ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (Часть 1)
30 Марта 2016
Все элементы, составляющие композицию кадра не могут быть «сами по себе». Все они, взаимодействуя друг с другом, должны составлять единое целое, подчиняться единой идее. Целостность восприятия при построении кадра достигается посредством соблюдения определённых правил, таких как: линейное построение изображения, выбор точки съёмки и ракурса, контрастное и смысловое сочетание, а так же, геометрическое построение объектов. Но создание взаимодействия элементов при помощи выше перечисленных правил — это лишь инструмент, с помощью которого фотограф должен достичь главного — равновесия (или иными словами — баланса) композиции.
КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ
Композиционное равновесие в фотографии – это такое состояние формы, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой.
Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а также смысловым взаимоотношением этих предметов и фигур.
Равновесие (или баланс) — является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Ведь по сей день нет стандартного способа его определения, хотя, есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Но, помните, что они как и всё в искусстве — это вопрос личного предпочтения.
Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина фотографии отражает другую половину. При этом, необходимо помнить, что визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное. Другими словами, несмотря на то, что все основные объекты будут находиться в нижней или верхней части кадра, изображение будет казаться сбалансированным, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.
Фото: «Фламинго» Steve AllenStone
Этот тип баланса фотографу очень легко скомпоновать, а зрителю понять. Так что, он может быть использован для создания очень мощного эффекта. Тем не менее, существуют две основные проблемы, связанные с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии:
- во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть разрушительными для уравновешенности снимка;
- во-вторых, и, возможно, более важно то, что симметричные композиции обычно очень просты, предсказуемы и могут получиться скучными.
Фото: Guerel Sahin
Фото Matthew Gore Национальный парк Гранд-Титон, США
ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС
Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их «визуальным весом» или «воздействием«, а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?
Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.
Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.
Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший «визуальный вес», чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.
Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.
Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать — получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.
Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.
Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.
Визуально неуравновешенный кадр — не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!
Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой — пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.
Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)
Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.
Читайте ещё о композиции в других наших статьях:
Золотое сечение в фотографии
Сила линий в фотографии
Формат кадра в фотографии
Контраст в фотографии (Часть 1)
Контраст в фотографии (Часть 2)
Точка съемки и выбор плана
Ракурс
Геометрия в фотографии
photodzen.com
Презентация. Равновесие в композиции
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Равновесие
Равновесие. В изобразительном искусстве равновесие значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.
3 слайд Описание слайда:Равновесие — это такое состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения масс композиции относительно ее центра. Равновесие объемов или частей зрительно вызывает чувство покоя, уверенности и устойчивости. Человеческий глаз отдыхает при восприятии уравновешенности. Совершенно-обратное чувство вызывает неуравновешенность. Композиционно равновесие достигается прежде всего формой деталей цветом тоном пластикой.
4 слайд Описание слайда:Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы. В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.
Симметрия — от греч. «гармония», «соразмерность». Представление о симметрии даёт множество природных форм и организмов. Строение бабочки симметрично: левая часть равна правой. Та же закономерность и в цветке. Симметрия выступает в природе в качестве статического средства замыкания формы в себе.
9 слайдЕсли один из объектов будет больше, то равновесие будет нарушено, так как больший по размеру объект перевешивает меньший.
10 слайд Описание слайда:Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса:
11 слайд Описание слайда:Так же добиться равновесия можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру
12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда:Асимметрия. Если в предмете отсутствует элемент симметрии, то их называют асимметричными. Асимметрия придаёт форме динамику и выявляет её способность к движению.
17 слайд Описание слайда:Передача равновесия в композиции В симметричной композиции все ее части уравновешены. Асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур, так и пространств между ними. С помощью специальных упражнений возможно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Здесь полезно будет вспомнить свой опыт нахождения равновесия на качелях. Каждый без труда сообразит, что одного подростка можно уравновесить, если посадить на другой конец качелей двух малышей. А малыш может кататься даже со взрослым, который сядет не на край качелей, а ближе к центру. Такой же эксперимент можно проделать с весами.
18 слайд Описание слайда:Схема равновесия в композиции
19 слайд Описание слайда:Посмотрите, как из одних и тех же предметов можно составить уравновешенную и неуравновешенную по цвету композиции.
20 слайд Описание слайда:Композиция натюрморта: 1. уравновешенная по цвету 2. неуравновешенная по цвету
21 слайд Описание слайда:Неуравновешенная по тону
22 слайд Описание слайда:Уравновешенная по тону
23 слайд Описание слайда:Уравновешенная по тону
24 слайд Описание слайда:Неуравновешенная по цвету
25 слайд Описание слайда:Уравновешенная по цвету
26 слайд Описание слайда:Асимметрично неуравновешенная композиция
27 слайд Описание слайда:Асимметрично уравновешенная композиция
28 слайд Описание слайда:Симметричная уравновешенная композиция
29 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
30 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
31 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
32 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
33 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
34 слайд Описание слайда:Посмотрите и определите на рисунке уравновешенная или неуравновешенная композиция?
Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-446659
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
О композиции. Равновесие. — fontanka167 — LiveJournal
Не претендуя на истину в последней инстанции, и на особую научность или «учёность», публикую здесь этот свой текст. Предложенный материал основан большей частью на прочитанной в свое время книге Шорохова «Основы композиции». Думаю, что при желании, информации по данной теме можно найти в сети немало. Я же постараюсь излагать все более-менее просто, без излишних научных терминов и подробностей.Композиция как термин .
Что обозначает само слово: «композиция»? В переводе на русский язык — это: сочинение, составление, расположение.
Композиция в изобразительном искусстве.
В процессе обучения рисованию, композиция — как предмет изучения — очень важна . Иногда говорят, что нельзя «научить композиции». Это спорный вопрос и верно только отчасти. Существуют определенные «правила» и закономерности построения изображения на плоскости. Хотя (надо признать это), довольно часто они нарушаются художниками, и именно для достижения своих вполне определенных целей. Тем не менее, вот такое формальное «построение», продуманный подход к своей работе, определенные знания терминов и понятий, всё-таки, помогают в работе над композицией.
Другое дело, что одних только этих знаний не достаточно. Для того, чтобы создать картину, придумать интересную композицию, надо еще уметь думать и чувствовать. Ведь важно не только «как», но и «что» (о чём). Каждая композиция (картина) должна о чём –то говорить (рассказывать), нести какой-то эмоциональный заряд, выражать какую-то (пусть самую простую) мысль, не зависимо от жанра картины (станковой композиции), будь это – натюрморт, пейзаж, портрет или жанровая (сюжетная)композиция.
Когда-то мне встречалось такое мнение, что художник в своем развитии проходит некоторые стадии. Мне показалось это довольно верным. Это выглядит примерно так, когда его композиция:
1).простая и «плохая»,
2).сложная и плохая,
3).сложная и хорошая,
4).простая и хорошая.
Таким образом, мы видим, что в своем развитии, в процеесе своего творчества (или учебы, если иметь в виду ученика) художник (ученик) проходит путь от простого и «плохого» — к простому и хорошему через сложное. Вот так замысловато я выражусь. Надеюсь, что это более – менее понятно. Если есть вопросы, их можно задать в комментариях к посту.
Понятия и термины, применяемые в композиции. Их много. И все они всегда присутствуют неразрывно в каждой композиции. Но, рассказывать обо всем одновременно все равно не получится, поэтому начнем с самого простого и очевидного. Предварительно договоримся о том, что все эти вещи довольно субъективны, и зависят от восприятия и уровня подготовки отдельных людей. Но, тем не менее, все они объективно существуют и с этим надо просто согласиться.
Равновесие в листе.
Пожалуй, что это самое простое и понятное, но, тем не менее, это понятие нельзя обойти стороной. Объяснение будем проводить на примерных заданиях.
Возьмем чистый, белый лист бумаги. И лист серой и черной, либо каких-то других цветов. Можно даже взять, например, газету. Вырежем несколько разных фигурок. Например, три: большую (светлую, отличную от белой), среднюю – серую, и темную – самую маленькую.
Здесь можно добавить еще такой момент, что светлые предметы зрительно кажутся «легче», чем темные. Т.е. небольшое темное пятно может уравновешиваться более крупным, но более светлым. Это тоже важно иметь в виду. Далее будем располагать их в листе, двигая их, относительно друг друга. Добиваясь ощущения того, что эти предметы являются «группой», существуют как одно «целое».
Задание можно выполнять просто как аппликацию, либо рисовать ее в фотошопе или даже в кореле (либо другом графическом редакторе). Каждая фигурка должна быть на своем слое, тогда их можно будет свободно перемещать.
Итак. Рис.1.
Вот две фигурки на рис.1. Мы видим, что они сгруппированы в левой части листа. При этом, создается ощущение, что левая часть перевешивает, становится более «тяжелой», тк правая не оправданно пустая. А белое пустое пространство справа кажется легким, по сравнению с левой частью, заполненной изображением.
Рис.2
Передвинем фигурки и добавим еще одну. Вот так, например.
Но и теперь, пустого пространства справа и снизу остается чуть больше, чем слева и сверху. И равновесие все еще не достигнуто.
Рис.3
Но вот же! Вот этот вариант, кажется хорош! Все равномерно распределено. Ничего не перевешивает. Но что-то как будто не так. Что же? Да просто, теперь все эти предметы существуют как- бы отдельно. Каждый сам по себе. Между ними слишком большие расстояния и они отрываются друг от друга. Нет «цельности». Запомним этот термин. Цельность (или целостность). Это важный элемент композиции! Нет цельности — и все разваливается на куски. Так часто говорят, когда обсуждают композицию.
Рис.4
Двигаем фигурки дальше. А как вам такой вариант? Есть в нем нечто неприятное, правда? Какая-то «непонятность», если можно так выразиться. Круг касается прямоугольника. Он к нему как-бы «прилип». Его положение неопределенно. Это плохое расположение фигур. Касание. Лучше, когда фигуры либо чуть-чуть перекрывают друг друга, либо между ними есть небольшое расстояние.
Рис.5
Ну вот, хотя бы так. Между фигурами нет больших разрывов, мы видим, что они соствляют группу, и края листа тоже не перевешивают. Вот такой простой пример. Задание: на равновесие композиции в листе. Здесь же мы еще упоминали термин «цельность». Это важно запомнить тоже.
Задание полезно выполнить, не смотря на то, что оно кажется довольно легким. Эта тренировка не помешает, а только укрепит в вас уверенность, что все не так уж сложно. Бывает, что довольно мучительное чувство неуверенности возникает при поиске равновесия 🙂 А ведь как часто нам нужно «вписать» какие-то фигуры в определенный, заданный формат, который нельзя изменить. Не всегда бывает возможность подправить его (обрезать или подклеить лист) под свое изображение.
Поэтому, всегда, когда вы начинаете свой рисунок, вы должны начинать с того, что нужно определить размеры изображения (фигуры или группы фигур) и его место в листе (формате). С тем, чтобы изображение не было слишком мелким, либо слишком крупным для вашего формата. Не забывая, конечно, же о равновесии и цельности (целостности), если фигур несколько.
Всем удачи!
fontanka167.livejournal.com
Равновесие в композиции: виды и принципы
Термин «композиция» подразумевает под собой соединение неких элементов в единое гармоничное целое. Это понятие с одинаковым успехом применяется как в точных науках, так и в теории искусства вообще. Равновесие в композиции – одно из двух непременных условий ее присутствия. Вторым же является сочетание всех составных элементов объекта в единую форму. Поскольку как искусство, так и архитектура или инженерия стремятся к гармонии, видя в ней свою главную и непреложную цель, выполнение этих двух условий является единственным верным построением композиции.
Общие теоретические понятия
Наука о композиции вычленяет три ее разновидности, которые на практике зачастую бывают тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, давая порой самые неожиданные и многогранные сочетания. Результатом этого становятся шедевры культуры. К таковым относятся: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная композиции.
При всей сложности, которую демонстрирует любая картина, строение или иное творение, появившееся в результате акта искусства, должно быть уравновешено, что в первую очередь выражается в визуальной устойчивости комплекса составляющих его элементов. При этом речь далеко не всегда идет о строгой симметрии. Равновесие в композиции заключается в балансе всех деталей (а также составленных из них фрагментов) относительно центра. При этом необходимость достижения такой устойчивости, очевидно, продиктована самой природой. Доказательством этому может послужить тот факт, что и животному, и растительному, и даже неживому миру присуще равновесие в композиции. Примеры его присутствуют повсюду: кленовый лист, кристалл снега, раковина моллюска и т. п.
Поиск гармонии в расстановке элементов человек, обладающий художественным мышлением, осуществляет интуитивно. Это стремление прослеживается в истории мировой культуры на протяжении тысячелетий. В частности, выражается оно в тяге к симметрии, что доказывает, например, зрительное равновесие масс в композиции старинных католических соборов, крестово-купольных храмов Древней Руси и, конечно, в ансамбле египетских пирамид.
Симметричность и асимметричность
Как известно, абсолютной соразмерности в природе не существует. Также не встречается в ней и полной асимметрии. Однако факт зеркального принципа строения абсолютного большинства живых существ (а также многих элементов неживой природы) свидетельствует о том, что в мире все стремится к соразмерности. Тяготеют к ней и человеческие творения.
Равновесие масс в композиции достигается посредством правильного расположения ее элементов на плоскости или относительно центральной точки. Симметрия же – это наиболее контрастно выраженное ее качество. Упомянутый выше ее зеркальный тип считается самым распространенным как в нерукотворной природе, так и в искусстве. Сутью его является близкое к равному соотношение частей объекта относительно вертикальной или горизонтальной оси.
Такие виды равновесия композиции, как осевая и винтовая симметрия, образуются путем вращений вокруг оси. В первом случае при повороте различные элементы могут неоднократно совмещаться. Во втором же путем разного рода художественных приемов создается динамика – спиралевидное движение вокруг статичной оси.
Однако не стоит полагать, что гармонии в своем творении художник может достичь, только строго следуя нормам соразмерности. Одним из путей ее достижения в изобразительном искусстве, архитектуре, прозе и поэзии является и асимметрия, которая также входит в основы композиции. Равновесие в отсутствии формального равенства элементов позволяет достичь правильная расстановка и сочетание всех частей объекта по их цвету, тонам и массе. Такие приемы мы, например, можем наблюдать на картинах «Пейзаж с Полифемом» Пуссена и «Мадонна в гроте» Леонардо да Винчи.
Значение масштаба
Зрительное равновесие масс в композиции при полном отсутствии симметрии применимо также и в архитектуре. Образцом его может служить Собор Святого Андрея, имеющий несоразмерные башни (одна из характерных черт викторианского стиля). Асимметрия является более сложным приемом в искусстве и в отличие от зеркального метода прочитывается постепенно. Являясь способом передачи замысла художника и стремлением к его наиболее яркому выражению, несоразмерность раскрывает динамическое равновесие в композиции. Демонстрируя баланс разных элементов разной степени массивности, она создает иллюзию их движения в общих границах.
Действительная массивность предметов считывается исключительно путем их сопоставления, а в процессе оценивания оперируют термином «масштабность». Для создания композиционно правильной асимметрии большое значение удаляется малейшим деталям как действенному средству художественной выразительности. При этом, используя масштабность, нельзя уходить от пропорций, поскольку они тесно связаны между собой. Потому это наиболее сложный закон равновесия в композиции.
Принцип пропорции заключается в соблюдении постоянства отношений между двумя или несколькими величинами. Увеличивая одну до определенных пределов, во столько же крат следует увеличить и другую.
Геометрия в искусстве
Соблюдение вышеописанного правила позволяет достичь соразмерности и полной гармонии элементов в отношении частей и ядра предмета. Принцип пропорции – это классика в ряду универсальных средств, которыми пользуется композиция. На тему «Равновесие в графическом искусстве и архитектуре» существует немало научных работ.
Так, в качестве абсолюта пропорции, много столетий назад было открыто так называемое золотое сечение. Термин этот ввел в широкое употребление великий гений Леонардо да Винчи. Такая пропорция предполагает равновесие в композиции, математически выраженное числом 1,62. Графически же она передается путем построения геометрически идеальной пятиконечной звезды, каждая сторона которой условно может быть разделена на две части. При этом получившиеся части соотносятся друг с другом в пропорции «золотого сечения».
Секрет этой пропорции, по мнению ученых, был известен много тысячелетий назад. Итогом применения этой формулы служит именно равновесие в композиции, примеры которой наша эпоха унаследовала в виде таких грандиозных сооружений, как Парфенон и египетские пирамиды. Строения, выполненные по тем же пропорциям, имеются также в Индии и Китае, в Италии и в Греции.
Фигуры в живописи
В поисках наиболее выразительных схем художники всех столетий трепетно обращались с каждой значимой деталью в сюжете, осуществляя создание композиции. На равновесие из геометрических фигур опирается искусство большинства мастеров как эпохи Возрождения, так и времен раннего классицизма. Так, например, на картине Н. Пуссена «Пейзаж с Полифемом» две композиционные детали представляют собой большой малый треугольники, вписанные один в другой. Тогда как персонажи картины Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте» легко выстраиваются в пирамиду, вершиной которой является сама Богородица.
Передать неподвижный образ художнику помогает такой прием, как статичная композиция, равновесие из геометрических фигур в которой достигается посредством вытягивания всех линий к ядру изображения. Примером такого решения может служить иконопись, где наиболее часто встречается расстановка сюжетных элементов по форме круга, квадрата или прямоугольника, и зачастую прослеживается строгая симметрия.
Статичность необходима для передачи состояния покоя, замкнутости пространства. Такая композиция необходима в сюжетах, не предполагающих динамики. Так, на картине «Портрет Ксении Тишининой» И. Вишнякова даже сама фигура героини образует собой четко выраженный правильный треугольник и является единственным элементом, прописанным в светлых тонах.
Схематичность открытой композиции
С наступлением эпохи Возрождения кардинальным образом переменилась сама концепция мироощущения. Границы человеческого сознания значительно увеличились, что совершенно естественным образом отразилось на живописи, музыке, литературе и архитектуре. Крайне ограниченный мир расширился до бесконечных пределов, а замкнутую композицию сменила открытая.
Двигаясь в сторону постижения гармонии в каждой картине, художник, естественно, ориентируется на сугубо личные ощущения и апеллирует к своему образному мышлению. И хотя, сам акт творчества не поддается анализу, большинство используемых приемов можно прочесть и рассмотреть подробнее. В частности, это касается художественных схем, благодаря которым достигается равновесие в композиции. Примеры рисунков, сюжет которых включает в себя обширные пейзажи с большим перечнем разноплановых деталей, позволяют ясно наблюдать грамотное соотношение различных частей в единой структуре.
Значение деталей при достижении равновесия
Одними из наиболее показательных в этом смысле работ являются полотна Веласкеса. Так, в его замечательном творении «Сдача Бреды» удивительно четко прослеживается равновесие мутных и светлых пятен, ярких и нейтральных оттенков, комбинирование массивных деталей и грамотное прописывание плана.
Главный сюжетный элемент расположен точно посередине полотна. Герои развернуты друг к другу. Голова победителя находится несколько выше головы пораженного противника и выглядит светлым пятном на тускловатом фоне скучающих солдат и зеленоватой дали. Фигура губернатора, вручающего символический ключ от павшего города, прописана на светлом фоне. Он несколько смугл, и лицо его обрамлено белоснежным воротничком. Подобные контрасты прослеживаются на всем полотне.
Одну диагональную линию образует шарф, которым перевязан победитель от плеча и до бедра, а другую – знамя поверженного противника и линии рук главных персонажей. Визуальное ощущение глубины картины достигается благодаря нескольким светлым мазкам – голове лошади слева от губернатора и белой рубахе воина рядом с ней.
«Сдача Бреды» представляет собой полотно, демонстрирующее основные правила композиции. Равновесие на нем достигается посредством проработки нескольких планов, увенчанных перспективой дали.
Принцип хронотопа
Равновесие в композиции может достигаться также путем изображения на картине длящихся событий. Эту методику с большим успехом использовали древнерусские художники. Так, новгородскими живописцами позднего средневековья была создана резная картина в красках, сюжет которой был основан на знаменитом сражении новгородского войска с суздальским. В этом произведении была применена трехъярусная композиция: в ряд (сверху вниз) были выполнены три самостоятельных рисунка, каждый из которых демонстрировал отдельный эпизод. При этом, находясь строго одна над другой, они представляют собой единую картину.
Схожим и не менее распространенным приемом решения композиционных вопросов считается создание изображения, основой которого являются события, произошедшие в разных местах и в разное время, но связанных между собой одной сюжетной линией. Зачастую такая картина представляет собой большое полотно с центральным эпизодом посредине и множеством небольших фрагментов, расположенных вокруг. Как правило, подобные произведения относятся к жанру иконописи или просто к работам на религиозные сюжеты, ярким примером которых могут послужить полотна Иеронима Босха.
Композиция в декоративном искусстве
Способы и методы, используемые для передачи художественного замысла, разнятся в зависимости от вида искусства, в котором работает автор. При этом, естественно, могут наблюдаться схожие или даже общие закономерности. Однако каждое ремесло особо и специфично, а потому каждое из средств построения композиции вполне может быть применено по-разному.
Живописное полотно должно быть органичным и с максимальной естественностью сочетать в себе все элементы, без навязывания идеи. И если стандартная картина имеет в качестве одной из своих целей передачу иллюзии пространства в его объеме и глубине, то в народном изобразительном искусстве мастер стремится подчеркнуть рельеф и детальность, используя для этого свои особые методы. Приемы декоративного творчества принципиально отличаются от способов построения композиции, которыми пользуется классический художник. Например, поскольку изображаемый пейзаж не может быть показан в своей глубине, мастер размещает дальний план прямо над ближним. Такие методы применялись в том числе и древними русскими иконописцами.
Именно по причине их большей наглядности и очевидности приемы мастеров декоративно-прикладного искусства и иконописи становятся объектом изучения на уроках изобразительного искусства в начальных классах. В основу плана урока, как правило, входит определение понятий «ритм» и «форма» – предметов, обеспечивающих равновесие в композиции (2 класс).
Приемы построения композиции
Задачи, которые ставит перед живописцем каждая его работа, требуют единственно верных решений. В том числе это касается и приемов, которые применяются при построении композиции. Методы, используемые каждым отдельно взятым художником, должны отличаться оригинальностью и новаторством.
Для того чтобы правила композиции были соблюдены, учитывать следует многое:
- массу описываемых предметов;
- габариты каждого и (исходя из этого) их местоположение на листе;
- ритмику линий и цветовых мазков;
- способ передачи точки зрения автора;
- методы, при помощи которых описывается пространство.
Огромное значение также имеет то, насколько четко прописываются силуэты персонажей с учетом набора красок всей картины. Композиция – это своего рода специальное профессиональное средство художника, при помощи которого ему удается передать свое видение окружающего его, мира, собственные чувственные идеи, ассоциации, впечатления и т. д. Навыки эти оттачиваются каждым мастером из года в год.
Работа над композицией
Любое художественное изображение прорабатывается его автором заранее и довольно длительное время. По-настоящему правильное построение композиции обязывает художника владеть подобными навыками в совершенстве. Потому умение применять необходимые для этого приемы следует постоянно оттачивать.
Для того чтобы соблюсти равновесие основных элементов композиции на листе, необходимо обладать настоящим профессионализмом. Даже простая точка, поставленная на белой поверхности бумаги, вызывает у художника множество вопросов, ведь впечатление от нее будет меняться в зависимости от того, в каком именно месте она будет находиться. То же самое касается любого другого объекта, располагаемого на полотне.
Основные правила и методики построения композиции являются плодом огромной истории изобразительного искусства. Однако из столетия в столетия они пополняются богатым опытом новых поколений художников. Техника композиции меняется, развивается и всегда соответствует творческой позиции мастеров каждого конкретного поколения.
Передача равновесия
При ярко выраженной симметрии детали картины или иного художественного объекта композиционно уравновешены. Что же касается асимметричного изображения, то его элементы могут располагаться относительно друг друга как в балансе, так и вне его. Для этого существует целый перечень приемов: обширный мазок светлых оттенков может быть уравновешен небольшим темным пятном; противовесом ряду маленьких пятен выступает одно большое и т. д. Таким образом разные части полотна балансируют в зависимости от своих габаритов, массы, тонов и прочих характеристик.
Кроме того, уравновешены должны быть не только фрагменты (персонажи, детали окружающего пространства и т. п.), но и пространство между ними. При этом композиционное равновесие не стоит даже сравнивать с математическим равенством величин. Умение интуитивно прочувствовать его либо дается от природы, либо может быть развито с течением времени в процессе неустанного труда. Что же касается асимметричной картины, то в ней смысловой центр либо находится у края изображения, либо вовсе отсутствует.
Равновесие композиции в любом случае зависит от:
- правильного расположения массивных деталей изображения;
- пластики и ритмики художественного письма;
- пропорций, в которых прописывается каждый фрагмент полотна;
- грамотно подобранных тонов и цвета картины.
Принципы построения
Равновесие основных элементов композиции на листе достигается путем строго следования основным принципам их соединения. Первым из которых (и не самым очевидным) является целесообразность. Дело в том, что искусство, как пространство, в котором все подчинено строгой логике, дисциплине и тщательной экономии изобразительно-выразительных средств, требует четкого соответствия степени приложенных усилий конкретной поставленной задаче. Любая работа должна быть построена лаконично и максимально продуктивно в плане передачи идеи и замысла художника.
Композиция, по своей сути, это связь разрозненных вещей, которые, благодаря умелому их совмещению начинают работать максимально продуктивно и в своей взаимной зависимости представляют собой нечто новое и общее. Это говорит о принципе единства и целостности, которому должен следовать каждый живописец. Для того чтобы понять, соблюдается ли этот закон на холсте, следует мысленно изъять любую часть композиции из картины. В том случае, если в результате этого сюжет не понесет никакого ущерба, можно с уверенностью заключить, что принцип целостности, очевидно, нарушен. То же можно сказать и о перемене мест частей композиции и о внесении в картину каких-то новых элементов.
Достижение единства и целостности
Для того чтобы все принципы композиции были соблюдены, необходимо использовать следующие приемы:
- Уместное наложение объектов, позволяет подчеркнуть планы. Кроме того, такой прием дает ощущение глубины пространства и придает изображению объем.
- Соблюдение единства формы и характера предполагает работы в одной манере и стиле. Линии и пластика элементов должны сочетаться друг с другом. Цвета необходимо подбирать в одной тональности и повторять их по мере необходимости. То же касается текстуры.
- В композиции должна наличествовать обобщающая форма, при этом изобразительно-выразительное решение картины также должно быть однообразным.
Кроме того, чтобы добиться целостности и композиционного равновесия, необходимо соблюдать строгую последовательность действий на всех этапах создания работы. Для начала следует тщательно обдумать план произведения. Разработав все структурные элементы композиции, нужно определить степени соотношения ее главных частей. Чтобы это стало возможным, сочетают пластические массы изображения, в силуэты которых потом могут войти детали.
fb.ru
ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ РАВНОВЕСИЕ. Основы композиции. Учебное пособие
ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ
РАВНОВЕСИЕ
Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое – равновесие, второе – единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.
Остановимся на композиционном равновесии. Это такое состояние композиции, при котором все ее элементы сбалансированы между собой. Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.
Рассматривая живописные работы художников, замечаешь, что они привлекают в первую очередь образным раскрытием темы, сюжетом, колористическим богатством решения произведения и другими качествами, и только потом мы обращаем внимание на то, что, несмотря, например, на активную динамику построения картины, она уравновешена, ничто не вырывается за ее раму. Так, в работе К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня » яркое цвет- ное пятно удерживается в картинной плоскости. Как художник добился такого равновесия? Какими средствами он достиг этого?
«Цельность и значительность художественного решения возникла вследствие прекрасно найденной гармонии движения и статики, плоскости и глубины, контраста горячих и холодных цветов. Действительно, если плоскость холста утверждается ровным и ярко насыщенным красным цветом коня, то глубину картины определяют не только направления линий волны и фигур заднего плана, но и контрастный к красному цвету зеленый цвет воды.
К. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Так же гармонично решено и движение. Конь движется вдоль холста справа налево, но, поскольку монументальный характер образа требовал определенной композиционной устойчивости, автор трактовал группу как своего рода скульптурный монумент. Останавливает движение коня вперед и откинувшаяся назад фигура мальчика, сидящего на лошади. В целом это решение группы создает большое равновесие всех элементов и частей картины. Утверждая плоскость холста и нарушая ее, вводя сильное движение и нейтрализуя его, до предела насыщая картину контрастным цветом, художник достигает необычайного напряжения формы и в то же время гармонии, большой эмоциональности при пластически строгой построенности» 1*.
Нам бывает порой сложно разобраться в замысле авторов тех или иных произведений. Может быть, во многих случаях в процессе работы художники добавляли отдельные цветовые пятна, увеличивали их размер, насыщали деталями, которые помогали завершить произведение, добиться его равновесия. Что касается программных произведений, то авторы в основном осуществляют свои композиционные поиски в эскизах и этюдах к картине, ведут работу над наиболее интересным пластическим решением, необходимым для создания задуманного образа. Пробуя различное построение элементов, множество раз проигрывая пластические связи, цветовое решение, они добиваются равновесия в картинной плоскости. Это может выразиться и в утемнении или высветлении тона, в уменьшении или увеличении насыщенности пятна цветом, в усложнении или, наоборот, упрощении силуэта пятна, в количественном изменении, в увеличении значимости композиционного центра, в большей активизации ритмического построения, введении «метра», в уменьшении пластического контраста и т. д.
1* Костин В. И. К. С. Петров-Водкин. М.; 1966. С. 49.
В. Валькот. Витраж в гостинице «Метрополь» в Москве. 1900-1902
Существуют законы композиции, средства, способствующие созданию гармоничных композиций, различные приемы, использование которых поможет в дальнейшем доработать произведения, упорядочить их структуру, понять значимость классического наследия. Но все это никогда не сможет заменить творческое «я».
Творческая мысль, озарение, конечно, первичны. Затем появляется произведение, а уже потом – теоретическое обоснование, «школа». Таков многовековой процесс творческого познания – открытия. Если рассмотреть на исторической вертикали развитие того или иного вида искусства, можно обратить внимание, что за творческим взлетом очень часто следует период застоя или даже падения, в процессе которого активно ведется работа по осмыслению предшествующих достижений, создается теоретическая база, выявляются закономерности, которые подготовят следующий подъем.
Но вернемся к законам композиции. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных композициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия.
А. Головин. Занавес к спектаклю «Маскарад». 1917
Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным.
Выбор построения или структуры произведения зависит от художественного видения автора, от его желания найти более выразительную композицию для создания конкретного художественного образа.
Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже – в станковой живописи, графике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предельно сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса православного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, которые, как на стержень, насажены на ось. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.
Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлекающей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центричной в ней создается движение. Движение к центру – центростремительное, движение от центра – центробежное. Такой композиционный прием широко применялся и сейчас применяется в декоративно-прикладном искусстве: при росписи керамических блюд, платков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.
Ж. Мансар. План собора Дома Инвалидов в Париже. 1676
Симметрия применяется не только в плоскостных композициях, но также в объемных и объемно-пространственных. Хотя надо отметить, что в начале XX века, века скоростей, неудовлетворенности, алогичности и т. п., симметрия несколько отошла на второй план и отдала пальму первенства асимметричной композиции. Использование асимметрии позволяет более активно относиться к плоскости, на которой необходимо расположить группу или группы элементов – в зависимости от задач, стоящих перед автором. В этих случаях значительно сложнее уравновесить композицию, но для этого существуют такие изобразительные средства, как цвет и его насыщенность, форма и ее конфигурация, ориентация на плоскости, фактура, а также средства гармонизации: ритм, пропорции, контраст, нюанс и масштаб.
Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и непременном условии – равновесии – привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д. Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона – единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.
Но не забывайте о средствах гармонизации, которые помогут вам в выполнении этих условий. Это пропорции и масштаб, контраст, нюанс и тождество, ритм. Разговор о них пойдет ниже.
Л. Лисицкий. Обложка журнала «Вещь». 1922
Для развития чувства равновесия на плоскости, для наиболее полного освоения симметричного построения композиции попробуйте выполнить ряд упражнений. Эффективнее всего в данном случае работать в технике аппликации.
Упражнение 1
Возьмите лист бумаги, лучше цветной, и положите на него один элемент любой формы, но при этом гармонически сочетающийся по цвету с плоскостью. Попробуйте найти для этого элемента такое место, которое, по вашему мнению, было бы уравновешено на плоскости. Если элемент представляет собой собранную, замкнутую форму, то есть не имеет острых углов, приближается к форме круга, то проверить правильность своего решения легко. Пересечение диагоналей, чуть выше и влево – вот его место. Если же элемент агрессивный по форме, имеет четко выраженную направленность в одну сторону то его необходимо сдвигать в обратном направлении, тем самым освобождая большее пространство на плоскости перед выступающей, пластически развивающейся частью элемента.
1. Симметричная композиция
2. Асимметричная композиция
3. Асимметричная композиция
Для приобретения навыков работы на плоскости необходимо обязательно проделать все эти манипуляции с элементом «закрытым по форме» и с элементом агрессивным или «открытым», причем в различных вариациях.
Упражнение 2
Найдя уравновешенное состояние, разверните элемент вокруг оси на 90 градусов и снова ищите равновесие, сдвигая элемент. И так несколько раз. Обратите внимание на закономерность и взаимосвязь поворота и сдвига. Это наблюдение поможет вам принять правильное решение. Помните, что готовых рецептов не существует. Главное, чтобы это упражнение заставило вас логически размышлять и помогло развить чувство равновесия на плоскости.
Упражнение 3
В первых двух заданиях мы брали один элемент, оговорив только, что цветосочетание должно быть гармоничным, но каким именно, не сказали. Наверное, положив в первый раз элемент на плоскость, вы могли почувствовать, что он мал или, наоборот, велик. Вы изменили размер и начали работать. Если же вы не обратили внимания на этот факт вначале, то присмотритесь повнимательней сейчас. Проанализируйте такое явление, как изменение цвета плоскости (а не ее размера). Сделайте это несколько раз. Обратите внимание на то, что почти каждый раз вам хочется изменить размер элемента. Это говорит о том, что количественное соотношение площади элемента и плоскости всегда должно определяться в индивидуальном порядке, а также о том, что есть цвета «тяжелые» и «легкие». Закон равновесия говорит не только о месторасположении элемента, но и о количественном и качественном соотношении его с плоскостью.
Симметричная композиция
Упражнение 4
Попробуем усложнить задачу. Для этого существующий элемент, который ранее был уравновешен, разрежем на несколько частей. В результате он распадется на некое количество элементов. Попробуйте теперь уравновесить их. Вы непременно придете к выводу, что по количественному соотношению их не хватает. Из этого следует еще один вывод: площадь пятна «одинокого» элемента может быть меньше площади нескольких элементов – при условии, что цвет и фактура плоскости и элемента (элементов) остаются неизменными и выполняется условие равновесия. К тому же, чем меньше расстояние между элементами, тем меньше они могут быть по площади. «Вес» фигуры зрительно возрастает при ее активном одиночестве на фоне. Все эти упражнения, особенно упражнение 4, можно выполнять и на компьютере. Проработав одну позицию, сохраните ее. Затем, выполнив следующую позицию, используйте предыдущее решение и наложите одно на другое. Путем сравнения выводится результат.
Упражнение 5
Попробуйте организовать плоскость, используя симметрию: с вертикальной осью, угловую, центричную. Отметьте для себя, что создать равновесие, применив симметрию, несложно. Труднее создать композицию, оригинальную по своим пластическим задачам, интересную по восприятию.
Перейдем к упражнениям, которые помогут освоить принципы равновесия асимметричной композиции.
Упражнение 6
Создайте ярко выраженную неуравновешенную композицию, состоящую из любого количества элементов, определенного колористического строя. Проанализируйте ее. Вы увидите, что она не уравновешена не только в количественном соотношении, но и в оптическом. Введите цветовое пятно или измените качество плоскости, тем самым добиваясь равновесия.
Упражнение 7
Вновь создайте неуравновешенную композицию и проанализируйте ее. Уравновесьте введением сложного по конфигурации элемента. Это может быть буква, какой-либо знак и т. п. Двигаясь от обратного, вы тем самым еще глубже исследуете причину неуравновешенности, а затем, устраняя ее, еще раз проанализируете свои действия, которые помогут организовать плоскость.
Симметричная композиция
В результате выполнения этих упражнений должны появиться элементарные навыки работы с плоскостью. Вы должны также обратить внимание на то, что в двух последних упражнениях с введением сложных по форме элементов или активного цветового пятна в композиции появились акценты, правильнее сказать, доминанты. При их помощи был организован композиционный центр.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru
Композиция в живописи. Движение и равновесие
30 марта 2018
Основы рисованияВ картине все должно быть уравновешенным, даже в том случае, когда передается движение. Художники достигают этого в своей работе путем чувства координат, вертикальной и горизонтальной осей равновесия, учитывая и правильно распределяя нагрузки справа и слева, вверху и внизу. Практически большее значение имеет вертикальная ось равновесия, которая проходит через центр полотна. С учетом ее и делается нагрузка пластических объемов, красок, отыскивается главный узел действия или, если это портрет, то изображаемое лицо. Дело это совсем не простое и требует много чуткости, тонкости и мастерства. Надо принимать во внимание, что иногда маленькое темное пятнышко может уравновесить большое серое пятно. Пятно яркого цвета в одной части требует отзвука в другой части, подобно тому как звук вызывает эхо, иначе оно будет одиноким, чужим, случайным.
Об этом можно много говорить, но лучше проследить по картинам выдающихся мастеров, как и в каких случаях художники применяли те или иные приемы в построении колорита.
Мы уже говорили о портрете инфанты Маргариты работы Веласкеса, где повторяющиеся удары красного цвета играют большую роль в выявлении главного содержания произведения.
В широко известной картине Делакруа «Свобода, ведущая народ» красный и синий цвета на знамени повторяются в других частях картины, причем самые сильные цветовые акценты подчеркивают композиционный центр картины, выделяя главную фигуру — фигуру Свободы.
Не следует забывать, что природа, тяготея к симметрии, в то же время не терпит полной, абсолютной симметрии. Если всмотреться в лица людей, то можно увидеть, что полностью симметричное лицо найти трудно. Лицо, изображаемое на портрете с соблюдением точной симметрии, смотрится неживым. То же самое и в природе. Природа любит симметрию, но еще более любит ее нарушать, внося бесконечное разнообразие во все. Левый глаз человека не копия правого глаза, а его вариант. То же можно сказать обо всем теле человека и его частях. Поэтому уравновешивание компонентов картины совсем не означает стремления к абсолютной геометрической симметричности. Это противоречило бы самой сущности изобразительного искусства и было бы примитивно.
Наоборот, нужно избегать сухой симметричности, стремиться к безыскусственности, разнообразию, таким же, как в природе. Общий вид картины, построение, композиционная схема должны отвечать ее смыслу, ее идее и своими ритмами подчеркивать, вызывать определенные настроения, ассоциации. Например, картина итальянского художника Ренессанса Альбертинелли «Встреча Марии и Елизаветы».
Встреча Марии и Елизаветы. Мариотто Альбертинелли, 1503. МаслоВ ней линия арки своей замкнутостью усиливает, подчеркивает идею встречи и взаимного согласия двух склонившихся друг к другу женских фигур.
Делакруа говорил, что своего любимца, венецианского художника Паоло Веронезе, он представляет себе двояко: суровым и озабоченным, когда он замышляет свои полотна, веселым и шутливым, когда он их выполняет с удивительной легкостью и непринужденностью. В самом деле, глядя на картины Веронезе, невольно думаешь, что этому великому мастеру ничего не стоило писать головы, руки, драпировки. А вот общий замысел картины, ее композиция, оказывается, даже для этого волшебника кисти были очень тяжелым трудом.
Венера и Марс, связанные Амуром. Паоло Веронезе, ок. 1570. Холст, маслоВ создании сюжетной картины при работе над предварительным эскизом важнейшее место занимает решение самого сюжета. По существу, художнику надо решить задачу мизансцены, которая отличается от театрального действия только тем, что персонажи в картине немы, а действие дается в один из кульминационных моментов.
Само собой понятно, что это отличие делает работу художника еще более трудной, чем работу режиссера. Однако хорошему художнику все же удается создать впечатление движения и жизни, а сюжет раскрыть для зрителей полностью, сделать его понятным с первого взгляда. Недаром К. С. Станиславский мечтал о том, чтобы каждая мизансцена в театре напоминала картину художника.
Всем известная картина Федотова «Сватовство майора» поражает тем, как удалось художнику добиться внутренней жизни во всем. В этом и заключается особенность изобразительного искусства — давать картине жизнь во времени.
Сватовство майора. П. Федотов, 1848. МаслоВсе прекрасно знают, что «Запорожцы» Репина написаны маслом на холсте и неподвижны. По существу же они, как вы сами можете убедиться, наполнены жизнью и движением.
Вот это замечательное свойство живописи — давать на холсте жизнь во времени — предоставляет художнику такие возможности, требуя от него в свою очередь большой чуткости и тонкости в творческих поисках.
В картине Домье «Беженцы» главный мотив — это стремительное движение словно гонимых судьбой людей, вынужденных покинуть родину.
Беженцы. О. Домье, 1850. МаслоЧтобы сделать более ощутимым горестное бегство, художник ограничился суммарной характеристикой фигур, они выделяются силуэтами на хмуром сером небе, проходят мимо нас, мы не успеваем разглядеть их лиц.
Наоборот, в картине Мантенья «Принесение во храм» представлен неторопливый торжественный обряд в величественном древнем храме.
Принесение во храм. А. Мантенья, ок. 1460Действие как бы остановилось, фигуры прекрасны, как изваянные из камня статуи. Композиция строго уравновешена. Огромная величественная колонна, похожая на ствол столетнего дерева, приходится строго на центр картины, она сдерживает движение фигур. Художник тщательно передал, отчеканил и отчетливо вылепил формы, складки похожи на разводы орнамента. В целом впечатление от картины спокойное, величавое, уравновешенное.
В каждой картине помимо движения и покоя фигур может быть еще движение и покой в самих живописных формах. Симметрия дает впечатление покоя, ее нарушение вносит в картину движение, даже когда фигуры стоят на месте. Было замечено, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали, которые особенно любили мастера барокко, поддерживают движение. Язык композиционных форм в картинах больших мастеров сливается в одно целое с чисто изобразительными мотивами.
В акварели А. Иванова «Жених, выбирающий серьги для невесты» метко и тонко охарактеризован каждый из четырех персонажей.
Жених, выбирающий серьги для невесты. А. Иванов, 1838. АкварельЭто придает сцене живой, подвижной характер. За ними уходит вдаль узкая уличка. Но персонажи Иванова, выстроенные в ряд, образуют симметрическую группу, и это придает композиции уравновешенный характер.
Можно было бы привести еще много примеров режиссерского мастерства художников, но здесь главное запомнить следующее: в поисках правильного решения сюжета, в процессе эскизирования чрезвычайно важна трезвая и честная оценка хорошего и плохого, выгодного и неудачного. Следует неустанно искать, менять все — персонажей, их места, обстановку, время дня, освещение, колорит. А затем выбрать наиболее выгодное, простое и идущее к делу, наиболее ярко работающее на выражение идеи, сюжета.
Всего этого можно достичь трудом, упражнениями, беря вначале несложные сцены из жизни и всячески варьируя их, отыскивая наилучшее.
Самое важное, самое ценное в художнике — это творческое начало, умение увидеть, глубоко понять, почувствовать жизненные явления, осмыслить их и по-своему проникновенно показать, взволновать людей, сделать их духовно богаче. Художник видит зорче, а потому и больше замечает, глубже вникает (хотя бы по роду своей профессии) в жизненные явления, чем иные люди. Художник быстрее замечает черты нового в жизни, сильнее чувствует красоту и своим творчеством помогает людям видеть мир ярче, шире, глубже.
Ясно поэтому, что художнику мало быть профессионально грамотным, ему нужно уметь творчески воспринимать жизнь, много знать, много видеть, много понимать. Все это сказано для того, чтобы стали ясны вся неповторимая ценность подлинного художника, его творческий труд, наполненный взлетами и падениями, путь к высокому совершенствованию. Научить ремеслу и профессиональной грамотности можно, но воспитать творческое начало художник должен в себе сам.
drawingpractice.ru
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Равновесие (симметрия и асимметрия)
04 Мая 2016
Из первой части статьи мы знаем что такое равновесие в фотографии и что оно является одним из наиболее важных элементов композиции. Размеры, характер и расположение в пространстве элементов композиции должны быть подчинены зрительному равновесию. Но вот как сбалансировать изображение, какие есть способы — рассмотрим в этой статье.
СИММЕТРИЯ
Симметрия — это наиболее очевидный и простой способ достичь композиционного равновесия. Симметрия прослеживается во всем: в природе, в строении человеческого тела, в предметах повседневной жизни.
Не все уравновешенные или сбалансированные фотографии симметричны – все симметричные композиции по умолчанию находятся в равновесии.
Фото: Robert Biondo
Симметричное равновесие на фотографии достигается тогда, когда объекты с одинаковым визуальным весом будут размещены равноудалённо от центра изображения. Но, создавая такую композицию, необходимо учитывать, что нарушить равновесие может даже небольшой элемент, присутствующий на одной из частей композиции, но отсутствующий на другой. Композиция уже не будет восприниматься симметричной — появится дисбаланс и визуальное напряжение. Происходит это от того, что при восприятии симметрии наш мозг устанавливает определённый ритм объектов и интервалов между ними, предполагает наличие определённой последовательности и интервала. А если этого не происходит — испытывает беспокойство.
Фото: Bramham
В фотографии наиболее часто используются три вида симметрии:
- Зеркальная (двусторонняя). Как уже понятно из названия, в основе лежит равенство двух частей композиции, которые расположены по разные стороны центральной оси снимка и являются практически зеркальными отражениями друг друга. Ориентация оси может быть как вертикальная, так и горизонтальная. Симметрию называют чистой, если две половины композиции отражают друг друга абсолютно точно. Но в природе такое встречается достаточно редко, ведь ни для кого не секрет, что даже человеческое тело не полностью симметрично. В большинстве случаев мы имеем дело с неполной симметрией — когда отражения не полностью идентичны и имеют незначительные отличия.
Фото: Hesham Alhumaid
Фото: Stefan Krebs
Фото: Bildwerker Freidburg
Фото: Davor Plesa
- Радиальная (лучевая или круговая). В её основе лежит равное удаление всех элементов композиции относительно центральной точки (или общего центра). Количество объектов, как и угол их расположения относительно центра, могут быть различны. Главное понимать, что пока есть некий общий центр — симметрия сохраняется.
Фото: Victor Mozqueda
Фото: Markus Studtmann
- Трансляционная (кристаллографическая). Это вид симметрии, в которой элементы композиции повторяются через определенные промежутки. Как пример — колонны или окна здания. В трансляционной симметрии ключевую роль играет совпадение направления элементов. С помощи такой симметрии можно создать ритм, движение, показать скорость или очень динамичное действие.
Фото: Hans Wolfgang Hawerkamp
Фото: Massimo Cuomo
АСИММЕТРИЯ
Асимметрия — это отсутствие или нарушение симметрии. Но это вовсе не значит, что асимметрия – это отсутствие равновесия композиции.
Асимметричное равновесие достигается тогда, когда элементы композиции, находящиеся по разные стороны от центра, имеют одинаковую визуальную массу. Достичь равновесия при помощи асимметрии сложнее, чем в симметричной композиции, так как между композиционными элементами более сложные пространственные отношения. Асимметричное равновесие более динамичное и интересное для привлечения внимания, чем симметричное.
Фото: Josef Sieberer
Фото: Uros Podlogar
Фото: Ute Scherhag
С его помощью можно дать ощущение движения, жизни и энергии. И если симметричная композиция воспринимается «как есть» — легко и сразу, то асимметричную нужно «читать» постепенно. Асимметричное равновесие сложнее построить, но у него есть огромное преимущество — оно оставляет нам большой простор для творчества.
Применяя знания на практике, вы можете совмещать симметрию с асимметрией и добиваться прекрасных результатов и привлекать больше внимания. Вот несколько примеров:
- композиция приближается к абсолютной или чистой симметрии:
Фото: Stefan Neuweger
Фото: C.S. Tjandra
Фото: Karthi KN Raveendiran
- симметричное равновесие асимметричных форм:
Фото: Jozef Kiss
Фото: Christian Muller
Фото: Ute Scherhag
Фото: Suzy Mead
- асимметричная в целом композиция состоит из симметричных частей:
Фото: Ali Ayer
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Jacqueline Hammer
Фото: Plosz Zoltan
- композиция может быть и в целом, и в деталях полностью асимметрична:
Фото: E. Amer
Фото: Piet Haaksma
Фото: Vedran Vidak
Фото: Knut Borge Strom
Сталкивая симметрию с асимметрией, необходимо помнить, что:
- визуальная масса симметричной фигуры будет больше, чем масса асимметричной фигуры подобного размера и формы;
- симметрия создаёт баланс сама по себе и, как правило, считается красивой и гармоничной. Но есть и обратная сторона медали — она зачастую лишена динамики и может показаться статичной и скучной;
- асимметрия, как антипод статичной симметрии, обычно привносит в композицию динамику.
Симметрия и асимметрия окружают нас каждое мгновение в повседневной жизни, понятие данных терминов позволяет более осознанно и гармонично наблюдать за красотой окружающего мира и позволяет создавать неповторимые фотографии!
Читайте ещё о композиции в других наших статьях:
Золотое сечение в фотографии
Сила линий в фотографии
Формат кадра в фотографии
Контраст в фотографии (Часть 1)
Контраст в фотографии (Часть 2)
Точка съемки и выбор плана
Ракурс
Геометрия в фотографии
photodzen.com