Диаметр объектива прицела. Габариты прицела
Прежде чем купить прицел, стрелок стоит перед большой дилеммой, ведь габариты прицела играют достаточно существенную роль. В свою очередь, габариты прицела в существенной мере зависят от диаметра передней линзы (объектива). А уже от диаметра объектива зависит и качество картинки. Соответственно, дилемма и заключается в том, что при выборе менее габаритного прицела приходится жертвовать «светлостью» изображения прицела.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные размеры передних линз прицелов.
Диаметр объектива 24мм.
Как правило, такой размер передней линзы используется в сочетании с небольшим увеличением прицела, например 1х-4х. Небольшие увеличения при такой линзе делают для того, чтобы картинка была не такой темной, поле зрения прицела не было слишком узким, что подразумевает увеличение скорости прицеливания. В противном случае, например при 8х, диаметр выходного зрачка (круг света, видимый в окуляре прицела) у такого прицела будет всего 3мм, т.
Диаметр объектива 32мм.
Такие прицелы, как правило, идут с увеличением 2х-7х. В этом случае при максимальном увеличении диаметр выходного зрачка будет составлять 4.6мм, что обеспечивает в неглубоких сумерках и пасмурную погоду достаточно светлую картинку, которая будет позволять различать некоторые детали в тенях. Эти прицелы также используются на короткие дистанции, но длиннее, чем у прицелов с меньшей линзой.
Диаметр объектива 40мм-42мм.
Прицелы с такой линзой по праву считаются наиболее распространенными и используемыми. Комбинации увеличений при таком объективе могут быть уже такими: 3х-8х, 3х-9х, 4х-12х, 4.5х-14х. Как видим, выбор прицелов с такой линзой очень широк. Эти прицелы ставят и на PCP, и на ППП, и на огнестрел. Все зависит от качества изготовления прицела и добросовестности производителя. Зачастую в таких прицелах используется какое-то промежуточное увеличение, при котором достигается, по мнению стрелка, наиболее качественная картинка в смысле увеличения, яркости и минимизации искажений. Например, в прицеле 4-12х42мм очень часто стрелки используют увеличение 10х, остальной диапазон используется только в исключительно необходимых случаях.
Диаметр объектива 50мм.
Тоже очень распространенный диаметр линзы у прицела. С такой линзой используются те же увеличения, что и у «сороковок», но добавляются еще и варианты: 4-16х, 6-24х, 10-40х. «Пятидесятки» делаются обычно для того, чтобы при использовании стандартного увеличения улучшить яркость изображения прицела. Так, при увеличении 8х диаметр выходного зрачка будет равен 6.25мм, что претендует на достаточно светлую картинку, детали в тенях можно рассматривать уже в достаточно глубоких сумерках. Габариты таких прицелов уже достаточно ощутимы, и в выборе таких прицелов необходимо внимательно относиться к его размерам, чтобы правильно выбрать соответствующее крепление.
Диаметр объектива 56мм.
Принято считать, что прицелы с такой линзой предназначены для стрельбы на дальние дистанции. Часто эти прицелы производятся с большими увеличениями, а большая линза при этом обеспечивает более-менее приемлемую яркость изображения. Например, возьмем увеличение 24х. При линзе прицела 42мм диаметр выходного зрачка будет 1.74мм. Картинка будет тусклой даже в яркий солнечный день. В таких случаях производители уделяют особое внимание качеству оптики и просветляющего покрытия оптических поверхностей. У прицела же с линзой 56мм диаметр выходного зрачка будет составлять 2.33мм, что, конечно, тоже не очень-то много, но уж точно лучше, чем 1.75мм. Следует понимать, что такой объектив кроме яркости картинки обеспечивает и лучшее разрешение изображения, т.
Диаметр объективов более 56мм.
Достаточно редкие экземпляры, но все же встречаются у некоторых производителей, например, прицел Barska SWAT Extreme 6-24×60 SF (IR Mil-Dot). Картинка у такого прицела при максимальном увеличении немного светлее, разрешение немного больше, габариты сравнимы с прицелами 56-го диаметра.
Итак, мы рассмотрели наиболее популярные объективы прицелов и зависимость габаритов от них. Но, кроме диаметра объектива, на качество картинки прицела влияют и другие факторы. Например, качество стекла, качество просветляющего покрытия. Потому при выборе прицела очень важно обращать внимание и на эти параметры. В следующих статьях мы постараемся более подробно остановить внимание на качестве используемых материалов при изготовлении прицелов и качестве их просветления.
Купить прицелы
в Киеве, Харькове, получить консультацию и помощь в выборе можно в нашем интернет-магазине OpticalMarket – широкий ассортимент телескопов и аксессуаров.
Автор статьи: Галина Цехмистро
На что обратить внимание при выборе фотообъектива
6 февраля 2018 Как выбрать Фото
Что такое апертура, оптическая стабилизация, ручная фокусировка, диаметр и другие характеристики объектива фотоаппарата.
Цифровые фотоаппараты всё ещё во многом выигрывают у миниатюрных сенсоров, встроенных в мобильные устройства. Если знать, что искать и как разные компании обозначают одни и те же функции, то выбрать оптику становится значительно проще.
Апертура
Апертура объектива аналогична зрачкам — она открывается настолько, насколько много света должно достичь сенсора камеры. Максимальная апертура обозначается буквой f. Она может варьироваться от f/0.95 до f/22. Обозначения разнятся — вместо f/2. 8 можно увидеть 1:2.8. Но число всегда указывает на одно и то же — максимальную апертуру.
Чем ниже число, тем шире будет открыт объектив и тем больше света он будет пропускать. Оптика с низкой апертурой позволяет достичь эффекта боке, который подходит для портретной съёмки. Если вы используете зум-объектив, то увидите максимальный диапазон апертуры. Чем сильнее вы приближаете изображение, тем меньше максимальная апертура.
Фокусное расстояние
capturethemoment.picsФокусное расстояние объектива, то есть дистанция от наиболее чёткого изображения до сенсора камеры, указывается в миллиметрах. У объективов без увеличения это одно число, а у тех, которые могут приближать картинку, два числа, например 18–55 мм.
Чем меньше фокусное расстояние, тем больший кусок фотографируемого объекта попадёт на снимок. Поэтому, например, у широкоугольных линз диапазон фокусных расстояний где-то от 4,5 до 30 мм. Этот показатель обычно указывается на объективе рядом с апертурой.
Диаметр объектива
lonelyspeck.comЧтобы убрать блики, изменить цвета или достичь красивых эффектов, можно использовать фильтры для объектива. Но сперва вам нужно узнать его диаметр. Он измеряется в миллиметрах — отыскать можно рядом с символом ø, обозначающим диаметр. Чаще всего этот показатель указан спереди объектива или выгравирован ближе к верху боковой части, где закрепляется фильтр.
Автоматическая или ручная фокусировка
thephoblographer.comАвтоматическая фокусировка, которая может работать от обычного мотора или более тихого ультразвукового, позволяет держать объект в фокусе, не подстраивая глубину резкости вручную. Если вы видите оптику с переключателем, помеченным AF/MF, то сможете быстро включать и выключать эту функцию — в зависимости от того, нужен ли вам точный контроль над фокусировкой.
Жаргон производителей
Самые интересные функции обычно скрываются за обозначениями, характерными только для того или иного производителя. Но не дайте аббревиатурам себя обмануть — технологии у разных компаний зачастую идентичны.
Оптическая стабилизация изображения
Эта функция может быть встроена как в объектив, так и в саму камеру. Она противодействует вибрациям и другим микроскопическим движениям, из-за которых фотографии получаются размытыми. Стабилизация изображения делает снимки чётче, особенно когда вы снимаете с более широкой апертурой. У разных брендов функция обозначается так:
- Sony: OSS (Optical SteadyShot).
- Nikon: VR (Vibration Reduction).
- Canon: IS (Image Stabilization).
- Sigma: OS (Optical Stabilization).
Полнокадровый объектив
Полнокадровые камеры используют большие по размерам сенсоры, благодаря чему фотоаппарат пропускает больше света, а снимки получаются качественнее. Чтобы задействовать всю поверхность сенсора, нужен полнокадровый объектив, который может иметь следующую аббревиатуру:
- Sony: FE (беззеркальные фотоаппараты).
- Nikon: FX.
- Canon: EF.
- Sigma: DG.
Кроп-объектив
Камеры с кроп-сенсорами обычно предназначены для массового рынка или энтузиастов. Они не позволяют делать такие же качественные снимки, как полнокадровые фотоаппараты, но всё же выдают изображения получше, чем смартфоны. Кроп-объективы можно узнать по следующим сокращениям:
- Sony: E (беззеркальные фотоаппараты).
- Nikon: DX.
- Canon: EF-S.
- Sigma: DC.
Ультразвуковой фокусный мотор
Такие моторы позволяют настраивать фокусировку тише и быстрее. Они точнее, чем более медленные электронные моторы, которые устанавливаются в недорогие объективы, и обозначаются так:
- Sony: SSM.
- Nikon: SWM.
- Canon: USM.
- Sigma: HSM.
Профессиональные объективы
Такие объективы гораздо более точные и прочные, чем обычные потребительские. В них используется более качественное стекло и более быстрые фокусные моторы. Обычно они защищены от влаги и пыли. Профессиональные объективы чаще всего предназначены для полнокадровых камер. Их можно узнать так:
- Sony: G.
- Nikon: золотистое кольцо по периметру объектива.
- Canon: L.
- Sigma: EX.
Низкодисперсные объективы
Такая оптика устраняет хроматическую аберрацию — проблему, из-за которой цвета как бы расслаиваются. Обычно она заметна по краям фотографии. Существуют программы для устранения хроматической аберрации, но на самом деле разницу способен заметить далеко не каждый. Такие искажения способны убирать и специальные линзы, использующие разные технологии:
- Sony: ED.
- Nikon: ED.
- Canon: ED.
- Sigma: APO.
Размер резьбы объектива и ступенчатые кольца 101
Поиск нужного размера: Сначала это может показаться сложным, но найти правильный размер резьбы на самом деле не так уж сложно. Оказывается, вам просто нужно знать, что искать, и это универсальный символ диаметра: Ø. Диаметр линзы отличается от оптического размера линзы, который выражается в миллиметрах. Если вы когда-нибудь запутаетесь, просто помните, что диаметр объектива всегда будет иметь символ Ø перед числом. И в тех редких случаях, когда диаметр объектива не указан на объективе, он будет указан в руководстве пользователя, в котором был поставлен ваш объектив (надеюсь), или попробуйте поискать в Интернете.
Что такое шаговое кольцо?
Ступенчатое кольцо позволяет использовать фильтр камеры с большим диаметром резьбы, чем у объектива камеры, на который вы хотите его установить. Ступенчатые кольца полезны тем, что вы можете использовать их для адаптации фильтра к серии объективов с разным размером резьбы вместо того, чтобы покупать один и тот же фильтр разных размеров для каждого имеющегося у вас объектива. При покупке переходного кольца для объектива камеры обратите внимание на следующее:
Качество: точно так же, как фильтр или объектив камеры, вы получаете то, за что платите (да, действительно есть разница между ступенчатым кольцом за 10 и 50 долларов). Вам будет лучше с качественным ступенчатым кольцом, которое обработано в соответствии с высокими стандартами объектива вашей камеры. Ступенчатые кольца, изготовленные из латуни, отличаются высочайшим качеством и с меньшей вероятностью будут прилипать к вашему дорогому объективу или вызывать раздражение (или «заклинивание»). Жесткий анодированный алюминий или алюминиевые кольца — следующий лучший вариант. Следует избегать колец из полимеров или пластика.
Повышение или понижение?
Если у вас есть цифровая зеркальная или беззеркальная камера с системой сменных объективов, скорее всего, у вас есть комплектный объектив, а также несколько других объективов с фиксированным фокусным расстоянием, зумом или телеобъективом. При поиске ступенчатого кольца выберите такое, которое будет соответствовать самому большому размеру передней резьбы вашего объектива. Полезно сначала упорядочить объективы по диаметру передней линзы от наибольшего до наименьшего.
Шаг вперед
Допустим, у вас есть три объектива камеры — один с передней резьбой 52 мм, другой с резьбой 67 мм, а затем еще один с резьбой 77 мм — вам нужен фильтр, подходящий для объектива с самым широким диаметром (резьбой) , в данном случае 77 мм, и пару повышающих колец (67–77 мм и 52–77 мм), чтобы установить фильтр большего размера 77 мм на объективы меньшего диаметра. Выберите хороший фильтр (или набор фильтров), который подходит для этого объектива с самым широким диаметром объектива, а также набор ступенчатых колец для адаптации ваших фильтров, и это избавит вас от необходимости замены поврежденного переднего элемента объектива в дороге.
Уход в отставку
Уход в отставку, если вы можете этого избежать, не рекомендуется. Это связано с тем, что при использовании фильтра меньшего размера на объективе большего диаметра, скажем, фильтра 52 мм на резьбе объектива 77 мм, вы рискуете получить виньетирование по краям кадра. Вместо этого лучше сделать шаг вперед. Также старайтесь избегать наложения ступенчатых колец друг на друга, так как это может привести к деформации или ореолу изображения.
Заключение
Шаговые кольца — это ценный, но часто недооцененный инструмент фотографа, обладающий рядом преимуществ. Это поможет вам сократить комплект камеры до одного или двух размеров фильтров во время путешествий, вместо того, чтобы брать по фильтру для каждого объектива разного размера и перебирать их все (не говоря уже о том, чтобы таскать их с собой). Набор ступенчатых колец также стоит меньше, чем набор фильтров, так что вы не только сделаете одолжение себе, оптимизировав свое снаряжение, но и окажете услугу своему кошельку.
Скотт Фэйрфакс
Главный копирайтер, PolarPro
Свяжитесь со мной напрямую здесь: 0
22спросил
Изменено 2 года, 3 месяца назад
Просмотрено 2к раз
Все онлайн-калькуляторы экспозиции, которые я видел, учитывают время, светочувствительность пленки и диафрагму (которая зависит от диаметра диафрагмы и фокусного расстояния объектива).
Однако я думал, что объектив большего диаметра (с тем же фокусным расстоянием и светосилой) будет собирать больше света и, следовательно, будет быстрее!
Например, у меня есть сцена со свечой на расстоянии 10 метров (32 фута) с черным фоном. У меня
10 мм
диаметр объектива, скажем, фокусное расстояние 80 мм, диафрагма f/8 и пленка 100 iso. Это занимает, скажем, 10 000 секунд экспозиции.
А что если мы получим четыре объектива 10 мм
. Используйте причудливое расположение зеркал/призм, чтобы они сфокусировались на одном фрагменте пленки. Это должно занять 1/4 времени (2500 секунд).
Итак, допустим, вместо четырех линз 10 мм
мы используем одну линзу 20 мм
(которая будет той же площади). Я ожидаю, что это также займет 1/4 времени.
Однако это не учитывается ни в одном калькуляторе, который я видел.
Я просто смотрю на калькуляторы экспозиций мусора, или я что-то упускаю?
Изменить: этот вопрос , в частности , касается диаметра объектива и экспозиции. Повторяющиеся связанные вопросы, касаются экспозиции ( не с учетом диаметра объектива или посмотрите на качество изображения и диаметр . Ни один из них не имеет отношения к моему вопросу вообще!
- объектив
- экспозиция
- оптика
- дизайн объектива
2
Вы что-то упускаете. Когда дело доходит до фотометрической экспозиции, значение имеет угловая площадь светового конуса, попадающего в объектив. Пока их объективы охватывают один и тот же угол обзора, очень большая камера и камера смартфона будут иметь одинаковую фотометрическую экспозицию. Одинаковое количество фотонов имеет одинаковую возможность войти в один и тот же световой конус.
Именно поэтому мы используем число f: оно избавляет от необходимости точно знать площадь апертуры. Поскольку число f представляет собой отношение двух ортогональных измерений, то есть фокусного расстояния линзы и диаметра входного зрачка находятся под прямым углом друг к другу, это еще один способ описания угла, отображаемый через функцию тангенса. Как упоминалось ранее, одни и те же углы светового конуса с одной и той же точки зрения камеры видят одинаковую интенсивность света, но это всего лишь тангенсная функция, а не то же самое отношение фокусного расстояния к диаметру апертуры (т.
Обратите внимание, что фактический диаметр передней линзы объектива не является апертурой объектива. Это размер входного зрачка , апертура, если смотреть спереди линзы. Для телеобъективов передний элемент должен быть достаточно большим, чтобы видеть все изображение радужной оболочки, иначе он будет действовать как полевая диафрагма, ограничивая максимальный размер диафрагмы.
Но, глядя на переднюю часть широкоугольного объектива, вы заметите, что входной зрачок намного меньше, чем передний элемент. Это связано с тем, что передний элемент большой (сильно изогнутый и выпуклый), чтобы собирать свет из более широкого поля зрения.
6
Диаметр объектива не имеет значения, если апертура контролирует свет (а именно, «боке» расфокусированных прожекторов имеет форму отверстия апертуры). Действительная апертура гарантирует, что датчик «видит» линзу только тогда, когда «смотрит» через отверстие апертуры. Добавление мертвой области линзы к сторонам активной области линзы не меняет этого. Это только добавляет веса и проблем с объективом.
Наоборот, если принять во внимание проблемы с весом и объективом, вы захотите расплаты в виде большего значения максимальной диафрагмы. Никто не удваивает площадь линзы, не добавляя к ней еще одну диафрагму. Это было бы глупо. Возможно, да, но глупо.
Какая связь между диаметром объектива и выдержкой?
Для данного фокусного расстояния объектив с большей передней линзой обычно будет быстрее. То есть у него будет большая максимальная диафрагма, что позволит сократить время экспозиции.
Все онлайн-калькуляторы экспозиции, которые я видел, учитывают время, светочувствительность пленки и диафрагму (которая зависит от диаметра диафрагмы и фокусного расстояния объектива)
Размеры элементов перед диафрагмой определяются числом f объектива. Вот почему, например, объективы Canon EF 50 мм с диафрагмой f/2,5, f/1,8, f/1,4 и f/1,2 имеют все более крупные передние элементы. Другой пример: объективы Canon EF 70–200 мм при f/4 (размер фильтра 72 мм) и f/2,8 (размер фильтра 77 мм):
Элементы большего размера стоят дороже, поэтому производители стараются использовать самые маленькие элементы линз, какие только могут. Но большая апертура требует более крупных элементов для сохранения того же угла обзора.
Однако, похоже, это не учитывается ни в одном калькуляторе, который я видел.
Вы не ошиблись — линзы большего диаметра собирают больше света. Вы просто не понимали, что число f, используемое калькуляторами, на которые вы смотрели, уже объясняет это.
Все дело в этендуэ.
Максимальное количество света, доступного для экспозиции, определяется параметром системы, который определяет, насколько рассеивается свет. Etendue определяется угловой протяженностью (кажущимся/относительным размером) источника/объекта, видимого объективным элементом. И это одновременно/равно угловая протяженность объективного элемента, видимого источником/субъектом. Таким образом, в фиксированной системе без дополнительных ограничений диаметр элемента объектива является его апертурой и определяет максимально доступный свет (F#).
Однако, если есть дополнительное ограничение, такое как радужная оболочка, то доступный свет определяется угловой протяженностью (кажущимся размером) радужной оболочки, видимой источником; и поскольку между ними находится увеличительная линза (элемент объектива), видимый размер радужной оболочки (и предмета) зависит от ее увеличения этой линзой. Кажущийся/эффективный размер диафрагмы — это входной зрачок объектива , и он определяет максимально доступный свет (F#).
В ситуации с переменным увеличением (зум-объектив) есть два основных варианта; переменная апертура (внешний зум) или постоянная апертура (внутренний зум).
При зумировании с переменной апертурой увеличение увеличения происходит за счет выдвижения элемента объектива дальше к объекту. Это увеличивает видимый размер объекта, но одновременно уменьшает видимый размер радужной оболочки; и система etendue остается постоянной. Доступного света больше нет, и свет рассеивается дальше (объект записывается крупнее), поэтому экспозиция уменьшается. т.е. уменьшение видимого размера радужной оболочки приводит к меньшему F#.
В зуме с фиксированной диафрагмой используются дополнительные внутренние элементы для увеличения увеличения элемента объектива, если смотреть со стороны камеры, и, таким образом, увеличения относительного/видимого размера объекта относительно радужной оболочки. И эти/другие дополнительные элементы одновременно увеличивают увеличение/видимый размер радужной оболочки, если смотреть с позиции объекта. В этом случае система etendue уменьшается (доступный свет менее рассредоточен). Доступно больше света от объекта, поэтому, когда он рассеивается дальше (записывается больше), экспозиция остается неизменной. т.е. одновременное увеличение видимого размера радужной оболочки приводит к тому же F#. Эффект точно такой же, как если бы вы уменьшили этендуэ, приблизившись физически к объекту.
Форма большинства объективов фотоаппаратов — круг. Таким образом, ответ на ваш вопрос вращается вокруг математики, используемой для нахождения площади круга. Это связано с тем, что количество света, проходящего на пленку или цифровой датчик, в основном зависит от площади захвата объектива (рабочего диаметра).
Вы знаете формулу для вычисления площади круга: Площадь = Радиус в квадрате, умноженный на Пи. Таким образом, площадь круга диаметром 10 мм = 10 ÷ 2 X 10÷2 X 3,1416 = 75,5398 квадратных миллиметров. Таким образом, площадь круга диаметром 20 мм составляет 20 ÷ 2 х 20 ÷ 2 х 3,1416 = 314,159.3 кв. миллиметра. Таким образом, линза диаметром 20 мм пропускает 314,1593 ÷ 75,55398 = 4. Другими словами, линза, диаметр которой в два раза больше другой, пропускает в 4 раза больше света.
Теперь основной единицей экспозиции, используемой в жаргоне фотографии, является диафрагма. Это приращение изменения воздействия = удвоение или уменьшение вдвое энергии воздействия. Другими словами, чтобы удвоить экспозицию, вы увеличиваете или уменьшаете площадь линзы, чтобы добиться двукратного изменения. Этого можно добиться с помощью диафрагмы объектива, регулировки скорости затвора или комбинации того и другого. Что касается разницы между объективом диаметром 10 мм и объективом 20 мм, это изменение устанавливает 4-кратное изменение, равное 2 ступеням диафрагмы.
Таким образом, формула для определения площади круглой линзы является ключом к вашему вопросу. Но, может быть, еще лучше использовать факториал: умножьте диаметр любой линзы на квадратный корень из 2, и вы вычислите пересмотренный диаметр, который дает изменение в 2 раза (1 диафрагменное число). Этот номер ключа 1.4142. Это значение также является коэффициентом, используемым для вычисления набора f-чисел: 1 – 1,4 – 2 – 2,8 – 4 – 5,6 -8 – 11 – 16 – 22 – 32. Обратите внимание, что каждое число, идущее справа, является его соседом слева, умноженным на на 1,4. Каждое число, идущее влево, равно его соседу справа, деленному на 1,4. Опять же, умножьте или разделите диаметр круга на 1,4, чтобы получить пересмотренный диаметр, который имеет вдвое или половину площади поверхности. Что касается линзы, это означает двукратное изменение светопропускания.
Другой факториал: Количество света, прошедшего через линзу, зависит от ее диаметра и фокусного расстояния. Если площадь захвата объектива удваивается или уменьшается вдвое, мы получаем двукратное изменение. Если фокусное расстояние удваивается или уменьшается вдвое, мы получаем изменение в 4 раза. Это связано с тем, что объектив создает изображение путем проецирования. Если мы удвоим фокусное расстояние, увеличение изображения изменится в 2 раза, а площадь проецируемого изображения изменится в 4 раза. Это переплетение создает дилемму. Чтобы решить эту проблему, просто вернемся к соотношению. Эта математика делит фокусное расстояние объектива на его рабочий диаметр и представляет значение, называемое фокусным отношением. Это знакомая нам система чисел f. Опять же, число f переплетает потерю или усиление света при изменении фокусного расстояния с потерей или усилением света при изменении диафрагмы. Мы используем число f, чтобы избавиться от хаоса.
Теперь воздействие имеет математическую формулу, называемую законом взаимности. E = экспозиция I = интенсивность проецируемого изображения T = время выдержки экспозиции. Формула E=!T (экспозиция = интенсивность, умноженная на время. Этот закон справедлив для обычной фотографии, однако его точность часто нарушается, когда пленка подвергается длительной выдержке (1 секунда или дольше) или когда пленка экспонируется с использованием сверхкоротких выдержек ( 1/1000 секунды или быстрее).
Все вышесказанное – Если для проецирования изображения используется более одного объектива и изображения накладываются друг на друга, энергия экспонирования будет увеличена. Таким образом, если развернуты 4 одинаковых объектива , каждый вносит 25% энергии воздействия.
Переход не такой плавный, как могут показать расчеты. В реальном мире существует разрушительный фактор, известный как взаимная неудача! Что неблагоприятно влияет на результат, оно снижает ожидаемое количество переносимого света — фактор, в некоторой степени зависящий от природы используемого стекла.