Октябрьские полевые испытания. Объектив «Гелиос 44-2» 2/58 завода Юпитер. Часть первая, описательная: aran7 — LiveJournal
Издание второе, исправленное и дополненное.
Долгие (или не очень) годы я, как и положено прилежному начинающему фотографу, получившему свою первую «зеркалку», пользовался китовым зум-объективом, иногда — широкоугольным зумом фирмы Sigma и не ведал горя, пока однажды мне не рассказали о чудесах, происходящих за пределами моего внимания. Оказывается, люди вовсю достают с пыльных полок забытые объективы ещё советского производства и с помощью изобретённых сумасшедшими учёными переходников устанавливают их на современные цифровые фотоаппараты, получая после этого прекрасные фотографии. «Какое извращение», подумал я тогда.
Однако мысль эта поселилась и угнездилась где-то внутри, и однажды я решил, шутки ради, достать с пыльной полки старенький «Зенит-ЕТ», который долгие годы служил верой и правдой нашей семье, пока она не была совращена удобством и простотой сначала плёночных, а затем и цифровых «мыльниц».
С некоторым чувством стыда за наносимое старичку оскорбление я открутил его объектив. Естественно, он оказался с резьбовым соединением диаметром 42 мм (стандарт М42), а у моего «Samsung GX-1L» имелся в наличии только байонет К, а точнее Кaf «упрощенный», что в данном случае несущественно. Естественно, никакого переходника у меня в наличии не было, поэтому я приложил объектив к байонету и удерживая его в таком положении сделал снимок. Под горячую руку попала кошка, чей портрет и стал первым моим кадром.
Результат удивил меня: подобного, как ни старайся, китовым объективом не получить, и старенький, маленький и потрёпанный жизнью «Гелиос 44-2» заинтриговал меня. Я нашёл в продаже переходник, правда, сначала мне попался более дешёвый и простой переходник, не утапливающийся в байонет. Установив его, я обнаружил, что погу фокусироваться лишь на объекты, расположенные не далее десятка метров — сказалась толщина переходника. Какое-то время я довольствовался этим, и даже провёл данные полевые испытания, но позже перфекционизм взял вверх и я обрёл переходник, утапливающийся в байонет. У него есть специальная пружинка, которая при установке объектива цепляется за какую-то детальку внутри байонета, не давая объективу открутиться. По идее, его положено изымать из фотоаппарата в два этапа: сначала откручивается объектив от переходника, затем переходник с помощью специального ключа и ловкости рук выковыривается из байонета.
К счастью, у «Гелиоса 44-2» скромные габариты и особенно скромен среди них диаметр ближней к объективу части, так что к пружинке переходника можно подобраться, не снимая объектив, и отжать её тонким предметом, так что я держу переходник прикрученным к объективу постоянно.
Объектив действительно имеет весьма небольшие габариты по сравнению, например, с китовым «D-Xenon 18-55» фирмы Samsung.
Внешний вид объектива — под стать его возрасту. «Гелиосы-44» производили с 50-х по 90-е годы, и за это время были выпущены полчища разновидностей этого объектива в разных корпусах, с разными диафрагмами, типами соединений с фотоаппаратом и т. д. Мой экземпляр формой и конфигурацией повторяет самые первые «Гелиосы-44», выпускавшиеся в 50-е годы на Красногорском механическом заводе (который, кстати, и произвёл мой «Зенит-ЕТ»), но, в отличие от них, покрашен в чёрный цвет, правда, подстёршийся со временем.
Возле соединительной резьбы — кольцо фокусировки. Оно широкое, почти в половину длины объектива, а та его часть, что ближе к фотоаппарату, снабжена гайкообразным выступом, чтобы проще было находить это кольцо вслепую и вращать его.
При фокусировке объектив увеличивается почти вдвое, и при этом его передняя линза не поворачивается, а только выдвигается вперёд вместе с половиной объектива. Поворачивать кольцо фокусировки приятно, оно вращается очень легко и с лёгким люфтом (видимо, хорошо разработалось и разболталось за годы эксплуатации) и очень плавно. Кольцо поворачивается более, чем на 3/4 оборота, а минимальная отмеченная на нём дистанция — 0,5 м.
У этого объектива имеется два кольца установки диафрагмы — предварительное и закрывающее.
Кольцо предварительной установки диафрагмы — самая дальняя от фотоаппарата часть объектива, на этом кольце отмечены допустимые значения диафрагмы от 2 до 16, а для выбора требуемого значения нужно повернуть кольцо так, чтобы нужное значение оказалось напротив центральной метки на шкале зоны резкости. Сделать это не так просто: кольцо тугое, случайно его с места не сдвинешь, да и специально — постараться надо. От одного значения до другого оно переключается щелчками.
Второе кольцо расположено рядом с кольцом предварительной установки, на нём только одна метка, ничего по существу не обозначающая, и оно очень плавно и легко вращается лёгким движением пальца от одного крайнего положения до другого. Так и должно быть: оно предназначено для того, чтобы, выбрав нужное значение диафрагмы на кольце предварительной установки, на время фокусировки открыть им диафрагму полностью, а затем, перед снимком, простым движением закрыть диафрагму до выбранного значения.
Подобное сочетание двух колец может незнающего человека привести к ошибке, которую в своё время совершил и я, запоров пару катушек плёнки. Очень легко принять кольцо предварительной установки диафрагмы за неподвижную часть корпуса объектива с нанесённой на ней шкалой диафрагм, а кольцо закрывания диафрагмы — за единственное кольцо управления диафрагмой. Даже метка на нём имеется. Если пытаться совместить эту метку со значениями на шкале диафрагмы (что полноценно возможно только если на шкале предварительной установки выбрано «16»), то диафрагма будет «работать наоборот»: при значении «2» — полностью закрыта, при «16» — полностью открыта.
Сама же диафрагма состоит из 8 лепестков (современные объективы часто имеют всего по 6). Пока она закрыта чуть-чуть, на 2,8, отверстие получается круглым, при дальнейшем закрытии получается правильный 8-угольник.
Корпус объектива украшен разноцветными шкалами и знаками — зелёными, жёлтыми, красными, белыми. Есть все нужные и не очень данные: дальность фокусировки, шкала глубины резкости, шкала диафрагм и даже серийный номер. Оный начинается с цифр «84», что, как сообщают, говорит о том, что этот «Гелиос 44-2» выпущен в 1984 году.
Передняя линза довольно крупная по отношению к маленькому корпусу, и очень глубоко в него упрятана.
Вокруг неё — обозначение (английскими буквами, для внезапных иностранцев): «Helios 44-2 2/58».
«Helios» — «Гелиос» — марка объектива.
«44» — номер модели.
«-2» — индекс, обозначающий вторую модификацию. Она возникла в 60-е годы, «Зениты» массово сменили стандарт крепления объектива с резьбы М39 на М42, в связи с чем выпустили модификации старых объективов с новой резьбой и покрашенные в чёрный цвет.
«2/58» — соответственно, значение относительного отверстия (весьма неплохое по сравнению с минимальным значением 3,5 у китового объектива) и фокусное расстояние (для «Зенита» — не широкоугольное, но и не теледиапазон, а вот для цифровых камер с кроп-фактором 1,5 эквивалентно 87 — уже вполне телеобъектив).
Рядом — логотип завода-изготовителя, в данном случае — завода «Юпитер», который еще в 2000-х годах выпускал последние модификации этого объектива, но теперь окончательно перешёл на более выгодную продукцию.
Сама линза, конечно, покрыта просветляющим покрытием, но ещё не многослойным. Судя по всему, таковое появилось в более новых модификациях. Для установки фильтров предусмотрена резьба диаметром 49 мм.
У объектива есть крышечка — простая, пластмассовая, от времени износившаяся и постоянно сваливающаяся. Сам механизм прибора заметно люфтит — то-ли от старости, то-ли от износа, но работает исправно и нигде не заклинивает.
Вместе с «Зенитом» в недрах шкафа нашёлся ещё один интересный предмет: небольшой циллиндрический пластиковый кожух с наклейкой сверху, которая сразу отвалилась. Наклейка гласит: «Комплект удлиннительных колец УТЗ М42«. «У» — видимо, «удлиннительные», а что такое в данном случае «ТЗ» — я не знаю («трубки три»?). Внутри оказался, и правда, комплект удлиннительных колец — простые чёрные металлические циллиндры с резьбой М42 с двух сторон, один — длиной 5 мм, другой — 20 мм, третий — 40 мм. Вокруг колец — инструкция, сообщающая о том, что предназначено это чудо для макросъёмки, и много скучных технических подробностей оной. Из логотипа на инструкции и коробочке следует, что кольца возникли на Красногорском механическом заводе, где делают «Зениты». Весь комплект — как будто почти не использованный.
Во второй части — результаты испытаний объектива на местности, а также объектива с использованием макроколец — всё с примерами фотографий.
За что я люблю Гелиос 44−2
Статья Евгения Венидиктова
За что я люблю объектив Гелиос 44−2 2/58? Ведь действительно, за что его любить, скажут многие? Он старый, не автофокусный, все необходимо делать ручками, и единственный его плюс — это доступность. Увы, так считают многие. Я же люблю его за тот рисунок, который он дает на открытой диафрагме, тот объем, ощущаемый даже на кропнутой матрице, пластику, «воздух» на фотографии, и, конечно же, пленочные цвета, которые я так обожаю. Но все это волшебство сойдет на нет, стоит вам закрыть диафрагму до значений f5,6 или f8, как картинка становится резкой, плоской, впрочем, как на любом другом объективе, при таких же значениях диафрагмы. Вдаваться в технические аспекты либо в цифры (сколько линий на миллиметр выдает он на различных диафрагмах) я специально не буду, ведь вам в голову не приходит спросить у художника, а сколько ворсинок в данной или иной кисти и как это влияет на характер мазка.
Еще один аспект моей статьи относится к тем, кто любит снимать на закрытых диафрагмах и утверждающих, что все объективы одинаковы. Фотограф приобретает светосильный объектив в первую очередь за его рисунок на открытой диафрагме. Достигаемый при этом эффект необходим для того, чтобы выделить главный объект, отделить от серого и унылого фона. Ценится и красивое боке, объем и пластика. Данный объектив, конечно же, создан для не спешной фотосъемки, хотя я им легко снимаю различные мероприятия, репортажи, проблем с наводки на резкость особо не испытываю, хотя использую переходное кольцо без чипа подтверждения фокусировки.
Мой экземпляр объектива достался мне от дедушки. При виде его я был сперва слегка шокирован его состоянием, особенно узнав, что им в свое время детишки забивали гвозди и чуть ли не кололи орехи, отчего передняя линза зацарапана полностью. Я уже засомневался, рабочий ли он вообще. Но после первых же кадров все былые опасения были тут же позабыты и им на смену пришли восторг, и чувство эйфории, ведь мир на снимке заиграл совершенно по-другому!
На данном объективе я использую значения диафрагмы от f2,0 до f2,8. Диафрагма f4,0, как правило, меня уже не устраивает из-за чрезмерной резкости. Диафрагму f2,0 я использую для съемки крупного портрета, f2,8 — чаще всего для съемок в полный рост. Да, многие скажут, что из-за особенности всех Гелиосов, они рисуют ГРИП по центру и имеют плавное падение резкости к краям кадра, что f2,8 — это мало, но я приведу несколько кадров с кропнутой камеры и полного кадра. Не стоит забывать, что в ваших руках художественный объектив, с ним нужно работать как головой, так и руками. Понимаю, в век мобилографии и повальной селфи-мании, когда звенящая резкость и есть норма и хорошо, когда кислотные цвета восхищают, показывая снимки с данного стекла, я часто слышу: «А почему задний план не резкий? А почему тока лицо в фокусе? Это брак?». Отвечая, что так рисует данный объектив, что это художественный прием, относящийся еще к заре классического портрета, я слышу тока один ответ: «Выкинь его и купи нормальное, РЕЗКОЕ стекло!» Что мне ответь таким гуру фотографии? Поначалу я пытался отстаивать свое мнение, но очень быстро пришел к выводу, что это уже бесполезно, в мире гаджетов, когда звучат слова «да у меня айфон снимает круче» при виде кадра, например, с Canon 5D… Или когда всех заботит количество мегапикселей в твоей камере, объяснять что такое фотография и участвовать в бесконечных спорах… Я стал просто наслаждаюсь процессом, ловить кайф от каждой фотосессии, от каждого похода в лес за макро, от каждого удачного снимка, оставаясь всегда при своих принципах и взглядах.
А кто еще не пробовал снимать на данный объектив, советую обязательно его попробовать. Сейчас на рынке можно найти кучу таких при весьма привлекательной цене, или поступить еще проще — поспрашивать среди друзей, знакомых, не завалялся ли дома старый дедушкин Зенит Е с прикрученным к нему Гелиосом 44−2. И отдельное спасибо моему коллеге и учителю Арвиду Кравалису, ведь именно он познакомил меня со столь замечательным миром мануальной оптики.
Всем удачных кадров!
Автор статьи и фотографий — Евгений Венидиктов
Helios 44 2 58 мм — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает более старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 329 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Helios 44-2 58mm f/2 – Эрик Л.
ВудсПредисловие
Спойлеров не будет, так как мне нравятся все объективы этой серии.
Запрашиваемая цена
Похоже, что их было произведено примерно миллион штук, потому что есть много предложений по цене от 50 до 90 долларов. Существует широкий диапазон доступных лет. У меня старая копия и проблем не было. Я слышал, что контроль качества может быть проблемой, поэтому не все линзы могут быть одинаковыми. Слышал, что некоторые получили некачественные копии, поэтому я бы порекомендовал покупать их в авторитетных источниках и тщательно тестировать при первом получении.
Value
Если вам попадется хорошая копия, то этот объектив будет по фантастической цене. Поскольку это обычное крепление M42, я считаю, что его можно использовать с любым креплением M42 и, возможно, с креплением Pentax K с кольцевым адаптером M42 на K. Говорю может и наверное потому что ездил на родном на этом.
Почему я его купил
Я почему-то питаю слабость к русским камерам. Это способные, недорогие устройства, которые «могут покалечить себе внутренности, слишком внимательно глядя на них (или, точнее, регулируя скорость затвора перед включением)». Я когда-то покалечил Киев 4 день 1 получения, пока возился с ним. Моя вина. Это стоило того для объектива. Я и глазом не моргнул, а потом вернулся и заказал еще один с другим объективом и продолжал двигаться. Я просмотрел довольно много российских камер, включая Зоркий 4, и с тех пор остановился на двух Зенитах (Зенит-Э и Зенит-КМ) и двух ФЭД (ФЭД-2 и ФЭД-5с).
«Новый» вариант каждого из них представлял собой новый/старый запас, который никогда не использовался в оригинальной упаковке и стоил гроши. Оба этих новых ужасны, и я сделал только 1 тестовый бросок через каждый.
И я люблю их.
Фотография и здравый смысл часто находятся не на одной диаграмме Венна или даже на листе бумаги в моей вселенной. Но я отвлекся. Я купил Zenit E для дешевого винтажного развлечения и рекомендую сделать то же самое.
На мой взгляд, неплохой расход около 15 долларов. Ваш пробег может отличаться.Качество изображения
Если вы остаетесь в разумных пределах ожиданий, учитывая винтажность этого объектива, вы получите хорошие результаты изображения. Чего не хватает этому объективу в Zeiss, например, совершенства, он компенсирует характер завихряющимся боке при правильных условиях и лучше, чем его общие характеристики. Из нескольких российских объективов, которые я пробовал, этот объектив и Юпитер 9 стоят на первом месте, а Индустар 10 сразу за ним, в основном из-за его разборной конструкции. Пока мы занимаемся этим реквизитом для Jupiter 12, который выдержал ироничное сравнение между ним и Leica Summilux 35mm f/2 (позаимствованным у очень доброго и талантливого Ману Джарвиса), я написал для KEH Spotlight с неповрежденным достоинством. Назад к спине легенда против галереи контрафакта по этой ссылке. Вернемся к поставленной задаче.
- Сигнальная ракета
- Удивительно хорошо контролируется. Основываясь на других российских объективах, я ожидал, что эта вещь будет праздником бликов. Возможно, люди просто демонстрируют лучшее, на что они способны, но даже после быстрого просмотра группы Flickr я нашел только один снимок с бликами, и он не так уж отличался от того, что вы ожидаете от многих пленочных объективов. И даже тогда я нашел это приятным. Вот максимум, что я смог собрать, снимая прямо на солнце внизу. Не неожиданно.
- Резкость
- Это, пожалуй, самый большой сюрприз этого объектива. Этот объектив резкий. Я снимал это не для этого, поэтому я никогда не смотрел на это в фильме. Любой пропущенный фокус был продуктом прерывистого начального ленивого зеркала с Зенитом и, возможно, ошибкой пользователя. Резкость стала совершенно очевидной, когда я использовал его с адаптером TECHART, и я понял, что с надежной системой фокусировки (то есть, очевидно, не со мной) этот объектив дает стабильно резкие результаты. Заставил меня пересмотреть результаты моего фильма, и это было больше похоже на то же самое.
- Цвета
- Никаких разочарований. Мне очень нравятся цвета, которые дает этот объектив.
- Боке
- Вот украшение для вечеринки. Это основная причина покупки данного объектива. Просто потрясающее закрученное боке при правильных условиях. Наилучшие результаты для меня были с каким-то образом подсвеченной листвой на заднем плане. И в остальное время он обеспечивает идеальное боке. Ниже я опубликую групповой снимок, сделанный на кроп-камеру Fuji и ускоритель скорости, фон которого мне кажется потрясающим. Это более чем доставлено.
Samples With Film
С цифровым (Pentax K1/Sony FF MF и TECHART/Fuji-Speedbooster)
Pentax K-1 Это Helios 44-2? – Pentax K-1 Fujifilm X-T1 с усилителем скорости Zhong yi Pentax K-1 Камера SE, Carrboro – Pentax K-1 Я в силуэте – Pentax K-1 Pentax K-1 Duke Gardens – Pentax K-1 Duke Gardens – Pentax K- 1 Duke Gardens – Pentax K-1 Dennis – камера SE, Carrboro – Pentak K-1 Sony A7II – MF Sony A7III – TECHART Sony A7III – TECHART 773 SE A7 Камера, Carrboro — Sony A7III — TECHART Karen – SE Camera, Carrboro – Sony A7III – TECHART Sony A7III – TECHART Sony A7III – TECHART Anthony – Sony A7III – TECHART James – Sony A7III – TECHART Anthony – Sony A7III – TECHART Sony A7III – TECHARTЗаключение
Еще есть? Купите этот объектив.