Теория композиции: Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Довольно часто встречаю статьи о законах композиции, но постоянно там чего-то не хватает, то есть это либо основные принципы, либо рассказ о каком-то одном законе и так далее. Я постаралась собрать все доступные знания о композиционном построении и рассказать о них доступным языком, не углубляясь в психологию, цвето- и световосприятие.

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Композиционный и геометрический центр.

Вне зависимости от того строите ли вы композицию на бумаге, через фотообъектив или на мониторе компьютера, две диагональные линии при проведении из угла в угол, дадут точку пересечения — геометрический центр композиции. Любой предмет вписанный в этот центр будет смотреться гармонично.

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения. Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать. Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Иногда композиционный центр нарочно смещают, например, для придания композиции динамики.

Способы выделения композиционного центра.

Динамика и статика.

Слева статика, мы видим прочно стоящую композицию с надежным основанием. Справа динамика, композиция наклонена относительно линии горизонта, композиционный центр смещен.

Благодаря нашему удивительному ассоциативному мышлению, разные динамические композиции вызывают разные ассоциации. Например, мячик справа вот-вот скатится, а слева уже скатился по перекладине.

Симметрия и асимметрия в композиции. Равновесие.

С симметричной композицией, как правило, не возникает проблем, статична она или динамична, нам «удобно» на нее смотреть, она понятна. Различают несколько видов симметрии: зеркальная, осевая, вращательная (поворотная), центральная и скользящая симметрия.

В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию. Для большинства людей равновесие — это психологическая необходимость для правильного восприятия всего образа в целом. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

Хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать, так как это в свою очередь приведет к глубоким изменениям ее характера.

Метр и ритм.

В графическом дизайне существует понятие метрических и ритмических композиционных рядов, на практике этими законами композиции пользуются почти каждый мастер.

Ритм — важное средство организации элементов формы, которое реализуется как многократное закономерное чередование элементов ряда с целью их упорядочивания.
Чувство ритма — это врожденное чувство людей. Ритм легко воспринимается и воспроизводится. Первобытный человек ощущал цикличность природных явлений и жизненных процессов, их ритмы. Это оказало существенное влияние на формирование первых орнаментальных образов.

Принято выделять метрические, ритмические и метроритмические ряды в зависимости от характера и количества изменений.

Метрический ряд — закономерное повторение равных элементов через равные промежутки. Метрический ряд сообщает целому статический характер. Метрический ряд может быть простым и сложным. Простой метрический ряд основывается на повторении одного элемента через равные интервалы. Сложный метрический ряд возникает при сочетании нескольких простых метрических рядов, то есть когда развивается несколько метрических повторов.

Ритмический ряд — закономерное повторение, которое основано на изменении элементов ряда, интервалов между ними или тех и других одновременно. Поэтому выделяют также простой и сложный ритмический ряд. Ритмический ряд сообщает целому динамический характер за счет возможного характера изменений (нарастание или убывание интервалов между элементами, нарастание или убывание размеров элементов, изменение цвета и так далее). Для построения ритмического ряда необходимо 4-5 элементов, так как еще 3 элемента не создают впечатления закономерного повтора.

Метро-ретмический ряд характеризуется наличием нескольких простых рядов, которые складываются в композицию.

Перспективное сокращение.

Существует очень интересный способ составления композиции путем привязок к угловой или фронтальной перспективе. Мы рассмотрим на примерах несложных перспектив. В отличии от аксонометрии размеры предмета в перспективе не вычисляются, используют один реальный размер, который является отправной точкой.

Фронтальная перспектива рассчитана на фиксированную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта. Предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления от переднего плана.

Угловая перспектива всегда имеет 2 точки схода, все плоскости стремятся к этим точкам.

Все остальное разнообразие перспектив изображения являются производными от двух основных угловой и фронтальной, к ним относятся: линейная обратная перспектива, сферическая перспектива, плафонная перспектива, билатеральная перспектива, аспектива и перцептивная перспектива. Особое место хочется уделить воздушной (тональной) перспективе. Она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета. Цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются, таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

___________________________________________________________________________________________

Я намеренно не упоминала такой способ построения композиции, как Золотое сечение, на мой взгляд, золотое сечение — отдельная большая тема, и познакомиться с ней вкратце просто не получится. На Ярмарке Мастеров и так множество прекрасных статей о золотом сечении, например «Золотое сечение. Божественная пропорция» (автор — Даша Самаркина).

__________________________________________________________________________________________

В заключении хочется добавить, что законы композиции не обязательно строго исполнять, они часто противоречат друг другу, но прежде чем их нарушать, стоит научиться ими пользоваться.

Спасибо за внимание!

От автора: все композиционые схемы и примеры (на сером фоне) отрисованы лично мной, пожалуйста при использовании этого материала не забывайте ссылаться на авторство. Спасибо.

Использованные материалы: Выразительность графических и семантических средств в орнаменте. Литвинович Е.И.;
Основы композиции в дизайне. Tanya Flower; Перспектива — Виды перспективы. Шедевры Омска.

Композиция // Дизайн в цифровой среде

#10. Композиция в веб-дизайне

Свойства формы и приемы для работы над композицией

Основная проблема композиции в том, что знания по ней разрознены и их очень мало. То, что преподают в художественной школе, не совсем подходит нам, дизайнерам. Композиция, пожалуй, одна из самых сложных в изучении дисциплин. Мы рассмотрим композицию с точки зрения графики и дизайна.

Четкое определение композиции дать сложно, это понятие из раздела эстетического восприятия гармонии, ее задача — сделать вашу работу графически выразительной. А ее создание связано с экспериментами.

Композиция — такое положение объектов и элементов, когда все они гармоничны друг с другом и своим окружением.

Как можно сделать крутую графику

Композиция нужна, чтобы сделать работу более выразительной. С помощью нее мы можем управлять вниманием и чувством зрителя. Но. Как мы можем ее оценивать? Нравится, не нравится? Существует два способа сделать классный дизайн:

Почувствовать. Например, вам необходимо сделать ключевую фотографию для архитектурного бюро. Идея – сфотографировать сверху стол архитектора. Для этого вам нужно расположить некие ключевые объекты, которые бы воссоздавали атмосферу: компьютер, молескин, мышка, чашка, скетчи, ручки-карандаши, тубус. Все эти объекты нужно как-то классно скомпоновать на листе, найти правильное положение их относительно друг друга. Вы делаете много-много итераций, двигаете и перекладываете, пока не почувствуете, что все встало на свои места.

constructive.su

Это самый интересный и плодотворный способ. За время долгой практики вы научитесь чувствовать композицию. Надо отметить, что поначалу — сложно. С практикой вы строите ее уже не думая. Композиция становится частью вас как навык.

Рассчитать математически. Для этого применяют разные системы расчетов типа Золотого сечения, схемы Виллара и рядов Фибоначчи, распределяя все по гайдам и сеткам. Для этого нужно знать теорию. Точные расчеты можно встретить в отрисовке логотипов, в верстке. Один дизайнер заверстает текст в листе, расставит все графические элементы и определит поля на глаз, а другой будет применять точные расчеты.

Схема Виллара (гармонический делительный канон Виллара де Оннекура)

Гармонический делительный канон Виллара де Оннекура.
Система, которую Виллар разработал, известна как cхема деления прямой линии на логические и гармоничные части, состоящие из трети, четверти, пятых частей и так далее, до бесконечности. Схема была описана Яном Чихольдом как средство проектирования книги.

Божественная пропорция

Схема пропорционирования по золотому сечению, ее еще называют «Божественной пропорцией». Это такие отношения размеров, когда большая часть относится к меньшей также, как их сумма к большей.

Ряд Фибоначчи

Ряд Фибоначчи — такая последовательность чисел, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Некоторые рассчитывают по нему сетки.

Основные составляющие объекта на плоскости

Начните использовать теорию композиции в своей фотографии вместо правил композиции

17 комментариев

Мы хорошо знакомы с правилом третей, золотым сечением и, возможно, со спиралью Фибоначчи. Мы более или менее знаем, как использовать его в фотографии, и все мы слышали о нарушении этих правил композиции. Но, возможно, вместо этого вам следует использовать теорию композиции.

«Нарушение правил композиции». Мы все слышали это заявление. И мы также слышали, что мы должны сначала выучить правила, прежде чем их нарушать. Но что это за правила? Давайте посмотрим поближе, прежде чем погрузиться в теорию композиции.

Общеизвестные правила композиции

Пожалуй, правило третей — одно из самых известных правил. Это тот, где изображение разделено на три как по горизонтали, так и по вертикали. Он предоставляет нам линии на 1/3 и 2/3 изображения, а также четыре точки интереса, где линии пересекаются друг с другом.

Выбирая инструмент кадрирования в Lightroom, вы можете отображать различные сетки. Переключайтесь с помощью буквы «о» и «шифт-о». В этом примере мы видим правило третей.

Золотое сечение немного похоже на правило третей. Изображение также разделено на три части как по горизонтали, так и по вертикали. Расположение линий отличается от правила третей, теперь основанного на математическом подходе. Спираль Фибоначчи также является хорошим правилом построения, основанным на золотом сечении. Это спиралевидная форма, которую также можно найти в природе.

Дополнительные правила композиции. Но жаль, что многие фотографы считают правило третей единственным важным. Оно и понятно, правило третей довольно просто использовать. Возможно, для кого-то это слишком просто. Вот почему некоторые фотографы продолжают проповедовать, что это правило нужно игнорировать или даже нарушать для успешной композиции.

Эта композиция соответствует Спирали Фибоначчи, а значит, и золотому сечению, поскольку они оба похожи.

Теория композиции вместо правил композиции

Как всем известно, композиция существует уже довольно давно. До того, как была изобретена фотография, известные художники использовали приемы и правила композиции для своих картин и шедевров. Хотя, я так и думал. Правила композиции старые, но не настолько старые. Впервые правила композиции были использованы в искусстве в конце девятнадцатого века. До этого это был просто математический способ описания природы, попытка сделать это.

Вместо правил композиции может быть интереснее взглянуть на теорию композиции. Это теория, описывающая, как элементы в произведении искусства или фотографии могут располагаться и распределяться по кадру. В конце концов, композиция — это не что иное, как создание порядка в хаотической системе. Другими словами, мы, фотографы, должны найти способ показать все элементы на наших фотографиях упорядоченным образом. Для этого есть девять основных форм композиции, которые позволяют нам внести порядок в хаос. Это теория композиции.

1. Симметричная композиция

Простая базовая симметричная композиция. Но это может быть более сложным, когда вводится больше элементов. Пока эти элементы расположены симметрично рядом с вертикальной осью

Когда элементы в изображении распределены в симметричном порядке. Есть вертикальная ось, которая делит изображение и будет привлекать все внимание. Для симметричной композиции предмет изображения должен располагаться на этой оси.

Это может быть дерево, как в примере, но рядом с деревом может быть размещено множество других элементов, главное, чтобы это было симметричное распределение. Можно сказать, что это центральная композиция, хотя вы должны напомнить себе, что не все симметричные композиции будут центральными. В конце концов, делительная ось тоже может быть смещена от центра.

2. Центральная композиция

Центральная композиция, в которой объект находится в месте пересечения осей, а линии изображения направляют взгляд к объекту.

Когда объект находится в центре, мы можем получить центральную композицию. В изображении есть две оси, делящие его в равных долях. Точка внимания будет на пересечении этих двух осей. Чтобы сделать композицию максимально сильной, все элементы изображения будут направлять внимание на середину, где оси пересекаются. В примере показано, как это может работать на изображении.

3.

Асимметричная композиция Красивая асимметричная композиция. Скамья расположена в золотом сечении, и линии показывают, как взгляд направлен к этой скамье

. Когда вертикальная ось смещена от центра, у нас будет асимметричная композиция. Объект будет размещен на этой оси, которая является точкой интереса. Во многих случаях ось будет располагаться по логическому соотношению, которое является золотым сечением. Элементы изображения будут направлять взгляд к объекту на оси. В примере путь и свет приведут вас к скамейке.

4. L-композиция

L-композиция, пожалуй, самая распространенная, где элементы изображения располагаются рядом с двумя осями. Они часто располагаются в соответствии с золотым сечением.

Когда горизонтальная и вертикальная оси изображения смещены от центра, мы можем распознать L-образную форму. Это состав L. Элементы изображения располагаются на этих двух осях. Ось будет располагаться в логическом соотношении, и, как вы уже догадались, часто это будет золотое сечение. В наше время это соотношение также может быть по правилу третей, как в примере. Дерево расположено в вертикальной ориентации, а листья, освещенные солнечным светом, — по горизонтальной оси.

5. Геометрическая композиция

Геометрическая композиция возникла из этих свадебных альбомов для рекламных целей.

Когда нет важных осей изображения, не будет четкой точки интереса. Эти оси могут совпадать с элементами изображения, придавая ему геометрический характер. Геометрическая композиция представляет собой распределение площади без четкой точки интереса. Трудно было найти пример, но то, как я представляю свои свадебные альбомы, можно назвать геометрической композицией.

6. Диагональная композиция

Восходящая диагональная композиция. Глаз ведут по изображению элементы, расположенные на диагональной линии. Для тех, кто читает слева направо, эта линия будет вести от середины к краю. Это ниспадающая диагональная композиция.

Упорядочивая элементы по диагональной оси изображения, мы получаем диагональную композицию. Часто эти линии создают ощущение движения, что делает эту композицию очень динамичной. Линия будет направлять взгляд по изображению.

Мы различаем восходящую и нисходящую линии. Это различие зависит от того, в каком направлении мы смотрим и читаем. Для тех, кто смотрит и читает слева направо, восходящая линия будет начинаться слева внизу и заканчиваться справа вверху. Это может быть падающая линия для людей, которые смотрят и читают справа налево.

7. Треугольная композиция

Стабильная треугольная композиция будет иметь элементы, распределенные симметрично в треугольной форме вокруг вертикальной оси. Когда элементы не распределены симметрично вокруг вертикальной оси, мы имеем динамическую треугольную композицию. В нем есть ощущение движения.

Элементы изображения также могут располагаться треугольником вокруг вертикальной оси изображения. Это называется композиция треугольника. Также можно поместить треугольник вверх ногами.

Есть стабильная форма и динамическая форма. При устойчивой треугольной композиции симметричное расположение элементов. Это также можно назвать композицией пирамиды. Динамичная треугольная композиция имеет асимметричное расположение элементов, при этом внимание приковано к оси изображения. Это придаст ощущение движения, сделает его более динамичным.

8. Движущаяся композиция

Когда на изображении нет четких линий, а элементы распределены хаотично, это называется движущейся композицией.

Когда линии и элементы изображения расположены в более хаотичном порядке, создается иллюзия движения. Но без какого-либо реального движения в изображении. Глаз продолжает блуждать по изображению и не направляется в какое-то конкретное место.

9. Композиция поля (Полная композиция)

Композиция поля будет состоять из элементов, распределенных по изображению упорядоченным образом.

При композиции поля элементы располагаются в случайном порядке. Это дает иллюзию чего-то бесконечного. Кажется, что элементы продолжаются за пределами изображения. Это также называется сплошной композицией, и она не представляет интереса.

Как использовать эти девять основных форм композиции

Если вы внимательно посмотрите на эти девять основных форм композиции, вы увидите, что все они связаны с расположением элементов на фотографии. Какая композиция работает лучше всего, зависит от объекта, который вы хотите сфотографировать. Часто субъект будет просить одно из этих правил. Но вы также можете попытаться проигнорировать очевидную форму композиции и выбрать другую.

Постарайтесь увидеть свой образ как набор элементов и по возможности отключить свои эмоции. Какая базовая форма композиции подходит к этому изображению?

Я думаю, что важно отключить свои эмоции. Всякий раз, когда мы делаем снимок, мы эмоционально вовлечены. Мы находим пейзаж восхитительным, закат захватывающим дух. Модель, которую вы фотографируете, может быть потрясающей, а свет — волшебным. Эти эмоции могут ослепить нас и заставить забыть о хорошей композиции или расположении элементов изображения. Если вы сможете отключить эти эмоции, вы сможете смотреть на изображение более объективно.

Я надеюсь, что эти девять основных форм композиции принесут вам пользу. Это может помочь вам выйти за пределы очевидного правила третей или другого правила, которое вы захотите использовать. Расскажите, пожалуйста, свое мнение о композиции и о том, как вы используете свое любимое правило композиции. Мне нравится читать об этом в комментариях, и я думаю, что это может быть очень поучительно.

Если вы хотите вывести свою фотографию на новый уровень, но не знаете, с чего начать, ознакомьтесь с учебным пособием «Всесторонне развитый фотограф», где вы сможете изучить восемь различных жанров фотографии в одном месте. Если вы купите его сейчас или любой из наших других руководств, вы можете сэкономить 15%, используя « ARTICLE » при оформлении заказа. 

Темы: 

Образование

Fstoppers Originals

Нандо Хармсен — голландский фотограф, специализирующийся на свадебной и пейзажной фотографии. методы и оборудование, и делится ими в своем личном блоге и на многочисленных семинарах.

Состав и теория | Отделы | Музыкальная школа Блэр | Университет Вандербильта

О кафедре композиции и теории

Заведующий кафедрой: Майкл Слейтон    

Программа «Композиция/теория» направлена ​​на то, чтобы вооружить студентов творческими, техническими и критическими механизмами, имеющими решающее значение для развития их художественной и интеллектуальной жизни как ученых.

Работая в тесном контакте с преподавателями, студенты Blair, изучающие композицию, пользуются свободой исследования различных стилей, работая над созданием разнообразных композиций. У студентов-композиторов есть множество возможностей услышать свою музыку в исполнении каждый год, кульминацией которой станет полнометражный портретный сольный концерт в старшем классе.

Используя неотъемлемую роль Блэра в культурной и интеллектуальной жизни одного из ведущих университетов Америки, программа «Композиция и теория» также развивает возможности, предоставляемые доступом к превосходным музыкальным и немузыкальным курсам Вандербильта, поощряя студентов понимать, как их собственная музыка относится к множеству других дисциплин, таких как искусство, история, литература, философия и естественные науки.

Руководящий принцип программы Блэра «Композиция и теория» заключается в том, что как искусство, так и ремесло сочинения укрепляются в развитии взаимосвязи между личностным ростом и обширной сетью идей и опыта, доступных учащимся в 21 веке.

Слуховые навыки

Координатор: Джошуа Макгуайр

Все чаще музыкантов приглашают выступать в различных стилях и жанрах, включая музыку классической западной традиции, джаз, популярную и мировую музыку. Чтобы удовлетворить эти требования, мы в школе Блэр стремимся предоставить учащимся практические навыки, которые им понадобятся для эффективной работы в этой эклектичной среде.

Наша музыкальная программа предназначена для того, чтобы учащиеся систематически развивали технические слуховые навыки, включая распознавание высоты тона, интервала и ритма, определение гаммы и лада, определение аккорда и так далее. Кроме того, учащиеся получают представление о том, как улучшить музыкальное общение и самовыражение посредством реализации этих навыков.

Основанные на методах обучения, разработанных Марианной Плогер с 1976 года, музыкальные курсы Блэр направлены на развитие беглости во всех этих областях.

Узнайте больше о программе Musicianship и зарегистрируйтесь на Musicianship Intensives 2019

Факультет

Майкл Слейтон
Доцент кафедры композиции и теории; Заведующая Композиционно-теоретическим отделением
Email
Website
(615) 322-7673
2107 Blair
Collegiate primary majors, collegiate non-primary majors, and collegiate minors
Emelyne M. Bingham
Principal Senior Lecturer of Music Теория и познание
Эл.0120
  Stanley B. Link
Associate Professor of the Composition, Philosophy and Analysis of Music
Email
615-322-4920
2106 Blair
Collegiate primary majors, collegiate non-primary majors, и коллегиальные несовершеннолетние
Джошуа Макгуайр
Старший преподаватель музыки
Электронная почта
Веб-сайт
(615) 322-6891
2121 Блер
Майкл Алек Роуз
Профессор композиции
Электронная почта
Веб-сайт
615-322-5817
2102 Blair
-322-5817
2102 Blair
-322-5817
2102 Blair
-322-5817
2102 Blair
-322-5817
2102 Blair
.
Теория композиции: Основы композиции в дизайне | Журнал Ярмарки Мастеров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх