок, не может остановиться ни на чем определенном, потому что на картинной плоскости нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, т. е. нет ударения, акцента, поставленного на главном, ключевом элементе сюжета. Нет этого основного композиционного начала, и кадр оказывается несформированным из-за равнозначности всех его частей. А ведь рассмотрение кадра должно начинаться с сюжетно важной части изображения, и акцент, умело поставленный фотографом, — залог не только правильного прочтения зрителем содержания снимка, но также и композиционной стройности фотопроизведения, т. е. его легкой «читаемости».

Как правило, отсутствие акцента говорит о том, что фотограф не только не справился с задачей создания определенной геометрии кадра, но и плохо разобрался в материале, в существе и смысле выбранного для съемки сюжета, мотива. Дело уже не только в том, что фотограф не сумел правильно использовать изобразительный прием, ошибка здесь глубже: в обилии материала, с которым автор встретился в жизни, он не нашел его основного звена, которое и должно было стать на снимке ключевым и в смысловом, и в изобразительном отношении.

Между тем фотограф располагает множеством творческих приемов и изобразительных средств, которые активно помогают ему решить поставленную задачу. Что это за приемы и средства? Найти и раскрыть их изобразительную силу нам помогут примеры.

Одним из классических примеров может служить фото 41. Этот пример особенно показателен, так как снимок сделан в реальной боевой обстановке, когда режим времени, отпущенного фотографу на съемку, достаточно жесткий, обстановка сложная и добиться в этих условиях композиционно завершенного кадра совсем не просто. Для этого нужны и опыт, и журналистская хватка, и талант. Перед нами кадр, который говорит зрителю о многом: и о трудных военных дорогах, и о дорогой цене победы, и о том, что советские воины — люди большой души, люди, которым нужен мир… Фоторассказ впечатляет, волнует зрителя.

Фото 41. Дм. Бальтерманц. «Чайковский»

Созданию впечатления помогает то, что снимок четок и закончен по изобразительному решению. Кадр заполнен большим и разнообразным материалом, и все, что охватывается его рамкой, важно и необходимо для раскрытия сюжета, для обрисовки обстановки действия. Однако это обилие материала не мешает стройности композиционного рисунка. Это происходит потому, что элементы, с помощью которых автор разрешает композиционные задачи, отчетливо делятся на главные и второстепенные. Главный объект изображения акцентирован очень энергично. Рассматривая снимок, мы сразу же обращаем внимание именно на смысловой центр картины — группу солдат, в краткую минуту передышки собравшихся у пианино. Какими конкретными изобразительными приемами автор добивается этого эффекта?

Главное в кадре, его сюжетно важная часть — группа солдат — помещена в центр картинной плоскости. Это активное пространство кадра, сюда, к его геометрическому центру, легко направляются взгляд и внимание зрителя, и это один из распространенных способов создания акцента на главном. Очерчивая изображаемое пространство рамкой кадра, автор оставляет за его пределами немало других подробностей обстановки прифронтовой полосы, но в кадре оказывается только необходимое и достаточное для зрительного воплощения выбранного для съемки сюжета. Фрагмент времени и пространства определен совершенно точно, как точна и взятая крупность плана.

Следует обратить особое внимание на распределение материала по глубине кадра. Прежде всего здесь нужно отметить нарастание светлоты тона от переднего плана к среднему и, наконец, к самому отдалению к участкам фона. Передний план «нарисован» тонами достаточно темными, так что в них начинают исчезать лишние детали и подробности; главная группа обозначена тонами средней плотности, и поэтому здесь хорошо переданы и световые блики, и полутени, и тени. Очевидно, расчет экспозиции велся именно по этому участку кадра. В проеме разрушенной снарядом стены видны деревья небо, глубина, затянутая дымкой (возможно, еще не рассеялись дымы разрывов), и эти участки попадают в зону передержек; изображение получается обобщенным, без навязчивых подробностей. Так локализуются, уводятся из внимания зрителя передний и дальний планы, а самым отчетливым и детализированным становится центр кадра, главная группа.

Но наиболее действенным, акцентирующим средством в этом снимке служит свет. Световой рисунок кадра очень интересен, в его основе лежит контровой поток солнечного света, врывающегося в помещение сквозь разрушенную стену. Он создает энергичный световой акцент, яркое пятно на музыкальном инструменте, очерчивает контуры фигур, лепит их объемно-пластическую форму. Правда, затянутая дымкой глубина кадра — пятно еще более яркое, но так как оно не детализировано, рисунок там лишен подробностей, нерезок, то по смысловому и изобразительному значению это пятно не спорит с отчетливым сюжетным центром всей композиции.

Мы рассмотрели всего один снимок. Но и этот единичный пример демонстрирует нам несколько приемов, с помощью которых фотограф получает в кадре желаемый акцент. Подведем итог, перечислив эти приемы. Прежде всего отметим, что хороший результат дало размещение главного сюжетного мотива в центральной части картинной плоскости, притягивающей к себе внимание зрителя. Отдадим должное также правильному выбору крупности плана, масштаба изображения фигур и предметов, образующих смысловой центр картины. Отметим также тональную организацию кадра, соотношение тонов, образующих рисунок основного объекта изображения и второстепенного материала — обстановки действия, среды, окружения. Назовем еще правильное сопоставление объекта и фона по степени резкости и, наконец, важнейшее акцентирующее средство — свет, световой рисунок кадра.

И если сейчас мы пересмотрим приведенные в этом пособии снимки с точки зрения создания акцента на главном объекте изображения, то увидим, как отчетливо проступает эта закономерность в творчестве разных авторов и в самых различных жанрах фотографии. На фото 6 мы снова встретимся с укрупнением масштаба изображения ведущих элементов композиции, с насыщенным и контрастным тональным рисунком этих элементов, с мягкой по тонам и оптически нерезкой глубиной кадра. Фото 7 показывает, что для его изобразительного решения использовано плотное кадрирование снимка, рамка кадра очерчивает конкретное, намеченное автором пространство, и этим простым приемом он уже производит активный отбор материала и исключает из снимка все, что могло бы перегрузить кадр и лишить четкости его композиционный рисунок. А при таком кадрировании мы можем детально рассмотреть именно то, что хотел показать нам фотограф и о чем он ведет рассказ в своем снимке. Здесь рисунок переднего плана образуется тонами более сочными и контрастными чем рисунок глубины кадра, которая дается в более мягкой гамме. Сопоставление контрастного тонального рисунка основного элемента кадра или переднего плана, если он есть на снимке, с мягким тональным рисунком фона — также один из приемов создания акцента.

Мы уже встретились с выразительной силой светового акцента, рассматривая фото 10. Выше уже говорилось о том, что свет вообще одно из главных изобразительных средств в фотографии, что сам термин «фотография» в буквальном переводе означает «светопись». И потому не удивительно, что действенным и часто применяемым приемом создания необходимого акцента служит именно характер освещения объекта съемки. Представьте себе такой световой эффект: яркий луч прорезает темноту, оставляя неосвещенным пространство кадра, в то время как предметы или фигура, оказавшаяся в световом луче, выступают из темноты. Свет ставит на этих предметах как бы ударение, дает на снимке их подчеркнутое изображение. Это и есть световой акцент. Его особую выразительную силу и использовал автор фото 10.

При съемке этого портрета на снимаемого человека были направлены два основных осветительных прибора. Один из них — источник направленного действия, с его помощью закладывается основа светового рисунка, в результате чего на лице образуются короткие тени, очерчивающие объемно пластическую форму. Второй прибор отбрасывает на лицо мягкий поток общего рассеянного света, который насыщает теневые участки, снижает контрасты светотени до нужного автору уровня и помогает достичь пластичного и достаточно мягкого рисунка светотени. Черный костюм девушки и фон не освещены совершенно. И именно сопоставление светлого тона освещенного лица и темной тональности всего остального поля кадра становится ярким изобразительным приемом построения этого поэтичного портретного снимка. Акцент здесь очень энергичен, таков творческий замысел фотографа.

Фото 10 сделано в условиях специального ателье. Но подобный изобразительный результат может быть получен не только при съемке с осветительными приборами. И в условиях естественного освещения можно найти направление основного светового потока, каким на натуре чаще всего становится солнечный свет, и общую раскладку светотени на объекте. Световой акцент на смысловом центре в этом случае будет столь же действенным, как и на фото 1.

Как образуется световой акцент при работе фотографа на натуре? Приведем пример. На натуре съемка нередко ведется при контровом направлении солнечного света. Контровой свет — это свет, падающий на объект съемки сзади, направленный навстречу объективу съемочного аппарата. Таким образом, все фигуры и предметы обращены к объективу своей теневой стороной, что обусловливает довольно низкую, темную тональность фотоизображения. Представьте себе, что фотограф снимает жанровую сценку, строит кадр как средний по крупности план и главное действующее лицо сцены находится в центре кадра, в окружении других участников действия. Очевидно, что главный персонаж, контуры его фигуры при этом эффекте освещения будут очерчены ярким световым шнуром, как и контуры фигур всех остальных людей, попадающих в поле зрения объектива. Таким образом, фигуры отчетливо выделяются на притемненном фоне, но светового акцента на главном действующем лице пока еще нет.

Этот акцент несложно получить, имея простое приспособление — отражатель, представляющий собой небольшой лист картона, оклеенный белой бумагой типа полуватман либо фольгой. Такая подсветка легко принимает на себя поток контрового солнечного света и отбрасывает его на лицо человека, которого фотограф хочет выделить, акцентировать, сделать самым приметным в кадре. Теперь все другие действующие лица сцены находятся в тени, а главный герой выделен из окружения, подсветка привела к образованию на его лице более высоких яркостей. Разумеется, экспозиция в этом случае рассчитывается по светам, т. е. по яркости, образовавшейся на лице. В результате на фоне общей низкой тональности фотоизображения возникает световой акцент, которого фотограф и добивался.

Разберем еще один часто встречающийся пример съемки на натуре, в котором четкий изобразительный результат достигается также с помощью светового акцента.

Один из самых распространенных и поэтических жанров в фотографии — пейзаж. В альбоме каждого начинающего фотографа немало пейзажных снимков. Казалось бы, при работе в этом жанре особых сложностей возникать не должно. Однако выразительный пейзаж получается далеко не всегда, хотя щедрая природа одаривает фотографа прекрасными пейзажными мотивами. Неудачи чаще всего объясняются тем, что отсутствие достаточного творческого опыта толкает автора на прямую фиксацию материала, на примитивное, протокольное повторение всего, что попадает в поле зрения объектива. И тогда получается изображение, на котором все видно одинаково хорошо, но и одинаково невыразительно.

Прямое повторение пейзажного мотива, без учета особенностей его перевода на плоскость будущего фотоснимка, успеха не принесет. В жанре пейзажа, так же как и в любом другом, необходимы активное изобразительное решение снимка, отточенность его композиционного рисунка и, несомненно, расстановка акцентов.

Представьте себе, например, что фотограф снимает широкий общий план, пейзаж, пересеченную местность и речушку, причудливо извивающуюся между холмами. Условия освещения при такой съемке могут быть самые различные: в пасмурный день весь объект съемки зальет общий равномерный рассеянный свет; таким же будет характер светового рисунка при съемке в сумерки; в солнечный день изобразительный результат зависит от времени съемки, от направления солнечного света по отношению к оптической оси объектива и т. д. И если при съемке фотограф не учел характера освещения объекта, то снимок может оказаться неудачным. Так, когда солнце находится за спиной фотографа, объект будет освещен от аппарата. Такой свет часто называют «передним» — он падает на объект спереди. В этом случае все, что попадает в поле зрения объектива, освещено совершенно равномерно, в одинаковую силу и, естественно, с одинаковой степенью подробности рисуется на пленке. Все детали и части изображения на таком снимке оказываются равноценными, он начинает перегружаться и пестреть деталями, и зритель уже не в состоянии оценить смысловое и композиционное значение разных элементов, поскольку этого не сделал и сам фотограф. Главное здесь не отделено от второстепенного, необходимое от случайного. И все потому, что автор снимка не сумел правильно расставить акценты, не проделал необходимой работы ни по осмыслению материала, ни по его световому решению.

А как следовало использовать здесь характер освещения? Можно ли в условиях натурного освещения добиться светового акцента на главном звене такого объекта съемки? Несомненно, можно. Учебная работа над пейзажем требует и времени, и терпения. Характер светового рисунка будет меняться в течение дня, и полезно проследить эти изменения или хотя бы умозрительно представить себе, как выглядит объект при боковом или контровом направлении солнечного света, при высоком полуденном или низком предвечернем положении солнца над линией горизонта. Такая работа постепенно разовьет у фотографа столь важное для него свойство, как умение видеть. Правильно говорят художники, что «смотреть» — еще не значит «видеть». А «видеть» в данном случае означает оценить характер освещения с точки зрения изобразительного результата, который дает тот или иной световой рисунок.

И в нашем случае пейзажной съемки было бы очень выгодно контровое направление солнечного света: как мы уже видели в одном из предыдущих примеров, большая часть элементов объекта съемки была бы обращена к объективу фотоаппарата теневой стороной и на снимке передавалась бы темной тональностью; поверхность реки, как поверхность зеркальная, в потоке контрового света ярко бликовала бы. На таких высоких яркостях и сконцентрируется внимание зрителя; иными словами, материал картины потеряет свое монотонное звучание (как было в случае съемки при переднем свете), на главном элементе композиции образуется необходимый световой акцент.

К перечисленным средствам получения акцента на главном объекте изображения следует отнести и такой прием, часто встречающийся в современной фотографии, когда в одном кадре совмещаются два плана различной крупности. Например, на снимке мы видим общий план интерьера заводского цеха, а на его фоне на переднем плане сфотографирован человек. Естественно, что, находясь близко к аппарату, он изображается в кадре крупно, и таким образом на снимке общий план цеха завода совмещается с крупным планом человека. На этом главном персонаже сюжета возникает четкий акцент как следствие укрупненного масштаба рисунка. Это размещение главного объекта изображения на переднем плане и есть еще один из способов получения необходимого смыслового и изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

Назовем среди изучаемых приемов и сопоставление объекта и фона по тональному контрасту: контраст тонов помогает выявлению главного объекта изображения. Фото 5. показывает нам, как отчетливо рисуется освещенный, переданный светлыми тонами объект на темном, неосвещенном фоне. Таким же отчетливым станет темный объект, проецирующийся на светлый фон.

Перечисленные творческие приемы — это, конечно, не весь арсенал средств, а лишь примеры возможных изобразительных решений проблемы создания акцента на сюжетном центре. Материал, с которым фотограф встречается в жизни, необычайно разнообразен, и его неповторимость каждый раз подскажет вдумчивому мастеру новые способы творческого решения кадра.

Художественную палитру разнообразят также одновременное использование и сочетание нескольких приемов. Чаще всего в хорошо организованном кадре акцент возникает как следствие, например, центрального расположения на снимке главного объекта изображения, который в то же время контрастирует с фоном по тональности. В других случаях мы видим главный объект на переднем плане, он дается в укрупненном масштабе, к тому же оптический рисунок его полностью резок, тогда как на фоне резкость в значительной степени потеряна. Словом, создание акцента осуществляется самыми разнообразными средствами, и перечислить здесь все существующие способы просто невозможно.

В учебной практике, в школе мастерства важно усвоить основные принципы. В дальнейшем перед фотографом открывается путь к индивидуальному, самобытному творчеству, и каждый найдет свою систему приемов для решения одной из узловых задач композиции — выделения главного объекта изображения из материала, который охватывается и рисуется на снимке объективом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

5 способов выделить смысловой центр кадра в фуд-фотографии

В течении уже одного года я веду курсы по фуд-фотографии. И хотел бы заметить, что одной из часто встречающихся ошибок начинающих фуд-фотографов является полное отсутствие или недостаточное концентрация на главном объекте в кадре.

Отсутствие главного объекта на фуд-фото допустимо, когда речь идет о съемке так называемых паттернов —  «раскладок» в верхнем ракурсе с повторяющимися элементами. Как, например, на фотографии с черешней. Очевидно, что в таких композициях невозможно выделить главный объект — все элементы как бы являются главными. Значение на подобных фото приобретает на отдельный объект, а все «полотно» фотографии в целом.

Однако, в большинстве случаев, все же, выделение главного объекта в кадре необходимо — иначе фотография не произведет должного впечатления на зрителя. Все дело в особенностях зрительного восприятия человеческого глаза. Не вдаваясь в анатомические особенности лишь отмечу, что зрение вычленяет из картинки в первую очередь объекты, которые чем-то выделяются. Размером, цветом, своим видом  или местоположением.

В том случае, когда на фотографии нет особых акцентов, то зрение человека устремляется в центр фотографии. Поэтому, объект съемки, помещенный в центр кадра, и тем самым будучи совмещенным с центральной осью картинки (геометрическим центром), становится главным. Итак, первый способ выделить смысловой центр в фуд-фотографии  — поместить объект съемки (блюдо или напиток) в самый центр кадра — например как на картинке ниже:

 

Следующий способ выделения главного объекта в кадре (смыслового центра фуд-фотографии) — это укрупнение, то есть когда какое-либо блюдо или напиток на фуд-фото изображаются в большом масштабе и занимают больше половины всего кадра. Конечно, в этом случае фотограф снимает с достаточно близкого расстояния, не забывая при этом о необходимости оставить по краям кадра своеобразную «рамку» из фона.

Однако, при данном способе съемки есть одно «НО». Речь прежде всего идет о съемке еды на смартфоны — при слишком близком расстоянии между объектом съемки и смартфоном возникают оптические искажения, в результате которых передняя часть блюда выглядит массивно, а все, что позади — гораздо более мелко. Поэтому, если у вас возникла такая проблема при близкой съемке на смартфон — лучше всего снять еду с большего расстояния (при котором искажения не возникают или мало заметны), а потом в любом редакторе или приложении обрезать «лишнее», тем самым сделав главный объект более крупным в кадре.

Третьим способом выделить кадр является размещение ключевого объекта (в случае с фуд-фото — какой-либо еды) на переднем плане изображения. И данный прием отличается от предыдущего тем, что, помимо главного объекта в кадре присутствуют и другие — и их достаточно много. В таких условиях сконцентрировать внимание зрителя на главном объекте можно путем размещения его на переднем плане всей композиции:

Следующим способом выделить главный объект на фотографии — осветить его больше, нежели задний фон , либо использовать контрастные по отношению к основному объекту фоны. Такой тоновый контраст  помогает взгляду выделить главный объект в кадре: светлый объект будет ярче смотреться  на темных бэкграундах, так же как и темный объект —  на светлых.

Например, блики в стакане с коктейлем, грани стакана, сам коктейль и лайм в нем выглядят светлыми, яркими. Тогда как фон — черный, к тому же, освещен на фото именно главный объект — напиток, а все, что находится на заднем плане — в тени:И, наконец, пятый способ акцентировать внимание зрителя на главном объекте в кадре — попадание в резкость главного объекта на фотографии и размытие фона (вместе с менее значимыми элементами композиции).

Данный способ в большей степени подходит для съемки с боковых ракурсов, так как при съемке сверху (угол — 90 градусов) размытие заднего фона (столешницы) и «не главных» объектов затруднено (а чаще — невозможно) , поскольку и основное блюдо, и второстепенные элементы находятся, как правило, в одной плоскости  — на столе:

Если вы хотите научиться снимать фуд-фотографии, приходите на курс по фуд-фото и заработку на нем — вот ссылка.

foodiephoto.info

fotokartina-iz-fotografii — запись пользователя Маргарита (Lanta) в сообществе Фотошкола в категории секреты ремесла (композиция, сюжет, съемка)

Фотографии, производящие наибольшее впечатление, это те, которые оставляют известные пробелы, места отдыха для глаз, которые позволяют сосредоточить внимание лишь на небольшом числе предметов. Детали частностей, которые не помогают выражению самого главного и характерного не только бесполезны, они вредны, т.к. рассеивают внимание и отвлекают от главного.

Членение композиции на элементы главные, определяющие смысл фотокартины и второстепенные, несущую дополнительную и, соответственно, менее значимую информацию - необходимое условие получения целостной и завершенной картины. В противном случае зрителю будет трудно разобраться в сумятице близкого и далёкого, малого и большого, главного и второстепенного.

На практических работах рассмотрим приёмы формирования зрительного и смыслового центра кадра.

Рис. 1 пример формирования центра композиции в геометрическом центре кадра. Он является доминантой цвета, формы и освещения кадра и не оставляет сомнения в своей главенствующей роли.

Цветовой контраст этой фотографиипозволил четко сформировать композиционный центр кадра.


Первым побудительным импульсом построения композиции кадра, как правило, является размещение её главного, смыслового элемента в центре кадра. Это возможно, но наименее интересно, т.к. заранее делает композицию статичной и мало выразительной (стандартной). Главный элемент композиции может быть размещён на втором плане, в то время как передний план служит как бы подходом к нему. Линейный рисунок кадра, приводящий взгляд зрителя к сюжетному центру картины - один из приёмов формирования этого центра (линии, направленные к главному). Кроме того, организация переднего плана делает картину пространственной, придаёт ей динамику. Передний план притягивает внимание из-за масштабного его преувеличения (особенно при съёмке с нижней и приближенной точки) за счёт закономерностей линейной перспективы.

Наиболее действенным приёмом формирования композиционного центра можно считать оптический акцент на главном, когда стержневой, смысловой элемент композиции изображается чётко и резко, в отличие от элементов второстепенных, дополнительных. Максимально резкий участок изображения притягивает внимание зрителя в первую очередь, и, следовательно, становится первым элементом восприятия, элементом, раскрывающим авторский замысел. Умелое управление глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП) позволяет фотографу эффективно использовать такой приём формирования зрительного центра композиции, как оптический акцент на сюжетно важном элементе композиции )

.
Не следует забывать и о том, что сочетание резкого и нерезкого позволяет сделать картину пространственной (воздушная перспектива), а часто и динамичной.

Одним из приёмов организации зрительного центра кадра является световой акцент на главном. Это такое изображение, где самое светлое пятно становится композиционным центром. Это возможно из-за того, что зритель смотрит в первую очередь на светлое, контрастное, а затем рассматривает более тёмные участки изображения



Привлечь внимание, сформировать зрительный центр кадра, можно освещая главный элемент композиции более других.

На практике фотографы сочетают разные приёмы организации композиционного центра кадра, понимая, что композиция будет рыхлой, невыразительной, малосодержательной, если все её элементы в равной степени резкие, чёткие, одинаковы по расположению на плоскости.

Для решения основного закона композиции - закона получения целостной и уравновешенной картины, необходимо понимание значимости каждого участка плоскости кадра (с точки зрения восприятия его зрителем), умелого расположения элементов композиции с непременным условием создания смыслового композиционного центра кадра

www.babyblog.ru

Основа фотокомпозиции – акцент на главном.

Художественная фотография – это прежде всего грамотная фотокомпозиция, об этом говорилось в статье  “Понятие фотокомпозиции”  А основа фотокомпозиции —  это сюжетный центр фотографии, главный элемент изображения. Фотоснимок должен притягивать внимание зрителя. А чтобы привлечь внимание зрителя необходимо как бы провести его взгляд через фотографию. Другими словами человек, взглянув на какую-нибудь точку снимка , должен затем рассмотреть его целиком. При этом используются физиологические особенности зрения человека, которые состоят в том, что при рассмотрении изображения взгляд задерживается прежде всего на ярких пятнах или на участках с наибольшим контрастом. Отсюда следуют и правила, на которых держится фотография  – выделение смыслового, сюжетного центра фотографии.

Сюжетный центр фотографии должен быть наиболее крупным элементом изображения.

— Этот главный элемент должен быть прорисован наиболее котрастно и резко.

Сюжетный центр фотографии выделяется светом. Свет – главный рисовальщик на плоскости фотоснимка.

— Акцент на главном определяется содержанием фотоснимка.

Рассмотрим указанные принципы на примере следующих снимков.

На фото 1-1 нет акцента. Передний и задний план сливаются в результате довольно трудно разобраться в деталях. Такой снимок воспринимается плохо.

На фото 1-2   сюжерный центр фотокомпозиции – бревно, лежащее через ручей. Оно выделено падающим светом. Его изображение  достаточно резкое, контрастное.  Задний план затемнен, менее контрастен.  А от бревна взгляд уходит дальше, вглубь леса.   Фотокомпозиция  строится на том, что сюжетный центр фотографии выделен и на него в первую очередь падает взгляд зрителя .Такой снимок скомпонован уже композиционно лучше. Это и есть те признаки, которые отличают художественную фотографию.

А теперь рассмотрим другой пример.

Фото 2.

На этом снимке девушка сфотографирофана в красивом зале. Но ее изображение столь невелико, что с трудом рассматривается. Естественно, что внимание концентрируется не на ней а на элементах архитектуры зала. В этом случае можно было бы  сделать фотографию лучше, если бы она подошла поближе,  ее изображение стало бы крупнее.И это позволило бы выделить ее на фоне зала, и взгляд бы останавливался на ней а потом на окружающей архитектуре.  И лучше было бы, если бы она еще и не смотрела в объектив фотоаппарата, а рассматривала статую, тогда появилась бы взаимосвязь элементов снимка, т.е. фотокомпозиция, как, например, на следующем снимке.

Однако и в данном случае фотограф мог бы подойти поближе, чтобы снять девушку более крупным планом. При этом архитектура зала видна была также.

Другой пример неправильной композиции  представлен на фото 4.

Фото 4.

На этом примере мы видим как отсутствие акцента в кадре мешает восприятию снимка. Передний план и задний сливаются. Изображение памятника накладывается на изображение здания. При этом некоторые деталипамятника трудно рассмотреть. А все же центральным элементом в данном снимке является памятник. У меня и самого случались такие казусы. С опытом приходит умение оценивать кадр, даже не глядя в видоискатель объектива. Смотришь, ищешь точку зрения с которой передний план выглядит более выделенным. Так и в рассматриваемом примере можно было поискать другую точку зрения, подойти к памятнику с другой стороны.

Рассмотрим теперь такой инструмент фотографа, как свет. Свет выступает как основа фотокомпозиции, служит средством для  выделения сюжетного центра изображения. Посмотрим на снимок  фото 5.

Фото 5.

 

  В лесу лучи солнца из тени выхватили начинающий краснеть куст рябины – признак еачинающейся осени. И взгяд зрителя сразу обращается на этот куст. Сюжетный центр изображения выделен более ярким освещением. Окружающий фон притемнен и не мешает впечатлению.

Обычно более ярким световым акцентом в кадре выделяется человек, если он является смысловым центром композиции.

При съемке портретов сюжетный центр фотографии – это  лицо человека, и прежде всего – глаза,глаза – это основа фотокомпозиции а не одежда. Ведь не зря говорят, что глаза – зеркало души. При этом нужно стремиться отделить человека от фона. Нередко  инструментом для этого служит  глубина резкости фотообъектива . При малой глубине резкости основной объект оказывается в поле резкости, а фон размыт.

Каким образом сюжетный центр фотографии выделяется с помощью освещения описывается также в статье Освещение в фотографии и объемность фотокартины.

Поделиться в соц. сетях

Об авторе

Я живу в г Новосибирске. Образование высшее — НГТУ, физикотехнический факультет. В настоящее время на пенсии. Семья: жена, две дочери, две внучки. Работал в последнее время в электронной промышленности в ОКБ по разработке и производству приборов ночного видения. Люблю музыку- классику, джаз, оперу, балет. Главное увлечение — любительская фотография.

makal47.ru

Смысловой центр фотографии – Смысловой и изобразительный центр кадра

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх