Упражнения на композицию: Упражнения по композиции. Тема: Геометрическая фигура и плоскость

Содержание

Упражнения для самостоятельной работы обучающихся на тему «Основы композиции»

Просмотр содержимого документа
«Упражнения для самостоятельной работы обучающихся на тему «Основы композиции»»

Упражнение 1. Равновесие масс чёрного и белого. Путем подбора размера черного прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.

Упражнение 2. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.

Упражнение 3. Асимметрия и динамическое равновесие. Путем подбора размера черных или цветных прямоугольников создать на белом листе равновесие масс, ощущение зрительного равновесия.

Упражнение 4.Глубинная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Упражнение 5. Разность планов. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников (3-4) и выполняем композицию . В этой работе чётко будут прослеживаться разность планов. Первый план, второй план, третий и т.д.

Упражнение 6. Фронтальная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля.

Упражнение 7.Ритм и зрительное равновесие в композиции. Вырезаем несколько черных или цветных геометрических фигур и выполняем композицию, в которой сгущенность и разрежённость элементов рождают ритм.

Упражнение 8. Создайте замкнутую или открытую композицию.

Упражнение 1.

Равновесие масс чёрного и белого. Путем подбора размера черного прямоугольника создать на белом листе гармоничную композицию.

Упражнение 2. Симметрия. Белая плоскость уже задана. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем симметричную композицию.

Упражнение 3. Асимметрия и динамическое равновесие. Путем подбора размера черных или цветных прямоугольников создать на белом листе равновесие масс, ощущение зрительного равновесия.

Упражнение 4.Глубинная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства.

Упражнение 5. Разность планов. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников (3-4) и выполняем композицию . В этой работе чётко будут прослеживаться разность планов. Первый план, второй план, третий и т.д.

Упражнение 6. Фронтальная композиция. Вырезаем несколько черных или цветных прямоугольников и выполняем композицию, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля.

Упражнение 7.Ритм и зрительное равновесие в композиции. Вырезаем несколько черных или цветных геометрических фигур и выполняем композицию, в которой сгущенность и разрежённость элементов рождают ритм.

Упражнение 8. Создайте замкнутую или открытую композицию.

Что такое упражнения на композицию тела?

Вы хотите похудеть, или вы хотите сохранить мышцы и сбросить жир? Диета может помочь вам сбросить вес, но вы можете использовать упражнения на состав тела, чтобы сохранить мышцы на этом пути.

Это не так сложно, как кажется. Вам нужно будет сочетать занятия по составу тела с диетой, богатой нежирным белком, чтобы способствовать снижению веса и формированию более сильного тела.

Что такое состав тела?

Состав тела — это соотношение жира и мышечной массы тела, включая мышцы, кости и органы. Состав тела оценивается по процентному содержанию жира в организме. Жир в организме здоровой женщины обычно составляет от 21% до 24%. Жир в организме здорового человека обычно составляет от 14% до 17%.

Есть много способов измерить процентное содержание жира в организме. Многие клубы здоровья и кабинеты врачей могут провести простые тесты, чтобы получить номер. Существуют также весы для определения процента жира в организме.

Если вы хотите изменить форму своего тела, вам нужно уменьшить процентное содержание жира в организме. Удивительно, но это может означать увеличение вашего веса. Это потому, что мышцы более плотные, чем жир, поэтому они занимают меньше места в вашем теле.

Поскольку наращивание мышечной массы может привести к более высокому значению шкалы, традиционная шкала может быть не лучшим способом измерения успеха. Вот тут-то и пригодится знание процентного содержания жира в организме.

Прежде чем приступить к программе упражнений, неплохо бы узнать свой номер, чтобы вы могли измерять свой прогресс на этом пути.​

Кардио упражнения для композиции тела

Все виды упражнений сжигают калории. Но упражнения по составу тела сочетают в себе действия по сжиганию жира и действия по наращиванию мышц. Таким образом, вы замените жир стройными, плотными, сильными мышцами.

Итак, как лучше всего сжигать жир? Аэробные упражнения сделают свое дело. Аэробная активность, иногда называемая кардио, — это упражнение, которое заставляет ваше сердце биться быстрее. Во время аэробной тренировки вы тяжелее дышите и начинаете потеть.

Однако не обязательно каждый день тренироваться до одышки. На самом деле, вы будете сжигать самый высокий процент калорий из жира при умеренной интенсивности. 

Однако по мере улучшения вашего уровня физической подготовки вы можете включить более тяжелые тренировки в свой график упражнений. Тренировки с более высокой интенсивностью сжигают больше калорий, но меньше жира. Чтобы максимизировать сжигание жира, сочетайте высокоинтенсивные, умеренные и низкоинтенсивные тренировки в полной и сбалансированной фитнес-программе.

Силовые тренировки для состава тела

Вы заметите реальные изменения в составе своего тела, когда начнете силовые тренировки. Целью силовых тренировок является наращивание и формирование мышц.

Распространенное заблуждение среди женщин заключается в том, что силовые тренировки заставят их набрать массу. Это бывает редко. Женщины не производят достаточного количества гормона тестостерона для наращивания мышц, которые мог бы нарастить мужчина, выполняя ту же тренировку.

Вам также не нужно беспокоиться о специальном оборудовании, тратах больших денег или посещении тренажерного зала. Вы можете выполнять простые силовые тренировки дома, чтобы укрепить ноги, руки и пресс, при этом в некоторых упражнениях используется только вес вашего собственного тела.

Примеры упражнений на композицию тела

Какие упражнения лучше всего подходят, когда вы пытаетесь изменить состав своего тела? Простые упражнения с собственным весом эффективны, потому что они одновременно увеличивают частоту сердечных сокращений и укрепляют мышцы.

Вы можете выполнять эти упражнения дома практически без оборудования:

  • Передний выпад, шагающий выпад или выпад над головой
  • Планка
  • Отжимания (традиционные, модифицированные или с фитболом)
  • Приседания с жимом над головой

Тренировки по построению тела 

Если вы последовательны в своих тренировках, вы должны начать замечать изменения в составе своего тела уже через несколько недель. Чтобы составить последовательную программу, объедините аэробные и силовые тренировки в круговую тренировку. Или вы можете чередовать тренировки в разные дни. 

Круговая тренировка

Совмещайте любимые кардиоупражнения с силовыми тренировками и чередуйте каждое упражнение в рамках одной тренировки. Например, если вы любите ходить, вы можете встать на беговую дорожку и подняться на холм в течение 7 минут, а затем 3 минуты отжиматься, делать выпады и сгибать мышцы живота. Повторите эту схему от трех до шести раз, чтобы получить полную круговую тренировку.

Альтернативные дни

Вы также можете сжигать жир и наращивать мышечную массу, чередуя тренировки в разные дни. Например, вы можете посещать занятия аэробикой по понедельникам, средам и пятницам, а выполнять силовые тренировки по вторникам и четвергам. Это дает вашим мышцам время на восстановление.

Не забывайте, что ваша диета также играет важную роль. Убедитесь, что вы следите за своим энергетическим балансом, чтобы получить дефицит, необходимый для потери жира.

Основы композиции. Вопросы, упражнения и творческие задания

40. Выполните серию упражнений по свободному использованию картинной плоскости (без горизонта и без перспективы). Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических, растительных или декоративных элементов.

41. Выполните серию упражнений по созданию композиций из линий, пятен, точек, геометрических и растительных элементов с использованием перспективы.

42. Нарисуйте динамичную композицию “Ветер”, “Ритмы города”, “Волны”. Можно сделать живописный и графический варианты каждой картины.

43. Нарисуйте композицию “Скачки”, “Всадники”, “Прыжок в высоту”, “Велосипедисты”, постарайтесь использовать правило передачи движения и всевозможные художественные материалы.

44. Выполните серию эскизов натюрмортов, как бы в определенном настроении, любыми живописными или графическими средствами. Это может быть натюрморт грустный, веселый, торжественный, задумчивый, важный, озорной и т. п.

45. Композиционными средствами передайте впечатление монументальности при изображении одного объекта (чайника, здания, дерева, человека, кота).

46. Выполните серию упражнений по применению перспективы в различных композициях (изменение высоты линии горизонта, точек схода, точек зрения и т. п.). Попробуйте использовать разнообразные форматы бумаги.

47. Вырежьте силуэты фигур в требуемом движении и составьте такие композиции: “Футбол”, “Пловцы”, “Бегуны”, “Волейболисты”, “Лыжники” и т. п.

48. Выполните серию упражнений на построение композиции пейзажа в нужном освещении: “Утро”, “День”, “Полдень”, “Сумерки”, “Вечер”.

49. Выполните композицию с передачей общего настроения: “Печаль”, “Страх”, “Радость”, “Праздник”, “Беспокойство” и т. п. Это может быть коллаж с использованием репродукций из журналов.

50. Выполните серию упражнений по созданию композиционных импровизаций в различном колорите на свободные темы или в виде иллюстраций к поэзии.

51. Выполните серию заданий, связанных с композиционным размещением элементов художественного оформления книги (обложки, титульного листа, заставки, иллюстрации полосной и полуполосной, концовки, буквицы).

52. Выполните серию заданий по составлению композиций из разнообразных шрифтов. Это может быть шрифтовая композиция в виде геометрической фигуры, птицы, цветка, рыбы, человека.

53. Нарисуйте орнамент на прямоугольной форме (платок из Павловского Посада, русские изразцы и др.), используйте разнообразные композиционные варианты размещения орнамента.

54. Составьте орнамент на круглой форме на основе узоров мастеров северных и южных территорий России, используйте композиционные схемы. Следите за тем, как располагаются элементы орнамента относительно осей симметрии.

55. Выполните эскизы декоративного украшения ковров прямоугольной формы, используйте для этого геометрические и растительные элементы, располагайте их по различным композиционным схемам на основе традиций искусства ковроткачества народов России.

Каждой из представленных схем могут соответствовать разнообразные орнаментальные мотивы. Кроме этого, орнамент может располагаться свободно. Помните о том, что асимметричная композиция может быть уравновешенной.

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Бирма. Няунгшве. Утренние упражнения в композиции.

Фото 1.

Эту серию, снятую в окрестностях бирманского селения Няунгшве я сделал в монохроме.
Хотя я почти всегда все делаю в цвете, на сей раз у меня особых сомнений не возникло.
Сомнения в другом-в композиции, и тут я хотел бы узнать Ваше мнение ..

Фото 2.

При съемке понравившегося сюжета я всегда делаю дубли, а вернее сказать различные варианты сюжета. И вот потом , на стадии обработки , начинаются сомнения.
Поскольку композицию строю скорее интуитивно, а не сообразуясь с правилами, то и ошибки тут неизбежны.

Фото 3.

На трех снимках выше практически один сюжет, мне нравится первый, он мне кажется немного мистическим, назвал бы его «пришелец».
На втором человек идущий, на третьем в шляпе, немного разная обработка, оттенок…
А какой из вариантов выбрали бы вы ?

Фото 4.

Вот все то же место с лодкой, но снято более общим планом.

Фото 5.

..а может так , помягче и похолоднее?

Фото 6.

есть и такой вариант с фигурой на переднем плане.

Фото 7.

.. и еще панорама. Деревья на переднем плане мне показались не лишними ..

Это здесь, в своем журнале я могу вывалить все это кучей, а вот допустим нужно выбрать один для конкурса или выставки, так на чем остановиться ?

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Вот еще пара вариантов с мостом. Тут к тому же и обработка разная.

Фото 11.

Тот же мост плюс человек на переднем плане.

Фото 12.

Этот снимок в цвете тоже интересен, но я его удалил из этого монохромного поста.

Фото 13.

слишком просто ?

Фото 14.

Иногда с одного места можно снять несколько совершенно разных сюжетов.
Обычно такие узкие и длинные панорамы плохо смотрятся . Но здесь не решился ничего отрезать ни справа , ни слева — мне кажется композиция бы потерялась. Я не прав ?

Фото 15.

Хотя вот здесь практически фрагмент этой панорамы, и мне кажется он тоже имеет право на самостоятельное существование.

Фото 16.

Почти с того же места, варианты с людьми..

Фото 17.

с теткой на переднем плане ..

Фото 18.

..а может лучше без нее ? )

Фото 19.

Мальчик с корзиной близко…

Фото 20.

Мальчик далеко… но фигура четко читается на фоне утренней дымки , и мне этот вариант нравится больше.

Фото 21.

А здесь почти тоже самое , только вместо мальчика крестьянка, несущая ребенка.

Если несложно, поломайте голову и скажите, что из этой серии Вы бы оставили, а что отправили в корзину ?

Развиваем композиционное мышление

Наверняка, почти каждый из тех, кто серьезно занимается фотографией, хотя бы раз в жизни сталкивался с мнением людей, которые отрицают само понятие «композиция». Сторонники этой теории считают, что все правила и законы построения изображения на плоскости достаточно условны, что, если они всё же и существуют, то существуют весьма  шатко и неконкретно.  Именно по этой причине кое-кто из фотографов даже считают, что композицию легче отрицать, чем стараться вникнуть в ее основу и  понять ее законы. И в этом тоже есть некоторая доля правды. Однозначного в композиции меньше, чем сложного.

Ну, а если вы всё же хотите попытаться развить в себе композиционное видение, понять композицию,  то каким путем это лучше всего будет сделать? Вот как раз об этом мы и хотим сегодня поговорить. В этой статье мы познакомим вас с тремя способами развития чувства композиции.

Способ № 1. Сравнение двух вариантов одного изображения

Что нужно делать?

Нужно положить перед собой или открыть в двух окнах на компьютере два варианта одного изображения, на которых отличается компоновка некоторых элементов.

  • К примеру, это может быть  оригинальный, «сырой», необработанный снимок и уже обработанный его вариант, на котором один из элементов убран или прикрыт нейтральной маской.
  • «Сырой» снимок, полученный непосредственно с фотокамеры, и уже кадрированный в графическом редакторе.
  • Специально сделанные картинки одинаковых геометрических фигур, которые отличаются одна от другой только лишь расположением этих фигур на плоскости самой картинки.

Как это нужно делать?

  • Оптимальный вариант – распечатать обе эти картинки и повесить их перед собой на стену.
  • Смотреть на них нужно некоторое время, возможно даже достаточно продолжительное. Причем, постоянно возвращаться к просмотру. Беглый взгляд, длящийся  несколько секунд, ни к чему не приведет.
  • Для того, чтобы перекрывать на картинках некоторые детали, можно использовать обыкновенную  бумажную маску. Просто вырежете из бумаги фрагмент,  по форме близкий к прикрываемой детали, и прикладывайте его к изображению. Только учитывайте, что маска должна по тону и цвету сливаться с фоном, иначе вы создадите ей лишний акцент, и она будет отвлекать вас от сравнения.

  • Если вы будете работать  в Photoshop, то рекомендуем использовать инструмент «Штамп» (Clone Stamp). Он очень удобен для этих целей.  
  • Когда вы будете сравнивать две эти картинки – смотрите не на сами предметы, изображенные на этих фотографиях, а главным образом на их формы. Любой предмет имеет форму: он может быть круглым, прямоугольным, может иметь вообще неправильное геометрически очертание. Для композиции важна именно форма, а не суть самих этих предметов.  Люди это, животные или какие-то строения или предметы – в данный момент это не должно вас интересовать. Восприятие самих предметов, их смыслового назначения мешает оценке композиции изображения.

О чем тут речь? Ну, к примеру, на снимке мы видим троих улыбающихся детей в ярко-желтых майках, играющих на зеленой лужайке.  Но для понимания композиции этой фотографии нам совершенно не важно, дети это или какие-то другие объекты, например, кошки на окне или яблоки на ветке. Если изображение на фотографии сделать размытым, то фигуры этих детей можно увидеть как три желтых пятна на зеленом фоне. Эти желтые пятна имеют каждое  свою,  неповторимую,  форму, и по особому расположены на зеленом фоне.

В случае, если вам проблематично воспринимать изображение так образно, для понимания композиции первое время для начала можно пользоваться в Photoshop  фильтром «Размытие по Гауссу» (Gaussian Blur). Радиус этого фильтра подбирать нужно так, чтобы предметы, изображенные на картинке, перестали узнаваться. Должна читаться только их геометрическая форма.

А ещё каким образом можно научиться отвлекаться от сути предмета, обращая внимания только на его форму? Как выработать в себе привычку и умение отвлечь свое внимание от второстепенных деталей и уловить, почувствовать взаимодействие главных?

  1. Можно расположить снимок перед собой в перевернутом виде, вверх ногами. В этом случае он будет выглядеть непривычно, и все предметы на нем будут вами распознаваться не сразу. При этом вам придется повысить концентрацию своего внимания и постараться увидеть то, что было не замечено вами ранее, при обычном рассматривании фотографии.
  2. Попробовать посмотреть на снимок при другом освещении. Например, при очень слабом.
  3. Посмотрите не на саму картинку, а на ее отражение в зеркале.
  4. Рассматривайте изображение, стараясь как можно сильнее прищуриваться.
  5. Для того, чтобы воспринимать только наиболее важные композиционные элементы снимка, нужно отпечатанную фотографию поставить перед собой не смотря при этом на нее, закрыв глаза. А потом на мгновение открыть их и опять закрыть. При этом ваш мозг «отпечатает» в вашем сознании как бы очертание фотографии, что и будет являться основой ее композиционного построения.

Способ № 2.  Перемещение элементов изображения

Способ, который известен с давних пор. Им всегда активно пользовались известные мастера живописи. Как рассказывают исследователи творчества Ильи Репина, прежде чем начать писать какую-то свою картину, он вырезал из черной бумаги фигуры ее персонажей, и долгое время располагал их в различных вариантах на холсте, создавая множество  сочетаний этих фигур. Делал он это до тех пор, пока не складывалась идеальная композиция будущей картины.

Что нужно делать?

  • Рекомендуем для начала попробовать компоновать между собой две фигуры, постепенно переходя к более сложным вариантам – три, четыре и более фигур.
  • Большее количество фигур позволяет создать больше вариантов их сочетаний между собой.
  • При упражнениях в компоновке фигур между собой нужно в первую очередь обращать внимание на:
    • Подходят ли эти фигуры одна к другой по своему размеру.
    • Достаточен ли, не мал и не велик интервал между ними.
    • Гармонично ли сочетание этих фигур, стремится это сочетание к единству или нет?

Это лишь основные критерии, на которые нужно обращать внимание.

  • В композиции изображения на плоскости важны мельчайшие изменения, вплоть до миллиметров. Не нужно бояться двигать фигуры на листе бумаги на очень незначительные расстояния. «Отличие хорошей фотографии от посредственной – вопрос миллиметров» —  говорил А.К. Брессон.
  • Эта композиция из отстраненных черных фигур на белом листе бумаги должна  находиться перед вами достаточно долго. Возможно, она будет висеть перед вами на стене несколько дней. И в какой то момент вы увидите композиционные ошибки в ней и вам захочется переделать все изображение заново, возможно даже  коренным образом.

Как же все-таки определить, гармонично вы выстроили композицию или нет? Ответить на это вопрос одновременно и просто, и в тот же момент, достаточно сложно. Гармоничной можно считать ту композицию изображения, на которую вам элементарно приятно будет смотреть. Чем больше вы будете упражняться в композиции, тем сильнее в вашем сознании будут меняться критерии. Со временем вы научитесь видеть композицию. Вполне возможно допустить, что приятным для вас, а значит, и оптимальным через месяц или два вам покажется совершенно другое композиционное построение кадра.

Способ № 3. Анализ известных работ  мастеров фотоискусства и своих собственных снимков

Что нужно делать?

  • Необходимо не просто смотреть на снимки классиков фотографии, а стараться при этом понять, почему все элементы на них расположены именно так, а не как-то по-другому.  Проще говоря, проверить композицию этой фотографии на прочность, на важность каждого из ее элементов.
  • Для выполнения этого упражнения вы можете использовать компьютер, или маски, нейтрального цвета к фону. О таких масках сегодня мы уже говорили.

Как это нужно делать?

  • Работать со снимками мастеров примерно так же, как мы работали ранее со своими снимками, закрывайте маской на фотографии тот или другой элемент, при этом, в первую очередь, обращая внимание на то,  как композиция снимка будет выглядеть без этих элементов. Если прикрываемый на изображении элемент действительно важен, то вся композиция, лишившись его, мгновенно распадется. Если элемент несущественен для композиции – большого вреда его прикрытие маской композиции снимка не нанесет. При этом нужно всегда помнить про то, что маска обязательно должна быть нейтральной к фону. Если общий фон снимка черный – то и маска тоже должна быть такой же, если фон белый – и маска должна быть белой. В противном случае всё это упражнение потеряет свой смысл.
  • При работе над этим упражнением в Photoshop, элементы картинки можно не убирать полностью  (инструмент «Штамп» — «Clone Stamp»), а только лишь притемнять их при помощи инструмента «Burn» или осветлять, используя при этом инструмент «Dodge». Посмотрите внимательно, что из всего этого получилось. Проанализируйте снимок как следует, тщательнейшим образом.
  • Естественно, работу известного фотомастера можно принять для нас за эталон фотоискусства. Если,  убрав из ее композиции какой-то элемент, какую-то деталь, вы обнаружите серьезную разницу, то вы легко найдете тот элемент, который можно считать самым важным в композиции этой фотографии. Значит, этот элемент и есть то самое связующее звено, которое соединяет, сдерживает в единой связке все элементы снимка по композиции в единое целое. Обратим ваше внимание и на то, что все элементы можно не только убирать со снимка, но и передвигать их один элемент взаимно другого.
  • Подобным образом можно работать и над своими фотографиями. Мы с вами пока ещё не великие мастера. И поэтому, в отличие от классиков фотоискусства, мы можем допускать ошибки и при съемке, и при обработке своих снимков. У неопытного или начинающего фотографа композиция снимка удачно складывается далеко не всегда. Чаще всего, удачно сочетаются в ней только лишь несколько деталей. Вот поэтому, когда вы будете   анализировать свои работы с точки зрения их композиционного построения, главной вашей задачей должно быть определение того, какие конкретно элементы мешают композиции всего снимка, не позволяют полноценно воспринимать удачные ее детали, и устранить увиденные недочеты в работе.

Ну, и,  завершая наш сегодняшний рассказ о развитии композиционного мышления, хочется сказать, что упражнений, подобных описанным в этой статье, существует достаточно много. Как говорят теоретики и искусствоведы, тот фотограф, у которого лучше развито чувство композиционного видения и мышления, намного быстрее начнет понимать взаимоотношение, возникающее между фигурами на снимке, взаимовоздействие между ними.  Тому же художнику, у кого это важное чувство развито не очень хорошо, чтобы эти взаимодействия уловить и понять, нужно будет выполнить гораздо больше подобных упражнений.

Удачи вам! Совершенствуйтесь, развивайтесь, не стойте на месте! 

Законы композиции

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое — равновесие, второе — единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.

Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» яркое цветное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник добился такого равновесия? Какими средствами он достиг этого?

«Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов. Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.

Scan by Ne Quid Nimis

РАВНОВЕСИЕ

К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912

— 47 —

В. Валькот. Витраж в гостинице «Метрополь» в Москве. 19001902

законы композиции

Так же гармонично решено и движение. Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины, утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности»*.

Нам бывает порой сложно разобраться в замысле авторов тех или иных произведений. Может быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пятна, увеличивали их размер, насыща-

ли деталями, которые помогали завершить произведение, добиться его равновесия. Что касается программных произведений, то авторы в основном осуществляют свои ком-

позиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.

Существуют законы композиции, средства, способствующие созданию гармоничных композиций, различные приемы, использова-

* Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М., 1966. С. 49.

Scan by Ne Quid Nimis

— 48 —

А. Головин. Занавес к спектаклю «Маскарад». 1917

законы композиции

ние которых поможет в дальнейшем доработать произведения, упорядочить их структуру, понять значимость классического наследия. Но все это никогда не сможет заменить творческое «я».

Творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом

— теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творческого познания — открытия. Если рассмотреть на исторической вертикали развитие того или иного вида искусства, можно обратить внимание, что за творческим взлетом очень часто следует период застоя или даже падения, в процессе которого активно ведется

работа по осмыслению предшествующих достижений, создается теоретическая база, выявляются закономерности, которые подготовят следующий подъем.

Но вернемся к законам композиции. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.

Scan by Ne Quid Nimis

— 49 —

законы композиции

Ж. Мансар. План собора Дома Инвалидов в Париже. 1676

Scan by Ne Quid Nimis

Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным.

Выбор построения или структуры произведения зависит от художественного видения автора, от его желания найти более выразительную композицию для создания конкретного художественного образа.

Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декоративноприкладном искусстве, реже — в станковой живописи, графике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предельно сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса православного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, которые, как на стержень, насажены на ось. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.

Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлекающей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центричной в ней создается движение. Движение к центру — центростремительное, движение от центра — центробежное. Такой композиционный прием широко применялся и сейчас применяется в декоративноприкладном искусстве: при росписи керамических блюд, платков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.

Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя надо отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетво-

— 50 —

законы композиции

ренности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной композиции. Использование асимметрии позволяет более активно относиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов — в зависимости от задач, стоящих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить композицию, но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.

Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и непременном условии — равновесии — привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д. Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона — единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.

Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм. Разговор о них пойдет ниже.

Для развития чувства равновесия на плоскости, для наиболее полного освоения симметричного построения композиции попробуйте выполнить ряд упражнений. Эффективнее всего в данном случае работать в технике аппликации.

Упражнение 1

Возьмите лист бумаги, лучше цветной, и положите на него один элемент любой формы, но при этом гармонически сочетающийся по цвету с плоскостью. Попробуйте найти для этого элемента такое место, которое, по вашему мнению, было бы уравновешено на плоскости. Если элемент представляет собой собранную, замкнутую форму, то есть не имеет острых углов,

Л. Лисицкий. Обложка журнала

«Вещь». 1922

Scan by Ne Quid Nimis

— 51 —

законы композиции

1.Симметричная композиция

2.Асимметричная композиция

3.Асимметричная композиция

Scan by Ne Quid Nimis

приближается к форме круга, то проверить правильность своего решения легко. Пересечение диагоналей, чуть выше и влево — вот его место. Если же элемент агрессивный по форме, имеет четко выраженную направленность в одну сторону, то его необходимо сдвигать в обратном направлении, тем самым освобождая большее пространство на плоскости перед выступающей, пластически развивающейся частью элемента.

Для приобретения навыков работы на плоскости необходимо обязательно проделать все эти манипуляции с элементом «закрытым по форме» и с элементом агрессивным или «открытым», причем в различных вариациях.

Упражнение 2

Найдя уравновешенное состояние, разверните элемент вокруг оси на 90 градусов и снова ищите равновесие, сдвигая элемент. И так несколько раз. Обратите внимание на закономерность и взаимосвязь поворота и сдвига. Это наблюдение поможет вам принять правильное решение. Помните, что готовых рецептов не существует. Главное, чтобы это упражнение заставило вас логически размышлять и помогло развить чувство равновесия на плоскости.

Упражнение 3

В первых двух заданиях мы брали один элемент, оговорив только, что цветосочетание должно быть гармоничным, но каким именно, не сказали. Наверное, положив в первый раз элемент на плоскость, вы могли почувствовать, что он мал или, наоборот, велик. Вы изменили размер и начали работать. Если же вы не обратили внимания на этот факт вначале, то присмотритесь повнимательней сейчас. Проанализируйте такое явление, как изменение цвета плоскости (а не ее размера). Сделайте это несколько раз. Обратите внимание на то, что почти каждый раз вам хочется изменить размер элемента. Это говорит о том, что количественное соотношение площади элемента и плоскости всегда должно определяться в индивидуальном порядке, а также о том, что есть цвета «тяжелые» и «легкие». Закон равновесия говорит не только о месторасположении элемента, но и о количественном и качественном соотношении его с плоскостью.

— 52 —

законы композиции

Упражнение 4

Попробуем усложнить задачу. Для этого существующий элемент, который ранее был уравновешен, разрежем на несколько частей. В результате он распадется на некое количество элементов. Попробуйте теперь уравновесить их. Вы непременно придете к выводу, что по количественному соотношению их не хватает. Из этого следует еще один вывод: площадь пятна «одинокого» элемента может быть меньше площади нескольких элементов — при условии, что цвет и фактура плоскости и элемента (элементов) остаются неизменными и выполняется условие равновесия. К тому же, чем меньше расстояние между элементами, тем меньше они могут быть по площади. «Вес» фигуры зрительно возрастает при ее активном одиночестве на фоне. Все эти упражнения, особенно упражнение 4, можно выполнять и на компьютере. Проработав одну позицию, сохраните ее. Затем, выполнив следующую позицию, используйте предыдущее решение и наложите одно на другое. Путем сравнения выводится результат.

Упражнение 5

Попробуйте организовать плоскость, используя симметрию:

с вертикальной осью, угловую, центричную. Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труд- Симметричная композиция

нее создать композицию, оригинальную по своим пластическим задачам, интересную по восприятию.

Перейдем к упражнениям, которые помогут освоить принципы равновесия асимметричной композиции.

Упражнение 6

Создайте ярко выраженную неуравновешенную композицию, состоящую из любого количества элементов, определенного колористического строя. Проанализируйте ее. Вы увидите, что она не уравновешена не только в количественном соотношении, но и в оптическом. Введите цветовое пятно или измените качество плоскости, тем самым добиваясь равновесия.

Упражнение 7

Вновь создайте неуравновешенную композицию и проанализируйте ее. уравновесьте введением сложного по конфигурации

Scan by Ne Quid Nimis

— 53 —

законы композиции

элемента. Это может быть буква, какой-либо знак и т. п. Двигаясь от обратного, вы тем самым еще глубже исследуете причину неуравновешенности, а затем, устраняя ее, еще раз проанализируете свои действия, которые помогут организовать плоскость.

В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить внимание на то, что в двух последних упражнениях с введением сложных по форме элементов или активного цветового пятна в композиции появились акценты, правильнее сказать, доминанты. При их помощи был организован композиционный центр.

Симметричная композиция

Scan by Ne Quid Nimis

— 54 —

законы композиции

От мудрецов древности мы восприняли идею о красоте и гармонии природы. Свои философские трактаты посвятили этой проблеме Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи и многие другие мыслители. Мир — это гармония и ритмика, считали греки. Законы музыкальной гармонии они переносили на всю Вселенную. Порядок и красота царствуют в космосе. Тогда же были развиты и математические идеи гармонии, выраженные в системах пропорционирова-ния, о которых мы расскажем подробнее. На протяжении всей истории человечества не прекращались поиски всеобщего закона Гармонии. Ньютон, Поликлет, Дюрер, Кеплер, Альберти, Витрувий, Хогарт, Кант, Гегель и другие пытались решить в своих исследованиях и творчестве поставленную задачу. Всеобщий закон Гармонии должен быть единым для живой и неживой Природы, для материального и идеального мира, куда входят мышление, искусство.

Долгое время считалось, что именно греки стали первооткрывателями законов гармонии. Однако сейчас мы уже знаем, что еще задолго до них жрецы Древнего Египта в совершенстве владели фундаментальными знаниями: тому подтверждение находки склепа Хеси-Ра.

Ученые доказали, что познание единства и есть познание гармонии, так как эти два понятия тесно переплетаются между собой. Но открытие законов в отдельных областях науки не в состоянии претендовать на звание всеобщего закона Гармонии. Хотя работы Планка, Павлова, Эйнштейна действительно являлись крупнейшими событиями нашего века, их открытия все-таки нельзя назвать всеобщим законом Гармонии, потому что они никоим образом не связаны с идеальным, духовным миром, а являются выразителем лишь материального начала. А ведь гармония — «это особое, целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее, как материальное, так и идеальное. Гармония — закон именно такого единства, закон целого»*. Гармония выражает в основном не количество, а качество, сущность, красоту.

«…Гармония есть связь различных частей в единое целое. Эта связь сложнейшая, тончайшая, многообразнейшая. Как же осуществляется такая связь и что такое целое? Ясно, что связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих вещей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части.

*Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М., 1990. С. 135

Scan by Ne Quid Nimis

ЕДИНСТВО И СОПОДЧИНЕНИЕ

КОМПОЗИЦИОННЫЙ

ЦЕНТР

В. Попков. Северная часовня. 1972

— 55 —

законы композиции

Если же между частями нет ничего общего, то есть все части различны (в смысле абсолютно различны), то и целое они образовать не смогут. Но не существует таких частей (или вещей), которые были бы абсолютно различны, так как все вещи одной и той же природы и, значит, содержат общее. Различие между вещами в этом глобальном смысле относительно. Следовательно, в этом же смысле и нужно понимать гармонию целого, как гармонию Вселенной. Итак, определение и познание гармонии зависит от определения и познания, связи между частным и общим — одного из фундаментальных вопросов философии»*. Аристотель говорил: «Надо идти от вещей (воспринимаемых) в общем к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей».

Поэтому, ставя задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо, чтобы она (композиция) была едина. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на организацию композиционного центра, так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза».

При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее час-

*Шевелев И. Ш., Марутаев М. А., Шмелев И. П. Золотое сечение. М., 1990. С. 135

Scan by Ne Quid Nimis

— 56 —

законы композиции

ти. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы. Обратимся к наследию В. А. Фаворского в области теории композиции. Он писал: «Совсем иначе мы смотрим середину плоскости и края ее. Края плоскости образуют, хотим мы этого или не хотим, обрамление, а в центре — глубина, пространство. И вся плоскость должна быть построена напряженно-ритмически. И тогда она принимает конструктивную цельность и повышает ее… Плоскость обрамляется обычно вертикально и горизонтально. Значит, вертикаль и горизонталь уже присутствуют, и, кроме того, как я говорил, уже к краям образуется поле или рама. Вся плоскость изобразительная готова принять любую конструкцию, отметить центр и боковые области, приняв любую цельность в двух измерениях, а планы — это прямое порождение плоскости. Плоскость открывается планами в глубину, причем мы можем выбрать, какой план главный и как другие ему подчиняются. Произведения есть разные — мы можем подчинить первый план второму, третьему или задний подчинить переднему. Для этого нам нужно двинуть задний план вперед, так создается обратная перспектива. Но при помощи изобразительной плоскости мы изображаем пространство — предмет пропитывается пространством, и мы получаем третий вид цельности — композиционный»*. Фаворский в данном случае говорил о фронтальной композиции, хотя задачи композиционной цельности

Э. Бурдель. Мраморный фриз «Театра Елисейских полей». 1910-1913

*Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. С. 250.

Scan by Ne Quid Nimis

— 57 —

законы композиции

и единства необходимо решать и в других видах композиции, таких как объемная и глубинно-пространственная. В той и другой также важна проблема единства и соподчинения, а следовательно, и организации композиционного центра, так как решение этой проблемы заложено именно в нем. Центр в основном несет смысловую нагрузку, выражает художественный образ произведения, воздействуя на зрителя психологически и вызывая у него тем самым поток ассоциаций, развивая воображение, заставляя сопереживать. Каким же должен быть центр по форме, цвету, фактуре? Эту сложнейшею задачу может решить только художник, создатель произведения. Его видение определяет многое. А для достижения композиционного единства имеется немало средств и приемов.

Разберем несколько вариантов. В композиции, состоящей из простых по восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее, чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложности начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и соподчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористического решения или во введении новых подобных по силуэту форм — линий, а также в применении таких средств гармонизации, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.

Рассмотрим следующий пример. Возьмем одинокий по форме центр (именно он необходим автору для решения художественного образа). За счет выделения определенной формой доминанты композиции автор может добиться яркой характеристики, создать незабываемый образ. В данном случае применен контраст форм, поэтому добиться соподчинения можно путем цветового и фактурного решения, а также с помощью активного применения средств гармонизации.

История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом — самым большим. Их выбор уже доказан творческим решением автора произведения и возможным выполнени-

Scan by Ne Quid Nimis

— 58 —

законы композиции

ем непременных условий существования композиции: равновесия, единства и соподчинения. Вариантов решения этих задач может быть множество.

А вот создание композиции, центром которой является композиционная пауза, требует от художника хорошей профессиональной подготовки. При необходимости можно предложить несколько вариантов решения художественного образа таким способом. Приведем два наиболее распространенных. Первый — создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации — ритма. Второй — расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.

При внимательном анализе произведений искусства обращает на себя внимание тот факт, что многие авторы отдают предпочтение цветовому единству композиции, соподчиняя центр общей колористической задаче. Он (центр) может быть решен как самый активный по цвету, контрастный ко всей гамме, самый темный или самый светлый. Это цветовое единство в решении элементов и всей композиции дает цельность восприятия произведения. Но единство и соподчинение выражаются не только в колористическом единстве и соподчинении, а еще и в единстве форм и фактур. Большую роль в создании композиции, отвечающей законам гармонии, играют средства гармонизации. К ним относятся ритм, контраст, нюанс и тождество, пропорции, масштаб.

Следующие упражнения выполняются на неизобразительной, то есть формальной основе, убирая сюжетную и образную нагрузку, мы тем самым острее выявляем композиционные задачи. При организации композиций попробуем использовать модульную сетку построения. Применение модульного построения композиций дает ощутимый результат в координировании тех пластических связей, которые могут выра-

Scan by Ne Quid Nimis

— 59 —

законы композиции

зиться в параллельности сторон форм, в кратности их соотношений и пауз между ними, в размещении форм или их деталей на одной прямой. Для начинающего композитора работа по разнообразным модульным сеткам (основу которых может составлять квадрат или ромб) представляет собой отличный тренажер для ощущения пластических связей в композиции. Этот прием дает возможность проверить себя в процессе творческого поиска, подсказывает связи элементов, что в свою очередь решает проблему единства и соподчинения.

Расчертите плоскость, на которой необходимо создать композицию, на клетки, равные приблизительно 1/4 величины предполагаемого главного элемента (согласно заранее сделанному эскизу). Затем обозначьте место композиционного центра, но так, чтобы главный элемент композиции четко попал по размеру модульной сетки, то есть занимал одно деление, два, три и т. д. Затем разместите другие элементы композиции, каждый раз корректируя их размер и месторасположение, подчиняясь шагу модульной сетки. В результате вы увидите, что эскиз, претерпев изменения, организовался убедительнее и в целом композиция смотрится более законченной.

Используйте любые изобразительные средства и технику аппликации.

Упражнение 1

Организуйте композицию из одинаковых по форме элементов (круг, квадрат, треугольник или более сложные фигуры), которые отличаются размером, цветом или фактурой. Выявите центр, уравновесьте композицию, решите ее композиционное единство и соподчинение.

Упражнение 2

Создайте композицию на модульной основе, выполняя непременные условия: равновесие, единство и соподчинение. Используйте два варианта форм, например квадрат и круг. Выберите соответствующую модульную сетку. Поставьте перед собой задачу: решение должно быть ахроматическим. Затем попробуйте сделать его хроматическим.

Scan by Ne Quid Nimis

— 60 —

законы композиции

Упражнение 3

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элементами будут буквы, но не более двух. Например, Б и Н. Их размеры могут изменяться. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 4

Организуйте композицию на модульной основе, где ее элементами будут цифры, не более трех. Их размеры могут варьироваться. Обратите особое внимание на подбор цифр. В решении могут быть использованы 2-3 цвета.

Упражнение 5

Создайте композиции, отвечающие всем основным требованиям (равновесие, единство и соподчинение), где центр организован:

а) самым большим элементом в композиции; б) самой сложной по силуэту формой;

в) самым маленьким по форме элементом в композиции; г) группой элементов; д) «одиноким» по форме элементом;

е) композиционной паузой.

Упражнение 6

Создайте композиции, где центр организован за счет цветового решения:

а) контрастным по цвету элементом ко всему решению композиции;

б) самым темным элементом композиции; в) самым светлым элементом композиции. Упражнение 7 (контрольное задание)

Возьмите три одинаковые плоскости белой бумаги. Организуйте на них композицию из трех одинаковых комплектов элементов черного цвета. В каждый комплект должны войти:

а) круг — диаметр 4; б) квадрат — 2×2;

в) прямоугольник — 8×1;

г) широкая линия — 12 х 0,25;

д) линия — 4×0,5;

е) жирная точка.

Размеры даны в сантиметрах.

Scan by Ne Quid Nimis

— 61 —

законы композиции

Дайте три предложения по решению разных композиционных за-

дач.

Упражнение 8

Организовать композиционный центр самым большим элементом.

Упражнение 9

Организовать композиционный центр самым маленьким элементом.

Упражнение 10

Создать из предложенных элементов композицию, где композиционная пауза выполняет роль центра. Все три композиции должны быть уравновешены и обязаны отвечать закону единства и соподчинения.

Две наиболее оригинальные по замыслу композиции (из упражнений 2-6) можно повторить в размере 75 х 55 см, уделив особое внимание технике исполнения, упражнение 7 выполняется на плоскости, размер которой вы должны определить сами.

1.Упражнение 5, 6

2.Упражнение 2, 5

3.Упражнение 2, 5, 6

4.Упражнение 2, 5, 6

5.Упражнение 5, 6

6.Упражнение 5, 6

Scan by Ne Quid Nimis

— 62 —

законы композиции

1.упражнение 5, 6

2.упражнение 2, 5

3.упражнение 2, 5, 6

4.упражнение 5, 6

5.упражнение 5, 6

6.упражнение 5, 6

7.упражнение 2, 5, 6

Scan by Ne Quid Nimis

— 63 —

Презентация на тему: Кратковременные упражнения на развитие композиционных способностей

1

Первый слайд презентации: Кратковременные упражнения на развитие композиционных способностей

Изображение слайда

2

Слайд 2: Необходимо помнить о трех важных законах композиции !

Целостность Подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты Уравновешенность

Изображение слайда

3

Слайд 3: Целостность

Соблюдение закона цельности обеспечивает восприятие произведения как единого целого, в котором ни один из элементов не выглядит чужеродным. При этом композиция и является той системой, в которой благодаря наличию внутренних связей объединяются в неделимое целое все элементы форм и содержаний. В композиции гармонично упорядоченными становятся все её элементы. Одновременно должна соблюдаться и целостность формы, и целостность между её элементами.

Изображение слайда

4

Слайд 4: Подчиненность второстепенного главному, то есть наличие доминанты

Соподчинение – это установление иерархических отношений между композиционным центром – доминантой – и остальными элементами. При этом последние должны не только играть второстепенную роль по сравнению с доминантой, но и усиливать её.

Изображение слайда

5

Слайд 5: Уравновешенность

Композиция называется равновесной, если все её компоненты находятся в балансе между собой. Зрительно уравновешенность элементов воспринимается как устойчивость. Пятна цвета и объёмы должны распределяться вокруг центра так, чтобы создавалось ясное впечатление устойчивости. Равновесие бывает статическим и динамическим. О статическом равновесии говорят, если части композиции сбалансированы между собой таким образом, что вызывают ощущение зыбкой неподвижности. Композиция из элементов в состоянии динамического равновесия, напротив, производит впечатление движения.

Изображение слайда

6

Слайд 6: Упражнение №1

Используя только геометрические фигуры, создать свою композицию, учитывая вышеперечисленные композиционные законы Выполнить их в черно-белом варианте, используя заливки, штрихи, точки ___________________________________________________ Сделать 3-4 варианта эскизов, расположить на 1 листе А4, на этом же листе подписать ФИО.

Изображение слайда

7

Слайд 7

Пример оформления и выполнения задания

Изображение слайда

8

Слайд 8: Упражнение №2

Перед Вами работа художника Уолтера Сикерт, на которой изображен городской пейзаж, а ниже -ее схема. Необходимо сделать то же самое с другими работами каждую схему подписать. ________________________________________ расположить на 1 листе А4, каждую схему подписать. (к какому именно произведению схема), на этом же листе подписать ФИО. Уолтер Сикерт « Cafe of the Courts, Dieppe », 1890

Изображение слайда

9

Слайд 9

Василий Васильевич Кандинский Грюнгассе в Мурнау, 1909г.

Изображение слайда

10

Слайд 10

Константин Алексеевич Коровин Париж после дождя 1900г.

Изображение слайда

11

Слайд 11

Julian Sutherland-Beatson

Изображение слайда

12

Слайд 12: Упражнение 3

Разработать свою схему, и к ней эскиз городского пейзажа. _________________________________ Формат используйте небольшой. Прикрепить схему и рядом с ней эскиз, для наглядности. Если есть необходимость –можно вырезать и затем более удачные сопоставить Пример:

Изображение слайда

13

Последний слайд презентации: Кратковременные упражнения на развитие композиционных способностей: Рекомендации:

Все задания выполняйте на небольших форматах. ( располагайте на листе А4) Для упражнений и эскизов отчерчивайте рамочки, и работайте в них. Каждый лист подписывайте Указывайте название задания Данные упражнения выполняйте быстро, они кратковременные, и направленные на то, чтобы вы научились строить композицию

Изображение слайда

упражнений для отработки навыков сочинения музыки — ПОМИМО ТЕОРИИ МУЗЫКИ

     Время от времени вам может быть сложно справляться со всеми новыми вещами, которые вы изучаете, и именно поэтому я создаю этот пост. В нем вы найдете множество практических советов для коротких занятий по написанию музыки, потому что выполнение упражнений по написанию музыки — это способ убедиться, что вы работаете над конкретным навыком, следуя структурированному плану обучения и раскрытия своей музыкальной индивидуальности.Чем больше вы работаете над своими навыками, тем лучше вы поймете и усвоите концепции, с которыми работаете, и в конечном итоге сделаете их своими!

     Подводя итог, моя главная цель — спланировать ваше обучение. По мере продвижения вы обнаружите, в чем ваши слабые и сильные стороны, и, надеюсь, что вам придется делать, чтобы продолжать совершенствоваться как композитор. Упражнения разделены на разделы, чтобы вы могли понять, на что направлено основное внимание. Эти разделы имеют структуру, аналогичную той, которую я использовал для организации содержания этого блога — см. Index .

     Кроме того, в упражнениях вы найдете ссылки, по которым вы сможете перейти к соответствующим сообщениям на тот случай, если вам понадобится ознакомиться с теорией музыки, прежде чем начать над ними работать.

Приятного творчества!

ФОРМА

  • Напишите мелодию из 8 тактов, где последние четыре такта являются вариацией первых четырех тактов, и гармонизируйте ее, используя трезвучный материал с восемью тактами
  • Считайте оба мелодических фрагмента А и В соответственно и сочините музыкальное произведение на основе этого материала, с формой АВСА В’, где С — разработка, а В’ — последовательность с вариацией
  • Сочинить музыкальное произведение по структуре менуэта  

ДИНАМИКА И ТЕКСТУРА

  • Написать музыкальный отрывок с участием не менее четырех инструментов, который сделает переход diminuendo более мягким, но по мере динамики увеличится. гармоническое напряжение (консонанс-диссонанс)
  • Напишите музыкальный отрывок, где контраст встречается в форме вопросов и ответов, где вопросы гармонии и только ответы перкуссии четверти (или другой диссонансный интервал).
  • Напишите мелодическую фразу и удвоите ее с равноудаленными интервалами (все терции, четверти, квинты и т.д.).
  • Напишите музыкальную фразу с простыми интервалами (близкими интервалами) и сопоставьте ее со сложными интервалами (широко расставленными интервалами)

ВЕСЫ

  • Напишите музыкальную фразу на основе Незначительный
  • Написать музыкальный проход с использованием ярких режимов и, в другой раздел, контрастировать его с более темными модами

аккорды

  • Используйте ту же мелодию, но гармонизировать его с тетрадами
  • эксперимент с квартальная гармония с использованием нескольких нотных аккордов и играйте с инверсиями аккордов – используйте мелодию на основе пентатоники
  • Используйте предыдущую мелодию и аккорды и экспериментируйте с инверсиями аккордов и различными нотами на басу при переходе от аккорда к аккорду
  • Написать музыкальный отрывок, гармонизированный исключительно аккордами, с помощью perf – поэкспериментируйте с дополненно-совершенными и совершенно-дополненными аккордами
  • Напишите музыкальную фразу, используя мелодический минор и гармонизируйте ее с аккордами из этой гаммы – поэкспериментируйте с другими гаммами, такими как гармоника , уменьшенная и др.
  • Напишите пентатонический музыкальный пассаж, гармонизированный исключительно с аккордами и совершенными четвертями – поэкспериментируйте также с дополненными совершенными и совершенными дополненными аккордами

ГАРМОНИЯ

  • Заменить предыдущие аккорды или только каденцию их отрицательными гармониками аналогами
  • Создать 8-тактовую последовательность аккордов на основе и т. д.), который работает в той же тональности и контрастирует с другой последовательностью аккордов из 8 тактов, основанной на реальном параллельном гармоническом движении .
  • написать простую мелодию, которая будет удваиваться с блок аккордов
  • Используйте предыдущую мелодию и использовать его как руководство для создания Polyharmonic проход

ключевые центры

  • Написать битунальный музыкальный отрывок в тональностях ля-бемоль и до-мажор
  • С ранее подготовленным материалом для тональности ля-бемоль используйте его в качестве базовой тональности, которая контрастирует с материалом, созданным для до-мажор, который непосредственно транспонирован либо в близкие, либо в отдаленные тональности
  • Опять же, используя материал из предыдущего упражнения, подготовьте модуляции в соответствующие тональности и из них, используя обсуждаемые методы переход от темных тонов к более ярким

РИТМ

  • лиритмический подход к сочинению аккомпанемента для левой и правой руки фортепианной пьесы из последовательности модальных аккордов
  • Напишите музыкальный отрывок, в котором используется полиметр .Когда метры встречаются, используйте подразумеваемую метрическую модуляцию , чтобы создать контраст между двумя секциями
  • Расширьте предыдущий материал, используя тот же материал первой секции, но вместо использования полиметра, адаптируйте его к простому метру, но с различными естественными акцентами
  • Напишите остинато , используя только шестнадцатые ноты, и поэкспериментируйте с разными ударениями (акцент через каждые три или пять шестнадцатых)

Вам нравится то, что вы читаете?

Подпишитесь на информационный бюллетень и получите бесплатный образец электронной книги Beyond Music Theory !

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

Упражнения по композиции – Wilktone

Инструменталистам свойственно отрабатывать упражнения и этюды, чтобы отрабатывать технику или выразительную игру. Эти материалы обычно никогда не предназначены для исполнения, а вместо этого делаются для пользы, которую они приносят музыканту. Композиторы могут аналогичным образом практиковать композиции, которые не предназначены для чьего-либо прослушивания, но помогают композитору освоиться с использованием определенного подхода или дать волю творческому потоку.Вот ресурс с 4 упражнениями.

Упражнение 1. Сочинение трех коротких минутных композиций

В этом упражнении у вас есть две недели, чтобы написать три коротких произведения. Мне нравится идея ставить перед собой задачу выполнить что-то конкретное в установленный срок. Некоторые заказы на аранжировку, которые я получил, похожи на это упражнение: клиенту нужна аранжировка определенной мелодии к определенной дате.

Упражнение 1b: Сочините одну двухминутную композицию

Детали этого упражнения включают в себя избегание композиционной зоны комфорта.Опять же, нередки случаи, когда профессиональному композитору или аранжировщику поручают написать что-то, что он или она не может взять на себя в качестве личного проекта. Полезно иметь возможность отложить в сторону свои личные предпочтения и исследовать что-то совершенно отличное от вашего собственного стиля.

Упражнение 2: Вокальные ритмы

Упражнение 2b: Вокальные ритмы на иностранном языке

Я использовал эту идею много раз. Выберите откуда-нибудь текст и ритмично произнесите его вслух.Запишите придуманные вами ритмы, и они могут стать основой для расширенной композиции. Кроме того, это отлично работает с молодыми студентами-музыкантами, чтобы заставить их сочинять музыку вместе в классе. Задайте им вопрос о том, что они делали на выходных, и вы можете получить ответ вроде «Дни рождения, два подряд!»

Используйте эти ритмы для создания перкуссионной музыки или добавляйте высоту тона для создания мелодии.

Ознакомьтесь с подробностями этих упражнений, а затем приступайте к сочинению.

Упражнений по композиции — Оксфордская стипендия

Страница из

НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать PDF-файл одной главы монографии в OSO для личного использования. Дата: 18 марта 2022 г.

Глава:
(стр. 142) (стр. 143) V Упражнения в композиции
Источник:
The Mind’s Ear
Автор(ы):

Брюс Адольф

Издатель:
Oxford University Press
    7
.1093/oso/9780197576311.003.0006

Эта часть разработана в первую очередь для композиторов, но хотя опыт написания музыки был бы здесь полезен, совсем не обязательно получать удовольствие от выполнения этих упражнений. Упражнения могут выполняться в одиночку, а также их можно использовать на уроках композиции, частных уроках, теоретических семинарах или семинарах по импровизации. Часть V открывается эссе о творчестве в целом, в котором также исследуются идеи истины и красоты в музыке. Красота обсуждается не в обыденном смысле — не в смысле красивости или прелести, — а скорее понятие Красоты в музыкальном сочинении, воплощенное в отношении частей к целому, чувстве меры и уместности. техника к выраженной идее.Затем следует серия упражнений, призванных вдохновить на музыкальное творчество. Они включают ряд подходов, в том числе: имитационные модели; ченнелинг композиторов; создание альтернатив существующей музыке; использование устного текста в качестве подтекста для композиции; стилистические сопоставления и противостояния; изменение параметров, таких как счетчик; переписывание уже существующей музыки; использование структурного анализа для создания новой музыки; вырезание и склеивание; групповые сочинительные игры; версии и вариации фразы; обманчивые концовки, обходы и перерывы; и музыка, основанная на физических проявлениях эмоций, обнаруженных в игре.

Ключевые слова: : красота, правда, композиция, метр, подтекст, аранжировка, анализ, версии, вариации

Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

100 дней сочинения музыки для творчества

Меня привлекают такие типы заданий — 30-дневное фото-приключение, 30-дневное фитнес-приключение или 8-часовой курс по избавлению от хлама.Все они имеют управляемый, четко определенный объем и одну простую (но не всегда легкую) задачу.

Я даже разработал свой собственный 30-дневный музыкальный конкурс, который я и другие провели в январе этого года.

Несколько недель назад я узнал о проекте #The100DayProject, который стартовал 6 апреля 2015 года и продлится до 15 июля. Идея заключается в том, чтобы участвовать в 100-дневной работе. Это процесс творчества и игры. Появляться день за днем ​​и что-то создавать.

Что я буду делать для своего проекта?

Организаторы проекта «100 дней» дают 4 утверждения, которые помогут вам выбрать проект.Я уже знаю, что хочу, чтобы это было связано с музыкой.

Их вопросы/предложения:

  1. Чем вы увлечены? Я? Музыка. Я также страстно желал писать больше музыки. Я прошел через всплески написания музыки. Эти всплески сочинительской энергии не всегда заканчиваются законченными музыкальными произведениями. Я закончил некоторые части, да. И я хочу укрепить свои композиторские мышцы. Это кажется хорошим транспортным средством для этого.
  2. Выберите объект или объекты. Что у меня уже есть для реализации моего проекта? У меня есть бумага для рукописей, карандаши и ластики. Я готов идти.
  3. Учитывайте свое местоположение. 100 дней больше 3 месяцев. Буду ли я путешествовать в это время? Они предлагают мне подумать, где я буду в течение 100 дней и как это повлияет на мою способность выполнять мой ежедневный проект. Я могу писать музыку дома или в дороге. Я буду навещать свою маму в Нью-Хэмпшире в течение 100 дней. Я могу сделать это.В течение моих 100 дней будет несколько выходных. Я могу с этим справиться.
  4. Выберите действие. Ну, я уже решил сочинять. Но сколько? Я решил писать по 4 такта каждый день в течение 100 дней. Это похоже на хорошее упражнение. Я буду писать каждый день. Если я попаду в ритм (каламбур!) Я смогу писать дольше. Но если я сделаю только 4 такта, то тоже все хорошо.

#100DaysOfComposing

Вот мой проект: сочинять музыку по 4 такта каждый день в течение 100 дней.И вот хэштеги, которые я буду использовать, когда буду публиковать сообщения в Instagram каждый день: #100DaysOfComposing #The100DayProject

Я собираюсь начать 22 сентября 2015 года, а через 100 дней будет 31 декабря 2015 года. С Новым Годом!

К концу этого года я сочиню не менее 400 музыкальных тактов. Соединится ли музыка одного дня с музыкой любого другого дня? Я не знаю. Узнаю ли я больше о композиции? Да, черт возьми.

Я верю, что этот проект даст толчок моей творческой практике.И мне любопытно увидеть/послушать, как это повлияет на мою музыкальность.

Когда я слушаю музыку, я анализирую ее и во многом думаю как композитор. Как композитору удалось создать такое интригующее звучание? Какие инструменты она призвала? Я замечаю использование повторения или пентатоники. Как использование динамики и темпа вызывает интерес? Я тоже замечаю тишину! Остинато (повторяющийся ритмический рисунок), мотивы, контрапункт, гармоническая фактура.

Спонтанное сочинение

Несколько ночей назад я дурачился на пианино, и мое ухо уловило отрывок музыки.Ох! Это звучит здорово.

Я записал. Один такт 6/4 для голоса. 80 ударов в минуту (BPM). Тональность фа мажор.

Второй такт был повторением первого. Я спел эти первые два такта, а затем из меня вытекли третий и четвертый такты. Я поставил ее Аните, и она сказала: «Звучит как колыбельная». Итак, я назвал его Lullaby #1 .

Потом я заметил, что использую один и тот же ритм в каждом такте. Несколько лет назад я прошел курс самостоятельной композиции.Это было одно из первых упражнений; написать мелодию по заданному ритмическому рисунку.

Игра в игру #100Day

Организаторы проекта «100 дней» предлагают следующие шаги, чтобы «играть в игру».

  1. Выберите действие. Сочинение музыки в 4-х тактах.
  2. Создайте свой хэштег. #100DaysOfСочинения.
  3. Заявите о своем проекте в Instagram, используя свой хэштег, до даты начала. Вы можете подписаться на меня в Instagram @musicmegga
  4. Начало сентября.22. Делитесь активностью каждого дня в Instagram. Используйте свой собственный хэштег плюс #The100DayProject. Я буду публиковать либо фотографию нотной записи, либо видео, где я играю музыку на одном из своих многочисленных инструментов.

Чем больше, тем веселее

Говоря об этом сегодня вечером с друзьями, двое из них собираются присоединиться ко мне в этом проекте. Вы тоже можете! Исследуйте свое творчество. Тренируйте свои творческие мышцы. Самое главное, получайте удовольствие!

Первоначальный пост, из которого я узнал об этом, исчез из Интернета на сегодняшний день [2022].

Сочинение с ограничениями: 100 практических упражнений по написанию музыки (в твердом переплете)

99,00 $
Эта книга находится либо в предзаказе, либо в предзаказе! Пожалуйста, напишите для получения дополнительной информации

Описание


Сочинение с ограничениями: 100 практических упражнений по музыкальной композиции предлагает инновационный подход к обучению ремеслу музыкальной композиции, основанный на специальных упражнениях, помогающих учащимся развивать свои творческие способности.Когда композиция сжата до серии логических шагов, ее можно преподавать и изучать более эффективно. Помня об этом подходе, Хорхе Вариего предлагает множество практических упражнений, чтобы помочь студентам-композиторам и преподавателям создать реальные рабочие планы с большими ожиданиями и успешными результатами. Каждая глава начинается с краткого примечания по терминологии и общих рекомендаций для инструктора. Первые пять глав предлагают разнообразные упражнения, от анализа и имитации стиля до использования вероятностей.Глава о предкомпозиционных подходах предлагает
оригинальных приёма, которые студент-композитор может применить, чтобы начать новое произведение. Последний раздел книги, основанный на латеральном мышлении, способствует развитию творческих связей с другими дисциплинами, такими как математика, изобразительное искусство и архитектурная акустика. Сто упражнений содержат уникальный набор рекомендаций и ограничений, которые помещают учащихся в определенные композиционные рамки. Эти композиционные границы побуждают студентов производить творческую работу в рамках заданной структуры.Используя методологии, изложенные в этой книге, учащиеся смогут
создавать свои собственные наброски для своих композиций, делая разумный и осознанный выбор композиции, сочетающий рассуждения с интуицией.

Об авторе


Хорхе Вариего родился в Росарио, Аргентина. Он бывший стипендиат программы Фулбрайта, а в настоящее время преподает теорию музыки в Университете Теннесси в Ноксвилле, где также является директором-основателем Электроакустического ансамбля UT.

Сочинение с ограничениями: 100 практических упражнений по написанию музыки (мягкая обложка)

$24,95
Эта книга находится либо в предзаказе, либо в предзаказе! Пожалуйста, напишите для получения дополнительной информации

Описание


Сочинение с ограничениями: 100 практических упражнений по музыкальной композиции предлагает инновационный подход к обучению ремеслу музыкальной композиции, основанный на специальных упражнениях, помогающих учащимся развивать свои творческие способности.Когда композиция сжата до серии логических шагов, ее можно преподавать и изучать более эффективно. Помня об этом подходе, Хорхе Вариего предлагает множество практических упражнений, чтобы помочь студентам-композиторам и преподавателям создать реальные рабочие планы с большими ожиданиями и успешными результатами. Каждая глава начинается с краткого примечания по терминологии и общих рекомендаций для инструктора. Первые пять глав предлагают разнообразные упражнения, от анализа и имитации стиля до использования вероятностей.Глава о предкомпозиционных подходах предлагает
оригинальных приёма, которые студент-композитор может применить, чтобы начать новое произведение. Последний раздел книги, основанный на латеральном мышлении, способствует развитию творческих связей с другими дисциплинами, такими как математика, изобразительное искусство и архитектурная акустика. Сто упражнений содержат уникальный набор рекомендаций и ограничений, которые помещают учащихся в определенные композиционные рамки. Эти композиционные границы побуждают студентов производить творческую работу в рамках заданной структуры.Используя методологии, изложенные в этой книге, учащиеся смогут
создавать свои собственные наброски для своих композиций, делая разумный и осознанный выбор композиции, сочетающий рассуждения с интуицией.

Об авторе


Хорхе Вариего родился в Росарио, Аргентина. Он бывший стипендиат программы Фулбрайта, а в настоящее время преподает теорию музыки в Университете Теннесси в Ноксвилле, где также является директором-основателем Электроакустического ансамбля UT.

Композиционные упражнения прямого метода (I) | ЭЛТ Журнал

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов.Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Вход с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью.Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения. Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Упражнения на композицию: Упражнения по композиции. Тема: Геометрическая фигура и плоскость

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Пролистать наверх