Как создать композицию для фото – 20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь

Содержание

Основы композиции в садовой фотографии

Обсудив в предыдущих публикациях важные технические особенности получения качественных фотографий, сегодня мы перейдем к творческой составляющей — композиционному построению кадра. Под композицией в фотографии принято понимать такое взаимное расположение предметов, объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает у зрителя ощущение гармонии. 

Под композицией в фотографии понимается такое взаимное расположение объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает ощущение гармонии
Под композицией в фотографии понимается такое взаимное расположение объектов в кадре, которое приятно глазу и вызывает ощущение гармонии

Конечно, вкусы у всех разные, но существуют некие общие закономерности, учитывая которые, можно делать снимки, симпатичные большинству людей. Но и здесь, как в любом правиле, возможны исключения, когда нарушение главных композиционных приемов не мешает, а наоборот — помогает создать необычные, запоминающиеся фотографии.

Начинающие фотографы нередко размещают основной сюжетный центр в середине кадра


Начинающие фотографы нередко размещают основной сюжетный центр в середине кадра

Основные фотографические приемы для создания гармоничного снимка основываются на понятии золотого сечения, существующего в искусстве. Применительно к фотографии, в упрощенном виде оно сводится к так называемому «правилу третей»: кадр зрительно делится прямыми линиями по вертикали и по горизонтали на три равных части. 

При построении композиции, для лучшего восприятия снимка основной сюжетный центр обычно рекомендуют размещать не в центре кадра, как это нередко делают начинающие фотографы, а со сдвигом, помещая его в одну из четырех точек пересечения этих линий. 

Это не догма, но в большинстве случаев правило третей действительно работает. На дисплеях или фокусировочных экранах разных камер часто специально отображаются вертикальные и горизонтальные линии сетки для более удобной компоновки кадра. Существуют и более сложные схемы композиционных построений, к примеру, на основе сетки динамической симметрии, но это уже темы для профессионалов.

Правило третей позволяет правильно выстроить композицию кадра
Правило третей позволяет правильно выстроить композицию кадра

Безусловно, каждый волен фотографировать, как ему хочется, но поверьте, снимок будет выглядеть куда менее динамичным и привлекательным, если главный объект, например садовая скульптура или цветочная клумба, окажется расположенным прямо по центру кадра. Аналогичная ситуация складывается, когда снимок делится линией горизонта или какой-нибудь другой линией или полосой в кадре ровно пополам. Чаще всего какая-то часть снимка, верхняя или нижняя, бывает более интересной, и именно ей стоит уделять больше внимания при заполнении кадра.

Спешка — враг фотографа. Прежде чем нажать на кнопку спуска затвора камеры, возьмите за правило сделать небольшую паузу. Постарайтесь представить, что вы хотите увидеть на сделанном снимке. Будет ли понятна его основная идея, удачно ли передано настроение, верно ли построен кадр с точки зрения композиции, где находится его сюжетный центр, достаточно ли контрастен снимок. Хотите сделать фотографию более выразительной —

используйте прием вводящих линий, которые направляют внимание зрителя от краев снимка к его сюжетно важной части. Эту роль может сыграть садовая дорожка, ведущая к красивой беседке, или травинка, расположенная на переднем плане и указывающая на яркий цветок, размещенный в «точке золотого сечения».

Вводящая линия (в нашем случае - ветка) помогает сфокусировать внимание на распускающейся почке
Вводящая линия (в нашем случае — ветка) помогает сфокусировать внимание на распускающейся почке

При построении композиции в кадре хорошо работают правила перспективы, которая, как известно, может быть линейная и тональная. Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности снимка с помощью сходящихся на горизонте линий: аллейных посадок, контуров строений, протяженных миксбордеров.

Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности


Линейная перспектива помогает передать ощущение объемности

Тональная перспектива подчеркивает глубину кадра в тех случаях, когда его задний план оказывается светлый, имеет холод- новатые оттенки, а передний, напротив, более темный.
  
Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план, на котором теряется основной объект, например, цветок на фоне переплетения ветвей. 

Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план
Нередко хорошему восприятию фотографии мешает пестрый и яркий задний план

Умелое управление глубиной резкости объектива, главным образом с помощью варьирования значения диафрагмы, позволяет при необходимости размывать задний план, сохраняя на его фоне объект съемки максимально резким.

Грамотное управление глубиной резкости позволяет размыть задний план снимка и выделить сюжет
Грамотное управление глубиной резкости позволяет размыть задний план снимка и выделить сюжет

И еще — постарайтесь, чтобы на снимке было несколько планов, захватите листву ближайшего кустарника или траву, чтобы с их помощью создать подобие рамки внутри кадра.

Рамку для кадра можно сочинить по ходу съемки из подручного материала
Рамку для кадра можно «сочинить» по ходу съемки из «подручного материала»

Учитывая все это при формировании пейзажной композиции, вы получите привлекательные и интересные снимки.

Читайте также:


Текст и фото: Андрей Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России

7dach.ru

Как сделать свою композицию - Pixelbox.ru

Иногда дело требует создание собственной композиции из фотографий. Каждый из нас всегда хотел сделать что-нибудь эдакое, чтобы радовало глаз и можно было бы радоваться результату работы, показывать друзьям или на форуме.

В ходе прохождения урока вы научитесь делать в фотошопе:

  • Вырезать человека (в данном случае девушку)
  • Создавать фон для композиции коллажа
  • Наносить отдельные участки изображения  из одной фотографии на другую
  • Работать со светом и тенями
  • Работать с каналами и цветом

 

Этот урок поможет вам освоить некоторые тонкие ньюансы при обработке фотографий в фотошопе и поможет вам использовать описанные здесь техники и приемы при работе в собственных проектах.

Как сделать свою композицию

Откройте фотографию с девушкой в фотошопе

Как сделать свою композицию

Выделите девушку на фотографии. Это можно сделать с помощью инструмента Quick Select tool

Как сделать свою композицию

Создайте маску для слоя с девушкой и скройте фон.

Как сделать свою композицию

Фон за девушкой должен получиться прозрачным.

Как сделать свою композицию

Далее нужно найти какую-нибудь рану на теле. Мы её вырежем и вставим на спину девушке. В интернете я нашел подходящую фотку

Как сделать свою композицию

С помощью Lasso tool выделите рану на руке.

Как сделать свою композицию

Скопируйте и вставье в документ где девушка. Расположите рану на спине. Нажмите CTRL+U чтобы зайти в Hue/Saturation и убавьте немного цвета.

Как сделать свою композицию

Создайте маску для слоя с раной.

Как сделать свою композицию

Убедитесь, что маска активна. Используя мягкую черную кисточку обрисуйте края на ране. На рисунке показано красным цветом как я обрисовал.

Как сделать свою композицию

Чтобы получился примерно такой результат

Как сделать свою композицию

Скопируйте слой с раной. Поменяйте режим слоя на Screeen. Теперь рана более соответствует по контрасту и яркости тела девушки.

Как сделать свою композицию

Создайте слой Ctrl+Shift+Alt+E. Зайдите Image — Adjustments — Vibrance и примените настройки

Как сделать свою композицию

Создайте маску для слоя кликнув с зажатым Alt на иконку с маской. Используя белую кисточку обрисуйте рану.

Как сделать свою композицию

Теперь нужно подобрать фон для девушки. В интернете я нашел такую картинку.

Как сделать свою композицию

Создал новый слой и вставил в него эту картинку используя ее в роли фона.

Как сделать свою композицию

Создайте новый слой. Используя мягкую большую белую кисть с прозрачностью 50%, нарисуйте на голове как бы белое пятно, чтобы придать больше света.

Как сделать свою композицию

Прозрачность этому слою поставьте 40%, чтобы уменьшить интенсивность света.

Как сделать свою композицию

Выключите из видимости все слои кроме слоя с девушкой. Перейдите в панель CHANNELS сделайте копию Blue channel

Как сделать свою композицию

Нажмите Ctrl+L чтобы вызвать Levels и сделайте настройки как на рисунке. Это подчеркнет тени на девушке.

Как сделать свою композицию

Скопируйте этот слой в обычные, расположите его на самом верху. Остальные слои можно уже включить.

Как сделать свою композицию

Создайте маску с зажатым Alt. Используйте белую кисть с прозрачностью 40% и обрисуйте ей тени на теле девушки, чтобы подчеркнуть их. Режим слою установите Multiply

Как сделать свою композицию

Я нашел в интернете кисточками с перьями и ей нарисовал несколько перьве на спине.

Как сделать свою композицию

Скопируйте слой с перьями и поместите его под оригинальным. Сдвиньте этот слой вниз и направо на 1 пиксель.

Как сделать свою композицию

Примените к этому слою фильтр Filter — Blur — Gaussian Blur

Как сделать свою композицию

Прозрачность у слоя установите 42%

Как сделать свою композицию

Создайте слой Layer — New Adjustment Layer — Levels

Как сделать свою композицию

Перейдите в панель CHANNLES, создайте копию слоя Red channel. Нажмите CTRL+L и примените настройки

Как сделать свою композицию

Скопируйте этот слой в обычные. Поменяйте ему режим на Screen и прозрачность установите 55%

Как сделать свою композицию

Создайте слой Layer — New Adjustment Layer — Vibrance с настройками:

Как сделать свою композицию

Композиция готова

Как сделать свою композицию

Автор перевода — Александр (pixelbox.ru)

pixelbox.ru

Композиция при фотосъемке пейзажей

Елена Петрова, амбассадор компании Fujifilm в России, пейзажный фотограф и опытный тревел-блогер делится советами по работе с композицией при съёмке пейзажей.

Главная задача фотографа – привлечь внимание зрителя. Для этого пространство в кадре должно быть структурировано таким образом чтобы направлять взгляд зрителя и “указывать” ему на ключевые элементы.

Именно поэтому очень полезно знать каким именно “правилам” подчиняется восприятие человека. Изучением того как именно люди “рассматривают” изображения занимался Альфред Лукьянович Ярбус, который с помощью специального метода слежения за зрачком испытуемых, которым показывали различные изображения, вывел несколько закономерностей.

Вот какие особенности изображений привлекают внимание в первую очередь:

1. Места с наибольшей детализацией
2. Границы контрастов
3. Человеческие лица
4. Буквы и символы
5. Яркие элементы

Кроме этого, Ярбус выяснил, что взгляд человека следует по линиям в кадре. При этом, они могут быть не только явными, но и воображаемыми. И именно на “линиях” строится большинство пейзажных композиций.

Но очень важно понимать, что мы не может со 100% уверенностью утверждать как именно зритель будет рассматривать фотографию, можно только строить предположения.

Давайте теперь более рассмотрим наиболее распространенные композиционные приемы, используемые в пейзажной фотосъемке. Не обязательно в одной фотографии использовать все и сразу (это может даже навредить). Скорее, эти приемы как кирпичики из которых можно собрать фотографию.

Ну и еще раз напомним, что прежде чем строить композицию и использовать тот или иной прием надо четко осознать о чем, для чего и для кого вы делаете этот снимок. И что именно хотите донести до зрителя.

Линии

Композиция при фотосъемке пейзажейВ этом снимке все линии сходятся вглубь кадра. И несмотря на то, что размеры храма, расположенного в глубине снимка довольно маленькие, зритель его все равно заметит и рассмотрит, потому что “линии приведут взгляд туда”.

Пожалуй, основной композиционный элемент, который управляют взглядом зрителя. Именно за линиям следует взгляд зрителя при “рассматривании” фотографии, а значит они помогут “показать” и выделить главные смысловые и композиционные элементы.

Основные особенности работы с линиями:

  • Горизонтальные линии придают снимку ощущение «стабильности» и спокойствия. Фотография в которой только горизонтальные линии (классический пример, это море с линией горизонта) выглядит статичной.
  • Вертикальные линии задают ритм и способны передавать масштаб и высоту (как высокие деревья и небоскребы). А еще, из них получаются отличные рамки, которые не дают взгляду зрителя выходить за плоскость изображения.
  • Диагональные линии добавляют ощущение действия и динамики в фотографии и создают перспективу. Классический пример — уходящая вдаль дорога. Но диагонали могут образовывать и ветки деревьев.
  • Уходящие вдаль линии помогают передать объем и перспективу.

Много советов по этой теме в нашей статье «Как работать с композиционными линиями«.

Ритм

Композиция при фотосъемке пейзажейВ этой фотографии ритмичный рисунок задают разноцветные полосы на поверхности холма. Именно они привлекают внимание зрителя и задают структуру снимка.

Использование ритма позволяет структурировать и упорядочить пространство, а это, в свою очередь, делает снимок более выразительным.

Человеческое восприятие устроено таким образом, что всегда стремится найти закономерности и упорядочить все, поэтому уже упорядоченное пространство воспринимается как более гармоничное.

Ритм в кадре создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы и подчеркивает ощущение непрерывности и периодичности.

В пейзаже ритмичный рисунок могут образовывать облака на небе, стволы деревьев, штакетины забора, волны, цветы и камни.

Стоит помнить, что ритмичные фотографии очень часто выглядят статичными, а вот если в композиции присутствует какой-то элемент который нарушает ритм, то снимок становится более динамичным. А тот объект, который “выделяется” из общего ритма сразу становится более выразительным и “заметным”.

Рамки

Композиция при фотосъемке пейзажейВ качестве рамки в этой фотографии выступают ветки дерева и лодка, именно эти элементы не дают взгляду зрителя уйти за границы кадра и позволяют ему сосредоточить свое внимание на церкви (она еще и дополнительно выделена цветом и светом). Лодка, включенная в кадр, позволяет подчеркнуть атмосферу и спокойствие этого места и передать “антураж”.

Очень выразительный композиционный элемент, который позволяет сделать фотографию более объемной.

Кроме этого наличие рамки на фотографии не дает взгляду зрителя выходить за рамки кадра и получается, что зритель рассматривает кадр дольше и он ему кажется более интересным и законченным.

В качестве рамок в пейзажной фотографии чаще всего выступают стволы деревьев и их ветки. Т.e. вам достаточно обрамить снимаемый объект ветками деревьев (например, снимать через просвет в листве) и у вас получится рамка. Или поместить на передний план раскидистое дерево.

Передний план

Композиция при фотосъемке пейзажейЗдесь для того чтобы сделать фотографию более объемной (и закрыть не живописный забор) на передний план помещены цветы. Они помогли создать настроение этому кадру и тоже время передают атмосферу летнего утра.

Наряду с линиями, тоже основной композиционный прием, который позволяет сделать фотографию объемной и создать эффект присутствия.

В момент съемки стоит найти какой-то интересный элемент, который стоит поместить на передний план.

Этот элемент, с одной стороны, создаст дополнительный план и по смыслу дополнит композицию, а с другой даст взгляду зрителя “точку входа в композицию”. Т.e. объекты на переднем плане как бы дополняют композицию и подчеркивают особенности основного объекта съемки.

Очень важно помнить, что передний план должен быть зрительно отделен от среднего и дальнего планов. Он может быть другого цвета, или отделен тональной перспективой. И уже точно передний план не должен зрительно сливаться со всеми остальными планами: средним и задним.

Вариантов переднего плана может быть очень много. Чаще всего, это будут какие-то растения, камни, ветки.

Геометрические формы

Композиция при фотосъемке пейзажейЕще один композиционный прием, построенный на особенности человеческого восприятия структурировать информацию.

Принято считать, что композиции, построенные на взаимодействии геометрических форм смотрятся более интересно. Т.e. стоит стремится к тому, чтобы в вашей композиции были простые геометрические фигуры, причем, нечетное число фигур намного лучше для восприятия чем четное. Три круга, 5 прямоугольников…

Такое пространство, так же как и при использовании ритма, смотрится более структурированным, а значит и более гармоничным.

Отражения

Композиция при фотосъемке пейзажейЗдесь использование отражений позволяет сделать фотографию более “торжественной” и законченной. А камыши на переднем плане создали дополнительный объем. Все это помогло сделать снимок более объемным.

Излюбленный прием в пейзажной фотографии. Даже можно сказать — “в любой непонятной ситуации ищите отражения”.

Использование отражений позволяет сделать кадр более красочным и заполнить пространство.

По сути, отражение в озере или реке позволяет создать дополнительный план в фотографии и сделать снимок еще более живым и объемным.

Именно поэтому, так интересно и красочно смотрятся снимки, сделанным на берегах рек, озер и прудов.

Но не забывайте, если просто сфотографировать объект и его отражение, то кадр получится “плоским”, постарайтесь найти еще какие-то планы и включить их в свой снимок.

Правило третей (на самом деле, не правило)

Композиция при фотосъемке пейзажей

Говоря о композиции нельзя не упомянуть “правило третей” про которое рассказывают всем начинающим фотографам в каждой статье или книге по фотографии. Вы можете прочитать нашу статью про мифы о правиле третей.

Смысл этого “не правила” заключается в том, что если пространство кадра разбить на равные трети по горизонтали и вертикали и помещать ключевые элементы в точки пересечения вертикалей, а горизонт по нижней или верхней трети, то снимок сразу станет интересным и привлекательным.

Но исследования Ярбуса никак не подтверждают, что люди смотрят в первую очередь на “трети” и они имеют какое-то особое значение для восприятия фотографии.
Т.e. пространство в кадре должны быть структурировано и упорядочено, снимок должен быть сбалансирован, но вот будет ли главный элемент располагаться по третями или в центре зависит исключительно от авторской задумки.

Итог

Из приведенных композиционных приемов и элементов хорошая фотография складывается как пазл. Т.e. придя на какую-то локацию надо первым делом понять что именно вы хотите передать зрителю своим кадром и какие элементы будут работать “на идею кадра”, а потом оглянуться вокруг и подумать как именно их можно структурировать и расположить в кадре чтобы композиция стала интересной, законченной и привлекательной.


Статья написана при поддержке онлайн фотошколы Photodemy.com. Все наши читатели при регистрации на сайте школы и оформлении подписки могут получить 2 месяца бесплатного обучения по промокоду BLAZE1.

Композиция при фотосъемке пейзажей

fototips.ru

Композиция фото | Основы композиции в фотографии

  • Clips

    Монтаж видео на мобильном устройстве

    • Назад
    • Clips