Основы композиции в живописи. Как донести до зрителя свою мысль
Сегодня мы поговорим об одном из самых интересных и сложных аспектов в искусстве – о композиции. Любое художественное произведение, будь-то, танец, музыка или картина, имеет в своей основе композицию. Используя композицию автор объединяет отдельные художественные элементы в единое целое, раскрывая содержание произведения. В изобразительном искусстве выразительными средствами становятся тональность, колорит, ракурс и другие. На примере картин знаменитых художников мы можем увидеть, как важны эти средства, чтобы наиболее точно донести до зрителя замысел.
Лютнистка (Lute Player). Фридрих фон АмерлингИван Николаевич Крамской. Христос в пустынеКак слова использует писатель, чтобы донести до читателя свою мысль, так художник использует линию, пятно и точку в своих картинах — это основа композиции в живописи. Представьте, что все предметы вокруг нас, ни что иное, как тела, которые можно изобразить в виде пятен. Пятно имеет очертания, при появлении света, на предмете появляется свет и тень.
Линия, можно сказать, основной элемент в рисунке. Линия может нести конструктивную нагрузку, и мы можем предавать ей эмоциональную характеристику (волнистая, прерывистая, прямая и т.д.) Иногда достаточно нескольких штрихов, чтобы передать замысел.
Линия как основной композиционный элемент в живописиРисунок дерева с использованием линийВозможности третьего элемента — точки, казалось бы, незначительного по размерам, широки. Она может являться центром композиции, куда будет притягиваться взгляд. Этим элементом можно уравновешивать, заполнять плоскость. В сочетании с пятном и линией, она создает гармонию в композиции. На фото вы видите, как маленький элемент (птица, куст — условно принимаем их за точку по сравнению с окружающими предметами) снижает доминантное значение дерева.
маленький элемент — птица снижает доминантное значение деревамаленький элемент — куст снижает доминантное значение дереваРассмотрим картины знаменитых художников. И.М. Прянишников «В мастерской художника» использует фигуры людей как большие контрастные пятна, на стенах висят картины, они менее насыщены по тону. Дальний план состоит из небольших элементов, которые можно назвать точками различных размеров и ритмов. Линии в рисунке пледа натурщицы, в конструкциях мольберта, столов, в поленьях, лежащих на полу – это умелое использование элементов рисунка в композиции.
Прянишников И.М. «В мастерской художника»Николай Ге в портрете Н.Петрункевич изображает на переднем плане девушку темным силуэтом. По сути это доминирующее контрастное пятно. Рама окна изображена вертикальными и горизонтальными линиями, что подчеркивает статичность фигуры и как бы отгораживает ее, по замыслу автора, от внешнего мира. Мелкие элементы на дальнем плане линии (ветви деревьев) и точки (листья на деревьях и фактура дороги) создают ощущение летнего сада.
Масштабная по композиции и размерам картина А.А.Иванова «Явление Христа народу» также организована из пятен различного размера, тона и цвета (люди, деревья, земля, небо). Грамотное применение линий в складках одежд, направлений рук, ног и даже ветвей деревьев, дает нам четкое представление о замысле автора.
А.А.Иванов. «Явление Христа народу»В нашей студии рисования ArtClass на уроках рисования вы получите представление об искусстве соединения отдельных элементов в единое гармоничное произведение, о свойствах линии, пятна и точки в композиции картины и сможете найти применение этим знаниям, ярко раскрывая содержание в своих произведениях, донося до зрителя авторскую мысль.
Основы композиции в живописи | Живопись маслом Санкт-Петербург
Научиться рисовать мечтают многие. При должном старании и навыке, после изучения основных приемов живописи это увлекательное занятие уже не будет казаться таким сложным и принесет положительный результат. Важно основательно изучить основы композиции в живописи и рисунке, чтобы ваша работа смогла точно передать то ощущение красоты и уникальности мира, которое вы чувствовали во время работы.
И если композиция в живописи — это объединяющее и организующее начало, которому подчинены все детали картины, то в первую очередь подумайте, насколько сложной будет ваша картина. Слишком загромождать ее деталями и не нужно, потому что создать правильный баланс начинающему художнику не по силам. Если еще учесть, что нужно уделять внимание и светотеням, то получается, что вы просто станете размениваться на мелочи в поисках правильного расположения фигур, деталей, теней. Как только вы определитесь с сюжетом, стоит также обратить внимание и на основы светотени в живописи. Как будет падать свет, откуда, как можно акцентировать отдельные детали пятнами света.
Всего видов передачи изображений в искусстве три:
- Плоский рисунок — это фреска, витраж, картина
- Объемное творчество — архитектура и скульптура
- Глубинно-пространственная передача изображений — архитектурные ансамбли, композиции из декларативных элементов.
Самый простой и изначальный вид картины — икона, на которой объекты располагаются просто ниже или выше на плоском холсте. Здесь работает самая простая композиция в живописи, основы ее требуют расположить фигуры в том порядке, как требует религия. Центральное место занимает тот святой, которому и посвящена икона, все остальные даже могут и не вырисовываться очень тщательно. Хотя на фресках и иконах средневековых мастеров деталям уделялось очень много скрупулезной работы, но в то время мастер всегда пользовался помощью подмастерьев: сам он работал над центральной фигурой, а помощники учились писать,
В иконах не так важны основы светотени в живописи. Здесь все внимание уделено ликам и сюжету, остальному как бы не придается особого внимания. В Средние века начинает развиваться совсем другой тип живописи, в котором основы композиции в живописи и рисунке меняются. Из плоского рисунка картина превращается в динамически развивающийся сюжет. Выразительность картине придается не только самими тщательно вырисованными фигурами, но и его сюжетом. И тут взаимоотношению сюжета и содержания отдается ведущая роль. Каким бы не был простым, по мнению зрителя, сюжет, но пока художник создавал свою работу, он пытался внести в нее свое понимание. Удалось ли ему передать мироощущение того момента — решает зритель. На разных картинах один и тот же сюжет смотрится по-разному. И все это зависит не только от мастерства художника, скорее наоборот. Неожиданные детали могут совершенно изменить первое впечатление от картины. За первым, видимым сюжетом, таится его глубокая сущность, и только автор полотна имеет право на его толкование, а не многочисленные критики, которые каждую работу готовы разорвать на много мелких кусочков, выискивая в них что-то свое.
Самый распространенный вид живописи — ритмический, в нем все детали подчинены единому, заранее хорошо продуманному и настроенному ритму. На таких полотнах все четко определено, построена стройная фигура согласованности и взаимодействия. И если слово композиция характеризуется как сочинение, составление и единение, то запомните это, задумываясь о новой работе.
Значит, нужно хорошо продумать будущее полотно и заранее «сочинить» его в мыслях.Как перестать повторять за другими художниками? И начать писать картины самостоятельно? Расскажем на вебинаре, регистрируйтесь по ссылке!
Участие бесплатное. Подарки каждому участнику!
Что такое композиция в искусстве?
Вы могли слышать термин «композиция», используемый для обозначения любого музыкального произведения, письма, картины или скульптуры, но в изобразительном искусстве он используется специально для обозначения расположения элементов в произведении искусства. Овладение композицией необходимо любому художнику, но о важности этого навыка часто забывают. Плохая композиция может повлиять на все произведение искусства, поэтому при нанесении кисти на холст необходимо либо тщательное планирование, либо отличное чувство интуиции.
«Линза памяти», 2016 г., автор: Фион Ганн
Как может измениться состав?
Композиция – это способ, которым различные элементы произведения искусства комбинируются или располагаются. Художник имеет полную свободу в выборе композиции своего произведения. Все элементы могут быть сгруппированы по направлению к центру холста или фотографии или разбросаны по углам произведения. В качестве альтернативы, может быть только один предмет, который доминирует над всем произведением искусства. У разных школ мысли были разные подходы к композиции в искусстве на протяжении веков. То, что распространено сегодня, было бы неслыханным в другое время.
Глюк, 2017 г., автор Брайан Кортелинг
Каковы правила хорошей композиции в искусстве?
Не существует единой формулы хорошей композиции, но есть несколько основных принципов, которые можно применить к большинству произведений искусства. Проще говоря, можно следовать правилам хорошего дизайна, чтобы получить приятную композицию.
Палитра, 2019, Патрик Хьюз
Однако эти правила не всегда так просто определить в четких терминах — скорее, они сводятся к уникальному стилю и интуиции художника. Например, многие говорят, что хорошая композиция должна быть сбалансированной, с одинаковым вниманием к каждому элементу произведения искусства. С другой стороны, некоторые художники могут выделить отдельные части работы, которые они считают наиболее важными. В то время как некоторые художники пытаются создать простую минималистическую композицию, другие стремятся к более эклектичному стилю.
все, что у вас есть, 2020, Джейн Прайор
Как состав изменился за эти годы?
В то время как композиция раньше была намного более регламентированной, появление таких движений, как
The Parisien, 2018, Джаспер Баррингтон Галлоуэй
Традиционно художники-классики стремились к треугольной или пирамидальной композиции, чтобы создать ощущение геометрии внутри произведения. Древние греки считали, что искусство должно быть как можно более совершенным, и поэтому они делили холст на восемь равных сегментов, чтобы создать сбалансированную треугольную композицию. Вы увидите, как этот подход перекликается с искусством эпохи Возрождения, которое стремилось подражать внешнему виду классического искусства.
Мадонна на лугу, 1506 г., Рафаэль (из общественного достояния)
Другой метод известен как «золотое сечение», еще одна математическая концепция, которая создает своего рода спиралевидную форму, напоминающую раковину улитки или водоворот. Леонардо да Винчи классно использовал эту композицию для Моны Лизы, что может быть одной из причин, почему она выдержала испытание временем.
Мона Лиза, 1503 г., Леонардо да Винчи (из общественного достояния)
Художники-абстракционисты и художники-абстрактные экспрессионисты, такие как Джексон Поллок, выбросили эти концепции из окна, выбрав вместо них «сплошную композицию» . Этот подход предполагает работу с поверхностью произведения более или менее однородно, а не с рассмотрением верхней, нижней и центральной части произведения искусства.
Convergence, 1952, Джексон Поллок (любезно предоставлено «Jackson-pollock. org»)
Art Smart Blog | Уроки рисования Манила
23.01.2017
2 комментария
Как подающий надежды художник, теперь вашей задачей становится погрузить аудиторию в мир, который вы строите с помощью своей работы. Будь то рисунок или живопись, важно быть фантастическим рассказчиком, и одним из навыков, который может помочь вам стать потрясающим рассказчиком, является композиция.
Что такое композиция?
В изобразительном искусстве под композицией понимается размещение или расположение всех визуальных элементов в вашей работе, кроме предмета.
Композиция — это то, как связаны воедино настроение, освещение и даже тени вашего произведения искусства. Сильная и правильная композиция необходима во всем, что вы будете делать как художник. Как только вы сможете ввести свою аудиторию в созданный вами мир и заставить ее почувствовать себя частью картины, считайте себя настоящим художником.
В композиции есть три правила или техники, которым мы следуем: Правило третей, Знаковое и Ведение взгляда.
Правило третей
Правило третей — самый простой из трех методов композиции. Поскольку он самый простой, он широко рекомендуется для начинающих.
Применяя правило третей, вы должны разделить холст (или бумагу) на девять равных частей, используя две пары горизонтальных и вертикальных линий.
Основная цель этой техники — поместить объект или самый важный элемент в одно из пересечений, где пересекаются линии.
При правильном применении, когда ваш объект или фокус находится на одном из пересечений, ваша работа становится более интересной, чем просто центрирование.
Ниже приведены некоторые примеры использования «Правила третей» для вдохновения:
Культовые
В отличие от «Правила третей», этот второй метод композиции ставит объект или фокус прямо в центр вашей работы. Хотя он обычно применяется в работах с персонажами (например, в примерах, которыми мы поделимся с вами ниже), вы можете использовать эту технику везде, где желательна центральная фокусная точка.
Чтобы убедиться, что ваш объект находится прямо в центре вашей работы, всегда используется ромбовидная направляющая.
Алмазный гид подскажет вам, на что следует обратить внимание или на какие детали вашего произведения искусства — в дополнение к тому, как вы расположите освещение, цвет, детали и другие визуальные аспекты.
Все, что выпадает за пределы ромба, является второстепенным или не таким важным, и поэтому не должно привлекать больше внимания, чем то, что находится внутри ромба.
Ознакомьтесь с примерами произведений искусства, выполненных в технике Iconic:
Ведение глаза
И для нашей последней и последней техники, Ведение глаза. Это, вероятно, самый сложный из всех трех, но это навык, который вы можете изучить и освоить с помощью тонны практики.
Управление взглядом состоит из нескольких этапов: вы решаете, где находится интересующая вас область в вашем произведении (она не обязательно должна быть в центре), размещаете все визуальные элементы таким образом, чтобы взгляд вашей аудитории перемещался в эту область. интерес и снова перестроить, чтобы перенаправить взгляд с интересующей области на другие части вашего произведения искусства.
Чтобы удерживать внимание аудитории в рамках вашей работы, избегайте ошибок в дизайне, которые могут отвлечь их внимание от нашей работы.
Достижение этих целей возможно, если помнить о следующих советах:
- человеческий глаз издалека привлекает яркость и контрастность
- человеческий глаз исследует снизу и движется вверх и вправо
- человеческий глаз привлекает даже вблизи резкие края, пересекающиеся линии, теплые цвета, детали и контрасты
- человеческий глаз почти всегда пропускает области с небольшим контрастом, мягкими краями и цветами одного оттенка
- человеческий глаз движется по резкому краю и градации от темного к светлому
- человеческий глаз тоже ограничен жесткими краями
- человеческий глаз стимулируется неравномерностью и разнообразием
- человеческому глазу тоже нужно место для отдыха
Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами, чтобы вдохновиться «Ведущий взгляд»:
Ваша очередь изучать композицию
Узнайте, как применять различные правила и техники композиции в своих картинах и рисунках в Art Smart.