Александр Родченко. Старья не держим | Публикации
«Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства». Александр Родченко
Вот.
Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография
Это замечательное семейное фото я сюда засунул только для того, чтобы сказать: «Никогда Александр Родченко (1891-1956) такого консерватизма бы не сделал!» Фото из семейного альбома в его исполнении выглядит так:
Лиля и Осип Брики
Потому что Родченко был новатор. А в этой фотке
Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография
никакого новаторства нет. Хотя фотография, конечно, красивая.
Родченко, вообще, новаторство сделал главным содержанием искусства. В этом он тоже был новатором. Но начиналось у него все вполне традиционно – он родился от отца с матерью. Мама у него была питерской прачкой, папа – театральным бутафором. Маленький родченко постоянно торчал за кулисами и набирался там полезных впечатлений. Вскоре, в 1902 году, Родченки собрали вещи и переехали в Казань. Там было решено дать сыну твердую опору в жизни и приобщить его к зубоврачебному делу. Родченко пару лет проработал в технической протезной лаборатории казанской зубоврачебной школы, где его учили рвать тогдашним россиянам зубы и ставить на их место искусственную челюсть, на ночь бережно опускаемую в стакан с водой. На дальнейшую судьбу Родченко эта бесчеловечная практика никакого влияния не оказала.
Он-то очень хотел быть художником. И в 1911 году поступил в местную художественную школу вольнослушателем. Там он познакомился с Варварой Степановой, в будущем одной из важных теток русского авангарда, на которой, как честный человек, со временем женился.
В 1914 году они уехали в Москву, там Родченко пытался поступить в Строганы, но его не взяли. Тогда он стал учиться сам*.Благодаря детским театрально-бутафорским впечатлениям за кулисами у папы Родченко, как он вспоминал потом, легко прошел мимо природы. Его недолгий ученический период протекал сначала в форме символизма, потом – кубизма. Родченко очень скоро оказался в самом пекле русского авангарда, где примкнул к Татлину и быстро перешел к самым радикальным формам самовыражения. Вот ранняя родченковская посткубистическая абстракция:
Танец. Беспредметная композиция
Самым же продвинутым, наверное, трендом в русском авангарде тогда был абстракционизм в форме супрематизма. И Родченко занимается супрематизмом.
Беспредметная конструкция с живописными проекциями поверхностей сложной цветовой композиции
При этом его не особо парит все то утопическое социально-философское гонево, которое накрутил в супрематизме Малевич. Его волнуют вполне прикладные вещи – взаимодействие цветов друг с другом, сосуществование различных элементов в пространстве картины. Даже не в пространстве, а на плоскости. Родченко выдает работы целыми сериями, решающими одну конкретную задачу, обозначенную в названии.
Серия «Движение проектированных и окрашенных плоскостей». Композиция № 50
Серия «Концентрация цвета и форм». Композиция №65
Даже внутри не им придуманного направления Родченко становится локальным новатором. Например, цветом русский авангард – да и русское искусство в целом – интересовался не особо. Родченко – интересовался. Еще он смело добавил к традиционным орудиям живописного труда – кисти, мастихину, углю и пальцу – линейку и циркуль.Беспредметная композиция N68
Серия «Плотность и вес». Беспредметная композиция №88 (66)
Ввел в качестве самостоятельных супрематических элементов точки и линии.
Композиция №17 (логотип в центре композиции №17 никакого отношения к композиции №17 не имеет)
Линии на зеленом
Еще одним следствием новаторского зуда было то, что Родченко постоянно мерился с главными авангардистами типа того же Малевича.
Делает Малевич радикальную работу:К. Малевич. Белое на белом
Родченко на нее отвечает:
Черное на черном
Только если Малевич репрезентирует еще один вариант полного конца в виде полной бесконечности, то Родченко волнует всего лишь проблема соотношения разных фактур одного цвета.
Не мог, конечно, Родченко пройти просто так и мимо главной работы того времени — «Черного квадрата». В 1921 году он достойно ответил на него целым триптихом.
Три цвета. Желтый. Красный. Синий
Если за «Черным квадратом» лежит достаточно весомая куча ассоциаций, смыслов и интерпретаций, и все это сильно духовное и символическое, и факт смерти искусства там трактуется как некий переход в иное существование, т.е. речь идет о событии религиозно-апокалиптического масштаба, то за «Тремя цветами» ничего этого не лежит и даже не стоит.
Так что не надо думать, что Родченко был таким же плоским, приземленным и бескрылым матросом. Не надо. Были и у него крылья, летал и он, просто в других пространствах. Он ведь, Родченко, продолжал ту же авангардистскую логику редукционизма, в котором сильнейшим образом поучаствовал до этого сам Малевич. Т.е. логику поэтапного отъема от произведения искусства его неотъемлемых частей и характеристик. Малевич отъял у живописи живопись, но оставил литературу – интерпретации и смыслы. Родченко отобрал и это. Каждый раз казалось, что теперь-то уж искусство точно добито насмерть и сведено к нулю, но все время оказывалось, что там еще много чего осталось для последующих опытов радикалов-вивисекторов****.
А «Три цвета» цвета сильно повлияли на раздумья ребят-минималистов в 50-60-е гг.Собственно, был у Родченко в запасе еще один вариант очередного убийства живописи – щедрый он был человек. Где-то за год до репрезентации своего триптиха он сказал, что когда-нибудь будет просто сидеть, смотреть на загрунтованный холст и думать. Это уже что-то из области концептуализма. А вы – неумный. Видите, какие вещи придумывал.
В общем, понятно, что если человек изыскивает разные способы что-то угробить, то это значит, что оно ему сильно надоело. И хочется чего-то другого. Это другое было таким:
Овальная подвесная конструкция №1
Называлось оно – конструктивизм. В создании его Родченко поучаствовал активнейшим образом. Вот конструктивизм-то и добил традиционное искусство окончательно. Ну, так тогда казалось.
Основной удар был нанесен по главному носителю традиции – по станковой картине. Все эти холст, масло, рама были объявлены буржуазными. Как и интимно-индивидуальный способ потребления картины. Сам Родченко полностью запретил себе делать живопись в 1921 году и следовал этому запрету больше десяти лет. Отныне художник должен был делать полезные для людей вещи – это был постулат наиболее радикальных конструктивистов, называвших себя производственниками.
Конечно, такие вот висячие конструкции – постамент отсутствует как признак буржуазного станкового искусства – для пролетариата не очень полезны. Применить их в быту и на производстве он не сможет. Но они содержат в себе главные принципы, по которым будут созданы такие полезные вещи – рациональность, отсутствие декора, обнажение конструкции, лаконизм и простота форм, их взаимозаменяемость и унификация, эстетическая новизна, общий прогрессистский пафос. Такое наглядное концентрированное выражение идей конструктивизма.
Были и проекты реальных объектов-трансформеров. Они было предельно рациональны, но очень неудобны. Все эти штуки надо было в процессе юзания складывать-раскладывать, что, конечно, решало уже другую, но более важную задачу – воспитание такого бойкого, постоянно готового к мобилизации рационально направленных усилий населения.
Интерьер рабочего клуба*****
Шахматный столик. Реконструкция
Правда, когда смотришь на служебно-вспомогательную изопродукцию, сопровождающую эти работы, возникает впечатление, что тоска по простому буржуазному станковому искусству у Родченко все-таки была – уж больно с любовью сделано.
Проект шахматного столика
До железа ничего разработанного Родченко, по-моему, не дошло. Да и не ставил он перед собой такой задачи – говорю же, идеи человек разрабатывал.
Между тем в начале 20-х гг. в среде радикалов было решено, что самым передовым искусством теперь является фотография. Она в этом смысле чем хороша? Она тиражна, т.е. это массовое, доступное для людей искусство. Она опирается на современные технологии, т.е. она прогрессивна. В ней отсутствует уникальность и рукотворность – характеристики все того же мерзейшего старинного искусства – т.е. она антибуржуазна. Кроме того, она недорога и быстра в производстве. И обладает мощным агитационно-мобилизующим эффектом. И вот эта сторона деятельности Родченко известна больше всего – снимал он много и, как всегда, был тут новатором.
Лестница
Прыжок с шестом
Самое главное, что он придумал – это крупный план, ракурс и монтаж. Ну, может, придумал не все он, но применил максимально эффектно и радикально.
Пионер-трубач
Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката
Кино-глаз
На этом поприще Родченко превратился в певца режима. В такого Лени Рифеншталь.
Спортсмены на Красной площади
Живая эмблема ГТО
Но, в отличие от нее, ему пришлось снимать не только аполлоническую сторону режима. Родченко же участвовал в той знаменитой поездке писателей по Беломорканалу. Хотя, черт его знает – для режима-то и эта сторона светлой была. Людей же исправляли.
Настилают полы в шлюзе
Работа под оркестр
Канал открыт
Тем временем за окном настал соцреализм. Родченко, до этого активно функционирующего артфункционера с должностями и постами, преподавателя, руководителя и т. д., практически отовсюду повыгоняли. Он потихоньку возвращается к живописи, но в выставках не участвует. Работает в стол.
Цирк
Наездница
Живопись эта, конечно, странная. Например, она – фигуративная. Прежнего Родченко напоминает только цветом. Но бог бы с ней, с фигуративностью. В конце концов, в 30-е гг. это был тренд, и даже злейший враг Малевич к ней вернулся. Самое главное, в ней нет рационалистического прогрессистского пафоса – посмотрите «Наездницу» — т.е. главного нерва искусства Родченко. А в 40-е гг. он выдает такие вот затейливо-нерациональные вещи:
Без названия
А уж эта штука 1944 года и вовсе загадочная:
Экспрессивный ритм
Это уже просто какой-то абстрактный экспрессионизм. Т.е. эта работа полностью противоположна всему предыдущему искусству Родченко – он же никогда ничего не искал в бессознательном, он все находил в голове. Ну, в сознании, в смысле. И, что еще удивительно, абстрактного экспрессионизма еще не было, Поллок, на которого это очень похоже, только подходил к своему методу. Т.е. в полном отрыве от мирового художественного процесса Родченко опять оказался впереди всех.
Теперь вы поняли, почему никогда он не сделал бы такую фотографию?
Совершенно неизвестные люди. Семейная фотография
БОНУС
Иллюстрация к поэме В. Маяковского «Про это»
Девушка с «лейкой»
Новый ЛЕФ
Портрет матери
«Даешь воду!»
Абстракция
Вот еще одна странная работа, 20-го года, между прочим. Что с ней делать, я не знаю.
Реклама ГУМа
* В 1916 году Родченко призвали в армию, и он несколько месяцев служил завхозом санитарного поезда. Поскольку это был короткий эпизод, лишь на время прервавший его жизнь в искусстве, я решил упомянуть его только здесь.
** На XIX Государственную выставку в 1920 году он и Степанова отправили одиннадцать тюков картин.
*** На днях Юра Альберт написал в фейсбуке «Как хорошо, оказывается, сказал Марсель Дюшан: «Сам ready-made не является искусством, искусством становится его обсуждение»»». Вот тут та же история.
**** После «Черного квадрата» Малевич сказал знаменитую свою фразу: «Я убил живопись». После «Трех цветов» критик Николай Тарабукин прочел доклад «Последняя картина написана». Философ Гройс утверждает, что смерть искусства – это основная тема искусства XX века. Так что все только начиналось.
***** Был сделан для советского павильона на Всемирной выставке декоративных искусств и промышленности в Париже в 1925 году. Антибуржуазный Родченко в этом своем интерьере вымазал пол сажей, чтобы посетители унесли ее на своих подошвах в буржуазные павильоны других стран, и там все перепачкали. На этой выставке было репрезентировано и получило свое название ар-деко – было что пачкать. Хороший дадаистский жест получился.
Александр Родченко — коротко — Онлайн-мастерские ВХУТЕМАС
1 1 /19
Кто такой Александр Родченко?
Уникальный художник, ставший прижизненным классиком в фотографии и дизайне.
- Создал теорию формообразующей линии (линиизм)
- Мастер использования методов комбинаторики в искусстве и дизайне
- Один из основателей советского промдизайна, воспитавший множество выдающихся учеников
- Пионер советской фотографии
2 2 /19
Художественное образование
Родченко получил только базовое художественное образование:
- Казанское приходское начальное училище
- Вольнослушатель Казанской художественной школы (1911—1914)
- Графическое отделение Строгановского Центрального художественно-промышленного училища (около 1 года)
3 3 /19
Линиизм
Впервые применив в 1915 году линейку, циркуль и трафарет для создания картин, Родченко к 1920 году пришёл к идее линии как краеугольного элемента искусства будущего.
- «Линия победила цвет, тон, фактуру и плоскость, поставив на живописи… крест»
- «Линия — новое мировоззрение: не изображать, а строить по существу целесообразные конструктивные сооружения»
- От линиизма до конструктивизма оставался один шаг
4 4 /19
До ВХУТЕМАСа (1918-1920)
- Работал в Отделе изобразительных искусств Наркомата просвещения (ИЗО Наркомпроса) с момента образования, совместно с О. Розановой заведовал художественно-промышленным подотделом
- Член президиума Совета Союза художников-живописцев
- Первый заведующий Московским музеем живописной культуры
- Участник Живописно-скульптурно-архитектурного синтеза (Живскульптарх)
5 5 /19
В ИНХУКе
Помог В. Кандинскому организовать Институт художественной культуры при отделе ИЗО Наркомпроса (март 1920), но затем разошёлся с ним из-за методов анализа искусства.
- Организовал «Рабочую группу объективного анализа» ИНХУКа (1920), исследовавшую универсальные законы создания произведений искусства
- Председатель президиума ИНХУКа (1921)
- Глава группы конструктивистов ИНХУКа
6 6 /19
ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН (1920-1930)
Став профессором Живописного факультета ВХУТЕМАСа в 28 лет, Родченко вёл пропедевтическую дисциплину «Конструкция», позже был главным педагогом на Метфаке и Дерметфаке, где учил студентов проектировать вещи.
- Декан Основного отделения (1922—1923)
- Составил учебные планы Метфака
- Члены «Группы объективного анализа» ИНХУКа, созданной Родченко, были ядром молодой профессуры ВХУТЕМАСа
7 7 /19
Конструктивистская пропедевтика
Родченко учил студентов абстрагироваться от натуры, выявлять основные конструктивные и структурные элементы.
- Программа «Конструкция» (1921): конструкция форм и цвета, конструкция живописного пространства
- Курс «Графическая конструкция на плоскости» («Инициатива», 1921)
- Лаборатория по изучению живописи (1920—1921)
8 8 /19
Промышленный дизайн
- Родченко начал разрабатывать подход к тому, что сейчас называют дизайном, ещё до перехода с Живфака на Метфак в 1922 году
- По мере освоения конструктивных и технологических требований он всё больше внимания уделял социальной функции вещей нового типа, построенных на модульном принципе.
- Разработал программы и учебный план Метфака, внеся идеи конструктивизма и производственного искусства в методику обучения
9 9 /19
Конструктивистский костюм Родченко
- Необычный рабочий костюм, в котором ходил Родченко, был образцом «производственной одежды»
- Спроектирован самим Родченко, сшит его женой В. Степановой
- Это новый вид практичной одежды советского человека (вместо буржуазной моды), созданной в соответствии со спецификой его профессиональной деятельности и обеспечивающей ему комфорт и свободу движений в работе
10 10 /19
Пространственные конструкции
- Созданы как промежуточное звено между чистым искусством и дизайном
- Демонстрировали принцип целесообразности применяемых форм и закономерность их соединения
- Серия из фанеры «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918—1919)
- Серия из деревянных брусков «По принципу одинаковых форм» (1920—1921)
11 11 /19
Мобили («Плоскости, отражающие свет») 1920—1921
- Раскладывающиеся из плоскости в объём фигуры из фанеры
- Состоят из многократно вписанных друг в друга на плоскости одинаковых геометрических элементов. После разделения элементы разворачиваются под разными углами в разных плоскостях
- При вращении создают эффектные геометрические рисунки
- Яркий образец раннесоветского кинетического искусства
12 12 /19
Конструктивизм как система
«Главный инженер конструктивизма» Родченко считал, что конструкция есть система, по которой выполнена вещь — с заранее поставленной задачей и при целесообразном использовании материала.
- Конструкция — это организация элементов
- Конструкция есть современное мировоззрение, а современное искусство — это конструирование
- Современный художник — это человек, организовавший свою жизнь, работу и самого себя
13 13 /19
Реклам-конструктор «Маяковский — Родченко»
- Сложившийся в 1923 году творческий тандем А. Родченко и В. Маяковского разрабатывал комплексные решения фирменного стиля (значки, плакаты, упаковка, фасады зданий, фирменная униформа, киоски и витрины): от Добролёта (прародитель Аэрофлота) до Моссельпрома, ГИЗа, ГУМа и множества других организаций
- Родченко оформил 13 книг и первое полное собрание сочинений Маяковского
14 14 /19
Полиграфия Родченко
- С 1923 г. Родченко сотрудничает с издательствами, создавая новый тип советской обложки и плаката
- Для рекламных и политических плакатов художника характерно выявление чёткой геометрической структуры построений
- Многие обложки книг и журналов Родченко напоминают уменьшенные в размере агитационные плакаты.
- Первым в СССР ввёл фотомонтаж как приём художественного оформления обложек книг и плакатов
15 15 /19
Родченко навсегда изменил фотоискусство
Родченко взял в руки фотоаппарат в 32 года и в итоге стал основоположником школы советской фотодокументалистики и теоретиком фотоискусства.
- Три кита фототворчества Родченко: неординарный ракурс, структурная геометрия и композиционная диагональ
- Оформлял десятки журналов и был их штатным фоторепортёром
- Самый популярный русский фотограф в мире
16 16 /19
Участие в Парижской выставке
- С подачи Маяковского в 1925 году Родченко принял участие в Международной выставке французского общества декоративного искусства в Париже
- Получил серебряные медали в категориях: «Искусство и индустрия книги», «Ансамбль мебели» (за мебель для рабочего клуба) и «Искусство улицы» (за рекламные плакаты, с В. Маяковским)
17 17 /19
Родченко в театре
Создавал декорации и костюмы для театральных постановок в 1920—1930-х.
- Эскизы костюмов к пьесе А. Гана «Мы» (1920)
- Сценограф спектакля «Инга» в Московском театре Революции (1928)
- Декорации и костюмы 2-й части пьесы В. Маяковского «Клоп» в театре Мейерхольда (1929)
- Декорации и костюмы к обозрению «Шестая мира» в Мюзик-холле (1931)
- Оформлял пьесу «Армия мира» (1932)
18 18 /19
Кино-Родченко
Участвовал в производстве ряда художественных и неигровых фильмов в 1920—1930-х в качестве художника-постановщика.
- Хроника «Киноправда» (титры, 1923)
- «Журналистка» (декорации,1926)
- «Москва в Октябре» (художник, 1927)
- «Альбидум» (декорации, 1927)
- «Кукла с миллионами» (художник, 1928)
- «Химизация леса» (режиссёр, 1930, не вышел)
- «Кем быть?» по В. Маяковскому (декорации, 1931)
19 19 /19
Малоизвестная творческая деятельность Родченко
- Интерьер кафе «Питтореск» (с В. Татлиным и Г. Якуловым, 1917)
- Гравюры из линолеума (1919)
- Конкурс эмблем профсоюзов (Первая премия, 1921)
- Проект чайного сервиза (для Керфака ВХУТЕМАСа, 1922)
- Рисунок для ткани (1923)
- Серия панно, Дом Моссельпрома (с В. Степановой, 1925)
- Детская книга «Самозвери» (стихи С. Третьякова, с В. Степановой, 1927)
- Выставка «История ВКП(б)», Музей Революции (художник, 1945)
Александр Родченко. Состав. 1919 | МоМА
- Не на просмотре
- Середина
- Бумага, гуашь
- Размеры
- 12 1/4 х 9 дюймов (31,1 х 22,9 см)
- Кредит
- Дар художника
- Номер объекта
- 29. 1936
- Отделение
- Рисунки и гравюры
Мы идентифицировали эти работы на следующих фотографиях из истории нашей выставки.
Новые приобретения и расширенные ссуды: кубизм и абстрактное искусство
25 марта – 3 мая 1942 г.
4 другие работы выявлены
Революция: Русский авангард, 1912–1930 гг.
12 октября 1978 г. — 2 января 1979 г.
В 2018–2019 гг., MoMA сотрудничал с Google Arts & Culture Lab над проектом, использующим машинное обучение для идентификации произведений искусства на фотографиях инсталляций. Этот проект завершен, и сейчас сотрудники MoMA определяют работы.
Если вы заметили ошибку, свяжитесь с нами по адресу [email protected].
ЛицензированиеЕсли вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).
MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает из нашей коллекции видеоклипы, не защищенные авторскими правами. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala. Чтобы получить доступ к кадрам из кинофильмов для исследовательских целей, обратитесь в Центр изучения кино по адресу [email protected]. Для получения дополнительной информации о прокате фильмов и нашей библиотеке циркулирующих фильмов и видео посетите сайт https://www.moma.org/research-and-learning/circulating-film.
Если вы хотите воспроизвести текст из публикации MoMA, отправьте электронное письмо по адресу [email protected]. Если вы хотите опубликовать текст из архивных материалов MoMA, заполните эту форму разрешения и отправьте на [email protected].
Обратная связьЭта запись находится в стадии разработки. Если у вас есть дополнительная информация или вы заметили ошибку, отправьте отзыв по адресу [email protected].
Александр Родченко. Состав. 1918 | МоМА
- Не на просмотре
- Середина
- Гуашь и карандаш на бумаге
- Размеры
- 13 х 6 3/8 дюйма (33 х 16,2 см)
- Кредит
- Дар художника
- Номер объекта
- 28. 1936
- Отделение
- Рисунки и гравюры
Мы идентифицировали эти работы на следующих фотографиях из истории нашей выставки.
Новые приобретения и расширенные ссуды: кубизм и абстрактное искусство
25 марта – 3 мая 1942 г.
4 другие работы выявлены
Преобразование хронологии: атлас рисунков, часть вторая
10 мая – 2 октября 2006 г.
3 другие работы выявлены
В 2018–2019 годах MoMA сотрудничал с Google Arts & Culture Lab над проектом, в котором использовалось машинное обучение для идентификации произведений искусства на фотографиях инсталляций. Этот проект завершен, и сейчас сотрудники MoMA определяют работы.
Если вы заметили ошибку, свяжитесь с нами по адресу [email protected].
ЛицензированиеЕсли вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).
MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает из нашей коллекции видеоклипы, не защищенные авторскими правами. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala.