Волна (объектив)
Фотообъектив «MC Волна» 1,8/50 для зеркальных фотоаппаратов семейства «Алмаз»
У этого термина существуют и другие значения, см. Волна (значения).
Волна́ — семейство фотографических объективов анастигматов для однообъективных зеркальных фотоаппаратов, разработанных в ГОИ им. Вавилова в середине 1970-х годов. Почти все объективы линейки относятся к нормальным и обладают повышенной светосилой. Выпускались на ЛОМО и заводе «Арсенал», а под названием «Зенитар» вошли в производственную программу КМЗ им. Зверева для комплектации «Зенитов»[1].
Содержание
- 1 Технические особенности
- 2 Примечания
- 3 Источники
- 4 Литература
Технические особенности
Все объективы марки «Волна» выпускались с многослойным ахроматическим просветлением и к концу 1980-х годов считались одними из лучших в СССР. Оптическое устройство, как и у большинства иностранных нормальных объективов тех лет, основано на принципах усложнённого немецкого Zeiss Planar типа «двойного Гаусса»
Отличие объективов «Волна» заключается во второй по счёту линзе, которая вместо склеенного дублета представляет собой комбинацию из отрицательного и слабого положительного менисков, разделённых воздушным промежутком[3]. При этом отрицательный мениск способствует увеличению поля зрения, а положительный обеспечивает исправление аберраций широких наклонных пучков[4]. Как и для большинства наиболее известных иностранных аналогов, основой при разработке стал объектив Ultron, рассчитанный немецким оптиком Альбрехтом Тронье (нем. Albrecht Wilhelm Tronnier) для компании Voigtlander в 1950 году[5][6]. В более светосильных объективах («Волна-4» 1,4/50) усложнению подвергается задний компонент по принципу немецкого Zeiss Xenon Хораса Ли (англ. Horace William Lee). Большинство объективов «Волна» предназначались для малоформатной аппаратуры, и только «Волна-3» и «Волна-5» разработаны как штатные для среднеформатных «Киева-88» и «Автоликон-645» соответственно [7].
Модель | Соединение | Фокусное расстояние | Светосила | Угловое поле |
---|---|---|---|---|
МС Волна (Волна-1, Зенитар)[1][8][9] | Байонет К, М42 | 52 мм | ƒ/1,8 | 45° |
МС Волна-3[10] | Байонет В, Байонет Б | 80 мм | ƒ/2,8 | |
МС Волна-4[11][12][13] | Байонет К, Байонет F | 52,38 мм | ƒ/1,4 | 44° |
МС Волна-5[14] | 70 мм | ƒ/2,8 | ||
МС Волна-8Н[15][16][* 1] | Байонет F | 52,12 мм | ƒ/1,2 | 45° |
МС Волна-9 Макро[18] | М42×1, Байонет К | 50 мм | ƒ/2,8 | 46° |
MC Волна-10K[19][20] | Байонет К | 35 мм | ƒ/1,8 | 64° |
МС Волна-12К[21] | Байонет К | 35 мм | ƒ/2,8 | 65° |
МС Волна-14[22] | Байонет В, Байонет Б | 75 мм | ƒ/2,8 | |
Волна-17Т[23][* 2] | 50 мм | ƒ/2,0 |
Объектив «MC Волна-9 Макро» был единственным советским специализированным макрообъективом, способным заменить удлинительные кольца вплоть до масштаба 1:2[24]. Его особенность заключается в том, что расчёт выполнен не для «бесконечности», а для конечной дистанции, обеспечивая максимальную резкость при съёмке близких объектов. Это достигается за счёт применения «плавающих» элементов, при фокусировке перемещающихся внутри объектива вместо всего линзового блока [3].
Примечания
- ↑ Проектировался в качестве штатного для фотоаппарата «Киев-18», производство которого так и не было запущено. Выпущена опытная партия до 20 экземпляров[17]
- ↑ Для телевизионных камер
Источники
- ↑ 1 2 Волосов, 1978, с. 362.
- ↑ Frank Mechelhoff. History of fast 35mm and small format film lenses (англ.). klassik-cameras (2 января 2007). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
- ↑ 1 2 Советское фото, 1988, с.
- ↑ Оптико-механическая промышленность, 1980, с. 16.
- ↑ Объектив «Зенитар-М» (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 6 мая 2020 года.
- ↑ Roland Wink. A Short History of Fast Normal Lenses (англ.). Rangefinderforum (7 марта 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
- ↑ 1200 фотоаппаратов из СССР, 2009, с. 561.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- ↑ Волна 1.8/50 (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 12 июня 2012 года.
- ↑ Г.
Абрамов. Объектив «Волна-3» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- ↑ Аркадий Шаповал. Обзор ВОЛНА-4 (рус.). «Радожива» (26 апреля 2016). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
- ↑ Объектив «МС Волна-4» (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 12 июня 2012 года.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-4» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020.
Архивировано 1 февраля 2020 года. - ↑ Объектив «Волна-5» (рус.). «LensClub» (26 сентября 2017).
Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
- ↑ Советское фото, 1987, с. 37.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-8» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 2 февраля 2020 года.
- ↑ Аркадий Шаповал. Обзор МС ВОЛНА-8Н (рус.). «Радожива» (24 апреля 2016). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-9» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 15 сентября 2019 года.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-10К» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения.
Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 24 апреля 2020 года.
- ↑ МС Волна-10 / МС Волна-10К (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 12 марта 2013 года.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-12К» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2013 года.
- ↑ Г. Абрамов. Объектив «Волна-14» (рус.)
- ↑ Объектив Волна-17Т (рус.). LensClub (22 ноября 2018). Дата обращения: 22 марта 2020. Архивировано 22 марта 2020 года.
- ↑ Советское фото, 1985, с.
43.
Литература
- Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
- С. Лапшенков, В. Чаусов. Завод представляет (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1985. — № 4. — С. 42—43. — ISSN 0371-4284.
- М. Ляхова. Отечественные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1987. — № 12. — С. 37. — ISSN 0371-4284.
- Суглоб В. П. 1200 фотоаппаратов из СССР. — Минск,: «Медиал», 2009. — С. 560—562. — 656 с. — ISBN 978-985-6914-10-5.
- Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 5. — С. 42—43. — ISSN 0371-4284.
- В. В. Тарабукин. Пути совершенствования оптической схемы объектива «Планар» (рус.
) // Оптико-механическая промышленность : журнал. — 1980. — № 5. — С. 15—16. — ISSN 0030-4042.
Будни фотографа-неудачника #107 — Обрывки жизни — ЖЖ
Тессариум
Сравнительный анализ
Часть II: мимикрия?
Представленный сегодня объектив интересовал меня очень давно. Прежде всего мой интерес к нему был вызван его внешним видом – очень уж он похож на мой любимый Индустар 61 Л/З-МС. Остальное выяснить можно было только взяв его в руки. Собственно, это и произошло.
МС Волна 9 2.8/50
Тип объектива: «зеркальный» объектив
Класс: нормальный
Фокусное расстояние: 50мм
Минимальная дистанция фокусировки: 24 см
Предназначение: фотоаппараты «Зенит»
Посадочная резьба: М42
Диапазон диафрагмы: f 2,8 — 16
Объектив произведен довольно поздно – в 1991 году. Производитель — Ленинградский завод оптического стекла (ЛЗОС), что считается не очень хорошим показателем. Несмотря на явное пропорциональное сходство, он оказался заметно крупнее И-61 Л/З-МС. В остальном, если не считать иного типа ребристости рабочей поверхности кольца фокусировки, на снимках эту разницу можно и не заметить.
[МС Волна на Sony NEX]
Но, как и в прошлый раз, я вознамерился достичь двух целей одновременно: и объектив показать и сравнение сделать.
Главное отличие Волны от Индустара кроется в оптической схеме. Если И61Л/З-МС – типичный «тессар» — асимметричный анастигмат[1] состоящий из четырех линз в трех группах, то Волна — асимметричный полусклеенный анастигмат с 6 линзами в 5 группах, что роднит его с планарами, такими как, например, Гелиос. Схема «тессар» заточена на резкость в большей степени, чем на светосилу. Схема «планар» характеризуется разнообразием количества и сочетания элементов; на ее базе строятся нормальные объективы, хорошо зарекомендовавшие себя в портретной съемке.
То есть, в случае с Волной мы имеем «полтинник» с портретным нутром в обличии «орлиного глаза». Но вряд ли конструкторы стремились к мимикрии в надежде на авторитет И61Л/З-МС по части резкости. Тут дело скорее в том, что у Индустара этой модели весьма удобно и эргономично реализован корпус: с ним действительно приятно иметь дело.
От оптико-технической части перейдем к фотографической. Нижепредставленные снимки расположены в следующем общем порядке: слева находятся снимки, сделанные Индустаром 61 Л/З-МС, справа – объективом МС Волна 9.
Тест ГРИП на бесконечности. Сверху-вниз: f2.8, f5.6, f16.
Индустар – объектив сравнительно более холодный по цветовой температуре, хотя и ненамного; по мере закрытия диафрагмы оба объектива сдвигают тон к фиолетовому. Волна делает это чуть сильнее, но это ладно… Удивительно другое – заточенная под портрет Волна на открытой диафрагме показывает чуть лучшую резкость, чем знаменитый «Орлиный глаз», и по хроматизмам у нее ситуация заметно лучше. Вот уж действительно, есть над чем задуматься…
МДФ, ГРИП на МДФ.
Оба фигуранта владеют тем, что в народе именуется макро-режимом, хотя, откровенно говоря, это не макро, а псевдомакро, ну да ладно… Здесь, при, казалось бы, идентичности технического устройства, Волна позволяет добиться бо́льшего коэффициента увеличения. При пристальном рассмотрении хорошо видно, что хроматизмы у Волны и правда проявляются гораздо слабее – их почти нет.
Тест резкости.
Не провести специальный тест на резкость в данном случае было никак нельзя. Результаты оказались несколько неожиданными: Волна практически не отличается, а в некоторых случаях превосходит «Орлиный глаз». У последнего на периферии ГРИП заметен легкий астигматизм и хроматизм положения, правда обе аберрации можно разглядеть только под лупой. Волна же, кроме совсем легкой сферической аберрации, ничего подобного не показывает.
Контровой свет.
В легкой степени контрового света оба объектива работают довольно чисто. Волна заметно теплит картинку, и это, пожалуй, единственное отличие.
Солнце в кадре.
Появление в кадре мощного источника света не показало у Индустара ничего нового – все та же хроматика. А вот у Волны, кроме не проявлявшего себя до сих пор хроматизма положения, выявился легкий сферохроматизм синей части спектра, который, впрочем, почти незаметен при открытой диафрагме.
Боке: f2.8, f5.6, f16.
Объектив, обладающий сравнительно небольшой МДФ потенциально способен дать на снимке более крупные «бокешки», и они будут тем крупнее, чем минимальнее МДФ, как бы каламбурно это ни звучало. Второй фактор, влияющий на величину пятен – диаметр линз. И если по МДФ разница между объективами составляет всего 6 сантиметров – 30 у Индустара против 24 у Волны, — то по диаметру линз Волна заметно выигрывает, что и позволяет получить вышеприведенные результаты. В цветопередаче существенных различий не замечено.
Ночная съемка.
Результаты ночной съемки выявили у Индустара легкую форму астигматизма, а у Волны – аналогичной степени кому. Цветопередача у обоих объективов примерно идентичная друг другу и вполне корректная. По светосиле результаты тоже оказались полностью идентичными.
Как бы ни обидно мне было признавать, но факт есть факт – Волна 9 не только физически крупнее, но и оптически лучше моего фамильного Индустара. Слегка утешает тот факт, что ненамного, но все-таки лучше. Да, надо признать – объектив удался, не потеряв при этом то хорошее, что было присуще мануальной оптике до него, несмотря на ЛЗОС-ное происхождение. Видимо косячили на том заводе только с поздними юпитерами.
Спасибо за внимание.
[1] Тип объектива «анастигмат» характеризуется практически полным отсутствием аберраций, в том числе астигматизма и кривизны поля изображения.
Метки: БФН, серия, фото, цветные стеклышки
WAVE Contact Lens System® Вебинары для офтальмологов
Предстоящие вебинары
WAVE и Pentacam AXL Wave с CSP PRO аппаратное и программное обеспечение для упрощения и более эффективного и точного сбора данных о высоте склеры.

Четверг, 8 декабря 2022 г.
17:00 по тихоокеанскому времени / 8:00 вечера EST
Регистр Сейчас
Записанные вебинары Watch
Серия вебинаров:
Узнайте основы валовой объективы с DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DRE DR DR. Маллер
Эпизод 1:
Для начала вам нужна хорошая карта!
Д-р Кен Маллер, OD
21 сентября 2021 г.
Эпизод 2:
Интерпретация топографии перед проектированием
Д-р Кен Маллер, OD
21 октября 2021 г.
Эпизоды 3, 4, 5, 6 и более:
Смотреть все эпизоды этой серии веб-семинаров на WAVE ACADEMY
Записи вебинаров по ортокератологии
Использование НОВОГО программного обеспечения Mermontia и MAVE (TM) для ортокератологии
Dr. Anith Pillai O.D., FSLS, FIAOMC
15 июня 2022 г.
Ортокератология с Pentacam® и WAVE — эффективный и точный индивидуальный дизайн и лечение линз, доктор Кен Маллер, OD
1 февраля 2021 г.
Разработка линз Wave Custom Ortho-K с использованием OCULUS Pentacam® — часть 1 — Часть 2
Dr. Jeff Jeruss, OD
13 января 2021 г.
Ortho K и Dry Eye Максимально эффективное использование кератографа OCULUS 5M
Dr. Thomas Weshefsky, OD
11 декабря 2020 г.
Eaglet Eye ESP & WAVE — Direct Connect
9 октября 2020 г.
Программное обеспечение Pentacam CSP и интеграция с Wave
Доктор Кен Маллер, OD
13 сентября 2020 г.
Изучите основы проектирования линз WAVE с доктором Кеном Маллером
1
-
1.
-
2
-
2. Интерпретация снятой топографии и понимание процесса импорта в WAVE
-
3
-
3.
Понимание симметрии роговицы и асимметрии роговицы
-
4
-
4. Применение R-Sym, G-Sym и FreeFrom
-
5
-
5. Персонализированная ортокератология с помощью WAVE
-
6
-
6.
А -4.00D Миопик Орто-К. Что может пойти не так?
-
7
-
7. Лучшее время для устранения неполадок — до начала рассмотрения дела.
-
8
-
8.
Объектив волна 9: Объектив МС Волна-9 50 mm f/ 2.8 Характеристики, MTF, отзывы, обзоры, тесты :: Lens-Club.ru
-