Объектив волна 9: Объектив МС Волна-9 50 mm f/ 2.8 Характеристики, MTF, отзывы, обзоры, тесты :: Lens-Club.ru

Волна (объектив)


Фотообъектив «MC Волна» 1,8/50 для зеркальных фотоаппаратов семейства «Алмаз»

У этого термина существуют и другие значения, см. Волна (значения).

Волна́ — семейство фотографических объективов анастигматов для однообъективных зеркальных фотоаппаратов, разработанных в ГОИ им. Вавилова в середине 1970-х годов. Почти все объективы линейки относятся к нормальным и обладают повышенной светосилой. Выпускались на ЛОМО и заводе «Арсенал», а под названием «Зенитар» вошли в производственную программу КМЗ им. Зверева для комплектации «Зенитов»[1].

Содержание

  • 1 Технические особенности
  • 2 Примечания
  • 3 Источники
  • 4 Литература

Технические особенности

Все объективы марки «Волна» выпускались с многослойным ахроматическим просветлением и к концу 1980-х годов считались одними из лучших в СССР. Оптическое устройство, как и у большинства иностранных нормальных объективов тех лет, основано на принципах усложнённого немецкого Zeiss Planar типа «двойного Гаусса»

[2].

Отличие объективов «Волна» заключается во второй по счёту линзе, которая вместо склеенного дублета представляет собой комбинацию из отрицательного и слабого положительного менисков, разделённых воздушным промежутком[3]. При этом отрицательный мениск способствует увеличению поля зрения, а положительный обеспечивает исправление аберраций широких наклонных пучков[4]. Как и для большинства наиболее известных иностранных аналогов, основой при разработке стал объектив Ultron, рассчитанный немецким оптиком Альбрехтом Тронье (нем. Albrecht Wilhelm Tronnier) для компании Voigtlander в 1950 году[5][6]. В более светосильных объективах («Волна-4» 1,4/50) усложнению подвергается задний компонент по принципу немецкого Zeiss Xenon Хораса Ли (англ. Horace William Lee). Большинство объективов «Волна» предназначались для малоформатной аппаратуры, и только «Волна-3» и «Волна-5» разработаны как штатные для среднеформатных «Киева-88» и «Автоликон-645» соответственно

[7].

Объективы «Волна»
МодельСоединениеФокусное расстояниеСветосилаУгловое поле
МС Волна (Волна-1, Зенитар)[1][8][9]Байонет К, М4252 ммƒ/1,845°
МС Волна-3[10]Байонет В, Байонет Б80 ммƒ/2,8
МС Волна-4[11][12][13]Байонет К, Байонет F52,38 ммƒ/1,444°
МС Волна-5[14]70 ммƒ/2,8
МС Волна-8Н[15][16][* 1]Байонет F52,12 ммƒ/1,245°
МС Волна-9 Макро[18]М42×1, Байонет К50 ммƒ/2,846°
MC Волна-10K[19][20]Байонет К35 ммƒ/1,864°
МС Волна-12К[21]Байонет К35 ммƒ/2,865°
МС Волна-14[22]Байонет В, Байонет Б75 ммƒ/2,8
Волна-17Т[23][* 2]50 ммƒ/2,0

Объектив «MC Волна-9 Макро» был единственным советским специализированным макрообъективом, способным заменить удлинительные кольца вплоть до масштаба 1:2[24]. Его особенность заключается в том, что расчёт выполнен не для «бесконечности», а для конечной дистанции, обеспечивая максимальную резкость при съёмке близких объектов. Это достигается за счёт применения «плавающих» элементов, при фокусировке перемещающихся внутри объектива вместо всего линзового блока

[3].

Примечания

  1. ↑ Проектировался в качестве штатного для фотоаппарата «Киев-18», производство которого так и не было запущено. Выпущена опытная партия до 20 экземпляров[17]
  2. ↑ Для телевизионных камер

Источники

  1. 1 2 Волосов, 1978, с. 362.
  2. Frank Mechelhoff. History of fast 35mm and small format film lenses (англ.). klassik-cameras (2 января 2007). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  3. 1 2 Советское фото, 1988, с.
     42.
  4. ↑ Оптико-механическая промышленность, 1980, с. 16.
  5. ↑ Объектив «Зенитар-М» (рус.). ZENIT Camera. Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 6 мая 2020 года.
  6. Roland Wink. A Short History of Fast Normal Lenses (англ.). Rangefinderforum (7 марта 2016). Дата обращения: 23 марта 2020. Архивировано 23 марта 2020 года.
  7. ↑ 1200 фотоаппаратов из СССР, 2009, с. 561.
  8. Г. Абрамов. Объектив «Волна» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
  9. ↑ Волна 1.8/50 (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012.
    Архивировано 12 июня 2012 года.
  10. Г. Абрамов. Объектив «Волна-3» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
  11. Аркадий Шаповал. Обзор ВОЛНА-4 (рус.). «Радожива» (26 апреля 2016). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
  12. ↑ Объектив «МС Волна-4» (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 12 июня 2012 года.
  13. Г. Абрамов. Объектив «Волна-4» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020.
    Архивировано 1 февраля 2020 года.
  14. ↑ Объектив «Волна-5» (рус.). «LensClub» (26 сентября 2017). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
  15. ↑ Советское фото, 1987, с. 37.
  16. Г. Абрамов. Объектив «Волна-8» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 2 февраля 2020 года.
  17. Аркадий Шаповал. Обзор МС ВОЛНА-8Н (рус.). «Радожива» (24 апреля 2016). Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
  18. Г. Абрамов. Объектив «Волна-9» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения.
    Дата обращения: 21 марта 2020.
    Архивировано 15 сентября 2019 года.
  19. Г. Абрамов. Объектив «Волна-10К» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 24 апреля 2020 года.
  20. ↑ МС Волна-10 / МС Волна-10К (рус.). Интернет музей http://bayonet-k.ru/. Дата обращения: 2 июня 2012. Архивировано 12 марта 2013 года.
  21. Г. Абрамов. Объектив «Волна-12К» (рус.). Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 5 февраля 2013 года.
  22. Г. Абрамов. Объектив «Волна-14» (рус.)
    . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 21 марта 2020. Архивировано 21 марта 2020 года.
  23. ↑ Объектив Волна-17Т (рус.). LensClub (22 ноября 2018). Дата обращения: 22 марта 2020. Архивировано 22 марта 2020 года.
  24. ↑ Советское фото, 1985, с.  43.

Литература

  • Д. С. Волосов. Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.: «Искусство», 1978. — 543 с. — 10 000 экз.
  • С. Лапшенков, В. Чаусов. Завод представляет (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1985. — № 4. — С. 42—43. — ISSN 0371-4284.
  • М. Ляхова. Отечественные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1987. — № 12. — С. 37. — ISSN 0371-4284.
  • Суглоб В. П. 1200 фотоаппаратов из СССР. — Минск,: «Медиал», 2009. — С. 560—562. — 656 с. — ISBN 978-985-6914-10-5.
  • Валерий Тарабукин. Современные фотообъективы (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1988. — № 5. — С. 42—43. — ISSN 0371-4284.
  • В. В. Тарабукин. Пути совершенствования оптической схемы объектива «Планар» (рус. ) // Оптико-механическая промышленность : журнал. — 1980. — № 5. — С. 15—16. — ISSN 0030-4042.

Будни фотографа-неудачника #107 — Обрывки жизни — ЖЖ

Тессариум

Сравнительный анализ

Часть II: мимикрия?

Представленный сегодня объектив интересовал меня очень давно. Прежде всего мой интерес к нему был вызван его внешним видом – очень уж он похож на мой любимый Индустар 61 Л/З-МС. Остальное выяснить можно было только взяв его в руки. Собственно, это и произошло.


МС Волна 9 2.8/50

Тип объектива: «зеркальный» объектив
Класс: нормальный
Фокусное расстояние: 50мм
Минимальная дистанция фокусировки: 24 см
Предназначение: фотоаппараты «Зенит»
Посадочная резьба: М42
Диапазон диафрагмы: f 2,8 — 16

Объектив произведен довольно поздно – в 1991 году. Производитель — Ленинградский завод оптического стекла (ЛЗОС), что считается не очень хорошим показателем. Несмотря на явное пропорциональное сходство, он оказался заметно крупнее И-61 Л/З-МС. В остальном, если не считать иного типа ребристости рабочей поверхности кольца фокусировки, на снимках эту разницу можно и не заметить.

[МС Волна на Sony NEX]

Но, как и в прошлый раз, я вознамерился достичь двух целей одновременно: и объектив показать и сравнение сделать.


Главное отличие Волны от Индустара кроется в оптической схеме. Если И61Л/З-МС – типичный «тессар» — асимметричный анастигмат[1] состоящий из четырех линз в трех группах, то Волна — асимметричный полусклеенный анастигмат с 6 линзами в 5 группах, что роднит его с планарами, такими как, например, Гелиос. Схема «тессар» заточена на резкость в большей степени, чем на светосилу. Схема «планар» характеризуется разнообразием количества и сочетания элементов; на ее базе строятся нормальные объективы, хорошо зарекомендовавшие себя в портретной съемке.

То есть, в случае с Волной мы имеем «полтинник» с портретным нутром в обличии «орлиного глаза». Но вряд ли конструкторы стремились к мимикрии в надежде на авторитет И61Л/З-МС по части резкости. Тут дело скорее в том, что у Индустара этой модели весьма удобно и эргономично реализован корпус: с ним действительно приятно иметь дело.

От оптико-технической части перейдем к фотографической. Нижепредставленные снимки расположены в следующем общем порядке: слева находятся снимки, сделанные Индустаром 61 Л/З-МС, справа – объективом МС Волна 9.







Тест ГРИП на бесконечности. Сверху-вниз: f2.8, f5.6, f16.

Индустар – объектив сравнительно более холодный по цветовой температуре, хотя и ненамного; по мере закрытия диафрагмы оба объектива сдвигают тон к фиолетовому. Волна делает это чуть сильнее, но это ладно… Удивительно другое – заточенная под портрет Волна на открытой диафрагме показывает чуть лучшую резкость, чем знаменитый «Орлиный глаз», и по хроматизмам у нее ситуация заметно лучше. Вот уж действительно, есть над чем задуматься…


МДФ, ГРИП на МДФ.

Оба фигуранта владеют тем, что в народе именуется макро-режимом, хотя, откровенно говоря, это не макро, а псевдомакро, ну да ладно… Здесь, при, казалось бы, идентичности технического устройства, Волна позволяет добиться бо́льшего коэффициента увеличения. При пристальном рассмотрении хорошо видно, что хроматизмы у Волны и правда проявляются гораздо слабее – их почти нет.



Тест резкости.

Не провести специальный тест на резкость в данном случае было никак нельзя. Результаты оказались несколько неожиданными: Волна практически не отличается, а в некоторых случаях превосходит «Орлиный глаз». У последнего на периферии ГРИП заметен легкий астигматизм и хроматизм положения, правда обе аберрации можно разглядеть только под лупой. Волна же, кроме совсем легкой сферической аберрации, ничего подобного не показывает.


Контровой свет.

В легкой степени контрового света оба объектива работают довольно чисто. Волна заметно теплит картинку, и это, пожалуй, единственное отличие.



Солнце в кадре.

Появление в кадре мощного источника света не показало у Индустара ничего нового – все та же хроматика. А вот у Волны, кроме не проявлявшего себя до сих пор хроматизма положения, выявился легкий сферохроматизм синей части спектра, который, впрочем, почти незаметен при открытой диафрагме.




Боке: f2.8, f5.6, f16.

Объектив, обладающий сравнительно небольшой МДФ потенциально способен дать на снимке более крупные «бокешки», и они будут тем крупнее, чем минимальнее МДФ, как бы каламбурно это ни звучало. Второй фактор, влияющий на величину пятен – диаметр линз. И если по МДФ разница между объективами составляет всего 6 сантиметров – 30 у Индустара против 24 у Волны, — то по диаметру линз Волна заметно выигрывает, что и позволяет получить вышеприведенные результаты. В цветопередаче существенных различий не замечено.



Ночная съемка.

Результаты ночной съемки выявили у Индустара легкую форму астигматизма, а у Волны – аналогичной степени кому. Цветопередача у обоих объективов примерно идентичная друг другу и вполне корректная. По светосиле результаты тоже оказались полностью идентичными.

Как бы ни обидно мне было признавать, но факт есть факт – Волна 9 не только физически крупнее, но и оптически лучше моего фамильного Индустара. Слегка утешает тот факт, что ненамного, но все-таки лучше. Да, надо признать – объектив удался, не потеряв при этом то хорошее, что было присуще мануальной оптике до него, несмотря на ЛЗОС-ное происхождение. Видимо косячили на том заводе только с поздними юпитерами.

Спасибо за внимание.


[1] Тип объектива «анастигмат» характеризуется практически полным отсутствием аберраций, в том числе астигматизма и кривизны поля изображения.

Метки: БФН, серия, фото, цветные стеклышки

WAVE Contact Lens System® Вебинары для офтальмологов

Предстоящие вебинары

WAVE и Pentacam AXL Wave с CSP PRO аппаратное и программное обеспечение для упрощения и более эффективного и точного сбора данных о высоте склеры.

Он взаимодействует с недавно разработанной программной платформой для проектирования контактных линз WAVE, что позволяет беспрепятственно манипулировать данными о роговице и склере для создания сложной и уникальной линзы для каждого пациента. Этот вебинар познакомит пользователя с этой технологией.

Четверг, 8 декабря 2022 г.

17:00 по тихоокеанскому времени / 8:00 вечера EST

Регистр Сейчас

Записанные вебинары Watch

Серия вебинаров:

Узнайте основы валовой объективы с DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DR DRE DR DR. Маллер

Эпизод 1:
Для начала вам нужна хорошая карта!
Д-р Кен Маллер, OD
21 сентября 2021 г.

Эпизод 2: 
Интерпретация топографии перед проектированием 
Д-р Кен Маллер, OD
21 октября 2021 г.

Эпизоды 3, 4, 5, 6 и более:
Смотреть все эпизоды этой серии веб-семинаров на WAVE ACADEMY

Записи вебинаров по ортокератологии

Использование НОВОГО программного обеспечения Mermontia и MAVE (TM) для ортокератологии
Dr. Anith Pillai O.D., FSLS, FIAOMC
15 июня 2022 г.

Ортокератология с Pentacam® и WAVE — эффективный и точный индивидуальный дизайн и лечение линз, доктор Кен Маллер, OD
1 февраля 2021 г.

Разработка линз Wave Custom Ortho-K с использованием OCULUS Pentacam® — часть 1 — Часть 2
Dr. Jeff Jeruss, OD
13 января 2021 г.

Ortho K и Dry Eye Максимально эффективное использование кератографа OCULUS 5M
Dr. Thomas Weshefsky, OD
11 декабря 2020 г.

9002 Склеральные линзы Записи вебинаров

Eaglet Eye ESP & WAVE — Direct Connect
9 октября 2020 г.

Программное обеспечение Pentacam CSP и интеграция с Wave
Доктор Кен Маллер, OD
13 сентября 2020 г.

Изучите основы проектирования линз WAVE с доктором Кеном Маллером

  • 1