Нюанс в композиции это: Уроки композиции. Нюанс. — fontanka167 — LiveJournal

Тождество, контраст, нюанс

Пропорциональность и масштабность определяются соотношениями отдельных частей композиции, но говоря о соотношениях, необходимо учитывать такие категории, как тождество, контраст и нюанс.

Тождество — отношение полностью сходных объектов: повторяющийся узор орнамента (раппорт), кирпичи, составляющие стену, бревна, из которых сложена изба. Тождественные элементы композиции часто создают множество, образуют фон.

Контраст — резкое различие элементов композиции — мощное средство усиления выразительности. Это сочетание противоположных характеристик, противопоставление высокого и низкого, линий и пятен, темного и светлого. Контраст выделяет часть изображения, расставляет акценты, выражает энергию и силу произведения. Умение использовать контрасты — показа­тель художественного чутья дизайнера. Построенная на контрасте реклама сразу же обращает на себя внимание и лучше запоминается; использование контрастных решений в интерьере офиса способствует переключению внимания при рутинной работе; на контрастном фоне текст заметнее.

Контраст — проявление всеобщего диалектического закона единства и борьбы противо­положностей, он подчеркивается не только формой, цветом, текстурой, но и общей идеей, сюжетом композиции.

Из контрастных форм можно создать единый образ, главное, чтобы зри­тельно не разрушалась общая композиция.

Важную роль в композиции играет нюанс, сущность которого составляет плавный переход характеристик. Нюанс — такое соотношение элементов композиции, при котором преобладает сходство, но имеются незначитель­ные различия. В нюансе нет четко выраженных противоречий, он играет роль оттенка, помогая избежать монотонности.

Ритмзакономерное чередование или изменение элементов, свойств, яв­лений во времени и пространстве. Ритм — элемент самой жизни: дыхание, пластика тела, чередование дня и ночи.

Определенный ритм создает напря­жение дизайнерской работы и в то же время упрощает видение. Он связывает

отдельные линии, плоскости, формы, управляет движением взгляда зрителя по объекту или изображению, помогает целостному воспри­ятию группы объектов.

Ритму подчинен порядок, связь, строй всех элементов художественного произведения, он побуждает к преодолению неподвижности изображения, заставляет его дышать и дви­гаться. Три-четыре повтора настраивают на ритм, создают эффект ожидания (рис.).

Ритм может быть явным (строение ветвей дерева, стоящие вдоль улицы до­ма, геометрический орнамент) или приглушенным, скрытым (горная цепь, складки одежды, поворот голов людей, стоящих группой).

В изобразительном искусстве ритм редко бывает математически правильным, пожалуй, только тогда, когда вся композиция должна передавать ощущение стабильности, четкости, строгости. В этом случае ритм является главным средством выразительности. Как правило, ритм в графическом дизайне более сложный, он придает особенную выразительность, «многомерность», внутреннюю динамичность композиции.

Ритм определяет не только размерность, но и направление композиции. Ритмическое развитие может идти по горизонтали или вертикали, по квад­рату, кругу, по плавной кривой. Интересные результаты дает ритмическое движение по радиусам, по спирали, по сетке — решений множество, но ес­ли к основному направлению добавить деталь, расположенную под другим углом, — строй рушится, композиция разваливается.

Метр — повторение через равный интервал одинаковых или сходных признаков. Это частный случай ритма. Визуальный метрический ряд характеризуется тем, что элементы размещаются через равные интервалы. С его помощью дос­тигается строгость и уравновешенность. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее более четкой и ясной, но при большой протяженности формы метрический ряд может выглядеть монотонным. Примером метрического ряда служит линейный орнамент из простых элементов.

Метр- изменение величин, составляющих ряд (нарастающие и убывающие ряды). Ритм определяется изменением формы; изменение интервалов между элементами (сужающиеся и расширяющие­ся ряды). Ритм замедляется или ускоряется.

Ритму могут быть подчинены не только изменения формы, но и цвет, пластика и другие изобразительные свойства. Различные свойства могут меняться параллельно (например, одновременное возрастание величины и яр­кости элементов) или встречно (когда величина объектов возрастает, а яркость падает). При параллельном развитии различных свойств ритм компо­зиции подчеркнуто активный, стремительный, при встречном изменении — более сложный для восприятия.

В любом случае, композиция не должна быть монотонной, скучной, поэтому тождество метрических рядов может нарушаться нюансом или контра­стом. Контраст может выражаться в форме, цвете, тоне. Пользоваться этими средствами нужно осторожно: слишком сильный контраст разрушает форму.

Ритмический ряд должен иметь начало и конец, гаситься. В архитектуре Древней Греции для этого сокращали, расстояние между крайними колоннами сторон перистиля или периптера. Такой прием помогал воспринимать громоздкое архитектурное сооружение более компактным, здание «не рас­ползалось». Для остановки ритма можно использовать необычное решение крайних элементов.

Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма

При композиционном построении и анализе каких-либо одно­родных  элементов формы (линия, масса, цвет, фак­тура) одежды возможны три вида их сравнения и связи —  тож­дество, нюанс и контраст.

Тождество

— полное сходство однородных элементов формы.  Тождество в композиции одежды предполагает равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур. Оно является одним из наиболее важных приёмов гармонизации костюма.

Самым простым примером тождества может служить однотонный классический костюм. В таком костюме одновременно наблюдается как равенство фактур, так и равенство цветов всех его элементов. Тождество в композиции костюма также может проявляться в повторении одной и той же детали или её свойства в разных элементах костюма. Например, декоративная отделка  может в одном костюме присутствовать и на верхней части изделия, и на нижней.

 

Ещё более распространённым примером тождества в костюме является сочетание нескольких вещей одинакового цвета. Так, в классическом костюме все аксессуары нередко бывают выдержаны в одном едином цвете. Однако, в современной моде такой приём кажется слишком правильным, лишённым всякой фантазии и индивидуальности.

 

 

Нюанс — отношение однородных элементов формы, прибли­жающихся друг к другу по сходству. В нюансных отношениях сходство выражено сильнее, чем различие, и связь образуется на явно выраженном сходстве.

Нюансы в одежде могут проявляться в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. Цветовые нюансы проявляются в сочетании разных оттенков и полутонов в общей колористической гамме костюма. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, обычно  выглядит гораздо богаче, сложнее и изысканнее, чем костюм, решённый в одном цвете. Использование нюансов в сочетании вещей даёт большой простор для личного творчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрастом называют отношения с сильно выраженным не­равенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных эле­ментов формы ( размеров, пластики, цветов, фактур, стилей и т. д.) Связь в этом случае образуется в силу ясно вы­раженного различия и противопоставления

. Наличие контрастных элементов в костюме делает образ более ярким и запоминающимся, но вместе с тем неоднозначным.

 

 

 

 

 

 

 

Так, контрастное сочетание различных рисунков ткани в костюме вносит ощущение динамики и движения. Однако, сочетая  контрастные вещи в костюме, всегда следует помнить о цельности всего образа — контрастность всегда должна быть оправдана замыслом.

 

 

 

Тождество, нюанс и контраст в композиции костюма исполь­зуются как художественные средства построения единства эле­ментов формы и их гармонической связи. Эти понятия распро­страняются на все свойства одежды.

 

 

Хотите получать информацию с сайта?
Подписывайтесь на новые статьи!

Также на эту тему можно прочитать следующие статьи:

  1. Понятие костюма в композиции одежды
  2. Зрительные иллюзии в одежде
  3. Композиционный центр в костюме
  4. Гармония цветовых сочетаний в одежде
  5. Элегантность – это внутреннее состояние

Нюанс | The Journal of Music

Follow

Композитор Джон Маклахлан утверждает, что существует шестой музыкальный параметр, который никогда не упоминается в музыковедении или теории измерения в музыке, и что полезно время от времени рассматривать их по отдельности. Это высота тона, время, тембр, амплитуда и огибающая (или артикуляция). Много неприятностей, разногласий и здоровой диалектики также последовало за появлением этой идеи (не говоря уже о спорах о том, кто ее придумал, где-то в середине прошлого века). На очень короткое время в истории музыки в Европе и Америке в 1950-х годов были плодотворные сомнения (а иногда и подрыв) традиционного порядка их важности как детерминант музыкальной структуры, а также некоторые ограниченные попытки создать арифметическую абстрактную схему, которую затем можно было бы применить к более чем одному параметру. Основное воплощение этого, тотальный сериализм, строго преследовалось в течение очень короткого времени, и его преувеличенно предполагаемая историческая важность больше говорит нам о теории музыки (и о тех, кто ее пишет), чем о музыке.

Хотя его исторический момент, по сути, уже прошел, разбор музыки по пяти параметрам по-прежнему используется как инструмент для раскрытия сознания начинающих композиторов, и в области анализа по-прежнему представляется необходимым повторить, что высота тона не является единственным параметр, который может внести свой вклад.

Есть много других категорий, которые, кажется, взывают к рассмотрению наряду с этими пятью, такими как морфология, линия, гармония и так далее. Они неизменно оказываются вторичными в том смысле, что все они являются зависимыми категориями (например, линия или гармония являются частными случаями высоты тона или высоты тона + времени и т. д.). На самом деле такие глубокие музыкальные мыслители, как Карл Дальхаус, утверждали, что в реальной музыке, в отличие от теории, существуют только эти «вторичные» категории, поэтому именно они должны привлекать внимание.

Прагматизм, с точки зрения того, как мы на самом деле относимся к музыке, похоже, определяет, есть ли у нас четыре, пять или шесть параметров. Потому что, во-первых, нет веских причин не включать предложенный Штокхаузеном шестой параметр: физическое положение источника звука; за исключением того факта, что он не нужен все время — и что это что-то вроде глотка. Также мы должны подозревать, что «огибающая» должна быть удалена из пяти, поскольку в конечном итоге она представляет собой комбинацию амплитуд во времени; но поскольку наша система обозначений отводит ему особое место в виде знаков артикуляции (невероятности, стаккато и т. д.), целесообразно его разрешить. Первые четыре, представляющие собой звуковые воплощения чисел, кажутся более прочными.

Как слушатель и композитор я часто чувствовал, что существует еще один «параметр-призрак» или, может быть, просто особая категория, которая вообще никогда не упоминается в музыковедении или теории. Я называю это нюансом.

Характеристики звука, который сначала поразил слушателя, его характер, еще до того, как мозг сможет включиться в работу и сказать: «О, это саксофон играет высокое, громкое си-бемоль», очевидны для всех и даже более того. очевидны для неподготовленных слушателей, чем обученные. Мы не можем назвать сущность персонажа, потому что у него нет имени. Мы знаем его только как степень различия. Грубые различия здесь не интересны; только тонкая разница считается нюансом. Это сочетание нематериального и материального и мера качества связи между ними; на простом английском языке: личность исполнителя плюс материальные вещи, такие как качество их инструмента, и особенно богатство интерфейса между ними. Задействованы и другие вещи, среди которых интуитивная реакция исполнителя на акустическую и человеческую среду.

Причина, по которой «нюанс» не фигурирует в теории классической музыки или музыковедении, заключается в том, что в какой-то момент миссией классической музыки стало преодоление нюансов. Поиск и возвышение постоянного «произведения искусства» над эфемерным и преходящим исполнением ведет к принижению значимости «нюанса». Представление о том, что партитура может существовать сама по себе, что намерения композитора могут иметь более высокое, абстрактное существование, отдельное от прихотей и ошибок исполнителя, в конечном счете и отличает классическую музыку от любой другой. В результате долгих лет этой объективации музыкальные консерватории в конце концов приложили немало усилий, чтобы заставить всех звучать одинаково, то есть избежать случайного самовыражения — по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут сначала максимально точно выразить замысел композитора. После консерватории вы можете решить, есть ли у вас собственная личность, которую можно использовать, и в этом случае вы выходите из оркестра/ансамбля и становитесь солистом. Даже в этом случае вы никогда не потеряете определенное напряжение между вашей значимостью и значимостью композитора. Это не похоже на другую музыку. В джазе и традиционной музыке исполнитель не интерпретатор, а изобретатель. Жизнь, которую они дают музыке, — это перерождение. Между тем, в поп- и рок-музыке личность исполнителя решает все, и ожидается, что они же продюсируют оригинальную композицию. Что характерно, когда другие приходят, чтобы «каверить» на песню, они обычно не дотягивают до оригинальной версии, независимо от того, пытаются ли они точно имитировать ее или, что более разумно, пытаются привнести в нее что-то новое.

В любом виде исполнения всегда есть отклонение от оригинала, и степень его существования, терпимости, удовольствия или прославления является ключом к положению жанра, почти как кастовая система, с классикой на наверху и качаться внизу.

В поиске обновления, которое занимает так много внимания в современной художественной музыке, аспект «нюанса» был рассмотрен не очень структурированным образом и широко вышел на арену. Я говорю это потому, что есть так много композиторов новой музыки, которые борются или отвергают несколько единообразное звучание профессионального классического музыканта. Они отходят от него самыми разными способами: будь то просто использование группы близких сотрудников, или самостоятельные выступления, или использование звуков традиционных музыкантов в качестве источника для электроакустической музыки, мы можем видеть много отклонений. И это иногда также отход от идеи, что партитура будет получена для воспроизведения спустя годы. Почему они вообще это делают, так это потому, что беспокойство по поводу безличного, квази-однородного метода производства тона перевешивает беспокойство по поводу отсутствия передаваемого документа, в то время как цифровая запись также вмешалась, чтобы помочь с этой стороны. До сих пор есть композиторы, которые пишут партитуру как первичный объект искусства, возможно, они по-прежнему составляют большинство среди современных композиторов-классиков; даже они предпочитают работать в сотрудничестве со своими солистами или уполномоченными по той же причине.

Те, кто производят только акусматическую музыку, т.е. музыку только для проецирования через динамики, снова где-то в другом месте – они действительно превзошли нюансы, превзойдя исполнение. Спектакля нет, а звук застыл навечно, как насекомое в янтаре. Но пожертвовали ли они одним из основных измерений музыки?

Опубликовано 1 сентября 2007 г.

Джон Маклахлан — композитор и член группы Aosdána. www.johnmclachlan.org

Включите JavaScript для просмотра комментариев на основе Disqus.comments на основе Disqus

Нюансы

По ШонА Письмо

Уважаемый художник,

«С нашей рассчитанной чувствительностью мы, художники, способны видеть и в какой-то степени воспроизводить нюансы, о которых другие могут знать, но не могут выразить.

Вот почему нам так высоко платят». Время от времени, на семинаре или в речи, я упоминаю что-то подобное вышеизложенному. Как ни странно, эта линия всегда вызывает смех. Художники закатывают глаза и думают: «О да — высокооплачиваемые — кого он думает, что он шутит». Я никогда не думал, что шучу.

Оранжевая стеклянная чаша
акварель, 1995 г.
Марк Адамс (1925 – 2006)

Я всегда считал художников профессионалами, выполняющими свою работу. Врачу, например, хорошо платят за то, что он знает, какой орган резать, какой нож использовать. То же самое касается юристов и бухгалтеров. Пилот знает тонкости взлета и посадки. При необходимости гидросамолет может иметь лыжи.

Общая территория Канады и США, Лесное озеро, расположенное на западной окраине Канадского щита, занимает площадь 1485 квадратных миль и имеет 65 000 миль береговой линии. Есть 14000 островов. Прямо сейчас вы можете ходить где угодно на этом озере. Он перегружен нюансами. Сейчас третья неделя апреля, а льда еще три фута.

Островки, словно только что ограненные драгоценные камни, возвышаются над покровом ослепительного хрусталя. Белые и красные сосны, ели и кедр тянутся к небу и, кажется, поклоняются. Вблизи листья березы прошлой осени — морщинистые, охристые — пережившие зимнюю печать. Вербы шепчутся. Пыльца плавает. Противосвет электризует мельчайшие весенние почки. Берестяная кора с подсветкой. Язык ухаживания за гусями. Барабанят и стучат гофрированные дятлы. Полевки-маршруты под ногами, прошлогодний осинник, еще подмерзшая бобровая хатка, трутовик на старых дровах, оленьи кости, зола прошлогодних раков. Ранние триллиумы. Первые ласточки. Яркие лишайники. Голубые пузыри на зеленом льду. Тонкие градации отраженного света. Тени внутри теней. Нюансов не видел, пока не напомнил. Нюансов не видел, пока не увидел.

Стакан воды
акварель, 1987
Марка Адамса

Прямой, профессиональный, способный разбогатеть, двухсловный метод распознавания нюансов, как в реальной жизни, так и в духе: «Влетай».

Нюанс в композиции это: Уроки композиции. Нюанс. — fontanka167 — LiveJournal

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх