Законы композиции в живописи: Основные законы композиции. Секреты Великих картин.

Содержание

Золотое сечение в живописи — Ф. В. Ковалев

Поиски законов композиции

Работа над эскизом картины — это всегда «езда в незнаемое». Она почти всегда приводит художника к мысли о том, существуют ли какие-то всеобщие закономерности композиционного построения и если существуют, то чем они обусловлены. Почему в одном случае картина получилась, а в другом не получилась.

И. Е. Репин, будучи уже знаменитым художником, вспоминал, что в молодости законы композиции не давали ему покоя. В Академии художеств учили сочинять барельефы, расставлять фигуры по планам и прочее. И только на Волге, в кустарниках на Лысой горе, он впервые уразумел законы композиции: рельеф и перспективу, пространство первого плана и фон. Натура учила композиции.

И. Н. Крамской знал, что они, «эти проклятые законы», существуют помимо личного вкуса и темперамента художника. Нужно их понять и им подчиняться. Известно его письмо к художнику Ф. А. Васильеву, в котором он указывает на необходимость построения картины в соответствии с законами зрения, потому что нельзя при взгляде вдаль видеть землю под ногами, а при взгляде вниз — небо над головой.

Народный художник СССР Б. В. Иогансон был убежден, что законы композиции имеются, но вскрыть их, найти общие правила чрезвычайно трудно. В 1950 г. в статье «К вопросу о композиции» он писал: «Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом изобразительного искусства… Можно ли учить композиции, существуют ли для композиции законы такие же, как и для рисунка? …Я думаю, учить можно. Обязательно должны существовать и существуют закономерности в композиции. …Вопрос о композиции должен быть хорошо теоретически обоснован. Поэтому, мое мнение, — кафедру композиции в художественных институтах организовывать рано… Сейчас пока нужно учить студента композиции на разборе шедевров русского и мирового искусства. Другого выхода, по-моему, нет» 1.

В 1980 г. вышла книга Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», в которой автор отмечает, что старая Академия художеств «обучала своих воспитанников правилам и законам композиции и сегодня художники-педагоги, уважающие традиции реалистического искусства, стараются их восстановить» 2. Далее Н. Ростовцев приводит интересные данные, которые красноречиво говорят о теоретической путанице в вопросах композиции: академик М. Манизер указывает десять правил композиции,

A. Лаптев — пять правил, А. Дейнека — девять (седьмое правило — золотое сечение), академик B. Н. Яковлев — двенадцать общих законов композиции и сорок (!) частных правил композиционного решения тематической картины. Сам Н Ростовцев рассматривает восемь законов, в число которых попадают асимметрия, равновесие, статика, динамика и др. Н. Ростовцев не говорит о том, что «старая академия» четко разграничивала понятия сочинения картины и ее композицию. Смысловая сторона картины сочинялась и излагалась в программном задании, бралась из мифа или библии, из отечественной истории, подсказывалась действительной жизнью, а композиция строилась. Законы построения формы картины для данного содержания, легко и свободно воспринимаемой глазом, являются законами композиции.

Издательство «Просвещение» в 1986 г. выпустило очень нужный учебник «Композиция» автора Е. В. Шорохова для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов.

Е. В. Шорохов делит законы композиции на основные (общие, объективные) и частные. К основным отнесены законы: целостности, контрастов, новизны, и подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. К частным законам отнесены законы жизненности и воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Заметим, что в первом издании учебного пособия Е. В. Шорохова «Основы композиции» (М., 1979) в основных законах фигурировал закон типизации (жизненности), но отсутствовал закон новизны. Закон целостности назывался законом цельности, что не одно и то же. Такие законы формообразования, как симметрия и ритм, в первом и втором изданиях отнесены к правилам композиции. Такое перетасовывание законов композиции, как карт в колоде, стало возможным потому, что допускалось смешение понятий «законы искусства», «законы картины» и «законы формы (композиции)». Одно подменялось другим. Свободно толкуется понятие закона и правила.

Найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы композиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально существующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.

1 Иогансон Б. В. За мастерство в живописи. — М., 1952. — C. 87 — 89.

2 Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.—М., 1980.—С. 172.

<<<�предыдущая вверх следующая>>>

Композиция в живописи и рисунке

1. Композиция

Что такое композиция в живописи и рисунке
Никонова Анастасия Игоревна
Основой любого произведения искусства
является композиция, придающая ему
единство и цельность. У композиции свои
законы, которые складываются в процессе
художественной деятельности.
Речь идет о сюжетной композиции для
художника, об отдельных приемах, с
помощью которых достигается наибольшая
выразительность картины. Остановимся на
взаимоотношении двух понятий- сюжет и
содержание. Под сюжетом надо понимать
то, что непосредственно изобразил мастер в
своем произведении. Сюжет, образно
говоря, находится на поверхности айсберга,
а содержание- его глубинная часть. Один и
тот-же сюжет сотни людей воспринимают и
толкуют по-разному, то-есть, создают свою
версию содержания.
Безусловно, право выбора остается за
художником, который средствами
живописной композиции раскрывает перед
зрителем всю многогранность содержания.
К наиболее распространенным
композиционным приемам в живописи
принадлежат ритмические построения. В
таких работах все элементы произведения
подчинены только ритму. Художник может
задать четкий, жесткий ритм. В ней нет ни
одной детали

3. Что такое композиция в живописи и рисунке:

Простым языком, композиция — это расположение предметов в листе: какие предметы будут в работе,
каких размеров, как они расположены друг относительно друга, и на каком формате. «Форматом» в
живописи называют размеры и пропорции сторон того листа, холста и другой основы, на которой вы будете
писать.
• Помните, формат может быть не только прямоугольным, но и круглым, овальным, многоугольным.
Любым, который придёт Вам в голову.
• Расположение пятен, линей, фигур и пустого пространства — это тоже композиция. Цвета тоже создают
композицию.
• Композиция, то есть выбор объектов и пространства, и расположение объектов в этом пространстве,
может рассказывать сюжет, мысль, передавать настроение или выражать ощущения, ассоциации.
• Композиция далеко не всегда символический, литературный рассказ. Она и не должна обязательно быть
таковым. Часто композиция создана просто для удовольствия. Художнику может приносить удовольствие
смотреть на ту композицию, что он создал. Он может создавать композицию только ради этого. Это
похоже на музыку: иногда голосом пропевают слова, стараясь донести какой-то смысл, идею, а иногда —
просто поют без слов, ради музыки. Если Вы научитесь чувствовать «музыку» картины, не ища в ней
литературу, Вы откроете для себя живопись с новой стороны

4. Рассмотрим несколько законов композиции.

1. Композиция, в
переводе, означает
составлять, сочинять,
поэтому важным ее
законом является
целостность.
Целостность
выражается таким
образом, что
предметы на рисунке
воспринимаются, как
единое целое, ни
одна из частей работы
не кажется лишней,
где нет хаотичности.
2. Важно определить в
рисунке
композиционный
центр (смысловой
центр), так, чтобы он
привлекал внимание,
выделял те объекты,
которые
подразумеваются, как
главные, основные.

6. 3. Контраст.

Контраст бывает
следующих типов:
— Цветовой
контраст (светлыйтемный). К
примеру, цвета
черный-белый,
черный-красный,
всегда будут
контрастными, то
есть
выразительными, и
всегда способны
выделять главный
замысел в рисунке.
— Контраст величин
(маленькоебольшое). То есть
большое на фоне
маленького всегда
будет более
контрастным, чем,
например, все
предметы на
рисунке, имели бы
одинаковый размер.
— Смысловой контраст. Например,
когда даются сравнения между
положительными и
отрицательными героями
4. Статика – это стояние
равновесия и покоя.
Например, чем ниже к краю
листа изображены предметы
на рисунке, тем работа
статичнее. И, чем
симметричнее предметы на
работе, тем она так же
статична
5. Динамика – это движение. Чем
ассиметричнее расположены
объекты на рисунке, тем
композиция динамичнее.
Для того, чтобы рисунок смотрелся
более выразительно, необходимо
начать компоновать предметы на
листе твердо-мягким карандашом,
при этом, опираясь на знания
перспективы, пропорций, теории
цвета, главное, не перегружать
работу.
Правила, приемы и средства композиции
развиваются, обогащаясь творческой
практикой новых поколений художников.
Те правила и приемы, которые давали
возможность художникам добиваться
наилучших результатов в передаче явлений
действительности, в создании
художественного образа, приобретали
значение для последующего развития
изобразительного искусства.
Средствами композиции являются линия,
штриховка (штрих), пятно (тональное и
цветовое), линейная перспектива,
светотень, воздушная и цветовая
перспективы.
Можно выделить несколько «законов»
композиции:

12. Закон целостности.

Целостность как явление, объединяющее элементы,
части в единое целое, проявляется везде в природе и
обществе и выступает как диалектический закон.
Благодаря соблюдению первого закона композиции
— закона целостности — произведение искусства
воспринимается как единое и неделимое целое.
Сущность закона можно раскрыть, проанализировав
основные его черты или свойства. Главная черта
закона целостности — неделимость композиции
означает невозможность воспринимать ее как сумму
нескольких, хотя бы в малой степени
самостоятельных частей. Неделимость закладывается
в композиции через нахождение художником так
называемой конструктивной идеи, которая способна
объединить в одно целое все компоненты будущего
произведения.

13. Закон контрастов

Закон контрастов — один из основных законов композиции.
Термин «контраст» обозначает резкую разницу,
противоположность сторон.
Если не будет противоположностей, не будет контрастов, то не
будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастов не
может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения,
развития. Значит, контрасты в глобальном значении этого
понятия — это одно из главных, неотъемлемых условий
зарождения, существования, развития материи, а значит, самой
жизни.
Поскольку действие контрастов проявляется в законах и
природы, и общества, то, безусловно, и во всех областях
общественного сознания. В искусстве (в том числе и
изобразительном), как одной из форм общественного
сознания, также находит свое отражение действие контрастов.
Основными контрастами в
изобразительном искусстве
являются тоновой (светлотный)
и цветовой природные
контрасты. На их основе
возникают и действуют другие
виды контрастов — контрасты
линий, форм, размеров,
характеров, состояний, а также
контрасты, связанные с идеями
(контрасты идей, положений),
контрасты в построении
сюжета (контрасты в
нахождении конструктивной
идеи) и т. д.
контрасты являются законом
композиции, они выражают
собой борьбу
противоположностей.
без контрастов нельзя создать
не только произведения
искусства, но даже простое.
изображение. Без контрастов
изображение сольется с фоном.
контрасты создают
выразительность произведения
искусства и поэтому выступают
воздействующей силой
композиции.

15. Закон подчинённости

Закон подчиненности всех средств композиции
идейному замыслу обязывает художника создавать
свое произведельние цельным по замыслу и
воздействию на зрителя. В работе над
произведением художник через композицию
выражает то, что его заинтересовало, увлекло,
показывает свое отношение к изображаемому, его
понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую
оценку. Таким образом, все, что изображает
художник, в особенности по воображению,
становится художественным явлением лишь тогда,
когда оно одухотворено идейным замыслом,
реализованным через композицию. В противном
случае это будет ремесленное, фотографическое
копирование объектов реальной действительности.
Этот закон требует учета соотношения объемов,
цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и
пластики, движения или состояния относительного
покоя, симметрии или асимметрии.

16. Закон воздействия

Полностью закон формулируется как закон
воздействия «рамы» на композицию изображения на
плоскости.
предмет, изображенный на однородном поле близко
к «раме», в результате привычки у зрителя к
ощущению глубины картины (антиципации),
вызванной наличием «рамы», воспринимается
лежащим близко к плоскости «рамы» или даже
частично слитым с ней;
предмет, расположенный не близко к «раме», и
особенно в центральной зоне картины,
воспринимается лежащим в глубине;
ровное плоское поле благодаря наличию «рамы»
становится пространством, перспективно и
метрически еще совершенно неопределенной.

Изучите правила композиции в искусстве и дизайне

Так что же такое композиция?

Проще говоря, композиция — это «Акт объединения частей или элементов для образования целого».

Таким образом, цель хорошей композиции состоит в том, чтобы намеренно расположить элементы и части вашего рисунка, чтобы лучше взаимодействовать с вашей аудиторией, поддерживать их интерес и вызывать реакцию.


Нам нужно понять, что делает композицию хорошей, потому что мы, по сути, хотим включить нашего зрителя и сознательно направлять их по нашему изображению и, в конечном счете, лучше выражать нашу идею, историю или тему!

Давайте сначала посмотрим на наш величайший источник вдохновения… природу! Что бы ни приводило в движение силы природы, остается загадкой, но мы должны согласиться с тем, что нами управляют определенные принципы, которые обычно определяют, что нравится, а что нет. Эти ключевые принципы также влияют на характер эффективного дизайна и композиции.

Визуальная иерархия

Каждая композиция в пределах картина, рисунок или элемент дизайна всегда должны иметь так называемую визуальную иерархию. Это в основном структурированный порядок визуального , например, если вы рисуете пейзаж с человеком, собакой и замком, то необходимо решить какой из этих 3 элементов будет первым , который будет второй и который будет третьим .

Использование различных типов композиционных правил и структур, описанных в этом руководстве, поможет вам усилить желаемую визуальную иерархию .

 

Правила составления

Последовательность Фибоначи

Это последовательность чисел, где число находится путем сложения двух чисел перед ним. Начиная с 0 и 1, последовательность идет 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и так далее. Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и равна 9. 0006 встречается повсюду в природе , начиная с того, как деревья разветвляются, заканчивая цветами, человеческими пропорциями и многим другим.

По совпадению, этот принцип подтверждается совершенно другим принципом, наблюдаемым во всей природе; Золотое сечение.


Золотое сечение

По определению « Золотое сечение — это специальное число, полученное путем деления прямой на две части так, что длинная часть, деленная на меньшую часть, также равна всей длине, деленной на более длинную часть. »

В результате этой формулы получается специальное число Pie 1,681 , которое представляет собой соотношение , используемое природой при делении или умножении органического вещества.


Средняя линия

Средняя линия — это правило композиции, которое делит кадр пополам по вертикали или горизонтали. Точка фокусировки обычно размещается где-то вдоль этой линии, и визуальные эффекты по обе стороны от этой линии соответствующим образом сбалансированы.

Это не тот тип композиции, который можно использовать постоянно, но он может быть эффективен с более простой композицией, когда размещение ключевых элементов вдоль этой центральной линии .


Правило шансов

Так как 3 является магическим числом… Существует также правило шансов, которое связано с правилом третей.

Это неписаное правило, но считается, что нечетное количество предметов равно интереснее, чем четное число предметов. Если у вас более одного предмета на картинке, рекомендуется выбрать расположение с как минимум тремя предметами , а обычно только 3, так как 5, 7 или более просто становятся визуальным беспорядком.


Правило третей

Правило третей не является исключительным правилом как таковым, но это

идеальный инструмент используемый для хорошей композиции путем размещения ключевых элементов в точках пересечения, когда изображение разбито на сетку 3 на 3 из 9 равных частей. Это отличное руководство, и оно действительно может подтолкнуть изображение.

 

Типы структуры в композиции

Одни только эти правила композиции являются отличной отправной точкой для хорошей композиции, но при расположении элементов нашего изображения в композиции нужно учитывать гораздо больше.

Это то, что я классифицировал как композиционных структур и вращается вокруг точек фокусировки , используемых в вашем изображении.

Одноточечная структура

Одноточечная структура — это когда ваше изображение имеет только одну основную точку фокусировки . Обычно он расположен где-то на основной теме, которую вы хотите, чтобы люди увидели в первую очередь. Все остальное на изображении поддерживает эту единственную точку.

Фрэнк Фразетта

Это одноточечная композиционная структура легенды Фрэнка Фразетты. Он находится в настройке композиции средней линии; мы сразу обращаемся к глазам, расположенным вдоль вертикальной Срединной линии. Глаза лошади сидят на горизонтальной средней линии, возможно, удерживают немного внимания .

С точки зрения визуального интереса есть хорошая глубина фона с орлиными птицами, летящими в дыму. Он использует более светлые тона для обозначения расстояния. Также есть сильный силуэт, и в целом форма объекта очень яркая графическая композиция , которая притягивает зрителя.

Дэйв Рапоза

Это еще одна одноточечная структура Дэйва Рапозы, которая также, кажется, находится в композиции средней линии. И снова глаз оказывается на вертикальной центральной линии, в этой линии мощность ! Могло ли это быть совпадением, что рука также находится на центральной горизонтальной линии?

Если мы разберем фигуры, то увидим, что они имеют чувство симметрии с треугольными углами от головы. А 9Треугольник 0006 представляет силу и стабильность , что дополняет характер персонажа на этой иллюстрации. Некоторая асимметрия вступает в игру с мечом и ногой, чтобы добавить разнообразия и визуального интереса к статичной мощной позе . Мы можем видеть некоторый контраст в формах дизайна ; они согласуются с небольшим разнообразием, разбросанным по частям, меняющим ритм.

Облака на заднем плане преднамеренно расположены так, чтобы служили направляющими линиями , которые указывают на лицо субъекта.

Хотя это композиция средней линии, мы все еще можем видеть, как мощное правило третей вступает в игру, лицо расположено чуть ниже 2/3 пути вверх от середины.

Многоточечная структура

Многоточечная структура — это когда изображение имеет точек фокусировки . Каждая точка фокусировки может быть одинаково важной, но чаще всего одна основная точка поддерживается второстепенной, 3-й или 4-й точкой.

Петр Яблонски

Это один из моих самых любимых художников сегодня, Петр Яблонски. На этом изображении он использует многоточечную структуру , которая представляет собой слияние средней линии и композиции по правилу третей.

Первая точка, которую мы видим в иерархии, это лицо мужчины. Мы видим его первым, потому что их

контрастнее между светом и тьмой, и потому что он стоит над одной из точек правила 3-х.

Следующее лицо, которое мы видим, это дама, курящая сигарету, которая кажется главной фигурой в кадре, но художница решила представить ее вторым . Она сидит между двумя точками фокусировки на сетке по правилу третей, и ее глаза идеально выровнены по средней линии. Если вы заметили, что центральные линии пересекаются точно в точке ее сигареты, которая является вспомогательной точкой фокусировки, это всегда обратите внимание возвращаясь в центр.

Наконец у нас есть 3-я основная точка фокусировки, за ней стоял человек. Итак, наш интерес колеблется между этими тремя пунктами и сигаретой. Вы заметили, что дым также играет роль в связывании этих точек фокусировки? Это всего лишь один из способов, которым художник добавил визуальный интерес, чтобы удержать наше внимание и

удержать нас в образе . Он также использует несколько контрастных форм и несколько направляющих линий, чтобы обрамить композицию.

Джессика Ойхенарт

На следующем изображении, сделанном Джессикой Ойхенарт, старшим художником riot games, показана многоточечная структура в композиции средней линии.

И снова мы видим, что глаз находится рядом с вертикальной центральной линией . Хотя это не типичная композиция по правилу третей, если мы разобьем верхнюю половину на третей, мы увидим, как глаз зашнурован рядом с одной из точек пересечения. Это демонстрирует важность 3-х в целом.

Лицо является точкой основного фокуса благодаря положению, контрасту света и тени, уникальному цвету глаз

и количеству концентрированных деталей в этом конкретном пространстве.

Следующая точка фокусировки падает на кривую ее фигуры , что указывает на ее чувственную природу. Художник явно хотел, чтобы эта идея натолкнулась на . Затем мы переносимся на задний план, где происходит бой, затем на луну и обратно в точку, где она причиняет боль своей жертве.

Имеется около дополнительных точек фокусировки ниже, которые помогают кадрировать объект и не дают нашим глазам выйти из изображения. Некоторые из этих пунктов можно оспорить с точки зрения визуальной иерархии, они субъективны и зависят от зрителя.

С точки зрения визуального интереса, большое ощущение глубины в изображении. Акцент на использовании размытия от руки на переднем плане до бойцов на заднем плане. Перекрывающиеся элементы сталкивающихся фигур помогают добавить этой глубины. Есть ощущение точной перспективы, а диагонали зданий добавляют изображению напряжения и темпа. есть

очень сильная визуальная иерархия в целом.

Структура с рамкой

Структура с рамкой в ​​основном состоит из нескольких элементов, окружающих главный объект или основную точку фокусировки. Его можно использовать для удержания интереса пользователей и удержания их в изображении.

Карла Ортис

Это следующее изображение сделано замечательной Карлой Ортиз, это классическая структура в рамке и, кажется, вписывается в правило 3-й сетки, хотя основная точка фокусировки, лицо, находится немного правее верхнего левого пересечения. Однако остальная часть ее тела находится на нижнем левом перекрестке.

Ее лицо имеет самый высокий контраст между светом, тенью и деталями на минимальном пространстве. Это заставляет ее лицо выскакивать на странице .

В конце концов, ее обрамляют вороны, деревья и ступеньки, которые ведут нас на задний план .

В изображении чувствуется большая глубина, замок на заднем плане также

помогает фигуре выделиться . В замке меньше контраст между светом и тьмой, что предполагает расстояние . Как правило большого пальца; объекты на расстоянии всегда кажутся менее контрастными между светлыми и темными областями из-за атмосферной перспективы .

В дизайне ее одежды также присутствует хорошее чувство потока . Это помогает провести зрителя мимо ворон к ступеням после того, как он впервые увидел ее лицо. Деревья вдалеке — это , просто предполагаемый с узором и цветом. Это гарантирует, что фокус и внимание удерживаются в важных областях, и это дает глазам место для отдыха. Это также помогает зрителю взаимодействовать с картиной, заполняя любые детали своим воображением.

Это изображение также действительно хорошо сбалансировано , например, верхний левый прямоугольник довольно занят, тогда как нижний правый более простой с

гораздо более темными тонами .

Якуб Розальски

Это изображение Якуба Розальски использует композицию в рамке с правилом третей. Точка фокусировки — женщина впереди слева, так как она находится в нижней левой точке пересечения.

Вертикальные детали юбки также помогают привлекает к себе внимание зрителя. Основным объектом на изображении на самом деле является центральная фигура меха, обрамленная скоплением тел в поле, а также два других меха слева и справа. Яркая белая световая точка от центрального меха также привлекает наше внимание . Скопление тел, кажется, находится в нижней 3-й части изображения, а высота меха, кажется, заканчивается на 2-й 3-й части изображения, еще раз усиливая силу 3-х . Использование глубины, кажется, очень распространено в захватывающих изображениях, и мы видим это здесь еще раз с использованием переднего плана, среднего плана и отдаленных элементов, которые просто подсказывают нашему мозгу работу.

Структура пути

Структура пути представляет собой серию точек фокусировки , разбросанных по изображению, чтобы направлять зрителя к основной точке фокусировки. Иногда каждая точка фокусировки одинаково важна и в конечном итоге создает визуальный путь или петлю.

Эйтон Зана

В следующем изображении Eaton Zana используется различных композиционных структур . В первую очередь он использует правило третей для основной точки фокусировки. Фигура — самая яркая часть изображения, которая еще больше выделяет ее, это высококонтрастная точка. Вы можете увидеть, как золотое сечение влияет на расположение элементов в сцене. Это более занято в фокусных областях и детали постепенно сужаются .

Это преимущественно одноточечная композиция, но она укреплена путем, похожим на набор структур , различные другие точки фокусировки разбросаны вокруг основной точки фокусировки. Вы также можете возразить, что это структура типа с рамкой

, поскольку мы видим, что розовые области полностью содержат основную точку фокусировки.

Добавлено несколько приятных визуальных эффектов, прямые и изогнутые линии прекрасно сочетаются друг с другом, обтекаемые водопады помогают отделить и сбалансировать остальную часть сцены в темноте. Также есть направляющая линия синего цвета; эта тень врезается в сцену, и приводит ваш взгляд к основной точке фокусировки.

Якуб Розальский

Еще одно изображение Якуба Розальски демонстрирует звуковую композицию, которая, кажется, использует множество композиционных правил.

Это сочетание правила третей и золотого сечения с множественными путями точек фокусировки внутри него.

Верхняя фигура главного робота доминирует над левым верхним пересечением с женщиной, занимающей 2-е место в визуальной иерархии, добавляет кучу деталей, которые в конечном счете захватывают ваш интерес . Что касается золотого сечения, самая занятая часть изображения находится в основной левой части, которая затем сужается по мере того, как мы скручиваемся.

Двое других мужчин верхом на лошадях образуют структуру типа пути, становясь дополнительные точки фокусировки . Когда мы смотрим на изображение как на структуру Срединной линии, мы видим некоторые корреляции с лошадьми, расположенными на пересечениях, средний человек находится рядом с вертикальной средней линией, а верхняя часть головы второй лошади находится на одной линии с горизонтальной средней линией. линия, которая также разделяет землю и небо. Всадник второй лошади также помещается в точку пересечения правила 3-й лошади.

В целом это изображение визуально интересное с высоким уровнем глубины и детализации в определенных областях, некоторыми перекрывающимися элементами, направляющими линиями и в целом приятный ритм оживленных и спокойных мест для отдыха глаз . В сцене также есть контраст по настроению; красивых природных сцен столкновений с опасными фигурами типа солдат.

Симметричная и А-симметричная структура

Симметричная структура — это когда появляются две стороны, а сам e отражается от центральной линии в середине изображения. Симметрия возникает, когда одна сторона имеет немного разные элементы и нарушает зеркальное отражение .

Леонардо да Винчи

Симметричные узоры менее распространены сегодня, но были очень популярны в старых картинах и обычно ассоциировались с религиозными произведениями. Симметрия представляет собой единство , баланс и божественность. Это «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в ней используется одноточечная и симметричная структура в композиции средней линии.

Первое, что мы замечаем, это местонахождение Иисуса. Абсолютно занимает центральное место в изображении , так как остальные фигуры сбалансированы вдоль этой средней линии. Иисус контрастирует с ярким окном позади него, из-за которого он высовывается.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. При объединении значений кажется, что левая сторона намного темнее правой, возможно, это помогает сбалансировать изображение . Очевидно, что фигуры с обеих сторон кажутся разными, что вносит асимметрию в сцену.

Рафаэль

И еще одна более старая картина Рафаэля, Афинская школа , представляет собой смесь одной точки, направляющих линий и обрамленной структуры в рамках композиции средней линии.

Точка схода находится где-то в начале пути, по которому они идут, это определяется углами других объектов отмечен желтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены на изображении окружающими предметами.

Существует вариаций форм для единства с разнообразием этого изображения, чтобы придать ему общий визуальный интерес.

Структура направляющих линий

Структура направляющих линий состоит из отдельных линий, которые направляют взгляд зрителя к определенной части или частям изображения.

Карла Ортис

Karla Ortiz еще раз украшает эту картину с помощью твердой композиции . Есть ощущение золотого сечения, которое вступает в игру с правилом третей и, возможно, средней линией, которая, кажется, разделяет изображение на светлое и темное. Композиция построена на направляющих линиях , которые как бы обрамляют главный объект и команду. Это также одноточечная композиция по структуре, но взгляд скользит по членам экипажа, что помогает обрамляют женщину и не дают зрителю потерять интерес.

Опять же, есть хорошее ощущение глубины изображения для визуального интереса, а такие элементы, как горы, веревки и паруса совсем не детализированы , но дают достаточно, чтобы придать им контекст внутри Изображение. Этот позволяет деталям в важных областях, таких как лицо, говорить громче. Это удерживает наше внимание на лице, мы всегда возвращаемся к ее взгляду .

Петр Яблонски

Последнее изображение Петра Яблонского нарушает все правила. Сначала я не мог понять, какое композиционное правило действует, но до меня дошло, что этот образ представляет собой что-то очень странное и странное. Это паранормально!

Если мы попытаемся наложить поверх типичные правила композиционной сетки, ничего не будет коррелировать, но все еще работает .

В конечном счете, это изображение опирается на композиционные структуры в игре, а не на композиционные правила. Основная структура, используемая в этом изображении, представляет собой направляющих линий, которые направляют глаз к основной точке фокусировки. В центре внимания находится фигура у окна, но она также привлекает зрителя тем, что является самой яркой частью изображения . Эта фигура находится в странном положении, так как он парит и прилипает к стене в той части изображения, где точки фокусировки обычно не размещаются.

Тем не менее, это работает… это наводит на мысли о паранормальности, поскольку нарушает условности и намеренно выглядит странно.

В центре внимания также находится дверь слева и фигура тени , вырисовывающаяся за кадром . Это уловка, используемая для стимуляции воображения зрителя и раскрытия сцены за кадром.

С точки зрения визуального интереса, это очень хорошо сбалансированный , и в нем много единства с разнообразием, много горизонтальных, вертикальных и диагональных линий, которые контрастируют друг с другом. Цветовая палитра также ограничена, но насчитывает приятное разнообразие цветов в нем.

 

Альтернативные методы для сбалансированных композиций


Неформальное подразделение

Это процесс разделения кадра , начиная с вертикальной и горизонтальной линий. Их можно размещать где угодно, но обычно не в местах, предполагающих деление на половины, трети или четверти.

  1. Сначала добавьте вертикальную линию в любом месте холста
  2. Затем добавьте горизонтальную линию
  3. Там, где они пересекаются, добавьте диагональные линии везде, где вы видите прямоугольники
  4. Добавить новые вертикальные и горизонтальные линии там, где больше пересечений
  5. Продолжить выборочное рисование в разделенном пространстве
На что следует обратить внимание:
  • Следуйте линиям
  • Оставить некоторые области пустым пространством
  • Убедитесь, что самые загруженные части изображения находятся там, где больше всего пересечений

Формальное подразделение

Это процесс разделения кадра на столбцов одинакового размера , обычно 3-5. Линии располагаются из угла в угол, чтобы разделить кадр, а затем дополнительные диагональные линии помещаются внутри других сегменты для дальнейшего разделения композиции.

  1. Разделите страницу на столбцы одинаковой ширины; 3,4, 5+
  2. Добавить столько строк по вертикали, сколько по горизонтали
  3. Выборочно найти прямоугольники и разделить их диагональными линиями
На что следует обратить внимание:

Рассматривайте среднюю линию рамки как зеркало, и отражайте каждую линию, которую вы размещаете с одной стороны, на другую сторону.

Заключение

Хорошая композиция — это то, что нужно понять и изучить, если вы хотите создавать убедительные произведения искусства. Эти принципы действуют на пассивном уровне и имеют решающее значение, когда речь идет о сохранении интереса зрителей! Это может быть довольно подробно, но этот учебник по рисованию обеспечивает хорошую основу, чтобы помочь вам начать понимать и исследовать сильные композиции в искусстве и дизайне.

Вы можете использовать Генератор задач композиции для создания иллюстраций, связанных с композицией, и изучения вещей, изложенных в этом руководстве. Генератор задач направляет ваш процесс и помогает практиковаться в структурировании ваших собственных идей.

Следующие шаги к  Улучшение…

Запомните различные композиционные правила, структуры и применяйте их в своих работах!

Вы можете улучшить свои навыки композиции и дизайна, используя Генератор задач по созданию композиции. Он предназначен для того, чтобы помочь вам изучить принципы, изложенные в этом руководстве по рисованию, на практике; предлагая различные задачи рисования с различными критериями для изучения различных правил композиции и структур.

Приступая к композиции, помните:
  • Какое основное композиционное правило и используемая структура?
  • Что вы больше всего хотите сообщить?
  • Каковы основные точки фокусировки?
  • Имеет ли ваше изображение четкую визуальную иерархию?
ЗАДАНИЯ ПО РИСУНКУ

 


ПРЕД. ОБУЧЕНИЕ

 

 Видеоуроки  Генераторы задач

Информация ПОЛУЧИТЬ УСКОРЕННЫЙ КУРС

Введение в живопись. Правила художественной композиции

Цифровое зрение. / Гетти Изображений

Правила художественной композиции служат отправной точкой для выбора композиции для картины, для решения, где разместить вещи. Правило третей — это самое простое правило художественной композиции, которому можно следовать в картине. Это основное правило, популярное среди фотографов, но в равной степени применимое к композиции картин. Применение правила третей к картине означает, что у вас никогда не будет картины, разделенной пополам, ни по вертикали, ни по горизонтали, ни картины с основным фокусом прямо в центре, как в яблочко.

Правило третей

Правило третей — это простое, но эффективное правило композиции, применимое к любой картине, независимо от ее размера или формы. Изображение © Марион Бодди-Эванс.

Проще говоря, разделите холст на трети как по горизонтали, так и по вертикали, и поместите фокус картины либо на одну треть поперек, либо на одну треть вверх или вниз по картине, либо в место пересечения линий (красные круги на схеме).

Какое значение имеет правило третей?

Взгляните на эти две фотографии льва. На картинке слева ваш взгляд направлен прямо в центр изображения, и вы склонны игнорировать остальную часть изображения. На том, что справа, где морда льва находится в одной из «горячих точек» правила третей, ваш взгляд обращен на морду льва, а затем вокруг картины, следуя изгибу тела.

Как использовать правило третей в картине?

Пока вы не научитесь уверенно мысленно визуализировать линии, слегка нарисуйте их карандашом на холсте или листе бумаги, чтобы вы могли легко проверить, соответствует ли размещение элементов на вашей картине правилу третей. Если вы сначала делаете наброски миниатюр, нарисуйте сверху сетку третей, чтобы проверить композицию.

Правило шансов

Правила художественной композиции — Правило шансов. Изображение © Марион Бодди-Эванс.

Одна из первых вещей, которую необходимо решить в композиции, это количество элементов или предметов, которые будут в ней присутствовать. И один из самых простых способов сделать композицию более динамичной — использовать в композиции нечетное число, скажем, три, пять или семь, а не четное, скажем, два, четыре или шесть. Это называется правилом шансов.

Наличие нечетного количества элементов в композиции означает, что ваш глаз и мозг не могут легко соединить или сгруппировать их. Почему-то всегда остается что-то лишнее, что заставляет ваш взгляд двигаться по композиции.

При четном числе элементов, как в базовой композиции, показанной на верхнем изображении, ваш глаз инстинктивно распределяет деревья по парам, будь то два левых и два правых или два верхних и два нижних. В то время как две нижние композиции, каждая из которых содержит нечетное количество элементов, более динамичны с точки зрения композиции, потому что ваш мозг не может соединить элементы в пары.

Почему мы естественным образом объединяем вещи в пары? Возможно, это потому, что наше тело устроено парно: два глаза, два уха, две руки, две кисти и так далее. (Ладно, у нас всего один нос, зато две ноздри!)

Имеет ли значение, что я рисую?

Нет, будь то бутылки, яблоки, деревья или люди, применяется одно и то же правило шансов. Конечно, количество элементов — не единственное, что нужно учитывать в композиции, но это важная и неплохая отправная точка для разработки картины.

Пример правила вероятности на картине

Левая или правая фотография привлекает ваше внимание больше? Больше всего изменилось количество кистей. Чтобы удержать внимание зрителя, лучше иметь на картине нечетное количество вещей, чем четное. Это Правило шансов. Фото © 2010 Марион Бодди-Эванс.

Если бы я попросил вас сосчитать количество кистей на левой фотографии, вы бы сделали это быстро. В правостороннем варианте картины вам придется потратить немного больше времени и, в конечном счете, может возникнуть неуверенность, поскольку одни кисти спрятаны за другими.

Законы композиции в живописи: Основные законы композиции. Секреты Великих картин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх