Что такое портрет определение для детей: Что интересного в портретах: объясняем ребенку — Детское бюро «Культурный кот»

Содержание

Что интересного в портретах: объясняем ребенку — Детское бюро «Культурный кот»

Что интересного в портретах: объясняем ребенку

Зачем объяснять такое человеку, делающему по десятку селфи в день? Наверняка он понимает, что людям всегда нравилось их собственное изображение! Припомните, а в музее вы у портретов хоть иногда останавливались? А ребенок? Интересовался, может вопросы задавал? Портрет почти всегда обделен вниманием, но совершенно напрасно. Вместе с Культурным котом будем разбираться, за что стоит ценить и любить портретную живопись.

Что считать портретом?
Изображение человека, конечно, ответит вам ребенок. Если вспомнить экспозицию Русского музея (и даже наш рассказ о ней), в голову приходит большое количество икон — а это разве не древние портреты? Не совсем. Иконы это скорее… переговорные устройства. Через них человек обращался к Богу, и иконописец совершенно не ставил перед собой задачи реалистично изобразить какого-то святого. Во-первых, он не мог знать, как тот выглядел. Во-вторых, иконы писались по канону — специальным правилам, придававшим рисунку духовности. Творчество тут было недопустимо.

А вот портретист уже был озадачен другим — рассказать о конкретном человеке. Первые такие живописные рассказы на Руси появились в XVII веке. Кто получал портрет? Конечно тот, кто мог себе это позволить — цари, их приближенные, в во времена Петра I и те, кто был полезен государству, «по заслугам личностным».

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Флора» 1634 г. — а это портрет? Не совсем. Это аллегория, изображение богини Флоры, мы не можем знать, как именно она выглядит, это же богиня. Скорее всего, позировала для этого портрета Саския, возлюбленная Рембрандта, но тем не менее, это не её портрет, потому что цель — не передать как она выглядела, а показать образ древнеримской богини плодородия. Такая живопись называется мифологической. Эту картину вы встретите в Государственном Эрмитаже.

Зачем нужен портрет
Прежде всего, чтобы людей узнавали. Детям, родившимся в эпоху тотального распространения Интернета, сложно представить ситуацию, когда нигде в мире нет изображения какого-то известного человека. Допустим, ты король, но в лицо тебя знают только твои подданные. Естественно, нужно нарисовать портретов, везде повесить, да ещё отправить правителям соседних стран! Обсудите, как сделать это даже без почты: порассуждать и построить логистику детям может быть очень интересно.

Портрет мог пригодиться, чтобы… выбрать невесту. Представьте, что королевская семья решила заключить выгодный брак с другой королевской семьей, да только их государства расположены за тысячу миль друг от друга. Как жениху убедиться, что потенциальная невеста хороша собой и здорова? Решено, снаряжаем экспедицию и отправляем придворного художника в путь — нарисовать и привезти портрет невесты, тогда и примем окончательное решение. Это совершенно реальный случай, произошедший в XVI веке, а имя художника вам может быть известно — Ганс Гольбейн.

А можно оставить собственный портрет (или даже автопортрет — порассуждайте вместе с ребенком, что это такое), чтобы о вас помнили — друзья или потомки. В каждом старинном замке или даже загадочном доме из книг и кино вы встретите упоминания портретов прошлых хозяев, которые будут осуждающе смотреть на нерадивых потомков. Галерею живых портретов из «Гарри Поттера» тоже уже вспомнили? Там они работали привратниками, что весьма удобно. Придумайте, как ещё можно использовать портрет у себя в квартире или доме — самые классные варианты и предложения ребенка пишите в комментарии.

Портрет может улучшить или испортить настроение,и придворные художники частенько этим пользовались. Помните историю с принцессой, где гарантии, что художника не подкупили, и он не приукрасил внешность невесты? Мастеру приходилось быть большим дипломатом. Как нарисовать портрет короля, если он кривой, косой и одноногий? Приходится искать хитрые ракурсы и выгодно подчеркивать положительные качества, иначе можно и головы лишиться.

Как, и это портрет? А то как же. Скульптурные портреты весьма популярны, например, римский портрет, который можно тщательно исследовать в Эрмитаже, на первом этаже. А вот эту голову Петра I слепила Анна-Мари Колло, ученица Фальконе. Именно так выглядит вблизи голова Медного всадника. Заглянуть в его глаза обязательно запланируйте — в Русском музее.

Как смотреть портрет

Вспомните или не забывайте наши любимые правила, как вообще вести себя в музее, чтобы получить максимальное удовольствие, и ловите игры и задания специально про портреты.

Угадайте эмоции. Глаза — зеркало души, а на портрете не только глаза! Даже брови могут передавать совершенно разные чувства. На счет три вслух хором с ребенком произносите, какое настроение у человека на портрете. Совпало? Тогда на счет три — о чем он думает? На счет три — на что он смотрит? Игра достаточно веселая, к тому же тренирует эмоциональный интеллект, попробуйте. И обязательно сравнивайте свои ответы, обсуждайте, почему каждый из вас так решил.

Проведите расследование. Парадные портреты в данном ключе интересны особенно, но и в бытовых можно найти интересные атрибуты. Они намекнут нам на социальное положение человека — высокое или низкое. Откройте блокнот и ищите все улики: одеяние дорогое? есть украшения? атрибуты власти? ордена, ленты или знаки отличия? что есть на фоне, какая обстановка? странные предметы, которые вряд ли лежали в комнате в этот момент, например, череп? Записывайте всё и обсуждайте. Профессионалы могут по портрету выяснить имя и фамилию героя, конечно, определив каждый орден и заглянув в соответствующие списки в архивах. В детской игре так далеко заходить не стоит, по крайней мере на первом уровне. Но почитать дома о каждом предмете, который вы встретили, будет интересно.

Дмитрий Левицкий «Портрет Екатерины-законодательницы в храме богини Правосудия», 1783 год. Хранит картину Государственный Русский музей. Какие атрибуты подсказывают нам, что речь пойдет о законотворчестве и правосудии? Почему на императрице лавровый венок вместо короны? Зачем здесь орел, жезл Меркурия, вид на море, книги? Сам автор объясняет свою работу ещё глубже, до мельчайших деталей: «Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя». Ничего себе расследование, правда? Ясно, что картина создана не просто для того, чтоб мы не забыли внешность Екатерины Великой.

Парадные портреты обычно большого формата, поскольку они писались для дворцов или больших поместий. Часто картины остаются в оригинальных богато украшенных рамах. Небольшие же картины могут изображать неизвестного человека, писались они скорее всего чтобы передать дух эпохи.

Придумайте, какие предметы вы попросили бы художника поместить на ваш портрет? Почему именно они дополнят рассказ о вашей личности?

Сравните с фото. Многие художники пробовали себя в портретной живописи, чтобы отточить мастерство. Например, художники XX века. В Главном штабе на четвертом этаже вы встретите портреты работы Пикассо и Матисса — и их преимущество над картинами из далекого прошлого в том, что уже можно найти фотографию модели. Далеко не всегда в портрете важным оказывается сходство — скорее эмоции, ситуация и статус портретируемого. Но поиграть никто не мешает. Сравните, например, эти картинки, или найдите в Сети фото других героев с экспозиции. Здорово, что на этикетках подписаны их имена, верно?

Анри Матисс «Портрет Лидии Делекторской», 1947 г. — и её фото. Это муза художника, вы найдете несколько её портретов разных лет. Какие изменения замечаете?

Пабло Пикассо, «Дора Маар с кошкой», 1941 год — и её фото.

Найдите себя. Нет, речь не о нашумевшем веселом приложении от Google Arts & Culture, которое ищет двойников на картинах мирового искусства, анализируя ваше селфи, всё сложнее. Попробуйте внимательно прислушаться к себе и определить свое настроение, например, последней недели или сегодняшнего утра. Пройдите по музею и найдите портрет с этим же настроением — не обращайте внимания на пол и возраст человека, считывайте только состояние души. Всё, у вас появился новый друг! Теперь можно и этикетку прочитать.

Культурный Кот надеется, что теперь вы будете больше внимания уделять портретам и не станете проходить их, стремясь к более простым для восприятия изображениям и скульптурам. Сохраняйте статью и делитесь с друзьями! До новых встреч!

Ознакомление дошкольников с портретной живописью | Статья по окружающему миру на тему:

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

Портретная живопись — один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. С помощью особого художественного языка он обращает внимание детей на самое существенное в человеке среди многообразия его качеств — от физических и  нравственно-эмоциональных до интеллектуальных проявлений.

Именно в  портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела — выразительные движения мимики лица, жесты, позы и речь, интонации, тон речи. Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже — глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например,  рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как  средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Вышеперечисленные особенности восприятия детьми портретной живописи позволяют определить некоторые принципы их отбора.

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего  дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние), если их понимание облегчается изображением деталей или окружающей человека среды. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми  дошкольного возраста  необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от  других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет — лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Для детей  дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

• Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.

• Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, погрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.

• На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет — сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и невербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое — это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление — постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе — на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, понимание и осознание проявлений эмоций у сверстников и взрослых (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: «Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!» Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: «Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к нему, пожалеем его и утешим!»

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых — родителей, воспитателей, помощников воспитателя. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешне: как в речи, интонациях, так и в мимике, пантомимике (жестах, позе, движениях). Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова «нельзя» можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки («Ну и ну!»). «Иди сюда!» — пригласить рукой. «Помолчи!» — палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т. д.). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда — грустно», «Что значит ‌«испуганный», «удивленный»?», «Угадай, что я говорю» (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий — подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на эмоциональность настроения, чувство, которое выражает произведение или персонаж повести, сказки.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты косолапый мишка.

Здесь могут помочь просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам про животных и человека. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации о ее героях. Как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову и т. д. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры. Например, «Кто смеется, кто плачет» или «Кому весело, кому грустно», «Убери лишнюю» (дети сравнивают  изображенные на карточках яркие эмоциональные состояния людей и разбирают их по общности на группы).

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры «Где мы были мы не скажем, а что делали — покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает».

                Таким образом, портретный жанр  живописи раскрывает  мир  чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы  людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Примеры конспектов занятий по ознакомлению детей

    среднего дошкольного возраста с портретной живописью

Беседа «О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ ПОРТРЕТ»

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи — портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.

Подготовительная работа. Система занятий по ознакомлению детей с натюрмортом, пейзажем. Рисование, лепка, аппликация образов людей.

Материалы. Репродукции портретов «Маргот танцует» П.П.Кончаловского; «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В.И.Сурикова; «Портрет крестьянки в русском костюме» И.П. Аргунова; «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В.А.Серова; «Портрет Л.Н.Толстого» Н.Н.Ге. Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р.Шумана.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сейчас мы пойдем на выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, сами постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть, а потом вы мне расскажете, про кого эти картины. Когда музыка закончится, подойдете к стульчикам и сядете.

Дети входят под тихо звучащую музыку в зал, подходят к стендам и рассматривают портреты. Через 2 минуты воспитатель выключает проигрыватель.

— Понравились вам картины? (Ответы детей.) Кто изображен на этих картинах? Да, девочка, мальчик, мужчина, женщина, старый человек — взрослые и дети, а в целом — люди. Такие картины называются портретами. Портрет — это изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть очень похож на человека, которого художник рисует, но художник старается изобразить его так, чтобы все увидели, какой он — добрый или нет, веселый или грустный, хитрый или простодушный.

Обычно художник пишет портрет того человека, которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих детей или детей знакомых. Вот посмотрите на картину «Mapгот танцует» Петра Петровича Кончаловского, он нарисовал свою озорницу дочку. Иногда портреты художнику заказывают, а иногда он сам выбирает себе модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, Николай Николаевич Ге очень уважал известного писателя Льва Николаевича Толстого, он его и нарисовал — посмотрите на портрет.

А вот портрет мальчика Феликса Юсупова художнику Валентину Александровичу Серову заказали его родители. Мальчик очень любил свою собачку — бульдога, художник и его нарисовал.

Понравились вам портреты? Мы еще с ними увидимся. А сейчас давайте еще посмотрим на них, полюбуемся и послушаем прекрасную музыку. (Включает на 1-2 минуты отрывок из музыкального произведения «Грезы» Р.Шумана.)

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ

Рассматривание картины «Маргот танцует» (П.П.Кончаловский, 1949 г. )

Программное содержание. Вызвать у детей интерес к портрету девочки, желание его внимательно рассматривать, эмоционально сопереживать ей, соотносить увиденное с собственным опытом, развивать воображение, образное мышление, фантазию. Обогащать словарь детей понятиями «жест», «поза»; «озорная», «лукавая», «шалунья»; «кастаньеты», «Испания», «испанский танец». Развивать у детей умения высказываться, давать оценки, общаться по поводу увиденного; чувствовать и устанавливать связь настроений изобразительного, поэтического и музыкального образов.

Подготовительная работа. Рассмотреть иллюстрации с танцующими людьми, обратив внимание на расположение их рук, ног, всей фигуры, рассмотреть схемы разных поз танцующих людей. Пригласить по возможности танцоров, чтобы они продемонстрировали испанский танец, рассмотреть одежду и кастаньеты. На музыкальном занятии разучить с детьми несколько движений испанского танца.

Материалы. Репродукция портрета «Маргот танцует» П.П.Кончаловского. Музыкальное произведение «Espana Cani» или «Малагуэнья» И.Альбениса.

Ход занятия.

Дети сидят около стенда, он закрыт.

Воспитатель. Дети, недавно мы видели красивый испанский танец. Понравился он вам? А чем? (Ответы детей.) Сегодня я приготовила для вас картину (открывает). Посмотрите на нее и полюбуйтесь, а я включу музыку, она нам поможет понять, про что эта картина, и о чем-то напомнит. (Включает мелодию «Espana Cani», через 1-2 минуты выключает проигрыватель.) Так что же вам напомнила музыка? (Ответы детей.) Задорный испанский танец под кастаньеты. Композитор передал его звуками и ритмом. А что же увидел художник? (Ответы детей.) Он увидел, как его шалунья и озорница дочка красиво и изящно танцует испанский танец.

Маргарита играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее мама и нарядила дочку в свое шелковое синее платье с тремя оборками внизу и на рукавах. Под него надела пышную белую юбку. На шею повязала ярко-желтый платок. Какое красивое получилось сочетание цветов – холодного синего с ярко-желтым! Мама прикрепила в волосы девочке два цветка. Получилась очаровательная испанка!

Посмотрите на лицо девочки и расскажите, какое у нее настроение. (Ответы детей.) Веселое, озорное, лукавое, задорное — у нее открыт в улыбке рот, видны даже беленькие зубки. Большие карие глаза весело поблескивают и смотрят прямо на нас. Волосы у девочки пышные, темно-каштановые. А теперь расскажите, что же делает девочка? (Ответы детей.) Как вы догадались? Поза танцующего человека — поднятые руки и ножка. А что это у нее в руках? Погремушки, как кастаньеты у танцовщицы, отбивают ритм.

Как красиво смотрится изящная и яркая фигурка девочки на светлом фоне! Как бы вы назвали этот портрет? (Ответы детей.) А художник назвал свою картину «Маргот танцует». Он с мягким юмором и любовью назвал дочку немного по-испански. А сейчас послушаем еще испанскую мелодию и, глядя на девочку, представим, что она танцует под эту музыку. (В конце можно предложить детям включиться в танец. )

Оценка искусства — Автопортреты для детей — Art History Kids

Художники всего мира рисовали себя — от античности до эпохи Возрождения и даже сегодня… Кажется, каждый известный художник сделал хотя бы один автопортрет.

 Почему автопортреты так важны?

Для некоторых художников это как вести дневник. Автопортреты — это их способ задокументировать, как они видят себя и как они хотят, чтобы их воспринимали другие.

Для других артистов главное — экспериментировать и пробовать что-то новое.

Изучите вместе с детьми несколько знаменитых автопортретов и предложите им создать свой собственный. Работа по рисованию автопортрета — это мощное занятие! Дети улучшат свои наблюдательные навыки, внимательно глядя в зеркало и переводя то, что видят, на холст. У них также будет возможность провести время, занимаясь самоанализом и задавая себе вопросы, которые помогут им создать свое искусство!

Вопросы типа:

  • Каким я себя вижу?
  • Каким я хочу, чтобы меня видели другие?
  • Какой стиль искусства лучше всего выражает мою личность?
  • Почему?
«Давайте не будем забывать, что маленькие эмоции — великие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, даже не осознавая этого».
— Винсент Ван Гог

В этом месяце в Студии мы будем исследовать несколько значительных автопортретов из истории искусства, уделяя особое внимание Гюставу Курбе, Винсенту Ван Гогу и Яёи Кусаме.

Если вы хотите познакомить своих детей с этим искусством, но не знаете, с чего начать, приглашаю вас посмотреть, как мы изучаем искусство в рамках членства в Студии!

Это будет такой УДИВИТЕЛЬНЫЙ месяц! Мы начнем наше обучение в понедельник, 2 июля, и каждый понедельник участники The Studio будут получать простой план урока!

В течение следующих нескольких недель мы:

  • узнаем больше об этих трех художниках и их направлениях в искусстве
  • поговорим о том, почему автопортреты так важны (разговоры, которые помогают вашим детям задействовать свое критическое мышление уметь и выражать свои мысли)
  • Исследуйте катушку эмоций в автопортрете
  • и соедините искусство с окружающим миром (литературой, географией и т. д.)

Запись открыта! Присоединяйтесь к нам и посмотрите, сколько удовольствия вы и ваши дети можете получить от искусства!

Если вы новичок в Art History Kids и не слышали о The Studio… позвольте мне немного рассказать вам о ней!

Студия — это ежемесячный абонемент  , который поможет вам каждый месяц освещать новую тему истории искусства со своими детьми – 

легко!

  1. Новая забавная тема для изучения каждый месяц.  Каждый месяц мы будем следовать одному и тому же плану.
    • Неделя 1. Введение и обзор
    • Неделя 2. Углубление (сосредоточьтесь на одном аспекте искусства и узнайте больше о художнике)
    • Неделя 3. Соедините точки (связь искусства с другими предметами, такими как наука и литература) )
    • Неделя 4. Ознакомьтесь и узнайте больше
  2. Удобные планы уроков, которые доставляются каждый понедельник. Начните неделю с творчества! Планы уроков от The Studio приветствуют вас каждое утро понедельника. Вы будете практиковать искусство беседы с заранее запланированными руководствами по обсуждению и подсказками в чате, которые приведут вас к отличным беседам об искусстве с вашими детьми. Никогда не задавайся вопросом, какую книгу прочитать! Все списки книг составлены для вас. И вашим детям понравятся открытые проектные идеи каждую неделю. Они всегда ориентированы на процесс, поэтому художественное путешествие важнее, чем пункт назначения. Наконец, вы научитесь применять Теорию Одного. Это мой секретный трюк, который навсегда избавляет от переутомления в домашнем обучении!
  3. Персональный отзыв от меня.  Напишите мне в любое время. Обычно я возвращаюсь к вам в тот же день.
  4. Доступ к приветственной неделе. Когда вы присоединитесь, мы проведем неделю, изучая различные аспекты членства, и вы получите экскурсию, которая расскажет вам обо всем. Я также поделюсь советами о том, как создать удивительную творческую зону для ваших детей и как хранить все их шедевры в удобной и организованной системе.
  5. Доступ к архивным урокам за несколько месяцев.   В дополнение к теме текущего месяца вас будут ждать предыдущие действия за несколько месяцев.

Вот что говорят участники:

«Я писатель, а не художник. Мне нравится, что студия позволяет мне глубоко соприкоснуться с искусством и исследовать его так, как это важно для моих детей (тех, кто сам хочет стать художником). Это подарок.
— Элизабет
Студия — прекрасный открытый ресурс для домашнего обучения. Мои дети (и я) познакомились с такой красотой и интересными темами в прошлом году. Мне нравится, что мы можем расширить тему месяца, включив в нее изучение природы, географию, историю и науку. Студия стала основным ресурсом для нашей домашней школы.
— Darlene

Вы можете прочитать больше о The Studio, и если вы чувствуете, что ваши дети (и вы!) хотели бы попробовать это, вы можете присоединиться к нам в июле.

Никаких долгосрочных обязательств… ваше членство ежемесячно, и только в этом месяце у вас будет возможность просмотреть членство в течение целой недели, прежде чем с вас будет взиматься плата! Посмотрите, подходит ли это вам и вашим детям, и дайте мне знать, если у вас возникнут вопросы. Я всегда здесь, чтобы помочь.

Изучение автопортретов – путешествие в раннее обучение на основе исследований

Перейти к содержимому

| Каролина Саенс-Молина

Малагуцци и Мусатти (1996), Пело (2007) считают, что автопортрет тесно связан с восприятием личности детьми… истории, которые дети рассказывают на своих портретах.

Автопортрет — это интимное, смелое заявление об идентичности. В своем автопортрете ребенок предлагает себя и как субъект, и как художник. Когда мы смотрим на ее автопортрет, мы видим ребенка таким, каким она видит себя.

История создания автопортрета — это нежная история. (95)

Портретные исследования с помощью искусства, игра отдельных частей

Процесс портретного коллажа

В портретном коллаже символическое изображение является частью художественного процесса. Для маленьких детей символическое представление [например] происходит, когда ребенок превращает свечу дня рождения в бровь, создавая лицо. Символическое изображение в технике коллажа является частью сценария творческой игры — здесь работают игривое исследование материалов, метод проб и ошибок и использование гибкого мышления. Использование символического представления в художественной игре — важный шаг к тому, чтобы перевести детское мышление от конкретного к абстрактному представлению слов.

В художественном процессе дети переходят от концепции реального лица (конкретного) к произведению искусства, которое символизирует реальную вещь (иконическое изображение). Этот процесс закладывает основу для достижения детьми более высоких уровней символизации — например, когда слово «лицо» (абстрактное) представляет реальное лицо.

Искусство предлагает детям важный эмпирический мост, помогая им перейти от конкретного к абстрактному миру слов. Для дошкольников техника игрового коллажа с взаимодействием со сверстниками и под руководством учителя открывает множество возможностей для символического представления и развития речи.

«Тогда я понял, что дело вовсе не в создании искусства. Речь шла о рассказывании историй. Речь шла об общении. Игривость с помощью коллажа позволяла людям рассказать историю с помощью искусства, которую, возможно, было бы слишком сложно передать словами». — Ханох Пивень,

«Жизнь в игривом коллаже»

 

Разбросать материалы для коллажа на столе и дать детям время, необходимое для изучения и игры с ними. Заблаговременное изучение материалов пробуждает их любопытство и интерес, побуждает к диалогу со сверстниками и дает им время подумать о том, какие фрагменты они могут использовать для создания своих собственных автопортретов.

Когда дети исследуют выражения лица на автопортретах, они знакомятся со словарем эмоций, таких как радость, грусть и гнев, и начинают развивать эмоциональную грамотность.

Приятно видеть, как дети наблюдают за собой с помощью зеркал и фотографий, а затем создают автопортреты. На протяжении всего процесса дети могут исследовать выражения лица и художественно изображать такие понятия, как «счастливый мозг», «грустные руки закрыты» и «глаза имеют форму лужи» (Malaguzzi & Musatti 19).96, 50–51).

Взгляд и привлечение внимания к чертам лица через взгляд и прикосновение. Приятно наблюдать, как дети используют зеркала и делятся наблюдениями друг с другом. Говоря о частях лица, чертах лица, формах, размерах и т. д. На этот раз это отличное языковое исследование.

Портреты можно поместить в детские портфолио, которые документируют личный путь обучения детей во время их пребывания в дошкольном/детском саду.
Дети могут использовать автопортреты, чтобы подумать о том, как они изменились за год и что они могут сделать сейчас, чего не могли раньше.

«Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю один, потому что я тот человек, которого я знаю лучше всего».
— Фрида Кало

Малагуцци, Л. и К. Мусатти. 1996. «L ‘Importanza di Rivedersi / Как важно снова увидеть себя». В I cento linguaggi dei bambini: Narrativa del possibile / «Сотня языков детей: рассказ о возможном», ред. Т. Филиппини и В. Векки, 46–52. Реджо-Эмилия, Италия: Дети Реджио.

Джозеф Г., П. Стрейн и М.М. Островский. 2005. Воспитание эмоциональной грамотности у детей младшего возраста: маркировка эмоций. Краткий обзор того, что работает 21. Центр социальных и эмоциональных основ раннего обучения. http://csefel.vanderbilt.edu/briefs/wwb21.pdf.

Пело, А. 2007. Язык искусства: исследовательская студийная практика в условиях раннего детства.

Что такое портрет определение для детей: Что интересного в портретах: объясняем ребенку — Детское бюро «Культурный кот»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх