Приемы композиции
С помощью приемов распределения предметов на плоскости, создается композиция имеющая свою форму и тип. Существуют формальные и в то же время реальные приемы композиции и соответствующие им средства, которыми художник пользуется в процессе создания произведения.
Основные приемы композиции: группировка, наложение и врезка, членение, формат, масштаб и пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, цвет, композиционные оси, фактура и текстура, стилизация.
Группировка
Этот прием является самым распространенным и, в сущности, самым первым действием при составлении композиции. Сосредоточение элементов в одном месте и последовательное разрежение в другом, выделение композиционного центра, равновесие или динамическая неустойчивость, статическая неподвижность или стремление к движению — все это группировка. Любая картина прежде всего содержит элементы, так или иначе взаиморасположенные относительно друг друга.
Группировать можно пятна, линии, точки, теневые и освещенные части изображения, теплые и холодные цвета, размеры фигур, текстуру и фактуру — все, что зрительно отличается одно от другого.
Наложение и врезка
По композиционному действию это группировка, перешагнувшая границы фигур. Размещение элементов или их фрагментов один под другим, частичное перекрытие силуэтов являются моделью композиционной схемы картины при передаче ближних, средних и дальних планов, линейной и воздушной перспективы. Этот прием выигрывает тогда, когда одновременно используется изменения цвета, контраста и масштаба с удалением планов.
Членение
Членение — вторичный прием, он является обратной стороной группировки и имеет дело с уже имеющейся композиционной основой, давая произведению ритмическую выразительность. Прием членения извлекает детальную композиционную структуру из большой монотонной поверхности. Прием членения широко применяется в архитектуре.
Формат
В основном картины прямоугольны. Отсюда вытекают три возможных формата — вертикальный, горизонтальный, квадратный. Такие формы композиций, как центровая, скорее всего потребуют квадратного поля, линейно-ленточная — откровенно вытянутого формата, фронтально-плоскосная, в зависимости от конкретной задачи может вписаться в любой формат.
Существенное значение имеет не только соотношение сторон, но и сама величина формата. Существует такое правило: чем меньше композиция, тем относительно большими должны быть поля работы. Экслибрисы, товарные знаки и т.д. лучше смотрятся на листах, в которых поля значительно больше самого изображения. У композиции размером в ватманский лист поля должны быть совсем небольшие 3-5 см.
Формат, заданный заранее, непосредственно становиться одним из средств композиции, потому что соотношение сторон и абсолютный размер листа сразу определяют возможные формы композиции, степень ее детализации, дают начало композиционной идеи. Кроме прямоугольного формат может быть овальным, круглым, многоугольным, любым, в зависимости от этого меняются и композиционные задачи.
Масштаб и пропорции
Если сравнить графическую работу и монументально-декоративное произведение, сразу становится ясным как влияет масштаб на форму композиции. С увеличением масштаба повышаются требования к уравновешенности и целостности композиции.
Если рассматривать масштаб внутри композиции, то соотношение между элементами регулируется пропорцией. Масштабная пропорциональность как средство композиции применяется фактически постоянно, в любой упорядоченности фигур или предметов.
Масштаб и пропорция являются главными средствами передачи перспективы — уменьшение элементов в глубину картины создает ощущение пространства.
Ритм и метр
Ритм по определению — это равномерное чередование элементов. Учитывая, что речь идет о композиции, нужно отметить равномерность чередования. В композиции равномерное чередование элементов определяется словом «метр». Самый простой метр — когда размеры элементов и размеры пробелов одинаковы. Выразительность и сложность ритма повышаются, если интервалы между элементами постоянно изменяются.
Возможные варианты чередования:
- чередование элементов закономерно ускоряется или замедляется;
- расстояния между элементами не носит закономерно-регулярного характера, а растягиваются или сужаются без всякой метрики.
Ритм как средство композиции часто применяются в сочетании с пропорцией: тогда элементы не только чередуются, но и сами изменяются по размерам в соответствии с какой-либо закономерностью или свободно.
Ритм — это изменяющееся повторение, а метр — это повторение без изменений.
Метрические композиции часто используются в декоративно-прикладном искусстве. За пример можно взять процесс нанесения рисунка на ткань. В старину на деревянной доске вырезали рельеф, обмакивали в краску и накладывали доску на ткани и таким образом отпечатывался рисунок. Эта доска и есть метр — процесс наложения неоднократно повторялся, создавая целостное изображение. Рисунок задумывался так, чтобы как можно незаметны были линии стыков. Такие метрические композиции еще имеют название — раппорт. Обычно они применяются при создании рисунка на тканях. В основном метрические композиции статичны.
Ритм в отличии от метра придает произведению динамизм. Ритм бывает активно-динамическим (музыка, танцы) и пассивно-динамический (архитектура, живопись, скульптура).
Ритм бывает простым, когда изменяется одна закономерность (форма, цвет, расстояние между элементами и т.п.) и сложным, когда изменения происходят одновременно с различными характеристиками. Ритм не только обогащает композицию, но и помогает ее организовать. В одной композиции может быть несколько композиционных элементов, построенных на ритме, которые развиваются параллельно, пересекаются или же двигаются в противоположных направлениях.
Не исключено сочетание в композиции ритма и метра. Метрическое повторение ритмических рядов помогает создавать оригинальные произведения. Яркий пример использования ритма и метра в композиции мы видим в завораживающих узорах мусульманских культур.
Контраст и нюанс
Контраст подобен ритму. Расположенные рядом резко отличающихся друг от друга элементов (по площади, цвету, светотени, форме и т.д.) аналогично ритмическому чередованию, лишенного какой-либо точности. Контраст придает композиции выразительность, с его помощью легко выделить главные элементы, увеличить диапазон динамики композиции. Но слишком резким контрастом есть опасность нарушить целостность композиции, поэтому альтернативным средством является нюанс.
Контраст заключает в себе явную противоположность, а нюанс еле заметный переход, оттенок.
Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам.
Цвет
Три стандартных качества цвета — тон, насыщенность и светлота — тесно связаны с не первичной, но очень важной характеристикой для композиции — яркостью. Именно яркость зрительно выделяет предмет, играет роль контраста.
Когда композиция строится в основном цветом, целостность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромный или близких тонах, то различие в светлоте тоже можно уменьшить.
Часто свойство цвета используется для создания иллюзии приближения или отдаления предмета: насыщенные теплые тона приближают, а холодные, малонасыщенные тона отдаляют. Цвет как средство композиции присутствует в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм.
Композиционные оси
Оси могут быть вертикальными, горизонтальными, диагональными и так называемыми перспективными (уходящими в глубину картины). Вертикальная направленность дает торжественность, горизонтальная демонстрирует неспешное движение, диагональная направленность наиболее динамична. Особое место занимают перспективные оси, они втягивают взгляд в глубину картины, делают зрителя участником события.
Во взаимодействии с другими средствами композиции оси выступают в комбинации между собой, образуя крестообразные, многоходовые, сложные связи.
Фактура и текстура
Фактура — это это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность. Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно как, допустим, ритм и цвет. Фактурой художник завершает композицию.Фактура широко используются скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет вспомогательную роль.
В графике редко используется фактура, в ней значительно большую роль играет текстура — видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора).
Стилизация
Это средство композиции в основном связано с декоративным искусством, где очень важна ритмическая организация целого. Стилизация — обобщение и упрощение изображаемых фигур по рисунку и цвету, произведение фигур в удобную для орнамента форму. Стилизация применяется как средство дизайна, монументального искусства и в декоративном искусстве для усиления декоративности. Стилизованный пейзаж
В ходе развития изобразительного искусства стилизация как творческий метод была известна еще с древних времен. Особого совершенства стилизация достигла в древнегреческих и древнеримских орнаментах, в которых преобладали стилизованные изображения растительного и животного мира рядом с геометрией и узорами.
Характерные признаки свойственные целым историческим эпохам отрабатывались и совершенствовались, в результате возникали исторические художественные стили. Обязательным условием в творческой стилизации — индивидуальный характер, где авторское видение переплетается с творческой обработкой явлений и объектов окружающей среды и как результат отображение их с элементами новизны.
Стиль формулирует сущность, исключительность художественного творчества в общности всех компонентов — содержания и формы, изображения и выражения, личности и эпохи.
Стиль часто путают с манерой. И хоть эти два понятия очень близки, понятие «манера» намного уже, чем понятие «стиль». Манера — внешнее индивидуальное использование художником изобразительных средств в ходе творческого процесса. В то время как стиль — соединение, единство всех компонентов художественного произведения.
Главной задачей стилизации является достижение его максимальной выразительности и эмоциональности в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.
Основные общие черты стилизованных объектов и декоративных изображений: лаконичность форм, обобщенность и символичность, красочность и геометричность.
При стилизации характерные особенности изображаемого объекта в различной степени утрируются и искажаются. Чем больше преувеличений и искажений, тем больше изображение становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии — абстрактным.
Высшей формой отказа в изображении от несущественных реалистичных деталей с одновременной заменой их абстрактными элементами является абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют на два вида: абстракция, имеющая натуральный образец, и абстракция беспредметная (вымышленная).
Особенно широко используется стилизация при создании растительного орнамента. Природные формы, нарисованные с натуры, слишком перегружены несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную закономерность форм, отбрасывает случайности, упрощает детали, находит ритмическую основу изображения.
Стилизация орнамента
Стилизованный орнамент в истории встречается в культурах древнейших цивилизаций и государств — Ассирии, Вавилоне, Персии, Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме.
При работе с орнаментом нужно обратить внимание на ракурс изображаемого элемента. При статичной композиции не рекомендуется использовать развороты в три четверти, а вот вид сбоку или сверху, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осях будет в самый раз. Динамичная композиция будет выглядеть удачной, если использовать различные ракурсы и наклоны.
При стилизации орнамента особое внимание нужно уделять участкам элемента, где есть изгибы и изломы. Трансформируя объект, работать стоит не только с его размещением, но и с изменением пропорций и размера.
Цвет в стилизации орнаментальных мотивов играет немаловажную роль. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от реального варианта или же задуманный заранее.
Изображение зверей в орнаментальной композиции также должно быть довольно условным. Насыщенность деталями нарушит целостность силуэта и усложнит общее восприятие композиции.
При стилизации орнаментальной композиции объемно-пространственную форму желательно трансформировать в плоскую, при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения и условности.
Стилизованный натюрморт
Натюрморт- жанр изобразительного искусства в котором различные предметы объединены в единую группу, но специфика натюрморта такова, что требует от художника особого внимания к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и их пространственных соотношений.
В стилизации натюрморта важна не только условность, присущая всему декоративному искусству, а важно скомпоновать все элементы изображения в едином плане. Цвет, фактура, линия должны быть подчинены одному замыслу.
Построение декоративного натюрморта базируется на выделении одного главного элемента, вокруг которого выстраивается, объединяющая все компоненты композиция. Стилизация может упрощать предметы до символов и силуэтов, а может наоборот за счет усложнения формы и насыщения декоративными деталями создать единый композиционный ансамбль.
Главное в натюрморте, в том числе и стилизованном — уравновешенность. Динамика в композиции стилизованного натюрморта создается из форм с острыми углами, наклонных линий, ярких контрастов, а также не лишним будет применение членения плоскости на неравные части.
При создании статических и симметричных натюрмортов лучше использовать формы со строгими очертаниями, спокойных нежных цветов и неярких контрастов. При необходимости можно расчленить плоскость на равные части.
При работе со стилизованным натюрмортом необходимо сосредоточить внимание на пластике форм, их выразительности, декоративности, не забывая при этом о принципах построения, заботясь о правильном размещении предметов на плоскости.
Цвет в натюрморте может использоваться как с учетом натурального цвета, так и условно, соответственно с замыслом художника.
Стилизованный пейзаж
Исторические корни стилизованного пейзажа уходят вглубь веков. Мы можем их встретить в настенных росписях и декоративно-прикладных изделиях ремесленников Древней Руси. В более позднее время стилизацию к пейзажу широко применяли как в декоративном искусстве, так и в станковой живописи.
В творчестве известных мастеров XIX-XX вв. стилизованный декоративный пейзаж занимал видное место, благодаря чему в наше время этот жанр отличается разнообразием стилей и художественных направлений.
Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж XIX века.
В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная и линейная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.
Декор в пейзаже может использоваться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно насыщенна деталями или же акцентирована лишь на некоторых участках форм, которые желательно выделить.
В основном декоративный пейзаж строится на упрощении деталей и акцентировании характерных линий и очертаний. Возможно и количественное изменение изображаемых объектов. Если этого требует замысел художника.
В стилизованном пейзаже цвет используется также как в орнаментах и натюрмортах. Либо соответствует реальному, либо замыслу автора.
Стилизованный портрет
Стилизация портрета может использоваться на основании натуры, а так же в частично или полностью вымышленном портрете. Крайний случай стилизации представляют абстрактные портреты и изображения фигур.
На первом этапе стилизации делается портретный набросок с большей или меньшей степенью деталировки черт лица. Если стилизация ограничивается портретным наброском, то возникает упрощенный стилизованный портрет. Главным отличием здесь является отсутствия второстепенных деталей лица и одежды, которые нужны не для портретного сходства, а нужны лишь для расширенного описания.
Портрет с утрированными характерными чертами и особенностями модели, так называемый шарж, так же можно считать стилизованным портретом.
В искусстве анимации и мультипликации также широко применяется стилизованный портрет.
Кроме того, стилизацией в портретном жанре можно считать подражание художественному направлению (течению, стилю) либо стилю определенного художника.
В живописи авангарда художники стилизовали портреты, доводя изображения до абсолютной абстракции.
Цвет в стилизации
Декоративное стилизованное изображение с использованием натуры часто подсказывают или задают цветовую гамму. Но в то же время любая стилизованная композиция должна иметь четкую цветовую схему, которая в большей степени поможет выразить авторский замысел и наиболее ярко создаст необходимое впечатление. Поэтому декоративной стилизации особенно свойственны условные цветовые отношения, локальное и контрастное использование цвета.
Цвет каждого отдельного объекта декоративной композиции, как и ее общую гамму, нужно переосмысливать и преобразовывать для подчеркивания и усиления стилизационного эффекта, таким образом делая цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.
В соответствии с творческим замыслом цвет стилизованного объекта композиции может быть объективным (натуральным, реальным) или субъективным (нереальным, выдуманным).
Для беспредметной абстракции правильный и точный выбор колорита особенно важен, так как в таких композициях основной задачей цвета — передача эмоциональных состояний и настроений.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями.
Твитнуть
Поделиться
Поделиться
Отправить
Класснуть
Линкануть
Композиционные приёмы.
Слово «композиция» происходит от… | by Mark KrivosheinСлово «композиция» происходит от латинского соmpositiо, что означает сочетание частей в определенном порядке.
Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. Чтобы привлечь внимание и взволновать зрителя, художник старается найти сильные и выразительные средства изображения. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Чувство восторга от произведения вызывается внутренним содержанием изображаемого, выраженным всем образным строем картины. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства: формат холста, точка зрения, высота горизонта, характер освещения, место композиционного центра и т. д.. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины.
ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ
Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.
Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.
СИММЕТРИЯ
Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции.
ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ + СИММЕТРИЯ
РАСФОКУС И ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ
Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты.
Рамка внутри кадра (или “кадр к кадре”, или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. “Рамка” не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.
НАПРАВЛЯЮЩИЕ ЛИНИИ
Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.
ДИАГОНАЛИ
Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют “динамическое напряжение” в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
РИТМЫ И ТЕКСТУРА
Что такое ритм? Если говорить о фотографии — это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много различных ритмов — особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.
Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.
ПРАВИЛО НЕЧЕТНЫХ ОБЪЕКТОВ
Правило гласит: изображение является визуально более привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз.
ЗАПОЛНЕНИЕ КАДРА
Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.
БОЛЬШЕ ВОЗДУХА
Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.
ПРОСТОТА И МИНИМАЛИЗМ
Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что “лучше меньше, да лучше”. Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта.
РАКУРС
Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с “нормальной” точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.
Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.
СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ
Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.
Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга.
НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО
На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это “увело” бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.
СЛЕВА НАПРАВО
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.
БАЛАНС
Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода “пустоты” в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.
Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ
Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.
ТРЕУГОЛЬНИКИ
Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.
13 правил композиции для начинающих фотографов
Композиция фотографии многое говорит о вас как о художнике. Композиция фотографии дает вам огромный контроль над тем, как в конечном итоге получится фотография.
Как изменить композицию в свою пользу? Вот 13 правил композиции, которым нужно следовать, независимо от того, что вы снимаете.
1. Делайте все как можно проще
У вас есть объект — человек, объект, что бы вы ни снимали. Что еще должно быть изображено в кадре рядом с ними? Это зависит от того, снимаете ли вы для клиента или для развлечения. Единственное, что мы можем гарантировать, это то, что вы должны включать только то, что имеет отношение к вашей конечной игре.
Если вы выделяете продукт, вы можете удалить ненужные элементы с окончательной фотографии. Фотографии образа жизни, более случайные в общем смысле, могут выиграть от реальной среды, в которой продукт или модель будут процветать. Все сводится к впечатлению, которое вы хотите произвести.
2. Следите за своими перпендикулярами
Немногое смущает нас в Lightroom, как вид великолепного восхода солнца, который мы совершенно небрежно сняли. Вы всегда можете выровнять ситуацию постфактум, но, пожалуйста, поверьте нам, когда мы говорим, что идеальные перпендикуляры во время выстрела делают композицию намного лучше.
Съемка прямых перпендикуляров обычно становится делом практики. Однако штативы с выравнивателями могут помочь вам с уверенностью разобраться во всем. Некоторые цифровые камеры и даже некоторые мобильные фотоприложения также предлагают определение уровня; цифровой индикатор, который позволяет узнать, когда вы наклоняете камеру.
3. Плотность в кадре
Основное правило фотокомпозиции: если вы не снимаете одинокий объект на очень скудном пустынном поле, вам нужно заполнить весь кадр, убедившись, что в кадре нет дыр. версия фотографии, которой вы планируете поделиться с другими.
Если вы фотограф, вы, вероятно, можете определить, не хватает ли вашей фотографии чего-то важного. Как только объект окажется перед вами, переместите свое тело. Постарайтесь найти угол, который убаюкивает их с окружающей средой.
4. Избегайте удушья объекта
На тесную, сжатую композицию неудобно смотреть, особенно если вы снимаете что-то, что дышит.
Носовое пространство и пространство над головой относятся к дополнительному пространству, которое мы даем любому живому объекту в кадре перед ним или над ним. Когда вы фреймируете человека таким образом, вы создаете фрейм, который выглядит естественно сбалансированным.
5. Иногда композиции по центру работают хорошо
Если вы снимаете что-то драматичное, завораживающее или иным образом заслуживающее внимания центральной части кадра, нет никаких правил композиции фотографии, запрещающих вам поместить объект прямо в центр кадра. середина. Подобные портретные композиции идеально подходят, если вы хотите поместить объект в центр и на передний план.
6. Направляйте взгляд направляющими линиями
Независимо от того, какой техники кадрирования вы придерживаетесь, вам понадобится какой-то способ вызвать интерес и движение, которые заставят глаз продолжать движение.
Направляющие линии могут быть буквально чем угодно — линиями дороги, архитектурными аспектами здания или интерьера и даже кудрявыми волосами вашего объекта. Все, что переносит вас из одной части кадра в другую, подходит.
Композиция из линий создаст или сломает вашу композицию. Минимализм имеет свое время и место, но если вы хотите передать ощущение предмета, встроенного в его окружение, вам нужно вдохнуть жизнь в то, что перед вами, иначе ваша фотография будет казаться случайной и непреднамеренной.
7. Используйте узоры, когда это возможно
Крутой узор, будь то физический, как бесконечная линия сидений на трибуне на большом стадионе, или просто декоративный, например, привлекающие внимание обои, сделает вашу фотографию далекой.
Узор может ярко занять то, что в противном случае было бы скучным, пустым пространством. Даже красота лесного полога над головой может поддержать ваш объект, контекстуализируя его, не обязательно рассказывая всю историю.
8. Создание глубины: передний план, средний план и фон
Это просто: ваша модель никогда не должна просто парить перед камерой. Область за моделью и перед моделью является основным пространством для добавления композиционных деталей. Один из самых простых способов добавить что-то особенное к вашим фотографиям — это использовать реквизит или декорации на переднем плане вашей фотографии.
Пальмовая ветвь или даже прозрачная ткань разбавляют монотонность модели на фоне однотонного фона или материального предмета, изолированного от остального мира. Вы можете имитировать этот эффект в Photoshop, но в реальной жизни всегда будет получаться более захватывающий и интересный конечный продукт.
Связанный: Что такое гиперфокальное расстояние в фотографии?
9.
Необычный или уникальный подходМы можем только ползать по полу или находить стул, чтобы встать на него, когда знаем, что на нем есть крутая фотография для нас. Макрофотографы, вероятно, смогут подтвердить, насколько по-другому выглядит и ощущается объект, когда его пропорции значительно изменились после того, как его сфотографировали.
Фотосъемка с дрона, вероятно, является одним из самых очевидных примеров, которые мы можем назвать в этой категории, помимо того, что действительно попадаю в лицо объекта. Мы рекомендуем всегда держать небольшую лестницу в багажнике или в студии.
Даже при съемке портретов вы можете заметить, что модель по-разному взаимодействует с камерой, когда ее держат под ними или высоко над ними. Так сказать, для танго нужны двое.
Связанный материал: Как начать работу с макросъемкой
10. Контраст — это ключ
Если все в вашей композиции соответствует одной и той же тональности, возможно, вы захотите встряхнуться. Цвет, яркость и любой другой тип контраста могут значительно улучшить ваши фотографии.
Если вы фэшн-фотограф, вы можете скоординировать гардероб своей модели с миром, в котором она будет позировать. Создание контраста в глазах — еще один важный элемент портретной фотографии: свет в глазах, также известный как блик, привлекает внимание. человеку, которого вы снимаете, независимо от цвета его глаз.
11. Сила симметрии
Это очевидно. Невероятно красивое, симметричное человеческое лицо — это далеко не все. Композиционная симметрия — один из самых мощных инструментов, которые есть в вашем распоряжении как у фотографа, независимо от того, снимаете ли вы людей, животных, продукты или что-то еще.
Города и природные заповедники предлагают широкие возможности для симметрии на ваших фотографиях. Он также не должен быть совершенным, чтобы диегетически повторять сам себя; повторяющиеся темы, такие как повторяющиеся линии и естественные узоры, могут действовать как самореференция, даже если вы снимаете немного вне оси.
12. Прислушивайтесь к своему чутью
Каждая корректировка и движение запястья влияют на результат каждого сделанного вами снимка. Если вы смотрите в видоискатель и обнаруживаете, что теряетесь в том или ином углу, действуйте в соответствии с этим чувством. Заполните отверстие или очистите воздух.
Конечно, это выходит за рамки простой композиции, но даже такие вещи, как убирание пряди волос с лица вашей модели, усилят композицию вашей фотографии. Каждый элемент в кадре имеет значение. Когда что-то торчит или теряется, всегда стоит решить проблему во время съемки, а не исправлять ее на посте.
Связано: Freelensing for Beginners: Tips for Beautiful Photos
13. Сделайте свой объект звездой шоу
И последнее, но не менее важное: ваша фотография должна быть праздником того, на что вы тратите время выстрелить. Если вы следуете только одному правилу в этом списке, это должно быть это. Следуйте за человеком или объектом вашего увлечения, и пусть реальность сцены покажет вам, что действительно стоит запечатлеть.
Наша роль фотографов требует, чтобы мы время от времени отступали, позволяя объекту говорить за себя. Теория и хорошие практики помогут вам далеко продвинуться, но никогда не останавливайтесь от того, чтобы опираться на истину в последней инстанции, когда она уводит вас с проторенного пути.
Композиция фотографии — это абсолютно все
Правила композиции просты, но помимо того, что мы здесь рассмотрели, есть еще много чего для изучения. Отточить свою собственную фотографическую технику так же просто, как практиковаться и выкладываться на полную каждый день.
Правила композиции кадра в кино: подробное руководство
Элементы композиции Правило третейВо-первых, правило третей является одним из наиболее распространенных методов кадрирования, используемых в кино или фотографии. Речь идет о позиционировании персонажа, чтобы показать его отношение к другим элементам сцены.
Представьте себе доску для игры в крестики-нолики — две линии по вертикали и еще две по горизонтали.
Точки интереса лежат на пересекающихся линиях
Пока камера кадрирует кадр, держите изображение на пересекающихся линиях. Это приятнее для глаз. Но кроме того, другой кадр камеры расскажет другую историю. Это простой способ определить место персонажа в мире.
Композиция кадров и правило третей
Композиция кадра в Nightcrawler , ну, кишит этим правилом. Лу появляется сбоку кадра, вдали от мира, в котором он существует.
Использование Гилроем правила третей изолирует Лу, выделяя это как основную тему. Правило третей также можно использовать с двумя символами.
Правило третей с двумя символами
Не забудьте нарисовать эту воображаемую доску для игры в крестики-нолики. Поместите символ по обе стороны от пересекающихся линий. Гилрой также использует эту технику, чтобы показать темную сторону персонажа. Во многих сценах Лу расположен не по центру, и видна только часть его лица.
Обрамление может указывать на ненадежного персонажа
Трудно доверять тому, кого мы редко видим.
Решение режиссера поставить Лу таким образом, показывая только его профиль, создает ненадежного, отстраненного персонажа.
Овладение композицией кадра и кадрированием в кино также позволяет нарушать некоторые правила композиции.
Правила композиции Баланс и симметрияПонимание правил композиции кадра является бесценным знанием для режиссеров и операторов. И поэтому знать, когда их сломать.
Съемка идеально симметричного кадра с нарушением правила третей используется по очень специфическим причинам. Гилрой помещает Лу в центр экрана, игнорируя правило третей.
Мы это чувствуем. Но почему?
Нарушение правила третейЛу в центре внимания. И это вызывает напряжение.
Художники используют эту технику, чтобы направить взгляд зрителя в определенное место. А наведение взгляда на центр экрана может в конечном итоге лучше представить вашу историю и вызвать больше эмоций. Прошлые фильмы сделали это хорошо. Баланс и симметрия в кадре могут быть очень эффектными.
Рассмотрим эти примеры из лучших фильмов Стэнли Кубрика.
Симметрия в цельнометаллической оболочкеОни часто раскрывают черты характера и динамику силы.
Устрашающая симметрия и баланс в фильме «2001: Космическая одиссея»Или они создают настолько идеально симметричное место, что зрители чувствуют себя ошеломленными. Если вы что-нибудь знаете о режиссерском стиле Уэса Андерсона, вы знаете, что он любит симметричный кадр.
Уэс Андерсон использует строгую симметрию в «Королевстве полной луны»Работа в тандеме с правилами композиции, блокирования и постановки также отвечает за создание динамических кадров.
БЛОКИРОВКА ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое блокировка?Блокировка — это способ, которым режиссер перемещает актеров в сцене. Подход режиссера к блокировке зависит от желаемого результата (например, для драматического эффекта, для передачи предполагаемого сообщения или для визуализации динамики власти).
Блокировка актера в симметричном кадре может быть очень эффективным способом привести зрителя к определенному чувству или эмоции. Это видео является частью нашего мастер-класса по технике кинопроизводства, который позволяет нам визуализировать силу блокировок и постановок.
Блокировка актеров для продвижения сюжета • Получите всю серию мастер-классов
Обратите внимание, что управление взглядом зрителя должно быть вашим приоритетом в каждой сцене, которую вы создаете. Блокировка часто использует направляющие линии, чтобы контролировать то, что видит аудитория, и то, как они это видят. Это влияет на то, как они это интерпретируют.
Техника кинокомпозиции Ведущие линииВедущие линии — это настоящие линии (а иногда и воображаемые) в кадре, которые направляют взгляд к ключевым элементам сцены.
Художники используют эту технику, чтобы направить взгляд зрителя, но они также используют ее, чтобы связать персонажа с важными объектами, ситуациями или второстепенными предметами. Что бы ни привлекло ваше внимание в сцене, направляющие линии, вероятно, имеют к этому какое-то отношение.
Это очень полезный тип композиции кадра, поскольку он передает основной контекст аудитории. Давайте посмотрим, как это используется в Nightcrawler. В этих стрингерных сценах используются направляющие линии, ведущие к месту происшествия.
Сможете ли вы их заметить?
Диагональная линия от ног Лу к задним колесам полицейской машины, помогите кадрировать кадр. Это ведущая линия, которая, что интересно, также представляет то, что его камера способна запечатлеть.
Лу кадрирует и свой, и наш кадрДругая ведущая линия определяется движением персонажа. Он идет на аварию с камерой, по прямой.
Диагональ и прямая линия обрамляют аварию как фокус. Что интересно, так это то, что его камера делает то же самое внутри сцены.
Вот отличный пример того, как композиция с направляющими линиями создает глубину и привлекает внимание.
Техники композиции • Sunny 16
В то время как это правило композиции помогает нам сосредоточиться, другие методы помогают нам сфокусироваться.
Глаз для сочувствия Кадрирование на уровне глазКадрирование на уровне глаз размещает аудиторию на уровне глаз персонажей, что создает впечатление, что мы равны с персонажем. Направляя взгляд и разум на размышления о том, как бы мы себя чувствовали, если бы были там, потому что кажется, будто мы уже здесь.
Ночной Змей использует эту технику, чтобы вызвать сочувствие к своему антигерою. Независимо от того, что персонаж Лу читал на странице, то, что мы видели на экране, было кем-то вроде нас.
Перейдите по ссылке на изображение, чтобы просмотреть полную раскадровку ключевых моментов фильма StudioBinder.
Организуйте снимки с уровня глаз с помощью StudioBinder
Это чувство связи очень важно при просмотре антигероев. Это освобождает место для эмпатии. Эмоция, необходимая, чтобы оставаться на связи с очень ущербным персонажем. И так, мы остаемся для поездки.
Просто показав зрителю глаза персонажа, зритель заглянет в его душу. Возможно, это не является незыблемым правилом композиции кадра, но это эффективная техника.
Крупный план его глаз говорит о том, что в данный момент важны состояние души и внутренние переживания Лу. Это позволяет нам чувствовать то, что чувствует он. Это самый простой способ вызвать сочувствие.
Крупный план Лу на уровне глаз
Теперь давайте отдалим кадр от камеры и посмотрим, как наш режиссер использует базовую видеокомпозицию, чтобы показать, как Лу чувствует себя в мире.
Примеры композиции Глубина резкостиЧтобы понять кинематографию, нужно понять глубину резкости.
Овладение пространственной композицией в кадре — одна из отличительных черт эффективного визуального повествования. Но прежде чем мы научимся управлять глубиной в интересах нашей истории, почему бы нам сначала не определить глубину резкости.
Определение глубины резкости
Что такое глубина резкости?
Глубина резкости описывает размер области вашего изображения, где объекты выглядят достаточно резкими. Эта область называется поле , а размер этой области равен глубине этого поля.
Глубина резкости — это, по сути, ваша зона резкости. Если вы сделаете эту зону длиннее, сфокусировав больше объектов, вы получите большую глубину резкости.
Точно так же, если вы сделаете эту зону короче или меньше, с меньшим фокусом, вы получите небольшую глубину резкости. Один из способов добиться этой регулировки — использовать диафрагму объектива.
При большой глубине резкости больше объектов в фокусеТеперь, когда мы знаем об этом немного больше, мы можем манипулировать глубиной резкости, чтобы передать различные ощущения, тона и отношения между объектами.
RACK FOCUS DEFINITIONЧто такое реечный фокус?
Реечный фокус в кинопроизводстве меняет фокус во время кадра. Этот термин может относиться к небольшим или большим изменениям фокуса. Если фокус неглубокий, то техника становится более заметной.
Один из моих любимых способов манипулирования изображением — использование фокуса стойки. Он меняет фокус прямо в середине кадра.
Если режиссер начинает с большой глубины резкости, а в том же кадре переходит к малой, новый сфокусированный элемент становится центральным элементом сцены.
Драматизирует его, просто переключая типы фокусировки камеры, манипулируя глубиной резкости. Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть эту технику в Casino Royale .
Управление глубиной резкости с помощью Rack FocusНо съемка элементов в фокусе — не единственный способ рассказать свою историю.
Съемка не в фокусе может быть столь же мощной. Мы увидим в Nightcrawler , как режиссер использует размытие, чтобы проиллюстрировать свои темы.
РАЗРЕШЕНИЕ БОКЕ Что такое боке?В фотографии боке (/ˈboʊkeɪ/ BOH-kay; яп.: [боке]) — это эстетическое качество размытия, создаваемого в нерезких частях изображения, создаваемого объективом. Боке определяется как «способ, которым объектив отображает точки света, находящиеся вне фокуса».
Боке — это круглое размытие изображения, полученное не в фокусе.
Основная тема Nightcrawler — изоляция. Чтобы показать это, Гилрой хорошо использует правила композиции кадра с эффектом боке.
Типы снимка Композиция: Боке Техника, чтобы показать изоляцию Лу
Этот вид снимка помогает отдалить Лу от окружающего мира.
Подключен только к себе.
Директор также держит человека вне поля зрения. Эта техника используется, чтобы больше узнать об отчуждении Лу от общества.
Держите других не в фокусе, чтобы испытать отчуждение
Все, кроме Лу, размыты. Формально они в его мире, но чувствуют себя очень далеко.
Его изоляция ощущается на протяжении всего фильма благодаря преднамеренным кадрам камеры и основным советам по композиции видео.
Правила композиции Композиция глубокого космосаПоскольку в композиции кадра так много нюансов, иногда трудно уследить за всеми этими техниками. Я счел за лучшее создать отдельный раздел для композиции дальнего космоса отдельно от глубины резкости.
Мы определим снимки дальнего космоса, а также то, что называется глубоким фокусом, и определим, как все они соотносятся друг с другом.
Затем мы рассмотрим, как они часто работают вместе, чтобы запечатлеть намеренные (и невероятные) моменты в фильме.
Состав дальнего космоса ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Что такое состав дальнего космоса?
Кинематографисты используют глубокое пространство , когда важные элементы сцены расположены как близко, так и далеко от камеры. Эти элементы не должны быть в фокусе.
В отличие от глубина фокус, определяется элементами как вблизи, так и далеко от камеры в фокусе.
Знаменитые сцены глубокого фокуса Citizen Kane до сих пор являются одними из лучших примеров того, как знание правил композиции кадра может помочь вам рассказать глубоко личную историю.
В этой сцене в композиции дальнего космоса персонажи располагаются на разной глубине, при этом все четверо остаются в фокусе.
Разная глубина указывает на то, что происходит с каждым персонажем. Маленький мальчик появляется далеко, но в кадре, чтобы напомнить нам, что он скоро исчезнет из поля зрения, как только его отправят.
Deep Space and Focus Citizen KaneВ то время как Citizen Kane использует технику объемной композиции, чтобы рассказать свою историю, Nightcrawler, делает то же самое, фокусируясь на отношениях между персонажами.
Лу и Нина в «Ночном Змее»Когда Лу находится далеко от камеры, а Нина чуть ближе, мы видим работу глубокого космоса. Это разделение друг от друга подчеркивает их разные личности.
У человека чистые мотивы. Другой… не очень.
При большой глубине резкости мы также видим, что телевизоры засвечены и находятся в фокусе. Выявление приоритета Лу — телевидение или его работа.
Композиция фильма
Завершение правил композиции
Как мы уже говорили, правила композиции больше похожи на предложения. Они призваны направлять и помогать, а не ограничивать или запрещать. Есть много случаев, когда вы действительно должны следовать правилам композиции, а в других случаях идеально их нарушать.
Режиссер, такой как Дэн Гилрой, и такой фильм, как Ночной Змей , — отличные примеры того, как можно играть с правилами композиции. Вот что происходит, когда художник действительно знает свое дело.
Вверх Далее Основное руководство по глубине резкостиОвладение глубиной резкости возможно только при полном ее понимании.