Контраст композиция – Контрасты в композиции

Контрасты в композиции

Сперва, возможно вам следует прочесть мою статью Главные, Вторичные и Третичные Формы, поскольку она содержит информацию, которая относится к теме это статьи.
В теории композиции, более желанными композициями являются композиции, в которых есть контрасты. Под контрастом я подразумеваю не только контроль контраста из Photoshop, хотя и он может использоваться чтобы дать нам подобие того контраста о котором мы будем говорить.
Я говорю про изначальное толкование слова: «Контраст: Состояние, являющееся поразительно иным от другого, как правило, в сопоставлении или тесной ассоциации с ним.»
Итак, контраст это 2 противоположные вещи. Чёрное и белое. Большое и маленькое. Мягкое и твёрдое. Громкое и тихое. Толстое и тонкое. Фактурная поверхность и гладкая поверхность. Всё это контрасты.
Контраст в композиции используется в основном по 2-ум причинам…

  • Чтобы создать Визуальный Интерес: он помогает глазу двигаться по картине, не давая ему скучать
  • Чтобы создать Акцентную Точку или Фокальную Точку: чтобы создать одну или две области в картине, на которые в первую очередь обратит внимание взгляд зрителя, это обычно наиболее важный объект в картине, словно герой истории.

Итак, давайте начнём с создания Визуального Интереса, и посмотрим на различные способы, которыми мы можем использовать контраст, чтобы сделать картину более эстетически приятной.

Часть 1: Контраст, чтобы создать Визуальный Интерес.
Контраст в Тоне

Давайте начнём со следующего изображения.


Это может быть неплохим паттерном для бумаги, но навряд ли оно привлечёт ваше внимание. В конце концов, бумага это не то, что привлекает внимание, скорее то, что размыто на фоне. Итак, давайте начнём с нашего первого контраста, Тонового Контраста. У нас есть тёмно-серый и чёрный, давайте сменим тёмно-серый на белый.


Уже стало лучше. Это тот тип контраста, о котором мы думаем, когда вспоминаем о контроле контраста в Photoshop, он делает тёмные темнее и светлые светлее. Тоновой контраст возможно наиболее сильный из всех доступных вам контрастов, ведь большой кусок нашей зрительной системы зарезервирован специально для интерпретации тона. Именно по этой причине, чёрно-белые фильмы до сих пор оказывают своё влияние на зрителя, наши глаза жёстко реагируют на тон, это очень сильный эффект.

Но хотя это изображение и стало контрастным, в нём отсутствует другой тип тонового контраста. В изображении всего на всего 2 тона. Пока белый контрастирует с чёрным, чёрные элементы не контрастируют с другими чёрными элементами. Так что давайте разнообразим тон элементов.

Хотя картинка потеряла часть «контрастности» в известном смысле, но в другом смысле она стала более контрастной благодаря тому, что индивидуальные элементы теперь отличаются друг от друга. А это делает наши глаза счастливее.

Контраст в Размере.

Следующий контраст, это контраст размеров. Каждый элемент имеет одинаковый размер, что создаёт очень регулярный ритм и даёт эффект «машинности».


Давайте немного разнообразим масштаб и элементы.


Это большой шаг вперёд. Заметьте, что размеры, которые вы выберете, могут быть столь же важны, как и тот факт, что объекты имеют разный размер. Для примера посмотрите на эти 5 элементов….

У них есть контраст в размерах, поскольку все они разного размера. Тем не менее, сам по себе контраст достаточно регулярен, каждая следующая буква размером в 75% от размера предыдущей. А теперь посмотрите на это изображение…

А вот здесь не только каждый элемент разного размера, но также отсутствует очевидный паттерн в размерах. Это в целом обеспечивает более органичный и визуально более приятный результат.

Контраст в Положении


Итак, хотя каждый элемент теперь разного размера, они всё же остаются равномерно расположенными. Так что давайте добавим контраста к их положению.


Сейчас каждый элемент имеет разную дистанцию от своего соседа, но если вы посмотрите на изображение в целом, оно всё равно выглядит равномерно разделённым. Давайте добавим ему случайности.


Это создаёт области детализации и области визуального покоя. Чтобы узнать больше об этих принципах, посмотрите мой урок Области Визуальной Детализации, Области визуального Покоя.
Контраст в Положении также показывает другой принцип, скученности и группировки, поскольку элементы в изображении неким образом скучены вместе. Для большей информации о Скученности, посмотрите мой урок Скученность или Группировка.

Контраст в Оттенке/Насыщенности

Вы также можете использовать Оттенок и Насыщенность (прим. пер.:Hue and Saturation в Photoshop). Оттенок это истинный цвет предмета, такой как красный, синий, зелёный и т.д. Насыщенность это то, насколько «чистым» является цвет, если говорить в терминах живописи, цвет же смешанный с белым или чёрным теряют свою насыщенность.

Это изображение…


Не обладает таким высоким контрастом как это….

Если посмотреть с позиции тона, то синий цвет идентичен жёлтому.

И это изображение…


Не имеет такого контраста как это изображение… Контраст в Форме
В этом примере, все элементы имеют ту же базовую форму (несмотря на контраст в положении и размере).


Изменив формы на более случайные, мы можем получить прекрасный контраст.


Или сделав некоторые формы круглыми пока другие остаются с твёрдыми краями. Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв. Вы можете получить немного больше визуального разнообразия, просто сделав некоторые объекты в своей картине мягче, а некоторые твёрже в плане краёв.

Часть 2: Контраст чтобы создать Акцент или Фокальную Точку

Контраст в ТонеТаким образом, контраст может помочь вам создать акцент или фокальную точку. Например, если бы вы дали герою яркий красный плащ, а другие цвета вокруг него были ненасыщенного коричневого цвета, то вы только что применили «Контраст Оттенка/Насыщенности», чтобы создать фокальную точку, и привести взгляд зрителя к герою. Большие объекты часто являются фокальной точкой. Области сильного тонового контраста, также часто являются фокальной точкой.
Давайте начнём с Контраста в Тоне. Чёрная точка имеет мильный контраст к белому фону и светло-серым точкам, в то время как светло-серые точки менее контрастны друг к другу и к белому фону. Таким образом, ваш взгляд сначала посмотрит на чёрную точку, сделав её фокальной точкой.

То же самое мы делаем Тоновым Контрастом, чтобы создать визуальный интерес, но в этот раз мы используем эту технику для несколько иной задачи. Вместо того чтобы вести глаз по всему вокруг, мы используем её чтобы выделить один элемент и таким образом указываем на конкретное место в картине.


Контраст в Размере

Сделав один элемент большим в окружении маленьких элементов, вы создадите фокальную точку.

Но можно поступить и наоборот, сделав что-то маленьким в окружении больших объектов.

Иногда, люди могут сказать «сделай что-нибудь большим, чтобы создать фокальную точку», но вашему объекту нет нужды быть большим, достаточно лишь разительной разницы с размерами окружающих его элементов, чтобы привлечь внимание.

Контраст в ПоложенииОтделив что-то от группы, вы также можете создать акцент…

Иногда это ещё называется «Акцент через изоляцию».

Контраст в Оттенке/Насыщенности.

Как и тон, разные цвета могут создавать контраст. Некоторые цвета выделяются больше других, а некоторые цвета рядом с другими цветами выделяются ещё сильнее. Используйте это чтобы, акцентировать внимание на конкретных элементах.


Если вы даёте элементу (или набору элементов поблизости) красный цвет, а остальные имеют зелёный цвет, то глаз будет склонен двигаться к красному элементу. Также заметьте, что красные объекты, даже несмотря на то, что они всего лишь 6 отдельных «I» , всё равно остаются визуально сгруппированными в один большой красный объект, благодаря феномену Группировки/Скученности о котором я говорил ранее.

Если у вас присутствует сверх насыщенный цвет в изображении, а остальные цвета приглушены, то это также привлечёт взгляд зрителя.

В основном, яркие насыщенные цвета, склонны к тому чтобы привлекать к себе взгляд. Тёмные ненасыщенные цвета обладают меньшей способностью к привлечению взгляда. Тёплые цвета (красный, жёлтый и т.д.) склонны к тому чтобы выходить вперёд для взгляда, а холодные цвета (синий, фиолетовый и т.д.) наоборот, для взгляда уходят в глубину[1].

Контраст в Форме

Если у вас в картине присутствует один тип формы, то всего лишь изменив тип формы одного объекта, вы тем самым создадите акцент на нём.

[1] Известное среди художников правило: «Тёплые цвета выводят вперёд, холодные уводят в даль». Хотя на мой взгляд это больше касается пейзажей.

Здесь мы используем одну форму, которая составлена из линий одинакового размера. А вот вторая форма использует комбинации из толстых и тонких линий. Форма с контрастирующими толстыми и тонкими линиями, скорее всего, привлечёт ваше внимание первой.


Контраст в Качестве Края

В основном это размытые края против твёрдых краёв, взгляд в первую очередь склонен обращать внимание на твёрдые края. Поэтому одной из техник является создание мягкого фона и твёрдых краёв вашей фокальной точки, чтобы привлечь взгляд.[2]



[2] Особенно часто можно увидеть на фотографиях, когда предмет на переднем плане выглядит чётким, а фон позади него размытым.

Живые Примеры
В этом изображении техно пола, я использовал контрасты в форме, тоне, размере и положении, чтобы создать визуальный интерес и прекрасные области детализации и покоя. Но изображение не обязательно должно иметь сильную фокальную точку.


Это изображение использует те же техники, не только для того чтобы создать визуальный интерес, но и для того чтобы создать фокальную точку, которой будет являться круглое отверстие в верхнем левом угле картины.

Для нашей Фокальной Точки, я использовал «Контраст Формы» (что-то круглое в посреди большого количества прямых труб), «Контраст Тона» (круг ярче чем его окружение) и «Контраст Размера и Положения» (здесь много крошечных деталей рядом с фокальной точкой, но сама фокальная точка гораздо проще по форме и детализации). Я также использовал другие техники, чтобы создать фокальную точку, такую как линии направленные к ней (прим. пер.: фокальной точке) со всех сторон, но мы поговорим об этом в следующий раз, в теме посвящённой созданию фокальных точек.

И ещё одна заметка напоследок: Расположение круга конфликтует с глазом с точкой зрения того, чтобы быть фокальной точкой. Часто фокальные точки расположены рядом с центром вашего изображения, либо в других предопределённых местах (как на одной из линий в правиле 1/3). Так что если я хочу улучшить свою фокальную точку, то может стоит её немного сместить от центра.

Заключение

Пожалуйста, запомните эти правила контраста, когда в следующий раз будете делать свою работу. Это может помочь вам оживить скучный паттерн или направить взгляд зрителя к определённой точке вашей картины. Или если вы хотите спрятать какой-либо объект, потому что считаете его не слишком важным, то достаточно уменьшить его контрастность по сравнению с его окружением, что приблизит его к фону.
И да, есть много литературы об этих правилах, особенно хочу поблагодарить Sharon Calahan за её секцию о композиции в Advanced Renderman Companion , она прекрасно разбирается в этой теме.

render.ru

Урок №6. Колористика. Контраст и нюансы

Урок №6.

Учет колористической системы для создания гармоничной композиции. Контраст и нюанс.

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

Гармонические сочетания, по характеру психофизиологического восприятия  принято подразделять на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

Первое с чем нам предстоит познакомиться, это классификация цветов. Какие цвета мы можем назвать слету? В основном это базовые цвета те, что дети рисуют в радуге, и что бы нам было не так сложно пока проработаем эти правила именно на них. КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН – знакомо? Конечно! Это правило, какой цвет за каким следует в цветовом круге. И выглядит он так:

Цветовой круг

Есть более сложные цветовые круги, например:

Сложная цветовая схема

Первая группа гармоничных цветов это:

Монохромные (одноцветное) гармонические сочетания построены на основе одного цвета. На более сложном круге шкала одного цвета и будет монохромным гармоничным сочетанием. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

К примеру, палитры цветов, которыми пользуются дизайнеры:

монохромные цвета            монохромные цвета

Второе гармоничное сочетание это родственные (аналогичные) гармонические цвета, в названии уже понятно, что цвета «родственники», это те цвета, что располагаются радом друг с другом в цветовом круге, например:

Цветовой круг

В палитрах дизайнеров это выглядит так:

родственная палитра    родственная палитра     родственная палитра

Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых  тонов и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Даже при небольшом тональном контрасте цветовое единство красок всегда сохраняет внутреннюю стабильность и благородство.

Третья группа: гармония контрастных (дополнительных, противоположных) цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге.

Схожая палитра

Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Используя такое сочетание очень важно соблюсти пропорции, когда фонового цвета значительно больше и его  звучание менее значительно, чем цветовой доминирующий на его фоне акцент.

Посмотрим примеры такого сочетания

Схожие цвета     Схожие цвета     Схожие цвета

Один цвет ведущий, остальные цвета его окружают и их количество по массе значительно больше.

Существует и более сложная комбинация гармоничных контрастных цветов по принципу «Триада». Это разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга. Также существуют и различные гармоничные сочетания цветов на основе прямоугольника (четырёх гармоничных цветов) и пятиугольника (пять гармоничных цветов), однако такие сочетание позволительны только опытным дизайнерам.

триада цветов

В работе с таким сочетанием нужно понимать, что это самое сильное звучание практически всех цветов, и уравновесить такую гамму можно погружая их в среду, где они не мешали бы друг другую, а оставались полноценными (равнозвучными), такие сочетания удачно смотрятся на очень светлом фоне или в тёмной среде.

триада колористика  триада колористика  триада колористика

Часто используют и понятие «Триада». Это гармоничное сочетание основывается на трёх равноудалённых друг от друга цветах цветового круга. Эти цвета демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

триада цветов

Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Но на самом деле эти принципы весьма сложны, к ним нужно подходить осторожно, чтобы не получилось «психоделического винегрета», в котором  некомфортно будет человеку.

Четвертая группа — это гармоническое сочетание родственно-контрастных цветов. Наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является приоритет родственных цветов, где дополнительный (противоположный в круге) цвет присутствует в композиции не более чем на 10-20%. Это сочетание одно из самых выразительных, сложных и глубоких. Им  можно любоваться бесконечно.

родственно-контрастные цвета   родственно-контрастные цвета    родственно-контрастные цвета

Все цвета делятся на две категории теплые и холодные. Холодные в основе имеют сине-голубые оттенки, а теплые в свою очередь желто-красные.

Теплые:

теплые цветатеплые цвета

Их можно назвать в целом родственными цветами, и составлять гармоничные сочетания по четырем выше перечисленным принципа.

Холодные:

холодные цветахолодные цвета

Холодные цвета так же можно обозначить как родственные.

И еще один момент: цвета, вернее их оттенки, могут быть отнесены к группе совершенно противоположных цветов. Так, розовый, который изначально можно причислить к разряду теплых цветов, может быть в определенном оттенке быть холодным цветом, например:

холодный розовый

холодный розовый
( присутствие сиреневых оттенков)

теплый розовый

теплый розовый
(присутствие кремово-желтых оттенков)

И таких примеров очень много, даже самый теплый цвет желтый может в определенном оттенке быть холодным, вот такие чудеса встречаются в мире цвета!

Главное знать, что любая гармоничная композиция строится либо на принципах контраста (противопоставление цветов, тонов), либо на принципах нюанса (монохромность или однотонность цветовых комбинаций).

контраст

Контраст

нюанс

Нюанс

Контраст — это сильно выраженное различие свойств, как цвета материала,  так и  пространственных форм, данное в их сопоставлении. Например, светлый — темный, высокий — низкий, большой — маленький. Нюанс означает тонкий переход и характеризует незначительные различия в свойствах цвета имеющих сходство. В  ландшафтном искусстве особенно интересно использование цветовых нюансов растений, подбираемых для летнего, осеннего эффектов или для заданной цветовой гаммы.

В ландшафте при работе с цветом важно учитывать:

— что для визуального увеличения небольшого участка надо отказаться от большого разнообразия цветовых сочетаний и ярких контрастов;

— что голубые тона растений, размещенные на дальнем плане, визуально будут увеличивать  размеры участка;

— что большая доля зеленого цвета в саду позволяет использовать разнообразные тона и цвета при создании композиций;

— что яркие, контрастные композиции должны уравновешиваться спокойным фоном и составлять 10-15% от общего выбранного цветового тона.

Приступая к созданию любой композиции, будь то композиция из древесно-кустарниковых растений  или из травянистых (многолетников, однолетников), надо определиться с цветом, еще раз посмотреть цветовой круг и не забывать про форму растительного материала, его текстуру. Как советует знаток по созданию цветников Татьяна Койсман — повторяем «… как заклинание: цвет, форма, текстура; цвет, форма, текстура…»

гармоничный цветник

Родственные цвета — гармоничный цветник

цветник в нюансах

Родственные цвета — цветник на нюансах

яркий цветник

Родственные цвета — яркий цветник

контрастная композиция

Противоположные цвета — контрастная композиция

монохромная композиция из одного цвета

Монохромная композиция из одного цвета

монохромная на основе одного цвета

Монохромная композиция на основе одного тона.

К списку

www.uzhniy.ru

Уроки композиции. Контраст. — fontanka167 — LiveJournal

Тема 2.
Начало тут:
http://fontanka167.livejournal.com/23301.html

Контраст как прием композиции.

      Понятие контраста знакомо всем. Я думаю, что тут нет необходимости и много и подробно объяснять, что обозначает это слово. Примеров контраста мы видим достаточно вокруг себя каждый день. Контраст – это противоположность. Противопоставление маленького большому, темного – светлому, теплого – холодному, и т.д. и т.п..
      Контраст – очень выразительное средство композиции. Контрастные фигуры обычно усиливают друг друга. Прием контраста довольно часто используется в композиции. Самый простой пример контраста – это черный и белый цвет. Графические композиции, где есть только черное и белое — всегда очень выразительны.
      Контрастными бывают не только размеры и цвета, но и формы. Например, округлые, мягкие, плавные и, в противовес им, — угловатые, жесткие. Можно вспомнить и о фактурах поверхности, которые бывают гладкими или, наоборот, — шероховатыми, блестящими или матовыми и т.п. .
      
      Задание на использование контраста в композиции.
      Выполнить композицию, где был бы применен принцип контраста в любом его виде. А лучше сразу несколько. Например, контраст темного и светлого, контраст форм, контраст величин. Композицию можно выполнить в любом из видов жанра в черно-белом варианте. Желательно не забывать о смысле (если это будет не абстрактная геометрическая), т.е. о содержании. И помнить, конечно же о равновесии и цельности. Варианты заданий:
      1).абстрактная композиция из геометрических фигур,
      2).натюрморт,
      3).пейзаж,
      4).жанровая (сюжетная с фигурами).
      Поскольку, мы говорим в данном случае о контрасте, то в задании лучше использовать силуэтное решение. Т.е. я советую не использовать в данном случае полутона, т.к. они смягчают контрасты. Только черное и белое. Линия и пятно. Никаких штрихов и никакого серого цвета. Чем оригинальнее будет ваша композиция, тем лучше. Тем более ценной она будет для вас.
  
      Здесь сделаем небольшое отступление о том, как следует начинать работу над заданием по композиции. Обычно процесс начинается с небольших набросков, или эскизов. Это такие короткие, быстрые рисунки. Их еще называют «форэскизы» — т.е. предварительные эскизы.Здесь не нужно стараться нарисовать «красиво». Главное, это ПОИСК темы. Т.е. на первом этапе нужно определиться с выбором: о чем будет работа. Найти интересную для себя тему.   
      Небольшой пример не претендующий на образец. На листе А4 от руки выделяются небольшие прямоугольники, где и происходит тот самый поиск. Такие маленькие рисунки не требуют больших затрат времени и сил.


      Начинать я советую с первого, что придет в голову. Оглянитесь вокруг, подумайте о том, что вам интересно, о том, что вам близко, о том, что вы неплохо знаете. Например, натюрморт из окружающих вас предметов. Найдите среди них контрастные, и составьте из них группу. Или это может быть пейзаж – городской или деревенский, просто деревья … растения … Сюжетная композиция, если вам это интереснее — (можно обратиться к литературе) будет состоять из набросков фигур людей (персонажей) в какой-то ситуации или, может быть, животных и птиц и т.д. и т.п.
      В процессе работы с карандашом обычно и происходят «открытия» и находки. Просто нужно «думать с карандашом в руках». Это мой совет. Хотя, я допускаю, что есть люди, которые все обдумывают и осмысливают в голове, и только тогда, когда что-то понятное уже сформируется, берутся за карандаш. Это все индивидуально, конечно же. Главное, результат. Пробуйте разные способы и найдите свой.
      Удачи!

fontanka167.livejournal.com

Контраст и Нюанс ? Принципы создания композиции

Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной композиции. Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.

С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)

Нюанс

Начнём с нюанса.

На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.

Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.

Рисунке 3 – хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.

Рис.2

Контраст

КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.

Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.

Рис.4

Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.

Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.

Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.

Рис.5

Рис.6

На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.

Рис.7Рис.8

На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная? Почему Правая? Почему 42?

Появляется интрига…

Не забывайте о этих принципах создания композиции. Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.

До скорого..

macroart.ru

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Сейчас множество дискуссий о композиции имеют тенденцию концентрироваться на таких основах, как правило третей, ведущих линиях, использовании цвета и т.п. Но не многие вспоминают о тональном контрасте. Настоящий позор! А ведь это тот самый элемент, который действительно может улучшить всю композицию.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Что такое тональный контраст?

Такой контраст создается светлыми и темными тонами, лежащими рядом друг с другом. Вот пример.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Тональный контраст на данной фотографии создается разницей в яркости между белым цветком и темно-зеленым фоном.

На любой фотографии взгляд человека естественно переходит сразу же прямо к подсвеченным областям. Глаз зрителя притягивается самыми светлыми тонами на изображении, цветком, а затем медленно перемещается по остальному фото, уже улавливая детали. Это устанавливает своего рода визуальную динамику между светлыми и темными тонами.

Вот еще один пример тонального контраста в действии.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Здесь тональный контраст обеспечивается разницей в яркости между белыми частями водопада и одеждой модели, а также темными тонами воды и камней.

Работа в черно-белом

Тональный контраст — основа многих удачных черно-белых изображений. Действительно, если необходима помощь, чтобы увидеть тона на ваших цветных фотографиях, самый простой способ сделать это — открыть их в фоторедакторе и уменьшить насыщенность цвета до нуля. Вот что происходит с двумя фотографиями выше, когда мы проделаем столько нехитрую манипуляцию, как перевод фотоснимка в монохром.

Улучшение композиции за счет тонального контраста   Улучшение композиции за счет тонального контраста

Тональный контраст легче увидеть на черно-белых изображениях, потому что на них нет цвета, который отвлекает ваш глаз от значений яркости на фотографии. Вы также заметите, что композиция этих изображений очень проста — простота помогает улучшить композицию за счет устранения отвлекающих факторов.

Давайте посмотрим на другой пример. Фото ниже было сделано на антикварном рынке в Шанхае. Вы можете увидеть на нем два принципа композиции в действии.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

  • Простота: фотограф приблизился, чтобы полностью сконцентрироваться на домино.
  • Тональный контраст: домино цвета слоновой кости компенсируется темными тонами коробки, в которой они находятся.

А вот ненасыщенная версия. Тональный контраст на этом изображении виден еще отчетливее.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Есть еще несколько моментов, которые хотелось бы отметить.

Тональный контраст — отличная основа для успешного черно-белого изображения. Все ненасыщенные версии вышеупомянутых фотографий работают довольно хорошо. Не требуется много работы, чтобы превратить их в поразительные монохромные снимки.

Изображения с сильным тональным контрастом обычно хорошо работают как в черно-белом, так и в цветном варианте. Интересное упражнение, которое вы можете попробовать — вернуться к уже снятым фотографиям и выбрать те, у которых выражен тональный контраст. Затем преобразуйте их в черно-белые. Таким образом, вы сможете создать несколько сильных монохромных изображений.

Простота ваших композиций помогает максимально использовать тональный контраст. Если вы включите слишком много элементов в кадр, влияние тонального контраста будет уменьшено.

Наконец, обратите внимание, что уменьшение насыщенности цвета до нуля обычно не лучший способ преобразования цветного изображения в монохромное. Цель в данном случае состоит в том, чтобы сделать тона более легкими для распознавания, устраняя отвлекающие цвета. Означает ли это, что каждое изображение требует тонального контраста, чтобы быть удачным? Нет, это не так. Это всего лишь один из многих инструментов в вашем арсенале.

Обучение распознаванию и использованию тонального контраста помогает создавать более сильные фотографии. Например, если вы устроили фотосессию с моделью в месте с темным задним планом, вы можете попросить ее надеть что-нибудь светлое, чтобы создать тональный контраст между одеждой и фоном.

Нехватка тонального контраста

Есть моменты, когда тональный контраст не проявляется на фотографии, но композиция все еще остается успешной. Рассмотрите снимок ниже.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Теперь давайте посмотрим на ненасыщенную версию.

Улучшение композиции за счет тонального контраста

Вы можете заметить, что на данном снимке нет большого тонального контраста. Тем не менее, фотография работает, потому что фиолетовый цветок приятно дополняется зеленым фоном. Это называется цветовым контрастом и на этом изображении более чем компенсирует недостаток тонального контраста.

fotogora.ru

Цветовой нюанс и контраст

Цветовая гамма бывает контрастной, с сильными переходами между светлыми и темными, серыми и насыщенными цветами, либо нюансной, на основе плавных и незначительных переходов между оттенками. Чем отличается нюанс от контраста, видно на простейшем примере монохроматической гаммы:

Нюанс и контраст в монохроматических гаммах

В том и другом случае варьируются светлота и насыщенность тона. Если разместить все представленные оттенки на цветовом круге в виде точек, мы увидим, что расстояние между ними в нюансной и контрастной гаммах отличается.

нюансная цветовая гамма

тона, расположенные близко на цветовом круге, образуют нюансное сочетание

контрастная гамма на цветовом круге

тона, расположенные далеко друг от друга на цветовом круге, образуют контрастную гамму

Нюансные и контрастные монохромные гаммы используются в различном оформлении, одежде, интерьере.

нюансная гамма

нюансная цветовая гамма в интерьере

контраст в интерьере

контрастная цветовая гамма интерьера

Однако, в природных гаммах всегда задействован третий параметр – тон. Здесь нюанс и контраст также отличаются расстоянием между оттенками, только уже в цветовом шаре.

Цветовой нюанс.

Нюансные сочетания отличаются едва заметными цветовыми различиями, общностью цветового тона и воздействия, близостью свойств, цельностью. Нюансная гармония создает ощущение размытости границ и плавности переходов, сдержанностью и спокойствием. Нюанс заметней всего на светлых и ненасыщенных, приглушенных цветах. Нюансные сочетания пастельных тонов особенно эффектны, они подчеркивают рельеф, плавность переходов, игру света и тени.

нюансная цветовая гамма

цветовой нюанс

нюансная цветовая гамма

цветовой нюанс

цветовой нюанс

нюансная цветовая гамма

цветовой нюанс

цветовой нюанс

нюансная цветовая гамма

Цветовой контраст.

Контраст – основа зрительного восприятия, без него невозможно различать и видеть предметы. Любое цветовое различие делится по контрастности на слабое, среднее и сильное. Слабый контраст образует нюансные сочетания, сильный – контрастные. Наибольшую степень контраста образуют максимально удаленные друг от друга, противоположные на круге цвета: черный-белый, оранжевый –голубой.

При работе с цветом важно учитывать такую неотъемлемую часть восприятия, как одновременный и последовательный контраст. Их эффект присутствует независимо от того, насколько выраженный контраст мы наблюдаем. К одновременному контрасту относится не только видимый непосредственно, но и тот, который  восприятие дополняет само, или симультанный контраст. После того, как наблюдение цвета заканчивается, его действие продолжается в виде последовательного контраста.

Для контрастной цветовой гаммы свойственны выраженные тоновые различия, резкие переходы. Контраст выделяет особенности и выразительность каждого цвета на фоне других. Характер контрастных гамм отличается активностью и динамизмом.

Контраст может быть выражен по одному или нескольким параметрам одновременно. Виды контрастов:

  • по светлоте
  • по насыщенности
  • по тону

Контраст по светлоте.

Контрастные по светлоте тона располагаются на цветовом круге близко к черному и белому полюсам.

контраст по светлоте на цветовом круге

контраст по светлоте на цветовом круге

контраст по светлоте

Контраст по светлоте  — базовый для человеческого восприятия и поэтому самый сильный, он используется как художественный прием, когда необходимо активное воздействие. Различие по светлоте – основное в любой гамме и воспринимается глазом лучше, чем по остальным параметрам. Без светлотных различий гамма выглядит плоской и искусственной. Сильный контраст по светлоте выявляет силуэт, делает его контуры более четкими, но рельеф, фактуру и детали менее явными. Когда светлотный контраст достаточно силен, изображение не теряет выразительности при переводе в черно-белое.

контраст по светлоте

Контраст по светлоте

Контраст по насыщению.

Контрастные по насыщению тона располагаются на цветовом круге с краю и в центре.

контраст по насыщенности на цветовом круге

контраст по насыщенности на цветовом круге

контраст по насыщениюНаиболее сильный контраст по насыщенности возникает между чистыми цветами и ахроматическими. Серый оттеняет и подчеркивает яркость насыщенного цвета, в сочетании с ахроматическим насыщенный цвет привлекает наибольшее внимание и создает акцент. Этот эффект широко используется при оформлении, когда необходимо создать нейтральный фон и выделить какую-то область, например, в дизайне сайтов. Наиболее явно контраст по насыщению заметен в монохроматических гаммах, где сохраняется элегантность и сдержанность. Контраст по насыщенности самый спокойный и неброский из контрастов, ведь цвета расположены относительно недалеко друг от друга на цветовом круге, поэтому контраст насыщения легко заглушить другими контрастами. Наиболее эффектно сочетание серого с желтым, оранжевым или красным. Сочетание серых и ярких цветов широко используется в дизайне интерьеров.

контраст по насыщению

контраст по насыщению

контраст по насыщению в интерьере

контраст по насыщению и светлоте

контрасты в интерьере с использованием ахроматических и чистых цветов:
по насыщенности (серый+красный) и по светлоте (черный+белый)

контраст по насыщению

Окраска попугая Жако — типичный природный пример контраста по насыщению.

контраст по насыщению

Контраст дополнительных цветов.

Две противоположные точки на диаметре цветового круга образуют контраст дополнительных цветов. Если дополнительные тона выбраны верно, при их смешивании появляется нейтральный серый тон.

дополнительные цвета на цветовом круге

дополнительные цвета на цветовом круге при смешении образуют серый тон

контраст дополнительных цветовКаждый из тонов максимально выявляет противоположный. При расположении чистых дополнительных цветов рядом создается наиболее сильный по воздействию контраст. Из-за этого сочетания чистых цветов используются редко или на ограниченных площадях, иначе они способны вызывать рябь в глазах, сильное возбуждение зрительной системы и переутомление.

Основное свойство контраста дополнительных цветов – способность противоположных цветов уравновешивать и нейтрализовывать друг друга. Равновесие создает не только контраст, но одновременно и цветовую гармонию.

дополнительные цвета

дополнительные цвета на цветовом круге

 Продолжение. Симультанный контраст >>

 

Понравился материал? Поделись с друзьями!

www.photorepair.ru

Контраст

КОНТРАСТ

Композиция, в которой наибо­лее ярко выражено различие между фигурами (объемами) по форме, тону, цвету и другим изобразительным качествам, построена на контрастных от­ношениях. Используется, как правило, для передачи проти­воположных начал: жары и хо­лода, активного движения и не­подвижности, твердости и мяг­кости, веселья и грусти…

КОНТРАСТ (от французского contraste — противоположность), в оптике, отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме или такое же отношение для освещенностей изображения.

Зрительный контраст характеризует особенность зрительного восприятия, в силу которой оценка яркости наблюдаемого объекта меняется в зависимости от окружающего фона либо от предыдущих зрительных впечатлений. Для глаза человека существует минимальный (пороговый) контраст. Понятием «контраст» пользуются также в фотографии, где оно характеризует различие между наибольшей и наименьшей оптической плотностью.

Значение контраста в композиции известно с давних пор. Еще Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» обратил внимание на то, как следует сочетать конт­расты:

«рядом с высоким ставить низкого, с толстым — худого, с одетым в бархат с тяжелыми и мягкими складками — фигура в шелку, дающем мелкие и ост­рые складки».

Можем еще добавить парные противоположности: объем и плоскость, свет и тень, близкое и далекое — или пойти через аллегории добра и зла, времен года…

Если с помощью контраста пе­редаем остро выразительный сю­жет в состоянии природы (гроза, шторм) или настроение челове­ка гнев, радость, печаль.

Оптический контраст — отличимость предмета наблюдения от окружающего его фона.


Цветовой контраст — разновидность оптического контраста, связанная с разницей цветовых оттенков. Понятие используется в дизайне, рекламе и в фотографии («за счёт цветового контраста объект выделен…»). Особенность восприятия и выделения глазом объектов в зависимости от условий восприятия ( фона , движения, расположения). Например, при одновременном цветовом контрасте, видимое глазом цветовое различие усиливается, если сравниваются детали дополнительного или близкого к ним цвета , в частности, синего и желтого, оранжевого и голубого, пурпурного и зеленого. Одновременный цветовой контраст подобен яркостному контрасту : цвет детали светлеет на темном фоне и темнеет на светлом. Известно и явление последовательного цветового контраста. Оно выражается в том, что после перемещения взгляда с одних цветных деталей на др. возникает последовательный зрительный образ: некоторое время после перемещения взгляда цвет рассматриваемого предмета смещается в сторону цвета дополнительного к ранее рассматриваемому участку изображения.

Замечали ли вы когда-нибудь, что красные ма­ки среди зеленой травы кажутся более яркими, чем в окружении желтых, оранжевых или крас­ных тюльпанов? А вспомните осенний лес: его зо­лотисто-оранжевая листва на фоне серых туч вос­принимается гораздо менее насыщенной, чем на фоне ярко-синего неба. Оказывается, принцип рез­кого противопоставления помогает лучше оценить не только освещенность, но и окраску окружаю­щих предметов.

Взгляните на таблицу 1. Серый квадрат приоб­ретает в нашем восприятии от соседства с тем или иным цветом различные оттенки. Тот, что лежит на зеленом фоне, кажется красноватым, другой же, расположенный на красном, воспринимается как зеленоватый. Этот и следующие рисунки не следует рассматривать с близкого расстояния; взгляд надо фиксировать между квадратами, а не пере­водить с одного на другой. Здесь мы наблюдаем явление так называемого одновременного цветового конт­раста, который связан с кажущимися изменения­ми, происходящими при восприятии соседних цве­товых пятен. Каковы же его основные формы?

При контакте двух красок, лежащих на «цве­товом круге» друг против друга, взаимно усили­вается их насыщенность. Так, красный квадрат на зеленом фоне кажется нам гораздо насыщен­нее того, что лежит на оранжевом, родственном красному, хотя в действительности хроматиче­ские качества обоих квадратов совершенно одина­ковы (таблица 2).

Бесцветная, или ахроматическая, плоскость приобретает оттенок цвета, контрастный фону, окружающему эту плоскость (таблица 1).

При сопоставлении контрастных цветов, распо­ложенных в цветовом круге недалеко друг от друга, наш глаз стремится как бы изменить от­тенок, приблизив его к контрастному. Так, зеле­ный квадрат на синем фойе воспринимается с оранжево-желтым оттенком, а желтый на крас­ном — с зеленоватым (таблица 3).

Зная эти закономерности цветового контраста, можно успешнее решать вопросы цветовой гармо­нии и колорита. Ведь в природе краски гармонично объединяются благодаря таким факто­рам, которые художник не в состоянии ис­пользовать в своей работе. Прежде всего это влия­ние единого источника освещения: солнца, луны, рассеянного света из окна или электрической лам­пы. Зачастую мы не замечаем такого влияния: лист бумаги кажется нам одинаково белым и при заходящем солнце, и при «холодном» свете пас­мурного дня, так как давно знаем, что бумага белая. Однако на самом деле источник освещения окрашивает все, на что падают его лучи, объеди­няя однородной окраской окружающую среду.

Если вы занимаетесь живописью с преподавате­лем, то, вероятно, не раз слышали от него: «Здесь возьми теплее, там — холоднее». «Тепло-холод­ные отношения», или «температура цвета», — яв­ление, с которым вы будете достаточно часто встречаться. Поэтому стоит разобраться в его при­роде, прямо связанной с цветовым контрастом, На таблице 4 оба квадрата окрашены одной жел­той краской, но на синем фоне она кажется «теп­лее», чем на красном. Все здесь зависит от взаи­модействия цветов. Красный несколько «теплее», чем желтый, синий — «холоднее»: в зависимо­сти от «температуры» фона меняется и восприни­маемая «температура» желтой краски. Вы сами можете провести подобные эксперименты с други­ми цветами.

Стоит сходить в музей или картинную гале­рею либо взять альбом с хорошими репродук­циями. Рассматривая картины, обратите вни­мание на то, что одна и та же краска в зависимо­сти от окружения может становиться то «теплой», то «холодной».

Примером использования «тепло-холодных» от­ношений может быть пейзаж И. Левитана «Март». Весьма ощутимый «тепло-холодный» контраст возникает здесь благодаря сопоставлению оттен­ков желтого и красного (кроны деревьев) и зеле­но-синего (небо). Именно эти цветовые сочетания помогли художнику воссоздать столь неповтори­мый характер освещения натуры.

Поскольку «температура» цветового пятна за­висит от фона, «температура цвета» — понятие весьма относительное. Правда, некоторые цвета мы считаем постоянно «теплыми» (красный, оран­жевый) или «холодными» (голубой, синий). Та­кие представления объясняются традиционными ассоциациями: красный напоминает нам цвет ог­ня, оранжевый — солнце, голубой — лед и т. д. Однако вы могли убедиться, что это не всегда точ­но. Оранжевый на фоне синего будет восприни­маться «теплым», даже «горячим», а синий и го­лубой, соприкасаясь с оранжевым, покажутся нам еще более «холодными». Но совсем иначе мы воспринимаем тот же оранжевый в окружении, допустим, красного цвета: он станет заметно «хо­лоднее», чем был на фоне голубого. Следователь­но, живописцу и в данном случае приходится опи­раться на закономерности восприятия цвета на плоскости, отличающиеся нередко от восприятия цвета в натуре.

Цветовой контраст и насыщенность соприка­сающихся пятен.

С наибольшей эффективностью сопоставляются не слишком яркие, а несколько ослабленные в насыщенности цвета, поскольку звучность очень яркого цвета является слишком сильным раздра­жителем и заметно утомляет наше восприятие.

Соответствие соприкасающихся цветовых пятен по светлоте существенно влияет на эффективность цветового контраста: чем ближе светлота цвето­вых пятен, тем ощутимее воздействие цветового контраста.

Цветовой контраст и размеры соприкасающих­ся цветовых пятен.

Здесь положение практически то же, что и при тоновом контрасте: чем меньше площадь пятен, тем меньшим должно быть рас­стояние, отделяющее зрителя от плоскости. На большом расстоянии мелкие контрастные пятна сильно обесцвечиваются, сливаясь в серый тон.

Влияет на краски натуры и воздушная перспек­тива. На близком расстоянии в живописной груп­пе осенних деревьев можно различить множество цветов — от холодно-голубых до горяче-оранжевых. Но если отойти от рощи на километр, все это многоцветье погаснет, а останется довольно равномерной окраски цветовое пятно.

Наконец, краски природы гармонизируют с по­мощью взаимных рефлексов. Рефлекс (отражение) — свет, падаю­щий на предмет или какую-либо его часть от соседних с ним осве­щенных предметов. Обратите внимание на человека, одетого в оранжевую рубашку: сто­ит упасть на нее солнечному лучу, как шея и под­бородок окрасятся в оранжевый цвет благодаря рефлексу от рубашки.

Одна из наиболее распространенных ошибок на­чинающих живописцев заключается в попытках пассивно перенести краски изображаемых пред­метов на бумагу или холст. Они последовательно рассматривают отдельные элементы натуры, вне связи друг с другом. Потом так же последователь­но переносят их на холст, забывая при этом, что на его плоскости нельзя использовать все возмож­ности источника освещения, воздушной перспек­тивы, взаимных рефлексов, что на картине обо­собленно не воспринимается ни один оттенок. Од­на и та же краска при перемене граничащих с ней цветов изменяет в нашем представлении свои хроматические, то есть цветовые, качества.

Воздействие на зрительное восприятие непо­средственно соприкасающихся    цветовых    пятен играет важную роль в создании гармоничной цве­товой системы, в достижении убедительности худо­жественного образа. Занимаясь живописью, вы будете постоянно сталкиваться с задачами гармо­низации на плоскости различных цветов и оттен­ков. Знание закономерностей цветового контрас­та поможет успешно их решать.

Контраст изображениядиапазон яркостей изображения — отношение яркостей самой светлой и самой тёмной частей изображения.

Контраст освещения — величина, описывающая различие в яркости по разному освещённых объекта и фона или участков объекта в конкретной сцене. Количественно выражается как отношение разницы яркостей к их сумме. Лежит в пределах от 0 до 1. При использовании нескольких ламп-вспышек контраст освещения задаётся соотношением их мощностей, положением и направлением. На современных лампах-вспышках с беспроводным управлением может быть выставлен в некоторых пределах.

Контрастность (англ. Contrast ratio — диапазон яркостей или диапазон плотностей) — максимальное отношение яркостей или плотностей устройства или материала вывода изображений. Отношение яркостей или плотностей самой светлой и самой тёмной точки на устройстве или материале. Обычно выражается в виде отношения 1000:1 для дисплеев, десятичного логарифма 3.0D в сенситометрии или двоичного логарифма 10 ступеней в фотографии.
Тоновой контраст

Внимательно посмотрите на репродукцию картины замечательного русского живописца В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Скоро ваш взгляд, привлечённый фигурой рыжебородого стрельца, помёщенной художником ближе к левому краю холста — переместится вправо — к восседающему на коне Петру I, а затем снова — к стрельцу, подавшемуся всем телом в сторону царя. На этом полотне несколько десятков персонажей, много групп, в каждой — свой смысловой центр, а Петр и не снявший перед ним шапку стрелец расположены вроде бы не в центре. И тем не менее вы быстро заметили поединок их взглядов, олицетворяющий главную идею картины — жестокую и беспощадную борьбу между старой и новой Россией. Безмолвный диалог этот — завязка композиции.

В картине несколько удачно расположенных персонажей. Это сидящая на земле женщина с опущенной головой (её художник поместил ближе всех к зрителю — в центре картины), возвышающийся над толпой — тоже в центре — стрелец, в прощании с народом склонивший голову, и другие. Какими же средствами Суриков выделил из общей массы стрельца и царя? Рыжебородый стрелец одет, как и все остальные приговорённые к казни, в чистую белую рубаху, как и все, держит в руке свечу. Попробуем, однако, посмотреть на эту рубаху как на цветовое пятно. И тогда сразу же увидим её отличие от одежды двух других стрельцов, сидящих рядом. Не случайно художник накинул на них кафтаны: площадь светлых пятен их рубах значительно меньше пятна рубахи Рыжебородого. На темном фоне левой трети картины нет пятна такой же светлоты. Нет и более сильного тонового контраста, привлекающего внимание зрителя.

Психологи заметили, что когда мы рассматриваем какое-либо изображение, наш взгляд начинает скользить по плоскости слева направо. Итак, в ле­вой трети картины Сурикова самый сильный тоно­вой контраст рождается от сопоставления светлой рубахи Рыжебородого с темным фоном, благодаря чему внимание зрителя на какое-то время приковы­вается к этому стрельцу. Затем, переводя взгляд в направлении движения его фигуры и горящего ненавистью взгляда, мы переключаем внимание на правую часть полотна, на Петра. В этой части кар­тины фигура царя особенно заметна не только из-за того, что Петр возвышается над окружающими, но и потому, что его голова и темный кафтан напи­саны на фоне более светлой стены.

Как известно, под контрастом подразумевается резко выраженная противоположность. Вы навер­няка часто встречали примеры контраста в жизни, а в изобразительном искусстве, пожалуй, столь же часто, сколько раз рассматривали картины или ри­сунки. Как минимум, одна из форм контраста про­является в любом произведении живописи, так как в его основе лежит различие сопоставляемых объ­ектов или предметов.

Взгляните на рисунок 1. Серая бумажная полоска воспринимается неравномерно окрашенной: часть ее, лежащая на черном поле, кажется более свет­лой, чем та, что окружена белым фоном. На са­мом же деле тон левой половины ничуть не отли­чается от тона правой. Разными они кажутся из-за особенностей нашего зрительного восприятия, ибо цветовое пятно никогда не воспринимается нами изолированно, вне зависимости от окружения. Из­менится фон — изменится и восприятие тона полос­ки. И чем большая разница по светлоте будет меж­ду двумя соприкасающимися плоскостями, тем бо­лее темной покажется нам темная и более свет­лой — светлая.

Возможности тонового контраста уже давно оценены художниками и позволяют порой достичь максимальной выразительности художественного образа.

Художник Е. Кибрик писал:

«Вырази­тельность, то есть воздействующая сила ком­позиции, зависит главным образом от умения поль­зоваться контрастами… Мы воспринимаем предмет по контрасту его силуэта и среды, его окружаю­щей. И чем контрастнее, противоречивее их соот­ношения, тем ярче впечатление от предмета. По­этому много веков распространенным типом реше­ния портрета был силуэт освещенного лица на тем­ном фоне…»

Наглядным примером тонового контраста в порт­ретной живописи служит «Портрет Жанны Гонен» Ж.-Д. Энгра (1821) и «Девушки в черном» О. Ре­нуара (1883). Часто встречается контраст темного лица со светлым фоном: «Автопортрет» И. Репина (1887), и такого рода комбинация: освещенная часть головы на темном фоне, затененная — на светлом: П. Пикассо «Арлекин» (1923). При изобра­жении всей фигуры портретируемого, а не только головы и торса, на контрастном фоне впечатление не менее значительно (В. Серов. «Портрет М. Н. Ер­моловой», 1905).

От чего же зависит сила воздействия тонового контраста? Выдающийся голландский живописец Рембрандт был прозван «волшебником света». Он очень часто применял в своих картинах принцип так называемого фрагментарного освещения, при котором персонажи и детали композиции освеща­ются в соответствии с их значимостью. Пожалуй, один из наиболее характерных примеров — карти­на «Святое семейство» (1645). Свет, падая сверху слева, выделяет самое главное — женщину и колы­бель с младенцем. Причем одежда женщины ос­вещена заметно слабее, чем ее голова, плечи и руки. Столь же скупо выделен стоящий сзади муж­чина. Все, что несет наибольшую смысловую на­грузку, получает наибольшую долю света. Именно так воздействует тоновой контраст.

Посмотрите на рисунок 2, расположив журнал на расстоянии не менее двух метров от себя: ва­риант а выигрывает в сравнении с б. Комбинация небольших по площади пятен с увеличением «рас­стояния между плоскостью и зрителем постепенно ослабляет свое контрастное воздействие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную плоскость.

В практической работе вам довольно часто при­дется искать оптимальные размеры цветовых пятен. Допустим, в изображении пейзажа, передним пла­ном которого будет усеянное цветами поле, необ­ходим расчет соотношения формата этюда и раз­меров цветовых пятен, изображающих полевые цветы. Написанные слишком мелко, они могут на расстоянии двух-трех метров от картины слиться с фоном.

Немалое значение имеет характер разделяющих цветовые плоскости границ. Четкая граница повы­шает силу воздействия тонового контраста, рас­плывчатая — понижает.

Краевой контраст проявляется в том, что погра­ничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся нам сильнее изменившимися, чем пятна в целом. Впечатление тональной неравномерности заметно на картинах и рисунках, где сделаны сопо­ставления крупных пятен. Светлая плоскость в мес­те соприкосновения с темной светлеет, темная, в свою очередь, соприкасаясь со светлой, темнеет. Значительна роль контраста в создании сгармонированного цветового строя произведения живопи­си. Каждый художник, занимаясь живописью, постоянно будет сталкиваться с проблемой гармо­нического согласования соприкасающихся цветовых пятен, и ее успешное решение во многом зависит от знакомства с особенностями тонового контраста.

Сочиняя композиции из двух-трех и более фигур, вы можете испытывать затруднения, если фигуры одинаковые по форме, но разные по цвету, тону и факту­ре; одинаковые по тону, но разные по форме, фактуре; одинако­вые по цвету, но разные по тону, форме. В этих комбинациях есть общая черта — меняется величи­на фигур и количество простран­ства. Теперь обратимся к про­стейшим композициям, где применены разные художествен­ные средства.

Обратите внимание, как выра­зительна фигура теплого цвета на холодном фоне, как волнистая линия рядом с прямой создает впечатление движения или на­сколько геометрические фигу­ры — квадраты, треугольники, прямоугольники — рядом с ок­руглыми формами приобретают более острый характер. Попро­буйте изобразить маленькую фи-гурку на фоне грандиозного зда­ния, дремучего леса, и вы выра­зите чувство величия, таинствен­ности, а может быть, удивления или страха. Как, например, мы испытываем впечатление беско­нечности пространства, глядя на картину Исаака Левитана «Над вечным покоем».


Итак, если мы хорошо поняли возможности применения контраста, сделаем несколь­ко заданий. Составьте компози­ции из фигур с резким разли­чием по форме, цвету, тону, фак­туре. Основная цель — удержать равновесие в пространстве листа, и если левая (правая) часть эски­за перегружена формами, цве­том, тоном, то противоположная должна быть дополнена уравно­вешивающей фигурой или пят­ном, а место расположения зави­сит от вашей фантазии. Задание выполняем на тонированных ли­стах (черном, белом, сером).

Теперь сделайте композиции с контрастным фоном (правая сто­рона контрастна левой или верх­няя часть контрастна нижней).

Лучшие темы — интерьер, пей­заж, где задействованы большие плоскости и пространства и воз­можны самые неожиданные сос­тояния. Один и тот же сюжет вы­полните с разным настроением, применив принципы контраста или нюанса.

В. БАСМАНОВ

 

shedevrs.ru

Контраст композиция – Контрасты в композиции

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх