Триплет объектив – Триплет (объектив) — Википедия

Содержание

Триплет (объектив) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Триплет. Оптическая схема триплета

Трипле́т Ку́ка (от лат. triplus — тройной) — тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками.
Рассчитан в 1893 году Гарольдом Тейлором (англ. Harold Dennis Taylor) для фирмы Кук (англ. Cooke of York) и запатентован в 1894 году[1][2][П 1].

История создания и особенности конструкции

Триплет представляет собой несимметричный анастигмат (объектив с исправленными, в пределах некоторого угла поля изображения, астигматизмом и кривизной поля), характеризуемый тем, что его средняя линза является рассеивающей, а передняя и задняя — собирающими. В общем случае, суммарная оптическая сила собирательных линз примерно равна оптической силе рассеивающей линзы. Апертурная диафрагма, как правило, между второй и третьей линзами.

Как объяснял Гарольд Тейлор[3], идея создания триплета заключалась в том, чтобы разделить один из компонентов двухлинзового объектива, состоящего из положительной и отрицательной линз, изготовленных из одинакового стекла и имеющих одинаковую оптическую силу.

Несмотря на равенство оптических сил отдельных линз, такой объектив (при некотором расстоянии между линзами) имеет суммарную положительную силу. Причём из-за равенства сил и показателей преломления стёкол равна нулю и четвёртая сумма Зейделя—Петцваля, определяющая кривизну поля изображения. Если в таком объективе разделить одну из линз и поместить её «половинки» по разные стороны второй линзы, то значение четвёртой суммы не изменится, но появится возможность исправлять аберрации косых пучков лучей (кому, астигматизм и дисторсию).

Здесь необходимо отметить, что точное следование принципу, предложенному Тейлором, не позволяет исправить аберрации объектива в достаточной степени, поэтому при расчёте реальных триплетов Кука, как правило, пользуются иными способами, а четвёртая сумма может достигать довольно больших величин.

Хроматические аберрации триплета исправляются, как обычно, за счёт применения неодинаковых по дисперсии оптических стёкол. Подобный трёхлинзовый, не двухлинзовый тип ахромата был предложен Питером Доллондом (англ. Peter Dollond) в 1765 году в качестве объектива телескопа.

Из остаточных аберраций триплета наиболее заметны кома, хроматизм увеличения, а также аберрации высших порядков (например, сферическая аберрация наклонных пучков лучей).

Объектив триплет примечателен тем что обладает мягким приятным рисунком и боке, по этим параметрам являющимся непревзойдённым эталоном.

Видео по теме

Применение

Объектив «Т-43» 4/40
Фотоаппарат «Смена-35»

Фотообъективы этого типа получили большое распространение, хотя для сохранения приемлемого качества изображения их угловое поле ограничено 55°, а относительное отверстие, как правило, не превышает f/3,5.

Так, в конце XIX в. и в начале XX в. триплеты широко применялись в качестве «универсальных» и портретных, однако в малоформатной фотографии были постепенно вытеснены более совершенными объективами.

Разрешающая способность триплетов невелика и примерно равна 30 линий на мм в центре кадра и 10—15 — на краю поля[4]. Предельное относительное отверстие, при котором эта схема даёт приемлемую чёткость изображения: 1/4 — 1/6,3, однако применение стёкол с высокими показателями преломления и некоторое уменьшение полевого угла позволяет рассчитать объективы с относительным отверстием 1:2,4 и разрешающей способностью до 60 в центре и 40 на краю линий на мм («Т-55» 2,4/12,5 в кинокамерах «Ломо-212» и «Ломо-216», фотоаппарат «Восход» — объектив «Т-48» 2,8/45, кинокамеры «Экран-4» и «Экран-5» — относительное отверстие f/1,8.)

Объективы «Триплет» на советской кинофотоаппаратуре

В СССР объективы этой оптической схемы получили обозначение буквой «Т» и порядковым номером разработки (например, «Т-22») и устанавливались в недорогие фотокамеры начального уровня, такие как «Любитель-166» или «Смена» («Вилия», «Силуэт-электро», «Орион-ЕЕ»), а также в диапроекторы и любительские 8-мм кинокамеры

[5].

Название
модели
фокусное расстояние
f, мм
относительное
отверстие
угловое
поле, град
Разрешающая сила, лин/ммПрименение
в центрена краю
«Триплет»12,51:2.88-мм кинокамеры «Кама», «Экран», «Экран-2», «Экран-3», «Турист»
«Триплет»12,51:1.88-мм кинокамеры «Экран-4», «Экран-5»
«Триплет»501:6.3Довоенная «Смена»
«T-21»801:6.8«Комсомолец»
«T-22»
(малоформатный)
401:4.5Послевоенная «Смена»
«Смена-М»
«Смена-2»
«Смена-2М»
«Смена-3»
«Смена-4»
«Весна»
«Весна-2»
«T-22»
(среднеформатный)
751:4.5592412поздние серии «Комсомольца»

«Любитель»
«Любитель-2»
«Спутник»
«Любитель-166»
«Любитель-166В»
«Любитель-166 универсал»

«T-26»1351:6.8«Момент» и разработанный на его базе «Ученик»
«T-32»451:3.5«Юность»
«T-35»751:4«Эстафета»
«T-40»10 1:2.88-мм кинокамеры «Спорт», «Спорт-2», «Спорт-3»
«T-42»401:5.6«Смена-5»
«T-43»401:4.0563717Фотоаппараты семейства «Смена», начиная со «Смены-6». Диафрагма 8 лепестков, встроенный центральный 5-ти лепестковый затвор. Присоединительная резьба под светофильтры М35,5х0,5.
«T-48»451:2,8«Восход»
«T-51»101:2.83460428-мм кинокамеры «Спорт-4», «Аврора» (1960-е годы)
«T-54»16.51:2.82460428-мм кинокамера «ЛОМО-212»
«T-55»12.51:2.43165378-мм кинокамеры «ЛОМО-216», «ЛОМО-218», «Аврора-217», «Аврора-219»
«T-69-3»401:4.0564817«Вилия»
«Вилия-авто»
«Силуэт-электро»
«Орион-ЕЕ». Присоединительная резьба под светофильтры М46х0,75.

Дальнейшее развитие

Схемы некоторых модификаций триплета

Недостаточное поле изображения и ограниченная светосила были причиной тому, что развитие базовой конструкции триплета пошло сразу, и несколькими путями.

Одним из таких направлений стало усложнение его компонентов путём замены простых линз склейками из оптического стекла разного типа. Так, например, в 1900 г., введя склейки в обе положительные линзы, Карл Хартинг (Carl August Hans Harting) из Voightländer & Sohn создал свой Гелиар (Heliar), а в 1903 году — Dynar[П 2] и Oxyn (репродукционный). Из более поздних разработок можно упомянуть объективы Гектор (Hektor) и Тамбар (Thambar), рассчитанные Максом Береком (Max Berek) для Ernst Leitz G.m.b.H, где заменена склейкой вторая (рассеивающая) линза. Причём применение склеек продиктовано необходимостью исправить монохроматические аберрации наклонных пучков (кому, астигматизм и кривизну поля изображения) и никак не связано с хроматическими аберрациями объектива.

Стоит также отметить, что усложнённая версия триплета, все три линзы которого являлись склейками, была рассчитана и самим создателем триплета Гарольдом Тейлором (Harold Dennis Taylor) ещё в 1894 г.[6] Сделано это было по причине ошибочного предположения о необходимости ахроматизации каждого компонента, и Тейлор нашёл такое усложнение ненужным[П 3].

Другим направлением стало «расщепление» компонентов. Так, разделение задней линзы позволило несколько уменьшить аберрации наклонных пучков (в частности, аберрации высших порядков) и рассчитать объективы более светосильные, чем оригинальный триплет. Например, Сириус (Г. Г. Слюсарёв, СССР) и Pan-Tachar (William F. Bielicke, Astro-Berlin).

Предложенное в 1898 году Эмилем фон Хёгом (Emil von Höegh) и Карлом Герцем (Carl Paul Goerz) разделение второй (рассеивающий) линзы на две привело к созданию, по сути, симметричного объектива[П 4]. По сравнению с оригинальной трёхлинзовой такая конструкция лучше исправлена в отношении аберраций высших порядков, но обладает двумя лишними поверхностями, что отрицательно влияет на контраст изображения. Однако, оказавшись менее требовательными к точности изготовления, эти объективы обеспечивали достаточное, а иногда и лучшее, качество изображения. Массово выпускались в 1920-х — 1930-х годах, различными фирмами и под различными названиями. Такими как: Celor, Dogmar и Artar (Goerz), Aviar (Cook), Ортагоз (И. А. Турыгин, ГОМЗ), Eurynar и Ronar (Rodenstok) и др.

Но особенно плодотворным оказалось «расщепление» передней линзы на два (и более) мениска. Это решение, предложенное в 1916 году Чарльзом Майнором (Charles C. Minor), помогло в дальнейшем в разработке обширной группы светосильных объективов, таких как Эрностар и Зоннар.

Примечания

  1. ↑ Патенты:
    • Великобритании № 22607 (GB189322607)
    • США № 568052 (US568052)
  2. ↑ По утверждению Р. Кингслейка (R. Kingslake,»A History of Photographic Lens», стр.107), после Первой мировой войны именно «Dynar» выпускался фирмой Voightländer & Sohn под маркировкой «Heliar», так как обе версии «оригинального» Гелиара (1900 и 1902 гг.) оказались не столь удачны. Причём тот же Кингслейк считает Динар модификацией не столько триплета, сколько тессара.
  3. ↑ Тем более что, по словам Тейлора, главным объектом изобретения являлось упрощение и удешевление фотографических объективов (см. патент Великобритании № 22607).
  4. ↑ Хотя Г. Г. Слюсарёв («Расчёт оптических систем», Л, 1975. Стр. 270) рассматривает эти объективы именно как модификацию триплета, однако Р. Кингслейк («A History of Photographic Lens», 1989. Стр. 100—102) предполагает, что это независимая разработка на основе двухлинзового объектива типа
    dialyte
    .

Источники

Литература

  • С.В. Савельев. Триплет: искусство фотографии / — М.: ВЕДИ, 2018. — (Серия «Искусство фотографии») ISBN 978-5-94624-052-9
  • Д. С. Волосов. § 3. Универсальные объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 301—310. — 543 с.
  • Слюсарёв Г. Г. Расчёт оптических систем. Л., «Машиностроение», 1975.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 337. — 447 с.
  • R. Kingslake. A History of Photographic Lens, Academy Press, 1989. ISBN 0-12-408640-3
  • H. Dennis Taylor. Optical Designing as an Art, Trans. Opt. Soc. 24(1923)
  • Ronald Pearsall, Collecting and Restoring Scientific Instruments, David and Charles, London 1974, ISBN 0-7153-6354-9.

wiki2.red

Триплет (объектив) — это… Что такое Триплет (объектив)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Триплет. Оптическая схема триплета

Трипле́т Ку́ка (от лат. triplus — тройной) — тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками.
Рассчитан Гарольдом Тейлором (Harold Dennis Taylor) для фирмы Кук (Cooke of York) и запатентован в 1894 г.[1]

История создания и особенности конструкции

Триплет представляет собой несимметричный анастигмат (объектив с исправленными, в пределах некоторого угла поля изображения, астигматизмом и кривизной поля), характеризуемый тем, что его средняя линза является рассеивающей, а передняя и задняя — собирающими. В общем случае, суммарная оптическая сила собирательных линз примерно равна оптической силе рассеивающей линзы. Апертурная диафрагма, как правило, между второй и третьей линзами.

Как объяснял Гарольд Тейлор[2], идея создания триплета заключалась в том, чтобы разделить один из компонентов двухлинзового объектива, состоящего из положительной и отрицательной линз, изготовленных из одинакового стекла, и одинаковой оптической силы.

Несмотря на равенство оптических сил отдельных линз, такой объектив (при некотором расстоянии между линзами) имеет суммарную положительную силу. Причём, из-за равенства сил и показателей преломления стёкол, равна нулю и четвёртая сумма Зейделя-Петцваля, определяющая кривизну поля изображения. Если в таком объективе разделить одну из линз и поместить её «половинки» по разные стороны второй линзы, то значение четвёртой суммы не изменится, но появится возможность исправлять аберрации косых пучков лучей (кому, астигматизм и дисторсию).

Здесь необходимо отметить, что точное следование принципу, предложенному Тейлором, не позволяет исправить аберрации объектива в достаточной степени, поэтому при расчёте реальных триплетов Кука, как правило, пользуются иными способами, а четвёртая сумма может достигать довольно больших величин.

Хроматические аберрации триплета исправляются, как обычно, за счёт применения неодинаковых по дисперсии оптических стёкол. Подобный трёхлинзовый, не двухлинзовый тип ахромата был предложен Питером Доллондом (англ. Peter Dollond) в 1765 году в качестве объектива телескопа.

Из остаточных аберраций триплета наиболее заметны кома, хроматизм увеличения, а также аберрации высших порядков (например, сферическая аберрация наклонных пучков лучей).

Применение

Объектив «Т-43» 4/40
Фотоаппарат «Смена-35»

Фотообъективы этого типа получили большое распространение, хотя для сохранения приемлемого качества изображения их угловое поле ограничено 55°, а относительное отверстие, как правило, не превышает f/3,5.

Так, в конце XIX в. и в начале XX в. триплеты широко применялись в качестве «универсальных» и портретных, однако в малоформатной фотографии были постепенно вытеснены более совершенными объективами.

Разрешающая способность триплетов примерно равна 30 линий на мм в центре кадра и 15 — на краю. Предельное относительное отверстие, при котором эта схема даёт приемлемую чёткость изображения: 1/4 — 1/6.3, однако применение стёкол с высокими показателями преломления и некоторое уменьшение полевого угла позволяет рассчитать объективы с относительным отверстием 1:2,4 и разрешающей способностью до 60 в центре и 40 на краю линий на мм («Т-55» 2,4/12,5 в кинокамерах «Ломо-212» и «Ломо-216», фотоаппарат «Восход» — объектив «Т-48» 2,8/45, кинокамеры «Экран-4» и «Экран-5» — относительное отверстие f/1,8.)

Объективы «Триплет» на советской кинофотоаппаратуре

В СССР объективы этой оптической схемы получили обозначение одной буквой и порядковым номером разработки (например, «Т-22») и устанавливались в недорогие фотокамеры начального уровня, такие как «Любитель-166» или «Смена», а также в диапроекторы и любительские 8-мм кинокамеры.

  • На некоторых 8-мм любительских кинокамерах и на довоенном малоформатном фотоаппарате «Смена» устанавливались объективы «Триплет» без обозначения порядкового номера.
  • Объектив «Т-22» выпускался в двух вариантах — на размер кадра 24×36 мм и 6×6 см (соответственно для малоформатной и среднеформатной фотоаппаратуры).
Название
модели
фокусное расстояние
f, мм
относительное
отверстие
угловое
поле, град
Разрешающая сила, лин/ммПрименение
в центрена краю
«Tриплет»12,51:2.88-мм кинокамеры «Кама», «Экран», «Экран-2», «Экран-3», «Турист»
«Tриплет»12,51:1.88-мм кинокамеры «Экран-4», «Экран-5»
«Tриплет»501:6.3Довоенная «Смена»
«T-21»801:6.8«Комсомолец»
«T-22»
(малоформатный)
401:4.5Послевоенная «Смена»
«Смена-М»
«Смена-2»
«Смена-2М»
«Смена-3»
«Смена-4»
«Весна»
«Весна-2»
«T-22»
(среднеформатный)
751:4.5592412«Любитель»
«Любитель-2»
«Спутник»
«Любитель-166»
«Любитель-166В»
«Любитель-166 универсал»
«T-26»1351:6.8«Момент» и разработанный на его базе «Ученик»
«T-32»451:3.5«Юность»
«T-35»751:4«Эстафета»
«T-40»101:2.88-мм кинокамеры «Спорт», «Спорт-2», «Спорт-3»
«T-42»401:5.6«Смена-5»
«T-43»401:4.0563717Фотоаппараты семейства «Смена», начиная с «Смены-6»
«T-48»451:2,8«Восход»
«T-51»101:2.83460428-мм кинокамеры «Спорт-4», «Аврора» (1960-е годы)
«T-54»16.51:2.82460428-мм кинокамера «ЛОМО-212»
«T-55»12.51:2.43165378-мм кинокамеры «ЛОМО-216», «ЛОМО-218», «Аврора-217», «Аврора-219»
«T-69-3»401:4.056«Вилия»
«Вилия-авто»
«Силуэт-электро»
«Орион-ЕЕ»

Дальнейшее развитие

Схемы некоторых модификаций триплета

Недостаточное поле изображения и ограниченная светосила были причиной тому, что развитие базовой конструкции триплета пошло сразу, и несколькими путями.

Одним из таких направлений стало усложнение его компонентов путём замены простых линз склейками из оптического стекла разного типа. Так, например, в 1900г, введя склейки в обе положительные линзы, Карл Хартинг (Carl August Hans Harting) из Voightländer & Sohn создал свой Гелиар (Heliar), а в 1903 году — Dynar[3] и Oxyn (репродукционный). Из более поздних разработок можно упомянуть объективы Гектор (Hektor) и Тамбар (Thambar), рассчитанные Максом Береком (Max Berek) для Ernst Leitz G.m.b.H, где заменена склейкой вторая (рассеивающая) линза. Причём применение склеек продиктовано необходимостью исправить монохроматические аберрации наклонных пучков (кому, астигматизм и кривизну поля изображения) и никак не связано с хроматическими аберрациями объектива.

Стоит также отметить, что усложнённая версия триплета, все три линзы которого являлись склейками, была рассчитана и самим создателем триплета Гарольдом Тейлором (Harold Dennis Taylor) ещё в 1894 г.[4] Сделано это было по причине ошибочного предположения о необходимости ахроматизации каждого компонента, и Тейлор нашёл такое усложнение ненужным[5].

Другим направлением стало «расщепление» компонентов. Так, разделение задней линзы позволило несколько уменьшить аберрации наклонных пучков (в частности, аберрации высших порядков) и рассчитать объективы более светосильные, чем оригинальный триплет. Например, Сириус (Г. Г. Слюсарёв, СССР) и Pan-Tachar (William F. Bielicke, Astro-Berlin).

Предложенное в 1898 году Эмилем фон Хёгом (Emil von Höegh) и Карлом Герцем (Carl Paul Goerz) разделение второй (рассеивающий) линзы на две привело к созданию, по сути, симметричного объектива[6]. По сравнению с оригинальной трёхлинзовой такая конструкция лучше исправлена в отношении аберраций высших порядков, но обладает двумя лишними поверхностями, что отрицательно влияет на контраст изображения. Однако, оказавшись менее требовательными к точности изготовления, эти объективы обеспечивали достаточное, а иногда и лучшее, качество изображения. Массово выпускались в 1920-х — 1930-х годах, различными фирмами и под различными названиями. Такими как: Celor, Dogmar и Artar (Goerz), Aviar (Cook), Ортагоз (И. А. Турыгин, ГОМЗ), Eurynar и Ronar (Rodenstok) и др.

Но особенно плодотворным оказалось «расщепление» передней линзы на два (и более) мениска. Это решение, предложенное в 1916 году Чарльзом Майнором (Charles C. Minor), помогло в дальнейшем в разработке обширной группы светосильных объективов, таких как Эрностар и Зоннар.

Примечания

  1. Патенты:
    • Великобритании № 22607 (GB189322607)
    • США № 568052 (US568052)
  2. H. Dennis Taylor,»Optical Designing as an Art», Trans. Opt. Soc. 24 (1923)
  3. По утверждению Р. Кингслейка (R. Kingslake,»A History of Photographic Lens», стр.107), после Первой мировой войны именно «Dynar» выпускался фирмой Voightländer & Sohn под маркировкой «Heliar», так как обе версии «оригинального» Гелиара (1900 и 1902 гг.) оказались не столь удачны. Причём тот же Кингслейк считает Динар модификацией не столько триплета, сколько тессара.
  4. Патент США № 540122 (US540122)
  5. Тем более что, по словам Тейлора, главным объектом изобретения являлось упрощение и удешевление фотографических объективов (см. патент Великобритании № 22607).
  6. Хотя Г. Г. Слюсарёв («Расчёт оптических систем», Л, 1975. Стр. 270) рассматривает эти объективы именно как модификацию триплета, однако Р. Кингслейк («A History of Photographic Lens», 1989. Стр. 100—102) предполагает, что это независимая разработка на основе двухлинзового объектива типа dialyte.

Литература

  • Волосов Д. С. Фотографическая оптика. М., «Искусство», 1971.
  • Слюсарёв Г. Г. Расчёт оптических систем. Л., «Машиностроение», 1975.
  • Кузичев, В. И. Триплет // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  • R. Kingslake. A History of Photographic Lens, Academy Press, 1989. ISBN 0-12-408640-3
  • H. Dennis Taylor. Optical Designing as an Art, Trans. Opt. Soc. 24(1923)
  • Ronald Pearsall, Collecting and Restoring Scientific Instruments, David and Charles, London 1974, ISBN 0-7153-6354-9.

dic.academic.ru

Диапроекционный объектив Триплет 78/2.8. Обзор от читателя Радоживы

Обзор объектива Триплет 78/2.8 для Радоживы подготовил Родион Эшмаков.

Это обзор диапроекционного объектива Триплет 78/2,8, который отличается от предыдущего TRIPLET Триплет 2.8/78 своей оправой, немного отличен оптически, а также имеет особенности пересадки на современные камеры.

Триплетт 78 2.8


Технические характеристики объектива:
Конструкция:  три линзы в трех группах (Триплет Кука, родственник по схеме знаменитого Meyer Trioplan)
Формат: средний (кроет), APS (используется)
Угол обзора: 53 градуса на СФ
Максимальная апертура: F/2.8
Разрешение: (центр/край) — 80/40 линиий/мм (проекционное), 28/20 (фотографическое, в сравнении с Индустар-29 — совсем чуть-чуть резче в центре).
Особенности: не имеет фокусера и диафрагмы. Имеет множество собратьев с разных заводов в разных оправах (например, объектив в оправе для проектора «Свитязь» <ссылка но обзор прошлого Триплета>), но качество (разрешение и рисунок) — плавает.
Период: выпускался с середины прошлого века до 1990-х.

Особенности конструкции и адаптации

Этот объектив был в пластиковой оправе с рейкой фокусировки, очевидно — для недорого советского проектора.
Особенности этой оправы — углубленность задней линзы внутрь, большой диаметр и хлипкость не позволяют использовать такой линзоблок в практически первозданном виде (как с предыдущим Триплетом от Свитязи).
Потому оправу необходимо разрушить (пилить ее долго, пыльно и грязно; самое простое — раскаленным ножом разрезать ее без лишних усилий — эффективное варварство такое ) и достать линзоблок, который выглядит как этот:

Испорченный линзоблок Триплета 78/2,8, подобных обозреваемому, в первозданном виде, но вынутый из пластиковой оправы проектора.

Казалось бы — вот оно, счастье! Линзоблок маленький и его можно легко вставить в фокусер… Но это не так.
У таких оправ линзоблоков сзади, в отличие от металлической оправы для проектора «Свитязь», не просто донце литое, а гайка, держащая линзы. А раз есть гайка — есть и резьба под нее, которая весьма сильно выпирает.
Все эти особенности мешают пересадить объектив в  тот же корпус Гелиос-44М: зад объектива весьма толстый (бо’льшая толщина стенок), а гайка с остатком резьбы упирается в механику диафрагмы Г-44М…
Резюме — объективы в специальных пластиковых оправах нельзя просто так легко пересадить в фокусер! — Это самое важное замечание, которое должен помнить каждый приобретающий подобный объектив.

зад Вега-5У разобранный, на котором хорошо видно деталь, ползающую по пазу

Но все же его же можно адаптировать? — Конечно, можно. Заранее прошу простить за отсутствие поясняющих фото, но инструкции по разборке Гелиос-44М всегда найти можно в Сети.

Опишем процедуры, необходимые для самой простой и полноценной переделки объектива — с использованием Гелиос-44М в качестве фокусера.

  1. Линзоблок Триплета разбирается, торцы линз чернятся хотя бы маркером, а межлинзовые вставки — чем угодно черным матовым. Потом все аккуратно собирается. На этом этапе главное — верной стороной поставить среднюю отрицательную линзу. Иначе получится, как здесь.
  2.  Задняя линза защищается малярным скотчем (или одним богом — кто на что полагается…), сзади максимально (лишь бы только держалась) стачивается гайка и остатки резьбы.Почему в закрученном собранном виде? Потом будет врд ли реально что-то уже закрутить…
  3.  Из Гелиос-44М убираются поврежденные внутренности (мы же берем «убитый» оптически Гелиос-44М — хороший объектив для такого ломать категорически нельзя. Говорят, что у людей, ломающих рабочие объективы, самоделки снимают хуже ) ) — задний и передний линзоблоки убираются. Убирается внутренняя шлицевая гайка у механизма диафрагмы (с передней стороны, сзади не трогать). Также убирается кольцо с резьбой М52*0,75.
  4. Дальше самое интересное. Примеряем линзоблок триплета внутрь Г-44М и пробуем на камере — убеждаемся, что бесконечности нет. Что делать? Использовать резервы 44-го. Снять. хвостовик с прыгалкой и резьбой М42. Отделить корпус линзоблока с диафрагмой — выкрутить три винта на внутренней части геликоида (она же — винт геликоида). Дальше выкручиваем полностью винт геликоида. И перебираем витки многозаходной резьбы так, чтобы можно было заглубить максимально линзоблок (нужно запомнить начальный виток и начальное положение). Перебирая витки, нужно еще проверять возможность прикручивания взад корпуса с диафрагмой — это выходит далеко не всегда.
  5.   Когда мучения, казалось, позади, пробуем выдвинуть на бесконечность фокусер и закрепить обратно хвостовик. Скорее всего — ничего не выйдет — что-то во что-то будет упираться. Сейчас Вы будете любить вечно СССР!
  6. Снимаем хвостовик опять, убираем все, что касается прыгалки, кроме рычага переключения. Выставляем кольцом управления диафрагм F/2 и руками открываем диафрагму (длинный шток двинуть в крайнее положение). Этот шток надо закрепить намертво в этом положении (лишь бы значение, установленное кольцом, соответствовало реальному — при F/2 шток должен держать апертуру открытой полностью). Для этого я использовал холодную сварку — проще некуда.
  7.   Снова пробуем укрепить хвостовик. Ага, теперь этот шток еще и может мешать тем, что он выпирает. Если это случилось — аккуратно треугольным напильником в хосте делаем ему пропил (видно на фото ниже). Теперь и он не мешает. Счастливые, мы закручиваем хвостовик, убеждаемся, что бесконечность при примерке есть (никонисты могут не убедиться — им, боюсь, хвостовик надо на Nikon F менять у Гелиоса).
  8.  Ход фокусера у Гелиос-44М можно легко увеличить, чтобы МДФ была меньше. Для этого выкручиваем винтики кольца фокусировки и снимаем его. Заметили выступ на нем снизу? Убрать. Начисто. Теперь крепим обратно. Снимаем хвостовик. Детальку, которая ходит по направляющей, вот такую, как тут:  Под эту детальку (одну из них, любую) помещаем что-то типа шайбочки (я шайбу подложил обычную) толщиной 1-1,5 мм и прикручиваем ее на место.Убеждаемся, что на МДФ фокусер сильно убегает за положенные 0,55 м, но не встает намертво (так будет, если детальку не поднять шайбой) и работает нормально. Так мы получаем ход кольца фокусировки под 360 градусов — супер! Такую модификацию можно проводить с любым Гелиос-44М и М-х.

    фото задней части объектива в сборе

  9.  Линзоблок Триплета добить до нужного диаметра (диаметра стакана Гелиос-44М) — лучше всего бумагой, пропитанной эпоксидкой («гетинакс» от nukemall). Так можно будет равномерно сделать деталь нужного диаметра.
  10.  Найти точно бесконечность, лучше — без перебега, по Live View, и закрепить в таком положении линзоблок (хоть той же эпоксидкой, но аккуратно — не заклейте диафрагму! От ЭДП спасенья нет, если она застыла)
  11.  Когда все готово, обнаружим, что спереди объектив выглядит не очень. Закрепим два кольца М49 (или М52)*0,75 от фильтра на морде. Пока я не придумал, как красиво сделать лимб с названием объективу и просто вставил картонный кружок 🙂 . Что же, мы проделали большую работу! Теперь можно и отдышаться. Наш объектив готов к работе. Посмотрим, как сильно он отличается от своего первого собрата.

Сравнение с объективом от проектора «Свитязь»

По части боке объективы практически неотличимы:

от Свитязи

на обозреваемый

Оба способны давать точку в круге — горох, оба дают яркую кайму.
И по резкости объективы похожи. Однако, как мне показалось из теста по мире, объектив из этого обхора несколько резче стекла от Свитязи:

Т-78-1 2

 

Т-78-2 2

Ну, а если судить строго — они оба нерезкие) Такова уж это схема.
Еще мне показалось при съемке, что «горох» объектив из этого обзора дает несколько в меньшей степени, чем предыдущий.

Оптические свойства

От тестов перейдем к реальным фотографиям. Триплет 78/2,8, как типичный светосильный Триплет, формирует мягкое изображение, с недоисправленными сферическими аберрациями.

Хроматизма не замечено — он маскируется софтом. Дисторсия отсутствует.

Очень много искажений приходится на край — там и кома, и астигматизм… Словом, на открытой диафрагме объектив годится в качестве софт-портретника, он не понравится любителям резкости.

Однако, объектив как раз ценен своими искажениями — софт позволяет ненавязчиво скрывать недостатки кожи без пластиковой ретуши, делает картинку немного «акварельной» и «воздушной», как выражаются некоторые фотографы и любители.

Благодаря сферическим аберрациям объектив имеет уникальное боке с «пузырями», которое усиливается эффектом кручения (из-за пересадки в корпус Г-44М, где диафрагма экранирует часть задней линзы). Единственное, размытие предфокала у объектива очень резкое — с сильным двоением и бубликами.

Объектив отличается пластичностью картинки — на F/5,6 (по шкале Гелиос-44М, т.е. в реальности — ~F/8) уходит софт, картинка приобретает наилучшую резкость.

Контраст после чернения у объектива хороший, но зайцев или «солнечный дождь» поймать все же ингда можно, если сильно стараться.

Цветопередача неплохая, но все же объектив немного желтит, если смотреть сквозь. В целом, объектив очень хорош для своих целей.

Выводы
Этот объектив — не самая лучшая для адаптации модификация доступного диапроекционника Триплет 78/2,8. Но хоть и переделка ощутимо осложнена в сравнении с об-вом от проектора «Свитязь», это не мешает быть Триплету 78/2,8 приятным портретным объективом с необычным рисунком.

Благодарю за внимание. Эшмаков Родион.

radojuva.com

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

ru.wikipedia.green

Триплет (объектив) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Триплет. Оптическая схема триплета

Трипле́т Ку́ка, чаще три́плет (от лат. triplus — тройной) — тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками.
Рассчитан в 1893 году Гарольдом Тейлором (англ. Harold Dennis Taylor) для английской оптической компании «Кук» (англ. Cooke of York) и запатентован в 1894 году[1][2][П 1].

История создания и особенности конструкции[ | ]

Триплет представляет собой несимметричный анастигмат (объектив с исправленными, в пределах некоторого угла поля изображения, астигматизмом и кривизной поля), характеризуемый тем, что его средняя линза является рассеивающей, а передняя и задняя — собирающими. В общем случае, суммарная оптическая сила собирательных линз примерно равна оптической силе рассеивающей линзы. Апертурная диафрагма, как правило, между второй и третьей линзами.

Как объяснял Гарольд Тейлор[3], идея создания триплета заключалась в том, чтобы разделить один из компонентов двухлинзового объектива, состоящего из положительной и отрицательной линз, изготовленных из одинакового стекла и имеющих одинаковую оптическую силу.

Несмотря на равенство оптических сил отдельных линз, такой объектив (при некотором расстоянии между линзами) имеет суммарную положительную силу. Причём из-за равенства сил и показателей преломления стёкол равна нулю и четвёртая сумма Зейделя—Петцваля, определяющая кривизну поля изображения. Если в таком объективе разделить одну из линз и поместить её «половинки» по разные стороны второй линзы, то значение четвёртой суммы не изменится, но появится возможность исправлять аберрации косых пучков лучей (

ru-wiki.ru

Триплет (объектив) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Триплет. Оптическая схема триплета

Трипле́т Ку́ка (от лат. triplus — тройной) — тип фотографического объектива, состоящего из трёх линз, отделённых друг от друга воздушными промежутками.
Рассчитан в 1893 году Гарольдом Тейлором (англ. Harold Dennis Taylor) для фирмы Кук (англ. Cooke of York) и запатентован в 1894 году[1][2][П 1].

История создания и особенности конструкции

Триплет представляет собой несимметричный анастигмат (объектив с исправленными, в пределах некоторого угла поля изображения, астигматизмом и кривизной поля), характеризуемый тем, что его средняя линза является рассеивающей, а передняя и задняя — собирающими. В общем случае, суммарная оптическая сила собирательных линз примерно равна оптической силе рассеивающей линзы. Апертурная диафрагма, как правило, между второй и третьей линзами.

Как объяснял Гарольд Тейлор[3], идея создания триплета заключалась в том, чтобы разделить один из компонентов двухлинзового объектива, состоящего из положительной и отрицательной линз, изготовленных из одинакового стекла и имеющих одинаковую оптическую силу.

Несмотря на равенство оптических сил отдельных линз, такой объектив (при некотором расстоянии между линзами) имеет суммарную положительную силу. Причём из-за равенства сил и показателей преломления стёкол равна нулю и четвёртая сумма Зейделя—Петцваля, определяющая кривизну поля изображения. Если в таком объективе разделить одну из линз и поместить её «половинки» по разные стороны второй линзы, то значение четвёртой суммы не изменится, но появится возможность исправлять аберрации косых пучков лучей (кому, астигматизм и дисторсию).

Здесь необходимо отметить, что точное следование принципу, предложенному Тейлором, не позволяет исправить аберрации объектива в достаточной степени, поэтому при расчёте реальных триплетов Кука, как правило, пользуются иными способами, а четвёртая сумма может достигать довольно больших величин.

Хроматические аберрации триплета исправляются, как обычно, за счёт применения неодинаковых по дисперсии оптических стёкол. Подобный трёхлинзовый, не двухлинзовый тип ахромата был предложен Питером Доллондом (англ. Peter Dollond) в 1765 году в качестве объектива телескопа.

Из остаточных аберраций триплета наиболее заметны кома, хроматизм увеличения, а также аберрации высших порядков (например, сферическая аберрация наклонных пучков лучей).

Объектив триплет примечателен тем что обладает мягким приятным рисунком и боке, по этим параметрам являющимся непревзойдённым эталоном.

Применение

Объектив «Т-43» 4/40
Фотоаппарат «Смена-35»

Фотообъективы этого типа получили большое распространение, хотя для сохранения приемлемого качества изображения их угловое поле ограничено 55°, а относительное отверстие, как правило, не превышает f/3,5.

Так, в конце XIX в. и в начале XX в. триплеты широко применялись в качестве «универсальных» и портретных, однако в малоформатной фотографии были постепенно вытеснены более совершенными объективами.

Разрешающая способность триплетов невелика и примерно равна 30 линий на мм в центре кадра и 10—15 — на краю поля[4]. Предельное относительное отверстие, при котором эта схема даёт приемлемую чёткость изображения: 1/4 — 1/6,3, однако применение стёкол с высокими показателями преломления и некоторое уменьшение полевого угла позволяет рассчитать объективы с относительным отверстием 1:2,4 и разрешающей способностью до 60 в центре и 40 на краю линий на мм («Т-55» 2,4/12,5 в кинокамерах «Ломо-212» и «Ломо-216», фотоаппарат «Восход» — объектив «Т-48» 2,8/45, кинокамеры «Экран-4» и «Экран-5» — относительное отверстие f/1,8.)

Объективы «Триплет» на советской кинофотоаппаратуре

В СССР объективы этой оптической схемы получили обозначение буквой «Т» и порядковым номером разработки (например, «Т-22») и устанавливались в недорогие фотокамеры начального уровня, такие как «Любитель-166» или «Смена» («Вилия», «Силуэт-электро», «Орион-ЕЕ»), а также в диапроекторы и любительские 8-мм кинокамеры[5].

Название
модели
фокусное расстояние
f, мм
относительное
отверстие
угловое
поле, град
Разрешающая сила, лин/ммПрименение
в центрена краю
«Триплет»12,51:2.88-мм кинокамеры «Кама», «Экран», «Экран-2», «Экран-3», «Турист»
«Триплет»12,51:1.88-мм кинокамеры «Экран-4», «Экран-5»
«Триплет»501:6.3Довоенная «Смена»
«T-21»801:6.8«Комсомолец»
«T-22»
(малоформатный)
401:4.5Послевоенная «Смена»
«Смена-М»
«Смена-2»
«Смена-2М»
«Смена-3»
«Смена-4»
«Весна»
«Весна-2»
«T-22»
(среднеформатный)
751:4.5592412поздние серии «Комсомольца»

«Любитель»
«Любитель-2»
«Спутник»
«Любитель-166»
«Любитель-166В»
«Любитель-166 универсал»

«T-26»1351:6.8«Момент» и разработанный на его базе «Ученик»
«T-32»451:3.5«Юность»
«T-35»751:4«Эстафета»
«T-40»101:2.88-мм кинокамеры «Спорт», «Спорт-2», «Спорт-3»
«T-42»401:5.6«Смена-5»
«T-43»401:4.0563717Фотоаппараты семейства «Смена», начиная со «Смены-6». Диафрагма 8 лепестков, встроенный центральный 5-ти лепестковый затвор. Присоединительная резьба под светофильтры М35,5х0,5.
«T-48»451:2,8«Восход»
«T-51»101:2.83460428-мм кинокамеры «Спорт-4», «Аврора» (1960-е годы)
«T-54»16.51:2.82460428-мм кинокамера «ЛОМО-212»
«T-55»12.51:2.43165378-мм кинокамеры «ЛОМО-216», «ЛОМО-218», «Аврора-217», «Аврора-219»
«T-69-3»401:4.0564817«Вилия»
«Вилия-авто»
«Силуэт-электро»
«Орион-ЕЕ». Присоединительная резьба под светофильтры М46х0,75.

Дальнейшее развитие

Схемы некоторых модификаций триплета

Недостаточное поле изображения и ограниченная светосила были причиной тому, что развитие базовой конструкции триплета пошло сразу, и несколькими путями.

Одним из таких направлений стало усложнение его компонентов путём замены простых линз склейками из оптического стекла разного типа. Так, например, в 1900 г., введя склейки в обе положительные линзы, Карл Хартинг (Carl August Hans Harting) из Voightländer & Sohn создал свой Гелиар (Heliar), а в 1903 году — Dynar[П 2] и Oxyn (репродукционный). Из более поздних разработок можно упомянуть объективы Гектор (Hektor) и Тамбар (Thambar), рассчитанные Максом Береком (Max Berek) для Ernst Leitz G.m.b.H, где заменена склейкой вторая (рассеивающая) линза. Причём применение склеек продиктовано необходимостью исправить монохроматические аберрации наклонных пучков (кому, астигматизм и кривизну поля изображения) и никак не связано с хроматическими аберрациями объектива.

Стоит также отметить, что усложнённая версия триплета, все три линзы которого являлись склейками, была рассчитана и самим создателем триплета Гарольдом Тейлором (Harold Dennis Taylor) ещё в 1894 г.[6] Сделано это было по причине ошибочного предположения о необходимости ахроматизации каждого компонента, и Тейлор нашёл такое усложнение ненужным[П 3].

Другим направлением стало «расщепление» компонентов. Так, разделение задней линзы позволило несколько уменьшить аберрации наклонных пучков (в частности, аберрации высших порядков) и рассчитать объективы более светосильные, чем оригинальный триплет. Например, Сириус (Г. Г. Слюсарёв, СССР) и Pan-Tachar (William F. Bielicke, Astro-Berlin).

Предложенное в 1898 году Эмилем фон Хёгом (Emil von Höegh) и Карлом Герцем (Carl Paul Goerz) разделение второй (рассеивающий) линзы на две привело к созданию, по сути, симметричного объектива[П 4]. По сравнению с оригинальной трёхлинзовой такая конструкция лучше исправлена в отношении аберраций высших порядков, но обладает двумя лишними поверхностями, что отрицательно влияет на контраст изображения. Однако, оказавшись менее требовательными к точности изготовления, эти объективы обеспечивали достаточное, а иногда и лучшее, качество изображения. Массово выпускались в 1920-х — 1930-х годах, различными фирмами и под различными названиями. Такими как: Celor, Dogmar и Artar (Goerz), Aviar (Cook), Ортагоз (И. А. Турыгин, ГОМЗ), Eurynar и Ronar (Rodenstok) и др.

Но особенно плодотворным оказалось «расщепление» передней линзы на два (и более) мениска. Это решение, предложенное в 1916 году Чарльзом Майнором (Charles C. Minor), помогло в дальнейшем в разработке обширной группы светосильных объективов, таких как Эрностар и Зоннар.

Примечания

  1. ↑ Патенты:
    • Великобритании № 22607 (GB189322607)
    • США № 568052 (US568052)
  2. ↑ По утверждению Р. Кингслейка (R. Kingslake,»A History of Photographic Lens», стр.107), после Первой мировой войны именно «Dynar» выпускался фирмой Voightländer & Sohn под маркировкой «Heliar», так как обе версии «оригинального» Гелиара (1900 и 1902 гг.) оказались не столь удачны. Причём тот же Кингслейк считает Динар модификацией не столько триплета, сколько тессара.
  3. ↑ Тем более что, по словам Тейлора, главным объектом изобретения являлось упрощение и удешевление фотографических объективов (см. патент Великобритании № 22607).
  4. ↑ Хотя Г. Г. Слюсарёв («Расчёт оптических систем», Л, 1975. Стр. 270) рассматривает эти объективы именно как модификацию триплета, однако Р. Кингслейк («A History of Photographic Lens», 1989. Стр. 100—102) предполагает, что это независимая разработка на основе двухлинзового объектива типа dialyte.

Источники

Литература

  • С.В. Савельев. Триплет: искусство фотографии / — М.: ВЕДИ, 2018. — (Серия «Искусство фотографии») ISBN 978-5-94624-052-9
  • Д. С. Волосов. § 3. Универсальные объективы // Фотографическая оптика. — 2-е изд. — М.,: «Искусство», 1978. — С. 301—310. — 543 с.
  • Слюсарёв Г. Г. Расчёт оптических систем. Л., «Машиностроение», 1975.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника / И. Ю. Шебалин. — М.,: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 337. — 447 с.
  • R. Kingslake. A History of Photographic Lens, Academy Press, 1989. ISBN 0-12-408640-3
  • H. Dennis Taylor. Optical Designing as an Art, Trans. Opt. Soc. 24(1923)
  • Ronald Pearsall, Collecting and Restoring Scientific Instruments, David and Charles, London 1974, ISBN 0-7153-6354-9.

wikipedia.green

Обзор объектива Triplet Триплет 2.8/78

За возможность обзора интересного объектива Triplet Триплет 2.8/78 огромная благодарность Ивану http://mcphoto.com.ua/.

Обзор Triplet Триплет 2.8/78

Странно, почему в названии объектива встречается два раза Triplet Триплет, кириллицей и латиницей. Ко мне объектив уже попал в переделанном состоянии, с возможностью использования на камерах Nikon. При этом есть возможность фокусировки на бесконечность. Как объектив выглядел вначале и как его переделать для использования — можете почитать здесь.

Просветление передней и задней линзы объектива Triplet Триплет 2.8/78

Линзы объектива просветлены, а сам объектив имеет жестко зафиксированную бленду. По логотипу объектива можно определить, что мой Триплет 2.8/78 был изготовлен на минском механическом заводе им. С.И. Вавилова.

Вид на современной камере Triplet Триплет 2.8/78

Примеры фотографий

Экземпляр из обзора скорее всего сломан, так как создает не характерное для триплета, изображение.

Еще необычные картинки со сломанного триплета:

Боке объектива. На лицо сильная кома

Грубое боке, у меня глаза на лоб лезут от такого.

Макро.

Боке объектива. Баланс белого соврал и получилось что-то необычно-виртуозное.

Рисунок объектива

Рисунок объектива. Угадайте, какие объекты расфокусированы

Фото в ч.б.

Еще одно фото в ч.б.

Виджет от SocialMart

Обзор более качественного экземпляра можно посмотреть здесь.

↓↓↓ Ставим лайк обзору и делимся ссылкой в соцсетях ↓↓↓. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал

radojuva.com

Триплет объектив – Триплет (объектив) — Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх