Повышаем мастерство • Геометрическая композиция
В предыдущих уроках мы неоднократно говорили о композиции и общих принципах построения фотографии. Сегодня в нашем уроке мы поговорим о геометрической композиции. Что же это за термин такой? Посмотрите по сторонам. Каким бы сложным не казался мир вокруг, его легко можно разбить на геометрические фигуры. Используйте это при построении композиции снимка, чтобы придать ему нужную эмоцию.
Мир художественной композиции включает гораздо больше, чем вы можете предположить. Не волнуйтесь, эта информация не сложная. На самом деле, очень многие фотографы подсознательно используют геометрические формы, находя их через видоискатель, и могут не осознавать этого, пока кто-то на них не укажет.
Прямоугольники
Вы можете использовать воображаемые прямоугольники различных размеров. Квадрат – идеальная форма для кадра, и кроме того составляют большой интерес в повторении.
Арки
Арки создают движение, напоминающее то, что делают окружности, но это скорее фоновый элемент, чем самостоятельная форма.
Круги
Движение линии, создающий округлые формы, имеет особенную энергетику, а также направляет взгляд внутрь кадра. Можно использовать круги или полукруги, чтобы создавать композицию кадра.
Треугольники
Треугольники, пожалуй – одна из форм, которые легче всего встретить в композиции изображения. Если вы начнете просматривать свои фотографии и обращать на это внимание, вы повсюду увидите треугольники. Эта геометрическая форма естественным образом добавляет глубину композиции.
Многоугольники
Конечно, никто не думает о том, что «неплохо было бы использовать многоугольную форму в этом изображении», глядя через видоискатель. Но постфактум вы будете удивлены, как часто эта форма, позволяет фотографиям приобрести визуальный смысл.
Потратьте немного времени на понимание каждого из перечисленных элементов и практику вашей техники композиции. Распознание этих принципов не станет автоматическим сразу, но попытки могут стать увлекательным опытом.
Попробуйте проанализировать свои снимки, найдите в них геометрию. Вы можете натренировать свой глаз для идентификации этих принципов композиции, делая ваши фотографии более динамичными, чем, как вам казалось, это вообще возможно.
Всего вам фотографического!
Объемные композиции из геометрических тел. Врезки | Artisthall
Чтобы лучше разобраться в принципах формообразования и научиться решать сложные композиционные задачи ученикам предлагается задание на составление объемно-пространственных композиций из геометрических предметов, также называемыми врезками.
Это важное задание входит в состав программы занятий по рисунку, является ключевым звеном в переходе от рисования геометрических предметов к более сложным моделям.
Цель задания.
Задача состоит в том, чтобы изобразить на листе бумаги (А2 60х40см) трехмерную группу геометрических предметов, расположенных в перспективном сокращении, взаимопересекающих друг друга, составить из них гармоничную композицию и основываясь на образном представлении конструкции предметов показать пересечение плоскостей и взаимодействия форм.
В процессе выполнения работы ученик обучается следующему:
- Представлять в воображении, затем изображать композиции из разных геометрических предметов и их сочетаний.
- Умение строить сложные геометрические формы в различных ракурсах
- Анализировать конструкцию предметов, отображать пересечение линий, объемных форм и врезок в трехмерном пространстве.
Строить сложные падающие тени на телах вращения и наклонных плоскостях.
Как составлять объемные композиции из геометрических фигур.
Для составления композиции используются фигуры различных геометрических форм. Важным правилом при создании рисунка, является: что предметы должны именно пересекаться или накладываться друг на друга, и нужно избегать соединения граней соседних предметов в одной плоскости.
В первых вариантах композиций вид и количество предметов может определить педагог, далее ученик сам решает, какие предметы будут использоваться. Особенность задания заключается в том, что все – образ составляющий композицию, предметы, их положения, размеры, ракурсы создаются в воображении ученика, основываясь на творческих способностях, знаниях построения геометрических форм и умении отобразить свои идеи на листе, что было изучено в занятиях по рисования геометрических фигур.
На наших занятиях рисунком существуют варианты, когда объемные композиции создаются из определенного набора предметов, с точным количеством фигур. Так же есть задания, где ученику предлагается взять за основу будущей композиции 3-4 элемента, таких как куб или параллелепипед, пропорционально разместить и объединить их, а далее развить эту комбинацию, добавляя различные тела вращения, такие как шар, цилиндр, конус, чтобы они органично вошли и усовершенствовали существующую группу.
Для более эффектного рисунка врезки выгоднее располагать в пространстве, не изображая плоскость и линию горизонта, представить, что предметы висят в воздухе и рисовать их можно с любой стороны, так ракурсы врезок и пересечений выглядят более эффектно, а в некоторых случаях более наглядно. Особенно зрелищными получаются виды снизу, каких в обычной постановке невозможно увидеть.
Желательно изображать объекты в соразмерном друг другу масштабе, то есть не совмещать большой куб и врезанный в него маленький шарик, от этого абрис пересечения не будет ясным и выразительным.
Большое значение для выразительности композиции имеет итоговый силуэт. Иногда абрис будущей работы может задавать форму для группы предметов, делая композицию более пластичной и оригинальной.
После того как композиция сформирована, выполняются уточняющие эскизы, и, лучший переносится на большой формат. Работа выполняется графическим карандашом с полной светотеневой моделировкой, естественно, без использования линеек и угольников)).
Значение и польза рисование врезок.
Работа над пересекающимися геометрическими телами дает возможность ученику развивать навыки предварительного составления образов в воображении, представлять итоговый вариант рисунка сразу в голове до рисования на бумаге. Благодаря врезкам ученик понимает и прорабатывает конструкцию сечений, преломления граней в местах пересечения тел, располагает падающие тени и световые рефлексы. Все это происходит в воображении, что способствует развитию интуитивных навыков построения различных предметов, перспективному сокращению и расположению теней на сложных плоскостях, что очень пригодится в занятиях по композиции.
Это задание полезно выполнять на любых стадиях обучения и уровня подготовки, повышая сложность композиции и улучшая качество построения сечений. Изображение врезанных предметов полезно как хорошая тренировка для навыков рисования, геометрии и объемно-пространственного мышления.
Важно! Данное задание с небольшими нюансами и особенностями входит в состав экзаменов при поступлении в различные художественные учебные заведения. Научившись принципам рисования объемных композиций, вы сможете выполнить многие задания при поступлении.
Смотрите также:
artisthall.ru
Пример композиции, вписанной в уравновешенный треугольник
Все значимые точки компоновки (углы треугольника) уравновешивают друг друга относительно центра листа, являющегося одновременно приблизительным центром композиции и треугольника. То есть, нет явного стремления к опрокидыванию треугольника в ту или другую сторону. Кроме того, рисунок отвечает и основным теоретическим правилам: облегченный низ – условная сдвижка вверх, ненагруженная, высветленная правая сторона – условная сдвижка влево.
Итак, после всего вышесказанного и увиденного, становится очевидно, что все манипуляции с композицией локальны и интуитивны: правила существуют как факт, но пользуется ими ученик по собственному усмотрению, полагаясь на свое внутреннее чувство гармонии и равновесия. Именно поэтому так важны практические упражнения, развивающие эти умения. Следует также отметить, что изучаются академические приемы компоновки, которые при достаточном уровне подготовки могут умышленно нарушаться автором для усиления эмоционального воздействия работы, как, например, в ряде импрессионистических произведений.
Практические занятия:
Задание 1: «Линейная композиция»
Этапы:
1). Создать композицию, элементами которой являются три вида геометрических фигур: прямоугольник (квадрат), круг, треугольник и заключить их в произвольную рамку, учитывая все вышеизложенные правила. При этом должны применяться «активные пере сечения» и не допускаться «поцелуи». Также ограничивающая линия одной фигуры не может быть продолжением стороны другой. Желательно не «сажать» элементы на одном уровне, в ряд. Рисунок в карандаше небольшого размера: не больше ? листа А-4.
Рисунок Н.Ш.
«Неактивное пересечение» «Поцелуй» «Совмещение сторон»
2). Обсудить работу и, если композиция не уравновешена, совместно исправить ее. При необходимости задание повторить.
Вариант 1 — Удачная композиция
Вариант 2 — Неуравновешенная композиция
Вариант 3 – Уравновешенная композиция
3). Разделить лист А-4 на 4 равные части от руки карандашом.
Вписать в каждую из полученных («заданных») рамок свою композицию из того же набора геометрических фигур, добиваясь их гармоничности. Если изначально работы получались удачными, то можно ограничиться тремя рисунками.
4). Рассмотреть композиции, откорректировать. Попросить ученика перерисовать, пропорционально увеличивая, понравившуюся ему работу на лист А-4, отметив, что рамка в два раза его меньше. Обвести фигуры по карандашному контуру так, чтобы пересекающиеся элементы были разных цветов, но общее тоновое решение получилось бы гармоничным. Например, избегать деления рисунка на правую «теплую» сторону и левую «холодную» и т. п. Это упражнение – первый шаг в развитии глазомера и в постижении азов построения. Необходимость соотносить элементы, вынужденные элементарные промеры оттачивают внимание и последовательность процессов исполнения. Требование рисовать без линейки развивает твердость руки.
ПРИМЕРЫ:
Рисунок Н.Ш.
Рисунок В.К.
Задание 2: «Цветовая композиция (линейная композиция с заливкой)»
Этапы
1. Взять выполненный в карандаше лист с четырьмя (тремя) композициями и выбрав любую, отличную от пропорционально увеличенной, обвести фломастерами фигуры по контуру.
2. Залить места пересечений или не вошедшие в пересечения части фигур одним из принадлежащих данным элементам цветов. Например, если оконтуренный красным треугольник наложен на желтую окружность, то пересечение будет либо желтым, либо красным. Если же пересечение остается бесцветным, то оставшиеся части круга и треугольника закрашиваются, соответственно, желтым и красным тоном.
3. На световом столе, через стекло, на цветном ксероксе сделать копию обведенной пропорционально увеличенной работы.
4. Превратить копию линейной композиции в цветовую. При этом надо учитывать, что появляющиеся цветные пятна, располагаются и окрашиваются вариативно. В зависимости от выбранного расположения и тонировки заливаемых мест можно как «разрушить» гармонию первоначального линейного варианта, так и придать ему большую красочность и эмоциональность, сохранив равновесие форм. Иногда приходится сделать несколько работ, чтобы путем сравнения выбрать лучшую.
Упражнение не только стимулирует композиционные навыки, но и оттачивает цветовосприятие.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш.
Рисунок Н.Ш.
Задание 3: «Предмет из геометрических фигур»
Учитывая правила размещения единичного предмета на листе, требования к пересечениям и заливке придумать и изобразить предмет из стандартных геометрических фигур. Чаще всего рисуются животные – можно посмотреть формы и пропорции тел в иллюстрированной энциклопедии, обсудить, какая фигура подойдет для лапы или головы (начальная подготовка к освоению построения предметов), но не исключены кресла из треугольников и квадратов, деревья из кругов и т. д. В любом случае активизируется творческое мышление. Задание может быть четко определено преподавателем (птица из треугольников, машина из прямоугольников и кругов) или предложено учеником самостоятельно. Количество типов графических элементов и сами типы фигур либо задаются учителем, либо выбираются автором. Останавливаясь на том или ином варианте, арт-терапевт ориентируется на уровень подготовки, состояние и личностные характеристики пациента.
Этапы
Сделать карандашный эскиз предмета.
Проанализировать и откорректировать совместно с преподавателем.
Поместить на листе.
Обвести фломастером по контуру.
Выполнить заливку (возможны вариации).
Дать название или написать краткий текст.
Обсудить работу.
ПРИМЕРЫ
Рисунок Н.Ш. Птица из треугольников «Орел»
Рисунок А.С. Птица из треугольников «Петух»
Рисунок Ж.К. Слон из треугольников, квадратов
Уравновешенная
Рисунок А.О. Черепаха из треугольников и прямоугольников
Рисунок А.О. Олень из прямоугольников и треугольников
Рисунок «Слон» выделяется тем, что в нем просматривается как слон (на мой взгляд, с меньшим сходством), так и ослик, опустивший голову. Однако, если автор настаивает именно на таком видении животного, не стоит его разубеждать, заставлять переделывать. Лучше включить «слона» в последующие работы (например, в линейный натюрморт). Добиться сходства с натурой, а потом сравнить геометрический рисунок с вновь сделанным, обсудить и, возможно, повторить «геометрию».
studfile.net