Композиционное мышление: Композиционное мышление

Содержание

Композиционное мышление: условия и особенности формирования

Ильина Наталья Владимировна
Южный федеральный университет
доцент кафедры Технологии и профессионально-педагогического образования

Аннотация
В статье рассматриваются условия и особенности развития композиционного мышления у студентов художественных специальностей. Проводится анализ понятий «композиционное мышление» и «композиция». Анализируются подходы к изучению цвета и формы в художественной композиции.

Ключевые слова: композиционное мышление, композиция, форма, художественное образование цвет, художественный образ

Ilina Natalya Vladimirovna
South Federal University
Ph.D., assistant professor of technology and vocational teacher education

Abstract
The article describes the conditions and characteristics of composite thinking of students of art specialties. The analysis of the concepts of «compositional thinking» and «composition».

Analyzes the approaches to the study of color and shape in an artistic composition.

Keywords: art education color, artistic image, composition, compositional thinking, shape

Библиографическая ссылка на статью:
Ильина Н.В. Композиционное мышление: условия и особенности формирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/75576 (дата обращения: 07.04.2023).

В современной системе российского художественного образования большое внимание уделяется таким дисциплинам как  рисунок, живопись и композиция. Профессиональный уровень владения этим предметами предполагает хорошо развитое композиционное мышление, формируемое вначале у студентов на вводном курсе по композиции. Композиционное мышление у студентов художественных специальностей является основанием для их успешного творческого становления в сфере изобразительного искусства и дизайна.

Существует различные подходы к определению понятия композиционного мышления. С точки зрения истории искусства, такое мышление рассматривается как ментальная особенность художника, способного целостно организовать художественную форму. При этом композиция является своеобразной формой создания диалога между художником и зрителем, то есть композиция основана на особом визуальном языке. Искусствовед Свешников А.В. пишет о том, что «…основной задачей композиционного мышления будет организация формы такого диалога».[9]

Теоретик искусства и художник Пресняков М.А. считает, что «…в искусстве композиционное мышление тесно взаимосвязано также с  эстетическими переживаниями, соединяющимися как интеллектуальными, так и не интеллектуальными началами».[8]

Вопросами композиции в изобразительном искусстве занимались многие художники-педагоги: Волков Е.В., Зинченко В.П., Игнатьев Е.И., Кузин В.С., Ломов С.П., Ростовцев Н.Н., Стасевич В.Н.

В ходе преподавания дисциплины «Основы композиции» было выявлено, что бакалавры художественных специальностей имеют ряд проблем, связанных с плохо развитым художественным мышлением: недостаточное владение понятийным аппаратом композиции, отсутствие знаний, связанных с семантикой цвета и формы, отсутствие методического подхода при реализации художественного замысла композиции.

В связи с этим выявление условий и  особенностей формирования композиционного мышлений приобретает особую актуальность и становится значимой темой для изучения данной проблемы в педагогике. Учащиеся не акцентируют достаточно внимания на главных принципах и правилах композиционного построения: выразительность, целостность, визуальная субординация, визуальное равновесие, семантика цвета, формы и так далее.  Однако, без знания и освоения данных законов невозможно хорошо выполнить творческую или учебную работу. Поэтому  учиться композиции необходимо каждому студенту, связанному с художественно – изобразительной деятельностью. Причем надо понимать, что учеба и творчество в композиции это совершенно разные понятия. Так, по мнению профессора, теоретика искусства Стасевича В. «Учеба – это накопление конкретных знаний, умений и навыков» [10;60], с точки зрения архитектора Богомолова И. учеба – это «…сложение необходимых стереотипов профессионального действия», а творчество – «…преодоление этих стереотипов» [10;60].

Вопросами композиции и развития композиционного мышления занимались многие художники, начиная еще с периода итальянского Возрождения. Леонардо да Винчи перед началом работы над картиной делал композиционные поиски, выявляющие характерные особенности изображаемого предмета. «Живописец…прежде обращай внимание на движение, соответствующее душевным состояниям живых существ, составляющих данный сюжет… Ведь ты должен понимать, что если такая не вырисованная композиция тебе удастся и будет соответствовать твоему замыслу, то тем более она удовлетворит тебя, когда потом будет украшена законченностью…». [1;138]

Известный русский художник, яркий представитель передвижников Крамской Н.И. считал, что учиться композиции необходимо и без этих знаний невозможно создать профессиональную творческую работу.   Нужно не только изучить формальные композиционные приемы, но и научиться видеть характерные признаки предмета изображения, составляющие «узел идеи». [7;182]

Советский художник-педагог Дейнека А. А. писал: «…первостепенное значение отводится композиционным моментам. Композиция начинается с элементарных правил размещения изображаемого на листе бумаги. Без знакомства с правилами и закономерностями композиции нельзя создать ясный по смыслу и форме рисунок, любое произведение изобразительного искусства». [2;5]

Большой вклад в изучение композиции внесли художники-авангардисты XX столетия: Кандинский В., Малевич К., Татлин В., Модриан П. и др. Изучение их художественных и теоретических работ является важным этапом в развитии композиционного мышления учащихся.

Большое внимание изучению композиции отводилось на занятиях в немецкой школе дизайна Баухаузе. Швейцарский художник, теоретик искусства и известный педагог Иттен И. организовал вводный учебный курс по композиции (форкурс). Его система обучения до сих пор является актуальной во многих художественных школах. Приоритетной целью своего курса Иттен поставил – «познакомить студентов с основами художественной композиции, без чего нельзя стать профессионалом.

Закон формы и цвета открывал им мир объективных начал искусства. Втягиваясь в работу, они постепенно овладели тем, как научиться в своих произведениях сочетать субъективное и объективное в решении проблема цвета и формы» [3]. На своем форкурсе Иттен показал систему полярных контрастов, влияющих на выразительность художественной композиции: большое – маленькое, высокое – низкое, широкое – узкое, толстое и тонкое, прозрачное- непрозрачное, гладкое – шершавое, спокойное – беспокойное, много –мало, контраст разных направлений, светлое – темное, мягкое – твердое, легкое –тяжеое и т.д. А также проанализировал такие понятие как точка, линия, объем, плоскость и их значение при моделировании художественного замысла композиции [3].

Рис 1. Примеры контрастных отношений

Другой преподаватель Баухауза, а позже ВХУТЕМАСа русский живописец основатель абстракционизма В.Кандинский в своей книге «Точка и линия на плоскости» исследует особенности восприятия цвета и формы, а также их влияние друг на друга.

Кандинский  назвал ведущие принципы формальной логики в искусстве и провозгласил синтез всех искусств через тождество их особого художественного языка. Он также говорил о том, что каждому художнику необходимо знать этот особый визуальный язык. [5;73]. Кандинский выделил три фундаментальные формы композиции: круг, квадрат и треугольник. Цвета же, согласно его исследованию, имеет свое семантическое значение, которое способно во много определить характер и эмоциональное содержание художественного образа. Так, синий – это цвет покоя, желтый способен вызвать сумасшествие или буйное помешательство,  черный – «мертвое Ничто…, как вечное безмолвие…» [4]. Художник также замечает, что эмоционально воздействие цвета зависит от формы, в которую он помещен: «…краски подчеркиваются в своем воздействии некоторыми формами…острые краски сильнее в острых формах…»[4].

Цвет как элемент композиции имеет не только эмоционально-семантическое значение, но и так называемый визуальный вес, влияющий на гармоничное восприятие изображения. Голландский художник Мондриан П. считал, что большая белая плоскость может быть уравновешена с помощью маленького цветного пятна.

Поэтому для формирования композиционного мышления преподавателю важно научить учащихся тонко видеть цвет и «взвешивать» его в процессе создания структуры композиции. Для лучшего понимания цвета в композиции учащиеся должны сфокусироваться на исследовании  цветовых оттенков, поскольку именно они влияют на появление позитивных или негативных эмоций. При словесном опросе, многие студенты ассоциировали красный цвет с агрессией, однако различные оттенки красного могут иметь совершенно противоположные эмоции и значения. Например, кирпично-красный – «теплый и дружественный» [6], киноварь – «напряженный и острый» [6]. С этой целью студентам необходимо выполнять графические упражнения, направленные на развитие восприятия цвета и изучения его эмоционально-символического значения. Например, создавать абстрактные композиции из геометрических форм в цвете на темы: Радость-Печаль, Любовь-Тоска и т.

д. Эти задания помогают осознать и почувствовать эмоционально-смысловое значение цвета и формы при моделировании замысла композиции.

Поэтому педагогический процесс развития композиционного мышления студентов, должен основываться на ассоциативно-семантическом подходе, позволяющем понимать и передать различные эмоциональные состояния, настроения и образы. Также важным средством при формировании композиционного мышления является наглядные иллюстрации, в частности художественные произведения отечественных и зарубежных художников XX столетия

Библиографический список

  1. Да Винчи. Мастера об искусстве. Три книги о живописи. В 7 т. Т.2/ Л.Альберти: под ред. А.А. Губера. – М.: Искусство, 1996. с.138
  2. Дейнека А.А. Учитесь рисовать/ Дейнека А.А. – М.: Искусство, 1961. с. 5
  3. Иттен И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах. 1963,перевод с немецкого и предисловие Л.Монаховой URL: http://aliveline.ru/lib/ArtOfForm. pdf  (дата обращения 07.12.2016)
  4. Кандинский В. О духовном в искусстве, URL: http://www.wassilykandinsky.ru/book-116.php  (дата обращения 07.12.2016)
  5. Кандинский В. Точка и линия на плоскости, СПБ, из-во «Азбука», 2001. – с. 73
  6. Клюев М.Ю. Психология восприятия и эмоциональное значение цвета. URL: http://rosdesign.com/design_materials2/cvet_3.htm (дата обращения:12.12.2016)
  7. Крамской И. Н. Письма. Статьи. В 2.т. Т.2/ С.Н. Гольдштейн, И.Н. Крамской. – М. Искусство, 1966. – с.182
  8.   Пресняков М. А. «Композиционное мышление, художественный образ и познание»: рассуждения об особенностях художественного мышления. Каталог персональной выставки «Мифологемы». Рязань, 2010 – с.5
  9. Свешников А.В. Композиционное мышление. Анализ особенностей художественного мышления при работе над формой живописного произведения. Учебное пособие. Изд-во «Университетская книга», 2009.  URL:  http://royallib.com/read/sveshnikov_aleksandr/kompozitsionnoe_mishlenie.html#0 (дата обращения:12. 12.2016)
  10. Стасевич В.Н. Учеба. Творчество. Искусство. Слагаемые понятия культуры. Монография. Ростов-на-Дону. Изд-во Южного федерального университета. 2014.- с. 60.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ильина Наталья Владимировна»

Композиционное мышление

В начале обучения фотографии очень часто мало внимания придают рассказу об основах композиции, о том, как правильно построить изображение на плоскости. Между тем, композиция в любом изобразительном искусстве имеет первостепенное значение. Вот поэтому обучение композиции и должно быть самым важным разделом в науке фотографирования. Композиция – это то, без чего немыслимо любое изображение. Вот поэтому композиции нужно постоянно учиться любому художнику, в том числе и фотографу, развивать в себе ее чувствование.

Правильное чувствование композиции дает художнику возможность увидеть, решить для себя, какие элементы должны войти в границы кадра, какие могут быть безболезненно исключены из него и оставлены за его пределами. Хорошо знающий законы композиции фотограф всегда сможет получить достойный снимок.

Многие фотографы, а начинающие особенно, довольно часто пренебрегают законами и правилами композиционного построения кадра. Ну, усвоят, например, «Правило третей» или «Правило нечетных чисел» — и считают что этого достаточно. Изучение всех этих правил кажется им скучным занятием. А некоторые считают, что нарушать законы композиции надо принципиально, так как это позволяет уйти от штампов и проявить собственную индивидуальность. Не правы и те, и те. И хочется надеяться, что после прочтения нашей сегодняшней статьи, в которой мы постараемся обосновать важность изучения композиции и ее законов, они поймут свои ошибки и избавятся от своих заблуждений.

Итак, почему так важно знать и изучать искусство композиции?

 Причина 1. Ваши фотографии должны быть особенными!

Всякий знает, что каждый день во всемирной паутине интернета публикуются десятки, а может даже и сотни тысяч новых фотографий. Как сделать так, чтобы именно ваши фотографии выделялись в этом огромнейшем количестве снимков других авторов? Этот вопрос вполне реальный, а не риторический. И задать его себе должен каждый уважающий себя и свое творчество фотограф.

Что конкретно впечатлило вас в каком-то сюжете? Какое уникальное мгновение уловил ваш глаз и запечатлел ваш фотоаппарат?  Почему конкретно этот кадр вы считаете необычным, отличным от других, почему вы выделили из ряда других подобных снимков?

В этом месте хочется немного удивить вас, заявив, что можно получить замечательный, великолепный снимок, совершенно забыв о законах композиции, попросту закрыв на них глаза.  Но это происходит в тех редчайших случаях, когда на ваших глазах происходит какое-то уникальное, удивительное событие, и вам просто не остается ни секунды времени на то, чтобы подумать о композиции. К сожалению, это чаще всего трагические события… Но, тем не менее, доводилось видеть и другие фотографии, иллюстрирующие это наше заявление. Например, присевший на внешнее зеркало движущегося автомобиля голубь. Возможно, голубь присел на зеркало всего лишь на пару секунд, и снимок был сделан совершенно случайно из окна проезжающего рядом другого автомобиля. Ну вот так уж счастливо сложились обстоятельства: у кого-то в нужную минуту и в нужном месте оказался в руках фотоаппарат.  И очень хорошо, что он среагировал и успел нажать на спусковую кнопку. Тут уж некогда было думать о композиции. Главенствующую роль в этом снимке играет сам факт – птица на зеркале движущегося автомобиля.  

Тем не менее, во всех остальных случаях о композиции думать просто необходимо. Ведь именно благодаря удачно выбранной и построенной композиции фотография чаще всего и привлекает к себе зрителя. Правильно выстроенная, хорошо организованная композиция изображения использует именно те методы, которые привлекают внимание зрителя своими ключевыми моментами, заставляют зрителя, рассматривающего фотографию, увидеть в первую очередь именно то важное, ту главную деталь, что хочет показать автор. Хорошая композиция концентрирует внимание зрителя на главном.  Плохо же организованная композиция наоборот рассеивает его внимание. Глаз смотрящего не видит в снимке ничего конкретного, на чем можно задержаться, остановиться, и вследствие этого интерес к фотографии просто-напросто теряется.

Если вы научитесь правильно строить композицию, то ваши снимки обретут внутреннюю гармонию и сделают их на уровень выше тех фотографий, которые вы делали раньше. Заманчиво? Но это действительно так. Так что, не стесняйтесь совершенствоваться, изучайте композицию!

Причина 2. Общайтесь со зрителем!

  Хорошо выстроенная композиция кадра не только делает фотографию более привлекательной для зрителя. Кроме всего прочего, она позволяет автору войти в контакт со своим зрителем, вступить в общение с ним.

Некоторые фотографы почему-то наивно думают, что все другие люди воспринимают его снимок точно так же, как это делает он сам. Им кажется, что в изображенном на фотографии сюжете зритель видит то же самое, что видит сам автор снимка. Разубедим таких фотографов. Это не так. Более того, разные зрители увидят в одной и той же фотографии совершенно разное.

Дело тут в том, что у автора фотографии есть с ней, с этой фотографией, некая эмоциональная связь. Ведь он когда-то был на этом конкретном месте, увидел что-то, кажущееся ему интересным и сделал снимок. Ну, представьте, например, что вы оказались в весеннем лесу. В этот момент на ваши чувства влияет огромное множество факторов. Всей своей кожей вы чувствуете легкое дуновение теплого ветерка, ваш слух услаждает пение птиц, ваше обоняние радует вас запахом лесных трав и деревьев, вы только что увидели пробегающего мимо ёжика и умилились всей этой картинке… Вы делаете снимок. Но, показав потом эту фотографию своему приятелю, вы не вызовете у него тех эмоций, которые рассчитываете вызвать. Тут все дело в том, что, рассматривая снимок, вы погружаетесь в то состояние, мысленно возвращаетесь  в те минуты, проведенные в лесу. Вы видите, слышите, осязаете, ощущаете именно то, что видели, слышали, осязали и ощущали в тот момент, когда фотографировали. Зритель же ничего этого, увы, не испытывает, и видит в вашем снимке только то, что на нем изображено: самый обыкновенный, ничем не привлекательный лес, такой лес, какой он видел огромное количество раз в интернете или на картинках в книжках…

Зритель рассматривает любой снимок безо всякой дополнительной информации. И ваша главная задача – донести до него эту информацию, заставить его почувствовать именно то, что чувствовали в момент съемки вы сами.  В данном, описанном выше случае – свежесть и аромат весеннего леса. 

Как добиться того, чтобы зритель увидел и ощутил все то, что вы хотите заставить его увидеть и ощутить? Правильно! Для этого в первую очередь нужно научиться грамотно выстраивать композицию кадра! Хорошая композиция позволит вам обратить внимание зрителя на главные детали снимка, поможет передать настроение и чувства, которые по вашей задумке должны у него возникнуть.

Причина 3. Вы должны увидеть потенциал каждой сцены, каждого сюжета

После того, как вы изучите законы композиции, весь мир, всё окружающее вас вы будете видеть так, как видит всё это настоящий художник. В самых простых, казалось бы, на первый взгляд, бытовых, окружающих вас предметах и обыденных ситуациях вы научитесь видеть красивое и гармоничное, вы сможете уловить фотографический потенциал всего этого. Вы сможете различать прекрасное и безобразное в окружающем вас мире. Вы сможете увидеть интересный кадр абсолютно во всем, в любой ситуации, в любой сцене, в любом сюжете, разворачивающемся перед вашими глазами. Вы научитесь использовать это свое новое видение в своей работе, что позволит вам создавать по-настоящему стоящие, хорошие фотографии.

Для неопытного в этом деле человека обычный, окружающий его мир чаще всего кажется скучным, серым и неинтересным. Но для вас этот мир – источник для вдохновения, строительный материал для создания хороших фотографических работ.

Это новое, необычное, другое видение окружающего мира возникает у человека тогда, когда он начинает изучать основы композиции. Этот человек уже будет знать, как использовать в построении кадра те или иные визуальные элементы, как их правильно сочетать между собой, как найти эти элементы в фотографируемой сцене или сюжете. Только после этого вы сможете сделать по-настоящему хороший снимок. И, между прочим, очень быстро вы поймете, что сделать это порой бывает очень и очень непросто.

Короче, знание и изучение основ композиционного построения изображения может коренным образом изменить ваше восприятие пространства и окружающего мира вообще.  

Причина 4. Обретайте уверенность в себе!

Как это обычно бывает в любой профессии, с новыми знаниями к человеку, мастеру любого дела, приходит и уверенность в себе, в своих действиях и поступках. Почему это происходит именно так, понять совсем не сложно. Применимо к нашей ситуации, фотограф будет чувствовать уверенность в себе только тогда, когда он будет знать, что сможет сделать хороший снимок в абсолютно любой ситуации. Если вы будете уверены в себе, вы будете мгновенно и очень хорошо ориентироваться в той или иной сложившейся ситуации, понимать, как нужно поступать в тот или иной момент. Вы будете знать, что конкретно нужно искать в снимаемом вами сюжете, что и как, каким образом, включать в границы кадра, а что оставить за их пределами и вообще, как построить композицию кадра самым наилучшим образом.

Уверенность фотографа в себе особенно бывает важна и нужна ему при работе с людьми, с конкретными заказчиками. А еще в ситуациях, контролировать течение которых невозможно.  Уверяем вас, такие ситуации у вас в работе будут возникать постоянно. Вам придется непосредственно в ходе съемки думать об очень многом, новые идеи будет нужно находить порой просто молниеносно.

Короче, знание законов композиции сделает вас настоящим профессионалом в области искусства фотографии.     

Причина 5. Нелепые и смешные ошибки в композиции. Избегайте их!

Если фотограф не имеет ни малейшего представления о законах композиции, он постоянно будет делать при съемке серьезные, а порой даже и курьезные ошибки. А  ошибки такого плана очень портят впечатление зрителя от фотографии. Фотографу порой даже может оказаться очень стыдно за проделанную им работу, за те или иные конкретные снимки. Примеров тому огромное количество. «Классическим» из них можно считать «рога», вырастающие на голове  человека – нелепо торчащие ветки дерева, на фоне которого вы его фотографируете. Или люстра, висящая на потолке комнаты, выглядящая нелепой шляпой на голове солидной дамы в красивом платье. Или, например, какой-либо смешной или несуразный элемент на заднем плане снимка, на который фотограф просто не обратил своего внимания.

Такие композиционные ошибки бывают порой очень коварными. Дело в том, что зритель может даже и не увидеть их, не обратить на них внимания, но он обязательно почувствует, что в этом снимке что-то не так, не всё в порядке. Ошибки подобного рода у зрителя вызывают некий дискомфорт, ему кажется, что что-то отвлекает его внимание от главного, он не может сосредоточиться на чем-то конкретном. Его взгляд скользит по фотографии и то и дело уходит от главного объекта снимка.

Это еще одна из многих причин того, что искусство композиции важно и его нужно изучать. Знание законов композиции позволит вам увидеть свои возможные ошибки еще непосредственно при съемке и избежать их, устранив из кадра те или  иные элементы всеми возможными способами.

Причина 6. Композиция и легкость редактирования снимка

Наверняка при сортировке и первичной обработке фотографий вам приходилось сталкиваться с проблемой выбора одного кадра  из двух или даже большего числа  похожих (многие фотографы сегодня для того, чтобы не упустить самый важный момент, любят снимать в «серийном» режиме, когда  за одну секунду камера делает несколько снимков). Какой из этих кадров лучше – решать порой бывает достаточно сложно. И вообще, отбор и редактирование снимков многие фотографы считают одним из самых сложных этапов своей работы. Очень часто различие между такими снимками бывает настолько мало и практически незаметно, что его очень трудно оценить.

Изучение основ искусства композиции позволит вам оттачивать свои навыки в этой нелегкой работе. Вы научитесь уверенно отличать лучший кадр от худшего, и вам не придется испытывать столько творческих мучений, сколько вы их испытывали раньше. Таким образом, знание законов и правил композиции в значительной мере упрощают процесс отбора и редактирования снимков и делают его наиболее быстрым, то есть менее затратным по времени. А время, как известно, наша самая большая ценность.

Причина 7. Переоценка своих более ранних работ

Многие фотографы, рассматривая свои работы прошлых лет, порой замечают то, что эти снимки были сделаны без учета законов и правил композиционного построения изображения. Старые работы явно хуже по качеству, чем  работы современные. Подавляющая же часть фотографий вообще кажется им совершенно непригодными для показа. И лишь несколько кадров они могут назвать действительно удачными. Да и те, чаще всего, были сделаны совершенно случайно.

Но как только этот фотограф познакомится с основами композиции, то очень быстро откровенно никаких, то есть попросту испорченных, никуда не годных снимков у него станет значительно меньше. Это происходит с каждым, постигающим азы этого искусства. Рано или быстро, но происходит. Как вы думаете, в чем кроется причина этого? Всё правильно. В том, что фотограф начинает работать осознанно, обдуманно, еще заранее, в процессе съемки,  видя в своем воображении  уже готовую фотографию, ту, которую он потом покажет зрителю. А значит, заранее правильно и осознанно строя композицию кадра. Думает о том, что стоит помещать в границы кадра, а что лучше из него исключить. С какой точки лучше снимать, под каким ракурсом… Во время работы в голове фотографа прокручиваются тысячи мыслей, он строит в уме огромное количество комбинаций, а не бездумно «щелкает» направо-налево.

На первоначальном этапе своей работы многие фотографы снимают то, что им хочется, и так как им хочется, совершенно не задумываясь о том, какое впечатление на зрителя окажет их фотография. Они попросту не контролируют себя, не контролируют создание кадра, не работают над его композицией непосредственно во время съемки. Потом обычно наступает период проб и ошибок. Большинство фотографов начинают при этом понимать то, что именно правильная, хорошо и грамотно выверенная композиция делает их работу более вдумчивой, в значительно степени улучшает фотографии. 

Причина 8. Поиски своего, уникального и индивидуального стиля

У искусства композиции почему-то существует весьма нехорошая репутация достаточно жесткой системы, которой надо следовать неукоснительно. Что можно об этом сказать?

Да, многие фотографы, как и любые другие творческие личности, не любят сковывающих их, по их же собственному мнению, правил. Они ратуют за раскованность, за свободу в своем творчестве, своем самовыражении.

Но, тем не менее, мы осмелимся вам сказать: как раз именно знание законов композиции дает вам во много раз больше свободы, нежели творческая работа при полном отсутствии какой-либо системы. Дело в том, что четко выстроенная система позволяет постепенно нащупать, найти свой, собственный и неповторимый стиль в искусстве фотографии.

А теперь попробуем объяснить это наше заявление.

Да, действительно, в фотографии, как и в любом виде изобразительного искусства есть некоторый ряд четких, твердых, выработанных веками правил и законов. Ну, например, уже упомянутое нами в сегодняшней статье знаменитое «правило третей», или «правило ровного горизонта». Но не стоит думать, что этим постулатам нужно следовать строго и неукоснительно. Мы рекомендуем на эти правила и законы смотреть как на некие «инструменты», необходимые вам в работе, как на некие методы, применяемые и учитываемые вами. Эти правила вы можете учитывать при создании своих снимков. А можете и проигнорировать их. Кстати, обратите внимание на живописные работы классиков. В каждом ли гениальном полотне ушедших веков вы видите соблюдение ну, хотя бы, того же правила третей? А у знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи, кстати, завален горизонт. Но никто его за это не ругает.

Обратим ваше внимание и еще на один достаточно важный момент. Во время изучения основ искусства композиции, вы параллельно узнаете о нескольких способах улучшения своих фотографий. Сюжет снимка может быть любой: необычный, веселый, грустный, драматичный, сентиментальный… Но каждый раз он воплощается с новыми идеями, в новых вариациях.

Но вот наконец проходит какое-то время и наступает момент, когда вы наконец нащупали свой индивидуальный стиль. После такого нащупывания вы начинаете этот стиль развивать. А развитие своей манеры работы как раз и вытекает из того, какими методами вы работаете. Вы, и только вы решаете, какие детали и элементы стоит включать в кадр, а какие там будут просто лишними. Индивидуальный творческий почерк, стиль любого автора есть не что иное, как результат использования им традиционных знаний, правил и законов того вида творчества, в котором он работает. Из всех этих классических знаний художник и выбирает те, что ему наиболее необходимы в работе над этим конкретным полотном, в нашем случае – фотографией. Он комбинирует те способы и методы, работать с которыми ему комфортно и удобно.

Короче, знание искусства композиции дает вам практически неограниченные возможности в вашем творчестве. Вам остается лишь сделать свой выбор в том или ином конкретном случае. Вот так и рождается собственный, уникальный стиль любого художника, любого творца прекрасного.

Причина 9. Не забывайте о том, что работы других фотографов тоже прекрасны

Очень хорошим побочным эффектом при изучении основ композиции является так же еще и то, что в процессе этого изучения попутно вы учитесь оценивать работы своих коллег, других фотографов. Изучая композицию, вы одновременно изучаете и язык изобразительного искусства.  Поняв этот язык, освоившись с ним, вы сможете на равных общаться с другими художниками. Это, как мы уже говорили сегодня, касается не только фотографии, но и всего изобразительного искусства в целом. Этот язык, эти знания позволяют вам открыть для себя мир эстетики, эстетического вкуса и эстетического познания окружающего мира. Если перейти на минутку на язык «технический» — знание  языка искусства дает вам прекрасную возможность унифицировать свой эстетический мир. Проще говоря, изучив основы композиции в изобразительном искусстве, вы научитесь совсем по-другому видеть музейные экспонаты, театральные мизансцены, сцены из классических кинофильмов и многое другое. Да и вообще научитесь в окружающем вас мире видеть гораздо больше, чем видят другие люди. Например, рассматривая в музее или на выставке живописное полотно, вы увидите, что художник намеренно выбрал ту или иную цветовую палитру своей работы для того, чтобы передать зрителю те или иные свои ощущения, эмоции, какие-то другие чувства.  А сидя в кинозале, вы увидите, как в декорациях или в натурной съемке режиссер использует тональную или линейную перспективу для того, чтобы обратить внимание зрителя на что-то конкретное или важное в данной сцене, в данном эпизоде.  

Один старый фотограф в беседе с начинающим коллегой сказал однажды: «Я ношу очки и работаю в очках, но я вижу гораздо больше, чем ты, которому очки пока еще не требуются».  

Знание основ композиции позволяет вам совсем по-новому, по-иному смотреть на окружающий вас мир. Вы начинаете его видеть совсем другим, абсолютно не таким, каким вы его видели раньше. И вы поймете, что он, этот мир, фантастически нереален, порой  просто невероятен.

Причина 10. Знания, которые вы будете использовать постоянно

Как мы надеемся, из нашей сегодняшней статьи вы уже давно поняли, что правила и законы композиции практически едины для всех видов изобразительного искусства. Эти правила и законы объединяют все эти искусства. Эти правила и законы отточены и выверены веками. Они работали и на заре развития человеческой цивилизации, в эпоху ее зарождения, работают и сейчас, и будут работать всегда, независимо от климата на Земле, войн, различных политических строев и всего остального, происходящего на нашей планете. Они не умерли и не умрут вместе с художниками. Художники – смертны. Их творения подвержены разрушению временем. Но правила и законы – бессмертны. Египетские пирамиды, наскальные рисунки древнего человека, мраморные статуи Древней Греции, гигантские скульптуры на острове Пасхи, работы живописцев Европы эпохи Возрождения, русская живопись 19 века, русский авангард века 20 – все это создано по одним и тем же правилам  и подчинено одним и тем же законам. Эти законы не устареют никогда.

Почему такое происходит? На чем же основано действие  этих правил и законов? А основано это действие на заложенном природой свойстве человека воспринимать ту или иную визуальную информацию. И это свойство не изменится ни через год, ни через два, не через сто или тысячу лет. Следующим летом не издадут и не утвердят очередной закон композиции и не заставят всех людей Земли применять его. А завтра никто не скажет официально, что такой-то закон композиции устарел и больше не имеет своей силы и за применение его последует строгое наказание.

Изучив законы и правила композиции, вы всегда сможете применять их в своей практике не только в фотографии, но и во многих других сферах своей жизненной деятельности. Это может быть и простейшая верстка поздравительной открытки для близкого и родного человека, и создание презентации для доклада, и при выборе мебели и расстановке ее в своем жилище, и при ремонте дома, работая с материалами, фактурами  и цветами в отделке комнат. Даже при выборе костюма или платья для себя или ребенка —  везде вам пригодится знание хотя бы основ композиции!   

Учитесь радоваться новым знаниям!

Нам очень хочется думать, что информация, которой мы с вами сегодня поделились, оказалась нужной и полезной вам. Теперь вы поняли, что знания правил и законов композиции очень важны в творческой работе фотографа. Что они не только не ограничивают вашу свободу, а, наоборот, расширяют ваши возможности в проявлении себя как истинного художника. Владея искусством композиции, искусством организации изображения на плоскости или в пространстве, вы можете передавать зрителю те эмоции, которые важны для вас самих, и которыми вы хотите поделиться с теми, кто будет рассматривать ваши фотографии. Вы сможете передать другому человеку свое состояние, которое вы испытываете или испытывали в тот или иной момент. В конце концов, вы совсем по-другому, по-новому стали воспринимать окружающий вас мир!

Q1 Что такое вычислительное мышление? — 21. Вычислительное мышление — 21 Things4Students

21. Вычислительное мышление

Прямая ссылка на это видео

Введение

Вычислительное мышление помогает разбивать проблемы на более мелкие части, чтобы их было легче понять и решить. Процесс и навыки могут помочь вам решить проблемы в любой предметной области и в жизни,

Этот квест посвящен изучению вычислительного мышления и способности определить или объяснить, что это такое.

Источник: Jo Culf, CSER MOOC


I Can Statement

  • определить вычислительное мышление

Словарь

Абстракция : Абстракция отфильтровывает данные, которые вам нужны, и те, которые вам не нужны. Программист скрывает все, кроме важных данных об объекте, чтобы уменьшить сложность и повысить эффективность.

Алгоритм : Алгоритм — это подробный пошаговый набор инструкций или формул для решения проблемы или выполнения задачи.

Вычислительный мыслитель: «Студенты, которые разрабатывают и применяют стратегии для понимания и решения проблем, используя возможности технологических методов для разработки и тестирования решений». (Стандарт ISTE 5. для студентов)

Декомпозиция : Декомпозиция разбивает задачу на более мелкие части.

Распознавание образов : Распознавание образов включает в себя поиск сходств или закономерностей среди небольших, разложенных задач, которые могут помочь нам более эффективно решать более сложные проблемы.

Сыграйте в словарную игру ниже, чтобы попрактиковаться в ключевом словарном запасе .


Словарная игра

Вы можете изменить режим викторины на «Сопоставление», «Тестирование», «Выучить», «Флэш-карты», «Правописание», используя список выбора в правом нижнем углу действия с надписью « Выберите режим обучения». Прямая ссылка

Шаги

В этом первом квесте вы узнаете об общей картине вычислительного мышления. В следующих четырех квестах вы глубже погрузитесь в каждую из четырех стадий вычислительного мышления.
 

  1. Посмотрите это видео Джулс вместе со всем классом.

     
  2. Просмотрите определения вычислительного мышления
     , доступные в формате PDF: Jules Corp Computational Thinking
     
  3. Прежде чем приступить к следующим четырем квестам, вам нужно будет выбрать сложную проблему, над которой вы будете работать по мере прохождения квестов.
    • Это может быть так же просто, как указать направление к местоположению, создать новый рецепт печенья, как создать битмоджи или запрограммировать и создать новую компьютерную игру/приложение.
    • Вы и ваш учитель выбираете задачи/проекты для работы.
  4. Посмотрите на различные примеры на этом сайте, чтобы помочь вам в ваших размышлениях: Проекты вычислительного мышления  
     
  5. Сделайте копию документа о вычислительном мышлении, чтобы использовать его для планирования и выполнения остальных заданий.
     
  6. Используя документ планирования вычислительного мышления, определите проблему, над которой вы будете работать, используя вычислительное мышление.
     
  7. Поделитесь документом со своим учителем.

Дополнительные ресурсы

Дополнительные ресурсы

Ресурсы по вычислительному мышлению для K-12

Code.org Computational Thinking

Выполнение этого квеста, чтобы выполнить квест

узнал о вычислительном мышлении, выбрал сложная проблема или проект для работы, создал копию документа планирования вычислительного мышления и поделился ею со своим учителем.


Отметьте этот квест на дорожной карте 21t4s 

Я выполнил этот квест и готов изучить квест 2


21.Q1 Контрольный список учащихся 

Компетенции и стандарты

MITECS   Мичиганские комплексные технологические компетенции для учащихся и

Стандарты ISTE для учащихся

1. Расширенные возможности учащихся
а. Формулировать и ставить личные цели обучения, разрабатывать стратегии с использованием технологий для их достижения и размышлять о самом процессе обучения, чтобы улучшить результаты обучения 90 068 c. Использовать технологии для получения обратной связи, которая информирует и улучшает их практику, а также для демонстрации своего обучения различными способами

3. Конструктор знаний
d. Учащиеся накапливают знания, активно изучая вопросы и проблемы реального мира, развивая идеи и теории и ища ответы и решения

4. Инновационный дизайнер
а. Учащиеся знают и используют преднамеренный процесс проектирования для генерации идей, проверки теорий, создания инновационных артефактов или решения реальных задач

5. Вычислительный мыслитель
a. Учащиеся формулируют определения проблем, подходящие для методов с использованием технологий, таких как анализ данных, абстрактные модели и алгоритмическое мышление при изучении и поиске решений
b. Учащиеся собирают данные или определяют соответствующие наборы данных, используют цифровые инструменты для их анализа и представляют данные различными способами, чтобы облегчить решение проблем и принятие решений

Веб-сайты и документы

Веб-сайты

  • Code.org Вычислительное мышление
  • Ресурсы вычислительного мышления для K-12
  • Проекты вычислительного мышления
  • Жюль Определения вычислительного мышления

Видео из внешних источников

  • Jules Computational Thinking YouTube

Видео 21t4s

  • Что такое вычислительное мышление? Вступительное видео

    21t4s Documents & Quizzes

    • Документ планирования вычислительного мышления
    • Jules Corp Вычислительное мышление PDF
    • Викторина по словарному запасу


    Напечатать эту страницу

    Критическое мышление | Состав колледжа

    Введение

    Цели обучения

    • определение критического мышления
    • определить роль, которую логика играет в критическом мышлении
    • применить навыки критического мышления к сценариям решения проблем
    • применять навыки критического мышления для оценки информации

    Подумайте над этими мыслями о процессе критического мышления и о том, как он применим не только к нашей школьной жизни, но также к нашей личной и профессиональной жизни.

    «Критическое и творческое мышление»

    Навыки критического мышления, возможно, являются наиболее фундаментальными навыками, необходимыми для вынесения суждений и решения проблем. Вы используете их каждый день и можете продолжать улучшать их.

    Способность критически мыслить о предмете — анализировать вопрос, ситуацию или проблему вплоть до самых основных частей — это то, что помогает нам оценивать точность и правдивость утверждений, утверждений и информации, которую мы читаем и слышим. Это острый нож, который, когда он заточен, отделяет факты от вымысла, честность от лжи, а правду от заблуждения. Мы все используем этот навык в той или иной степени почти каждый день. Например, мы используем критическое мышление каждый день, когда рассматриваем новейшие потребительские товары и почему один конкретный продукт является лучшим среди аналогов. Является ли это качественным продуктом, потому что его поддерживает знаменитость? Потому что многие другие люди могли использовать его? Потому что это делает одна компания, а не другая? Или, может быть, потому, что он сделан в той или иной стране? Это вопросы, представляющие критическое мышление.

    Академическая среда требует от нас большего критического мышления, чем повседневная жизнь. Это требует, чтобы мы оценивали информацию и анализировали множество вопросов. Это среда, в которой наши навыки критического мышления могут стать решающим фактором между успехом и неудачей. В этой среде мы должны рассматривать информацию аналитически и критически. Мы должны задать вопросы: каков источник этой информации? Является ли этот источник экспертным и что делает его таковым? Есть ли несколько точек зрения на проблему? Несколько источников согласны или не согласны по вопросу? Обосновывает ли качественное исследование информацию или мнение? Есть ли у меня какие-либо личные предубеждения, которые могут повлиять на мое рассмотрение этой информации?

    Только посредством целенаправленных, частых, преднамеренных вопросов, подобных этому, мы можем оттачивать свои навыки критического мышления и совершенствоваться как студенты, учащиеся и исследователи.

    —Доктор. Эндрю Роберт Бейкер, Основы академического успеха: слова мудрости


    Определение критического мышления

    Мышление приходит естественным образом. Вам не нужно заставлять это происходить — это просто происходит. Но сделать это можно разными способами. Например, вы можете думать позитивно или негативно. Вы можете думать «сердцем», и вы можете думать с рациональным суждением. Вы также можете мыслить стратегически и аналитически, математически и научно. Это лишь некоторые из множества способов, которыми разум может обрабатывать мысли.

    Какие формы мышления вы используете? Когда вы их используете и почему?

    Будучи студентом колледжа, вы должны развивать и расширять свои мыслительные способности. Одним из наиболее важных из этих навыков является критическое мышление. Критическое мышление важно, потому что оно касается почти всех задач, ситуаций, тем, карьеры, окружающей среды, проблем и возможностей. Это не ограничивается определенной предметной областью.

    Критическое мышление — ясное, разумное, рефлексивное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать. Это означает задавать наводящие вопросы, например: «Откуда мы знаем?» или «Это верно во всех случаях или только в данном случае?» Это предполагает скептицизм и оспаривание предположений, а не простое запоминание фактов или слепое принятие того, что вы слышите или читаете.

    Представьте, например, что вы читаете учебник истории. Вы задаетесь вопросом, кто это написал и почему, потому что вы обнаруживаете определенные предположения в написанном. Вы обнаружите, что автор имеет ограниченный объем исследований, сосредоточенных только на определенной группе населения. В этом случае ваше критическое мышление показывает, что есть «другие стороны истории».

    Кто такие критически мыслящие люди и какие у них общие характеристики? Критически мыслящие люди обычно любопытны и вдумчивы. Им нравится исследовать и исследовать новые области и искать знания, разъяснения и новые решения. Они задают уместные вопросы, оценивают утверждения и аргументы и различают факты и мнения. Они также готовы исследовать свои собственные убеждения, обладая манерой смирения, которая позволяет им признавать недостаток знаний или понимания, когда это необходимо. Они открыты для изменения своего мнения. Возможно, больше всего им нравится активно учиться, а поиск новых знаний — это занятие на всю жизнь.

    Это вполне может быть ты!

    Независимо от того, где вы находитесь на пути к критическому мышлению, вы всегда можете более полно развить свои навыки. Это поможет вам выработать более взвешенные аргументы, четко выражать свои мысли, критически читать и эффективно усваивать важную информацию. Навыки критического мышления помогут вам в любой профессии и любых жизненных обстоятельствах, от науки до искусства, бизнеса и преподавания.

    Критическое мышление ИС Критическое мышление НЕ
    Скептицизм Запоминание
    Проверка предположений Групповое мышление
    Оспаривание рассуждений Слепое признание власти
    Выявление предубеждений

    Критическое мышление в действии

    В следующем видеоролике Лоуренса Блэнда представлены основные концепции и преимущества критического мышления.


    Критическое мышление и логика

    Критическое мышление представляет собой процесс анализа информации и данных. Вы можете подвергнуть сомнению информацию, прочитанную в учебнике, или вы можете подвергнуть сомнению то, что говорит политик, профессор или одноклассник. Вы также можете подвергнуть сомнению распространенное убеждение или новую идею. При критическом мышлении все и вся подвергается сомнению и проверке.

    Связь логики с критическим мышлением

    Слово логика происходит от древнегреческого logike , относящегося к науке или искусству рассуждения. Используя логику, человек оценивает аргументы и стремится различать хорошие и плохие рассуждения или истину и ложь. Используя логику, вы можете оценивать идеи или заявления людей, принимать правильные решения и формировать здравые представления о мире. [1]

    Вопросы логики критического мышления

    Давайте рассмотрим простой пример применения логики к ситуации критического мышления. В этом гипотетическом сценарии мужчина имеет докторскую степень в области политических наук и работает профессором в местном колледже. Его жена тоже работает в колледже. У них трое маленьких детей учатся в местной школьной системе, и их семья хорошо известна в обществе.

    Этот человек баллотируется на политические посты. Достаточно ли его полномочий и опыта для поступления на государственную должность? Будет ли он эффективен на политическом посту? Некоторые избиратели могут подумать, что его личная жизнь и нынешняя работа, на первый взгляд, предполагают, что он преуспеет в этой должности, и они проголосуют за него.

    По правде говоря, описанные характеристики не гарантируют, что человек будет хорошо выполнять свою работу. Информация несколько неактуальна. Что еще вы хотели бы знать? Как насчет того, занимал ли этот человек политический пост и хорошо ли он работал? В этом случае мы хотим спросить: сколько информации достаточно для принятия решения на основе логики, а не предположений?

    Следующие вопросы, представленные на Рисунке 1 ниже, – это вопросы, которые вы можете применить для формулирования логической, аргументированной точки зрения в приведенном выше сценарии или любой другой ситуации:

    1. Что происходит? Соберите основную информацию и начните придумывать вопросы.
    2. Почему это важно? Спросите себя, почему это важно и согласны ли вы с этим.
    3. Чего я не вижу? Что-то важное пропало?
    4. Откуда мне знать? Спросите себя, откуда взялась информация и как она была составлена.
    5. Кто это говорит? Каково положение говорящего и что на него влияет?
    6. Что еще? Что, если? Какие еще идеи существуют и есть ли другие возможности?

    Рисунок 1


    Решение проблем с помощью критического мышления

    Для большинства людей обычный день наполнен критическим мышлением и решением задач. На самом деле критическое мышление и решение проблем идут рука об руку. Оба они относятся к использованию знаний, фактов и данных для эффективного решения проблем. Но при решении проблем вы конкретно идентифицируете, выбираете и защищаете свое решение. Ниже приведены некоторые примеры использования критического мышления для решения проблем:

    • Ваш сосед по комнате был расстроен и сказал вам несколько недобрых слов, что испортило ваши отношения. Вы пытаетесь увидеть гневное поведение, чтобы определить, как вы можете лучше всего поддержать своего соседа по комнате и помочь вернуть ваши отношения в комфортное состояние.
    • Ваш студенческий клуб чахнет из-за нехватки участников и средств. Новый президент клуба, тем не менее, занимается маркетингом и определил некоторые стратегии, чтобы заинтересовать студентов присоединиться к клубу и поддержать его. Предстоит реализация.
    • Ваш последний проект художественного класса ставит перед вами задачу по-новому осмыслить форму. В последний день занятий, когда учащиеся представляют свои проекты, вы описываете методы, которые использовали для выполнения задания. Вы объясняете, почему и как вы выбрали этот подход.
    • Ваш учитель математики видит, что класс не совсем понимает концепцию. Она использует умные вопросы, чтобы рассеять беспокойство и направить вас к новому пониманию концепции.
    • У вас назначено собеседование на должность, на которую, по вашему мнению, вы подходите лишь частично, хотя вы действительно хотите получить эту работу и воодушевлены перспективами. Вы анализируете, как вы объясните свои навыки и опыт, чтобы показать, что вы хорошо подходите потенциальному работодателю.
    • Вы хорошо учитесь в колледже, и большая часть ваших расходов на обучение и проживание покрывается. Но есть некоторый разрыв между тем, что вы хотите, и тем, что вы чувствуете, что можете себе позволить. Вы анализируете свои доходы, сбережения и бюджет, чтобы лучше рассчитать, что вам нужно, чтобы остаться в колледже и поддерживать желаемый уровень расходов.

    Контрольный список действий по решению проблем

    Решение проблем может быть эффективным и полезным процессом, особенно если вы организованы и помните о важных шагах и стратегиях. Не забывайте также принимать на себя качества хорошего критического мыслителя. Если вы любознательны, вдумчивы, ищете знания, открыты к изменениям, любознательны, организованны и этичны, ваша задача или проблема не будет проблемой, и вы сможете найти разумные решения.

    СТРАТЕГИИ КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЕЙСТВИЙ [2]
    1 Определите проблему
    • Определение проблемы
    • Предоставьте как можно больше дополнительных сведений
    • Приведите примеры
    • Логически организуйте информацию
    2 Определить доступные решения
    • Используйте логику для определения наиболее важных целей
    • Определить последствия и последствия
    • Выявление фактов
    • Сравните и сопоставьте возможные решения
    3 Выберите свое решение
    • Использование собранных фактов и соответствующих доказательств
    • Поддержка и защита решений считаются действительными
    • Защитите свое решение

    Оценка информации с помощью критического мышления

    Оценка информации может быть одной из самых сложных задач, с которыми вам придется столкнуться в колледже. Но если вы будете использовать следующие четыре стратегии, вы будете на пути к успеху:

    1. Прочтите для понимания, используя текстовое кодирование
    2. Проверить аргументы
    3. Прояснить мышление
    4. Развивайте «привычки ума»

    1. Чтение для понимания с использованием кодирования текста

    Когда вы читаете и делаете заметки, используйте стратегию кодирования текста. Кодирование текста – это способ отслеживания ваших мыслей во время чтения. Это влечет за собой пометку текста и запись того, что вы думаете, либо на полях, либо, возможно, на стикерах Post-it. Когда вы устанавливаете связи и задаете вопросы в ответ на прочитанное, вы контролируете свое понимание и улучшаете свое долгосрочное понимание материала.

    С помощью текстового кодирования отметьте важные аргументы и ключевые факты. Укажите, где вы согласны и не согласны или у вас есть дополнительные вопросы. Вам не обязательно читать каждое слово, но убедитесь, что вы понимаете концепции или намерения, стоящие за написанным. Не стесняйтесь развивать свой собственный стиль стенографии при чтении или записи. Ниже приведены несколько вариантов, которые можно использовать при кодировании текста.

    Стенография Значение
    ! Важно
    Л Узнал что-то новое
    ! Появилась большая идея
    * Интересный или важный факт
    ? Копать глубже
    Согласен
    Не согласен

    См. дополнительные текстовые коды от PBWorks и Collaborative for Teaching and Learning.

    2. Изучите аргументы

    Когда вы изучаете аргументы или заявления автора, оратора или другого источника, ваша цель состоит в том, чтобы выявить и изучить неопровержимые факты. Для этой цели можно использовать стратегию спектра полномочий. Стратегия спектра авторитета помогает вам идентифицировать «горячую» сторону спора — чувства, убеждения, культурные и социальные влияния — и «холодную» сторону спора — научные влияния. Следующее видео объясняет эту стратегию.

    3. Прояснение мышления

    Когда вы используете критическое мышление для оценки информации, вам необходимо прояснить свое мышление для себя и, возможно, для других. Чтобы сделать это хорошо, в основном нужно задавать наводящие вопросы и отвечать на них, например, на логические вопросы, которые обсуждались ранее. Составьте свои вопросы в соответствии со своими потребностями, но не забудьте охватить достаточную основу. Какова цель? На какой вопрос мы пытаемся ответить? Какая точка зрения высказывается? Какие предположения делаем мы или другие? Какие факты и данные нам известны и откуда мы их знаем? С какими концепциями мы работаем? Каковы выводы и имеют ли они смысл? Каковы последствия?

    4.

    Композиционное мышление: Композиционное мышление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх