Композиция в пейзаже. Основные правила грамотной картины
Чтобы работа художника состоялась, в ней всегда должны сочетаться многие факторы. Задумка и смысл работы, её сюжет. Колористическое решение. Все это в целом можно назвать одним словом – композицией. В этой статье мы поделимся секретам композиции, помогут сделать ваши творения более законченными и запоминающимися.
Давайте для начала разберемся, что же это такое — композиция? Под этим термином подразумевают расположение цветовых и тональных пятен в формате, органично связанных между собой, для передачи и усиления эмоциональной составляющей произведения.
Композиция в значительной степени зависит от интуиции и зрительной «насмотренности» художника. Она не подчиняется никаким твердым и обязательным правилам. Тем не менее, у меня все равно есть несколько советов для вас, которые помогут сделать ваши пейзажи более гармоничными. Я настоятельно рекомендую вам отточить каждый из этих советов в практике.
1. Правило третей.
Это правило художники открыли для себя уже очень давно, ещё в Эпоху Ренессанса. Оно заключается в том, чтобы разделить формат двумя горизонтальными и вертикальными линиями на 9 одинаковых частей. Секрет в том, что наиболее интересное расположение для центра композиции будет вовсе не в центральном квадрате, на пересечении линий. Также главные объекты можно располагать непосредственно на полученных линиях. Сравните два пейзажных наброска, которые я выполнила на планшете XP-PEN Deco mini 7.
Правый набросок выполнен по правилу третей, и, думаю, он действительно интереснее и гармоничнее другого.
2. Выделение центра.
Часто объект, являющийся центром композиции в картине, стоит сделать крупнее всех остальных. Таким образом это сразу организует весь холст и задает акцент. Но не стоит располагать объект строго по центру, так картина может получиться слишком скучной.
3. Использование более низкого или высокого горизонта.
Если нам нужно сделать акцент на водной глади, кажущейся бескрайней, линию горизонта стоит поднять. А если задача состоит в написании всей красоты закатного неба, то стоит его опустить. Таким образом мы достигнем ещё большей выразительности.
Посмотрите, как на наброске меняется один и тот же пейзаж, в зависимости от того, делаем мы акцент на дорогу или на небо.
Изображение пейзажа действительно дело непростое. Но уверена, эти советы помогут сделать ваши работы лучше! Не забывайте, что все приходит с практикой. Очень советую вам регулярно делать такие короткие наброски, как приведены в примерах. Сделайте подборку пейзажных фотографий, которые вас вдохновляют, и постарайтесь в ограниченное время сделать быструю зарисовку с фото. Это поможет вам понять, насколько удачной выходит композиция и стоит ли работать над ней дальше. Ну а планшеты XP-PEN будут вашими верными помощниками в этом интереснейшем деле!
Автор: Александра Гунар
все статьи
Как настроить яркость, цвета и пр. на дисплеях Artist
21.04.2023
Рассказываем о настройке цветопередачи, контрастности, цветовой температуры и пр. параметров изображения на Artist и Artist Pro.
Подробнее
Рисуем пейзаж в Adobe Photoshop
13.04.2023
Пейзаж — один из сложных жанров изобразительного искусства. Попробуем отразить красоту окружающего мира в digital-формате?
Подробнее
Курсор сбоку от пера – что делать?
06. 04.2023
Вы купили интерактивный дисплей Artist и курсор не под пером, а рядом с ним. Рассказываем, как это исправить.
Подробнее
Композиция в Пейзаже (+7 Советов по Композиции и Свету)
Содержание статьи
- Где сделать центр?
- Как выделить центр?
Пейзаж. Казалось бы, что тут сложного? Вот природа, вот художественные принадлежности — пиши, твори, переноси красоту на холст. Но вот незадача: выбрать из природного многообразия интересный, цепляющий фрагмент не всегда получается. Композиция в пейзаже — это целая наука! Мы расскажем об основных правилах.
Где сделать центр?
В любой живописной работе должен быть композиционный центр. Это то место в вашей картине, которое будет притягивать внимание зрителей. Все остальные предметы на полотне должны подчиняться центральному объекту. Несмотря на то, что это акцентное место имеет название центр, располагается оно совсем не там! Конечно, существуют центрированные композиции, но применяются они обычно в портретной живописи или при написании натюрмортов. У нас же с вами пейзаж. Поэтому начнём с того, как не нужно делать. Это просто. Есть две распространённые ошибки:
- Размещение главного объекта строго по центру.
- Линия горизонта, разделяющая композицию пополам.
Мы с вами так делать не будем! Мы вспомним правило третей пейзажной живописи, которое использовали ещё художники Ренессанса! Подобно им, мы разделим наше полотно двумя параллельными линиями вертикально, а также двумя линиями горизонтально. В результате у нас на полотне появится решётка из 9 одинаковых секторов. А теперь раскрываем секрет удачной пейзажной да и любой другой композиции: самое интересное расположение центра — на пересечении линий решётки. Также удачным решением будет размещение главного объекта непосредственно на линиях секторов.
Обучение академическому рисунку и живописи в SHAD. Расписание курсов.
Как выделить центр?
Помимо определения правильного места в композиции пейзажа, центр также должен иметь и другие особенности.
Размер. Центральный объект крупнее всех других предметов на картине. К примеру, это может быть высокое дерево в противовес полю или небольшим кустикам. Такой приём мы видим в хрестоматийной картине Ивана Шишкина «Рожь». Самая большая сосна, расположенная в правой части картины, сразу же приковывает внимание зрителей. Ещё более внушительно выглядит крупная скала на фоне неба и моря в картине нашего современника Александра Афонина «Гребень Чингисхана». Подобные приёмы позволяют наиболее явно обозначать центр композиции в пейзаже.
Форма. Внешний вид главного объекта явно отличается от остальных предметов на картине. Например, это может быть дом среди деревьев. В этом случае геометрические формы жилища сразу же выделяют его среди вертикали лесного массива. Самый яркий пример — картина Ивана Шишкина «Сестрорецк». Попробуйте мысленно убрать деревянную часовенку, и ваш взгляд тут же начнёт рыскать по полотну в поисках — за что бы зацепиться?
Ещё более очевидным и ярким центром любой сюжетной композиции в пейзаже является человеческая фигура или лицо. Так уж устроены люди: чтобы ни было изображено на картине, мы всегда будем сначала видеть человека. Особенно, если его взгляд направлен в сторону зрителя. И даже если человеческая фигурка далека и не имеет чёткой формы, как в работе Исаака Левитана «Владимировка», зритель всё равно концентрирует свое внимание именно на этом объекте!
Цвет. Выделение композиционного центра при помощи цвета и контраста. Яркое цветовое пятно всегда притягивает взгляд. Также зритель сразу обратит внимание на те предметы, которые контрастны по сравнению с остальными объектами на картине. Например, это может быть изображение темного предмета на светлом фоне. Свет. Он позволяет передать время суток, подчеркнуть солнечную погоду или создать на картине пасмурный день. И не только!
Также свет в пейзаже позволяет обозначить центр композиции. Именно благодаря свету центром вашей работы может стать даже … пустота. Да, именно так! К примеру, главным объектом на полотне можно сделать просто кусок чистого неба, окружённый облаками. Если при этом все остальные объёкты на полотне расположены статично, однородно и, по сути, сливаются в единую массу, в сравнении с ними небо и становится центром композиции. Именно это мы видим на картине Джованни Баттиста Пиранези. Художник мастерски смог аккумулировать наше внимание на клочке неба, несмотря на множество фигур людей на переднем плане картины. А вы хотите попробовать создать свой шедевр? Приходите к нам, записывайтесь на уроки, и мы вас всему научим!
Правила композиции ландшафта
Композиция ландшафта — это искусство расположения различных элементов в сцене для создания визуально привлекательного изображения. При составлении пейзажной фотографии можно следовать многим различным правилам и рекомендациям, но в конечном итоге именно фотограф должен решить, что выглядит лучше всего. Однако есть несколько основных правил и примеров, которые помогут вам создать сбалансированный и эстетически приятный образ.
Центр интересов Посмотрите на картинку выше. Пейзажная картина должна содержать центр интереса, который является наиболее преобладающей и красивой областью на картине. Центр интереса можно дополнительно усилить, если он содержит точку фокусировки, создающую эффект «бычьего глаза», путем добавления более чистого цвета и/или контраста значений. Эта область станет звездой в вашей игре. Прилегающая территория должна быть подчиненной. Хорошо развитый центр интереса содержит:
- Самый сильный цвет и, если возможно, дополнительные цвета.
- Желательно, но не обязательно, он должен занимать значительную часть плоскости изображения и постепенно приглушаться при удалении.
- Структуры, животные или человеческие фигуры еще больше увеличат центр интереса.
- Подчиненные и окружающие элементы должны направлять или вести зрителя к этому центру интереса с помощью указателей и визуальных путей. См. рис. 1 и 2.
- Он не должен располагаться в центре или посередине изображения, желательно в любой из 1/3 частей. Эта область не должна быть заблокирована, даже частично.
- Эффективно спроектированный центр внимания привлечет и удержит внимание зрителя.
Рис. 2. Правильно размещенные бревна являются отличными указателями, направляющими взгляд зрителя в область, которую предпочитает художник.
Рис. 3. Берег служит визуальной дорожкой, ведущей к мосту, который находится в центре внимания.
Второй центр интересаВы можете включить второй центр интереса. Это добавит еще одну главу в вашу историю. Есть риск, что они будут конкурировать друг с другом.
Не кладите одно поверх другого. Только один должен преобладать по размеру. Лучше всего разместить их друг напротив друга по диагонали. В случае, если это невозможно сделать, то размещение их горизонтально — второй вариант.
Рис. 4. Для этой картины не нужны цветы на переднем плане. Однако художник решил добавить второй центр интереса.
Вне картиныНе отталкивайте зрителя от картины. Этого можно избежать, если элементы, такие как стволы деревьев, дороги и реки, не направлены к краю или выходят за пределы изображения. Вы можете добавить «остановки», чтобы зритель не вышел. Правило большого пальца; животные и люди должны смотреть внутрь.
Рис. 5. Обратите внимание на лошадь справа. Художника покорила стоимость. Прищурив глаза. Посмотрите, как он сливается с деревьями.
Рис. 5а. Обратите внимание на первую картину. Посмотрите, как бревно слишком прямое и указывает на край. Тот, что посередине, был отредактирован. Некоторые отломанные ветки были расширены, чтобы замедлить скорость, а также добавлена ветка в конце (остановка). Лучшей альтернативой может быть полное удаление журнала. Теперь зритель будет следить за береговой линией.
Движение «S»Реки, ручьи, дороги и т. д. должны появляться на изображении с движением «S». Второй вариант, не такой хороший, кривой. Прямых линий следует избегать любой ценой. Скорость слишком высока. Позвольте зрителю совершить медленную визуальную «прогулку».
Рис. 6. Этот поток в этой композиции имеет красивую ленивую S-образную форму».
Рис. 8. Неправильно: Дорога выходит на прямую. Визуальный путь слишком быстрый.
Рис. 9. На изображении справа показан гораздо лучший подход.
Визуальное воздействиеЛогика не применима к искусству. Важен визуальный эффект. Солнечный свет на поле с травой может появиться даже в пасмурный день. Линейная и атмосферная перспектива могут быть искажены, если в результате получается лучший вид. Отбрасываемые тени могут быть длиннее, чем они появляются в определенное время суток. Не стесняйтесь использовать лицензию вашего художника.
Рис. 10 Обратите внимание на то, как деревья создают впечатление, что ветер дует справа налево. Однако направление дождя показывает противоположное направление.
Важные предметыСгруппируйте важные предметы в центр интереса. Не разбрасывайте их там, где они будут конкурировать за внимание.
Рис. 11 . Все люди появляются в одном радиусе в центре интереса, расположенном внизу справа.
Рис. 12. Лошадь поставлена неправильно. Если бы художник расположил его рядом со скамейкой, композиция стала бы лучше.
ЗрительВы можете разрешить зрителю взаимодействовать и стать участником. Пусть они ищут горшочек с золотом на конце радуги вместо того, чтобы вы предоставляли им всю визуальную информацию. Настройте свою картину так, чтобы зритель мог бродить по ней, используя собственное воображение.
Рис. 13. Что находится за поворотом? Будет ли озеро? А город? Здесь художник оставил это на ваше воображение. Путь никуда не ведет. Кому ты рассказываешь.
ГлубинаХудожник ограничен созданием иллюзии трех измерений на плоской двухмерной поверхности. Мы должны обмануть людей, которые видят наши картины, чтобы они поверили, что то, что они видят, выглядит правдоподобно. Вот несколько трюков, которые помогут создать иллюзию глубины.
- Разместите объекты так, чтобы они перекрывались.
- Атмосферная перспектива. Цвета становятся холоднее (голубее) и светлее по мере удаления от фона. Они становятся теплее, а темные значения становятся темнее по мере приближения.
- Элементы меньше и менее четкие на расстоянии, чем на переднем плане.
- Создайте не менее трех плоскостей. Каждая из них должна иметь преобладающее значение. Обычно известен как передний план, средний план и фон.
- Линейная перспектива.
- Вычитание текстуры из объектов, находящихся на заднем плане. См. рис. 13 на предыдущей странице. Есть хорошее чувство расстояния. Сосны расположены перед горой, которая, в свою очередь, позади, говоря нам, что они находятся дальше. Интенсивность желтого цвета, который появляется на светлых участках на переднем плане, намного теплее, тогда как на заднем плане для их охлаждения было добавлено немного розовато-лилового. Тени на дальней горе светлее и голубее, чем на среднем плане. Есть три самолета.
Рис. 14. Вы можете добавить больше плоскостей, что усилит ощущение расстояния, если затемнить передний план.
Рис. 15. Туман — отличный способ создать дистанцию.
Темный и светлыйЗарезервируйте самое сильное значение контраста для центра интереса, очень темного на очень светлом или наоборот. Держите контрасты приглушенными везде, чтобы не конкурировать за внимание. Это средние значения против темноты или средние значения против света.
Рис. 16. Неправильно. Дерево слева борется за внимание. Слева контраст темного и светлого.
Рис. 17 Лучше. Дерево было обрезано, а контраст значений теперь уменьшен. Теперь легче сосредоточиться на буйволе.
Рис. 18. Темная одежда на мужчине легко выделяет его. Происходит резкое ценностное смещение. Дверь на теневой стороне дома также темная, но она окружена средним значением, поэтому она не привлечет внимание зрителя к неправильной области. Представьте себе луч прожектора, падающий на актера на театральной сцене.
ПространствоВаша картина будет выглядеть менее загруженной, если вы включите зону отдыха, желательно прямо перед центром внимания. Это позволит немного передохнуть.
Рис. 19. Сугроб перед соснами обеспечивает хорошую зону отдыха.
ДвижениеЕсли возможно, включите в картину вертикальное, горизонтальное и диагональное движение. Только один из них должен быть преобладающим по длине. Диагонали являются наиболее предпочтительными, потому что они никогда не идут параллельно раме. Эти контурные линии не должны быть прямыми, они просто дают ощущение направления.
Рис. 20. Ствол сосны предлагает вертикаль. Трава расположена по диагонали. Береговая линия горизонтальная. Примечание: маленькие сосны помогают разбить то, что в противном случае было бы синей треугольной формой.
Укажите движениеПри включении элементов, характер которых обычно находится в движении, по возможности укажите их движение, но не помещая их в компрометирующие положения, которые могли бы заставить их почувствовать, что они позируют.
Рис. 21. Художник показывает, что лошади идут. Это было достигнуто за счет демонстрации пыли, которую они поднимали, волоча копыта. Также обратите внимание на рисунок выше. Ни одна из лошадей не находится в воздухе, и в этом случае будет казаться, что они летят. Последние будут запечатлены на фото, но не рисуйте их таким образом. Та же концепция появляется в водопаде. При просмотре на фото будет казаться, что вода внезапно замерзла. Некоторые художники копируют это с фотографии, придавая нереально жесткий вид. Лучше рисовать бегущую воду размытой. Это придаст ему движения.
Визуальный путьЕсли вы не уверены, с чего начать свой визуальный путь, например, с реки или дороги, вы можете рассмотреть эту концепцию. Большинство из нас читает слева направо, поэтому по чистой привычке глаз будет следовать этой последовательности.
Визуальный вход также может начинаться слева вверху, как при чтении книги.
Не начинайте визуальный путь с угла.
Рис. 22. Плохая конструкция. Как видите, река берет начало в левом нижнем углу холста.
Рис. 23. Расширив устье реки, мы решили проблему выхода из угла.
Распространенные ошибки и способы их избежать
Избегайте дублирования форм, линий, движений и размеров. Это заставит их конкурировать и конфликтовать друг с другом.
Рис. 24. Обратите внимание на эти две картины. (Слева) У березы слева есть близнец. Один из них должен был наклоняться по-другому, и их ширина должна быть разной. Рис. 25. (Справа) две лошади одинакового размера и в одинаковом положении.
Избегайте группировки животных и людей четным числом. Если вы хотите изобразить пару, измените их размер и положение.
Рис. 26. Неверно. Здесь олени соревнуются друг с другом, потому что стоят в одинаковых позах. Они тоже примерно одного размера.
Рис. 27. Лучше. Олень справа другого размера и находится в другом положении.
Рис. 28. Картина выглядит еще лучше, если на фон добавить третьего оленя.
Никогда не наклоняйте предметы наружу. Всегда наклоняйте их внутрь. Не выстраивайте их параллельно раме. Это относится к вертикальному или горизонтальному формату.
Рис. 29. Неверно. Телефонный столб наклонен не в ту сторону.
Рис. 30. Это тоже плохой дизайн. Телефонный столб теперь параллелен раме.
Рис. 31. Это гораздо лучшая конструкция. Телефонный столб наклоняется внутрь, удерживая зрителя в картине.
Избегайте прямых линий, если они не очень короткие. Замаскируйте их или измените на кривизну.
Рис. 32. Большинство прямых линий скрыто цветами. Обратите внимание на изогнутую каменную стену.
Рис. 33. Дома с черепичной крышей изогнуты. Это очень распространено в американских амбарах. Ведь деревянные балки со временем провисают.
Не показывать геометрические формы, такие как квадраты, прямоугольники (двери, окна), треугольники, (сосны), овалы или круги. Даже когда они появляются в природе. Например, если вы включаете окно, разбейте форму перекрывающейся веткой дерева или цветочным горшком.
Рис. 34. Неверно. Тень внизу имеет треугольную форму
Рис. 35. Так намного лучше! Разбивая тень, мы легко решили проблему.
Никогда не делите картину на равные части. Это сделает его слишком нарочитым и искусственным. Горизонтальная линия не должна проходить через середину.
Рис.36. Левый. Линия горизонта проходит ровно посередине. Рис.37. Верно. Лучше. Часть неба была обрезана.
Избегайте «целования» краев.
Рис. 38. Слева. Неправильно. Ковбойская шляпа касается вершины холма на заднем плане. Верно. Рис. 39. Лучше. Теперь все встало на свои места.
Рис. 40. Неверно. Кончик сосны касается вершины.
Формы «X» неприятны.
Не закрывать окно просмотра. Пригласите его войти. Знак «Не вторгаться» не распространяется на картины.
Слева Рис. 42. Неправильно: Художник, закрывая дверь, говорит нам, что мы находимся на частной территории.
Правильно. Рис. 43. Лучше. Разве эта композиция не заставляет вас чувствовать себя более желанными?
Когда вы изображаете область без света, например, вход в здание с выключенным светом. Не используйте черный. Цвет абсолютной тьмы — фиолетовый.
Нет необходимости указывать каждый кирпич, камень, доску и т. д., если вы не сторонник гиперреализма. Предложив несколько передаст идею. Лучше сделать это в импрессионистической манере.
Рис. 44. Зритель легко считывает фактуру крыши часовни.
Как улучшить ваши пейзажи
Держите углы приглушенными с небольшой текстурой и темными значениями.
Рис. 45. Оба нижних угла темные с минимальной текстурой.
При рисовании отбрасываемых теней добавьте отверстия, через которые проходит свет, иначе тень будет казаться наклеенной.
Рис. 48а и 48б.
Здания и другие искусственные конструкции, такие как бетон, дерево и т. д., будут более интересными, если вы сделаете их состаренными, добавив текстуру, такую как трещины, отслоившиеся части и т. д. В конце концов, у них будет больше истории, которую можно рассказать.
Рис. 49. Художник использовал технику сухой кисти, чтобы придать фасаду здания старинный вид.
Добавьте драматизма своим пейзажам, создав настроение. Картины позднего вечера с оранжевыми цветами в небе гораздо интереснее смотреть, чем обычное голубое небо. Примерами этого могут быть дождь, мокрые улицы, дуновение ветра, склонившиеся пальмы и т. д. Все эти спецэффекты украсят вашу работу.
Рис. 50. Эта простая композиция выглядит интереснее из-за дождя и солнца, выглядывающего из-за туч. Это даже выглядит мистически.
Если вы не хотите создать гиперреализм, нарисуйте пейзаж так, как если бы вы смотрели на него косым затуманенным зрением.
Рис. 51. Конечно, реальный сюжетный материал имеет гораздо больше деталей на переднем плане, чем окончательная картина. Художник выбрал самые необходимые элементы и максимально их упростил.
Мягкие края фона усиливают иллюзию расстояния. Оставьте резкие края на переднем плане и/или в центре интереса.
Рис. 52. Деревья за монастырем выполнены мокрыми на мокрой акварельной бумаге. Эта техника растушевывает все края, заставляя листву казаться далеко позади. Дерево на переднем плане было нарисовано на сухой бумаге, что привело к резким краям, что значительно приблизило его в картинной плоскости.
Не обрывайте фрагмент резко, если он переходит в другую область.
Рис. 53. Лево неверно. Выделенная трава внезапно останавливается, когда достигает листвы. Кроме того, в этой области картинная плоскость делится пополам.
Рис. 54. Лучше.
Меняйте формы. Если у вас есть круглые летние деревья, не должно быть круглых облаков в небе. С другой стороны, вершины гор или сосны будут красиво смотреться в окружении круглых облаков.
Баланс — еще один ключевой фактор. Не должно быть такой большой разницы в массе ни на одной из четырех сторон картины; справа, слева, сверху или снизу. Это заставит его чувствовать, что он наклоняется. Кажется, что картина висит криво.
Слева. Рис. 55. Неверно. Тяжелая масса справа имеет тенденцию заставлять картину наклоняться в этом направлении, как качели.
Рис. 56 Лучше. Эта композиция стала более сбалансированной, поскольку противоположной стороне был добавлен вес.
Мазки кистью следует наносить внутрь и по направлению к центру интереса.
Не тратьте время на смешивание пигментов на палитре; лучше смешать их на холсте или акварельной бумаге. Это даст вам гораздо больше вариаций цвета вместо унылого предварительно смешанного результата. Позвольте цветам смешиваться в глазах, изменяя их. Избегайте использования более трех оттенков в одной области.
Рис. 57. Наблюдайте за всеми вариациями цвета, которые появляются в каменных тенях. Вместо того, чтобы смешивать на палитре синий, охристый и оранжевый, художник немного уменьшил насыщенность цветов, поступающих прямо из тюбика, и нанес цвета на теневую часть скал.
Рис. 58. Синяя дверь — практически единственное место, где появляется этот цвет. Это создает фокус в центре интереса.
Рис. 59. На этой картине нарушена цветовая гармония. Вам не кажется, что горы принадлежат другой картине? Сине-фиолетовый цвет проявляется только в горах и больше нигде не повторяется.
Рис. 60. Чтобы переплести цвета, художник мудро перенес синеву с неба в лужи. Обратите внимание на количество пестроты охры и зелени в бликах деревьев.
Рис. 61. Обратите внимание на зеленый цвет, добавленный к теневой стороне стены. Это позволяет дому не выглядеть приклеенным. Если кто-нибудь спросит его, почему эта область зеленая, он может сказать, что листва впереди отбрасывает зеленый свет на эту область.
Рис. 62. Пурпурный и охра являются дополнениями на цветовом круге. Они усиливают друг друга и помогают отделить фон от переднего плана. Обратите внимание, что гора на среднем плане теплее, потому что она содержит больше красного, чем самая дальняя гора, которая более синяя. Чем холоднее (и светлее) цвет, тем больше он отдаляет объект съемки.
Один из способов сделать цвет еще ярче — нанести его толстым слоем (так называемый импасто). Эта капля краски получит больше света от галерейного света, что сделает ее еще ярче, чем если бы она была нанесена тонким слоем.
Рис. 63. Харви мастерски изображает свет, исходящий от уличных фонарей. Краска на светлых участках нанесена очень толстым слоем. Сопоставляя его с темными, вы получаете сильный контраст, таким образом, иллюзию света. Вам нужна темнота, чтобы получить свет.
При рисовании мы можем полагаться только на несколько значений. В природе существует гораздо больше значений из-за интенсивности солнечного света, которую невозможно воспроизвести в студийных условиях. Три способа создать иллюзию залитых солнцем участков — контрастировать эти участки с преувеличенно темными участками. т.е. Потребуется затемнить тени от облаков больше, чем они кажутся в природе, чтобы создать эффект выглядывающего из-за облаков солнца.
Рис. 64. При нанесении цвета визуализируйте, как они будут выглядеть на шкале серого. Этих значений достаточно для пейзажной живописи. Различия в промежуточных значениях настолько тонкие, что не будут иметь большого значения. На самом деле на шкале значений 10 значений, но очень сложно нарисовать цветом и сопоставить все эти значения.
Напоследок, говорят, что природа — лучший учитель. Это касается текстур и форм. Однако когда дело доходит до цвета и расстояния, природа иногда не может преподать хороший урок. Например, деревья могут быть очень круглыми или треугольными по форме, но результат будет выглядеть дилетантски. Многие цвета в природе довольно однообразны, например, листва и скалы одного цвета. Некоторые деревья растут одинаковой высоты. У природы есть несколько больших преимуществ перед нами. Солнечный свет даст нам гораздо более широкий диапазон значений, чем галерейный свет. Картины природы огромны и объемны. Мы должны дать привлекательный эквивалент на плоской, небольшой поверхности. В заключение мы должны взять у природы то, что выглядит хорошо, и улучшить то, что не выглядит. Талант не обязателен, чтобы быть хорошим художником. Тяжелая работа есть.
от Johannes Vloothuis
10 основных советов по композиции пейзажной фотографии
Композиция в пейзажной фотографии крайне важна для создания удивительных фотографий. Это в основном способ, которым мы помещаем объекты в нашу рамку, чтобы вырезать значимые изображения.
Существует много правил композиции, таких как правило третей и композиции по центру, но я чувствую, что это гораздо больше, чем просто эти правила.
Пейзажная фотография о восприятии, о том, как мы можем изобразить природу по-своему. Очевидно, что соблюдение правил даст нам хорошие изображения, но их нарушение даст интересные и разные изображения. Помимо правил, я многому научился в композиции при съемке пейзажей.
Вот мои 10 самых важных советов по композиции пейзажной фотографии.
№1. Опрос: Дайте немного времени кадру без камеры
Дайте немного времени кадру без камеры. Всякий раз, когда я приезжаю на место съемки, я всегда беру телефон и сканирую всю местность его камерой. Я проверяю различные элементы, которые могу обрамить, и трачу на это довольно много времени.
В этом примере из Тамлинга в хребте Сингалила были эти лошади, которые проводили свое утреннее время, а горы на заднем плане обеспечивали хорошее дополнительное обрамление вместе с утренней дымкой. Первая фотография сделана на мой смартфон Redmi Note 5, который я сделал во время подготовки к финальной фотографии.
#2. Визуальный поток: создайте линии (или кривые), которые приведут к фокусу или к изображению
Направляющие линии, как их называют, помогают визуализировать то, как фотография рассказывает историю. Они создают визуальный поток, который ведет нас либо к основному объекту, также известному как фокус, либо к изображению, а не от него. Это помогает удерживать внимание зрителей на наших изображениях и вызывает у них интерес.
Здесь, на первом фото из моего похода в Тонглу, более темные ветви дерева и сломанные ветки на земле приводят наш взгляд к самому дереву, которое здесь является фокусом. Во втором примере из похода по национальному парку Неора Валлери сама тропа образует S-образную кривую и сужается внутри кадра, создавая ощущение двусмысленности и интерес узнать, что находится там, где заканчивается тропа.
№3. Слои: найдите слои для разделения переднего, среднего и заднего плана
Слои — очень полезный способ создания потрясающих композиций. Они лучше всего работают в горах, но мы можем использовать слои в любой среде, где есть повторения похожих объектов, ведущие к некоторым фокусам на изображении.
Первая фотография сделана в Ришьяпе, где два слоя гор ведут нас к вершине в центре кадра. Второй пример показывает еще один пример горных слоев, где падают солнечные лучи, и горы ведут зрителя внутрь изображения. Обратите внимание, как на обоих изображениях облака работают как добавление еще одного слоя в композицию.
№4. Глубина: создайте глубину изображения с помощью движения
Это очень хороший способ проиллюстрировать фотографию с длинной выдержкой, когда движущиеся элементы создают ощущение глубины. Направление потока можно использовать для создания красивых изображений с большой глубиной.
На обоих этих изображениях, первом из водопадов Садов камней в Дарджилинге и втором с реки Табакоси в Мирике, можно определить, откуда в кадре начался поток воды, таким образом, включая фактор глубины в это.
№5. Золотое сечение: используйте эту концепцию для создания уникальных изображений
Золотое сечение — это отношение примерно 1,618 к 1. Узнайте больше о золотом сечении и его использовании в искусстве здесь. Художники веками использовали золотое сечение и золотую спираль для создания потрясающих произведений искусства. Для фотографии это также очень удобно, а в пейзажной фотографии это может помочь направить взгляд зрителя в фокус изображения через поддерживающие элементы. Я не использую эту технику так часто, как другие, но она полезна, и благодаря этой технике у меня появилось одно из моих любимых изображений.
Это изображение, в котором я использовал концепцию золотого сечения. Скалы на переднем плане выступают в качестве опорных элементов, а статуя на заднем плане является фокусом, находящимся у более узкого конца спирали.
№6. Баланс: убедитесь, что рамка не выглядит наклонной ни с одной стороны
Это один из самых важных советов для получения правильных фотографий. Мы не можем сместить объекты в нашем кадре и поместить все объекты на одну сторону, это наклонит кадр, и это не поможет создать визуальный интерес к изображению. Баланс может быть достигнут с точки зрения объектов, света, а также цвета в изображении.
На первом изображении лодка в реке Тиста уравновешивает текстуру берега и гладкой воды, создавая фокус сама по себе. Во втором примере два дерева в чайном саду Гопалдхара уравновешивают друг друга, представьте кадр без одного из них, он будет выглядеть наклонным, верно? Также попробуйте представить кадр без деревьев, как бы это выглядело?
№7. Симметрия: ищите естественную симметрию, подобную отражениям
Это уникальная находка, если она найдена и создает красивые пейзажи. Без симметрии такие пейзажи не могут быть даже на процент ближе к ним. Симметрию в природе можно найти в отражении природных объектов в стоячей воде. Можете ли вы назвать какие-либо другие области, которые обеспечивают идеальную симметрию в природе?
На этом изображении с плотины Талберия горизонт, облака и небо создают идеальную симметрию в воде плотины, создавая совершенно другое изображение, чем оно было бы без нее.
#8. Передний план: обратите очень пристальное внимание на передний план
Нам нужно уделить очень пристальное внимание переднему плану. Объекты переднего плана могут создавать интересные кадры и значительно улучшать нашу композицию. На нашем переднем плане может быть буквально что угодно, но пока это убедительно, нам нужно уделить ему должное внимание и оправдать его существование на нашей фотографии.
Здесь, на первом фото из Тамлинга, куст на переднем плане выводит изображение на совершенно новый уровень. На втором из Ришихолы камни в реке и протекающая по ним вода создают интересный передний план для самой реки и холмов позади.
#9. Масштаб: поместите людей в кадр, чтобы создать ощущение масштаба
Чтобы продемонстрировать размер и величие огромных гор и океанов, мы всегда можем поместить людей (часто самих себя с камерой на штативе) и передать масштаб композиции. Это убедительный метод, и он создает абсолютные потрясающие эффекты в минималистичных пейзажах.
На обоих этих снимках я стою на краю обрыва с камерой, автоматически синхронизирующей кадры на штативе, и только представьте, какими были бы фотографии без человеческих элементов в них. Этот минималистичный подход — один из моих любимых в композиции пейзажной фотографии.
№10. Точка зрения: измените свою точку зрения (POV), чтобы создать интересные кадры
Наконец, мы всегда должны сосредоточиться на изменении того, как мы смотрим на мир через наши линзы. Может быть, кадр был бы лучше, если бы камера находилась чуть выше в воздухе или ниже уровня земли. Изменение точки зрения увеличивает шансы создания неизвестных и необычных кадров, которые, очевидно, гораздо больше будут привлекать внимание зрителей.
В этом последнем примере с Майдана, Калькутта, я положил камеру на землю и снял здесь белую траву Канс в осенний сезон; Это создает совершенно другую точку зрения, верно?
Заключение
Вот и все для этого блога, где я обсудил 10 лучших советов по составлению великолепных пейзажных фотографий в любое время и в любом месте.