Как определить светосилу объектива: Светосила объектива — Уроки фотографии

Содержание

Особенности применения светосильной и широкоугольной оптики в камерах наблюдения

Объектив, или на профессиональном жаргоне оптика, является непременной составной частью камеры наблюдения. Именно объектив обеспечивает построение изображения сцены наблюдения на светочувствительном сенсоре камеры. Именно от его характеристик зависит качество получаемого изображения (естественно, наряду с характеристиками самого сенсора), угол зрения  камеры, обеспечение высокой резкости изображения по всей глубине сцены наблюдения (протяженности зоны наблюдения). 

Ее чувствительность, то есть способность камеры обеспечить удовлетворительное изображение при малой освещенности сцены наблюдения, во многом также зависит от оптики.

Светосила как параметр качества объектива

Во всех сферах применениях оптики, и в частности объективов, термин «светосильная» является синонимом определению «высококачественная» и говорит прежде всего о максимальной способности объектива собирать и пропускать свет на оптический приемник, в качестве которого может выступать и глаз человека. Светосилой объектива является максимальное значение его относительного отверстия. Естественно, при отсутствии ручной или автоматической диафрагмы светосилой является непосредственно относительное отверстие этого объектива. Относительное отверстие определяется отношением его апертуры, то есть диаметра светового входного отверстия, к фокусному расстоянию объектива. Яркость изображения, обеспечиваемая объективом, пропорциональна квадрату светосилы. Именно поэтому числовой ряд фиксированных значений диафрагмы представляет собой ряд произведений корня квадратного из двух (1,2; 1,4; 2,0; 2,8; 4,0; 5,6 и т.д.). В этом случае каждое следующее значение диафрагмы уменьшает апертуру в 1,41 раза, а площадь отверстия объектива и, соответственно, количество света – в два раза.

Яркость объектива выражается как число F, которое представляет собой величину, обратную светосиле (F/D). Более того, объективы для видеокамер чаще всего нормируют именно по числу F.

Объективы для видеонаблюдения с типовой светосилой

Объективы для камер наблюдения, как и встроенные объективы в самих камерах, как правило, имеют типовые значения светосилы в диапазоне от 1:1,2 до 1:2,0 (F1,2–F2.0). Причем большие значения относятся к сменным или встроенным объективам с автодиафрагмой, а также с ручным или моторизованным механизмом изменения фокусного расстояния (вариофокальные объективы). На рис. 1 представлены некоторые образцы сменных объективов с автодиафрагмой и механизмом перестройки фокусного расстояния.

На рис. 2 представлены некоторые подобные модели для встраивания в камеры наблюдения.

Соответственно, меньшие значения светосилы более характерны для встроенных монофокальных (с неизменяемым фокусным расстоянием) миниатюрных объективов с фиксированной светосилой (фиксированная диафрагма). Примечательно, что для всего достаточно широкого диапазона фокусных расстояний, от 1,4 до 16, а иногда и 25 мм F-число редко отличается от 2.0. На рис. 3, в свою очередь, показаны упомянутые выше монофокальные объективы.

Светосильные объективы

Достижение светосилы более 1:1,2 для сферической оптики, даже для многолинзовых моделей, практически невозможно. Использование асферических поверхностей в элементах объектива принципиально позволяет достичь значений светосилы в 1,0 и более. Однако расчет и изготовление подобных конструкций всегда были сопряжены с большими трудностями и высокой стоимостью. Совершенствование технологии и материалов позволило в последние годы перейти на массовое производство асферических объективов. Изделия, изготовленные с использованием такой технологии, маркируются аббревиатурой ASP. Чаще всего это вполне бюджетные пластиковые объективы. Любопытно, что широкое применение асферики не привело к массовому же увеличению светосилы объективов.

Возможно, этому помешало почти повсеместное расширение спектрального рабочего диапазона объективов для камер наблюдения в область инфракрасного (ИК) спектра. Это было сделано для увеличения чувствительности камер и для эффективной их работы с ИК-подсветкой. Обычно любое расширение спектра принимаемого излучения требует дополнительных «жертв». Кроме того, переход к практически сплошному мегапиксельному наблюдению потребовал дополнительного роста разрешения проецируемого на сенсор изображения. Особенно это актуально в связи с одновременным ростом разрешения и сокращением форматов матриц.

«Встроенная видеоаналитика в недорогих камерах» читать >>>

Реально светосильную оптику можно обнаружить только в группе специальных и весьма дорогостоящих моделей сменных объективов. На рис. 4 представлено несколько подобных образцов.

Широкоугольная оптика в видеонаблюдении

Под широкоугольной оптикой подразумеваются объективы, обеспечивающие относительно широкие углы, а соответственно и поля зрения оптических приборов. Естественно, угол зрения, следовательно и поле зрения определяются, кроме фокусного расстояния объектива, размерами светочувствительного сенсора.

Угловые поля зрения камер наблюдения в сравнении с полями зрения вещательного телевидения, кинематографа или фотографии в массе своей являются широкоугольными. Широко распространенные камеры наблюдения очень часто имеют горизонтальные углы зрения более 45 град., а порою достигают значений 100–120 град. И это в то время, когда наблюдение на протяженных объектах, проездах, проходах, коридорах и т.п. наиболее оптимально узкими полями зрения, когда масштаб наблюдаемого объекта на протяжении зоны наблюдения меняется незначительно. Однако угол зрения в 45 и более град. по горизонтали крайне распространен. К счастью, все более дешевеющие вариофокальные объективы снимают остроту выбора значения фокусного расстояния.

Проблемы при использовании широкоугольных объективов

Использование широкоугольных объективов чревато некоторыми проблемами. При широких углах зрения по краям, а особенно по углам изображения более заметно уменьшение его яркости. Это часто похоже на виньетирование, как при несовпадении форматов объектива и сенсора. Однако причиной этого эффекта при широких углах является естественное уменьшение яркости при отклонении светового пучка от осевого расположения. Данная зависимость описывается теоремой косинусов 4 и является объективной реальностью закона физики. Этот эффект представлен на рис. 5.

Другой проблемой широкоугольных объективов являются заметные геометрические искажения – бочкообразная (отрицательная) дисторсия, сжимающая изображение по диагонали. Она уверенно заметна уже при углах 90 и более град. по диагонали. Принципиально существуют и обратные подушкообразные (положительные) искажения, растягивающие изображение по диагонали. Они особенно характерны для длиннофокусных позиций вариофокальных объективов, но их заметность значительно ниже. Перечисленные искажения представлены на рис. 6.

Сверхширокоугольные объективы в видеонаблюдении

В последние годы все более широко используются сверхширокоугольные объективы типа «рыбий глаз». Предтечей подобных камер наблюдения можно считать дверные видеоглазки, очень популярные в 1990-е и 2000-е гг. у нас в стране.

Движущей силой их создания явился высокий уровень преступности и стремление спрятать оборудование видеонаблюдения от вандалов. Сейчас подобные объективы являются несуррогатными изделиями, выпускаются мировыми оптическими брендами и имеют высокие характеристики.

Подобные объективы используются для наблюдения верхнего плана помещения. Этот метод почти в 4 раза сокращает необходимое количество камер и позволяет иметь хотя бы общее представление об обстановке в контролируемом помещении. Фокусное расстояние подобной оптики близко к 1 мм. На рис. 7 представлены некоторые модели таких сменных и встроенных объективов.

Панаморфная оптика

Несколько лет назад подобный подход к видеонаблюдению с помощью свехпанорамной камеры вертикального визирования получил дальнейшее развитие. Была применена передовая технология синтезирования специальной оптики на основе анаморфоза, или целенаправленного искажения. В этом случае в линзах Panomorph целенаправленно вводятся искажения, увеличивающие объекты в зонах интереса.

Для типовых сенсоров с прямоугольной формой (4:3 или 16:9) анаморфоз растягивает изображение для оптимизации покрытия на весь сенсор равномерно. Panomorph с анаморфозом имеет на 33% больший охват сенсора по сравнению с другими широкоугольными линзами круглой формы. На рис. 8 приведены примеры изображений подобных камер с панаморфной оптикой и объективом «рыбий глаз».

Однозначно видно, что периметр наблюдаемого помещения в панаморфной камере проработан лучше благодаря растяжению.

Однако, к сожалению, анализ качества изображения подобных камер весьма высокого разрешения (5 Мпкс и более) приводит к некоторым сомнениям то ли в реальном качестве используемой оптики, то ли в целесообразности самого метода. Другими словами, в среднем вас ждет разочарование от получаемого изображения. За кажущуюся простоту (одна камера и один объектив) приходится расплачиваться существенно «замыленной» картинкой, помогающей только при обнаружении.

Опубликовано в журнале «Системы безопасности» №4/2019

Светосильные телескопы – Статьи на сайте Четыре глаза


Полезная информация

Главная » Статьи и полезные материалы » Телескопы » Статьи » Светосила телескопа

Одной из самых важных характеристик любого телескопа является его светосила. Светосила телескопа устанавливается соотношением размера (диаметра) объектива и фокусного расстояния (D/f). Это соотношение называют относительным отверстием и выражают в виде дроби, например 1:5. Обычно зарубежные производители, выпускающие светосильные телескопы-астрографы, оперируют обратной величиной – относительным фокусным расстоянием. Оно записывается, например, так: f/5.

Чем больше относительное отверстие объектива оптики или чем меньше соотношение диаметра объектива к расстоянию фокуса, тем большей светосилой обладает оптический прибор.

Показатель светосилы в первую очередь важен при астрофотосъемке. Более светосильный телескоп обеспечит максимально короткие выдержки в процессе съемки самых разных астрономических объектов. И тогда вам не потребуется никакого специального оборудования для астрофотографии. Еще одно преимущество светосильных приборов – их компактность по сравнению с классическими оптическими устройствами. Кроме того, они эффективны при наблюдении с относительно незначительными небольшими увеличениями.

Если говорить о недостатках, светосильные телескопы сложны в производстве и последующей настройке. К тому же они достаточно сильно подвержены влиянию всевозможных аберраций, что, впрочем, вполне компенсируется их достоинствами.

В нашем интернет-магазине вы найдете отличные примеры телескопов с хорошей светосилой: Levenhuk SkyMatic 135 GTA, Bresser National Geographic 130/650 EQ, Sky-Watcher BK P13065EQ2.

4glaza.ru
Декабрь 2017

Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.

Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.


Рекомендуемые товары


Смотрите также

Другие обзоры и статьи о телескопах и астрономии:

Обзоры оптической техники и аксессуаров:

  • Видео! Телескоп Sky-Watcher BK MAK80EQ1 и визуальное сближение Сатурна и Юпитера. Репортаж «Вести.Ru».
  • Видео! Телескоп с автонаведением Levenhuk SkyMatic 127 GT MAK: видеообзор модели (канал MAD SCIENCE, Youtube.com)
  • Обзор телескопа Sky-Watcher BK P150750EQ3-2 на сайте star-hunter.ru
  • Обзор оптической трубы Sky-Watcher BK MAK90SP OTA на сайте star-hunter.ru
  • Обзор телескопа Levenhuk Strike 1000 PRO на сайте www.exler.ru
  • Книги знаний издательства Levenhuk Press: подробный обзор на сайте levenhuk.ru
  • Видео! Книга знаний в 2 томах. «Космос. Микромир»: видеопрезентация (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
  • Видео! Книга знаний «Космос. Непустая пустота»: видеопрезентация (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
  • Видео! Монтировка Sky-Watcher EQ5 SynScan GOTO со стальной треногой: распаковка монтировки (канал «Небо – не предел», Youtube.ru)
  • Видео! Монтировка Sky-Watcher EQ5 SynScan GOTO со стальной треногой: сборка и настройка монтировки (канал «Небо – не предел», Youtube.ru)
  • Видео! Подробный обзор телескопа Sky-Watcher BK MAK90EQ1 (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
  • Видео! Подробный обзор телескопа Levenhuk Strike 50 NG (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
  • Видео! Телескоп Sky-Watcher Dob 76/300 Heritage: видеообзор настольного телескопа (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
  • Видео! Подробный обзор любительского телескопа Levenhuk Skyline 90х900 EQ (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
  • Видео! Подробный обзор детского телескопа Levenhuk Фиксики Файер (канал Kent Channel TV, Youtube.ru)
  • Обзор настольного телескопа Sky-Watcher Dob 130/650 Heritage Retractable
  • Обзор телескопа Sky-Watcher BK P130650AZGT SynScan GOTO
  • Обзор настольного телескопа Sky-Watcher Dob 76/300 Heritage
  • Видео! Как выбрать телескоп: видеообзор для любителей астрономии (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
  • Видео! Телескопы Sky-Watcher AZ: сборка и настройка телескопа (канал Sky-Watcher Russia, Youtube.ru)
  • Видео! Смотрите яркие видео, снятые телескопом с автонаведением Levenhuk SkyMatic 135 GTA
  • Видео! Телескоп с автонаведением Levenhuk SkyMatic 135 GTA (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
  • Видео! Телескопы Levenhuk Skyline: сборка и настройка телескопа (канал LevenhukOnline, Youtube.ru)
  • Обзор телескопа Добсона Levenhuk Ra 150N Dob
  • Обзор телескопа Bresser National Geographic 90/1250 GOTO
  • Обзор оптической трубы Levenhuk Ra R80 ED Doublet Carbon OTA
  • Обзор оптической трубы Levenhuk Ra R80 ED Doublet OTA
  • Обзор телескопа Bresser National Geographic 114/900 AZ
  • Инновационная встроенная система гидирования StarLock – сердце LX800
  • Уникальная монтировка-трансформер Meade LX80
  • Выпуск дизайнерских телескопов и биноклей Levenhuk
  • Сравнительная таблица телескопов Bresser и телескопов Celestron
  • Ищете телескоп? Попробуйте телескопы Levenhuk и Bresser

Статьи о телескопах. Как выбрать, настроить и провести первые наблюдения:

Все об основах астрономии и «космических» объектах:

  • Зачем астрономам прогноз погоды?
  • Астрономия под городским небом
  • Видео! Основы астрономии (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Основы строномии. Что такое эклиптика (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Солнечная система ч. 1 (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Солнечная система ч. 2 (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Созвездие Ориона (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Каталог Мессье (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Экзопланеты (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Небесные координаты. Горизонтальная система (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Небесные координаты. Галактическая система (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Небесные координаты. Эклиптическая система (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Небесные координаты. Экваториальные координаты (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Видео! Что такое солнечное затмение (и затмение 2015 г.) (канал «Вселенная с Алексом Фордом», Youtube.ru)
  • Как увидеть Луну в телескоп
  • Краткая история создания телескопа
  • Оптический искатель для телескопа
  • Делаем телескоп своими руками
  • Венера в объективе телескопа
  • Что можно разглядеть в телескоп
  • Выбираем телескоп для наблюдения за планетами
  • Телескоп Максутова-Кассегрена
  • Делаем телескоп своими руками из объектива фотоаппарата
  • Галилео Галилей и изобретение телескопа
  • Дешевый телескоп
  • Как выбрать астрономический телескоп
  • Какой телескоп ребенку точно понравится?
  • Как выглядит галактика Андромеды в телескоп
  • Как выбрать хорошие окуляры для телескопа
  • Главное зеркало телескопа: сферическое или параболическое?
  • Как работает телескоп
  • Фокусное расстояние телескопа
  • Апертура телескопа
  • Светосила телескопа
  • Почему телескоп переворачивает изображение
  • Лазерный коллиматор
  • Выбор телескопа для наземных наблюдений
  • Как найти планеты на небе в телескоп
  • Разрешающая способность телескопа
  • Производители телескопов
  • Телескопы Ричи-Кретьена
  • Адаптер для смартфона на телескоп
  • Как пользоваться телескопом
  • Строение телескопа
  • Почему вам нужно купить пленку-светофильтр для телескопа?
  • «Большой телескоп азимутальный» – крупнейший российский телескоп
  • Что такое линзовый телескоп?
  • Профессиональные телескопы: цены, особенности, возможности
  • Телескоп: руководство к действию
  • Как выглядит телескоп, подключаемый к компьютеру
  • «Телескоп ночного видения» – есть ли такой оптический прибор?
  • Ищете телескоп для смартфона? Подойдет любой!
  • Первый оптический телескоп, созданный Ньютоном
  • Bresser – знаменитые немецкие телескопы
  • Как найти Сатурн в телескоп?
  • Вселенная глазами телескопа «Хаббл»
  • Самый дорогой телескоп в мире
  • Фото галактик с телескопа «Хаббл» высокого разрешения
  • Марс в телескоп: фото и особенности наблюдений
  • Так ли плох телескоп из Китая?
  • Фото МКС в телескоп: как найти?
  • Где в Москве посмотреть в телескоп
  • Российские телескопы
  • Самые известные американские телескопы
  • Инфракрасный телескоп «Страж»
  • Как посмотреть на Солнце в телескоп и не ослепнуть?
  • Телескоп на орбите – современный научный инструмент для изучения космоса
  • Как появился «Хаббл» – космический телескоп НАСА
  • Самый мощный телескоп
  • Как смотреть космос: в телескоп или бинокль?
  • Рейтинг телескопов: как выбрать телескоп в сети
  • Как выглядят фото с любительских телескопов?
  • Бесплатные телескопы онлайн
  • Выбираем диаметр и кратность лупы (линзы) для телескопа
  • Как выбрать телескоп для любителей и начинающих?
  • Изучаем звездное небо: телескоп для наблюдений за дальним космосом
  • Гигантские телескопы
  • Астрономия детям: Солнечная система
  • Где читать новости астрономии и астрофизики?
  • Космос: астрономия – наука о необъятной Вселенной
  • Краткая история астрономии
  • Авторы учебников по астрономии
  • Астрономия: звезды, планеты, астероиды
  • Ищем сайт любителей астрономии
  • Выбираем телескопы для любителей астрономии
  • Новости астрономии в 2018 году
  • Где читать новости астрономии и космонавтики?
  • Титан – самый большой спутник планеты Сатурн
  • Сатурн (планета): фото из космоса
  • Ближайшие планеты Венеры
  • Нептун – какая планета от Солнца?
  • Каково расстояние от Нептуна до его спутника?
  • Венера: планета на небе
  • Какая самая маленькая планета в Солнечной системе?
  • Изучаем планеты Солнечной системы: Сатурн
  • Какая по счету планета Сатурн?
  • Какая планета от Солнца Уран?
  • Спутники Урана: список
  • Какого цвета Уран (планета)?
  • Почему Марс – Красная планета?
  • Планета Меркурий: интересные факты для детей
  • Планеты Солнечной системы: Уран
  • Европа – спутник Юпитера (фото)
  • Сколько спутников у Юпитера
  • Факты о Красной планете, или Какого цвета планета Марс?
  • Планета Венера: фото в телескоп
  • Планеты Солнечной системы: Нептун
  • Планета Уран: интересные факты
  • Юпитер (планета): интересные факты для детей
  • Какие планеты больше Юпитера?
  • Цвет планеты Меркурий
  • Самая маленькая планета Солнечной системы: Меркурий
  • Наблюдаем ближайший парад планет
  • Расстояние от Солнца до Юпитера
  • Марс – планета Солнечной системы
  • Новые исследования планеты Марс
  • WOH G64 – звезда в созвездии Золотой Рыбы
  • Взрыв Бетельгейзе
  • Самая яркая звезда в созвездии Лебедь
  • Созвездие Лебедь: звезда Денеб
  • Мирфак – ярчайшая звезда в созвездии Персея
  • Созвездие Южный Крест на карте звездного неба
  • Большой и Малый Пес – созвездия южного полушария неба
  • Большое и Малое Магеллановы Облака
  • Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам или карликам?
  • Созвездие Большого Пса – легенда Южного полушария неба
  • Созвездие Большой Пес: яркие звезды
  • Созвездие Цефей: звезды
  • Созвездие Щита на небе
  • Созвездия зодиака (Стрелец) и астрономия
  • Созвездие Лебедь – легенда о появлении
  • Созвездия Кассиопея, Лебедь, Орион – рассказываем об астрономии детям
  • Как найти созвездие Скорпиона на небе
  • Как называются звезды в созвездии Скорпиона?
  • Созвездия Персей и Андромеда
  • Окуляр Супер Кельнер: схема, достоинства и недостатки
  • Окуляр Эрфле
  • Менисковый телескоп: особенности и назначение
  • Зрительная труба Кеплера
  • Объектив с постоянным фокусным расстоянием
  • Японские телескопы – какие они?
  • Хочу телескоп! Какой выбрать?
  • Крупнейшие метеориты, упавшие на землю
  • Магнитные вспышки на Солнце
  • Чем занять детей дома?
  • Чем заняться на карантине дома?
  • Чем заняться школьникам на карантине?
  • Карта подвижного звездного неба Северного полушария
  • Виды карт звездного неба
  • Подвижная карта звездного неба «Созвездия»
  • Карта звездного неба «Малая Медведица»
  • Астрономическая карта звездного неба
  • Созвездие Лебедя на карте звездного неба
  • Карта звездного неба Южного полушария
  • Созвездие Ориона на карте звездного неба
  • Комета Атлас на карте звездного неба
  • Созвездие Лиры на карте звездного неба
  • Как видны звезды в телескоп?
  • Как правильно установить телескоп?
  • Как наблюдать Солнце в телескоп?
  • Как собрать телескоп?
  • Как выглядит Луна в телескоп?
  • Как называется самый большой телескоп?
  • Какая галактика может поглотить Млечный Путь?
  • К какому типу галактик относится Млечный Путь?
  • Сколько звезд в Млечном Пути?
  • Что находится в центре галактики Млечный Путь?
  • Черная дыра в центре Млечного Пути
  • Положение Солнца в Млечном Пути
  • Структура Млечного Пути
  • Туманности галактики Млечный Путь
  • Млечный Путь и туманность Андромеды
  • Почему Млечный Путь – спиральная галактика?
  • Самые известные цефеиды
  • От чего зависит изменение блеска цефеиды?
  • Почему цефеиды называют маяками Вселенной и как ими пользуются астрономы
  • Что остается на месте вспышки сверхновой звезды: черные дыры и не только
  • Что остается после взрыва сверхновых звезд в космосе
  • Существующие типы сверхновых звезд
  • Сверхновая нейтронная звезда: что это такое?
  • Окажется ли Солнце в стадии красного гиганта
  • Характеристика последовательности красных гигантов – особенности звезд
  • Что такое Солнце: красный гигант или желтый карлик?
  • Звезда Рас Альхаге
  • Звезда Таразед
  • Шаровые звездные скопления
  • Чем различаются рассеянные и шаровые скопления
  • Основные части радиотелескопа
  • Крупнейший радиотелескоп
  • Радиотелескоп FAST
  • Система, которая объединяет несколько радиотелескопов
  • Как построить сферу Дайсона
  • Излучение Хокинга простыми словами
  • Как найти Полярную звезду на звездном небе
  • Как называется наша Галактика
  • Возраст Вселенной
  • Великая стена Слоуна
  • Из чего состоят звезды
  • Ядро звезды
  • Эффект Доплера
  • Сила гравитации
  • Закон Хаббла
  • Астеризм
  • Чем отличается комета от астероида
  • Байкальский нейтринный телескоп
  • Проект «Радиоастрон»
  • Большой магелланов телескоп
  • Виртуальный телескоп в реальном времени
  • Метеорный поток
  • Экзопланеты, пригодные для жизни
  • Туманность Ориона на небе
  • Крабовидная туманность
  • Самый большой квазар во Вселенной
  • Астрокупол
  • Древние обсерватории
  • Специальная астрофизическая обсерватория РАН
  • Пулковская обсерватория
  • Астрономические обсерватории
  • Астрофизическая обсерватория в Крыму
  • Мауна-Кеа обсерватория
  • Обсерватория Эль-Караколь
  • Гозекский круг
  • Монтировка для телескопа своими руками
  • Что такое двойные системы звезд
  • Каковы размеры Вселенной: можно ли ответить на этот вопрос?
  • Что такое Бозон Хиггса простыми словами
  • Что такое летящая звезда Барнарда
  • Паргелий (ложное Солнце): что это такое?
  • Что такое гамма всплески во Вселенной
  • Кто установил факт ускоренного расширения Вселенной
  • Коричневый карлик – звезда или планета
  • Как называются галактики, входящие в местную группу
  • Какие тайны хранит яркая звезда Арктур
  • Как объяснить, почему ночью небо черное
  • Телескоп Tess и его достижения
  • Седна – карликовая планета или планета?
  • Чем удивляет планета Эрида
  • Загадочные Троянские астероиды
  • Хаумеа – самая быстрая карликовая планета
  • Между орбитами каких планет Солнечной системы проходит пояс астероидов
  • Самый крупный объект Главного пояса астероидов
  • Главные объекты пояса Койпера
  • Из чего состоит Облако Оорта и пояс Койпера
  • Карликовые планеты Солнечной системы: список
  • История черных дыр
  • Что такое поток Персеиды?
  • Тень лунного затмения
  • Период противостояния Марса: что это?
  • Венера: утренняя звезда
  • Важнейшие типы небесных тел в Солнечной системе
  • Зеркало для телескопа: виды и ключевые типы систем
  • Созвездия знаков зодиака на небе
  • Как увидеть спутник?
  • Где обратная сторона Луны и что там находится?
  • Расположение Солнечной системы в галактике Млечный Путь
  • Ученые обнаружили самую далекую галактику
  • Вспышка сверхновой звезды простыми словами
  • Войд Волопаса – загадочное место во Вселенной
  • Можно увидеть МКС без телескопа?
  • Самые сильные вспышки на Солнце
  • Какова природа полярного сияния
  • Лунный модуль «Аполлон» – первый космический «лифт»
  • Почему звезды разного цвета и кому это нужно
  • Проблема космического мусора все еще не решена
  • Самый редкий знак зодиака – Змееносец
  • Солнечное затмение 2021 года в России – запасайтесь светофильтрами
  • Самая-самая комета 2021 – январь преподнес сюрприз
  • Очередной «апокалиптический» метеорит в 2021 году
  • Климатическая карта ветра – незаменимый помощник астронома
  • Сколько лететь до ближайшей звезды
  • Что такое кратная система звезд
  • Как зависит от яркости обозначение звезд
  • Почему в космосе не видно звезд
  • Что видно из космоса на Земле
  • Пульсар – космический объект
  • Аккреционный диск черной дыры
  • Галактика Хога: уникальная космическая симметрия
  • Характеристики и состав эллиптических галактик
  • Особенности и структура неправильных галактик
  • Классификация галактик: виды и строение самых больших космических объектов
  • Где расположена галактика Треугольника и в чем ее особенности?
  • Что является источником излучения в радиогалактиках и как они возникают
  • Яркий блазар: наблюдается сверху и постоянно меняется
  • Как происходит звездообразование в галактике
  • Самые красивые и необычные имена галактик
  • Что такое перицентр орбиты и где он расположен
  • Что такое апоцентр, взаимосвязь апоцентра и перицентра
  • Меры расстояния в космосе: астрономический парсек
  • Понятие и даты прохождения через перигелий
  • Что такое точка афелия и когда планеты ее проходят
  • Марсоход NASA Perseverance – очередной искатель жизни в космосе
  • Корабль Crew Dragon – американцы снова летают к МКС
  • Славная страница отечественной космонавтики – орбитальная космическая станция МИР
  • Пилотируемый корабль «Союз» в ожидании преемника
  • Лунная программа Роскосмоса и другие изменения в политике корпорации
  • Тяжелая ракета «Ангара» официально доказала свой статус
  • Герцшпрунг – самый большой кратер Луны
  • Ракета «Протон-М» – еще одна страничка истории российской космонавтики будет перевернута
  • Разбираемся в терминах: астронавт и космонавт – в чем разница?
  • Шлягер наступившего 2021 года – реальные звуки Марса
  • Снимки «города богов» в космосе снова в сети
  • Самый-самый марсианский кратер
  • Фото ночного города из космоса
  • Планетоиды Солнечной системы – что это?
  • Приземление на Марс 18 февраля – успешное завершение и… только начало
  • Кратеры на поверхности Венеры: слава женщинам!
  • Магнитосфера планет: что это такое?
  • Ганимед, спутник планеты Юпитер, – верный друг на века!
  • Каллисто – спутник Юпитера: жизнь в космосе возможна?
  • Спутник Адрастея: питание для колец Юпитера!
  • Система неподвижных звезд: всегда на одном месте?
  • Канопус сверхгигант: яркий маяк на ночном небе
  • Звезда Толиман в астрологии: знакомство и Топ фактов
  • Звезда Вега: самый яркий объект в созвездии Лиры
  • Яркая звезда Капелла: вдвое больше сияния!
  • Звезда Ригель является сверхгигантом
  • Параллакс звезды Процион, верного спутника Сириуса
  • Звезда Ахернар: знакомство с альфой Эридана
  • Кульминация звезды Альтаир: на крыльях Орла
  • «Арктика-М» спутник: земля под надежным контролем!
  • Солнечный зонд Паркер: курс прямиком на звезду
  • Земля Афродиты на Венере: скорпион, обращенный на запад
  • Земля Иштар на Венере: Австралия в космосе!
  • Равнина Снегурочки на Венере
  • На какой планете находится каньон Бабы-яги?
  • Горы Максвелла в 12 км на Венере: мужская часть планеты!
  • Рельеф поверхности Венеры и его особенности
  • Кратеры на планете Меркурий: искусство во плоти!

Узнайте, в чем универсальность 50-мм объектива, от Влада Шутова

или О выдающихся характеристиках дискретного штатника

Вспоминая

Современное забвение дискретного 50-мм объектива обратно пропорционально его популярности, которую он переживал несколько десятилетий назад. В то время не было доступных зум-объективов, хотя появление (изобретение) вариообъективов (для кинематографа) относится вообще к началу 20 века. Первый зум для фотографов Voigtländer Zoomar 36-82/2.8 был выпущен лишь в 1959 году. Однако вплоть до конца 1970-х годов зумы были не особенно популярны,  — по оптическим характеристикам они проигрывали «фиксам» и были существенно дороже. Ситуация изменилась в 1980-х годах и пришлась на конец т.н. советской эпохи. В результате доступные зум-объективы у нас появились с приходом рынка. Одновременно фотографы стали меньше использовать дискретную оптику, среди которой ключевая модель — «полтинник».

В объективе важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии

Его популярность определяется углом поля зрения (40-50°), который примерно равен углу поля зрения человеческого глаза. Хотя следует отметить, что угол каждого глаза по отдельности составляет 120-200°, а зона бинокулярного зрения — до 130°. Однако в данной ситуации для нас важен только центральный угол зрения, который оказывает решающее воздействие на восприятие перспективы.
В результате «полтинником» может называться любой объектив в диапазоне f=45-60 мм. Важен угол поля зрения, а не количество миллиметров в фокусном расстоянии. Кстати, согласно классическому подходу, угол поля зрения определяется диагональю кадра для малоформатного кадра 24х36 мм, где она равна 43,3 мм.

Стандартный объектив

Даже если фокусное расстояние у объектива f=45 мм, то его все равно называют полтинником, или «нормальным» объективом, или стандартным, или штатным. Корректны все термины. Штатный — потому что в свое время его брали как единственный (штатный) объектив к камере. «Нормальный» — не потому, что есть какие-то «ненормальные» объективы, но потому что угол поля зрения и передача перспективы соответствуют взгляду человека. Это и есть «нормальность», или «естественность», как пишут наши зарубежные коллеги — «natural». «Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу. Фокусное расстояние «нормального» объектива определяется размерами кадра конкретной камеры. К примеру, в среднеформатных фотосистемах «нормальным» будет объектив с фокусным расстоянием около f=80 мм. Кроме того, «полтинник» является точкой отсчета для остальной оптики. Как вниз — к широкоугольным, так и вверх — к телеобъективам.

«Полтинник» обеспечивает наиболее естественную («натуральную») перспективу

С приходом дешевых китовых зумов произошла подмена понятий. Люди покупают камеры (зеркалки и беззеркалки) со сменной оптикой, фотографируют и удивляются, почему нет значительного превосходства, по сравнению со смартфонами. Причина в том, что по характеристикам камера со штатным зумом мало чем отличается от смартфона. Конечно, если не вдаваться в детали… Отсюда и странное мнение, что смартфон снимает не хуже, чем полноценная камера.

Раньше чаще покупали камеру без объектива, который докупался отдельно. Сейчас бюджетная оптика, как правило, идет в комплекте, отказаться от нее сложно. А когда результат не устраивает, наступает разочарование. Как этого избежать? Очень просто. Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник». У него масса преимуществ, его оптическая схема оттачивалась поколениями конструкторов, но главное, что он способен реабилитировать фотографию в глазах молодых поколений, оснащенных мобильной техникой.  

Заставляют

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден ходить ногами, а не стоять на месте, играя кольцом зумирования. На начальном уровне зум вообще вреден. Многие считают, что он только приближает-удаляет. Однако, что важнее, он одновременно изменяет перспективу. А перспективой новички не владеют.

С «нормальной» оптикой можно снимать практически все жанры: пейзаж, портрет, стрит и даже макро — с использованием реверсивного кольца, чтобы установить объектив задом наперед.

Как правило, в «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями. Например, в моем объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA (SEL55F18Z) имеется 5 элементов в 7 группах (угол обзора 43°). В отличие от зумов, где элементы передвигаются, здесь они стоят прочно. В результате обеспечивается резкое изображение, большая светосила и приятное бокэ (у меня 9-лепестковая круговая диафрагма).

«Полтинник» заставляет думать о кадре. Хотя бы потому, что фотограф вынужден «зумировать» ногами

Кроме того, объектив получается легким. Я беру Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA, когда надо сэкономить вес, когда нужно (можно) взять всего один объектив, или когда я не знаю, что буду снимать. Масса моего штатника всего 280 г. «Полтинники» вообще можно рекомендовать в качестве объектива для путешествий.

Как правило, все «нормальные» объективы недорогие. Не будем подробно останавливаться на стоимости, то тот, кто начнет изучать рынок, сразу поймет, что высокие оптические характеристики предлагаются за очень разумную цену.

Светосильный полнокадровый объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA (SEL55F18Z, байонет FE). Оптическая схема: 7 элементов в 5 группах, включая 3 асферических. Многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T* сокращает количество засветов и бликов, играет значительную роль для повышения точности цветопередачи и контрастности изображения. Круговая 9-лепестковая диафрагма. Минимальная дистанция фокусировки 0,5 м. Минимальная диафрагма f/22. Используется внутренняя фокусировка. Габариты 64х71 мм, масса 281 г. Диаметр под фильтр 49 мм. Металлическая пыле/влагозащищенная конструкция.

Пользователи очень высоко отзываются об объективе: «Резкий, замечательный контраст и отличная цветопередача, хорошая устойчивость к контровому свету, фокусировка достаточно быстрая, компактный, легкий, хороший конструктив».

Светосила

Одна из ключевых характеристик «полтинников» — светосила. Все они имеют максимальную диафрагму не менее f/2.8, что обеспечивает результат значительно лучше, чем у бюджетных зумов f/3.5-5.6. Как правило, выигрыш оказывается в несколько ступеней диафрагмы, или в 6-8 раз больше поступающего света.

В то же время со светосилой нужно не переборщить. При больших значениях диафрагмы уменьшается глубина резко изображаемого пространства. На f/1.2 это значение (при съемке с близкой дистанции) будет всего… 1-2 сантиметра. Конечно, можно прикрыть диафрагму, однако это не аргумент, поскольку подобные объективы приобретают именно из-за высокой светосилы. Тем не менее выбирая, например, между 50/1.0 и 50/1.4, не стоит гнаться за уникальными характеристиками первой модели (кстати, дорогой).

В «полтинниках» используется простая оптическая схема, отработанная не годами, но десятилетиями

Здесь мы подошли к очень сложной теме, которую обозначим, но детально раскрывать не станем. Во-первых, есть геометрическое значение диафрагмы (относительное отверстие) и фактическое. То есть при указанном значении f/2.8 количество именно фактически поступающего света будет меньше, если только в оптической схеме не используются просветляющие покрытия (но полноценного значения f/2.8 достичь невозможно). Например, в объективе Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA применяется легендарное многослойное просветляющее покрытие Carl Zeiss T*. Во-вторых, не у всех объективов на максимальном значении диафрагмы получается резкое изображение. У объектива Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA максимальная диафрагма является уверенно рабочей — изображение резкое.

Объектив Sonnar T* FE 55mm F1.8 ZA демонстрирует потрясающую детализацию (ILCE-7R, 1/160 c, f/9, ISO 100, съемка в студии). Смотреть оригинал здесь.

Вообще «полтинники» можно встретить со следующими значениями диафрагмы: f/2.8, f/2.5, f/2.0, f/1.8, f/1.7, f/1.4, f/1.2, f/1.0, f/0.85, f/0.95, f/0.75 и даже f/0.7! В 1960-х годах компания Carl Zeiss разработала для NASA десять сверхсветосильных объективов Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7, чтобы фотографировать обратную (темную) сторону Луны (1966). Шесть поступили в NASA, один оставила себе сама компания Carl Zeiss, а три были проданы режиссеру Стэнли Кубрику. Например, он использовал такой объектив во время съемки фильма «Барри Линдон» (1975), что позволило Кубрику снять сцены с единственным источником света в виде обычных свечей. К слову, каждый объектив для астронавтов обошелся в один млн. долларов. Кубрик попросил сделать ему бюджетные варианты…

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/400 c, f/2.5, ISO 400

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/10, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/9, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/30 c, f/2.5, ISO 1600

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/400 c, f/4, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/2.2, ISO 1250

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/100 c, f/5, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/1000 c, f/2.8, ISO 1250

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/9, ISO 100

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/160 c, f/9, ISO 160

Все фотографии сделаны с объективом Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA

1/200 c, f/2.2, ISO 320

Подведем итог

Многие фотографы самого различного уровня настолько влюбляются в 50-мм объектив, что готовы использовать только его. Конечно, это крайность. Однако всем любителям я настоятельно рекомендую «полтинник». Иными словами, при покупке камеры уберите подальше китовый зум и приобретите 50-мм объектив. Автофокусный или мануальный — не имеет значения, хотя последний вам обойдется, естественно, дешевле. Кроме того, ручной фокус для начинающих фотографов только благо. В первое время вам будет непросто, появится много брака, окружающие станут задавать неудобные вопросы, что еще больше усугубит ситуация. Но вы не сдавайтесь! Нужно стойко преодолеть этот этап. Спустя время у вас начнет получаться. Фотографии будут резкие, с красивым бокэ, композиционно грамотные. И вы сами удивитесь, как этот небольшой и легкий объектив позволяет получать вам такие замечательные результаты.
И самое сложное, что перед вами встанет вопрос, а какую оптику покупать дальше? И нужна ли она вам? Но не будем забегать вперед. Оставим эту тему для следующего материала.

Снимайте с камеры штатный зум и устанавливайте «полтинник»!

Alpha-советы

1. Обязательно приобретите «полтинник», и желательно неавтофокусный

2. Попробуйте снимать во всех жанрах

похожие статьи

FAQ по цифровому фото для начинающих / Фото и видео

Объектив

Вопрос: Что такое светосила объектива?
Ответ: Светосила объектива определяется как отношение освещенности изображения, создаваемого оптической системой фотоаппарата, к яркости фотографируемого предмета. Она зависит, с одной стороны, от диаметра отверстия объектива (называемого диафрагмой), с другой — от фокусного расстояния. Отношение фокусного расстояния к диаметру диафрагмы называется диафрагменным числом и обозначается буквой К. Чем выше светосила (и меньше число К) объектива, тем больше он пропускает света. Так, считается, что значение светосилы от 2,8 до 4 позволяет снимать с рук даже в условиях недостаточного освещения, используя короткую выдержку. Однако чаще, вместо определения светосилы используется термин «максимальное относительное отверстие» (1:К), пропорциональное квадратному корню из светосилы и указываемое на маркировке объектива. Чем меньше числовое значение относительного отверстия, тем больше света пропускает объектив и тем выше его светосила. Например, относительное отверстие ЦФК Canon PowerShot S5 IS составляет 1:2,7-3,5: В данном случае мы имеем максимальное относительное отверстие 1:2,7 на фокусном расстоянии 6,0 мм и 1:3,5 — на 72 мм. Вопрос: Что такое фокусное расстояние объектива?
Ответ: Фокусное расстояние (ФР) объектива является одной из его важнейших характеристик, определяет угол зрения, степень приближения объектов и представляет собой расстояние от плоскости матрицы до центра системы линз объектива, когда он сфокусирован на «бесконечность». В силу традиции для объективов цифровых камер часто приводят условные значения фокусного расстояния, эквивалентного объективам для 35-миллиметровой пленки (ЭФР — эквивалентное фокусное расстояние). ЭФР численно равна величине ФР, умноженного на величину кроп-фактора матрицы ЦФК. ФР обычно указывается на корпусе объектива и представляет собой две цифры — минимальное и максимальное значение (например: 7,5 мм — 22,5 мм): На минимальном (широкоугольном) фокусном расстоянии угол обзора объектива будет максимальным, и в кадр попадет большее количество объектов. На максимальном (теле) ФР угол обзора будет меньше, объектов в кадре — тоже меньше, но зато они будут гораздо крупнее. В зависимости от величины фокусного расстояния объективы делятся на короткофокусные ( широкоугольные) с ЭФР меньше 20 мм, нормальные (используемые для большинства повседневных задач и имеющие фокусное расстояние от 20 до 100 мм) и длиннофокусные (иначе — телеобъективы) с ЭФР больше 100 мм. Вопрос: Что такое автофокус и зачем он нужен?
Ответ: Объективы наиболее недорогих фотоаппаратов — «цифромыльниц», предельно примитивны, их фокус настроен на «бесконечность», то есть, камера снимает резко начиная с расстояния порядка одного метра и до бесконечности. Основной недостаток такого решения — невозможность выделить резко основную сюжетную часть кадра, что сводит на «нет» художественную ценность снимка. Более совершенные ЦФК имеют систему автофокуса, обеспечивающую автоматическую наводку на резкость по предметам, обычно находящимся в центре кадра. Самые «продвинутые» камеры оснащены наряду с автофокусом, еще и ручной наводкой на резкость, обеспечивающей полный контроль над процессом съемки. Принципиально системы автофокусировки делятся на две основные группы: активную (посылает на предмет инфракрасные, ультразвуковые или другие волны и использует их отражение от предмета) и пассивную. Наибольшее распространение в настоящее время получила пассивная система автофокуса, называемая TTL (Through-The-Lens — фокусировка через объектив). В ее основе лежит принцип оценки свойств светового потока, «снимаемого» в различных зонах матрицы. Микропроцессор фотоаппарата постоянно считывает изображение с матрицы, анализирует степень его контрастности и принимает решение о перемещении объектива, пока не будет достигнут максимальный уровень контрастности, свидетельствующий о резком изображении в данной точке. Наиболее существенным недостатком TTL-систем, помимо низкой скорости работы, является зависимость от условий освещения и светосилы линз объектива. Решается эта проблема введением в фотоаппараты систем подсветки автофокуса (в простейших случаях совмещенной с системой подавления эффекта «красных глаз»). Вопрос: Что такое зум-объектив?
Ответ: Зум-объективом, или объективом с оптическим (Optical Zoom) зумом (трансфокатором) называется объектив с изменяемым фокусным расстоянием. Степень изменения угла охвата обозреваемого пространства (или оптического увеличения фотографируемого объекта) определяется его кратностью — отношением максимального и минимального фокусных расстояний объектива. Основное достоинство зум-объектива — в его универсальности. Он позволяет фотографировать из одной и той же точки абсолютно разные сюжеты — как пейзажи (используя малое ФР), так и мелкие удаленные объекты (большое ФР). Подавляющее большинство современных зум-объективов имеет кратность 3 или 4 (обозначается как 3х или 4х), однако достаточно популярны и так называемые ультразумы, то есть объективы с 10-15-кратным увеличением. Например, объектив с диапазоном фокусных расстояний 5,2-78 мм имеет кратность 78/5,2=15 (15-кратный зум): Оптический зум является одним из важнейших достоинств любой фотокамеры, однако не стоит забывать, что хорошие зум-объективы достаточно дороги, а ультразум – это всегда компромисс между большим диапазоном фокусных расстояний с одной стороны и качественными параметрами (аберрации, светосила) с другой. Вопрос: Что такое цифровой зум?
Ответ: Цифровой зум (Digital Zoom) обеспечивает увеличение выбранного объекта путем его «вырезания» процессором ЦФК (методом обыкновенной экстраполяции пикселей) из изображения на матрице и последующего «растягивания» его до исходных размеров. Никакой реальной детализации изображения при этом, естественно, не происходит, более того, качество полученного снимка чаще всего заметно ухудшается. По большому счету то, что производитель называет «цифровым зумом», каждый может сделать на своем компьютере, воспользовавшись практически любым графическим редактором. Единственное назначение цифрового зума — привлечение неискушенных покупателей огромными значениями этого самого зума, знающих лишь понаслышке, что «чем больше зум, тем лучше». Вопрос: Что такое аберрации?
Ответ: Аберрации — это искажения изображения, возникающие из-за не идеальности оптики современных фотоаппаратов. Аберрациям, в той или иной степени, подвержены любые объективы, даже самые совершенные и дорогие. Обычно считается, что чем больше диапазон фокусных расстояний объектива, тем выше уровень его аберраций. Аберрации бывают различных типов, но наиболее известные из них — дисторсия (подушкообразные или бочкообразные искажения по краям кадра, наиболее сильно заметные в широкоугольной оптике), и хроматические аберрации. Последние встречаются как в дешевых объективах, так и в дорогих длиннофокусных и проявляются в основном на периферийных участках изображения в виде разноцветной окантовки вокруг контрастных объектов. Полностью избавиться от аберраций на современном этапе развития технологии невозможно, но некоторые из них (в основном — геометрические искажения) можно несколько уменьшить диафрагмированием объектива, тогда как для борьбы с хроматическими аберрациями применяются специальные апохроматические линзы, изготовленные из низкодисперсного стекла, не разлагающего световые лучи на волны спектра. Вопрос: Что такое «элемент» или «группа элементов» применительно к объективу?
Ответ: Элементом в объективе называют линзу, а группой элементов — две и более линзы, склеенные в один блок. Количество элементов в современных объективах может достигать двух десятков и более. Столь сложная конструкция объектива обусловлена в первую очередь стремлением разработчиков максимально уменьшить влияние различных аберраций. Однако наибольший эффект в этом деле дает использование асферических элементов — специальных линз, радиус кривизны которых мало меняется от угла с оптической осью. Асферические элементы чаще всего используются в высококачественных широкоугольных и зум-объективах. Вопрос: В чем заключается различие между пластмассовыми и стеклянными линзами?
Ответ: Пластмассовые линзы используются в основном в простейших компактных любительских камерах. Основное (и единственное) их преимущество перед стеклянными линзами — низкая цена. Тем не менее, получивший широкое распространение миф о низком качестве пластмассовых линз не совсем верен — оптические свойства пластмассовых линз (новых) практически не отличается от свойств аналогичных стеклянных линз. Другое дело, что механическая прочность и срок их службы не так велики, как у стеклянной оптики, и, тем самым, обуславливают не очень большой срок эксплуатации ЦФК с пластмассовой оптикой. Нередко через два-три года такой объектив мутнеет и камера становится непригодной к нормальной эксплуатации. Вопрос: Что такое стабилизатор изображения?
Ответ: Достаточно «продвинутые» модели ЦФК оснащаются стабилизаторами изображения, которые, в определенных пределах способны компенсировать непроизвольные колебания (дрожание) объектива и, тем самым использовать при съемке относительно длинные выдержки (особенно при съемке крупных планов в длиннофокусном режиме). Тем не менее, никакой стабилизатор не позволит четко снять быстро перемещающиеся объекты и уж ни в коем случае не заменит самый лучший стабилизатор — обычный штатив.

Оптический стабилизатор изображения MEGA O.I.S. цифровых фотокамер Panasonic

Стабилизаторы бывают оптические, в которых эффект стабилизации достигается перемещением или самой матрицы, или специальной группы линз внутри объектива — все это «хозяйство» управляется гироскопическими сенсорами; и электронные, где для компенсации возможного смещения изображения использующие часть (до 40% пикселей) активных элементов ПЗС-матрицы. Оба типа стабилизаторов имеют свои недостатки: оптические слишком громоздки, работают недостаточно быстро и дороги, электронные (используемые в ЦФК в основном при съемке видеороликов) ухудшают качество изображения, особенно в условиях недостаточной освещенности. Более подробно об основных принципах работы оптического стабилизатора, а также о различных объективах вообще вы можете узнать в статье «Тенденции в цифровой фотографии. Часть 1 (Объективы)».

Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.

Светосила (относительное отверстие) телескопа

Относительное отверстие телескопа — это отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию.

Светосила телескопа = квадрат относительного отверстия

Определяет насколько ярким будет изображение, которое строит телескоп в фокальной плоскости по сравнению с объектом. Записывается в виде дроби (1/5, 1/7). Также встречается запись f/5, f/7. Таким образом светосила 1/2 говорит о том, что яркость изображения объекта в фокальной плоскости телескопа будет в 2 раза меньше яркости объекта.

Для заданной апертуры увеличение фокусного расстояние приводит к уменьшению светосилы. Фокусное расстояние влияет на увеличение телескопа, для заданного окуляра большое фокусное расстояние даст большее увеличение и меньшее поле зрения телескопа.

Градация телескопов по светосиле

Светосильным телескоп можно считать от f/6 и больше (помним,что f/6 больше чем f/7), несветосильным от f/10 и меньше. С f/6 до f/10 промежуточные значения. При сравнении телескопов нужно использовать именно параметр светосилы, то есть квадрата относительно отверстия. Например при сравнении двух телескопов с относительными отверстиями 1/5 и 1/7 сначала возведем оба параметра в квадрат, а потом разделим. В итоге получим, что светосила первого телескопа почти в 2 раза больше светосилы второго телескопа.

 

 

На что влияет светосила телескопа?

Для визуальных наблюдений светосильные телескопы дают больший размер выходного зрачка, то есть картинка яркая и четкая. Большее поле зрения позволяет наблюдать протяженные объекты к которым относятся многие галактики и туманности, то есть объекты Дальнего Космоса. В свою очередь несветосильные телескопы дают большее увеличение при прочих равных и используются в работе с объектами где требуется рассмотреть детали, то есть с планетами, Луной. Промежуточные телескопы хороши для тех кто либо не определился с объектами наблюдения, либо любит работать и по планетам, и по Дальнему Космосу.

Для астрофото большая светосила позволяет снимать на более коротких выдержках, так как поступает больше света из телескопа в объектив фотоаппарата. Это важно так как чем короче выдержка тем меньше погрешность из движения небесной сферы, даже с использованием моторных приводов.

Светосила телескопа на примере

Рассмотрим в примере телескопы с одинаковой апертурой (80 мм) и разными фокусными расстояниями, посмотрим как будет изменяться светосила, зависимые параметры и сравним фотографии Луны и Туманности Андромеды (смоделированы в Stellarium).

Заключение

Как видно такой протяженный объект как Туманность Андромеды удобнее наблюдать в светосильный телескоп, а вот для наблюдения Луны подойдет и телескоп с меньшой светосилой. Заметно что при промежуточном значении светосилы возможно наблюдать оба объекта достаточно комфортно.

Добавить комментарий

Светосила объектива.

Светосила объектива.
Что такое светосила?

Светосила едва ли не самая важная техническая характеристика объектива. Это – мера его световых возможностей. Чем больше светосила, тем короче может быть выдержка при съемке. Высокая светосила облегчает съемку быстродвижущихся объектов и спортивных моментов, требующих коротких выдержек. Она расширяет возможности съемки в слабо освещенных помещениях, в сумерках, съемке в театре, в спортивных залах, ночные съемки улиц, съемки с экранов кино и телевизоров. Отчего же зависит светосила?
На первый взгляд кажется, что светосила зависит только от размера объектива, точнее от диаметра его линз. Чем больше диаметр линз, тем больше света он пропускает. Однако было бы ошибкой думать, что дело заключается только в этом. Но светосила зависит не только от диаметра линз, но и от величины его фокусного расстояния. На оправах объективов светосила обозначается весьма условно, в виде отношения двух чисел, из коих первое всегда 1. Например: 1:2 или 1:3,5 и т.д. За единицу сдесь принят диаметр действующего отверстия объектива. Правая часть отношения показывает, во сколько раз диаметр этого же отверстия меньше фокусного расстояния объектива. В целом же обозначение выражает так называемое относительное отверстие объектива.

Сравним, во сколько раз светосила объектива с относительным отверстием 1:2 больше, чем 1:4. На первый взгляд может показаться, что для этого следует разделить большую из этих величин на меньшую, т.е. 1/2 :1/4. Однако это ошибка. Ответ при этом будет равен 2, а светосила первого объектива больше второго в 4 раза.

Как это объяснить? Количество света, проходящего через объектив, зависит от площади действующего отверстия объектива. Последнее имеет форму круга, а площади кругов относятся как квадраты их диаметров. Т.е. количество света, проходящего через объектив, пропорционально квадрату диаметра его действующего отверстия. Таким образом, если диаметр действующего отверстия одного объектива вдвое больше чем другого, то при одинаковом фокусном расстоянии обоих объективов светосила первого больше, чем второго, не в 2 раза, а в 2 2 , т.е. в 4 раза.

Теперь посмотрим какова зависимость светосилы от величины фокусного расстояния. Освещенность поверхности обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника света до освещаемой поверхности. Источником света в фотоаппарате служит объектив, освещаемой поверхностью — фотопленка (матрица), а расстоянием – фокусное расстояние объектива. Отсюда, если фокусное расстояние одного объектива вдвое больше, чем другого, то при одинаковом диаметре действующих отверстий обоих объективов светосила первого меньше, чем второго не в 2, а 4 раза.

Суммируя все выше сказанное, светосилу объектива можно выразить так:

Светосила = квадрат диаметра действующего отверстия/квадрат фокусного расстояния

Однако не следует слишком преувеличивать значение светосилы. Возможность фотографировать с короткими выдержками или при неблагоприятных условиях зависит не только от светосилы, не в меньшей мере она зависит от светочувствительности фотоматериалов, для пленочных фотокамер, а для цифровых от чувствительности матрицы. И уж ни в коем случае не надо думать, что чем больше светосила объектива, то тем выше резкость изображения. Резкость изображения не зависит от светосилы, она зависит главным образом от конструкции объектива и точности его изготовления. Не стоит фотографировать со слишком большой светочувствительностью, на изображении появляется много шумов. Хотя есть несколько всем известных программ (Фотошоп, Нинзя и т.д.), которые понижают зашумленность изображения, а также повышают резкость, но об этом попозже.

Но еще труднее определить выдержку фотоаппарата, когда интервал яркостей очень велик. Правильной выдержки при этом не существует, так как выдержка для наиболее ярких частей объекта окажется явно недостаточной для самых темных его частей, а выдержка для темных частей будет слишком большой для самых ярких частей. Если определить выдержку для средних яркостей объекта, то наибольшие окажутся передержанными, а наименьшие недодержанными. Как же быть? Прежде всего надо постараться сделать все возможное, чтобы уменьшить интервал яркостей объекта. При съемке с искусственными источниками света этого можно добиться очень легко, подсветив наиболее темные части объекта фотосъемки. Сложнее обстоит дело при съемке на открытом воздухе в солнечную погоду, но и здесь можно сделать кое что для улучшения качества фотоснимка. Прежде всего надо постараться найти такую точку съемки, при которой теневые или наиболее освещенные части объекта не занимали бы в кадре много места, иными словами, надо постараться убрать по возможности из кадра слишком темные или слишком светлые части объекта фотосъемки, изменив точку и направление фотосъемки.

Далее мы узнаем что такое выдержка, управление выдержкой, и все о выдержке фотоаппарата.


FE 50mm F1.8 | SEL50F18F

FE 50mm F1.8

Компактный легкий светосильный объектив с фиксированным фокусным расстоянием

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм и большим отверстием диафрагмы — отличное бюджетное решение для продвинутых пользователей полнокадровых камер. Передовая оптическая схема обеспечивает высокое качество изображения, а максимальная светосила f/1.8 позволяет получать художественный эффект боке. При использовании с камерами формата APS-C с байонетом E качество изображения сохраняется, эквивалентное фокусное расстояние составляет 75 мм.

Совместимость FE 50 мм F1.8

Полнокадровые камеры с байонетом E

Камеры формата APS-C с байонетом E

Вышло новое ПО, повышающее скорость работы привода фокусировки в режиме фотосъемки.

Подробнее о совместимости объективов и камер см. ссылку ниже.

Смотрите примеры фотографий и видео

Мобильность и удобство — для активной съемки

Это компактный полнокадровый объектив создан для работы с камерами серии Sony α7 и обеспечивает невероятное удобство и мобильность при съемке. Вес объектива составляет всего 186 граммов.

Естественные детали, текстура и градации оттенков

Продвинутая оптическая схема типа «планар», или двойной объектив Гаусса, включает асферический оптический элемент, за счет которого минимизируется сферическая аберрация и кома и обеспечивается высокое качество изображения вплоть до самых краев кадра.

Художественный рисунок объектива и расфокусировка

Высокая светосила объектива f/1.8 и 7-лепестковая диафрагма в сочетании позволяют создавать художественный эффект расфокусировки заднего плана, с помощью которого можно выделять объект съемки в кадре и получать объемные выразительные снимки.

Съемка ночью и в слабо освещенных помещениях

Благодаря максимальной светосиле f/1.8 облегчается съемка ночью и закрытых помещениях с сохранением четкости изображения. В сочетании со встроенной системой стабилизации обеспечивается съемка с рук без увеличения значения чувствительности ISO.

Объектив, которому можно довериться

Металлическое байонетное крепление обеспечивает дополнительную надежность и прочность во время использования.