Автопортрет дали – 9 портретов Сальвадора Дали | Artrue

Содержание

Автопортрет с рафаэлевской шеей картина Сальвадора Дали

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — один из самых известных автопортретов испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989). Картина была написана в 1921 году. Холст, масло. Размеры: 41,5 × 53 см. В настоящее время находится в музее Фонд «Гала-Сальвадор Дали» в Фигерасе, Испания.

Сальвадор Дали больше известен именно как художник-сюрреалист, однако данная работа создана в стиле импрессионизм. В это время Дали был вдохновлён творчеством художника Рамона Пичота, который писал картины в стиле нео-импрессионизм. Под его влиянием он пытался создать необычные эффекты живописи. Стоит отметить, что Дали на момент создания картины было всего 17 лет, но молодой художник уже делал успехи в живописи и пробовал себя в различных техниках.

В центре картины автопортрет самого Сальвадора Дали с длинной шеей, о причине которой мы поговорим ниже. На этой картине Дали попытался передать ощущение меланхолии и грусти, так как в 1921 году умерла его мать. Как рассказывал сам художник, смерть матери для него стала одним из самых тяжёлых переживаний в жизни. На заднем плане видна рыбацкая деревня Кадакес, которая расположена на побережье Коста-Брава. В этой деревне семья Сальвадора Дали проводила лето.

Картина называется «Автопортрет с рафаэлевской шеей» по той причине, что здесь Дали создал изобразительную отсылку к известной картине великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти (1483-1520) «Автопортрет». На картине Рафаэля бросается в глаза несоразмерная с головой и телом шея, которая кажется неестественно толстой и удлинённой. Эту деталь картины великого итальянского художника и заимствовал Сальвадор Дали, сделав свою шею длиннее и крупнее, чем положено. Таким образом Дали пытался завершить тот меланхоличный и грустный образ, что пытался передать в своей работе, поместив в картине символ — отсылку на произведение Рафаэля.

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» картина Сальвадора Дали

 

«Автопортрет» картина Рафаэля Санти

Уникальные изделия из серебра в интернет-магазине «Золотая паутина». Заходите на сайт kubachi-zp.ru, чтобы ознакомиться с выбором. Украшения, вазы, сервизы, кувшины, турки и многое другое.

art-assorty.ru

Автопортрет с рафаэлевской шеей — Википедия

Сальвадор Дали
Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1921
Холст. 41,5 × 53 см
Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас

«Автопортрет с рафаэлевской шеей» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1921 году, когда умерла его мать, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле. Название является отсылкой к известной картине Рафаэля

[1].

  1. ↑ Художественная галерея. Дали. — De Agostini, 12/2004. — С. 21. — ISBN 0-7489-7481-4.
  • Статья о картине
Это заготовка статьи о живописи. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Сальвадор Дали (список работ)
Избранные
картины

Пейзаж близ Фигераса (1910) • Автопортрет с рафаэлевской шеей (1921) • Портрет Луиса Буньюэля (1924) • Бутылка рома с сифоном (1924) • Корзина с хлебом (1926) • Мрачная игра (1929) • Первые дни весны (1929) • Великий мастурбатор (1929) • Постоянство памяти (1931) • Утренние фантазии (1932) • Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом (1934) • Лицо Мэй Уэст (1934-35) • Археологический отголосок «Анжелюса» Милле (1935) • Осенний каннибализм (1936) • Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны) (1936) • Жираф в огне (1937) • Метаморфозы Нарцисса (1937) • Сон (1937) • Лебеди, отражающиеся в слонах (1937) • Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) • Высокое мгновение (1938) • Лицо войны (1940) • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1940) • Мёд слаще крови (1941) • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения (1944) • Галарина (1944-45) • Корзинка с хлебом (1945) • Портрет Пабло Пикассо в XXI веке (1947) • Слоны (1948) • Атомная Леда (1949) • Мадонна Порт-Льигата (первая версия) (1949) • Христос Святого Иоанна Креста (1951) • Галатея со сферами (1952) • Дезинтеграция постоянства памяти (1952-54) • Распятие или Гиперкубическое тело (1954) • Содомское самоудовлетворение невинной девы (1954) • Тайная вечеря (1955) • Живой натюрморт (1956) • Открытие Америки Христофором Колумбом (1958-59) • Galacidalacidesoxyribonucleicacid (1963) • Ловля тунца (1966—67) • Галлюциногенный тореадор (1968—1970) • Автопортрет (фотомонтаж со знаменитым „Мао-Мэрилин“, созданным Филиппом Халсманом по просьбе Дали) (1972)

Скульптуры

Венера Милосская с ящиками (1936) • Телефон-омар (1936)

Балеты

Вакханалия (1939) • Лабиринт (1941)

Другие работы

Книги: Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим (1942) • 50 магических секретов мастерства (1948) • Дневник одного гения (1963) • Фильмы: Андалузский пёс (1929) • Анимация: Destino (1946, 2003) • Логотипы: Chupa Chups

Музеи

Театр-музей Дали • Музей Сальвадора Дали (Париж) • Музей Сальвадора Дали (Сент-Питерсберг)

См. также

Гала Дали • Отголоски прошлого

ru.wikipedia.org

Описание картины Кубический автопортрет – Сальвадор Дали 📕

Цветовая гамма от золотистого до лилового; изображение разложено на грани, составлено из них. Вертикально ориентированный холст, струящиеся сверху вниз вертикальные штрихи. Изображение словно вытянуто по оси ординат, чтобы подчеркнуть характерные особенности фигуры Дали: высокий, худощавый.

В этот калейдоскоп граней вписаны предметы, дополняющие образ художника: газета, сигаретная пачка, – атрибуты денди.

Центр композиции – узкое “демоническое” лицо с лаконично, но точно обозначенными узнаваемыми чертами. Сросшиеся брови. Гладкие, на пробор расчесанные черные волосы. Тонкий нос, лишь намеченный вертикальной линией.

Прорези чуть раскосых глаз. Одна глазница словно излучает белый слепящий свет. Вторая – непроницаемая черная дыра.

Этот прием подчеркивает двойственность характера Дали.

Одна часть беспокойной натуры художника всегда была обращена вовне. Дали любил “играть на публику”, эпатировать окружающих, привлекать к себе внимание. Был ли он экстравертом? Скорее всего, нет.

Это позерство было маской болезненно застенчивого, глубоко неуверенного в себе человека.

Другая его часть была обращена внутрь. Он лелеял свои многочисленные комплексы, был склонен к бесконечным самокопаниям, анализу своих поступков. Дали неоднократно писал автопортреты.

Его внешность была таким же узнаваемым брендом, как мягкие часы, подпорка-костыль или хлеб фаллической формы.

При этом он обращался к различным техникам и стилям. В ранний период своего творчества, находясь под сильным влиянием авангардистов, он пишет несколько картин, следуя канонам кубизма. “Кубистический автопортрет” относится именно к этому периоду.

Loading…

art.goldsoch.info

Сальвадор Дали (Salvador Dali) и его сюрреалистические картины

Сюрреализм – полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я – сюрреализм, – С. Дали.

Формирование художественного мастерства Дали проходило в эпоху раннего модерна, когда его современники в значительной степени представляли такие новые художественные течения, как экспрессионизм и кубизм.

В 1929 году молодой художник примкнул к сюрреалистам. Этот год отмечен важным поворотом в его жизни, поскольку Сальвадор Дали встретил Галу. Она стала его любовницей, женой, музой, моделью и главным вдохновением.

Так как он был блестящим чертёжником и колористом, Дали почерпнул много вдохновения от старых мастеров. Но он использовал экстравагантные формы и изобретательные способы, чтобы составить совершенно новый, современный и инновационный стиль искусства. Его картины отличаются использованием двойных образов, ироничных сцен, оптических иллюзий, сновидческих пейзажей и глубокого символизма.

На протяжении всей своей творческой жизни Дали никогда не ограничивался одним направлением. Он работал с масляными красками и акварелью, создавал рисунки и скульптуры, фильмы и фотографии. Даже разнообразие формы исполнения не было чуждо художнику, в том числе создание ювелирных изделий и других произведений прикладного искусства. В качестве сценариста Дали сотрудничал с известным режиссёром Луисом Бунюэлем, который снял фильмы «Золотой век» и «Андалузский пёс». В них отобразились нереальные сцены, напоминающие ожившие картины сюрреалиста.

Плодовитый и чрезвычайно одарённый мастер оставил огромное наследие для будущих поколений художников и любителей искусства. Фонд «Гала-Сальвадор Дали» запустил онлайн-проект Catalogue Raisonné of Salvador Dalí для полной научной каталогизации картин, созданных Сальвадором Дали в период с 1910 по 1983 год. Каталог состоит из пяти разделов, разбитых по временной шкале. Его задумали не только для предоставления исчерпывающей информации о творчестве художника, но и для определения авторства произведений, поскольку Сальвадор Дали – один из самых подделываемых живописцев.

О фантастическом таланте, воображении и мастерстве эксцентричного Сальвадора Дали свидетельствуют эти 17 примеров его сюрреалистических картин.

1. «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол», 1934 год

Эта небольшая картина с довольно длинным оригинальным названием воплощает восхищение Дали великим фламандским мастером 17-го века, Яном Вермеером. Автопортрет Вермеера исполнен с учётом сюрреалистического видения Дали.

2. «Великий мастурбатор», 1929 год

На картине изображена внутренняя борьба чувств, вызванных отношением к половому акту. Это восприятие художника возникло как пробудившееся детское воспоминание, когда он увидел оставленную отцом книгу, открытую на странице с изображёнными гениталиями, поражёнными венерическими заболеваниями.

3. «Жираф в огне», 1937 год

Это произведение художник завершил до переезда в США в 1940 году. Хотя мастер утверждал, что картина аполитична, она, как и многие другие, отображает глубокие и тревожные ощущения беспокойства и ужаса, которые, должно быть, переживал Дали в бурный период между двумя мировыми войнами. Определённая часть отражает его внутреннюю борьбу в отношении гражданской войны в Испании, а также ссылается на метод психологического анализа Фрейда.

4. «Лицо войны», 1940 год

Агония войны также отразилась в творчестве Дали. Он считал, что его живопись должна содержать предзнаменования войны, что мы и видим в смертоносной голове, начинённой черепами.

5. «Сон», 1937 год

Здесь изображено одно из сюрреалистических явлений – сон. Это хрупкая, неустойчивая реальность в мире подсознания.

6. «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря», 1938 год

Эта фантастическая живопись особенно интересна, так как в ней автор использует двойные образы, наделяющие само изображение многоуровневым смыслом. Метаморфозы, удивительные сопоставления объектов и скрытые элементы характеризуют сюрреалистические картины Дали.

7. «Постоянство памяти», 1931 год

Это, пожалуй, самая узнаваемая сюрреалистическая картина Сальвадора Дали, которая воплощает в себе мягкость и твёрдость, символизирует относительность пространства и времени. В значительной степени она опирается на теорию относительности Эйнштейна, хотя Дали говорил, что идея картины родилась при виде расплавленного на солнце сыра Камамбер.

8. «Три Сфинкса острова Бикини», 1947 год

В этом сюрреалистическом изображении атолла Бикини воскрешается память о войне. Три символических сфинкса занимают разные планы: человеческая голова, расколотое дерево и гриб ядерного взрыва, говорящий об ужасах войны. Картина исследует отношения между тремя субъектами.

9. «Галатея со сферами», 1952 год

Портрет жены Дали представлен через массив шарообразных форм. Гала похожа на портрет Мадонны. Художник, вдохновлённый наукой, возвысил Галатею над осязаемым миром в верхние эфирные слои.

10. «Расплавленные часы», 1954 год

Ещё одно изображение предмета, отмеряющего время, получило эфирную мягкость, что не характерно для жёстких карманных часов.

11. «Моя обнаженная жена, созерцающая собственную плоть, превратившуюся в лестницу, в три позвонка колонны, в небо и в архитектуру», 1945 год

Гала со спины. Это замечательное изображение стало одним из самых эклектичных произведений Дали, где объединились классика и сюрреализм, спокойствие и странность.

12. «Мягкая конструкция с вареными бобами» , 1936 год

Второе название картины – «Предчувствие гражданской войны». Здесь изображены предполагаемые ужасы гражданской войны в Испании, так как художник написал её за шесть месяцев до начала конфликта. Это было одно из предчувствий Сальвадора Дали.

13. «Рождение жидких желаний», 1931-32гг

Мы видим один из примеров параноидально-критического подхода к искусству. Изображения отца и, возможно, матери смешаны с гротескным, нереальным образом гермафродита в середине. Картина наполнена символизмом.

14. «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать», 1929 год

Это произведение, созданное на фрейдистских принципах, стало примером отношения Дали с его матерью, чьё искажённое тело появляется в далинианской пустыне.

15. Без названия — Дизайн живописи фрески для Элены Рубинштейн, 1942 год

Изображения создано для внутренней отделки помещения по заказу Элены Рубинштейн. Это откровенно сюрреалистическая картина из мира фантазии и снов. Художник вдохновился классической мифологией.

16. «Содомское самоудовлетворение невинной девы», 1954 год

В картине изображена женская фигура и абстрактный фон. Художник изучает вопрос о подавленной сексуальности, что следует из названия произведения и фаллических форм, которые часто появляются в творчестве Дали.

17. «Геополитическое дитя, наблюдающее рождение Нового человека», 1943 год

Художник выразил свои скептические взгляды, написав эту картину во время пребывания в Соединённых Штатах. Форма шара, кажется, символическим инкубатором «нового» человека, человека «нового мира».

Смотрите также:

cameralabs.org

Знаменитые произведения Сальвадора Дали (20 фото)

Представляем Вашему вниманию подборку самых знаменитых работ Сальвадора Дали.

1. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — картина, написанная в 1921 году, когда умерла его мать, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.


2. «Портрет Луиса Буньюэля» — картина, написанная в 1924 году. Первоначально находилась в коллекции Луиса Буньюэля. В настоящее время находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.

Дали познакомился с Луисом Буньюэлем в Королевской Академии Искусств в Мадриде, во время своего обучения в 1922—1926 годах. Буньюэль был одним из тех, кто в значительной степени повлиял на Сальвадора. Позднее Дали принял участие в съёмках двух фильмов Буньюэля: «Андалузский пёс» (1929) и «Золотой век» (1930).

Портрет Луиса Бунюэля был написан, когда будущему режиссёру было 25 лет. Он изображён серьезным и задумчивым человеком с пристальным взглядом, смотрящим в сторону от художника и зрителей. Картина выполнена в мрачноватых тонах. Сдержанные цвета создают атмосферу серьезности и подчеркивают глубокомысленный взгляд.

В этом шедевре Дали достигнуто замечательное единство активной формы и концентрированной психологической характеристики. Великолепно написанное лицо узнаётся мгновенно, так же, как сразу «схватываются» черты обретающего зрелость индивидуального стиля Дали, способность художника к жёсткому самоконтролю при выборе живописных средств.

3. «Плоть на камнях» — картина, написанная в 1926 году. Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере. Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.

4. «Приспособление и рука» — картина, написанная в 1927 году. Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода.

5. «Незримый человек» — картина, написанная в 1929 году. Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи.

6. «Просвещенные удовольствия» — картина, написанная в 1929 году. Интересна тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора.

7. «Великий Мастурбатор» — картина, написанная в 1929 году в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания).

В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.

Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча— насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.

«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.

Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.

8. «Постоянство памяти» — картина, написанная в 1931 году

«…Решив написать часы, я написал их мягкими. Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена. «

9. «Параноические превращения лица Гала» — картина, написанная в 1932 году.

Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.

10. «Ретроспективный портрет женщины» — скульптура, 1933 год.

Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.

11. «Загадка Вильгема Телля» — картина, написанная в 1933 году.

Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя.

12. «Лицо Мэй Уэст» — картина, написанная в 1935 году.

Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дива

13. «Женщина с головой из роз» — картина, написанная в 1935 году.

Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.

14. «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» — картина, написанная в 1935 году.

Эта картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется.

15. «Венера Милосская с ящиками» — скульптура, 1936 год.

Знаменитейшая из выдумок Дали. Ящики всегда изображались им открытыми. Они обозначали обыскивание, производимое неумышленно. Здесь у Дали явно какое-то устойчивое воспоминание, корни которого остались неведомыми. Дали наметил, где должны быть ящики, а Марсель Дюшан, к которому Дали относился с огромным уважением, сделал форму для отливки. С той же формы в 1964 году была сделана серия новых отливок. Сейчас Венера находится в музее Сальвадора Дали во Флориде. Музей Сальвадора Дали — единственный музей в США, посвященный одному художнику.

16. «Телефон — омар» — 1936 год.

Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».

17. Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)

Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы

18. «Метаморфозы Нарцисса» — картина, написанная в 1937 году.

Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссо-подобная фигура появляется на горизонте.

19. «Загадка Гитлера» — картина, написанная в 1937 году.

Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».

20. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» — картина, написанная в 1940 году.

Дали писал: «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма».

denis-balin.livejournal.com

Два автопортрета — Микеланджело Буанаротти и Сальвадор Дали: lovers_of_art — LiveJournal

Микеланджело Буонарроти — Страшный суд. Святой Варфоломей — 1512


На знаменитой фреске «Страшный суд» Микеланджело, в числе прочих, изобразил святого Варфоломея с содранной с грешника кожей в руке. Искусствоведы сходятся во мнении, что грешник (вернее то, что от него осталось) — это сам Микеланджело. По поводу причины появления столь жуткого автопортрета единодушия нет.
Самая очевидное объяснение: Микеланджело — человек богобоязненный и склонный к припадкам самобичевания — визуализировал таким образом свою мечту об искуплении грехов.


Существует и версия о том, что художник живописал тяготы своего титанического труда. Известно, что Микеланджело был одержим работой — только «Страшный суд» отнял у него четыре года жизни. Он ел только для того, чтобы не умереть, а спать ложился в рабочей одежде — переодеваться попросту не было сил. Когда подмастерья стаскивали с него сапоги, вместе с ними буквально слазила кожа.

Бытует и маргинальная версия о том, что этот автопортрет — зашифрованный протест: художник якобы расписывал Сикстинскую капеллу против своей воли.

Кое-кто считает, что Варфоломей подозрительно похож на Пьетро Аретино — публициста, драматурга, сатирика, «праотца журналистики» и известного критика Микеланджело.

Впрочем, нельзя исключать и самого простого: не имея времени искать для «шкуры» натурщика, художник просто использовал того, кто всегда был у него под рукой — самого себя.


Сальвадор Дали — Мягкий автопортрет с жареным беконом — 1941


Специалисты не исключают, что «Мягкий автопортрет» Дали — это реверанс в сторону той самой шкуры Микеланджело. Дали действительно без устали цитировал Микеланджело в целом и росписи Сикстинской капеллы в частности.

Сальвадор Дали — Голова Джулиано ди Медичи Микеланджело — 1982

Сальвадор Дали — Персонаж, навеянный фигурой Адама с плафона Сикстинской капеллы в Риме — 1982


И хотя жертвенный пафос был ему несвойственен, версия кажется правдоподобной — вот и кусочек бекона говорит в пользу этой мясницкой теории.

Впрочем, трактовать «Мягкий автопортрет», как и любую другую работу художника можно бесконечно разнообразно. Нечто аморфное и растекшееся, костыли — это непременные атрибуты иконографии Дали, так что автопортрет может быть просто очередным пластическим экспериментом. Или более конкретной позой: на пьедестале не сам Дали, а его образ в общественном сознании — податливый, изменчивый, формирующийся подпорками эксцентричных выходок.

Или так: неутомимый провокатор Сальвадор Дали снова предлагает публике и критикам отведать чего-то мягкого и коричневого. Не факт, что подтаявшего шоколада.)


Два автопортрета — Микеланджело Буанаротти и Сальвадор Дали

lovers-of-art.livejournal.com

Описание картины Сальвадора Дали «Автопортрет» 👍

Это первый автопортрет великого гения сюрреализма – Сальвадора Дали. На нас с полотна взирает мрачный человек с выражением обреченности в глазах. Художник написал только лицо и плени. Но и по ним уже можно догадаться о многих его чертах.

Общий фон полотна очень сильно затемнен, среди черноты лик является практически единственным различимым предметом, но и он написал довольно темными тонами, с большим количеством переходов и полутеней.

Лицо написано с использованием оливковых и коричневых красок, проступает силуэт черной широкополой шляпы. Мы видим, что линию плеч обозначает алая тень, а трубку в сомкнутых пухлых, красных губах он изобразил с яркой лимонной деталью. Фигура автора не повернута к зрителя, он словно взирает на нас, уходя далеко вперед. Это можно понять по направлению взгляда его взгляда, который до упора смотрит назад. Но голову поворачивать он желает, будто все то, что происходит позади не достойно его внимания. Он будет только спокойно, цинично оценивать и не более того. Также некоторую высокомерность можно заметить в стиле написания автопортрета.

Мастер выделяет свое лицо таким специфичным оттенком, что кажется, будто оно покрыто золотым напылением. Складывается устойчивое впечатление, что Дали хочет возвысить себя среди общей массы, показать, что лучше других. Каждая его черточка символизирует пренебрежение и превосходство перед наблюдателем. Острый, точеный нос и массивный подбородок говорят об упрямстве и целенаправленности.

Можно заметить гипертрофированный размер частей лица: очень крупный глаз и губы, большой закругленный подбородок. Также черная шляпа и накидка могут обозначать желание автора скрыться, спрятаться в поглощающей его темноте всеобщей бездарности. Но он благодаря своим талантам и неординарности, не способен к этому.

opisanie-kartin.com

Автопортрет дали – 9 портретов Сальвадора Дали | Artrue

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх