Композиционные элементы: 2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции

2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции

Как отмечалось ранее, вычленение конструктивных элементов – самый

важный момент сценарного творчества. Сегодня весьма распространены недооценка и недопонимание первостепенного значения композиции при написании драматургического произведения. Многие авторы всерьез убеждены, что пренебрежение композицией – признак свободы их творчества. Однако прислушается к мнению авторитетов. Так известный теоретик драмы В.Е.Хализев отмечает, что драма, предназначенная для непосредственно-чувственного и, главное, единовременного восприятия, обладает несравненно большей сюжетно-композиционной строгостью, нежели эпические жанры. Ему вторит и А.Митта, настаивая на том, что “каждая драма имеет жестко структурированный скелет-структуру и этот факт – большое разочарование для любителей свободного полета поэтических фантазий”.

Теоретик и архитектор Леон Батист Альбертив в трактате «Десять книг о зодчестве» понимал композицию как «живой организм», к которой «нельзя ничего прибавить, ни убавить и в которой ничего нельзя изменить, не сделав хуже».

В сценарии культурно-досуговой программы композиция понимается как соединение, монтаж внешне порой разнородных, но имеющих глубокие внутренние связи элементов, а успешное решение композиционных задач – важнейшее условие для раскрытия авторского идейно-тематического замысла. Композиционное построение отличает наличие частей, связанных друг с другом системой отношений, которые и придают ей целостность.

Говоря о композиционной целостности К.С.Станиславский замечал, что само искусство зарождается с того момента, когда создается непрерывная тянущаяся линия звука, голоса, рисунка, движения. Пока же существуют отдельные звуки, вскрики, нотки… искусства нет». Цельность и стройность сценария – это гармоничное сочетание эпизодов и номеров внутри эпизода в единую композицию. Мысль, заложенная в первом эпизоде должна проходить через основное действие, обогащаясь и раскрываясь в финале. Такое единство и действенная взаимосвязь всего сценария, а не его отдельных частей и создают художественную образность.

К основным элементам композиции относятся экспозиция, завязка, основное действия, кульминация и финал. Каждый названный элемент имеет свое определенное функциональное назначение. Рассмотрим последовательно каждый из композиционных элементов.

Экспозиция (от лат. exposition – изложение) представляет собой ввод в культурно-досуговую программу, краткая «преамбула», вступление к ней, которое разворачивается до начала непосредственно сценического действия: при входе в культурно-досуговое учреждение, в его фойе (театрализованное действие, выставки и т.п.). Она лаконична, кратковременна, в ней отражается лишь общий характер темы будущей культурно-досуговой программы.

Экспозицией праздника может выступать театрализованное шествие, торжественные ритуалы, игровые программы и т.п. Задача экспозиции – погружение зрителей в тему и атмосферу предстоящей программы, подготовка к ее восприятию. Другими словами во время экспозиции происходит превращение человека, пришедшего на программу, в зрителя, в участника ее коллективного восприятия.

Экспозиция готовит следующий композиционный элемент, а именно завязку.

Завязка – первый эпизод в драматургической конструкции культурно-досуговой программы. Это опорный структурный элемент композиционного построения сценария, в котором происходит «тематизация» драматургического действия, чаще всего через ассоциативно-художественное воздействие. Его функциональная ценность заключается в том, что в его основе лежит так называемое «исходное событие «, которое определяет начало драматургического конфликта и находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария. Именно исходное событие привлекает внимание зрительской аудитории и побуждает ее следить за дальнейшим сюжетным ходом.

В структуре сюжета завязка является определяющим началом развития основного действия, и таким образом, завязка, ее содержание, оказывает влияние на последующий событийный ряд в сюжетно-композиционном построении сценария.

Наряду драматургическими, эстетическими задачами завязка выполняет не менее важную психологическую функцию, а именно привлекает, организовывает внимание зрителей, настраивает на восприятие содержания программы. Завязка должна быть конкурентноспособна с жизненной ситуацией, с другой информацией, воздействующей на зрителя в повседневной жизни.

Неслучайно известный режиссер-постановщик театрализованных представлений И.М.Туманов, рассуждая о правильной архитектонической жизни концерта, говорил студентам ГИТИСа: «Многие делают концерты так. Начинают со слабых номеров, кончают сильными номерами, считая, что это дает то самое крещендо, ту нарастающую линию, которая держит зрителя. Я в этом не убежден. Я часто начинал свои концерты с самых сильных номеров. Сразу «затягивал» внимание зала, будоражил фантазию зрителя».

Завязка не только определяет определяет дальнейший ход единого драматургического действия в раскрытии сюжетного хода и идейно-тематического замысла, но и является существенным моментом оригинального драматургического решения сценария культурно-досуговой программы. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Следующий элемент в драматургической конструкции сценария культурно-досуговых программ – основное действие.

Основное действие – это главные эпизоды культурно-досуговой программы. Здесь информационно-логический материал получает свое образное выражение. При работе над этим композиционным элементом сценаристу следует помнить о:

  • Внутренней логике раскрытия идейно-тематического замысла, которая обеспечивается действенным построением от эпизода к эпизоду в их взаимосвязи и взаимодействии.

  • Продуманной конфликтности, контрастности в ее разнообразных выражениях.

  • Композиционной целостности каждого эпизода.

  • Монтажном соединении конструктивных элементов основного действия.

  • Нарастании темпоритма программы.

  • Интеграции кульминационных моментов каждого эпизода в разрешительный момент всей программы.

Сюжетный ход, проходя красной нитью через все эпизоды, связывая их в единое драматургическое действие, является главнейшим композиционным приемом, способствующим созданию целостности культурно-досуговой программы.

Композиционное построение непосредственно основного действия требует от сценариста большого мастерства, чтобы избежать потери течения сюжета и логики раскрытия идейно-тематического замысла. В основном действии может быть несколько сильных в эмоционально-смысловом значении номеров и даже эпизодов. Но они по смыслу и эмоциональному накалу не должны быть сильнее кульминации.

Кульминация (от лат. culmen – вершина) – наивысшая эмоциональная и интеллектуальная точка развивающегося драматургического действия, то, что еще Аристотель называл пределом, в котором начинается поворот от счастья к несчастью и наоборот.

Если исходное событие в завязке и событийный ряд в основном развитии действия логично взаимосвязаны между собой, то кульминация вытекает естественно и становится смысловым и эмоциональным центром всей культурно-досуговой программы.

Также как и в драме, в культурно-досуговой программе драматургическое действие разворачивается на наших глазах, даже если оно повествует о прошедших событиях.

Такая «сиюминутность» действия заставляет зрителя активно включиться в него. Поэтому в основе кульминации – не только разрешение драматургического конфликта, но и возникновение момента соучастия со зрителями.

Финал (от лат. finis – конец) – эмоционально-смысловое завершение сценического действия культурно-досуговой программы, итоговое авторское высказывание. Финал должен заставить зрителя как бы «оглянуться» на весь ход драматургического действия. Его особая смысловая нагрузка заключается в том, что он подает идею в концентрированном виде и тем самым создает момент для максимального проявления активности всех участников программы.

Перечисленные драматургические элементы сценария культурно-досуговой программы объединяются в целостную конструкцию посредством следующих законов.

вопрос 5 / Содержание блога / Статьи о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ на Ege-Merlin.ru

Итак, в нашем варианте ЕГЭ по литературе задание 5 посвящено композиции произведения.

Пример.

5. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, «тулуп», « сапоги», «платье»)?
Ответ:___________________________

Подробный разбор задания 5 вы можете посмотреть на видео.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

В современном литературоведении термин «КОМПОЗИЦИЯ» произведения понимается по-разному. Не будем вдаваться в подробности каждого мнения литературоведческих школ, а только обозначим, что мы понимаем композицию в двух вариантах.

Первый вариант — широкое понимание композиции

Композиция – это общее построение художественного произведения – смысловые части, авторские деление на части и тому подобное.

Исходя из этого понимания композиции, мы можем обозначить в «Капитанской дочке» следующие композиционные части:

1. Деление на композиционные части по географическому принципу:

2. Деление на композиционные части по принципу взросления главного героя:

3. Авторское деление на части:

Как видно из приведенных примеров деления на композиционные части, широкое понимание термина КОМПОЗИЦИИ для точной работы с художественным текстом просто не годится. Каждый прочитавший в зависимости от понимания прочитанного составит свою, ни на что не похожую, композицию. Из этого можно сделать вывод, что широкое понимание термина КОМПОЗИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ отличается субъективизмом, т.е. неточностью.

Второй вариант – узкое понимание композиции

Композиция – это расположение структурных элементов произведения, которые, служа авторскому замыслу, создают цельные художественные образы.

Какие основные структурные элементы произведения стоит выделить при анализе композиции произведения?

Название произведения – это элемент композиции, который служит основным ориентиром и смысловым акцентом произведения. В нашем случае название – «Капитанская дочка». А.С. Пушкин специально вынес в название вымышленного персонажа – капитанскую дочку Марью Ивановну Миронову.

Этот элемент композиции настраивает читателя на восприятия художественного замысла писателя. Это произведение не исторический труд, художественная реконструкция исторических событий.

Названия глав – это также структурный элемент композиции. С помощью этих названий писатель даёт читателю чувство предвкушения следующих событий. Например: название главы «Сержант гвардии» настраивает мысль читателя на кардинальные изменения в жизни главного героя.

Эпиграфы – это одновременно структурный элемент сюжета и композиции произведения. Эпиграф в сжатом виде даёт основной смысл произведения или его части. Особенностью композиции «Капитанской дочки» является обилие эпиграфов (эпиграф ко всему произведению и к каждой главе в отдельности).

Повествование – это цепочка событий, которые являются основой развития действия всего произведения. В «Капитанской дочке» повествование последовательно, без временных перестановок.

Описание – это вид речи художественного произведения, который отличается статичностью, обилием деталей, портретов, пейзажей и пр. Описание замедляет пространственно-временной континуум произведения, даёт возможность читателю осмыслить уже прочитанное.

Деталь –это важный для создания целостного художественного образа предмет (явление, подробность, вещь). В «Капитанской дочке» обилие деталей. с одной стороны, воссоздает быт того времени, например «кастрюлька с вареньем», «тулуп», «банные принадлежности»; с другой стороны, создают неповторимые художественные образы «красные сапоги», «белое утреннее платье» и пр.

Портрет – это совокупность деталей, которые создают внешность художественного образа, например: портрет Пугачева, портрет Гринева и пр.

Пейзаж – это совокупность деталей, которые создают образ природы. Особенность природных деталей может добавить характер пейзажу, например: враждебный пейзаж (метель, буран) во время езды Петра Гринева из дома в Оренбург. Обычно характер пейзажа предвосхищает последующие события.

Интерьер – это совокупность деталей внутреннего убранства помещения, например: интерьер избы, в которую их привел вожатый.

Экстерьер – это совокупность деталей внешнего состояния строения, здания, дома, например: экстерьер Белогорской крепости.

Рассуждение – это тип речи, который характеризуется отступлением от повествования. В рассуждении выясняются причинно-следственные связи описываемых в произведении событий. Например: рассуждения отца Гринева о судьбе своего сына.

Внутренний монолог – это рассуждения героя, которые не должны услышать другие герои произведения. Внутренний монолог, с точки зрения читателя, характеризует его психологическое состояние, например: внутренний монолог Петра Гринева на допросе.

Монолог – это рассуждения героя произведения. Монолог не рассчитан на ответ тех, к кому монолог обращен, например: монолог Марии Ивановны.

Диалог – это рассуждение двоих героев, которое осуществляется путем обмена репликами, например: диалог Петра Гринева и Пугачева по пути в Белогорскую крепость.

Полилог – это рассуждение нескольких (более двух) героев произведения, которое так же, как и диалог, осуществляется с помощью обмена репликами, например: полилог на военном совете Пугачева, на котором присутствовал Гринев.

Письмо – это разновидность монолога, которое дано в виде записи, т.е. письма, например: письмо отца Гринева Савельичу.

Также в качестве композиционных частей можно считать фольклорные элементы: песни, сказки, легенды, пословицы, загадки и пр. Например: песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка…» или калмыцкая сказка, которую рассказал Пугачев Гриневу.

Всем перечисленным композиционные элементы не исчерпываются. В каждом отдельном произведении наличие композиционных частей будет своим собственным, в этом и будет проявляться особенность композиции.

8 элементов композиции в искусстве

8 января 2021 г. Блог

Элементы композиции в искусстве: Композиция — это расположение или размещение визуальных элементов в произведении искусства. Вы можете рассматривать это точно так же, как «макет» произведения (термин, который вы часто слышите в графическом дизайне).

1. Баланс

  фокусируется на симметрии или асимметрии произведения искусства. Например, симметричная картина будет казаться спокойной и уравновешенной, а асимметричная картина будет казаться хаотичной и несбалансированной.

2.Движение

Существует множество способов передать ощущение движения на картине, например расположение объектов, положение фигур, течение реки. Вы можете использовать направляющие линии (термин фотографии, применимый к живописи), чтобы направить взгляд зрителя внутрь картины и вокруг нее. Направляющие линии могут быть фактическими линиями, такими как линии забора или железной дороги, или они могут быть подразумеваемыми линиями, такими как ряд деревьев или изгиб камней или кругов.

3.Единство

Единство, или разнообразие, определяет, насколько разнообразным или монотонным выглядит то или иное произведение искусства. Другими словами, подходят ли объекты вашей картины или рисунка друг к другу? Или что-то кажется неуместным?

4. Ритм

Он основан на движении, поскольку использует ощущение движения для создания организованного повторения художественных элементов. Его часто путают с паттерном, но хотя паттерны постоянны (одна и та же форма снова и снова), ритм включает в себя разнообразие (разные формы повторяются в одинаковом порядке). Вы можете думать об этом как о ритме в музыке, где есть последовательный, основной ритм, но с различными нотами.

5. Фокус

Вероятно, наиболее распространенный способ, которым коллекционеры создают фокус, — это концентрация на коллекционировании определенного типа работ. Некоторых привлекает пейзаж, другие предпочитают абстрактные или фигуративные картины. Точно так же художники часто тяготеют к определенному предмету.

Моя собственная работа всегда была сосредоточена на повествовании, независимо от жанра. Самые ранние натюрморты включали в себя дорогие мне предметы, которые рассказывали историю. Фигуративные картины «Призрачные тетушки» также пытались передать ощущение повествования о семейной истории и связях. Моя текущая абстрактная работа также основана на рассказах о моем сельском воспитании и связи с фермой, на которой я вырос. Поскольку я знаю, что меня больше всего интересует, я могу углубляться в сюжетные линии и глубоко исследовать разные истории.

6. Узор

Узор — это рисунок, в котором повторяются линии, фигуры, формы или цвета. Повторяющаяся часть называется мотивом. Узоры могут быть регулярными или нерегулярными. Арт, живопись и дизайн. Элементы искусства.

7.Propotion

Как вещи подходят друг другу и соотносятся друг с другом с точки зрения размера и масштаба; большой или маленький, близкий или далекий.

8.Контраст

Как один из основных принципов искусства, контраст в искусстве многими считается золотым правилом творчества. Контраст в искусстве, определяемый как сопоставление различий, используемый для усиления свойств внутри произведения, тесно связан с разнообразием. Изучая расположение различных частей, таких как светлые и темные, противоположные оттенки цветового круга, текстуры и размера, контраст используется для создания ритма или для усиления фокуса произведения искусства.

6 Важные композиционные элементы, которые следует учитывать при съемке пейзажей

Автор сообщения: Джереми Флинт

С фотографированием пейзажей связано много удовольствий; от пребывания на свежем воздухе до вдыхания свежего воздуха и созерцания привлекательных видов, запечатлевая красоту природы вокруг вас.

Делать хорошие фотографии пейзажей сложнее, чем вы думаете. Люди часто говорят мне, когда они возвращаются домой после съемки пейзажей, что часто бывают разочарованы своими результатами. Частично это может быть связано с предметом, погодой, фотографом или, скорее всего, с композицией. Чтобы помочь вам улучшить вашу композицию, вот 6 основных элементов, которые стоит учитывать, когда вы в следующий раз отправитесь с камерой на съемку пейзажей.

1. Диагональные линии

Во-первых, стоит рассмотреть термин «состав». Композиция относится к «природе ингредиентов или составляющих чего-либо», таких как формирование и содержание, из которых состоит образ. Когда дело доходит до фотографии, существует множество теорий и факторов, определяющих, что делает хорошую композицию. Одним из основных компонентов, заслуживающих внимания, являются диагональные линии.

© Джереми Флинт

Диагональные линии могут быть полезным инструментом для ваших изображений. Тщательно продумайте, как вы можете использовать диагональные линии в своих изображениях. Один из проверенных способов — провести взгляд зрителя сквозь кадр по диагонали. Они могут идти слева направо или справа налево. Они могут быть слегка горизонтальными или вертикальными, а могут быть отдельными или повторяться по всему изображению. Ведущие диагональные линии могут быть отличным способом естественно указать на интересную часть вашего ландшафта, например, ряды цветов, направляющиеся к дереву или зданию.

2. Геометрические фигуры

© Джереми Флинт

Когда дело доходит до форм и узоров, не существует жестких и четких правил относительно того, что хорошо сочетается друг с другом. Рассматривая пейзаж в целом, помните, какие геометрические фигуры вы хотите включить в кадр. Вы можете искать формы, которые дополняют друг друга или противоположны друг другу. Подумайте об их взаимосвязи и о том, как их можно использовать вместе, чтобы сбалансировать изображение.

3. Правило третей

© Джереми Флинт

Вы когда-нибудь создавали пейзажи, которые вам не нравились и вы задавались вопросом, почему это может быть? Ну, одна из причин может быть связана с правилом третей. Правило третей — важная техника, которую можно применять для улучшения композиции и гармонии ваших пейзажных изображений. По сути, это включает в себя деление вашего изображения на трети с помощью 2 горизонтальных и 2 вертикальных линий. Идея состоит в том, что затем вы размещаете важные элементы вашей сцены вдоль этих линий или в точке их пересечения.

На своих пейзажных снимках попробуйте поместить горизонт в нижнюю треть и верхнюю треть изображения и посмотрите, что делает композицию более приятной. Вы также можете включить интересный объект, например дерево, в месте пересечения линий. Это дает естественный фокус для сцены.

Сетка по правилу третей

4. Обрамление изображений

© Джереми Флинт

То, как вы кадрируете свои изображения природы, может иметь значение между хорошей и отличной фотографией. Создавая кадры, создавайте визуально эффектный образ, который взаимодействует со зрителем так, как вы задумали. Нависающие листья или ветки можно использовать в качестве естественной рамки для придания формы вашей картине. Это помогает выделить объект и замаскировать нежелательные элементы сцены.

5. Элементы переднего плана

Элементы переднего плана могут добавить больше динамики вашим пейзажным изображениям. Размещение объектов на переднем плане может дать ощущение удаляющейся дистанции. Например, камень, цветы или снег — это отдельные компоненты, которые можно использовать для создания масштаба. Найдите интересный объект для показа в нижней части кадра и посмотрите, как это изменит композицию ваших пейзажных изображений.

6. Нарушай правила

© Джереми Флинт

Не думайте, что вы должны придерживаться правил композиции, изложенных выше. Как и все правила, они не всегда дают лучший результат, и вы можете их нарушить. Иногда размещение горизонта по центру кадра может сделать фотографию более привлекательной. Кроме того, вы даже можете разместить свой главный объект в центре кадра. Не бойтесь пробовать разные композиции и экспериментировать, чтобы увидеть, какая из них выглядит лучше всего.

Заключение

Хотя вы можете нарушать правила, стоит хорошо изучить правила композиции, прежде чем пытаться их нарушать. Они были представлены в первую очередь для того, чтобы принести пользу вашим фотографиям, поэтому не забывайте использовать их с пользой. Диагональные линии, правило третей, детали переднего плана и кадрирование изображений — все это можно использовать для улучшения пейзажных фотографий.

Теперь вы можете применить эти советы на практике! Поделитесь изображениями, которые вы делаете, и любыми комментариями с нами ниже.

Узнайте больше в нашей категории «Советы и руководства»

Джереми Флинт

— британский фотограф-путешественник и пейзажист, известный своими документальными фотографиями красивых мест, культур и сообществ со всего мира. Недавно он получил награду Ассоциации фотографов за открытие в 2017 году и главный приз в конкурсах National Geographic Traveler и F11 Your Vision 2016 года. Его фотографии представлены на сайте 4Corners и опубликованы в журналах National Geographic Traveller, Outdoor Photography, Digital SLR Photography и национальных газетах.

Композиционные элементы: 2.4. Композиционные элементы сценария и законы композиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх