Композиция из прямоугольников: Композиция прямоугольника | Генеративное искусство, Правила искусства, Животное трафарет

Содержание

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

1. Презентация по изобразительному искусству на тему: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ
ИСКУССТВУ НА ТЕМУ:
«ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
В КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВАХ.
ГАРМОНИЯ, КОНТРАСТ И
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
ПЛОСКОСТНОЙ КОМПОЗИЦИИ»
Выполнила: учитель искусства
МОБУ СОШ № 1 имени И.Д.Бувальцева
Краснодарский край г. Кореновск
Попович Галина Ивановна

2. элементы композиции

Оформление обложки книги
Пусть вас не смущает то
обстоятельство, что все
упражнения делаются при
помощи прямоугольников.
Во-первых, они достаточно
выразительны и, не
отвлекая многообразием
форм, позволяют легче
усвоить композиционные
приемы. Во-вторых, они
прообраз будущих
компоновок текстовых масс
и иллюстраций.

3. Все прямоугольные элементы композиции следует вырезать из черной или белой бумаги (в зависимости от выбранного фона). Прежде

Все прямоугольные элементы композиции следует вырезать из черной или белой бумаги (в зависимости от
выбранного фона). Прежде чем окончательно приклеить, их нужно подвигать по листу в поисках лучшего варианта
компоновки, уменьшить или увеличить их размер, добиваясь сбалансированности композиции.

4. Создать конфликт между белым полем и черным пятном. Сюжет, если хотите — интрига, конструктивной композиции как раз и состоит

Создать конфликт между белым полем и черным пятном. Сюжет, если хотите —
интрига, конструктивной композиции как раз и состоит в противопоставлении,
контрасте, соотношении масс (в данном случае — прямоугольников).

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполним упражнения на
исследование принципов
равновесия и движения в
плоскостной композиции.
Элементами композиции выберем
прямоугольники. Согнем лист А4
пополам и еще раз пополам —
получим четыре прямоугольника
для четырех упражнений. Эти
упражнения можно выполнить и на
компьютере.
Упражнение 1. Баланс масс.
Рассмотрим белый прямоугольник,
оценим белое пространство и
подберем к нему черный
прямоугольник такого размера,
чтобы черный и белый цвета были
уравновешены, сбалансированы

6. Упражнение 2.

Динамика масс. Усложним
задание и поместим
черный прямоугольник под
углом к белой плоскости.
Что интереснее?
Выразительнее? Черный
прямоугольник благодаря
своему расположению
рождает ощущение
«движения». Вводя в
композицию
дополнительные элементы,
можно усилить ощущение
движения, а можно,
наоборот, «остановить» его

7. Симметрия

Равновесие композиции часто
связывают с симметричностью.
Симметрия с древних времен
считалась одним из условий
красоты. Древние греки полагали,
что Вселенная симметрична просто
потому, что симметрия прекрасна.
Идея симметрии часто являлась
отправным пунктом в гипотезах и
теориях ученых прошлых веков,
веривших в математическую
гармонию мироздания. Понятие
симметрии не ограничивается
симметрией объектов. Оно
распространяется также на
физические явления и
управляющие ими физические
законы. Именно симметрия
позволяет нам охватить самые
разнообразные тела с единых
позиций. «Симметрия» в переводе
с греческого означает
«соразмерность»

8. Асимметрия

Способ гармонии, при котором
изображение слева подобно правому,
верх аналогичен низу по диагонали,
горизонтали, вертикали или по другой
ломаной оси, называется симметрией, а
сама композиция симметричной.
Симметрия достигает гармонии путем
исчезновения изобразительного
14 лет конфликта, а сама композиция
превращается в орнамент. В результате
возникает однообразие и
монотонность. Вспомним у Пушкина в
«Пиковой даме»: «В печальной
симметрии стояла мебель у старухи».
Асимметрия позволяет добиться
динамичности, напряженности
композиции, не теряя гармонии целого.
При использовании асимметрии
композиция становится выразительнее,
интереснее. При асимметрии ось или
плоскость симметрии отсутствуют
(столик Гауди)

9. Если симметричная равновесная форма воспринимается легко и сразу, то асимметричная динамичная читается постепенно.

Сбалансированной, равновесной композиции В. Лебедева можно противопоставить
динамичную, асимметричную композицию Д. Штеренберга

10. Питер Корнелис Мондриан — художник-абстракционист,

Питер Корнелис Мондриан — художникабстракционист,
Поискам равновесия и баланса посвятил жизнь создавший и
возглавивший группу «Стиль», которая оставила яркий след в
истории современного искусства. В своих произведениях он
«уничтожил» динамику. Его композиции совершенно
равновесны и безукоризненно сбалансированы. Помимо этого
Мондриан был также основоположником «неопластицизма»
— строгого абстрактного направления, основанного на
использовании в качестве основного композиционного мотива
решетки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных
линий. В течение тpидцати лет своей жизни
он священнодействовал над холстами, pазгpафлял
их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся
геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками,
то (позднее) облегченными и пpозpачными оттенками белого,
сеpого, бежевого или голубоватого

11. Упражнение 3. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем

симметричную композицию.
Среди композиционных закономерностей следует
выделить группу средств, объединенную понятием
ритм. Само слово «ритм» в переводе с
древнегреческого означает «такт» или
«соразмерность». Мы живем в мире меняющихся
ритмов. Приложите руку к груди, послушайте ритм
сердца — равномерный и спокойный. Прислушайтесь к
ритмам города — звуку машин, шагов, порывам ветра,
стуку капель дождя. Ритм можно воспринимать не
только на слух, но и зрительно. Понаблюдайте за
чередованием света и теней во время движения.
Однако ритм свойственен не только движению, но и
статическому предмету. Посмотрите на ряды парт в
классе, на чередование оконных проемов в коридорах
школы. Ритм благодаря повторам элементов создает
впечатление условного движения.
Чередование изобразительных элементов и свободных
пространств, их частота, сгущенность и разреженность
называются ритмом. Ритм может быть спокойным и
беспокойным, устремленным в одну сторону или
сходящимся к центру, направленным как по
горизонтали, так и по вертикали. Чередовать можно
элементы, объемы, цветовые пятна, какие-то детали и
др.

13. Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Контраст — это резко выраженная

противоположность:
длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. Контраст составляет
одно из основных средств композиции.
Существуют контрасты величин, объема и
плоскости, света и тени (тональные
контрасты), теплых и холодных цветов,
разных фактур и др. Контрастные
сопоставления способствуют обострению
восприятия целого. Контраст усиливает,
подчеркивает различие свойств формы,
делает их единство более напряженным,
впечатляющим. Очень сильный контраст
может зрительно разрушить
композиционный строй, поэтому степень
применяемого контраста ограничивается
требованием сохранения цельности
впечатления.
В форме, пропорциях, цвете контраст
подчеркивает явно выраженную
противоположность, а нюанс несет в себе
едва заметный переход, оттенок. Нюанс,
как и контраст, — способ проявления
выразительности в композиции. С
выразительностью в композиции тесно
связана гармоничность, основной задачей
которой является создание впечатления
уравновешенности, изящества и точности
произведения (Эль Лисицкий. плакат
«Красным клином бей белых». 1920)

14. Упражнение 4. Ритм. Выполним ритмическую композицию, используя линии и прямоугольники , круги и точки.

Можно
выполнить
задание,
вырезая
ритмически
чередующи
еся линии .
Все
элементы
композиции
желательно
вырезать не
ножницами,
а макетным
ножом.

15. Статичная фронтальная композиция

Статичная фронтальная
композиция или более
динамичная глубинная
композиция должна строиться
на разности величин
прямоугольников. Доминанта —
центр внимания в композиции
(рис. 2). Доминанта — это не
всегда самый крупный элемент
композиции, это может быть
самая мелкая обособленная
форма, создающая пластический
конфликт.
Как достигается баланс масс,
можно в композиции
«наезжать» прямоугольниками
друг на друга. Фигура в границах
«наезда» должна быть белой,
если прямоугольники черные,
и наоборот
Обратите внимание на такой
банальный момент работы, как
подпись. Позаботьтесь, чтобы
подпись была поставлена
с оборотной стороны листа и
карандашом. В дальнейшем, после
знакомства со шрифтом, можно
сочинить свое клеймо, свой знак,
которым каждый будет помечать
свои работы, в том числе и макеты.

Композиция. Часть 1. Или привет от Пифагора.

Очень хочу поделиться со всеми (и с собой будущей) полученными знаниями по композиции.

Вопрос этот для меня жутко актуальный. И был таковым сразу (я жеж хотела поступать в СПбГАИЖСА им. Репина; почему передумала, напишу когда-нибудь позже).

На все мои вопросы по композиции мне отвечали так:
— Копируй великих и да будет тебе счастье!
— Не разводи болтологию!

В общем, вгоняли меня в уныние. Как так, педагог, а ответить на мои вопросы не может. И ладно бы, если бы просто из училища какого (не в обиду), а из самого СПбГАИЖСА им. Репина. Мне показалось, что они просто жмотятся до знаний. Ну да ладно, Бог с ними.

А мне-то надо было что-то делать. Я была уверена, что есть эти знания где-то в доступной форме. А не только копирование. Поймите меня правильно. Копирование — это замечательный, увлекательный диалог с художником, чью работу ты копируешь. Но я не настолько доверяю своим аналитическим способностям, чтобы даже через 1000 скопированных работ сказать себе: «Я теперь знаю, как надо. Осталось оттачивать навык.»

Я не ошиблась. Книг оказалось действительно очень много. Но, конечно, все на английском языке. (Если кто подскажет на русском — буду крайне благодарна.)

Начну я по порядку. А вернее с самого простого.
«Арматура прямоугольника». Это прямой перевод термина «the armature of the rectangle». Именно так называет Juliette Aristides в книге «Classical Painting Atelier» то, о чем я вам кратко перескажу.
Арматуры — это линии, по которым «путешествие» взгляда зрителя происходит естественным образом, и она определяется в первую очередь пропорциями холста. В узлах пересечений арматур, как правило, располагают то объекты, к которым хотят привлечь внимание.

Начнем с того, что у вас есть 4 опорные линии — это границы вашего холста. И к выбору размера и пропорций холста надо относиться со всей ответственностью (мало ли вдруг кто-то еще не догадался).

А теперь пойдут картинки:
У нас есть холст, с которым мы будем работать.
1. Начинаем с диагоналей

2. Далее рисуем диагонали из срединной точки верхней горизонтали

3. Теперь рисуем еще две диагонали из верхних углов к срединным точкам боковых сторон прямоугольника

4. Теперь заканчиваем для симметрии

6. Рисуем ромб (извините за этот нечитаемый желтый цвет)

7. Начало магии;)

Тут мы вспомним Пифагора с его гармоническими пропорциями и музыкой.
Он как-то заметил, что если задеть пальцем вибрирующую струну, то в некоторых местах звук пропадает, а в некоторых приобретает иное звучание. И как раз при прикосновениях в местах этих делений струны звук получается гармоничным. В живописи примерно то же самое. Это узловые точки, в которых стоит размещать композиционный центр работы.

Я предлагаю вам самостоятельно проверить эти принципы не только на работах великих мастеров, но и на своих. Когда я первый раз попробовала, меня это захватило. В следующем посту я выложу примеры анализа картин великих художников. Это будут как раз примеры из этой замечательной книги.

Это первое.

Теперь еще немного «арматур».
1. Берем произвольный прямоугольник

2. Делим его стороны на трети и соединяем точки линиями в сетку

Видим очень знакомую картинку. В местах пересечений красных линий тоже здорово размещать центр композиции.

И теперь осталось еще немного геометрии — и на сегодня всё;)

«Корневые» прямоугольники. Что это такое? Это прямоугольник, длинная сторона которого равняется произведению короткой стороны на квадратный корень (например, корень 2, 3, 4 или 5).
Это тоже очень мощный инструмент композиции.
Для начала расскажу, как их строить. Заодно станет наглядно понятно, что такое «корневой» прямоугольник.
1. Рисуем квадрат

2. Рисуем диагональ этого квадрата

3. Длина этой диагонали и будет равняться длине второй стороны

Это и есть «корневой» прямоугольник от корня 2.

4. Если нам нужен прямоугольник от корня 3, то берем выше полученный прямоугольник корня 2 и проводим его диагональ, чья длина будет равняться длине большей стороны

И так можно продолжать до бесконечности.

Чем же так замечательны эти прямоугольники?
А вот чем:
— разделяющие арматуры формируют гармоничные направления
— вертикальные линии разделяют на меньшие, но пропорционально идентичные версии этого прямоугольника
— перпендикулярные друг другу диагонали могут быть использованы для деления картины на пропорциональные части

Посмотрим на примере:
1. Берем прямоугольник корня 3 и проводим диагональ

2. Из вершин опускаем перпендикуляры к диагонали

3. Достраиваем до симметрии

Что мы получили? 6 диагональных линий. Причем зеленые Х являются диагоналями меньших прямоугольников корня 3.
Таким образом мы довольно просто разделили прямоугольник на три идентичных прямоугольника.

4. Строим две другие диагонали

Здесь синие Х являются диагоналями меньших прямоугольников корня 2.

5. Не знаю, как описать, но на картинке станет понятно

Знакомая желтая сетка;)))
А также она делит этот прямоугольник на 9 прямоугольников корня 3.
Примеры на великих опять же в следующем посту. Пока поэкспериментируйте сами:)

В заключение хочу написать, зачем нужны такие сложности. Во-первых, сложным они кажутся только в самом начале (это радует, не правда ли?). Во-вторых, эти диагонали и перпендикуляры (арматуры) являются вспомогательными инструментами, которыми вы проверяете основные направления и акценты вашей работы. В Photoshop я сделала прямоугольники с такими арматурами. Я фотографирую свой эскиз композиции и проверяю на компьютере, все ли так, как я хотела или что-то стоит поправить.

Первая часть по теме «Композиция» закончена. Это необъятная и очень интересная тема.
Всем спасибо!
Надеюсь, эта часть верхушки айсберга будет для вас полезна.
До встречи в продолжении!;)

Tags: «как я…», композиция, потом и кровью добытое, уроки

Рабатмент в композиции — ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ

Рабатмент в композиции

В книге Кимберли Элам «Геометрия дизайна» она называет рабатмент «золотым сечением ленивого человека». Рабатмент — это метод дизайна, который состоит из перекрывающихся квадратов в горизонтальном или вертикальном прямоугольнике, независимо от размеров, а полученные горизонтальные и вертикальные линии дают художнику композиционную структуру для работы.

Все горизонтальные прямоугольники имеют левую и правую створку, а все вертикальные прямоугольники имеют верхнюю и нижнюю створки. Однако важно помнить, что рабатирование — это только один принцип проектирования в гораздо более крупной системе. Чтобы этот композиционный метод был успешным, необходимо использовать другие приемы дизайна. На изображении ниже корень 2 прямоугольника динамической симметрии демонстрирует решетку с левой (зеленой) и правой (оранжевой) сторон.​

Джордж Беллоуз, «Оба члена этого клуба», картина, демонстрирующая плетение, используемое в композиции

Картина Жана-Батиста Грёза выше с использованием рабатмента
и круглой композиции, чтобы надежно зафиксировать объект на месте.

Рекомендуемые видео

Рабатмент: шаг вперед

В книге «Секретная геометрия художника» Шарль Було более подробно описывает изощренное использование рабата. Он утверждает, что «Другой способ построения изображения, столь же естественно полученный из прямоугольника, — это «рабатирование» или вращение коротких сторон относительно длинных.

Когда они расположили прямоугольник горизонтально, художники были вынуждены из соображений баланса расположить квадрат справа и другой слева, и они, естественно, частично перекрывались, так что в этой очень простой схеме есть вписанные в кадре два квадрата, которые более или менее перекрываются в зависимости от того, является ли прямоугольник более или менее вытянутым. Эти квадраты, в свою очередь, дают почувствовать свои диагонали, и их пересечение создает в центре маленький квадрат, стоящий на одном из его углов, размер которого меняется пропорционально наложению двух больших квадратов.

Комбинации, получающиеся в результате этой процедуры, очень сильно различаются».0007

На представленной ниже картине «Смерть Марата» Жака-Луи Давида обратите внимание на то, как использование рабата запускает процесс проектирования. Если вы продолжите разбивать каждый квадрат, вы найдете больше делений и диагональных линий, которые попадают в общую композиционную схему. Для получения дополнительной информации я настоятельно рекомендую книгу Шарля Було «Секретная геометрия художника».​

Картина выше, «Барк Данте» Эжена Делакруа,
, демонстрирующая процесс плетения.

Картина выше, «Ладья Данте» Эжена Делакруа, демонстрирующая
вставку диагональных линий в решетчатые квадраты.

Картина выше, «Ладья Данте» Эжена Делакруа,
, демонстрирующая вставку расходящихся диагональных линий.

Видео выше демонстрирует процесс плетения

Две техники композиции для использования в ваших картинах

Есть две техники композиции, которые вы можете использовать, чтобы создавать великолепные картины. их ребаты прямоугольника и золотое сечение .

Композиция — это то, как вы размещаете различные элементы на картине, чтобы создать приятную и привлекательную композицию. Крайне важно, будет ли ваша картина сильной и интересной или слабой и беспорядочной. Когда композиция сделана хорошо, ее не так сильно замечаешь. В картине есть что-то интересное, что вас привлекает. Однако, когда это сделано плохо, картина выглядит не совсем правильно и кажется неуклюжей.

Поначалу создать хорошую композицию будет сложно, и вам придется потрудиться над ее созданием; однако с практикой это станет второй натурой. Вот два простых метода композиции, которые вы можете использовать, чтобы значительно улучшить свои картины маслом.

Рабатация Прямоугольника

Рабатация Прямоугольника

Один из способов создания лучших композиций называется Рабатированием Прямоугольника. Рабатмент — это способ разделить пространство прямоугольной формы на квадрат с четырьмя равными сторонами, равными короткой стороне прямоугольника. Другими словами, это идеальный квадрат, который находится внутри любого прямоугольника.

Для каждого ландшафтного (горизонтального) прямоугольника имеется либо правая, либо левая створка. И для каждого портретного (вертикального) прямоугольника есть верхний или нижний. См. схему.

Именно в эти квадраты вы должны поместить наиболее важные аспекты вашей композиции, тем самым создав центр интереса. Композиции гораздо интереснее рассматривать, если фокус не расположен прямо в центре вашего холста.

Когда вы используете эту простую технику для составления своих картин маслом, у вас больше шансов создать единую, гармоничную и сбалансированную композицию.

В следующей картине попробуйте заключить главный центр интереса внутрь квадрата рабата. Вы можете использовать верхний или нижний квадрат на вертикально ориентированном холсте или левый или правый квадрат на горизонтально ориентированном холсте. Элементы за пределами рабата должны дополнять центр интереса, расположенный внутри квадрата.

Золотое сечение

Золотое сечение — следующая техника композиции, которую мы обсудим, и она немного сложнее первой. Это математическое соотношение, встречающееся в природе, которое можно использовать в живописи для создания приятных, гармоничных пропорций. У него много названий, наиболее распространенными из которых являются 9.0047 Золотое сечение, Золотое сечение или Золотое сечение . Некоторые менее известные названия этого правила называются золотым числом, божественной пропорцией, золотой пропорцией, божественным сечением, золотым сечением, числом Фибоначчи и фи (произносится как «фи»).

Золотое сечение

Золотое сечение — это не просто определение; это фактическое соотношение 1:1,618. Простой способ продемонстрировать это соотношение — использовать прямоугольник шириной 1 и длиной 1,618. Внутри этого прямоугольника находится квадрат с соотношением 1:1 и еще один прямоугольник с соотношением 1:1,618. Если бы вы нарисовали еще один квадрат внутри меньшего прямоугольника, то снова получили бы квадрат с соотношением 1:1 и еще один прямоугольник с соотношением 1:1,618, точно так же, как исходный прямоугольник большего размера. Вы можете продолжить делить получившийся меньший прямоугольник, как и раньше, на бесконечность. Попробуйте.

Золотое сечение может создать красоту и баланс в макете и дизайне всех ваших картин. Обратите внимание на точку пересечения диагональных линий. Этот конкретный момент является ключевым при использовании этого соотношения для создания ваших картин. Вы хотите разместить свои ключевые элементы или фокус на этом пересечении. Как уже говорилось, золотое сечение бесконечно делимо. Это означает, что можно определить несколько пересечений, в которых могут быть размещены подэлементы сцены.

Великие композиции не создаются случайно. Они требуют много размышлений, планирования, терпения и визуального знакомства. Однако вам должно стать легче, если вы воспользуетесь этими приемами композиции.

Дополнительное чтение

Создание лучших композиций во всех ваших картинах

Принципы хорошего дизайна: введение

Есть вопрос?

Если у вас есть вопросы об этой картине, свяжитесь с нами, и мы будем рады ответить на любые ваши вопросы.

Композиция из прямоугольников: Композиция прямоугольника | Генеративное искусство, Правила искусства, Животное трафарет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх