FotoStar-Pro – все профессионально и качественно.. » Диагональная композиция
Диагональная композиция
Соединение планов не позволит в дальнейшем зрителю разделить кадр на две части. Естественно, необязательно на втором плане ставить, например, фикус – там можно поместить световое пятно, которое будет уравновешивать композицию.
Неуравновешенная композиция более динамична, нежели композиция центральная. Наметившаяся связь «передний план – второй план» задает кадру внутреннюю динамику. Уравновешивая элементы композиции, фотограф не приводит композицию к неподвижности. Задача – создать посыл, обозначить стремление к равновесию, оставаясь в структуре неуравновешенной композиции. Гоген, считал, что художник должен найти символ, миф и возвысить быт до мифа. А Ван Гог думал, что нужно научиться извлекать миф из самого прозаического. В целом перед нами неуравновешенная композиция. Нет правил без исключения. Если знать правила можно и нужно создавать исключения. Это относится и к работе с неуравновешенной композицией. Можно поставить задачу не уравновешивать на втором плане композицию. И в этом случае объект будет выпадать из кадра. Но кто сказал, что это не может быть замыслом?
Диагональной композицией называют композиционные построения, стремящиеся к диагонали.
К образованию диагональной композиции приводит смещение точки съемки относительно центральной.
Фотографирование под углом к объекту позволяет показать вторую сторону предметов, тем самым создавая иллюзию объема, а также выстроить динамичную перспективу: внутри кадра движение может отсутствовать, но подчеркнутая направленность основных линий наполнит кадр внутренней динамикой.
В искусстве живописи диагональная композиция хорошо изучена и часто применяется, помогая раскрыть смысл произведения. Диагональ – это не только движение как таковое, но и направление движения.
Диагональ может помочь зрителю в чтении композиции, может «ускорить» движение объекта, а может и «притормозить». Все зависит от расположения диагонали в кадре. Если диагональ на картинной плоскости располагается слева направо, то эффект движения увеличивается. Зритель взглядом «подталкивает» объект, расположенный на диагонали. Если диагональ на картинной плоскости располагается справа налево, то эффект движения замедляется. Зритель взглядом препятствует движению объекта, расположенного на диагонали.
Эти эффекты связаны с культурой чтения. В Европе, Америке и России читают слева направо. Это естественно. В каком-то смысле можно говорить о генетическом коде. Все, что движется слева направо, получает дополнительную «энергию взгляда». Все, что движется справа налево, встречает сопротивление.
Исходя из этого говорят о восходящей и нисходящей диагоналях: восходящая – это проведенная из нижнего левого угла кадра в правый верхний угол, нисходящая – из левого верхнего в правый нижний.
Есть одно «золотое правило»: не подходить к созданию диагональных композиций с линейкой, то есть не стараться направить жесткой рукой движение строго из одного угла кадра в другой, если в этом нет особой необходимости. Объекты не обязательно должны размещаться по диагонали геометрически точно.
Я рассмотрел основные типы композиционных построений. На самом деле схем больше: композиции могут быть вписаны в окружность, могут носить форму синусоиды, могут быть линейно-поступательными и т. д. Но любая схема, любая скрытая структура должна выражать содержание и помогать раскрыть идею произведения.
Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний. Так называемая «нисходящая» диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя, как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.
Изображение перевернуто. В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом.
Репродукция оригинального изображения.
Структурообразующая диагональ направлена из верхнего левого угла в правый нижний – так называемая нисходящая диагональ. Этот прием помогает развитию сюжета. Ничто не препятствует падению слепцов в реку. Движение взгляда зрителя как бы помогает несчастным свалиться с крутого берега.
Изображение перевернуто
В этом случае движение сюжета развивается вопреки структуре. Диагональ стремится из нижнего левого угла вверх, в правый верхний угол. «Восходящая» диагональ «мешает» свободному движению группы к трагическому финалу. Изменилось и восприятие картины в целом. В центре образовалась пустота. Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен.
Фердинанд Ходлер. «Дровосек». Репродукция оригинального изображения. Холст, масло.
«Дровосек» Ходлера – это наглядная иллюстрация того, как работает структура.
Ходлер выстраивает умозрительную диагональ из нижнего левого угла в верхней правый. Это так называемая восходящая диагональ. Взгляд зрителя скользит по предполагаемой диагонали вверх и как бы препятствует планируемому движению топора в руках дровосека вниз. Тем самым создается большая напряженность, и дровосеку необходимо преодолеть это условное препятствие. Используя структуру, художник подчеркивает мощь этого человека. Кажется, что дровосек срубил все на свете и остались последние хилые два деревца. Собственно, чтобы покончить с этими остатками былого и размах такой не нужен, но и этот контраст подчеркивает идею автора о несокрушимой мощи дровосека, которого ничто и никто не могут остановить.
Изображение перевернуто
«Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть», и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.
Группа распалась на несколько отдельных элементов. Целостность произведения нарушена. И все изменения произошли на уровне психологии восприятия. Реально в картине ничего не изменилось, ни один элемент не был удален, заменен или добавлен. Изображение перевернуто. «Нисходящая» диагональ развивает, подталкивает планируемое движение топора. Рубить становится легче. Структура не затрудняет свободное движение топора. Изменилось и восприятие композиции в целом. Темная тучка «пытается упасть» и дождь проливается куда-то за картинную плоскость.
Маленькие итоги
Центральная композиция
• Тип композиционного построения, предполагающий размещение объекта съемки в центре кадра.
• Композиция устойчива, равновесна, статична.
• Зритель имеет возможность целиком увидеть объект съемки.
• Композиция носит плоскостной характер.
• Добиться более выразительного композиционного рисунка можно, работая с освещением объекта съемки, разрабатывая светотеневой рисунок на модели и фоне.
Фронтальная композиция
• Тип композиционного построения, при котором объект съемки располагается анфас и перпендикулярно оптической оси объектива.
• Композиция носит плоскостной характер, так как объект съемки виден с одной стороны.
Неуравновешенная композиция
• Композиционное построение, создающее эффект неустойчивости, достигается приемом смещения основного объекта в одну из сторон кадра.
• Неуравновешенные фигуры переднего плана требуют введения дополнительных элементов в композицию, «уравновешивающих» передний план. Композиция в этом случае будет стремиться к равновесию.
• Фигуры переднего плана и элементы композиции на фоне должны быть связаны общим линейным рисунком, распределением световых пятен, колоритом, в противном случае зритель сможет визуально разделить кадр на отдельные составляющие.
• При портретной съемке, как правило, модель располагают таким образом, чтобы по направлению взгляда оставалось свободное пространство.
• Ощущение динамики, внутреннего движения создается за счет неустойчивых связей между элементами композиции. Динамика подобных связей может быть выявлена сочетанием резкого и нерезкого в кадре, разницей в масштабных соотношениях между элементами композиции, цветовыми контрастами.
Сахарница из серебраwww.fotostar-pro.ru
Урок композиции кадра в фотографии, примеры
Каждый фотограф в обязательном порядке должен быть фантазёром. Подумайте сами — ведь абсолютно не важно, какой именно у вас фотоаппарат, вам нужно уметь смотреть на объект съёмки так, как художник смотрит на пустой холст, видя на нём наброски будущей картины. Впрочем, возможно художнику даже проще — он, в отличие от вас, нарисует то, что захочет, а вам придётся иметь дело с реально существующим объектом, изменить который можно далеко не всегда. Остаётся только постараться удачно вписать его в обстановку.
Постановочная съемка
Чаще всего постановочная съёмка происходит в студии, где освещение и фон являются фиксированными. Их организация предварительно выверена, должным образом подготовлена для съёмки. Над объектом или же моделью работают отдельно — приглашается стилист или дизайнер. Впрочем, так серьёзно к делу подходят только настоящие профи, любители всё делают самостоятельно. Обычно они ограничиваются тем, что помещают объект съёмки в понравившиеся условия и обыгрывают имеющееся освещение. Некоторые используют дополнительный свет и вспышку.
Снижение степени рукотворности снимаемой сцены неумолимо переводит съёмку из постановочной в экспромтную. С обретением опыта фотограф начинает не столько ловить момент, сколько обретать понимание, как его можно создать самостоятельно. Он повышает свои технические навыки, учится создавать сюжет, грамотно строить кадр.
Оказывается, самые интересные фото получаются именно тогда, когда автор снимка подмечает детали, выводя их на передний план. Это и называется «создание композиции».
Слово «композиция» имеет латинское происхождение, оно переводится как «сочинение», «расположение», «составление». В контексте нашей темы оно подразумевает художественное объединение элементов в единую сцену с определённым содержанием и смыслом.
Создавая композицию кадра, фотограф объединяет элементы снимка таким образом, чтобы между ними образовалась связь, помогающая раскрыть художественный замысел.
В идеале учесть нужно всё: свет, цвет, форму, расположение, пространство. Несомненно, для того чтобы грамотно улавливать и создавать художественным связи внутри кадра, нужен особый талант. И, конечно, опыт.
Существуют определённые законы и правила создания композиции кадра. Их знание поможет вам научиться создавать красивые фотографии и избегать распространённых ошибок. Но только практика даст вам опыт, который с течением времени трансформируется в профессиональное чутьё, позволяющее вам создавать великолепные снимки и прятать приёмы, с помощью которых вы будете это делать.
Экспромтная съемка
Работая над экспромтной фотографией, важно грамотно выбирать точку съёмки и уметь оперативно компоновать кадр. Как выбрать точку съёмки?
Всем известно, что для определения положения точки в пространстве необходимо использовать трёхмерную систему координат. В нашем случае это расстояние до объекта съёмки, смещение фотокамеры по горизонтали и высота точки съёмки. Определив эту точку, фотограф сможет заставить объектив камеры увидеть композицию именно такой, какой он её задумал.
Совершенно очевидно, что точек в трёхмерной системе координат бесчётное множество и, хотя учебники давно давно определили наиболее беспроигрышные векторы, простор для фантазии ещё, конечно, есть.
Увеличивая расстояние до объекта съёмки можно не только изменить масштаб картинки, но и определить границы кадра, передвигая объект на первый, задний или средний план.
Дистанция
Дистанция съёмки — один из главных инструментов построения композиции кадра. Современные цифровые фотокамеры позволяют решать эту задачу двумя способами: физически передвигая камеру относительно объекта и используя цифровой зум. Следует отметить, что эффект от этих действий практически идентичен — выбирайте тот, который вам удобен и привычен, но если вы экономили на аппаратуре все таки лучше дойти до объекта самостоятельно (читайте подробнее об этом в другой статье). Многие считают, что выбору дистанции вообще не стоит уделять много внимания — «построить» кадр можно и при цифровой обработке фото. В принципе, этот обывательский подход тоже можно использовать, но важно помнить, что приблизить объект такими средствами можно, а вот отдалить — увы, никак. Так что лучше заранее сделайте зазор побольше, если не слишком-то уверены в своих силах.
Ракурс
Не менее важен ракурс съёмки — положение объекта относительно объектива камеры, которая его снимает. Об этом стоит поговорить отдельно.
Важно помнить, что ракурс тоже необходимо выбирать в трёхмерной системе координат, хотя многие любители предпочитают двигать камеру только по горизонтали. Впрочем, для начала и это уже неплохо, а освоить вертикальное смещение объектива можно и после — так всегда будет к чему стремиться!
Наиболее известными считаются стандартные ракурсы: «фас» и «профиль» . Помните, так ещё преступников в кино фотографируют на фоне стены со шкалой для измерения роста? Для художественной съёмки также используют полубоковые ракурсы. Вообще, важно понимать, что ракурсов даже в горизонтальной плоскости, невероятно много — им может стать любая точка, равноудалённая от объекта. И не равноудалённая, конечно, тоже(вспомните дистанцию). Не забывайте об этом — и ваши снимки никогда не будут похожими друг на друга.
Одним из наиболее оригинальных построений кадра есть вид сзади. Таким образом автор снимка словно приглашает зрителя посмотреть на кадр вместе с ним.
Высота
Настало время поговорить о высоте точки съемки. Большинство фотографий сделаны с уровня глаз фотографа. Так предметы выглядят наиболее естественно, картинка получается привычной и воспринимается легко.
Стоит только немного сместиться по высоте — и кадр выйдет совершенно иным. Глядя на предметы снизу, мы сможем ощутить их массивность. Так, например, мы смотрим на памятники, здания, архитектурные шедевры и т.д.
Поэкспериментируйте: направьте оптическую ось объектива снизу и слегка отклоните её по горизонтали. Такой угол съёмки исказит реальные размеры предметов. Запомните этот эффект и поместите его в копилку профессиональных изобразительных приёмов.
Снимая с высоты, можно добиться совершенно иного результата: большие объекты утратят свою величественность, а с увеличением охвата у вас появится возможность запечатлеть масштабные пейзажи. Снимая под прямым углом сверху, вы сможете превратить снимок в некое подобие схемы. Но детали, которые видны сбоку, будут скрыты от зрителя, равно как их истинная высота. Зато здесь невероятно информативными станут тени — их можно использовать для достижения своей цели.
Если хотите запечатлеть объект в реальных пропорциях — опускайте объектив до его уровня. Это важно помнить, фотографируя домашних животных, детей, растения и т.д.
Если вы уже пробовали снимать пейзажи, то наверняка заметили, что изменяя высоту точки съёмки можно легко менять положение линии горизонта. Хотите сделать главным объектом съёмки небо — размещайте камеру как можно ниже.
Если линия горизонта на кадре находится прямо посередине, такой кадр вряд ли можно назвать удачным — внимание зрителя разделится, верхняя или же нижняя часть кадра останется без него. Перемещайте линию горизонта на снимке, перемещая камеру вверх или вниз.
Существует понятие фронтальной или диагональной композиции кадра. Давайте разберемся, о чем идёт речь.
Фронтальная композиция
Фронтальная съёмка даёт нам возможность рассмотреть объект только с одной стороны: спереди или сзади. В таком случае плохо получается определить объем, практически полностью теряется глубина пространства. Такие кадры, как правило, получаются статичными, словно застывшими. Креативные фотографы редко используют этот вид съёмки, но иногда и она имеет место быть. Зато при технической съёмке он очень востребован. Также с его помощью создают официальные портреты, например.
Попробуйте сместить точку съёмки немного влево или вправо: у предмета сразу появятся новые грани, так он станет объёмным. Весь снимок чудесным образом обретёт глубину — появится линейная перспектива. Такие снимки более красивы, поскольку выглядят живыми и интересными. Они дают фотографу возможность проявить себя художником.
Диагональная композиция
Более пытливые творцы идут ещё дальше — создают диагональную композицию, которая отличается ещё большей выразительностью. Такой неожиданный угол зрения придаёт кадру динамичность и стремительность. Именно про такие фотографии потом говорят «художнику удалось остановить мгновение».
Итог
Самое важное — это экспериментировать в ходе съемки и анализировать ваши результаты. Кстати существенно улучшить ваши кадры поможет вам профессиональная обработка объекта съемки и его окружения, и вы сможете заказать ее у нас или выполнить самостоятельно.
hvalina.ru
Композиция в фотографии — что это такое
Автор Алина Попова На чтение 11 мин. Опубликовано
Главная функция фотографии — максимально передать всю насыщенность оттенков, подчеркнуть контрастность при умело выбранном ракурсе. Камера не всегда способна настроить композицию, яркость сама, поэтому приходится использовать дополнительные приемы для корректировки фотографии.
Что такое композиция в фотографировании
Композиция в фотографии — это совокупность всех объектов в кадре, размещение центральной фигуры в определенном месте. Композиция создает из комплекса небольших кадров одно целое, передавая таким образом общую картинку. Существуют также три правила, на которых и базируются все основы фотографирования.
Композиция в фотографииКомпозиция в фотографии — основы и значение
Композиционная четкость построения всех элементов фотографии притягивает взгляд зрителя. В этом и заключается ее значение. Но для создания красивой картинки нет четко обозначенных правил, регламентирующих ход выполнения работы. Для того, чтобы поставить все элементы фотографии на место существуют основы композиции и художественной фотосъемки — советы, которые можно использовать для создания шедевра.
Совет 1
Золотое сечение характерно не только для математики и физики, а абсолютно для всего. Именно этим правилом, а также законом третей, необходимо руководствоваться при создании фотографии. Суть правила золотого сечения заключается в том, что есть определенные точки, на которых зритель акцентирует внимание независимо от того, располагаются они в центре кадра или на периферии.
Закон третейПравило третей характеризуется делением кадра на девять частей, зрительно проводя вертикальные и горизонтальные полосы на равных друг от друга расстояниях. Чтобы привлечь внимание зрителя к ключевой фигуре кадра, нужно расположить ее на стыках проведенных черт. Также не советуют располагать длинные и высокие предметы параллельно вертикальным линиям, так как такое размещение визуально разделяет не только саму фотографию, но и внимание человека.
Совет 2
Геометрическая композиция направлена на то, чтобы вызвать определенные эмоции у человека. Каждый элемент фотографии имеет какую-то приближенную форму, например круг или квадрат. Существует ряд определений этих самых ассоциативных ощущений. Треугольник символизирует устойчивость, квадрат — это постоянство.
Геометрическая композицияСовет 3
Чтобы сделать картинку более живой, используют выделение главного элемента фотографа посредством разноплановости. Например, на заднем плане в пейзаже объемность выгодно подчеркнет сад или лес, в то время как на переднем находится главный элемент.
Дополнительная информация! Это происходит за счет того, что массивность более крупных элементов оттеняет на себя объемность главной фигуры.
Композиционные приемы в фотографии
Использование композиционных приемов являются необязательной частью при фотосъемке, но всегда нужно держать их в голове и мысленно ловить на мысли о том, как сделать более удачный кадр, чтобы сконцентрировать внимание на ключевой фигуре.
Элементы композиции
Существует 10 стандартный элементов, которые позволяют создать интересные снимки. Можно создавать, подбирать, сочетать некоторые элементы, но только так, чтобы это выглядело достаточно гармонично. В чем заключается суть элементов:
- Симметрия или асимметрия. Первоначально нужно выбрать сюжет, так как именно он закладывает смысловую нагрузку. Если смысловой части в фотографии нет, то в создании и получении симметричного вида нет смысла, поэтому лучше использовать асимметричные ракурсы.
- Создание глубокого цветового фона. Оттенки передают настроение и вибрации. Интересно смотрятся предметы, располагающиеся немного в стороне, когда они выглядят серо на фоне общего цветового оформления. Такие теплые цвета, как синий, королевский синий, фиолетовый передают успокаивающие настроения, а красные и желтые — дают снимку вибраций, некой энергии фотографии.
- Существует такое понятие как «фрейминг». Его суть заключается в том, что определенная картинка заключается в естественные рамки. Например, небольшой кусочек солнечных лучей или облака заключается в причудливые искривления веток деревьев.
- Черты и линии могут подчеркивать общую картину, либо создавать свою собственную. Их расположение неоднозначно влияет на общую картину. Главное — удачно поймать кадр и зафиксировать в нужных пропорциях с правильного ракурса.
- Многократное повторение одного и того же рисунка — очень необычная задумка. Если ставить на первый план такие узоры, то можно добиться правильного и интересного эффекта.
- Объемность и структурность главенствующей фигуры зависит не только от общего фона фотографии, но и от падения света, расположения тени. С помощью грамотного светового оформления можно добиться настолько реального эффекта объемности изображения, что его хочется потрогать.
- При фотографировании людей чаще всего стараются заполнить максимальное пространство, чтобы каждый кусочек тела был заметен, находился в движении и не создавал эффекта напряженности тела. При съемке неживых предметов можно поэкспериментировать с фоном изображения — сделать его пустым, отдаленным. Благодаря такому приему зритель точно знает на чем концентрировать внимание.
- Резкость или еео тсутствие. Использование этого элемента позволяет замылить общий фон, выдвигая на передний план несущую важную роль фигуру. Если фон несет какую-то смысловую нагрузку, то можно прибавить резкости на нужной части фотографии, а фон оставить прежним, чтобы он не привлекал к себе много внимания, но и не остался незамеченным.
- Важно создать сбалансированный снимок. Впротивном случае одна часть фотографии остается незамеченной, при том, что другая привлекает ксебе много внимания и выглядит незавершенной. Количество акцентов в композиции должно быть умеренным, не более двух.
- Перспектива создание интересных снимков посредством обыгрывания разнообразных ракурсов, углов и текстур. В центре кадра должен находиться главный элемент, иначе общая картина будет испорчена.
Гармонично в одной фотографии будет смотреться использование одного из элементов. При смешивании нескольких способов концентрации внимания на главной фигуре приведет к созданию безвкусного снимка.
Намерение
Замыслы фотографии условно можно разделить на несколько групп, которые формируют разнообразность планов. Какие преимущества характерны для компоновки элементов в разном расположении:
- Крупный план затрагивает, в основном, портретную съемку и может применяться не только в фотографиях, но и в видеосъемке. За счет использования специальных объективов можно подчеркнуть богатство мимики, красоту мелких черт лица. При крупной съемке можно запечатлеть лишь часть головы, возможно, верхнюю часть плеч.
Важно! Крупный план прослеживается не только в портретной съемке, но и для съемки отдельных предметов.
- Общий план — это съемка с удаленной точки, которая охватывает объемное пространство, но не позволяет выделить отдельную точку, обработать ее. В основном, общий план не имеет какой-то определенной фигуры, на которой бы держалась вся нагрузка. Такая съемка характера в отдельных моментах кино, при съемках концертов или архитектурных сооружений.
- Средний план берет самое лучшее из крупного и общего, так как композиция фото предполагает человека в рост, на котором можно рассмотреть мелкие детали (украшения), но просмотреть мимикрические морщины не представляется возможным. Тем не менее, главный персонаж картины виден, просматривается контекст, в котором нужно рассматривать героя.
- Сверхкрупные планы концентрируют внимание на отдельной точке одного элемента. Не предполагается показ общего контекста фотографии, потому что именно по отдельно представленному кусочку образа должно создаваться впечатление о всей фигуре в целом — такова задумка этого плана.
Дополнительная информация! В выборе замысла главное не перепутать основной материал, на котором и должно быть зациклено внимание. При верном определении этой части легко подобрать необходимую планировку фотографии.
Простота и минимализм
Трактовка философии минимализма у каждого своя, но общая черта, которая присуща теориям — концентрация внимания на главной фигуре картины, и отказ от отвлекающих фигур. 7 советов начинающим фотографам-минималистам:
- Цель — найти объект, который притягивает взгляд и внимание и сделать все максимально просто.
- Композиция кадра предполагает использование пространство вокруг объекта или между объектами, чтобы определить разницу между ним и главным объектом.
- Создание максимально простого фона посредством устранения всего ненужного и отвлекающего на изображении.
- Создание объемности и игра светом — то, что предполагает эта фотокомпозиция. Благодаря удачной коррекции света и создания нужных теней можно сделать удачный кадр.
Минималистичное искусство так же, как и портреты подчиняются правилу третей. В этом ракурсе они выглядят удачно.
Баланс композиции
При построении кадра в фотографии нужно учитывать положение главного элемента. Для этого и существует баланс композиции. Прежде чем «уравновешивать» снимок необходимо определить ту самую, ключевую фигуру, на этом изображении. Сам баланс направлен на то, чтобы заставить все оставшиеся части снимка подчиняться главенствующему элементу.
Пространство (положительное и отрицательное)
Пространство композиции в кадре делится на позитивное и негативное. Разделить границу в этих понятиях очень легко: положительное пространство — это та область, которую занимает главный элемент кадра, а негативное — это пространство вокруг ключевого объекта.
Дополнительная информация! Негативное пространство вовсе не значит, что при съемке оно не является фигурой кадра вовсе. Эта площадь играет роль так же, как и позитивное.
К примеру, если сфотографировать одинокий цветок на фоне зеленой лужайки, это не будет значить, что цветок — единственная форма восприятия на снимке. Лужайка тоже играет роль, но второстепенную.
Виды композиции в фотографии
Создание композиции в фото характеризуется не только регламентом построения снимка, но и реализованной идеей. Чтобы правильно совмещать элементы кадра, необходимо учитывать перспективы снимка.
Линейная, диагональная и другие
Каждую из видов применяют для съемки определенных сюжетов в соединении с приемами композиций. Существует пять главных перспективы:
- Тональная предполагает применение для создания глубины картины или фотографии. Она часто используется в фотографиях с сильным туманом, чтобы на дальнем плане были неразличимы даже самые крупные детали, а ближние — едва заметны.
- Фронтальная характеризуется расположением точки съемки напротив главного объекта. Такой метод используется при съемке новостей в телевидении, а также фотографировании архитектурных сооружений.
- Линейная напрямую зависит от выбора точки съемки. Ее суть заключается в том, что от выбранного ракурса и главного элемента отходят мнимые черты, которые предопределяют всю идею кадра.
- Правило диагоналей широко используется в городской съемке. Посредством его прослеживается взор зрителя, так как проводится черта отнижнего угла к противоположному верхнему. Диагональную композицию можно толковать по-разному: кто-то называет ее умиротворением, а кто-то с движением.
- Боковая перспектива предполагает нахождение точки съемки с одного из углов главного объекта. Чаще всего это применяется к архитектурным сооружениям, так как это способно подчеркнуть величественность зданий для наглядности, их массивность.
Важно! Перспективы справедливы и для композиции людей. Чаще всего используются изображения в полный рост, потому что на практике это не трудно устроить, но гораздо проще в пейзажах.
Правила построения композиции в художественной фотосъемке
Нет точных сведений, регламентирующих процесс создания эффектного и качественного снимка. В таких случаях можно лишь руководствоваться собственной интуицией и видением прекрасного, опираясь на советы опытных фотографов.
Правильная композиция в фотографии
Правильная композиция сразу же привлекает глаз любого зрителя. Если использовать только правила золотого сечения, то достичь красивой картинки будет сложно. Его можно совмещать и с другими приемами. Какими принципами руководствоваться при постановке кадра:
- Нечетное количество главных элементов на фото.
- Выделение ключевой фигуры посредством расплывчатости фона.
- Минимализация кадра посредством устранения ненужных частей.
- Заполнение изображения. В этом случае можно добавлять максимум движений, если в композиции присутствуют люди, а если их нет, то максимально заполнять негативное пространство.
- Создание глубины. Это делается за счет вертикальной симметрии или же цветокора.
Дополнительная информация! Использование этих принципов поможет при фотографировании.
Композиция позволяет человеку стремиться к чему-то большему, саморазвиваться и преумножать свои таланты. Благодаря умело поставленному кадру можно легко сделать кадр прекрасным, но под рукой неопытного человека даже самый красивый и удачный сюжет будет загублен.
svadba.blog
10 правил композиции
10 простых правил построения композиции в кадре.
1. Контраст
Как привлечь внимание зрителя к вашей фотографии? В кадре должен быть контраст:
- Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.
- Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным.
- Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.
2. Размещение
Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры.
3. Равновесие
Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
4. Золотое сечение
Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
5. Диагонали
Один из самых эффективных композиционных премов — это диагональная композиция.
Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.
Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.
6. Формат
Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.
7. Точка съемки
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Запомним несколько простых правил:
- Для портрета лучшая точка на уровне глаз.
- Для портрета в полный рост — на уровне пояса.
- Старайтесь кадрировать кадр так, чтобы линия горизонта не разделяла фотографию пополам. Иначе зрителю будет сложно сфокусировать внимание на объектах в кадре.
- Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Объект, снятый сверху, кажется меньше, чем есть на самом деле. Так, снимая человека с верхней точки, на фотографии вы получите человка маленького роста. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.
8. Направление
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу.
При построении композиции всегда учитывайте этот момент.
9. Цветовое пятно
Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.
10. Движение в кадре
Снимая движущийся объект (автомобиль, велосипедиста), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Проще говоря, располагайте объект так, как будто он только «вошёл» в кадр, а не «выходит» из него.
fototips.ru
9 правил композиции в фотографии (фото, видео)
Видео, созданное The Cooperative of Photography с использованием подсказок и снимков легендарного американского фотожурналиста Стива МакКарри (Steve McCurry), повествует о 9 основных правилах композиции.
Каждое из правил иллюстрируется примерами впечатляющих фоторабот МакКарри.
1. Правило третей
Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий.
2. Ведущие линии
Используем естественные линии, чтобы акцентировать внимание зрителя.
3. Правило диагоналей
Согласно правилу диагоналей, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.
4. Кадрирование (фрейминг)
Используем естественные рамки, такие как окна и двери.
5. Соотношение фигуры и фона
Находим контраст между объектом съемки и фоном.
6. Заполняем кадр
Подходим поближе к тому, кого снимаем.
7. Центрируем доминирующий глаз
Располагаем правый или левый глаз в центре композиции. Это придает большую выразительность взгляду смотрящего.
8. Паттерны и повторение образов
Паттерны эстетичны, но еще лучше, когда паттерны прерываются.
9. Симметрия
Гармония двух половинок приятна для глаз.
deadbees.net
10 мифов о правиле третей. Вот как на самом деле нужно строить композицию в кадре
«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер. Я, как и вы, пытаюсь создать произведение искусства, которым смогу гордиться и показать миру. Но кое-что очень мешало мне с самого начала… это правило третей.
Мне хочется пролить свет на мифы о правиле третей, которые всем нам вбили в головы, когда мы находились у истоков своего творческого становления.
Возможно, мы вместе изменим будущее искусства, если поможем другим художникам отказаться от правила третей и ввести другие бесценные дизайнерские приёмы, продемонстрированные в этой статье. Мне нужна ваша помощь, потому что в одиночку я это сделать не смогу!
Как и многие другие художники, я просто сходил с ума, полагая, что правило третей – подходящий способ построения изображения. Но думаю, это зависит от стандарта, к которому вы стремитесь. К искусству на высоте таких мастеров как да Винчи, Бугро, Дега, Рубенс… или к мастерству на уровне воскресного художника, чья цель – повесить свои картины в местном антикварном магазине, но не в престижной галерее или в музее.
Картины да Винчи, Бугро, Дега, Рубенса.
Без композиции искусство процветать не может. А когда вы используете правило третей для её построения, то в итоге оказываетесь в тёмном переулке, где вас ждёт заурядное искусство. Звучит резко, но честно.
Мой опыт показывает, что люди не любят правила, и, конечно, они не хотят им следовать. Все любят повторять одно и тоже: «правила существуют, чтобы их нарушать» или «я думаю, что нужно хорошо выучить правила, чтобы знать, как их нарушать».
Слово «правило» иногда воспринимают негативно. Я стараюсь продемонстрировать не правило, которое должно быть нарушено. А разобрать познания, которые вы можете включить в свои произведения, если захотите. Выбор за вами.
Миф № 1: «Оно делает изображение визуально приятным/притягательным»
Чтобы развенчать его, мы должны узнать, что делает изображение визуально приятным, и я уверяю вас, это не расположение объекта на пересечениях по правилу третей. Чтобы картинка была визуально притягательной, нужно применить приёмы композиции таким образом, чтобы зритель ясно её прочитывал… не отвлекаясь на второстепенные элементы или путаницу при отсутствии визуальной иерархии. Как нам это сделать?
Нужно понимать, как мозг воспринимает зрительные раздражители. Для этого мы используем метод гештальтпсихологии соотношение фигуры и фона (Figure-Ground Relationship/FGR), чтобы чётко отделить объект съёмки от заднего плана.
Фотография Анри Картье-Брессона.
Или мы можем использовать «закон непрерывности», который позволит создать потрясающие арабески с несколькими объектами.
Картина Эдгара Дега, демонстрирующая арабеску.
Мы можем даже использовать «наибольшую площадь контрастности», чтобы направить взгляд зрителя к основному объекту.
Фотограф Давид Белльмер (David Bellemere).
Миф № 2: «Это правило используют профессионалы»
Следующий миф – «это используют профессионалы». Энни Лейбовиц, безусловно, профессионал и один из самых пафосных современных фотографов. Так давайте возьмём одну из её фотографий, просто наложим линии по правилу третей и проверим.
Фотограф Энни Лейбовиц.
Камин расположен по правилу третей.
Мы видим, как линия каминной полки расположена в полном соответствии с правилом третей. Значит, она его использует… но погодите, а как же позы моделей? Как ей удалось создать столь великолепный состав, если направляющими являются лишь горизонтали и вертикали? Что делать дальше? Несколько моделей расположены по правилу третей, но куда двигаться дальше? Как расположить руки, ноги, платья, куда направить взгляд? Вот здесь мы вводим динамическую симметрию.
Это корневой прямоугольник √4 с основной арматурой (дословно Basic Armature) (две диагонали и четыре перпендикуляра, спущенные к ним из вершин прямоугольника).
Корневой прямоугольник √4 можно разделить на четыре меньших корневых прямоугольника.
Для правильного позиционирования моделей Энни использовала динамическую симметрию. По сути, это сеточная система.
Это прямоугольник √1.5 с основной арматурой. В прямоугольнике корня 4 могут поместиться 3.
Так выглядит вся сетка.
Проще говоря, сетку можно использовать в фотографии, чтобы построить состав кадра. Диагонали, вертикали и горизонтали – всё это поможет создать ритм и единство всей картинки. Причём динамическая симметрия применима и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.
«Лаокон и его сыновья» – это греческая скульптурная группа, построенная с помощью динамической симметрии.
Не станем углубляться в разъяснения этой системы, чтобы не терять из виду главную цель – разоблачение правила третей.
Миф № 3: «Оно притягивает взгляд к области изображения»
Это не совсем так. Расположение объекта в точке пересечения третей без учёта всего остального не направит внимание к композиционному центру.
Фотограф Тэвис Лиф Гловер.
Когда мы узнаем о другом методе гештальтпсихологии, – законе непрерывности – то откроем для себя несколько инструментов, которые сможем использовать для создания динамики и целостности, притягивающей взгляд к изображению. Наибольшей визуальной привлекательностью отличается арабеска.
Фотограф Тэвис Лиф Гловер.
Эти криволинейные элементы вы можете включить в свои произведения и создавать красивые движения по всей картинке. Мастера живописи широко использовали их в своих работах.
Картина Винсента Ван Гога демонстрирует арабески.
Другой метод, используемый для создания движения, называется совпадением. Он подразумевает взаимосвязь между двумя сторонами, которую образуют различные элементы, создавая при этом движение из стороны в сторону, вверх и вниз.
Но это не сплошная линия, как думается, когда речь идёт о «ведущих линиях». Это прерывистый, скрытый, волшебный трюк, который можно применить и позволить разуму легко сомкнуть пробелы.
В картине Караваджо видно, как он скрывает свои линии, понимая закон непрерывности.
На этой фотографии мы видим, как Энни Лейбовиц использует положение рук моделей, которые образуют общие линии.
Фотограф Энни Лейбовиц демонстрирует «совпадения».
То же самое обнаруживается в картине Мона Лиза да Винчи и в этой сложной композиции Бугро.
В картинах да Винчи и Бугро показаны «совпадения».
Миф № 4: «Оно позволяет расположить объект не в центре»
Во-первых, кто сказал, что центр кадра – это плохо? И почему мы должны в это верить?
Фотограф Тэвис Лиф Гловер.
Фотограф Тэвис Лиф Гловер.
В гештальтпсихологии есть техника, которая называется закон симметрии. Это означает, что человеческий разум всегда стремится найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и размещаем объект вне центра, то нам понадобится второй элемент, чтобы уравновесить изображение. Если его нет, значит, мы создали дисбаланс в композиции.
Фотограф Тэвис Лиф Гловер.
Есть вертикальный баланс (я называю его передышкой / breathing room) и есть горизонтальный баланс (я называю его направление пристального взгляда / gazing). Нам нужно понять, как управлять каждым из них, чтобы создать правильно сбалансированную композицию.
Картина Бугро показывает должный баланс сверху донизу.
В картине Дега виден чёткий баланс слева направо.
В этом фото я поместил главные объекты по центру, но правильно согласовал вертикальный и горизонтальный баланс.
Фотография Тэвиса Гловера демонстрирует, как можно достичь баланса сверху вниз и слева направо.
Мне потребовались годы, чтобы исправить недочёты в моих композициях из-за применения правила третей. Я всегда помещал объект на одной или другой стороне, не рассматривая изображение в целом.
Фотографии Тэвиса Гловера до изучения конструкции и методов гештальтпсихологии.
Миф № 5: «Это основа сбалансированного и интересного кадра»
Мы рассмотрели закон симметрии, затрагивающий потребность в надлежащем балансе изображения, но мы не упомянули о том, как правило третей рождает нежелательное негативное пространство. Если мы поместим объект на одной из линий третей, не рассматривая изображение в целом, то другая сторона композиции опустеет, и мы получим негативное пространство, которое отвлечёт внимание от главного объекта.
Фотография, показывающая, как правило третей создаёт нежелательное негативное пространство.
Негативное пространство можно удачно использовать для создания ощущения изоляции или одиночества, но в противном случае это недочёт новичка.
Фотограф Грегори Крюдсон использует негативное пространство для усиления сюжета.
Миф № 6: «Это отличная отправная точка для начинающих»
По собственному опыту могу сказать, что правило третей повело меня по тупиковому пути. Я думал, что это революционный метод, хвастал его возможностями перед фотографами, которые только начинали свой путь.
Позже оказалось, что я не в состоянии понять, как правильно скомпоновать кадр, потому что руководствовался правилом третей.
Сетку динамической симметрии использовать так же легко, как и правило третей.
Если неопытные художники начнут с сетки динамической симметрии вместо правила третей, то смогут использовать диагонали, с помощью которых создаётся ритм, расположив соответствующим образом модель или добавив мазки. Доступные диагонали в прямоугольнике ограничивают количество направлений, которые вы используете, и называются гаммой, которая создаёт более мощный состав.
Картина Бугро показывает, как художник создал ритм в картине, изобразив модель на основе сетки.
Миф № 7: «Правило третей создали художники эпохи Возрождения или греческие художники»
Правило третей впервые упоминается в книге Смита (около 1797 года). И если вы взгляните на его картины, то увидите, что он не был большим мастером.
Да Винчи перевернулся бы в гробу, если бы услышал, как кто-нибудь говорит, что он использовал этот метод. Его композиции стали плодом продолжительного обучения, изучения и практики. Неужто кому-то придёт в голову свести его мастерство к такой простоте, как правило третей?
Да Винчи и греческие мастера-художники использовали динамическую симметрию, золотое сечение, арабески, гаммы, совпадения, расходящиеся линии, отношение фигура-фон, эллипсы и другие методы.
Картина Бугро, демонстрирующая различные композиционные приёмы.
Миф № 8: «Человеческий глаз естественным образом тяготеет к месту пересечения точек»
Фотография, в которой дерево и линия горизонта размещены по общему принципу.
Я искренне хотел бы, чтобы композиция была такой простой. Поместил объект в точке пересечения – готово! Ты автоматически контролируешь взгляд зрителя. Но это не так-то просто. Как насчёт того, что мы тянемся к области высокого контраста?
Когда мы превращаем свой объект в наибольшую площадь контраста, разве не к нему притягивается взгляд в первую очередь? При этом он может находиться в любой позиции.
Фотография Тэвиса Гловера, показывающая наибольшую площадь контраста.
Другое дело, что наш взгляд привлекает то, что я называю мерцанием по краям (Edge Flicker). Это относится к высококонтрастным элементам, которые расположены близко к краю кадра и значительно отвлекают зрителя от объекта съёмки.
Наличие контраста и чистые края без отвлекающих факторов помогут вести взгляд зрителя к композиционному центру.
Картина Уистлера и скорректированный вариант без мерцания с краю.
Миф № 9: «Обрезка по правилу третей после фотосъёмки – отличный способ спасти изображение»
Кадрирование неудачно составленного, плохо освещённого снимка ничего не спасёт. Это работа в обратном направлении.
Старайтесь не обрезать. Внимательно составляйте кадр при съёмке, чтобы сохранить драгоценные пиксели.
Изучайте композицию и методы гештальтпсихологии, чтобы вы знали, что искать и как решить проблемы с привлечением взгляда к композиционному центру непосредственно в процессе съёмки. Не жертвуйте пикселями, обрезая снимок по правилу третей. Ваше творчество заслуживает лучшего.
Миф № 10: «Сильные точки или золотые точки создают ощущение напряжённости»
Размещение объекта на линии третей не создаёт напряженности, как мы уже выяснили.
Фотография Тэвиса Гловера, демонстрирующая, что обрезка не создаёт напряжённости.
Если мы обратимся к методу гештальтпсихологии под названием закон близости, то увидим, как можно создать визуальное напряжение. Вспомним знаменитую роспись на потолке Сикстинской капеллы… их явно связывает близость, но визуальное напряжение создаётся за счёт того, что они почти-почти соприкасаются, но не полностью. Это момент перед воздействием.
Фрагмент потолка Сикстинской капеллы, роспись Микеланджело.
Или это фото, где мужчина находится почти в пределах досягаемости умирающей жены. Так близко, что у зрителя возникает ощущение напряжённости.
Фотография Тэвиса Гловера.
При включении закона близости расстояние между объектами может превратиться в негативное пространство, которое в этом снимке создает напряжённость в комнате.
Фотограф Грегори Крюдсон использует негативное пространство, чтобы создать напряжённость.
Выводы
Существует много методов и приёмов, которые помогут вам создавать замечательные композиции, чётко воспринимаемые зрителем. Откажитесь от правила третей. Оставьте его в прошлом и переходите к сетке динамической симметрии. Она так же проста в использовании, но оставляет гораздо больше вариантов для развития ваших творений.
Художник Анри де Тулуз-Лотрек.
Если вы нашли эту информацию полезной, пожалуйста, поделитесь ею со своими друзьями. Помогите мне покончить с правилом третей и донести лучшие методики другим людям, которым нужна мощная композиция. Обучиться построению сильной композиции – это единственный путь стать мастером своего дела».
Автор Tavis Leaf Glover.
По материалам petapixel.
cameralabs.org
Вертикальный композиционный строй картины | Журнал Ярмарки Мастеров
При написании живописного произведения, графического или декоративного одной из самых главных задач художника является решение композиционного строя произведения. Композиция картины представляет собой сочетание изображаемых элементов на картинной плоскости, которое позволяет наиболее полно передать выразительность замысла.
Для акцентуации внимания зрителя на главном объекте художник стремится построить композицию таким образом, чтобы у зрителя не возникало вопроса о том, что в картине имеет наибольшую значимость. Художник выделяет объект с помощью разнообразных выразительных средств. Среди них выделяют: формат холста, положение линии горизонта, композиционный центр, композиционный строй, ритм, контраст, цвет и пр. Все эти выразительные средства влияют на силу эмоционального воздействия картины на зрителя и формируют внутреннее отношение к увиденному.
Вертикальный композиционный строй
Вертикальный строй может характеризовать статику или динамику, либо выражать неуверенность, когда мы не можем точно охарактеризовать статике или динамике принадлежит вертикаль.
Приведем в качестве примера несколько работ с вертикальным композиционным строем.
В. Маковский
Истомин К.Н. Вузовки
А.В.Пантелеев
Мальцев В.Ф.
Оссовский П.П.
Петров-Водкин К.С.
Лентулов А.В.
Нисский Г.Г.
Чюрленис М.К.
А.Матисс
Композиционный строй картины позволяет, помимо других средств выразительности, уже задать определенное настроение при восприятии произведения.
www.livemaster.ru