Диагональная композиция в живописи: Диагональная композиция в изобразительном искусстве примеры. Диагональная композиция

Содержание

Диагональная композиция в изобразительном искусстве примеры. Диагональная композиция

Ведение беременности

Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентировать­ся на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.

Направление

Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы восприни­маем образ.

Горизонтали

Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жиз­ни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.

Вертикали

Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные гори­зонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси.

Диагонали

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воз­действие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому со­общают изображению энергию и ощу­щение глубины.

Сходящиеся линии

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение зна­чительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изобра­жение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.

Использование направляющих линий

Классическая композиционная техника подразумевает использование диаго­налей или сходящихся линий, позво­ляющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природно­го окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, — не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привле­чения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоя­тельно, чтобы создать более загадоч­ную или графическую композицию.

Вот и обещанное продолжение. Начало можно прочитать здесь: http://diamagnetism.livejournal.com/80457.html

Вся нижеприведенная информация была рассказана и показана педагогом и художницей (или наоборот — кому как больше нравится) Juliette Aristides. Думаю, на этих примерах станет очень быстро понятно, к чему были сложности из первой части.

Начнем с Веласкеса.
«Мени́ны» 1656 г. 3,2 м x 2,76 м
Ещё одно название — «Семья Филиппа IV».
Эта одна из самых знаменитых картин в мире находится в музее Прадо в Мадриде.


В этой картине все фигуры находятся в нижней половине холста. Голова самого художника находится на линии, делящей холст на верхнюю и нижнюю половины. Вертикальная разделительная линия проходит вдоль края открытой двери и кадрирует правую половину центральной девочки. Линия, делящая холст на нижнюю и среднюю трети, проходит по линии глаз этой девочки, а также касается нижней части щеки и макушки головы фигур, стоящих в правой части картины.

Веласкес использовал обе главные диагонали. На диагонали, идущей из нижнего правого угла в верхний левый угол, «лежит» фигура и рука одной из главных девочек. Эта же диагональ обозначает угол самой картины в картине. Вторая диагональ проходит через тело левой девушки и лицо в зеркале (слева от двери). Вдобавок диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему левому углу ограничивает справа фигуру художника, в то время как диагональ, идущая из нижнего центра картины к верхнему правому углу, обозначает угол наклона фигуры женщины в фоне.

Теперь Вермеер.
«Астроном»1668 51 cм x 45 cм


Аналогичное использование направляющих.

Выводы:
1. направляющие ограничивают фигуры в холсте
2. направляющая проходит через линию глаз
3. направляющая определяет наклон фигуры

Сочетание круга и квадрата в композиции обычно выглядит как круг, вписанный в квадрат. Такая композиция своими корнями идет к Древней Греции и впервые описывается Витрувием. Такая композиция основывается на философии примирения между миром конечным (представлен квадратом) и бесконечным (представлен кругом).

Посмотрим, как это использовали великие.
Рафаэль.
«Снятие с креста» 1507


Рафаэль склонил и собрал людей таким образом, чтобы они сформировали круг. Затем он использовал обе главные диагонали квадрата: одна для расположения головы центральной женщины, а вторую пустил вдоль руки мужчины в красном.
Затем Рафаэль использовал горизонтальную линию, делящую на верхнюю четверть и вторую четверть, для обозначения линии горизонта. Горизонтальная линия, отделяющая верхнюю треть от второй трети, проходить через глаза центральной женщины. Горизонтальная линия, отделяющая вторую треть от нижней трети, ограничивает нижнюю часть корпуса Христа.
Вертикаль, отделяющая левую треть от средней трети, и срединная вертикаль обрамляют центральную женщину, в то же время срединная вертикаль проходит через ногу центрального мужчины и делит всю картину напополам. Вертикаль, отделяющая правую четверть от третей четверти, вместе со срединной вертикалью ограничивают фигуру центрального мужчины.

Рибера
«Мученичество св. Филиппа» 1639


Рибера схожим образом использовал сочетание круга с квадратом. Обратите внимание, как он сплотил людей по круговой композиции в квадратном холсте. Затем он задействовал обе главные диагонали: одна прошла через лицо центральной фигуры, а вторая — через левую руку фигуры. Еще 2 диагонали, которые идут из середины верхней кромки холста к нижним углам картины, обрамляют внешние фигуры. Голова центральной фигуры лежит на средней горизонтали. Верхняя граница всех людей на картине ограничивается горизонталью, делящей картину на среднюю и верхнюю треть. Однако одна фигура находится чуть выше — она ограничивается горизонталью между верхней четвертью и второй четвертью. Эта же горизонталь проходит через деревянную балку.

Рибера пошел дальше в использовании круга в квадрате и создал меньший круг во втором, меньшем квадрате. Меньший круг описывает арку из рук святого мученика, делая намеренное заявление, учитывающее символ круга.

Караваджо
«Мадонна пилигримов» 1603 — 1605


Караваджо в этой картине использовал направляющие прямоугольника корня 3. Он расположил композиционный центр (головы Мадонны и Иисуса) в верхнем левом углу, как раз у пересечения главной диагонали большого прямоугольника с диагональю маленького прямоугольника. Обратите внимание, как голова маленького Иисуса располагается на диагонали большого прямоугольника, а голова Мадонны располагается на соответственно второй диагонали.


Ближайшая горизонталь создает деление, которое определяет положение руки младенца. Это деление делает две вещи. Первое: оно делит картину на трети. Второе: оно создает второй, меньший прямоугольник корня 3. Теперь мы видим, что Караваджо заключил композиционный центр картины в прямоугольник, который имеет те же пропорции, что и сама картина, но имеет другой размер. Это создает ритмичное деление.
Композиция Караваджо обнаруживает гармонию, которая основывается на сходстве и различии. Если наложить на картину логарифмическую спираль, основанную на квадратном корне 3, то центр спирали окажется на пересечении описанных выше диагоналей.

Вот такие примеры. Теперь вы можете «примерить» на другие картины принципы, описанные в первой части «Композиции».
Вторая часть про композицию будет уже менее рациональна.

Атриум жилого дома на ул.Конная. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/250 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Сегодня поведаю вам о съёмке вертикальных кадрах,которые придают снимкам композиционной интересности и отличаются простотой реализации. Часто начинающим фотографам не хватает фантазии при построении композиции,мешают клише,которые им вбили на курсах фотографии,привычка визировать в видоискатель фотокамеры,которая очень сильно ограничивает те ракурсы,которые возможны при визировании в режиме «LiveView» по откидному дисплею. В этой статье пойдёт речь только о кадрах,сделаных описываемых мною способом визирования по дисплею с 3-мя степенями свободы вращения.Эта функция к примеру великолепно реализована на камерах Sony A77 и Sony A99.

Атриум БЦ «ATRIO» Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/40 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Я всегда проезжая по городским улицам,выискиваю взглядом дома,в которых имеются атриумы. Очень уж интересными получаются кадры,сделанные в них.Вообще всегда стараюсь включать воображение и крутить головой во всех плоскостях,чтоб увидеть такие ракурсы,которые позволят получить запоминающиеся фотографии и «WOW» эффект у зрителей. Порой такие кадры с обычными зеркальными камерами сделать либо проблематично,либо невозможно по всем понятной причине: При визировании через видоискатель пентапризмы классических зеркалок,чтоб сделать строго вертикальный кадр без завалов,со строгим центром оси снимаемого объекта,нужно либо делать как минимум несколько «пристрелов» или пробных кадров,чтоб удостовериться в правильности выставленных параметров для конкретной снимаемой сцены,либо снимать наугад в надежде на то,что получится хотя бы один кадр.

Не всегда у вас будет время,чтоб успеть сделать даже пару кадров до того,как к вам подойдут дядьки из службы безопасности и настоятельно предложат прекратить съёмку. Потому как человек,стоящий с запрокинутой назад на 90 градусов головой и снимающий потолок,сразу привлекает к себе внимание)) Очень уж они не любят фотографов,как всем известно!

При визировании же через экран в режиме «LiveView» вас хватит всего несколько секунд,чтоб построить вертикальную композицию со 100% контролем площади кадра и при необходимости подкорректировать параметры выдержки и диафрагмы. Этого вполне обычно хватает на то,чтоб сделать единственный,но верный кадр,до того момента,пока к вам будут подкрадываться охранники и задавать вопросы о наличии разрешения на съёмку. Я именно так всегда и снимаю))

Атриум БЦ «Т4» Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/125 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Вид на боковой фасад БЦ «ЛЕТО». Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f9 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/30 сек.

Фокусное расстояние:11 мм.

Вид на боковой фасад БЦ «ЗИМА» Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/60 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Также «вертикальное» кадрирование позволяет снимать довольно таки абстрактные по содержанию кадры,либо конструкции,которые только при описаной компоновке кадра вызывают интерес от созерцания у людей видящих например эти архитектурные сооружения каждый день. Часто бывали случаи,когда человек,работающий в здании и наблюдающий его каждый день не мог понять как сделан кадр и спрашивали,не дорисовал ли я чего в фотошопе)) Приходилось пальцем показывать где именно и как я сделал фото, а в фотографии я предпочитаю реализм фотошопинизму,так как не люблю когда кое-как сделаный кадр,потом дорисовывают в фотошопе…

Конструкция труб вентилляции в ЖК «Diadema DeLux» на Крестовском. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f9 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/125 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Боковой атриум Российской Национальной библиотеки на Московском проспекте. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f5.6 Чувствительность: ISO100 Выдержка: 1/100 сек. Фокусное расстояние:11 мм.

Коллонада Александровского дворца. г.Пушкин. Аппарат: Sony A77 Объектив: Tokina 116 Диафрагма: f8 Чувствительность: ISO200 Выдержка: 1/60 сек. Фокусное расстояние:11 мм.


Композиция в изобразительном искусстве — объемная, сложная и важная тема с одной стороны, но с другой, ее не стоит воспринимать, как нечто крайне необходимое, обязательное к исполнению. Понятие о композиции помогает сформировать чувство прекрасного, гармонии и эстетики. Но не дает гарантии, что у Вас будет идеальная работа, если Вы будете следовать композиционным правилам. Однако, если у Вас будет понятие о композиции, Вы будете подходить к своим работам более грамотно, более гармонично компоновать предметы в листе, с большей выразительностью доносить свои идеи и задумки до зрителя.
Итак, композиция происходит от латинского слова compositio — «сочинение; составление; связывание; примирение» и этим все сказано. Я скажу просто, это то, как Вы здорово, или может не очень здорово, организовали изображаемые Вами предметы на листе.
Про композицию очень много всего написано, причем одно может противоречить другому. Я выделила такие основные положения, которые следует знать, и соответствуют такому базовому, школьному уровню. Я подобрала для Вас примеры не из абстрактных конструктивных картинок, а из произведений нашего культурного наследия.

Композиционный центр

В удачной композиции всегда есть композиционный центр, в котором расположен главный акцентный предмет. Все остальные предметы расположены вокруг и имеют второстепенное значение по отношению к композиционному центру.
Композиционный центр — то место в Вашей композиции, куда в первую очередь притягивается внимание зрителя. Это самое важное, самое главное место. Все остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем находится.
Акцентный предмет может выделяться:
— Размерами.
Например, большой кувшин в окружении разных предметов, причем, обратите внимание, какая яркая драпировка на переднем плане, но все ж таки в первую очередь мы обращаем внимание на кувшин, потому что он самый крупный из предметов.

Формой.
Например, в этом пейзаже домик является акцентным предметом, и не по тому, что он практически в центре, а потому что выделяется среди деревьев прямыми и геометрически правильными линиями.


Помогают нам также сразу обратить внимание на него линии деревьев, сходящиеся в перспективе и линии деревьев на заднем плане, лежащие в уровень с домиком. То есть у нас есть направляющие к нему.


Да простит меня Сислей, я позволила себе немного пофотошопить его шедевр и убрала этот домик. И что получилось, что стало акцентом, как Вы думаете?


Человечки! Да, мы сразу обратили большее внимание на фигурки людей.
— Человеческие лица и фигуры являются самыми притягательными объектами для человеческого взгляда.
Вот такой же пример с Владимиркой, Левитана. Фигурка человека на пустынной дороге притягивает наше внимание.


Казалось бы, все линии ведут нас в горизонт! Но человека мы замечаем быстрее, чем то, что у нас на горизонте.


Помогают нам так же вот эти тропки, на пересечении которых находится человек.


А вот пример с лицом Гюстава Климпта «Поцелуй».


Очень декоративная композиция, очень много мелких, ярких деталей, много золота. Казалось бы! Затеряться в этой декоративности очень просто. Но мы сразу бросаем взгляд на лицо девушки, оно для нас притягательнее всего, никакое золото нас так не заставляет зависнуть на работе как ее лицо. Композиционно здесь все держит нас вокруг этого лица, наш взгляд никак не может выбраться из этого окутавшего лицо кокона. И это один из моментов, почему «Поцелуй» обладает такой притягательностью.
Если в композиции несколько людей, то в центре окажется, то лицо, которое смотрит на нас или больше остальных повернуто к нам.


— И последнее, чем можно выделить акцентный предмет, это цвет (или тон в графике) и контраст.
Например, пейзаж со скалой.


Наш взгляд ни секунды не колеблется по картине — сразу приковывается к темной скале на фоне желтого неба! Очень яркое, контрастное сочетание делает это место центром композиции.
А вот лошадка.


Ее сильно освещенная морда на фоне черной двери моментально притягивает взгляд, хотя спина у нее освещена не меньше, но там нет такого контраста.

А вот картина Петр I.


Здесь много средств, усиливающих впечатление, что Петр не просто центральная фигура, а он огромный, величественный.
Во-первых, размер — он больше других людей. Во-вторых, сильный контраст его фигуры на фоне неба. В-третьих, все визуальные линии в картине направлены на него.
Птички — расположены по линии в направлении Петра.


Облака — в направлении Петра.


Лодка — направлена к Петру.


Даже непонятные мазочки в нижнем правом углу тоже в направлении к нему. Со всех углов нас направляют к Петру.


Плюс низкая линия горизонта еще больше усиливает впечатление о его размерах, о его значении.
В композиционном центре может быть также несколько предметов. Но они должны смотреться единой, целой группой, а не разрозненно сами по себе в одном месте листа. Тот же самый пример с натюрмортом.


Голландцы любили изображать в натюрморте очень много всего и посуды, и фруктов и даже дичи. Вот такой довольно скромный пример.
Однако, композиционных центров может быть несколько. Лучше — не больше трех.
И все равно, один из них по отношению к другим будет доминантным. Он будет крупнее, ярче, значительнее, выразительнее.
И опять натюрморт, два белых блестящих объекта в окружении какой-то черноты.


Один доминирует над другим. Но наш взгляд цепляет как один, так и другой.
А как Вам такая куча мала!?


«Утро стрелецкой казни» Сурикова. Честно скажу, в этой картине очень много всего, о чем можно поговорить. Но согласитесь — центр это вот этот стрелец.


На него в первую очередь падает взгляд. Он контрастный и возвышается над массой. Но он не один здесь такой. Вторая фигура — молодой Петр.


Мы его замечаем не сразу, но как только мы его видим, он приобретает не меньшее значение, хоть и на заднем плане, хоть и не такой четкий, как стрелец. Он является вторым композиционным центром, потому что автор принял все меры, чтобы его выделить. Он так же возвышается над массой и контрастно выделен на фоне стены, просто в сторонке. Среди множества фигур здесь таких только две. Остальные все сливаются в общей массе.
Композиционный центр может не иметь предмета вообще. Может быть пустым местом. Например, в пейзаже часто таким местом выступает небо.


В таких композициях обычно все предметы расположены довольно равномерно, имеют определенную однородность и сливаются в массе по отношению к пустому пятну, в котором расположен композиционный центр.

Итак: чтобы Ваш рисунок был как минимум интересным, всегда думайте, какой у Вас будет композиционный центр, что будет в нем расположено и каким образом Вы его выделите.

Как гармонично расположить композиционный центр в листе

Существует несколько композиционных приемов, по которым можно выстраивать композиция.

Рассматривая какое-либо изображение — живописное или графическое, а также наборную форму (обложка, титул и т. д.), мы в большинстве случаев можем установить структуру и линейную схему, по которой строится композиция.

Структура определяет общий характер композиции, например вертикальной, горизонтальной, диагональной, построенной на мелком пятне или на крупном ит.д.

Линейная схема, обобщенная до простейшей геометрической фигуры, образует главный принцип построения композиции. В одном случае это будет треугольник, в другом — круг, в третьем — диагональ и т. д.

Схема определяет основные соотношения между главными составными частями изображения.

Когда мы говорим, что изображение построено по треугольнику, это, конечно, не означает, что все оно точно строится по линиям, образующим треугольник, — это означает только, что основные элементы изображения подчинены в своем контуре направлению линий, характерному для треугольника.

В основе линейной композиции также лежит свойство глаза двигаться в направлении, подсказанном какими-либо воображаемыми линиями, или, вернее, теми точками, через которые проходят эти воображаемые линии. Эти опорные точки ведут взгляд в границах определенной замкнутой фигуры, не давая вниманию зрителя рассеиваться и заставляя его сосредоточиться на рассматривании основного объекта.

Линии, по которым строится то или иное изображение, могут быть прямыми, кривыми, ломаными, горизонтальными, вертикальными. Каждая из них по-своему воздействует на зрителя. Одни и те же предметы, помещенные в треугольнике, овале или ромбе, во многих отношениях будут восприниматься по-разному.

Вертикальная линия, поставленная на горизонтальную, всегда создает впечатление устойчивости, статичности.

Чем же объяснить, что определенная линейная композиция, в данном случае вертикаль, дает одно и то же и притом вполне определенное впечатление?

Абсолютно ложно утверждение, что линии обладают каким-то «изначально данным» свойством. Неверно и утверждение, что наш мозг устроен таким образом, что он всегда воспринимал именно так подобное соотношение линий.

Объяснение нужно искать в том, что та или иная оценка формы является следствием практического опыта и обобщает бесконечное количество случаев реальной действительности. Растущее дерево, вбитая в землю свая, скала и т. д. — все это устойчивые вертикальные объекты выработали в представлении человека определенный образ, связанный с восприятием вертикали.

Поэтому-то композиционная схема, построенная по принципу прямоугольного пересечения горизонтали вертикалью, кажется нам статичной.

Вертикальные направления в композиции часто встречаются там, где хотят дать впечатление торжественности, парадности, величия, приподнятости и т. д. Такое же впечатление создают у зрителя колоннады древнегреческих зодчих.

Статична и композиция, построенная по принципу треугольника (классическая композиция, широко применявшаяся, например, в эпоху Возрождения), так как в треугольнике ясно ощущается вертикальная ось, являющаяся зрительным стержнем изображения. Композиция по треугольнику в полиграфии чаще применяется в таком виде, как на рисунке, т. е. в виде опрокинутого треугольника (более динамичная схема).

Рассматривание вертикальной композиции требует несколько большего зрительного усилия, чем горизонтальной. Так как взгляду, обычно движущемуся снизу вверх, приходится испытывать некоторое напряжение при рассматривании вертикальной композиции, у нас возникает ощущение, будто верхняя часть такой композиции больше, чем нижняя (рис. 109). Поэтому зрительно диагональное направление в композиции тельный (оптический) центр

вертикальной композиции всегда лежит несколько выше, чем ее геометрический центр.

Композиция в живописи – правила построения | Ogivitel-ART

Создание любого художественного произведения начинается с композиции, которая строится по законам визуального восприятия и является основой изображения. Композиция (от латинского compositio – соединение, сочетание, связывание) – одна из главных категорий изобразительного искусства, определяющая художественную форму и задающая разработку картины, рисунка, иллюстрации в соответствии с тем, как человеческий глаз воспринимает действительность.

 

Композиция представляет собой костяк («скелет») произведения, отвечающий за грамотное размещение объектов в пространстве, правильное соотношение их размеров и конфигураций, а также гармоничное сочетание оттенков и светотеней. Соблюдение композиционных правил и законов является одним из главных секретов целостной и завершенной картины, в которой все элементы взаимосвязаны и подчинены единой идее. Но прежде, чем рассказать о правилах создания композиции, небольшой экскурс в историю.

История композиции

Понятие «композиция» вошло в терминологию изобразительного искусства в эпоху Возрождения (Ренессанса), когда художники при создании произведений начали использовать знания перспективы, геометрии и анатомии. Старые мастера вне зависимости от того, в каком жанре работали, старались выразить и донести до зрителя свою идею за счет целостности рисунка, единства сюжета и колорита.

 

Важно! Если вы строите композицию, базирующуюся на готовом произведении (делаете копию), важно вести работу «от пятна». Необходимо увидеть, где располагаются тени, света и полутона и уложить их на «свои места» в созданную на основе геометрических фигур конструкцию. Здесь мы именно учимся у великих и приспосабливаем наш глаз и мышление строить сложные композиции. Подробнее об этом рассказывается в видео (на примере рисунка)«В чем заключается проработка пятна, и как она помогает исправить ошибки в рисунке».

 

Для ренессанса характерны трехмерность, глубина пространства, трехъярусное расположение пейзажа, принципы ритмичности, чередования горизонталей и вертикалей. В работах художников периода раннего Возрождения можно увидеть приемы противопоставления персонажей на основе контраста (например, «Поцелуй Иуды» Джотто). Огромную роль в формирование композиционных законов внес Леонардо да Винчи, введя в практику понятия линейной и воздушной перспективы. В этот период художники впервые стали передавать статику и динамику, размещать ближние и дальние объекты так, как их воспринимает человеческий глаз.

 

В картинах художников, работавших в эпоху Барокко, появляется еще больше динамизма, для персонажей характерно сложное движение, из-за которого композиция теряет «устойчивость». Барочная живопись изобилует темными цветами, а освещенные предметы не имеют строгих очертаний, как в ренессансе. Для построения композиционных структур используются приемы восходящей и нисходящей диагонали, движение по спирали и усложненные ракурсы, в частности, перевернутые фигуры и нарочито большие по отношению к размеру холста фигуры.

Структурная основа художественных произведений классицизма характеризуется простотой и сдержанностью цветовой гаммы. На все виды искусства того времени, в том числе и на композиционные построения в живописи, большое влияние оказывает театр. Принцип организации художественного произведения в классицизме напоминает макет сцены, когда главные герои располагаются на втором плане, а первый и дальний виды служат для отображения второстепенных объектов. Распространенными композиционными построениями являются «треугольник», «квадрат» и «прямоугольник».

В эпоху Романтизма и Реализма по композиции создаются учебные пособия, она вводится в образовательную программу как отдельная дисциплина. Ориентируясь на суммарный опыт прошлых периодов, художники уделяют большое внимание принципам и приемам: обобщения, «осевых линий», уравновешивания тонов и пятен, характера формата. В эпоху романтизма и реализма при создании художественных произведений применяются законы начертательной геометрии и теории теней.

Приход импрессионизма, модернизма и авангардизма приводит к утрате композиционной целостности. Художники оставляют за собой право экспериментировать и писать картины на основе теории цвета, собственного видения мира и формальных композиционных решений. На смену классическо-академической композиции приходят абстрактные композиционные структуры.

Правила построения композиции

Существует 2 вида композиционных структур – статичная и динамичная. Первая передает ощущение равновесия, покоя и умиротворенности, вторая показывает движение, включая эмоции и стихии.

 

Принцип создания статики и динамики основывается на отклонении угла объекта от вертикали и горизонтали. Чем больше в предметах вертикальных и горизонталей линий, тем статичней композиция, и наоборот. Статика и динамика проявляется также в симметричном и ассиметричном расположении объектов по отношению друг к другу.

Что такое композиционный центр и как его выделять

Одной из основных задач художника является определение композиционного центра – главного объекта произведения, на который должен быть устремлен взор наблюдателя. Существует несколько способов, позволяющих строить композицию таким образом, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание на ту или иную часть картины:

  • отличие габаритов главного и второстепенных объектов;
  • использование многоплановости;
  • задействование направляющих;
  • применение контраста.

Главный объект произведения чаще всего изображается самым большим, потому что крупные элементы привлекают внимание сразу, и только потом зритель переходит к рассмотрению мелких. Исключением являются изображения, где все предметы большие и лишь маленький. Он обычно расположен на переднем плане и играет роль своеобразного «крючка», заставляющего зрительно обращаться к нему снова и снова.

 

Используя многоплановость, художник может создать глубину пространства, выдвинув композиционный центр на передний план, а другие объекты разместить на заднем или наоборот. При этом следует учитывать, что главный элемент должен быть единственным в пространственной плоскости. Для обозначения композиционного центра также используют метод направляющих, в качестве которых выступают объекты картины. Достигается это различными способами, например указанием динамики движения вспомогательных предметов к основному или обращение взоров второстепенных персонажей к главному.

Контрастный композиционный центр в свою очередь базируется на разнице между темным и светлым тонами. Другими словами, главный объект композиции должен быть либо сильно темнее, либо значительно светлее второстепенных. При использовании этого приема следует учитывать, что темная заливка визуально уменьшает, а светлая – увеличивает предмет. А в этом видео на примере ведения работы по технологии оптических просветов показано, к чему может привести нарушение правил построения композиции. Что получается, когда композиционный центр «проваливается» и хаотически перемешивается с второстепенными объектами.

Правила построения композиции

Теперь, когда вы знаете, как создается статика и динамика, и какими способами можно привлечь внимание к главному объекту картины, можно поговорить о правилах гармоничной композиции.

Правило «золотого сечения»

«Золотое сечение» – это разновидность геометрической пропорции, когда отношение целого к большей части равняется отношению большей части к меньшей в соотношении 0,618 к 0,382 или 62% и 38%. Существует 2 способа построения структуры будущей композиции – спиралевидный (логарифмический) и диагональный.

 

Логарифмическое «золотое сечение» получило такое название из-за последовательности «вложенных» друг в друга прямоугольников, стороны которых относятся друг к другу как 0,618 к 0,382. Для создания композиции строить прямоугольники не обязательно, достаточно карандашом прорисовать спираль, на которой будут располагаться объекты по убыванию размеров – в начале спирали самые большие, в конце – самые маленькие.

 

Диагональное «золотое сечение» чаще всего используется для размещения разнотипных объектов. Для создания композиционной оболочки необходимо нарисовать прямоугольник и провести диагональ. Затем к диагонали из вершины геометрической фигуры прочертить перпендикуляр, разбивающий ее на отрезки в соотношении 62% и 38%. Получатся 3 треугольника разных размеров, в которых будут располагаться значимые объекты будущей композиции.

Конструкция может быть и произвольной – главное, чтобы она была удобной и позволяла грамотно распределить важные элементы изображения и соблюсти правильные пропорции. Как определить значимые объекты и создать тематический «каркас», и какие ошибки могут возникать, если пренебречь построением конструкции, рассказывается в видео, посвященном работе над рисунком по технологии оптических просветов.

Правило третей

Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.

Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.

Композиционные приёмы. Слово «композиция» происходит от… | by Mark Krivoshein

Слово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.

Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д.. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.

Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

СИММЕТРИЯ

Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции.

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ + СИММЕТРИЯ

РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ

Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты.

Рамка внутри кадра (или “кадр к кадре”, или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. “Рамка” не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.

НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛИНИИ

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

ДИАГОНАЛИ

Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют “динамическое напряжение” в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

РИТМЫ И ТЕКСТУРА

Что такое ритм? Если говорить о фотографии — это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много различных ритмов — особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Правило гласит: изображение является визуально более привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз.

ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.

БОЛЬШЕ ВОЗДУХА

Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.

ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ

Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что “лучше меньше, да лучше”. Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта.

РАКУРС

Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с “нормальной” точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.

СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга.

НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО

На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это “увело” бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

СЛЕВА НАПРАВО

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.

БАЛАНС

Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода “пустоты” в остальном кадре.

Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

ТРЕУГОЛЬНИКИ

Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Диагональная композиция и правило третей

В этой статье:

    Диагональная композиция и правило третей — это основные правила композиции, которые использовались с эпохи живописи. Они до сих пор широко используются в изобразительном искусстве. Узнайте больше о них в этой статье. (Сообщил: Тацуя Танака)

    Предыдущие статьи в этой серии:
    1. Кадрирование, горизонтальность и вертикальность
    2. Основные и дополнительные предметы; Треугольники
    3. Центральная композиция, симметричная композиция

     

    Диагональная композиция: создает динамизм и глубину

    В диагональной композиции элементы изображения организованы по диагональной линии. Такая композиция может подчеркнуть перспективу, придать изображению ощущение глубины, а также добавить динамичности.

     

    Примеры диагональной композиции

    1. Одиночные диагональные линии

    i) Использование линий на поверхности горы

    Я случайно наткнулся на этот крутой горный склон поздней осенью и использовал телеобъектив, чтобы приблизить пейзаж. Кадр был составлен таким образом, чтобы диагональная линия совпадала с естественными линиями на поверхности горы.

     

    ii) Архитектурные детали на фоне ночного пейзажа


    (Фото предоставлено Canon)

    Простой широкоугольный снимок ночного пейзажа может быть и красив, но существует масса подобных снимков. Для этого снимка фотограф включил архитектурные детали обсерватории, из которой он снимал, на передний план. Это неожиданно, графично и делает кадр более динамичным.

    Совет: диагональная линия не обязательно должна проходить точно по центру
    Для этого снимка диагональная линия (красная линия) расположена ниже центральной диагональной линии (синяя пунктирная линия). Это неожиданный ракурс, который делает кадр еще более интересным.

     

    2. Использование пересекающихся диагональных линий для направления и фокусировки внимания

    При наличии двух пересекающихся диагональных линий взгляды зрителей будут прикованы к месту их пересечения. Вы можете использовать это, когда решите, где разместить ключевые элементы в вашей композиции.

    В этом примере буква «X», образованная корпусом и крыльями самолета, расположена в верхней половине изображения по диагонали.

    Обратите внимание: Чем больше площадь под диагональными линиями, тем стабильнее композиция.

     

    Композиция по правилу третей: наиболее сбалансированный тип композиции

    Композиция по правилу третей — одна из наиболее часто используемых техник. В этой композиции кадр изображения разделен на 9 равных сегментов, а главный объект расположен возле одного из пересечений между линиями.

    Совет: включите сетку 3×3
    Если может быть трудно визуализировать трети в кадре изображения. Но не беспокойтесь — в вашей камере есть встроенный визуальный помощник. Просто включите отображение сетки 3×3 (см. инструкции в руководстве пользователя камеры). Это также может помочь вам увидеть, выровнены ли ваши линии по вертикали/горизонтали.

     

    Примеры композиций по правилу третей

    1. Размещение предметов на точках пересечения

    Эти две точки на боковых линиях гибискуса расположены на боковых линиях. Пересечение сетки 3×3. Фотограф также добавил третий цветок сзади в тени листьев, чтобы подчеркнуть глубину.

     


    (Фото предоставлено Canon)

    Этот снимок потолочных светильников в кафе может показаться простым, неструктурированным снимком. Однако обратите внимание, как фотограф разместил абажуры ламп или рядом с пересечениями на сетке 3×3, в результате чего получилась аккуратная, сбалансированная композиция.

     

    2. Разделение композиции в пропорции 6:3


    (Фото предоставлено Canon)

    На этом изображении небо и облака (основные объекты) занимают две трети изображения, а озеро и суша — последнюю треть. Такое разделение композиции в соотношении 6:3 помогает создать стабильную композицию.

     

    3. Сочетание правила третей с разделенной композицией

    Одной из композиционных техник, которая часто используется вместе с правилом третей, особенно в пейзажной фотографии, является разделенная композиция. В этой технике кадр изображения делится по вертикали или горизонтали на две ровные части. Это облегчает создание чувства стабильности.

    Кадр, изображающий градацию неба и освещения. Здесь использована разделенная композиция, чтобы эффективно подчеркнуть контраст.

    Совет: как сделать снимки более привлекательными
    Композиция «Правило третей» и разделенная композиция хороши для создания кадров с визуальным балансом и стабильностью, но они также могут легко привести к скучному снимку. Чтобы справиться с этим, не попадитесь в ловушку механического размещения объекта на линиях и пересечениях! Вместо этого найдите способы сделать ваш объект визуально более привлекательным. Вы можете начать с рассмотрения отношений между основным предметом и другими элементами. Мы рассмотрим это в следующей серии статей.

     

    Подробнее о композиции по правилу третей см. также:
    Простые, но важные композиции (часть 1): правило третей и правило четвертей
    Как применять правило третей в портретной и уличной фотографии


    Получайте последние новости о фотографии, советы и рекомендации.

    Присоединяйтесь к сообществу SNAPSHOT.

    Зарегистрируйтесь сейчас!


    «Диагональная композиция», Джефф Уолл, 1993

    Художник
    Джефф Уолл родился в 1946 г.

    Средний
    Прозрачная пленка на лайтбоксе

    Размеры
    Не подтверждено: 400 × 460 мм

    Коллекция
    Тейт

    Приобретение
    Приобретение 2003 г.

    Артикул
    T07961

    Резюме

    Диагональ Композиция – цвет детали интерьера. Как и большинство изображений Уолла, оно отображается в лайтбоксе. Он представляет собой баланс динамически пересекающихся и пересекающихся параллельных и диагональных линий, результат просмотра и кадрирования объекта под определенным углом. Часть эмалевой раковины на переднем плане окружена желтой формовой поверхностью, линии которой четко очерчены металлической окантовкой, идущей параллельно сторонам раковины. Место пересечения металлических полос в заднем углу раковины находится чуть левее центра фотографии. Они обрамляют кусок мыла и комок белого детрита, лежащий на формике рядом с раковиной. Справа небольшая темная полочка переходит в верхнюю правую часть изображения, ее закругленный угол перекликается с закругленным углом раковины на переднем плане прямо под ней. За полкой к белым деревянным доскам на стене прибита полоска светло-голубого формика. Белый бетон под полкой ярко освещен, открывая след паутины, свисающей с металлической окантовки полки. Вертикальная тень в правой части фотографии перекликается с тенью внутри раковины. Над коричневой пластиковой панелью за раковиной виднеется деревянная доска, волокна которой проходят под прямым углом к ​​набивным волокнам формика. Он параллелен металлической полосе на задней части раковины, синему пластику на задней части полки и узкой темной кромке на верхнем краю белого бетона. Кусок грубой ткани, накинутой на дерево, исчезает из рамы картины, а затем снова появляется, висит прямо над мылом. Поверхности между диагональными линиями композиции обесцвечиваются с возрастом и использованием. Брызги и мазки белизны, пятна ржавчины и два круглых отпечатка, оставленные предметами, долго стоявшими на полке, имеют качество. Фотография была сделана в подвальной студии Уолла. Это в натуральную величину.

    Диагональная композиция — одна из немногих работ Уолла, посвященных пустым интерьерам с резонансами. Уолл родился и вырос в Ванкувере, Канада, и сначала учился на художника в Университете Британской Колумбии. После получения степени магистра в 1970 году он переехал в Лондон, чтобы провести докторские исследования в области истории искусств в Институте Курто (завершено в 1973 году). Недовольный устоявшимися художественными формами, он искал свои собственные. Он объяснил:

    Что меня интересовало… так это создание картин, которые имели бы специфические отношения с определенными видами… определенными видами кино… и определенными видами фотографии… и найти способ гибридизации всего того, чем я восхищался все эти вещи … Я думал, для моих целей, что живопись должна быть более психологически насыщенной, кино должно быть «арестовано» (согласно концепциям Барта и Беньямина), а фотография должна быть более жизнеспособной в момент времени. масштаб человеческого тела, масштаб естественного зрения, масштаб, которым овладела живопись.

    (Цитируется по Мэтью Барни, Тони Оурслер, Джефф Уолл, каталог выставки, Sammlung Goetz, Мюнхен, 1996, стр. 89.)


    В 1977 году, во время поездки на автобусе из Барселоны в Лондон, Уолл был поражен тем, что он видел много раз прежде, не замечая этого. Освещенная реклама автобусной остановки инициировала решение по объединению элементов, описанных выше. Крупноформатная фотопрозрачная пленка с задней подсветкой стала визитной карточкой Уолла. В отличие от картины, которая отражает свет, лайтбокс излучает свет, фильтруя его через фотографическое изображение. Как и в кино, изображение опирается на скрытое пространство. Для Уолла это недоступное пространство является источником разобщения, отчуждения и силы (Баренц, с.9).9). Ссылаясь на свои образы как на «живописные типологии», он отмечает, что его цель — «представить как поверхность поврежденной жизни, так и ее противоположность, возможность другой жизни, той, которая выйдет из этой жизни как ее отрицание». цитируется в Баренц, стр. 102). Постановочные в манере живописи, фотографии Уолла подрывают традиционную для этого праздничную и идеализирующую политику. Персонажи его произведений 1980-х годов представляют и тонко комментируют бедственное положение этнических меньшинств, бедняков из рабочего класса и других традиционных аспектов общества. Там, где он представляет, Уолл выбирает места, в которых природа сталкивается с пригородами или индустриализацией. В Диагональная композиция , такие детали, как треснувший и грязный кусок мыла и комок неопознаваемого скомканного белого мусора, напоминают страницу Непроизвольные скульптуры — фотографии мелких фрагментов повседневной жизни крупным планом — Дьюла Брассай (1899–1984). ) и Сальвадор Дали (1904-89), которые были опубликованы в журнале Minotaure в 1933 году. Diagonal Composition с его потертыми и грязными поверхностями представляет обычный, хотя обычно игнорируемый уголок жизни как гармоничный и красивый весь.

    Диагональ Состав был произведен в десяти экземплярах, из которых это седьмой.

    Дальнейшее чтение:
    Else Barents, Джефф Уолл: Прозрачные пленки , Мюнхен, 1986 г.
    Джефф Уолл , каталог выставки, Чикагский музей современного искусства, Galerie Nationale du Jeu de Paume, Париж, Художественная галерея Уайтчепел, Лондон, 1995, стр. 23–6, воспроизведено стр. 67 в цвете.
    Брони Фер, «Пространство беспокойства: скульптура и фотография в творчестве Джеффа Уолла», Скульптура и фотография: представление о третьем измерении , изд. Джеральдин А. Джонсон, Кембридж, 1998, стр. 234-45, воспроизводится стр. 235.

    Элизабет Манчестер
    июль 2003 г.

    Содержит ли этот текст неточную информацию или язык, который, по вашему мнению, нам следует улучшить или изменить? Мы бы хотели получить от Вас отзывы.

    Барочная композиция | Грязные цвета

    — Говард Лайон

    Я люблю барокко. От Рубенса и Караваджо до Бернини и Баха. Я люблю страсть и движение. Я был в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, обсуждал с женой композицию в картинах и объяснял, как движение барокко брало пространства, которые обычно были очень прочными и неподвижными, и располагало их по диагонали, придавая им динамическое движение. Мы вошли в одну комнату, полную замечательных произведений той эпохи, и каждая картина в комнате имела одну и ту же основную композицию.

    Я сделал простую диаграмму, чтобы показать основные линии этой композиции. По сути, это была четкая диагональ (синяя линия), идущая от одного угла к противоположному диагональному углу. От него, часто под углом 90 градусов от этой главной диагонали, шли линии к другим углам (красные линии). Он создает ряд треугольников, которые никогда не появляются в состоянии покоя. Он используется перевернутым или повернутым, а иногда и только с одной отдельной вторичной диагональю, но вы увидите, что это используется снова и снова.

    Конечно, в любом великом произведении искусства многое выходит за рамки этих линий, но подумайте о линиях композиции, как о вешалках для одежды. Они являются формой, на которой висит картина.

    На этом изображении есть две картины, изображающие похожие сцены. Тот, что слева, работы Рафаэля, относится к эпохе Возрождения и использует для своей композиции проверенный временем треугольник. Он передает стабильность и силу, а также некую религиозную символику. Изображение справа Рубенса использует две диагонали и более динамичную композицию. Обратите внимание, как фигуры создают треугольную рамку для дочернего элемента. Главную диагональ часто усиливают параллельными ей линиями. Посмотрите на все линии, сделанные ногами, руками и тканью, которые повторяют главную диагональ.

    Эта картина Рубенса «Марс и Рея» является прекрасным примером. Посмотрите, насколько очевиден объемный свет, исходящий из верхнего левого угла, в создании вторичной диагонали. Более темная область плаща Марса на фоне более светлой части продолжает линию под мышкой, над головой купидона и вниз к руке Реи. Рука Реи, статуя в правом верхнем углу, рука Купидона и нога Марса сзади следуют одной линии, двигаясь по главной диагонали композиции. Вокруг этих форм расставлены красивые изгибы и акценты, которые играют против диагоналей. Отличный материал.

    Гвидо Рени — еще один из моих абсолютных фаворитов. Я люблю эту картину Святого Себастьяна. Я люблю движение фигур. Здесь подразумеваются диагонали, ваш взгляд продолжает их к краям картины, следуя за его взглядом в левый верхний угол, а за ногой – в правый нижний. Обе эти линии отходят от главной диагонали.

    Еще один Гвидо Рени. Мощный! Вот еще несколько примеров:

    Караваджо, Святой Франциск Ассизский в экстазе

    Караваджо, Святой Матфей

    Энтони ван Дейк немного меняет композицию здесь, создавая менее правильные треугольники, но используя тот же основной подход.

    Мы закончим тем, что прыгнем на пару сотен лет вперед к великому романтическому произведению в стиле барокко. Соломон Дж. Картина Соломона с изображением Самсона. Посмотрите, как
    Соломон скрутил и согнул тела, чтобы вписаться в свою композицию. Далила справа втиснулась в свое пространство, насмехаясь над Самсоном. Даже ось 90 210 перевернутого стола в правом нижнем углу идеально совпадает с главной диагональю. Сжавшаяся фигура в левом нижнем углу помогает начать движение по диагонали вверх по позвоночнику свернутой фигуры слева. Здесь нет счастливых случайностей. Все эти формы и линии четко спланированы.

    Это тоже интересно. Я добавил спираль Фибоначчи поверх этой картины, и я думаю, что Соломон, должно быть, уделил некоторое внимание концепции дизайна вокруг нее.

    Диагональная композиция в живописи: Диагональная композиция в изобразительном искусстве примеры. Диагональная композиция

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Пролистать наверх