Что такое светосила? Возможности светосильного объектива и нюансы, которые пригодятся фотографу / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
Простыми словами
Две ключевые возможности объективов с высокой светосилой. Почему фотографы любят объективы с высокой светосилой?
Съёмка при слабом освещении
Сильное и красивое размытие фона. Боке
Что такое светосильный объектив?
Светосила и класс оптики. В чём разница между объективами F1,8, F1,4 и F1,2?
В чём измеряется светосила? Диафрагма и относительное отверстие
Эффективная и геометрическая светосила. F-stop и T-stop
«Эквивалентная светосила»: несостоятельность термина
Светосила и выбор объектива
NIKON D850 / 50.0 mm f/1. 4 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.4, 1/320 с, 50.0 мм экв.
Светосила, апертура, максимальное относительное отверстие… Фотографу стоит разобраться в этих терминах, ведь речь идёт об одном из важнейших параметров объектива. В этом уроке мы шаг за шагом, последовательно всё объясним.
Простыми словами
Каждый объектив может пропустить через себя определённое количество света. Чем шире в нём отверстие, тем больше света попадёт на матрицу фотоаппарата и тем выше качество кадра и больше творческих возможностей у фотографа.
Ширину отверстия в объективе, через которое проходит свет, регулирует механизм диафрагмы. Но и у него есть свой максимум. Чем шире открывается диафрагма, тем выше светосила объектива.
Объектив с низкой светосилой: диафрагма открыта до предела, однако отверстие в объективе всё равно небольшое.
Объектив с высокой светосилой. На открытой диафрагме получается крупное отверстие, через которое на матрицу попадает большое количество света.
Светосила объектива — это значение самой открытой диафрагмы (в теории всё несколько сложнее, но об этом ниже).
На объективе всегда пишут значение диафрагмы, до которого её можно открыть. Светосила — одна из важнейших характеристик оптики наряду с фокусным расстоянием. Как правило, перед её обозначением ставят букву F. Этой же буквой обозначается любое значение диафрагмы, установленное на камере. Чем меньше число, обозначающее светосилу, тем она выше. Объектив, на котором указано значение F2,8 (2.8, F 1:2.8, f/2,8 — обозначаться может по-разному), имеет светосилу выше, чем тот, на котором написано F4 (4, F1:4), а объектив F1,2 ещё более светосильный.
Объектив со светосилой F4
Объектив со светосилой F2,8
Объектив со светосилой F1,2
Производители смартфонов светосилу объективов своих камер часто называют апертурой, а вот в фототехнике такой термин не прижился. Но в английском языке слово aperture означает «значение диафрагмы». Термин «светосила» по-английски — maximum aperture, а «светосильный объектив» — fast lens. Да-да, слово fast вовсе не про скорость фокусировки, а про светосилу.
Светосилу нельзя путать со светочувствительностью. Светосила — характеристика объектива. Светочувствительность (ISO) — один из трёх параметров экспозиции.
Nikon Z 50 с китовым объективом NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR. Объектив имеет переменную, сравнительно низкую светосилу. На минимальном зуме она равна F3,5, а на максимальном — F6,3. Это плата за малые размеры и доступную цену.
Светосила может быть переменной. У некоторых зум-объективов светосила отличается на минимальном и максимальном положении зума. Скажем, на самом коротком фокусном расстоянии она составит F3,5, а на максимальном — уже F6,3. Такова особенность некоторых бюджетных объективов. Зум-объективы, имеющие постоянную светосилу во всём диапазоне фокусных расстояний, считаются более продвинутыми.
Две ключевые возможности объективов с высокой светосилой. Почему фотографы любят объективы с высокой светосилой?
Съёмка при слабом освещении
Одно из важнейших достоинств светосильного объектива — возможность получать качественные фото даже при слабом освещении (например, ночью или в плохо освещённом помещении).
Ведь он способен передать матрице фотокамеры гораздо большее количество света.То, что обычным китовым объективом вы снимали на ISO 6400 (это чревато высоким уровнем цифрового шума, низким качеством картинки), можно снять объективом со светосилой F1,4 на ISO 400.
Кадр снят в оранжерее зимой. Погода пасмурная, вечереет, света мало. Для съёмки светосильным объективом F1,4 было использовано ISO 1100. Для этих же условий объектив со светосилой F4 потребовал бы ISO 8000!
NIKON Z 7 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 1100, F1.4, 1/160 с, 85.0 мм экв.
Съёмка портретным объективом на диафрагме F1,8. Открытая диафрагма позволила не только красиво размыть люстру на фоне, но и дала возможность использовать ISO 400. Объектив со светосилой F5,6 потребовал бы уже ISO 4000.
NIKON D850 / 85.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.8, 1/125 с, 85.0 мм экв.
Со светосильным объективом вы значительно расширите список сюжетов и условий, в которых сможете работать. Теперь вам подвластны интерьеры ресторанов с приглушённым светом, вечерние улицы, храмы, театры… Просто открываем диафрагму и снимаем! Кроме того, за счёт высокой светосилы объектива будет быстрее и точнее работать система автофокуса: камера уверенно сфокусируется даже в сложных условиях освещения.
Размытый фон и съёмка при слабом освещении — конёк светосильной оптики! Учитывая, что для фотоаппарата любое освещение, кроме дневного, можно считать слабым, недостаточным, это весомое преимущество.
NIKON D850 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 280, F2.2, 1/100 с, 50.0 мм экв.
При наличии штатива светосильная оптика позволяет получить качественные кадры звёздного неба.
NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 3200, F3.5, 25 с, 18.0 мм экв.
Сильное и красивое размытие фона. Боке
Чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. А светосильные объективы позволяют открывать диафрагму широко. С ними глубину резкости можно сделать очень небольшой, а остальное — размыть! Светосильная оптика — лучший инструмент для работы с размытым фоном.
NIKON D850 УСТАНОВКИ: ISO 250, F1.6, 1/400 с, 105.0 мм экв.
Фон размывают для того, чтобы выделить главный объект, добавить объём или же скрыть нежелательные детали заднего плана. Размытый фон называют «боке». Такие снимки смотрятся дороже по сравнению с кадрами, сделанными на смартфон. Из-за технических ограничений камера смартфона не может сильно размывать фон (разве что с помощью цифровой обработки, но такое размытие часто смотрится неестественно).
NIKON D780 / 50mm f/1.4G УСТАНОВКИ: F1.8, 1/125 с, 50.0 мм экв.
Чемпионами по размытому фону являются портретные объективы. Они созданы для работы с малой глубиной резкости. Подробнее о том, как получить размытый фон и какие для этого нужны настройки — в отдельном уроке. Разумеется, фон следует размывать далеко не всегда. К примеру, в предметной, пейзажной, архитектурной и интерьерной съёмке размывать передний и задний план не принято.
NIKON Z 5 / 85mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 280, F1.6, 1/1600 с, 85.0 мм экв.
Что такое светосильный объектив?
Какие объективы называются светосильными? Это модели, которые имеют светосилу F2,8 или выше (F1,8, F1,4). Для зум-объективов (за редчайшими исключениями) максимальной светосилой как раз и будет значение F2,8.
NIKKOR Z 24-70mm F/2.8 S на Nikon Z 7
Как правило, зумы с такой светосилой принадлежат линейке профессиональной оптики и, кроме светосилы, имеют быстрый привод автофокуса и надёжную конструкцию. Зумы со светосилой F2,8 обычно дороже и имеют внушительные размеры.
NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 560, F4, 1/400 с, 210.0 мм экв.
Однако есть объективы со значительно более высокой светосилой! Они позволяют получить ещё более качественную картинку при слабом освещении, сильнее размывают фон. И при этом могут быть компактнее и дешевле. Речь о светосильных фикс-объективах. Они лишены возможности менять угол обзора, зато обладают светосилой F2, F1,8, F1,4 или даже F1,2! К сравнению: объектив F1,4 пропускает в 4 раза больше света, чем объектив F2,8, и в 16 раз больше, чем объектив со светосилой F5,6! Увеличение светосилы в 1,4 раза соответствует увеличению светового потока в два раза.
Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G — доступный светосильный фикс для зеркалок Nikon.
Полнокадровые камеры позволяют пользоваться самыми светосильными объективами при самой большой по площади матрице. Только здесь мы встретим объективы со светосилой F1,4 или F1,2. На полный кадр светосильных объективов существует огромное количество, с любыми фокусными расстояниями и на любой кошелёк.
NIKON Z 5 / 50mm f/1.4G УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/500 с, 50.0 мм экв.
На камерах среднего формата (с площадью матрицы больше 36×24 мм) объективы с такой светосилой мы уже не встретим — придётся довольствоваться оптикой F2,8 или даже F5,6: чем больше площадь сенсора, тем в среднем ниже светосила оптики в системе. Ведь чтобы сделать объектив с высокой светосилой, покрывающий большую площадь матрицы, само изделие должно быть очень крупным и дорогим. Но и на матрицах меньшего размера (кроп x1.5, x2, компакты) тоже практически нет объективов со светосилой более F1,2. Так что полный кадр на сегодня продолжает оставаться золотой серединой.
Рекордсмен по светосиле NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct на камере Nikon Z 7
Светосила и класс оптики. В чём разница между объективами F1,8, F1,4 и F1,2?
При выборе оптики фотографы часто спрашивают: «Почему объектив со светосилой F1,8 стоит вдвое дешевле, чем F1,4? Ведь разница в экспозиции между ними — меньше ступени!». Действительно, разница между объективами со светосилой F1,4 и F1,8 крайне мала, а на итоговой фотографии вряд ли кто-то сможет определить, на объектив с какой светосилой она была сделана. Так откуда же такая разница в цене?
NIKKOR Z 50mm f/1.8 S
NIKKOR Z 50mm f/1.2 S — топовый «полтинник» для системы Nikon Z, дороже своего собрата со светосилой F1,8 в 4 раза.
Так исторически сложилось, что светосила F1,8 — атрибут сравнительно доступной, любительской оптики. Тогда как профессиональные модели обладают значением F1,4 или даже F1,2. Чтобы сделать любительские объективы доступнее, упрощают конструкцию, применяют бюджетные материалы и менее сложные оптические схемы. Тогда как оптика профессионального уровня, наоборот, должна выдерживать все испытания — конструкция таких объективов делается пыле- и влагозащищённой, автофокус максимально быстр.
Если вы ищете недорогой объектив с высокой светосилой, смело берите модель F1,8, она порадует отличной картинкой. Если же вы занимаетесь фотографией серьёзно, снимаете много и часто, имеет смысл выбрать объектив профессионального уровня со светосилой F1,4 или F1,2.
Недавно был анонсирован NIKKOR Z 40mm f/2 — самый компактный и бюджетный «полтинник» для байонета Z. Он хорош тем, что будет давать универсальный угол обзора как на полном кадре, так и на кропе. Отличное дополнение к Nikon Z 5 и Nikon Z 50.
С учётом уже упомянутых NIKKOR Z 58mm f/0.95 S Noct, NIKKOR Z 50mm f/1.2 S, и NIKKOR Z 50mm f/1.8 S в линейке оптики Nikon Z на сегодня есть целых четыре «полтинника». Четвёртым стал NIKKOR Z 40mm f/2. Пусть вас не смущает то, что фокусное расстояние у него не 50, а 40 мм. По своему классу и области применения это самый настоящий универсальный «полтинник».
В чём измеряется светосила? Диафрагма и относительное отверстие
Мы привыкли, что значение диафрагмы характеризуются числами. Их часто называют F-числами (F-number), а в обозначении диафрагмы перед ним ставят букву F: F2,8 или f/2,8. Чем меньше число, тем сильнее открыта диафрагма на объективе. Но откуда вообще взялись эти числа и что они обозначают?
Начнём с того, что параметр, который фотографы называют диафрагмой, правильно называть относительным отверстием. Диафрагма — это лишь механизм, его регулирующий. Его в объективе может и не быть, и тогда он будет всегда снимать на самой открытой диафрагме — так устроены почти все объективы камер смартфонов. Нет диафрагмы и в зеркально-линзовых объективах.
Механизм диафрагмы состоит из нескольких лепестков, регулирующих размер отверстия в объективе.
Относительное отверстие объектива — отношение диаметра входного зрачка (место, где расположен механизм диафрагмы) к его фокусному расстоянию. К примеру, при фокусном расстоянии 50 мм и диаметре отверстия 25 мм объектив будет иметь относительное отверстие 1:2 или F2.
Если максимальный диаметр отверстия в объективе с фокусным расстоянием 50 мм составит те же 50 мм, такой объектив будет иметь относительное отверстие 1:1 или F1. В любом современном объективе есть механизм диафрагмы, поэтому диаметр относительного отверстия можно уменьшить. Но вот максимальное относительное отверстие (светосила) ограничено максимальным диаметром отверстия в объективе.
Nikon AF-S NIKKOR 200mm f/2G ED VR II. Чтобы обеспечить светосилу F2 при 200 мм фокусного расстояния, объектив должен быть крупным. Этот «малыш» весит почти три кило.
Чтобы иметь относительное отверстие F2 на объективе в 200 мм, потребуется уже диаметр 100 мм! Представьте себе размеры такого объектива! Между прочим, в линейке Nikon такая модель существует. Чем более длиннофокусный объектив перед нами, тем сложнее добиться высокой светосилы. Как правило, светосильные длиннофокусные объективы очень крупные и дорогие: для их изготовления нужно много стекла, требуются огромные по размеру линзы.
Почему же значения диафрагмы обозначаются в формате F2,8 (относительное отверстие 1:2.8)? Давайте посмотрим на так называемый диафрагменный ряд, чтобы увидеть все его значения.
Между каждым из этих значений разница в одну ступень экспозиции. Переключившись с диафрагмы F2,8 на F4, мы сократим поток света, проходящий через объектив, в два раза. Эти значения различаются на квадратный корень из двух. И именно такие цифры получаются из-за того, что меняется прежде всего площадь отверстия в объективе — она влияет на количество проходящего света. А нам нужно охарактеризовать площадь круглого отверстия через его диаметр. Увеличение площади круга вдвое приводит к увеличению его диаметра в 1,4 раза, отсюда получаются такие числа в ряду диафрагм.
В современных фотоаппаратах есть и другие, промежуточные значения, так как в них относительное отверстие регулируется с шагом не в одну ступень экспозиции, а в ⅓ ступени. Это нужно для более гибкой регулировки параметров, яркости получаемых кадров.
Итак, относительное отверстие объектива, значение диафрагмы, в полном виде будет обозначаться как дробь (например, 1:2.8). Но для упрощения записи фотографы стали писать F/2,8, а потом и просто F2,8. Теперь мы знаем, почему значения диафрагмы имеют такой странный вид и почему открытая диафрагма обозначается малым числом, а закрытая — бóльшим, хотя интуитивно всё должно быть наоборот. Чем больше делитель дроби, тем меньшее число он обозначает, и поэтому, например, отверстие 1:1.8 (F1.8) значительно крупнее, чем 1:16 (F16).
Эффективная и геометрическая светосила. F-stop и T-stop
Всё сказанное выше относилось к геометрической светосиле. В своих расчётах мы учитывали лишь геометрические параметры — диаметр, ширину отверстия… Однако на то, сколько света пройдёт через объектив, влияет ещё и качество стёкла, из которого сделаны линзы. Ни одно стекло не пропускает через себя 100% света, какая-то его часть отражается от поверхности линз, теряется в оптической схеме объектива. У современной оптики потери могут доходить до 40%! Потери тем больше, чем сложнее оптическая схема объектива. Разумеется, на светопропускание линзы влияет и качество её изготовления, совершенство антибликовых просветляющих покрытий. Чтобы сократить потери, часто объединяют несколько линз в группы.
Но эффективная светосила объектива всегда будет чуть ниже геометрической. Если геометрическую светосилу обозначают буквой F, то эффективную светосилу, учитывающую потери света в объективе, характеризуют буквой T (Transmission).
Производители фотооптики редко указывают светосилу в T-стопах. Поэтому светопропускание объектива измеряют сторонние лаборатории, такие как DXOmark.
При одинаковой геометрической светосиле объектив с более высокой эффективной светосилой будет давать более яркую картинку. За редкими исключениями, разница между геометрической и эффективной светосилой у современной оптики невелика и составляет менее ½ ступени экспозиции.
Однако для кинематографистов эффективная светосила важна. Поэтому на кинообъективах всегда указывают именно T-стопы, а не F-стопы.
«Эквивалентная светосила»: несостоятельность термина
На просторах форумов можно встретить такой термин как «эквивалентная светосила». Подобно тому как пересчитывают эквивалентное фокусное расстояние, чтобы охарактеризовать угол обзора объектива на камерах с разным кроп-фактором, некоторые пользователи предлагают пересчитать и светосилу.
Отталкиваются они от величины глубины резкости, получаемой на одном и том же угле обзора объективами с разным фокусным расстоянием на кропе и полном кадре.
Формула простая: F экв. = F × кроп-фактор
Кадр снят на объектив Nikon AF-S 50mm f/1. 4G Nikkor. Тот же угол обзора и глубину резкости на полном кадре мы получим с объективом 75мм F2.2. Стало быть, «эквивалентная светосила» Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor на кропе составит F2,2.
NIKON D3500 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1.4, 1/125 с, 75.0 мм экв.
Однако термин «эквивалентная светосила» всё же несостоятелен. Почему? Реальная светосила влияет не только на глубину резкости и степень размытия фона, но и на экспозицию! Светосила — термин, имеющий отношение именно к экспозиции, а она не зависит от размера матрицы. В одних и тех же условиях и камера смартфона, и кроп-камера, и полнокадровая камера будут снимать на одинаковых параметрах выдержки, диафрагмы и светочувствительности. А значит «эквивалентная светосила» не нужна.
Светосила и выбор объектива
Дадим несколько рекомендаций по выбору и работе со светосильной оптикой.
NIKON D810 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 64, F1.8, 1/500 с, 50. 0 мм экв.
Да, светосила — это здорово. Однако светосильная оптика часто бывает тяжёлой, дорогой. Есть жанры, где светосила объектива неважна, ведь снимать нужно на закрытых диафрагмах, со штатива. Это любая студийная съёмка с импульсным светом, каталожная предметная съёмка, интерьерная фотография, пейзажная (за исключением съёмки звёздного неба, где высокая светосила принципиально важна) и архитектурная фотография.
Каталожная съёмка всегда ведётся на закрытых диафрагмах, ведь нужно обеспечить достаточно большую глубину резкости, чтобы в неё вошел весь объект съёмки. Следовательно, высокая светосила объектива для таких съёмок необязательна.
Если вы интересуетесь такими видами съёмки, светосила не должна быть решающим фактором при выборе оптики. Есть и другие важные свойства объективов (диапазон фокусных расстояний, резкость, бликозащита, минимальная дистанция фокусировки, «рисунок» и др.), на которые необходимо обратить внимание. Порой, выбрав менее светосильную оптику, можно серьёзно сэкономить бюджет и облегчить комплект оборудования.
Для достижения достаточной глубины резкости и хорошей резкости по всей площади кадра объектив закрыт до F9. Съёмка ведётся со штатива, без него получится «шевелёнка».
NIKON D850 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F9, 20 с, 24.0 мм экв.
В каких направлениях съёмки точно понадобится светосильный объектив? В портретной и свадебной фотографии пригодится светосильный портретный фикс и, возможно, другие объективы с высокой светосилой.
Nikon AF-S NIKKOR 105mm f/1.4E ED
Nikon AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G
NIKKOR Z 85mm f/1.8 S
Светосильные фикс-объективы широко применяются и в творческих съёмках.
Для камер формата DX (кроп 1.5) в качестве портретных объективов можно использовать «полтинники», например Nikon AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. Они дадут на кропе подходящий для классического портрета угол обзора.
NIKON D3500 / 50.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 400, F1. 4, 1/80 с, 75.0 мм экв.
Если вы занимаетесь репортажной фотографией, присмотритесь к зум-объективам со светосилой F2,8. Конечно, самый востребованный класс объективов для репортажа — 24-70 F2.8, но не надо забывать и о 70-200 F2.8. Телевики бывают нужны часто!
Nikon AF-S NIKKOR 24-70mm f/2.8G ED
NIKKOR Z 24-70mm F/2.8 S
NIKON Z 7_2 / NIKKOR Z 70-200mm f/2.8 VR S Z TC-1.4x УСТАНОВКИ: ISO 320, F4, 1/1000 с, 210.0 мм экв.
Для съёмки звёздного неба тоже нужна высокая светосила. Чтобы снимать в жанре астропейзажа, потребуется светосильный широкоугольный объектив. Есть класс объективов 14-24 F2.8, они хороши и для репортажа, и для любых видов пейзажной фотографии, в том числе ночной.
Nikon AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED
NIKKOR Z 14-24mm F2.8 S
Альтернативой этим зумам могут стать фиксы типа 20 мм F1.8
Nikon AF-S NIKKOR 20mm f/1.8 G ED
NIKKOR Z 20mm f/1.8 S
А что, если вы пока не знаете, в каком жанре будете снимать? Может, сейчас нужен максимально универсальный объектив с высокой светосилой? В таком случае обратите внимание на «полтинники». На кропе такой вариант будет неплохим «портретником», позволит заниматься предметной съёмкой, а на полном кадре он превратится в универсал на все случаи жизни. О них мы писали выше.
NIKON Z 7 / 0.0 mm f/0.0 УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.2, 1/125 с, 55.0 мм экв.
Светосильный объектив сделать нетрудно, что подтверждает множество дешёвых объективов от сторонних производителей с рекордной светосилой. Но трудно сделать оптику, которая на открытой диафрагме даёт резкое изображение. Качественный объектив уже на самой открытой диафрагме даст отличное изображение с минимумом искажений и аберраций. Если же резкость изображения вам не так важна и вы скорее за художественность картинки, то присмотритесь к винтажной оптике: она «рисует» интереснее современной, и те же старинные объективы Nikkor способны на многое, а использовать их на современных камерах очень просто.
NIKON D850 / 85 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 800, F1.4, 1/200 с, 85. 0 мм экв.
Заключение
«А что, так можно было?!» — часто слышу от своих учеников, впервые попробовавших что-то типа простого 50mm F1.8 после китового объектива. Переход на светосильную оптику — отдельный этап в становлении фотографа, открывающий ему новые возможности.
Как и любой инструмент, светосильный объектив требует от пользователя определённых навыков. К примеру, съёмка на открытых диафрагмах требует идеально точной фокусировки и рационального расчёта глубины резкости. Поэтому автофокус по глазам на беззеркальных камерах — такая классная штука, он позволяет гораздо эффективнее работать со светосильной оптикой.
Не останавливайтесь на достигнутом и совершенствуйтесь в съёмке вместе с нами!
Что такое светосила. Какой светосильный объектив выбрать. ★ Октябрь 2022 ★ top-mob.com
от Константин
Наверняка, если вы покупали объектив, то не раз слышали такое понятие как светосила объектива. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы и конечно же продавец старался вам продать более дорогой объектив именно ссылаясь на этот мистический параметр — светосила, как-будто он решит все ваши проблемы 😉
Вначале давайте разберемся что такое светосила объектива, и с чем её едят. Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива — тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива.
Светосила объектива зависит от следующих параметров:
- диафрагма
- фокусное расстояние
- качество оптики
Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (так называемой геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают у себя на объективах, наверняка вы встречали следующие подписи — 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.
Для заметки, самый светосильный объектив в мире, был сделан в 1966 году для NASA которые использовали его в целях съемки темной стороны луны. Называется он Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и светосила у него равна 1:0.7, таких объективов было выпущено всего десять.
Каждый фотограф, будь-то он начинающий или профи, знает — самые светосильные объективы это портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. И конечно же, каждый уважающий себя фотограф имеет в арсенале такой объектив. Ещё один плюс, светосильных фиксов — то что они относительно недорогие, к примеру если сравнивать с светосильными зум-объективами, но не менее качественные.
Светосильные объективы идеально подходят для портретной съемки, потому что они дают малую глубину резкости, что очень важно для портретной съемки.
Какой портретный объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?
Существует тот факт, что новички хотят купить себе более светосильный объектив, и конечно же продавцы с радостью им продают этот объектив, который стоит в разы дороже. Вопрос только нужно ли переплачивать за диафрагму f/1.4 если вы ей практически не будете ей пользоваться!?
Глубина резкости (ГРИП) напрямую зависит от светосилы вашего объектива, поэтому фотографируя с диафрагмой f/1.2, f/1.4 и f/1.8 фокусная плоскость очень мала, и вы рискуете тем, что ваш объект съемки будет вне фокусной плоскости, вот как здесь:
Этот кадр я сделал давно, я его испортил. Испортил тем, что фотографировал с максимально открытой диафрагмой f/1.2 и конечно же, в фокус я не попал, момент упустил, а кадр испоганил т.к. он не резкий (см. статью как сделать фото резким).
Потом я сфотографировал ещё один, в котором все хорошо: лицо в фокусе а фон размытый, но диафрагма уже была f/2.8.
Я много перепортил кадров, до того, как я понял, что f/1. 2 нужно использовать только в случае если не хватает света для съемки и то, это не всегда помогает, проще повысить ISO, особенно если у вас полноформатная цифровая камера. Порой, даже на 50мм фикс с диафрагмой f/2.8 — можно промахнуться и многие детали окажутся не в фокусе, поэтому я всегда перестраховываюсь, особенно когда фотографирую моделей, при хорошем освещении использую диафрагму не меньше чем f/3.2.
Как видите, глубина резкости вполне ощутима.
Вывод
Светосильный объектив идеально подходит для портретной съемки, поэтому любой уважающий себя фотограф обязательно должен иметь такой в арсенале.
При покупке светосильного объектива, не покупайтесь на заявленные 1:1.2 либо 1:1.4. Использовать максимально открытую диафрагму вы будете крайне редко, поэтому, если у вас есть выбор между светосильным портретным объективом 1:1.2, 1:1.4 и 1:1.8 не делайте ошибку и не тратьте лишние деньги покупая максимально доступный светосильный объектив, вам вполне достаточно портретника со светосилой 1:1. 8.
Спасибо за прочтение и до новых встреч.
Наш ТелеграмДействительно ли нам нужно так много светосильных объективов в наше время?
Война между производителями за создание и продажу светосильных объективов такая же жестокая и кровавая, как и сегодня бушующие мегапиксельные войны; однако правда в том, что нам не нужны светосильные объективы , просто многие фотографы хотят их, и есть большая разница между потребностью и желанием.
Я уже чувствую запах дыма, исходящего от клавиатур разгневанных создателей, которые хотят оставлять комментарии, говорящие мне, что я сошел с ума, даже думая, что нам не нужны объективы со сверхсветовыми диафрагмами. Тем не менее, это тема, которую необходимо обсудить. Итак, давайте уделим себе минуту, чтобы собраться, прежде чем погрузиться в светосильные линзы и то, как они превратились из необходимости в предмет роскоши, который может быть желанным, но не обязательно необходимым в наши дни.
Прогулка по переулку воспоминаний
Восьмиэлементный объектив Pentax Asahi Super Takumar 50mm f/1. 4 на Panasonic Lumix S5.В начале 20-го века светосильные объективы помогли фотографам преодолеть ограничения материалов, которые они использовали. Это так просто. Светосильные объективы не использовались для создания определенного вида или для того, чтобы фотографы (скажем прямо, только мы, создатели, пускаем слюни на боке) могли охать и ахать при чрезвычайно малой глубине резкости. Нет, у светосильных объективов того времени была одна задача: преодолеть ограничения медленной пленки. И линзы справились со своей задачей.
По мере нашего развития в 20-м и 21-м веках роль широкоугольных объективов начала меняться благодаря пленке с более высокими значениями ISO и более простым в использовании технологиям вспышки. Эти технологии позволили фотографам использовать свои светосильные объективы с немного большей творческой свободой. Перенесемся в настоящее, и светосильные объективы переосмысливаются в эпоху цифровых технологий.
Холодная суровая правда: светосильные объективы — не более чем символы статуса
Canon RF 50mm f/1. 2 — красивый объектив, но он заставит ваш кошелек плакатьЯ вообще ничего не имею против светосильных объективов, так что не воспринимайте этот пост как пост, где я их просто ругаю. У меня самого есть несколько светосильных объективов. В правильных руках и при использовании в правильных ситуациях объективы с невероятно широкой апертурой могут использоваться для создания красивых изображений.
Проблема сейчас в том, что творческие снобы и влиятельные лица скажут вам, что вы не профессионал, если не снимаете с последними объективами f/0.95, f/1.0, f/1.2 или f/1.4. Это полная ерунда. Эта гипербола создает проблему, поэтому люди идут и покупают эти линзы, которые стоят целое состояние, потому что кто-то, кого они даже не знают, сказал им, что они им нужны.
В результате я, как и многие другие, вижу множество фотографов, которые ходят с светосильными объективами и снимают все на открытой диафрагме, когда в этом просто нет необходимости. Если это то, что им нравится, им нужно больше мощности, но постоянная стрельба с открытой диафрагмы переоценена. Чаще всего нужный кадр будет упущен из-за очень малой глубины резкости.
А как насчет съемки при слабом освещении?
Panasonic Lumix S5, ISO 12800, объектив f/5,6. Есть жалобы? Не думал.Когда дело доходит до съемки при слабом освещении, современные камеры со встроенной стабилизацией изображения (IBIS) и усовершенствованными датчиками становятся монстрами при слабом освещении. IBIS может помочь вам поддерживать низкий уровень ISO, а когда вам нужно увеличить значение ISO, я могу сказать вам, что сегодня на рынке нет датчика, который выдает плохие изображения при ISO 6400. Даже датчики APS-C и Micro Four Thirds работают хорошо. .
Я протестировал камеры (Nikon Z 50 и Pentax K-3 III; читайте наш обзор здесь), которые могут создавать чистые изображения при ISO 12 800. Итак, можно сказать, что изначальная потребность в светосильных объективах отпала. Тем не менее, было бы упущением с моей стороны сказать, что в ситуациях очень слабого освещения, когда ваш клиент хочет, чтобы вы сохраняли низкое значение ISO, могут помочь светосильные объективы. Тем не менее, для большинства фотографов таких случаев, вероятно, немного.
Все дело в мечтательном боке
Я сделал этот снимок с диафрагмой f/1.2 во время обзора объектива. Конечный результат великолепен; однако я все же не рекомендую снимать портреты с такой узкой глубиной резкости.Сегодня светосильные объективы в основном используются для чего-то одного. Боке. За последние несколько лет почти на каждом портрете, размещенном в социальных сетях, один глаз был в фокусе, а все остальное размыто. Для меня это немного странно, так как я предпочитаю снимать свои портреты, начиная с f/2.8-3.5, чтобы обеспечить критическую фокусировку на глазах (да, во множественном числе). Однако это только я; Я знаю, что все разные. Однако, когда изображение, снятое с широко открытой диафрагмы, сделано правильно, оно может быть захватывающим.
Итак, можно сказать, что светосильные объективы необходимы для создания определенного стиля изображения. Тем не менее, каждый объектив в той или иной степени способен создавать боке. Создать боке легко, если вы знаете, как расположить объект относительно объектива и фона. Итак, опять же, светосильные объективы на самом деле не нужны; хотя они, безусловно, нужны.
Лицензия Creative
Объектив Sony 50mm f/1.2 на Sony a1.Прошли те времена, когда для получения приемлемого изображения требовались светосильные объективы. Теперь, как мы обсуждали выше, мы хотим, чтобы они создавали визуальный эффект, который интересует только креативщиков. У меня никогда не было клиентов, которые начинали со мной разговор о боке, зеркальных бликах и шарах боке. Этого просто не бывает. Фотографы — единственные люди, которые обращают внимание на ту область, на которую мы не хотим, чтобы другие обращали внимание. Это абсурд.
Светосильные объективы перестали быть инструментом, необходимым для критической функции, и стали более креативными, и это нормально. Быть креативным — это здорово. Однако не попадайтесь в ловушку, думая, что вам нужно продать часть тела, чтобы приобрести светосильный объектив, когда более дешевая альтернатива может помочь вам проявить творческий подход.
Светосильные объективы отлично подходят для маркетинговой рекламы
Создан на основе сверхдоступного объектива Pentax 28-105 f/3,5-5,6 при f/5 на Pentax K-1 II. Переменная диафрагма не помешала мне творить.Современные светосильные объективы для меня больше маркетинговый экспонат, чем что-либо еще. Я понимаю, почему компании продолжают выпускать эти линзы. О, смотрите, что мы можем сделать! Наш новый фикс f/0,95 гарантирует, что один глаз (или ресница, если вы не будете слишком осторожны) будут четкими как бритва! Ты нуждаешься в этом! Эта ерунда делает отличный маркетинговый текст. К сожалению, многие на это попадают.
Лично я лучше потрачу тысячи долларов на несколько более дешевых объективов, чем на один объектив с одним трюком. Я доверяю своим способностям и доверяю современным камерам, когда дело доходит до съемки при слабом освещении. Теперь сверхсветосильные объективы — по крайней мере, для меня — не нужны. Тем не менее, это всего лишь мои пять копеек. Мы все разные, и я ценю и уважаю это.
Во что бы то ни стало, делайте то, что вам нужно для себя и своего творческого стиля. Однако имейте в виду, что если кто-то говорит, что вам что-то нужно, это не значит, что это правда. Остерегайтесь этих волков в овечьей шкуре; они могут в конечном итоге стоить вам много денег. Как вы относитесь к светосильным объективам? Как вы думаете, должно ли их быть так много на рынке? Стоят ли они денег? Дайте нам знать в разделе комментариев ниже.
Нужны ли в фотографии сверхсветосильные объективы?
Я знаю. Читаешь заголовок и думаешь, конечно нужны светосильные объективы. Почему они нам не понадобятся? Правда нам не нужны светосильные объективы . Тем не менее, многие фотографы хотят их. Тем не менее, есть большая разница между потребностью и желанием.
Я уже слышу щелканье клавиш от тех, кто хочет оставить комментарии, говорящие мне, что я либо А, тупой, либо Б, сумасшедший даже за то, что предположил, что нам не нужны светосильные объективы. Однако подождите секунду. Давайте посмотрим на светосильные объективы и на то, как они превратились из необходимости в роскошь за последние годы.
Раньше вам требовались светосильные объективы
Pentax Asahi Super Takumar 50mm f/1.4 8 element на современный Panasonic Lumix S5.Не так давно пленка была единственным форматом для фотографов. На заре кино было не так много вариантов, когда речь шла о скорости пленки. У вас было медленно, еще медленнее и еще медленнее. Итак, если вы фотожурналист, вам нужны светосильные объективы на случай, если вас отправят снимать в темных местах. Без светосильного объектива вы бы утонули, так как пленку можно продвигать только до определенного предела.
Итак, светосильные линзы сослужили свою службу. Они были на 100% необходимы для работы в условиях низкой освещенности.
В начале 20-го века светосильные объективы помогли фотографам преодолеть ограничения материалов, которые они использовали. Это так просто. Светосильные объективы не использовались для создания особого вида или для того, чтобы фотографы могли охать и охать при очень малой глубине резкости. Нет, у объективов была одна работа, и они с ней справлялись очень хорошо.
По мере нашего развития в 20-м и 21-м веках роли, которые играли объективы с широкой апертурой, начали меняться благодаря пленке с более высокими значениями ISO и более простым в использовании технологиям вспышки. Теперь светосильные объективы снова переосмысливаются в эпоху цифровых технологий.
Светосильные объективы — символ статуса
Canon RF 50mm f/1.2 — красивый объектив, но он заставит ваш кошелек плакатьЯ вообще ничего не имею против светосильных объективов, так что не воспринимайте этот пост как критику. Я думаю, что в правильных руках и при использовании в правильных ситуациях объективы с невероятно широкой апертурой могут использоваться для создания красивых изображений. Особенно портреты.
Проблема сейчас в том, что творческие снобы и влиятельные лица скажут вам, что, если вы не снимаете с новейшей диафрагмой f/0.95, f/1.0, f/1.2 или f/1.4, вы не профессионал. Итак, люди идут и покупают эти линзы просто для того, чтобы они были, а не потому, что они им нужны. Я вижу так много фотографов, которые ходят с светосильными объективами и снимают все на открытой диафрагме, когда в этом просто нет необходимости.
Когда дело доходит до съемки при слабом освещении, современные камеры со встроенной стабилизацией изображения (IBIS) и усовершенствованными датчиками становятся монстрами при слабом освещении. IBIS может помочь вам поддерживать низкий уровень ISO, а когда вам нужно увеличить значение ISO, я могу сказать вам, что сегодня на рынке нет датчика, который выдает плохие изображения при ISO 6400. Даже датчики APS-C и микро четыре трети Хорошо выступить.
Я протестировал камеры (Nikon Z 50 и Pentax K-3 III; читайте наш обзор здесь), которые могут создавать чистые изображения при ISO 12 800. Итак, можно сказать, что изначальная потребность в светосильных объективах отпала.
Все дело в боке
Сегодня светосильные объективы в основном используются для чего-то одного. Боке. За последние несколько лет почти на каждом портрете, размещенном в социальных сетях, один глаз был в фокусе, а все остальное размыто. Для меня это немного странно, так как я предпочитаю снимать свои портреты, начиная с f/2.8-3.5, чтобы я мог хотя бы обеспечить критическую фокусировку на глазах (да, во множественном числе).
Итак, можно сказать, что светосильные объективы необходимы для создания определенного стиля изображения. Даже в этом случае каждый объектив способен в некоторой степени создавать боке, если вы знаете, как расположить объект относительно объектива и фона. Итак, опять же, светосильные объективы на самом деле не нужны, хотя они, безусловно, нужны.
Лицензия Creative
Объектив Sony 50mm f/1.2 на Sony a1.Давно прошли те времена, когда светосильные объективы требовались даже для получения пригодного для использования изображения. Теперь, как мы обсуждали выше, мы просто хотим, чтобы они создавали визуальный эффект, который волнует только креативщиков. Ко мне еще ни разу не подходил клиент и не начинал разговор о боке и шарах боке. Этого просто не бывает. Креативщики — единственные люди, которые обращают внимание на ту область, на которую мы не хотим, чтобы другие обращали внимание. Это абсурд.
Светосильные объективы перестали быть инструментом, необходимым для критически важных функций, и стали более креативными, и это нормально. Быть креативным — это здорово. Просто не попадайтесь в ловушку, думая, что вам нужно продать часть тела, чтобы приобрести объектив, когда более дешевая альтернатива может помочь вам проявить творческий подход.
Светосильные объективы = рекламный ажиотаж
Создан на основе сверхдоступного объектива Pentax 28-105 f/3,5-5,6 при f/5 на Pentax K-1 II. Переменная диафрагма не помешала мне творить.Современные светосильные объективы для меня больше маркетинговый экспонат, чем что-либо еще (кто-нибудь Nikkor Z 58mm f/0.95 S Noct?). Я понимаю, почему компании продолжают выпускать эти линзы. О, смотрите, что мы можем сделать! Наш новый фикс f/1.0 гарантирует, что один глаз будет острым как бритва! Ты нуждаешься в этом! Это делает для большой маркетинговой копии.
Лично я лучше потрачу тысячи долларов на несколько более дешевых объективов, чем на один объектив с одной хитростью.